Войска прибывают на Курукшетру
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:05 Здравствуйте дорогие друзья! Мы продолжаем нашу сказку. Итак, мы остановились в прошлый раз на том, что начались военные… что обе армии начали подходить к полю битвы. В то время как армия Пандавов подходила к полю битвы, также и армия Кауравов достигла места назначения. И увидев это, Юдхиштхира опять наполнился чувствами сожаления и горечи. Он повернулся к Кришне за словами утешения, и Кришна напомнил ему, что случилось в ассамблее Куру, и что Бхишма, Дрона, Дритараштха остались молчаливы во время того, как Дурьодхана показывал свой ужасный характер. И только Виндура единственный из них не смог выдержать оскорбления в сторону Кришны и Пандавов и переломал свой знаменитый лук и поклялся не участвовать в войне на их стороне, поскольку был на пути к поломничеству. Вздохнув, Юдхиштхира понял, что он беспомощен в руках судьбы и все-таки воевать придется. Тем временем в лагере Кауравов было решено, что генерала выберут более опытного, и Дурьодхана также понял, что его старейшины будут помогать ему не потому, что они верят в его победу, а потому что они зависят от него. И он попросил Бхишму, чтобы он командовал армией. Бхишма начал сортировать воинов в соответствии с их способностями. Сначала было сформировано войско, которое называлось адхираты – это были самые смелые, самые умелые воины, и которые могли воевать один на один. Затем шли маха-ратхи, сама-ратхи и артха-ратхи. И в соответствии с каждым делением было определённое количество солдат. Карна был очень неприятно шокирован, когда его отнесли к самой низшей категории. И Бхишма объяснил, что без своих сережек и кольчуги он будет очень беззащитен, и поэтому его нужно защитить большим количеством солдат. Дурьодхана хотел успокоить гневающегося Карну, который поклялся не воевать до тех пор, пока Бхишма будет командовать. «Пока этот сын Ганги будет командовать, о царь! Я не буду воевать! После того как он падет, я буду воевать и убью Арджуну, так как я и обещал!» Настолько гордыня распирала его, что даже Дурьодхана не мог его успокоить.
00:04:24 Затем прошла специальная церемония, в которой они предлагали человеческую жертву богине Кали, чтоб снискать себе победу. Эта практика практиковалась тогда в те дни, хотя Пандавы не использовали такие церемонии. Человек, которого они хотели предложить как жертву богине Кали, должен был быть совершенен как образец человека и обладать всеми идеальными качествами. Бхишма подошел к Дурьодхане и сказал – «Тот человек, которого мы должны принести в жертву, должен обладать 32 физическими качествами совершенного человеческого существа. Но только два человека подходят под подобную квалификацию, и оба в лагере Пандавов. Первый – это Господь Кришна, а второй – Ираван, сын Арджуны. Если тебе удастся убедить Ирована пожертвовать себя для нашей победы, то ты достигнешь двух целей – во-первых, он несравненный воин, и может победить войско Кауравов голыми руками, также, чтоб выбрать хорошую дату для этого жертвоприношения, нет лучшего астролога, чем Сахадева. Поэтому иди и проси эти вещи у Ирована. Я уверен, что какими нелогичными не были бы эти просьбы, поскольку они очень праведные, то они не смогут тебе отказать!» Дурьодхана посреди ночи отправился в лагерь Пандавов, так что никто его не смог опознать и заметить, чтоб упросить Ирована и Сахадеву для помощи. Сахадева пригласил его, и Дурьодхана начал рассказывать свою просьбу, и, конечно, это было очень эгоистично с его стороны просить о такой жертве, но тем не менее, он чувствовал себя очень неуверенно, и он не знал какая будет реакция.
00:07:23 «Я пришел к тебе, Сахадева, потому что у тебя репутация большого эксперта в астрологии. Я хочу, чтобы ты дал мне благоприятную дату для жертвоприношения человеческого богине Кали, чтобы получить нашу победу. Сахадева посмотрел на звезды и сказал – «Тот, кто предлагает человеческое жертвоприношение на новолуние, этот день называется амавасья, в месяц мерикашира (это ноябрь-декабрь) - у того будет победа. И это уже был декабрь, и новолуние уже должно было наступить на следующий день. Этот случай показывает, насколько благородными были Пандавы. Тот факт, что Дурьодхана верил Сахадеве, не смотря на то, что он принадлежал к клану Пандавов, говорит насколько благороден был этот астролог, он выполнял свою дхарму не смотря ни на что. И Дурьодхана поспешил тогда к палатке Иравана, не теряя времени, даже не отблагодарив Сахадеву достаточно. И слова Бхишмы оказались истинными, потому что Ираван как великая душа и сын Пандавов, не смог отказать в этой просьбе. Он пообещал предстать в определённое время в храме Кали ночью на новолуние. И чувствуя, что война же выиграна, Дурьодхана поспешил обратно, упиваясь успехом.
00:09:39 То, что произошло ночью, было доложено Кришне на следующее утро. Поскольку Господь знает все вещи, он притворился, что он очень удивлен. И Юдхиштхира обнял Сахадеву и Ирована и в радости сказал – «На самом деле я горжусь вами, что даже в такой момент вы не отошли от дхармы ценой даже собственного разрушения. Затем, повернувшись к Кришне, он просто смиренно сказал ему – «Господь, мы в твоих руках! Делай с нами всё, что ты считаешь нужным!» Сначала Кришна предложил, что он пойдет вместо Иравана, так как он обладает всеми необходимыми качествами. Но все были очень сильно против. Затем он сказал – «Завтра амавасья, ночь когда новолуние и жертвоприношение должно произойти. Пожалуйста, приведите мне 1200 браманов. Я хочу, чтобы они делали богослужение Луне и Солнцу сегодня. И приведите, пожалуйста, 300 мудрецов, чтобы они выполняли специальные ритуалы для амавасьи сегодня вместо завтра. И без лишних расспросов Пандавы сделали то, что он попросил. И Сурья, бог Солнца, и Чандра, увидев с каким пиитетом мудрецы и браманы читали их имена, услышав что Кришна их зовет, – пришли оба к Кришне и сказали - «Ты нас звал?» и Кришна сказал – «Да, я вас звал. Я хотел спросить, когда амавасья происходит?» Солнце и Луна были очень удивлены такому детскому вопросу. «Как когда? Это когда Солнце и Луна встречаются вместе. И поэтому Луны не видно совсем.» Кришна улыбнулся и сказал – «Поскольку вы сейчас ко мне пришли вместе, значит амавасья сегодня, а не завтра. А сейчас вы свободны. Можете вернуться в свои обители!» Оба были удивлены таким точным определением и удалились. Ираван сказал Кришне – «Я обещал Дурьодхане прийти в храм Кали ночью на новолуние, и поэтому я должен идти сегодня. И он пошел, но перед этим попросил Господа – «Поскольку я обещал мою плоть пожертвовать богине Кали, пожалуйста, Господь, даруй мне обещание, что в любом случае я выживу, и если мне суждено умереть, я это сделаю на поле битвы!» Кришна улыбнулся и подарил ему свои благословения.
00:13:28 Этой ночью Ираван оделся и пошел в храм Кали и предлагал свою плоть богине. Вследствие того, что Господь благословил его, он остался цел и невредим, хотя выглядел как ходячий скелет. И затем он вернулся к своему отцу. Все эти эпизоды до и во время войны показывают, как Кришна испытывал своих преданных снова и снова. И они доказали ему насколько сильна их привязанность к дхарме. И Господь, видя такую привязанность к дхарме, даровал им защиту от всех ненастий и всех невзгод. И , таким образом, верна ведическая поговорка – «дхарма защищает тех, кто защищает дхарму»
Когда на следующий день Дурьодхана пришел в храм Кали и обнаружил свою ошибку, его гневу не было предела. Он вспомнил слова своей матери Гандхари, которая сказала ему, когда он пришел брать её благословение, - «Где дхарма – там будет и победа!» И горько осознав это, он понимал ,что дошел до того, что просил сына Арджуны принести победу ценой собственной жизни. Затем он послал сына Шакуни Улуку в лагерь Пандавов с оскорбительным письмом. «Эй! время пришло, дорогие двоюродные братья! ваши клятвы исполнить! Как бессовестно вы тогда стояли и смотрели, как оскорбляли вашу жену, и смиренно ушли в лес, когда вас выгнали, и жили, как животные в лесу! Хоть кто-то из вас может сказать, что он мужчина! Юдхиштхира! Ты трус, который прячется под прикрытием праведности! Но учти, Бхима, который поклялся убить меня – я его убью, и Арджуна убьет Карну! И, наконец, вы выйдете воевать или нет? И ваша жена Драупади – это падшая женщина. А этот трус Кришна просто обычный фокусник, и он не поможет вам в битве!»
00:17:08 Арджуна сказал – «Только евнухи дерутся словами! Когда время придет, моя гондзива ответит твоему господину!» Юдхиштхира ответил – «Пожалуйста, напомни Дурьодхане, что я сделал все попытки всех мирных средств. Не страх руководил мною, но желание мира». Бхима взревел как лев, что он переломает кости Дурьодхане так, как он и поклялся. Накула поклялся убить Улуку, а Сахадева – его отца Шакуни. Кришна стоял в стороне и улыбался слушая эти оскорбления и сказал сыну Шакуни передать кузенам, что вскоре колесница пастуха, как он говорит, придёт на поле битвы, и оставит только смерть и разрушение! После того как Улука удалился, Юдхиштхира опять впал в грусть и печаль, думая о тех огромных потерях, которые предполагаются в битве. Кришна, Бхима и Арджуна утешали его. Ты сделал всё, что от тебя зависит, о брат! Но судьба неизбежна. И эта неприятная обязанность кшатрия бороться за дхарму - она настала» Затем пришел Баларама, которого сопровождала Каура, и сказал Юдхиштхире – « Эта ужасная битва, она кажется неизбежной! Не бойся, царь, потому что победа будет определённо на вашей стороне. И хотя моя привязанность к Дурьодхане равна той, которая к Бхиме, я не буду учавствовать в войне. А в это время я пойду в паломничество, чтобы не быть свидетелем этой ужасной бойни». И Бхишма и Дриштадьюна, два командира армий, встретились и решили обговорить правила битвы. Это была Дхарма юдха – или война праведности! Битва, которая должна была идти от рассвета до заката, после чего солдаты могли быть свободны и общаться друг с другом, если бы того пожелали. Никто не имел права атаковать из-за угла. И битва должна происходить только меж равных. Например, если это колесница, - то она должна была воевать только с колесницей. Если это пеший, - то он должен воевать только с пешим, и т.д. Какие-то вербальные оскорбления не должны были наказываться оружием.. один человек не мог атаковаться многими. Эти и многие другие правила было решено использовать в войне праведными командирами. Но нужно сказать, что во время войны почти все эти правила были нарушены.
00:21:18 Первым делом война происходит в умах людей, прежде чем она происходит в реальности. Горечь и зависть, которые пестовались в умах кузенов многие годы, вышли потом в могущественной Махабхарате в войну, которая длилась 18 дней. 10 дней после новолуния, когда проводились человеческие жертвы, были проведены аюдхапуджи, специальное церемониальное поклонение оружию с обеих сторон. Зимние дожди омыли все поле Курукшетры. На 11 день полной луны, когда планета Критика была и во время месяца, который назывался Мригашира. Это был очень благоприятный день который известен как Вайкунтха экадаши, и современные исследователи говорят, что это произошло в пятницу 22 ноября 3062 года до нашей эры. Великий диалог или послание Господа Кришны его другу Арджуне, известный как Шримат Бхагават Гита, была поведана именно утром этого дня битвы. Могущественная битва Махабхараты достигла своей кульминации в течение 18 дней. И роль Господа в этой войне подобна той роли, которую он играет в жизни всех людей. Это роль внутреннего гида, советника, всегда готового и способного нести колесницу нашей жизни посреди бурной битвы. И ведет он эту колесницу на небеса в Дхармакшетру и Божественную жизнь. Если мы также, как Арджуна отдаем поводья этой колесницы в руки могущественного умелого колесничего, которым является бог, если мы имеем такую же веру и доверие к нему. И хотя Кауравы превосходили намного в численности, Пандавы выиграли, потому что господь Кришна был колесничим Арджуны. Даже такая его скромная роль помогла его другу и преданному выиграть битву.
00:25:03 Это один из самых возвышенных эпизодов в его жизни, это его Уттамалила, или Верховная игра. Он дал Арджуне в это прохладное утро учение Бхагават Гиты, в которой он также показал свою космическую форму. И только благодаря его совету и тонкому маневрированию колесницы Пандавы выиграли, несмотря на численное превосходство противников. И поэтому это также верно насчет нас, если Бог с нами, то нет таких неприятностей, нет таких проблем, которых бы мы не могли преодолеть.
Вечер перед войной Юдхиштхира не мог заснуть. Он сказал Кришне – «Мой Господь! Я не могу вынести мысли о том, что нам придется воевать с нашими дедами и с гуру! Я не могу вынести вообще саму идею войны! Как же мы будем убивать старейшин, которым мы делали богослужение всё это время?» Кришна сказал – «Юдхиштхира! Ты родился кшатрием, и поэтому выполняй свою обязанность кшатриев! Посмотри на своего деда, он добровольно взял командование армией Кауравов, Крипа, Дрона, Ашатама - все они могли отказаться от войны, так как сделал Видура, но все они согласились помогать Дурьодхане, - так почему же ты отказываешся от своей части? - и Кришна продолжал – Какой же грех , о брат , убивать тех, кто поклялся убить нас. Эти старейшины, хотя знают все про нас, все таки на стороне Дурьодханы. Почему же ты боишься убивать их? Мы должны воевать, у нас нет пути назад. Как только река, которая стекает с горных вершин, течет вниз, она уже не может вернуться обратно, всё, что она может сделать – это течь в море. Река битвы уже началась, и никто не может это остановить, кроме как океан смерти».
Обе армии должны были встретится на Курукшетре со стороны реки Херанаватти. Пандавы подошли с западной стороны священного озера, и Кауравы - с восточной. Ареной битвы было примерно 58 километров по территории. Ход войны был объявлен, но как оказалось в последующие дни, все правила были нарушены. Война вообще вещь несправедливая, поэтому она всегда провоцирует дхарму. И в конце даже Пандавы нарушали дхарму также.
00:28:44 Наутро битвы мудрец Вьяса пришел к старому слепому царю Дритараштре в Хастинапуре. Дритараштра был очень обеспокоен, что происходит на поле битвы. И поэтому попросили мудреца Санджаю, который обладал ясновидением, давать отчеты о том, что происходит. Таким образом, события которые происходили в Махабхарате, рассказаны были Санджаей. Песня Господа, которая была известна как Бхагават Гита, которая содержит апогей всех его учений человечеству – пересказал её Вьяса. И открывая главу Бхагават Гиты, Санджая сначала дает портрет слепого царя и генералов с обеих сторон и действий, которые должны были происходить. Развивающиеся флаги, барабаны, раковины и т.д., люди, готовые сражаться, также лошади. И также две армии были построены в специальные формирования, и сцена была готова для последней и решающей драмы в их жизни, огромной кульминации, которую обе стороны ждали долгие годы. Кауравы сформировали 11 фаланг, и 11-я была под руководством Бхишмы. Его лошади были белые, колесница серебряная, и его кольчуга также отливала серебром на утреннем солнце. Его флаг был золотым с пятью звездами. Дурьодхана был также здесь, его флаг был со змеем на золотом полотнище и развевался на ветру. Арджуна высокий и стройный стоял на своей колеснице, держа свой прекрасный непобедимый лук Гондиву. Кришна сидел впереди него, держа поводья в своих твердых руках, контролируя 4 белых коня, которые уже спешили, не могли дождаться начала битвы. Лицо Господа было необыкновенно прекрасно, его лотосовидные глаза были наполнены милосердием, когда он смотрел на лучших представителей арийской расы. Бхишма, Дрона и Крипа мысленно поприветствовали эту благородную пару, поскольку они знали, что это аватары Нараяны. Хануман также участвовал, его присутствие навевало жуткий страх на противника.
00:33:11 Арджуна сказал Кришне вывести колесницу в центр поля между армиями, чтоб они могли посмотреть на обе стороны и увидеть общую ситуацию перед тем как начнется битва. Послушный своей роли колесничего, Кришна, господин всех миров, послушно выполнил команду своего друга Арджуны и вывел колесницу на это место между двумя армиями противников. И Арджуна, этот самый могущественный герой своего времени смотрел и изучал противоположную армию и видел там не своих врагов, но видел, что там его кузены, там его друзья, там его родственники, там его учителя, там его племянники, там его деды. И вдруг его ноги подкосились, и огромное психологическое напряжение овладело им. И он почувствовал удар в солнечное сплетение, его тело задрожало, и ум стал беспокойным, и вдруг его могущественный лук упал из его рук и он сел беспомощно на сидение колесницы. И он начал приводить Кришне много разных этических и моральных соображений, чтоб избежать этого конфликта. Этот могущественный воин сказал Господу, что он не может воевать. Он был в очень тяжелом психологическом состоянии. И видя это, Кришна, его друг, философ и Бог, дал ему самую прекрасную инструкцию, какая только была за все время существования человечества. Эта инструкция известна как Шримат Бхагават Гита – песня Бога. Господь выбрал петь свою необыкновенную песню как раз посреди поля битвы и под грохот барабанов и раковин, а не в тишине леса или в храме или в каком-то спокойном месте как монастырь или ашрам. Почему он выбрал именно это местоположение? Арджуна и он были очень близки, и они часто бывали вместе, когда Господь мог очень спокойно дать ему эту необыкновенную инструкцию. Почему он выбрал именно это странное место?
00:36:46 Дело в том, что философия Гиты она не для слабых и трусливых людей, которые боятся взглянуть на жизнь так, как она есть. Бхагават Гита это для героических личностей, которые готовы взглянуть вызову жизни. И Бхагават Гита не учит какому-то этическому сентиментализму, который любит смотреть на природу как на хорошую и прекрасную и боится посмотреть на страшную и неприглядную часть жизни. Пока у нас нет мужества увидеть жизнь как она есть мы никогда не найдем решения ежедневных каких-то ситуаций. Гармония должна быть достигнута, и просто отвергнуть дисгармонию мы не можем. Война и разрушения – это происходит не только в нашей материальной жизни, но и в жизни нашего ума также. И жизнь эта как поле битвы добрых и злых сил. И мы поставлены в центр этого поля. И мы не знаем к какой стороне примкнуть к хорошей или плохой. И также как в Махабхарате в войне последняя иногда кажется сильнее, чем первая. И так же, как Арджуна мы стоим посреди жизни, и нас в стороны разрывают разные силы. И каждый момент наполнен тем, что мы должны принимать какие-то решения, и решать какие-то противоречия. Разрываемые между противоположными силами, мы не знаем в какую сторону повернуть. И то, что Кришна представляет колесничего в жизни Арджуны, на самом деле эта колесница представляет наше тело. В то время как Арджуна – это джи-атма, воплощенная душа, которая сидит внутри, а Господь Кришна – это параматма, или космическая душа, которая - вечный наш компаньон, но которую так часто мы не признаем как Верховного Господа! И четыре коня представляют собой четыре аспекта ума – манос, будхи, аханкара и чита, что значит ум, интеллект, эго и сверхсознание. И эти лошади несут нас то туда то сюда посреди поля битвы, и Арджуна также как и наша душа встречается с этим ужасным кризисом, который кажется невозможно никак решить. Единственное правильное решение – это отдать поводья в руки всемогущего Господа.
00:40:50 За годы их дружбы Арджуна никогда не обращался к Кришне за советом, потому что он всегда считал его немного другим, более того он всегда считал себя компетентным решить свои проблемы. И сейчас в этот критический момент, когда он на вершине, на пике своих ментальных и физических возможностей, он вдруг находит себя таким слабым, таким несчастным, таким запутанным. И его тело не слушается его. И единственное, что ему остается – это повернуться к Господу и полностью предаться ему. И он умоляет его прийти к нему на помощь. Господь всегда внутри нас наш вечный компаньон. Он ждет очень терпеливо, пока мы играем в игру. Как самый главный герой нашей драмы жизни он ждет очень верно того дня, когда мы споткнемся и поймем, что без директора, без помощи мы не можем. И тогда мы поворачиваемся к нему за помощью. И в этот момент Господь спешит к нам как любящая мать, помогает нам избегать сил зла и всегда нас переносит через какие-то бурные потоки и опасные реки, если это необходимо. И это послание Гиты адресовано воину, герою, человеку действия, для которого жизнь это поле битвы. Курукшетра, это поле битвы, которое идет перед Дхармакшетрой или поле благочестия. Учение Бхагават Гиты – это не просто такая духовная философия, этическая доктрина, но на самом деле это йога-шастра, которая дает нам очень ясную идею практического применения этой доктрины в повседневной жизни.
00:43:51 Тот кто получает эти знания, Арджуна, - это тип борящейся человеческой души, готовой принять великое знание, благодаря тесной дружбе и компаньонству с Господом, который воплощен был как его колесничий. Учитель Гиты это не просто Бог, но это Бог, который внутри нас, который обнаруживает себя через это знание. Он всегда присутствует в нас, и мы должны помнить, что это наш самый ближайший друг, компаньон и родственник. Именно поэтому Гита в наши дни такая же непревзойденная, такая же свежая, как она была поведана пять тысяч лет назад, потому что её идеи также близки сейчас нам, как они были близки Арджуне пять тысяч лет назад. Это Гита для нашей повседневной жизни. Какая бы проблема не существовала для нас, какие бы ужасы не встречали мы, абсолютно все они могут быть разрешены мнением учения Гиты. Ее значение настолько глубоко, что чем больше мы её читаем, изучаем и чем больше живем в соответствии с ней, тем больше мы понимаем ее. Это послание Вечности и оно не имеет абсолютно никаких временных ограничений. И здесь же в Гите союз джи-атмы с параматрой это как окончательное решение всех вопросов. Слово Гита само по себе обозначает «песня», Бхагават Гита это песня Бога, песня жизни. Это прекрасная непревзойденная книга непревзойденная песня была поведана Арджуне на поле битвы Курукшетры. И о том что было в этой песне, в этой необыкновенной Бхагават Гите, которая может с успехом применяться сейчас, как и пять тысяч лет назад, мы с вами поговорим на следующей передаче, которая состоится скорей всего в ноябре. Я расскажу о всех разделах. Кстати существует даже такая книга Бхагават Гита Махатмия. Даже если человек не знает, о чем там идет речь, просто читает определённые какие-то главы этой книги, то она несет какие-то необыкновенные духовные блага. Это отдельный разговор о том, насколько эта книга может быть целебна и может исцелять душевные раны. Это лечебная книга для лечения каких-то астрологических, медицинских проблем. Это чудо, непревзойденное чудо, какое только есть! Это не восьмое чудо света, а первое чудо! И об этой книге мы поговорим подробно, когда я вернусь из путешествия. С нетерпением буду ждать нашей встречи опять. Всего доброго, всего хорошего. Хорошей всем недели! До свидания!