Идеалы Ведической цивилизации

Индия - 01 января 2012
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:12:15 | качество: mp3 64kB/s 5 Mb | прослушано: 922 | скачано: 436 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:22 Любая цивилизация, какой бы незначительной она бы не была, обычно гордится собой. Но, если мы беспристрастно будем исследовать эту цивилизацию, то мы зададим вопрос – в чем её совершенство? Мы живем в мире, который безусловно отличается материально техническим прогрессом – интернет, телевидение, самолеты, космос. Но идея цивилизации состоит в том, насколько человек счастлив. И, как говорил Питирим Сорокин – есть потребительские цивилизации, которые занимаются потребительством – современный мир, и есть цивилизации идеалистические.
Оказывается, человек счастлив, когда его идеалы исполнены. Идеалы каждого человека – это любовь, гармония, красота, природа, способность гармонично существовать в мире и достичь просветления, достичь абсолютного счастья, выйти в мир бессмертия. Именно таким образом была посторена Ведическая культура. Ведическое общество, которое существовало многие и многие тысячелетия было постороено по принципу самореализации каждого члена этого общества. Каждый член общества был занят в йоге, в сакрально –мистической жизни в независимости от своего социального, интеллектуального и духовного положения он учавствовал в процессе самореализации общества. В противоположность этому современные демократические ценности ставят в центр человека.

00:02:02 Но какого человека? Человека с его пороками, с его несовершенствами, человека с нечистым сердцем. Ведическая же цивилизация ставила в центр Божество, божественную реальность. А человек должен был быть ... Ведический человек – это был человек чистый, человек совершенный, человек свободный от чувств, человек свободный от низменных пороков. Поэтому в основе ведической цивилизации стояли мудрецы, цари занимали вторую ступень. Сейчас все изменилось. Сейчас лидеры и политики управляют миром, а учителя прислуживают им. Положение учителя в современном мире никаким образом не ценится, хотя учитель - это самый ценный человек для общества, благодаря учителю общество продвигается.
Но, конечно же, мы не можем сказать, что учителя современного общества это идеальные личности. В то время как в ведическом обществе мудрецы были совершенными учителями.
Они не только обладали пониманием всех наук как духовных так и материальных, они также ставили своей главной целью освобождение от чувственных пороков и продвижение общества ради высших духовных целей, а не ради высших материальных целей. Естественно , мудрецы понимали, что не все люди могут уйти в Гималаи в пещеры и как раз они не стремились к этому. Но находясь в Гималаях и в пещерах, они нисходили к людям, к царям и давали им наставления. Давали им наставления в йоге, в праведности, в том как нужно поступать.
И царей называли Раджа Риши. Многие цари, хотя они жили в социуме они были окружены богатством, женами, даже порой вели междуусобные войны. И тем не менее Раджа Риши – это были те цари, которые следовали Дхарме – праведности. Они жили ради блага своих жителей, жителей своих государств, любой житель мог прийти к царю и выразить ему своё недовольство.
Царь не был тираном, он был слугой, и только царь мог сам себя наказать, поэтому Махабхарата -- великая эпическая поэма, великая эпическая ведическая поэма Махабхарата, как раз она начинается с того, что один из великих царей Махарадж Панду наказывает себя сам и уходит в лес, в отречение.
И это не только в Махабхарате. В целом, Ражда Риши праведные цари - они правили государством, и когда чуствовали что уже не справляются, не могут отдавать стопроцентов себя служению народу, они становились отшельниками и уходили в лес. Это было естественным процессом – оставить пост для молодого, будущего поколения.
Но это поколение выращивалось с самого детства, поэтому сама по себе идея Ведической монархии была построена по принципу преемственности, так же как и Ведическая духовная система.

00:04:58 Преемственность – это самое главное. Человек может быть совершенен в чем-то , если он изучает это долго и постоянно, с детства. Таким образом, касты, которые мы привыкли считать как пережиток прошлого, на самом деле были особыми системами воспитания человека.
Если человек был художником, то он обучался этому с детства, если был ремесленником, то с детства. С детства он мог быть монахом, или кшатрием – политиком. Но не следует думать, что человек принадлежал к касте лишь только по рождению. На самом деле, древняя Ведическая система полностью отличается от тех кастовых представлений с которыми встретились англичане и современные европейцы. То, что мы видим сейчас в Индии - это скорее пережиток прошлого.
В старые добрые времена членом той или иной касты мог быть человек, который проявляет те или иные качества.Поэтому, ещё с самого рождения ребенка испытывали. Ему делали специальный тест – ему давали четки, золото, монеты, предметы труда, и то, что выбирал ребенок показывало его наработки в прошлой жизни. Таким образом астрологи ещё с самого детсва привлекали к человеку его прошлый опыт, и советовали родителям каким образом его следует изучать.
В Махабхарате один из великих героев – воин Карна, которого подкинули в детстве как безродного, считался сыном колесничего, но, как только он проявил качества великого воина то другие кшатрии такие как царь Дурьодхана,хотя он был злонамеренным, он сразу же произвел его в кшатрии. Он сказал : « Ты соответствуешь качествам великого царя, поэтому я дарую тебе царство».
Это один из примеров ведической литературы, который показывает, что человек может прогрессировать, и в соответсвии со своими качествами он может занять определённое положение. Таким образом, наше представление о древних Ведах очень поверхностное.

00:07:02 Скорее всего, то, что мы сейчас видим в Индии – это некая тень прошлых великих эпох. И даже сама идея о том, что Индия была центром огромной империи, которая называлась Бхарата Варша, которая была развита в науках, в искусствах, в мистических искуствах – об этом обо всем безусловно нам могут показать археологиеские находки. Мы не говорим о каких-то супер артефактах, которые ещё наверное следует открыть ученым в этом или в следующем веке, мы говорим об очень простых вещах – такие как древние храмы Индии.Очевидно, что их сложность, их красота не могла проявиться в какой-то примитивной цивилизации.
Люди обладали уникальными способностями. Они могли делать сложнейшие вычисления без компьютеров. Они прекрасно знали астрономию, космологию, они владели мореходством, они знали медицину, аюрведу. Поэтому, о любой цивилизации можно судить не только по её духовному наследию, но и её социальному, культурному наследию. Пожалуй, Индия - это единственная страна в мире, где столь много открытий археологических лежит на поверхности.
Индия – это страна где очень много археологических уникальных открытий лежит прямо на поверхности. Их можно увидеть сейчас,сюда можно приехать, с ними можно соприкоснуться. И когда англичане пришли в Индию, безусловно, их интересовали сокровища, они хотели пограбить эту страну, так же впрочем как и многие другие – монголы, Александр Македонский, таков принцип нашей цивилизации – это увидеть что-то более высшее, захватить это, использовать и доминировать.

00:08:54 Но это очень низменная идея, хотя Рим,и другие культуры, даже современные культуры пытаются продвинуть свои ценности и навязать их всем остальным, но тем не менее, мы видим, что Ведическая культура обладала гораздо более высшими ценностями, чем мы обладаем сегодня. И, хотя, возможно, мы очень интеллектуальны, мы продвинуты, у нас есть определённое развитое общество, но вряд ли мы можем гордиться этим.
Когда англичане пытались поработить Индию и её народы – они попытались... Их первая задача была идеологическая диверсия – англичане попытались заставить индусов перестать верить в свои ценности, и отчасти у них это получилось. Они прислали сюда христианских проповедников, они стали изучать санскрит для того, чтобы понять то, как мыслят индийцы. Но многие христианские проповедники, теологи были покорены ведическими идеями.Поэтому отчасти произошло обратное.
Есть такая замечательная история о том, как во время первой мировой войны один английский лорд был военным летчиком и был сбит немцами, когда он падал на самолете, а в то времябыли такие кукурузники -- и он падал вероятно медленно – он стал молить Бога и говорить: «Я посвящу тебе всю свою жизнь, если ты дашь мне возможность выжить». Он очнулся в госпитале на французкой территории, и после первой мировой войны он вернулся в Англию. Он ходил по многим монастырям и один из английских монахов проповедников, который был в Индии рассказал ему про индийских йогов. Он сказал что индийские йоги действительно обладают уникальным глубоким видением божественного.
Благодаря медитации и другим мистическим практикам они выходят на совершенно другой уровень. Английский лорд безусловно заинтересовался чем-то подлинным и отправился в своё путешествие в Индию.

00:11:00 Он путешествовал в Индии, пока не попал в город Кришны – Вриндаван, город пяти тысяч храмов. Там он узнал об аватаре Чайтанье, аватаре Кали-Юги и принял посвящение. Он получил Харе Кришна Маха Мантру и принял титул саньяси. Он был одним из первых саньяси англичан европейцев в Индии и провел остатки жизни в Гималаях в своем ашраме, и до сих пор остались его ученики и последователи. Его звали Радха Кришна Свами. Это один из примеров того, что мыслящие люди которые были привлечены ведическими идеями пришли в Индию и преклонили перед ней свою голову.
Если говорить о русской культуре, то безусловно один из наиболее ярких представителей людей стремящихся к изучению ведического знания - это Лев Толстой. Лев Толстой не просто изучал Бхагават Гиту, он пытался практиковать в России принципы Бхагават Гиты, поэтому он открыл в Ясной Поляне первый ашрам – это место где люди должны были жить просто, а мыслить возвышенно.