Самопожертвование и самовозвеличивание

Навадвип-дхам - 28 августа 1981
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:18:26 | качество: mp3 64kB/s 8 Mb | прослушано: 67 | скачано: 132 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Госвами Махарадж: Махарадж...
Шридхар Махарадж: Да.
Госвами Махарадж: Множество раз, когда ученики нашего Гуру Махараджа приступали к изучению санскрита, можно сказать, в большинстве случаев такого рода в последствие они становились крайне оскорбительны. Крайне оскорбительны, становились оскорбителями нашего Гуру Махараджа. И также во многих случаях они приходили к тому, что...
Шридхар Махарадж: К чему приходили?
Госвами Махарадж: К тому, что отвергали его.
Шридхар Махарадж: Отвергали.
Госвами Махарадж: Временами Прабхупад, наш Гуру Махарадж, говорил: «Малое знание, скудное знание санскрита – крайне опасное явление».

00:00:56 Шридхар Махарадж: Нет, не малое знание санскрита, малое знание как таковое, малое образование, скудное образование – опасное явление. Поверхностное образование, поверхностное знание всегда опасно. Также рекомендуется Рупой Госвами пытаться обрести вкус. Во многих Писаниях малое знание, которое собрано понемножку отовсюду, из разных источников; такого рода тенденция стремиться обрести подобное знание подобным образом – опасная тенденция, поскольку эти разные школы мысли увлекают нас на свою собственную сторону, преследуя свои собственные интересы. Скорее это воспрепятствует, подобная картина, подобная ситуация воспрепятствует нашему прогрессу.

00:02:17 Любопытство, стремление знать, жажда истины – это похвально. Но когда человек стал на истинный путь, принял подлинный идеал, если и после этого также он, грубо говоря, бегает повсюду, там сям и пытается получить опыт этого явления, того, другого, третьего, четвертого, то такого рода попытки, усилия носят ложный характер. Мы должны помнить, нам стоит помнить, что высочайшее явление, которое способно помочь нам, достичь нашей желанной цели – это служение. Не знание, служение. Чтобы совершить прогресс... Имеется ввиду прогресс на негативной стороне, развитие своей негативной природы, в смысле культивирование следующего мироощущения – я в нужде. Я в нужде, я нищий – это шаранагати, это доиньям. Доиньям – смирение, самоуничижение, я испытываю величайшую нужду.

00:03:49 Прогресс такой линии будет здоровым прогрессом. Чувства... В общем и целом чувство будет таким: я испытываю величайшую нужду. И это чувство привлечет позитивную сторону. И только тогда я смогу знать Его. В противном случае читая или исследуя, или удовлетворяя своё любопытство – это, вышеописанное, не есть путь. Речь идет лишь о том, чтобы увеличивать, усилить чувства своей нужды, своей беспомощности. Я нахожусь в величайшей нужде, и такого рода чувство привлечет позитивное начало. И я сумею его узнать настолько, насколько Он того хочет и так, как Он того захочет. Насколько Он захочет взять тебя в Себя, настолько ты сумеешь познать Его. Его природа такова.
Пранипат парипрашнена севая. Парипрашна дозволена – искренние вопросы о благе. Но главные явления – жертвенность, тенденция жертвенности. Тенденция отдавать, жертвовать – это естественная тенденция шакти дживы, потенция. Чистота потенции всегда заключается в её покорности своему хозяину, обладателю потенции. В проповеднических целях определённое шастрическое знание, знание священных Писаний необходимо. Но это другой вопрос.

00:05:53 Тот, кто испытывает вдохновение, побуждение проповедовать, чтобы помочь себе, он может обратиться к различным шастрам и даже возможно к шастре майявади и другим не вайшнавским шастрам. Подобно Дживе Госвами, который для того, чтобы опровергнуть позиции майявади, изучал литературу такого толка. Чтобы опровергнуть их положение. Тот, кто испытывает подобное вдохновение, тот, от кого требуется выполнение подобного долга проповедника, тому необходимо это знание, чтобы выполнять служение. В противном случае, когда речь идет о преданных в целом, речь идет исключительно о том, чтобы отдавать себя, отдавать себя через вайшнавов, вкладывать свою энергию в то царство, высшее царство. Энергия будет использована в деле служения высшему царству, в интересах Господа.

00:07:10 Так или иначе, это наша истинная позиция. Мы должны быть использованы по Его сладостной воле. Это нормальное положение. И так, таким образом мы сумеем жить, мы сумеем вести подлинную жизнь, истинную, настоящую жизнь. Если мы отдаем свои эгоистические тенденции, служим сладостной воле Абсолюта. Наше реальное положение, истинное положение требует этого, только этого, главным образом только этого исключительно. И помощь может прийти в разных настроениях, в разных формах, образах, тонах, так сказать. Но главное явление – вышеописанное умонастроение. Умонастроение веры в то, что Он – Владыка. Я не могу поступать и жить независимо.
Шридхар Свами говорит: Мы слушаем «Бхагаватам». Для того, чтобы это слушание или любая деятельность была подлинной бхакти, подлинной преданностью... Скажем, слушание «Бхагаватам». Для того, чтобы эта деятельность была преданностью в подлинном смысле слова, тогда за этой деятельностью должно стоять следующее представление: то благо, которое я извлекаю, черпаю из подобного слушания, это благо принадлежит моему Владыке Кришне, не мне. Я буду просветлен и я совершу большее служение.

00:09:11 Даже не такое представление, но «я делаю это, я занимаюсь этим по указанию моего Владыки». Где бы и что бы я ни делал, бенефициари, или скажем так, тот, кто получает благо от этого действия, он – другая сторона. И в таком умонастроении мы можем делать все, что угодно, понимая что все благо, результат принадлежит Ему. Чего бы Он ни захотел от меня, Я буду делать только это, не преследуя мои личные желания и будучи лишен собственных амбиций. Но если я чувствую вдохновение, я чувствую, что Он хочет, чтобы я был проповедником, если я должен сражаться, тогда мне необходимо оружие, мне необходимо соответствующая униформа.

00:10:08 И до этого Гуру Махарадж говорил о солдате, которому нужно оружие, чтобы воевать. Разумеется, если я должен выйти на поле битвы, то мне необходимы пистолет и граната. В таком духе мы можем собирать все, что угодно, прибегать к любым источникам, но с этой целью. Цель должна быть такой. Все должно быть записано на Его счет. И это должно быть гарантировано, что все записывается на Его счет, не на счет кого-либо другого. Это главное явление, которое следует принять и усвоить. Ради Его удовлетворения я делаю то или иное. Это просто и ясно. Простая, ясная истина. Удовлетворение, лила требует того, чтобы каждое движение совершалось ради Его удовлетворения. Чем бы оно ни было, какой бы формальное обличье, формальный образ не принимало это движение, это не имеет значения. Но единственный критерий – для Его удовлетворения. Критерий абсолютного характера этого движения, действия, только таков.

00:11:26 Как говорит Гегель: «Реальность существует для себя. Реальность живет для себя. Реальность должна быть сама по себе. И реальность должна сама для себя». Мы должны принять это, подобное положение вещей. Он не предназначен, Он не живет ради удовлетворения других сторон, но все осуществляется и делается ради Его удовлетворения. Он – цель. Он – альфа и омега, и тогда мы находимся в гармонии, тогда присутствует гармония, присутствует красота, присутствует любовь. Любовь означает жертву ради любимого. Божественная любовь, любовь к Абсолютному началу, Абсолютной Личности. И все должно быть сделано, делаться ради удовлетворения Абсолютного Владыки.

00:12:22 Я видел в газетах, читал в газетах следующее утверждение (в газетах или где-то в книгах): «Человек создан по образу и подобию Бога. Создан и устроен. Устроен в смысле... И судьба человека, его природа зависит от воли провидения. И настоящее, и будущее в Его руках – сто процентов. Подобное сознание должно возникнуть в нас. И любая деятельность должна быть направляема этим принципом. Насколько это в моих силах удовлетворить Его, я буду стараться идти в этом направлении. Я смогу чувствовать, понимать, насколько я способен помыслить: удовлетворяет ли нечто Его или кого-то, или что-то иное: мою страну, мое общество, моих родителей. Мы не можем, находясь на большом расстоянии утвердить, утверждать реалистичным образом, что в действительности удовлетворит его, поскольку мы далеки от него. И в этих обстоятельствах я прибегаю к помощи высших по отношению ко мне, высших братьев или наставников, которые совершили больший прогресс по сравнению с моим прогрессом. Я могу консультироваться с ними, прибегать к их помощи. И умонастроение, о котором сказал Гуру Махарадж, аналогично моему собственному настроению. Таким образом, мы можем составить реалистичное представление о том, что удовлетворит Его (Верховного Господа) в наибольшей степени, прибегая к помощи старших, высших, друзей.

00:14:36 Когда подобный друг просит меня прочитать определённую книгу и говорит: «Из этой книги ты почерпнешь материал, который позволит тебе... где-то так, нечто вроде провизии. Поскольку шествие долгое, продолжительное путешествие. Тем самым он помогает мне, обогащает меня, кормит меня. Служение под руководством высшего вайшнава более желанно, нежели попытки искать руководство и указания, направления из книг, в книгах. Но когда у нас нет подобного поводыря, подобного руководителя, тогда нам не остается ничего другого, кроме как консультироваться с многочисленными аутентичными произведениями вайшнавской литературы, чтобы собирать энергию, средства, провизию необходимую мне в мое путешествие. Шастра также есть гуру, разновидность гуру (шастра, Писание). Быть уверенным в том, что моя деятельность находится в линии служения. И ради этого я должен консультироваться, прибегать к помощи вайшнава, совершившего реальный прогресс, значительный прогресс.

00:16:29 А когда подобный вайшнав не доступен, тогда я должен прибегать к помощи заслуживающих доверие книг. Госвами-грандхи, книгам Гурудева, к «Бхагаватам», к «Гите» - все эти Писания преданности. Мы должны консультироваться с ними, но в духе служения. Это должно быть, всегда следует помнить об этом. Помнить – жертва, жертвенность, самопредание. Все измерение, о котором идет речь, состоит из жертвенности. Нет места эксплуатации, нет места отречению. Эксплуатация, самовезвеличивание. Это эксплуатация, пратиштха. Лабха пуджа пратиштха упасака. Этого следует избегать. Это гораздо более опасно в измерении жертвенности, если я хочу эксплуатировать, если я сохраняю тенденцию эксплуатировать, делать себя большим, то подобная тенденция будет крайне пагубной.
Верность слуги всегда должна сохраняться и храниться, и оберегаться крайне скрупулезно, крайне тщательно, методично. Никто не может сдержать меня, никто не может обмануть меня, воспрепятствовать моему прогрессу за исключением меня самого. Поэтому я должен скрупулезно анализировать, рассматривать мой внутренний темперамент, характер и отбрасывать все нежелательные явления подальше. Гундича-марджан.