Обращение к Святому Имени
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Господь прославляет Шрилу Харидаса Тхакура
00:00:15 В экстазе любви Харидас лил слезы у стоп Господа Чайтаньи. Охваченный такими же чувствами, Господь заключил Харидаса в объятия и воскликнул: «Где еще можно отыскать такого преданного, как ты, Харидас? Ты сведущ во всех духовных вопросах и неподвластен материальным желаниям. Появившись на свет в безродной семье, ты доказал всему миру, что Кришну нельзя обрести благодаря лишь знатному происхождению, богатству и другим материальным достижениям. Однако тот, кто имеет глубокую веру в чистое преданное служение, превосходит даже полубогов.
00:00:58 Ты осознал, что Святое Имя — высшая истина; вся твоя жизнь свидетельствует об этом. Ты идеально выполняешь преданное служение сам (ачара), а также искусен в обучении этому других (прачара). Поэтому, о Харидас, ты — именно тот, кто способен описать безграничную славу Святого Имени. Слушать об этом из твоих уст — огромное блаженство для Меня».
00:01:27 Господь продолжал вопрошать Харидаса: «Те, кто обращается к Святому Имени, подразделяются на три категории. Всякий, кто произнес Святое Имя лишь однажды, считается вайшнавом, и к такому человеку следует относиться очень почтительно. Тот же, кто беспрерывно повторяет Святое Имя Кришны, причем делает это должным образом, занимает еще более высокое положение. Такой преданный обретает все добродетели. Но самый возвышенный из всех вайшнавов — тот, кто способен вдохновить других на произнесение Святого Имени с чистой преданностью.
00:02:09 Так, пожалуйста, подробно расскажи, как живое существо приходит к удивительному Святому Имени Кришны».
00:02:18 Харидас Тхакур молитвенно сложил руки и прерывающимся от волнения голосом начал говорить.
Природа Святого Имени
00:02:32 нама чинтаманих кришнаш чайтанйа-раса-виграхах пурнах шуддхха нитйа-мукто 'бхиннатван нама-наминох.
00:02:43 Имя Кришны — чинтамани, философский камень, способный исполнить любые желания. Святое имя награждает материалистов дхармой, артхой, камой и мокшей, а чистым преданным оно дарует беспримесную любовь к Кришне. Будучи неотличным от Кришны, Святое Имя также не имеет начала и абсолютно духовно.
00:03:09 Неотличное от Самого Кришны, Святое Имя — это живая личность (чайтанья виграха), оно вечно свободно от всех материальных несовершенств (нитья мукта). Его никогда не затрагивают гуны страсти и невежества, т.е. Святое Имя вечно пребывает в чистой благости (шуддха), имя (нама) и Тот, к кому оно относится (нами) тождественны друг другу (абхинна). Имя нисходит в этот мир в своей чисто духовной форме, и оно столь же сладко, как и Сам Кришна. Поэтому посредством имени преданный способней ощутить сладость Господа (расу). Кришна, Абсолютная Истина, имеет четыре атрибута: имя, форму, качества и деяния. В действительности, любой объект определяется по этим четырем признакам; без них ничто не может считаться реально существующим. Кришне, Высшей Истине, вечному источнику всех наслаждений, также присущи эти четыре признака. Они вечно существуют под покровительством сандхини-шакти Господа, неподвластные влияниям материального мира.
00:04:27 Кришна всепривлекающ. Будучи вечным атрибутом Господа, Его Святое Имя также всепривлекающе. Подобным образом, поскольку Господь и Его вечная форма суть одно, имя тождественно также и Его форме. Так, вызывая в памяти Имя Кришны, человек тотчас же обретает видение образа Господа. Имя Кришны и Его образ неразлучны, подобно танцующей паре.
00:04:57 Кришна в полной мере обладает шестьюдесятью четырьмя выдающимися духовными качествами. Другие живые существ, будучи Его частичными экспансиями, обычно обладают пятьюдесятью такими качествами, причем в незначительной степени. Брахма, Шива и другие полубоги могут иметь до пятидесяти пяти качеств, и в большей степени, чем обычные дживы. Нараяна и полные аватары обладают шестьюдесятью качествами. Однако трансцендентные Святые Имена Господа обладают всеми этими вечными качествами.
00:05:34 Игры Господа, проходящие в Его различных обителях — на Голоке, Вайкунтхе или во Врадже, подобно лодке скользят по волнам этих трансцендентных качеств. Эти игры проходят в духовной сфере, где не существует различий между именем, формой, качествами, действиями и самой личностью.
00:05:56 Однако в материальном мире, из-за соприкосновения с не обладающими сознанием бесчувственными материальными элементами, живые существа соприкасаются с именам и формами, качествами и действиями, которые никак не связаны друг с другом и не имеют ничего общего с подлинной природой души. Имя, форма, качества и действия чистой души тождественны ей самой. Различия возникают только из-за того, что душа принимает прибежище в материальном теле. Однако, поскольку Кришна всегда пребывает вне материи, эти атрибуты естественным образом вечно неразделимы в Нем. И все же среди этих четырех атрибутов, посредством которых можно постичь Кришну, Святое Имя является главным, ибо при его помощи можно получить доступ к трем остальным. Поскольку, приняв прибежище Святого Имени, можно постичь форму, качества и деяния Господа, повторение Святого Имени признается дхармой вайшнавов. И поскольку все трансцендентные игры Господа представлены в Его имени, оно признается высшей истиной и высшей реальностью. Таков вердикт, вынесенный Господом Чайтаньей. И все же, несмотря на абсолютную природу Святого Имени, различные люди воспринимают его по-разному. Поэтому тех живых существ, которые взывают к Святому Имени с искренней верой, называют вайшнавами, а тех, чье повторение Святого Имени характеризуется термином «нама-абхаса», называют вайшнава-прайа, «почти вайшнавами». Однако по милости Кришны полу-вайшнавы. также могут постепенно очиститься.
00:07:42 Воистину, ничто не может сравниться со Святым Именем в этом мире, Святое Имя — самый ценный бриллиант в сокровищнице Кришны. Во всем материальном мире духовной природой обладают только две вещи — джива и Святое Имя. Душа проявляется в этом мире в своей скрытой форме, а Кришна, высшая душа, проявляет Себя как Святое Имя.
Виды имен
00:08:13 Есть два вида имен Кришны: главные и второстепенные. К главным относятся те имена, которые связаны с трансцендентными развлечениями Господа. Принимая прибежище главных имен, живое существо обретает высшую цель жизни. Такие имена, как Гопала, Говинда, Хари, Радханатха и Рама, раскрывают природу вечных развлечений Господа, и произносящий их возвращается в духовный мир. Второстепенные имена описывают действия Господа, связанные с материальным миром. К ним относятся такие имена, как Сришти-харта (Творец), Параматма, Брахма, Джагат-самхарта (Уничтожающий вселенную), Йогешвара (Владыка жертвоприношений). Эти имена используются в карма-канде и гьяна-канде, ибо они приносят материальное благополучие и освобождение. Преданные обращаются только к главным именам, ибо лишь они способны дать кришна-прему.
Три уровня произнесения имени
00:09:20 Что касается повторения главных имен, в особенности маха-мантры, то, в зависимости от качества повторения, человек получает разные результаты. С другой стороны, писания провозглашают, что достаточно один раз произнести или услышать Святое Имя, чтобы обрести освобождение от материального мира, и при этом не имеет значения произносится имя чисто или нет — в любом случае оно очищает человека от всех грехов. Однако следует отметить, что если Святое Имя произносится в нама-абхасе (нечисто), то высшее благо от такого произнесения будет проявляться очень медленно. Нама-абхаса — это окольный путь к преме, так как при таком повторении человек сначала постепенно очищается от грехов, и, лишь очистившись, приходит к шуддха-наме, чистому Святому Имени. И уже чистое Святое Имя одаривает преданного кришна-премой.
00:10:21 Однако, если имя произносится крайне нечисто, т.е. до чистого имени очень и очень далеко, то движение к преме полностью прекращается. Этот вид произнесения Святого Имени называется апарадхой, оскорбительным произнесением. Одним из препятствий, отделяющих человека от чистого имени, является представление о Святом Имени как о материальном звуке, отличном от Абсолютной Истины. Другим препятствием является мнение о том, что Кришна и Его имя — не одно и то же. До тех пор, пока эти представления будут сохраняться, обретение премы будет невозможным.
00:11:03 Также иногда слоги Святого Имени удалены друг от друга, т.е. между «ха» и «ри» стоят какие-либо другие буквы. Такое разделение также ослабляет влияние Святого Имени.
00:11:16 *Сноска автора. Однако, когда йавана произносит в момент смерти «харам», разделения слогов нет, и потому такое произнесение классифицируется как нама-абхаса, и в некоторых случаях может приводить к удивительным результатам.
00:11:33 Однако из двух видов разделения — лингвистического и философского — второе является более серьезным отклонением. Оно проистекает из оскверненности идеями майавади, не находящими подтверждения в писаниях. В Кали-югу такие идеи представляют большую опасность.
00:11:52 Итак, поймите истинную природу Святого Имени: оно неотлично от Самого Кришны. Следует повторять главные имена Кришны, избегая нама-абхасы и апарадхи. Тот, кто всем сердцем принимает эти наставления, должен быть признан вайшнавом, даже если он лишь раз произнес Святое Имя. Более того, такой вайшнав достоин почитания.
Преодоление стадии нама-абхасы и обретение премы
00:12:24 Чтобы преодолеть стадию нама-абхасы и достичь чистого имени, нужно служить духовному учителю с большим рвением. Тогда нечистота сердца исчезнет, и чистое имя, исполненное духовной силы, начнет танцевать на языке преданного. Неспособный разлучиться с потоком нектара, исходящего от Святого Имени, преданный погрузится в танец, сходя с ума от сладости имени. Преисполнившись радости, все погрузятся в этот танец — и джива, и имя, и сама према. И когда вся вселенная погрузится в этот танец, майа будет вынуждена спасаться бегством.
Необходимая квалификация
00:13:08 Кто же обращается к имени? Господь дал человечеству имя как средство достижения освобождения, наделив его всем Своим могуществом, и потому не существует никаких ограничений для обращения к Святому Имени. Однако на деле лишь те, кто развил веру, начинают повторять его. Такого человека называют адхикари, «тем, кто обрел Святое Имя». Повторяя имя и принимая его прибежище, он начинает практиковаться в произнесении Святого Имени. Хотя в других видах духовной практики существуют ограничения в отношении места, времени и уровня чистоты, при обращении к Святому Имени это не принимается во внимание, поскольку, благодаря присущему ему могуществу, имя находится над всеми ограничениями. Например, при совершении актов благотворительности, при проведении жертвоприношений, совершении омовений и т.п. всегда принимаются во внимание место, время и степень чистоты, однако при повторении Святого Имени Кришны единственное, что необходимо, — это вера. Всякий, кто в Кали-югу принимает прибежище Святого Имени, достигнет высшего совершенства в жизни. Поэтому люди, живущие в Калиюгу, должны искренне и непрестанно повторять Святое Имя, при этом всегда оставаясь в обществе преданных. Несмотря на пребывание в материальном мире, они должны проводить свою жизнь в постоянном повторении и памятований Святого Имени вместе с другими преданными. Нужно также совершать действия, благоприятные для духовного развития, и избегать действий, которые могут разрушительно сказаться на духовной жизни. Так, постоянно служа имени Кришны и преданным Кришны, избегая всякого другого поклонения, преданный несомненно обретет кришна-прему.
00:15:05 Завершив свое объяснение того, как джива обращается к Святому Имени, Харидас заплакал. Пав к лотосным стопам Господа, он обхватил их руками и стал молить Господа об обретении влечения к Святому Имени.
00:15:21 Святое имя, духовный философский камень, дарующий кришна-прему, станет дороже жизни тому, кто занимается преданным служением у лотосных стоп уттама-вайшнава, Харидаса Тхакура.