Трудности и разочарования на пути саморазвития

14 December 2006
Как изменить свое сознание? Для чего нам даются испытания? 54 признака гордости по Махабхарате – продолжение; 11. Выставление напоказ достатка, одежды и прочего; 12. Не позволение другим помогать себе, неготовность работать вместе с другими; 13. Привлечение к себе внимания; 14. Болтливость, разговоры о своих проблемах; 15. Обидчивость; 16. Излишняя чувствительность или бесчувственность; 17. Мысли о том, что другие думают и говорят о тебе, чрезмерная занятость своей персоной; 18. Использование слов, которые слушатели заведомо не понимают; 19. Ощущение своей никчёмности; 20. Отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться; 21. Разделение людей на иерархические уровни, поведение в соответствии с иерархией; 22. Мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу; Чем белая зависть отличается от обычной зависти?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:43:50 | качество: mp3 24kB/s 17 Mb | прослушано: 3026 | скачано: 2117 | избрано: 83
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Добрый вечер. Меня зовут Тимченко Сергей. Мы продолжаем наш семинар «54 признака гордости». И прежде, чем мы продолжим разбор этих признаков, мне хотелось бы ещё сделать некоторое вступление и объяснить некоторые нюансы, которые сильно могут нам помочь, которые очень важны в работе над собой и в изменении своего сознания.

Как изменить своё сознание?

00:00:54 Очень часто человек, работающий над собой, может сталкиваться с определённым отчаянием. Это отчаяние связанно с тем, что «я пытаюсь измениться, но что-то очень тяжело всё это получается, очень тяжело даётся». Иногда опускаются руки, но не стоит отчаиваться. Потому что, как мы уже говорили в одной из первых лекций, почему сразу наше сердце не меняется. Почему нужно прилагать столько много усилий. Потому что когда мы получаем что-то быстро, мы это не ценим. И что бы наши приобретения носили устойчивый характер, и мы понимали им цену, нам нужно приложить достаточно много усилий. И достаточно легко загрязнять своё сердце, но очищать его гораздо сложнее.

00:02:05 С другой точки зрения, не существует невежества, которое мы не в состоянии преодолеть. Особенно, если в устранении этого невежества мы обращаемся так же к Высшим Вселенским Силам. В работе над собой, в самоосознании важны два следующих нюанса, два аспекта. Первое – это наше собственное усилие, а второе – это милость Вселенских Сил или милость Бога. И два этих аспекта должны идти параллельно – это так же понимание, смирения. Потому что под лежачий камень вода не течёт, если мы не прилагаем усилия сами. Лежать на кровати, мечтать «когда же настанет день, когда я стану совершенным» достаточно бесполезно. И в глубине сердца нам хочется. Мы бы хотели представить тот миг, когда вдруг мы проснёмся утром и – раз – и мы совершенные живые существа. У нас прекрасные качества, мы счастливы, ко всем идеально относимся, у нас начался новый день. Но это иллюзия. Само по себе это не произойдёт. Хотя мы все, каждый из нас, хотел бы такого.

00:03:49 Важны наши усилия. Это первое самое важное. Если человек прилагает усилия, то, как говорится, всем чертям на зло, он будет меняться. Медленно, но верно он будет продвигаться. Его сердце будет меняться. Будет меняться его отношение к миру, к окружающим, к Вселенной. Он будет совершенствоваться. Но если человек не прилагает усилий, ничего не произойдёт. И просто мечтать не достаточно. Наши собственные усилия, но второе – это Милость Вселенских сил.

00:04:28 Почему это важно? Потому что, как мы уже говорили, что Бог по определению является источником всех энергий или Высшая Абсолютная Истина – источник всего. И наших усилий просто будет недостаточно без милости Вселенских Сил, без милости свыше человек не в состоянии обрести ни одного хорошего качества и избавиться так же от плохих качеств. В конце концов, за этим должно стоять дозволение свыше. Если человек не понимает этого момента, то просто понимание его – это показатель его невежества, просто непонимания природы вещей. Он не знает механизмов этого мира, механизмов Вселенной.

00:05:32 Поэтому важно, когда мы хотим изменить своё сердце, нам нужно прилагать свои собственные усилия в том, что бы поступать правильно. И второй очень важный момент – нам нужно просить помощи свыше, что бы Высшие Вселенские Силы нам помогли. Можно обращаться к Иисусу Христу или к Богу, к каким-то великим святым о помощи в изменении своего сердца. Можно непосредственно к ним обращаться, к высшим Вселенским Силам, сказать: «Я обращаюсь к Вам. Пожалуйста, помогите мне в очищении моего сердца, в изменении себя». Процесс будет работать гораздо более сильно. Мы будем видеть результат, что постепенно, не смотря ни на что, те сложности, которые нам нужно преодолевать в нашем сердце, меняются.

00:06:34 Так же почему мы не видим резких изменений нашего сердца? Потому что это подобно поливке травы: если мы каждый день поливаем траву, то мы не видим, как трава растёт, она растёт очень незаметно. Вырастает, может быть, на полмиллиметра вверх. Но тот человек, который не видел её несколько месяцев, может увидеть эффект, увидеть результат – на сколько она выросла, какой она была несколько месяцев назад, какая она сейчас.

00:07:22 Аналогичным образом мы каждый день находимся сами с собой, мы знаем свою собственную грязь, или, по крайней мере, мы знаем свой внутренний мир, знаем над чем нам нужно работать, примерно понимаем, кем мы хотим стать или, по крайней мере, какие качества нам хотелось бы обрести. И мы не особо наблюдаем результат. То есть, мы прилагаем, может быть, усилие, но таких может быть явных результатов может не быть сначала, и довольно долгое время, прямо таких очень явных результатов может не быть сначала и достаточно долгое время, прям таких очень ярких результатов. Но люди, которые не видят нас полгода, год, им достаточно пообщаться с нами непродолжительное время, и увидеть насколько мы изменились. Не только внутренне, но даже внешне. Мы не будем это замечать, потому что мы сами с собой. Это будут замечать только люди вокруг и спустя какое-то время. Потому что эта работа глубинная и последовательная. Это не дешёвка.

00:08:33 Разумеется, чтобы получить что-то ценное, нужно платить определённую цену. Испытания делают нас сильными. Говорится, что, это цитата из Махабхараты: « Смирение и терпение, которые являются самыми главными качествами, источниками вех достояний в человеке». Потому что, как мы уже говорили раньше, все самые прекрасные качества: искренность, честность, милосердие, равное отношение ко всем живым существам, правдивость и так далее – все самые хорошие качества, которые описаны в Ведах, эти качества берут своё начало из смирения, по мнению самих Вед.

00:09:23 И Веды говорят, что смирение и терпение – это только результат испытаний. Это только результат испытаний. Поэтому не удивляйтесь, что когда выбудете делать внутри шаги в эту сторону – первое, что будет приходить, будут приходить испытания. В глубине сердца мы бы хотели бы сделать какие-то шаги в эту сторону просто, или обратиться к Вселенским Силам или ещё что-то, внешне попытаться поступить, как-то правильно, настроиться. И дальше у нас всё автоматически получалось и легко. Но будет прямо противоположный результат. Как только мы внутри себя решим, что мы хотим стать совершенными или делать шаги в эту сторону, в сторону совершенства, первое, что придёт следующее, придут проверки.

00:10:33 Сразу появятся люди, которые будут поступать прямо противоположным образом, которые будут пытаться нас вывести из себя. Косвенно заставят нас проявлять не самые лучшие качества. И нам придётся очень нелегко. Почему? Первое, что придёт сразу, это придёт испытание? Потому что Вселенские Силы сразу нас будут проверять, как говорится, на вшивость: «Ты действительно хочешь обрести эти качества или ты хочешь дешёвого поклонения к тебе?» Потому что мы бы хотели, придя куда-то, чтобы люди сразу оценили наш внутренний мир, и восхитились нашими и качествами. А мы приходим куда-то и происходит прямо наоборот: вместо того, что бы восхищаться, они начинают нас ругать, упрекать, поступать с нами несправедливо, нам завидовать или не обращать на нас внимания.

00:11:37 Вселенские Силы, почему прямо противоположность нашим ожиданиям происходит. Становится всё не лучше, а хуже. Но это проверка. Вселенские Силы специально дают эту проверку, прежде чем нам давать что-то более ценное. Они говорят: «А что ты хочешь? Ты хочешь, не заплатив цену, получить что-то ценное? Или ты готов реально заплатить цену, ты готов приложить усилия, но всё-таки таким стать, даже если тебе тяжело?» Это билет, который мы должны купить, это тест, который мы должны пройти. Нам будет тяжело. А кому в этом мире легко, в конце концов? Уж лучше преодолевать сложности ради очищения своего сердца. Или же материальная энергия или иллюзия всё равно заставит преодолевать какие-то сложности ради каких-то пустых, бессмысленных вещей.

00:12:41 Как сказал один из великих гуру, он сказал: «В этом мире сложностей нет только у мёртвых». Как у людей, которые работают над собой, есть определённая сложность – испытания, которые человек будет преодолевать. Так и у тех людей, которые не работают над собой, так же будут испытания. Но одни люди преодолевают испытания и совершенствуются, а другие люди, наоборот – деградируют. Поэтому лучше преодолевать эти сложности ради самого себя, ради очищения своего сердца и расширения своего правильного отношения к Миру и окружающим, к Вселенной.

Для чего нам даются испытания?

00:13:33 Если человек внутри себя решает: «Да, мне тяжело, но я всё равно хочу таким стать». День, второй, третий проходит, и человек старается правильно относиться ко всем этим людям. И пытается правильно поступать. Тут происходит определённый щелчок, и он встаёт на новую ступень, его сознание меняется, Он прошёл проверку, он встал на ступень выше. И весь наш прогресс, он будет связан с проверками.

00:14:03 Даже если мы какие-то проверки не прошли, не нужно переживать, потому что у нас всегда есть возможность встать, даже если мы споткнулись, сделать правильные выводы и идти вперед. Но мы должны изо всех своих сил стараться всё-таки их пройти.

00:14:27 Испытания делают нас сильными. Мы не хотим испытаний. Но нас никто и не спрашивает. В конце концов, Вселенские Силы решают и нам посылают эти испытания. Это не проявление жестокости этих Сил, это проявление любви. Если сталь не закалять, то её легко согнуть или сломать. Меч нужно долгое время бить, когда он находится в наковальне, бьют его, из огня в полымя помещают. И много раз, постепенно эта сталь превращается в дамасскую сталь. Сталь очень крепкую. И таким уже мечом можно рубить металл и с ним ничего не происходит. И мы должны стать сильными.

00:15:23 Есть история, которая иллюстрирует этот предмет. Один учёный наблюдал за действиями и поведением бабочек. Он видел, что бабочка, помещающаяся в кокон, пока она гусеница, она помещает себя в кокон и ей требуется две недели огромных усилий для того, то бы вылезти из этого кокона. Огромных усилий, сложностей. Взял скальпель и очень аккуратно надрезал этот кокон. Бабочка вылезла, расправила крылья. Он сразу позвал своих друзей учёных и сказал: «Посмотрите, этот мир, эта природа заставляют нас преодолевать такие сложности, так страдать, но мы с помощью науки, мы с помощью научно-технического прогресса мы в состоянии облегчить страдания всех вокруг». Но когда они присмотрелись поближе, им бросилось в глаза, что эта бабочка не может летать. Она так никогда и не полетела. И она умерла.

00:16:50 Оказывается, эти огромные усилия, которые преодолевает живое существо, сражаясь с этими сложностями, делают его способными летать. А нам нужно перелететь через океан невежества. Поэтому наши крылья должны быть сильными, чтоб мы были сильными, нам дают эти испытания.

00:17:19 Здесь нету жестокости. Нам будут помогать, и нам хотят помочь, но мы сами должны двигать своими ножками. Потому что если живому существу, например, когда папа хочет помочь научить ребёнка ходить, сначала, конечно, нас держат за шкирку и мы, казалось бы, можем ходить, но потом нас будут отпускать и мы иногда падаем носом, кричим. Но, очень важный момент – почему нас отпускают, почему нас всё время не тянут? Почему нас заставляют взять ответственность самим? Для того, что бы мы научились сами ходить, чтоб мы выросли. Потому что ответственность, которую сразу Вселенские Силы нам дают, она помогает духу расти. Мы должны вырасти. Мы должны взять ответственность за себя.

00:18:27 Но не беспокойтесь, нам будут давать только те испытания, которые мы в состоянии пройти. Здесь нет фатализма. Не то, что нас будут помещать в те испытания, где мы заранее обречены, где у нас нет ни понимания, ни способности что нам делать. Нет. Нам будут давать только те проверки и испытания, которые мы в состоянии выдержать. Поэтому нужно правильно к этому относиться. Вселенские Силы очень разумны. Нам нужно изо всех своих сил стараться пройти эти проверки. Даже если мы где-то споткнулись, нужно сделать правильные выводы и пойти вперёд. Как мы уже говорили, любая неудача должна быть ступенью нашего будущего успеха. Но это возможно только при одном условии: если мы делаем выводы. Если человек продолжает делать те же самые глупости снова, и снова, и снова – это показатель, что он не делает выводы. Он не пользуется своими мозгами.

00:19:41 Есть небольшой анекдот, который иллюстрирует этот момент. В одной комнате сидело трое человек: русский, японец и африканец. И была дверь там, в тёмный коридор. И негр, этот африканец, зашёл в этот коридор и вдруг, раз, закрыл за собой дверь. И вдруг раздался какой-то шум, возня, грохот и раздался громкий звук . И дверь открылась, через несколько минут оттуда вышел смущённый негр с большим синяком под глазами. Очень смущённый, сел и те двое подумали: «Ясно, просто он с кем-то подрался там». Японец сделал всякие упражнения, такие, встал в боевую стойку и пошёл туда с боевым настроем. Закрыл за собой дверь. Опять раздался шум, возня, какие-то крики и снова раздался звук . Дверь открылась. И тут появился уже смущённый японец с большим синяком под глазом. Ему было очень стыдно. И он сел.

00:21:11 Русский подумал: «Ясно. Разве нужно так сражаться? Разве нужно сдаваться после первого удара? Нужно продолжать до последнего сражаться. И он засучил рукава и пошёл туда. Закрыл за собой дверь. Опять раздалась какая-то возня, какой-то шум, и вдруг раздались звуки. Дверь открылась. Там уже стоял русский с двумя большими синяками под глазами. Ему было очень стыдно. Он вошёл и сел. Возникла пауза. Потом мудрый негр поднял вверх палец и многозначительным тоном сказал: «Только белая русская обезьяна наступает на грабли дважды».

00:22:12 Если мы один раз наступили на грабли, ну со всеми бывает, но если мы не сдаёмся и упорно лезем вперёд и наступаем на грабли дважды, это показатель того, что мы скорее не пользуемся своими мозгами. И поэтому нам нужно делать выводы и стараться, по крайней мере, не делать глупости снова. По крайней мере, насколько у нас получается. Прилагать усилия, что бы изменить как-то ситуацию, изменить себя, что-то поменять.

00:22:46 Как сказал один из великих философов, это сказал учёный – Эйнштейн. Он сказал, что «если делать одно и то же одним и тем же способом, то глупо думать, что получишь какой-то другой результат». Если мы хотим получить какой-то другой результат, нам нужно что-то изменить.

00:23:12 Но самое главное, что нам нужно изменить, это изменить себя, своё отношение к миру. Только тогда мир также изменится вокруг нас. Потому что менять мир нужно, в первую очередь, с изменения самого себя. Иначе заранее наши попытки обречены на неудачу. Но если меняемся мы сами, то, во-первых, мы развиваемся, мы становимся лучше, и мир вокруг нас так же будет меняться, даже если он не хочет. Вся ситуация будет раскрываться и меняться. Мы сможем оказывать позитивное влияние вокруг.

00:23:56 И, с вашего разрешения мы разобрали очень важные аспекты: для чего даются испытания, то есть испытания делают нас сильными. И нам нужно быть готовыми к этим испытаниям, позитивно к ним относиться. И не отчаиваться, если у нас что-то не получается. Мы на верном пути. Нам нужно прилагать собственные усилия и обращаться к Вселенским Силам.

00:24:32 Как сказал тоже один из великих учителей, он сказал, что «каким бы невежество сильным не было, оно не сильнее Бога». У нас может быть много недостатков, но если мы обращаемся к Источнику всех энергий, к Источнику всего сущего, Он и не таких менял. То есть Его способность очищать сильнее нашего невежества. И мы должны чётко это осознавать. Если мы обращается к Источнику всего, нам будет дана сила и нам будут даны способности в работе над собой. Но всё-таки нам самим придётся идти по этому пути, и мы уже говорили – почему. Что мы должны сами научиться ходить и нам будут помогать, но способность нам дадут, если мы просим. А если не просим, значит нам не надо. Потому что нам никто навязывать и давать что-то помимо нашей воли не будет. Хорошо.

54 признака гордости по Махабхарате – продолжение

00:25:54 Тогда мы, с вашего разрешения, мы продолжаем разбор этих пятидесяти четырёх признаков гордости. Мы закончили на надменном отношении, суетности, стремлении часто смотреться в зеркало.

11. Выставление напоказ достатка, одежды и прочего

00:26:18 Следующий пункт – выставление напоказ достатка, одежды и прочее. Это следующий показатель гордыни. Почему это является недостатком? Почему это является проявлением гордости? Вопрос. Но если я хочу, чтобы моя одежда была красивая? Мне нравится. Мне нравятся какие-то хорошие вещи. Здесь речь идёт о том, что не нужно делать это напоказ.

00:27:00 Существует большая разница между тем, когда человек покупает практичные, красивые, хорошие вещи, которые будут долговечными, но желательно, чтобы эти вещи не были слишком броскими. И так же это касается нашей личной одежды и также каких-то аксессуаров, которые человек носит. Вплоть до обустройства даже внутреннего жилья. Там все должно быть красиво, аккуратно, но не слишком роскошно. Почему? Потому что Вселенские Силы нас наказывают. Потому что в конце концов вся эта роскошь, которая нужна, которой люди хотят пользоваться, какие-то очень броские вещи, предназначены только для того, что бы выделиться из общей массы, для того что бы показать, что я лучше чем другие. Это неправильно. Это проявление гордости.

00:28:06 И Высшие Силы сразу будут нас наказывать. Каким образом? Наказание придёт сразу, потому что у этих людей, когда мы сознательно выделяемся из общей массы, сознательно. То есть мы всё это покупаем только для того, что бы гордиться этим, для того, чтоб все люди нам завидовали, чтоб как-то выделиться среди них всех. Прямо и косвенно показать, что мы на другом уровне находится, чем они. Это будет приводить к тому, что у этих людей будет развиваться зависть. А зависть – это очень страшное качество. Потому что когда люди нам завидуют, сразу же на нас буду сваливаться определённые беды и несчастья. Потому что зависть – это определённая негативная энергия, которая идет. И так весь мир, материальный мир, как говорят Веды, это мир зависти. Здесь и так люди часто завидуют, когда люди видят, что «у кого-то есть что-то, чего нет у нас».

00:2914: Но если они завидуют, но мы не даём повода сознательно, то по нам она не так сильно бьёт. Но если мы даём повод сознательно, если мы не тестируем наши поступки и не тестируем себя – как мы действуем, что мы носим. Если мы покупаем слишком роскошные вещи, зная, что можно купить что-то тоже очень хорошее, практичное и красивое, но не такое вычурное, то мы потом будем нести определённые реакции. У нас будут проблемы в семье, на работе, даже с друзьями. Наказание придёт Вселенских Сил. Поэтому человек сам уже решает. Потому это проявление гордости. В этом нужно быть осторожным, чтобы не страдать потом.

12. Не позволение другим помогать себе, неготовность работать вместе с другими

00:30:13 Следующий – не позволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими. Это очень интересный пункт. Это тоже проявление гордыни. Это проявляется в чём? Что человек сам взваливает на себя какой-то проект, он не помогает другим, не позволяет другим помогать себе. Он не может работать вместе с другими.

00:30:48 Почему это проявление гордыни? Потому что глубинный мотив, почему мы всё делаем сами, когда у нас есть реальная возможность разделить ответственность с другими, почему мы взваливаем всё на себя? Только потому, чтобы лавры получил кто? Мы. Потому что в глубине сердца у человека есть такое желание взять всё на себя, для того что бы потом, если это получится, аплодировали ему. Чтоб он был такой великий, который совершил такой удивительный подвиг, сделал что-то, достиг чего-то или провернул какой-то проект.

00:31:33 Я видел множество удивительных ситуаций. Когда люди всё это делали. Я сам был так же участником такой же ситуации. Однажды я взялся организовать большой фестиваль. И всё взвалил на себя. Подумал: «Я очень хороший организатор». Написал – кто что должен делать. Раздал людям то, что они должны делать, целый список всего того, все их обязанности. Но всё, в конце концов, замыкалось на мне. Я никому не передавал ответственность. Я просто поставил их перед пониманием того факта, что они должны делать то, что я им сказал. Был единственный ответственный, это я. Это привело к очень большим проблемам. Всё было не вовремя. Туда пришло телевидение даже. Все задержалось на полчаса. И так далее. Всё просто рушилось с самого начала.

00:32:49 Я никак не мог понять – почему. Мне было очень тяжело, я на всех обиделся. Все пришли не вовремя, халатно отнеслись к своим обязанностям. У меня был целый внутренний кризис: «Почему здесь нет ответственных людей, никому ничего не нужно. Ах так, я с ними никогда не буду иметь ничего общего, полагаться на них нельзя». И после всего этого фестиваля, который закончился до определённой степени провалом. По крайней мере, он сильно отличался от того, что я хотел бы видеть в конце.

00:33:30 Когда мы собрались снова с этими людьми, я им высказал всё, что думаю. Они сказали: «А почему ты обижаешься? Ты сам всё взвалил на себя, ты не с кем не посоветовался. Ты не делегировал нам, то есть не дал нам возможность самим взять ответственность за какие-то проекты и делать так, как мы хотели бы». То есть, более правильно с моей стороны поручить им части этого фестиваля с полной ответственностью. Они бы сразу вдохновились, потому что когда человек чувствует ответственность, он сразу чувствует себя окрылённым.

00:34:20 А так когда тебя контролируют во всём полностью, когда люди делают всё просто из-под палки, у них нет возможности проявить своё творчество, раскрыть свой потенциал, то сразу человек лишается энтузиазма что-либо делать. И поэтому нам нужно научиться делиться этой ответственностью. Единственное, почему мы не делимся ответственностью с другими и не можем сотрудничать с другими, только из эгоизма и желания самому получить венок победителя и так далее. Это гордость, в конце концов. Желание быть лучше других.

00:35:09 Поэтому получаем потом реакции. Вселенские Силы нас, законы Вселенной нас будет наказывать, как разочарование, что эти проекты, они будут рушиться и так далее и тому подобное. Мы будем страдать, мы в не лучшем свете перед другими представать и не получать что мы хотели.

13. Привлечение к себе внимания

00:35:32 Следующее – привлечение к себе внимания. Это следующе проявление гордости. Когда искусственно человек пытается привлечь внимание к себе.

00:35:56 Иногда, тут очень много иллюстраций. Люди пытаются как-то выделиться или ещё что-то. Иногда перебивают окружающих. Есть множество способов в выражении или проявлении этого качества. Но беда состоит в том, что чем больше мы хотим привлечь внимания к себе, как ни странно, тем меньше мы его получаем и тем более несчастными мы становимся. Само по себе это неправильно, что Законы Вселенной нас сразу начинают наказывать. Мы внутри страдаем. Сами эти шаги неправильно построены. Мы хотим любви, каждый из нас. Но вместо того, чтоб ожидать любви к себе и ожидать внимания к себе, нужно научиться бескорыстно отдавать внимание другим, отдавать любовь. И когда мы делаем это бескорыстно, происходит удивительный эффект: все те люди, от которых мы ничего не ожидаем, а мы хотим им, наоборот отдать, дать им внимание – все эти люди начинают проявлять внимание даже нам и гораздо больше даже, чем мы ожидаем.

00:37:23 Поэтому, когда мы ожидаем внимание к себе – это эгоизм. Опять я стою в центре. Я хочу, что бы все вокруг меня плясали, и я был в центре. Эгоизм стоит. Говорится, что гордость или эгоизм невозможно удовлетворить по своей функции. Даже если вся Вселенная будет нас прославлять, уделять нам внимание, то, в конце концов, мы скажем: «маловато будет. Я заслуживаю большего». Потому что невозможно удовлетворить. Всё равно мало. Наша гордость будет расти. Наш эгоизм будет расти. И так далее. До бесконечности, до вселенских масштабов, и больше. Потому что эгоизм не удовлетворить.

00:38:10 Как говорится, что огонь невозможно потушить, поливая его бензином. Чем больше удовлетворять эгоизм, тем больше он будет только разрастаться. Но если мы меняем своё поведение с эгоистического на то, что бы наоборот отдавать другим, мы будем испытывать внутреннее счастье. И так же люди вокруг нас будут становиться счастливыми. И мы будем раскрываться, и помогать раскрываться другим.

00:38:46 Сейчас, кажется, звучит для некоторых неправдоподобно. Попробуйте просто так делать. Просто проведите эксперимент. Но это просто, это реалия, это просто работает. Мы сейчас говорим о Вселенских Законах. Как только мы начнём сразу так действовать, сразу человек увидит результат. Это просто действует.

14. Болтливость, разговоры о своих проблемах

00:39:21 Следующее – это болтливость или разговоры о своих проблемах. Это тоже проявление гордости. Когда человек слишком болтлив.

00:39:37 «Ля-ля-ля. Ты слышал? А тот сделал то. Этот поступил не так. А вот ты слышал последнюю интригу или новость…» такие всякие слухи. Но очень важно, что наш язык обладает огромной силой. Шримад Бхагаватам – одно из очень древних ведических писаний сравнивает язык с лопастью. С лопастью судна, с лопастью руля. Маленькая лопатка в конце судна может изменить направление движения судна с водоизмещением в тысячи тон. Маленькая лопаточка. Так же маленькая лопаточка, которая есть у нас во рту, маленькая лопаточка в зависимости от того, куда мы направляем свою речь, приведёт или к нашему прогрессу, или к нашей деградации.

00:40:43 Нужно быть осторожным, потому что, как мы уже приводили цитаты из Махабхараты, есть Вселенские Законы: когда мы обсуждаем недостатки других, все недостатки этого человека по большой дороге переходят к нам, а все наши хорошие качества по большой дороге переходят к нему. И с чем мы остаёмся? С недостатками. Поэтому когда мы говорим о чём-то, лучше говорить о хороших качествах других. Нам нужно приучить себя к этому.

00:41:22 Так же, по мнению психологов, так говорит доктор Кави: «Если двое человек обсуждают недостатки третьего человека, они оба теряют в глазах друг друга». Что происходит? Например, я подхожу к какому-то человеку, для того что бы обсудить недостатки кого-то. Или давайте возьмём другой пример. Кто-то подходит ко мне и начинает говорить: «А ты слышал? Этот сделал то, этот сделал – сё. И он такой или этакий». И моя модель поведения. Я думаю: «Ну если я сейчас буду как-то его останавливать и защищать того человека, я же тогда как-то разговор поломаю или потеряю в глазах этого, моего собеседника». Поэтому мы думаем: «ну я должен как-то поддакивать». Или мы очень бурно вступаем в разговор или же, даже если мы внутри не согласны, но внешне мы говорим «Да-да-да», «Угу-угу-угу».

00:42:46 Собственно, мы это делаем для того, что бы сохранить отношения с нашим собеседником. Но происходит любопытный нюанс: все исследования психологов по этому моменту показали, что мы, соглашаясь с нашим собеседником, как не странно не выигрываем в его глазах, а теряем. Знаете почему? Потому что этот человек думает: «Я сейчас промываю кости этого третьего, говорю о его недостатках и пороках. И что он делает? Он поддакивает мне. Говорит «угу». Всё с ним ясно. Когда кто-то будет промывать мои кости, он так же будет говорить «угу» и тоже поддакивать. Поэтому с этим человеком я серьёзное дело иметь не буду, потому что он просто лицемер. По крайней мере, полностью доверять ему я не смогу никогда».

00:43:54 Но исследования показали, что если кто-то нам говорит о недостатке другого человека, если мы начинаем защищать этого человека, говоря таким образом: «У каждого свои недостатки, то есть любая ситуация имеет много углов, много граней. Это всего лишь твой взгляд с определённой стороны. Но мы не знаем – почему он так поступил». И так далее. Или: «Ты многое делаешь не так. Я тоже многое делаю что-то не то. Но это не означает, что мы плохие. Каждый может ошибаться. Но, по крайней мере, я не хочу об этом ничего слушать. По крайней мере, мне не интересно, кто что делает не так. У нас у всех свои проблемы. Все мы ошибаемся». Человек ещё что-то пытается сказать, но если мы принципиальны в этом, или мы можем даже уйти. То внешне, казалось бы, мы идём на определённый небольшой конфликт или небольшой разлад в отношениях. Это не конфликт. Скорей просто мы не поддерживаем беседу.

00:45:15 Исследования показали, что мы сразу же выигрываем в глазах этого человека. Человек думает: «Да, конечно мне неприятно, что он как-то меня остановил или прервал. Но как здорово, он заткнул мне сразу рот. Это означает, что если кто-то будет что-то плохо говорить за глаза обо мне, этот человек сразу же заткнёт ему рот. Это удивительный человек. Вот этому человеку я всегда буду доверять». Поэтому очень интересный момент, что нам лучше не обсуждать недостатки других, иначе мы получим недостатки этого человека на себя и так же потеряем в глазах собеседника. Это должно быть нашим принципом. И, по крайней мере, нам нужно как можно меньше об этом говорить.

00:46:12 Исключением является только один случай. Если обсуждение недостатков других является нашим профессиональным каким-то служением. Например, судья он вынужден недостатки других обсуждать. Или милиционер, он должен, и так далее, или босс на работе. Но если это не является нашим долгом профессиональным, лучше этого не делать. Это единственное исключение.

00:46:50 И так же стремление, когда человек, разговоры о своих проблемах. Вот мы сейчас мы обсудили болтливость. Разговоры о своих проблемах постоянные тоже являются проявлением гордыни. Потому что люди, мы часто можем видеть такое, что люди подходят и постоянно рассказывают всем о своих проблемах. «То у меня такая проблема…» И сто человек дали ему совет, а он к сто первому подойдёт и опять то же самое будет ему на голову выкладывать.

00:47:29 Почему? Есть такое понятие – «профессиональный паразит». Этим людям нравится выливать на кого-то свою грязь, свои проблемы. Ему даже не решение нужно как таковое. То есть он не хочет меняться.

00:47:46 Другой нюанс состоит, конечно, что женщины, когда они рассказывают о своих проблемах, им не нужно решение. Они хотят просто, чтобы кто-то их выслушал. Но, по крайней мере, человек, даже когда он рассказывает об этом, всё равно внутри должен быть настрой измениться. Если у человека нет этого настроя, то он продолжит снова и снова, и снова с одной и той же проблемой подходить. Ему нравится забирать энергию у других, и забирать их внимание и время. И такие люди, которым нравится иногда часами-часами просто говорить ни о чём. Но и поэтому если вы с такими людьми соприкасаетесь и вы знаете, что этот человек в прошлый раз забрал у вас большое количество времени и, собственно, вы ничем не смогли ему помочь, и он снова с той же самой проблемой приходит к вам опять, вы знаете, что он не хочет меняться. Просто вы потом сидите с квадратной головой, а он счастливый уходит.

00:48:56 Просто это люди такие вампиры, которые сосут просто ваши силы в свою энергию, поэтому скажите ему сразу: «Подожди. Что ты хочешь от меня, прежде чем мы начнём говорить? Ты реально будешь следовать тому, что я скажу? Или ты просто хочешь забрать у меня время? Если ты не будешь этому следовать, если тебе не нужен реально мой совет и ты не будешь пользоваться этим советом, поэтому тогда лучше не забирай у меня ни время, ни энергию. Иди к другому человеку. Я всё равно тебе ничем не смогу помочь. Ты заберёшь только время у меня». И это правильно.

00:49:45 Важно не только рассказывать другим о своих проблемах, мы ещё должны хотеть услышать ответ, услышать решение. И внутри себя хотеть принять какие-то решения. Иначе наше поведение неправильно.

00:50:09 Хорошо. Мы разобрали эти пункты: болтливость или разговоры о своих проблемах – это проявление гордыни.

15. Обидчивость

00:50:24 Следующее – это обидчивость. Это тоже проявление гордости, когда человек слишком обидчивый. На него кто-то не так посмотрел, ему кто-то не так сказал. И обидчивость – это проявление нашей гордости. Почему? Потому что, в конце концов, мы слишком зациклены на себе. Опять «Я» стоит на первом плане. Там слишком всё это стоит. Поэтому мы будем страдать.

00:51:04 Потому что смиренного человека, у которого нет излишних амбиций, да его невозможно обидеть. Потому что, так как он о себе не думает слишком много, то ему всё равно. Он думает: «ты меня хоть горшком назови, только в печку не ставь. Мне всё равно кто что там обо мне думает, и кто на меня как смотрит, и так далее». И нам нужно постепенно приучить себя ни на кого не обижаться. Как мы уже говорили, это возможно, если человек с духовной точки зрения обладает Знанием, смотрит на все ситуации, в которые он попадает, что все – мои Вселенские учителя, что Вселенские Силы меня учат всему. И чему меня учат, человек должен размышлять над этим. Внутри себя благодарить этих людей, а так же внешне благодарить. Постепенно эта ситуация будет меняться, она уйдёт.

16. Излишняя чувствительность или бесчувственность

00:52:05 Следующий пункт – излишняя чувствительность или бесчувственность. Это тоже проявление гордыни. Опять же, это одна из ловушек. Сначала человек был бесчувственным, ему всё равно было до чувств других, что он ранил других, что он причинил им боль своими действиями, своими словами, что он ущемлял их интересы. И очень часто из своей гордости, мне главное, чтобы мне было хорошо. А все остальные – мне всё равно. Не зря мы говорим, что гордый человек, всегда агрессор, притом он неосознанно ранит других, ущемляет их. Ему всё равно кто что думает, что другие люди страдают от этого, что они тоже живые существа, они тоже чувствуют, что они тоже живые – ему это не интересно. Ему интересна только своя персона. Поэтому бесчувственность – проявление гордости.

00:53:17 А вторая крайность которая так же связана с первой. Когда человек начинает заниматься духовной жизнью. Или же в некоторых случаях, просто если люди очень сентиментальны. Потому что сантименты означает, когда человек находится на уровне чувств и на уровне ума. «Senti» «mental». «Senti» – это чувства, а «mental» – это ум. Одно из опредений слова «сантименты» означает – тот человек, который полностью находится на уровне чувств или на уровне ума. На умственном уровне. Это очень печальный уровень до определённой степени. И мы объясним почему.

00:54:09 Вначале он был бесчувственным. Сейчас у него другая крайность. Он, вдруг, наконец, понял, что другие люди всё чувствуют и даже иногда люди начинают чувствовать, знать, что другие люди думают. Это становится определённым источником беспокойств – другая крайность.

00:54:38 Мне пришлось это также преодолеть в духовной жизни в самом начале пути. Я извиняюсь, что мне приходится много рассказывать свой опыт, но, по крайней мере, чем богаты, тем и рады. Когда я стал заниматься эзотерикой. И это обязательно любой человек, который занимается эзотерикой, он сталкивается, он начинает понимать, что мир более сложный, что даже чувства, мысли обладают большой силой. И это рождает очень много сложностей, потому что человек начинает слишком зацикливаться на своих чувствах. Начинает чувствовать, что другие люди думают или как они относятся к нему. Он начинает чувствовать тонкое тело. Тонкое тело становится сильным. И беда состоит в том, что люди начинают зацикливаться на этих чувствах.

00:55:39 Кто-то на него не так посмотрел, у него целая трагедия. Кто-то к нему не так думает, он: «ко мне плохо думают». Он на своих чувствах зацикливается. И он от этих чувств начинает очень сильно страдать. У него с утра до вечера сплошная озабоченность. Только тем, кто не так на него посмотрел, смотрит или думает. Кто-то вампирит его или не вампирит. И так далее. Столько беспокойств потом. Это уже другая крайность, что он зацикливается на этом. Да, этому есть место. Но лучше не зацикливаться на всех своих чувствах. Иначе человек не будет идти. До определённой степени это ловушка даже в духовной жизни. Когда человек работает над развитием своего сознания.

00:56:37 Потому что человек гордится своими утончёнными чувствами. И так как он гордится своей чувствительностью, Вселенские силы будут его наказывать, потому что он будет постоянно страдать от своей чувствительности. Потому что он на этом зацикливается. Он постоянно хочет всё это чувствовать. То есть, в конце концов, он сосредотачивается не на очищении своего сердца, не на развитии своего отношения к другим живым существам, а он сосредотачивается на том, как к нему относятся, опять же на себе, на своих чувствах. Опять: «Я великий, мои чувства самые удивительные, потому что я самый удивительный».

00:57:12 И опять его развитие оно встаёт. И он начинает страдать сам от своей же собственной слишком сверхчувствительности, гиперчувствительности. И его постоянно притягивает подобное, чем более он шарахается ото всех, боится, чтобы никакие вампиры нему не пристали энергетические, что кто-то на него не так смотрел. Подобное ещё больше к нему начинают такие люди притягиваться. Законы Вселенной будут посылать ему ещё больше этих людей. И чем он больше об этом думает, тем более он пробиваемым становится энергетически.

00:57:55 Поэтому просто нужно изменить свой менталитет. Нужно оставить всё как есть. Да, это всё существует, кто-то может ко мне не так относиться. Я могу это даже иногда чувствовать. Но это не важно всё. В конце концов, я должен в защите своей обратиться к Вселенским Силам. Сказать: «Господи, спаси и сохрани». Есть определённые мантры, просто определённые вибрации, которые человек произносит и сразу он получает Вселенскую защиту. И лучшая защита – это не мы, не наши собственные силы, это обращение к Высшим Вселенским Силам.

00:58:36 Не зря есть такая фраза, что «если Бог хочет кого-то защитить, то кто его убьёт? Кто убьёт этого человека? Но если Бог хочет кого-то человека убить, то кто этого человека защитит?» Поэтому разум проявляется в том, что мы обращаемся к Высшим Вселенским Силам для защиты, потому что мы можем ставить всякие энергетические защиты, всякие коконы на себя надевать и так далее и тому подобное, ставить всякие стенки, зеркала, множество всяких защит существует но это всё, все эти защиты будут пробивать. Будут находиться люди, у которых более сильная способность, чем у нас. Нас всё равно будут высасывать, пробивать и так далее. Потому что мы полагаемся на себя. Опять же, из своей гордыни.

00:59:30 Когда человек обращается к Высшим Вселенским Силам – это показатель его смирения. Вселенские Силы говорят: «Ну, конечно. Наконец-то ты понял, к кому нужно обращаться. А то «Я-Я». Хорошо». И нам дают сразу Вселенскую защиту. А с Вселенной кто справится? Если законы… Если человек действует в соответствие с Законами Вселенной, то все Законы Вселенной начинают нас защищать. Кто в состоянии причинить нам какой-то вред? Даже если кто-то пробивает нас энергетически, то очень быстро всё наше тело у нас восстанавливают сразу. Опять мы собраны, опять у нас всё на месте. Всё наше энергетическое тело работает идеально. Потому что мы полагаемся на тех, кто, собственно, ведает энергиями, и кто ведает всеми энергиями. И нам дают все эти энергии.

01:00:28 И нам всегда будет её хватать. И также это проявляется, иногда эта сентиментальность проявляется в ожидании каких-то чудес. Или просто когда человек слишком полагаясь на свои чувства говорит: «А! Лампочка моргнула, наверное, день у меня будет плохой». Ещё какие-нибудь, он сам выдумывает какие-то штуки. Иногда, конечно, есть какие-то приметы, мы должны ими пользоваться. И есть действительно голос сердца. Но чаще всего люди, которые не умеют слушать своё сердце, потому что чтоб слушать своё сердце – нужно обладать очень глубокой зрелостью. Или определённым огромным опытом с прошлых рождений. Это возможно. Человек к этому придёт. Нужно какое-то время просто. Но чаще всего люди действуют просто на платформе ума и чувств. Выдумывая какие-то чудеса.

01:01:40 Несколько анекдотов, которые так же это иллюстрируют. Вдруг к настоятелю храма вбегает один священник, и кричит: «Чудо! Чудо! Там такое! Там такое!» Он говорит: «Подожди, подожди. Что там такое?» «Там такое! Там чудо! Чудо! Там чудо! Настоящее чудо произошло!» Он говорит: «Стой-стой? Подожди». «Да нет. Там чудо!» «Так, подожди, что произошло?» «Там, представляете, выхожу, выхожу с клироса, и там человек стоит на костылях! Я подношу ему святой воды, он выпивает и откидывает один костыль. Я тогда даю ему ещё, наливаю ещё стакан воды. Он выпивает его, откидывает второй костыль!» И вдруг настоятель кричит: «Чудо! Действительно чудо! Где он!? Где он?!» «Там. Лежит в алтарной комнате». Мы хотим чуда. И человек в конце концов у нас есть тенденция выдумывать что-то. Чудеса есть. Но не нужно их искусственно выдумывать.

01:03:14 Или идёт служба и вдруг раздаётся крик такой: «О, братья мои! Чудо! Свершилось чудо! Я вновь могу ходить!» Люди спрашивают: «Что случилось?» «Да у меня вчера машину украли».

01:03:39 Поэтому чудесам есть место, но искусственно просто не нужно выдумывать что-то. И вся духовная жизнь, она построена не на эмоциях и не на чувствах. Это очень и очень важно понять. Некоторые люди думают, что духовная жизнь или работа над своим духом, над своим сознанием или самоосознание связаны с определёнными чувствами или эмоциям. Но на самом деле это не являет главную роль. Всё это является второстепенным. Настоящее самоосознание или работа над собой должна быть построена на принципе разума. Не на эмоциях и не на чувствах. На принципе разума.

0104:40: Потому что иногда, чаще всего, чтобы выполнять определённую работу над собой у нас не будет много чувств. Чувства нам будут мешать. Потому что нам может быть не хочется вставать как можно раньше с утра, хотя это лучшее время для определённых практик духовных. Наши чувства и ум будут говорит: «Встань попозже». У нас может быть нет никакого желания меняться внутри. Наши чувства говорят: «Не меняйся, обижайся на всех вокруг». И так далее и тому подобное.

01:05:32 У нас может не быть большого желания идти и общаться с теми людьми, которые также заняты работой над собой. Наши чувства и наш ум скажут: «Зачем тебе идти куда-то общаться? Лучше положи нога за ногу или посмотри телевизор, какие-то глупости». Но человек должен понимать, что «я должен действовать на уровне разума». А разум значит: «чувствую я что-то или не чувствую, хочется мне или не хочется, есть у меня энтузиазм или нет, я знаю как правильно, я решил для себя – я буду поступать как правильно, как надо, а не так, как хочется». Это самый главный принцип в работе над собой – принцип разума.

01:06:44 Во всей своей жизни мы действуем на платформе разума. Посмотрите. Кто из нас каждый день испытывает большие чувства, когда он идёт на работу? Прям у меня такие большие чувства и эмоции ключом бьют. Или же кто из нас испытывал большие чувства, энтузиазм, какие-то большие эмоции, когда мы занимались спортом, например? «Когда же я пробегу три километра с препятствиями?» Или кто из нас испытывал большие чувства, когда он ходил в школу. У вас были большие эмоции, когда мы учили тангенс и котангенс или теорему Пифагора?

01:07:30 Но мы делали то, что надо, а не то, что нам хотелось. И всю свою жизнь мы делаем то, что надо. Когда мы идём платить за свет, не то что мы говорим «простите, я вот три года не платил, просто не чувствовал ничего. Не чувствовал потребности заплатить за свет. Не подсказывало мне ничего там изнутри. Эмоций не было. Поэтому, зачем себя насиловать?» Что нам скажут? Там ничего не скажут, нам просто свет отключат. Или «я прогулял три дня, потому что ну не было у меня больших чувств на работу идти». Нас сразу выгонят: «чувствуй в другом месте».

01:08:14 И говорится, что вся духовная жизнь построена именно только и в основном на этом принципе, на принципе разума. Все осознавшие себя души, все духовные учителя, или вообще люди, которые достигли чего-то по-настоящему, это люди, которые действовали и действуют, руководствуясь разумом. И как сказал один из осознавших себя величайших учителей Бхактивинода Тхакур, он сказал: «Просто за счёт сильного разума человек сможет вырваться из круговорота рождений и смерти, сможет достигнуть освобождения».

01:09:11 Нам нужно укрепить свой разум, сделать наш разум сильным. И это делается через медитацию, особенно через мантра-медитацию, повторение определённых благоприятных вибраций или молитв, через обретение знания. И когда человек размышляет или анализирует и учится это делать, постепенно разум укрепляется. То есть он знает что поступать, как поступать. Есть также определённые механизмы очищения ума, или мантра. «Ман» – это ум, а «трая» – очищение. Это механизмы очищения ума или мантры. Да? Мантры или молитвы. Это определённые так же механизмы, которые человек так же использует, для что бы успокоить свой ум и так же придать ему определённую форму, укрепить его.

17. Мысли о том, что другие думают и говорят о тебе, чрезмерная занятость своей персоной

01:10:19 Мы идём дальше. Следующее – мысли о том, что другие думают и говорят о тебе. И другой пункт, который так же взаимосвязан с этим пунктом – это чрезмерная занятость своей персоной. Всё это проявление гордости. Когда мы идём по улице, очень часто посещают такие мысли: Все наверняка смотрят на кого? «На меня». Правильно? А почему мы так думаем? Это проявление чего? Гордыни. А почему мы так думаем? Да потому что мы гордимся. Кем? Да собой. Потому что мы думаем: «А на кого же здесь ещё тут смотреть-то? Кто тут самая великая личность на улице, в конце концов?» Что за этим стоит? Опять своя гордость.

01:11:21 Причём мы думаем или ожидаем, что все люди, даже кто-то там что-то говорит, а мы думаем: «наверняка обо мне говорят», а люди на самом деле о погоде разговаривают. Почему мы так думаем? Да потому что мы очень большого мнения о себе. Мы думаем: «О ком же тут…? Кто тут самая великая персона, о ком же ещё можно говорить, как не обо мне? О ком можно ещё можно думать? Наверняка все эти люди, которые на меня просто взглядом случайно посмотрели, оборачивались, они только обо мне… наверняка они на меня обратили внимание или обо мне думают».

01:12:01 Это из-за нашей гордости, у нас такая реакция или такое отношение к миру, что все смотрят на меня или думают обо мне или говорят обо мне. Но реалии совершенно другие. Люди говорят не о нас зачастую. Когда, представьте, когда мы идем, это легко понять, когда мы идем по улице, обратите внимание, что нам, честно говоря, на всех окружающих особо-то наплевать. Правильно? Мы в основном думаем о себе. Правильно? Вот точно также думают все окружающие. Они каждый из них думают только о себе. До нас им вообще дела нет. Каждый, кто-то идёт, он озабочен своими проблемами. Даже когда он смотрит на других, он смотрит таким достаточно безразличным взглядом. Или взглядом такого оценивающего, но собственно, вот так скользящим взглядом. И до нас нет никаких эмоций или дела. Это реалии.

01:13:09 Но если мы думаем, что другие люди говорят или думают именно о нас, наказание за это Вселенские Силы, это проявление гордости, это неправильно, наказание будет следующее: что мы будем очень сильно озабочены этим. Комплексы неполноценности. Будем думать: «так, а как мне вот идти, какой походкой шагать, чтоб на меня все смотрели? Так мне нужно так вот идти приосаниться или нет или может быть по-другому как-то, может быть я как-то не так выгляжу, может быть мне шапочку налево или направо надвинут, на правое ухо или на левое ухо». Любые мелочи. На самом деле этим людям вообще до нас никакого дела нет.

01:13:54 Сейчас люди вообще могут ходить во всём рваньё, и, собственно, люди думают: «это, наверное, мода такая». Ну, в принципе, дела нет особо. Когда вы увидите какого-нибудь человека, пусть даже как-то нестандартно одетого, думаете: «Ну, какой-то он странный человек». И пройдёте мимо. Точно также «ну, это его личные проблемы» и всё. Точно также люди. Люди просто пройдут мимо нас и, собственно, им всё равно. Но если мы думаем об этом, то мы будем сильно страдать. «Наверняка эти люди обо мне думают. И мы в уме уже там надумали очень много чего. Уже намечтаемся. А реалии совершенно другие. То есть мы создаём ложное ожидание.

01:14:54 И следующее. Буквально на минутку по некоторым техническим причинам. Я попрошу перерыв на одну минуту, и мы через минуту продолжим.

18. Использование слов, которые слушатели заведомо не понимают

01:16:22 Продолжаем. Следующее – использование слов, которые слушатели не понимают, и ты об этом знаешь. Это тоже проявление того же самого недостатка. Люди обычно используют какие-то слова, непонятные для аудитории, только для того, что бы выделиться из общей массы. Показать свой не дюжий интеллект. Хотя это достаточно напрасная трата времени.

01:17:07 Однажды я видел, как один человек читал лекцию. Я видел, как этот человек изучал Веды. И пятьдесят процентов аудитории, которой он давал, это было достаточно давно, около десяти лет назад, и пятьдесят процентов аудитории, которые пришли его послушать, это было в одном небольшом городке, люди совершенно ничего не знали, ни о Ведах и он начал свою лекцию с подобных слов, со следующих, он сказал: «Из махататвы выходит конгломерат трёх гун материальной природы – раджас, сатва и тамас. И джива под влиянием махамайи попадает под влияние пракрити, а также под влияние ложного эго». И так далее и тому подобное. Было очень забавно.

01:18:27 Я подумал, я уже несколько лет Веды пытаюсь изучать и я половины не понимаю, что он говорит. А люди вообще профаны в этом. И потом когда мы смотрели на этих людей, люди сидели и думали: «Умный парень, а я ничего не понимаю». Ни один из терминов он не объяснил.

01:18:54 Это также проявляется в том, что когда люди иногда используют на работе или в общении с другими, технические какие-то термины или научные термины, не объясняя их значение. В обычной жизни это часто проявляется. Потому что если ты хочешь показать, что ты очень умный человек, используй как можно таких слов, которые люди не понимают. Люди подумают: «Умный». Как голый король. Это всё бессмысленно. Поэтому когда мы используем какие-то термины, нужно так же их объяснять.

01:19:35 У моего друга есть знакомый. Этот человек типа Остапа Бендера. У него среднее образование, но очень острый ум. И в небольшом городке он представляется, как доктор наук. И ходит на все фуршеты, которые устраивают для этих учёных. Единственное, что у него есть – это костюм, который он одевает. И он рассказывал ему: «Во-первых, я безбедно живу. Я хожу на эти фуршеты, и я там отъедаюсь по полной программе за чей-то счёт. Но чт б поддерживать диалог с ними, я просто взял несколько научных журналов и выучил эти научные слова, эти термины. И я сейчас, я просто понял принцип, что нужно как можно чаще их вставлять».

01:20:36 И он говорил, что «я обратил внимание, что восемьдесят процентов этих слов они сами не знают, что у каждого из них есть определённый запас. У каждого учёного примерно 100-200 таких слов в соответствии с уже с профессией человека. И как можно чаще они всё это используют. И какие-то примерно 50 слов научных общего обихода. Остальные уже касаются специализации человека. И как можно чаще их нужно вставлять. Сказать: «Ведь это же прозелитизм, как Вы это не понимаете?!» Хотя если спросить, что такое прозелитизм, мало кто вообще может сказать это, но зато все думают: «Умный, да, и нам нужно тоже показать, что мы не дураки, поэтому нам нужно сказать «Да-да-да, конечно, мы Вас понимаем, мы Вас поддерживаем»». Хотя они не знают.

01:21:36 Это просто профанация, когда человек выдаёт себя за того, кем он не является. Это проявление гордости. И за это он будет страдать.

19. Ощущение своей никчёмности

01:21:51 Следующее – ощущение своей никчёмности. Это тоже это проявление гордости. Когда человек думает: «Я полностью никчёмен. Из меня, наверное, ничего никогда не получится». Но это неправильно.

01:22:12 Мы можем меняться. И на самом деле мы не можем быть самыми плохими никогда. Или полностью бесполезными. Это не так. Мы ни чем не ниже других. Мы все изначально по своей природе являемся вечными атомарными частицами Духа. Или изначально мы как личности, как внутренние сущности, у нас колоссальный потенциал. И всегда, всегда мы можем делать какие-то шаги в сторону изменения ситуации. Физические или ментальные усилия мы всегда можем прилагать. В любой ситуации человек может обратиться к Вселенским Силам, сказав: «Ну, пожалуйста, ну помогите мне. Помогите мне как-то измениться в лучшую сторону. Дайте мне сил». Сразу придут на помощь.

01:23:12 В любой ситуации, даже если мы зашли куда-то не туда, или у нас сил нет, или ничего не получается, или мы чувствуем отчаяние, всегда мы можем обратиться и этот глас будет услышан. Это просто работает. Потому что очень важные моменты, что Вселенские Силы слышат любое обращение, если это обращение связано с изменением себя в лучшую сторону. Когда мы просим о том, чтобы изменить своё сердце, чтобы нам дали силы, чтобы нас вели по пути в сторону совершенствования, чтобы нас защищали, чтоб мы как-то раскрывались – эти молитвы или эти обращения будут услышаны сразу. Это очень правильный посыл. Нам сразу будут помогать.

01:25:05 Два вида обращений или два вида молитв, как их можно образно назвать, сразу будут услышаны: это молитвы о своём совершенствовании, о том, чтобы измениться в лучшую сторону, и также молитвы о других. Эти вещи сразу слышат. В каком бы положении человек не находился. На каком бы уровне, даже если он слаб, даже если у него много проблем. Но этому посылу, этим молитвам сразу отвечают. Всё это, на всё это. И дают ему помощь. То, что ему необходимо. Поэтому обращайтесь за других, о том, чтобы им помочь. Это тоже проявление нашего бескорыстия.

01:25:08 И когда мы молимся об очищении себя или возвышении себя, очищении своего сердца, своего прогресса, это тоже, строго говоря, не является корыстью или эгоизмом. Наоборот, это чистая и правильная мотивация. Сразу будет помощь, если попросите. Если не просите, значит не надо. Не надо – означает, будете полностью только зависеть от своих собственных сил, которых, мы самими знаем, не так-то много. И смирение – это не что иное, как осознание своей зависимости также от Вселенской помощи. Это гармония с Вселенскими Силами.

01:26:00 Следующее – непрощение себя и остальных. Мы об этом уже говорили. Не будем разбирать это подробно. Мы скажем буквально пару слов. Мы должны прощать себя, потому что мы не Бог. Мы будем делать ошибки. Он не делает ошибок, Он совершенное существо. Мы не боги, поэтому мы ошибки будем делать. Поэтому это нормально – делать ошибки.

01:26:39 И, что касается остальных, то, если мы делаем ошибки, то они тоже имеют право делать ошибки тоже. Почему мы им так не прощаем что-то: «Ты не должен был ошибаться». Но это не справедливо, потому что когда мы делаем ошибки, мы хотим, чтобы люди учли эту тенденцию в нашем сердце, что мы склонны к тому, что бы поступать как-то не так или просто делать ошибки, а другим мы не прощаем. То есть думаем, что они не имеют права ошибаться. Это не справедливо. Поэтому нам нужно прощать себя и прощать других.

01:27:40 Тогда нам будет легко очень идти. Бог им судья. Кто что делал не то. И нам сразу легко будет идти по жизни. И прощайте себя также. Просто идите вперёд, не оглядывайтесь назад. Сделайте правильные выводы и идите вперед. Со всеми бывает. Просто выводы сделайте и продолжайте идти вперёд.

20. Отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться

01:28:11 Следующее – отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться. Это проявление также этого качества. Если человек не хочет меняться, то мы уже приводили эту цитату, очень любопытную, что «нет человека, заслуживающего большего сожаления или сострадания, чем тот, кто думает, что ему нечего в себе менять – это самый несчастный человек». Ему даже невозможно помочь. Потому что как больной, который выплёвывает лекарства, также и этот человек, он не хочет меняться. И он умирает сам, он будет страдать сам, потому что он не может совершенствоваться, он не может учиться, а жизнь дана для учёбы. Учиться нужно не только в школе, нужно учиться всю свою жизнь. И нужно научиться учиться. Это не такая простая вещь. Но человек не учится.

01:29:30 Как сказал другой философ, он сказал, что «любой человек, который встречается мне на моём жизненном пути, в чём-то меня превосходит, и чему-то я могу у него научиться». Это правильный взгляд на вещи. У каждого человека, даже у любого человека есть какие-то качества, которых нет у нас. У каждого мы можем чему-то научиться, если мы хотим учиться.

01:30:06 А если не хотим? То нас невозможно будет научить, даже если нас окружить самыми удивительными, талантливыми людьми. Невозможно помочь тому, кто не принимает помощь. И, как говориться, невозможно разбудить того человека, который притворяется спящим. Можно разбудить того человека, который хочет проснуться. Но если человек хочет спать, если он притворяется спящим сознательно, то его буди не буди – никакого толку. Таким людям невозможно помочь. За них можно только молиться.

01:30:48 Потому что помощь они так не принимают, к сожалению, во всём. И мы не можем навязать им что-то, потому что у них есть свобода выбора. И мы должны уважать свободу выбора любого человека. Потому что первый и главный Закон Вселенной, это Закон Свободы. Потому что любые отношения, они построены на настоящем уважении, они построены на уважении. Уважение означает, что «я признаю свободу выбора». И так же любовь возможна только тогда, когда есть свобода выбора.

01:31:31 Поэтому человек сам решает. Но мы можем за него молиться и как-то ему аккуратно помогать. По крайней мере давать ему ту аккуратную помощь, которую человек в состоянии принять и сами так же меняться. Потому что это лучший способ помощи другим – это свой собственный пример. Потому что чаще всего люди подходят к другим и говорят: «А ну давай меняйся, ты почему не меняешься, а?» Хотя сами они не меняются. Но нам нужно очень твёрдо усвоить, что мы ни с кого не должны спрашивать. Нам нужно сначала спросить себя. Только после этого, когда мы задали себе вопрос: «почему я не меняюсь», и когда мы начинаем сами очень сильно меняться, тогда даже если мы, в принципе не будем говорить об этом людям, люди автоматически, находясь в нашем поле, также постепенно будут меняться, даже если они этого не хотят.

01:32:52 Начали мы, с других людей что-то требуем. А люди смотрят на нас и думают: «Что ты с меня требуешь, ты сам-то на себя в зеркало смотрел? Что-то не вижу, что ты сам-то в лучшую сторону меняешься. Ты только с меня что-то требуешь». Вряд ли мы достучимся до них, и наши слова будут иметь как-то отклик для его сердца. Зачастую это вызовет раздражение в них. Поэтому менять мир вокруг мы должны только с себя. Это здорово. В конце концов, для изменения себя дана наша жизнь. Всё остальное – это уже вторично. Меняя себя, мы так же будем менять мир. И потом так же сильно, активно менять мир вокруг. Но если сам тонешь, как ты сможешь спасти других?

21. Разделение людей на иерархические уровни, поведение в соответствии с иерархией

01:33:45 Следующее – разделение людей на иерархические уровни: кто лучше или важнее, и затем поведение в соответствии с иерархией. Это тоже проявление гордыни. Потому что человек, если он делит людей на важных и не важных. «Раз вот этот человек большой босс, я буду с ним определённым образом общаться. Этот человек обычный клерк или обычный рабочий, зачем я буду его уважать? Я буду с ним очень пренебрежительно общаться, не считая его за человека».

01:34:44 И первое, и второе – неправильное поведение. Первая крайность – когда мы пресмыкаемся перед каким-то человеком, который нас превосходит в иерархическом положении. Крайность, что мы на цыпочках перед ним ходим. А вторая крайность, что человек, который ниже нас, мы его унижаем, или себя ставим очень выше, и пренебрежительно очень, язвительно и неправильно относимся к нему.

01:35:18 Но мы должны, учитывая реальное положение этих людей, да, мы учитываем, действительно, этот человек босс или руководитель, или какой-то начальник. Этот человек может быть, другие люди занимают такое положение. Мы уважаем человека за эти внешние какие-то вещи. По крайней мере, их тоже их всё это признаём и учитываем, но также уважаем людей как личности. Смотрим на всех как на духовные души и себя. Учитывая иерархическое положение мы так же уважаем всех просто как индивидуальности, как частички Высших Вселенских, частички Духа, частички Бога. Независимо от положения какого-то внешнего. Уважать мы должны всегда всех на любых уровнях. Как людей, занимающих какое-то маленькое положение в обществе, так и большое. Но этикет мы также учитываем. То есть мы признаём также определённое положение, которое человек занимает, но без крайностей.

22. Мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу

01:36:52 И последнее, что мы сегодня рассмотрим, это мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу. Это так же является проявлением гордости. Когда мы думаем, что мы важнее других, когда у нас какая-то работа получается лучше, чем у окружающих, за это мы можем, это не правильно. Мы не должны этим гордиться. Потому что если мы считаем себя более важными, чем другие, только на том основании, что у нас ест какие-то врождённые навыки, или навыки которые мы развили, то будет наказание. Это будет приводить к тому, что мы будем делать откровенные глупости или ошибки. Вселенские Силы будут нас наказывать за это. Притом неожиданно для самих себя. И так же это будет приводить к тому, что мы, ослеплённые своим величием, мы будем ранить всех окружающих, и наши отношения с ними будут сильно подорваны.

01:38:27 Но правильная реакция на всё это такова: «Да, у меня что-то получается лучше, чем у других, у меня есть какие-то навыки – хорошо. Так или иначе, свыше мне дали эти силы, эти способности. Но я не лучше, чем другие. У меня просто эти навыки есть, есть это понимание, способность изнутри. По крайней мере, это не делает меня более важными, чем остальных. И я готов поделиться этими навыками, этими способностями с другими, чтоб им помочь».

01:39:17 И когда мы такое положение занимаем, не считая себя важнее, а считая себя как бы помощниками тех людей, у которых нет таких способностей, и мы готовы поделиться, то, во-первых, естественным образом эти люди не будут нам завидовать, а будут нас уважать, и также мы ещё больше станем профессионалами своего дела. Потому что Законы Вселенной говорят: «Чем больше отдаёшь, тем больше получаешь».

01:3951: Чем больше мы отдаём, тем больше мы будем получать. Если мы делимся своим опытом, нам, в конце концов, этот опыт или это внутреннее чутье, какое-то понимание, способность сделать правильные выводы и совершенствоваться в каком-то предмете, мы получаем также свыше. Эти Высшие Вселенские Силы дадут нам ещё больше опыта, ещё больше понимания, как совершенствоваться, как улучшиться, потому что они довольны, что мы не эгоисты. Мы ещё больше милости навлекаем на себя.

01:40:24 Спасибо большое. Сейчас мы ответим на ваши вопросы.

Чем белая зависть отличается от обычной зависти?

01:40:34 [Записка]: «Добрый вечер. Бывает ли понятие белая зависть? Если да, то чем она может отличаться от обычной зависти?»

01:40:44 [Ответ]: Спасибо, Юра. Это хороший вопрос. На сколько понимаю, под «белой завистью» в данном контексте говорится, что «когда я вижу, как какой-то человек что-то делает, я тоже хочу стать лучше». Но, строго говоря, это уже не зависть. «Белой зависти», строго говоря, нет. Конечно, это дело понятий. Это можно по-другому сформулировать. Это учёба у других. Что зависть, это, в конце концов, это желание быть выше других, других унизить. Сделать так, чтобы другие люди были ниже, чем я, а я был выше. А способность совершенствоваться состоит в том, что когда я вижу, что другие люди поступают правильно, когда я вижу, что они делают что-то хорошо, или в чём-то они достигли успеха, когда я учусь у них в этом успехе и также хочу совершенствоваться, они как-то меня вдохновляют идти вперёд. Не за счёт унижения их, этих людей я совершенствуюсь, а за счёт развития самого себя, то это не является «завистью белой». Это даже, можно сказать, что это не зависть, это просто способность, это, по сути дела, способность учиться, способность обучаться и вдохновляться.

01:42:50 Ещё раз, зависть – это когда мы хотим унизить других людей или чего-то достичь за счёт других людей. Это зависть. Всё остальное, когда мы сами пытаемся действовать – это способность совершенствоваться. Спасибо, это очень хороший вопрос.

01:43:18 Всё. Спасибо. Там вопросы у нас сегодня исчерпаны. Спасибо за ваше внимание, за ваш энтузиазм, искренность. До новых встреч.

транскрибирование: Евгения Суслова | Москва | Россия | 30 October 2012
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 15 January 2013