Духовные знания - это свет

Мехико - 16 February 1975
Абсолютная Истина. Брахман, Параматма, Бхагаван. Солнце в трёх аспектах. Все знают, что наше тело не вечно. Как остановить опасность смерти. Не оставайтесь во тьме, выходите на свет. Я как душа вечен. Я не тело. Наше знание несовершенно. Мы все неотъемлемые части Бога. Каковы признаки счастья. Ступень нашего совершенства. Ответы на вопросы.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:43:13 | качество: mp3 128kB/s 59 Mb | прослушано: 323 | скачано: 347 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» глава вторая текст шестнадцатый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 16 февраля 1975 года в Мехико.

00:00:14 नासतो विद्यते भावो नाभावो विद्यते सतः ।
उभयोरपि दृष्टोऽन्तस्त्वनयोस्तत्त्वदर्शिभिः ॥ १६ ॥

nāsato vidyate bhāvo
nābhāvo vidyate sataḥ
ubhayor api dṛṣṭo ’ntas
tv anayos tattva-darśibhiḥ

Перевод: Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.

00:00:15 Итак, в течении последних четырёх дней мы говорим о душе и о теле. Сегодня мы продолжаем тему. «Таттва даршибхих». «Таттва» означает Абслютную Истину. Тот, кто видел Абсолютную Истину. Таких называют «таттва дарши». «Таттва» это Абсолютная Истина, духовное целое.

00:01:14 Духовное целое осознаётся в трёх проявлениях. Это описывается в «Шримад Бхагаватам». Те, кто постиг Абсолютную Истину говорят, что Она познаётся в трёх аспектах. Абсолютная Истина познаётся в трёх аспектах: Брахмане, Параматме и Бхагаване.

00:02:14 Брахман это безличный аспект. Параматма – локализованный аспект. А Бхагаван – аспект Личности.

00:02:32 Итак, на первой стадии, мы приводили этот пример много раз, солнечный свет, солнечный шар и бог Солнце. У каждого из нас есть опыт солнечного света. Иными словами, хотя солнечный свет, солнечный шар и бог Солнце это одно, мы можем понят аспект солнца только в солнечном свете.

00:03:28 Никто из нас на самом солнце не был. Поэтому у нас не может быть прямого опыта вот этого солнечного шара. Если мы попытаемся отправиться на само солнце, то погибнем ещё по пути. Солнечный диск или солнечный шар тождественен солнечному свету. И тем не менее солнечный свет — это не солнечный шар. Вы не можете сказать, что видели солнечный шар только потому, что находитесь на солнечном свету.

00:04:24 Вы можете лишь прийти у выводу, что все аспекты солнца качественно едины. То есть солнечный шар, то есть сама планета солнце наделена светом и теплом, так же, как и солнечное сияние. Хотя тождественны качественно они различаются количественно. На самом солнце температура невероятно высока. Аналогично, первая ступень постижения «Таттвы», Абсолютной Истины – это безличный Брахман.

00:05:17 Этот аспект доступен понимаю обычных людей, вернее тех, кто достиг какого-то духовного уровня. Однако прямой опыт солнечного шара мы получить не можем, но можем лишь строить предположения. Также на самом солнце находиться управляющее божество Солнце, бог Солнце.

00:06:04 В действительности же, жар и свет исходят из тела самого бога Солнце. По аналогии, солнца, бога Солнце и солнечного света мы можем понять Бога в Его аспекте Параматмы, всепроникающем аспекте, равно как и в Его аспекте Брахмана.

00:06:53 Здесь сказано: «насато видийате бхава». «Асатах» значит то, что не существует вечно. Например, наше тело не будет существовать всегда. Все это знают. Каждый знает, что телу придёт конец. Предположим, если кто-то подходит к вам с оружием и говорит: «Я прикончу твоё тело». То есть мы встретимся с опасностью.

00:07:54 Но, мы прекрасно знаем, что нашему телу придёт конец. Это означает, что опасность ожидает нас впереди. Она может прийти к нам сегодня или завтра, или через сто лет, но она придёт.

00:08:23 И что же мы собираемся сделать, чтобы остановить эту опасность? И это разум. Кошка, собака, животное не могут защитить себя от опасности смерти. Животные тоже пытаются спасти себя от опасности, но у них это плохо получается. Однако человек прилагая попытки может остановить опасность.

00:09:04 Поэтому, каждый разумный человек должен знать «Мне угрожает опасность. Я не хочу опасности. Как же её остановить?». Это признак разума. Если мы не пытаемся остановить опасность, вы ничем не лучше животного. Если вы хотите остановить опасность смерти вы должны понять Абсолютную Истину.

00:09:50 Я уже приводил в пример солнечный свет. Если вы выйдете на свет тьмы не будет. Но, если вы сидите за закрытыми дверями не желая видеть солнце это ваш собственный выбор. Каждый должен попытаться выйти на свет. Так предписывают Веды. «тамасо ма джотир гамая», что значит «не оставайтесь во тьме, выходите на свет».

00:10:40 Свет это знание, а тьма – невежество. Итак, сейчас каждый из нас пребывает в невежестве. Мы не знаем кто мы такие. Все невежественны, поскольку считают себя телом. Спросите кого-нибудь «Кто ты?», он ответит «Я тело». «Я мистер такой-то…». «Я индиец». «Я американец». Всё это обозначение тела.

00:11:27 И мы уже говорили об этом. Тело временно, но «Я» как душа вечен. Я уже знаю, что у меня было тело младенца, тело ребёнка, тело подростка, тело юноши. Я знаю это. Этих тел уже давно нет, но я существую.

00:12:05 Поэтому, я вечен, а тело временно. Поэтому говорится: «насато видйате бхава» - в теле нет постоянства. «Набхаво видйате сатах» - постоянное или вечное неуничтожимо.

00:13:00 Хотя Кришна является авторитетом в этом знании, Он тем не менее говорит, Он говорит, что все «таттва дарши» знающие Абсолютную Истину прекрасно понимают это и пришли к такому заключению. Смысл в том, что мы должны принять опыт «таттва даршей» - видящих Абсолютную Истину. Таково знание. Наше знание несовершенно, потому что несовершенны наши чувства. Поэтому опираясь на чувства мы не приходим к верному знанию.

00:13:48 Идея в том, что мы должны принять утверждение Кришны из «шастры» о том, что мы, я или вы, мы души, мы вечные. А тело временно. Но, мы должны иметь необходимое понимание как нам обрести вечное состояние. Это возможно, когда мы с вами поднимаемся на уровень вечности.

00:14:40 Об этом говорится в другом месте «Шримад Бхагавад-гиты». Значение таково, что многие люди очистились развивая знания, совершая тапасью. «Гьяна тапаса бхуто». «Они обрели равное Моему положение». То есть, что значит «то же положение»? Бог вечен. Он полон знаний и блаженства.

00:15:37 Мы все неотъемлемые части Бога. И поэтому мы наделены теми же качествами. Потому что крупица золота качественно равна золотому слитку. А капля океанской воды имеет то же химический состав, что и весь океан. Бог – «сат чит ананда виграха». Он вечен, исполнен блаженства и знания. С помощью очищения мы тоже можем достичь этого уровня.

00:16:38 Этот путь очищения называется здесь «гьяна тапаса», то есть знание и аскеза. Через очищение мы можем прийти к истинному пониманию своего бытия. И этому пути очищения учит движение Сознание Кришны. Метод очень прост. Повторять и петь мантру Харе Кришна. Чем чаще вы произносите эту Махамантру, слова Харе Кришна, тем больше очищаетесь. И тогда вы сможете постичь себя.

00:17:38 Тогда каждый из нас может понять «я не тело», « я не американец», «я не индиец», «я не мексиканец», «я душа». Эта ступень называется «брахма бхуто», то есть самосознанием. В «Бхагавад-гите» говорится, как только вы постигаете себя, вы наполняетесь радостью. Если мы считаем себя телом, нас снедают тревоги и депрессия. Таково материальное состояние.

00:18:36 Но, стоит вам осознать себя как отличного от тела вы преисполняетесь радости. «Брахма бхуто прасан атма» это значит, что как только человек достигает просветления, он тот час становится счастливым. И каковы признаки счастья? Об этом также говорится. «Нашочети наканшети» - он не жаждет ничего и он не скорбит ни о какой утрате.

00:19:27 В материальной жизни мы постоянно о чём-то сожалеем и чего-то страстно желаем. Каждый из нас пытается обладать тем чего у нас нет, все сожалеют об утрате своей собственности. Таково состояние материалистичного человека. Осознание Брахмана или самосознание — это отсутствие скорби и страстных желаний.

00:20:13 И следующая ступень – это «сама сарвеша путишу». Он равно относится к каждому. Он начинает одинаково относиться к разным живым существам. Поскольку он в каждом видит душу поэтому он понимает, что все находятся в равном положении. На этом уровне начинается настоящее преданное служение.

00:20:58 Это ступень нашего совершенства. «Матбхактим лабате парам» означает с любовью служить Богу. Итак, ради развития знания мы открываем множество центров. Пользуйтесь этой возможностью и углубляйте своё знание, и практикуйте небольшую аскезу.

00:21:48 Обретайте знания. На этой встрече мы ведём обсуждения, а это предназначено для обретения знания. Мы проводим такие встречи по меньшей мере по два-три раза в неделю в каждом центре. Вы тоже можете участвовать и приобретать знания. Если вы будете практиковать нетрудную аскезу, то благодаря этим двум вещам «гьяну тапаса», вы очиститесь. И как только вы очиститесь, вы поймёте себя. Вы поймёте Бога. И ваши отношения с Богом.

00:22:45 И как только это откроется вам, ваша жизнь обретёт совершенство. Спасибо вам большое. Тепрь вы можете задавать вопросы.

00:23:00 Вопрос: как кто-либо в какой-либо части мира может понять, что он часть Бога?. Шрила Прабхупада: у вас есть какое-то представление о Боге? Вы знаете, кто такой Бог? Из зала: да. Шрила Прабхупада: как вы Его понимаете? Он говорит: это суть. Он называет это чем-то большим, сутью. Шрила Прабхупада: чем-то. Это говорит о том, что у него нет ясного понимания Бога. Вы говорите: что-то, это, то. Это неясное понимание. Если вы не знаете кто такой Бог, как вы можете понять неотъемлемую часть Бога?

00:23:57 Он говорит, что Бог это любовь. Поэтому мы должны любить друг друга. Шрила Прабхупада: это мы и проповедуем. «сама сарвеша бхутишу» смотреть на всех как находящихся на одном уровне. Из зала: спасибо. Шрила Прабхупада: вот так.

00:24:40 Вопрос: что случается после смерти? Шрила Прабхупада: мы объяснили, что мы вынуждены рождаться в другом теле. Существует восемь миллионов четыреста тысяч разных форм тела. И вы будете награждены одним из этих восьми миллионов четыреста тысяч разных форм тел. Тело даётся вам по вашей карме или по поступкам. Мы действуем под влиянием трёх гун материальной природы.

00:25:35 Одни существа действуют в добродетели, другие в страсти, остальные в невежестве. И отсюда возникают три разновидности деятельности. При смешении трёх с тремя получается девять. Далее, если вы помножите девять на девять получится восемьдесят один. Так комбинация трёх качеств дополняется различными оттенками.

00:26:27 Это можно сравнить с тем, как художник поступает. Он смешивает три изначальных цвета: синий, жёлтый и красный. Красный цвет символизирует страсть. Жёлтый цвет невежество. А синий добродетель.

00:27:03 Подобно художнику владеющему искусством подбора красок, три гуны материальной природы смешиваясь друг с другом проявляются в великом разнообразии телесных форм. В настоящий момент, находясь в теле человека вы также подмешиваете эти три качества в свои разнообразные желания.

00:27:49 Иными словами, вы создаёте своё следующее тело. В момент смерти, в зависимости от мыслей и поступков доминирующих в вашем уме, вы получите соответствующее тело для вашей следующей жизни. Поэтому разумный человек должен быть очень осмотрителен в отношении своего будущего тела.

00:28:30 Мы можем получить тело как у Бога, а можем получить тело dogа. Поэтому самый разумный человек должен стараться обрести тело подобное телу Бога. В этом предназначение движения Сознание Кришны. Пока вы живы, прилагайте усилия для того, чтобы получить тело подобное телу Бога. Это решит все ваши проблемы, а именно проблемы рождения, смерти, старости и болезни.

00:29:23 Вопрос: в чём разница между Богом и нами? И каковы наши отношения? Шрила Прабхупада: Бог велик, мы малы. В остальном, мы равны. Как и вы Бог тоже живое существо. Бог вечен, и вы тоже вечны. Бог исполнен блаженства и вы. В качественном отношении разницы нет. Единственное различие в количестве.

00:30:12 Капля морской воды солёная. Это значит, что в капле есть соль. Но, количество соли в капле не равно количеству соли в море. Есть другой пример. Большой пожар и искра. Падая на вашу одежду, искра может прожечь крошечное пятно, но большой пожар может испепелить целое здание.

00:31:01 Итак, качества Бога есть в каждом из нас. Нас можно считать маленькими богами, не более того. Но, есть разница в силе. Бог способен создать планету такую как солнце, которая плавает в пространстве. А вы можете создавать маленький самолёт, летающий по воздуху. Бог может создать комара с конструкцией как у самолёта, но вы неспособны это сделать. В этом разница между Богом и вами.

00:31:56 Вы можете творить, Он может творить. Но, Его творение и ваше нельзя сравнивать. Кто задал этот вопрос в чём разница между Богом и нами? Вы? Какова связь между? Вы можете это понять. В чём связь между большим и малым? Большой является господином, а маленький слугой. Вот и всё. Если кто-то большой, допустим владелец фабрики. Вы идёте служить ему. Это очевидные отношения. Тот, кто велик он является господином, а маленький является слугой.

00:32:57 Поэтому, наш долг служить Богу. Мы служим, но сейчас мы служим dogу. Мы заботимся о dogе, а не о Боге. Таково наше положение.

00:33:18 Мы предназначены для служения. Но вместо того, чтобы служить Богу, мы служим dogу. Поэтому мы несчастны.

00:33:32 Вопрос: родившись вновь, как живое существо продолжает свой духовный рост? У них есть два вопроса. Когда мы чувствуем себя очень слабыми и падшими, как мы можем продолжать свой духовный путь? Шрила Прабхупада: прежде всего, наше следующее тело может быть непригодным для духовной жизни. Поскольку мы уже падшие и если мы не возвысимся, мы можем получить ещё более низкое тело. Поэтому разумный человек пользуясь возможностями своего человеческого тела, должен немедленно приступить к развитию духовного знания.

00:34:31 Немедленно, значит прежде чем наступит очередная смерть. Поскольку смерть обязательно на нас наступит, это неизбежно, мы должны немедленно приступить к постижению духовного знания, чтобы в следующей жизни либо обрести освобождение, либо возможность углублять духовные знания.

00:35:28 Итак, всякий кто начинает постигать духовную науку, идёт по пути совершенства. Даже если такой человек падает, не достигнув цели, он непременно получит человеческое тело в следующей жизни, чтобы продолжить своё духовное образование и достичь совершенство своей жизни. Поэтому мы должны не откладывая приступить к духовной жизни и попытаться достичь совершенства. Ведь мы не знаем наверняка когда наступит наша смерть. Это истинный разум.

00:36:21 Вопрос: сколько раз мы рождаемся? Шрила Прабхупада: сколько раз рождаемся? Нашим рождениям нет числа. Поскольку пока вы не придёте к духовному знанию, рождение и смерть будут продолжаться. Вопрос: должны ли мы освободиться от кармы для того, чтобы достичь Кришну? Шрила Прабхупада: да. Карма связывает нас. Пока мы сохраняем кармическое сознание, мы вынуждены рождаться вновь.

00:37:03 Поэтому определение «бхакти» звучит так «ани бхилашта шуньям гьяна кармадья авритам» - люди очень увлечены кармой, деятельностью ради плодов. Некоторые из них проявляют интерес к спекулятивному знанию. Это называется «гьяна». Поэтому, «бхакти» — это «гьяна карма авритам». «Бхакти» не должна быть покрыта спекулятивным знанием и деятельностью ради плодов.

00:37:57 Из-за «кармы» вы вынуждены рождаться и умирать. Благодаря «гьяне» вы можете достичь освобождение на какое-то время, но затем вас опять ждёт падение. Однако с помощью «бхакти» вы обретаете нерушимое духовное положение.

00:38:29 Вопрос: вселенных много или только одна? Бесчисленное количество, не счесть. Это одна з вселенных с множеством планет. С солнцем, с луной. То есть «Джагадана» значит вселенная. Напоминает мяч, она яйцевидная. Вся эта совокупность именуется материальным миром. И это всего лишь одна четвёртая часть творения Бога. Три четверти составляет духовный мир.

00:39:40 Вопрос: как нам относиться к Иисусу Христу? Мухамеду? Будь то другим всевозможным посланникам Бога? Шрила Прабхупада: их последователи достигают некоторого духовного уровня. Например, мусульмане верят в царство Бога, буддисты стремятся положить конец материальному миру. То есть закончить материальное существование. Буддисты же не сообщают никаких сведений о духовном мире, но они не признают этот материальный мир. Они хотят покончить с ним.

00:40:31 Поэтому каждый религиозный принцип проповедуется согласно личности, месту и времени. Если человек проходит эти ступени он может подняться на более высокие уровни духовного понимания.

00:41:03 Вопрос: может быть религии это лишь плод воображения? Или прибыльный бизнес? Да, если нет истинных знаний, религия превращается в нечто подобное. Мы должны попытаться понять, что такое религия. Религия – это Закон Бога. Например, закон – это правило, данное государством. И точно также, религия — это данные Богом правила. Но, если человек ничего не знает о Боге, как он может признать Его власть?

00:42:02 Поэтому, религия основанная на скудном знании о Боге, тоже ограничена. Таково определение ведической литературы. «Дхарма» или религия — это кодекс или законы данные Богом. И в «Бхагавад-гите» даются те же правила, законы: «Оставь все виды искусственных религий и просто предайся Мне».

00:43:01 Отсюда вывод, религия означает предание Богу. Религиозным является тот, кто без остатка предался Богу.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 29 November 2021