Правительство должно быть строгим

Лондон - 02 September 1973
Долг кшатрия. Чему нужно учить брахмана. Правдивость очень ценное качество. Внешняя и внутренняя чистота. Сознание Бога не дешёвка. Долг брахмана. Отсутствие сомнений. Светское правительство. Все должны работать. План Кришны. Для чего предназначена война. Праведные цари. Две родословные кшатриев. Господь Рамачандра. Поклонение божеству. Сила Святого Имени. Все грешники. Как можно стать счастливыми? Царь должен быть очень строг. Махарадж Парикшит
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:32:09 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 220 | скачано: 318 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» вторая глава текст тридцать второй. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 2 сентября 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:22 यदृच्छया चोपपन्नं स्वर्गद्वारमपावृतम् ।
सुखिनः क्षत्रियाः पार्थ लभन्ते युद्धमीदृशम् ॥ ३२ ॥

yadṛcchayā copapannaṁ
svarga-dvāram apāvṛtam
sukhinaḥ kṣatriyāḥ pārtha
labhante yuddham īdṛśam

Перевод: «О Партха, счастливы те кшатрии, к которым возможность сражаться приходит сама собой, открывая перед ними врата рая».

00:00:33 Итак, долг кшатрия проследить, чтобы все исполняли свои предписанные профессиональные обязанности. Вчера мы обсуждали этот момент. «Сва-дхармам апи чавекшйа». «Сва-дхарма» — это очень важно. В настоящий момент «сва-дхармы» нет. Поэтому, согласно наставлениям Вед, тот кто не следует собственным религиозным принципам не лучше животного.

00:01:32 Кто же будет следить за тем, чтобы все исполняли возложенные на них обязанности? «Сва-дхармам» значит профессиональный долг. Это обязанность царя, правительства. Вначале, ответственность за обучение детей принципам «сва-дхармы» лежит на отце, учителе. Брахман обязан давать своему сыну должное брахманическое воспитание.

00:02:21 Прежде всего брахманов нужно учить правдивости. Брахман никогда не должен лгать ни при каких обстоятельствах. Говорится, что если даже враг будет выпрашивать у брахмана его секреты, он откроет их ему. Это правдивость. Он не будет прибегать к хитрости, чтобы обмануть своего врага. Он должен быть правдив. Кшатрии тоже честные люди. Правдивость очень ценное качество. Это даёт брахману силу. «Сатьйам».

00:03:09 Был случай иллюстрирующий то, как можно распознать брахмана. «Сатьйакам йавала». Об этом повествуют Упанишады. Итак, мальчик Сатьйакам пришёл к Гаутаме Муни: «Господин, пожалуйста, сделайте меня своим учеником». По ведическим канонам в ученики можно брать только брахмана. Только брахмана. В нашем обществе мы тоже принимаем в ученики только тех, кто наделён брахманическими качествами. Кто не ест мяса, не вступает в недозволенные половые отношения, не играет в азартные игры, не употребляет одурманивающих средств.

00:04:03 Это качества брахмана. Пока человек не освободиться от этих греховных деяний, как он может стать брахманом? Брахман значит чистый. Остальных называют «крипана» или «мучи». «Шучи» значит всегда чист. Внутренне. «Бхайа бхйактера шучихи» Внутри и снаружи. Внешняя чистота достигается омовениями, использованием соды, мыла. А если последнее недоступно, то земли или масла. Так обретается внешняя чистота. Точно также внутренняя чистота приходит когда мы встаём рано и опорожнив кишечник и совершив омовение повторяем мантру Харе Кришна. Посещаем Мангала-аратрику.

00:05:03 Так человек должен очищать себя внутренне и внешне. Сознание Бога не дешёвка. Тот, кто окончательно избавился от скверны материи, «антагатам папам», грехов, тот способен «тадва намоха нирмукхта баджентеман», неуклонно идти по пути преданного служения. В противном случае, если ы ещё не расстались с греховной жизнью, мы можем совершать показное преданное служение, но это ненастоящая преданность. «Бхактйабхаса». Это называется «бхактйабхаса». Всё это нужно принимать во внимание.

00:06:02 Долг брахмана показывать пример идеального человека. «Сатьйам шамо дамас титикша». «Титикша» значит терпение. «О, очень холодно! Нет, я не могу принимать омовение...» Нет, вы должны терпеть. Вы должны терпеть. «Титикша, аржавам» - простота, «гьйанам» - полнота знания, «вигйанам» - практическое применение знания. «Астикйам» — это твёрдая вера в Бога и свои отношения с ним. Это называется «астикйам». Это также непоколебимая вера в утверждение Вед. Убеждённость в истинности и неоспоримости их слов. Это называется «астикйам». Отсутствие сомнений.

00:07:01 Тоже самое относится к кшатрию. Долг кшатрия это… Брахманы будут проверять исправно ли ли кшатрии исполняют свой долг. Например, когда Парашурама увидел, что все кшатрии превратились в мошенников, он уничтожил их всех. Вы знаете об этом? Он убивал их двадцать один раз. Некоторые из кшатриев покинули Индию и переселились в эти края, европейские страны. Поэтому первыми европейцами были кшатрии. Турция, Греция и другие страны. Это кшатрии.

00:07:54 Так обязанность брахмана следить добросовестно ли кшатрий исполняет свой долг. И точно также кшатрии должны были смотреть за тем, как свои обязанности исполняют брахманы. Кшатриям не нужно было следить за брахманами. Поскольку уровень последних был настолько высок, что кшатрии не были способны их проверять. Но, кшатрии также должны были предоставлять людям возможность получать духовное образование. Это их обязанность.

00:08:33 Царь должен позаботиться о том, чтобы его подданные получили должное обучение. Если один царь пренебрегает этим... К примеру, в настоящий момент в некоторых государствах, как это называется, "светское правительство". В их понимании, быть светским значит делай что хочешь нам всё равно, только плати нам налог. Налог на прибыль. А сам катись в ад. Нам нет до тебя дела. Это не светское государство. Светское государство должно строго следить за тем, чтобы каждый исполнял свои обязанности. Чтобы были заняты по своим качествам люди.

00:09:27 Если же у людей нет работы правительство обязано позаботиться об этом. Человек должен иметь работу. Брахман работает, кшатрий работает, вайшьйа работает. В противном случае, если люди не заняты, их праздный ум превратиться в кузницу дьявола. Это можно сейчас наблюдать. Поскольку люди незаняты они изобрели машину, которая работает за сто человек, а в действительности сто человек остаются без работы.

00:10:00 Итак, машина не решила проблему, она лишь улучшила состояние кошелька капиталиста, но положение человечества она не улучшила. Нет. Они остаются без работы. Поэтому из-за автоматизации и промышленности западные университеты выпускают хиппи. Безработных тысячи и тысячи юношей и девушек. Девушки не должны ходить на работу. Девушки предназначены для домашнего хозяйства.

00:10:40 Итак, всё перевёрнуто с ног на голову. Почему? Потому что нет хорошего царя. В этом причина. Кришна устроил целое сражение на Курукшетре, чтобы уничтожить этих безответственных негодяев в царских одеяниях. Таков был план Кришны.

00:11:07 К примеру, Дурьйодхана. Дурьйодхана был негодяем в царской одежде. Он обманул Пандавов в азартной игре. «Поставьте (на кон) свою жену». «Поставьте своё царство». Так были обмануты простодушные преданные. Кришна хотел смерти всех этих обманщиков и плутов. Таков был Его план. Поэтому Он сказал: «Арджуна, ты сомневаешься, но для тебя как для кшатрия это прекрасная возможность. Потому что если ты убьёшь их, этих обманщиков и негодяев, то совершишь великое дело».

00:12:03 «Но, даже если ты не сможешь уничтожить их, даже если погибнешь сам, перед тобой раскроются райские врата». Дело в том, что, если кшатрий погибает в бою за правое дело он попадает в рай. Если он побеждает врага, то наслаждается царством. Если же он умирает (но дело должно быть правым) – «сварга дварам». yadṛcchayā copapannaṁ svarga-dvāram apāvṛtam sukhinaḥ kṣatriyāḥ pārtha labhante yuddham īdṛśam «Йудхам» значит война политиков. Как это происходит сегодня. К примеру, Пакистан и Индустхан постоянно планируют войну. Это игра политиков.

00:13:03 Когда правительство Пакистана не справляется с управлением государством, никто не справляется, ни Пакистан, ни Индустан, они отвлекают внимание народа неким религиозным девизом: «Индусы наши враги!» или «Пакистан наш враг!». Так называемый «национальный призыв». Это происходит повсеместно. Здесь в Европе немцы развернули две войны из-за зависти к англичанам.

00:13:44 Эти войны нельзя назвать оправданными, священными. Нет! Это игры дипломатов, политиков. Их рук дело. Будучи не в состоянии хорошо управлять, они занимают людей войной. Только и всего. Отвлекают внимание. Но, война предназначена не для этого. Война нужна только в том случае, когда царь не обеспечивает должного воспитания для своих подданых. В таком случае на него может напасть другой царь. В идеальном государстве царь должен быть очень ответственным. Есть много таких примеров. Юдхиштхира Махарадж был праведным царём.

00:14:37 Есть такая бенгальская поговорка: «Если царь неправеден, тогда вся страна развращается». Точно также, если в доме плохая хозяйка, страдает вся семья. У каждого есть такой опыт. Итак, царь должен быть очень честным, благочестивым, религиозным. Поэтому таких царей называют «раджа-риши». Будучи царём, он является при этом святым человеком. Например, Юдхиштхира Махарадж. Это были святые люди, «раджарши».

00:15:20 Иногда нас обвиняют в том, что мы проповедуем в среде состоятельных людей. Среди богатых, конечно, царя нет, но на самом деле «Бхагавад-гита» предназначена для обеспеченных классов, которые управляли обществом, для царей. Поскольку если царь хорошо образован в духовной науке, если он знает в чём заключается предназначение государства, в чём цель правления, тогда все его подданные естественным образом становятся религиозными людьми. Если же царь мошенник, если лидер негодяй, то нет ничего удивительного в том, что все остальные последуют за ним и превратятся в негодяев.

00:16:10 Поэтому в четвёртой главе «Бхагавад-гиты» вы прочтёте, что Кришна передавал это знание прежде всего, Он обучил этой философии бога Солнца. Есть две родословные кшатриев «Сурйа-вамша» и «Чандра вамша». Одна династия происходит от бога Солнца, другая от бога Луны. Поскольку бог Солнца был первым в родословной кшатриев «Сурйа вамше» Кришна обучил сначала его.

00:17:01 Итак, Махарадж Икшваку был первым царём очень благочестивой династии в которой родился Господь Рамачандра. Поклонение Господу Рамачандре началось с Махараджа Икшваку. Махарадж Икшваку поклонялся божеству Рамачандры. Раме-Сите. Поэтому в их семье появился Господь Рамачандра. Это божество до сих пор находится в одном из мест Южной Индии. Этому божеству поклонялись в этой семье со времён Махараджа Икшваку. И когда Господь Рамачандра Лично присутствовал на Земле, это божество стояло в Его спальне.

00:18:01 Один брахман регулярно приходил увидеть Господа Рамачандру. Только после этого он принимал пищу, завтракал. Таков был его обет. Как-то Господь Рамачандра был в отъезде около недели или около того, и брахман не пил даже воды, потому что не видел Господа Рамачандру. Такой он был преданный.

00:18:35 Лакшман сообщил царю Рамачандре: «Есть один преданный брахман, Тебя неделю не было в царстве и он даже воду не пил». Господь Рамачандра был очень доволен им. Он приказал Лакшмане отдать этому брахману божество, которому прежде поклонялись в Его роду. И Лакшман отдал божество Рамачандры брахману. Поэтому, когда Господь Рамачандра отлучался из царства, тот мог поклонятся божеству. Это авторитетно. Если вы не способны лично видеть Кришну, хотя Кришна находится повсюду, но у нас нет глаз, чтобы увидеть Его и для этого существует поклонение божеству.

00:19:31 Поклонение божеству ни язычество и ни идолопоклонство. Нет! Божество тождественно изначальной Верховной Личности Бога. Он – Абсолют. Его образ и Он Сам суть одно. «Абхина». Он тождественен. Мы повторяем «Харе Кришна!» не как граммофон. Нет. Мы общаемся с Кришной. «Абхина тва намо намино». Когда мы произносим имя Кришны, Он присутствует на нашем языке. Пока мы это не осознали, мы находимся на стадии «намо аппаратхи» или «намо-абхасы». Не «намо-бхасы», а именно «намо-аппаратхи».

00:20:26 Считать имя отличным от личности это «намо-аппаратха». Опыт материального мира говорит нам, что имя и носитель имени — это разные вещи. Если вас мучит жажда вы не сможете утолить её если будете повторять «вода, вода, вода». Но, в духовном мире, абсолютном мире, имя и личность суть одно. В противном случае, почему мы так подчёркиваем повторение Имени Харе Кришна? Не мы, об этом говорит «шастра».

00:21:16 Это подтверждается «шастрой». Но есть много негодяев, они приводят пример «Какое благо даёт это воспевание? Я могу повторять газировка, газировка с таким же успехом». Но, эти мошенники не знают о предписаниях «шастры». Они не видят действительности. Что европейские и американские юноши и девушки очищаются, просто повторяя мантру Харе Кришна. Как?

00:21:47 Как они могут очищаться, если повторение Святого Имени не имеет силы? Даже так называемые индусы удивляются. «Как могли эти европейцы и американцы превратиться в таких хороших преданны?» В повторении мантры Харе Кришна есть сила!

00:22:09 чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам

(Шикшаштака).

00:22:19 В мантре есть всё! Это формула. Если мы следуем регулирующим принципам, наставлениям «ачарьев» или «шастры», тогда нас ждёт успех. В противном случае это бесполезный труд и пустая трата времени.

00:22:40 Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Тот кто не следует регулирующим принципам упомянутых в «шастрах»… «Шастры видхйам». «Видхйам» значит регулирующие принципы. Тот, кто живёт как ему вздумается, заручившись одобрением какого-нибудь самозванного «свами». «О, да, делай что хочешь». «Йатома татопат». Можешь придумать свою религию. Вот, что можно наблюдать сегодня. Но, на самом деле это нам не поможет. «Шастра видхйам». На это нужно обращать внимание.

00:23:25 Нарушая регулирующие принципы упомянутые в «шастре», мы никогда не достигнем успеха. И счастья нам не видать. Что говорить о том, чтобы вернуться домой. Нам придётся гнить в материальном мире. Итак, необходима «шастра видхйам». Здесь даётся одно «шастра видхйам» из «Парашара смрити». Парашара был отцом Вьясадевы. Он записал эти регулирующие принципы. Они были просветлёнными душами, жившими по ведическим принципам. Они написали множество книг.

00:24:21 В «Парашара смрити» сказано «шастра панйа» значит всегда с мечом в руке ради защиты «праджей». Он должен быть очень силён. «О, ты вор, ты украл?» и тут же человек лишался руки. Одного такого примера достаточно, чтобы миллионам воров расхотелось красть. Ещё сто лет назад в Кашмире такой закон был нормой. Если ловили вора и его вина подтверждалась, царь незамедлительно отрубал ему обе руки. И точка.

00:25:15 А сейчас свидетелей вызывают в суд и пройдёт десять лет прежде чем состав преступления будет доказан. Это правительство. Поэтому «шастра» говорит: «Кшатрий всегда должен быть очень строг». Это дхарма. В «Ману смрити» сказано, что, если вы убиваете другого человека, почему только человека? Даже животного, вы становитесь убийцей. Сейчас убийство перестало считаться преступлением.

00:26:10 Они каждый день убивают столько детей в утробах. Убийцы. Это стало обычным делом. На бойнях они ежедневно убивают сотни тысяч животных. Сейчас это в порядке вещей. Сейчас даже убийцу человека не приговаривают к смерти. Разве не так? Да. Это говорит о том, что все превратились в грешников. Все грешники. Правительство, народ. Как в таком случае можно стать счастливым? Это рай для дураков и грешников. Как можете вы стать счастливыми?

00:26:51 Поэтому, несмотря на разностороннее образование, научный прогресс, промывание мозгов и так далее люди остаются несчастными. Больные, несчастные, неудовлетворённые, запутавшиеся. Вот что происходит. Потому что всё делается неправильно. Правительство утратило строгость. В «Ману смрити», я цитирую из «Парашара смрити», это «смрити шастры». В «Ману смрити» сказано: «Если человек совершает убийство, он должен быть наказан смертью. В противном случае, в следующей жизни он будет страдать». Страшно страдать. Поэтому, когда царь приговаривает убийцу к смерти, это проявление сострадания к нему.

00:27:48 Потому что так он спасается от будущих страданий. Царь должен быть очень строг. Мы не должны думать: «Ну и что, что он убийца. Убил одного человека зачем его убивать?». Нет, он должен быть убит. Таков закон. Здесь в «Парашара смрити» также сказано: «Кшатрий всегда должен быть шастрапани», Строгим. Как только он замечает какое-то несоответствие нормам он должен предпринять действие. В былые времена приговоры выносились царём.

00:28:35 Каждый день царь садился во дворе, как это делаем мы, и рассматривал дела. Раньше преступности почти не было. Если появлялся какой-нибудь преступник это был очень редкий случай. Потому что существовал запрет на четыре греха. Какие? Недозволенные связи с противоположным полом, одурманивающие средства, азартные игры и мясо. Если человек следует этим четырём принципам, он естественным образом становится безгрешным. Если же всё население состоит из безгрешных людей, откуда взяться преступникам?

00:29:12 Когда Кали позволили жить в четырёх местах, сначала Парикшит Махарадж приказал ему, как только он увидел, что этот чёрный человек собирается убить корову: «О, кто ты такой и что делаешь? В моём царстве пытаешься убить корову?». Царь сразу обнажил меч и сказал: «Я убью тебя». И Кали припал к его ногам. «Господин, я тоже твой подданный и это моё ремесло убивать. Что же мне делать? Откуда мне брать средства к существованию?».

00:29:53 Мясник, например, зарабатывает на жизнь убивая животных. Если закроют скотобойни, появится много безработных. У мясника должна быть возможность убивать. Но, не это предписывает закон. О, мясник не должен оставаться без работы, поэтому необходимо содержать скотобойни. Нет. Это неправильно. Поэтому Махарадж Парикшит сказал: «Ты не можешь жить в моём царстве. Я не могу предоставить тебе работу. Уходи».

00:30:30 Тогда Махараджа Парикшит был императором всего мира, всей планеты. И тот ответил: «Господин, куда мне идти? Вся планета является вашим царством, куда же я могу уйти из вашего царства? Где это место?». И Парикшит Махарадж задумался. «Хорошо. Ты можешь остаться в этих четырёх местах. Стрийа суна, панам дйутам, йатра папшчитур ведха». Там, где вступают в недозволенные половые отношения, дома терпимости живи там. «Стрийа суна» - скотобойня. Та, где без необходимости убивают животных, можешь жить там. «Стрийа суна панам» и там, где употребляют одурманивающие средства, в пивной. Можешь оставаться там. Можешь жить также и там, где играют в азартные игры. Но, Кали не мог найти такого места. Это значит, что в те дни всё это настолько блистало своим отсутствием, что Кали было трудно отыскать такое место.

00:31:21 Однако сейчас, по мере того как Кали вступает в свои права, он может найти себе приют повсюду. В любом доме, в любом месте. Вот, что происходит. Итак, цивилизация людей, описанных в Ведах, кардинально отличается от современной цивилизации, безбожной цивилизации. Поэтому люди не могут стать счастливыми. Это невозможно. В то же время, из-за того, что люди очень сильно осквернились, возврат к былой цивилизации также невозможен. Это исключено. Поэтому единственное средство, которое провозгласил Шри Чайтанья Махапрабху цитируя «Брихат Нарада Пурану»: «харер нама харер нама харер намаива кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха». Примите этот путь. Повторяйте мантру Харе Кришна. По крайней мере вы очиститесь и поймёте положение вещей. Избегайте этих четырёх грехов и повторять Харе Кришна совсем не трудно. Тогда вы, несомненно, вернётесь домой к Богу и будете всегда счастливы. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 25 December 2021