Энергии Кришны и могущество санкиртаны

18 марта 2001
Энергии Кришны. Могущество санкиртаны. Очистить сознание посредством шраванади.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:27:27 | качество: mp3 32kB/s 6 Mb | прослушано: 78 | скачано: 168 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Энергии Кришны

00:00:01 «Кирти» – означает «слава», и кроме Господа ничто не достойно прославления. Если что-то достойно прославления в Творении, то это только благодаря малой толики энергии славы Кришны. На функциональном уровне Кришна представлен как три энергии: иччха-шакти, джняна-шакти и крийя-шакти. Иччха-шакти – это энергия желания, джняна-шакти – это энергия знания, а крийа-шакти – это энергия, позволяющая контролировать. Мы можем увидеть это в самих себе, поскольку душа является неотъемлемой частичкой Кришны. Поэтому все, что присутствует в Господе, в совершенно незначительной форме присутствует и в нас.

00:01:31 Веды дают такой пример: это подобно частицам солнечного света и самого солнца. Дживы, как говорят Веды, это частички лучей, исходящих от солнца. Лучи солнца не отличны друг от друга, но в тоже время лучи – это не само солнце. Вот сейчас здесь один мужчина сидит прямо перед вьясасаной Шрилы Прабхупады и я вижу блики солнца на его лбу, и мы можем сказать солнце у него на лбу, но не само же солнце у него на лбу. Если бы у него было бы на голове солнце, то у него было бы четыре головы, и на четыре части он рассыпался как минимум. Вот сейчас видите, все, солнечный свет пропал с его лба, таким образом, солнце проникает в комнату и освещает лоб с помощью своих лучей. И эти лучи состоят из крошечных частиц, корпускул света, и джива как вот эта корпускула, как фотон, а Господь – это солнце.

00:03:43 По качеству мы с ним одно и то же, но в количественном отношении мы не одинаковы. В нас тоже проявляются все эти три энергии. Иччха-шакти – желание, джняна-шакти – знание, осознание, крийя-шакти – способность действовать. Эта иччха-шакти Господа посредством внешней энергии заставляет думать нас о себе неправильно, заставляет считать нас тем, кем мы на самом деле не являемся. Мы можем считать, что мы растение, какое-то водное животное или птица, мы можем считать себя человеком или полубогом, и благодаря этому отождествлению мы получаем возможность осознавать что-то, мы воспринимаем то, что окружает нас.

Могущество санкиртаны

00:05:30 Однажды Господа Индру прокляли, и он стал свиньей, у него была жена-свинья, дети-поросятки и он был председателем клуба свиней [смеются], все там было свинское. И однажды Брахма пролетал недалеко от того места, где жил Индра в образе свиньи, на своем носителе-лебеде, и он взглянул на эту свинью, узнал Индру и обратился к нему: «Индра, что ты здесь делаешь?» И свинья эта ответила: «Я председатель свинского королевского клуба, я президент страны свиней, никто не может победить меня, я здесь главная, верховная свинья» [смеются].

00:06:57 Брахма говорит: «У тебя же райская планета ждет тебя не дождется, и поскольку тебя прокляли ты здесь в качестве свиньи пребываешь, а твоя жена Индрани скучает по тебе, что ж мне ей сказать?» Свинья-председатель сказал: «Скажи всем, что мне хорошо как свинье, я доволен своей свинской семьей, своей свинской жизнью и вообще всем свинским я очень доволен». И что же оставалось Брахме делать, он вернулся и сказал об этом Индрани: «Там хорошо поживает твой муж, он там верховный свин». Вот это джняна-шакти – способность осознавать действительность. И как только вы направляете свою иччха-шакти на определённый объект, с которым вы себя отождествляете и вы начинаете думать в пределах того знания, которое доступно этому виду жизни, и до тех пор пока вы не выйдете за пределы этого сознания вы будете все свои способности употреблять на то, чтобы жить той жизнью, которая предназначена для этой формы.

00:09:05 Но в тоже самое время эта джняна-шакти даже, несмотря на то, что она может сделать так, что из грязи будут грибы расти, всё равно в ней присутствуют истинные реальности истинного понимания. И вот эти вот колебания истинного понимания, мы можем за один из этих изгибов ухватиться с помощью звуковой вибрации, с помощью той звуковой вибрации, которая напомнит: «О, мой дорогой свин-генерал, ты не свинья. Мой дорогой генерал Индра, и не Индра ты тоже, на самом деле ты изначальный вечный спутник Господа». В этом заключается эффект движения санкиртаны.

00:10:40 Когда совместно мы повторяем громким голосом [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе], затем когда мы воспользовавшись своей способностью действовать взмываем руки вверх и начинаем танцевать мы очищаем благодаря этому иччха-шакти, просто чувствуя себя слугами Кришны, а не чувствуя себя как американец, толстый, тонкий, мужчина, женщина. Все это вы можете сами почувствовать, если примете участие в киртане и будете петь и танцевать, тогда вы можете увидеть это сами. Когда громкий киртан, все поют, звучат мриданги, караталы, вы танцуете и кружитесь перед Божествами, вспомните, вы что думаете о себе как о русских? Нет, не думаете.

00:12:25 Любой другой придёт и спросит: «Скажи-ка мне свои паспортные данные». Вот сегодня мы должны ехать на телевидение и у меня там обязательно будут спрашивать: «Где твой паспорт?» И мне нужно будет вспоминать [перечисляет набор цифр и букв], но у меня нет никакого номера порядкового, я гораздо больше, чем просто этот номер, но как я это почувствую? Когда я буду повторять и танцевать, тогда я не буду чувствовать, что я то или это. Вот это вот и есть состояние освобождения. Поэтому когда мы танцуем и поем все вместе, мы как раз чувствуем этот накал освобождения. Если вы поместите железный прут в огонь, этот прут накалится докрасна, и температура его станет очень высокой. И если вы дотронетесь до раскаленного металла, вы обожжетесь, у вас будет ожог, потому что этот кусок металла приобрел ту же самую температуру, что и огонь, и обретя эту температуру он стал на самом деле огнем.

00:14:07 Таким образом, в огне санкиртаны душа обретает те же качества что и Господь, и осознает себя как неотъемлемая частичка Господа, поэтому любовь к Богу – это не то, что придёт извне, не то, чего нужно достичь. Как, например, для того, чтобы что-то получить нужно предпринять какие-то действия, процесс для того, чтобы добиться чего-то называется садханой и результат, который вы получаете с помощью этой садханы называется садхья, есть садхана и есть садхья, процесс и то, что мы достигаем с помощью этого процесса. Но любовь к Богу – это не какое-то достижение, это нечто изначально нам присущее, дремлющее в нас, это нечто, что вне нас, это не что-то, что попадает в нас откуда-то со стороны.

00:15:52 Можно привести в пример цветок и запах цветка: разве нужно цветку закончить университет, чтобы благоухать каким-то запахом? И никому не нужно выдавать этому цветку, скажем лотосу, диплом, в котором будет написано: «Это лотос. Запах хороший» и печать. Запах присущ цветку, точно также и любовь к Богу присуща душе, и такая душа известна как нитйа-сиддха – вечная, совершенная [нитйа-сиддха кришна-према ‘садхйа’ кабху найа шраванади-шуддха-читте карайе удайа (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.107)]. Нитйа-сиддха – вечное совершенство, кришна-према – любовь к Богу, садхья кабху найа – то, что не приходит извне.

00:17:11 Если любовь к Богу не приходит извне, и если она мне естественным образом присуща, то что же я не ощущаю этой любви к Богу постоянно. Я чувствую голод, испытываю жажду, вожделение, жадность, зависть, ревность, злобу – все это я чувствую, а вы говорите что мне присуща изначальная любовь к Богу, но почему же тогда я её не чувствую? У меня есть опыт что такое молодость, я помню как начали первые волоски между носом и губами прорастать я брал карандашик и красил их в черный цвет и пытался смотреть на противоположный пол как Марлон Брандо, и когда я состарился, я знаю что такое старость, у меня есть опыт, все в трамвай теперь заходят быстрее меня, меня отталкивают, а сами входят, и, несмотря на мои попытки войти меня все время отталкивают и не обращают на меня никакого внимания.

00:19:02 Я даже видел у вас на трамвайной остановке тоже самое, одна старушка пыталась подняться и каждый раз её попытки забраться по ступенькам заканчивались тем, что она с них скатывалась, но все другие заходили и не обращали на неё внимания и потом зазвонил звонок, и все таки кондуктору удалось её затянуть прежде чем закрылись двери. И она была вся растрепанная, сумочка из рук упала, шляпка упала, я на это смотрел и я знаю – скоро я сам таким буду через несколько лет. Я также вчера видел молодых людей напротив супермаркета, у парня в руках была бутылка с вином, он обнял друга, запрокинул ему голову и из горлышка заливал содержимое, и испытывал блаженство, как будто это он себе эту жидкость лил, пил тот, а экстаз чувствовал другой [смеются]. Я это видел, и я вспомнил – сам такой был, так что я знаю, что такое молодость, и скоро я узнаю, что такое старость. Но любовь к Богу я испытываю лишь очень-очень редко.

Очистить сознание посредством шраванади

00:21:01 Когда вы слышите лекцию от какого-то лектора по «Бхагаватам», и когда этот человек говорит от всего сердца и говорит это очень убедительно, то я, сидя на этой лекции, сижу пытаясь чувствовать что я не тело, я вообще не все это, я даже не Атма Таттва и какие-то секунды я действительно так чувствую и потом проходит какое-то время и я чувствую – есть хочу. У меня диабет и если я в девять тридцать утра не поем, то у меня сахар в крови нарушается. И как только уровень сахара поднимается – я чувствую головную боль. С одной стороны – любовь к Богу, с другой – головная боль. Вот такой контраст. Почему же я не испытываю любовь к Богу постоянно? Потому что сознание мое осквернено, но когда сознание очистится, и как это сознание можно очистить? Через шраванади – слушание [нитйа-сиддха кришна-према ‘садхйа’ кабху найа шраванади-шуддха-читте карайе удайа (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.107)].

00:22:53 Господь Чайтанья говорит: «Мой дорогой друг, любовь к Богу это не нечто внешнее». Когда чит – сознание очищается, а как очищение происходит – через шраванади, через слушание, то мы испытываем просветление, мы чувствуем всё равно как солнце всходит внутри нас, мы чувствуем просветление. И когда просветление настанет, тогда мы сможем по-настоящему понять что такое иччха-шакти. Тогда наше сознание очищается от материального знания, материальной джняны. И крийя-шакти будет помогать нам совершать только один вид деятельности, и этим видом деятельности будет преданное служение Господу. И даже, несмотря на то, что мы обусловлены телом вот этот вот металл, о котором мы вначале говорили, будет нагреваться также как и наше сознание благодаря Сознанию Кришны. Вот так можно дать определение тому, что такое Сознание Кришны. Шраванади – слушание и повторение, является главным процессом.

00:25:47 [шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам / арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам (Шримад-Бхагаватам 7.5.23)] – существует девять процессов преданного служения, и самый первый это слушание. И слушая правильные вещи из правильного источника, мы сможем очистить своё сознание – в этом и состоит процесс преданного служения. [чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам, шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам / анандамбудхи-варддханам прати-падам пурнамритасваданам, сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам («Шикшаштакам», 1)]. «Чето» (сознание) – нечто вроде зеркала, покрытого пылью, и слушание очищает пыль с этого зеркала. И так проявляется наше истинное знание. Вся слава Шри Кришна санкиртане. Харе Кришна! Извините, пожалуйста, мне нужно уезжать. Пожалуйста, продолжайте петь и танцевать все вместе, и почувствуйте что такое освобождение, а завтра вечером скажете. Шрила Прабхупада, ки джая!

транскрибирование: Екатерина Кузьмичева | Новомосковск | Россия | 10 мая 2014