Предназначение Ману Самхиты

Москва - 01 January 2007
лекция для практикующих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:50:44 | качество: mp3 64kB/s 50 Mb | прослушано: 885 | скачано: 618 | избрано: 38
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ману-самхита описывает суть ведической культуры. В каждой культуре необходимо какое-то средство выражения, которое описывает её. Что бы вы не делали нужно какое-то средство выражения. Эта форма выражения должна быть очевидна для всех, кто на неё смотрит. Таким образом сама форма Ману-самхиты является отражением изначальной культуры духовного мира. Изначальная культура, вся изначальная культура основана на любви к Кришне. Но иногда живое существо принимает решение покинуть эту ситуацию и пытается провозгласить себя Богом.

00:02:12 В духовном мире живое существо пребывает с Кришной и следует естественной духовной культуре, не пытаясь её изменить. Но когда живое существо решает стать Богом, наслаждающимся, оно не пытается изменить культуру. Живое существо не пытается изменить культуру, а пытается изменить внимание окружающих, объект внимания. Таким образом духовная культура отражается в материальной, такой, какая она является. Но из-за того, что живое существо не является Богом и попав сюда теряет эту спонтанную любовь к Кришне, то эта культура не проявляется такой, какой она должна быть.

00:03:30 Поэтому эта культура описывается в Ману-самхите. Ману-самхита сама по себе – это беседа Господа Брахмы с великими мудрецами. И затем наставления, полученные мудрецами от Господа Брахмы, передаются Ману и Ману наставляет всё человечество. Ману – означает «лидер живых существ», лидер людей, лидер мановас. Изначальным Ману является конечно Кришна, затем от Него знания переходят Господу Брахме и Брахма передаёт своим сыновьям, один из которых Сваямбхува ману и затем эта информация доходит до всего человечества.

00:04:57 Поэтому в Ману-самхите мудрецы обращаются к Господу Брахме, которого называют сваямбху – не рождённый и задают ему несколько вопросов. И то, что они у него спрашивают – это: «Каким образом мы можем следовать системе варнашрамы, находясь в связи с Господом, для того чтобы развить любовь к Нему?». Потому что они уже знают о варнашраме, но только в контексте социальной культуры. Они хотят знать, каким образом система варнашрамы может быть связана с Господом, чтобы тот, кто следовал ей, в конечном счёте осознал Бога. В этом смысл Ману-самхиты. Как осознать наши взаимоотношения с Господом посредством практики следования социальным стандартам. Это знание предназначено для тех, кто находится на пути к осознанию Бога.

00:06:51 И Господь Брахма начинает объяснять, что ведическая литература соединяет живое существо с Господом. Поэтому какой бы из ведических трудов мы не взяли, там всегда повествование начинается с описания творения. И затем, когда такая связь с создателем, далее уже обсуждается какая-то определённая тема. Потому что живое существо должно связать свою жизнь с Богом. Поэтому каждое описание должно быть связано с Господом. Конечно совремённые учёные этого не понимают и всегда говорят, что это просто чьи-то более поздние домыслы и добавления в священное писание. Они не понимают принцип по которому написана ведическая литература.

00:08:39 И таким образом Господь Брахма описывает первичное и вторичное творение. И очень наглядно показывает, что первичное творение было осуществлено Кришной, только вторичное было сделано им, Господом Брахмой. И когда он описывает вторичное творение, он проходит через все его стадии, описывая всё что было сотворено и каким образом оно действует на живых существ. Другими словами, для того чтобы совершать какую-то деятельность должно быть поле деятельности. Если вы хотите делать что-то, для этого должна быть правильная ситуация.

00:09:55 Поэтому Кришна создал все формы жизни, а также Он создал определённую среду обитания для каждой из этих форм. И поэтому, после того, как описаны виды живых существ и ситуации в которых они находятся, дальше нужно говорить о том, что хорошо для них и что для них плохо. Иначе, как знать, каковы правильные действия, а каковы неправильны? И затем говорит Господь Брахма: «Именно в этот момент на сцену выходит Дхарма-шастра, для того чтобы облечь форму. Все ведические порядки, создаются дхармашастрой». Это знание Господь Брахма передал своим десяти сыновьям. И в этот момент, он продолжает своё объяснение, как бы обращая его к Бхригу Муни.

00:11:39 И далее уже Бхригу Муни описывает все остальные стихи Ману-самхиты. Поэтому из 12 глав, лично Господь Брахма, рассказывает только половину первой главы. Всё оставшееся описывает Бхригу Муни.

00:12:22 И затем, перед тем, как Бхригу Муни начинает описывать принципы, как принципы прилагаются на практике, он сначала описывает время. Это значит, что существует время для каждого вида деятельности, которую мы совершаем. Глагол должен определять три направления. Глагол должен определять: время, настроение и совершённое действие. Без времени невозможно совершение действия. Значит, что нужно описать – это время.

00:13:58 И поэтому он описывает время, начиная от времени за которое можно моргнуть глазом и заканчивая временем жизни Господа Брахмы. И время за которое люди моргают глазом называется нимиша – это самое короткое проявление времени, которое люди могут вообще испытать на себе. Потому что это движение происходит за одну одиннадцатую секунды. Это самое короткое время, которое человек может осознавать. И таким образом, если человек осознаёт, если у него есть чувство времени, чувство момента, тогда могут происходить все социальные функции. Если у человека нет чувства правильного момента, тогда его социальные функции могут функционировать неправильно.

00:15:55 А затем Бхригу Муни описывает темы Дхармашастра, этих тем 25, которые описывают все разные аспекты варнашрамы, затем он описывает необходимость действия. И все живые существа совершают усилия из-за того, что они желают получить какой-то результат. Без желания результатов, деятельность невозможна. Поэтому в Ману-самхите написано, что никто не занимается ничем, если у него нет желания результата.

00:16:55 И вопрос заключается в том, что же это за желание. Усилия прилагаются для результата. Поэтому в чём заключается этот результат? Этот результат эгоцентрический или же он направлен на благо других. Поэтому в зависимости от сознания человека, качество желания может быть низким или высоким. Далее Бхригу Муни описывает важность следования Шастрам.

00:17:54 Живые существа обязаны следовать священным писаниям. И Бхригу Муни говорит, что в священных писаниях нет никаких противоречий, просто у них могут быть разные точки зрения на разные правила. Но противоречий между священными писаниями быть не может. «Поэтому» - говорит Бхригу Муни – «Нет, не может быть никакого оправдания неследованию священным писаниям». Сомневаться в священных писаниях могут только атеисты. И с людьми, которые таким образом не понимая священные писания, должно быть прекращено всякое общение, на них нельзя жениться, выходить замуж и вообще поддерживать с ними контакт.

00:19:16 Поэтому мы можем видеть ту строгость с которой в ведической культуре принимался авторитет священных писаний. И Бхригу Муни приводит пример огненного жертвоприношения. Некоторые священные писания говорят о том, что ягья должна проводиться до восхода солнца, некоторые говорят, что во время восхода, а третьи говорят, что после восхода. «Но здесь нет противоречия» - говорит Бхригу Муни – «Потому что эти жертвоприношения предназначены для разных типов людей».

00:20:16 Те, для кого, те для кого ягья или жертвоприношение является повседневной практикой делают это до восхода солнца. Те, для кого это является как бы, такой вторичной, не основной практикой делают это во время восхода, а те, для кого это как бы на последнем месте в списке приоритетов, те это делают после восхода солнца. Это значит, что ведическое жертвоприношение как самое важное оно делается до восхода солнца. Если же вы следуете панчаратрике, тогда у вас есть как бы две практики – сначала у вас мангала-арати и пуджа, и только потом жертвоприношение.

00:22:01 Поэтому всё зависит от того, что является приоритетом вашей садханы. А то, что пытается сказать Бхригу Муни, что если вы видите противоречия, если вам кажется, что вы видите противоречия в священных писаниях, то это ваши проблемы [а не чьи-то другие], потому что священные писания работают по определённым принципам. И, понимая основной принцип, вы видите, что кажущиеся противоречия они на самом деле совсем не противоречия, потому что они служат одному общему принципу.

00:22:54 И таким образом ягья она становится частью вашей жизни, в соответствии с вашими приоритетами. Все согласны? (Те, кто стоят за дверями, они делают это потому что им там нравится или потому что они не могут попасть вовнутрь? Тогда, если мы откатим Вьясасану назад, тогда появится больше места.)

00:24:38 Таким образом Бхригу Муни устанавливает принцип, что кажущиеся вам противоречия в священных писаниях они только кажутся. Как бы, через процесс обучения, задавания вопросов, вы можете прийти к общему знаменателю. Затем в следующих пяти главах Бхригу Муни описывает Ашрама-дхарму. Ашрама-дхарма – это духовная культура. И она едина для всех варн. Поэтому ведическую культуру называют брахманической культурой. Потому что, с ведической точки зрения культура только одна, брахманическая культура, которой следуют все.

00:25:52 Итак, первый ашрам – это ашрам брахмачарий. Но перед этим ещё описываются самскары. Сначала описываются самскары: изначальные самскары до того момента, когда человек вступает в ашрам брахмачари, всё начинается с Гарбходана-самскары. Гарбходана-самскара существует для того, чтобы создать правильную почву и правильное настроение для того, чтобы то живое существо, которое придёт в этот мир получила правильный старт в духовной жизни.

00:27:07 Затем описываются остальные самскары. Эти самскары очищают живое существо от тех загрязнений, которые живое существо наследует от своих родителей. И затем есть самскары, которые очищают, далее очищают человека для духовного продвижения. Затем следующая ступень – это Брахмачарья-ашрам. Основа брахмачарья-ашрама – это уважение. Без уважения ведическая культура невозможна, потому что уважение является основой всех взаимоотношений.

00:28:28 Без уважения невозможны какие-либо взаимоотношения между людьми. Если вы не уважаете индивидуальность другого человека, то вы не можете общаться с ним, как с индивидуальной личностью. Но если вы осознаёте положение человека в обществе и уважаете это положение, тогда вы можете иметь с ним отношения. И нужно признавать положение окружающих и вышестоящих и нижестоящих, и тех кто находится на том же уровне, что и вы. Любые отношения основываются на уважении, на этом же основываются все расы. Если убрать уважение, то раса невозможна. Это очень важно.

00:30:07 Допустим, если у вас нет уважения к своему другу или супругу, тогда отношения все сводятся на нет. Если вы вдруг замечаете, что ваши взаимоотношения с каким-то человеком буксуют, то надо поискать, есть ли в этих взаимоотношениях уважение, присутствует оно или нет? Далее брахмачари должен изучать священные писания, соблюдать принципы чистоты, также он должен быть смиренным и заниматься смиренным служением и контролировать свои чувства. Тот у кого есть эти качества, из того получится хороший брахмачари.

00:31:25 И только тот, у кого есть эти качества станет хорошим грихастхой (семьянином). Шрила Прабхупада говорит, что из первоклассного брахмачари получается первоклассный грихастха. А потому что правильно существовать в грихастха-ашраме, для того чтобы правильно существовать в грихастха-ашраме нужны те же самые принципы, что и в брахмчарья-ашраме. Согласны?

00:32:36 Потому что, если в семейной жизни нет смирения, нет знания, нет рабочей этики, нет уважения, тогда оно невозможно. Женщинам не нравятся мужчины, которые слишком гордые, ленивые, при этом ещё грязные и неуважительные. Также все эти перечисленные качества нужны живому существу, для того чтобы покинуть материальный мир. А, вообще, смысл этих качеств в этом и заключается, это основная их цель.

00:33:38 Поэтому слово брахмачарья – означает человека, ведущего жизнь, живущего жизнь с целью познания Брахмана. Поэтому в ведической культуре для того, чтобы вернуться назад к Богу и для того, чтобы существовать в обществе, необходимы следования одним и тем же принципам. Если не следовать ведическим принципам в жизни, невозможен никакой успех. Мы говорим о принципах, а не о деталях. Ведические детали – это уже как бы совсем другое, это является высшей идеальной формой проявления ведических принципов. Детали могут быть разными, но ведический принцип, на котором эти детали покоятся, может быть только один.

00:35:16 Допустим у нас есть цифры. Есть принципы по которым работают цифры и эти принципы можно изложить в арифметике, алгебре и тригонометрии. Это всё детали, принципы. Таким образом цифры являются принципами, а все эти алгебра и тригонометрия являются деталями. Если вы занимаетесь только сложением и отниманием – это называется арифметика. Если вы пытаетесь найти неизвестное значение формы, то это алгебра. Если вы рассчитываете углы, то это тригонометрия, если вы оперируете формой и объёмом, то это геометрия.

00:36:58 А и интегралы они описывают, что описывают интегралы? [все смеются] Движение, тенденции неизвестных? Затем уже квантовая физика описывает то, как объект может существовать одновременно в двух системах. Поэтому, цифры они как бы работают как цифры, но вопрос заключается в том, что мы хотим из них получить?

00:38:07 Поэтому принципы, которые вас хорошим брахмачари, необходимы для того же. Эти же принципы необходимы для того, чтобы вернуться назад к Богу и так же для функционирования в любой варне-ашраме. Согласны? Если вы хотите вернуться назад к Богу, нужно быть хорошим. Если вы хотите быть успешным в бизнесе, то вы должны вести себя хорошо со своими партнёрами, клиентами и покупателями. Если вы хотите, чтобы ваша семейная жизнь была успешной, вы должны хорошо общаться с женой. Те же самые качества необходимы в любых варнах и ашрамах.

00:39:39 Вопрос заключается в том, насколько вы хотите быть успешным в бизнесе? Как вы хотите достичь успеха в бизнесе? Обманывая человека с улыбкой или обманывая его, так некрасиво? Даже мафия, прежде чем пристрелить вас, вас поцелует. [все смеются]. То, что Махарадж имеет ввиду под найс, это означает, доброжелательные взаимоотношения. А если вы хотите заключить какой-то бизнес договор, вы делаете это за столом во время бизнес-ланча, а не крича друг на друга и топая ногами. Конечно это всё политика, такие «улыбки акулы», но, так или иначе, с виду все очень доброжелательны.

00:41:13 А детали того, что такое хорошо и приятно, они могут меняться от ситуации к ситуации. Далее описывается дхарма. Дхарма – означает «внутренняя природа чего либо». Внутренняя и неотъемлемая, то что никогда не меняется. Вооружённым этим знанием можно правильно обращаться с человеком в каждой конкретной ситуации.

00:42:09 В этом заключается суть религии. Ритуалы – это только один аспект религии. То как крутить краники на раковине – это тоже принципы религии. Если вы покрутите их против часовой стрелки, то вода потечёт, если не покрутите, то не потечёт. Другими словами – религия – это то, как правильно вести себя с чем-либо для того, чтобы получить желаемый результат. Результат, который основан на взаимоотношениях. Поэтому дхарма, она описывает, каковы наши взаимоотношения с различными проявлениями этого материального творения. Какие вопросы по услышанному?

00:43:35 [Аудитория] Насчёт уважения можно вопрос? [Неразборчиво] Как сложно нужно устраивать? Может было бы проще, если б был просто какой-то устав, согласно которому можно было бы действовать в жизни правильно? Почему нужно всё так …[неразборчиво]. Вопрос заключается в том, почему в той же Ману-самхите не написан просто свод правил, то есть открыл и прочитал, почему нужно вникать в каждую конкретную ситуацию, согласно месту времени, обстоятельствам, рассматривать каждую ситуацию индивидуально вместо того, чтобы просто там было правило на каждый случай жизни?

00:45:35 Бхакти Видья Пурна Свами: Первый момент заключается в том, что живое существо должно думать и размышлять. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы думать. Место, время, обстоятельство – это значит, что вы прилагаете это знание к конкретной ситуации и ко всем остальным людям, которые вовлечены в неё. Вот вам практический пример: хотела ли бы жена, чтобы её муж следовал тем же правилам, относился к своей жене, по тем же правилам, по которым другой муж относится к своей жене, не посоветовавшись с ней? Хочет ли женщина, чтобы её муж относился к ней так же как другой муж относится к своей жене?

00:47:01 Допустим у мужа есть друг и этот друг, он говорит мужу: «Ты знаешь, я со своей женой обращаюсь вот так и так?». И хотели бы вы, чтобы ваш муж начал относиться к вам также как его друг относится к своей жене или бы вы всё-таки хотели, чтобы ваши взаимоотношения были построены на том, как вы этого хотите и представляете себе? Тогда вы должны понимать, почему существует свод правил, но каждое живое существо должно думать и медитировать на то, как приложить это к своей конкретной ситуации.

00:48:16 [Аудитория] В начале лекции вы сказали, что законы Ману-самхиты предназначены для тех, кто сознаёт Бога, значит ли это, что Ману Самхита, как бы не для всех, а только для преданных?

00:49:03 Бхакти Видья Пурна Свами: И изначально в ведической культуре все осознавали Бога, все были такими в Сатья-югу. Но с ходом времени, в этом заинтересовано всё меньше и меньше людей. Другими словами: варнашрама – это дайва-варнашрама (божественная). Те же самые правила прилагаются, их непреданным, но это уже не дайва-варнашрама, это уже сурья-варнашрама.

00:50:02 Другими словами, та варнашрама, которая предназначенная для получения в материальном мире самых качественных чувственных наслаждений, экономического процветания, материальной культуры – это асура-варнашрама (демоническая). А та социальная система, которая проходит через стадии, дхарма (следование долгу), артха (экономическое процветание), кама (удовлетворение вожделения), мокша (освобождение) и в конечном итоге направлена на того, чтобы удовлетворить Господа, называется дайва-варнашрама. Но система эта одна и та же, просто хотите ли вы пользоваться этой системой для того чтобы удовлетворить Бога или для своих каких-то целей?

00:51:11 Так что эта система предназначена для всех, но кто-то может подумать, что правила, законы Ману – это просто какой-то свод законов материального мира. Но вначале, перед тем, как Ману начинает излагать свою систему, он как бы в предисловии говорит о том, что она предназначена для осознания Бога.

00:52:07 [Аудитория] [не переведено] Объясните пожалуйста разницу между системой Бхагавата, Панчаратрик и Ведами.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Бхагавата означает взаимоотношения с Бхагаваном с точки зрения изначального положения живого существа. Система Панчаратра – она также описывает взаимоотношения с Бхагаваном, но уже с точки зрения обусловленной души. Ведические писания, они уже касаются взаимоотношений, которые не связаны напрямую с Бхагаваном и о том, как правильно осуществлять жизнедеятельность.

00:53:29 Другими словами – ведическое знание – это то, как общаться с материальным миром для того, чтобы возвыситься. И в конце концов возвышение сознания заключается в том, чтобы это сознание стало сознанием Бога, то есть осознать Бхагавана. Но это осознание также может включать в себя осознание Параматмы и Брахмана, как конечной цели.

00:54:42 Таким образом Панчаратрика она вытягивает из ведической системы только то, что полезно и можно использовать уже во взаимоотношениях с Бхагаваном. На самом деле Панчаратра – это настоящее ведическое знание. Это то ведическое знание, это тот свод ведических законов, который был создан. Но там обрезаны все остальные формы поклонения, которые не ведут напрямую к Верховной Личности Бога, все поклонения полубогам и т.д., то что есть в Ведах. Суть – это Бхагаван.

00:56:03 Поэтому можно сказать, что Бхагават-дхарма – это истинная Варнашрама-дхарма. Но следовать ей могут только те, кто достиг освобождения. Если же вы всё ещё обусловлены, вы должны пользоваться Панчаратрикой. Если вы привязаны к каким-то аспектам материального мира, то вы ещё добавляете ведическую дхарму к своему стилю жизни в системе Панчаратрика, которая ставит своей конечной целью Бхагават-дхарму.

00:57:02 Поэтому технически говоря: Санатана-дхарма, Бхагават-дхарма и Варнашрама-дхарма – это одно и то же. Цель их одна и та же. Разница заключается в том, какую форму вы используете для этого. Точно также как для брахмачарий, для того чтобы быть успешным в своём ашраме, он должен пользоваться, он должен следовать тем же самым принципам, которым следует тот, кто успешен в грихастха-ашраме. Но с другой стороны, форма грихастха-ашрама, она гораздо более сложная чем форма брахмачари-ашрама. Поэтому Бхагавад-дхарма – она очень проста, Панчаратрика уже немножко усложнённая и ведическая дхарма – в ней ещё больше всяких там оговорок. Так что всё зависит от того, насколько вы привязаны.

00:58:39 Если вы привязаны к Кришне, то для вас полностью работает Бхагават-дхарма. Если же остаётся какая-то привязанность к материальному миру, тогда должна быть, тогда нужно следовать системам Панчаратрики и Ведам. Чем больше привязанность к материальному миру, тем больше в ней, тем больше в вашей жизни аспектов Веда-дхармы и Веда-дхармы, которая привязана к система Панчаратрика.

00:59:29 Поэтому обусловленная душа использует в своей жизни систему Панчаратрики. Так что обусловленная душа проводит основную свою часть времени в системе Панчаратрики и далее уже вопрос заключается в балансе между тем временем, которое она проводит в Бхагават-дхарме или как бы сползает туда в ведическую дхарму. Если вы более привязаны, вы используете более ведические методы, если менее привязаны, тем больше подходит для вас метод Бхагават-дхармы, это значит, я пытаюсь сказать, что у вас, как бы ваше время оно ограничено: в дне всего 24 часа. Если у вас жена и десять детей, то вам придётся больше времени проводить с ними, чем и меньше времени у вас останется на садхану.

01:01:00 А если вы брахмачари, то у вас нет таких семейных обязанностей и проблем связанных с ними, вы можете посвятить больше времени воспеванию и проповеди. Но стиль жизни в системе Панчаратрики остаётся тот же самый.

01:01:27 [Аудитория] Вы отвечаете на вопрос [неразборчиво]. Какое действие под этим подразумевается [неразборчиво]?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Там был глагол не думать, там был больше глагол размышлять.
[Аудитория] Время, настроение совершать действие.
[Аудитория] Вот боюсь что вот скажем, для того чтобы вернуться домой к Богу, для того чтобы здесь социально быть [неразборчиво] качеств для меня это было действительно радикально, как источник, потому что очень часто мы противопоставляем эти вещи также в жизни преданных? Как жить вот сейчас в материальном мире, заниматься бизнесом, скажем, и развить вот такие качества, которые – великий путь?

01:03:21 [Бхакти Видья Пурна Свами] Вопрос был в том что как бы для вас трудно принять? Считая слишком радикальным утверждения о том, мы обычно противопоставляем ту деятельность, которой мы занимаемся в материальном мире тем принципам, которые необходимы для того, чтобы вернуться назад к Богу, поэтому как-то странно слышать о том, что нужны одни и те же принципы для того чтобы, и качества для того, чтобы практиковать духовную жизнь и для того чтобы практиковать жизнь материальную?

01:04:07 Без уважения принципов экономики и делового этикета, как вы можете обращаться с деньгами, если вы не уважаете их? Можете ли вы правильно обращаться с деньгами, если у вас нет к ним уважения?
[Аудитория] [Просто пример, вот тогда когда бандиты просто стареют, стают во главе заводов?] [общение между переводчиком и Бхакти Видья Пурна Свами] [Бхакти Видья Пурна Свами] Хорошо, мы будем использовать как бы пример бандитов, потому что это ещё легче чем использовать пример бизнесменов, потому что бизнесмен может и не быть бандитом.

01:05:47 Берём бандитов, значит у них есть какая-то организация. Должно в этой организации быть уважение? Нужно ли знание для того, чтобы: ты знаешь что ты должен делать или ты просто делаешь что-то совершенное спонтанно и вдруг деньги откуда-то появляются? Ты идёшь видишь трёхлетнего ребёнка и грабишь его или ты всё-таки грабишь банк? Самые умные криминальные личности находятся на верхушке пирамиды, самые тупые находятся в её основании, потому что, для того чтобы быть на верхушке необходим контроль над чувствами. Для того чтобы врать полиции не моргнув глазом нужен контроль чувств. Если вы телохранитель жены главного босса и он просит свозить её на ужин вам тоже необходим контроль над чувствами.

01:07:19 Находясь в толпе людей и если в толпе людей вы должны застрелить кого-то, вам тоже нужен контроль над чувствами. И в исполнении своих обязанностей должны ли вы быть аккуратным и пунктуальным или вы можете всё делать как попало? И можешь ли ты быть ленивым или нужно быть активным? Поэтому такие качества сюда не подходят. Вам необходимы все те же самые качества для того, чтобы нормально функционировать в материальном мире. Этот мир создан Богом. Поэтому все те принципы по которым действует Бог, необходимы для того, чтобы действовать в Его творении. Принцип всегда действует безотказно, а вот детали могут очень сильно отличаться.

01:08:50 [Аудитория] Карма – это детали? Ну так просто кто-то вот ничего не делает и для него падают все эти богатства?

01:09:12 [Бхакти Видья Пурна Свами] Никто никогда не получает ничего не делая. Просто его действия они могут быть видимыми, могут быть невидимыми. Невидимые действия они означают, то что они совершались в прошлой жизни, а может быть три жизни назад. Поэтому тот, кто получает всё, не совершая никаких особых действий, означает, что он совершал много благочестивых действий в прошлых жизнях. Но то как он поступает с этими деньгами сейчас, от того как он с ними поступает зависит то будут ли они у него в будущем.

01:10:13 Допустим человек унаследует большую сумму. Это приходит из прошлого. Это значит, что когда-то давно, в прошлых жизнях он дал деньги кому-то и сейчас он их просто получил обратно и получив их он сейчас их может разумно инвестировать и увеличивать, или он может просто пойти, потратить их на азартные игры и потерять. Это его свобода выбора. Поэтому свобода выбора – это то, что вы делаете с результатом своей предыдущей деятельности. И то каким образом вы поступаете, то как вы используете свободу выбора, обуславливает ваши будущие результаты.

01:11:26 Это то, как работает карма – действие и её последствия. Вы совершили действие и получили его последствия. И то что вы сделаете с последствиями своего предыдущего действия обусловит ваше следующее последствие. Поэтому в каждый конкретный момент мы получаем последствия своих предыдущих действий и используем свою свободу выбора для того, чтобы сделать с ними что-то.

01:12:20 [Аудитория] Вопрос насчёт предыдущей темы этой истории – это дайви-варнашрама и асурья-варнашрама, то есть как бы какое? Для всех это понятно, что дайви-варнашрама действует [неразборчиво]?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Кто мы? Вы верите в Бога – значит это дайви-варнашрама, если не верите – значит это асурик-варнашрама, то есть теистическая и атеистическая. Сура – означает – теистическая, а асура – означает атеистическая.

01:13:42 [Аудитория] То есть там прозвучало то что то есть как бы асурити – это ну варнашрама – это когда человек удовлетворяет, существует для удовлетворения чувственного, такое прозвучало?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Ага. Дайви-варнашрама – она тоже для удовлетворения материальных желаний, но для того чтобы как бы сделать Господа их объектом, приблизиться к Нему. Атеистическая варнашрама – это просто удовлетворить желания чувств вне всякой связи с Богом. Другими словами – работа с чувствами – это то что нужно практиковать, потому что это всё с чем вам надо работать. Все свои действия вы совершаете посредством чувств. Всё что вы делаете в любой момент в течении дня – это работа со своими чувствами поэтому вопрос заключается в том, работая с чувствами вы связаны с Богом или нет?

01:15:36 Занимаете ли вы свои чувства в служении повелителю чувств?
[Аудитория] Если один человек один день действует для удовлетворения чувства, то на другой день он в сознании Бога, то есть тогда что?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Он садхака – тот кто практикует, один день у него получается, другой день не очень. Но цель его – это научиться правильно направлять свои чувства, поэтому нужно смотреть на то в чём ваша цель. Окончательная цель – это удовлетворить Господа, поэтому чем лучше вы это понимаете, тем лучше вы можете существовать в системе варнашрамы.

01:16:44 [Аудитория] Как развить уважительное отношение ко всем и избавиться от критического умонастроения?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Как добиться уважительного отношения и избегать критического отношения? Каждая душа является индивидуальностью со своей свободой выбора.

01:17:31 Эту индивидуальность каждого живого существа надо уважать. Общество создаётся из индивидуумов у которых одинаковая шкала ценностей. Все они индивидуальности, но они сделали сознательно, сознательный выбор, чтобы стать группой. Критическое умонастроение – это не проблема, проблема в том, на кого оно направлено. Если вы критически настроены к тем, кто к вам настроен достаточно либерально, тогда у вас проблемы.

01:18:51 Но лучше если вы будете критичны к себе, а в других найдёте хорошие положительные качества. Анализ и аналитический ум – это не проблема. Проблема в том, как этот анализ используется на практике. Как в случае с ножом, сам нож – это не проблема. Всё зависит от того, как им пользоваться. Другими словами, вы должны принять ответственность за свои поступки. Вы не можете обвинять других в том, что что-то не складывается в вашей жизни. У вас есть свобода выбора, правильно разобраться со своими проблемами. В духовный мир вы отправляетесь из-за своего правильного сознания, а не совершенных материальных результатов. Вы согласны?

01:20:27 [Аудитория] [не переведено]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Это вы к чему?
[Аудитория] [не переведено] Если вы говорите, что шесть качеств брахмачари можно приложить к любой сфере деятельности, сделать её успешной, как это относится к шоу-бизнесу, который построен на удовлетворении чувств других?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Что вы хотите использовать? Какой из этих шести вы хотите использовать как пример?
[Аудитория] [Рок музыка]

01:21:31 [Бхакти Видья Пурна Свами] Если мы возьмём к примеру, если мы из шоу-бизнеса возьмём, как пример шоу-бизнеса возьмём рок-группу и члены этой группы не уважают своего менеджера, спонсоров и организаторов концертов, не уважают друг друга, кто там что играет, не уважают зрителей, которые пришли на их концерт, которые заплатили за концерт, то есть это деньги с которых живут сами рок-музыканты, они ваши клиенты и как, находясь в шоу-бизнесе, вы должны этих клиентов удовлетворить. То что касается контроля чувств, вы когда-нибудь жили в автобусе, летали на самолёте из одного места в другое постоянно таща на себе инструменты? И перед выходом на сцену они не могут быть слишком пьяными или слишком обдолбаными или слишком уставшими потому что им нужно выступать перед зрителями. Так что они должны контролировать свои чувства, они не могут делать всё что им взбредёт в голову, они не могут сбежать с подругой продюсера.

01:23:13 [Аудитория] [не переведено] Вопрос был в том, что: зато они могут бегать голыми по сцене, как это относится к контролю чувств?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Махарадж говорит что, то что вы говорите – это детали а не принцип, но давайте рассмотрим этот пример также. Вы когда-нибудь слушали такую рок-группу, которая называется «Madness» - безумие? В Англии это знаменитая группа. Когда мы летели из Венгрии в Англию, я сидел на стуле рядом с их менеджером. Они вместе с нами возвращались из этого фестивала Вудсток в Венгрии.

01:24:33 В этот же вечер у них было выступление в Эскоте? Знаете что такое Эскот? Про Уимблдон вы слышали? Точно так же как Уимблдон – это место для проведения главных турниров по теннису, то же самое Эскот для скачек. А то есть это был не концерт, это были скачки и все кто приходит туда, это не просто люди с улицы – это сливки общества, одетые так как не одевается никто. Они там тоже будут играть перед аудиторией, но они там не будут бегать голыми из уважения к собравшимся. Но если бы там собралась не британская аристократия, а просто сборище панков, тогда бы они побегали голыми.

01:25:59 Эти люди находятся на верху, потому что они умные и используют мозги, а не потому что они просто дебилы. Поэтому нужно различать принципы и детали. Принцип его всегда можно приложить к чему-то. Принцип он как бы незыблем, его можно прилагать, а детали они всегда меняются. Поэтому мы можем изучать разные детали для того чтобы понять, какой же общий принцип связывает их и что это за принцип такой, который работает. Поэтому ответы могут быть разными, но в основе всегда лежит один и тот же принцип.

01:27:21 Допустим, если взять как пример ребёнка с таким маленьким резцом, который, резцом по дереву. Вот, а с другой стороны мы возьмём профессиональную полиграфическую гильотину, которая 2 метра длинной и режет сразу пол метровую стопку бумаги. Поэтому кто-то может сказать, что вот то что у мальчика в руке этот маленький ножичек для вырезания, он маленький, а вот эта вот гильотина она такая огромная, поэтому принцип резки он совершенно разный. Вы согласны с этим, что принцип резки он совершенно разный? Но нет, принцип он один и тот же, разные детали.

01:28:39 [Аудитория] Согласны ли вы с тем, что человек может стать знаменитым из-за своей деградации?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Да, но какое отношение это имеет к шести принципам, которые я перечислил? Это может быть целенаправленная деградация, это может быть целенаправленная деградация с контролем чувств. Как некоторые рок-группы они на сцене отрывают голову курице, но они не делают это с кем-то из присутствующих, поэтому можно вести себя в соответствии, с тем чего ожидает от тебя твоя аудитория. Тот кто развлекает, он знает свою аудиторию. Если они не знают и не понимают чего хотят зрители, тогда это неудачливые шоумены.

01:30:18 Поэтому, если их товаром, то что они предлагают, если их товаром является деградация, но мы говорим о том, какие принципы нужны для того, чтобы эту деградацию продать. Мы не говорим о том, что они делают деградацию, мы говорим о принципах, на основе которых они ведут себя таким образом и принципы отличаются от действия. Принципы, они одинаковы во всём чем бы вы не занимались, а то каким образом вы эти принципы, а та среда в которой вы используете эти принципы может отличаться.

01:31:05 [Аудитория] [не переведено] То есть чистоту, вы хотите сказать, что чистоту можно использовать для того чтобы унизить кого-то? Помочь другому деградировать?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Давайте другой пример рассмотрим. Если у вас есть машина и вы хотите поехать на ней в супермаркет за продуктами или вы хотите взять эту машину участвовать в гонках, или вы хотите использовать её для ограбления банка. И из-за того что мы имеем три таких разных ситуации, вы что не сидите на водительском сиденье, не держите руль и не нажимаете, не переключаете скорость или делаете это как-то по другому? Да?

01:32:27 У вас те же самые педали, руль, переключение скоростей, вы ими пользуетесь точно так же во всех трёх случаях. Если я хочу сварить картошку? Или, если я хочу сварить курицу, в чём разница? У вас есть огонь, кастрюля и вода. Вы ставите кастрюлю на огонь, наливаете туда воду и кладёте в кастрюлю, то что вы хотите смягчить со временем, оно там стоит и оно становится мягким.

01:33:25 [Аудитория] Вы сказали в лекции неоднократно о важности уважения, но уважение может быть поддельным, которое идёт из, ну то есть как мотивация да? Уважение может быть внешним и наигранным. Объясните в чём разница? И в чём разница между развитием скажем асоциальные группы людей, ну скажем духовные группы людей, духовного общества, которое не, которые не руководствуются принципами истинными, истинного уважения чувств.

01:34:04 [Аудитория(повтор поближе)] Вы говорили в лекции много о том, что уважение имеет очень большое значение, но наряду с истинным уважением есть также и уважение как бы внешнее такое, наигранное, поддельное. Объясните пожалуйста разницу и объясните пожалуйста как будет развиваться духовная группа людей, духовное общество какое-то, если в нём нет уважения, истинного уважения?

01:35:36 [Бхакти Видья Пурна Свами] Почему вторая часть вопроса относится к обществу, а не к члену общества? Уважение в обществе зависит от каждого из его членов.
[Аудитория] Мне интересно как, в чём разница на индивидуальном уровне и как это проявляется уже на социальном уровне?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Если истинное уважение проявляет индивид, то истинное уважение будет в группе, состоящей из этих индивидов. В таком обществе, ответственность каждого из его членов – практиковать истинное уважение.

01:36:36 Ваша задача – это следовать самому, если вы это будете делать сами, то другие тоже будут это всё делать. Как бы ваша часть, то есть свою задачу вы выполнили. Другими словами, вы достигнете гораздо больше сами, следуя этому принципу, чем вы не будете следовать сами, волноваться о том, что ему не следуют и другие. Таким образом вы можете перестроить себя и в этом состоит ваша ответственность, так что, если вы сделали это, ваша задача выполнена. Поэтому, если вы уяснили это для себя, вы можете научить этому процессу других. Но если вы не поняли это для себя, тогда вы никому не можете помочь.

01:37:47 [Аудитория] [не переведено] Как насчёт первой части моего вопроса? Насчёт истинного уважения идущего от сердца и просто его внешнего проявления?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Зависит от мотива. Кого вы пытаетесь удовлетворить? Если вы пытаетесь удовлетворить себя и при этом руководствуетесь, делаете это по законам Бога, это лучше чем пытаться удовлетворить себя, не следуя этим законам.

01:38:44 [Аудитория] Вопрос об окружении, можно ли сказать, что это первый шаг к любви?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Можете. Можем ли мы сказать, что уважение – это первый шаг к любви? Для того, чтобы сначала нужно понять, каково поле деятельности и только тогда вы сможете действовать в нём.

01:39:29 [Аудитория] [неразборчиво, обсуждение внутри аудитории] Является ли как бы мотивацией каждого действия в конечном свете? [не переведено] Это всегда принцип?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Это аспект. Самоосознание – это значит, понимание того, кем вы являетесь на самом деле. Мы должны понять, каким образом мы являемся частицей Бога и Его слугой. И тогда мы можем понять все остальные аспекты нашего собственного благополучия. Что непонятно?

01:41:47 [Аудитория] [неразборчиво] [не переведено]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Если говорить о гарбходана-самскаре, то, если говорить о личном благополучии, то да, то есть это вопрос в следующие 20 лет жизни, хотите ли вы их провести с каким-то чудовищем или с нормальным человеком. Так что это вопрос вашего личного благо.

01:43:31 [Аудитория] [не переведено] Махарадж, корда вы говорили о самскарах, очищающие нас от того, что мы унаследовали от своих родителей, что имелось в виду? Какие-то врождённые, то что мы, что подразумевается под унаследованным? Те качества и те проблемы, которые мы приобрели как бы в детстве от своих родителей или мы уже как бы родились с ними?
[Аудитория] Я понял вопрос, и какая была вторая часть?
[Аудитория] И как понять вообще, что что-то есть врождённое, если дети, на самом деле не являются, родители не создают детей да? Как понять, что есть что-то унаследованное в том смысле, врождённое?

01:45:14 [Бхакти Видья Пурна Свами] Умонастроение родителей в момент зачатия привлекает определённую душу. Поэтому неправильное настроение родителей отразится на ребёнке, потому что это та душа, которую они привлекут. Поэтому самскары существуют для очищения атмосферы в момент зачатия. [Разговор между переводчиком и Бхакти Видья Пурна Свами]. Это значит, что все самскары, которые очищающие, которые не относятся к духовному самоосознанию, они все предназначены для того, чтобы устранять все врождённые недостатки.

01:46:35 И для того, чтобы подготовить почву для правильного понимания духовных вещей. Это отвечает на вопрос?

01:46:56 [Аудитория] Почему дети, родившиеся в очень богатых семьях становятся жертвами наркотиков, к сожалению такие люди бывают очень жадными, они на храм Сознания Кришны не дают, не могут пожертвовать, в то время когда простые обыкновенные люди могут жертвовать, не обладая большим богатством, могут жертвовать хорошую сумму на храм Сознания Кришны?

01:47:35 [Бхакти Видья Пурна Свами] Они становятся привязанными к наркотикам, потому что у них есть деньги на наркотики. Бедным тоже не нравится жертвовать.
[Аудитория] Как победить в себе критическое отношение к другим, их недостаткам, нетерпимость к другим?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Через понимание того, кем вы действительно являетесь. Если вы будете постоянно контролировать собственные поступки и постоянно думать о том, как вести себя правильно, тогда у вас не будет времени на то, чтобы искать недостатки в других. Вашей задачей не является искать недостатки в других, вам за это не платят, поэтому зачем тратить время? Делайте то за что вам платят.

01:49:29 [Аудитория] А если человек имеет аналитический ум?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Можно очень много анализировать, не ища недостатки. Можно, например, анализировать, почему в вашей машине шесть цилиндров, а не двенадцать. Или один коленвал а не два. Спасибо за внимание, мы продолжим завтра. [Аплодисменты].

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 12 January 2018