Текст седьмой. Окончание
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [АтмаТаттва дас] [поют все вместе [Ом Намо Бхагавате Васудевая]]. Атма Таттва Прабху – Нектар Наставлений. Кассета 17. Тексты 10 и 11.
00:00:31 [кармибхйах парито харех прийатайа
вйактим йайур джнанинас
тебхйо джнана-вимукта-бхакти-парамах
премаика-ништхас татах
тебхйас тах пашу-пала-панкаджа-дршас
табхйо 'пи са радхика
прештха тадвад ийам тадийа-сараси
там нашрайет ках крти]
00:01:02 В шастрах сказано, что из всех занимающихся кармической деятельностью Верховный Господь Хари предпочитает тех, кому известны высшие ценности жизни. Из множества людей, постигших высшую мудрость [гьяни], тот, кому его знания помогли обрести освобождение, обращается к преданному служению. Он стоит выше всех остальных. Однако его превосходит тот, кто действительно обрел прему, чистую любовь к Кришне. А самыми возвышенными из всех великих преданных являются гопи, которые всегда и во всём зависят от Шри Кришны трансцендентного пастушка. Из всех гопи наиболее дорога Кришне Шримати Радхарани. Ее кунда [озеро] так же бесконечно дорого Кришне, как эта самая любимая Им гопи. Кто же откажется поселиться у Радха-кунды и в духовном теле, исполненном экстатических эмоций [апракрита-бхава], с любовью служить божественной чете Шри Шри Радхе-Говинде, которые ежедневно являют Свои аштакалийа-лилы (восемь видов вечных игр). Те, кто занимается преданным служением на берегах Радха-кунды, — поистине, счастливейшие люди во вселенной.
00:02:19 Комментарий: В наши дни практически каждый занят тем или иным видом кармической деятельности. Тех, кто, работает в надежде получить материальную прибыль, называют карми — работающими ради наслаждения плодами своего труда. В материальном мире все живые существа околдованы майей. Об этом говорится в «Вишну-пуране» (6.7.61):
[вишну-шактих пара прокта
кшетраджнакхйа татха пара
авидйа-карма-самджнанйа
тртийа шактир ишйате]
Мудрецы разделили энергии Верховной Личности Бога на три категории: духовную, пограничную и материальную. Материальную энергию считают энергией третьего сорта (тртийа-шактих). Живые существа, находящиеся во власти материальной природы, иногда, подобны собакам и свиньям, работают до седьмого пота, только чтобы удовлетворить свои чувства. Однако в результате своей прошлой благочестивой деятельности некоторые карми в этой жизни или в следующей начинают интересоваться различного рода жертвоприношениями, о которых говорится в Ведах. Так благодаря благочестивой деятельности они поднимаются на райские планеты.
00:03:42 Те, кто совершает жертвоприношения, строго следуя предписаниям Вед, попадают на Луну или планеты более высокого уровня. В «Бхагавад-гите» (9.21) сказано: [кшине пунйе мартйа-локам вишанти] — исчерпав результаты своей так называемой благочестивой деятельности, они вновь возвращаются на Землю, которую называют мартйа-локой, обителью смерти. Даже если такие люди в результате своей благочестивой деятельности достигают райских планет и на протяжении тысячелетий наслаждаются там жизнью, исчерпав запас плодов благочестивой деятельности, они все равно будут вынуждены вернуться на эту планету. Таков удел карми — и праведников, и грешников. На нашей планете живут тысячи бизнесменов, политиков и подобных им людей, которых интересует лишь материальное счастье. В погоне за прибылью они не гнушаются никакими средствами, не думая о том, благочестиво или неблагочестиво. Таких людей называют карми, или вульгарными материалистами. Викарми, людей, не опирающихся в своих действиях на ведическую мудрость, также причисляют к карми.
00:04:54 Те, кто в своей деятельности руководствуется ведическим знанием, совершают жертвоприношения, стараясь удовлетворить Господа Вишну и получить Его благословение. Так они поднимаются на высшие планетные системы. Такие карми стоят выше викарми, поскольку они строго следуют указаниям Вед, и они, безусловно, дороги Кришне. В «Бхагавад-гите» (4.11) Кришна говорит: [йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам] — «Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его». Кришна так милостив, что исполняет желания карми и гьяни, не говоря уже о бхактах. И хотя карми иногда поднимаются на высшие планетные системы, но до тех пор, пока у них сохраняется привязанность к кармической деятельности, они будут вынуждены умирать и получать новые материальные тела. Человек, совершающий благочестивые поступки, в следующей жизни может родиться среди полубогов на высших планетных системах или занять какое-то другое положение, дающее ему больше возможностей наслаждаться материальным счастьем.
00:05:50 Те же, кто занимается греховной деятельностью, деградируют и рождаются животными, деревьями и растениями. Поэтому мудрецы и святые осуждают тех карми, которые игнорируют указания Вед (викарми). В «Шримад Бхагаватам» (5.5.4) сказано:
[нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа апрноти
на садху манйе йата атмано 'йам
асанн апи клешада аса дехах]
«Материалисты, которые только ради удовлетворения своих чувств работают, выбиваясь из сил, подобно собакам и свиньям, в сущности являются сумасшедшими. Они стремятся к одному — удовлетворению собственных чувств, и ради этого готовы на любые, самые отвратительные поступки. Разумному человеку не подобает заниматься материальной деятельностью, ибо в результате он получит новое материальное тело, исполненное страданий». Цель человеческой жизни — избавиться от тройственных страданий — непременных спутников материального существования. К сожалению, карми помешаны на деньгах и временных материальных удобствах и ради этого готовы на все. В результате они рискуют деградировать в низшие формы жизни. Стремясь к счастью в материальном мире, они строят всевозможные нелепые планы. Им некогда остановиться и задуматься над тем, что у них в запасе осталось не так много времени, большую часть которого им придется потратить на добывание денег для удовлетворения своих чувств, пока смерть не положит конец всей их деятельности.
00:07:22 Материалисты не задумываются над тем, что, оставив своё нынешнее тело, они могут получить тела низших животных, деревьев или растений. Таким образом, они делают все возможное для того, чтобы не достичь истинной цели жизни. Они не только рождаются в невежестве, но и действуют в невежестве, считая, что небоскребы, роскошные автомобили, высокие посты и т.д. являются залогом их материального благополучия. Материалистам невдомек, что в следующей жизни их ожидает деградация и что вся их деятельность не принесет им ничего, кроме парабхавы (поражения). Таково заключение «Шримад Бхагаватам» (5.5.5): [парабхавас тавад абодха-джатах.]. Вот почему необходимо стремиться постичь науку о душе (атма-таттва) [все хихикают]. До тех пор, пока человек не достигнет уровня атма-таттвы и не поймет, что по своей сути он — душа, а не тело, он будет пребывать в невежестве. Из тысяч и даже миллионов невежественных людей, которые впустую растрачивают своё время на чувственные наслаждения, едва ли один может обрести знание и постичь высшие ценности жизни. Такого человека называют гьяни. Гьяни понимает, что кармическая деятельность только привязывает его к материальному существованию и является причиной его перехода из одного тела в другое. Термин шарира-бандха (прикованный к телесному существованию), употребляемый в «Шримад Бхагаватам», указывает, что пока человек в той или иной форме привязан к чувственным наслаждениям, его мысли будут поглощены только кармой, деятельностью ради её плодов, и это заставит его переселяться из одного тела в другое.
00:09:06 Таким образом, гьяни стоит выше карми, потому что он по крайней мере не принимает участия в слепой погоне за чувственными наслаждениями. Так утверждает Верховная Личность Бога. Однако пока гьяни, избавившийся от невежества, присущего карми, не достигнет уровня преданного служения, он будет оставаться в невежестве (авидйе). Даже если его считают гьяни — достигшим высот знания, его знание остается нечистым, поскольку, не ведая о преданном служении, он не поклоняется непосредственно лотосным стопам Верховной Личности Бога. Гьяни, который обращается к преданному служению, поднимается над уровнем обыкновенных гьяни. Такого возвышенного человека описывают словами: гьяна-вимукта-бхакти-парама. О том, как гьяни начинает преданное служение, рассказывается в «Бхагавад-гите» (7.19), где Кришна говорит:
[бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма судурлабхах]
«После многих рождений и смертей тот, кто действительно пребывает в знании, предаётся Мне, зная, что Я — причина всех причин, Я — все сущее. Но редко встречается такая великая душа». Понастоящему мудр лишь тот, кто предается лотосным стопам Кришны, но такая великая душа, махатма, встречается крайне редко.
00:10:37 Занимаясь преданным служением в соответствии с регулирующими принципами, человек может достичь уровня спонтанной любви к Богу, следуя примеру таких великих преданных, как Нарада или Санака и Санатана. Тогда Верховная Личность Бога признает его великим преданным. Преданные, развившие в себе любовь к Богу, вне всякого сомнения, находятся на очень высоком уровне. Однако выше всех преданных стоят гопи, которые не имеют никаких других желаний, кроме желания доставлять удовольствие Кришне, и при этом не ждут от Кришны ничего взамен. Кришна, время от времени покидая гопи, причиняет им невыносимые страдания. Но они тем не менее не могут забыть Его. Когда Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру, гопи погрузились в глубокую печаль и провели остаток своих дней в слезах из-за разлуки с Кришной. Это значит, что в каком-то смысле они никогда не расставались с Ним. Ведь помнить о Кришне — все равно что общаться с Ним. Более того, випраламбха-сева — размышлять о Кришне в разлуке с Ним, как делал это Шри Чайтанья Махапрабху, — гораздо лучше, чем непосредственно служить Кришне. Таким образом, из всех преданных, развивших в себе беспримесную любовь к Кришне, самыми возвышенными являются гопи, и лучшая среди них — Шримати Радхарани. Никто не может превзойти Шримати Радхарани в преданном служении Господу. Даже Сам Кришна не в состоянии постичь отношения к Нему Шримати Радхарани, вот почему Он, стремясь понять Ее трансцендентные эмоции, занял Ее положение и явился в образе Шри Чаитаньи Махапрабху.
00:12:12 Таким образом, Шрила Рупа Госвами постепенно подводит нас к выводу, что Шримати Радхарани является самой возвышенной из всех преданных Кришны, а Ее кунда (озеро), Шри Радха-кунда, — самым возвышенным из всех мест на земле. Это подтверждает цитата из «Лагху-бхагаватамриты» (Уттара-кханда, 45), приведенная в «Чаитанйа-чаритамрите»:
[йатха радха прийа вишнос
тасйах кундам прийам татха
сарва-гопишу саиваика
вишнор атйанта-валлабха]
«Как дорога Верховному Господу Кришне [Вишну] Шримати Радхарани, так дорого Ему и место Еекупания [Радха-кунда]. Она — первая и самая любимаяГосподом гопи». Поэтому каждый, кого привлекает Cознание Кришны, должен поселиться у Радха-кунды и остаток жизни посвятить преданному служению на её берегах. Такой вывод делает Рупа Госвами в десятом стихе «Упадешамриты».
00:13:09 Закончим книгу, прочитав ещё и 11 стих.
[кршнасйоччаих пранайа-васатих прейасибхйо 'пи радха
кундам часйа мунибхир абхитас тадрг эва вйадхайи
йат прештхаир апй алам асулабхам ким пунар бхакти-бхаджам
тат премедам сакрд апи сарах снатур авишкароти]
00:13:38 Из многих излюбленных объектов наслаждения и из всех прелестных девушек Враджабхуми Шримати Радхарани, конечно же, наиболее дорога Кришне и наиболее любима Им. Великие мудрецы говорят, что столь же дорога Ему и Ее божественная кунда. Безусловно, берегов Радхакунды редко достигают даже великие преданные; ещё труднее достичь её обыкновенным преданным. В том, кто хотя бы раз искупался в её священных водах, пробуждается чистая любовь к Кришне.
00:14:11 Комментарий:
Почему Радха-кунда столь возвышенна? Это озеро обладает такими возвышенными качествами, поскольку принадлежит Шримати Радхарани, дороже которой для Шри Кришны никого нет. Он любит Её больше, чем всех других гопи. И великие мудрецы утверждают, что Её озеро, Шри Радхакунда, так же дорого Кришне, как Сама Радха. Действительно, между любовью Кришны к Радха-кунде и к Шримати Радхарани нет никакой разницы. Берегов Радха-кунды крайне редко достигают даже великие личности, которые целиком посвятили себя преданному служению, не говоря уже об обыкновенных преданных, практикующих всего лишь ваидхи-бхакти.
00:14:53 Говорится, что преданный, хотя бы раз искупавшись в Радха-кунде, мгновенно проникается к Кришне такой же чистой любовью, какую питают к Нему гопи. Тому, кто не может постоянно жить на берегах Радха-кунды, Шрила Рупа Госвами советует по крайней мере совершить в ней как можно больше омовений. Это один из наиболее важных моментов в преданном служении. Шрила Бхактивинода Тхакур в связи с этим пишет, что Шри Радха-кунда является самым важным местом для тех, кто хочет совершенствоваться в преданном служении, следуя по стопам подруг (сакхи) и приближенных служанок (манджари) Шримати Радхарани. Живым существам, стремящимся обрести духовные тела (сиддха-деха) и вернуться домой, в трансцендентное царство Бога, на Голоку Вриндавану, следует поселиться на берегах Радха-кунды, и, приняв покровительство приближенных служанок Шри Радхи, все время служить Ей, следуя их указаниям.
00:15:52 Это — самый возвышенный метод для тех, кто занимается преданным служением под покровительством Шри Чайтаньи Махапрабху. В связи с этим Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет, что даже такие великие мудрецы и преданные, как Нарада и Санака, не имеют возможности прийти и совершить омовение в Радха-кунде. Что же тогда говорить об обыкновенных преданных? Если человеку выпадает великая удача побывать на берегах Радха-кунды и хотя бы раз искупаться в ней, он проникается к Кришне такой же трансцендентной любовью, какую к Нему испытывали гопи. Здесь также даётся совет поселиться на берегу Радха-кунды и полностью погрузиться в любовное служение Господу. Нужно каждый день совершать омовение в этом озере и отбросить все свои материальные представления, найдя прибежище у Шри Радхи и Ее помощниц-гопи. Если человек занимается этим в течение всей своей жизни, то, оставя тело, он вернётсятся к Богу, чтобы служить Шри Радхе так, как он представлял себе это, живя на берегах Радха-кунды. Следовательно, высшее совершенство преданного служения заключается в том, чтобы жить на берегах Радха-кунды и каждый день совершать в ней омовение. Этого совершенства трудно достичь даже таким великим мудрецам и преданным, как Нарада. Вот почему слава Шри Радхакунды не знает границ. Тот, кто служит Радха-кунде, получает возможность стать спутником Шримати Радхарани под вечным руководством гопи.
Начало пояснений Атма Таттвы.
00:17:20 Так кончаются комментарии к Упадешамрите, написанные его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупадой. Итак, много разной информации в этой части книги даётся о славе Шри Шри Радха-кунды, которой поклоняются даже величайшие преданные, такие как Санака, Санатана и Нарада муни. Есть 2 разные темы, которые можно обсудить в связи с этими стихами. Для человека, который занимается Вайдхой-Бхакти. Очень редким является возможность достичь этой Радха-кунды. Это не так легко. И тут отмечается, что это даже сложно для Нарада муни и Санаки, Санатаны. Но в то же самое время так же говорится: «Лишь совершив однажды омовение в Шри Радха-кунде, человек может развить любовь к Богу, подобную любви гопи». И кто-то может подумать: «Как это так? Тут что говорится, что мы должны отправиться на Радха-кунду? Или здесь говорится о том, что мы не должны отправляться на Радха-кунду?». Как понимать этот стих?
00:18:52 Итак, поскольку мы прочитали все эти стихи уже, теперь давайте посмотрим, кто же сможет ответить на этот вопрос? Кто знает ответ поднимите руки. О чём здесь говорится? Здесь говорится о том, что нужно отправиться на Радха-кунду иначе жизнь ваша бесполезна. Что вы здесь вообще делаете на Кингс-кросс, когда такое место существует, где просто омоешься и выходишь из воды, и уже как гопи? А что вы здесь делаете? Итак, в этом ли суть стиха, или суть в том, что здесь говорится, что даже Нарада муни не может достичь этого места. Зачем же вам тратит время впустую? Почему бы вам не заняться своим служением и достичь совершенства? Итак, кто руки поднимает? Да?
[Аудитория] Здесь ясно говорится, что это высший уровень, но здесь идёт разговор о духовном мире на самом деле. Если вы считаете, что вы квалифицированы, то вы можете отправиться туда.
[АтмаТаттва дас] Там говорится, что если вы совершаете омовение, то вы и обретаете необходимые качества и вы становитесь как гопи. Почему бы нам не отправиться, совершить омовение и мы станем как гопи?
[Аудитория] Ну говорится, что каждое утро нужно совершать омовение и так далее. Есть целый процесс.
[АтмаТаттва дас] Итак, что же вы нам рекомендуете? Ехать или нет?
00:20:19 [Аудитория] Мы должны приезжать в святую Дхаму конечно, мы должны общаться с Радха-кундой и принимать немного воды на голову. Но мы никогда не должны полностью заходить в воду и, но мы должны возвращаться и заниматься нашим служением, потому что мы должны заниматься этим, потому что это помогает нам развиваться быстро в духовной жизни.
[АтмаТаттва дас] На самом деле, чтобы совершить омовение в Радха-кунде нужно обладать определёнными качествами, об этом в комментарии и говорится вполне очевидно. Часто бывает так написано, что, если вы примете прасад в доме Адвайта-ачарьи то вы получите любовь к Богу, если вы планируете: «Вот поеду, приму прасада и получу любовь к Богу». Любовь к Богу там распространяется, а что я здесь делаю? Это конечно всё чудесно, прекрасная склонность на самом деле, и нужно оценить по заслугам, но факт в том, что когда мы говорим об этом, что вот в писаниях что-то написано, каждое слово имеет определённое определение. Если вы о чём-то говорите, то каждое слово очень важно. Например, если здесь говорится: человек может достичь любви к Богу, совершив по-моему омовение в Радха-кунде. И этот человек, о котором здесь говорится, это продолжение, это не просто любой человек. В этом суть. Что же это за человек?
00:21:50 И дальше идёт подробное описание кто квалифицирован. Поскольку здесь же прямо написано: это очень редкая возможность для Санаки и Санатаны. Санака и Санатана вышли из ума Брахмы. Они не видели никакого кросса, никакого Кингскросса, они шли напрямую так сказать. Как только они появились, они напрямую отправились и думали только о Кришне. Никакого Кингскросса. На самом деле Брахма пытался так сказать наложить на них определённый крест, хотел, чтобы они стали Праджапати, правителями, множили население вселенной, но это их не интересовало, они были прямы и думали о Всевышнем Брахмане. Такое положение. И они не способны получить возможность совершить омовение в Радха-кунде. Так что нам лучше молчать, нам не нужно уж очень так углубляться в эти мысли и думать, что вот я пойду там, омоюсь в Радха-кунде, как вчера этот Прабху отмечал, Прабхупада отговаривал наших учеников от того, чтобы они шли туда и они не должны становиться обезьянами. В Говардхане, на Говардхане там очень много обезьян, на самом деле те обезьяны гораздо лучше меня, но по крайней мере, знаете ли так или иначе, что внешнее у меня тело человеческое, поэтому я должен стараться делать что-то человеческое. Получив человеческое тело, зачем нам становиться львами? Так они поступают в этом мире. Они все становятся людьми, но потом они называют себя львами. Я – лев, это Львица.
00:23:26 Прабхупада как-то давал лекции в Татж-хате – отеле, в Агри, там была встреча членов клуба львов. И Прабхупада сказал на этой лекции: «Став людьми, вы все хотите стать львами, что же я могу сделать?». [смеётся]. Они уже поднялись над этими формами, а потом хотят спуститься, но на самом деле человеческая форма жизни даёт шанс прогрессировать вверх. Зачем деградировать? Итак, мы видим, что в этом материальном мире есть 2 вещи – есть материя, есть дух. Материя мертва сама по себе, может быть и имеет определённую физическую потенцию. Несколько элементов могут соединяться и образовывать ещё какой-то элемент, или может создаваться определённая сила, может создать определённые действия, смешав одно с другим, но сами по себе они не способны действовать или расти, жить, если сознание не входит в материю, то материя мертва. [Авинаши тту тад виддхи йена сарвам идам таттхам] – «Авинаши» «Сознание не разрушимо», [Авинаши тту тад виддхи йена сарвам идам таттхам] – всё это проявление, которое мы видим, мы видим просто потому что живые существа пошли, в него, тот кто существует. И живые существа может быть присутствуют, и мёртвая материя присутствует. Но если Господь не войдёт и в тех и в других, в живые существа Господь также входит. В материю также входит Господь. Если Верховный Господь не войдёт и в тех и в других, то они также не смогут действовать так. Они не смогут двигаться.
00:25:20 Итак, мир сотворённый. Господь входит в этот мир, и хотя Он и входит в этот мир, тем не менее Он остаётся отдельно. Это Его непостижимое достояние. Он может войти куда-то и тем не менее не входить, может оставаться где-то, и тем не менее не присутствовать в этом месте. Он может держать и тем не менее находиться вдали от этого. Это величие Верховного Господа. В этом смысл слова – всесильный и всеприсутствующий, всезнающий. Таков Верховный Господь. Он знает всё. Он в каждом атоме, Он в сердце живых существ, и только благодаря Ему, благодаря Ему всё это возможно. [Эдова вимани бхутани джайанте] – тот у кого исходит всё, [ена джитани дживанти] – и видя на чьей энергии всё покоится, [йад правишанти авишам вишанти] – в конце всё входит в энергию той личности, та вигйайа. Необходимо познать эту личность и он – Брахма, он Брахма, тат Брахма – это высший Брахман. Итак – это Верховный Господь. Итак, есть Господь, у Него так много энергии. В Вишну Пуране говорится, что в основном есть 3 вида энергии, внутренняя энергия, внешняя энергия и пограничная энергия. Живые существа – это пограничная энергия. Почему мы зовём её пограничной? Пограничной таттаствам – потому что она так сказать, в дверном проёме, может туда войти, ещё куда-то войти. Первый по ту сторону – духовный дом, по эту сторону материальный дом, а вы в середине – это называется Пограничное Таттастха Шакти.
00:27:04 [Авидйа карма сангйа нйа]. И в следствии авидйи – из-за невежества, когда мы забываем о Господе, о взаимоотношениях с Ним, проявляется невежество, из-за невежества – [карми сангйа нйа] – живое существо запутывается в карми, в деятельности. И из-за этого не важно где уже это живое существо находится, оно может заниматься, даже какие-то жертвоприношения отправятся в рай, но не важно: где бы вы не присутствовали, [йаствин враго поматха вендрам махос ваттарам абхандана рупам]. От Индры, до Индраго до маленького, до маленькой бактерии Индрахопа, мизерной, невидимой бактерии, вплоть до Индра-локи до царя небес, все они обусловлены реакциями кармы. Они совершают определённые действия, приходят определённые реакции и чтобы получить реакцию они бегают как собаки и свиньи – [нанам прамат тхакуру теви карма] – так они крутятся в этом цикле рождений и смерти. Но совсем не обязательно этим заниматься. Каштан каман – и Шабхадев говорит, совсем не обязательно работать, как работают свиньи и собаки. Это совсем не обязательно. Поскольку вы можете работать сколько угодно. Вы можете получать определённые возможности, наслаждения чувственного, сколько вы сможете насладиться этим? Вот в чём вопрос. Нужно поумнеть немножко в этом отношении.. Например, у меня огромный дом, очень большой дворец и я сплю, ложусь спать вечером, сколько места я займу, когда лягу спать? Смотрите, все улыбаются. Это значит, что я займу столько, сколько я могу занять. Я не мог бы спать во всём моём доме, кататься по всему дворцу.
00:28:47 Мой дом – моя собственность. Я должен наслаждаться всем домом, я должен спать сразу во всех комнатах дома, я не должен оставить ни одного места. Я должен кататься и не смогу спать, тогда получается, если я буду кататься всю ночь, как я могу спать? Так что это невозможно. Вы можете наполнить холодильник множеством разных вещей, но вы принимаете просто немножко прасада и всё, вы сыты. Если вы переели вечером, утром завтрак не сможете съесть. Вот и всё. Это правда, как, например, я отправился в дом Друвананды Прабху и он меня наполнил прасадом до носа и на следующее утро завтрак отменяется, и в обед я тоже не смог по нормальному поесть, по жадности переел, и мне стало ещё хуже и вечером я ничего не смог поесть. Таким образом есть определённые возможности – жадность может быть огромная, жадность такая огромная, у меня будет жадность как у слона, но возможности может как у комара. И какой смысл в такой жадности? Жадность есть у всех. Есть ли какие-то границы этой жадности? Жадности границ нет. Если вы у меня спросите: «Сколько вы прасадам примете?», но я не смогу вам ответить. Почему? Потому что безграничное количество – это такая огромная жадность. Но сколько я смогу съесть? Это другой вопрос.
00:30:06 Я могу сказать: «Да, да, да, да, да вот это и то и это», но когда дело доходит до принятия: «О я не могу уже ничего принять, я наелся, не давайте мне больше ничего». Всё конец. Итак, такова ситуация – у нас может так много всего, но всё, всё равно нам не получить или мы можем иметь много разных вещей, много даней за нами, так много денег в банке, вы может и имеете, но никто не знает, когда умрёт. Кто-то из присутствующих здесь знает когда умрёт? Я не знаю. Вы знаете когда умрёте? Тоже не знаете? Эх, такой путешественник весь мир обплавал – не знаешь когда умрёшь? Какой смысл в этом? Знает? Но он знает о всём, он знает об океане, об плаваниях, о людях, он не знает когда умрёт. Ты знаешь Джаганатх когда умрёшь? Когда хочешь умереть? Не рано? Правда? По крайней мере не сейчас, да. Смотрите, не хочет умирать ещё молодой.
00:31:08 Это хотят все, может быть здесь я не говорил об этом, поскольку записывается это не очень хорошо, но я на самом деле хочу жить вечно. Это правда. Но суть то в том, что, я может быть и буду жить вечно, поскольку я – духовная душа, но я не могу существовать в этом теле так уж долго, это просто невозможно. Так что это тело будет забрано у меня, и когда Ямарадж нажмёт на кнопочку, нам придётся выстреливаться из этого тела. Мы можем говорить: «Нет, но 15 минут дайте мне подписать бумаги». Найчалега пора идти, вы может быть очень красивы, очень богаты, очень сильны, может быть вы занимаете любое какое-то положение, но если пора идти, то значит пора идти. Это не контролируется, вы не можете выбирать, вы не можете подкупить кого-то там, «Я даю тебе 50 000 американских долларов, пожалуйста, я хочу жить ещё одно мгновение», «Нет, не возможно пора идти», «Но мне не хочется», «Но придётся», «Ну у меня внук знаете, только зубы прорезаются, я хочу посмотреть, пусть зубы появятся, тогда я готов уйти», «Но нет, пора». Такова жизнь в этом мире. Мы думаем: «Да, да, да ну я хочу остаться на минутку, на годик, у меня большие планы, у меня так много планов, я закончу это, я займусь этим потом закончу то, потом займусь этим ещё, и то и это, и то и это», и но вдруг бах и вам пришёл конец.
00:32:45 И поэтому мы должны понять, что может быть мы и хотим здесь остаться так надолго, но надежды наши не исполнимы, так Татарстха Шакти – это пограничная энергия, она состояла в этом теле, ей ещё долго нужно существовать, чтобы понять своё изначальное положение, и в любом случае, мы видим в этом мире материю и дух, и мы видим, что дух – высшая энергия, но так или иначе, она попала под контроль, под контроль этой внешней энергии. И чтобы освободиться, решить эту проблему, чтобы восстановить, духовную душу, избавить её от материальной жизни единственная возможность, единственная наша надежда – это памятовать об его изначальном положении, памятуем об изначальном положении. Если мы забываем – авидья карма самгйанйа. Из-за авидьи мы ловимся в сети деятельности. От Индры до Индра-гопы мы все пойманы нашей деятельностью и реакции, потом деятельность, потом опять реакции, и мы должны знать это, поняв из писаний, что третийа – есть ещё и третье-классная энергия – это материальная энергия и энергия второго класса – это пограничная энергия и есть ещё энергия первого класса. Что это за энергия? Это та энергия – это духовная энергия.
00:34:14 Итак, мы видим много-много живых существ в разных телах – растения, камни и так далее. Так много всего мы видим, некоторые движутся, некоторые неподвижны, и из неподвижных мы видим некоторые имеют больше сознания, некоторые меньше сознания, например деревья, они имеют больше сознания чем камни, они цветут прекрасно, плоды появляются, корни уходят в воду качают, если у вас есть какое-то место с водой, и вы посадите дерево где-то в другом месте, так или иначе корень притянется к тому месту где есть вода, чтобы получать эту воду. Мы видим – дерево сознаёт и среди движущихся, множество таких невежественных живых существ, такие большие тела, им пол часа нужно чтобы шею повернуть в какую-то сторону, и посмотреть есть пища или нет? И мы видим люди некоторые так же и живут, но не важно сейчас мы говорим о животных. Итак, они так невежественны, постоянно в таком состоянии. Однажды царь хотел узнать, кто у него в стране самый ленивый? И он просил премьер-министра: «Хочу узнать, найти самого ленивого», «Нет проблем, ты скажи, что раздаёшь бесплатно пищу, все ленивые придут», как мы, например, здесь раздаём ту фор лайф, часто многие ленивые люди приходят, они в майе конечно очень активны, но что касается работы, они очень ленивы, после 9-9:30 вечера, они очень активны, но днём они очень ленивы. Иногда часов в 5 они уже так сказать собираются и получают забесплатно пищу и потом уходят. Так или иначе – если бесплатная пища раздаётся, значит ленивые люди придут – это правда.
00:35:56 Итак, была объявлена раздача пищи и все люди пришли и все они выстроились в большую, они собрались в большую Дармшалу. И потом поели они и премьер-министр сказал: «Пусть отдыхают». Он сказал: «Отдыхайте все» и потом все решили спать. Потом он сказал: «Поджигай эту Дармшалу» - царь сказал, «Хари Бабрувап я такого делать не буду, мы кормим людей, потом просим отдохнуть, а потом поджигаем? Что это за такая? Это вообще, что-то нехорошая деятельность» - премьер-министр говорит – «мы их убивать не собираемся!», «Мы просто посмотрим, кто ленив, а кто активен? Немножко огня». И они подожгли. Все начинают кричать: «Огонь-огонь, пожар, помогите, помогите, спасите, спасите и так далее и тому подобное» - много шума и они бегают туда, бегают сюда. 2 человека не стало вставать. Они лежат там. Все уже разбежались, огонь всё сильнее и сильнее разгорается, всё приближается, они лежат, лежат. Тогда царь спрашивает премьер-министра: «Осталось двое? Как же узнать, кто из них самый ленивый? Мне нужен один человек, самый в высшей степени ленивый». Олицетворение ленивости. [все смеются], «Верховная личность лени». И тогда премьер-министр сказал: «Пойдём со мной посмотрим».
00:37:11 Они пришли туда и слушают. И один человек говорит: «Эй, эй ты видишь, что-то какой-то жар здесь? Похоже горим», а другой говорит: «Да ты повернись на другой бок, не беспокойся». Премьер-министр говорит: «Вот самый ленивый». Та повернись на другой бок, «У меня нет никаких беспокойств, если ты нервничаешь, то поворачивайся на другой бок!» - это самый ленивый. Итак, суть то в том, что некоторые животные ведут себя точно так же. Иногда люди также себя ведут, и некоторые животные активны. Увидите там олень бежит иногда почти летит, и лев за ним гонится, очень активны, лев не станет есть мясо, которое, если это животное убито каким-то другим тигром или львом, то этот лев не будет трогать даже это мясо. Это мы идём покупаем эти все, это мясо с бойни. Но животные так не станут поступать. Лев он должен сам получить свою добычу, он принесёт и семья его поест. Если один лев принёс мясо, то другой лев он не станет касаться, он придёт, понюхает и покачает головой и пойдёт в другую сторону. Большой кусок мяса, но он не станет есть, даже если он голоден. Вы положите зерно и птицы прилетят по зёрнышку возьмут, проглотят, ещё возьмут одно зёрнышко для маленьких, которые сидят в гнезде. Вот и всё.
00:38:46 Оставьте мешки с зерном. Неподалёку от центра Харе Кришна вечером. Утром вы придёте, посмотрите, что? Всё исчезнет. Почему? Потому что люди существуют. Они возьмут так много. Они возьмут что могут, возьмут для своей семьи, но они возьму вообще всё, что там осталось, это и проследят за тем, чтобы никто другой ничего не взял. Об этом они также позаботятся. Они оставят там мешки и будут сражаться друг с другом, чтобы никто не взял. Но животные более культурны. Они очень культурны. Базерлок. Джентльмены – культурные животные. Люди совсем некультурные стали. Но животные всё ещё продолжают себя так нормально вести, поскольку материальная природа их контролирует. И так можно найти таких живых существ: животных быстрых, медленных, тигры и так далее. И дальше люди. И тут так много людей разных, но они тем не менее, ещё не забыли, что они были животными, таких людей часто встретишь. Не цивилизованные совершенно. Политики, например, знаете, такого рода люди, и много разных всяких, совершенно бесстыдные люди толстокожие. Кожа такая толстая. Такая толстая, ужасно толстая.
00:39:59 Что бы не происходило им всё равно, они просто хотят эксплуатировать, так или иначе жить, продолжать жить и есть ещё некультурные люди, или лесные люди, как вы их называете? Аборигены. Ну так или иначе, они на самом деле здесь хозяева, а мы все сюда пришли. Это правда. Это их место, нравится нам, не нравится? Это те люди, которые являются местными жителями. Сейчас мы очень хитрые, сейчас мы сначала мы стреляем в них, как кошек и собак, но а теперь мы думаем: «О что делать? Весь мир смотрит, надо что-то делать решать проблему?». И здесь и там аборигенам дают какие-то возможности, и так далее, но на самом деле – это их место, они здесь жили раньше, чем все остальные появились. То же самое произошло в Америке с краснокожими. Они жили, а эти пришли, эти великие люди, потом они решили покончить со всей этой нацией и захватить всю землю. Такова материальная тенденция. Итак, есть некультурные люди, есть ещё и культурные люди. Из культурных людей есть ещё и люди, которые принимают определённый авторитет, определённые правила, предписания. И из тех, кто принимает правила и предписания, есть очень мало людей, которые принимают авторитет Вед.
00:41:11 Если кто принимает авторитет Вед, вы можете найти много очень людей, кто занимается плодотворной деятельностью, карма-кандой, и он говорит: «То – получишь это, делай то получишь это, делай это получишь то» и так далее, они читают Веды и всю жизнь занимаются разнообразными деяниями, чтобы подняться на райские планеты и наслаждаться там хорошо. Но [Кшенйие пуньйе марти локам вишанти] – если вы отправляетесь на райские планеты, когда уже пуньйа кончается, тогда ваша благочестивая деятельность приходит к концу, то вы возвращаетесь, как, так сказать, чек неоплаченный. В Индии мы занимаемся этим по людей пожизненными членами, приглашаем в лайф-мемберы, они дают нам чек улыбаясь, а мы отправляемся в банк, нам его возвращают, поскольку пуньйа кончилась. Денег в банке нет и чек возвращается. То же самое, если вы отправляетесь на райские планеты, когда ваша пуньйа кончается, вы возвращаетесь. Как возвращаетесь очень интересно? С райских планет, вы значит сидите там и большой у вас стакан с умарассой и перед вами танцуют Рамбха, Менака – они самые лучшие стриптизёрки райских планет. Там это тоже всё происходит. Вы что думаете? Панель – это только здесь? Там тоже есть панель. И на самом деле панель там – самое главное. Вся вселенная – это одна большая панель, и за этой большой панелью – духовный мир. К несчастью мы туда не смотрим в этот мир. Итак это райские панели и она там танцует и, а вы сидите пьёте.
00:42:39 И ваша пуньйа – она потихоньку, вот она подходит к концу, и пуньйа раз и кончилась. И немедленно какая-то тьма появляется у вас в глазах, и всё кругом темно, и вдруг вы чувствуете, что вас оттуда выкидывают. И тело ваше вылетает с райского места и пролетает через тёмную область и в то время, чуть попозже вы снова получаете своё зрение, вы смотрите на райские планеты и вы видите все всё ещё пьют, и эта девушка всё ещё танцует, но вы уже, так сказать, вне игры. И теперь вы летите вниз очень быстро. Поскольку вы в тёмной этой области и там так много демонов, якша и ракшасов. Они ждут вас и они напрыгивают на вас и начинают вас кусать, прямо в мясо, пока вы ещё живой. И вы кричите, плачете, и плачете, плачете, и ваша душа выходит из ваших глаз со слезами. И входит в облака. И потом из облаков душа через дождь попадает в землю и потом дождевая вода смешивается с грязью и растения всасывают в себя эту дождевую воду и душа проходит через эту воду в растения. И потом эта душа входит в зерно, которое созревает на этом растении. Потом люди съедают или животные съедают это зерно, и через зерно душа попадает в кровь живого существа и из крови попадает в семя и таким образом входит во чрево.
00:44:10 Так душа путешествует. Неплохое путешествие? Всем нравится путешествовать? Что это за любовь к путешествиям? Мы обязаны путешествовать. Мы не сможем не путешествовать, если у вас есть деньги, вы хотите путешествовать. Все японцы, они ходят по всему миру путешествуют, путешествуя. Но на самом деле они не знают, что они, так сказать, что они уже в большом, большом путешествии и именно поэтому они получили это тело. И сейчас они продолжают путешествовать в этом, в этом большом путешествии они ещё устраивают маленькие экскурсии. Но потом начинается большое путешествие, когда вы оставляете тело, так сказать, отстреливаетесь, вы входите в новое и путешествуете в новом. Итак, таким образом Брахманда Брахмите мы просто путешествуем. Если вы отправляетесь на райские планеты, вы вынуждены опуститься назад. И после этого понаслаждавшись чувственными наслаждениями так долго человек мудреет, становится разумным, ха! Что это такое? Рай, ад, прихожу туда, опять возвращаюсь и так далее. Что это за ерунда? Никакого наслаждения нет. И развивается определённая гьяна, мудрость. В этой гьяне он думает: «А материальная жизнь бесполезна, есть тело, поэтому есть страдание, поскольку есть ум – есть проблемы и поэтому я должен покончить со всеми этими вещами – всё это майа, только Брахман – истина».
00:45:37 Так человек становится, большим майавади. Он самый большой глупец на самом деле. Он самый большой дурак, поскольку он сидит и думает что: почитав книги он станет Богом. Бог никогда не читал книги, чтобы стать Богом. Мы никогда нигде такого не читали, что Бог почитал книги и стал Богом. Для красоты какой-нибудь университет прошёл курс по становлению Богом, и Ему дали сертификат: «Здесь мы заявляем, что такой-то Джон Майкл – Бог с 15 августа 1987 года». Ну такого не бывает. Бог – Он всегда Бог, Он всегда на своём месте и Он всегда будет там. И никто не может стать Богом. И Бог ничем другим тоже не становится. Бог всегда остаётся Богом, [аджайа манна бахуда виджайате] – Хотя Он и появляется в разных формах, тем не менее, он сам не рождается и не умирает. Он Сат-Чит-Ананда Виграха. Итак, так много разных мудрых людей, которые действительно умнеют, видя материальную жизнь и эту временную природу. Пытаются справиться и слиться с Брахмаджйоти. И слившись с Брахмаджйоти, с сиянием Господа, они остаются там очень-очень долго. Но на самом деле они не мукти, они – мукта-манина. Они думают, что они обрели освобождение, но на самом деле это не так. Почему? Освобождение на самом деле это когда вы достигаете изначального своего положения. И это и есть освобождение. [Сварупйа навйас титхи]. Кто наша Сварупа? Какова наша изначальная ситуация? Положение наше?
00:47:09 Наше изначальное положение – мы вечные слуги Господа. Это наше изначальное положение. И когда вы идёте, кипячёк зависаете в этом огромном месте, полном света, после долгого-долгого времени в таком существовании, вынуждены будете спуститься в материальное существование, и получить ещё одно тело. В этом теле вы будете совершать великое служение человечеству. Потом оставите это тело, получите ещё одно тело, и таким образом ваша жизнь будет продолжаться. Итак, среди всех этих людей, Нараяна Парайана тот кто постоянно думает о своих взаимоотношениях со Всевышним Господом Нараяной. Нараяна Парайане – тот кто занимается служением Шри Кришне очень редко встречается. [Коти шуапи маха мане]. В Падма Пуране говорится что среди крор и крор таких гьяни, может быть вы найдёте одного человека, который действительно сиддха, который действительно достиг плода, который приносит гьяну. Но среди крор и крор, и крор таких людей, очень сложно найти одного Кришна Бхакта. [Бахунам джанмана манте гьянам умум прападеты васудева сарва мати самахатма судур вабхах]. Очень-очень редко встретить можно такого человека. И те люди, которые становятся такими Васудева Парайана Нараяна Парайана, они не достигают цели жизни, они верят что душа путешествует в этом материальном мире, но есть определённая цель этого путешествия [Пашйатам атма таттвам грихейшу грихамитинам]. Апашйатам – не видя цели жизни, этой сути нашей деятельности, атма таттвы, поскольку они не видят этого, они не могут видеть. Поскольку они верят, что происходит грихешу, хотя они и живут в домах грихамейтинам, они козлы, так сказать, домашние животные.
00:49:00 Тот кто не видит цели жизни, тот кто не видит атма таттву – становится грихамейти, грихейшу грихамейди дам. И этот грихамейди, даже если он отправляется, совершает омовение, в любом озере совершает омовение, он не раздаёт никакой любви, никакому Богу. Что уж говорить о Боге. Они не раздают никакой любви, что уж говорить о какой-то там любви в голове, а даже хвасту любви не разовьётся. Это грихамейди – он живёт дома, но тем не менее, просто как домашнее животное. Так что прежде всего, нужно развить это восприятие атма таттвы. Это очень важно. И после того, как этот человек становится преданным, то есть разные уровни и самый высший уровень – это гопи. Из гопи – Радха, Радхарани сама – высший преданный и она не отлична от Радха-кунды, поэтому Радха-кунда – это высшее место. Это совсем другая тема, но тема, которая на самом деле нас должна интересовать, на самом деле – как стать такими личностями, которые смогут видеть эту цель жизни, атма таттву? Это цель жизни. Если мы не видим этого, и как нам это увидеть? Атаошатха – сначала мы должны обрести определённую веру. Неосознанно, совершая определённой преданное служение, мы развиваем склонность осознанно служить вайшнавам. Вайшнавы они всегда здесь на этой планете присутствуют в этом творении. Кришна всегда посылает чистых преданных для проповеди.
00:50:24 И так или иначе человек получает шанс неосознанно совершить какое-то служение. Скажем, Шрила Прабхупада отправляется на лекцию на машине и большая автомобильная пробка. И человек впереди на другой машине, он пропускает Прабхупаду, чтобы тот приехал вовремя, чтобы провести лекцию по Бхагаватам и этот человек совершил неосознанную благочестивую деятельность. Это называется – агйата сукрити. То же самое: если вы, например, пропускаете машину, которая везёт мясо, вы также получаете такого рода реакцию. Агйара душ крити – получаете противоположную реакцию, не из неосознанную неблагочестивую деятельность. Это истина. На самом деле Прабхупада как-то ехал в машине и перед ними ехала машина с мясом, а там ещё одна машина впереди ехала и эта машина с мясом давала сигнал, но в конце концов этот человек сдвинулся и тот человек, который вёл машину Прабхупады: «Ну наконец-то он поехал!», Прабхупада сказал: «Да, поехал в ад». Он сказал: «Почему свамиджи вы так говорите?», «Да, поскольку он пропускает машину с мясом», и один преданный сказал: «Но Прабхупада он же пропустил машину с мясом и машина с мясом уехала, теперь мы можем ехать, и значит он получает результат за благочестивую деятельность», он сказал: «Да, он совершает также и благочестивую деятельность». Таким образом, всё чем бы мы не занимались в этом материальном мире, всё нас связывает, это мы должны понять из этого примера, всё, даже если мы вдыхаем и ничего не делаем, просто дышим, мы получаем за это какую-то реакцию. [Мегйао артхат камйо карма ноонйат трат карма ло локайам карма баджанам] – Кришна говорит – «[Йагйа артхат] – сколько ради ягьи». А ягья что такое? Йагйао вай Вишнум – ягья – это Кришна.
00:52:13 Для удовлетворения Кришны, любая другая деятельная система, если мы совершаем какую-то другую деятельность, то мы запутываемся в этом, мы снова обусловлены. Любая деятельность – если мы двигаем рукой в сторону на сантиметр не для Кришны, то мы обуславливаемся, потому что мы не просто движем свою руку. Так много всего происходит, если вы перемещаете обет в этом мире, так много всего происходит и вы обуславливаетесь. [Тадартхам арты тадартхам карма контйа] – Кришна говорит – «Сузуты так ты должен совершать действия для этого». Это, это кто? [Тад Вишну парамам падам садха пашйанти сурийа]. Тад – это Вишну, Тад – это Верховный Господь. Итак, если вы делаете что-то не для Верховного Господа, вы обуславливаетесь, это на все 100% точно. Итак [Гйадос крити] – неосознанно вы занимаетесь какой-то благочестивой деятельностью, которая позволяет вам совершать осознанную благочестивую деятельность – гйата сукрити и совершая гйата сукрити вы развиваете веру, шатху. И благодаря вере, человек получает общение. Есть 3 вида веры: вера в гуне благости, вера в гуне страсти, вера в гуне невежества. Гуна невежества. И если вы имеете правильную веру, то вы положите правильное общение, в соответствии с верой вы получите общение, соотвествующе, если у вас очень хороша вера, то вы получите садху-сангу. [Адао шатта тадао санга санга тат анартхани вритти] – если вы общаетесь в чистыми преданными, связанно с его миссией, с Международным обществом Сознания Кришны, например, если вы связаны как-то с этим, то что происходит? Анартхани вритти – всё нежелательное уходит прочь, нежелательные элементы.
00:53:59 Не есть мясо, не принимать интоксикаций, не заниматься незаконным сексом и не играть в азартные игры, не важно чем люди занимаются в этом мире, нам нет дела, мы не едим мяса, мы не принимаем чеснок, лук, мы получаем шудха, чтобы наш ум хорошо работал и работал 24 часа в сутки для Кришны. Мы едим для Кришны, спим для Кришны, и сны нам снятся для Кришны. Таким образом вся наша жизнь сконцентрирована на служении Кришне, где бы вы не находились, если вы работаете на фабрике, или работаете на фото-студии, это не важно. Где бы вы не находились, [йат тароши йадашна асси], таким образом в полном Сознании Кришны, если человек действует, то тогда нартха нивритти – всё нежелательное уйдёт прочь. Когда всё неблагоприятное ушло прочь, то также включает в себя и ложная концепция о теле, уме, душе и Боге, всё нежелательное уйдёт. И все эти ментальные вещи, которые вдруг у нас появляются, вдруг какая-нибудь матаджи думает, что «Вот я, я стала гопи» или вдруг какой-нибудь брахмачарий думает: «Я – Нарада муни» или что-нибудь в таком духе, так много всего нежелательного у нас проявлется, так много разных идей у нас в голове. И все эти нежелательные ложные концепции, должны уйти прочь и тогда появится вкус к воспеванию святого имени.
00:55:15 Когда у нас есть вкус к воспеванию святого имени, то тогда мы на самом деле начнём заниматься преданным служением. Когда вы занимаетесь таким преданным служением, вы сможете развить привязанность к правильному умонастроению привязанность к Кришне – это называется бхава. И когда ваша привязанность становится очень сильной, то тогда проявляется любовь к Богу. Итак, Шрила Прабхупада говорил, что для людей, которые занимаются Вайти-бхакти лучше для них действовать в соответствии с указаниями духовного учителя и исполнять преданное служение, и заниматься миссией проповеди Сознания Кришны. И тогда они разовьют свою любовь к Богу. И если они попали на Радха-кунду, то они могут с почтением отнестись к этому месту. Это наши отношения с Радха-кундой, то есть мы занимаемся регулируемым преданным служением и Радха-кунда и жить там долго, это всё для тех, кто развили спонтанную привязанность к Кришне. Если у вас нет такой спонтанной привязанности к Кришне, то не надо имитировать. Если курица однажды просыпается и думает: «Что же я буду танцевать как павлин», может она и будет танцевать, но кто посмотрит на этот танец? Павлин, конечно танцует, кто-то будет конечно смотреть – это приятно смотреть, какая-то красота в этом есть, но если курица танцует, это бесполезно. Итак, не надо бессмысленно выдумывать все эти екстазы, нужно отложить все эти ментальные екстазы и заняться практическим преданным служением, воспевая Харе Кришна. [поют махамантру].
Вопросы аудитории.
00:56:50 Чтобы не забывать Атма Таттву. Чтобы всегда она оставалась у нас в уме цель жизни. Вопросы? Да?
[Аудитория] [не переведено]
[АтмаТаттва дас] Для того чтобы получить это благо нужно на самом деле быть очень продвинутым. Дело в том, что например, вам нужно совершенно подходящее радио, чтобы получить определённую радиопередачу, вы не можете купить любое радио и получать всё что есть в эфире, это невозможно, вы должны подстроиться. Конечно, если вы подстроились, то тогда пойдёт звук, но для того, чтобы подстроиться необходима определённая техника, точная техника, Если сознание ещё не дошло до уровня бхавы, человек не сможет остаться на Радха-кунде и воспевать каждый день и совершать омовение в этой святой кунде. Вы просто не будете способны на это, поэтому какой смысл? Я может быть могу сказать вам, например, сначала, когда я начал работать на фабрике там я купил себе радио. И у меня была бабушка дома и я принёс это радио и сказал: «Вот я купил радио, теперь ты сможешь слушать песни», она сказала: «Есть одна какая-то песня, ну где-то в кино слышала какую-то песню» - она сказала – «Они могут сыграть?», ну я сказал: «Ну знаешь, это очень сложно, потому что они должны включить её там на радиостанции, только тогда я здесь услышу, если они не включат, то я не смогу получить» и она сказала: «Какой прок в твоём радио?» [все смеются] «Это радио не поёт те песни, которые мне хочется услышать».
00:58:30 Она сказала: «О бесполезный ты человек, купил какое-то дешёвое радио». Именно так. Так что мы должны подстроиться на Радха-кунду. Прежде чем мы подстроимся, ну просто мы будем пытаться даже если двигать там, искать разные станции, мы всё равно не сможем подстроиться, иначе мы должны развить спонтанную любовь к Радхарани иначе мы не сможем прийти и совершить омовение в этой Кунде. Есть Санат Кумара и Сананда, ну не получаете, вы сможете совершить там омовение. Как мы можем отправиться совершать омовение? Конечно внешне мы можем там совершить омовение, может быть купить билет от Дели во Вриндаван, потом мы на автобусе едем и отправляемся на Радха-кунду и мы будем также как курицы танцуют, также и мы будем это делать. Но это бессмысленно, потому что это духовное царство, и на материальном уровне попасть туда не возможно. Как Равана хотел схватить Ситу, но он не смог её взять, он не смог взять Ситу, поскольку Ситу не может коснуться материальное чувство. Она трансцендентная личность, у неё трансцендентное тело, так что Раван никогда бы её не получил, это невозможно. Хотя, он имел такую жадность, хотел, но и рискуя жизнью, он хотел получить Ситу, но не смог. Так что наши попытки отправиться на Радха-кунду будут подобны попыткам Раваны поймать Ситу. Если у нас нет такого спонтанного желания.
00:59:52 Прежде всего Анартха нивритти мы должны нацелиться на Анартха нивритти, чтобы все материальные осквернения из вашего сердца ушли. Это наша цель и это достигается через Садхана Бхакти. Садхана Бхакти – это регулируемое преданное служение каждый день воспевайте, читайте, служите вайшнавам, служите миссии духовного учителя и занимаясь этим, когда ваше сердце вы очистите, тогда вы будете квалифицированы для того, как Наратан дас Тхакур пишет: «Когда я постигну, пойму это святое место, Вриндавана», «Когда я пойму» - Бхактивинод Тхакур пишет – «Что Маяпур не отличен от Голоки Вриндавана». Да?
[Аудитория] [Неразборчиво] воистину Кришна даже не может понять это место?
[АтмаТаттва дас] Да это так, Кришна не может понять. Какое блаженство Радхарани получает, не смотря на то что Кришна не присутствует с ней. Чтобы понять это наслаждение Радхарани, Он становится Чайтаньей Махапрабху. Если вы хотите спросить, что вот Кришна знает всё, как Он может это не знать? То Он может делать всё что угодно, ведь так? Да или нет? Так что Он хочет не знать блаженства Радхарани. И Он должен быть способен на это, иначе Он не Бог. Он это так и поступает. Но опять же, Бог же должен знать всё? Если он не знает, то Он тогда не Бог, и Он становится Шри Чайтаньей Махапрабху, и узнаёт. Если Он не делает всего этого, то мы не вернёмся назад домой к Богу, поэтому хорошо, что Он всё это делает.
01:01:39 Если Он решил бы, что вот, «Я всё знаю, Я всё и так далее» - Он, Он бы остался каким-нибудь большим умом где-то и как бы мы с вами вернулись назад домой к Богу? Вы бы имели бы какие-то проблемы, принимали какие-то лекарства, и я просто объедался бы и толстел. Мы бы не вернулись назад домой к Богу и они вынуждены заниматься такого рода вещами, ради нас Он делает это всё. Да?
[Аудитория] Вы говорили, Кришна входит в материальную природу, и входит в живые существа, не могли бы вы объяснить, как Он входит в живые существа?
[АтмаТаттва дас] Как Параматма.
[Аудитория] Но это же рядом с живым существом?
[АтмаТаттва дас] В сердце, но Он внутри.
[Аудитория] Ну я так понимаю, что Параматма она рядом с живым существом, в сердце находится, в материальном теле в сердце. Не могли бы вы определить?
[АтмаТаттва дас] Ну это не правильно, живое существо находится в сердце этого тела, в сердце. И в сердце живого существа, находится параматма, но говорится, что Он рядом, поскольку Он ближе всех. Если вы санскритский стих переводите на английский, то значение очень ограничено. Истинное значение в том, что Господь ближе всех. Вас спрашивают, например: «Кто ваш самый близкий друг? Мистер Джо или кто-то ещё?». На самом деле он не самый близкий друг. Ближе всех Параматма. Она внутри сердца.
01:03:04 Когда мы говорим: «В сердце», в материальном сердце есть живое существо, и в живом существе, у него в сердце Параматма. Именно поэтому Его иногда называют: Парам Атма. Вы Атма, поскольку вы находитесь в сердце этого живого существа, Он Парам Атма, потому что Он в сердце того живого существа, Он там внутри, в сердце живого существа. Как электричество, как луч, как электрический разряд, там есть видьют. Видьют – это электричество. [Видхьют нитья миластхо] – есть голубое пламя в сердце живого существа и в середине этого пламени есть такая искра, и там место без проблем, свободное от проблем, зона спокойной жизни. [Пидделей керра васута пита бассьят анутама] – и там стоит личность в жёлтых одеждах Пита – жёлтая. И эта личность, она с жёлтым дхоти.
01:04:18 Так как некоторые пылают в сердце живого существа находится Параматма. [Параматма виастхи таха та брахма са шива сахари сренда сок шара парама сура] – «Он на самом деле источник Брахмы, Он на самом деле источник Индры, са Брахма, са Шива – Он источник Шивы, источник Индры, сахари свендра со акшара и Он никогда не падает – парама сварат – Он высший независимый и у Него есть вайженти мала и «там шмели» - и всё это в сердце живого существа». И это живое существо всего-лишь одна десятитысячная часть кончика волоса, таково величие Бога. [Анора нийа мичминше махато махийен] – больше большего [атмасйа чантам нихито гухайам] – Он так опытен, что когда входит в пещеру сердца живого существа. Такова Сверхдуша. Да?
01:05:26 [Аудитория] Какая форма у живого существа в этом теле?
[АтмаТаттва дас] В этом теле и в любом другом теле, форма духовной души никогда не меняется, есть только одна форма – она вечна: не думайте, что в тело кенгуру там не форма кенгуру. Нет, внешне это похоже на кенгуру, но внутри двурукая, двуногая духовная форма, но она подавлена, поэтому вы её не увидите. В этом вся суть. Не думайте, что человеческая форма и человеческая душа, у животных там свиная душа и так далее. Душа – она душа, неотъемлемая часть Кришны и есть определённая форма, душа значит не отлична от духовного тела. Душа не имеет отдельного тела, какого-то духовного тела. Душа и есть духовное тело.
[Аудитория] Говорится, что душа может стать травой и так далее?
[АтмаТаттва дас] Ну они хотят так служить Кришне. Поэтому вы можете войти в умонастроение травы и так далее. Это просто бхава – это ваше сознание вот и всё. В духовном мире, постарайтесь понять, там нет травы как таковой. Это всё сознающее сознание. И если вы находитесь в сознании Сакхья Бхавы, то становитесь другом. Если вы в сознании Дасья Бхавы, то вы становитесь нейтральной, и вы очень нейтральны, Шанта Бхава – вы очень нейтральны и тогда вы растёте как трава. Но эта трава вся, это всё духовно. Не думайте, что духовная душа там в траве, а тело травы снаружи. Это всё дух – Читтара Васту.
01:07:03 Все части этого духовного мира полны сознания. Это очень сложно понять. Я вам рассказываю всё это, потому что это написано в книгах. Я сам не понимаю. Если бы я знал так много я был бы не здесь, я был бы там.
[Аудитория] Похоже на нижнюю энергию, низшую энергию?
[АтмаТаттва дас] Там нет низшей энергии. Только духовная энергия. В этом мире у вас есть трава, поверхность и внутри душа. И там сама душа трава и трава в любой момент может стать рекой. Если вы хотите сделать из травы реку, вы сможете здесь такое сделать? Реку не сделать, это невозможно. В духовном мире возможно. Кришна стоит со своим другом и Кришна думает: «Надо принять омовение в реке» и немедленно друг начинает течь как река, и Кришна принимает омовение в реке, потом Он встаёт и говорит: «Я хочу съесть фрукт», немедленно река растёт в дерево и появляется плод и Кришна говорит: «Я хочу помыть руки, и нужно полотенце» и вдруг дерево исчезает, появляется полотенце, потом Кришна говорит: «Ну хочу с полотенцем, но и хочу лечь под деревом» и какая- то другая душа привращается в дерево и та душа остаётся полотенцем. Кришна берёт полотенце и вытирает Свои руки, лицо, всё остальное, кидает полотенце, потом говорит: «А где мой друг я хочу положить ему руку на плечо?» и друг снова появляется перед Ним, Он ложит свою руку на плечо. Это в Брихат Багаватамрите. Эта история описана.
01:08:28 Так что духовный мир безграничен. Да?
[Аудитория] [не переведено]
[АтмаТаттва дас] Да. Духовная, духовные они такие запахи, духовные запахи. Духовный вкус можно ощущать. Всё духовно. Чувство духовно и объекты чувств также духовны там. Там лотос духовен и трава духовна, если есть духовный лотос, то запах, который исходит из этого лотоса тоже должен быть духовным. Это материальный лотос, и иногда даже пластиковый бывает. Пластиковый лотос вообще не пахнет. А настоящий лотос как-то пахнет, а духовный лотос пахнет очень сильно. Когда мы видим это, мы можем понять то, на самом деле это отражение – [Иепраммула мадаршакка машутхам прахура бхийам]. Это просто отражение, если вы отправляетесь на берег реки или на залив Харбор иногда, то вы можете видеть, как вот мы на фотографии видели, как этот дом оперы вверх ногами в воде отражается, но дом оперы он на самом деле не вниз, он вверх, но если смотрите в воду, то кажется, что вверх ногами. Итак, то что мы здесь видим, то что мы здесь чувствуем как запах, то что мы ощущаем как вкус, это всё вверх ногами. Изначальный вкус, изначальный запах, изначальное наслаждение есть в духовном мире. Это с Кришной. И мы видим отражение. Если вы попытаетесь отправиться, войти в этот дом оперы в воде, то вы утоните. Именно поэтому мы здесь все и тонем. Поскольку изначальная опера идёт там.
01:10:02 Кришна на флейте играет, это истинный театр. А мы пытаемся войти в этот двойник, и что получается? Кругом проблемы – апасвара.
[Аудитория] Вы говорите об отражении, я где-то читал, что духовная душа на самом деле она не здесь, здесь это всего лишь отражение, наша истинная духовная душа в духовном мире. А здесь всего лишь отражение.
[АтмаТаттва дас] Нет, нет, духовная душа оставляет духовный мир – это совершенно ясно написано в писаниях. Не думайте, что она здесь и там. Это что касается преданных, чистых преданных, но это не отражения, они расширяются, духовная душа не может отражаться. Духовная душа не имеет тени, не имеет отражения. Именно поэтому она духовная. Материя может создавать тень, но на самом деле это даже не тень. Духовная душа оставляет духовный мир и приходит сюда, потом оставляет материальный мир, отправляется туда. Кришна говорит: «Йат гаттва нани вартанте гаттва» - Он использует слово Гаттва – гати. Знаете слово Гати как переводится? [Йат гаттва нани вартантанте татт хама парамаммама]. И Он также говорит: «Правештум чха паран тапа» - Если ты не сознаёшь Кришну, ты не сможешь войти в меня. Правештум чха – кто здесь? Движение определённое, войти, выходить, [йам прапйана нивартанте] – достижение. То есть вы здесь, там а отправляетесь туда, а оттуда уходите, приходите сюда. Но может быть в некоторых стихах говорится идеоматически иногда что-то украшается информация, здесь душа, она так сказать, как мёртвая. Мы говорим, что душа – эта практически мертва. Душа она никогда не может умереть, но мы говорим, что она здесь мертва.
01:11:42 Почему говорим, что она здесь мертва? Потому что она не действует как душа. Она действует как тело. И мы говорим, что она мертва. И в этом же смысле может быть говорится об этом, но на самом деле душа оставляет духовный мир. Духовный учитель чистый преданный он может и там присутствовать служить Кришне и здесь одновременно проповедовать. Он может проповедовать в миллионах вселенных одновременно, потому что живое существо также становится все пронизывающим. По указанию Кришны. Кришна может сделать, чтобы так было возможно, и если Кришна хочет например, Нарада муни. Он на райских планетах смотрит все Нарада муни, смотрите в молочном океане, тоже Нарада муни, смотрите в океане Гарбхи, тоже Нарада муни, и вы смотрите где-нибудь ещё и там тоже Нарада муни, что-то где-то не так и Нарада муни, сразу туда подлетает и устраивает всё. Устраивает большую духовную перемешку путаницу. Нарада муни всегда повсюду присутствует, и это значит, он все пронизывающий. Душа не все пронизывающая, но Бог, если Бог захочет, Он может сделать душу все пронизывающей, Бог может также сделать душу всемогущей, это тоже возможно. Иногда Он так и поступает. Он входит в душу и делает её все пронизывающей, всемогущей.
01:12:47 И как только такая душа говорит: «Воспевай, будь счастлив», люди это делают. Поскольку Кришна вошёл. [Кришна Шакти вина нахитара правартан] – без энергии Кришны никто не способен проповедовать славу святого именно повсюду в мире. Когда Кришна Шакти входит, другими словами, мы не должны забывать о цели жизни. Таково наставление Упадишамриты. [Пашитам атма таттвам грихейшу грихамейдина]. Так что мы не должны забывать об атма таттве.
[Аудитория] Говорится, что миллионы миллионы рождений, но ум у нас тот же самый, в нём накапливаются все эти ощущения.
[АтмаТаттва дас] Но разум и ложное эго и разум оно меняется. В вас та же самая энергия, но возможности меняются в соответствии с возможностями. Ну то есть в соответствии с возможностями тела. Например, вы ведёте машину. Ваш разум действует на определённом уровне. Потом летите на самолёте, вы становитесь лётчиком. И разум у вас работает уже по другому, например, вы едете на велосипеде, и разум у вас работает тоже на другом уровне, потом вы отправляетесь в Индию, и садитесь за руль амбасадора, да вот видите совсем другое дело. Это ни в одной Шастре не описано. Это вообще Ашастра какая-то.
01:14:10 Как на амбасадоре доехать от Калькутты до Маяпура? Если вы сделали это хоть раз, то вас могут отправить куда угодно. На Луну, на Марс, на Юпитер, куда угодно. Если вы сможете доехать, если вы безопасно доедете до Маяпура, так что разум работает по разному, однако тот же самый разум. Один и тот же. Ложное эго? Ложное эго соответствует комплекту чувств, которые вы получаете. И кенгуру имеет ложное эго, которое проявляется в том, что она думает, что она кенгуру и мистер свинья думает, что «я свинья». Нет большой разницы между этими двумя.
[Аудитория] Каким образом?
[АтмаТаттва дас] Формы Нарада муни. Некоторые формы, Нарада муни на самом деле не путешествует. Некоторые формы. Одна форма Нарада муни, например, никогда не путешествует, он всегда смотрит на лотосные стопы. Он может быть путешествует, с кухни в место где обедают, но путешествующая форма – это другая экспансия. Но это одна и та же душа всё. Это не две личности, это одно сознание. Некоторые люди имеют такую возможность.
01:15:13 Например, Господь Шива. В каждой вселенной по 11 форм. И есть миллионы вселенных и всё это одно сознание, и вы коснётесь одного Шивы здесь, там другой Шива почувствует. Вы зададите вопрос этому Шиве, тот может дать ответ. Вы не можете там кассеты распространять. Бесполезно. [хихикает]. Так что всё это есть в Ведических писаниях. Мы должны изучать. Прабхупада дал нам все эти книги, для того, чтобы мы их изучали. Итак, здесь мы закончим. Это был наш последний класс по Упадишамрите.
[Аудитория] Завтра тоже будет лекция?
[АтмаТаттва дас] Завтра не будет лекции. Упадишамрита наша кончилась. Итак, завтра лекции не будет. И затем за этим Бхакти Шастри будет здесь продолжаться. И Лопати дас Брахмачарьи, наш старший брат в Бодхи он приехал сюда. Он будет продолжать какое-то время. Это ведут Бхакти Викаша Свами. Очень так сказать, учёный. Он очень хорошо разбирается в книгах вайшнавов. Он проповедовал в Бангладеше, путешествовал по всей Индии. Практически он объехал весь мир, он видел так много всего, из 84 лакхов, он видел, по крайней мере три лакха живых существ людей.
01:16:35 И он ощутил разнообразные вещи в проповеди, он строгий брахмачарья до сих пор. Великий брахмачари. И он очень хороший пример, который показывает, как можно удовлетворяться совершая любым служением, занимаясь в любом месте при любых обстоятельствах. Быть брахмачарьей в Бангладеше, проповедовать Сознание Кришны – это, это нелёгкая работа, это очень сложно. Итак, прекрасный лектор он. Он говорит очень легко на бенгале, прекрасно говорит на бенгале. Не как-нибудь, а очень приятный сладкий бенгали у него. Он умеет говорить и он очень опытен в этих книгах и он также пишет книгу о брахмачарье. Почти готова сейчас. Может быть завтра он будет уже распечатывать. Прекрасная очень интересная книга, я видел рукопись в Индии, очень важная книга. И здесь много брахмачари. Вы все должны получить эту книгу. Там очень хорошие наставления.
01:17:39 С самых основных до самых высших. Как сидеть? Как стоять? Что говорить? Что есть? Всё там описывается. Очень хорошая книга. И он, он у вашего брахмачари остановится. Он работает над своей книгой сегодня вечером и завтра я не знаю он будет в 5 наверное, лекцию давать, так что он будет проводить лекции после субботы. С субботы я думаю. Да? С понедельника да. С понедельника. Он здесь по крайней мере на месте, так я думаю.
[Атма Таттва Прабху поёт Джайа Кришна …]