Бхаджан-пранали. Путь погружения в Святое Имя.

01 January 2009
Чит-шакти, духовная энергия. Ачит-шакти, иллюзорная энергия. Джива-шакти. Развитие расы. Стадии достижения расы. Образ Кришны и Святое Имя. Качества Кришны и Святое Имя. Лилы Кришны и Святое Имя. Осознание расы. Индивидуальная раса. Садхана раса. Шравана раса. Варана раса.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:19:58 | качество: mp3 320kB/s 45 Mb | прослушано: 1650 | скачано: 896 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:16 Слава, слава Гададхаре Пандиту и Господу Гауранге!
Слава, слава Господу Нитьянанде!
Слава Сите и Адвайте ачарье!
Слава преданным Гауранги!
Слава всем удачливым душам, которые оставили все ради поклонения Святому Имени!

***

00:00:38 Господь сказал: «О Харидас, благодаря твоей преданности, ты обрел все знание, какое есть во Вселенной. На твоем языке танцуют все Веды, твои слова — итог всего ведического знания. Поэтому поведай о присущем Святому Имени нектару расы, а также о том, как джива может стать достойной наслаждения этой расой».

00:01:03 Харидас Тхакур ответил: «Вдохновленный Тобой, я, конечно же, расскажу об этом».

***

00:01:10 Всевышний Господь, Высшая Личность, именуется в Ведах расой. Эта раса абсолютно чиста. Она непохожа на чувства и эмоции материального мира, которые отдалённые ученые также называют расой. Являя собой разнообразие шуддха-саттвы, духовная раса превосходит двадцать четыре материальных элемента, и потому даже те, кто освободился от материальной энергии, то есть атмарамы, неспособны наслаждаться этой расой. Абсолютная раса — это Всевышний Господь, Парамбрахма. Он — источник безграничного блаженства. Будучи единым, Он, тем не менее, существует в двух аспектах: как шакти (энергия) и Шактиман (источник энергии). Господь недоступен нашему восприятию, но проявляется через Свою энергию. Таким образом, Абсолютная Истина открывает Себя через Свои разнообразные энергии, неотделимые от нее Самой. Действие трех видов энергий Господа разворачивает духовные и материальные вселенные.

Чит-шакти, духовная энергия

00:02:29 Посредством Своей духовной энергии Всевышний являет Свои форму (рупу), имя (наму), обитель (дхаму) и деяния (лилу). Высшая Истина, имя которой — Кришна, обладает телом прекрасного темного цвета; пребывая на Голоке, Он проводит Свои развлечения в окружении Своих преданных. Имя Господа, Его обитель, форма, качества и развлечения неотделимы от Него Самого, они так же абсолютны, как и Сам Господь. Разнообразие форм и игр Господа — результат действия духовной энергии, чит-шакти, которая также неотделима от Господа. На уровне Абсолютной Истины не существует различия между энергией и ее обладателем, и, тем не менее, в духовном мире существует разнообразие форм, качеств и игр.

Ачит-шакти, иллюзорная энергия

00:03:33 Тень духовной энергии Господа зовется Майей. Послушная воле Кришны, Майа создает материальный мир — Деви-дхаму.

Джива-шакти

00:03:47 Распространяя себя в пограничную энергию, чит-шакти создает бесчисленные души, которые занимают промежуточное положение между духовной и материальной энергий. Качественно джива подобна Кришне, однако количественно — ничтожно мала. Предназначение дживы, как впрочем, и всех других энергий, — служить Кришне. Вследствие своего промежуточного положения, дживы подразделяются на две категории: вечно обусловленные и вечно освобожденные. Вечно освобожденные души всегда служат Кришне в духовном мире, а вечно обусловленные, связанные веревками майи, пребывают в материальном мире, вдали от Кришны. Дживы, обитающие в материальном мире, также подразделяются на тех, кто имеет склонность служить Кришне, и тех, кто отвернулся от Него. Первые, по милости преданных, обращаются к воспеванию Святого Имени и благодаря его могуществу отправляются в полный наслаждений духовный мир, вторые же без толку трудятся, пытаясь наслаждаться инертной материей.

Развитие расы

00:05:03 Постепенное развитие расы, содержащейся в Святом Имени, сравнивается с распусканием цветка. Святое Имя, которое проповедуется общей массе людей по всему миру, подобно бутону. Постепенно, по мере того, как бутон Святого Имени распускается, преданный осознает прекрасную форму Кришны, пребывающего на Голоке Вриндавана. Продолжение практики бхакти приводит к тому, что бутон Святого Имени начинает источать сладкий аромат в форме шестидесяти четырех качеств Кришны. Затем цветок Святого Имени раскрывается полностью и являет вечные игры Кришны на Голоке Вриндавана.

00:05:48 Тогда, по милости Святого Имени, сама Бхакти-деви — комбинация хладини и самвит шакти — являет себя крохотной дживе и открывает ей составляющие части расы, распустившегося цветка Святого Имени. По ее милости, чистое живое существо обретает духовное тело и начинает испытывать эту расу.

Составляющие расы

00:06:18 Есть четыре составляющих расы: вибхава, анубхава, саттвика бхава и вьябхичари бхава. Смесь этих составляющих образует расу.

00:06:31 Вибхава — основа расы, подразделяется на аламбану и уддипану. Аламбана означает коренную причину, на которой зиждется раса. Аламбана, в свою очередь, подразделяется на ашрайу и вишайу, которыми, соответственно, являются преданный и Кришна. Уддипана, стимул, состоит из формы и качеств Кришны, которые постигаются путем постоянного повторения. Таким образом, если присутствует аламбана (т.е. преданный и Кришна) и уддипана (постижение формы и качеств Кришны), то становятся возможными лила и раса.

00:07:15 Когда составляющие вибхавы (аламбана и уддипана) достигают совершенства, появляется анубхава (внешние признаки внутренних эмоций). Все эти признаки суть трансформации чистой духовной любви, премы, и никоим образом не сопоставимы с проявлениями любви в материальном мире.

00:07:37 Постепенно, по мере углубления эмоций, появляются дополнительные признаки — саттвика-бхава и вьябхичари-бхава. Сочетание всех этих составляющих приводит к тому, что стхайи-бхава— главное настроение преданного — преобразуется в расу, в полноценный духовный вкус.

00:07:58 Писания говорят, что эта раса духовного мира — высшее совершенство для дживы и ее высшая цель. Веды указывают на четыре цели человеческой жизни: дхарму, артху, каму и мокшу. Однако их назначение — привести душу к совершенству расы, ибо только тот, кто воистину обрел освобождение, может стать достойным испытать расу.

Стадии достижения расы

00:08:31 Когда живое существо обретает веру в бхакти, оно встречает чистого преданного и принимает его своим гуру. По милости гуру джива получает маха-мантру, состоящую из имен Радхи и Кришны. И хотя живое существо уже обладает верой, вначале оно будет испытывать трудности из-за присутствия материальных желаний. Для того, чтобы ученик мог преодолеть эти трудности и утвердиться в повторении Святого Имени, гуру дает ему определенный метод духовной практики. Это может быть либо джапа на четках из Туласи, либо громкое вдохновенное пение Святого Имени (киртана). Такая практика — источник всех духовных достижений.

00:09:18 Вначале преданный должен практиковать памятование в течение коротких промежутков времени, пребывая в уединенном месте и полностью сосредоточившись на Святом Имени. Постепенно, по мере возрастания вкуса к Святому Имени, следует увеличивать джапу с 4 кругов, до 192 (64+64+64). Так повторение Святого Имени станет постоянным и все материальные препятствия исчезнут.

00:09:51 В практике бхакти преданные могут различаться по своим наклонностям: одни более расположены к поклонению Божеству, а другие — к памятованию Святого Имени, что более распространено среди беспримесных преданных.

00:10:07 Практикуя памятование Святого Имени (джапу), преданному следует время от времени совершать также и киртану, ибо киртана наполняет радостью чувства дживы, и они начинают танцевать. Существует девять основных видов преданного служения, и все они пребывают в Святом Имени, но киртана и джапа — лучшие из всех. Наилучшим же из всех видов преданного служения является киртана, ибо в нем одновременно присутствуют шравана, киртана и смарана.

00:10:40 По этим причинам те, кого привлекает поклонение Божествам, смогут достичь совершенства только в том случае, если будут заниматься также слушанием и повторением Святого Имени. Тем же, кто способен сосредоточить все свое внимание на Святом Имени, нет необходимости заниматься чем-либо еще, кроме слушания, повторения и памятования Святого Имени. Общение со Святым Именем автоматически включает в себя служение лотосным стопам (падасеванам), дружбу (сакхьям), служение (дасьям) и принесение поклонов (ванданам).

Образ Кришны и Святое Имя

00:11:23 Преданный, достигший уровня мадхьяма-адхикари, убежденный в том, что Кришна неотличен от Своего имени, живущий вдали от материалистов и избегающий десяти оскорблений, очень быстро сможет увидеть Кришну в звуке Святого Имени.

00:11:40 *Сноска автора. Материалисты — карми и гьяни — отвернулись от Кришны, ибо они стремятся к личному счастью. Все, что нужно материалисту, — это удовлетворять свое тело, карми хотят обрести наслаждения в следующей жизни, а гьяни пытаются избежать страданий. Когда живое существо поднимается над этими представлениями, оно обращает свой взор к Кришне. Такие живые существа подразделяются на три категории: каништха, мадхьяма и уттама. Каништха оставляет поклонение полубогам, однако поклоняется Кришне с материальными желаниями, так как не понимает ни своего истинного положения, ни положения Кришны, ни природы бхакти. Несмотря на невежественность, он не ведет себя оскорбительно, но, поскольку такой человек сосредоточен на себе, его считают полу-вайшнавом, а не чистым преданным. Преданный-мадхьяма считается чистым преданным, и действия его совершенны. Преданный-уттама вообще не имеет никаких желаний, связанных с этим материальным миром. Однако даже каништха, повторяющий намабхасу, благодаря общению с хорошими преданными очень скоро станет преданным-мадхьяма, и его анартхи исчезнут; так он обретет необходимую квалификацию для повторения чистого имени и служения вайшнавам. В конечном итоге он станет преданным-уттама.

00:13:09 Стараясь очень тщательно произносить имя Кришны в постоянной джапе или киртане, преданный достигает уровня устойчивого, чистого, приносящего удовольствие сердцу повторения Святого Имени, тогда он может начать медитировать на образ Кришны в уме. Другим вариантом такой медитации является созерцание своего Божества во время все более глубокого погружения в слушание Святого Имени. Достигнув стабильности в такой практике, человек сможет постоянно воссоздавать этот образ Божества в уме всякий раз, когда он произносит Святое Имя.

Качества Кришны и Святое Имя

00:13:53 Осознав, что имя Кришны и Его образ неотличны, преданный может начать медитировать во время джапы на качества Кришны. Вскоре качества Кришны и Его образ будут всякий раз всплывать в уме преданного, стоит ему только произнести имя Господа.

Лилы Кришны и Святое Имя

00:14:16 Когда имя Кришны, Его образ и качества сливаются в одно целое, преданный может начинать медитацию на конкретные лилы Кришны, происходящие в определенном месте. Такова первая ступень поклонения, называемая мантра дхйана майи упасана. Затем, с наслаждением повторяя Святое Имя, преданный увидит Кришну, сидящего под древом желаний в месте, называемом йога-питхой, в окружении пастушков и пастушек.

00:14:47 На этой стадии в теле преданного проявляются признаки саттвика-бхавы, такие, как вставшие дыбом волосы, и др. Таким образом, продолжая воспевать Святое Имя, преданный начинает одновременно воспринимать образ Кришны, Его качества и игры. И вот в этот момент . и появляется раса.

Осознание расы

00:15:13 Когда цветок имени Кришны полностью распускается и начинает источать аромат, ашта-калия-лилы — развлечения Кришны в течение восьми частей дня — открываются преданному. Сосредоточившись на этих развлечениях, преданный достигает совершенства расы.

00:15:33 Индивидуальная раса

00:15:37 Хотя существует пять основных рас — шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа и шрингара, высшей из них является шрингара-раса. Достичь такого уровня можно только по особой милости Чайтаньи Махапрабху. К этому времени преданный начинает осознавать свои личные взаимоотношения с Кришной и видит различные игры Кришны, соответствующие его расе. В этом случае игры Кришны проходят не в одном определенном месте. Такова вторая ступень поклонения, называемая сварасики упасаной. Обретя по милости гуру духовное тело, преданный входит в развлечения Кришны в обществе служанок Радхарани. Радхарани — изначальная энергия Кришны — есть проявление высшей преданности и высшего экстаза.

00:16:30 Чтобы в полной мере испытать расу, необходимо принять прибежище сакхи — служанок Радхарани, ибо, не служа гопи, невозможно обрести служение Кришне во Врадже. Следуя наставлениям сакхи, исполненных любви к Радхарани и во всем повинующихся Ей, преданный будет служить Радхе и Кришне. К этому моменту волны премы полностью захлестнут преданного.

Садхана раса

00:17:02 Садхана раса и совершенство расы очень близки. Садхана раса вскоре приводит к обретению преданным духовного тела, ибо, когда по милости Радхи человек обретает милость Кришны, его материальное тело растворяется, и он обретает чисто духовное тело во Врадже.

00:17:23 Над расами стоят еще восемь духовных уровней, однако их невозможно описать словами, — они открываются только по милости Кришны. Взращивание любовных отношений в шрингара-расе (супружеской расе), называется уджвала-расой, которая является высшим видом духовной практики, ибо посредством ее можно в полной мере испытать кришна-прему.

00:17:50 Для достижения совершенства в супружеской расе необходимо получить тело гопи. Джива, считающая себя мужчиной, не может войти в шрингара-расу. Чтобы получить духовное тело в супружеской расе, необходимо развивать в себе одиннадцать факторов самоосознания: взаимоотношения, возраст, имя, форма участия в определенной группе, одежда, социальное положение, служение, высшая цель и т.д.

00:18:21 Совершенствование этих факторов проходит пять стадий: шравана даса, варана даса, смарана даса, апана даса и сампати даса.

00:18:33 *Сноска автора. Рамананда Рай говорил: «Жаждущий нектара гопи-бхавы оставляет ведическую дхарму и просто поклоняется Кришне. Приняв умонастроение обитателей Враджа, человек получает тело, соответствующее этому настроению Враджа». Это указывает на то, что, развивая уджвала-расу, преданный получит тело гопи.

Шравана даса

00:19:01 Слушая об играх Кришны, преданный развивает привязанность к ним. Развив такой вкус, следует обратиться к гуру, который познал вечные игры Кришны и одиннадцать форм самоотождествления. Слушая из уст гуру объяснение тонкостей рас (бхава таттву), преданный развивает сильное желание войти в эти игры и вопрошает гуру об этом.

Варана даса

00:19:30 Изучив природу ученика, гуру объясняет ему одиннадцать элементов его духовной природы. Он дает ему имя, образ, качества и служение, а также его роль в играх Кришны. Затем гуру говорит, каким образом можно войти в эти игры...

тайминг: Александра Новикова | Брянск | Россия | 18 February 2024