Бхагавад-гита. Глава 2. Санкхья-йога

Студия Свирель - 01 January 2012
Арджуна вопрошает Кришну о том, как совладать с охватившей его скорбью и просит наставлять его. Кришна дает знания о том, кто такой настоящий мудрец, о качествах и свойствах души, о гунах материального мира, уровнях сознания, о бескорыстной духовной деятельности. Арджуна спрашивает о том, как распознать человека, обладающего божественным знанием, и Кришна дает ему ответ.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:20:02 | качество: mp3 160kB/s 23 Mb | прослушано: 3234 | скачано: 1201 | избрано: 50
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:18 Санджая сказал: Увидев, что Aрджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Шри Кришна, произнес такие слова: "О Арджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию. О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов".

00:01:04 Отвечал Ему Арджуна: «О Мадхусудана, могу ли я выпускать стрелы в людей, подобных Бхишме и Дроне, которых я должен боготворить? Уж лучше тогда просить подаяние, чем существовать ценою гибели великих душ, которых я считаю своими учителями. Пусть движет ими корысть, но всё равно остаются они моими наставниками. Если погибнут они, всё то, чем мы собираемся наслаждаться, будет запятнано их кровью. Ещё не известно, что лучше для нас: победить или потерпеть поражение.

00:01:44 Сыновья Дхритараштры стоят сейчас перед нами на поле боя, и если убьём мы их, жизнь наша утратит смысл. Я не знаю, как совладать с этой иссушающей меня скорбью. Я не могу избавиться от неё даже, если завоюю цветущее царство, которому не будут грозить никакие враги и обрету власть, какой обладают небожители.

00:02:09 Я больше не знаю, в чём состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу тебя, скажи прямо, что для меня лучше. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, - наставляй же меня».

00:02:39 Санджая продолжал: Произнеся эти обращенные к Кришне слова, Aрджуна, покоритель врагов, промолвил: «Говинда, я не буду сражаться...» - и умолк. Тогда Кришна, находясь между двумя армиями, с улыбкой сказал охваченному горем Арджуне такие слова:

00:03:04 «Ведя учёные речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби! Настоящие мудрецы не скорбят ни о мёртвых, ни о живых. Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты или все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.

00:03:29 Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика. Точно так же после смерти переходит она в другое тело. Здравомыслящего человека такая перемена не смущает.

00:03:52 О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым. О лучший из людей, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остается спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения.

00:04:38 Мудрецы, узревшие Истину, пришли к заключению о бренности несуществующего материального тела и о неизменности вечной души. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого. Знай же, что то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу. Материальное же тело вечного, неуничтожимого и неизмеримого живого существа обречено на смерть. Поэтому сражайся, о потомок Бхараты!

00:05:20 Тот, кто считает живое существо убийцей, так же как и тот, кто думает, что оно может быть убито, не обладает знанием, ибо душа не убивает и не может быть убита. Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не погибает, когда погибает тело.

00:05:52 О Партха, как человек, знающий, что душа неразрушима и вечна, что она нерожденная и неизменная, как такой человек может убить кого-либо или заставить убивать? Подобно тому как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

00:06:23 Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром. Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства. Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, ты не должен скорбеть о бренном теле.

00:06:57 Но даже если думаешь ты, что душа постоянно рождается и умирает навеки, у тебя всё равно нет причин для скорби, о могучерукий Aрджуна. Тот, кто родился, непременно умрёт, а после смерти снова он появится на свет. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби.

00:07:27 В начале все сотворённые существа находятся в непроявленном состоянии. На промежуточном этапе творения они проявляются, а после уничтожения вселенной вновь переходят в непроявленное состояние. Так стоит ли оплакивать их?

00:07:46 Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут её постичь. О потомок Бхараты, того, кто пребывает в теле невозможно уничтожить. Поэтому ты не должен скорбеть ни об одном живом существе. Что же касается твоего долга, то знай, что для тебя как для кшатрия нет лучшего занятия, чем сражаться за устои религии. Стало быть, у тебя нет причин для колебаний.

00:08:26 О Партха, счастливы те кшатрии, к которым возможность сражаться приходит сама собой, открывая перед ними врата рая. Но, отказавшись сражаться за правое дело, ты навлечешь на себя грех пренебрежения религиозным долгом, и твоя слава воина померкнет. Во все времена люди будут говорить о твоём позоре, а для человека с именем бесчестье хуже смерти.

00:08:54 Великие военачальники, которые были о тебе столь высокого мнения, решат, что только страх заставил тебя покинуть поле боя, и сочтут тебя ничтожеством. Враги станут хулить тебя и смеяться над твоей немощью. Что же может быть мучительней этого?

00:09:13 О сын Кунти, тебе остаётся либо погибнуть в бою и достичь райского царства, либо победить и править царством на земле. Поэтому наберись решимости, встань и сражайся! Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечёшь на себя греха.

00:09:53 До сих пор я излагал тебе это знание аналитически, а теперь буду говорить о нём с точки зрения бескорыстной духовной деятельности. О сын Притхи, действуя в соответствии с этим знанием, ты освободишься от рабства кармической деятельности. Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.

00:10:31 Идущие этим путем решительны и целеустремлённы, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист же разум тех, кто нерешителен. Людей со скудными знаниями очень привлекает цветистый язык Вед, которые призывают их совершать различные кармические обряды и ритуалы, чтобы подняться в будущей жизни на райские планеты, родиться в богатой и знатной семье, обрести могущество и многое другое.

00:11:08 Стремясь к чувственным удовольствиям и роскошной жизни, такие люди говорят, что нет ничего превыше этого. Тем, кто слишком привязан к таким чувственным удовольствиям и материальному богатству, чей ум из-за этого всё время пребывает в иллюзии, всем им не хватает решимости посвятить себя преданному служению Господу.

00:11:36 В Ведах в основном говорится о деятельности в трех гунах материальной природы. Так поднимись же над этими гунами, о Aрджуна. Перестань зависеть от всех проявлений двойственности, избавься от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире и постигни своё истинное «Я». Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоём. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага.

00:12:18 Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что плоды твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своего долга. О Aрджуна, выполняй свой долг невозмутимо, без привязанности, не беспокоясь о победе или поражении. Такое умение владеть собой называют йогой.

00:12:52 О Арджуна, оставь всю порочную деятельность, отдайся преданному служению и в таком умонастроении вручи себя Господу. Только скупцы стремятся к плодам своего труда. Тот, кто преданно служит Господу, уже в этой жизни освобождается от последствий хороших и дурных поступков. Поэтому посвяти жизнь йоге, которая является совершенством всей деятельности.

00:13:21 Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают с себя бремя последствий своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий.

00:13:39 Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным ко всему, что тебе доводилось слышать и что ещё предстоит услышать. Когда цветистый язык Вед перестанет волновать твой ум, постигнув своё истинное «Я», ты обретёшь божественное сознание».

00:14:02 Aрджуна сказал: «О Кришна, как распознать человека, обладающего этим божественным сознанием? О чём он говорит и как он выражает свои мысли? Как он сидит и ходит?»

00:14:24 Верховный Господь сказал: «О Партха, о человеке, который очистил свой ум от всех желаний, берущих начало в материальных чувствах, кто черпает удовлетворение только в своём истинном «Я», говорят, что он обладает чистым, божественным сознанием.

00:14:46 Того, кто остаётся невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, того называют мудрецом, обуздавшим свой ум.

00:15:03 Тот, кто, живя в материальном мире, свободен от мирских привязанностей, кто не слишком радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не очень огорчается, когда случается что-то дурное, обладает совершенным знанием.

00:15:19 Тот, кто, подобно черепахе, втягивающей голову и конечности в панцирь, способен отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия, обладает устойчивым, духовным разумом.

00:15:37 Но даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощённая в теле душа по-прежнему сохраняет к ним вкус. Познав же более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании.

00:15:57 Чувства так могущественны и напористы, о Aрджуна, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их. Того, кто, отстранив чувства от материальных объектов, держит их в повиновении и сосредоточивает ум на Мне, называют человеком с устойчивым разумом.

00:16:27 Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности этой рождается вожделение, из вожделения рождается гнев. Гнев порождает иллюзию, а иллюзия затмевает память живого существа. Вслед за памятью у него пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной деятельности.

00:17:01 Однако тот, кто, следуя предписаниям шастр, освободился от привязанности и неприязни, кто держит свои чувства в узде, тот может в полной мере обрести милость Господа. Для того, кто, идя этим путём, обрёл удовлетворение в сознании Кришны, уже не существует тройственных страданий.

00:17:27 Благодаря этому удовлетворению разум человека быстро становится устойчивым. Тот же, кто не соединил своё сознание с сознанием Всевышним, не способен одухотворить свой разум и успокоить ум. А когда ум беспокоен, человек не знает умиротворения, без умиротворения разве может он быть счастлив?

00:17:58 Как сильный порыв ветра уносит лодку, так даже одно свободно блуждающее чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой весь его разум. Потому, о могучерукий Aрджуна, тот, кто отстранил свои чувства от объектов чувств, несомненно, обладает устойчивым разумом. То, что для всех существ ночь, для владеющего собой время бодрствования; когда же все существа бодрствуют, для мудреца, чей взгляд обращён внутрь, наступает ночь.

00:18:42 Тот, кого не беспокоит непрерывный поток материальных желаний, подобен океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, но не тот, кто стремится удовлетворять такие желания.

00:19:02 Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, кто свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо и избавился от ложного эго.

00:19:25 Таков путь духовной жизни, посвящённой Богу. Вступив на него, человек освобождается от оков иллюзии, и, даже если божественное сознание придёт к нему лишь перед самой смертью, он получит право войти в царство Бога".

транскрибирование: Татьяна Свиридова | Краматорск | Украина | 20 November 2017