Рамаяна о наставнике и ученике

Веда Радио - 10 April 2020
Процесс обучения идёт постоянно. Шаранагати - процесс предания себя Богу или Его Представителям. Многоплановость Рамаяны. Демон Равана - олицетворение вожделения. Ответы на вопросы: кто такой наставник? Насколько соответствует истине принцип “доставать кусочек золота из грязи”? Главный наставник - только один? Можно ли менять наставника? Как справиться со своим критическим взглядом? Ученик - это не диванный философ.
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:02:29 | качество: mp3 48kB/s 22 Mb | прослушано: 38 | скачано: 90 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 [Ведущая] Доброго вечера вам всем, искатели истины! Приветствую вас на интернет волнах Веда радио. Меня зовут Анна. Веды утверждают, что духовная практика начинается с обретения духовного учителя или проводника божественного знания и следования его наставлениям. Это и фундамент и главная слагаемая успеха на пути восстановления наших вечных взаимоотношений с Личностью Бога. И именно об этом мы поговорим в ближайший час с Гуной Манджари, нашим специалистом во всех видах отношений. Мы продолжим тему нашей беседы о Рамаяне и обсудим тему наставничества и ученичества. И вопросы важные, и конечно у вас могут возникать уточнения или какие-то личные истории или личное желание поделиться, спросить нашего лектора и это вы всё можете сделать, прислав нам своё сообщение в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963 или оставив своё сообщение на сайте vedaradio.fm в комментариях к записи о сегодняшнем эфире. А теперь я приветствую нашего лектора. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:01:14 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:01:17 [Ведущая] Тема действительно важная и фундаментальная, как я уже сказала. Потому что это основа, это то, с чего начинается наш путь. И в принципе мы можем посмотреть, что в любой деятельности нам важен учитель. Это онлайн уроки или какие-то живые уроки. Везде есть учитель. Даже книга может являться учителем. Поэтому спасибо, что выбрали эту тему. Интересно, что вы нам расскажите.

Процесс обучения идёт постоянно

00:01:41 [Гуна Манджари] Да, это очень важная тема. И на самом деле эта тема намного более в нашей жизни проявлена, чем мы на самом деле думаем. Потому что нам кажется, что учитель-ученик — это какая-то личность и я в какой-то позиции, у нас происходит процесс обучения. Но на самом деле мы всегда обучаемся. Всегда происходит этот процесс какого-то следования чему бы то ни было. И сегодня мы немножко более подробно, более внимательно посмотрим на это явление.

00:02:37 И так как мы говорим о Рамаяне, и мы начали говорить о Рамаяне на нашем прошлом эфире, это были благоприятные дни. До этого был явления Господа Рамачандры, после этого в тот день, когда мы проводили эфир, этот день дашами по лунному календарю, когда в этот мир воплотились Его три брата. И это всё было проникнуто такой энергией Рамаяны. И тем не менее, как мы говорили на нашем прошлом эфире, Рамаяна это не что-то, что происходило когда-то очень давно. И есть упоминания о том, что события, происходившие в период Рамаяны, они были где-то двадцать миллионов лет назад.

Шаранагати - процесс предания себя Богу или Его Представителям

00:03:40 Но то, что происходило в эту эпоху, когда разворачивалась Рамаяна, оно всегда актуально. Потому что нам в форме историй, в форме каких-то действий, были поведаны вечные законы, которые всегда актуальны и всегда абсолютны. Поэтому события, которые происходили в Рамаяне всегда современны. И мы говорили на прошлой передаче о том, что Рамаяна содержит в себе уроки, содержит в себе определённые послания. И один из важных уроков, о котором мы говорили, урок Рамаяны был в том, что душа для того, чтобы она проходила наиболее сложные критические периоды своей жизни, то есть судьба разворачивается таким образом, когда единственный выход в том, чтобы произошёл процесс шаранагати или предания себя Верховной Личности Бога или Его представителям, то есть какой-то более высшей силе.

00:05:01 Потому что, как ещё раз я упомяну о чём мы говорили. Очень часто человеку, который занимается помощью в различный проблемах, ко мне обращаются люди, думаю, к другим психологам и вообще по жизни возникают такие проблемы, когда, казалось бы, всё, это тупик. То есть ты действительно не знаешь, что делать, потому что с одной стороны, как говорится, засада, с другой стороны. И в общем-то безвыходная ситуация. И в этом случае мы должны понять, что судьба как раз нас экзаменует на предмет шаранагати. То есть для нас пришло время сдавать уроки придаче себя более высшим силам. То есть, когда мы не можем найти никакие ответы, никакие из, как говорится, подручных нам средств, они не работают, то значит жизнь от нас требует того, чтобы мы поднялись на ступеньку выше и расширили свой какой-то диапазон взаимодействия с другими аспектами нашей жизни, как то более высшая ипостась, более высшая сила чем мы, чем наши близкие люди, с которыми мы взаимодействуем.

Многоплановость Рамаяны

00:06:28 Поэтому это очень важный момент и это то, чему нас учит Рамаяна в таком её глобальном аспекте. И конечно, на Рамаяну есть очень много комментариев, есть очень много комментаторов Рамаяны. И Рамаяна многопланова. То есть её можно рассматривать из позиции дхармы, то есть вселенского закона наших вечных каких-то взаимоотношений. Из позиции, опять же, социального какого-то пласта, как высший закон нам предписывает, как мы должны взаимодействовать между собой в семье и между людьми. Какая существует иерархия, как всё движется. И также Рамаяна имеет и свой высший аспект. Допустим, уровень предачи — это уровень, который даётся комментаторами или комментатором с позиции бхакти-йоги, то есть с позиции высшего взаимодействия с Богом, то есть с позиции именно любви.

00:07:43 Поэтому хочу подчеркнуть, что есть различные толкования Рамаяны, она многогранная и там есть много пластов. И сегодня я хочу поговорить о таком аспекте, как вы уже объявили, Анна, как ученичество, потому что это очень важный момент. И опять же, мы говорили об этом и на прошлом эфире в контексте шаранагати, в контексте предачи себя, потому что душа, или то есть мы все, она не может жить без того, чтобы она кому-то предавалась. То есть это то, в чём мы находимся постоянно. То есть мы постоянно чему-то предаёмся, каким-то идеям, то есть мы куда-то помещаем свой ум. У нас постоянно есть эти прибежища, где мы каким-то образом располагаем себя.

00:08:47 И идея в том, что это прибежище может быть истинным или оно может быть ложным. И вся история, которая разворачивалась в Рамаяне, она, конечно, как я уже говорила, имеет много смыслов, Рамаяна многопланова. Но основной момент, то есть вокруг чего разворачивались все события Рамаяны, такой кульминационный момент — это когда могущественный демон Равана, от которого приходили в ужас все миры в этой материальной вселенной, то есть он устрашал своим могуществом, своей властью даже высших небожителей, полубогов, они в ужасе дрожали. И тогда произошёл процесс шаранагати, то есть они молились Высшей Личности Бога, они молились Вишну о том, чтобы Он явился каким-то образом и расправился с этим могущественным демоном.

00:09:58 И вся кульминация этой истории, этих событий, они развернулись тогда, когда этот Равана посягнул на, в общем-то, самое дорогое, что было у Рамачандры, на Его супругу Ситу, на Его такую шакти. Сита олицетворяет собой такую женскую энергию Верховной Личности Бога, такую высшую богиню. И Равана хотел её обладать. Потому что Равана был опьянён своим могуществом, и все самые прекрасные женщины принадлежали ему. У него был гарем, который был наполнен самыми замечательными и необычайно красивыми женщинами со всей вселенной. Он их собирал к себе. И единственная, кого у него не было, - это Высшей Лакшми или Ситы, супруги Верховной Личности Бога. И он просто хотел обладать ею.

Демон Равана - олицетворение вожделения

00:11:20 И сам по себе Равана является олицетворением вожделения. И вожделение — это такое состояние, которое противоположно любви. То есть оно направлено на потребительство, и оно ненасытно. То есть оно бесконечно и его невозможно удовлетворить. Тогда как любовь направлена на служение, и она направлена на отдачу. И любовь сама по себе она полна сама в себе. То есть это то состояние, в котором человек полностью удовлетворён. И поэтому, хотя кажется, природа любви и вожделения похожи, но это два таких антипода. И вот Равана олицетворял эту энергию вожделения, которая ненасытна, и которая всегда требует пищи и полно зависти и хочет обладать всем тем, что ему не предназначено. Оно хочет обладать.

00:12:43 В принципе, человек, находящийся под энергией вожделения, хочет быть верховным управляющим, верховным владыкой, он хочет быть богом. И конечно, для того чтобы быть богом, нужно обладать всеми энергиями, которые Ему принадлежат. И поэтому Равана, замахнувшись на Ситу, когда он хотел её похитить, таким образом, он претендовал на место Рамы, он хотел быть всевышним. И мы говорим о смыслах Рамаяны, и то, что олицетворяет каждый персонаж Рамаяны, и Равана - это не просто какой-то мифический злодей, который жил в какие-то незапамятные времена и это просто “мифы древней Индии”.

00:13:40 На самом деле, если бы это было бы так, то Рамаяна не была бы столь значительна, и она бы не была известна и передаваема уже двадцать миллионов лет и будет дальше. Говорится, пока существует вселенная, истории Рамы будут воспеваться. Потому что там содержится дхарма, содержится вселенский закон в этих историях. И Равана олицетворяет собой, как я уже говорила, такое ненасытное вожделение, который также олицетворяет собой такой материальный ум. И вся эта история как бы иллюстрирует нам, что Сита, Сита также представляет собой энергию души, которая в её изначальной природе, изначальном состоянии является неотъемлемой частью Верховной Личности Бога. То есть она Его спутница.

00:14:54 Но находясь здесь, в материальном мире, душа, как мы уже говорили, подпадает под энергию майи, энергию иллюзии или материального ума, энергию вожделения. То есть душа как бы похищается таким образом. Конечно, здесь несколько другая история, потому то Сита была чиста, она никогда не подпадала под влияние Раваны, она была верна Раме. Но история, наука, которая преподаёт нам Рамаяна о том, что живое существо по своей природе, будучи в йоге, в контакте, в бхакти-йоге, в отношениях любви с Верховной Личностью Бога, но попадая в материальный мир, она похищается энергией майи, энергией иллюзии или энергией вожделения. Или оно покрывается таким материальным умом.

00:16:11 И находясь в состоянии такого, скажем так, беспамятства, в неосознанном состоянии, бессознательном духовном состоянии, душа предаётся такому материальному уму, который движется этим вожделением. И этот ум олицетворяет собой демон Равана. И поэтому душа или мы с вами, наше сознание может быть под влиянием, то есть мы всегда находимся под чьим-то влиянием. То есть душа всегда предаётся. Это её природа. Называется на санскрите ашрайа. Ашрайа от слова ашрам, переводится как прибежище. То есть душа всегда находится под прибежищем.

00:17:12 Либо она принимает прибежище материального ума, который олицетворяет собой Равана, либо она находится в истинных отношениях, в отношениях любви, гармонии, которые олицетворяет собой Рама. Наши изначальные отношения, вечные. Тогда как Равана это просто демоническая природа, природа такого вожделения, ума, который просто хочет наслаждаться. И это такое бесконечное потребление, бесконечный такой вакуум и такая зияющая дыра, в которую всё-всё отправляется, но эта дыра никогда не насыщается.

00:18:03 То есть также вожделение или материальный ум в ведических писаниях его сравнивают с жаром пылающего огня, который разгорается ещё больше. Чем больше ты в него отправляешь всего, тем больше он становится, тем сильнее он становится. И он нестерпимо жжёт душу, погружая её в различные состояния, как то зависть, скорбь, гнев, которые постоянно разрывают душу, которая находится под влиянием такого ненасытного материального ума. И также мы можем привести здесь такую аналогию, что в Библии есть такое повествование о том, что грешники попадают в ад и там их ждёт геенна огненная, то мы можем тоже привести такую аналогию, что этот жар вожделения, жар этого огня, который разрывает душу. И можно сравнить с этим огнём.

00:19:26 То есть необязательно это должно быть на физическом плане. Бесспорно, там есть много аналогий. И вот человек внутренне неудовлетворённый, раздираемый этой энергией вожделения, вот этим демоном Раваной, то есть он просто находится реально в адском состоянии, адском положении, независимо от того, где физически пребывает его тело. Он может быть даже на самых каких-то изысканных курортах, но внутри этот ад пребывает вместе с ним. И человек в большей степени ищет чем-бы его успокоить, чем бы его, как говорится, заткнуть это пламя на какое-то время. Но тем не менее оно разгорается всё сильнее и сильнее.

00:20:24 И это и есть природа вожделения, которое ненасытно, которое просто сжигает душу. И Равана был такой персонифицированная, то есть он представлял собой эту энергию вожделения. То есть как личность он представляет собой такое состояние именно, когда материальный ум захватывает душу. Конечно, он не мог захватить Ситу, потому что Сита — это энергия, это супруга Верховной Личности Бога. Но мы, находясь здесь, в обусловленном состоянии в материальном мире, мы предаёмся материальному нашему уму. И это означает, что мы находимся в тисках иллюзии, мы находимся в плену такого Раваны.

00:21:31 И подводя наш рассказ именно к нашей реальности, к каким-то практическим моментам, я хотела бы провести такую аналогию с принципом ученичества и с принципом наставничества. Почему это настолько важно? Почему в человеческой жизни это играет такую глобальную роль. Потому что, как мы уже говорили, что душа обязательно должна быть под покровительством. То есть она обязательно должна найти себе прибежище. И вот находя прибежище в материальном уме, она никогда не освободится. То есть она будет находится в иллюзии всё время, пока человек не найдёт себе наставника, пока он не выйдет на то, чтобы предать свой ум именно духовному учителю, именно такому наставнику. И когда этот принцип шаранагати, или придача должен проявиться.

00:23:01 Но бесспорно должны быть качества и у одного, и у другого. То есть и у ученика, и у наставника. И об этом мы говорили больше в нашей прошлой передаче. То есть можно будет прослушать более внимательно, чтобы понять этот момент, этот аспект. Но в общем-то, если говорить в двух словах, то наставник бесспорно должен быть квалифицирован, и он должен обладать всеми качествами, олицетворять собой дхарму, быть связанным с Верховной Личностью Бога. То есть нести в себе эту божественную энергию. Он должен быть к нам благоприятно настроен, и он должен быть достижим. Поэтому это такой важный момент.

00:24:04 Но также обычно в современном мире то, что происходит, сейчас уже эта тема гуру, духовный учитель, наставник сейчас о ней очень много разговоров. То есть эта тема сейчас освещается. И это правильно. Но так как мы всё-таки находимся под влиянием энергии Раваны, нашего материального ума, энергии вожделения, мы предполагаем, что кто-то должен прийти, нас научить и наставлять. И кто-то должен быть кому я буду, как говориться, заказывать свои какие-то идеи. Но на самом деле тут также важно качества ученика. То есть не просто должен прийти наставник в мою жизнь, но не менее важно ученик должен быть достоин того, чтобы получать наставления.

00:25:08 И тут говориться, пятьдесят на пятьдесят. То есть наставник должен быть квалифицированным и соответствовать тем критериям, о которых мы говорили. И также ученик должен быть не менее квалифицирован. И не даром есть такое выражение, что, когда ученик готов приходит учитель. И по большому счёту, учитель есть всегда. Всегда есть эта энергия, на санскрите это называется гуру-таттва. То есть энергия, которая нас учит, обучающая. И более того, Изначальный Духовный Учитель присутствует в нашем сердце, Он присутствует как Параматма, Высшая Душа. То есть представитель Бога также существует в нашем сердце в соответствии с ведической философией.

00:26:08 Но Он также представляется и во внешнем Его проявлении в форме учителя, гуру, в форме наставников. И идея в том, что нужно выбрать истинного наставника. И в тоже время, наряду с этим, нужно проявиться как истинный ученик. Потому что, если есть одно, но нету другого, оно работать не будет. И поэтому очень важно в применении к нашей жизни, что нам очень важно понять, где мы находимся, и почему нам нужно следовать наставлениям. И для этого было такое длинное-длинное вступление с описанием уроков из Рамаяны. И нам очень важно понять, что мы находимся под влиянием нашего материалистического ума.

00:27:08 То есть пока мы не следуем наставлениям представителя Бога, то есть представителя Рамы, мы находимся под влиянием Раваны. И наш ум играет для нас роль такого гуру. Такой непререкаемый авторитет. И это происходит на уровне подсознания. То есть мы даже сами, находясь в таком обусловленном состоянии, находясь под влиянием нашего материального ума, мы даже не можем дифференцировать это влияние. Нам кажется, что это я так считаю и я являюсь мерилом того, что правильно и того, что неправильно. Это то, чем обычно занимаются люди в обществе, где люди не развиваются.

00:28:03 То есть каждый является центром своей вселенной и каждый спорит со своей позиции, и каждый борется за право быть богом, за право влиять на других людей, на всё, что его окружает. Он высший контролирующий, он высший управляющий. И он полностью доверяет своему уму. То есть он даже не в состоянии разграничить и разотождествиться, попытаться даже разотождествить себя со своим умом. Он считает, что как я считаю, это и есть истина в последней инстанции. Даже если человек может считать себя продвинутым, он может размышлять и беседовать на какие-то возвышенные темы, но это более или менее в его жизни будет абстракцией, потому что действует он всё равно под влиянием своего собственного материалистического ума.

00:29:05 И когда у человека нет практики, нет позиции ученика, когда он принимает высший авторитет, и он учится этому шаранагати или придаче себя высшему авторитету. Естественно, это не делается слепо. Речь не идёт о каком-то таком слепом религиозном тоталитаризме. Нет. Это, бесспорно, не в этом суть. То есть должен присутствовать разум, должно присутствовать изучение. На самом деле духовная жизнь неотъемлема от буддхи, буддхи — это разум, от развития разума. И в Бхагавад-Гите даже есть глава, которая называется буддхи-йога или йога разума. То есть без разума особо нечего делать в духовной жизни.

00:30:02 Поэтому очень важно разумно подходить именно к процессу шаранагати, придаче себя высшему руководству, представителю Рамы, который может проявляться по-разному. То есть это не обязательно должно быть какая-то очень харизматичная фигура или ещё как-то так формально это должно происходить. Мы можем получать Его покровительство, Его руководство разными путями, через разных людей. Они могут олицетворять собой эту энергию присутствия Рамы в нашей жизни.

00:30:51 И любая йога, любая духовная практика она не мыслима без того, чтобы ученик учился разотождествлять себя со своим умом. Если человек думает, что он есть его ум, если он даже не научился определять эти две категории, он считает, что как он думает, как он всё считает это и есть он сам, то он ещё и не встал на путь ученичества. Потому что любая йога, опять же, любая духовная практика в любой духовной традиции она именно начинается с того, что человек учится разотождествляться со своим материальным умом.

00:31:51 И это то, почему, допустим, возьмём другие традиции, монахи они осуществляли различные аскезы, они уходили куда-то в схим или куда-то в какое-то отшельничество, в одиночество. То есть они учились зависеть от высшей силы, таким образом не завися от собственного ума. То есть это необходимая практика любого человека, который называет себя духовным или занимается духовными практиками. Потому что без этого нет никакого развития. Это тоже самое, как в ведах есть такой пример, что в одной деревне отмечалась свадьба и гости поплыли на лодке из одной деревни в другую. И они должны были приплыть в другую деревню, где это всё празднество должно было продолжаться. И они гребли всю ночь, и когда рассвело, они увидели, что они находятся на одном месте. Где они и сели, там они и находились. Оказалось, что они не вытащили якорь.

00:33:16 Вот тоже самое. Все наши попытки в духовной практике без принятия духовного наставничества будет как те попытки людей плыть без того, чтобы был поднят якорь. И поэтому очень важно научиться этому навыку, это то, что необходимо ученику. И это очень важный момент, потому что люди хотят иметь какого-то наставника, они хотят иметь гуру, они хотят иметь ещё какую-то личность, но они это представляют себе таким образом, что у меня есть наставник, и я буду его спрашивать. Он будет решать мои вопросы, он будет вести меня куда-то, он будет как мой слуга, то есть он будет советником в моей жизни.

00:34:19 Но человек не готов отказаться от своего гуру, который является его умом. То есть он не готов оставить свой ум, во всяком случае совершать попытки в этой связи. То есть он не готов стать учеником. И поэтому это не работает. Очень часто ко мне обращаются: “Станьте моей наставницей”. И люди представляют это таким образом, что я становлюсь советником этого человека, и я начинаю помогать ему своими советами какие-то свои вопросы улаживать в жизни. Но на самом деле это не работает. Без того, чтобы человек стал учеником, никакое наставничество не работает.

00:35:16 Я на своём примере, так сказать, не имеет значения к кому вы обращаетесь. К любому наставнику, к любой личности. Обычно люди видят какую-то харизматичную личность, и они хотят, чтобы эта личность как-то была с ними связана, и получать руководство этой личности. Но очень часто они не готовы ни к какой жертве со своей стороны. И это не будет работать. Поэтому очень важно такое двухстороннее усилие и развивать себя как ученика. Это очень важно.

00:36:02 Но и так же важно культивировать разум в том плане, чтобы культивировать, практиковать шаранагати, вытаскивать этот якорь. И тогда возможно какое-то движение, и тогда мы можем очень сильно конструктивно эффективно прогрессировать. Иначе без этого процесса это будет просто внешняя деятельность. Мы будем грести, но наше судно будет на месте. Наша лодка никуда не сдвинется. Поэтому очень важно культивировать в себе понимание природы ученичества и наставничества.

Кто такой наставник?

00:36:59 [Ведущая] Спасибо большое, дорогая Гуна Манджари за эти важные мысли, за эти важные истины. Хотела от себя уточнить, что значит это слово наставник в правильном контексте? Потому что многим оно понимается неправильно. Кто-то думает, что мудрый блогер в интернете, который глубоко изучил какую-то тему, он может выступать наставником. Кто-то называет наставником близкую подругу, которая в чём-то лучше разбирается. Всё-таки какие-то есть качества, критерии для человека, которого реально мы можем назвать наставником? В особенности на духовном пути.

00:37:37 [Гуна Манджари] Да. Это очень важное такое определение именно на духовном пути. Потому что, бесспорно, в любой сфере жизни у нас есть наставники. Даже та же школа, те же учителя. И допустим, в Индии они называются гуру. Там все гуруджи. То есть гуру, который научил музыке, который научил математике. Бесспорно, они все могут быть учителями в каких-то прикладных вопросах. И чему-то мы можем научиться. Но когда речь идёт о шаранагати, и мы говорили об этом в контексте уроков Рамаяны, именно самых основных уроков, когда речь идёт о каких-то глобальных вещах, и жизнь нас всё время к этому толкает, то тут должно быть именно духовное руководство. То есть реальная трансформация, реальное достижение может быть только в этом ключе, в этой плоскости, что ли.

00:38:53 И поэтому для того, чтобы определиться в этом плане наставничества нужно понимать определённые критерии. И я, конечно, адресую вас к прошлым передачам, мы там более подробно эти критерии рассматривали. Но тем не менее, всё-таки повторю, что, во-первых, наставник должен быть квалифицированным. То есть он должен действительно находится в духовной цепи. То есть он должен быть действительно связан, и не формально связан, а внутренне, то есть иметь такую духовную связь с дхармой. То есть поэтому важны качества наставника, то, как он живёт, то, какую философию он исповедует. То есть посмотреть на его образ жизни, посмотреть на него как на личность.

00:39:58 И он действительно должен быть связан с Рамой, с Его представителем. Либо с Верховной Личностью Бога, либо со святыми. То есть должна быть эта связь. Так же он должен не просто теоретически, но своим образом жизни это доказывать. Это всё называется, одним словом, то есть он должен быть квалифицированным. Это один момент. Другой момент — он должен быть хорошо к нам расположен. У нас должно быть с ним отношения. То есть он должен к нам испытывать сострадание. Мы должны быть с ним в отношениях.

00:40:43 То есть не просто какая-то абстрактная фигура. Допустим, я не знаю, блогер не совсем подходит, но возьмём такую аналогию. У него там тысячу подписчиков, тысячу всех или тысячу, скажем, минимум и больше. То есть какие у нас с ним могут быть отношения? И когда в общем-то есть такие разговоры, что мы строим отношения любви, мы будем развивать отношения любви и так далее, но этот человек вас даже не знает. О какой любви может идти речь? То есть отношения должны быть личные, непосредственные. Это другой момент.

00:41:26 И третий момент — эта личность должна быть в доступности. В доступности к нам. Она должна быть доступна для нас. То есть мы можем прийти, мы можем посоветоваться, мы можем какой-то такой контакт иметь буквальный что ли. Это три важных составляющих. И поэтому очень важно иметь наставника в своей жизни, который не обязательно может быть таким очень харизматичной личностью, и все к нему хотят. Они могут быть обычными, скромными, практикующими. И даже внешне без какого-то такого блеска и опять же харизмы. Но в них есть вот эта искренность, эта духовная связь. И они для нас доступны. Поэтому есть много людей такого плана среди тех людей, которые развиваются. И поэтому очень важно нам с ними строить отношения, чтобы получать их наставничество, получать, строить, развивать с ними отношения. То есть это не абстрактные вещи. Это очень и очень конкретные вещи.

Насколько соответствует истине принцип “доставать кусочек золота из грязи”?

00:42:54 [Ведущая] Спасибо вам большое за конкретные вещи. Это очень ценно. И следующий вопрос: “Есть философия, что нужно доставать кусочки золота из грязи”. Этот вопрос нам прислала слушательница или слушатель. “То есть находить важное и хорошее в том, что не совсем соответствует истине. Насколько это опасно?

00:43:17 [Гуна Манджари] Смотрите. Тут есть очень много составляющих. Как говорится, есть очень много если. То есть для кого-то это может работать. Для кого-то - нет. Это всё зависит от того, кто этот кусочек золота может извлечь. То есть всё зависит от способности нашего разума извлекать этот кусочек золота. Потому что если наш разум не силён, не крепок, то просто из грязи мы можем извлечь только грязь. И мы можем просто запачкаться и не извлечь оттуда кусочек золота. Потому что у нас эта извлекательная способность не настолько сильна.

00:44:04 И поэтому для начала человеку очень важно пройти определённую школу именно разума, буддхи. На санскрите называется вивека. Вивека — это разум, который обладает этой различительной способностью. То есть мы должны учиться различать, что такое хорошо, что такое плохо. Мы должны пройти вначале школу. Без какой-то классики, не будучи обученным достаточно хорошо и достаточно не заточив свой разум определённым образом, у нас эта способность различать вивека-шакти, если она не развита, то для нас это достаточно рискованно погружаться в грязь, чтобы извлечь оттуда золото.

00:45:05 Поэтому я так иносказательно выражаюсь, но тем не менее идея в том, что человек вначале должен развить свой разум до определённого уровня, прежде чем он сможет извлекать кусочки золота из различных-различных источников. Или ещё такую аналогию приведу. Допустим, если мы обучаемся игре на музыкальных инструментах, прежде чем импровизировать, мы должны пройти классику. Мы должны пройти школу, музыкальную школу. Тоже самое и в духовной жизни. Прежде чем мы сможем импровизировать, а это, бесспорно, должно произойти с нами в какой-то момент, мы должны хорошо усвоить классику.

Наставления наставника мужа приносят мне беспокойства

00:46:00 [Ведущая] Спасибо большое, дорога Гуна Манджари за объяснение. И вот следующий важный вопрос: “Что делать, если муж следует наставлениям своего наставника, но это приносит мне беспокойство? Потому что я ещё не готова жить такой жизнью. Не могу же я сказать, чтобы муж не следовал, а от мужа отдаляться не хочется”.

00:46:20 [Гуна Манджари] Тут немножко из другой плоскости вопрос. Но так или иначе это вопрос взаимоотношений. Тут именно идея не в том, что муж следует своему наставнику, а в том, что отношения между мужем и женой нуждаются в определённом диалоге. То есть вопрос не в том, чтобы муж не следовал наставнику, а вопрос в том, чтобы люди смогли как-то договориться, что каждый существует так, как он может существовать в этих отношениях. И для этого очень важен грамотный правильный диалог. То есть умение доносить свои мысли. В этом тоже есть определённое искусство женщины.

00:47:21 И, я надеюсь, мы издадим эту книгу, которая посвящена тому, как быть женой. И я надеюсь, что такая книга скоро выйдет в свет. И это будет таким определённым подспорьем в таких вопросах. Вся идея в том, чтобы доносить свои какие-то просьбы, свои ожидания. Потому что если правильно подойти и правильно это всё объяснить и попросить у мужа защиты в этом вопросе, опять же, это всё должно быть грамотно, это всё должно быть квалифицированно, то, бесспорно, он обязательно откликнется.

00:48:20 Здесь вопрос взаимоотношений мужа и жены, как это всё именно адаптировать в семье. Это не вопрос наставничества или наставника мужа. Потому что если люди не могут быть в диалоге, если они не могут вести диалог, то они будут в таком диссонансе по любому другому вопросу в жизни. Поэтому здесь именно вопрос в том, чтобы доносить свою возможность как то жить так или иначе. И просить у мужа защиты в этом плане. И тогда всё зависит от правильно построенного диалога.

Главный наставник - только один?

00:49:19 [Ведущая] Спасибо вам большое за ответ. Очень ждём вашу книгу, выхода книги. Потому что “Я бы на ней женился!”, я думаю, стала настольной книгой многих девушек. И хочется, чтобы такая настольная книга появилась и уже у жён. И ещё один вопрос. “У меня разные наставники в разных сферах жизни есть. А в духовной пока одного нет. Вдохновляюсь многими, но в одной традиции. С кем-то есть близкие отношения. Обязательно ли, чтобы был какой-то главный наставник?

00:49:51 [Гуна Манджари] В какой-то степени да. Потому что должна быть какая-то линия, которой вы следуете. Допустим, если вы берёте маршрут, и вы закладываете его в навигатор, то могут быть вспомогательные моменты, которые будут вас двигать по этому маршруту, но тут важно определится куда вы хотите прийти. И чтобы другие вспомогающие средства, или навигаторы, которые у вас есть в жизни, чтобы не расходилась с этой главной линией вашего пути, с вашей главной траекторией.

00:50:47 Тут важно это понять, да. Потому даже в одной традиции могут быть совершенно разного уровня наставления. И поэтому очень важно определиться с тем, кто будет главной линией. И принять его. И другие уже могут нам как-то помогать в каких-то других аспектах. Но важно, чтобы они не расходились, их помощь не расходилась с главной дирекцией, которую мы взяли в жизни. Иначе мы не будем успешны. Это как на примере этой аналогии с навигатором. То есть если мы хотим пребыть в какую-то точку, то если мы будем отклоняться по пути на различные другие маршруты, то мы не будем эффективные к тому, чего мы хотим достичь.

Можно ли менять наставника?

00:51:49 [Ведущая] Спасибо большое вам за ответ. Да, действительно это очень важный момент, на который стоит обратить внимание. И ещё один, мне кажется, интересный вопрос. “Можно ли менять наставника, если встретил того, кто вдохновляет больше, чем прежний?”

00:52:05 [Гуна Манджари] Да. На самом деле эта гуру-таттва, или как она называется на санскрите, то есть природа учителей, они могут быть разные. И, скажем так, чем более развита эта позиция ученичества, тем большему человек может научиться у разных источников. Потому что по большому счёту Учитель один. Это называется на санскрите чайтья-гуру. То есть гуру, находящийся в нашем сердце. Это присутствие Бога, Параматма в нашем сердце. И все остальные просто представляют Его во внешнем мире. Потому что мы не находимся ещё на таком высоком уровне, чтобы быть полностью в контакте с Параматмой, с нашим внутреннем Учителем в нашем сердце.

00:53:15 Это очень высокий уровень. Это уровень святых. Это уровень освобождения, когда мы слышим из сердца всё. То есть у нас есть непосредственный контакт. Но пока этого нет, представлять нашего Изначального Духовного Учителя в нашем сердце могут разные представители. Поэтому да, это работает. Но опять же, тут важно обучение, важно развиваться свой разум. Потому что всё зависит от того, какого рода учителей мы избираем. Потому что у нас всегда есть учителя. Это априори. Но всё зависит от того, кого мы избираем своими учителями.

Как справиться со своим критическим взглядом?

00:54:08 [Ведущая] Да, это очень важно. Спасибо, что поднимаете эту тему. Этот принцип ученичества, который, как вы уже говорили в самом начале, проявлен в каждом из нас. Но этот момент осознанности нужно в него привносить. То есть осознанно понимать, что я ученик. И мне кажется, вот ещё один важный вопрос про обожествление наставника. “Как справиться со своим критическим взглядом? Пока во всём, с чем сталкиваюсь в своей традиции, вижу иногда даже очень маленькие, но изъяны. Путь менять не хочу. Я чувствую в нём истину.

00:54:46 [Гуна Манджари] Я приведу в ответ на этот вопрос, есть такая притча, она, может быть, проиллюстрирует ответ на этот вопрос. В одном государстве была запрещена охота. И один человек, он был охотником, всё-таки нарушил этот закон, и он расставил свои силки и занимался охотой. И ему попалось или он подстрелил, не важно, ему попалась подраненная лиса. И он её взял. И в это время он услышал звук горнов и какое-то музыкальное сопровождение. То есть царь, правитель этого места, объезжал свои владения в этот момент. И этот охотник испугался, потому что он нарушил закон. И спрятал этого зверька, эту лисицу, или кто там был, под одежду.

00:55:58 И тут появился правитель, он с ним поздоровался, спросил, как ты поживаешь, всё ли у тебя хорошо. То есть между ними длился такой диалог. Какое-то время они поговорили, и царь поехал своей дорогой. Он исчез, этот правитель из виду, и охотник упал замертво. То есть это животное, которое он спрятал себе за пазуху, прогрызло его всё изнутри. И оно убило его таким образом. То есть это такая притча описывает природу сомнения. Эта зверюшка олицетворяет собой сомнение. И на самом деле в ведах говорится, что сомнение это признак разума.

00:56:53 То есть да, это так, что нельзя принимать вещи слепо. Нужно в них разбираться. Пытаться разобраться. Но сомнения это как перец, то есть это как специя. Они имеют место быть, но оно должно быть дозировано. Но если мы дадим им зелёный свет, если мы не будем их стараться разрешить, если мы будем все свои сомнения принимать безоговорочно, весь негатив принимать безоговорочно, то в какой-то момент они просто, как говорится, сожрут нашу веру. Они нас съедят изнутри. Эта наша вера, которая у нас есть, она просто упадёт замертво, как тот охотник, который спрятал под одежду зверька своих сомнений.

00:57:47 Поэтому с этим нужно быть очень и очень осторожным. Да, это как баланс такой определённый. И тут нельзя быть слепым. Потому что слепота — это качество барана, такого стадного животного, который обычно просто идёт за всеми и не берёт на себя труда думать и пытаться понять. То есть такая внутренняя духовная лень. Человек не анализирует, он не пытается понять. Ему проще слепо чему-то следовать. Это один полюс.

00:58:32 И другой полюс — это когда мы просто запускаем, что называется, козла в огород. И все эти сомнения съедают всё. То есть человек просто не контролирует свои сомнения, он просто предаётся им, принимает за чистую монету. И он такой очень становится категоричный. И развешивает на всё свои ярлыки: “Да, это сектанты. Да, они предаются своему гуру, они несут ему свои деньги. Они продают свои квартиры. Да мы этих знаем. Это вот такие, а вот те ещё какие-то такие”. То есть человек совершенно дилетант, не разбирается ни в каких тонкостях. Это я уже иллюстрирую такое вульгарное сомнение.

00:59:31 Но сомнения могут быть разной природы. Они могут быть тонкие, они могут быть разной-разной природы. И недаром говорится, что духовная жизнь как остриё бритвы. То есть чуть туда, чуть туда и ты уже порезался. Поэтому тут очень важно оттачивать свой разум, не лениться, прояснять какие-то вещи. И быть достаточно искренним. Потому что говорится, что если мы склонны обманывать, если мы недостаточно честны сами с собой, то в общем-то нас легко будет обмануть и с внешней стороны. Поэтому, если человек внутренне честный, если он искренний, если он смиренный, то ему будет понятно, он сможет для себя, как это сказать, увидеть в истинном свете ситуации различные. Но это труд. Это труд, это определённая внутренняя работа.

Ученик - это не диванный философ

01:00:44 [Ведущая] Вы уже сейчас начали описывать качества ученика. Я хотела уточнить, что мы должны проявлять сами? Потому что как в школе есть же разные уровни, разные классы. Можно быть маленьким ребёнком, который просто всё открыв рот впитывает. Можно быть уже взрослым, самостоятельным старшеклассником. Так же ли это работает в отношениях с наставником? Постепенный ли этот рост или мы уже должны сразу применяя разум как-то включаться в этот процесс взрослой позиции?

01:01:16 [Гуна Манджари] Это процесс, как вы сказали. Это процесс. И процесс — это всегда что-то такое от меньшего к большему. То есть это поступательное движение. И поэтому тут важно позволить этому быть. Если мы просто сидим и теоретизируем, допустим, мы получаем какое-то наставление, и мы заранее уже говорим: “Нет, это не работает”. Если мы заранее относимся к этому скептично, то естественно это не будет работать. Если мы продолжаем слушать свой ум, то наш ум по-прежнему остаётся нашим наставником.

01:02:06 Поэтому для того, чтобы наша вера развивалась, наши качества учеников развивались, то нам очень важно быть практичными. И процесс шаранагати или процесс предания, очень активный. Это не пассивное состояние, где я просто жду, что когда-то это произойдёт и когда-то меня как-то спасут или как-то меня вызволят из ситуации, которая меня не устраивает. Это всегда активный процесс. Либо это какая-то активная молитва, либо это какая-то очень внимательная вовлечённая мантра-медитация. Это в тонком плане. Либо это какое-то действие, мы куда-то идём, мы как-то что-то делаем. Это всегда-всегда практический процесс.

01:02:58 Но при этом мы используем свой разум. Мы наблюдаем за человеком. Мы видим, как строится, мы наблюдаем за его жизнью. Прежде всего мы выбираем себе путь, по которому мы хотим идти. Мы усваиваем какую-то философию. И постепенно мы движемся по этому пути, смотрим, скажем так, с теоретической частью как оно взаимодействует. Насколько наш наставник или наш учитель, которого мы избрали, насколько он находится в контакте в той философией, которую мы избрали. И потом мы смотрим на образ жизни, мы смотрим на его взаимодействия, так же на наши конкретные взаимодействия с ним. Мы претворяем в жизнь те рекомендации, которые он нам говорит. Мы учимся.

01:04:01 Это процесс. Это не происходит сразу, потому что ум будет держаться за нас мёртвой хваткой. И поэтому мы потихонечку учимся отпускать свой ум. Вот мне сказали так, а я считаю, что это так. Давай я попробую сделать как мне сказали. И мы начинаем видеть, что это работает. Потому что, хотя он не является нашим учителем, но тем не менее, как говорил Карл Маркс, что практика — это критерий истины. Потому что, пока мы не начнём практически применять какие-то рекомендации и советы, которые мы получаем, мы не состоимся как ученик. Потому что ученик это не просто такой диванный философ, который размышляет о том, о сём и ждёт пока что-то измениться в его жизни. Нет. Это очень активная позиция.

01:05:00 [Ведущая] Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари, за ответ на этот вопрос, и вообще за этот эфир! Потому что мудрые люди говорят, что этот мир создан для того, чтобы мы учились. И тот, кто поймёт принцип ученичества, он познает счастье. Поэтому спасибо большое, что мы говорили сегодня о наставничестве, о том, как мы должны себя вести, как мы должны выбирать себе наставника на духовном пути. Это то, что приведёт нас к успеху. Как я начинала этот эфир, хочу этим же и закончить, что главный секрет счастья в духовных отношениях, в духовном развитии. Это именно наличие духовного учителя и духовного наставника. Поэтому спасибо большое, что в очередной раз освежили наш разум, расставили всё по полочкам. Поэтому будем ждать продолжения наших бесед.

01:05:46 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое за то, что поддержали такой разумный разговор. И я надеюсь мы продолжим и дальше. Я хочу также сказать, что вопросы, которые мы получаем, мы получили от вас, мы будем стараться рассматривать. Поэтому слушайте нас и вступайте с нами в диалог. Это очень важно. И я надеюсь, что все мы станем очень хорошими учениками в этой школе жизни. И во всяком случае я желаю этого всем нашим радиослушателям.

01:06:18 [Ведущая] Спасибо большое! Пусть ваше пожелание реализуется.

01:06:22 [Гуна Манджари] До следующих встреч! До свидания!

01:06:24 [Ведущая] До свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 01 May 2020