Поведения брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр

Москва - 01 января 2007
лекция для практикующих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:53:17 | качество: mp3 64kB/s 51 Mb | прослушано: 462 | скачано: 340 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Бхакти Видья Пурна Свами] И тогда следующие главы: седьмая глава. Седьмая глава описывает ежедневную деятельность кшатрия. Как они утром встают, совершают своё омовение, совершают садхану и в основном они присутствуют на суде до полудня. И таким образом, решают всевозможные случаи, которые надо решить. И в основном эти случаи связаны с криминальными законами, с гражданскими законами и смертельными грехами, с законодательством связанные какие-то.

00:01:57 Домашние законы, семейные отношения решаются.
[Аудитория] Административное право может быть?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Семейное. Гражданский закон – это относительно денег, относительно границ. Криминальный кодекс – это несомненно относительно кражи, взлома, атак. А смертельные грехи – это самые тяжёлые, это как убийство брахмана, убийство коровы. И царь в течении дня решает эти вопросы.

00:03:13 И в полдень он встречается с министрами и обсуждает общее положение дел в царстве. То что связано с национальной политикой или государственной защитой. Тогда он отправляется в свои помещения, квартиры и он проводит, или обедает и проводит время с семьёй. А после полудня он осматривает войско. Пехоту, лошадей, всех видов подразделения армии. И также вещи связанные с национальными хранилищами, зёрен и другими. И потом он опять встречается с министрами. Если выявились такие вопросы в течении дня, которые надо будет обсуждать завтра.

00:04:59 И вечером он принимает вечернюю трапезу, проводит время с близкими друзьями с семьёй и потом ложится спать. Если конечно, нету какой-то национальной аварийной ситуации, тогда он будет во время ночи думать что делать, когда никого нет. И тогда описывается как он учреждает суд, или он будет сам рассматривать все вопросы или он делегирует своего премьер-министра, первого министра, или он уполномочивает группу из 4 брахманов.

00:06:18 И Ману даёт очень простые и ясные методы, как разрешить любой вопрос. Как использовать свидетелей, как их проверить друг с другом, сверить их показания. И после того, как он рассмотрел все вопросы, он рассматривает обязанности вайшьй и шудр.

00:07:13 Вайшьи в основном должны знать всё про бизнес, как например, различные языки, которыми они должны пользоваться, они должны цену всему, всему что имеет цену, как золото, драгоценности, украшения, ткани. Они должны знать средства транспорта, как перевозить вещи, какова стоимость этого и также про хранение, как хранить зерно, как хранить ткань, чтобы насекомые это не съедали, чтобы это не портилось. Они должны быть экспертами в математике Также как ухаживать за животными, как обрабатывать землю.

00:08:42 А шудры – они очень комфортно, удобно работают под руководством брахманов, кшатриев и вайшьй и они не чувствуют никакой обиды в этом. И до сих пор Ману описал, как каждый ведёт себя, когда всё в порядке. Дела идут нормально, оии могут исполнять свои обязанности без трудностей. И тогда он описывает: если не всё в порядке, что тогда делать?

00:09:42 И он объясняет почему вещи могут прийти в расстройство, потому что люди, если женятся люди со схожим характером, то дети будут иметь такой же характер и тогда общество будет развиваться очень плавно. Но если вы женились на ком-то с другой природой, не совместимой, то у детей будет ещё третий вид природы и это будет проблема. Нормально человек женится или выходит замуж за кого-то с похожим характером. Не нормально – это жениться на ком-то, кто просто внешне привлекателен.

00:11:02 А про характер – это вас не беспокоит? Потому что тогда вы не знаете характер другого человека, а дети вообще вырастают с ещё другим характером и общество становится непредсказуемым. И тогда вы можете обнаружить, что брахманам приходится выполнять обязанности кшатрия или вайшьи, а кшатриям, может быть приходится выполнять обязанности вайшьи, а вайшье обязанности шудры. У шудры может не оказаться возможности работать на кого-то и может быть приходится работать самостоятельно или торговать или что-то другое. И он пишет как надо вести себя в такой ситуации и также если вещи не идут как положено, то как очиститься.

00:12:53 Из всех видов самоочищения лучший вид – это открытие своего ума в собрании зрелых, квалифицированных друзей. И также, как это? Раскаивание. И решимость больше не поступать неправильно. И также изучение писаний и воспевание святого имени. Это самые эффективные способы для самоочищения. И заканчивает, он описывает в конце, как живая душа перерождается в другие породы.

00:14:26 Из-за умственных оскорблений, оскорбления можно нанести в уме телом и словами, и умственное оскорбление приносит умственную реакцию, словесная словесную и телесная – телесную. И также он описывает различные формы жизни, как они рождаются в различных гунах природы и тогда он описывает какие качества природы управляют какими живыми существами.

00:15:44 И как в ситуациях, которые не описаны, как старшие зрелые личности с помощью размышления. Как они могут вывести правила? Но основное правило, что соединить надо себя с Господом. И таким образом Бхригу заканчивает описание законов Бога. Есть ли вопросы?

00:16:26 [Аудитория] [Скажем, мы часто слышим, что повысились качества кшатриев, такие как героизм, в принципе мы знаем, что они отличаются очень мощным таким телосложением].
[Аудитория] В Бхагавад Гите одним из качеств кшатриев – героизм и они отличаются также очень развитым физическим телосложением, вот в садхане, вот где у них вот есть ли какие-то упражнения специальные? Мы знаем, что они иногда на охоту ходят там, то есть они должны состязаться, быть готовым защитить, как вот? Ну, здесь не упомянулось просто где это есть?

00:17:31 [Бхакти Видья Пурна Свами] Я также не описал как поступать с шпионами. И также я опустил 6 форм дипломатии и также пропустил вопрос про то как строить отношения с соседями. Твой сосед, твой враг, но сосед твоего соседа – твой друг, союзник.

00:18:07 [Аудитория] Я не спрашивал что Махарадж пропустил. Вопрос был в том, какой в садхане героизм? Какое место его в нём? Есть ли…
[Бхакти Видья Пурна Свами] Имеется ввиду, что они утром упражняются перед омовением или в полдень. Потому что это писание Дхарма-шастра. То про что вы говорите – эти детали будут в Арта-шастре. А здесь объясняется как понять природу вещей и поэтому как это понимать и как поступать? Например, Дхарма-шастры не дадут вам полного меню что именно вы должны кушать. Они опишут только принципы, но не подробности. Подробности будут, блюда будут перечислены в Арта-шастрах.

00:19:42 Дхарма – это базис на котором действует артха, кама и мокша. Как например, Панчаратра говорит: «Когда вы готовите божествам, то вы готовите без желания самому это попробовать и что кухня у вас чистая, все продукты чистые, вы сам чист и таким образом…». Вы используете хорошие компоненты? И вы можете локальные, какие-то особенные продукты использовать, предлагать.

00:20:50 Что указывает, что вы должны готовить что-то традиционное, имеется ввиду то что они едят в духовном миру. Но больше чем это детали не даются. Понятно? А детали вы можете найти в этой поварённой книге. Это другой аспект. Дхарма - означает, что «неотъемлемая природа чего-то». Природа не меняется. Как он говорит, что естественная природа брахмана – в исполнении его обязанностей – это изучение и обучение, для кшатрия – это защита, для вайшьи – это создание прибыли и раздача милости, а для шудры – это служение другим без обиды.

00:22:32 И все правила относительно этого строятся на этой основе. И здесь значится, героизм означает, что они активны, что они хотят брать на себя ответственность, что они готовы принимать решения. Они понимают, что лучше действовать чем бездействовать. Действие – это то что приводит к результату. Может быть только в восстании, может потребоваться эта пассивность. То есть, когда дела плохо складываются и если вы, например, войну ведёте и вы теряете эту войну, когда это разворачивается против вас, тогда бездействие может быть применимо.

00:24:08 Если ваш противник сильнее, то может быть уместно ничего не предпринимать. Вы дожидаете, вы наблюдаете, вы ждёте на союзников, если он силён. Понятно?

00:24:59 [Аудитория] Опишите пожалуйста подробнее, что значит реакции за оскорбление в уме? Умственные за словесные, словесный результат. Можете ли вы, пожалуйста, привести пример вот словестного результата, как это проявляется и работает ли это в Кали-югу?

00:25:26 [Бхакти Видья Пурна Свами] Это означает, если вы в речи своей критикуете других, то вы также получите критику, можете получить. Или вы можете злоупотребить своей способностью речи, поэтому вы можете потерять этот дар частично. Умственные, например, если человек очень критично настроен всё время к другим, то он может быть, может стать нервным или подавленным. Или если мысли человека нечисты, он может родиться в семье низкого сословия. Понятно?

00:26:36 [Аудитория] [И этот принцип работает в Кали-югу?]
[Бхакти Видья Пурна Свами] И да, это работает также в Кали-югу.

00:27:16 В другие Юги было бы так, что если бы вы мысленно кого-то ударили бы палкой по голове, то вы бы получили за это реакцию, но в этот век, у вас за умственное насилие у вас беспокойства в уме приходят, но вы не получаете прямую эту реакцию. Таким образом.

00:27:44 [Аудитория] Скажите пожалуйста, вы сказали, что брахма-правартика – это те, которые читают и потом бросают учиться. Что здесь такого вы имеете ввиду? Я просто открывают книгу, что-то читаю, что-то получилось и сразу передаю знание – это там строка частот или что под этим подразумевается?
[Переводчик] Вопрос – когда про то, что брахманы любят читать и учить друг других, если мне просто нравится книгу читать и пересказывать другим, является ли это брахманским качеством?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Ответ, что здесь имелось ввиду – писания изучать – это в идеальной форме. Или тогда следующий уровень – это другое знание, которое связано с писаниями.

00:29:10 Или другими словами: если вы поддерживаете себя, зарабатываете на жизнь тем что вы изучаете и преподаёте, да, то это будет в брахманском духе. Но иначе, брахмана значит «тот, кто знает Брахмана». Поэтому естественным образом, то чему вы учите, должно быть связано с брахманом или с Господом.

00:29:48 [Аудитория] Вы полагаете, что человек не просто выучил стих, а осознаёт его реалистичность? Чтобы, это он умеет реально распознать где детали и где принципы жизни.

00:30:22 [Бхакти Видья Пурна Свами] Чем глубже вы понимаете то что вы учите, тем лучше. Некоторые знают писания и могут преподавать, но н понимают, какой смысл? Если кто знает, понимает смысл, тогда это лучше. И кто ещё практикует – это ещё лучше, и кто осознал это – это ещё лучше. И когда это реализация – это откровение, оно связано с Господом, тогда это самое лучшее.

00:31:50 [Аудитория] Мы слышали, что в другие юги, шудрам запрещалось изучать писания и даже слышали такую историю, что Господь Рамачандра убивал, убил одного шудру, который старался давать толкование писаниям. Но в Кали-югу мы также знаем, что «кало шудра самбавах» - все рождаются шудрами. А тем не менее мы распространяем писание, мы распространяем книги и стараемся обучить людей этому. Можно ли объяснить это?

00:32:29 [Бхакти Видья Пурна Свами] Что имеется ввиду – изучать Веды – изучать Самхиты. Потому что там вы имеете дело с этим тональным произношением всех слов, и слово имеет своё значение в соответствии с его этими звуковыми качествами. Как есть эта известная история про Твашту, который провёл жертвоприношение, чтобы создать врага Индре, но один из слогов был произнесён неправильно , и в результате он создал того врагом, которого Индра являлся. И мы можем видеть, что может так быть, что по грамматическим правилам гласная кажется короткой, но произносится она на третьей, самой высокой степени.

00:34:24 И её эффект поэтому будет тогда более длинный. Это могут понять те кто понимает ведический санскрит, который за пределами классического санскрита. Пару месяцев назад, несколько месяцев назад были эти дебаты среди наших преданных, которые знают только классический санскрит. И они спорили, что как это возможно? То слово, которое используется, оно состоит только из коротких гласных и поэтому это невозможно.

00:35:32 А понимание звуков – свара – это поверх даже классического санскрита. И даже в классическом санскрите эти слоги – свары, они могут менять значение слова. И у шудр не будет, они не обратят внимания к этому, поэтому этот аспект Вед, они не изучают – звуковые качества. Но другие писания они могут изучать, если от них есть польза для их служения. А трансцендентное знание может изучать любой. Понятно?

00:36:56 Например, если кто-то музыкант, то он может изучать ту часть Вед про то, как играть музыку, но он изучает музыку, как играть музыку. Другими словами, они изучают музыку под руководством другого музыканта. И также они будут изучать писания, связанные с музыкой, обучаться этим писаниям у брахмана. Понятно?

00:37:41 То что каждый рождается шудрой, не говорится, что каждый остаётся шудрой. Шудра – человеческое существо, но, если вы не практикуете систему варнашрамы, то вы падаете ниже человеческого существования. А если вы практикуете, вы либо остаётесь на уровне шудры или возвышаетесь. Как, например, сын судьи высшего суда, автоматически не становится судьёй высшего суда. Но через общение он получит все самые лучшие возможности, через то что он видит это умонастроение и через эти связи стать таким.

00:39:02 И деятельность Бхагавата Марги она для всех тех, у кого есть такая, такой интерес и такая вера в Бога. Это означает, что каждый может становиться проповедником и пуджарий или поваром для божеств, которые будут восприниматься как брахманическая деятельность, силою воспевания святых имён. Но что здесь имелось ввиду, что только человек с материальной точки зрения, брахманическими качествами, должен становиться, например, астрологом или аюрведическим врачом. Если мы рассмотрим, например, адвокатов, технически – это брахманическая деятельность, но в наши дни они работают на экономической платформе. Поэтому адвокаты не славятся своими хорошими качествами. Понимаете что я имею ввиду?

00:40:49 Поэтому надо обращать внимание, кто делает какое служение. Понятно?

00:41:55 [Аудитория] Сегодня сутра после лекции, Махарадж объяснил мне, что есть разница между принципом и законом и это немножко меня частично понимая это, я хотел бы разобраться больше: Ману Самхита – как это понять? Это до какого уровня это законы и правила и принципы. Насколько может и как нам понимать Ману Самхиту и если бы например, я решил самостоятельно изучать этот труд, до какого уровня я бы мог это понять и применить?

00:42:46 [Бхакти Видья Пурна Свами] Имеется ввиду, что правила и закон то же самое потому что может быть много степеней между теоретическим принципом и практическим применением, тогда все эти степени будут даны. Кшатрий – защищает – это корневой принцип. Но над этим то что, Господь создал всё во вселенной, поэтому всё является Его частью. И тогда сравнение даётся, что руки защищают. В конце концов Варнашрама – это форма Господа. И чтобы защищать – это означает, что вы должны иметь какие-то условия или можно сказать так, что вы создаёте такое, такую среду в которой можно создать эти защитные меры какие-то, условия.

00:44:46 Другими словами – то что есть общее для всего народа – это должен строить царь. А то что создаётся экономией или экономикой, или что частная собственность, для этого Он создаёт среду, где это будет развиваться. Другими словами – вайшьи построят экономику, но они только могут это сделать под, в среде, где имеют защиту. И когда у вас есть экономика, то у вас должен быть, должно быть правосудие, потому что, если у вас есть какое-то мероприятие, у вас должны быть правила, кто владелец этого мероприятия.

00:45:56 [Аудитория] Средство производства?
[Переводчик] Средство производства.
[Аудитория] Человек ходит, спрашивает: обеспечение? Да?
[Переводчик] Средство.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Потому что если у кого-то что-то есть, то другой хочет это забрать, поэтому нужен закон. Поэтому тогда есть закон, который определяет, кому принадлежит эта земля, где граница. Кто-то одолжил вам денег и какова максимальная такса, каков максимальный процент можно за это требовать и в какой форме это надо возвращать? Если тот, кто занял денег умирает, что произойдёт? Или если вы оставили какие-то деньги на хранение и он умер, что происходит? Возникают все эти детали.

00:47:24 Но суть в том, чтобы защитить интересы людей. Поэтому, кто прав, кто ошибся? Потому что Дхарма-шастра показывает, что правильное действие и что неправильное?
[Аудитория] Во главе храма могут стоять преданные с различными качествами. Если скажем вот храмом, храм возглавляет, выполняет обязанности президента, преданный с явно выраженными качествами, со скажем вайшьи, значит ли это, что преданные будут лишены или вот где-то потеряется вот эта вот вещь, как защита преданных? Поняли вопрос да? Скажем кшатрии есть вайшьи, если вот вайшьи допустим во главе храма, значит ли что качество? Это просто предмет.

00:48:37 [Бхакти Видья Пурна Свами] Если экономически нельзя обеспечить эту защиту, то да они будут терять. Понятно? Нет? Кшатрий собирает налоги, чтобы защищать людей, вайшья защищает людей, чтобы собирать налоги. И в чём заключается конечная цель, по этому определяется варна. Если выгодой будет, то он будет защищать, если не будет выгоды, он ничего не будет делать, тот президент, потому что он по деньгам смотрит.

00:49:53 Если президент вот строит храм и мы опускаем возможность, что он брахман, они или кшатрий или вайшья, если он этот храм строит так чтобы преданные в нём были заняты в соответствии со своей природой, то он кшатрия. И в то же самое время, чтобы этот храм создать ему, также потребуются деньги, поэтому деньги будут где-то извлекаться, но это не главное, это не цель. Другими словами, кшатрий может создавать также много денег, как вайшья, но его среда – это не экономическая. А вайшья создаёт такую среду, где всем будет удобно зарабатывать. Понятно?

00:51:16 Поэтому в соответствии с положением вашим, служение даёт кшатрий. А вайшья смотрит, кто приносит больше денег. Понятно?
[Аудитория] [Если будет защита? Человек защищён?] [неразборчиво]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Если не обеспечить хоть какую-то защиту, то люди не смогут зарабатывать, но защиты достаточно только для того, чтобы денег зарабатывать, не для изучения писаний, например. Понятно?

00:52:09 Потому что их кругозор только ограничен экономикой, а кшатрия будет видеть также включая дхарму и уважать брахманов. Хороший вайшья будет также уважать брахманов. Нанда Махарадж – он вайшья. Но он также содержит брахманов с которыми он советуется и защитой которых он пользуется. Но суть Вриндавана – в создании прибыли. Понимаете? А в Мадхуре – это защита людей. Понятно? Если мы на то же самое поле деятельности смотрим, то вопрос, это поле оно рассматривается, чтобы защищать людей или чтобы делать деньги?

00:53:44 Кшатрий хочет защищать людей, поэтому он создаёт какие-то приспособления чтобы зарабатывать деньги, и эти деньги используются для защиты людей. Ну давайте рассмотрим пример. Такая коротенькая книжка, но самоучитель по бизнесу. Один из пунктов, которые они советуют вам там – это хорошо относится к работникам. Чем более личностно вы строите отношения, чем лучше дружите со своими работниками, тем лучше они будут работать для вас. Они будут больше вдохновлены работать и соответственно будут больше прибыли создавать. Это означает, что тот руководитель, он хорошо ведёт себя, дружески по отношению к ним, но зачем он это делает? Чтобы им было удобно. Чтобы создать денег? Заработать?

00:55:10 Но кшатрий хорошо ведёт себя с другими, потому что так надо себя вести. И это как побочный продукт, через своё хорошее поведение, он получает деньги. Вы защищаете людей, чтобы зарабатывать или вы зарабатываете, чтобы защищать людей? Понятно?

00:55:59 Кшатриев больше волнуют правила. Вайшьи смотрят на правила, только настолько насколько это помогает зарабатывать. Если это мешает прибыли, то они опускают правила. Потому что у них обязанность другая. Одни из них создают ту среду, в которой будет строиться экономика, а другие строят эту экономику, эту денежную систему. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, все нуждаются в деньгах и вайшьи создают эти деньги. Все четыре нуждаются в защите и кшатрий обеспечивает эту защиту, и все нуждаются в знании, и брахманы обеспечивают это знание. Понятно?

00:57:15 Другими словами: общество нуждается в знании, защите, средствах и в работе. И каждая из варн специализуется в одном из них для блага других. И таким образом все 4 аспекта важны без всех четырёх, общество неправильное. Понятно? Вопрос только в том: определить, кто должен где быть, потому что вот тогда он получит самый лучший результат. Понятно?

00:58:10 [Аудитория] [не переведено] [Вот вы сказали, что шудра может иногда тоже заняться бизнесом, стать опытным торговцем, но в чём разница заключается между тем, что шудры независимо торгуются? И в чём разница с вайшьей тогда?]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Нет, но мы не говорили, что например, владеть магазином, что можно назвать опытным торговцем, как вот на крыше парни ставят окна. Это ремесло. А ремесленник, он продаёт только то что он сам сделал, но он не торгуется товарами. Они делают то что имеет значение для других ремесленников. Вот как-то так.

01:00:06 Как он может быть этим, кто? Гончар? Шудра может быть гончаром или другим ремесленником. А торговец достаёт то что он сам не сделал и продаёт другому. А вот этот, кто торгует ремеслом своим, не знаю как лучше перевести, имеется ввиду, то что он сам это сделал, то что, он торгует тем, что сам сделал. Для него – это искусство, это творчество важно, как он это делает. Кто-то изготавливает скрипки, для этого мастера важно, как изготовить скрипку. Продавая эту скрипку он получает деньги, за которые он может ещё делать другие скрипки. А вайшья устраивает, чтобы кто-то делал скрипки, чтобы ему было чем торговать. Понятно?

01:01:49 Это как мы перед этим рассматривали кшатрия и вайшью, на что ударение ставится? Понятно? Чем более тонкое это ремесло, тем больше искусства требуется. Чем эта вещь проще, тем более это практично. Или рассмотрим механику, вернее слесаря? Механик, который чинит машины – он шудра. Если вы зайдёте в его мастерскую, то он будет под машиной лежать. Вайшья владеет бизнесом этого ремонта машин. Он не под машиной, он сидит в офисе. Он может вначале, провести первые месяцы, недели может быть под машиной, чтобы заработать деньги на начало, но он наймёт потом человека, который будет там лежать. Вайшья не останется под машиной, а шудра – да. Понятно?

01:03:43 [Аудитория] [Не переведено] [Первый вопрос – объясните пожалуйста эту тонкую разницу между вайшьей, который владеет ремонтом машин и кшатрием, который управляет каким-то бизнесом, потому что управляющее положение – руководитель – это кшатрийская работа и также пожалуйста ответьте на третью часть моего предыдущего вопроса, на счёт того, как директор учреждения, получу ли я благо от изучения Ману Самхиты?]

01:05:06 [Бхакти Видья Пурна Свами] В основном брахманы, кшатрии и вайшьи – это те люди, для которых есть в основном польза от Ману Самхиты. Брахманы и кшатрии – прошу прошу прощения. А для вайшьи больше будет польза от Артха-шастры. Управление или менеджмент – это есть нечто общее для всех работников. Как, например, пуджарий или департамент божеств, у них тоже нужен менеджмент. В царстве нуждается управление, менеджмент и во дворце, министерстве, бизнес – нужно управление, дома – требуется тоже менеджмент. Вопрос только в том, как обращаться к этому? Менеджменту?

01:06:30 И что мы начинаем здесь, что у нас вырисовывается? Что варна – это больше ментальность, а не то что делается. Понятно? Другими словами – знания ли это? Защита ли это? Прибыль ли это, или это искусство? Брахман может управлять школой, но вся суть этого управления в знании, в раздаче обучения. Поэтому они не обязательно будут много зарабатывать. Предоставьте эту школу вайшье, он заработает кучу денег. Кшатрий управляет так, чтобы все соблюдали должные правила и предписания. Вайшья управляет так, чтобы была прибыль – это его источник вдохновения.

01:08:04 Шудра управляет потому что для него – это его искусство. Я имею ввиду, что в каждой науке есть искусство. Есть наука, как обучить, а также есть искусство, как учиться. Есть наука управления и есть искусство управления и есть наука экономики и есть искусство экономики, как рассмотрим управление среднего уровня.

01:08:56 В общем, менеджеры среднего уровня, они начинают на среднем уровне и они выше не поднимаются из среднего уровня. Потому что они не вайшьи, они шудры: очень квалифицированы, очень разумны, очень утончённые, и бизнесмен тоже утончённый, он тоже такой же и шудры такие же.
[Аудитория] Поэтому его подчинённые шудры.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Поэтому его подчинённые шудры такие же. Тот парень, который начал последним начал с самого низу и закончил на вершине – вот это вайшья.

01:09:56 А среднего уровня менеджер не может заниматься мелкими делами, потому что это не его искусство и он может справлять с задачами высшего уровня, потому что не вайшья. Он не вайшья. Те все люди, которые заканчивают Гарвардский университет с дипломами по управлению, по менеджменту – это все шудры. Кроме случая, когда они из бизнес семьи происходят и ради престижа они отправились в школу, но потребности в этом у них не было. Понятно?

01:11:04 При естественном складе вещей, если всё естественно протекает, то управляющие высшего уровня будут вайшьи и вся их деятельность заключается в том, как заработать., что экономически самое выгодное, какой самый выгодный вариант, который надо выбрать? Хорошо ли это или надо обманывать? Если деньги приносит. Когда деньги говорят, никто не уходит. Кшатрий – для него это будет больше наука, как работают деньги. Он будет это организовывать и оттуда получит деньги. Он тоже использует это, чтобы получить прибыль, но есть немножко другой привкус. Вайшья тебе сказал: «Типа, я тебе это отдам за столько-то» и кто-то другой приходит и предлагает больше. Вайшья дважды не задумываясь, продаст тому, кто предложил больше.

01:13:06 И когда тот, которому он сказал, что «Я тебе за столько-то отдам», когда тот придёт жаловаться, он скажет: «Ну такой бизнес, что я могу поделать». А у кшатрия будет тенденция, если он дал своё слово, сдержать его. Если только нету другого, политического условия. Политическое влияние какое-то, той другой личности, которое важно, которое в конце концов тоже кончится в экономике. Поэтому есть тонкая разница в этом. Есть даже такие брахманы, полем изучения которых является экономика. Они в целом находятся на вершине международных корпораций, где они сами ничего не делают, но они ответственны за всё, присматривают за всем. Это более брахманическая деятельность. Понятно?

01:14:51 Они могут не получать от этого никакой прибыли от этого, прибыли от надзирательства. Кшатрии и вайшьи получают эту прибыль. Они просто знают, эти советники высшего уровня, эту науку лучше всех. Но к сожалению, нынешняя среда, они технически приводят к тому, что все становятся шудрами. Вайшья начинает компанию, она становится большой, и он хочет ещё больше сделать, он поэтому продаёт акции, поэтому технически он сейчас становится нанятым работником собственной компании. Технически поэтому он себя ставит на положение шудры, но поскольку это приносит денег, то какая разница? Брахманы, кшатрии всегда придерживаются правил. Не из-за моральности, не потому что как это должно быть правильно, но это потому что так работает всё.

01:16:38 [Аудитория] Вот это будет, потому что это наука? Это их религиозная …?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Потому что они придерживаются принципов, потому что это религиозная наука и это их обязанность. Вайшья придерживается морали, потому что это выгодно. Насколько придерживается морали другой? Это для вайшьи не волнует, если это не затрагивает экономический интерес. Вайшьй особо не волнует достоинство. Если он зарабатывает миллион баксов, теряя при этом своё достоинство, он смеётся, ему на это плюнуть, потому что он заработал миллион.

01:17:58 Он ездит кругом на своём бентли, роллс-ройс скажем выше так. И тот другой, который сохранил своё достоинство, который едет на фиат или опель у нас, что толку. Понятно? Разница в ментальности. Если вы можете ухватиться за эту ментальность, то вы можете понять это, потому что иначе вещи очень сложными становятся. И важно понять, что варна – это то как вы зарабатываете. Это означает – та среда, через которую вы занимаете свою обусловленную природу в преданном служении. В социальной структуре поэтому у вас есть брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, в таком порядке. Но относительно возврата к Богу – это не важно. Понятно?

01:19:59 Поэтому у вас могут быть, в преданном служении могут быть такие старшие грихастхи, которые намного старше брахмачари и опытнее и могут быть брахмачари, которые намного опытнее грихастх и это не существенно, кто он. В преданном служении поэтому это не важно. Это среда, через которую вы всё свяжете с Кришной. Поэтому никто не должен пугаться в какой варне или ашраме он находится. Понятно?

01:20:48 [Аудитория] [не переведено]
[Переводчик] Вопрос как проповеди, на что больше ударение ставить? На проповедь мирской морали или прославлять больше чувственное наслаждение? То есть, чем больше зацеплять людей, тем что пугать их силой какой-то высшей или объяснять, что это больше-больше удобств принесёт. Я так понимаю.
[Бхакти Видья Пурна Свами] [не переведено]
[Аудитория] [не переведено]
[Переводчик] Иногда мы можем наблюдать, что в мирском обществе очень-очень возрастает мирская мораль и можно ли говорить, что следствием этого будет то что увеличится наслаждение чувств. Так я понял, так Махарадж понял.

01:23:06 [Бхакти Видья Пурна Свами] Первый уровень наслаждения чувств – он в уме, а второй расширенный уровень – это прана-майя, где вас волнует то как другие тоже наслаждают чувства. И к этой области расширенного чувственного наслаждения прана-майи также подпадают: экономика, мораль и справедливость. И в основном также там есть две категории: забота о всех живых существах или забота об отдельной группе. Другими словами – вы радуетесь жизни вообще или радуетесь одной группой, где эта жизнь присутствует?

01:24:36 Вы можете радоваться природе или можете уважать природу и тогда вас будет волновать любой аспект затрагивающий природу. Или вас может быть только волновать – как спасти голубых китов. И такая будет разница в общих категориях прана-майи. Вы можете рассматривать общую экономику или только экономику вашей общины. Справедливость для всех или справедливость в вашем обществе? Наслаждения чувств для всех или в вашем обществе? Поэтому мы видим, что если у вас возрастают принципы морали, то в вас возрастают чувственные наслаждения. Но если вы упомяните об этом, любому кто, провозглашает мораль, он сразу возразит вам.

01:26:21 И это означает, что тот, является личностью, которая волнуется только об наслаждении чувств в какой-то отдельной группе, а не во всех группах. Наслаждение чувств на уровне прана-майи есть, но оно спрятано, потому что есть элемент жертвоприношения, но основано оно на наслаждении чувств. Как, например, мать заботится о ребёнке, об их питании, о том, как он спит, о их здоровье. Но что же такое пища, сон, здоровье? Это наслаждение чувств. Но если это наслаждение чувств другого, то есть этот более возвышенный, более доблестный элемент. Это чувственное наслаждение подразумевается, но напрямую про него не говорится. Поэтому, последователь морали, он скажет – нет, мы контролируем чувства, это только для них не для нас.

01:28:07 Но если вы увеличиваете чувственные наслаждения других, автоматически ваше тоже будет возрастать. Удовлетворение чувства – оно необходимо, так или иначе каждый этим занят. Вопрос только – обращаете ли вы на это внимание? Кшатриев интересует дхарма, но из дхармы вы получаете артху и каму, и это приходит как побочный продукт. Вы не работаете на артху и каму, но это так или иначе приходит из дхармы. Но прана-майя – технические вы работаете на чувственные наслаждения, но это не ваши чувственные наслаждения. Есть такая поговорка, что рука руку моет. Высказывание это такое, что «я тебя помою» или «я тебя почищу», но английское там – один другому чешет спину и говорится, что, не «я тебе почешу спину», что вместе друг другу. Но вы не говорите об этом, потому что это некультурно, так не принято.

01:30:09 Это будет да, но мы не говорим об этом. А проблема заключается не в увеличенном чувственном наслаждении, а проблема в увеличенном чувственном наслаждении, которое не основано на религиозных принципах. Если мы поднимаем стандарт прасада в храме, то это неплохо, потому что это прасад, хотя это чувственное наслаждение. А проблема, если вы поднимаете стандарт пищи и это не прасад. Другими словами: в чём заключается конечная цель чего-то? Вот что важно. Мы принимаем прасад, но он предложен Кришне, поэтому преданное служение – это цель и прасадам и поэтому этот приём пищи не становится проблемой.

01:31:40 Или другими словами: у вас есть вот список цифр. Это не проблема. Проблема – та цифра, которая под строкой, которая по ту сторону строки. Вот там проблема. Другими словами: может быть много составных частей, но вас волнует не эти части, вас волнует сумма, когда всё соединить, что в результате получится? Кто не понимает систему беспокоится обо всех маленьких слагаемых, о слагаемых. Чисты ли брахмачари, как они принимают прасад, как они поступают? Хорошо ли это или плохо? Вот это волнует. Они не понимают, что это всё бхакты. Мы присоединились вот к этому движению, чтобы вернуться обратно к Богу, а не чтобы стать строгими последователями Варнашрамы. Понятно?

01:33:25 Это вот, эта проблема, которую мы утром рассматривали, что мы рассматриваем части и мы не понимаем принцип к чему это всё направлено? Понятно?

01:34:03 [Аудитория] Вопрос насчёт конечной цели: на что вся эта система варнашрамы направлена? Она начала с вопроса мудрецов. Они спросили: «Как развить с помощью этой системы нашу привязанность к Кришне?».
[Бхакти Видья Пурна Свами] Они спросили Господа Брахму: «Пожалуйста опиши нам эту систему, потому что ты понимаешь как используя систему варнашрамы можно осознать Бога? Как осознать Бога?».

01:35:18 [Аудитория] Я хочу спросить потому что две лекции назад мы рассмотрели высший уровень саньясы, которой достигается такого уровня, когда материальная мотивация становится безразличной ему. Я хочу спросить: что же это за такой уровень осознания Бога, когда он добился безразличия только?
[Бхакти Видья Пурна Свами] И ответь мне, что саньяса не цель преданного служения и что жизнь не кончается саньясой вернее система не кончается саньясой. Чтобы вернуться к Богу, вы должны бросить свою привязанность к материальному миру и подразумевается, что вы должны развить привязанность к духовному миру.

01:36:18 И если ваши привязанности в духовном миру, то вас так не волнует, в каком положении вы находитесь в материальном миру.
[Аудитория] Я ещё продолжаю свой вопрос, что мы рассматривали только отрицательную сторону? Что мы видим как вся материальная деятельность, как она ни к чему не приводит, бессмысленно, но привязанность то где развивалась к Богу? Я не увидел эту привязанность в нашем изучении Ману Самхиты. Где она?

01:37:28 [Бхакти Видья Пурна Свами] Ну имеется ввиду: меня попросили описать, меня попросили описать, что содержится в Ману Самхите. Меня не просили описать, как пользоваться этой книгой. Господь, как Гарбходакашайи-Вишну, если вы слишали, что было в начале книги, Он создал всевозможные формы. Он Сам лично должен распространиться в энергии всех этих форм и понимание всех этих форм в связи с Господом – это осознание Брахмана. Тот, кто понимает все свои обязанности в связи с Господом – осознал Брахман. Осознание Брахмана поднимает вас из материального мира.

01:39:07 И таким образом такой человек, с помощью этого, поднимает вас из материального мира, с помощью прямой практики преданного служения – это приводит вас в духовный мир. Это я и объяснил в первой главе. Может быть вы не заметили. Поэтому вот для Ведической литературы есть эта первая часть книги, как мы говорили про современных учёных, которые вставляют всякие вещи, которые ничего общего не имеют с книгой. Но вот здесь есть эта первая часть, которая связывает науку с Богом. Итак – это самая важная часть книги, потому что вы имеете дело с Господом. Дхарма –шастра – это то как правильно строить отношения с Богом и какие отношения будут неправильными. Понятно?

01:40:33 [Аудитория] Благодарю. [Не переведено]
[Бхакти Видья Пурна Свами] Ещё что-то?
[Аудитория] Объясните пожалуйста ситуацию, когда в Вудстоке наёмная охрана ничего не могла сделать, которая состояла из кармических людей, которым заплатили 25 000 долларов, когда произошло нападение на преданных, но выполняли обязанности кшатриев также преданные. Можно ли сказать здесь, что разумнее было, целесообразней было бы готовить, создавать команду кшатриев в каждом городе и в каждом храме города ИСККОНа? В каждом храме, [неразборчиво], создавать и готовить кшатриев и иметь спортивный зал при этом?

01:42:39 [Бхакти Видья Пурна Свами] Телохранители – шудры и пехотцы – шудры, пехота – шудра и полицейские на улице – шудры. Это все шудры, работающие на кшатриев. Кшатрий – это тот, кто знает как управлять, как вести государство. Он знает как вести переговоры, он знает Шастры, вот это кшатрий. Тот кто знает, как бороться – это его искусство, по крайней мере на английском используется термин – боевые искусства – искусства в борьбе. Понятно? Поэтому такой человек не обязательно кшатрия. Тот кто это сорганизовал и кто следит чтобы это всё работало, тот может быть кшатрием.

01:44:10 Как, например, в театральной труппе актёры – шудры, но директор – брахман. Ну подразумевается, что он должен быть. Это чтобы показать вам фон этому. Но если в храме есть такие преданные, которые склонны защищать других и если можно им предоставить эту возможность – тренировочный зал, то это хорошо. И тогда, если в каждом селе и городе вы создаёте такую группу преданных, которые могут защищать других, то это очень хорошо. Но это вы должны проработать с местным своим управлением. Потому что на них вы будете работать.

01:45:36 [Аудитория] На поле битвы Курукшетра, эти 600 миллионов людей, которые умерли, они шудры, правильно?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Нет. Те парни, которые пешком ходили и на конях были шудрами, а кто в колесницах и на слонах – кшатрии. Поэтому другому на колеснице или на слоне вы должны бросить вызов. Кто пешком идёт, вы просто стреляйте в него.

01:46:29 [Аудитория] А, значит такой вопрос, у меня проблема такая, с политическим вопросом связанная. Значит у меня значит была, многие-многие годы проблема – депрессия, да, и там голоса помню и сейчас прошла. Вот и значит, последний раз было самое тяжёлое, плюс с видениями.
[Переводчик] Да, ну задавайте вопрос!
[Аудитория] И я подумал, что, мне показалось, что в животный мир как будто я попал, ну и там было очень страшно, страшнее я вообще ничего не испытывал. Вот, но потом, не так давно я вспомнил состояние и мне показалось, что если бы я, ну со мной бы такое же произошло, ну я наверное не был бы в депрессии, то мне наоборот там лучше всего там было бы. Но в принципе я не стремлюсь туда, как бы там, там говорится, ну так не интересно. Просто проблема получилась такая, что я встретил там девушку и потом я понял, что я влюбился в неё. ИИИ, ААА…
[Бхакти Видья Пурна Свами] [не переведено]? Ну вы можете одним предложением сказать? Это означает, что вы понимаете, что вы хотите спросить, знаете, что хотите спросить. Вы можете сказать одним предложением?

01:48:05 [Аудитория] Да, значит: как попасть в один из миров, где я был?
[Переводчик] Как мне встретить ту девушку, которую я увидел?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Нет, но вопрос: что толку в этом? Здесь столько много красивых девушек с которыми вы можете общаться и можете создать семью и это очень практично.
[Аудитория] Но это я сам решаю, просто вот… [не слышно], можно вот брахмачари помочь или нет?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Нет, ну суть – зачем идти туда? Здесь много девушек, потому что с той девушкой там вы ничего не сможете предпринять.

01:49:54 [Аудитория] Но это я заметил, что это точно такой же мир как у нас, только они там быстрее завис, просто какая-то просто как бы стена, ну которая…[неразборчиво]

01:50:21 [Бхакти Видья Пурна Свами] Хорошшо, тогда делайте так, в следующий раз, когда вы туда попадаете, спросите их: «Как можно здесь остаться?». Если они более продвинутые, это значит, что они смогут сказать вам. Но дело в том, что это очень опасно. Опасно идти туда или отправляться туда.
[Аудитория] Значит, ну кшат, брахмачари можно же?
[Бхакти Видья Пурна Свами] Не важно, брахмачари, не брахмачари, опасно туда идти. Ваш вопрос какой был? Если можно – одним предложением?

01:51:19 [Аудитория] Те детали повторения тех ведических мантр, о которых вы говорили в своей речи, относятся ли они к повторению молитв или мантр, которые прославляют Бога просто так. Словом – преданным приходится терять каждый пенни для молитвы Нрисимхе…

01:52:01 [Бхакти Видья Пурна Свами] Нет, это ведический санскрит, не классический.
[Аудитория] И ещё, является ли нейтральным повторение этих мантр, оскорблением для божества, к которому обращаются? Не правильное произношение.
[Бхакти Видья Пурна Свами] Лучше если произношение будет правильным, но это не оскорбление. Если можете повторять лучше но не делаете, да, это оскорбление, но если вы делаете всё что можете тогда это не оскорбление. Шай. Шрила Прабхупада кий!
[Аудитория] Джай!
[Бхакти Видья Пурна Свами] Самавета Бхакти Вринди кий!
[Аудитория] Джай!
[Бхакти Видья Пурна Свами] Джай Нитайгоур пременам кий!
[Аудитория] Джай! Харибол! Бхакти Видья Пурна Свами кий!
[Аудитория] Джай! [Аплодисменты]!

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 14 февраля 2018