Лилы – вечные истории

Веда Радио - 08 April 2019
Лилы – вечные истории. Эпоха Водолея. Глобализация. Мы все – одна семья. Универсальные принципы. Дхарма – Вселенский Закон. Наваратри. Воплощение Рамачандры на Земле. Недоверие и зависть. Важность правильного общения. Изгнание Рамачандры. Ответы на вопросы: как понять, что религия мне подходит? Как общаться с завистливыми родственниками? С кем делиться сокровенным? Как наладить личностный контакт с Богом?
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:08:44 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 127 | скачано: 179 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:05 [Ведущая] Доброго вечера вам, дорогие слушатели! Спасибо, что проводите его вместе с нами. Меня зовут Анна. Древний эпос «Рамаяна» - это не сказка о самом праведном царе и его возвышенной супруге. Это описание взаимоотношений божественной четы. И это уроки для нас с вами, которые уже сегодня мы можем понять и начать применять в своей жизни. С уроками Рамаяны к нам сегодня выходит в прямой эфир наш замечательный лектор Гуна Манджари. И, прежде чем я передам ей слово, я на всякий случай вам напомню, что все интересующие вас вопросы вы можете оставлять на сайте Ведарадио.фм или присылать им нам в вотсаппе и вайбере по номеру телефона +79002390963. Итак, погружаемся в Рамаяну. Я передаю слово нашему лектору. Здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:58 [Гуна Манджари] Здравствуйте, Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

Лилы – вечные истории

00:01:02 [Ведущая] Так здорово, что совсем скоро, вот уже в это воскресенье, ведический мир празднует день явления Господа Рамы. Мне кажется, что так символично, что мы говорим именно о его жизни в этом мире, о его деяниях.

00:01:18 [Гуна Манджари] Да, это очень благоприятное время сейчас вспомнить о вечных. В ведической культуре это называется «лилы». «Лила» - это взаимоотношения и истории, которые случались, когда Господь Рама посещал Землю, посещал Бхавату Варшу, так называлась Земля в то время. И, действительно, как вы правильно заметили, это вечные истории, вечные лилы, потому что чем отличаются лилы, опять же назовём их «лилы», от каких-то взаимодействий, от историй, может быть, обычных человеческих лидеров или каких-то таких в общем-то вещей, которые происходили в истории.

00:02:14 То, что происходило в истории на человеческом уровне, оно временно и оно смывается как, образно говоря, волнами этой же истории, как море смывает песочные замки, которые построены на его берегу и оно уходит в небытие. Всё, что было в человеческой истории. Но если говорить о таком уровне история трансцендентная, духовная история, то то, что происходило тогда, оно происходит вечно. И оно актуально для нас с вами, для всех живых существ. Это не просто что-то такое абстрактное, что было когда-то тогда.

00:03:06 И к нам это имеет очень такое, очень, можно сказать, никакого отношения в общем-то к нам сейчас живущим, какие-то исторические события мало имеют отношения. То есть это всё в прошлом. Но духовные истории всегда актуальны. Они не бывают в прошлом. Они всегда происходят в настоящем. И сегодня мы немножко попробуем к этому прикоснуться, потому что к этому невозможно прикоснуться в полной мере, потому что всё, что связано с духовными вещами, оно бесконечно. Как и в Ведах говорится, что наш дух, наша душа, она является по природе своей «сат чит ананда», но вот категория «сат» - это категория вечности, категория бесконечности.

00:04:07 И вот также все истории, которые связаны с духовной реальностью, они тоже обладают этой природой. И поэтому они неисчерпаемы. И, допустим, не так давно в Индии в деревнях, когда не было ещё, технический прогресс не шагнул так широко, и люди жили достаточно близко к природе, достаточно близко общаясь со своим внутренним миром, они не были так отвлечены вот этими внешними вещами, то существовали такие традиции. То есть не было какой-то поп-культуры, и люди не развлекали себя. Опять же, у них не было возможности всем, что связано с техникой, себя как-то занимать. То существовали такие собрания, как назывались «катхи», когда читалась обычно или Махабхарата или Рамаяна.

00:05:11 И вот люди собирались и слушали вечерами и, особенно, в какие-то благоприятные дни, вот как сейчас, они слушали истории о Господе Раме или Махабхарату. И это было всё время. Читались как бы одни и те же истории, слушались или ставились театральные постановки, где актёры изображали события, которые происходили в ту пору, когда Господь Рама присутствовал на Земле. И люди это слушали и смотрели. Это было постоянно. Те же события, но это смотрелось и слушалось регулярно в течение всей жизни. Люди так жили. Каждый раз это открывалось новой гранью. Каждый раз это имело определённую связь с жизнью и это оживало, это как-то внутренне соприкасалось с душой, внутренне соприкасалось с эмоциональным миром человеком.

00:06:21 И это всё, в общем-то, очень живо было отражено во внутренней жизни людей. И у них был достаточно такой, выражаясь современным языком, богатый внутренний мир. И это никак не было связано с какими-то техническими стимуляторами, с интернетом, со всем тем, что у нас есть сегодня и что мы поглощаем достаточно в больших количествах. И всё равно эта как бы наша определённая такая жажда внутренняя всё равно не удовлетворяется. Нужно больше и больше. А люди слушали одни и те же истории, и это делало их, это удовлетворяло их внутренние потребности. Это насыщало, наполняло их.

00:07:17 Потому что это истории из области вечного, из области духовного, что непосредственно связано с нашей душой. И они были счастливы и гармоничны. А в такой, казалось бы, простой жизни, но она уходила ввысь и вглубь в бесконечные какие-то такие источники, поэтому это был немножко другой опыт. Поэтому это очень важно как-то питать свою душу такими историями. И в принципе неважно в какой человек находится, какой у него духовный путь, он выбрал. То есть это всё универсальные знания, универсальные принципы.

Эпоха Водолея. Глобализация. Мы все – одна семья

00:08:14 Это важно особенно в наше время. Мы живём в такую эпоху. И астрологически она известна как эпоха Водолея. То есть произошла смена каких-то таких временных отрезков, определённых временных влияний. То есть астрологически это называется «эпоха Водолея», когда с одного влияния, одного астрологического знака, она меняет на другой, время меняет. И влияние тоже меняется на планету, в которой мы находимся. И сейчас время такое, что оно больше, так как Водолей – это такой глобальный, общечеловеческий принцип, то сейчас время идёт к глобализации, когда люди перестают, выходят за какие-то тесные рамки каких-то, может быть, конфессиональных, национальных или других каких-то -измов.

00:09:25 И начинают смотреть на вещи более широко, понимая, что мы все – дети этой планеты, на которой мы живём и мы все - одна большая семья. То есть это вот, что называется, глобализация. Это то влияние, влияние эры Водолея, которая сейчас существует. И поэтому сейчас именно более такое широкое видение, широкое понимание, оно будет очень конструктивным, что ли. Это, конечно, не означает, что мы как-то идём каким-то серединным путём. То есть мы не идём по какой-то конкретной духовной практике. А мы смешиваем всё вместе. Это тоже неправильно.

Универсальные принципы

00:10:23 То есть это означает, что да, мы следуем какой-то традиции, какой-то школе, скажем так, потому что духовные традиции или какие-то религиозные учения – это всё определённые школы. И человек должен учиться, следуя какой-то определённой программе, следуя какой-то школе. Но, тем не менее, сейчас приходит время, когда наряду с тем, что мы идём по какому-то определённому формату обучения, наряду с этим наше сознание должно расширяться в плане того, чтобы видеть какие-то универсальные принципы, которые заложены во всех, во всех религиозных учениях, во всех духовных авторитетных направлениях, которые себя, скажем так, доказали проверкой временем. Они существуют веками.

00:11:24 Поэтому сейчас время такого видения, когда мы учимся видеть широко. И, это очень важно понимать, независимо от того, к какому духовному пути вы себя относите. Тем не менее история из Рамаяны имеют универсальные принципы. Их можно применять в любом направлении, в котором бы ни находился человек. И они будут приносить ему пользу. Именно там, где он находится. Потому что, опять же, Рама он приходил на Землю, чтобы ещё раз утвердить, восстановить и показать законы Дхармы.

Дхарма – Вселенский Закон

00:12:10 Дхарма – это Вселенский Закон. Или как в стране есть уголовный кодекс, определённые законы или законы Конституции. То же самое есть микро и макро космос. То Вселенная также имеет Законы, свою Конституцию. Поэтому независимо от того, по какому пути, какой путь выбрал человек. Или, как мы уже определили, какую школу выбрал человек или, как мы уже определили, какую школу выбрал человек, тем не менее общие законы универсальные, они существуют. И поэтому их очень важно знать и понимать. И поэтому Рама, Господь Рамачандра, является считается как седьмая аватара Верховной Личности Бога в соответствии с Ведической философией. Он явился на Земле для определённой миссии. Как и все аватары. Каждая из них имеет определённую миссию.

00:13:15 Также и Господь Рамачандра явился на Землю для того, чтобы его миссией была Дхарма или, как это можно выразиться, упрочение, что ли, вот этого Вселенского Закона. И поэтому это очень важно. Очень важно, чтобы люди это понимали, чтобы они следовали. Потому что, как говорится в уголовном кодексе, что «незнание закона не освобождает от ответственности». И поэтому лучше его знать. И это очень важно каждому из нас. Слово «дхарма» происходит от санскритского корня. И корень «дхар» переводится как «то, что поддерживает».

00:14:19 И поэтому эти внутренние законы у каждого из нас есть, своя философия. И поэтому человеку как фундамент важно иметь, то есть у каждого, как я уже говорила, есть своя философия. Это определённый фундамент, на который строится вся наша жизнь. И поэтому очень важно иметь реальный фундамент. Чтобы он был реальным. Чтобы он был прочным. И чтобы какие-то ветра или бури, которые бушуют в нашей жизни, какие-то проблемы, какие-то ситуации, которыми щедро может нас жизнь снабжать, выводя нас из точки равновесия. Но если мы склонны придерживаться законов Дхармы, если у нас есть эта основа, то нас ничего не пошатнёт, нас ничего не сломает.

00:15:22 И поэтому очень важно понимать, знать эти вечные законы. И сейчас, когда такое время с одной стороны даёт очень много преимуществ, открываются многие вещи, становятся как бы открытыми многие философии, многие учения. И очень часто бывает, что люди запутываются. И существует некое такое также утверждение, что «у каждого своя правда». И это так, в каком-то относительном ключе, это верно. То есть каждый с какой-то своей позиции смотрит на мир. И в какой-то степени это можно сказать, что так оно и есть. Но тем не менее существуют универсальные Законы. И они не относительные. Они абсолютны для всех.

Наваратри

00:16:18 И вот также одно из причин, по которой Господь Рама приходил на Землю, именно проявить, дать эти вечные универсальные законы, которые не зависят от нашей относительной какой-то индивидуальной правды. Это нечто такое глобальное. И оно актуально для всех. И это также одна из причин его явления. И в то же время сейчас идёт такое тоже особенное время, как Наваратри. И об этом много тоже говорится, что Наваратри – это дни, которые посвящены Богиням. Их три. Они все олицетворяют собой (особенно женские темы, форумы освещают этих Богинь) женскую природу, силы которые существуют и в этом мире, и в других мирах.

00:17:32 То есть и это Богиня Дурга, которая олицетворяет собой саму материальную природу. В которой мы живём. То, что мы называем самой вот этой природой. Потом дальше идёт чествование Сарасвати. Сарасвати олицетворяет собой аспект тоже это проявление женственности, женской энергии. И Сарасвати олицетворяет собой аспект мудрости, аспект знания, какой-то такой интуитивного плана подход к жизни. И третья фигура, которую чествуют в эти дни, - это Богиня Лакшми. Которая олицетворяет собой саму женственность, как красоту, как процветание, как удачу.

00:18:32 И это происходит перед тем, как Наваратри – эти девять дней («нава» - это девять), они по три дня на каждую личность приходятся. И вот эти девять дней как раз связаны с историей о Господе Раме. И Наваратри заканчивается в тот день, когда приходит Господь Рама. И Наваратри отмечают два раза в году. Это сейчас весенний Наваратри. И есть ещё осенний, когда тоже Наваратри заканчивается приходом, возвращением Господа Рама в Айотхию. В то место, откуда он был изгнан в лес.

00:19:27 И вот вся история Рамаяны была разыграна. И также Наваратри связана с приходом Господа Рамы. Сейчас его явлением в этот мир, а осеннее Наваратри связано с возвращением Рамачандры. И мы можем сделать вывод, что на самом деле для того, чтобы проявился Господь, скажем так, для того, чтобы он проявился в нашем сердце, оно должно быть очищено. И вот Наваратри, сам принцип, - это принцип очищение. То есть все эти ипостаси служат тому, чтобы вот эти личности, о которых мы говорили, Дурга, Сарасвати и Лакшми, они служат тому, чтобы очистить наше сердце, чтобы подготовить его к тому, чтобы там явилось Его Божественная суть.

00:20:37 То есть чтобы Верховная Личность Бога проявилась в нашем сердце. И поэтому их очень важно рассматривать в этой связи. Потому что все эти энергии, эти личности, они все являются слугами Верховной Личности Бога. То есть они не рассматриваются отдельно от него. Если мы рассматриваем их отдельно от Верховной Личности Бога, то получается некое такое как многобожие, что ли. О чём говорят, когда посещают Индию. Говорят: «Вот там очень много богов, и все им поклоняются». Но это не совсем правильный взгляд на то, как это на самом деле должно быть.

00:21:24 На самом деле все вот эти личности, которым поклоняются в Индии, или так называемые полубоги – это всё высшие сверхчеловеческие личности, они все реально существующие, но они не являются богами. Они являются слугами Верховного повелителя. И они все отвечают за определённые стихии, за определённые процессы, которые происходят во Вселенной. И служат ему таким образом. И когда мы начинаем их рассматривать отдельно вне связи с Верховной Личностью Бога, то из-за этого получается то, что называется «многобожие».

00:22:11 Но когда это всё в связи с Источником, тогда мы никогда не ошибёмся, почитая их, поклоняясь им и каким-то образом с ними взаимодействуя. И поэтому, говоря о Наваратри, мы можем судить о том, что они, вот эти высшие Богини, служат тому, чтобы наше сердце было достаточно очищено и было готово тому, чтобы божественность в нём воцарилась, скажем так. И это вот если говорить об общих таких тенденциях. И сейчас очень благоприятное время для того, чтобы слушать об играх, об истории Рамачандры. Слушать Рамаяну. И в Индии это также происходит.

00:23:11 И астрологи тоже советуют это делать, потому что это очень благоприятно влияет на нашу судьбу. Сами эти истории, как мы уже говорили в начале передаче, они связаны с аспектом вечности. Они связаны с аспектом нашей души. Поэтому они не отличны от самого Абсолюта, потому что повествования также обладают абсолютной природой. Поэтому, когда мы слушаем эти истории, мы думаем о них или медитируем, то наша судьба или, как это называют ещё «карма», очень сильно очищается. Это трансцендентные истории, и мы можем переходить на трансцендентный уровень. И что такое «трансцендентное»? Это означает подняться над кармическими предопределённостями. То, что мы должны отбывать наказание или какие-то реакции, то вот эти трансцендентные истории помогают нам подняться над уроком, предопределённостью, и подняться над чем-то, как нам может казаться, неизбежным, негативным, или что может случиться в нашей жизни. Поэтому это очень благоприятно.

00:24:49 Кроме того медитация или размышление над этими историями, в частности над Рамаяной, помогает нам в нашей духовной практике. Потому что очень часто говорится о том, что (и вы слышите много раз об этом, все мы слышим много раз об этом) нужно заниматься духовной практикой. Это обязательно. И в лекциях Олег Геннадьевич Торсунов очень часто говорит, что у него основной принцип – это связь с природой и молитва. То есть молитва – это действительно то, что возвышает нас над Судьбой, переносит нас на трансцендентный уровень, помогает нам возвыситься над какой-то неизбежностью.

00:25:38 Как говорил Эйнштейн в своё время, что «мы не можем решить ситуацию на том же уровне, на котором она возникла. Чтобы решить ситуацию, нужно над ней подняться». И такие трансцендентные истории, трансцендентная практика помогают нам подняться над ситуацией. И это также относится и к молитве. И очень важно для того, чтобы практиковать молитву, духовную практику, очень важно иметь некий такой личностный аспект с Тем, Кому мы молимся. И поэтому эти истории помогают нам понять природу Абсолюта. Понять его характер, понять его личность.

Воплощение Рамачандры на Земле

00:26:26 Независимо, опять же, от того, в какой конфессии вы находитесь. То есть это всё универсальные принципы. Поэтому они будут справедливы в любой духовной традиции. Поэтому очень важно эти истории, они помогают нам такие личностные отношения развить. Потому что мы успешны в своей молитве, в своей духовной практике ровно настолько, насколько у нас есть личностный контакт с объектом, которому мы поклоняемся. И поэтому это тоже очень-очень важная такая практика. И сегодня я хотела немного поговорить о тех событиях, которые происходили, когда воплощался Господь Рамачандра на Земле. И что эти события несли для нас послание.

00:27:22 Опять же, это только такое, как это сказать, очень лёгкое прикосновение к этим историям, потому что они бесконечны. И их можно бесконечно развивать в глубину. То есть поэтому мы, конечно, не сможем объять необъятное. Мы немножечко к ним прикоснёмся и поговорим об этом. И посмотрим, как будет развиваться наша беседа. И наверняка вы знаете, как начиналась Рамаяна. То есть есть много экранизаций этих историй, их называют эпосом. Это всё реальные события. Хотя говорят, это такой эпос. Да, оно звучит, конечно, как эпос. Это как легенда. Но есть реальные подтверждения присутствия Рамачандры на Земле. И те же камни, которые находят.

00:28:24 И есть даже фильмы научно-популярные, в которых показаны эти камни, которые были во времена Господа Рамачандры, когда ложили мост в океане. Был проложен мост для того, чтобы Рамачандра мог спасти Ситу из города Раваны, который находился на острове. И был проложен мост. А мост был просто составлен из камней. Их бросали на воду. И они держались эти камни. И на этих камнях писались имена Рамы. И таким образом эти камни не тонули. И до сих пор находят эти камни, это огромные такие булыжники, которые очень странным образом не тонут на воде. То есть это реально подтверждённая находка.

00:29:26 Также есть мост, эта связь, которая между островом Ланка и материком была. И её можно увидеть из космоса. Она находится, с этой высоты прослеживается, как под водой есть некий такой связующий мост. Поэтому события, которые происходили во времена прихода Господа Рамачандры, были реальными. Это была другая эпоха, другая юга, как они называются в Ведах. И все эти события начинаются с того, что вся Айотхия – это место (город, в котором жил Господь Рама) готовится к коронации. Рама был принцем царя Дошаратхи. И он был любимым его сыном. Он был старшим сыном.

00:30:24 И царь Дошаратха готовится к тому, чтобы передать бразды правления царством своему любимому и наиболее разумному и могущественному сыну Раме. И в городе Айотхия царит праздник, радость и такое воодушевление. То есть все люди радуются, ликуют этому. В городе готовятся к празднику. Город украшается. Украшается цветами. Украшается светильниками, благоприятными плодами. То есть люди радуются. И непосредственно сам Господь Рама связан с энергией радости. Связан с такой планетой, как Солнце, которое связано, опять же, с такой энергией как радость.

00:31:22 И даже в русском языке запечатлён слог «ра», он обозначает «Солнце». Раньше Солнце так и называлось «Ра». И «дость» - это Солнце дающий. И сам Рамачандра пришёл из династии Бога Солнца. И он связан с этой энергией радости. Поэтому энергия радости была разлита везде и повсеместно. Все готовились к этому. Но, чтобы произошла эта лила, эта история, должны были прийти испытания, должно было произойти нечто непредвиденное, что нарушит ход событий. И это произошло. Произошло это таким образом, что у царя Дошаратхи было четыре жены. И каждая из них имела сыновей. Они все были братьями, они все были дружны между собой, любили друг друга. И все очень любили Господа Раму.

00:32:28 Он был, опять же, самым старшим, самым разумным. И они все были, как говорится, вокруг него сконцентрированы. Как душа в своём правильном, здоровом состоянии, является богоцентричной. То есть она ставит в центр Высшую Истину – Абсолют. И то же самое было в этом царстве. Но тем не менее одна служанка любимой жены царя Дошаратхи, отца Рамы, была исполнена определённой, то есть у неё была своя миссия, она вселила в сердце Кайкеи – это любимая жена царя Дошаратхи, она вселила в её сердце зависть.

Недоверие и зависть

00:33:26 Она начала ей говорить о том, что «как ты, у тебя было положение в этом царстве. Царь Дошаратха тебя любил, ты была почтенная, всеми уважаемая. А сейчас придёт Рама, и что с тобой станет. Ты потеряешь свою позицию. Ты потеряешь всё. Тебя будут унижать. Ты будешь жалкой, жалкой служанкой всех остальных». И это тоже определённое послание, когда в нашем сердце возникает некий такой страх, мы боимся доверять, мы боимся доверять Верховной Личности Бога. Мы боимся доверять его справедливости, потому что в нас такой страх. Мы теряем доверие.

00:34:29 И когда мы теряем это доверие, в наше сердце приходит страх, который говорит: «Как ты можешь ему доверять? Он злой. Как ты можешь доверять Богу? Он злой. Ты потеряешь свою позицию. Тобой будут все помыкать. Всё разрушится в твоей жизни». То есть это то, как к нам приходят страх и зависть также. Потому что Мантхара (так звали эту служанку, служанку Кайкеи) олицетворяет собой зависть. И внешне она тоже была похожа на то, что она олицетворяет. Она была горбуньей. Она была такая очень уродливая. То есть это как олицетворение порока. Но Кайкея была к ней очень привязана. Она была её кормилицей с детства, её няней. Вряд ли кормилицей, её няней. Она её вырастила. И вот Кайкея была очень сильно к ней привязана.

Правильное общение

00:35:31 И так же, как и у души, у неё есть определённая свобода, у неё есть какие-то свои внутренние привязанности к каким-то различным идеям, идеям какой-то своей отчуждённости от Верховной Абсолютной Истины. То есть душа может послушать свои какие-то не самые, не самые светлые и позитивные веяния, которые могут ей что-то нашёптывать. То есть душа по природе является такой пограничной энергией. И для нас очень важно, как для душ, то общение, в котором мы находимся. Это составляет успех или неуспех нашей жизни.

00:36:29 И также эта история о том, как вот эта служанка повлияла на Кайкею. Именно о том, как важно правильно своё общение находить. Потому что независимо от того, какими бы ни были светлыми и возвышенными, всё равно мы будем находиться под влиянием того общения, в которое мы попали. Потому что в истории Рамаяны говорится о том, что Кайкея очень любила Раму. Она его любила даже больше, чем своего сына. Но тем не менее, попав под влияние, под общение Мантхары, она заразилась от неё вот этим недоверием, этой завистью.

00:37:32 Когда Мантхара ей нашёптывала: «Почему, почему Рама должен быть царём? Почему не твой сын? У тебя прекрасный сын. Почему не он? Назначь его! Почему? Почему такая несправедливость должна быть? Ты же любимая жена царя Дошаратхи. Ты имеешь право на свои желания». У неё было определённое вето, у неё было определённое благословение. Два её желания царь обещал ей исполнить в самом начале их отношений за то, что она сослужила ему добрую службу. Он обещал, что он исполнит любые два её желания. И также эта история о том, как мы можем неправильно воспользоваться нашей свободой выбора, неправильно воспользоваться тем, что могут исполняться наши желания.

00:38:36 И поэтому, говоря об этом общении с Мантхарой, мы можем увидеть, что даже такая возвышенная душа, как была у Кайкеи, любящая, тем не менее она испытала чувство зависти и чувство недоверия. То есть всё было разрушено, её вера была разрушена. Её вера в Господа Раму. И поэтому мы также должны делать выводы, мы также должны быть очень осмотрительны в том, чтобы беречь нашу веру. Не какая у нас есть и то, что даёт нам жить, то, что даёт нам какую-то радость, какое-то солнце в нашей жизни.

00:39:26 И когда мы общаемся с людьми, которые, может быть, наделены какой-то завистью, наделены какими-то несовершенными качествами, скажем так, мы все несовершенны в той или иной мере, но именно люди не очень высокой природы, мы должны держать нашу веру, не доверять им. То есть мы должны способствовать, наша жизнь должна строиться так, что та вера, которая у нас есть, мы должны её поддерживать, мы должны её оберегать. И если говорить конкретно, то мы не должны участвовать, слушать какие-то сплетни, слушать какой-то негатив, именно в адрес тех, кому мы верим, в адрес тех, кто даёт нам какую-то радость в жизни, от кого мы получаем. Потому что мы, никто из нас, не может быть достаточно сильными, чтобы противостоять вот этому негативу.

00:40:30 Потому что Кайкея была как мать для Господа Рамачандры. Он любил её как свою мать. Она любила его как своего сына. То есть куда уж ближе отношение. Но тем не менее вот это неправильное общение разрушило её веру. И это говорит о том, что мы не должны быть такими легковерными, легковесными. Что мы, когда что-то в нас зародилось, вера, какое-то понимание, и мы направо и налево это всё всем раскрываем. Мы пускаем в своё сердце, в сокровенные вещи, которые находятся в нашем сердце, впускаем людей таких внутренне не чистоплотных.

Важность правильного общения

00:41:19 И очень часто люди, которые открыты, они всё всем рассказывают. Они рассказывают о своём духовном пути. Они делятся какими-то такими внутренними сокровенными вещами. Очень часто в их жизни приходит очень много разочарований, потому что вот эта их внутренняя вера – это очень такой сокровенный, интимный момент, туда пробираются разные-разные люди. Образно выражаясь, следят там своими ботинками. Поэтому в этом плане тоже нужно быть очень и очень осторожным, с кем мы общаемся. И в то же время вся психология будет работать, если мы будем искать правильное общение. То есть очень часто, опять же, на психологических тренингах, это всё имеет место быть, это всё правильно, то есть мы должны понимать, каким образом должно произойти очищение, как мы можем себя совершенствовать, как мы можем очищать какие-то свои качества, работать над собой.

00:42:32 Это всё хорошо, и мы не должны находиться в каком-то невежестве относительно этого. И в этом плане психология служит для нас хорошую службу, объясняя нам вот эту всю внутреннюю эмоциональную культуру. Какие эмоции в нас, как они взаимодействуют с нами. Какие результаты взаимодействия с определёнными эмоциями. Это всё хорошо, это всё позитивно. Мы должны это знать. Но когда мы пытаемся культивировать в себе какие-то хорошие эмоции или конструктивные, позитивные, и мы пытаемся это делать сами, то мы должны знать, что во многом эти попытки не всегда будут успешными. Потому что во многом наш успех или наше поражение зависят от того, в каком общении мы находимся.

00:43:31 И очень часто люди знают, как делать правильно, как очищаться. То есть они очень хорошо философски и теоретически подкованы, но в их жизни, кроме теории, мало что меняется. Это говорит о том, что им не хватает внутренней силы. И внутренняя сила берётся из правильного общения. Это доказано даже и современными учёными. Это теория о нейронных связях. То есть о зеркальных нейронах. То есть когда мы неосознанно мы зеркалим, мы отражаем тех людей, рядом с которыми мы находимся. Мы становимся подобными. То есть это даже доказано на уровне нейронов, на уровне физической науки. Что говорить уже о тонких каких-то законах.

00:44:26 Поэтому очень важно, если мы хотим чего-то достичь в нашей жизни, очень важно общаться с теми людьми, которые там или которые практикуют то, куда мы хотим прийти. Или те качества, которые тоже они практикуют или они обладают какими-то качествами. Поэтому общение это очень важный принцип. Это очень важно знать. Люди, которые особенно практикуют духовную практику, они пытаются это делать самостоятельно, это практически нереально. Конечно, всё может быть. И нельзя ограничивать Бога в Его могуществе. Но в большинстве своём без того, чтобы найти единомышленников, и без того, чтобы быть в социуме определённого направления, наши попытки во многом не будут успешными. Поэтому это тоже очень важно знать именно о ценности общения или опасности общения. То есть это тоже история об этом.

Изгнание Рамачандры

00:45:41 И также Господь Рамачандра привнёс все принципы Дхармы. Он сам именно своим поведением эти принципы объяснял и иллюстрировал. То есть не просто свод каких-то «зя» и «нельзя». А именно это было в поведении. Это наиболее обучает. Это наиболее такое в образах. Это наиболее помогает понять нам вот эти принципы Дхармы. Он сам олицетворял собой эти принципы. И когда его отец Дошаратха, повинуясь влиянию и желанию Кайкеи, которая была под воздействием Мантхары, он изгнал Рамачандру в лес, в скитание. И поставил на царствование её сына, сына Кайкеи. Рамачандра безропотно это принял.

00:46:55 И у него и тени не было гнева, возмущения своим отцом. То есть он был полностью согласен с его волей. Он был также уважителен, также почтителен. И он принял его волю, как перст судьбы. То есть как то, как его судьба повелела. Таким образом демонстрируя принятие высших авторитетов. То есть он, конечно, понимал, что отец проявил слабость, он был под влиянием своей привязанности к Кайкеи. Он это всё прекрасно понимал. Но он никогда не позволял себе какой-то критики, не позволял себе осуждения.

00:47:47 То есть он принимал законы рода, законы того, что отец он старейший, он высший, он высший авторитет, он его старше. И также он нисколько не изменился в своих отношениях к Кайкее. Он принимал её как свою мать. То есть он демонстрировал собой идеальные законы Дхармы. Поэтому когда мы не знаем, как правильно, как неправильно, мы должны руководствоваться вот такими повествованиями. Они проявляют собой не относительные законы, а абсолютные Законы. Которые абсолютны для каждого человека. То есть это такие поддерживающие.

00:48:37 Как мы говорили, «дхарма» - это такой фундамент, поддерживающий вот это строение, строение наших взаимоотношений в этом мире, строение наших взаимоотношений вообще. Поэтому очень важно опираться на эти истории, эти повествования. И, к сожалению, у нас не так много времени, чтобы более подробно обо всём поговорить. И, может быть, в следующих передачах мы поговорим ещё о каких-то историях, которые связаны с Рамаяной. Так как я больше говорила о самой Рамаяне, чем об этих историях, которые в ней содержатся. Потому что основная история, я к ней так и не подошла, это история того, как Равана украл Ситу. И там очень много есть посланий. Очень много уроков, которые содержатся вот в этом, в этом действии.

00:49:39 И, может быть, об этом следует сделать отдельную передачу, потому что там очень много всего, что нам важно понять, что нам важно выучить в этой школе жизни. Я не знаю, если есть какие-то вопросы, какие-то комментарии, мы можем сейчас об этом поговорить. Как мы поступим?

Как понять, что религия мне подходит?

00:50:08 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, за этот рассказ, за сегодняшнюю беседу. Лично меня так умиротворило это повествование о Рамаяне, о Господе Раме из Ваших уст, что я прям заслушалась. И есть у нас несколько вопросов, чтобы их обсудить. Итак, тогда первый вопрос: «Как понять, что религия мне подходит? Есть храм, где мне просто хорошо. И есть течения, где не так просто, но за этим чувствуется духовная сила. Как понять?»

00:50:40 [Гуна Манджари] Вы знаете, это, как говорится, между Вами и Богом. И поэтому сложно давать какие-то такие общие рекомендации: нужно так или так. Вы просто должны искренне обратиться в своё сердце. И Вы должны его слышать. И искренне обратиться к Богу, который находится в Вашем сердце как Сверхдуша, Параматма, Высшая Душа. И просить Его о том, чтобы Он указал Вам путь. Потому что это, как я уже говорила, между Вами и Ним. И никто со стороны не может на это повлиять. И у каждого человека уже есть его какая-то природная склонность к тому или иному пути. Поэтому, опять же, нет никаких внешних каких-то указателей, чтобы эту склонность как-то проявить. Это должно произойти внутри. Тут нужно просто конкретно обращаться с такой просьбой, потому что, как говорится, что когда мы молимся или когда мы обращаемся к Верховной Личности Бога, то очень важно быть также и конкретным.

00:51:52 Если мы хотим получить конкретный ответ, мы должны задать конкретный вопрос. Как есть такая пословица у индийцев, что «если вы выстрелили в никуда, в никуда вы и попадёте». Поэтому, чем более мы адресны в своих обращениях к Богу, тем более адресны будут ответы. Поэтому тут вот только Вы должны сами, как говорится, созреть до ответа, который Вы получите из сердца. То есть пока этот ответ не пришёл, Вы можете быть, как говорится, так, где Вам хорошо, где Вы получаете и подпитку, и знание. То есть это, может быть, можно и совмещать до определённого времени. Как говорится, питать свою душу там, где есть для неё это питание.

00:52:52 И по мере того, как она будет становиться, то есть наш разум будет становиться более зрелым, он будет более сильным, благодаря этому питанию, которое мы получаем, может быть, в нескольких местах, в какой-то момент мы увидим и поймём свой путь. И поэтому сейчас, отвечая на Ваш вопрос, просто продолжайте более адресно обращайтесь в своих молитвах, в своих обращениях к Абсолюту, чтобы Он проявил и показал Вам Ваш путь. Вот так я бы могла ответить на этот вопрос.

Как общаться с завистливыми родственниками?

00:53:33 [Ведущая] Спасибо Вам большое за вдохновляющий ответ. И тогда перейдём к следующему вопросу. «Как правильно общаться с завистливыми людьми, если это наши родственники?»

00:53:45 [Гуна Манджари] Да, тут правильное общение будет определяться таким словом как «дистанция». То есть вообще рекомендуется с завистливыми людьми держать дистанцию. Нужно быть очень уважительными, но особо не впускать их вовнутрь. То есть особо не впускать их в своё сердце, в свои эмоции. То есть нужно, как говорится, быть вежливо-нейтральными. Потому что чем больше мы начинаем с ними как-то взаимодействовать, что-то им пытаться объяснить, это похоже на то, как муха попала в паутину. И чем больше она там двигается, тем больше пытается оттуда выбраться, и чем больше у неё взаимодействия с этой паутиной, тем больше она там запутывается.

00:54:41 Поэтому если мы видим, если мы определяем людей как поражённых чувством зависти, то там должно быть как можно меньше таких взаимодействий. И позитивного, и негативного такого ключа тоже не должно быть. Потому что негативно если мы с ними пытаемся разобраться, что-то им очень сильно объяснить, то это подобно этому варианту с мухой и паутиной, мы там ещё больше запутываемся во всём этом. Или если это в каком-то позитивном ключе, мы их пускаем во внутрь, мы открываем им сердце, мы с ними более открыты, то история может быть как с Кайкеей и Мантхарой. То есть они могут, как говорится, запачкать нашу веру, нашу внутреннюю жизнь.

00:55:42 Поэтому нужно быть таким вежливо-нейтральным, как я уже сказала. Потому что если мы будем их избегать внешне и это будет заметно, то будем привлекать их интерес к себе и какое-то недовольство. Но если мы как бы внешне показываем им свою расположенность, но при этом мы достаточно закрыты, это всё так нейтрально и официально, то мы можем себя соблюсти, как говорится, соблюсти свои границы.

С кем делиться сокровенным?

00:56:25 [Ведущая] Благодарю за ответ. Это был вопрос «как нельзя?». Вот есть ещё один вопрос «как можно?» «Как понять, с кем можно делиться сокровенным, а с кем нет. Я начала свой духовный путь и иногда так хочется поделиться своими открытиями с близкими людьми. Можно ли?»

00:56:43 [Гуна Манджари] Тут нужно понять, с кем можно, с кем нет. Поэтому.. Смотрите, это такой опытный, опытный процесс. Путём практики, путём какого-то опыта. Если Вы делитесь с человеком и Вы чувствуете, что Вас поддерживают в том, что Вы делаете. Вы чувствуете, что после того, как Вы поделились, у Вас появилось ещё больше энтузиазма. И Вы испытываете радость. Спустя какое-то время Вас не упрекают, не начинают как-то Вами манипулировать или как-то негативно отзываться о том, что Вы делаете. То это означает, что с этими людьми Вы можете делиться. И, опять же, тут очень важно, что с теми, с кем мы делимся, было такое безоценочное принятие.

00:57:39 Потому что человек, который начинает на всё смотреть со своего уровня развития и пропускать через свои фильтры, своё какое-то недоверие, не может понять то, где он не находится. То есть он не может понять, как люди находятся на более высоком уровне, если он не там. Или если он не совсем благостной природой наделён, то он будет естественным образом завидовать. Он будет слишком подвергать сомнению наши открытия, нашу радость от того, что мы получали. И, если мы видим, что человек очень сомневающийся и он нас заражает этими сомнениями, тогда не надо открываться.

00:58:37 И если говорить о каких-то общих рекомендациях, то рекомендуется, то есть мы можем быть откровенными с людьми, которые находятся под влиянием гуны благости. То есть это люди, которые доброжелательные, люди, которые находятся в таком более настроении служения. Они радуются, когда радуются другие люди. Опять же, тут в двух словах это сложно описать. Это нужно наблюдать за человеком, смотреть его линию поведения и насколько этот человек благоприятно к нам относится, насколько он находится в позиции служения. Он сможет радоваться за нас.

00:59:25 Близкие очень часто имеют некие на нас собственнические взгляды. Поэтому они очень часто боятся, чтоб мы не ушли куда-то в сторону от них. Чтобы мы продолжали быть их. И поэтому иногда даже хорошие близкие могут не совсем понимать и разделять наши взгляды. Опять же, потому что там есть привязанность. Там есть страх, что мы перестанем им принадлежать. Мы станем какими-то другими. Поэтому тут нужно смотреть, кто является нашим близким. Как говорил Иисус Христос в своё время, что «близкие наши не всегда наши родственники, а те, кто нам близок по духу». И поэтому в этом плане нужно развивать разум, нужно уметь вот такую дифференциацию проводить.

01:00:30 Это одно из качеств разума. А не просто быть таким радостным, весёлым - как с такой щенячьей радостью. Всем делиться, рассказывать о своих каких-то открытиях. Пару таких, может быть, циничных высказываний полностью омрачат всю нашу радость и посеют в нашей душе сомнения. Поэтому нужно быть осторожными, нужно наблюдать за человеком прежде, чем Вы будете ему открываться. И, если Вы видите, что этому человеку можно открываться. Не надо ему вываливать всё, всю свою внутреннюю жизнь, которая у нас есть. Можно понемногу начать делиться, небольшими дозами. И смотреть, как он реагирует, на его реакцию. Потому что то же доверие, о котором идёт речь в этом вопросе, оно строится по кирпичиком.

01:01:30 То есть, как говорится, с человеком нужно съесть пуд соли прежде, чем рождается это доверие. Поэтому тут важно не быть ослеплённой первой радостью каких-то духовных открытий, бежать делиться со всем миром. Конечно, многие люди так делают и они проходят свои этапы взросления, когда они получают какую-то обратную реакцию. «Я хотел как лучше, а получилось как всегда». И такое разочарование. Может быть, человеку нужно пройти этот опыт, чтобы поумнеть. Но тем не менее, если говорить об общей тенденции, то лучше более осторожно смотреть, наблюдать за людьми и потихонечку открывать им себя и смотреть, как это будет дальше, что они будут с этим делать.

01:02:26 Потому что, когда, во-первых, мы открываем себя, как я говорила, мы подвергаем свою веру определённому риску. Во-вторых, мы становимся очень уязвимы перед этим человеком. Поэтому мы должны перед тем, как мы будем, как говорится, давать себя, давать свою веру кому-то, мы должны убедиться, образно говоря, насколько у человека руки чисты прежде, чем мы будем передавать что-то в его руки. Опять же, это образное такое сравнение. Таков процесс.

Как наладить личностный контакт с Богом?

01:03:05 [Ведущая] Столько мудрости в Вашем ответе! Спасибо Вам, дорогая Гуна Манджари! Хочется последний вопрос на сегодня задать, он важный. Мы говорили об отношениях с близкими, хочется ещё поговорить об отношениях с самым близким, с Богом. «Как наладить личностный контакт с Богом, если у Него столько дел и Он так далеко?»

01:03:27 [Гуна Манджари] Понимаете, чтобы наладить с Ним личностный контакт, нужна практика. И это расширение мировоззрения, потому что первое, что мы делаем, когда мы пытаемся наладить с ним контакт, мы проецируем какое-то человеческое восприятие на Него. А Он… там другие качества. Хотя Ему свойственны какие-то человеческие чувства также, но.. Хотя это в нём есть, но Он безгранично шире, чем наша проекция на Него. И когда мы пытаемся проецировать своё понимание мира на Него, мы всегда своё понимание, своё восприятие на Него, мы всегда совершаем ошибку. Потому что мы ограничены.

01:04:24 Мы пытаемся о Нём судить, как о себе. Если мы там заняты, если у нас не хватает на всё сил и времени, нашего какого-то личностного участия, то Он такой же. И это первая ошибка, которую мы совершаем во взаимоотношении с ним. Мы пытаемся о Нём судить по себе. Но Он безграничен. Его возможности безграничны. Его любовь и возможность проникать во все, во всё, также быть вездесущим, оно тоже безгранично. Поэтому очень важно, когда мы пытаемся строить с Ним отношения, это учиться принимать такую безграничность. Постичь мы её всё равно не сможем полностью. Но во всяком случае принять Его такое могущество и общаться с теми людьми, которые это реализовывают.

01:05:35 Мы говорим: «Веды, веды, ведать, знать». «Веды» – это не совсем от слова «ведать». И именно от слова «ведать» в том эквиваленте, в котором мы его рассматриваем. То есть мы рассматриваем слово «ведать» - это значит «знать», но слова «веды» и «ведать» происходят от слова «видеть». И нам важно общаться с людьми с теми, которые видят. Те, у которых есть реальный опыт видения Бога. Не просто теоретически, а те, которые реально обладают этим опытом. Его созерцания или видения. В той или иной степени.

01:06:24 И поэтому только таким образом мы можем, скажем так, получить духовное знание. И как в Ведах говорится, что «получить духовное знание невозможно теоретически, можно только заразиться от того, кто им обладает». То же самое получить вот этот контакт с Богом в полной мере можно только именно от того, у кого есть этот контакт в той или иной степени. Не теоретически, а именно в плане ведать как видеть. И это самое важное, самое такое непростое и в то же время простое в какой-то степени. Миссия человеческой жизни. Поэтому очень важно следовать этому пути. И это путь. Это так.

01:07:24 [Ведущая] Мне кажется, сегодня была очень важная остановка на этом пути. Спасибо Вам большое, что рассказали нам об играх Господа Рамы. О том, что начали об этом рассказывать. Это тоже, как мне кажется, помогает нам узнавать о Нём больше, о Его таких аспектах, о Его таких проявлениях. Будем с радостью ждать продолжения нашей беседы. Очень хочется послушать, что же было дальше. Как раскрыл Господь свои игры в этом мире дальше.

01:07:51 [Гуна Манджари] Спасибо вам за внимание и за такой интерес к этим вопросам. Это всегда очень вдохновляет. Я желаю всем нам, эта неделя очень благоприятна о том, чтобы слушать, о том, чтобы медитировать о событиях, которые описаны в Рамаяне. И тогда в воскресенье, когда будет непосредственный день прихода Господа Рамы в этот мир, мы можем получить очень много духовной, трансцендентной пользы от этого дня. Если мы в течение недели мы будем к этому готовиться. Я желаю вам Его благословения, этого дня, благословения Господа Рамы. И быть в контакте с Дхармой, быть в контакте с Вселенским Законом. Спасибо. До свидания.

01:08:39 [Ведущая] Спасибо Вам большое за эти ценные пожелания. До свидания.

транскрибирование: Офелия Саркисян | 11 November 2019