Рамаяна - уроки предания

Веда Радио - 03 April 2020
Господь Рама - олицетворение дхармы (вселенского закона). Сила взаимоотношений с Рамой. История прихода Рамы и Его братьев. Закон дхармы вечен. Материальный мир - источник проблем. Иллюзии психологии. Не всё в наших силах. Шаранагати - предание себя высшей силе. Благоприятное расположение с тем, от кого ждём защиты. Умонастроение материалиста. Позиция ученика. О наставниках. Ответы на вопросы: в чём разница между преданием и снятием ответственности с себя? Как доверять несовершенному мужу, но не предаваться ему? Как развивается ощущение внутреннего спокойствия под покровительством Бога?
запись эфира для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:07:52 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 47 | скачано: 115 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:05 [Ведущая] Доброго и наполняющего вечера пятницы вам, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И многочисленные истории, описанные в ведических писаниях, говорят о том, что в трудные времена в жизни искренних людей, Господь проявляется лично. Чувствуете ли вы Его присутствие, обращаетесь ли вы к Нему? Буквально вчера по ведическому календарю отмечалось Рама-Навами, день явления Господа Рамы в этот мир. И именно о Рамаяне или описанию Его игр на земле мы поговорим в ближайший час с нашим дорогим лектором Гуной Манджари. Пожалуйста, присылайте ваши вопросы в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. Или оставляйте на нашем сайте vedaradio.fm. А сейчас я приветствую нашего лектора. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:56 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:01:00 [Ведущая] Очень рада Вас слышать. Я помню, мы уже обсуждали уроки Рамаяны. Как-то оказалось, что было почти год назад, но это описание, этот эпос всегда актуален, всегда полон важных для нас знаний. Поэтому с интересом ждём, что же Вы нам расскажете сейчас.

Господь Рама - олицетворение дхармы (вселенского закона)

00:01:17 [Гуна Манджари] Да, Рамаяна, конечно, безгранична. И раньше, не так давно, можно сказать, когда ещё не было такого распространения интернета, в Индии, особенно в деревнях, там люди каждый вечер собирались и слушали Рамаяну или Махабхарату. И каждый раз это звучало по-новому. Каждый раз они открывали всё новые и новые глубины этого произведения. Поэтому они никогда не скучали, слушая Рамаяну или Махабхарату. И всегда слушали с новым неослабевающим интересом. И поэтому мы можем погружаться в неё бесконечно. И на самом деле мы не так часто о ней говорим, как вообще возможно было бы. Потому что она неисчерпаема.

00:02:19 И сегодня мы поговорим о некоторых уроках, которые нам преподносит Рамаяна. И на самом деле, чтобы понять смысл Рамаяны, нужно углубиться или понять её суть, то есть как она возникла. И в статье на своей странице я писала о том, что Рама является седьмым воплощением, аватарой Вишну. Вишну — это Верховная Личность Бога в соответствии с ведами. В соответствии с вселенским календарём приходят различные аватары Всевышнего. И Рама считается седьмой Его аватарой. И все аватары имеют определённый смысл. Они имеют определённую миссию, предназначение для чего они приходят.

00:03:34 И приход Рамы связан с тем, чтобы на Земле Он установил дхарму. Дхарма — это вселенский закон. И Рама является живым олицетворением дхармы, вселенского закона. И поэтому на примерах из Рамаяны, на примерах того, как мы можем понять, услышать и применить различные истории в своей жизни, различные истории из Рамаяны, мы можем учиться этим вселенским законам, законам дхармы.

00:04:23 Очень часто людям сложно понять, как правильно поступать в тех или иных случаях. И существует такое изречение, что у каждого своя правда. Очень сложно разобраться, кто прав, кто неправ в какой-то ситуации, как правильно поступать. И можно понять, что наше понимание, суждение каждого человека очень относительные. Поэтому возникает такое представление о том, что у каждого своя правда, и в принципе как бы её и не существует. И для этого нужно знать общие законы, которые нам помогут определить и понять в чём же является общая правда, в чём же является вечный закон, который универсален для всех.

00:05:44 И именно поэтому приходят различные воплощения Бога на Землю для того, чтобы устанавливать этот закон, для того чтобы давать людям абсолютное понимание и представление о дхарме, о вселенском законе. И во времена Рамы, а Он приходил в Двапара-югу, то есть это было в предыдущую эпоху, где-то полтора миллиона лет назад. И она была, но по различным данным, по различным свидетельствам приход Рамы был где-то около двадцати миллионов лет назад. Это было где-то в начале Двапара-юги, в начале предыдущей эпохи.

00:06:39 И когда приходил Рама на Землю, будучи олицетворением дхармы, Он был совершенным правителем Айодхьи. Это государство, которым он управлял в то время. Он правил одиннадцать тысяч лет. И во время правления Рамы люди не знали ни проблем, ни болезней, ни голода, ни каких-то стихийных бедствий, никаких эпидемий, естественно, тогда тоже не было. Так как правил государством Рамарадж, то есть тот, кто олицетворяет дхарму, жизнь людей была полностью в рамках этой дхармы.

00:07:38 Есть такое выражение, что тот, кто защищает дхарму, находится под её защитой. И поэтому их жизнь была полностью защищена от различных греховных реакций, от неблагоприятной кармы. Это был, что называется, рай на Земле. То есть все люди были счастливы. Никогда не было такого, чтобы дети умирали раньше родителей. То есть не было никаких трагедий, ничего такого. Присутствовал духовный мир здесь, на Земле. И так же говорится, что когда правление Рамы закончилось, так как все жители Его государства, все жители Айодхьи были Его преданными, то по истечению этого срока, одиннадцати тысяч лет, Рама отправился в высшую обитель. Он ушёл в духовный мир. И вместе с Ним ушли все жители Его государства. То есть Он забрал всех с собой.

00:08:42 Вот такова была сила представителя дхармы, этой седьмой аватары, который приходил на Землю. До сих пор Его слава продолжает присутствовать. И в шастрах говорится о том, что о Раме будут говорить столько, сколько будет существовать эта вселенная. Сколько будет существовать Земля в её таком виде, столько будут говорить о Раме. И как мы можем уже увидеть, может быть, мы не можем быть свидетелями того, но об этом свидетельствуют писания, что уже двадцать миллионов лет о Раме известно, и о Нём говорят, Его прославляют.

Сила взаимоотношений с Рамой

00:09:38 И взаимоотношения с Ним так же сильны. Рама даёт свою защиту всем тем, кто к Нему обращается. И хотя день Его прихода был вчера, но тем не менее Его могущество, Его покровительство всегда присутствует здесь. Он даёт защиту всем тем, кто к Нему обращается. Всем тем, кто Ему предаётся. Всем тем, кто ставит себя под Его защиту. Поэтому так важно напоминать себе о присутствии таких личностей как Рама. О том, что, являясь представителем, являясь аватарой Верховной Личности Бога, Его могущество безгранично и оно не ограничивается какими-то временными рамками и пространством. То есть мы всегда можем прибегнуть к Его защите.

00:10:59 И более того, читая Рамаяну, говорится, что чтение Рамаяны разрушает всё негативное в нашей жизни. Когда мы читаем Рамаяну, когда мы вспоминаем об этих историях, когда мы медитируем на них, то таким образом, соединяясь с Рамой, мы получаем Его покровительство. Поэтому это очень важно помнить об этом не только в день Его прихода. А именно в любой день и в любое время, когда мы вспоминаем о Нём, мы можем получить Его защиту. И это очень важно.

История прихода Рамы и Его братьев

00:11:48 И так же говорится, что Рама был старшим сыном царя Дашаратхи, царя Айодхьи. Эта история описывается в Рамаяне. У него долго не было детей. Он просил о том, чтобы Господь даровал ему сына. Он совершал определённые жертвоприношения, определённые ритуалы. И он умилостивил мудрецов, которые помогли ему в совершении ведического ритуала. И таким образом он привлёк к себе милость Бога. И Он появился как его сын.

00:12:32 И вместе с Рамой пришли Его спутники, пришли Его три брата — Лакшмана, Шатругхна и Бхарата. У других жён Дашаратхи родились сыновья, эти три личности. Они были братьями Рамы. И они пришли на следующий день после прихода Рамы. После воплощения Рамы воплотились Его братья. Так что сегодня отмечается день прихода Его братьев. Поэтому так же сегодня мы можем отмечать Рамаяну и всё, что с ней связано. Потому что сегодня тоже считается очень благоприятный день, который непосредственно связан с историей Рамаяны.

Закон дхармы вечен

00:13:30 Как я уже говорила, что эти истории происходили для того, чтобы научить нас мудрости. Для того чтобы человечество могло понять и выучить этот вселенский закон, который независимо от того, в какое время мы живём, независимо от того, какие декорации внешние мы наблюдаем, независимо от ситуации, этот вселенский закон всегда неизменен, как те же законы физики, законы гравитации. То же самое характеризует и дхарму. Поэтому, несмотря на то что это происходило в другую эпоху и совершенно другие были условия жизни, и культура была совершенно другой, тем не менее, эти же законы они действуют. Они вечны.

00:14:37 И поэтому очень важно изучать, читать, слушать Рамаяну. И получать от этого пользу, получать от этого знание. И опять же, хочу сказать, что Рама преподал великое множество уроков в Рамаяне. Но один из наиболее важных уроков, который заключён в Рамаяне — это урок предания. Именно предания себя Верховной Личности Бога. Именно предания Господу Раме. Мы можем это проследить из Рамаяны как это происходило, когда персонажи Рамаяны, попадали в тяжёлые жизненные ситуации. Единственное, что их могло спасти это только милость Бога, милость Рамы.

Материальный мир - источник проблем

00:15:41 И это очень важный для нас урок. Потому что в основном, то, чем занимается психология, то, о чём мы говорим на наших передачах, и вообще, что сейчас и всегда актуально — это различные жизненные проблемы, которые являются нашими постоянными спутниками в нашей жизни. Всё может меняться, но проблемы с нами остаются. Меняются различные ситуации, сами проблемы меняются, но их присутствие в жизни человека постоянно.

00:16:26 И поэтому психология — это та наука, это та дисциплина, которая помогает понять, как человеку справляться с различными жизненными ситуациями. И бесспорно, весь материальный мир, всё наше общество как раз озабочено этими идеями как помочь справляться с проблемами. На это работает медицина, на это работают различные отрасли науки. И в общем-то это природа материального мира, что он всегда будет источником проблем. И недаром он называется Дургадхама. Дурга в переводе с санскрита означает тяжёлый. То есть такова природа. На Земле невозможен рай. Только в присутствии представителя духовного мира это возможно. Потому что в духовном мире нет проблем. Но природа материального мира — это то, что здесь всегда будут присутствовать проблемы. Просто они будут меняться.

Иллюзии психологии

00:17:49 Опять же, вернусь к психологии. Психология — это наука, которая помогает человеку справляться с его внутренними проблемами. И я очень люблю психологию, но вынуждена констатировать в какой-то степени её “невсемогущесть”. Потому что сейчас большой бум психологический. Люди изучают, люди находят много ответов. И в этом действительно есть определённая сила психологии. Потому что мы можем видеть, и по себе это можно увидеть, люди констатируют факт, что если бы я знала о том или о сём, о каких-то законах психологических раньше, о том, как, допустим, правильно строить отношения между мужчиной и женщиной, если бы я знала об этом раньше, то не случилось бы всех этих проблем.

00:18:50 Это действительно так. Мы можем оградить себя от многих проблем, если мы понимаем какие-то законы психологии, если мы достаточно грамотны в отношениях. Это всё имеет место быть. Это всё важно. И люди должны быть в этом плане достаточно цивилизованы. В плане взаимоотношений это всё, бесспорно, очень ценные вещи. Но тем не менее, всегда есть “но”. Психология не всегда способна ответить на все вопросы в жизни человека. И очень часто ко мне приходят на консультацию с определённой проблемой, которую, в принципе, я не в состоянии решить. И это не только я. Это бывает часто со многими психологами.

00:19:40 Единственное, что может сделать психолог — это развернуть человека таким образом, чтобы человек обратился к своему внутреннему ресурсу и обратился к более высшей силе, откуда может прийти помощь. И опять же, иллюзия психологии в том, что она такая всемогущая, что она может решить все проблемы, но это абсолютно не так. И история Рамаяны учит нас тому, как человек в самых тяжёлых своих проблемах, в проблемах своей жизни, не видя никакого выхода из создавшейся ситуации, то есть будучи поставлен в критическое положение, будучи полностью в тупике, обращаясь к высшей силе, обращаясь за помощью к Верховной Личности Бога, получает эту силу. И каким-то образом ситуация полностью меняется.

Не всё в наших силах

00:20:51 То есть один из основных уроков Рамаяны в том, что не всё в наших силах. И очень часто к нам приходят очень тяжёлые проблемы или определённого рода проблемы, когда от нас все отворачиваются, когда мы в полном тупике, и когда у нас, что называется, земля под ногами дрожит и почва уходит из-под ног. Смысл этих проблем в том, чтобы мы обратились к высшим источникам. Чтобы мы перестали искать поддержку там, где мы обычно привыкли её искать. Потому что это создаёт такую иллюзию стабильности этого мира. И приходят проблемы такие, как мы сейчас видим. Они приходят для того, чтобы продемонстрировать нам нестабильность этого мира.

00:21:49 Нам кажется, что мы здесь защищены полностью, что у нас есть такие технологии, и мы так со всех сторон уже продвинулись. И цивилизация достигла такого развития. Но приходит какой-то маленький-маленький вирус, который не видно даже человеческому глазу, и он полностью выбивает из ног все наши представления о стабильности. Это всё происходит неслучайно. Это определённые уроки, которые преподаёт нам судьба, которые преподают нам высшие силы. И они в том, что очень мало зависит от нас. И такая мелочь при всём нашем развитии может быть сильнее, чем наши все мощные, навороченные технические, научные и все другие средства.

00:22:50 Потому что законы дхармы всегда актуальны. И они всегда современны, независимо от того, насколько человек развит, насколько он продвинулся, насколько он защищён. Всё равно он всегда зависит от высших сил. Он всегда зависит от милости Бога. И в этом основной урок, основной посыл и Махабхараты тоже, но в данном случае Рамаяны. И мы можем это наблюдать именно в ситуациях, событиях Рамаяны, начиная с самого начала. Есть этот элемент предачи. И на санскрите эта предача называется шаранагати, когда человек полностью предаёт себя высшей силе, когда он полностью предаёт себя силе божественной или Его представителя.

Шаранагати - предание себя высшей силе

00:24:00 И это происходило с самого начала. Почему история Рамаяны развернулась. История повествует о том, что на Земле воплотился могущественный демон Равана. И он обладал сверхчеловеческим могуществом. То есть это длинная история как всё это произошло. Я не буду сейчас её рассказывать, потому что Рамаяна имеет огромное количество книг, повествований. Они называются кханды на санскрите. То есть это различные части Рамаяны. И их огромное количество. И это всё своды законов таким образом записаны. Своды законов для человечества в форме историй.

00:25:01 Так вот, воплотился могущественный демон Равана. И он подчинил себе не только жителей Земли, не только земной план, но также и небесный. Он подчинил себе уровень райских планет, то есть полубогов. И говорится, что эти божества планет, связанные с астрологией, можно сказать. Сейчас очень много информации, многие интересуются астрологией. Такие планеты как Солнце, Луна, другие планеты, Венера, и другие полубоги, которые управляли и планетами, и другими процессами на Земле, они все были подчинены Раваной.

00:26:05 То есть ему было недостаточно, что он подчинял себе земных сильных мира сего, правителей. Но он также подчинял себе и высших живых существ. Он подчинял себе полубогов. И говорится, что они у него работали на кухне. И так же он издевался, он унижал их всячески, своё могущество над ними подчёркивая. И говорится, что он клал полубогов на ступени своего дворца. И он шёл по этим ступеням, таким образом ходя по ним, уничтожая. Он был огромный, он был могущественный. Таким образом он их уничтожал.

00:26:59 И конечно, полубоги были в ужасе. Они были в панике от такого могущества этого демона. И они взмолились Вишну, чтобы Он защитил их от этого демона. И таким образом это послужило одной из внешних причин того, что Рама воплотился на Земле. Мы можем обратиться к началу Рамаяны, когда Равана для того, чтобы обрести такую сверхмогущественную силу, совершал аскезы. Аскеза — это путь обретения силы определённой. Но он совершал вообще не человеческие аскезы. Это было что-то такое глобально космического характера.

00:28:05 И когда он привлёк своими аскезами Брахму, создателя этой вселенной, который имеет огромное могущество даровать любые благословения в этой вселенной, он попросил у Брахмы такого могущества, чтобы ни одно живое существо не могло его уничтожить. И когда он перечислял различные силы, которые не смогли бы его уничтожить, он даже не перечислил людей. Потому что он не считал, что люди могут причинить ему какую-то опасность. Когда мы, прося о защите, мы не будем просить, чтобы, допустим, нас защитили от какого-то там муравья или какого-то незначительного для нас существа.

00:29:06 То есть мы сразу просим о каких-то таких очень сильных средствах защиты. То же самое Равана. Он даже не рассматривал человека как потенциальную угрозу для себя. И поэтому Рама воплотился в образе человека. Он был здесь как человек. И Он не представлял Себя даже как полубога, или ещё больше, как Верховную Личность Бога. Внешне Он представлял Себя как человека. И Он родился в человеческой семье у царя на этой Земле.

00:29:55 Начало Рамаяны именно связано с тем, как полубоги предались Вишну, прося о том, чтобы Он дал им защиту. Таким образом на Землю пришёл Рама. И дальше история Рамаяны именно развивается подобным образом. Дальше говорится о том, что... Сейчас я посмотрю. Я себе законспектировала определённые кханды. И эта кханда называется Бала-кханда. Когда полубоги просят о защите, и они предаются Раме. Дальше идёт Айодхья-кханда, когда Бхарата это брат Рамы, предаётся Раме, прося Его о защите, прося Его, чтобы Рама правил царством. И Рама ответил ему. Но Он ответил ему не сразу. Он ответил ему, когда Он пришёл из своего изгнания в лесу.

00:31:23 И Рама так же дал ему свои сандалии и сказал: “Поклоняйся. Сандалии будут представлять Меня. Они будут представлять Моё правление, пока Меня не будет”. И действительно, Бхарата водрузил сандалии Рамы на трон и поклонялся им. Бхарата был младшим братом Рамы, который был представлен на трон после того, так Рама ушёл в изгнание. И Бхарата все законы принимал от имени Рамы. Таким образом получая покровительство и защиту Рамы.

00:32:17 И дальше идёт другая кханда, когда мудрецы предавались Раме, прося Его о защите от ракшасов. В те времена ракшасы, могущественные, демонические существа присутствовали на Земле, они жили в различных лесах. И они беспокоили мудрецов. Ракшас, может быть для тех, кто не знает, это что-то наподобие людоеда какой-то такой монстр, которые жили на Земле в то время. В общем-то Рама уничтожил их всех в то время. Это была так же одна из Его миссий. То есть защита и именно уничтожение этих демонических живых существ. И таким образом Он оказывал им защиту, Он оказывал мудрецам, всем тем, кто к нему обращались, Рама оказывал защиту. И в этом была Его основная миссия.

00:33:39 И так же говорится, что в Кишкиндха-кханде, то есть в этой части Рамаяны ведётся повествование о том, что, когда была похищена Сита, она была похищена Раваной. Рамаяна тоже описывает это событие. И Рама, будучи в горе, страдая в разлуке с Ситой, Он двинулся на государство Раваны, чтобы освободить Ситу. И Ему нужно было войско. И этим войском были обезьяны. Но это не были такие обезьяны, которых мы видим сейчас. Это были ванары. Их называют ещё ванары. Это такие лесные жители наподобие Йети или снежного человека. То есть где-то такого плана это были живые существа.

00:34:44 И когда Рама отправился в Кишкиндху, собирая армию обезьян, там была целая история, повествующая о том, как предводитель этих обезьян попал в сложную ситуацию. Его изгнал собственный брат с царствования. И он забрал у него жену. И он так же угрожал его жизни. Хотел его уничтожить. И он был в изгнании. И он был в очень такой сложной жизненной ситуации. И он очень сильно нуждался в помощи. И он также предался Раме, он просил Его о защите. И Рама так же защитил его. Он вернул ему царство. Он вернул ему его жену. И в общем-то ситуация изменилась полностью в его жизни. И так же он помог Раме. Он вместе с Ним оправился на поиски Ситы. И они воевали в Ланке, в государстве Раваны. И все вместе они освободили Ситу и уничтожили Равану.

00:36:19 Я не буду вдаваться в эти истории Рамаяны. Вы сможете их послушать или почитать. Сейчас очень много есть источников, откуда можно послушать Рамаяну. Я просто хотела перейти и углубиться в уроки Рамаяны. И именно об уроке, который называется шаранагати, или предача себя. И мы можем видеть на примере повествования по мере того, как Рамаяна разворачивается, то есть как различные персонажи Рамаяны предаются Раме и как их жизнь поворачивается совершенно другой стороной. Они спасаются. Он решают какие-то свои безвыходные, казалось бы, ситуации.

00:37:24 И поэтому это очень важно понимать и в нашей реальности, в нашей жизни насколько нам важно именно высшее покровительство, когда мы не видим нигде выхода. Потому что Рамаяна повествует нам о том, как у людей, у персонажей Рамаяны происходили различные критические ситуации. Все, кто их мог бы защитить, он не смог их защитить. То есть все, где обычно люди ищут защиту, различные семейные роли, различные другие ситуации, в общем-то, люди не получали от этого защиту. Тот же отец Рамы, он был привязан к Раме как к своему сыну, но он не смог Его защитить, он не смог Его защитить от этого изгнания, в которое ушёл Рама.

00:38:32 И отец, царь Дашаратха, будучи привязан к Раме, не как к Верховной Личности Бога, а как к своему сыну, он, не выдержав этой разлуки сам умирает. И так же мы видим, как тот же предводитель обезьян, Сугрива его звали, его собственный родной брат полностью оставил его ни с чем, лишил его всего и хотел лишить его собственной жизни. И то же самое мы видим в различных других повествованиях Рамаяны, как обычные семейные узы или какие-то отношения между людьми дают трещину, и человек попавший в такую критическую ситуацию не видит нигде защиты. И единственное, что ему остаётся это только попросить защиту свыше, попросить защиту Рамы, и таким образом обрести эту защиту.

Сейчас самое время попросить помощи и защиты высших сил

00:39:39 Это очень важный момент, особенно сейчас, когда многие люди чувствуют какую-то безвыходность внутреннюю и неопределённость. То есть сейчас как раз самое время попросить помощи и защиты у этих высших силах. И на самом деле этот процесс шаранагати или процесс предачи себя имеет определённые правила, которые важно соблюдать для того, чтобы этот процесс включился. И здесь важно соблюдать такие моменты, что, когда мы просим этой помощи или просим этой защиты важно просить защиты у достойной личности. То есть это может быть, как мы уже говорили, Верховная Личность Бога, либо Его представитель, либо те, кто представляют Его законы, законы дхармы.

00:40:46 И эта личность должна быть достойна. Она должна следовать этим законам. Она должна обладать определённой силой. А силу даёт следование этим законам. Поэтому, прежде чем мы кому-то предаёмся, прежде чем мы просим от кого-то защиты, мы должны убедиться в том, что эта личность действительно достойна. То есть мы должны быть избирательны в том, кому мы предаёмся. Очень часто мы можем услышать, допустим, как так у нас такая женская тема, что женщина говорит, что я полностью зависела от своего мужчины, от мужа или от кого-то ещё, кому она предалась, обычно это бывают мужчины. “Я себя посвятила, я всё делала, чтобы ему было лучше, и в конце концов я получила то, что я получила”. Какое-то разочарование, какой-то стресс, какую-то проблему из-за того, что человек предавался, а в конце он получил нечто такое, что приносит ему страдания.

00:41:59 И здесь как раз идёт речь об этом шаранагати, о том, что должен соблюдён быть этот пункт, что предаваться нужно достойному человеку. То есть полностью предаваться. Шаранагати — это полное предание. И поэтому, если это не сама Верховная Личность Бога, либо не Её такой уполномоченный представитель, либо человек, который чисто несёт в себе законы дхармы, то такое полное предание, конечно, будет нести в себе такие проблемы и разочарование. Поэтому это один из пунктов.

00:42:44 И другой момент, который важно понять. После того, как мы эту личность, или наше отношения с Богом мы определили для себя, что да, мы хотим предаться, то очень важно, чтобы у нас было определённое умонастроение, оно называется шаранагати. Когда мы полностью предаёмся, когда у нас нет никаких вариантов, что мы должны быть в полном состоянии безвыходности. И многие из нас могут засвидетельствовать, что когда полностью тебе нет никаких путей отступления и нет никакой помощи, когда ты в этом состоянии просишь помощи или какие-то молитвы произносишь, обращаешься, то в этом состоянии обязательно придёт помощь. Обязательно.

00:43:46 Но тут важно именно умонастроение того, кто обращается за этой помощью. Оно должно быть, что никаких других вариантов нет. То есть нет варианта “Б”. Если я не получу оттуда помощь, значит будет ещё такой вариант. То есть должна быть такая крайняя необходимость, что больше никаких путей нет. Это называется умонастроение предачи, умонастроение шаранагати. И только в этом умонастроении мы можем получить помощь, мы можем получить защиту.

Благоприятное расположение с тем, от кого ждём защиты

00:44:24 И другой момент, который также важен в этих взаимоотношениях. То есть, если мы говорим о личности, которая представляет для нас либо закон дхармы, вселенский закон, либо также личность, которая представляет для нас милость высших сил, милость Бога, то эта личность должна быть к нам благоприятно расположена. У нас должны быть с ней отношения. То есть если у нас нет отношений с какой-то личностью, и мы пытаемся получить от неё защиту, то это тоже может не работать. Поэтому очень важно так же культивировать такие благоприятные отношения с личностью, от которой мы хотим получить защиту. То есть нам важно устанавливать эти отношения. Не просто, что я пришёл к тебе и просто защити меня.

Умонастроение материалиста

00:45:25 Конечно, это возможно. Это возможно только именно в отношениях с Верховной Личностью Бога. Возможно, какие-то святые тоже могут дать нам такую тотальную защиту. И действительно, мы можем это увидеть на примере историй из Рамаяны. То есть Рама оказывал защиту всем, кто к Нему обращался. И даже эта история, когда Равана украл Ситу, украл жену Рамы. А Сита представляет собой энергию Лакшми или энергию наслаждения, или шакти Рамы, Верховной Личности Бога. И Равана обладая таким умонастроением демоническим, он хотел завладеть, он хотел властвовать этой энергией, которая принадлежит Богу, но он не хотел Раму, он не хотел самого Бога.

00:46:35 То есть это умонастроение завладеть природными ресурсами, завладеть всем, завладеть энергией Бога, а всё является Его энергией, но не признать Его. Именно умонастроение такого материалиста. Вот это то умонастроение, которое представлял собой Равана. И поэтому он похитил Ситу. Он сам хотел быть Рамой, он сам хотел быть Верховной Личностью Бога и наслаждаться различными Его энергиями. И когда Сита, будучи в плену у Раваны, она его увещевала, она говорила, что “лучше по-хорошему верни меня Раме. Потому что иначе Рама тебя просто уничтожит. Он заберёт твою жизненную силу. Просто украв меня, ты украл свою смерть. Но ещё не поздно. Ты можешь к Нему прийти. Ты можешь вернуть Ему меня, подружившись с Ним. Если ты просто попросишь Его защиты, то Он простит тебя, то Он даст тебе защиту”.

00:47:52 Тут пример того, что даже самый могущественный демон, который существовал на Земле, самый могущественный из самых могущественных, даже если он попросит эту защиту, если он раскается, то он будет прощён. То, что уже говорить о нас. Мы никогда не бываем безнадёжны в плане того, чтобы попросить эту высшую защиту. Поэтому это очень важный момент, что она всегда будет дарована Верховной Личностью Бога или Его представителями, когда мы находимся в должном настроении.

Позиция ученика

00:48:41 Но если речь идёт о личностях, которые представляют эту высшую божественную силу или силу дхармы, то очень важно строить отношения с теми, кто к нам благоприятно относится. И опять же, строить эти отношения, то есть быть, что называется в позиции ученика. Не просто ожидать, что нам должны, что нас должны защитить и априори так или так. То есть если у нас нет никакого правильного умонастроения, если мы не находимся в состоянии смирения, если мы не находимся в состоянии этого шаранагати, то тогда этот процесс не будет работать. Поэтому это очень важно тоже усвоить. Если мы хотим получать защиту, то нам важно найти правильную личность, которая несёт в себе эти энергии, о который мы говорили. Нам важно быть правильно расположенным по отношению к этой личности.

00:49:48 И так же нам важно именно строить отношения с той личностью, которая благоприятна к нам, которая благоприятно относится к нам, расположена к нам. И в то же время ещё один такой момент. Личность должна быть доступна по отношению к нам. Опять же, эта тема психологии или тема какой-то харизматичной личности, которую мы можем видеть. И мы можем видеть, что преуспевающий психолог, или какая-нибудь харизматичная личность, какая-то звезда, допустим. Она окружена толпой последователей или личностей, которые следуют за ней и пытаются получить её милость, её внимание. То нужно понять, что этот процесс не будет работать для нас.

00:50:48 То есть нам нужен тот человек, та личность, которая доступна. Через это мы можем получать милость. И поэтому тут тоже очень важный момент, что Господь или божественные силы могут проявлять себя в разных людях. Не обязательно это должна быть какая-то звезда, или какая-то очень харизматичная личность, окружённая множеством последователей. Потому что мы не сможем в таком случае получить какую-то личную защиту, личный контакт. То есть это тоже очень важный момент для того, чтобы произошёл этот процесс шаранагати. То есть мы должны быть в контакте с тем, кому мы предаёмся.

00:51:46 И естественно, это полностью на абсолютном плане в наших отношениях с Богом, то есть Он всегда присутствует с нами, Он всегда присутствует с нами в форме Параматмы. Он находится в нашем сердце. Также эта связь всегда может существовать со святыми, с личностями, которые находятся на духовном уровне. Не обязательно мы можем иметь личностный контакт. Но если мы обращаемся в молитвах к святым, к таким духовным личностям, мы тоже можем получать защиту от них. Это всё зависит от уровня могущества личности, к которой мы обращаемся.

О наставниках

00:52:33 Но обычно очень важно иметь представителя. То есть того, через кого мы строим эти отношения со святыми или с Верховной Личностью Бога. Должны быть люди, которых можно назвать наставниками. Люди, через которых мы этот процесс шаранагати осуществляем. То есть представители божественных сил. Вот то, что хотела сказать. Может быть не очень полно раскрыла эту тему, потому что тут есть очень много историй, сопутствующих тому, о чём мы говорили, процессу шаранагати. Но, к сожалению, у нас ограниченное время. И время говорит о том, что эфир скоро будет заканчиваться. И это то, что я хотела сказать на сегодняшний день.

В чем разница между преданием и снятием ответственности с себя?

00:53:27 [Ведущая] Мне кажется, нам может быть необходимо какое-то продолжение эфира. Потому что тема не просто важная. А в принципе, все события в мире сейчас подталкивают разумных людей именно к становлению на этот путь предания. Потому что надежды на свои силы как-то всё меньше и меньше. И сознание со всех сторон поддавливается и сужается разной информацией, и хочется какой-то свет получить от всего. И свет именно в этом предании. Я хотела спросить в чём разница между преданием и снятием ответственности с себя? Потому что часто есть такая позиция “я в домике. Бог защитит. Ничего плохого со мной не происходит”. Какая-то такая, за рамками всего. Как от неё избавиться? Потому что это проявляется в некоторых людях, и во мне в том числе, сейчас по поводу того, что происходит.

00:54:17 [Гуна Манджари] Да. Спасибо большое за этот вопрос. Это действительно уточнение к тому, о чём я говорила. И я как раз это не упомянула. Потому что предание, шаранагати тоже имеет свои определения. Во-первых, это как я уже говорила, умонастроение безвыходности, что кроме Тебя меня некому защитить. Это по отношению к Богу или святой личности. Также очень важно принимать всё, что благоприятно для этого. Может быть, это общение с теми людьми, которые находятся в таком же умонастроении. То есть важны единомышленники.

00:55:01 И так же оно не должно быть пассивным. То есть, чтобы это шаранагати происходило, то должны быть активные наши действия. Эта энергия, само предание характеризуется именно нашими активными действиями, что мы демонстрируем это своими поступками. Либо это определённого плана умонастроение, когда я обращаюсь в таком состоянии предания к высшим силам, к Верховной Личности Бога. Либо какие-то действия, которые будут говорить об этом предании. То есть я что-то сделал, я к кому-то обратился. Какие-то действия должны присутствовать. Не просто, что да, мне страшно. Да, я боюсь. Да, я как-то надеюсь на какую-то защиту, но это никак не проявляется в моей жизни. Я ничего не делаю в этой связи. Я просто куда-то загоняю свой страх и отвлекаюсь на что-то другое.

00:56:12 Нет. Тут как раз идёт речь о каких-то действиях. То есть это может как-то проявляться в наших молитвах, в нашей ежедневной медитации, что может быть это становится более интенсивно. В том, что мы совершаем какие-то благоприятные действия. Мы читаем какие-то определённые Писания, которые говорят об этом, о какой-то высшей защите. То есть мы совершаем усилия внутренние и внешние так же.

Как доверять несовершенному мужу, но не предаваться ему?

00:56:48 [Ведущая] Очень важная тема. Спасибо большое, что дополнили это. Это необходимо понимать на самом деле. Это суть в том числе и того предания, о котором Вы говорите. А если перейти к нашей жизни, не духовной, а в контексте отношений с людьми, есть такой вопрос к нам пришёл: “Как соблюсти эту грань — доверять очевидно несовершенному мужу, но не предаваться ему? Я сначала прогрузилась в предание и теперь меня качнуло обратно. Баланс пока не нашла.” Мне кажется это можно отнести не только к мужу. Мы часто предаёмся разным людям, разным ситуациям жизненным. Как не потерять это доверие, но не предаваться?

00:57:30 [Гуна Манджари] Вы знаете, да. Спасибо за вопрос. Очень разумный вопрос. На самом деле мы всегда предаёмся. То есть душа всегда находится в состоянии шаранагати, в состоянии предачи. Шаранагати это термин по отношению к Богу существует. Но так или иначе, мы предаёмся всегда. Мы не можем жить без этого состояния. Мы предаёмся разным вещам. Мы обычно предаёмся своему уму или ищем кого-то ещё, кому мы бы могли предаться. То есть какую-то совершенную личность, которой мы могли бы предаться. Мы ищем какой-то эталон, какой-то кумир, кому мы бы могли предаться. То есть это наша природа на самом деле. И вся идея в том, чтобы предаваться именно верным источникам.

00:58:30 Поэтому нам важно, почему я об этом упомянула, потому что мы действительно не можем не предаваться никому. То есть мы всегда должны быть кому-то преданы. И поэтому очень важно культивировать понимание законов дхармы, понимание этой психологии дхармы. Потому что говорится, что тот, кто защищает дхарму, тот, кто понимает дхарму, он становится под её защиту. Поэтому нам важно изучать. И не просто действовать на сантиментах. А нам важно всегда учиться, нам важно изучать законы дхармы. Потому что жизнь нас учит постоянно. И законы дхармы постоянно присутствуют в нашей жизни в любых взаимоотношениях.

00:59:22 И поэтому нам очень важно сформировать свою собственную философию, основываясь на этих законах, и понимать, что правильно и что неправильно в данном контексте и быть преданным этим законам. Когда мы преданы этому своему долгу, когда мы предаёмся ему, я не говорю уже о предании Верховной Личности Бога, то есть если мы это практикуем, если это в нам есть, то тогда мы находимся под защитой. Тогда у нас нет необходимости предаваться другим людям. Потому что, что такое отношение мужчины и женщины? Особенно как они в наше время представляются? Это то, что я найду человека, который все мои печали утолит. И очень много есть постов на эту тему. “Когда-нибудь ты встретишь того, кто будет понимать все твои мысли, кто все твои печали развеет. И с кем ты можешь молчать”. В общем, вы знаете всю эту тему. Сейчас она очень сильно муссируется.

01:00:36 То есть именно ожидание того, кому я могу предаться. То есть сделать из человека такого абсолюта. И естественно, другая сторона такой идеализации — это полное разочарование, полный такой цинизм. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, где найти эту середину, это очень важно в самой себе этот стержень прокультивировать. Сформулировав внутреннюю философию, быть преданной высшим законам, законам дхармы. Быть преданным своим отношениям с Богом. И тогда отношения с людьми, другие какие-то семейные и другие вещи, которые происходят в нашей жизни, всё станет на свои места. Мы перестанем искать эту опору. Мы перестанем идеализировать наши взаимоотношения в семье, с друзьями, с другими людьми.

01:01:47 Весь этот упор с других мы перенесём туда, где он должен быть. То есть мы обретём свою точку опоры. И тогда нам будет гораздо проще. Мы будем видеть, насколько мы можем доверять в этих отношениях, насколько мы можем полагаться, и насколько у нас будет наш внутренний ресурс. Поэтому без обретения своего внутреннего ресурса, мы не сможем баланс предачи или баланс, когда мы не вешаем себя на другого человека. А именно мы видим правильный баланс, когда и насколько мы можем доверять, насколько мы можем ожидать от другого человека, насколько мы сами ответственны за своё внутреннее состояние. То есть мы сможем увидеть, когда этот внутренний стрежень со всем тем, о чём мы говорили, с этими высшими источниками мы прокультивируем в себе.

Как развивается ощущение внутреннего спокойствия под покровительством Бога?

01:02:58 [Ведущая] Спасибо большое, дорогая Гуна Манджари! Время у нас, конечно, заканчивается, но мне хочется ещё один вопрос зачитать. Потому что Вы уже начали о нём говорить, но он пришёл к нам и, мне кажется, иногда стоит повторить и как-то лично ответить. Потому что, как я чувствую, он важный. “Все герои Рамаяны и так же в других Писаниях об играх Бога, люди могли лично обратиться к Господу или реально увидеть Его проявление и заботу. Понятно, что у нас не такой уровень, но так сложно иногда разглядеть в своих трудностях личную помощь и защиту Бога. Как развивается это ощущение внутреннего спокойствия под покровительством?”

01:03:40 [Гуна Манджари] Да. На самом деле Рамаяна, почему о ней уже говоря двадцать миллионов лет и будут говорить и дальше? Потому что она современна всегда. Все эти истории и смысл, которые они передают, вечен. То есть он не зависим от каких-то внешних декораций, внешнего антуража. И то, о чём вы говорите это тот труд, который мы должны проделать сами. Это на самом деле, действительно, очень тяжёлая внутренняя работа. Это труд. Это действительно всегда тяжело делать.

01:04:19 Именно состояние предачи, то, о чём уже говорилось в этой передаче, то есть, когда мы уже нашли правильный объект предачи, когда он уже проявлен, мы уже определились с этим, первое, что нужно сделать — это определиться с этим объектом предачи. И когда он уже определён, то, когда мы следуем правилам шаранагати, которые я уже перечислила, но, наверное, надо ещё раз подчеркнуть. То есть, когда мы внутренне не видим никакого другого источника защиты. Это уже такая крайняя ситуация, когда мы полностью, что называется, предаёмся, у нас нет другой защиты, именно в этом умонастроении, когда мы находимся. Когда мы действуем активно.

01:05:17 То есть мы не просто сидим и боимся. А когда мы активно предпринимаем какие-то действия. Это может быть внутренние действия, такие как молитва, такие как чтение, может быть, Писаний на эту тему, либо общение с теми людьми, которые могут нам помочь. То есть, когда у нас есть активное действие. То тогда к нам придёт помощь, и мы её объективно почувствуем. То есть, когда мы едим, никто не должен со стороны нам говорить, объяснять сыты мы или нет. Это мы почувствуем сами. Тоже самое, как почувствовать эту помощь. Мы её почувствуем. То есть, когда все правила шаранагати соблюдены, то, как результат этого мы почувствуем помощь. Ситуация внешне может радикально измениться. Либо внутри у нас произойдёт полная перемена и внутри мы почувствуем этот свет в конце туннеля. То есть у нас совершенно измениться наше внутреннее состояние. Либо и внешнее и внутреннее состояние изменится. То есть мы обязательно увидим индикацию нашего предания.

01:06:46 [Ведущая] Благодарю Вас, дорогая Гуна Манджари! Я прямо чувствую большое вдохновение сама лично. И мне кажется, наши слушатели тоже чувствуют. Поэтому спасибо Вам за такой вдохновлённый и вдохновляющий прямой эфир, направлен на развитие внутренней активности. И во время, когда внешняя активность наша ограничена, он особенно важен, особенно необходим. Поэтому хочется пожелать нашим слушателям почувствовать это. Этот покой под покровом защиты Господа. И спасибо Вам большое! Будем продолжать наши эфиры, направленные на развитие нашего разума и нашего духовного пути, духовных отношений с Богом.

01:07:23 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое, за ваши вопросы. За то, что мы смогли поднять эту тему. Это важно нам всем. Тем, кто слушает и тем, кто говорит. Я надеюсь, я желаю нам всем этой внутренней высшей защиты и контакта с тем, что не подвержено этим внешним изменениям. И до следующих встреч! До свидания!

01:07:49 [Ведущая] Спасибо Вам большое за важные пожелания. До свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 03 August 2020