Борьба Раваны за наш ум. Победа Рамы.
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:06 [Ведущая] Доброго вечера пятницы всем, кто находится вместе с нами на интернет волнах Веда радио. Меня зовут Анна. И Веды говорят, что Господь иногда приходит в этот мир, чтобы установить законы праведности и защитить своих преданных. Также он приходит, чтобы показать нам пример. В том числе пример того, как нам стоит проходить испытания судьбы. Игры Господа, который пришёл на Землю как Господь Рама, описаны в эпосе «Рамаяна». И именно её уроки мы продолжаем изучать сегодня под мудрым руководством нашего лектора Гуны Манджари. Сегодня мы разбираем ваши вопросы, которые вы, как и всегда, можете прислать к нам в вотсаппе и вайбере по номеру телефона +79002390963 или оставить на сайте веда радио.фм. Мы будем очень рады вашим сообщениям и комментариям. А теперь я передаю слово нашему лектору. Здравствуйте, Гуна Манджари.
00:01:02 [Гуна Манджари] Здравствуйте, Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
00:01:05 [Ведущая] Мы уже несколько вопросов разбирали на прошлых эфирах, но как Господь безграничен, так и повествования о нём безграничны. Поэтому интересно узнать, о чём поговорим сегодня.
00:01:17 [Гуна Манджари] Сегодня мы также будем разбирать вопросы, которые остались. И, может быть, те, которые придут. И прежде чем мы подойдём к вопросам, я хотела ещё немножечко поговорить о теме «Рамаяны» в контексте нашего времени, в контексте нашей ситуации. Таким образом.
00:01:45 [Ведущая] Очень интересно. Хочется узнать от Вас. Вы всегда очень вдохновлённо рассказываете и истории, и выводы, которые мы можем сами применить. Поэтому с радостью Вас желаем, жаждем услышать.
Священные писания – это книги о нас
00:01:58 [Гуна Манджари] Спасибо за такую возможность. И на самом деле, как мы уже говорили в прошлых эфирах, что ценность «Рамаяны», «Махабхараты» и других произведений, которые связаны непосредственно с, скажем так, реальностью духовного мира, она в том, что это не просто какие-то истории, плод чьего-то воображения, просто чтобы нам занять как-то своё время, провести его каким-то образом, мы развлекаемся, читая эти истории. Ценность историй, которые описаны в «Рамаяне» в том, что это знание, эта мудрость, это то, что связано непосредственно с нами. То есть мы не просто читаем какие-то повествования о каких-то других личностях. И вот так просто мы переживаем за них.
00:02:59 На самом деле «Рамаяна», «Махабхарата» и другие произведения, которые записаны в священных писаниях – это книги о нас. Это повествования, где говорится, рассказывается о том, что с нами происходит, какие события переживает душа или может пережить. То есть это непосредственно такая книга о нас. В этом уникальность. Потому что вся другая литература – это книги, это повествования о ком-то. Мы читаем о чьей-то другой жизни, мы как-то так внутренне к ней приобщаемся, но в конечном счёте это определённого рода иллюзия. То есть с нашей жизнью это никак не связано. Это просто повествование о ком-то.
00:03:59 В отличие от такого рода, нельзя их назвать «произведениями», потому что они не являются плодом человеческого ума, но так или иначе такого рода рассказы они связаны с непосредственно с личностью того, кто их читает, непосредственно с каждым из нас. В этом их ценность, в этом их и терапевтическая ценность, и духовная ценность, и мудрость, которую мы можем получить непосредственно касающуюся нас. Вот это о «Рамаяне». И, как мы говорили в прошлый раз, что смысл, то есть эти все истории они имеют определённый смысл в нашей жизни.
«Похищение Ситы» происходит постоянно
00:04:57 И мы разбирали некоторые уроки, некоторые истории, которые происходили в «Рамаяне», и как это всё взаимосвязано с нашей реальностью, с нами лично. Мы говорили об истории с похищением Ситы Раваной. И эта история, которая длится постоянно. То есть это то, что мы переживаем, можно сказать, постоянно в нашей жизни. И мы говорили о том, что кем кто является. Во всяком случае «Рамаяна» многопланова. То есть нельзя сказать определённо, что вот это то, а вот это это. То есть она может иметь несколько смыслов. Но один из смыслов, который присутствует в «Рамаяне», что Сита она также олицетворяет собой и живые существа, души. И Равана он олицетворяет собой такое покрытие невежеством или, как мы ещё его обозначали, вот наш материальный ум.
00:06:09 И это то, что мы проживаем постоянно, когда наш вот такой материальный ум, обусловленный, как его ещё называют, обусловленный материальной энергией или энергией майи, энергией иллюзии. Он похищает наше сознание, сознание нашей души, которое вечно, чисто, исполнено блаженства. И оно принадлежит Богу также, как Сита принадлежала Раме. И в этих отношениях она была счастлива. Это были гармоничные отношения. Это были отношения, исполненные любви, исполненные радости и всего того, что с этим связано. Тогда как отношения с Раваной – это были отношения насилия. То есть Равана он насильственно похитил Ситу у Рамы. И он путём страха, путём, опять же, насилия, держа её в неволе, принуждая её, запугивая её, он пытался овладеть Ситой.
00:07:19 Конечно это не может быть как бы чисто вот, что Сита она представляет собой душу в чистом её послании, то есть потому что Сита всё-таки она энергия Верховной Личности Бога. Она ему вечно принадлежит. И она не может быть осквернена никаким Раваной. Но тем не менее в какой-то степени это относится к нам, так как мы являемся частицами. Душа является частицей вот этого вечного союза. Верховной Личности Бога и его женской ипостаси. И мы частицы. Мы относимся к пограничной энергии в соответствии с ведической философией мы относимся к татаска шакти, к пограничной энергии.
Влияние ума обуславливает живое существо
00:08:16 Поэтому мы можем подпадать и под влияние Раваны, и можем находиться в нашей изначальной природе – это в духовной энергии. И поэтому в какой-то степени это относится к нам, что мы можем находиться и под тем, и под другим влиянием. И вот здесь, находясь под влиянием материальной энергии или материального ума, то есть под влиянием Раваны, душа находится вот под таким влиянием, и её как бы задача – это чтобы она была освобождена вот от этой неволи, в которой она находится. В иллюзии. И вернулась в свою изначальную обитель своих естественных любовных отношений с Верховной Личностью Бога, где она счастлива, где нету вот этого насилия, принуждения, нету страха и прочих каких-то демонических влияний.
00:09:27 И если это всё как бы соотносить с нашим положением, то мы можем увидеть, как влияние ума оно обуславливает живое существо. То есть влияние именно материального ума оно помещает живое существо в различные страдания, в различные тяжёлые ситуации. И на самом деле, находясь в обители материального мира, то есть и сам материальный мир он является таким олицетворением иллюзии, в которую помещается душа. То есть это своего рода клетка, или такая тюрьма для живого существа, которую он избирает в общем-то добровольно, но как бы символически как бы, что энергия души, энергия сознания она похищается вот этим Раваной, олицетворением вожделения, олицетворением зависти.
00:10:38 То есть это вечная, вечная история, которая существует и в различных других писаниях. В той же «Библии», когда Адам и Ева покинули Эдемские сады, то есть райские сады, они были изгнаны за то, что попробовали это яблоко, плод с древа познания добра и зла. То есть, говоря нашим языком, они попали под влияние материального ума, который двойственен и он там не находится на абсолютной платформе и так далее. И поэтому в этом есть определённая воля души, когда она попадает в этот материальный мир, то есть и как бы символически похищается вот этой энергией, энергией Раваны, то есть энергией невежества, энергией материального ума, которую олицетворяет собой Равана.
00:11:41 И живое существо будучи душой является свободной по своей природе. Она, как мы знаем из Ведических писаний, описывается как «сат чит ананда», то есть преисполненная знания, вечности и блаженства. Это наша природа, истинная природа. Но, находясь здесь, в чуждой для нас среде, в условиях этого материального мира, мы здесь переживаем опыт смерти. То есть энергия «сат» здесь проявляется как энергия «асат», то есть «сат» - это вечность, здесь в материальном мире она проявляется как «асат», как то, что временно. И мы можем видеть, что всё временно в этом мире, мы временны.
Страх – базовое чувство в этом мире
00:12:31 И вечная душа переживает, она переживает по этому поводу большой стресс. Любой психолог вам скажет, что базовое чувство в этом мире – это страх. И корни этого страха лежат в страхе смерти. То есть это то базовое чувство, которое здесь испытывает душа. Именно этот страх, страх смерти. Почему она его испытывает? Потому что это ей не свойственно. Душа вечна по своей природе. Это страх смерти – сама смерть – это противоестественно для души. Поэтому она отвергает вот эту природу временности, которая не является её природой. И она испытывает страх, она испытывает это смятение, непонимание.
00:13:34 Мы всё это переживаем, находясь в этом мире. Но это не является нашей природой, то есть для души нет смерти, для нас нет смерти. Будучи обусловленными вот этим материальным умом, находясь под влиянием Раваны, мы испытываем этот страх, даже те, кто знают, понимают, что смерти нет. Тем не менее находясь под этим влиянием вот этого демона Раваны, мы всё-таки испытываем этот страх. Мы не освобождены от него. Также, находясь здесь в материальном мире, душа испытывает также энергии «чит». Она также не проявлена здесь. «Чит» - это энергия знания. И мы все здесь не обладаем абсолютным знанием. Знание, которое у нас есть, оно у каждого достаточно относительное.
У каждого своя истина
00:14:47 И отсюда происходит выражение «у каждого своя истина». Это как раз о «чит». То есть вот эта энергия знания, которая присуща душе, она здесь, находясь в тюрьме этого материального мира под влиянием материального ума Раваны, она воплощается, проявляется как относительное. Поэтому очень сложно найти правду, найти истину, разобраться, кто прав, кто виноват. Каждый со своей относительностью пытается разобраться, внести какое-то понимание и ещё больше запутывается. Поэтому, мы говорили в прошлой передаче, что для человека, который развивается, развивающегося человека, для того, кто практикует йогу, я не имею в виду упражнения, а йогу в высшем понимании этого слова, для того, кто практикует духовную жизнь, первоочередной задачей является контроль ума, разобраться со своим относительным умом, потому что ум под влиянием, опять же, той же энергии Раваны, энергии Майи или иллюзии, он мыслит в очень относительных категориях, он живёт в собственной своей картине мира.
00:16:21 И каждый живёт в своей картине мира. И очень часто задача психолога заключается в том, чтобы вывести людей в какое-то более менее объективное понимание ситуации. Потому что каждый живёт в своей картине мира. И он там сам разыгрывает какие-то ситуации. И в большей степени он общается не с другим человеком, а со своей ментальной проекцией на другого человека. То есть чтобы проиллюстрировать более понятно, что очень часто психолог просто разбирается с тем, кто, что думает в данной ситуации, допустим, семейная. Наиболее распространённый конфликт – семейный, муж и жена в какой-то конфронтации. И, в основном, в большинстве своём причина может быть совершенно ерундовая. Может быть ерунда какая-то.
00:17:30 Очень часто это происходит. Но так как каждый живёт в своём уме, то, в основном, что происходит, что люди просто накручены. Они живут в какой-то своей реальности. И женщина, жена, она там себе накручивает, что вот какой он злодей. Что вот как он там, допустим, планирует всё, чтобы её помучить, чтобы там самоутвердиться, чтобы ей плохо сделать, чтобы причинить ей какое-то зло. И это не только муж и жена в отношениях, это люди так в основном мыслят. Что весь мир он только направлен на то, чтобы причинить мне зло. Ну и другая сторона, соответственно, тоже думает подобным образом, что вот она это делает специально, она это там специально, чтобы меня вывести, она там тоже какая-то злонамеренная.
00:18:32 И в конце концов приходишь к тому, что когда третий как бы человек, который не вовлечён во всю эту ситуацию, просто пытается увидеть это всё объективно. И объективно картина более менее проявляется в том, что каждый пытается выжить в этой ситуации. И в большинстве своём никакого зло намерения ни с той, ни с другой стороны нету. То есть никто в большинстве своём не делает на зло, просто каждый пытается тянуть одеяло на себя, чтобы как-то в этих отношениях выжить, чтобы как-то ему было более менее комфортно. И люди, когда начинают проявлять, прояснять вот эти свои иллюзорные картины мира, то есть влияние вот этого ума материалистичного, то в большинстве своём они видят, что ситуация не так драматична и не так страшна, как под влиянием вот этого же ума она казалась.
Взаимодействие с собственным умом и дисциплина
00:19:44 Поэтому вот в этом очень большая задача. Задача человека, который встал на путь развития. Который встал на духовный путь. Научиться взаимодействовать с собственным умом. И подвергать сомнениям различные его навороты, какие-то его эманации, потому что обычно люди, которые не развиваются, которые не подвергают сомнениям разные проявления своего ума, то есть они просто идут на поводу у своего ума, то это получается совершенно адская картина мира, когда люди с таким дремучим умом взаимодействуют друг с другом, это просто неизбежно ведёт к конфликту. Это просто неизбежно влечёт к запутанности, к какой-то трясине, из которой выхода нету.
00:20:49 Поэтому очень важно развиваться, очень важна вот эта дисциплина ума. И недаром на английском ученик переводится как «disсiple», то есть от слова «discipline», то есть от слова «дисциплина». И в этом именно и задача ученика. То есть помещать себя, помещать свой ум под определённую дисциплину. И поэтому в ведической традиции, в ведической культуре такое было место отведено браманам. Такое уважение, почёт и высшее положение в обществе занимали браманы. Они были учителями, они были учителями человечества. Потому что человеческая жизнь предназначена для обучения.
00:21:46 Потому что человек рождается в невежестве. Он рождается под влиянием его собственного ума. Потому что его собственный ум и является его гуру априори, если человек не подчинит свой ум определённой дисциплине. Если он не станет учеником. И поэтому так важно, так важно для человека выбрать себе учителя, выбрать себе наставника. Мы говорили в прошлый раз, что сама природа учителя или «гуру-таттва» как она называется на санскрите, она гораздо шире, чем один человек. Она не ограничивается одним человеком. На самом деле развитый ученик он может видеть учителя во всём проявлении своей жизни. То есть жизнь она проявляется как учитель. Но для этого так важно научиться быть учеником. Сейчас очень много тоже об этом говорят. Также для того, чтобы быть учеником очень важно усвоить, усвоить уроки, усвоить не просто уроки жизни, а усвоить учебники.
00:23:11 И поэтому, если мы идём по какому-то курсу обучения, в какой-то духовной традиции или в какой-то практике, нам очень важно усвоить философию, усвоить материал. Не просто идти в какой-то своём спонтанном состоянии. То есть в начале, мы уже говорили, для того, чтобы быть спонтанным нужно усвоить какую-то дисциплину, очень хорошо усвоить и стать мастером в этой дисциплине, а не просто идти на поводу у своего ума. Это может сказать любой спортсмен, любой, я не знаю, человек, который достиг какого-то совершенства во владении тем или иным искусством, дисциплиной. То есть в начале идёт жёсткая дисциплина, в начале идёт определённого рода принуждение. Прежде, чем ты сможешь овладеть чем-то. Прежде, чем ты сможешь стать спонтанно. Поэтому тут очень важно такое качество, как дисциплина в том, чтобы стать учеником.
00:24:20 Потому что очень многие ищут наставника, хотят там гуру иметь, хотят иметь учителя. Сейчас это очень модно. Как говорил один святой нашего времени, духовный учитель Шрила Прабхупада, он говорил о том, что: «У меня есть моя собака, у меня есть мой дом и у меня есть мой гуру – это вот такая вот мода». Но на самом деле это не просто такой фетиш современный показатель, что ты такой продвинутый, что ты вот окей. Нет, на самом деле это не какой-то твой атрибут иметь духовного учителя, иметь гуру, а тут ты должен себя посвятить, ты должен быть смиренным учеником учителя. Тогда ты можешь говорить, что у тебя есть гуру. Без того, чтобы ты стал учеником, без того, чтобы ты подчинил, смиренно подчинил свой ум, ни о какой, так сказать, не идёт речи, что у тебя гуру есть. Это просто очередная профанация, которых очень много в наше время.
00:25:35 Очень много таких вещей серьёзных, к которым такое очень дешёвое отношение. Они дёшево так преподносятся. Но если мы возьмём и посмотрим суть вещей, то ученики становились смиренными слугами своего духовного учителя. Допустим, в те же самые ведические времена, они жили у него в доме, они помогали ему, они приносили ему хворост, они служили ему определённым образом. Для чего это было? Не просто, что духовный учитель таким образом нашёл себе дешёвую рабочую силу, чтобы как-то решать свои бытовые проблемы. Может быть, в наше время и возможны такие профанации, но в любом случае идея тут в том, что на таких физических действиях ученик учится тому, что он подчиняет свой ум, свой независимый материалистичный ум он подчиняет его знанию, которое исходит от духовного учителя.
Свободных людей нет
00:26:49 Он учится подчинять вот свой ум, выходя, выводя его из власти Раваны, передавая его под заботу Рамы, под его покровительство. И как мы говорили также на прошлых передачах, что душа и наш ум – это только как бы такая иллюзия, что он независимый. То есть ум он не может быть независимым. И люди они вот очень много говорят о независимости. А вот «давайте те предрассудки отринем, мы свободные люди и так далее, я свободный человек, я решаю, что я хочу». Но это очередная иллюзия, нет свободных людей. Все мы находимся под влиянием, под тем или иным влиянием. Это может быть материалистическим влиянием, это может быть смешанное влияние. Но такого понятия, как «свободный ум», его не существует. Поэтому это очень важно понимать и очень важно знать, когда мы слушаем того или иного там, я не знаю, психолога современного, или какого-то лектора, или какого-то, сейчас очень много, кого можно послушать. И очень важно понимать, что такие, якобы свободные, люди находятся под определённым влиянием чего-то ещё.
00:28:30 Поэтому, когда мы выбираем какой-то путь, это кому мы хотим следовать, кого мы хотим слушать, мы должны понять: устроит ли нас то влияние, под которым находится этот человек или нет. То есть не просто слушать его слова, его речи, а попытаться увидеть и понять глубже, под каким влиянием находится этот человек, под чьим влиянием он находится. И когда человек говорит о свободе, просто о свободе от всего и от всех, - это означает, что он находится под очень таким серьёзным влиянием своего невежества. Потому что он не понимает, что мы всегда находимся под влиянием. Просто наша свобода в том, что мы выбираем, под чьим влиянием мы хотим находиться. Под влиянием Раваны и его представителей или под влиянием Рамы. И вот об этом повествует нам «Рамаяна», её такой глубинный, такой глобальный смысл.
Сат, чит, ананда
00:29:41 Также третье, я вот зашла на очень такое длинное объяснение, но я говорила о том, что душа в своей изначальной природе ей свойственны эти три качества. То есть она вечна по своей природе, то есть для неё не существует смерти. Она находится в абсолютном знании, энергии «чит». И она находится в «ананде». «Ананда» - это блаженство, это счастье, которые она получает от своих вечных взаимоотношений, любовных взаимоотношений с Верховной личностью бога. С духовным миром. Там всё исполнено естественной такой любви, духовного блаженства ананды. Но, находясь в материальном мире под влиянием, опять же, того же Раваны, нашего материального ума, все отношения окрашены, окрашены вот этой двойственностью.
00:30:49 И взаимоотношения, та любовь, к которой стремятся люди, она тоже там любовь и кровь, все вот эти драмы, вся вот эта двойственность, которой наполнены все вот эти отношения в современном мире любовные, так называемые, которые от любви до ненависти один шаг. Люди, непонятно, они вроде любят друг друга и мучают друг друга таким же образом. То есть вся вот эта потенция любви, её естественная потенция к ананде, к счастью, к любви, она окрашивается вот в эти все относительные тона, в эти краски материального мира. И она наполняется этим страданием, двойственностью, вот этим вверх-вниз, этими полюсами. И поэтому, опять же, история «Рамаяна» о том, чтобы освободить вот эту изначальную энергию любви, соединиться с вечным её источником.
00:31:54 И тогда наша изначальная природа «сат чит ананда» она будет, то есть мы являемся этой природой, мы будем находиться в своём естественном положении в том состоянии, которое нам свойственно всегда. Даже вот в этом мире, материальном мире, находясь здесь мы также ищем, всегда ищем вот этих трёх вещей. Знание все так или иначе поглощены тем, что получение информации различного рода из различных источников. Все ищут счастье, все ищут любовь. Это наше изначальная и вечная такая потребность, которая всегда проявляется. Ну и все хотят, конечно, вечности. Никто не хочет конечности. Все хотят бесконечного такого состояния. Для души нету понимания смерти, понимания окончания. Мы это не можем принять, мы это не можем осмыслить, потому что этого нету для нас.
00:33:12 И, находясь здесь, вот в Дурга Дхамме, в материальном мире, смысл души, которая здесь находится, единственная цель – это в том, чтобы освободиться от тюрьмы и вернуться в свой вечный дом, в свою изначальную обитель, то, откуда мы. И соединиться со своим вечным другом и доброжелателем. То есть это вот о чём я хотела сказать. Это вот ещё раз подчеркнуть глобальный смысл «Рамаяны». И ту эволюцию, которую мы здесь проходим. То становление, которое здесь проходит душа. Очищение от такого плена, в которую погружает душу захватчик Равана. Эта история об этом. И я могу ещё немножко продолжить эту тему. Либо есть ещё какие-то вопросы, уточнения.
00:34:29 [Ведущая] Вот на Ваше усмотрение, потому что есть вопросы, хочется услышать, что Вы хотели завершить в этом контексте.
Борьба сил Света и тьмы
00:34:36 [Гуна Манджари] Хорошо, тогда я ещё немножечко эту тему продолжу. И мне хотелось бы её несколько подвести к той ситуации, в которой мы находимся сегодня, сейчас все. То есть сейчас очень сильно вот эта энергия страха она распространяется. И мы опять видим, что силы света и тьмы на сегодняшней нашей ситуации это более так явно они так просматриваются. На самом деле эти силы они всегда борются между собой. Всегда свет и тень они борются между собой. Это происходит всегда.
00:35:37 Это происходит в нас. Это происходит во вне. Пока мы живём вот в этой относительной реальности всё очень относительно. И вот эти противодействующие силы демонов и полубогов, как они в «Шримад Бхагаватам» описываются, они происходят постоянно. Но сейчас это всё актуализировалось. И мы это видим на примере этого карантина, коронавируса. И на самом деле слышала, что где-то даже в Южной Индии, по-моему, браманы выпускают газету определённую, и они там обсуждают вот в этой газете, что это реально какой-то демон, которого называют, его называют «коронадемон», который атакует в общем-то сейчас Землю. И на тонком плане действительно наверняка он так и просматривается. Но дело в том, что это не что-то, что не имеет отношения к нам, это всё, что связано с нами. Это не что-то, что пришло вне. Это всё, что сидит в нас. Наше это невежество, наша темнота, наше такое стяжательство, потребительство. Наши эти все мыслеформы питают его. И сейчас он активизировался.
Могущество Природы
00:36:55 Но так или иначе природа она сильнее. И Равана не мог присвоить себе Ситу. То, что он украл Ситу, было его погибелью. То есть Рама вернулся за Ситой и он уничтожил Равану и всё его окружение. И тоже самое: Природа, она – Сита – она олицетворение Природы, она могущественнее того, что происходит здесь и сейчас. И, естественно, она сбросила с себя все эти влияния, люди сейчас очень сильно эксплуатировали природу. Она мать, она отдаёт то, что необходимо, своим детям. Она даёт с радостью и любовью. Но, когда дети начинают уже переходить какие-то рамки и какие-то границы, она сказала: «Так, всем стоп, все сидите в углу». И все сидят в углу. Действительно, деятельность людей сейчас заметно снижена.
00:38:08 И эксплуатация природных ресурсов замедлилась. Многие об этом тоже источники говорят. Можно видеть, как Природа очищается. Реки стали чище, воздух очистился, птички более слышно поют, где-то животные начали выходить из лесов, то есть природа она отдыхает от нас. Она нас просто посадила в изоляцию, чтобы мы сидели все. Ребёнок уже, как говорится, забаловался сильно, его надо уже посадить немножко в изоляцию, чтобы он не бегал, не проказничал. То же самое происходит с человечеством. То есть природа могущественна, она может осадить нас в любой момент. Поэтому никто не является сильнее, чем она. У неё есть вот эта сила. Она намного могущественнее, чем все, кто её населяет. И другой момент, что нам очень важно внутренне осознать уроки, которые сейчас нам преподаются, нам даются. Уроки того, что мы должны понять, что мы не являемся венцом творения.
Шаранагати – состояние предания
00:39:34 И что мы всегда получать это как бы прибежище, это [непонятно]. И мы должны принимать правильное прибежище. Мы не являемся как бы такими царями природы, мы на самом деле тоже нуждаемся в покровительстве. Поэтому нам нужно правильно выбрать покровительство, правильно предаться этому покровительству, как мы говорили на прошлом эфире, мы говорили о шаранагати, то есть это состояние предания. И мы должны понять, что эта энергия потребительства, энергия непомерного чувственного голода, что мы испытываем, что мы хотим больше и больше получать, потреблять, наслаждаться в этом мире, бежать куда-то, совершенно запуская свою душу, своё внутреннее состояние. Вот сейчас нам на это и даются уроки. Мы должны, каждый из нас, каждый из нас должен выучить эти уроки.
00:40:50 И вот этот демон, который, мы говорили, «коронадемон» - это не что-то, что на нас бедных было наслано. И мы вот тут бедные такие белые и пушистые сидим и страдаем. На самом деле мы все его кормим своими вот этими энергиями жадности, потребительства, стяжательства, злости, зависти, внутренней такой какой-то ненасытности, ярости. Мы все его кормим, никто из нас не является невинно пострадавшим. Поэтому нам очень важно понимать, что мы все влияем на ситуацию, меняя себя изнутри, выходя из-под влияния вот этого демона Раваны и отдавая своё сознание по влияние светлых сил. То есть внутренне качественно меняя себя, мы меняем ситуацию. Это важный такой момент, важный такой урок, который нам преподаёт сегодняшняя действительность.
Техническая цивилизация уязвима
00:42:04 И ещё один аспект, на который хочу обратить внимание, что да, действительно, мы можем наблюдать, как силы зла и силы добра, как они реально взаимодействуют, мы можем их увидеть. И также у людей у многих сейчас, они испытывают страх, они видят, как в общем-то уязвима человеческая жизнь, как уязвима техническая цивилизация, которой мы так верим, верили во всяком случае. Как человечество всё очень уязвимо. И люди начинают бояться, люди начинают погружаться в какие-то теории различных заговоров и различных влияний всяческих тёмных сил и всякое такое. Опять же, не хочу сказать, что этого не существует. Ну конечно, всё существует, всё определённо имеет место быть в этом мире. Потому что мы говорили, во-первых, что этот мир он – определённого рода тюрьма. И тут никогда не может быть, чтобы тут был рай на Земле. Это невозможно.
Люди абсолютизируют зло
00:43:26 Тут совершенно другая природа действует. Сила вот этой энтропии, которая ведёт к разрушению. Но дело не в этом, дело в том, что проблема не в том, что это есть. Проблема в том, что люди абсолютизируют зло. Оно в их картине мира выглядит как абсолютное. Что вот ну да, сильные мира сего они там всем завладели, они просто с нами как с марионетками и так далее. Таким образом, а где же Бог во всей этой картине? Та же природа, которая является, в общем-то обладает божественной, божественной силой. И она «дайва», она намного сильнее, чем человек, чем человечество. То есть где же они все?
00:44:15 Поэтому, наряду с этим, очень важно находить своё прибежище, находить своё понимание. То, что Природа, Сита и Рама – они намного сильнее этих демонических сил. И всё зависит от того, где, в чём мы найдём своё прибежище. Под руководством чьим? Что мы найдём для себя? Куда мы свой ум приложим? То есть к чему мы отдадим свой ум? Отдадим ли мы его Раване или отдадим ли мы его Раме? Вот в этом наша задача, вот в этом наш выбор. Вот это то, что я хотела сказать в соответствии с «Рамаяной» и нашей сегодняшней ситуации. И, если есть какие-то вопросы или какие-то реализации, я буду рада это послушать сейчас.
Экология снаружи начинается внутри
00:45:20 [Ведущая] Спасибо большое за тему, которую подняли, потому что действительно очень важные мысли сейчас приходят. Какой-то, как мне кажется, момент перелома в сознании людей происходит. Чью сторону они выбирают? Потому что настолько явно борются какие-то силы сейчас добра и зла. В тяжёлые периоды это особенно очевидно. И Вы поднимали тему, что вот Сита в каком-то смысле олицетворяет в том числе и внешнюю материальную энергию, то есть нашу мать Природу, этот мир. И где находится та грань? В нашем конкретном случае понятно, что мы не качаем нефть бочками, лично я, например. Мы как-то не экспортируем, не загрязняем океан пластиком. Но как отличить: я конкретно эксплуатирую природу или я беру то, что мне достаточно? Где эта грань?
00:46:13 [Гуна Манджари] Ну опять же, эта грань в разуме. В том плане, что да, конечно, мы должны на внешнем уровне тоже пытаться не загрязнять природу, то есть использовать какие-то экологические вещи, как можно меньше пользоваться пластиком, насколько это возможно. Быть аккуратным в этом плане. Сейчас очень много об этом говорят. И я думаю, что каждый, каждый понимает, о чём идёт речь. А так как всё-таки мы говорили больше в таком тонком понимании экологии, то очень важно вот эту внутреннюю экологию, нашу внутреннюю экологию, что ли, восстановить. То есть когда мы ищем вот этого правильного прибежища. То есть мы перестаём, что ли, искать прибежище в своём материальном уме, который исполнен страха, исполнен, опять же, вот этой жадности, алчности, неудовлетворения. То есть, таким образом, мы не засоряем сферу Земли своими вот этими мыслеформами, своими вот этими проявлениями нашего материального ума.
00:47:38 Когда мы очищаем нашу внутреннюю экологию, когда мы принимаем нашу жизнь божественную. Божественный промысел, скажем так, таким христианским языком. Когда мы учимся видеть его руку, мы учимся зависеть от него, мы учимся. И это всё будет избавлять нас от страха. Мы перестанем испытывать вот этот панический страх, мы перестанем погружать свой ум во все вот эти пугалки, ужасы и проигрывать в своём уме эти сцены апокалипсиса, которые можно было заметить. Особенно с началом введения карантина люди, которые, здесь я видела много, люди готовые уже к какому-то апокалипсису, они все в масках, в этих перчатках, с ужасом покупая огромные количества туалетной бумаги и всего другого, в глазах страх, то есть потому что люди они, ну что, смотрят голливудское кино, где вот эти постоянно прокручиваются, что вот силы зла наступают там, мы все умрём и как всё уничтожается.
00:48:55 Потому что страх – это самая сильная эмоция. И ум он способен получать удовольствие от всего. Он получает вот из этой эмоции страха, он получает такое извращённое удовольствие. И так как ум он напитан этой энергией, то все подспудно ждут, что да, сейчас настанет вот этот апокалипсис. И внутренне мы к этому уже готовы, потому что мы это уже проживали на экранах. И поэтому сейчас, о чём я, к чему я веду. К тому, что очень важно именно природу, экологию своего ума, очистить. То есть перестать жить в этих низших вибрациях страха, ужаса и того, что я вечная жертва. И того, как ещё может всё развернуться. И как нас могут заставить страдать. А обратить свой ум к духовным писаниям, где вечный наш защитник, всегда всё исполнено добра, любви. В общем-то наш контакт с ним установить.
00:50:04 Больше какой-то мантры, медитации, молитвы. Вот с этими источниками установить свой контакт. И, таким образом, помимо того, что мы внешне стараемся не сорить в этом мире, также и внутреннее мы тоже стараемся не сорить своими вот этими, в общем-то, эмоциями. Эмоциями низшего характера. Мыслями, мыслеформами. Поэтому в этом плане нам важно себя настраивать. И эта внутренняя работа не упадёт на нас так, просто так. Если мы не будем внутренние усилия к этому прилагать. Поэтому вот об этом идёт речь.
Насколько я – хороший ученик?
00:50:50 [Ведущая] Спасибо большое, что всегда поднимаете глубинные причины и суть. И вот есть вопрос, который напрямую продолжает эту тему. С нами делится слушательница, что она: «Пытаюсь постоянно возвышать сознание, слушаю лекции, духовную музыку. Но всё равно фоном какой-то внутренний стресс, напряжение от всего происходящего. Как с этим быть? Просто не придавать значения?»
00:51:15 [Гуна Манджари] Ну смотрите, это, конечно, такой общий вопрос, но в то же время очень конкретный ответ на него может быть. Тут связано, как мы говорили с началом нашей передачи, что ученик или disсiple, это происходит от слова «дисциплина», то есть тут недостаточно просто вот какие-то источники света, что называется, в нашу жизнь привнести. Да, есть учитель, есть его учение, есть послание. Но здесь ещё важен другой вопрос: насколько я являюсь хорошим учеником? Насколько с моей стороны есть какие-то усилия? То есть не просто такое пассивное, скажем так, потребление всего того, что даёт нам какая-то духовная сфера, а должны быть мои какие-то усилия в этом плане. То есть, что я делаю? Насколько я обращаюсь за защитой, за помощью? Насколько есть моё такое какое-то внутреннее, эмоциональный какой-то труд? Насколько я себя посвящаю не просто, что я так пассивна, где-то она там у меня фоном звучит эта музыка, и что-то я там себе послушиваю, но внутри, в уме у меня варится как бы моё кино.
00:52:58 А как раз медитации, мантры, молитвы – это когда мы свой ум посвящаем, мы как бы ложим его на алтарь именно вот этой духовной практике, когда мы пытаемся как бы всем сердцем, всем разумением своим обратиться туда, куда мы должны обратиться. То есть это вот такое эмоциональное внутреннее такое именно действие, которое мы должны делать. Если мы туда обращаемся, то нам обязательно придёт ответ. То есть мы не получаем защиту, потому что всё-таки мы где-то, наверное, пассивны в этом. Вот, это один момент. Другой момент, то есть наше общение, то есть нам важно общаться с теми людьми, которые обладают внутренней духовной силой, нам важно как-то вступать с ними в правильные взаимоотношения. То есть, опять же, речь идёт о состоянии ученика, внутренней дисциплине. Потому что, опять же, вот общество, в котором мы живём и та ситуация, в которой мы находимся, - это общество потребителей. И мы уже запотребляли сильно всего, и нас ограничили по-этому. Поэтому наша вот эта парадигма потребительская она кочует с нами и в духовные сферы. Там мы тоже хотим в этом плане как-то так находиться.
00:53:51 И я не то что на ком-то ставлю клеймо или, как это можно сказать, обвиняю. Я просто делаю анализ. И даже наблюдая за своим умом, я могу то же самое видеть. То есть я просто как бы озвучиваю ситуацию. Поэтому у нас у всех есть вот эта тенденция к потреблению. И, пока мы не научимся быть учениками, мы не научимся предавать свой ум под другое, что ли, покровительство, и не научимся активно что-то делать в этой связи, мы будем всё-таки вот так испытывать влияние негатива, который сейчас особенно сгустился.
Можно ли застрять в незрелом ученичестве?
00:54:39 [Ведущая] Интересно, что эта тема потребления, о которой Вы сейчас говорите, она, получается, переходит в наше ученичество. Потому что вот следующий вопрос он об этом, как мне кажется. «Здравствуйте! Спасибо за тему. Мне кажется, что я слишком застряла в незрелом ученичестве. Нет самостоятельности. В том числе и на духовном пути. Чувствую сильную необходимость в руководстве. И иногда мне кажется, что я уже становлюсь слишком назойливой в своих вопросах. Можно ли переборщить с этой позицией? И за счёт чего происходит взросление, если ты привыкаешь подчиняться?»
00:55:15 [Гуна Манджари] Сложный вопрос. То есть тут очень много есть как бы ну таких подводных камней. И очень тут нужно определиться с определениями: кто, что. Допустим, вот эта фраза «привык подчиняться». То есть смотрите, ученик – это не просто там принеси/унеси, такая бесплатная рабочая сила. Ученик – это прежде всего тот, кто учится подчинять свой ум. И поэтому здесь очень важно: человек может быть очень внешний, он может какой-то быть очень деятельный, но внутри его ум гуляет, как говорится, по всем трём мирам. Поэтому тут именно вопрос: насколько я могу, насколько я могу контролировать свой ум? Насколько он у меня не просто сам по себе где-то гуляет, а руки делают, а ум там где-то гуляет. То это мало пользы будет. Насколько я могу его подчинить своему разуму? И поэтому здесь вопрос именно в плане ученичества. И мне кажется, вот этот конкретный вопрос, он именно связан с культивацией разума.
00:56:27 То есть зрелость наступает тогда, когда у человека зрелый разум. И поэтому тут, во-первых, тут очень важно, и мы говорили об этом по-моему на нашем первом эфире, вы можете прослушать его, мы говорили о том, что для того, чтобы состоялась вот эта связь «учитель-ученик», чтобы вот эта правильная, вот эта вся ситуация она была конструктивна и полезна, то есть тут должна быть квалификация как ученика, так и учителя. Поэтому очень важно найти квалифицированного учителя, квалифицированного наставника, прежде чем мы будем подчиняться их руководству. И ещё вместе с этим я хочу сказать, что, нас там спрашивали, по-моему, про духовных учителей, про вот таких вот лидеров, то есть от которых мы можем получать руководства, то есть от них вот такого глобального плана руководство мы можем получать, как стратегию, стратегическое руководство. Есть два вида направления, по которым мы следуем, то есть у нас есть стратегия. Мы получаем такое глобальное, директиву, куда мы должны идти. Но нам нужен наставник, который может помочь нам с тактикой, как мы будем идти туда. Поэтому, и который будем нам пошагово быть с нами.
00:58:03 И поэтому тут очень важно, помимо того, что у нас есть какая-то стратегия, у нас есть какой-то учитель, гуру, наставник, который является нашим таким стратегическим нашим наставником. Нам нужен ещё и другие, которые будут тактически ещё помогать. И тут очень важно, чтобы у нас с ними была связь и чтобы мы выбрали правильных. Тех, которые нам нужны. Для этого нужен разум. И вот в общем ответ вот в этих во всех категориях, пожалуйста, нужно разобраться. Вам, во-первых, ваш разум, для того, чтобы вы могли определить тех, кто действительно вам подойдет. Кто действительно будет являться вашим наставником. Во-вторых, понять, насколько действительно вы можете подчинять этому свой ум. Чтоб не просто делать что-то на физическом уровне, а ещё умение дисциплинировать свой ум, который может быть, как говорится, ну полностью предоставлен сам себе и делает, что он хочет. Тогда это не позиция ученика. То есть вот над этим аспектом стоит также поразмыслить, то есть над стратегией и тактикой и над внутренним состоянием своим.
Что делать, если мой ум противится подчинению и дисциплине?
00:59:29 [Ведущая] Спасибо, дорогая Гуна Манджари. И вот по времени, я думаю, последний вопрос на сегодня. Тоже про подчинение ума. Все вопросы так в единую цепочку у нас сегодня связаны. «Что делать, если мой ум противится именно подчинению и строгой дисциплине? Не могу что-то делать просто, потому что надо. Какие есть ещё инструменты, чтобы как-то мягче, но всё равно строго ему что-то объяснить?»
00:59:53 [Гуна Манджари] Вы знаете, это очень много инструментов. Это целая тема. По-моему, мы говорили когда-то или мы ещё поговорим, я не знаю. Но это очень важная тема, на самом деле. Как взаимодействовать со своим умом. Особенно это касается женщин. То есть там всё не так, в общем-то, однозначно. И, если говорить в общих словах, то тут как с ребёнком. То есть и ум на самом деле, да, он является таким вот ребёнком, нашим внутренним ребёнком, который в нашем сознании находится. И вот то есть ребёнка нельзя очень как бы сторожить, что называется. Особенно, это в случае с женщинами. Он не будет подчиняться. То есть его можно просто запугать. Он будет какой-то такой запуганный, несчастный, замученный, больной. Вот то есть если мы будем очень жёстко.
01:00:49 В то же время его нельзя распустить. Потому что он тоже будет на голову лезть. И будет всё совершенно идти из рук вон плохо, что называется. Поэтому здесь как-то нужно свои педагогические способности применять к нашему уму. И важно знать его, нашу какую-то специфику, потому что то, что может быть работает для одного, для другого не будет работать. И во многом ум, опять же, если говорить об общих таких правилах, то ум его можно обманывать. С ним очень сложно идти так лоб в лоб. Вот это нельзя и всё. То есть, допустим, мы хотим сделать что-то, что нам не нужно или не положено, то тут разные трюки можно, как с ребёнком. То есть его можно как-то отвлекать или как-то немножко отсрочить это.
01:01:47 Сказать ему: «Да-да, мы это обязательно сделаем, но давай вот минут через пять.» Или «давай вот немножечко, а давай посмотрим, что у нас тут есть, какая штука интересная». И таким образом можно взаимодействовать с умом. Обычно вот такие директивные какие-то установки они не работают. Может быть у людей каких-то очень волевых, у таких каких-то серьёзных мужчин может быть это будет хорошо идти. Но в большинстве своём и, опять же, подчеркну, особенно у женщин тут вот какие-то обходные пути они будут работать. То есть с ним нужно договариваться. Немножко его где-то так обманывать. Немножко где-то его отвлекать. И таким образом можно взаимодействовать с умом. Это так в общих чертах. А, если может быть более конкретно, более подробно, может быть мы ещё об этом поговорим в отдельном эфире.
01:02:45 [Ведущая] Да, это важная тема. Мне кажется, чтобы действительно быть таким добрым родителем, точнее любящим родителем для своего ума и делать всё в правильном смысле. Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари. Сейчас как раз такой период, когда полезно проводить внутреннюю ревизию. Чему-то новому учиться. И в том числе учиться позиции ученичества. Поэтому спасибо большое за важные ценные знания, которые Вы нам даёте. За ещё один рассказ об уроках, которые нам даёт «Рамаяна». И поэтому мы с радостью будем ждать продолжение наших бесед. Они помогают нам видеть этот мир, применяя разум.
01:03:24 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое, что помогаете, участвуете в этой беседе. В этом, так сказать, пахтании этого океана мудрости «Рамаяны». Спасибо Вам, Анна, и нашим радиослушателям. Которые нас внимательно слушают и помогают нам в этом плане. Задают вопросы. Я всё время обещаю, что я буду отвечать на вопросы, которые к нам приходят. И как-то не всегда получается. Но, тем не менее, я всё-таки обещаю, что мы будем стараться ответить на ваши вопросы, которые придут в этой связи. И, пожалуйста, не оставляйте свои попытки задавать нам вопросы. Мы обязательно к ним вернёмся. И будем по возможности отвечать на всё то, что будет от вас приходить. Ещё раз спасибо за этот эфир. За ваше внимание. За ваш диалог, который мы смогли провести. Я желаю всем нам вот этого божественного бесстрашия, силы и помощи светлых сил.
01:04:36 [Ведущая] Спасибо Вам большое за такое ценное пожелание. Пусть будет так. И до новых встреч. До свидания.
01:04:43 [Гуна Манджари] До свидания.