Ведическая культура приема пищи

Харидвар - 01 January 2012
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:10:33 | качество: mp3 64kB/s 4 Mb | прослушано: 664 | скачано: 817 | избрано: 50
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:22 Миф о том, что вегетарианцы – это худые, бледные люди с легкостью развеивается здесь, в Индии. В Харидваре никогда не разрешалось убивать животных и предлагать в пищу мясо. Все жители - вегетарианцы, все паломники обязаны следовать вегетарианской диете. Коровы ходят прямо по улицам, прямо как и по всей Индии, но идея того, что в святом месте не должно быть насилия и убийства по-прежнему строго хранится здесь индусами. Поэтому мы никогда не увидим здесь открытой продажи вина, мяса ... В целом в Индии люди очень благостные – они не приучены к алкоголю и интоксикации. Здесь огромные фестивали, многотысячные (даже когда сотни тысяч людей участвуют в них) проходят, как правило, без эксцессов.

00:01:21 Традиционная индийская еда – это рис, дал и молочные продукты. Здесь в ресторане Чотивалла нам дали свежеприготовленное ласси. У каждого ресторана свои коровы, в отличие от коровников европейских, нашего мира, коровы очень счастливы – поскольку они священные животные. Вообще Веды предписывают человеку жить в гармонии с животными. Конечно же, некоторых животных в ведические времена приносили в жертву, и воины могли употреблять мясо, но всё это было в очень ограниченных количествах, и не распространялось на святые места и места паломничества. Ресторан Чотивалла очень хорошо знают в Харидваре. Вам обязательно дадут здесь фирменные блюда – жареный сыр, лепешки с картофелем. И сам символ ресторана Чотивалла – это толстый индийский брахман-повар.

00:02:39 И здесь в Индии повар – это профессия брахманическая. Поэтому в храмах повара – только священники, брахманы, особое сословие. И так же кулинария – не только исскуство смешивания специй, а часть медитации, часть йоги. В храмах готовится пища, потом подносится божествам, после этого раздается людям – и это называется прасад. Прасад – это не пища для живота – это пища для сердца, для души. Поэтому иногда в храме вам дадут лишь только маленькую крупичку прасада, а иногда могут накормить целым большим пиром.

00:03:27 Mножество паломников, которые приходят сюда, получают прекрасную возможность соприкоснуться не только со святынями, но и увидеть очень благостных, позитивных людей. Вообще, индийская традиция построена на том, что гость является олицетворением посланника Бога. Поэтому в древние времена ресторанов фактически не было. Рестораны, кафе появились в Индии не более ста лет. Браманы раздавали пищу, а паломники приносили пожертвования. Таким образом, существовала уникальная инфраструктура – любой человек путешествуя по Индии мог остановиться вечером на ночлег в доме соответствующем его положению. Если он был из высшей касты – он останавливался у людей высшей касты, если он был из простого сословия – он останавливался в доме простого сословия. Так, люди обменивались духовными идеями, новостями и вдоль паломнических дорог и торговых караванов было множество различных постоялых дворов. Но, как я уже говорил, в основном простые люди путешествовали и останавливались в домах простых индусов.

00:05:00 Считалось, что прежде, чем поесть самому, хозяин должен выйти на улицу, увидеть путников и спросить – голоден ли кто-то? И если любое количество путников выказывали желание он должен был обязательно пригласить их к себе в гости, в особенности если это саньяси, или странствующие монахи – хозяин считал, что ему очень повезло. Таким образом, любой человек, домохозяин сначала должен был накормить гостей, а потом поесть сам. Это прекарсная традиция, во многих глухих деревнях Индии наверное ещё можно встретить, но, последнее столетие и продвижение европейской культуры во многом изменило Индию. Теперь, как правило здесь преобладает бизнес, и внешние аспекты этой культуры безусловно поменялись. Но, по прежнему, глубокие корни мы можем почувствовать здесь, мы можем почувствовать здесь вибрации этого места, мы можем увидеть лица людей – одухотворенные, стремящиеся к бессмертию, и это безусловно затрагивает сердце каждого подлинного искателя истины, каждого духовного путешественника.

Йога принятия пищи

00:06:21 Сахадев Прабху: В современном мире отношение к еде часто потребительское, прагматическое. Олицетворением этого подхода является человек, который бежит на работу, по пути покупает и съедает гамбургер и считает калории. Главное – это насытится, и бежать заниматься своими делами. Однако, в древних культурах, пища всегда была чем-то сакральным, священным, тем, что возвышало сознание человека, и делало его сопричастным к миру богов.

00:06:44 Во всех культурах существует практика раздачи пищи, которая сначала предложена божеству, и также существует практика освящения пищи. Мы очень много думаем о химическом составе пищи, но мы забываем о том, что она влияет на сознание. В древней Ведической цивилизации всегда человек, который обладал наиболее глубоким пониманием истины – он готовил еду. И если у нас сейчас традиционный образ это домохозяйка, которая варит суп, то познакомившись с ведической культурой мы узнаем, что часто жрецы, брахманы, сословия священников занимались таким делом как приготовление пищи. После того, как они приготавливали эту пищу, медитируя на божества, медитируя на духовные истины, они предлагали её на алтаре, и эта пища раздавалась всем желающим безкорыстно.

00:07:38 Поэтому идея йоги, или связи с высшим началом – это также йога принятия пищи. Сама йога – означает связь, связь с высшим принципом. Поэтому йогой может быть все – йогой может быть наша жизнь, йогой может быть наши отношения с другими людьми, в том числе существует йога ведической кулинарии. Она говорит о том, что каждый вкус связан с определённой эмоцией, с определённым состоянием сознания, и это учение о вкусах изложено в Бхагават Гите. Поэтому жрецы, которые хранили эти знания они могли предложить пищу богу, передать это духовное осознание тем, кто вкушает эту пищу, и они знали тонкую науку влияния пищи на сознание – йогу приема пищи.

Как пища влияет на настроение?

00:08:36 Аджита Кришна Дас Паломник: В своё время я очень, очень любил мясную пищу. Но я не понимал одновременно почему у меня депрессии все время – тоска какая-то, грусть, хмурость... Мне нравилась пасмурная погода, вот такие какие-то состояния. И я даже не понимал почему. И однажды меня пригласисли и угостили пищей , которой ... я даже не представлял что такое может быть пищей. Она была легкая, вкусная и очень красиво выглядела. И я искал давно у кого же такая пища, где же её такую готовят?

00:08:58 И однажды, в Москве, нашел ресторан Джаганнат и увидел людей, которые там готовят, и я увидел, что они совершенно другие, чем люди, которые готовят мясо. «Мясные люди» они все время какие-то недобрые, все время загруженные, все время грустные такие, все время в тоске. А эти – они были открытые, веселые все время, на подъеме, такие вообще...И я долго хотел побывать в Индии, посмотреть, откуда же такая культура пошла. И вот сейчас, находясь здесь, я увидел, что люди совершенно разные. В России, ну как бы и в других европейских странах они более закрытые, более что ли замороченные на самих себе, вот так вот можно сказать... а здесь они открытые, они рады вам всегда, здесь никого не боишься. На западе я больше всего испытываю страх, я очень побаиваюсь людей, я не знаю что от них ожидать. А здесь ты не боишься никого, потому, что улыбаются они очень прикольно.
Как дети они, вот они ругаются даже как дети, вообще, я даже не думал что такое просто есть.
Вскрывают меня такие места, вскрывают... Воздействуют они на меня хорошо, благостно.