О дружбе

vedaradio.fm - 07 мая 2019
Отношения – потребность любого живого существа. Важность Акшая Тритьи. Краткое изложение предыдущих эфиров. Духовный путь – это всегда путь воина. Мудрец проклинает Кабандху. Аскезы Кабандхи привлекают Брахму. Гордость – это первый шаг к падению. Кабандха бросает вызов Индре. Каждый человек прекрасен по своей природе. Чему нас учит история Кабандхи. Здоровые и гармоничные взаимоотношения возможны только во взаимообмене, в настроении служения. Кабандха живёт в каждом из нас. Рама расколдовал Кабандху. Огонь духовной практики и самосознания сжигает пороки и недостатки. Сугрива: важность действовать сообща. Первый закон дружбы: даже среди единомышленников очень важно иметь созвучных людей. Второй закон дружбы: различия принимаются. Дружба – баланс полюса единства и полюса различия и необходимое условие любых взаимоотношений. Ответы на вопросы: Почему всё равно встречают по одёжке? Дружба строиться на каких-то корыстных интересах? У меня большие ожидания от дружбы. Люди с дефицитом не могут создать гармоничные отношения, в том числе и дружеские? Откуда возникает гордость?
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:08:40 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 31 | скачано: 16 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 [Ведущая] Доброго вечера вам, уважаемые слушатели Веда-радио. Меня зовут Анна, и хочу пожелать вам радостных свершений во всех начинаниях, которым сегодня вы дали старт в этот день Акшая Тритья. А мы после небольшого перерыва продолжаем изучать уроки Рамаяны. Уроки всегда актуальных ведических писаний и говорим сегодня о дружбе и доверии под руководством нашего замечательного лектора Гуна Манджари. Прежде чем начать, я, на всякий случай вам напомню, что все интересующие вас вопросы, вы можете оставлять у нас на сайте vedaradio.fm или присылать в WhatsApp и в Viber по номеру телефона +79002390963. Ну а сейчас прикоснёмся к мудрости, и я передаю слово нашему лектору. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:57 [Гуна Манджари] Здравствуйте, Анна! Здравствуйте, дорогие наши радиослушатели!

00:01:02 [Ведущая] Так замечательно Вас слышать. Каждый раз у нас эфиры в какие-то особые дни. В прошлый раз было перед явлением Господа Рамы. Сегодня вот в Акшая Тритью. Похоже, это хорошая традиция. Хорошее начинание – слушать об этих играх возвышенных.

00:01:19 [Гуна Манджари] Да. Похоже, что судьбе так угодно, чтобы это всё происходило в такие необычные даты, и чтобы это всё было благоприятно. И сегодня мы, наверное, продолжим эту традицию.

00:01:41 [Ведущая] Замечательно. Тема такая важная – дружба, доверие. То, чего, может быть, не то, что не хватает, а то в чём нуждается каждый из нас. И хочется скорее от вас услышать, какие же уроки нам принесла «Рамаяна» об этой теме.

Отношения – потребность любого живого существа

00:01:58 [Гуна Манджари] Да, мы все нуждаемся в отношениях. И это неотъемлемая природа любого живого существа. Все тянуться к отношениям, даже животные и растения. То есть растения тянутся к Солнцу. Получают какую-то подпитку от Луны, лунной энергии. То есть никто не независим в этом мире. То есть эта тема связана непосредственно с нашей природой. И поэтому это очень важные вещи. Это необходимо знать. И, к сожалению, образование так построено, что нас учат всему чего угодно, только не тому, что для нас самое важное.

00:02:44 И такие вечные послания, вечные истины, которые находятся, которые встроены, вписаны в «Рамаяну» и в другие такого плана произведения, они как раз учат нас, объясняют нам о том, что такое вот эти вечные истины, на которых строятся взаимоотношения. Потому что это совершенно не так, что нам это понятно, для нас это самые очевидные вещи. Нет. Этому надо учиться. И тем более, в то время, когда мы живём, когда очень многие вещи не функционируют правильно. Это время, в которое мы живём – Кали-юга, оно достаточно дисгармонично. И это всё сказывается и в плане отношений. В первую очередь страдают отношения. Поэтому нельзя преувеличить важность того, насколько мы должны учиться, насколько мы должны пытаться понять, практиковать то знание, которое мы получаем в контексте отношений. И как говорится, здесь нам «Рамаяна» в помощь.

Важность Акшая Тритьи

00:04:04 И особенно сегодняшний день, как вы уже сказали, он очень благоприятен для того, чтобы сеять какие-то хорошие, важные посевы. Говорится всё, что посеяно в этот день принесёт очень ценные, вечные даже говорят плоды, результаты. И поэтому мы можем думать и медитировать на то, о чём мы будем говорить, оно с нами останется, и оно даст нам благие всходы.

00:04:53 И я приступаю к нашему дальнейшему повествованию о «Рамаяне», и ещё хочу напомнить, что, пожалуйста, все вопросы, которые будет у вас возникать, может быть, реализации, мысли, которые у вас возникнут, присылайте, мы с удовольствием, с интересом это всё читаем, просматриваем. И даже если мы не отвечаем сразу в одной из передач, то мы обязательно ответим в дальнейших передачах. То есть все ваши вопросы, запросы обязательно будут услышаны. И обязательно мы дадим этому внимание и постараемся ответить.

Краткое изложение предыдущих эфиров

00:05:47 И поэтому сейчас мы продолжим повествование. Так как у нас уже несколько передач, которые посвящены «Рамаяне», сейчас мы не будем говорить о самом начале, как это всё было, вы можете прослушать. Все эфиры записываются на Веда-радио и выкладываются. И вы можете прослушать начало истории, и далее было продолжение. И мы остановились на том, как после того, как супруга Рамы была украдена демоном Раваной, Рама в горести и печали вместе со своим верным братом Лакшманом идут на поиски Ситы, супруги Рамы. И до этого мы рассказывали о том, «Рамаяна» повествует о том, как Рама и его верная супруга Сита и его также верный младший брат Лакшмана были изгнаны в лес на двенадцать лет.

00:06:57 И вот они как раз находились в лесу, когда вот это всё произошло, и по дороге в поисках Ситы они набрели на такую мистическую огромную птицу Джатаю, который пытался сразиться с могущественным демоном Раваной, который уносил Ситу по небу в небесном корабле. Но Равана одолел Джатаю, и Джатаю пал. Он оставил своё тело самым благоприятным образом. То есть он вознёсся, так сказать, в присутствии Рамы и Лакшмана. И дальше он показал им, в каком направлении этот демон Равана уносил Ситу, и они продолжили свой путь.

00:08:07 Рама и Лакшман по дороге встретились с демоном, которого звали Кабандха, и Кабандха в своём прошлом был прекрасным гандхарвом, жителем райской планеты, но в силу каких-то нездоровых привычек он получил такое демоническое тело, и вынужден был жить в этом лесу, питаясь всем, что попадёт ему в рот. То есть он был в ужасной такой форме, и Рама и Лакшман сразились с этим демоном Кабандхой.

Духовный путь – это всегда путь воина

00:08:56 И все демоны, которые встречались им на пути, естественным образом олицетворяют какие-то наши пороки, негативные стороны, которые мешают нам увидеть счастье. Пороки, которые мешают нам быть в контакте со своей природой, быть в контакте со своей духовной природой, которые не дают нам этой вечной нашей связи с самими собой, с высшими источниками. То есть то, что нам мешает на пути. Потому что путь развития или духовный путь – это всегда путь воина. То есть не может быть такого, что находясь в комфорте, просто читая умные книжки, и как бы задумываясь о чём-то высоком, мы невзначай вот так возвысимся и обретём просветление.

00:10:00 Нет. Слушая и читая такие древние истории, которые называются также и эпосами, потому что они содержат в себе определённый глубинный смысл, мы понимаем, что путь просветления, путь какого-то развития, реализации нашей природы соотнесён с прохождением препятствий с преодолением. То есть это выход из так называемой зоны комфорта. И если мы хотим каких-то достижений в нашей жизни, если мы реально хотим что-то получить, мы должны быть готовы за это платить свою цену. И мы должны быть внутренне готовы к тому, что будет определённое преодоление, определённое расширение наших границ и это всё проходит в усилиях.

00:11:13 И поэтому об этом повествуют вот эти встречи с демоническими силами наших главных героев. И Лакшман и Рама победили этого демона Кабандху. Он пытался их съесть. Он был огромный, могущественный. У него были длиннющие руки, которые простирались на много километров и он пытался этими руками захватить всё, что движется и засунуть себе в рот, чтобы это всё поглотить. То есть такова была эта ужасная форма жизни, в которой он должен был находиться, потому что было определённое проклятие. И после того, как они его победили, Кабандха, так звали этого демона, заговорил. Он узнал кто они, и когда Лакшман ему ответил, что я брат доблестного царевича Рамы, Кабандха очень возрадовался. Он сказал: «Ну, наконец-то! Наконец-то моё проклятие будет снято с меня!»

Мудрец проклинает Кабандху

00:12:32 И он рассказал о себе. Он рассказал о том, что он был прекрасным гандхарвом, как я уже упоминала, жителем райских планет. Он был очень красив, талантлив. Но что-то в его понимании сложилось не так, и он забавлялся тем, что принимал какие-то устрашающие формы и пугал людей. Он пугал всех, кто ему попадался на пути. То есть ему нравилось вот это ощущение страха, которое он вызывал. И потом он снимал с себя вот эти маски и становился таким каким он был.

00:13:12 Но один раз он напугал великого мудреца, который собирал в лесу травы и коренья. Он выхватил его корзинку и начал уноситься прочь. И тогда мудрец крикнул ему: «Стой! Стой, негодяй!» И голос очень могущественного мудреца заставил его остановиться. И мудрец проклял его. Он сказал ему: «Так как ты неправильно поступаешь с той силой, которая у тебя есть, я тебя проклинаю. Твой ужасный облик, в который ты себя облачаешь для того, чтобы заниматься какой-то деструктивной деятельностью с тобой останется!»

00:14:08 И тогда Кабандха осознал, насколько это всё для него имеет последствия негативные. Он упал перед мудрецом на колени и стал просить: «Пожалуйста, сними с меня вот это проклятие! Я всё понял. Это нехорошо то, что я делал. Пожалуйста!» И тогда мудрец ему сказал: «Твоё проклятие будет снято в тот момент, когда ты встретишься с Рамой и Лакшманой в лесу. Они освободят тебя от этого проклятия». И этот демон Кабандха так и остался в ужасающей форме. То есть он был страшен, но он имел, в принципе, достаточно такое функциональное тело. У него была голова, руки, ноги, всё как положено. И, тем не менее, он был очень могущественный, и он не смирился с тем наказанием, которое он получил от мудреца.

Аскезы Кабандхи привлекают Брахму

00:15:12 То есть в нём был такой бунт. Он не принял свою судьбу, и он считал, что нет, это несправедливо. Он может как-то это преодолеть. И он начал предпринимать аскезу. Он начал предпринимать, в общем-то, тяжёлые испытания. Он подвергал себя этому. То есть он был очень могущественной личностью, у него было много внутренней такой энергии, силы, пока его аскезы не привлеки к себе внимание Брахмы. Брахма – это творец вселенной. Вторичный творец, после Вишну, в соответствии с ведическим взглядом на мир. И Брахма появился перед ним, и тогда Кабандха попросил его благословения о том, чтобы его сила была могущественна, чтобы он был непобедим.

00:16:18 То есть он ещё внутренне сопротивлялся вот этому могуществу мудреца, который смог его проклясть. И он подумал: «Нет, теперь меня так просто не возьмёшь. Теперь я сам буду могущественный. Такой же могущественный и даже больше. И я буду сам решать судьбы других!» И Брахма благословил его, так как тот предпринимал много аскез. То есть он получил то, о чём он хотел. И тогда гордость и опьянение собственной силой дальше сыграла свою злую шутку. Кабандха решил самоутвердиться, потому что он всё-таки хотел себе доказать, что всё, что он делает это правильно.

Гордость – это первый шаг к падению

00:17:11 И когда сила попадает к людям гордым, и в таком негативном плане независимым, то тогда возникают разные-разные неприятные вещи. И прежде всего для них самих. То есть, нет, как говорится, такого стоп-сигнала. Есть просто такая гордость совершенно неостановимая. То есть человеку ничего невозможно сказать. Есть такое выражение, что гордость – это первый шаг к падению. И когда человек уж сильно загордился, он никого не слышит, то дальше просто судьба, ситуация сама сломает его. То есть это он сам себе подписывает приговор таким образом.

Кабандха бросает вызов Индре

00:18:14 И то же самое произошло и с Кабандхой. То есть он настолько возгордился, настолько почувствовал свою безнаказанность, что он бросил вызов самому Индре. А Индра – это повелитель всех райских планет. То есть, можно сказать, что это его господин, так как он был обитателем райских планет. И Индра – это мощный полубог, который управляет и заведует всеми вот этими планетными системами высшими, чем земной уровень. То есть он очень могущественный. И он является старшим и более авторитетным лицом для Кабандхи.

00:19:01 Но, тем не менее, почувствовав свою силу и мощь, и какую-то безнаказанность, как ему казалось, он бросил вызов Индре и вызвал его на бой. Но, конечно, Индра намного могущественнее его. И хотя Кабандха получил силу и могущество от Брахмы, но, тем не менее, он не понял, что на силу всегда найдётся другая сила. И поэтому, так как Кабандха был опьянён своей гордостью и своим, как ему казалось, могуществом, он не соизмерил свои силы. И естественно, Индра его полностью разгромил. То есть он его просто превратил в такую котлету, то есть в такой кусок плоти, такой круглый, как шар. Но он его не убил, так как он уважал волю Брахмы. И Брахма дал благословение Кабандхе, что он не будет уничтожен вот так, в бою.

00:20:24 Но, тем не менее, он его превратил в шар, то есть полностью его изуродовал. Он просто стал таким огромным шаром. И тогда Кабандха взмолился Индре. Он ему сказал: «Как же я буду жить? Как же я буду существовать? У меня же тело совершенно нефункциональное? Как я буду себя поддерживать?» И тогда Индра при помощи своей мистической силы оставил ему две длинные руки и огромный рот. И всё его тело состояло из такого живота и двух рук и рта. И ещё у него был огромный глаз посреди лба, скорее всего. То есть вот такая ужасная форма. Вот во что он превратился, будучи изначально прекрасным гандхарвом, прекрасным небожителем.

Каждый человек прекрасен по своей природе

00:21:26 И это также имеет свой определённый смысл, что по своей природе мы все прекрасны. Каждый человек прекрасен, он совершенен внутри, но неправильно пользуясь своей какой-то независимостью, своей возможностью он просто начинает совершать какие-то уродливые поступки. И его вот такое внутреннее тонкое тело начинает быть таким некрасивым, уродливым в силу того, что меняется его менталитет. И очень часто, во всяком случае, раньше, много говорили о том, что самое главное, чтобы человек внутренне был красив. И сейчас, конечно, уже меньше об этом говорят, но, тем не менее, это всё равно остаётся самым главным. И то, что мы можем видеть сейчас, что люди привлекаются внешне.

00:22:35 И даже говоря в контексте сегодняшнего времени, так как я больше консультирую женщин, очень часто возникает такая проблема, что приходит девушка или женщина на консультацию очень красивая, просто прекрасно ухоженная, создаёт такое впечатление, и у неё не складывается её личная жизнь или отношения с другими людьми. Потому что в конечном итоге всё определяет характер. И хотя внешне человек может выглядеть очень совершенным образом, но если нет внутренней красоты, если он внутренне, скажем так, уродлив, то, что он из себя представляет, то никакие отношения не будут складываться. То есть его красота иссякнет, то есть она потеряет свою силу достаточно быстро и её не будет видно.

Чему нас учит история Кабандхи

00:23:56 Тогда же, когда наоборот, когда есть вот эта внутренняя красота, есть внутреннее наполнение, то несмотря на то, что время течёт и наши физические составляющие начинают, особенно это актуально для женщин, быть утеряны, теряются, но, тем не менее, в отношении с таким человеком всегда остаётся и присутствует вот это состояние красоты. Потому что внутреннее состояние. И эта история Кабандхи именно говорит о том, что человек, несмотря на то, каким бы он ни был красивым изначально, каким бы совершенным ни был, всё равно станет и будет в глазах других таким очень уродливым, если у него дурной характер.

00:24:57 И так же эта история с Кабандхой, то есть само его олицетворение, мы говорили на прошлой передаче, что само имя Кабандха переводится – тот, кто разрушает связи. Бандха – это связь. И на английском есть слово [непонятно], что означает связаться, быть связанным, и «ка» – это то, что разрушает. То есть дурной характер – это то, что разрушает связи. Это то качество, которое мешает нам строить отношения с людьми. И вот этот Кабандха разрушал эти отношения. То есть он не строил позитивные связи с людьми. Изначально он их пугал, был деструктивен.

00:25:52 И пока в нас живёт вот этот Кабандха, пока мы не умеем быть созвучными с людьми, пока мы их не понимаем, пока мы деструктивны по отношению к ним, то мы будем обречены на такое вот неудовлетворение и голод. И это то, как жил в конечном итоге несчастный демон Кабандха, потому что его все боялись, а душа не может жить без любви. Это невозможно. Мы все её поглощаем на том или ином уровне. И так как Кабандха не мог связать ни с кем отношение, единственное, что ему оставалось – это просто пожирать других людей или других живых существ. И это – вот такая алчность, жадность в отношениях. Она возникает у людей, когда они не умеют строить свои взаимоотношения с другими, у них нет адекватного взаимообмена и поэтому они такие ненасытные.

Здоровые и гармоничные взаимоотношения возможны только во взаимообмене, в настроении служения.

00:26:58 Иногда в психологических терминах их называют «вампирами». То есть они просто поглощают других людей. Они просто используют или выжимают всё, что они могут выжать из других людей, так как нет понимания взаимообмена, нет понимания другого человека, его потребности, его природы. И в конечном итоге неумение служить другому человеку. Потому что здоровые и гармоничные взаимоотношения возможны только во взаимообмене, когда есть настроение служения. То есть служение – это когда мы понимаем другого человека, мы понимаем его нужды, его потребности, и мы стараемся этому соответствовать. И тогда естественным образом другой человек отвечает нам тем же.

Кабандха живёт в каждом из нас

00:28:02 Но когда есть вот этот демон Кабандха в нас во всех, то есть это не просто какая-то мистическая, мифическая история о том, что было когда-то очень давно на территории далёкой Индии. Нет, это то, что происходит с нами, в нашей душе, в нашей жизни постоянно. Это вечные истории, в этом их смысл. И вот возвращаясь к этому Кабандхе, который есть также и в нас, особенно, если мы не умеем строить отношения, а жажда любви всегда остаётся у души. То такой человек просто пытается использовать другого человека. Он пытается выжать из него всё, что ему нужно для себя. Но, на самом деле, всё носит такой нездоровый характер. Как уже упоминалось, термин существует такой «вампирический» характер: когда люди, или те, с кем мы строим отношения, но если мы их не понимаем, и хотим только для себя, то есть такое эгоистическое — потребительское умонастроение, то мы просто всё тянем себе в рот, чтобы это сожрать, образно выражаясь. Естественно, это повергает на какое-то одиночество, на негатив других в отношении нас. И наше желание, чтобы кого-то схватить и съесть, найти себе какую-то очередную жертву.

00:29:38 И конечно, мы люди цивилизованные и культурные, может быть у нас это не проявляется вот в таком диком виде, как это проявлялось у Кабандхи, но на тонком плане, в той или иной степени, если мы неудовлетворены, если мы постоянно на что-то обижены, если мы постоянно в какой-то претензии, то нужно себя продиагностировать на наличие в нас вот этого Кабандхи. Насколько мы сами способны понимать других людей, насколько мы сами способны отвечать их потребностям и нуждам? И тогда, если мы действительно это умеем делать, то мы никогда не будем в каком-то таком жажде, голоде и не довольствии, и претензии.

00:30:30 Конечно, в той или иной мере в нас это присутствует. И в какой-то степени, минимум мы не святые. В какой-то степени он допустим. И периодически нами могут овладевать разные настроения. Опять же, мы живые люди и большинство из нас, во всяком случае, если говорить о лекторе, то мы далеки от святости. Это всё происходит. Но если это как сценарий, если это мы постоянно в хроническом таком умонастроении, если мы не умеем контролировать этого своего внутреннего Кабандху, то мы должны постараться это в себе увидеть и задать себе вопрос: «Что со мной не так?».

Рама расколдовал Кабандху

00:31:22 И здесь дальше из повествования мы видим, что Рама и Лакшмана, Рама – это проявление высшей божественной природы, он излечил вот этого Кабандху. Он его расколдовал. Поэтому мы можем опять же сделать такой вывод, что при помощи духовной практики, при помощи очищения своего сознания мы сможем подняться над своими определёнными сценариями, своей жизнью. Увидеть некие вещи, которые мешают нам быть счастливыми и быть гармоничными.

00:32:05 И далее, после того как вот этот демон Кабандха всё осознал, он увидел, он получил общение с Рамой, и Рама и Лакшман спросили его: «Что нам делать? Мы ищем Ситу». То есть Рама рассказал ему также всю свою историю, и Кабандха ему сказал: «Я смогу ответить тебе на твой вопрос, что тебе делать, куда тебе держать путь. Так как я гандхарв...». А гандхарвы, жители райских планет, обладают мистическими силами и могут видеть гораздо больше, чем люди. А Рама играл роль человека, он не использовал какие-то мистические силы.

00:33:05 Хотя, конечно, как проявление Верховной Личности Бога, он обладал ими в полной мере, но опять же, на земле, когда проходила «Рамаяна», Рама играл роль человека. И поэтому он не использовал все свои возможности, не выходил за рамки человеческой формы жизни. И поэтому Кабандха мог ему помочь как гандхарв. Он сказал, что «В этой уродливой форме я не смогу тебе помочь, но если вы её полностью уничтожите, если вы сожжёте моё тело, то тогда проявиться моя истинная форма, и я скажу тебе, что вы должны делать дальше для того, чтобы найти и вернуть твою жену Ситу».

Огонь духовной практики и самоосознания сжигает пороки и недостатки

00:34:02 И тогда Рама и Лакшман возвели погребальный костёр и туда водрузили такого истекающего кровью и уже практически не дышащего Кабандху. И Кабандха, его ужасная форма, была сожжена в этом огне. Также как и наши все негативные недостатки, наши негативные стороны, пороки, сжигаются в огне духовной практики, в огне самосознания. В огне, когда мы как-то развиваем себя и встречаемся истинным знанием, с носителями этого знания. То есть наши негативные стороны трансформируются в таком огне.

00:35:07 И когда это произошло, то перед ними ужасная форма этого чудовища сгорела. И перед Рамой и Лакшманом предстал удивительный и прекрасный гандхарв, небожитель, и он склонился перед ними. И уже в своей такой прекрасной совершенной форме объяснил им, куда держать путь. И он показал, в какую сторону они должны двигаться. И он сказал Раме и Лакшману: «Вы должны двигаться в направлении...» там, по-моему, север или запад, я уже не помню деталей, «...в направлении горы Ришьямукхья, и там вы найдёте Сугриву».

Сугрива: важность действовать сообща

00:36:00 А Сугрива был ванаром. Или их ещё называют обезьянами. Но это не те обезьяны, не те мартышки, макаки, которые мы можем видеть сейчас. Это была другая эпоха, это была Двапара-юга, и землю населяли различные живые существа, которые были близки к человеческой форме жизни, но они не были, в общем-то, по форме своей людьми. Это были, я не знаю, если сравнивать, наверное, их можно сравнивать с Йети или снежными людьми, которых иногда встречают где-то в горах. Вот, наверное, что-то типа этого. То есть это была какая-то такая форма жизни. То есть они обладали человеческим разумом, но при этом они обладали огромной силой, и также им присущи были мистические способности. То есть это были как бы полубоги, и люди какие-то животные, то есть это была такая смесь. То есть такая мистическая форма жизни. Они назывались ванары. Они жили в лесу. «Вана» на санскрите – это лес. И они, в общем-то, были похожи на обезьян. Они умели разговаривать. Им был присущ человеческий разум.

00:37:37 И Кабандха адресовал Раму и Лакшмана в направлении горы Рикшьямукхья, где находился вот этот Сугрива. Сугрива был также царём ванаров, царём обезьян. И тогда Кабандха дал свои уроки, дал уроки взаимоотношений Раме и Лакшману. То есть он сам реализовал это в своей жизни. Он исправился, можно так сказать, и поэтому он давал уроки об отношениях. Итак, он сказал Раме, что «тебе нужно идти на гору Рикшьямукхьи и найти там Сугриву. Дело в том, что Сугрива прячется от своего могущественного брата Бали. Бали выгнал Сугриву из своего царства, забрал себе всё царство, и забрал себе его жену. И изгнал самого Сугриву из этого царства».

00:39:05 То есть Кабандха обратил внимание Рамы на то, что они находятся в похожих условиях. Так же как и Рама был изгнан из Айодхьи, он был изгнан своим отцом, и так же была похищена его жена. То же самое, те же бедствия терпел и Сугрива. И он ему сказал: «Иди к Сугриве, и Сугрива тебе во всём поможет. То есть у вас похожие ситуации». И также он ему сказал, что: «Ты должен будешь принять Сугриву. Ты должен будешь подружиться с ним». То есть это другой урок, урок взаимоотношений.

00:39:57 То есть несмотря на то, что Рама был царевичем, был таким, выражаясь нашим языком, самого высокого аристократического рода, этот Сугрива был просто обитателем леса, практически обезьяной, но тем не менее Раме надо было с ним подружиться. И Кабандха сказал, что: «Иди к Сугриве. Он тебе поможет». И из этого мы можем сделать вывод, что, несмотря на всё наше, может быть, высокое положение в этом мире, и самое высокое положение, которое занимал Рама, тем не менее, мы будем успешны, если мы будем действовать сообща.

00:40:56 И всегда есть тот, кто обладает чем-то, что у нас нет. И далее Кабандха объяснял Раме, что: «Сугрива обладает, опять же, мистическими силами. Он обладает огромной силой и очень хорошо знает географию. Потому что, когда Бали изгнал его, и хотел уничтожить, он гонялся за ним по всему земному шару, но Сугрива спрятался на этой горе Рикшьямукхья, это было единственное место, куда доступ для Бали был закрыт. Там были определённые причины, по которым он не мог туда ступить. Но, тем не менее, Сугрива очень хорошо знал географию.

Первый закон дружбы: даже среди единомышленников очень важно иметь созвучных людей

00:42:00 И он поможет в поисках Ситы, и также он будет твоим другом, твоим единомышленником, потому что он испытывает те же трудности, что испытываешь Ты». Поэтому, опять же, – это другой закон дружбы. Для того чтобы у нас были отношения, завязывалась дружба, очень важно иметь какую-то общность с человеком. И даже, несмотря на то, что, даже если мы находимся вместе, мы единомышленники и мы вместе развиваемся, тем не менее, недостаточно ещё даже того, что мы все являемся душами и все ищем какой-то путь к просветлению. Тем не менее, важно, чтобы человек ещё был единомышленником. То есть, чтобы у нас была общность.

00:43:02 То есть, в любом деле очень важно искать, что называется, своих людей. Поэтому дружба – это основной момент, который помогает нам в любом деле, в любом развитии. То есть важно искать похожих с нами людей, мы должны быть в чём-то очень сильно созвучны. То есть это не просто безличная какая-то практика или безличный путь. Нет. Мы всегда должны, чтобы быть успешным, искать себе единомышленников. Даже среди единомышленников очень важно иметь людей, которые будут нам созвучны. Это определяет наш успех.

00:43:54 Поэтому очень часто мне приходится слышать от людей, которые идут по духовному пути, что они в чём-то не успешны. Потому что духовный путь достаточно сложен, как мы уже немножко об этом говорили, затронули эту тему, что приходится преодолевать вот этих внутренних демонов и будет всегда очень сильное сопротивление и внутреннее, и внешнее. Но для того, чтобы мы были успешны, нам очень важны единомышленники. Нам нужны люди, которые будут нам созвучны, даже в духовном пути. И возвращаясь к этой теме, очень часто, когда встречаешь человека и он не очень успешен в духовной жизни, то один из моментов, который возникает как причина этого, что у него нет друзей, или хотя бы одного друга, с кем бы у него были бы достаточно близкие отношения.

00:44:57 Это очень часто. Не только это, но это одна из причин, почему люди бывают неуспешны на духовном пути, либо на каких-то других этапах своего развития. Даже если говорить о материальном контексте, тот же бизнес, ещё какие-то проекты, чтобы они были успешны, очень важно иметь единомышленников. Очень важно иметь среди единомышленников созвучных тебе людей. То есть даже один друг – это уже такой зелёный свет на нашем пути. Поэтому очень важно, если мы хотим быть в чём-то успешными, если мы хотим что-то получить в жизни, к чему-то прийти, то очень важно иметь своего человека.

Второй закон дружбы: различия принимаются

00:46:00 И именно таким человеком, если можно так выразиться, он был не совсем человеком, он был ванаром, или обезьяной, для Рамы был Сугрива. И Кабандха объясняет Раме об этом, что: «Ты должен его принять. И несмотря на то, что у вас есть созвучие и он будет твоим другом, но это второй закон дружбы, что вы такие разные». То есть Рама был, как мы уже говорили, он был царевичем, а Сугрива был, кем он был там обезьяной, ванаром, лесным жителем. То есть это другой закон дружбы, что принимаются различия. Тут такое очень сильно явное различие, но, тем не менее, оно принимается. И в любом деле, в любых отношениях для того, чтобы быть успешными им очень важно руководствоваться вот этими двумя принципами, двумя, скажем полюсами.

Дружба – баланс полюса единства и полюса различия. Необходимое условие любых взаимоотношений

00:47:11 И истина, как говорится, она всегда посередине. То есть между полюсом различия и полюсом какого-то единства там находится дружба. То есть мы должны уметь принимать различия другого человека. Уметь это принять, и в то же время видеть то, в чём мы созвучны. И когда вот эти два условия соблюдены, то есть принятия различия, и такой фундамент, в чём мы созвучны, возможна дружба. И опять же, это необходимое условие любых отношений. Хотя формально мы принимаем: кто-то выше, кто-то ниже, кто-то старше, кто-то младше, но ,тем не менее, всё равно, любые отношения несмотря на то, что они имеют разную внешнюю градацию, строятся на фундаменте дружбы.

00:48:17 И между старшими и младшими - это дружба. Только в таком случае, если есть дружба, возможны отношения. Между мужем и женой, хотя очень часто говорят, особенно в ведическом контексте, что муж является старшим по отношению к жене - да, в какой-то степени так. В плане ответственности, в плане каких-то силовых моментов, принятия на себя тяжёлых ударов - в этом плане мужчина старше, чем жена, чем женщина. Но, тем не менее, их отношения возможны только на платформе дружбы - там, где они находят свою общность, где они равны. То есть ты не можешь строить дружеские отношения ни с кем, если ты всё время подчёркиваешь свою разность.

00:49:20 Но в то же время, тут важно соблюсти то, что мы должны допускать и позволять другому человеку быть другим. Вот эти два таких момента, две основополагающих платформы дружбы и вообще любых отношений, которые объяснил Кабандха Раме и Лакшману, направляя их на гору Рикшьямукха, чтобы они встретились с Сугривой и дальше их путь, их поиски увенчались успехом. Я думаю, что, наверное, я уже достаточно тут поговорила, рассказала. Может быть, есть какие-то ещё вопросы и замечания, предложения? То есть что-то в плане диалога?

Ответы на вопросы

00:50:24 [Ведущая] Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари, за этот замечательный рассказ. Вечером так приятно слушать было эти истории. А ещё приятнее размышлять над этими уроками. У нас есть несколько вопросов. И вот постараемся на них сейчас получить ваш ответ. И первый вопрос: «Почему всё равно встречают по одёжке? Так часто говорят о важности внутренней красоты, а всё равно мужчины любят красивых и с крутым характером».

00:50:55 [Гуна Манджари] Это нормально. То есть существует определённый этикет, существует определённая культура. Это никто не отменял. То есть тут весь этот рассказ говорит о сути. О сути дружбы, о сути взаимоотношений. Но у всего есть свои условия. И условия, особенно мужчина женщина. Женщина является носительницей красоты, поэтому она должна быть гармонична. То есть это необязательно, что она должна соответствовать какому-то общепринятому такому стандарту или навязанному стандарту. Но женщина по своей природе должна, и это для неё естественно, она стремиться к гармонии, и для неё это нормально. То есть мужчина ищет в женщине красоту и она выражается и внешне тоже. 00:51:58 Потому что вот эта сама история про Кабандху. То есть изначально он был красивым. И эта красота и внешне проявилась в нём, когда эти злые чары были развеяны. То же самое женщина, если она внутренне гармонична, если она внутренне созвучна со своей природой, то она и внешне будет стремиться к тому, чтобы… и к внешней гармонии она будет стремиться. То есть опять же, это понимание индивидуального характера. Это не девяносто-шестьдесят-девяносто. Нет. Это всё очень внешне.

00:52:44 Но опять же, внутренне состояние её будет её толкать к тому, чтобы находить какую-то свою гармонию. То есть быть в какой-то форме, выражать свою красоту через внешние какие-то формы и проявления. То есть это не значит, что я такая внутренне красивая, но я себя полностью запустила, и я не слежу за собой, я не нахожусь в тонусе. То есть тут какое-то есть противоречие в этом. Поэтому, если есть вот это соответствие внутреннее с внешним, то есть опять же, это необязательно должно быть то, что сейчас пропагандируется и какие-то навязываются стереотипы. Нет, это нестереотипное понимание. Но если есть эта внутренняя гармония, и женщина стремится к внешнему её проявлению, то обязательно проявится мужчина, в глазах которого это будет то, что ему надо. На каждый цветочек обязательно найдётся какая-то бабочка, какая-то пчела. То есть будет привлекателен, будет привлекать. То есть тут нужно к какой-то гармонии прийти.

00:54:08 [Ведущая] Есть такая известная цитата: «Не красота считает, кого мы любим, а любовь считает, кого мы считаем красивым». Вот может быть в этом контексте она тоже подходит?

00:54:20 [Гуна Манджари] Да. Бесспорно, бесспорно. Потому что когда есть эта внутренняя красота, то это обязательно проявится и во внешнем проявлении и это привлечёт того, кто это увидит.

00:54:35 [Ведущая] Главное, встретить, который ценит именно вашу внутреннюю красоту. И тогда переходим к следующему вопросу. «Объясните, пожалуйста, вот в истории про Раму и Сугриву, он обладал знаниями, которые нужны были Раме. И вы сказали, что друг обладает чем-то, чего у нас нет. Получается дружба строиться на каких-то корыстных интересах?»

00:54:59 [Гуна Манджари] Дружба строится на интересах. То есть нам должно быть интересно с человеком. То есть у нас есть какие-то интересы. Это естественные вещи. Нам интересен человек, у которого есть то, что нам интересно. И так как их цели были чисты, то есть они были, в общем-то, и возвышенны, то это не та корысть, о которой мы говорим, когда мы произносим слово корысть. То есть там есть интерес. Интерес. Если говорить о корысти, как интересе, то да. То есть что-то нас должно привлекать. Это бесспорно. То есть вот в этом контексте.

00:55:52 Но, если говорить о таком меркантильном интересе, таком приземлённом интересе, тогда это будет корысть. Но если говорить в плане развития, в плане качеств, то есть нас привлекает человек, у которого есть качество, которых у нас нет, то такого рода корысть обладает чистой природой, она обладает естественным таким своим проявлением. И в этом нет негативного такого аспекта. Это нормально. То есть мы все обмениваемся чем-то друг с другом. Это естественно. Это естественный и живой процесс. То есть жизнь и есть взаимообмен. Это нормально.

00:56:40 [Ведущая] Спасибо большое за объяснение. Вот ещё один вопрос про дружбу то же. «В дружеских отношениях всегда стараюсь быть понимающей и принимающей. Людям приятно дружить со мной. Но сама я не чувствую такого наполнения, потому что чувствую, то люди не готовы также принимать и понимать меня. Может быть, у меня какие-то большие ожидания от дружбы?»

00:57:04 [Гуна Манджари] Да. Здесь нужно себя, опять же, проверить на определённый сценарий, насколько я могу дружить с людьми сама. То есть насколько я могу сама принимать их дружбу. Не просто давать что-то, что им нужно. И всегда этот сценарий, когда мы даём то, что нужно людям, но не открываем себя, не делимся своими какими-то потребностями, этот сценарий всегда имеет природу жертвы. И жертва, у неё всегда есть преувеличенные ожидания. То есть она всегда ждёт, что за то, что я буду как-то удовлетворять других людей, как-то отвечать их потребностям, они откликнуться тем же самым. Они будут также реагировать на мои потребности.

00:58:03 Но дело в том, что чем сценарий отличается от здорового взаимообмена, что во здоровом взаимообмене, как мы говорили, есть принятие природы другого человека и понимание природы другого человека. То есть мы принимаем другого человека, его возможности быть нам взаимным, его возможности отвечать нашим потребностям. При этом мы также ему, ей, мы как-то сигнализируем. Мы откровенны, мы даём знать о своих потребностях и своих нуждах. Потому что дальше, на примере Рамы и Сугривы мы увидим вот этот, как это сказать, равный взаимообмен. То есть не только Рама помогал Сугриве или Сугрива помогал Раме. Они друг другу помогали.

00:59:07 То есть Рама пришёл к Сугриве со своей бедой, он ему рассказал о своих проблемах, и Сугрива вызвался ему помочь. Так же как и Рама был в курсе его проблем. То есть это то, что называется в ведической психологии, открывать свой ум. То есть если мы пытаемся решать проблемы другого человека, но при этом мы закрыты, он не понимает нас, он не знает наших проблем, то мы не можем ожидать, что он будет отвечать нам какой-то взаимностью, или отвечать нашим каким-то ожиданиям. Он нас не знает внутренне. И поэтому дружба должна строиться на такой внутренней открытости. То есть это тот человек, которому мы можем открыть, мы доверяем. У нас есть доверие.

01:00:03 И у нас планировался сегодня ещё разговор о доверии, но это уже, наверное, в следующий раз, потому что это тоже объёмная такая тема. Но опять же, это очень важно иметь доверие в отношениях. Потому что этот сценарий, когда только мы помогаем, когда только мы отвечаем на нужды и потребности других людей, но мы не встречаем это в свой адрес говорит о том, что у нас нет отношений доверия. Мы не доверяем. Мы не открываем людям наши потребности, наши какие-то слабости или ещё что-то. То есть мы пытаемся быть в позиции такого сильного, я сейчас решу твои проблемы, я сейчас тебе помогу, и подспудно мы ожидаем, что это произойдёт и с его стороны, с их стороны этих людей. Но это не происходит, потому что мы сами взяли на себя роль сильного.

01:01:02 Тогда как дружба – это отношения равных. Потому что мы можем видеть на примере Рамы и Сугривы, то есть Сугрива был в чём-то, Рама был силён в чём-то другом. То есть Рама обладал огромной мощью, огромной силой. Его стрелы не знали поражения. Но Сугрива обладал знанием, пониманием местности и он мог возглавить целое войско этих обезьян. Но они были открыты и откровенны друг с другом. И тогда вот эта взаимопомощь была возможна в этом случае. И принимающей также друг друга.

01:01:48 [Ведущая] Получается, что дружба возможна только между людьми, какими-то сильными внутренне. То есть люди с дефицитом не могут создать гармоничные отношения в том числе и дружеские. Так ли это?

01:02:01 [Гуна Манджари] Это естественный вывод, который напрашивается из того, что мы сказали. Да. То есть только человек сильный, а сильный именно не в плане того, что он такой могущественный. Сильный человек — это тот, кто может признать свой страх, свои какие-то слабые стороны. Уже говорит о силе. Потому что когда мы это признаём, когда мы это видим, мы это открываем, это означает, что мы поднимаемся над этим. То есть дружба может строиться именно на позиции открытости и доверия. Это необходимая составляющая дружбы. Иначе это будет сценарное поведение.

01:02:47 [Ведущая] Как глубоко раскрывается эта тема. Спасибо вам, дорогая Гуна Манджари за это. И последний вопрос по времени на сегодня. Про гордость. Мы начали именно с этого качества, и слушательница пишет нам: «Откуда возникает гордость? Ведь это, как я поняла, неестественно для души?»

01:03:04 [Гуна Манджари] Для души неестественно, но для нас очень естественно. Потому что мы находимся, душа духовная по свое природе, она находится в материальном мире. То есть это совершенно неестественная для неё среда. И чтобы находиться здесь у нас есть определённый скафандр нашего такого тонкого тела. И туда входит это вот эго. Наше ложное эго, которое отождествляет себя с этим телом, со всем, что связано с этим телом. И оттуда, из иллюзии, из ложного самоотождествления, возникает вот эта гордость. Это материальная энергия, в которой мы находимся, которая на нас влияет. Её ещё называют майя, вот эта энергия материи.

01:03:56 И душа, будучи духовной, будучи совершенной, совершенно ничего общего не имеющая с материей, под влиянием вот этих материальных элементов впадает в иллюзию. Она начинает себя принимать за то, чем она не является. И само состояние иллюзии, состояние вот этой гордости обладает неким таким опьяняющим вкусом. То есть это как вино, или какой-то наркотик. Мы его принимаем и нам хорошо. То есть вот это состояние гордости несёт некое такое удовольствие. И это даже учёные нейрофизиологи это подтверждают, что когда мы над кем-то самоутвердимся, то есть над кем-то мы возвышаемся, вырабатываются определённого рода эндорфины у нас в мозгу. Так что всё не так просто.

01:05:02 То есть мы стремимся к тому, чтобы стать выше. Но это чисто животные такие проявления в человеке. Животные стремятся побеждать друг друга таким образом. И поэтому человек – это вот такое место боя между животным и божественным началом. И поэтому в нас есть и то и другое. В нас есть и духовная составляющая, и духовная возможность к самоосознанию. В нас есть вот эти животные или демонические, как их также называют, составляющие. И кто победит. Кого мы кормим, как в этой старой индейской притче. Поэтому именно в этом и существует задача человека в том, чтобы наблюдать в себе и ту и другую тенденцию и контролировать одну, и давать возможность развиваться другой. Поэтому мы не можем быть избавлены от гордости. Это составляющая.

01:06:03 Это данность, как то, что в доме есть пыль. Мы не можем от неё избавиться. Она будет приходить. Она будет появляться. Но мы можем контролировать этот момент. Мы можем её протирать. Но полностью от пыли мы не можем избавиться. То же самое и с гордостью. Она будет приходить, будет проявляться. Как то, что само наше пребывание в этом мире мы будем подвергаться этой гордости. Но что мы с этим будем делать, вот это уже наш выбор. Мы не можем выбрать, чтобы нам полностью не гордиться. Это невозможно. Мы будем испытывать эти чувства. Но что мы с этим будем делать, вот это уже наш выбор, это уже наша воля, свобода воли.

01:06:54 Поэтому нам просто нужно знать о такой тенденции и просто не принимать это всё всерьёз, когда вдруг мы почувствуем какую-то гордость, превосходство над кем-то. Это нормально, что мы это чувствуем в материальном мире. Просто не нужно принимать это очень серьёзно. Не нужно предавать этому значение. И таким образом, мы сможем контролировать вот эту природу гордости и давать возможность нашим более высоким, божественным качествам проявляться. Вот так и проходит этот путь.

01:07:34 [Ведущая] Слушаю вас, каждый раз заряжаюсь каким-то спокойным чувством уверенности, что всё, мы движемся по этому пути развития. Движемся, и всё будет только лучше и лучше. Спасибо вам большое за это чувство спокойствия и уверенности, и за эти удивительные знания, которыми вы с нами делитесь. Хочется слушать вас ещё и ещё, погружаться в уроки Рамаяны и очень надеюсь, что через неделю мы снова в это погрузимся.

01:08:04 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое. Потому что мы все создаём вот это пространство, в котором мы все обогащаемся. И как я говорила уже, это взаимообмен. Сегодня об этом была передача. И я надеюсь, что этот день задаст очень хорошее начало всему году, и мы будем все развиваться, двигаться вверх, к нашей естественной природе. И, надеюсь, мы будем ещё встречаться. До встречи и до свидания!

01:08:36 [Ведущая] Спасибо вам большое! До свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 05 августа 2019