Первое оскорбление - Выискивать недостатки в вайшнавах.

01 January 2009
Первое оскорбление - выискивать недостатки в вайшнавах. Садху-нинда. Признаки садху. Поведение садху-грихастхи. Поведение садху-саньяси. Недостатки садху. Как распознать истинного садху. Духовное могущество садху. Четыре вида садху-нинды. Как выражать почтение садху. Истинный вайшнав избегает садху-нинды. Причины садху-нинды. Три категории преданных. Лекарство от садху-нинды.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:23:32 | качество: mp3 320kB/s 54 Mb | прослушано: 1816 | скачано: 1054 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 сатам нинда намнах парам апарадхам витануте йатах кхйатим йатам катхам у сахате тад виграхам

00:00:26 Критиковать человека, обладающего качествами садху, либо намереваться причинить ему вред — серьезное оскорбление Святого Имени. Ибо как может Господь стерпеть подобное отношение к тому, кто распространяет славу Святого Имени?

***

00:00:44 Слава, слава Господу Чайтанье, без которого не мыслит своей жизни Гададхара Пандит!
Слава, слава Господу Нитьянанде, без которого не мыслит своей жизни Джахнави Деви!
Слава Адвайте Ачарье, супругу Ситы!
Слава Шривасу и всем преданным Господа!

***

00:01:06 Господь Чайтанья сказал: «О Харидас, теперь подробно опиши, в чем состоят оскорбления Святого Имени». Харидас Тхакур ответил: «О Господь, слова, которые я произношу, вкладываются в мои уста Тобой, я — лишь инструмент».

00:01:25 Писания говорят о десяти видах оскорблений Святого Имени, и преданному следует опасаться их совершения. Эти оскорбления таковы:
1. Поносить вайшнава или даже просто критиковать его.
2. Считать, что полубоги способны действовать независимо от Кришны.
3. Непочтительно относиться к духовному учителю.
4. Непочтительно относиться к священным писаниям.
5. Давать собственные толкования Святому Имени, а также считать величие Святого Имени плодом воображения.
6. Совершать греховные поступки в расчете на искупительную силу Святого Имени.
7. Давать Святое Имя людям, не имеющим веры и потому не готовым принять его.
8. Приравнивать повторение Святого Имени к материальному благочестию.
9. Быть невнимательным, произнося Святое Имя.
10. Оставаться равнодушным к Святому Имени, несмотря на понимание его величия. Другими словами, продолжать отождествлять себя с материей и мыслить в категориях «я» и «моё».

00:02:50 Сейчас я объясню их одно за другим. О Господь, дай мне сил избежать этих оскорблений!

Садху-нинда

00:03:03 Первое оскорбление, называемое садху-ниндой, состоит в том, что человек критикует или осуждает садху. Это крайне разрушительно для духовного развития.

Признаки садху

00:03:19 В одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам», Уддхава перечисляет Кришне качества садху:
1. Дойалу — милосердный;
2. Сахишну — обладающий терпимостью;
3. Сама — уравновешенный;
4. Дроха шунья врата — совершающий аскезы, не приносящие вреда телу;
5. Сатьясара — правдивый;
6. Вишуддхатма —чистый;
7. Парахита рата — помогающий всему человечеству;
8. Каме акшубхита буддхи — тот, чей разум свободен от вожделения;
9. Данта — владеющий чувствами;
10. Акинчана — не имеющий собственнических представлений;
11. Мриду — мягкий;
12. Паримита бходжи — соблюдающий меру в еде и проч.;
13. Сантаман — умиротворенный;
14. Аниха — тот, кого не интересуют материальные дела;
15. Дхритиман — терпеливый;
16. Стхира — стойкий;
17. Кришна эка шарана — преданный исключительно Кришне;
18. Апраматта — не пренебрегающий своими обязанностями;
19. Сугамбхира—очень серьезный;
20. Виджита шад гуна — победивший шесть инстинктов;
21. Амани — не требующий почтения к себе;
22. Манада — почтительно относящийся к другим;
23. Дакша — умелый;
24. Аванчака — не склонный к обману и лицемерию;
25. Гьяни — сведущий в писаниях;
26. Шучи — чистый.

00:05:31 Является кто-либо садху или нет, можно судить по наличию этих качеств. При этом, однако, следует иметь в виду, что вышеупомянутые признаки подразделяются на две категории: главные (сварупа-лакшана) и второстепенные (татастха-лакшана). К категории сварупа-лакшана относится исключительная преданность Кришне, а все остальные признаки являются производными от этого главного качества. У того, кому выпала удача встретиться с вайшнавом, может появиться интерес к Святому Имени, и он начнет повторять имя Господа. Приняв прибежище у лотосных стоп Кришны, такой человек обретает главное качество садху, а все остальные качества появятся по мере того, как он будет продолжать повторять Святое Имя. Таким образом, качества татастха-лакшана являются сопутствующими, или второстепенными, по отношению к сварупа-лакшана. И тем не менее, у истинного вайшнава несомненно проявятся все эти качества как следствие надлежащего повторения Святого Имени.

00:06:42 Положение человека в системе варн и ашрамов, а также соответствующие этому положению качества и склонности, относятся к внешним различиям и никоим образом не определяют, является данный преданный садху или нет. Главным отличительным признаком садху является его полная преданность Кришне, а она не зависит ни от варны, ни от ашрама.

Поведение садху-грихастхи

00:07:12 О Господь, на примере Рагхунатхи даса Ты показал, как должен вести себя вайшнав-грихастха. Ему не следует быть слишком привязанным к своей семье, его не должны очаровывать чувственные наслаждения и ум его должен быть всегда сосредоточен на служении Кришне, — так домохозяин сможет постепенно пересечь океан материального существования. Лучше иметь все необходимое для жизни и одновременно развивать отречение, чем быть псевдосанньяси, носящим шафрановые одежды, и в то же время наслаждаться материальной жизнью. Внутренне всегда следует быть сосредоточенным на Кришне, а внешне действовать в соответствии со своим положением в системе варнашрамы. Таких вайшнавов-грихастх Кришна быстро вызволяет из океана самсары.

Поведение садху-санньяси

00:08:13 Когда Рагхунатха дас оставил семейную жизнь, Ты дал ему наставления о том, как должен вести себя человек, принявший отречение.

00:08:22 Вайшнав-санньяси не должен слушать разговоры материалистичных людей; также он сам не должен говорить на материальные темы. Ему не следует есть изысканную пищу и носить роскошную одежду. Постоянно повторяя Святое Имя, он должен всем выражать почтение и не требовать почтения к своему телу. Его медитацией должно быть вечное служение Радхе и Кришне во Врадже.

00:08:51 Главное — предаться имени Кришны. Это общее отличительное качество всех садху, будь то грихастха или санньяси, шудра или брахман. Однако второстепенные признаки могут несколько различаться в зависимости от варны и ашрама.

Недостатки садху

00:09:14 Если в человеке присутствует преданность Господу, то даже наличие у него каких-либо недостатков не лишает его статуса садху, такого человека всё равно следует почитать. В «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам» Кришна дает нам это наставление, и я полностью принимаю его.

00:09:34 О Господь, Ты открыл мне одно глубокое заключение. Говорится, что для того, кто развил вкус к повторению чистого имени, достаточно один раз произнести имя Господа, чтобы уничтожить последствия всех своих грехов. Другими словами, грех не может присутствовать в том, кто обрел вкус, ручи. Хотя в таком человеке и можно заметить остатки грехов, в конечном счете все они исчезнут под воздействием Святого Имени. И поскольку все остатки грехов вскоре исчезнут, нужно относиться к такому преданному как к праведнику.

00:10:13 Конечно, если материалист заметит в преданном какие-то остатки греха или же вспомнит о его прошлых грехах, он может посчитать, что такой преданный находится на том же уровне, что и грешник-материалист. Вследствие этого, он может подвергнуть садху несправедливой критике, а это и является садху-ниндой. Писания называют такого критикана пашанди — негодяем и атеистом. Тому, кто совершает эту нама-апарадху, придется испытать на себе последствия гнева Кришны.

Как распознать истинного садху

00:10:53 Только тот, кто предан исключительно Кришне и всегда воспевает Его имя, может считаться садху. Поэтому объявляющий себя садху, но не имеющий подлинной преданности Кришне — шарлатан. Истинный садху смиренно служит Кришне и смиренно повторяет Его имя, себя же он считает самым жалким негодяем. Сознавая свою незначительность, будучи смиреннее травинки и терпеливее дерева, он не ожидает почтения к себе, но всегда оказывает почтение другим. Пребывая в таком умонастроении, садху воспевает Святое Имя и так обретает любовь к Кришне.

00:11:35 Когда я слышу, как такой преданный произносит Святое Имя, я почтительно кланяюсь ему, ибо он — истинный садху. Такой вайшнав — океан милосердия, друг всех живых существ и духовный наставник всей вселенной; именно по его милости другие обретают бхакти. Поэтому всякий, кто посмеет критиковать чистого преданного, отправится в ад на бесчисленное количество жизней.

Духовное могущество садху

00:12:08 Бхакти, духовная энергия Кришны, состоящая из хладини и самвит шакти, пребывает в чистом преданном, поэтому, соприкасаясь с ним, можно получить кришна-бхакти. Именно по этой причине могущественными средствами взращивания преданности являются остатки пищи чистого преданного, вода, которой ему омывали стопы, и пыль с его стоп. Даже просто находясь рядом с чистым преданным в течение некоторого времени, можно ощутить энергию бхакти, исходящую от его тела. Если человек обладает сильной верой, он сможет удержать эту энергию в своем сердце. Тогда он также обретет бхакти, и тело его затрепещет от экстаза.

00:12:55 Таким образом, достаточно просто постоянно находиться рядом с вайшнавом, чтобы в сердце быстро развилась бхакти. Вдохновляемый бхакти, такой человек начнет повторять Святое Имя, и Святое Имя наделит его всеми благими качествами, отличающими истинного вайшнава*.

00:13:14 *Сноска автора. Путь обретения бхакти таков: совершенный преданный дает бхакти начинающему преданному.

00:13:24 Будучи духовным проявлением дживы, бхакти поддерживает дживу и совершенствует её. Когда живое существо избавляется от анартх, бхакти начинает изливаться из его сердца.

Четыре вида садху-нинды

00:13:43 Вайшнава могут критиковать по следующим причинам:
- за низкое происхождение;
- за прошлые грехи или совершенные в прошлом ошибки;
- за непреднамеренные греховные поступки;
- за остатки прошлых греховных привычек.

00:14:00 Хотя эти недостатки могут присутствовать в вайшнаве, это не является достаточным основанием для того, чтобы критиковать его. Тот же, кто, несмотря на это, всё-таки осуждает вайшнава, будет наказан Ямараджем. Вайшнав повсюду распространяет славу имени Господа, и поэтому Господь не потерпит подобной критики. Однако в чистом преданном такие недостатки полностью отсутствуют.

Как выражать почтение садху

00:14:34 Вайшнав — лучший из людей, ибо ради имени Кришны он оставил религиозные обряды, практику йоги и умозрительную философию. Никого не критикуя, чистый преданный просто предается Святому Имени. Кем бы он ни был — санньяси или грихастхой — следует страстно желать пыли с его лотосных стоп. Об уровне вайшнава судят по тому, насколько он привязан к Святому Имени, а происхождение, социальный статус, ашрам, богатство, эрудиция, молодость, красота, сила и количество последователей не имеют к этому никакого отношения.

Истинный вайшнав избегает садху-нинды

00:15:19 Итак, отличительным признаком человека, который обрел прибежище Святого Имени, является отсутствие склонности критиковать вайшнавов. Напротив, он всегда почтителен к ним.

00:15:33 Святое имя пребывает там, где присутствует бхакти, а бхакти пребывает в сердце истинного преданного. И поскольку бхакти не уживается с садху-ниндой, у того, кто критикует садху, не может быть бхакти; следовательно, такой человек не может считаться преданным. Склонность критиковать вайшнавов перерастает в апарадху, а это уже серьезное препятствие на пути развития бхакти. Поэтому искренний преданный не позволяет себе критиковать садху; напротив, он всегда ищет общения с ними, стремится служить им и слушать их наставления.

Причины садху-нинды

00:16:17 Неуважение к преданным возникает от общения с непреданными, и потому вайшнаву следует всячески избегать такого общения.

00:16:27 Асат-санга, общение с материалистами, бывает двух типов: общение с женщинами и общение с теми, кто лишен преданности Господу. «Общаться с женщинами» означает непосредственно общаться с ними, не принимая во внимание ведическую традицию, либо с теми, кто общается с женщинами недолжным образом. Первую из этих категорий можно разделить еще на две:
- общение с женщинами, не разрешенное писаниями;
- когда в законном браке муж находится «под каблуком» у жены.

00:17:03 Общение считается правильным только в том случае, если отношения скреплены браком, а муж действует в соответствии с правилами семейной, жизни. Согласно этим правилам, жена должна быть покорна мужу, а муж должен действовать как истинный вайшнав. Любое другое общение с женщинами называется материальным, асат.

00:17:27 Общение с непреданными бывает трех типов: общение с майавади, общение с притворщиками и общение с атеистами. Майавади думают, что как Господь, так и дживы временны, а мурти Господа — материально. Притворщики изображают из себя преданных ради того, чтобы заработать на жизнь, но на самом деле лишены истинной преданности и отречения. Атеисты же вообще не верят в Бога.

00:17:57 Такие люди могут объявлять себя преданными, либо слыть преданными среди других, однако, если человек отвергнет их общество, он не совершит садху-нинды. Если же кто-то будет критиковать преданного за это, такого человека также следует отвергнуть и впредь избегать. Оставив дурное общение, являющееся причиной садху-нинды, серьезный преданный несомненно обретет сокровище кришна-премы по милости Святого Имени.

Три категории преданных

00:18:31 Таким образом, для успешного продвижения к высшей цели, преме, нужно научиться отличать преданного от непреданного, чтобы ненароком не оскорбить вайшнава, а также уметь распознать общество непреданных и избегать его. Помимо этого, следует научиться различать вайшнавов в соответствии с уровнем их духовного развития и строить отношения с ними на этой основе.

00:18:57 Вайшнавы подразделяются на три категории. Вайшнава-прайа, или полу-вайшнав, это человек, обладающий некоторой верой в Кришну, но не имеющий желания служить преданным. Такой человек не может считаться истинным вайшнавом, он — вайшнава-абхаса, слабое подобие вайшнава. Тем не менее, его также причисляют к вайшнавам, чтобы он мог быть допущен в общество истинных преданных, строго следующих наставлению избегать общения с непреданными.

00:19:31 Такой преданный-неофит именуется каништха-вайшнавом, материалистичным преданным, однако по милости чистых преданных он также может очиститься и подняться до более высокого уровня.

00:19:44 Мадхъяма-вайшнав признает возвышенное положение преданных Господа и всегда общается с ними. Он твердо убежден в том, что Кришна — Сам Господь, а дживы — Его вечные слуги; что высший путь духовного развития — бхакти, а цель его — према. Он сострадателен к каништха-вайшнавам, чья вера невелика, и сторонится непреданных.

00:20:09 Такой преданный-мадхьяма понимает, что разные виды общения приводят к различным результатам. Он считается чистым преданным, шуддха-вайшнавом, ибо способен произносить чистое Святое Имя, а не нама-абхасу. Мадхъяма-вайшнав способен отличить истинного преданного от непреданного и делает это на практике, поскольку понимает, что его духовный рост напрямую зависит от правильного общения. Однако ему нужно быть очень осторожным, ибо, если он допустит ошибку в своей оценке, ему грозит вайшнава-апарадха.

00:20:46 Уттама-вайшнав, вайшнав высшего уровня, видит Кришну во всем сущем и потому не проводит различий между преданными и непреданными. И поскольку он не делит людей на друзей и врагов, на преданных и непреданных, наставление служить преданным к нему неприменимо. Он просто наслаждается нектаром Святого Имени.

00:21:09 Преданный-каништха находится на стадии нама-абхасы, и потому ему неведомо, как правильно относиться к Кришне, преданным и Святому Имени.

00:21:19 Преданный-мадхьяма повторяет чистое имя и способен распознать нама-апарадху в повторении Святого Имени. Преданный-уттама — выше любых оскорблений, ибо он осознал присутствие Кришны повсюду и почитает Его во всем сущем.

00:21:37 Из трех категорий вайшнавов требование проводить различие между разными уровнями преданных относится к преданному-мадхьяме. Благодаря этому он сможет получить максимальное благо от общения с садху и от служения им.

00:21:54 Поэтому крайне важно подняться до уровня мадхьяма-бхакты, ибо мадхьяма-бхакта может правильно оценить себя и свое место в преданном служении, а затем предпринять необходимые шаги для того, чтобы неуклонно двигаться вперед. Правильное понимание своего духовного уровня позволит преданному общаться с разными преданными, служить более опытным старшим вайшнавам, избегать общества непреданных (асат-санги) и давать духовные наставления новичкам. Так, избегая садху-нинды и повторяя Святое Имя, преданный-мадхьяма будет неуклонно совершать духовный прогресс.

Лекарство от садху-нинды

00:22:39 Если человек случайно оскорбил преданного, он должен искренне раскаяться, пасть к его стопам и молить о прощении: «О прабху, пожалуйста, простите меня! Смилостивитесь над этим мерзким богохульником!» И поскольку преданный по природе очень милосерден, смягчившись, он обнимет оскорбителя и простит его.

00:23:03 Харидас Тхакур завершил свое объяснение словами: «Выполняя Твое указание, о Господь, я рассмотрел первое оскорбление. Прими, пожалуйста, это как подношение Твоим лотосным стопам».

00:23:18 Святое Имя — источник всех благословений, и тому, кого подобно пчеле, ищущей мед, всегда влечет к лотосным стопам Харидаса Тхакура, оно станет дороже жизни.

тайминг: Александра Новикова | Брянск | Россия | 01 February 2024