Три уровня преданных

Навадвип-дхам - 27 August 1981
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:42:04 | качество: mp3 64kB/s 19 Mb | прослушано: 121 | скачано: 190 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Госвами Махарадж: Еще один вопрос, который я слышал от преданных. Преданные задавали этот вопрос. Они слышали ваш пример: «Гуру – одна стопа, которая покоится на почве Вайкунтхи, другая стопа здесь. Три категории гуру».
Шридхар Махарадж: Да, три категории.
Госвами Махарадж: Да, но они хотят знать следующее: это ваш собственный пример или это пример, заимствованный из шастры?

00:00:28 Шридхар Махарадж: Три класса, три категории ачарьи. Две стопы покоится на земле, на почве Вайкунтхи, и он вербует людей отсюда туда. Это маха-бхагавата. Когда присутствует особая воля Господа, то ачарья выполняет подобное соответствующее служение. Здесь не может быть сомнений в качествах маха-бхагаваты. В целом мадхьяма-бхагавата ачарья... В целом позиция ачарьи – это позиция мадхьяма-адхикари вайшнава. Почему? Потому что у такого вайшнава есть... ему присуще дефиринцированное видение. Имеется ввиду, он видит как Cознание Кришны так и нечто, находящееся вне Cознания Кришны. Кришна или не Кришна – и то и другое, оба явления. Сознание Кришны и не Cознание Кришны, его отсутствие. И это необходимо, чтобы то, что не есть Cознание Кришны было обращено в Cознание Кришны. И тогда такой вайшнав совершает, выполняет свой долг, то ему Кришна насильственно дает предрассудки. Предрассудки – имеется ввиду такого рода видение, Кришна и не Кришна. Это естественно, когда речь идет о мадхьяма-бхагавата вайшнаве. Не Cознание Кришны... с тем, чтобы не Cознание Кришны было обращено в Cознание Кришны. Это мадхьяма – промежуточная стадия. Мадхьяма-бхагавата вайшнав должен быть назначаем в качестве ачарьи. Подобный принцип явствует из вышеописанного.

00:02:19 Затем мадхьяма-бхагавата может быть двух типов. Одной ногой он стоит на земле этого мира, другой ногой – на земле духовного мира. Это также мадхьяма-бхагавата. Вайшнав мадхьма-адхикара. Одна нога здесь, одна нога там подразумевает, что определённые реализации Cознания Кришны, реализации истины, но не в полной мере приобрел сиддхи (совершенства). Он находится на пути к сварупа-сиддхи. А тот, кто обеими ногами стоит на почве этого мира, его внимание направлено на духовный мир. Он пренебрегает своим положением в мире в том смысле, что он не придает ему большого значения. Его влечение обращено на другую сторону реальности. Но он не в полной мере избавился от влияния майи. Хотя он слаб, но все же он может быть... его попытки, усилия должны быть похвальными. Он помогает другим, он направляет других, он желает взять других с собой в свой поход. Это похвальная позиция, похвальное положение.
Теперь, юкти. Юкти – развлечение. В шастре мы находим...

00:03:58 Ученик: Юкти? Что означает юкти?
Шридхар Махарадж: Пример?
Ученик: Да, пример.
Шридхар Махарадж: Он находится здесь, он соприкасается с бренной реальностью, однако он не может в полной мере оборвать эту связь, но тем не менее его внимание безраздельным образом обращено на духовную реальность. Он не оборвал полностью связи с бренным миром.
Ученик: Да-да, правильно.

00:04:41 Шридхар Махарадж: Но он в процессе. Он стремится к победе. Он ведет битву за битвой и идет в сторону Cознания Кришны. У него есть благая воля, благое намерение. Он гоштьянананди типа, такой категории. Прежде чем мы окончательно обрываем связь с этим миром, прекращаем всякое сообщение с этим миром и покидаем этот мир навсегда, и окончательно вступаем туда, то есть входим в измерение духовной реальности, на этой стадии, предварительной стадии, до, перед...

00:05:26 Присутствует два класса, две категории. Преданный гоштьянананди и бхаджанананди. Представитель одной категории не заботится о благе других, но занят своим собственным бхаджаном (поклонением). Есть также другая категория – те, кто не желает идти в одиночку, в одиночестве, но стремится взять с собой в поход как можно большее количество людей. Это определённая стадия. Состояние на данной стадии, что описано Бхактивинода Тхакуром в его «Чайтанья-шикшамрите»: на стадии према или рукшу, стадия предшествующая пробуждению божественной любви. На этой стадии существуют две категории преданных: гоштьянананди и бхаджанананди. Гоштьянананди испытывают естественную склонность: хотят не находиться в одиночестве, но взять с собой друзей.

00:06:13 В шастре мы находим (бенгали или санскрит): «Какой бы долг мы ни принимали, какую бы деятельность мы ни принимали в качестве нашего долга духовной жизни... Это долг может быть ваидхика и лаукика. Он может быть... Он может происходить из священных Писаний – ваидхика, и лаукика. Лаукика означает «мирской», то, что диктует социум и прочее, прочее, наша социальная или общественная жизнь. Обязанности, которые возлагает на нас общество – общество, родственники, окружение и так далее. И то и другое, и тот и другой долг человек выполняет соответственно, согласно своей духовной совести.

00:07:21 Каништха-адхикари, в этом состоянии человек может не заботиться о своей социальной жизни, общественной жизни. Он ходит в храм, поклоняется там, строго следует правилам Писаний, но когда он находится за стенами храма, он может поступать как душеньке его угодно, пренебрегая другими или не обращаясь с другими как духовный человек. Но диктат Писаний, правила Писаний не влияют на него, влияют на него, но лишь частично, в его состоянии. Он обращается с другими, ведет себя с другими, когда речь идет о его взаимоотношении с людьми, эти отношения могут не основываться на духовных принципах.

00:08:16 Однако мадхьяма-адхикари – тот, кто прилагает, применяет также в своей повседневной, бытовой жизни, социальной жизни духовные правила. Он решает с кем мне дружить, какой работой мне заниматься, чтобы снискать средства к существованию, как мне выбирать друзей в обществе, будь то преданные или не преданные, кто бы то ни было. Это его социально-общественная жизнь, его жизнь в качестве члена общества, на неё также оказывает влияние, контролирует её духовные предписания, контролирует и оказывает влияние. Это мадхьяма-адхикари, когда человек ведет подобную жизнь, тогда он может помогать другим. Он достоин, он пригоден, он квалифицирован помогать другим. На него не будут оказывать влияние чужеродные, неблагоприятные элементы, общество, поскольку он уже практикует. Он уже практикует, и он утвердился в этой форме жизни, знает как вести себя с другими должным образом и как поддерживать свою духовную витальность. Ты понимаешь?
Ученик: Да.

00:09:42 Шридхар Махарадж: Он практикует таким образом, и он может быть достоин инициировать, помогать другим. Поскольку он уже трансформирован. Он трансформировал себя. Произошла трансформация в его взаимодействии с окружающей средой, окружающим миром. Он продолжает сражаться с агентами майи (с агентами «Матрицы»). Он пытается занять правильную позицию по отношению к неблагоприятному окружению, иллюзорной среде. На него можно полагаться, ему можно доверять, ему можно доверить ответственность играть роль ачарьи.
Ты поедешь? Когда? Завтра?
Ученик: Я еду завтра утром.
Шридхар Махарадж: Завтра утром.

00:10:54 Мадхьяма-адхикари. Классификация мадхьяма-адхикари. Каништха-адхикари не может быть... не заслуживает доверия, не может быть в качестве ачарьи. Он лишь в определённых рамках, на территории храма поклоняется. Поклонение на территории храма, правила и предписания, но мадхьяма-адхикари, с ним уже произошла трансформация. Тотальная трансформация, переход от обычной жизни к духовной жизни. Поэтому его следует считать человеком квалифицированным, пригодным, способным иметь дело с неблагоприятной средой, сражаться и совершать прогресс в его духовной компании, в его походе. И в действительности, благодаря таким людям мир обретает благо. Если бы они полностью оборвали свою связь с этим бренным миром, то... Особенно, когда Господь просит их, то они выходят на арену. В противном случае их не интересует бренный мир.

00:12:17 Каништха-адхикари обладает очень малым, скудным богатством. Он занят самоочищением. И может не беспокоиться о благе других, о благе окружающего мира. Поэтому роль ачарьи – в целом это позиция мадхьяма-адхикари, того, кто трансформирует свои социальные достижения, одухотворяет её, спиритуализирует. Этот человек может быть наиболее квалифицирован, он способен, обладает наилучшей квалификацией, позволяющей принести миру благо. (санскрит или бенгали)

00:13:06 Сказано, в «Шримад-Бхагаватам», описание мадхьяма-адхикара: каковы признаки, каковы симптомы мадхьяма-адхикара. В «Бхагаватам». Тот, кто обрел любовь и нежность к Господу Кришне, любовь к Богу и дружбу с преданными Господа. (санскрит) А те, кто обычные, простые люди, он одаривает их милостью: обычных, простых людей. А к атеистам относится враждебно, к врагам врагам духовных реалий относится враждебно. Таковы четыре фактора его поведения, четыре характеристики мадхьяма-адхикари: он любит Господа, он дружен с преданными, к обычным людям он милосерден, стремится их обратить, стремится одарить их благом, принести благо. Поэтому только мадхьяма-адхикари занимает идеальную позицию, позволяющую быть ачарьей. Он отвергает атеистов, избегает атеистов. Он дарит свою милость, доброту обычным людям и дружит с преданными Господа, и испытывает крайнюю степень любви и внимания в связи с Верховным авторитетом. Бали-шешина. Обычные люди, обычным людям он стремится помочь. Таковы симптомы, характеристики мадхьяма-адхикари преданного. Он находится в идеальном положении, позволяющем играть роль ачарьи. Не каништха-адхикари и не уттама-адхикари.

00:16:02 Уттама-адхикари повсюду видит, что все сущее связано с Абсолютом, с Кришной. Поэтому нет места... Он по определению не способен просить кого-либо быть преданным, поскольку он видит, что все уже преданные. Он чувствует... В отношении себя он чувствует: единственный не преданный – это я. Я не способен совершать служение. Все остальные служат Ему. Такова квалификация уттама-адхикари.

00:16:36 На этой стадии вопрос проповеди как таковой не актуален, отсутствует. Проповедь – это удел мадхьяма-адхикари, того, кто утвержден в этом положении и также видит Бога и не Бога. Уттама-адхикари видит Бога. Мадхьяма-адхикари видит Бога и не Бога, божественную область и мирскую область. Такова тенденция мадхьяма-адхикари и такова его природа. Он должен занимать... мадхьяма-адхикари. Вайшнав должен занимать позицию ачарьи. И также существует дальнейшая градация подградация, субградация мадхьяма-адхикари. Мы должны принимать в расчет все эти моменты.

00:17:21 Госвами Махарадж: А присутствует ли градация уттама-адхикари? Существует ли...
Шридхар Махарадж: Конечно, конечно. Градация... Поскольку это позитивный мир, то простое освобождение от майи не означает, не подразумевает достижение высочайшего положения там. Прогрессивное развитие: шанта, дасья, ватсалья, мадхура и также дальнейшее деление в рамках каждой конкретной расы, лагеря и лидеры этих лагерей, и...
Госвами Махарадж: Это ашрая-виграха. Скажем, Субал.
Шридхар Махарадж: Мулашрая. Имеется ввиду, они занимают окончательное положение.
Госвами Махарадж: Но они не джива-таттва?
Шридхар Махарадж: Нет.
Госвами Махарадж: Чит-шакти?
Шридхар Махарадж: Они порождение чит-шакти, сварупа-шакти.
Ученик (на заднем плане): Паршада.

00:18:33 Шридхар Махарадж: Внутренняя часть сварупа-шакти, наиболее сокровенная или глубинная часть сварупа-шакти порождает их. Если, конечно, вообще можно говорить о том, о порождении, так можно выразиться. Но сварупа-шакти, в ней также существует градация, присутствует степень интенсивности сварупа-шакти. И эта интенсивность не везде и не всегда одна и та же. Ближе к Кришне – больше интенсивность. Дальше от Кришны – меньше интенсивности. Да, таким образом, мы должны понять что есть что. Так или иначе, они всегда заботятся о Кришне. Их интересует исключительно Кришна и их не интересует бренное измерение бытия. Такова позиция в целом мадхьяма-адхикари преданного.
Они думают... Мадхьяма-адхикари думает: «Это благо, и я чувствую вкус. Этот вкус очень сладостный, прекрасный. И я хочу поделиться этим вкусом с другими». Проповедь подразумевает это: «У меня есть лекарство. Я получил лекарство, которое позволило мне исцелиться. Может быть не до конца, но до известной степени. От какой-то болезни. Братья мои, друзья мои, примите это лекарство!»

00:20:00 Госвами Махарадж: Один майявади, Свами Муктананда был... посещал Лос-Анжелес. И он привел следующий пример: «Когда ты ешь что-то очень вкусное, то ты умолкаешь».
Шридхар Махарадж: Что?
Госвами Махарадж: Умолкаешь, замолкаешь. Я привел этот пример, ваш пример: «Когда ты ешь что-то очень вкусное, то тотчас же ты привлекаешь к этому внимание человека, сидящего с тобой: О, попробуй!»
Шридхар Махарадж: Да, если есть кто-то, кого ты любишь, то ты не можешь не поделиться.
Госвами Махарадж: Да-да!

00:20:33 Шридхар Махарадж: Ты не можешь не дать, не поделиться. А если ты, как последний эгоист, ешь в одиночку, то ты будешь... То ты, что ты? Ты... Майявада и прочее – они роют себе могилу. Они боятся потока, любого потока, любого движения они боятся. Они не понимают, что потоки движения могут быть сладостными. Это их болезнь, подобная раковой, раку. Всякий раз... Они думают, что если присутствует хоть какое-то движение, то не может быть гармонии. Если мы ищем гармонии, мы ищем единства, то для этого нам нужно залезть в яму и закопать себя с головой в могилу. Они не понимают, как красота... красота трупа. Иными словами они – атеисты, чистопробные атеисты. Они – худшие из... Это худшая разновидность атеизма, майявада, имперсонализм. Лишенность высочайшего нектара: сат-чит-ананда. Они думают, что мы не можем чувствовать вкус этого ананда. Они думают... динамичный ананда. Они думают, что вершина, достижение – это прекращение всякого движение. И это ананда.

00:22:07 Госвами Махарадж: Джива... когда джива... Джива – это атамарная частица, атом, чит-шакти, атомарная... фрагмент, атомарная часть. Когда джива просветлена чит-шакти, хладини, этой энергией блаженства, может ли она оставить это положение?
Шридхар Махарадж: Оставить?
Госвами Махарадж: Может ли джива? Если джива...
Шридхар Махарадж: Через садху... сукрити. Сукрити, благодаря общению с садху приходит сукрити. Что-то вроде инъекции. Сач-чит-анандам высшего типа. И джива не способна забыть это нечто. И постепенно это нечто растет в ней и приводит её на ту сторону.
Госвами Махарадж: А когда джива уже на той стороне, когда она утверждена в том измерении?
Шридхар Махарадж: Утверждена?
Госвами Махарадж: Когда она утверждена в духовном мире...
Шридхар Махарадж: Да.
Госвами Махарадж: Когда она утверждена в своей сварупе...
Шридхар Махарадж: Да, да.
Госвами Махарадж: Может ли она оставить это положение?
Шридхар Махарадж: Сварупа-шакти?
Госвами Махарадж: Я имею ввиду, когда джива...
Шридхар Махарадж: Нам говорят: «Крайне редко можно увидеть, даже из сварупа-сиддхи человек может отклониться».
Госвами Махарадж: Но... но как насчет васту?
Шридхар Махарадж: Но никогда из васту.
Госвами Махарадж: Да.

00:23:23 Шридхар Махарадж: Из сварупа-сиддхи также отклонение возможно временами. Но из васту-сиддхи никогда падение не возможно.
Госвами Махарадж: Правильно. Так вот на днях вы сказали мне: «Существует категория махабхагават. Они видят нитья-бхада-джива. И это часть лилы. Часть лилы то, что нитья-бада. Нитья-бхада – это часть лилы. Нитья-бхада дживы. Но это их видение или как понимать?
Шридхар Махарадж: Если речь идет о глубочайшем видении, то можно сказать, что это бхадха (порабощенная душа), состояние временно. Но нитья-лила, майя, функция майи обусловлена, временна. Сварупа-шакти вечно, вечно во всех отношениях, во всех аспектах. Но майя-шакти, скажем, больница. Больница или тюрьмы могут быть закрыты. Может быть так, пациентов и преступников не будет. Они могут быть закрыты. Но правительство продолжает существовать. Тюрьмы и больницы...
Госвами Махарадж: Да-да, иногда могут закрыться.
Шридхар Махарадж: Закрываться. Но майя иногда находится в нерабочем положении. Работа майи косвенным образом призвана помочь сварупа-шакти. Но иногда майя может уйти в отпуск.
Госвами Махарадж: Но эти бхадха-дживы, они не были в васту-сиддхи?

00:25:29 Шридхар Махарадж: Подобно тому, как любящая, нежная мать наказывает ребенка. Скажем, она запирает ребенка в кладовую, в чулан и кладет ключ в карман фартука. Но это не означает, что ребенок останется сидеть в чулане навеки вечные. Когда сострадательные дядюшка-тетушка придут, они откроют чулан, и ребенок выйдет на свет божий. Временно... Это с точки зрения временной можно сказать нитья-бхада, но с точки зрения абсолютной – «вечный» означает нитья-бхада – не является вечной в подлинном смысле слова. Страдание в юрисдикции майи – это лишь ограничено временем и пространством. Но затем душа (живое существо) принимает участие в Кришна-лиле.

00:26:39 Кришна есть, и Кришна вечен. В Кришне нет злобы. В нем нет духа мстительности. Поэтому никого нельзя считать погибшим навеки. На какое-то время нежное наказание, наказание из нежной, любящей руки может быть. Когда человек обрел такого рода видение, согласно которому милость Кришны безгранична, и Его бдительное око надо всем и надо вся, тогда наказание не может не рассматриваться как временное лишь. Мотивация наказания служит не мстительность. Все это в рамках Cознания Кришны в любом случае. Сознание Кришны никогда не может быть отделено от него, от этого живого существа. Око хранителя над его головой, всегда взор хранителя обращен на него. Поэтому его страдания, да, они на поверхности – страдания, но временны. Так или иначе, всё это в руках Кришны, под надзором Кришны. Ты понимаешь?
Госвами Махарадж: Да.

00:28:06 Шридхар Махарадж: Определенное видение. Почему мой интерес должен быть больше интереса Кришны? Кришна повсюду, Его око хранителя. Кришна стоит за всем, с Его блаженным сердцем. Больше, чем кто-либо. Это может быть. Такого рода видение присуще категории людей, когда Кришна всё равно в картине. Кришна никогда не исключен. И это видение в большей степени видение, это безграничная форма видения. Когда речь идет об ограниченной форме видения, видении ограниченного типа, тогда мы видим страдания, мы видим порабощенность. Но это относительная волна или относительная точка зрения.
Госвами Махарадж: Мадхьяма-адхикари.

00:29:10 Шридхар Махарадж: Да-да, мадхьяма-адхикари. Ничто в конечном счете полностью не может быть отвергнуто. Никто не забыт, ничто не забыто. Но речь идет о нашем собственном положении. Мы должны быть искренни по отношению к себе, к своему положению, и ничего не придумывать. Ты понимаешь?
Госвами Махарадж: Да. Наше собственное положение.
Шридхар Махарадж: Наш долг диктуется нашим собственным положением. Мы не должны думать, не можем думать, что мы имеем подобного рода видение махабхагаваты, и поступать соответствующе. То будет лицемерие.
Госвами Махарадж: Да.
Шридхар Махарадж: С нашей точки зрения, в нашем измерении мы должны выбрать, избрать наш долг и выполнять его. Я ясно выражаюсь?

00:29:59 Госвами Махарадж: Да. Да, это ясно. И также на днях... На днях вы сказали: «Когда мы начинаем анализировать духовный мир, то духовный мир не есть нечто мертвое. Всякий раз это нечто живое».
Шридхар Махарадж: Да, это нечто живое. И это нечто живое может явить безграничные характеристики себя. Всегда нечто новое. Оно вечно новое, оно не зависимо. Оно не зависимо, Он не зависим. То, что Он желает мне приоткрыть, только это я могу узнать, не больше того. Если мы обращаемся к безграничным характеристикам Абсолютной Истины, то природа Истины такова – сверхсознательное измерение, состоящее из сознания высшего порядка. Элемент природы, природа элемента такова. Даже эти материальные реалии, они также, если начать их анализировать, то можно понять, что они безграничны, бесконечны. Даже материю исчерпать невозможно. Невозможно исчерпать материю, что говорить о духовной субстанции?
Госвами Махарадж: Да.

00:31:36 Шридхар Махарадж: То, что я якобы, дескать буду все знать, в конечном счете это глупость, идиотизм – подобного рода попытки. Духовный мир, где мы будем жить и двигаться в атмосфере безграничного, передвигаться. Там нет места такого рода попыткам. Такого рода попытки познания могут быть приложимы, применимы только по отношению к этому бренному миру, да и то до известной степени лишь. Анализ электрона бесконечен. Малейшее, мельчайшее начало в бытии. Малейшее и в то же время величайшее, самое великое из всего великого. Повсюду две эти крайности присутствуют, два полюса. Тем не менее, я должен иметь некое искреннее желание помогать другим, согласно моей точке зрения, позиции. И также здесь, в этом присутствует градация. Рассмотрение хорошего и плохого имеет место быть в разных фазах, на разных стадиях.
Госвами Махарадж: Реальное благо...

00:32:54 Шридхар Махарадж: И наиболее фундаментальное измерение, в наиболее фундаментальном измерении бытия все является благом. Все является благом. Но до тех пор, пока мы не достигнем этого измерения мысли или жизни, мы должны иметь дело со всеми этими относительными реалиями, категориями хорошего и плохого. Каждый занимает своё положение. Тот, кто занимает положение, соответствующе в этом фундаментальном, высшем измерении, думает «Мое положение высочайшее». Яшода не считает, что Радхарани занимает более высокое положение. Она считает, что она занимает высочайшее положение в связи с Кришной. Она говорит: «Радхарани – моя невестка, моя младшая родственница. Я её контролирую». «Я обладаю полнотой прав на моего ребенка, на моего сына», - думает Яшода. Таким образом, относительное положение. Каждый думает: «Я занимаю лучшее положение, Кришна – мой, только мой». Такой темперамент присущ обитателям той земли.

00:34:33 Госвами Махарадж: На Джанмаштами я читал «Шримад-Бхагаватам», десятую Песнь нашего Гуру Махараджа, Шрилы Свами Махараджа. В одном месте он описывает явление Дурги, йога-майи. Йога-майя в образе Дурги деви, когда она является в качестве дочери Деваки. Вы знаете эту часть?
Шридхар Махарадж: Деваки или Яшоды?
Госвами Махарадж: О да, Яшоды.
Шридхар Махарадж: Восьмирукая.
Госвами Махарадж: Да-да. Так вот, в своем комментарии наш Гуру Махарадж написал: «Господь является, и энергия Господа является одновременно. Господь является вместе со своей энергией». И в комментарии он поясняет: «Поэтому мы воспеваем Харе Кришна, и молимся энергии Хара, Харе – энергии Господа, с тем, чтобы умилостивить. Мы просим Ее: «Пожалуйста, займи меня вместе с Тобой в служении Кришне». Он говорит: «Мы... Харе Кришна означает, мы молимся энергии Кришны – Радхарани».
Шридхар Махарадж: Да, Радхарани.
Госвами Махарадж: «Пожалуйста, займи меня...»

00:35:55 Шридхар Махарадж: Хара означает «Радха», но Она не то же самое, она не идентична Ашта-буджа-дурге. Ашта-бхуджа-дурга (маха-майя) может рассматриваться как тень Радхарани.
Госвами Махарадж: Да, но наш Гуру Махарадж указывает: «Мы молимся Радхе в том, чтобы Она заняла нас в служении Кришне, которое осуществляется через Нее». То есть выходит, что мы не можем напрямую обратиться к Кришне? Но мы можем напрямую обратиться к Радхарани? Да?
Шридхар Махарадж: Опять же... Если начать анализировать детали, когда я иду к Радхарани, то мы не отвергаем Кришну. Для того, чтобы обрести Кришну наилучшим образом, идеальным образом, для этого мы идем к Радхарани. Опять же, когда мы обращаемся, приближаемся к Радхарани, то существует определённый, уместный, должный канал, метод обращения. Поэтому здесь на сцену выходят сакхи и манджари. Ты понимаешь?
Госвами Махарадж: Да.

00:37:01 Шридхар Махарадж: Идти к Радхарани напрямую, прямое обращение к Радхарани не возможно для обычных душ, подобных нам. Мы должны идти к ней через... Согласно Ее интересам, я буду должным образом помещен, локализован, локализирован. Там, где я могу совершать максимальное служение, на которое способен, и под руководством манджари и сакхи. И только в этом положении. Это наиболее выгодное и прибыльное положение, позиция для меня. И я могу извлечь наибольшее благо, максимальное благо из всего явления. Речь идет о должной позиции, правильной позиции, в которую я буду помещен.
Госвами Махарадж: Да.
Шридхар Махарадж: Это будет наиболее благотворным, полезным для меня – правильная позиция, самбандха-гьяна. Там я смогу совершать лучшее служение, на которое только способен, и буду получать наилучшее, идеальное для себя вознаграждение.

00:38:09 Госвами Махарадж: То есть лучшая позиция для того, кто стремится, для дживы, стремящейся дживы, это позиция в третьем ряду.
Шридхар Махарадж: В третьем?
Госвами Махарадж: Да, в третьем.
Шридхар Махарадж: Что ты имеешь ввиду?
Госвами Махарадж: Ну, имеется ввиду служить Кришне не напрямую, но манджари – это номер два.
Шридхар Махарадж: Но Радхарани – номер два, прямая потенция, энергия Кришны, номер два, затем сакхи – номер три, а затем манджари – номер четыре. А под руководством манджари – номер пять. Один, два, три, четыре, пять, начиная от Кришны. Если считать от Кришны в целом, то мы занимаем, джива занимает место номер пять в мадхура-расе. И также в других расах такого рода иерархия присутствует. И соответственно нашей внутренней способности служения, будет извлекаться максимальное служение из меня, и вознаграждение также будет максимальным, и я получу максимальное благо. Это самбандха-гьяна, правильная позиция. Самбандха-гьяна означает «правильная позиция, соответственно».

00:39:32 Госвами Махарадж: Временами эти духовные личности, такие как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур...
Шридхар Махарадж: Да, Прабхупад.
Госвами Махарадж: Приходят в этот мир и дают служение.
Шридхар Махарадж: Временами они уполномочены, делегированы высшей силой, по воле Бога.
Госвами Махарадж: И они совершают великое служение своим ученикам, когда находятся здесь.

00:40:02 Шридхар Махарадж: Делегация. Делегация, полномочия могут прийти в любое положение. Прийти свыше, и человек становится уполномочен действовать в качестве его представителя, высшего начала. Это возможно. Особенно в Гурудеве мы должны видеть проявление высочайшего порядка. Он – высочайший, так сказать, делегат. Присутствие Кришны, высочайшее присутствие Кришны в Гурудеве. Но гуру опять же: дикша-гуру, шикша-гуру, различные типы дикша-гуру, вартма-прадакша- гуру также считается гуру, расматривается в этом качестве. Нама-гуру, затем бхагавата, дикша, панчаратра-дикша, саньяса-дикша – все эти... В рага-марге дикша, посвящение в рага-марг, и многочисленные шикша-гуру – всё это имеет место быть. Но особенное, особая делегация... Одновременно Кришна может делегировать Свою силу одному ученику, другому гуру... Скажем у одного гуру... У одного ученика один гуру, Кришна приходит через этого гуру, и через гуру другого ученика и т.д. Разумеется, иерархия должна быть подлинной. Не имитация, не выдумка, но подлинное явление. Об этом идет речь.
Который час? Доштха! Дошпанера.