Красота в глазах смотрящего

15 March 2001
Двойственность этого мира. Биография Атма Таттвы даса. О предсказании Господа Чайтаньи. Воспоминания об отроческом и юношеском времени Атма Таттвы даса. Мистика – это ошибка. Как делать лекции интересными. Воспоминания, как способ самоанализа. Веды – это звук в эфире, увиденный и записанный осознавшей себя душой. Четыре Веды. Шесть Веданг. Для чего предназначены действия, которые мы совершаем? Упанишады. Шесть уровней «несварения» Упанишад – система Даршанов. «Веданта-сутра» – заключение смысла всех Упанишад. «Бхагават-Гита» – суть Упанишад. «Шримад-Бхагаватам» – комментарий на «Веданта-Сутру». О пяти возвышенных принципах преданного служения. Четыре регулирующих принципа.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 02:01:19 | качество: mp3 32kB/s 27 Mb | прослушано: 1525 | скачано: 868 | избрано: 61
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Прежде всего я хочу поблагодарить всех, за то, что мне предоставили возможность рассказывать, говорить здесь о «Бхагаватам». Говорится, что красота в глазах видящего. Давно преданные из вашей страны приезжали в Майапур и, похоже, что они там что-то увидели, что заставило их потом говорить, что Атма Таттва – такой, Атма Таттва – этакий. Потому что святые люди всегда видят святые качества.

Двойственность этого мира

00:01:05 Однажды Шри Кришна скажал Махарадже Юдхиштхире. Он сказал: «Я хочу устроить человеческое жертвоприношение. И мне нужно какого-нибудь негодяя. Какого-то такого злобного человека, какого-нибудь эгоиста, исполненного вожделения, жадного. Я помещу его в огонь, и тогда все эти дурные качества исчезнут с лица Земли. Пожалуйста, найди мне такого. Юдхиштхира встал на свою колесницу, которая могла передвигаться со скоростью ума, и отправился искать такого человека.

00:02:01 Сейчас чтобы долететь из Дели в Москву нужно семь с половиной часов. Тогда у него заняло – час сорок. Одна мухурта. Конечно, Вы не можете представить себе как пахнет мясо в камере, вакуумным образом упакованная, в реактивном самолете. А тут вы сидите в колеснице и вдруг раз – думаете о Москве и час сорок и вы в Москве.

00:02:52 Юдхиштхира всю планету объехал, ища такого негодяя. И вот с такой скорость ему три месяца потребовалось, чтобы совершить своё путешествие, затем он вернулся с лицом очень расстроенным. Он сказал: «Кришна, прости, пожалуйста, в соответствии с твоим описанием ни один негодяй не попался. Единственный такой негодяй – это я. Нас всего пять братьев, так что один пропадет – нет никакой потери. Пожертвуй меня». Кришна сказал: «Ладно, я не хочу тебя убивать. Я отменяю эту идею, не будем проводить такого жертвоприношения». Потом Юдхиштхира ушел. Арджуна обратился к Кришне с вопросом: «Кто следующий? Что будет дальше?»

00:04:07 Кришна и Арджуна были очень близкими друзьями. Каким образом работает ум Кришны – Арджуна все понимает. Он сказал: «Следующий раз позови Дурьодхану». Дурьодхана пришел и Кришна сказал: «Я хочу человеческое жертвоприношение устроить. Нужно найти какого-нибудь хорошего человека, который очень бескорыстен, совсем не жадный, у него почти нет вожделения, он должен всегда думать о благе всех других. Найди хотя бы одного такого. Я его брошу в огонь, и все эти качества выйдут из него и распространятся по миру». Дурьодхана сказал: «Хорошо, я такого найду».

00:05:11 Следующим утром он вернулся. Он сказал: «Кришна, прости, такого хорошего человека мне не удалось найти. Только я один такой хороший. Если хочешь, можешь меня пожертвовать. Так или иначе, нас сто братьев». Кришна сказал: «Ну ладно, я уже не хочу делать это жертвоприношение». И Арджуна его спросил: «Что это за развлечение ты устроил? То ты хочешь плохого убить, то ты хочешь хорошего убить, а сейчас что никого не хочешь убить?» Кришна сказал: «Вот посмотри, это показывает, что твой брат видел только хорошие качества, а твой другой брат видит только плохие качества».

00:06:31 Мир состоит из хорошего и плохого, из добра и зла. Нет ничего, что было бы стопроцентно плохим или стопроцентно хорошим. Всё, что мы видим, состоит из трех гун. В этом мире все хорошее относительно, каждая вещь хороша относительно другой: богатство лучше по сравнению с бедностью, хорошо иметь много родственников, если они не причиняют беспокойств, хорошо быть известным, если никто не хочет тебя за это убить. Все хорошее потому хорошее, что есть что-то такое, что плохое. В холодных странах смотрят с большим таким вниманием на страны где тепло. А люди, такие как я, из Южной Индии, ищут страны, где холодно. Но не так конечно как здесь [смеются].

00:08:05 Всегда так. Мир все время относителен. Здесь нет ничего абсолютного, здесь все относительно. Поэтому многие люди думают, что мир ложный. Но он не ложный, он истинный, реальный. Но он относительно реальный. Кто-то толстый, потому что кто-то другой худой. Когда я переезжал в Индии, я чувствовал себя как будто я человек с большим телом. Когда я приезжаю в Америку, Лос-Анджелес, я там ощущаю себя москитом, комаром. Я сажусь в автобус, и школьница садится какая-то рядом, он в три раза больше, её плечо возвышается надо мной, и она кусает гамбургер величиной с мою голову [смеются]. И когда я её спрашиваю: «В каком ты классе?» Она говорит: «В шестом». Т.е. ей только одиннадцать, и она вот такая, а я думаю: «Господи, какой я маленький по сравнению с ней». Так что всё, что здесь есть, все находится во власти двойственности. Но это философия. Давайте вернемся к тому, с чего я начал.

00:10:10 Русские преданные увидели во мне что-то хорошее, и я, поэтому сравниваю их с Юдхиштхирой Махараджем. Юдхиштхира мог только добро видеть в людях. Он не видел ничего плохого в других. Есть текст в священных писаниях [сад-бхаве садху-бхаве ча (Бхагават-Гита 17.26-27], который гласит, что святой человек видит в других только святые качества. И я был очень удивлен услышать, что у меня тоже есть какие-то качества, когда мне сейчас об этом говорили. Это как чек American Express (Американ Экспресс), про который ты забываешь куда положил. И когда ты его находишь, ты преисполняешься радостью: «Ты глянь-ка, у меня есть десять тысяч долларов!». Раз так говорят, значит они какие-то качества во мне обнаружили.

00:11:30 Но с другой стороны, благодаря каким-то другим низменным качествам, которые иногда побеждают в нас, мне очень трудно видеть такие качества. Но, безусловно, все качества присущи душе. Единственной причиной, по которой мы не видим этих качеств, заключается в том, что мы очень плотно соединили своё сознание с материей. Меня пригласили сюда, чтобы я рассказывал о «Бхагаватам». Пожалуйста, относитесь к тому, что я буду говорить, как к речи академического преподавателя.

Биография Атма Таттва даса

00:12:44 Я бросил семью и работу когда мне было двадцать. Потом, через довольно долгий промежуток времени мне удалось встретить преданных Харе Кришны. Потом после встречи с ними я встретился со Шрилой Прабхупадой. Потом я путешествовал по Индии, по сельским районам в тележке, запряженной буйволами. Я пытался руководить одним из Храмов в Ориссе. Там я был президентом самого себя, потому что в этом Храме я был единственным преданным. Я пытался те невинные семьи, которые были в этих деревнях, обратить в Cознание Кришны.

00:14:06 И занимаясь всем этим делом я влюбился в одну девушку и через пять лет я потом на ней женился. Сейчас она в Майсуре и она дала мне Джаганнатха-прасад и сказала: «Езжай к преданным в Россию». И в моей жизни были взлеты и падения, и кроме Шрилы Прабхупады, она одна из тех, благодаря которым я все ещё живу. Я живу в том и другом смысле слова. Мне нравится хороший прасад. Она готовит мне самый лучший прасад во вселенной. Вы увидите моя вселенная не такая большая. И она дает мне увидеть путь преданности. И хотя мне не удалось обратить этих деревенских жителей в Cознание Кришны, у меня был успех – я женился.

00:16:07 С ней мы переехали в Майапур и девять лет я занимался служением в Майапуре. Я отвечал за то, чтобы очень аккуратно подавался ведический угол зрения на разные предметы студентам Гуру-кулы. Тогда я встретился с преданными из вашей страны. Я помню была пятисотая годовщина явления Господа Чайтаньи и я встречал преданных из СССР, и я помню что у меня были чамары и кастрюли в руке, тогда я стоял в воротах. Я был очень-очень возбужден. Всю предыдущую ночь я не давал спать жене, всю ночь проговорил с ней. И в промежутках между моими речами она засыпала, но я всё равно продолжал говорить. Она просыпалась и говорила: «Ты все ещё говоришь» [смеются]. И когда утром мы пошли принимать омовение с помощью насоса, и она мне сказала: «Должно быть, тебе эти русские люди очень понравятся, кроме итальянцев ты только с ними сможешь столько говорить» [смеются]. И вот я приехал.

О предсказании Господа Чайтаньи

00:18:16 Я уже несколько раз говорил о том предсказании, которое сделал Бхактивинода Тхакур. В «Гаудиа-Патрике» он написал: «Когда же настанет этот день, когда русские (он начал с русских), немцы, французы, англичане и другие будут стоять плечом к плечу, подняв руки вверх, и воспевать «Джая Шачинандана ки джая!». Эту поэму он написал после того, как он послал свою книгу «Жизнь и учение Шри Чайтаньи» в университет в Торонто в Канаде. Это тот год, когда родился Прабхупада. То, как он видел будущее, он описал так: «русские, немцы, англичане, французы и так далее». И поскольку из России приезжали преданные, мы все были очень рады. Потому что с прибытием преданных из России и из других стран сбылись предсказания, сделанные Господом Чайтаньей.

00:20:29 Есть текст в священных писаниях: [притхивите ачхе йата нагаради грама сарватра прачара хаибе мора нама («Чайтанья Бхагавата», Антья-Кханда, 4.126)]. Прабхупада перевел эту фразу как: «В каждом городе и деревне во всём мире, повсюду будет проповедь моего имени (имени Чайтаньи)». Когда говорится в каждом городе и деревне – это охватывает весь мир, по крайней мере, все три измерения. На этой Земле есть места, в которые нам нет доступа. Есть другие варши, но мы не контактируем с ними, не пересекаемся. Здесь есть пространства более высокого измерения и более низкого измерения. Но в том, что доступно нашему постижению – это мир, на котором располагаются шесть континентов.

00:22:12 Шрипада Шанкарачарья в своем комментарии к «Веданта-сутре» сказал, что для людей здесь доступно лишь шесть континентов. И до тех пор, пока все шесть континентов, не будут повторять «Джая Шачинандана ки джая!», это значит, что ещё не осуществилось предсказание. Но даже если все шесть континентов начнут повторять, как люди в Индии узнают, что всё это происходит. И поэтому когда преданные приехали в Майапур, все индусы увидели, что все преданные представляют какой-то определённый континент, все континенты представлены определёнными преданными. Все мы были в экстазе. И я на цыпочках стоял у ворот, и ждал когда же они появятся, вместе с детьми из Гуру-кулы. Это было десять или одиннадцать лет назад.

Воспоминания об отроческом и юношеском времени Атма Таттвы даса

00:23:56 Я всегда восторгался двумя городами в мире – Римом и Москвой. Вот в таком порядке. Скорее всего, в одной из своих предыдущих жизней я был итальянцем. Меня очень интересует итальянское искусство, поэзия, скульптура. Когда мне было семнадцать лет, один старик сидел около моего дома, он работал в ресторане. Его работа была – шелушить рис, молоть рис и делать тесто. Чтобы идли делать. Идли – это что-то вроде южноиндийского пудинга. И он весь день занимался тем, что молол рис. Тяжелая работа и с него пот тек. И каждый вторник и среду, я не помню точно, но два дня в неделю, он приходил к нашему дому. И все что ему было нужно – это чашка молока.

00:25:46 И он рассказывал «Махабхарату» часами, три-четыре часа. И он как актер изображал разных героев, когда какой-то герой плакал – он плакал, когда кто-то злился – он злился, когда герой смеялся – и он смеялся. Это был спектакль, в котором один актер играет. И в моем доме было десять человек. И через час постепенно все расходились, только я оставался с открытым ртом [смеются]. На самом деле мы вместе действовали – когда он плакал, я тоже плакал, когда он злился – я вещи какие-то отбрасывал, я сжимал зубы, мы очень глубоко на эмоциональном уровне проникали в эти сцены «Махабхараты».

00:27:15 Он был первый человек, от которого я услышал, что когда Бхима отправился в путешествие чтобы собрать деньги для раджасуя-ягьи, он дошел до земель, которые относились к южной части СССР, почти к Москве подходил. И когда речь заходила о Бхиме, он всегда говорил: «Он почти до Москвы дошел». Он упоминал все вот эти древние города, рассказывая «Махабхарату». Но мои глаза расширялись только когда он вспоминал вот эти два города Рим и Москва. И я помню, по крайней мере, несколько раз я заявлял ему: «Вот настанет такой день – я побываю и в Риме и в Москве». И я скажу тем людям, что Арджуна дошел до Рима, а Бхима до Москвы. Поэтому я всегда вспоминаю об этом человеке, который рассказывал мне «Махабхарату».

00:29:06 И когда мы обсуждали с ним войны, я всегда с ним спорил, я ему говорил: «Кришна, этот обманщик, очень жесткий и жестокий». Но он мне все время говорил: «Нет, ты ничего не понимаешь». А я ему говорил: «Нет, нехороший он человек. Он всемогущий, но он дозволяет другим страдать, поэтому он нехороший. Нельзя давать столько власти такой личности, которая дает страдать другим». И я так настаивал на вот этих своих аргументах, что он иногда плакал. И моя мать говорила мне: «Он тебе истории рассказывает, а ты ему боль причиняешь. Тебя надо за это наказывать». Но я очень ревностно ей заявлял: «Я же всё равно прав, наказание должно следовать за поступком, которое требует наказания». И этот человек держался за сердце и дрожащим голосом сказал мне: «Настанет такой день, когда ты поймешь, что Кришна на самом деле очень добр. И как ты сейчас споришь со мной - люди будут спорить с тобой. Но ты не будешь плакать как я – ты заставишь плакать их» и он положил мне руку на голову. Я думаю, что это благословение сработало.

00:31:31 Все своё отроческое и юношеское время я был не просто атеистом, я активно проповедовал атеизм. Я настолько преуспевал в этой деятельности, что собственная мать сказала мне: «Вышло так, что я родила Дурьодхану» [смеются]. Она говорила про меня: «Он мой восьмой сын». Есть традиция – если восьмой ребенок в браманской семье рождается мальчиком, то ему дают имя Кришны. Они меня назвали Канана – «человек с большими глазами», большеглазый. И она всем своим знакомым рассказывала: «Я дала ему имя Кришны, а он ведет себя как Дурьодхана». Однажды когда я ел дома, и она смотрела на меня так, как вы сейчас на меня смотрите, она обратилась ко мне с просьбой: «Почему бы тебе самоубийство не совершить?» [смеются] Очень редко, когда в браманской семье женщина могла сказать такое своему собственному сыну. Представьте себе, какое тогда было обо мне мнение у людей.

00:33:44 В день рождения существует традиция вернуться к началу жизни и проследить жизненный путь человека. Я этой традиции следую. Я очень тронут за торт и за подарки. Если есть во мне что-то хорошее, то это только потому, что это хорошее видят во мне хорошие люди. И если есть у меня какое-то знания, то этим я обязан только Движению Cознания Кришны. Потому что эти книги дали человеку, который говорил сначала, что Бога нет, потом он говорил, что «Я – Бог», а потом он стал говорить о Боге. Так что все заслуги в этом отношении принадлежат ИСККОНу.

Мистика – это ошибка

00:35:30 Недавно, несколько последних лет я занимаюсь проповедью сам. В школах и колледжах и я уже давно не держал речей в Храмах ИСККОН. За исключением каких-то свадебных церемоний, установления божеств или ещё чего-то. Так что сейчас я по-настоящему чувствую, что у меня новое рождение происходит. И что интересно это происходит как раз в том месте, о котором я так много мечтал. Конечно, в то время когда я занимался мистикой, шел по пути мистика в своей жизни – я пытался визуализировать перед собой Москву. Мне казалось, что Москва это такое какое-то место с широкими дорогами, где ездят на колесницах, в колесницы запрягают разных животных, даже оленей я видел. Я видел людей с прозрачными телами, сквозь них можно было видеть, в них не было ни мускулов, ни костей, они были только из энергии.

00:37:51 Но это я видел не под наркотиками, не под ЛСД, и не под какими другими видами. Никаких наркотиков не было. Я просто летал с помощью своего ума, усевшись вот в такой вот позе, в пустой пещере в Гималаях. В этом видении, я видел что, там живут люди, у которых локти гнутся не только так, но и в обратную сторону. Видел движущиеся дороги, вместо того, чтобы люди по ним ходили – дороги двигались. Я видел большие комнаты, которые выдвигались из красивых дворцов и вставали на дорогу. И те, кто жили в этих роскошных комнатах – путешествовали вот таким вот образом по движущейся дороге.

00:39:17 Но когда они бросали цветы или носовые платки свои, они в эфире растворялись. Всё, что тебе не нравилось, всё, что нужно было уничтожить – исчезало само собой. Это был самый лучший способ уничтожения мусора, который я только видел. Не знаю правда это все или нет, но так или иначе благодаря этому во мне разжигалось сильное желание приехать сюда к вам. И если это мистическое видение было таким вдохновляющим, то сейчас видеть для меня такое большое количество чистых душ, которые собрались под стопами Шрилы Прабхупады – ещё более вдохновляюще. В этом больше мистики, чем в чем бы то ни было другом. Прабхупада говорил, что мистика – это ошибка. Потому что мистик думает, что он контролирует, потому что бхукти-ками хочет наслаждаться, он ищет бхукти, наслаждения.

00:41:02 В Голливуде известные люди делают отпечатки на тротуаре и потом по ним ходят. Гьяни стремятся к мукти, они мукти-ками, они видят, что тело тесно для них. Формы, запахи бросают им вызов. Он хочет избавиться и от тела, и от формы, и от запаха. Он хочет стать единым. Он хочет стать никаким, хочет превратиться в ноль. Он хочет стать ничем. А мистический йог, он сиддхи-ками, он стремится к сиддхи. Он хочет все контролировать, ему хочется ходить по воде, пить огонь, делать какие-то ненормальные, неестественные вещи. Вода не предназначена, чтобы по ней ходить, огонь не предназначен для питья, но он все хочет это делать.

00:42:59 Он девять лет будет сидеть для того чтобы обрести способность ходить по воде, если ты заплатишь десять центов – лодочник тебя перевезет [смеются]. Глупо. Но он сиддхи-ками. Мистик – это значит ошибающийся, он ошибается, потому что хочет занять положение того, кто контролирует. Но ошибка до тех пор ошибка, пока ты не поймешь. Если человек что-то понимает, то он увидит, что никакой мистики нет. Он увидит, что за каждым событием в мире стоит определённая наука. Мы можем ему сказать, что ты просто не знаешь этой науки. И для тех, кто не знает наук – многие вещи кажутся мистикой.

Как делать лекции интересными

00:44:20 В Бейкерсфилде, в Калифорнии один врач-психиатр, он был моим однокашником. И потом, спустя много лет, я появился там как «Харе Кришна», а он был ведущим врачом в клинике. И один преданный познакомил его со мной, и я сказал ему: «Харе Кришна», а он сказал мне: «А, это ты Канан». Мы в футбол вместе в школе играли. И он послушал одну из моих лекций. Он говорит: «Сначала ты об одном говоришь, потом о другом, потом о третьем, потом о четвертом, сколько у тебя там дорожек?». Я ему говорю: «А что я могу сделать – таков стиль «Рамаяны» или «Махабхараты». Это то, как сделать, чтобы люди не спали. Если что-то монотонно им рассказывать, то человек заснет». Один из моих духовных братьев, когда читает лекцию – сам засыпает. Потом он просыпается и начинает продолжать с того места, на котором заснул [смеются].

00:46:15 Он очень тяжко трудится, проповедуя в Индонезии, иногда за день ему приходится сменить несколько видов транспорта – сначала на лодке, потом на автобусе, потом вплавь, потом пешком, потом ещё каким-то образом. Он очень устает. Иногда он переводит на своем компьютере, а вокруг него наводнение и кругом вода, и всякие жучки и насекомые смотрят на него, как он переводит. У него нет времени как следует выспаться, потому что он все время путешествует по островам в Индонезии. Его тело просто молит о сне, а другие молят его о том, чтобы он дал лекцию. И поскольку он может приехать в Майапур только на два, на три дня, мы тоже молим его, чтобы он дал лекцию. И однажды он весь вечер до четырех утра рассказывал, в четыре часа манагала-арати уже начинается, а в семь часов начинается лекция – он начал лекцию, сказал что-то и заснул, потом проснулся и стал продолжать с того момента, на котором заснул. Что происходит, он сам засыпает, другие преданные тоже засыпают.

00:48:34 Поэтому чтобы истории были такие живые, нужно всякие способы применять. Но никогда не терять нити основной. Нужно все время возвращаться к этому, возвращаться и возвращаться. Это можно назвать одной из сиддхи, одним из совершенств. Ты говоришь на разные темы, отклоняешься от основной темы, говоришь на другие темы, но никогда не теряешь главной темы. И он решил, как психиатр тесту меня подвергнуть. Он хотел посмотреть, сколько у меня дорожек и как долго я могу на каждой из них говорить. Я ответил на вопросы теста. Это было восемнадцать различных тем, на все ушло девять часов. Не беспокойтесь, сегодня я девять часов говорить не буду.

Воспоминания, как способ самоанализа

00:50:00 На самом деле я ещё до сих пор не начал говорить о самом главном [смеются]. Я так чуть-чуть повспоминал, потому что я сейчас слушал о том, что мне сказали в честь дня моего рождения. Воспоминания – это очень хороший способ для того, чтобы двигаться вперед. Потому что, вспоминая что-то, человек понимает, что моё счастье и мои несчастья не вызваны никем. Это мои собственные счастье и несчастье, не другие люди их причина. Все люди в этом мире, включая тридцать три миллиона полубогов – всего лишь почтальоны, работники фирмы ночной доставки. Они приносят мне почту, потому что это моя почта. Например, в письмах, которые вы получили, написано что-то не так, вы что будете винить почтальона и говорить: «Посмотри в моей почте что-то не так». Он беспомощный. Иногда почтальон может принести вам повестку, чтобы вы деньги получили, а иногда он может принести вам повестку в полицию. Но и повестка и доллары – это то, что вы заслужили.

00:52:15 [пурушах сукха-духкханам бхоктритве хетур учйате (Бхагават-Гита 13.21)] – источником, причиной собственных страданий и радостей является сама душа. Природа – это только агент, через которого мы всё это получаем. Поэтому воспоминания, в которые мы погружаемся в день рождения – это способ самоанализа. Поэтому размышляя, я могу понять, что я делал так, что не так. Какие мои качества нехорошие, а какие хорошие. Как я могу воспользоваться помощью других, как теми, кто показывает мне мои хорошие качества, так и теми, кто показывает мне плохие качества. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что другом нужно считать того, кто говорит тебе о том, что ты сделал неправильно. Мы можем получить много полезной для себя информации от людей, которые являются наблюдателями, зрителями нашей жизни. Поэтому большое спасибо за то, что вы сказали сегодня обо мне и за то что вы поздравили меня с днем рождения.

Веды – это звук в эфире, увиденный и записанный осознавшей себя душой. Четыре Веды. Шесть Веданг

00:54:22 Теперь что касается Бхагаватам. Мне сказали, что от меня ждут десять тем Бхагаватам, чтобы я рассказал о десяти главных темах Бхагаватам. Для начала я хотел бы чуть коснуться информации, благодаря которой мы узнаем, что такое Бхагаватам. У Господа неисчислимое количество энергий. И они проявляются в двух пространствах, в двух сферах существования. Три четверти его энергии проявлены в духовном пространстве, одна четверть – это материальный мир. Поскольку вобщем они безграничны, три четверти безграничны и одна четверть тоже безгранична. Это только для отношения, для сравнения так говорится. И в материальном мире душе предоставляются возможности, которые она благодаря свободе выбора пытается реализовать, но эти желания в материальном мире отличаются от тех желаний, которыми руководствуется душа в духовном мире. Эта вселенная что-то вроде университета, где обучаются души.

00:56:43 Слово «университет» происходит от слова «universe-вселенная». Мир должен чему-то учить нас. Когда этот материальный мир был запроектирован, то карта этого мира была сделана в эфире. Как любой план любого здания. Таким образом, план всего этого мира был воплощен в эфире в форме звука. Кришна говорит: «[шабдах кхе паурушам нришу (Бхагават-Гита 7.8] – Я звук в эфире и способность в человеке. В эфире распространяется звук и этот звук известен как Веда. Это звук, это не язык, это не на санскрите, и не на латыни, и не на тамили, это просто звук.

00:58:26 «Ом» – на каком это языке? «О» это «О», «М» это «М». Это санскрит? Нет. На санскрите это можно записать, ну и по-русски можно записать. Так что на санскрите вы будете говорить или на русском – неважно, вы будете произносить одно и тоже. Если я вам говорю по-русски, то вы сможете это понять, если я буду говорить на санскрите – будут понимать только Боги. Но Бог понимает и русский тоже. У ангелов нет никаких проблем, они говорят на всех языках. Поэтому молиться мы можем на любом языке. Мы не должны быть ограничены ни какой-то определённой верой, национальностью или языком. И вот этот звук в эфире называется Ведой. Это как электричество, оно присутствует в атмосфере, но можно с помощью определённого процесса извлечь это электричество. Здесь есть вот свет, микрофон работает от электричества, точно также знание Веды можно обрести с помощью контроля чувств.

01:00:19 [дхйанавастхита-тад-гатена манаса пашйанти йам йогинах (Шримад-Бхагаватам 12.13.1)] – йоги это тот, кто вступил в связь. На уровне мудрости человек контролирует чувства. Соединяясь с абсолютной истиной, человек видит. Тот, кто способен контролировать чувства – способен видеть Веду. Кто-то может сказать: «Послушайте-ка, Вы сказали, что Веды это звук в эфире и звук нужно слушать, а здесь Вы говорите, что звук нужно видеть». Но на самом деле звук сначала становится формой, потом прикосновением, потом вкусом, а потом становится запахом. Это звук на более грубом уровне. Он уже предстает перед нами как запах. Низшая вибрация звука – это запах, следующая – это вкус, следующая – прикосновение, следующая – это форма, а абсолютная форма – это звук.

01:02:15 Поэтому йог видит, визуализирует, поэтому используется слово [драшта] – тот, кто видит, видящий. Например, Папа Римский считается видящим священное. Первым человеком, обладающим таким видением был Моисей. Потому что он увидел заповеди. Когда он видел, он и звук слышал тоже: «Не убий». Он видел это и слышал тоже. Вот это драшты. И в истории мира, кто-то может много раз становится драштой. Например, я принадлежу к Вишвамитра-готре. Вишвамитра с помощью Гаятри мог видеть ту часть Вед, которая известна как «Ригведа». Гаятри – это определённый размер поэтический. И он Риши этой мантры.

01:04:03 И таким образом многие-многие ведические ученые, если уже говорить современным языком, они способны были видеть звук в своем сердце. И они говорили. И когда они говорили – они становились [вакта]. В этом мире все говорят. Но тот, кто говорит о том, что увидел, называется реализованной душой, осознавшей себя душой. Сейчас я говорю. Но я не осознал это все. Я говорю вам о тех вещах, которые я услышал от личности, которая себя осознала. Если вы будете слушать то, что говорит нереализованный человек, но то, что он говорит – было услышано от реализованного человека, то это все равно, что слушать самого реализованного человека. Но реализация этого вами самими будет зависеть от вашей [садхана]. И насколько я продвинут, настолько, слушая меня, вы можете продвинуться. Но вы можете получить больше, занимаясь как следует своей собственной садханой.

01:05:49 Вы можете стать намного-много продвинутей, чем я двумя способами: первый способ – вы будете слушать множество других осознавших себя душ, второй – вы будете очень скрупулезно следовать своей собственной садхане. Поэтому Кришна описывает осознавшую себя душу [таттва-даршинах] – тот, кто видит истину. Поэтому эти Риши видели Веды и обучали этим Ведам своих учеников. И в цикле юг это знание через ученическую преемственность передавалось. Иногда из-за влияния времени и пространства эту информацию может быть нельзя уже услышать на том же самом языке. Есть святые в Мексике, в Токио, в Москве есть святые и в других местах. И эти святые в соответствие со временем, местом и обстоятельствами описывают одну и ту же истину на том языке, на котором говорят люди в это время. Таким образом, все творение все время учит нас одной и той же Веде.

01:07:54 Поэтому Веда – не индийская, не американская, не русская. И нельзя сказать, что Веды знают только в Индии. Веда – означает знание. Где бы вы не обнаружили знания – вы обнаруживаете там Веду. Может быть в наиболее ощутимой, полной форме Веда была записана на санскрите, а санскрит – это Ведический язык еще. Посмотрите, во всём мире существует гармония, хотя в каком-то месте существуют одни условия климатические, экономические, у людей вырабатываются свои особые настроения во время молитвы, у них определённые склонности в еде, но всё это определяется какими-то материальными причинами.

01:09:41 То, что говорил египетский святой в Египте или еврейский святой в Испании, суфий в Арабии, монах в Японии или Китае не отличалось от того, что говорили брахманы в Бенаресе или в каких-то других индийских городах. Разница, которую мы видим, вызвана временем. В середине прошлой юги (Двапара-юги) Кришна приходит в инкарнации как джива, живое существо, как воплощение своей литературной потенции. Т.е. эта энергия, эта потенция вкладывается в душу. Это воплощение известно как Ведавьяса. «Вьясам» – это тот, кто что-то составляет. Он не автор Вед. То, что открывали разные святые в разные времена, в разных странах, он видит и записывает. Потому что он знает, что в век Кали, в наш век, люди уже не способны запоминать просто услышав.

01:11:55 И поэтому существует одна Веда, но эту одну Веду он разделил на три. «Риг» – обозначает молитвы, в «Яджурведе» описываются мантры для жертвоприношений, в «Самаведе» те же самые мантры, только написанные в стихотворной форме и предназначенные для пения и там даются размеры. И всё, что касается поддержания жизни: каким образом тело рождается, умирает, каким образом разрушается мир, – всё это описано в отдельной книге, которая называется «Атхарваведа». «Веда» – это книга знания. И для того, чтобы изучить эту книгу вам необходимо знать шесть разных аспектов. Шикша – первый аспект, наука фонетика, которая учит правильному произношению. Следующая Вьякарана – грамматика. Нирукта – словарь. Чхандас – метрика. Джьотиша – наука определения времени. Калпа – описывает как действовать, как совершать разные действия.

Для чего предназначены действия, которые мы совершаем?

01:14:03 Люди совершают какие-то действия и, предполагается, что совершая определённые действия, человек может прийти к осознанию определённых вещей. В Ведах есть раздел, где описывается – как нужно жить в городах, как жить в лесу. Раньше все образование давалось в лесу. Даже царей учили в лесу. Поэтому Веды состоят из двух больших частей: Брахманы и Араньяки. Поэтому если человек совершил множество различных действий в своей жизни, но так и не понял, что он сделал, то все его действия оказались напрасными. Например, если вам дают награду за стрельбу из лука. Я вам скажу: «Вот выпей воду вот так», и вы не сможете так выпить. Тогда какой смысл быть чемпионом по стрельбе из лука. Лучник должен уметь сконцентрироваться на цели. Но если ты не можешь сосредоточиться на стакане и влить в рот воду, то какой же ты лучник.

01:15:52 Мы занимаемся многими вещами – еда, сон, совокупление, оборона, строим, разрушаем, конструируем, создаем общество (коммунистический, капиталистический, гуманистический, демократические, сумасшедшие), но какие бы действия мы не совершали, если мы не извлекаем никакого знания из этих действий, то глупо совершать эти действия. И Риши, которые жили в лесу, каждый раз они объясняли людям, в чем состоит цель действия. Зачем нужно стрелять из лука – чтобы научиться концентрироваться. Как раз обучение концентрации и есть смысл обучения стрельбы из лука.

01:17:17 Как Арджуна в школе у Дроны: поздно ночью когда новолуние было, ему глаза завязывали повязкой, и Арджуна тренировался стрелять в деревья из лука. И он мог попасть куда хотел. Он был один, всего лишь девятилетним мальчишкой. И все спали. Ночью страшно маленьким детям. Даже взрослым людям страшно и они вопят ночью. Нам же не по девять лет. Но когда он слышал звук: [издает звуки]. Вот такой вот звук. Какое-то приведение, ракшас здесь появился. И ориентируясь на звук, натянув тетиву, стал двигаться. И тут он вдруг обнаружил себя в столовой, он снял повязку. И он увидел какую-то фигуру в темноте, которая была окружена кастрюлями и она поглощала всё, что в этих кастрюлях было. И Арджуна спросил: «Кто там? Берегись, я Арджуна». И услышал в ответ: «Успокойся, дружок, это Бхима» [смеются]. И Арджуна сказал: «А что ты здесь делаешь?» Он говорит: «Ты что не видишь что ли? Ем» [смеются].

01:19:37 Дрона давал своим ученикам определённую работу, и они должны были закончить работу до заката. И только после этого им давали поесть. Когда давали есть – нужно было закончить до захода солнца. Но пяти Пандавам, которые учились у него, давали огромные такие кастрюли в виде кувшинов – объем был большой, а горлышко очень узкое. И в эти кувшины было очень трудно заливать воду. И Арджуне дали 108 таких кувшинов. А Дурьодхане и братьям дали горшки с большим горлом, в которые легко было заливать воду. Бхиме он дал 100 горшков. Дурьодхана и другие братья очень быстро наполняли свои горшки с широким горлом и отправлялись есть, а Арджуна тютелька в тютельку уложился – пришел и поел. И когда он опаздывал - ему тоже есть не давали. А Бхима опоздал. Когда он пришел – столовая была уже на замке.

01:21:35 И поздно ночью, когда все спали, он пробирался в столовую и ел, у него был очень жестокий голод. У него была сила десяти тысяч слонов. Сейчас мы говорим л.с. – лошадиная сила, а раньше считалось в слоновьих силах. Так что представьте себе – если у человека сила десяти тысяч слонов, то и голод у него соответствующий. Ему нужно есть столько, сколько съедают десять тысяч слонов. И по ночам он тайно ел. И Арджуна спросил: «Но сейчас так темно, ты тут так ешь, попадаешь в рот, и у тебя ничего не падает?» Бхима ответил: «Ну, ты же можешь стрелять в деревья с закрытыми глазами и у тебя концентрации достаточно, что ты думаешь, у меня недостаточно концентрации чтобы попасть в рот в темноте? [смеются] На самом деле деревья, в которые ты стреляешь, не ищут стрел, но мой живот, он ищет еды. Так что как бы, куда бы я эту еду не закидывал – она всё равно попадает куда надо». И потом Бхима сказал, что цель обучения стрельбе из лука – это обучение концентрации.

01:23:43 Поэтому те действия, которые мы совершаем в этом мире предназначены для того, чтобы мы поняли, что мы не от мира сего. Вот это и есть учение Вед. Какой смысл поступать в институт – чтобы закончить его. Не оставаться же в нём навсегда. Зачем мы поступаем в институт – чтобы потом закончить его. Зачем мы приходим в эту вселенную – для того, чтобы получить образование и выйти. Не просто бросить колледж и стать хиппи, не для того, чтобы нас выкинули из этого колледжа, наоборот, мы должны принять вызов и сдать экзамены хорошо. Экзамен у каждого будет свой – это смерть. И потом будет ясно – либо сдадите его и поднимитесь, либо останетесь на второй год, либо переведут в низший класс. [урдхвам гаччханти саттва-стха мадхйе тиштханти раджасах джагханйа-гуна-вритти-стха адхо гаччханти тамасах (Бхагават-Гита 14.18)]. В момент смерти, в каком состоянии будет пребывать ваше сознание – будет зависеть получите вы более высокоразвитое тело, такое же тело как сейчас или менее развитое тело.

Упанишады. Шесть уровней «несварения» Упанишад – система Даршанов

01:25:47 И какова же технология этого тела, вы должны понимать, вы – не тело. Поэтому, зная эту технологию, нужно использовать, для того чтобы развить изначальную форму, изначальное тело. Изучая эти шесть аспектов ведического знания, люди поднимались в рай или падали в ад, и потом опять поднимались туда и обратно, и кроме этого ничего не было, и тогда Риши сказали, что это знание предназначено не для этого и вы глупцы и ничего не понимаете. Это происходит из-за того, что вечная душа приходящие вещи принимает за вечные. Чувственность мы считаем блаженством, рай мы считаем местом очень приятным, а ад очень неприятным. Для того, чтобы это неправильное понимание устранить – Риши объясняли Упанишады. Для того, чтобы показать, что не является реальностью. Они говорили о том, что не является Богом.

01:27:52 Упанишады известны как Веданта. Веданта – означает конец Веды. Сейчас вы должны вспомнить, что мы с вами обсудили сначала Веды. Мы говорили о том, что для того, чтобы понять Веды нужна Веданга – вот эти шесть аспектов, о которых я рассказывал. И если вы, используя Веданги, стали действовать в соответствии с Ведами, но не поняли смысла ведических действий, то для вас нужны Упанишады, Веданги для того, чтобы ваше неправильное понимание Вед изменить. И потом что случается? Мир начинает неправильно понимать Упанишады. Шесть разных видов искаженного восприятия Упанишад. Они не переваривают их.

01:29:02 Например, сегодня утром мне не удалось переварить завтрак и когда мы ехали в Москву – всё, что я когда-то направлял по направлению внутрь, вышло по направлению обратно. И все было в том же виде – капуста как капуста, сыр как сыр, апельсин как апельсин. Какое-то время оно у меня там побыло, и я, находясь в иллюзии, думал: «Ох, как хорошо позавтракал». И вдруг пришло какое-то определённое чувство. И я сказал Игорю, что, похоже, сейчас это все выйдет. Машина даже не успела остановиться – всё это выплеснулось. Хороший завтрак был, я вам скажу [смеются]. Было очень вкусно, у Игоря он не вышел, а у меня вышел. Неправильная философия [смеются].

01:30:31 Веданта, которая объясняется в Упанишадах, объяснена шестью разными Риши. Веданта объясняет Упанишады и шесть разных Риши объясняли это. Они сделали это, потому что существовало шесть видов несварения у людей. У самих этих Риши все было нормально, у них все переваривалось. Как и у Игоря, у него все переварилось, только у меня не переварилось. Точно также существуют шесть Риши, они видели, что в этом мире есть шесть уровней непонимания, шесть уровней несварения этого знания. И они для каждого человека с определённым типом несварения предоставили определённую информацию как от этого излечиться. На самом деле главный вопрос, который человек задает, чтобы понять Абсолютную Истину, заключается в том, откуда все исходит. Потому что определение Бога таково: Бог это тот, из которого все исходит, Бог это тот, в ком все пребывает, Бог это тот, в кого все возвращается.

01:32:21 [йато ва имани бхутани джайанте, йена джатани дживанти, йат прайантй бхисамвишанти, тад виджиджнасасва тад эва брахма («Тайттирия-упанишад», 3.1)] [йато ва имани бхутани джайанте] – тот, из которого все исходит, [йена джатани дживанти] – выйдя из которого, благодаря которому, все существует, [йат прайантй бхисамвишанти] – и тот, в которого все в конце возвращается, [тад эва брахма («Тайттирия-упанишад», 3.1)] – это Бог, [тад виджиджнасасва] – и человек должен вопрошать об этой истине. У людей был блокирован канал, через который они могли задать этот вопрос, этот блок был шести разных видов.

01:33:15 Существует система Даршанов – это называется шесть философских систем. Философы-ньяяки, которые исповедуют « Ньяя», говорят, что все произошло из атомов. Они видят только материю и не видят дух. Они думают, что дух это продукт материи. Все современные ученые последователи «Ньяя». Затем идет « Вайшешика» – они считают, что все происходит благодаря сочетанию атомов, атомы соединяются в разные комбинации и так все получается. Это то, о чем думают современные генетики, биологи и химики. Но это что-то вроде плохой фотокопии. Но «Вайшешики» были гораздо лучше. Может быть лет через сто генная инженерия дойдет до того уровня, на котором были философы-вайшешики. Потом идут философы « Санкхьи», которые считают, что все проявилось из материальных элементов. Потом есть философы «Йоги», которые считают, что все появилось из сознания. Но они не могут выделить, понять того, что существует индивидуальное сознание, они считают, что сознание едино.

01:35:19 Потом есть философы, последователи «Пурва-миманса» – они думают, что все происходит благодаря деятельности. Если нет действия, то и нет реакции. Если нет причины, то нет и следствия. Поэтому они считают, что все происходит из деятельности, действий. И существуют философы «Уттара-миманса» – они думают, что существует определённая реальность, которая выше всего этого. И вот эта высшая реальность – источник всего. Но большинство из этих философов не понимают, что та реальность, о которой они думают, как об источнике всего является Личностью. Поэтому если вы относитесь к одной из упомянутых традиций, то нельзя сказать, что то, что вы говорите – ложь, это не ложь, но не содержит всю истину. Это что-то вроде этого: вы достали салфетку из конверта. Если вам кто-то скажет, что салфетки происходят из конверта – они не будут неправы, но и правы не будут тоже. Потому что не конверты вырабатывают салфетки, кто-то положил эту салфетку в конверт. И вот эти шесть систем философии объяснятся примерно таким вот образом.

«Веданта-сутра» – заключение смысла всех Упанишад. «Бхагават-Гита» – суть Упанишад. «Шримад-Бхагаватам» – комментарий на «Веданта-Сутру»

01:37:27 Это не преступная ложь, не преступные лжецы, такие как современные ученые, но они не переварили Веды. И появилась настоятельная необходимость дать заключение Веданте, дать заключение смыслу всех Упанишад. И Вьяса написал книгу, которая известна как «Веданта-сутра». Это значит путеводная нить к Веданте. Эта книга известна также как «Брахма-сутра». Он понимал, что не все люди смогут понять ту информацию, которая закодирована в очень коротких изречениях, он написал естественным образом комментарий на «Веданта-сутру». И этот комментарий называется «Шримад-Бхагаватам».

01:38:50 С другой стороны 5 тысяч лет назад Шри Кришна изложил суть всех Упанишад в своем учении Арджуне. [сарвопанишадо гаво, догдха гопала-нанданах / партхо ватсах судхир бхокта, дугдхам гитамритам махат («Шримад Бхагавад-гита-махатмьям», 5)] Шрипада Шанкарачарья сказал, что если Веды сравнить с коровой, то теленок, который сосет молоко у коровы это Арджуна, а молоко само это Упанишады. Так что в «Бхагават-Гите» изложена суть 108 Упанишад. Представьте себе в уме своем: существует Веда, и для того чтобы понять Веду надо изучить Ведангу. Конец Вед – Упанишады, суть Упанишад – «Бхагават-Гита». И существует шесть несварений Упанишад и истинным заключением является «Веданта-сутра». И существует естественный комментарий на неё – это Бхагаватам. Шрила Прабхупада дал нам и «Бхагават-Гиту» и «Бхагаватам». Изучая эти две книги – вы изучите всё, что содержат в себе все Веды.

01:40:48 Итак, Веды, Упанишады, Веданги, «Бхагават-Гита», от Упанишад отходят шесть Даршан, затем «Веданта-сутра», затем «Бхагаватам». Таким образом, «Шримад-Бхагаватам» является естественным комментарием и на «Бхагават-Гиту» также. И сейчас в наш век если человек будет просто изучать «Бхагават-Гиту» и «Шримад-Бхагаватам» – его жизнь станет совершенной. Его жизнь станет возвышенной. И для того, чтобы черпать силу – нужно постоянно соприкасаться с этими великими книгами. Нужно повторять Святое Имя Бога, что является юга-дхармой для этого века. [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе]

О пяти возвышенных принципах преданного служения

01:42:10 И когда Шри Чайтанья Махапрабху объяснял 64 принципа преданного служения, он сказал, что из них пять настолько возвышенны, что даже я не могу описать их славу. Эти пять вещей таковы: мадхуравас – проживание в Дхаме (святом месте) или святой атмосфере. Если вы создадите священную атмосферу у себя в доме – то ваш дом превратится в святое место. Святое место потому и священно, потому что оно священно. Оно не из-за места священно. Любое место, в котором создается священная атмосфера, становится святым местом. Поэтому я сказал «Московская Дхама ки джая!» В седьмой песне Шрила Прабхупада дает список святых мест и среди прочих других он говорит: Лондон, Нью-Йорк, Москва. Редакторы подумали, что он ошибся, потому что Прабхупада был тогда в таком экстатичном настроении. Они думали, что может быть он просто оговорился, повторяя Аллахабад, Каши и потом Лондон, Нью-Йорк. Но Прабхупада сказал: «Нет, не ошибка это. Я это и имел в виду. Потому что если они повторяют «Харе Кришна», то там святая Дхама».

01:44:25 Даже если вы будете ссылаться на древние писания Шри Брахма поклонялся Шри Кришне на этой планете в 108 разных местах, и Движение Cознания Кришны, оно просто восстанавливает эти изначальные 108 мест. Нет в этом ничего нового. Истинными ишварами Парижа и Москвы являются Шри Шри Радха-Кришна. Прабхупада в одном из своих разговоров сказал: «На самом деле я просто восстанавливаю Божества там, где они были раньше». Так что в первый день Брахмы, когда он вел жизнь в аскезе, уже здесь были Радха и Кришна. А сейчас 51 год и здесь посмотрите опять Радха и Кришна. Так что, что здесь нового? Ничего нового. Новое – это Макдоналдс, атомные бомбы, самолеты «Конкорд», как обезьяны из пробирок рождаются. Вот это новые вещи. Но чувствовать радость при виде Кришны – в этом нет ничего нового, это очень старая мода. Так давно было.

01:46:39 Христос ещё говорил, что знать Бога и любить Бога – это цель всякой религии. А Мухаммед говорил, что пожертвовать всем ради Бога – высшей цели религии, в этом состоит цель жизни. Так, что ж тут нового? Так что проживать в святом месте – это первое что… Если вы поедете в Вифлеем, то вы можете увидеть место, где родился Иисус Христос, если вам удастся избежать угроз со стороны вооруженных людей Арафата и израильтян, то вы там сможете искренне помолиться ему. Если вы поедете в Каабу, попытаетесь совершить хадж, станете хаджи, так что если террористы вас там не застрелят, вы останетесь в живых. Вы можете отправиться в Навадвипу, в Дхаму Шри Чайтаньи Махапрабху, и рикша-вала может очистить вас полностью от денег, освободить от денег [смеются]. Поэтому самый лучший принцип – это превратить в святую Дхаму свой собственный дом.

01:48:28 И как это можно сделать? Шри Чайтанья сам сказал: «Оставайся дома и повторяй «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе», кого бы ты не встретил – говори ему о Кришне, не говори «Харе Кришна» тому, кто не хочет слушать, иначе если ты будешь настаивать, они подумают, что «Харе Кришна» очень опасно». Если люди хотят слушать – говорите им. Говорите людям о «Бхагаватам» потому что это не сектантская книга. Вьяса точно также поэтично прославляет Мухаммеда и Иисуса, наравне с Шанкарачарьей. В «Бхагаватам» нет никакой дискриминации, никакого принижения. Так что если вы будете изучать у себя дома «Бхагават-Гиту» и «Бхагаватам» и повторять Святые Имена, то ваш дом станет святым местом.

01:50:10 Следующий принцип – садху-санга – общение с преданными. Если ваше место станет святым, то естественным образом в него потянутся преданные. И если вы сами преданный, вы сами будете в другие святые места ходить. Таким образом, проявится садху-санга – общение среди преданных. И если вы начнете общаться с преданными, что они вам скажут? Скажут: давай петь «Харе Кришна». Когда вы начнете петь «Харе Кришна» вы много что осознаете. И для того, чтобы проверить свои реализации – вам нужно будет читать «Шримад-Бхагаватам». Когда вы захотите читать «Бхагаватам», то вы поймете, что для этого нужно как следует отрегулировать всю свою жизнь. Когда спать, когда читать, когда есть. И если вы всё это устроите как следует, то это поможет вам очень с большой верой и почтением покланяться Божеству. Чтобы покланяться Божеству нужно вести очень упорядоченную жизнь, поэтому вот эти пять вещей: пребывать в святой атмосфере, общаться с преданными, повторять «Харе Кришна», изучать «Шримад-Бхагаватам» и поклоняться Божеству. Эти пять принципов дадут вам успех тот же самый, что и следование всем 64 принципам.

Четыре регулирующих принципа

01:52:21 Шрила Прабхупада, открывая центры «Харе Кришна» во многих городах мира, открыл двери всему миру, чтобы люди могли следовать этим пяти принципам: святое место, преданные, повторение мантры, слушание «Бхагаватам» и поклонение Кришне. Вот в этом и состоит суть «Бхагаватам». Движение «Харе Кришна» – это «Бхагаватам» в форме движения. «Бхагаватам» – это Бог в форме звука. А «Бхагаватам» в виде движения религиозного – это Движение «Харе Кришна». Поэтому когда мы говорим «Движение Cознания Кришны» мы, таким образом, говорим, что это Бог. Если А равно Б, а Б равно Ц, то А равно Ц. Пользуясь этой формулой мы можем сказать, что Движение Cознания Кришны - это сам Кришна. Шрила Прабхупада говорит, что Кришна принял прибежище в утробе Движения Cознания Кришны. И цель этого Движения сделать каждую душу «Бхагаватой».

01:54:12 И для того, чтобы достичь этой цели – мы следуем определённой системе, которая называется «панчаратра». Она содержит множество правил и предписаний. Но эти правила мы выполняем свободно, они предназначены для того, чтобы освободить нас, а не поработить. Следуя этим правилам и предписаниям, мы все больше и больше должны освобождаться. Посмотрите, сейчас человек два метра десять сантиметров ростом становится рабом десяти сантиметровой сигареты. Но в жизни преданного человек освобождается от мяса, от опьянения, от незаконного секса, от азартных игр. Таким образом, он может развить в себе честность, сострадание, чистоту и… Таким образом человек становится полностью свободным, он становится мукта-санга. Человек в наш век, повторяя «Харе Кришна», становится мукта-санга, т.е. встаёт на один уровень с освобожденной душой.

01:55:52 Теперь я ещё раз подведу итог. Итак, Веда – это знание, Веданга – это процесс получения знания, Упанишады – это завершение знаний, «Бхагават-Гита» – это суть заключительного знания, «Веданта-сутра» является заключением окончательного знания, «Бхагаватам» является естественным комментарием на заключение окончательного знания. Не волнуйтесь, пожалуйста, что вы не можете это запомнить – мы это нарисуем в виде таблицы, «отксерим» и раздадим, так чтобы вы могли визуализировать это, так будет легче. Это вот то, что касается «Шримад-Бхагаватам».

01:56:50 «Шримад-Бхагаватам» имеет дело с десятью предметами. И вот эти десять предметов будут темами наших семинаров. То, что сегодня было – это вступительная лекция. Потом мы каждую тему из десяти разберем отдельно. Я знаю, что трудно очень долго сидеть на полу. Поэтому я сейчас провожу подобные семинары только в залах, где есть стулья, где есть кока-кола, попкорн, проекторы [смеются]. Попкорн – предложенный, кока-кола – нет [смеются]. И я на этих лекциях делаю себе напиток из имбиря и свежего лимонного сока, скажу вам, это гораздо лучше, чем кока-кола. А в перерывах мы едим самосы горячие. Свежий лимонный сок и горячие самосы полностью, в пух и прах, разбивают кока-колу и попкорн [смеются].

01:58:20 Так что простите, что так долго вас задержал. Я не знаю, знаете вы или нет, но я достаточно известный человек, в том смысле, что я очень длинные лекции читаю. Так или иначе, у меня пока ничего не болит, поэтому я продолжаю, продолжаю и продолжаю. Сегодня первый день – я всех вас посмотрел. Я несколько затянул сегодня, но я не хочу вас потерять из-за слишком долгих лекций, следующая лекция будет покороче, я жду вас на следующей лекции. Я здесь буду два месяца [радостно восклицают, аплодируют]. У меня к вам такая просьба, пожалуйста, займите меня. Праздный ум – мастерская дьявола. Я уже много раз проверял на себе истинность этой поговорки. Пожалуйста, займите меня. Вы не чувствуйте неудобства, обращайтесь ко мне в любое время когда вам удобно.

01:59:54 Если не можете подойти ко мне лично – пришлите по электронной почте письмо, каждые два дня я читаю свою почту. У меня есть сайт в интернете – indiadivine.com. Там мы публикуем лекции, статьи. То, что вы там прочтете, мы тоже можем с вами обсудить и подискутировать на эту тему. На этом сайте очень много дискуссий, касающихся разных тем преданного служения. Так что вот вам адрес. Сегодня я не прошу задавать вопросов, потому что вижу, что все дело затянулось. Завтра моя речь будет короче и останется время для вопросов. Большое всем спасибо. Харе Кришна!

транскрибирование: Екатерина Кузьмичева | Новомосковск | Россия | 03 February 2014