Бхагавад-гита. Глава 13. Пракрити-пуруша-вивека-йога

Студия Свирель - 01 января 2012
Поле деятельности и знающий поле, знание и объект познания. Природа и наслаждающиеся. Методы постижения Сверхдуши. Созерцание мира глазами знаний.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:10:39 | качество: mp3 160kB/s 12 Mb | прослушано: 397 | скачано: 335 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:18 Арджуна сказал: «О, Кришна, я хочу узнать о пракрити, о пуруше, о поле и знающем поле, а также о том, что есть знание и объект познания».

00:00:35 Верховный Господь сказал: О Арджуна, это грубое и тонкое физическое тело известно как сферы деятельности или полем. Обладающее сознанием живое существо называют осознающим это поле. Знай же, о потомок Бхараты, что находясь в каждом из тел, Я также осознаю их. Понимание же природы тела и понимание осознающего тело называется знанием. Таково моё мнение.

00:01:11 Сейчас я вкратце расскажу тебе о поле деятельности, о том, из чего оно состоит, каким изменениям подвергается, откуда возникает, кто является знающим поле и какое влияние он оказывает на поле деятельности. Многие мудрецы описали поле деятельности и знающего поле в разных ведических шастрах. Особенно подробно с объяснением всех причин и следствий об этом рассказывается в Веданта-сутре.

00:01:55 Пять грубых материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, желание, ненависть, счастье и горе, совокупность всех материальных элементов, признаки жизни и решимость, всё это вместе взятое составляет поле деятельности и происходящие в нём изменения.

00:00:27 Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение и простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, постоянство, самодисциплина, отказ от того, что приносит чувственное наслаждение, отсутствие ложного эго, понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни это зло, самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и всему, что с ним связано, невозмутимость в счастье и горе, непоколебимая, безраздельная преданность Мне, стремление жить в уединённом месте, отстранённость от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины, это всё Я объявляю знанием, а всё прочее называю невежеством.

00:03:35 Сейчас Я расскажу тебе об объекте познания, постигнув который, ты ощутишь вкус вечности. Брахман - дух, не имеющий начала и подвластный Мне, не подчиняется закону причин и следствий, которые действуют в материальном мире. Повсюду его руки и ноги, его глаза, головы, лица и уши. Так Господь в образе Сверхдуши пронизывает собою всё сущее. Сверхдуша является первоисточником всех чувств, хотя сама не обладает ими. Обеспечивая каждое живое существо всем необходимым для жизни, Господь, тем не менее, ни к чему не привязан. Трансцендентный к материальным гунам Он вместе с тем является их повелителем.

00:04:35 Высшая Истина пребывает внутри и вне всех живых существ, как в движущихся, так и неподвижных. Поскольку Она тонкая по природе, её невозможно постичь с помощью материальных чувств. Она бесконечно далеко, но вместе с тем очень близко. Хотя Сверхдуша кажется поделённой между живыми существами, на самом деле, Она одна, едина и неделима. Она хранит все живые существа, но следует помнить, что Она также поглощает и проявляет их все. Она источник света во всех светилах. Непроявленная, Она находится за пределами тьмы материального мира. Она знание, объект познания и цель познания, и Она пребывает в сердце каждого.

00:05:31 Так Я вкратце рассказал тебе о поле деятельности, о знании и объекте познания. Только мои преданные могут до конца понять это и так обрести Мою природу. Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Причины всех происходящих здесь изменений и источником материальных гун является материальная природа. Сказано, что природа является причиной всех материальных причин и следствий, а живое существо - причиной разнообразных страданий и радостей, которые оно испытывает в этом материальном мире. Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует путями жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни.

00:06:29 Но есть в этом теле и другой трансцендентный наслаждающийся. Это сам Господь, Верховный Владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия. Его называют Сверхдушой. Тот, кто усвоил это знание о материальной природе, о живом существе и о взаимодействиях гун материальной природы, непременно обретёт освобождение. Он больше не родиться в материальном мире, какое бы положение он сейчас не занимал.

00:07:06 Одни постигают Сверхдушу в сердце, занимаясь медитацией, другие - с помощью философских рассуждений, третьи - действуя без привязанности к плодам своего труда. Есть и такие, кто не обладая духовным знанием, тем не менее, начинают поклоняться Богу, Верховной Личности, услышав о Нём от других. Благодаря своей склонности слушать авторитетных наставников, они также разрывают круг рождений и смертей.

00:07:38 О, предводитель Бхараты, знай же, что всё движущееся и неподвижное в этом мире есть ни что иное, как соединение поля деятельности и сознающего поле. Тот же, кто видит, что во всех телах индивидуальную душу сопровождает Сверхдуша, тот, кто понимает, что ни душа, ни Сверхдуша не погибают, хотя и находятся в обречённом на гибель теле, тот видит вещи такими, как они есть. Тот, кто видит, что Свердуша в равной степени пребывает всюду, в каждом живом существе, не позволит своему уму погубить себя. В конце концов, такой человек достигнет духовной обители. Тот, кто видит, что исполнителем всех действий является созданное материальной природой тело, а душа лишь бездействует, тот обладает совершенным виденьем.

00:08:39 Когда разумный человек перестаёт видеть разницу между живыми существами, заключёнными в разные материальные тела, когда человек начинает понимать, что живые существа находятся всюду, он достигает уровня Брахмана. Бессмертная душа трансцендентна, вечна и неподвластна гунам материальной природы. О, Арджуна, даже помещённая в материальное тело, душа не совершает действий и не запутывается в их последствиях. Тонкий по природе эфир ни с чем не смешивается, хотя и проникает повсюду. Точно также душа не связана с материальным телом, хотя и находится в нём. Те, кто постиг Брахман, способны отчётливо видеть это.

00:09:34 О, потомок Бхараты, как одно солнце освещает всю вселенную, так и воплощённое живое существо одно озаряет сознанием всё своё тело. Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело, кто может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в этом мире, те достигают высшей своей цели.

транскрибирование: Татьяна Свиридова | Краматорск | Украина | 25 декабря 2018