Текст седьмой. Продолжение (2)

18 сентября 2011
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:58:36 | качество: mp3 80kB/s 33 Mb | прослушано: 18 | скачано: 104 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [АтмаТаттва дас] По Нектару Наставлений кассета 16 текст 9. [поют все вместе Ом Намо Бхагавате Васудевая]
[ваикунтхадж джанито вара мадху-пури татрапи расотсавад
врндаранйам удара-пани-раманат татрапи говардханах
радха-кундам ихапи гокула-патех премамртаплаванат
курйад асйа вираджато гири-тате севам вивеки на ках].

00:00:59 С духовной точки зрения святое место, называемое Матхурой, выше Ваикунтхи, трансцендентного мира, поскольку там явился Господь. Выше Матхура-пури — трансцендентный лес Вриндавана, потому что в нем проходили игры раса-лилы Кришны. Но холм Говардхана выше Вриндавана, ибо он был поднят божественной рукой Шри Кришны и являлся свидетелем Его разнообразных любовных игр. Однако ничто не сравнится с непревзойденной Шри Радха-кундой, затопленной амброзией и нектаром премы Властелина Гокулы, Шри Кришны. Какой разумный человек, зная это, откажется служить божественной Радха-кунде, расположенной у подножия холма Говардхана?

00:01:51 Комментарий:Духовный мир составляет три четверти всего творения Верховной Личности Бога и является самой возвышенной его частью. Духовный мир, по определению, выше материального, однако не смотря на то, что Матхура и её окрестности находятся в материальном мире, они превосходят духовный мир, поскольку в Матхуре явился Сам Верховный Господь. Леса, окружающие Вриндаван, превосходят Матхуру, поскольку в их число входят такие двенадцать лесов, как Двадаша-вана, Талавана, Мадхувана, Бахулавана и т. д. Эти леса знаменитые тем, что там проходили игры Господа. Итак, леса, окружающие Вриндаван, превосходят Матхуру, но даже их превосходит божественный холм Говардхана, потому что Кришна поднял этот холм, словно зонтик, и держал его на Своей прекрасной лотосоподобной руке, защищая Своих преданных, жителей Враджа, от потоков дождя, которые наслал разгневанный Индра, царь полубогов. На холме Говардхана Кришна со Своими друзьями-пастушками пас коров, и там Он назначал свидания Своей возлюбленной Шри Радхе, там же происходили Их любовные игры. Однако ничто не сравнится с Радха-кундой, расположенной у подножия Говардханы, потому что там любовь Кришны выходит из берегов. Возвышенные преданные предпочитают селиться на берегах Радха-кунды, где воздух напоен воспоминаниями о вечных любовных играх Кришны и Радхарани (рати-виласе).

00:03:39 В «Чайтанья Чаритамрите» в Мадхйа-лиле говорится, что когда Шри Чайтанья Махапрабху впервые посетил Враджабхуми, Ему не сразу удалось найти Радха-кунду. Это означает, что Шри Чайтантья Махапрабху хотел во что бы то ни стало установить точное местонахождение Радха-кунды. В конце концов Он отыскал это святое место. От озера к тому времени остался небольшой пруд. Совершив в нем омовение, Шри Чайтанья Махапрабху сообщил Своим преданным, что это и есть подлинная Радха-кунда. Позднее преданные Господа Чайтаньи, первыми из которых были шесть Госвами, в частности Рупа и Рагунатха дас, расширили этот пруд. Сейчас там большое озеро, которое называют Радха-кундой. Шрила Рупа Госвами придает Радха-кунде такое значение поскольку её стремился найти Шри Чайтанья Махапрабху. Кто, зная это, покинет берега Радха-кунды и станет искать пристанища в другом месте? Ни один человек, обладающий трансцендентным разумом, не сделает этого. Однако представители других вайшнавских сампрадай не осознают значения Радха-кунды. Люди, которых не привлекает преданное служение Господу Шри Чайтанье Махапрабху, также не способны понять божественной природы Радха-кунды и её духовной ценности. Вот почему Радха-кунде поклоняются главным образом Гаудийа-вайшнавы, последователи Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.

00:05:07 [Поёт Ома Гьян Тимиранда Сйа Гьяна … Шри Гуровендра Маха Нама Ом Вишну Видайа Кришна Пристрайа Бхутале…Джайа Шри Кришна Чайтанья Прабху Нитьянанда …]. [Поют все вместе Харе Кришна]

00:06:10 Итак, три четверти царства Бога описываются как трансцендентный мир и одна четверть описывается, как материальный мир. Нигде не говорится сколько места занимает всё вместе. Скажем, если всё вместе – это 200 миль в диаметре. 75 миль будет духовным миром. Если 100 миль, из них 75 будет духовным миром. Трипадан Падам, то есть три четверти к одной четверти – духовный мир и материальный мир соответственно. Другими словами, те люди, которые сознают Кришну их больше чем тех кто не осознаёт Кришну. Те кто естественно сознают Кришну и полностью действуют под желанием Господа и служат Ему в полной преданности. Таково проявление духовного сознания. Изначальное сознание духовно. Как мы говорили уже на прошлой лекции. Когда сознание оскверняется материальным общением возникают проблемы отождествления с материальным телом. Разнообразные отождествления появляются, но когда сознание чисто тоже есть определённое отождествление – это называется истинное эго.

00:07:52 Много духовных, так называемых духовных организаций, скажут, что вы должны избавиться от эго как такового. Вы должны научиться действовать без эго. Поскольку они считают что проблема в эго. Но на самом деле живое существо никогда не сможет стать свободным от эго. Это смерть. Свобода от эго – значит смерть. Эго обязательно должно присутствовать. Я существую – это понимание должно присутствовать. Если я не существую, то я значит мёртвая материя и всё нормально, то есть я кресло или стол, или что-то ещё. И тогда конечно я без эго, но пока я живой, я сознаю, я должен иметь эго. Что такое истинное эго? Истинное эго – это понимание, что «я – слуга Кришны» - это истинное эго. И а что за ложное эго? Ложное эго – это много разных проявлений – «я собака, я кошка, я американец, я премьер министр, я Брахман, я саньяси, я много всего, я кенгуру, я бандор, обезьяна». Все эти разные отождествления – это просто детали того, как мы забыли изначальное наше положение. Если вы забыли об изначальном положении вы можете всё что угодно придумать. Чего вы не можете придумать? Поскольку вы забыли кто вы, вы можете придумать всё что угодно – это материальная жизнь.

00:09:20 И духовная жизнь – это когда наши мысли и наши желания, наши умы и всё погружены в мысли о том, как удовлетворить чувства Верховного Господа, поскольку мы неотъемлемая Его часть. Как, например, в этом теле есть рука, нога, пальцы, нос и все частицы этого тела погружены в мысли о том, как удовлетворить эти познающие и действующие чувства, все взаимодействуют они, чтобы достичь какого-то чувственного наслаждения. Так же и мы неотъемлемая часть Верховного Господа и у Него трансцендентные чувства и Он Господь в духовном мире. Не мы Господь. И таким образом естественно, что все живые существа, которые живут в духовном мире, они существуют и действуют, живут и думают, всё просто ради удовлетворения чувств Верховного Господа. Когда мы говорим, что у Господа, у Него есть чувства, мы не имеем ввиду, что Господь – это некоторая, какая-то там непонятная фигура на верхушке облака сидящая. У Него есть чувства, именно поэтому у нас есть чувства. То есть не думайте, что у Него такие же чувства, как у нас. На самом деле, потому что у Него есть чувства, у нас они есть, поэтому, иначе у нас чувств бы не было. И если бы в Боге чего-то не хватало, мы бы этого тоже не имели. Это не слишком хорошо звучит: «У меня есть, а у Бога нет». Как это так возможно? Мы не должны думать, что «вот у меня тоже такое может быть, но у Бога нет, такого не может быть».

00:11:01 «Я хожу, я говорю, я думаю, у меня есть привязанности и эмоции, у меня есть много всего, но у Бога этого быть не должно». Почему? Почему? Что это за дискриминация Бога? Зачем нам так ограничивать Бога? У Бога должно быть всё, поскольку у нас есть чуть-чуть, а у Него есть всё, и у Бога есть чувства и они трансцендентны. И у Бога есть форма – и эта форма не материальна. Именно поэтому в Ведических писаниях мы можем прочитать, что Бог. Бог описывается как Нидгуна. Нидгуна значит – не имеющий качеств. Или Ниракар – то есть « не имеющий отождествлений», или Нирака – «бесформенный». Это значит что? Каков смысл? Акара – это форма, которая соответствует земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума, ложного эго. Ниракар – значит «всех этих элементов в этой личности нет». И такая личность, когда Он приходит в этот материальный мир и выбирает определённое место для своих развлечений, это место должно быть очень великим, поскольку чего в духовном мире не хватает? Кто-то оставляет один город и отправляется в другой город. Почему? Потому что там земля, там дешевле, или овощи легче купить или побережье неподалёку, и там больше волн. Именно поэтому человек переселяется, например, продают один дом за какие-то безумные миллионы долларов, а потом покупают другой дом. И это ещё какие-то пять миллионов долларов или что-нибудь в таком духе.

00:12:39 В одном месте они мне дом показали. Сказали что это 18 миллионов долларов. Просто один дом. Просто дом. Там пусто. Там нет какого-то бриллианта кохинор, нет какой-нибудь короны саджана. Это просто дом. И он стоит 18 миллионов долларов. Просто потому что он сделан в камне и прямо неподалёку от волн. И один великий человек предлагал другому за столько-то миллионов долларов. Почему они переселяются из одного города, из одного в другой, с одного побережья на другое побережье переезжают. Почему? Потому что в одном месте человека не хватает, а в другом месте это можно найти, поэтому вы оставляете одно место и отправляетесь в другое место.

00:13:33 Как-то один человек стоял, залез на дерево потому что наводнение было в Бангладеше, он залез на дерево и он увидел, что там так много колючек и его колет, и он решил: «Нет плохое дерево, надо перебраться на другое», потом прыгнул он на другое дерево, но он обнаружил там 30 привидений на этом дереве живут. И колючее дерево он сменил на дерево с привидениями. Не слишком то хорошая замена, поскольку там проблемы и тут проблемы. Так что не надо избавляться от колючего места, надо не на дерево с привидениями прыгать с этого колючего дерева, а на дерево где какие-нибудь кокосовые орехи например, чтобы получить какой-то плюс. И Господь Он полностью удовлетворён, и духовный мир – источник всех богатств. Если Он уходит из этого мира и приходит в материальный мир, зачем Ему это делать? Там нет никаких проблем, зачем ему сюда приходить? Если Он пришёл сюда и выбрал определённое место в котором присутствует, это должно быть очень особое место. [Вайкунтха вирактайа] – Рамануджачарья говорит: «Что Господь разочаровался, виракта на Вайкунтхе». Виракта – значит «разочарование». Он напуган. Почему? Потому что неотъемлемые его части – живые существа здесь в материальном мире и они забыли о Нём. И Он недоволен там.

00:15:01 Почему они не думают обо Мне? Мне нужно прийти и взять их, вернуть назад». И Он приходит, когда Он приходит, Он выбирает определённые места. Это место, которое Он выбрал, когда пришёл как Кришна называется Матхура-мандала. Это большая область, там так много разных городов. В этой Матхура-мандале есть город Матхура. Но лучше этого города – Вриндаван. Потому что именно там, Господь совершает множество удивительных, чудесных, привлекательных игр. И во Вриндаване так много разных мест, где совершаются игры. И из этих мест Говардхан самое приятное место, поскольку Кришна поднял этот холм и держал его 7 дней на своём мизинце. Он поднял мизинцем. Многие люди хотят стать Кришной. Многие люди уже решили, что я и есть Кришна. Но суть в том, что они не могут даже поднять сумку в руке и держать. Что уж говорить о мизинце. А Он поднял целую огромную гору, 7 дней держал. Для Бога это ерунда. Бог выдыхает и вселенная выходит. Во вселенной есть маленькая скала – Говардхан. Если он поднимет это, это мелочи. С точки зрения Бога – это просто мелочи. Не в этом суть: «О Бог поднял холм, что за мелочи? Если Бог не может поднять холм, то это просто не Бог». Но в то же самое время, с точки зрения, с той точки зрения, что Он сделал это для удовлетворения обитателей, Враджбхуми – это самое важное. [Павитра анайа сатхунам] – «Он пришёл лично и стоял там и поднял этот холм».

00:16:47 И Он мог просто, просто через Санкальпу, просто подумав, Он мог прогнать Индру с его места и прогнать все облака, выгнать все облака со вселенной и не было бы уже никакого дождя целую вечность. Если Он захочет, Он может такое сделать. Но не смотря на это, чтобы удовлетворить преданных Вриндавана Он приходит и поднимает холм и держит его семь дней. Так что Говардхан прекрасен. Неподалёку от Говардхана есть прекрасное озеро, которое называется Радха-кунда. Эта Кунда была создана Кришной для удовольствия Радхарани. И Радхарани, рядом с этой Кундой вырыла ещё одно озеро, и оно называется Шьяма-кунда. [И Шьяма-кунда Радха-кунда гири Говардхан] – это из песни. Шьяма-кунда, Радха-кунда и гири Говардхан – это самые особые места. И Радха-кунда в наивысшей степени. Итак, кто же уедет за уедет за Радха-кундой отправится в другое место жить? Об этом говорится в этом стихе. Но в то же самое время жить на Радха-кунде, для этого нужно много трансцендентных качеств. Бессмысленно завтра упаковывать вещи и отправляться на Радха-кунду и искать там какие-то волны на Радха-кунде, чтобы кататься туда и сюда, и испортить там всю атмосферу, пытаясь кататься на волнах на Радха-кунде и потом выйти использовать ваше фирменное мыло на телах Радха-кунды. В Примавават пойдём, поскольку это легче всего так отправиться в ад прийти в святые места, оскорбить святые места, тогда можно точно отправиться в ад.

00:18:31 Так что жить на Радха-кунде конечно чудесно здесь написано: «кто уедет из Радха-кунды?». Уезжайте сделав другое: прежде всего надо туда приехать, обрести качества, которые позволяют жить в святом месте и тогда мы уже будем говорить о том, что уехать, не уехать? Поскольку эта личность квалифицирована оставаться на Радха-кунде, он говорит: «Какой же разумный человек уедет с Радха-кунды?», но прежде всего мы должны понять квалифицированы ли мы жить на Радха-кунде? Если нет, то мы должны создать эту атмосферу Враджбхуми, где бы мы не жили. Таково наставление наших ачарьев. Везде где проходят игры божеств, где бы не стояли божества. Божества они значит совершают игры. Если стоят божества, то это значит есть игры там здесь. Радхакулананда, есть Радхагопинатх – это значит стоят божества. Божества – значит, стоят значит есть игры, они совершают игры. А может быть видим, или не видим понимаем, не понимаем, всё равно эти игры проходят. Когда эти игры проходят, то служение, помощь в проведении этих игр – это и называется Враджа. Это Врадж.

00:19:48 Итак, это тоже лила Радхи и Кришны. Просто в такой стране, например, в Австралии, в таком городе как Сидней и в таком месте, как Кингскросс стоят божества Радхи и Кришны. Несомненно это игра. Это само по себе игра, Просто дайте адрес и уже понимаешь, что, что-то тут с игрой связано. Просто скажите, где стоят божества? Место в Дарлингхартс – это игра. Если Верховный Господь приходит сюда и становится здесь это удивительная, непостижимая лила. Итак, в этой лиле, если кто-то принимает участие в этой лиле и помогает этим играм, служа божествам, Шри Шри Гопинатхе и Гокуананда, то в таком случае создаётся эта атмосфера Враджбхуми в этом месте. И это техника, которую должны принять преданные и они должны всегда чувствовать великую привязанность к таким святым местам, как Шьяма-кунда и Радха-кунда. В великой разлуке с этими местами преданные должны совершать своё преданное служение. Так можно доставить удовольствие Рупе Госвами и принять его умонастроение. Поскольку Рупа Госвами, он очень доволен, когда кто-то сидит на Радха-кунде и повторяет мантру, но если бы кто-то пришёл к Рупе Госвами и сказал бы ему, что в Австралии в Сиднее, на Кингскросс кто-то получил Нектар Наставлений. Была распространена книга. То представьте себе, какая улыбка будет у Рупы Госвами?

00:21:17 И если кто-то скажет ему: «Ну знаете, какой-то брахмачарья был на Радха-кунде был» он попросит, чтобы тот был очень осторожен, потому что это необычное место. Но вы ему скажите, что в Сиднее на Кингскросс, мы распространяли, там например, 300 там каких-то журналов там или вегетарианских книг, что-нибудь о Кришне с изображением Кришны, с именем Кришны, и так далее. Рупа Госвами в таком случае будет очень счастлив: «О как они это сделали? Серьёзно, очень здорово все благословения мои у них». Он даст свои благословения. Итак, именно так мы связаны с Радха-кундой, так мы можем поддерживать наши отношения. Где бы мы не занимались разным служением, мы должны заниматься нашим служением в этом месте – «Гуру татта деш» и мы должны чувствовать разлуку с такими великими местами, как Радха-кунда. И также мы должны сокрушаться в сердце своём о том, что мы должны думать о том, как бы нам развить такие качества и чтобы мы могли без оскорблений увидеть те места и общаться с ними и как-то жить действительно в этих местах. Не просто присутствовать там, Если вы что-то кинете в какое-то место, то это там и останется. Например, так много свиней есть, там свиньи живут. На самом деле те свиньи тоже очень возвышенные они в прошлой жизни были йогами великими. Что уж говорить о другом. Но если вы кинете туда какой-нибудь кирпич, он будет там конечно существовать, но это не значит, что он подходит как раз для этого места.

00:22:54 Если он не подходит к этому месту, то он просто лишнее, это бремя там. И никто его не желает иметь там, и он не квалифицирован. Ему можем читать в книге там во Вриндаван, Голока, Матхура, потом там Гокула, Вриндаван. Во Вриндаване Говардхан, Говардхан, Радха-кунда и так далее. Ура! Покупаю билет и еду. Но это не те места, куда можно просто купить билет и чтобы поехать туда отправиться туда. Прежде всего ваше сознание должно быть на трансцендентном уровне находиться. Иначе, если вы отправитесь в такие места, то вы найдёте какую-то грязь на дороге или какой-то комар вас укусит, или потом вы скажете: «О этот безумный Вриндаван или что-нибудь ужасное там» или грязное там какое-нибудь место там, и тогда вы совершите оскорбление. Потому что, чтобы увидеть Вриндаван, необходимы особые глаза, необычные глаза, этим зрением вы не увидите святую Дхаму Вриндавана. И в любом случае, какой бы не была ситуация, все мы знаем, что Верховный Господь низошёл в то место и поэтому мы не можем так сказать, устраивать аргументы, споры по этому поводу. Верховный Господь выбрал Вриндаван – это факт. Он выбрал это место, и это значит, что то место трансцендентно. И трансцендентное восприятие, и внешние вещи – это 2 разные вещи – это мы уже узнали из этого стиха. Третье. Там говорится в этом стихе, что по внешним качествам не надо смотреть на преданного. Про святое место то же самое можно сказать. По внешнему виду не надо, ну делать определённые решения. Например, река Ганга, в особенности никогда не бывает грязной, даже если пена сверху. Тем не менее река не грязна. Итак, поэтому, таково положение трансцендентных обителей Господа в этом материальном творении.

00:24:47 И Шри Кришна приходил как Чайтанья Махапрабху в Маяпуре 502 года назад. И также иногда мы можем увидеть какую-нибудь рикшавала курит биди или кто-то по невежеству мясо продаёт или что-то в таком духе какой-то мусульманин ест козла скажем. Но мы не должны обращать внимание особое на эти внешние вещи, поскольку место трансцендентное – это значит там – это 5-10 какое-нибудь измерение, и мы можем видеть только второе третье какое-нибудь измерение, но на самом деле – это какое-нибудь 25. По санкхья-йоге 25 уровень так сказать – 25 уровень восприятия. И этими примитивными чувствами мы не можем понять это. Итак, понимание, идея в этом стихе заложена такая по сути, мы должны ценить тот факт, что Господь совершал в этом конкретном месте игры Свои. И мы должны всегда искать общения с этим местом. Связи какой-то с этим местом, это не значит, что мы должны просто купить билет и отправиться туда или что-нибудь ещё, какое-нибудь я не знаю билет на что-то там купить. Но суть в том, что мы должны думать: «Когда же моё сознание достигнет такого уровня? Тогда я смогу ценить это место, и для того, чтобы поднять сознание моё до этого уровня, сейчас опять же стхана стхана вас титаха – где бы мы не жили мы должны совершать там преданное служение думая о Радха-кунде и Шьяма-кунде».

00:26:18 И для этого Шри Кришна нисходит в форме Арча-виграхи – божества. В этом смысл слов: всепроникающий, всемогущий Господь. То есть [Голока евани весайтйай келат мабхутава] – «Он может находиться на Голоке, в то же самое время Он может быть господином в сердце каждого, и в то же самое время Он может расшириться в форму божеств и принимать наши поклонения и давать нам памятование о Своих удивительных играх, которые проходят на Голоке». И Бхулоки вы во Вриндаване, земном Вриндаване. Мы всегда должны чувствовать разлуку со Вриндаваном и всегда должны поклонять в уме Вриндавану и поддерживать нашу миссию проповеди. Продолжать эту миссию, как наш основатель ачарья делал это. Он носил Вриндаван в своём сердце. Он никогда не чувствовал разлуки с Мадан-моханом, Гопинатхой, но он занимался великой миссией. И он просто продолжал проповедь до самого последнего дня. Таким образом, где бы мы не находились. Если мы сможем следовать по стопам вайшнава-ачарьев, то он будет, они будут довольны, если они будут довольны, Рупа Госвами будет доволен. Если Рупа Госвами доволен – он с лёгкостью даст нам Радха-кунду, запросто даст нам, если мы доставим ему удовольствие.

00:27:36 Но если вы просто физически туда отправляетесь, это конечно каждый может сделать там, вороны, крокодилы обитают, разнообразные пираньи, насекомые присутствуют, мы тоже можем отправиться туда. На самом деле мы будем менее квалифицированы чем те свиньи, которые там живут, поскольку те свиньи были великими йогами в прошлой жизни, а мы просто роги, мы больны, люди, поэтому какой смысл совать носы свои в такие трансцендентные места? Лучше просто понять трансцендентный уровень этого места и чувствовать разлуку с этим местом и в этом наше умонастроение, в служении в разлуке. И мы должны служить Кришне, использовать всё что у нас есть. [Тасмат кена упайана] – «действуя в соответствии с определённым, который практически соответствует месту и времени». Вопросы?
Вопросы аудитории.

00:28:35 [Аудитория] Говорится, что влияние святых мест в Кали-югу уменьшается у Маяпура влияние? Говорится, что влияние святых мест в Кали-югу уменьшается, а влияние Маяпура усиливается? Маяпур всё сильнее влияет? Не могли бы вы объяснить это?
[АтмаТаттва дас] Вообще-то я конкретно не слышал о таких утверждениях, но влияние святого места уменьшается в век Кали – это из-за того, что люди не занимаются слушанием. Поскольку святое место – это то место, где приходят и слушают садху. Иначе сайа бохокра – нас считают коровой или ослом, если мы отправляемся в святое место, мы смотрим на эти кирпичи и здания, разные места там реки, совершаем омовение, и потом возвращаемся. Не в этом цель существования святых мест, поскольку, если вы отправляетесь в святое место, вы должны слушать садху. Он в святом месте, это он рассказывает об этом святом месте и о том, как вы можете обрести такие качества, чтобы достигнуть этого уровня святого сознания, Сознания Кришны. Итак, нужно слушать о Сознании Кришны другими словами, иначе это бессмысленно. Я просто рассматриваю это, дриштхи - это с точки зрения философии. Суть в том, что движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху всегда проходит в Маяпуре и по этой причине святость Маяпура всё увеличивается и увеличивается. Совсем не надо нам очищать этот Маяпур. Это не обязательно.

00:30:09 Маяпур так чист, он на трансцендентном уровне находится и он всё более и более чистый, всё более и более чистым становится. И поскольку происходят санкиртаны, на самом деле Гьяпуни проводили эту санкиртану, это место всё равно сразу станет святым? Это место станет святым, где воспевают имя Хари. Кришна Сам говорит Нараде муни: «[Йа прамама бхакта гайанти чистатат иштхами Нарада]» - «Где преданные воспевают Мои имена татрати штхами, там ты сможешь Меня найти». И Он говорит, что «Я не в сердце йоги и не всегда меня можно найти на Вайкунтхе, не все могут найти Меня там, но, если кто-то воспевает Моё имя, то там Я Сам присутствую». Это так сказать мини Маяпур – любое место, где проходит. Маяпур, Маяпур – это то место, где Господь совершает, это то место, это и есть Маяпур.

00:31:13 [Санкиртана аранби павишйами санкиртан] – воспевание Харе Кришна. [поют все вместе махамантру]. Но и также святые места стали центрами греховной деятельности, поскольку садху уже не говорят, и люди уже не заинтересованы. Так что другие люди живут в этих святых местах. На самом деле во Вриндаване Прабхупада отказался сначала открывать центр, он очень долго отказывал. И потом члены стали настаивать, настаивать, они сказали: «Вриндаван, у нас там должен быть храм». Он пишет это в Чайтанья Чаритамрите в комментариях. Он пишет, что «в конце концов» - он сказал – «мы решились открыть центр во Вриндаване». Но он отказался, он сказал: «В Харидваре ни в коем случае не будем открывать». Он сказал: «Не буду». Вриндаван – это место где Господь игры проводил, поэтому он согласился, потому что там так много нежелательных людей приходит и они коммерциализировали всё это, всё святое место, покрыли коммерцией. В Индии, если полиция кого-то ищет, так сказать и не могут найти какого-нибудь бандита – это первое место где они начинают искать – это Харидвар. Если они потеряли какого-нибудь приступника и не могут его найти, то первое место где они начинают его искать – это Харидвар Ришикеша – это считается святым местом, но там именно их ищут, поскольку все эти приступники, всё остальное, все они собираются в эти места, отращивают бороду, что-то рисуют там на лбу и становятся какой-нибудь Махантой.

00:32:55 Так что религия совсем ушла.
[Аудитория] Но Радха-кунда там нет вала и всяких разных торговых мест там не особо много торговцев?
[АтмаТаттва дас] Радха-кунда всех их проганяет. Радха-кунда для особого уровня преданных и поэтому внешняя энергия просто не пускает туда так уж много людей. Но на Баг-базаре туда энергия позволяет впускает туда этих людей и они там открывают Мадхи. Это тонкости Вриндавана, сложно сказать как? Почему это? Но, если вы просто отправляетесь на Радха-кунду, думая, что вы откажетесь от активного служения, то Бхактисиддханта Сарасвати сказал: «Вы отправитесь в ад, если вы это сделаете». [Туштамана тумикишара вайшнава] – мы не должны отказываться от служения, и потом находить какую-нибудь пещеру у Радха-кунды где-то. Но Радха-кунда – это место для тех людей, которые будут только воспевать и их ничего больше в этом мире вообще не интересует. Но мы сами себя знаем, так что, если мы не достигли этого уровня, то зачем нам отправляться туда устраивая Митаттву? Зачем? Просто святое имя и больше ничего, больше ничего. Не просто теория – практика, только святое имя. Есть там некоторые бабаджи: они ходят и ходят вокруг туласи и повторяют, повторяют, повторяют, воспевают, воспевают, весь день воспевают, и всю ночь, до тех пор, пока не упадут спать всё воспевают. Если, кто-то достиг этого уровня, то можно туда отправиться. В этом смысл этого стиха.

00:34:34 И даже, даже суть в том, что его гуру указал делать это, этому бабджи. Наш гуру таких наставлений не давал, но так что наш гуру не будет доволен. Если наш гуру доволен не будет, даже если мы будем пытаться ходить вокруг туласи и читать там так много очень кругов, какое мы благо получим, если мы не доставим удовольствия своему гуру? Наш гуру махарадж будет доволен когда он увидит какие-то там определённые результаты в журнале по распространению книг – столько-то распространилось, именно это позволяло ему жить дольше. Если кто-то подходил к Прабхупаде и говорил: «Вот я прочитал 100 кругов сегодня на Радха-кунде». Вы думаете Прабхупада прожил бы дольше, если бы он слушал всё это? Но удвоили, учетверили распространение книг, удвоили – и он живёт дальше. Таким образом такое умонастроение этой линии ИСККОНа – сампрадаи. Если вы не доставляете удовольствия своему гуру, то у вас будут сложности. И гуру объяснил, как всё это делается. Поэтому мы должны поддерживать определённый баланс, иначе Прабхупада, когда преданные отправлялись на Радха-кунду из Вриндавана путешествовать. Путешествовали туда, Прабхупада всё спрашивал: «Что они туда едут? Что они там делают?» - он как-то спросил у Хамсадуты – «Что они там делают? Ну-ка расскажи мне!». И Хамсадута сказал, что «Вот они там плавают, купаются». Прабхупада был очень разгневанный.

00:36:00 И на Мангала арати сделали объявление: «Никто не имеет права отправляться на Радха-кунду. Никому нельзя, вы не можете ходить там омовение делать и так далее». И потом некоторым преданным он сказал: «Да вы можете съездить туда». Да?
[Аудитория] Как-то они собрались на экскурсию на Радха-кунду и Прабхупада он на лекции утром говорил: «Есть много обезьян на Радха-кунде, не отправляйтесь на Радха-кунду, чтобы стать ещё одной обезьяной, вы можете сидеть там и просто воспевать, вы не будете там сидеть и воспевать, вы будете думать о женщинах о деньгах и потом в следующей жизни вы станете обезьяной» - хорошее наставление.
[АтмаТаттва дас] Итак, в этих святых местах мы должны быть очень осторожны. Но дело в том, что ну знаете сложно сказать, мы не можем сказать: «Я не знаю, как я туда привлечён?», мы сами знаем насколько мы привязаны к воспеванию, поэтому давайте сперва разберёмся с воспеванием и потом мы будем думать о всех этих разных Кундах. Но до этого лучше в душе омовение совершать – это гораздо лучше будет. Зачем туда отправляться? Там Кришна сделал Кунду для Радхарани вообще что мы там делаем такое? Представляете себе? Верховный Господь сделал Кунду для своей спутницы и что мы там делать будем? Мы никакого отношения к этому не имеем, не подходим и зачем там болтаться с дерева вверх ногами, как обезьяна? Это бессмысленно. На самом деле, если сердце не чисто, то мы на самом деле и наслаждения от этой Кунды не получим, мы не будем получать никакого нектара в этих местах.

00:37:31 Сколько грязи в сердце, настолько мы и будем получать наслаждения от материалистичных мест. Когда любовь к Господу придёт в сердце, то вы будете наслаждаться трансцендентными местами, поскольку вкус соответствует сознанию. Но если сознание всё ещё осквернено, то мы не сможем получить такого удовлетворения, когда будем смотреть на разные простые места у Радха-кунды, мы будем тратить всю свою энергию на, мы не сможем тратить всю свою энергию на путешествие, обхождение туласи и на воспевание святого имени. Мы должны всегда помнить об этом примере. Почему у козла такой маленький хвост? Почему у козла такой маленький хвост? Это потому что этим маленьким хвостом он так трясёт в разные стороны, так машет, и если бы у него был большой хвост, то что бы он делал с этим большим хвостом? Поэтому Кришна дал соответствующий размер хвоста. Он знал сознание козла и дал ему маленький такой хвост. И он так трясёт им в разные стороны всё время. [смеётся]. Так что мы должны помнить об этом примере. Мы уже так трясём этим, и зачем нам ещё отправляться в какое-то великое святое место? Мы конечно можем отправиться запросто, очень быстро там, и составить: «О это та самая великая Радха-кунда! О Харе Кришна», но потом возвращаетесь, прыгаете в машину и возвращаетесь в безопасное место. В этом месте не безопасно, потому что мы можем какие-то оскорбления совершить.

00:39:00 Некоторые баджи приходят туда. Они приходят, зачерпывают немножко воды с Радха-кунды и потом где-то в стороне совершают омовение, обливаются, но они хотят стопами касаться Радха-кунды, они, если вы омовение совершите то вы касаетесь стопами, и именно эти бабаджи, если вы иногда их увидите в нашем храме, то вы увидите, посидите поговорите с ними и вы поймёте: у них такое глубокое понимание, и так далее. Но они баджаном занимаются. Их гуру сказали им делать баджан, поэтому они делают баджан. Это чудесно, мы можем с почтением к ним относиться, выражать почтение, но мы не должны имитировать их. Мы может быть пол часа будем повторять и потом наш начнёт думать о разных-разных вещах, и это появится в атмосфере, это будет мешать воспеванию других великих преданных, которые там воспевают. Это будет так сказать, нашим подношением для Радха-кунды: мы отправимся туда и будем распространять наш яд в эту атмосферу и даже они будут обеспокоены. Я помню однажды один преданный пришёл, он одел гамчу и решил воспевать на Радха-кунде: пять бабаджи собрались и выкинули его из Радха-кунды, они буквально физически прогнали его оттуда. Они сказали: «С тех пор, как ты пришёл, мы не можем повторять тут, ты причина, нам понятно это, поэтому уходи отсюда».

00:40:13 Это бенгальский джентльмен, ему было 50 лет, его дважды выгоняли из этого места. Сначала его выгнали, а потом он отправился в другое место и те бабаджи то же сделали, они сказали: «Что ты здесь делаешь? Иди-иди-иди-иди, мешаешь нашему воспеванию». И он ушёл. Другие вопросы? Да?
[Аудитория] Господь Чайтанья ходил на Багаятры и создавал там много преданных. А что произошло с этими преданными? Они ушли от учения Господа Чайтаньи?
[АтмаТаттва дас] Господь Чайтанья освободил всех, кто присутствовали в то время на планете, но материальная жизнь продолжается. И потихоньку люди снова следовали этой линии, потом меньше и меньше следовали и потом забыли. Это естественно – такова природа материального мира. Всегда так: что делает сын, что делает отец, сын уже не делает, и через некоторое время, через 2-3 поколения действия полностью забывают. Они забывают о том, как они поднялись до этого уровня. Они уже это не помнят.

00:41:35 Сын Рокфеллера. Как-то была пресс-конференция и это было интервью с Рокфеллерами со всей семьёй. И Рокфеллер старший, так сказать, основатель он жил в маленьком дешёвом отеле. И сын его остановился в очень шикарном отеле дорогом. И на пресс-конференции там у него спросили: «Почему вы живёте в таком дешёвом отеле, а сын в таком богатом?», он говорит: «Видите ли у него отец – богатый человек, а у меня отец беден и каждый тратит деньги отца», если он думает, что, он вспоминает про своего отца: отец у него был попрошайкой, как он может так много тратить? Он вспоминает своего отца и таким образом поколения идут вперёд и видите, они всё забывают, и начинают хвастаться материальными вещами, они забывают. Шалаграм-пуджу забывают, всё Вишну-пуджу забывают. Прабхупада объяснил почему в Индию вторглись мусульмане, англичане. Причина такая: «Брахманы перестали поклоняться Шалаграму» - вот какая причина. Это было главной причиной. Ну это много ли раз люди пытались прийти в Индию, пытались, пытались, пытались. Почему в этот момент всё это произошло? Причина такова: «Они принизили свой стандарт Сознания Бога и когда дверь открыта, собака заходит» - Прабхупада конкретно так сказал.

00:43:01 Собственность беззаботного заберёт бесстыдной. Если вы беззаботны, кто-то украдёт, вы будете говорить: «О какие бесстыдные люди, как они так нагло действуют?», но причина в том, что вы беспечны. Именно поэтому это происходит. И он сказал: «Винить нужно брахманов» - он объяснил – «которые остановили принципы Варнашрамы, перестали поклоняться правильно Вишну и тогда всё стало возможно». А сейчас они даже и не знают, что это такое поклонение Шалаграму? Они спрашивают у западных преданных ИСККОН как поклоняться Шалаграму. Некоторые из них забыли зачем вообще эти Шалаграмы. Прабхупада в Маяпуре сказал, что «некоторые люди Шалаграмом кололи орехи бетеля». Берут Шалаграмы, размалывают им орехи бетеля – такая ситуация. Многие люди отказались от Шалаграмов, отдали их в храмы, в нашей семье тоже были Шалаграмы, их отдали тоже храму. И позднее, позднейшее поколение, сейчас они покупают собак, маленьких собачек разных, и проводят им 64 упачары поклонения. До сих пор занимаются этим. Один из моих дядьёв купил себе эту собаку, он почти 64 упачары провёл, включая Радхаятру поклонение проводит. Он садит собаку в машину и возит её катает. Что это такое? Это Радхаятра. Для удовольствия собаки. Собаку катают на машине и никакой Пуруша-сутры для собаки нет, поэтому ничего не воспевают.

00:44:36 Но всё служение, которое возможно, всё предлагается собаке. Собачья постель, собачья миска, собачий ошейник и так далее. Кто это мне рассказывал сегодня? Ты утром рассказывал? В супермаркете 2 отдела наполненные пищей для животных там и так далее там для домашних животных, а для людей мало. Животной пищи гораздо больше чем человеческой даже в этом супермаркете так что мы и видим прогресс наш так сказать невелик. И сегодня утром я видел женщина эта она стояла там и нажала на эту кнопку, хотела хотела перейти через дорогу – зелёный свет загорелся, но она никак не шла, потому что она была полностью погружена - обнималась со своей любимой собачкой прямо там на дороге.
[Аудитория] Ну вот развитие Маяпура Чиндадая Мандира – это что уже так сказать предрешено и всё остальное? Какова природа этой святой Дхамы вы говорили?
[АтмаТаттва дас] Ну нельзя сказать что это предрешено, но есть предсказания Верховного Господа, и какие-то вайшнавы должны сделать так, чтобы это произошло. Есть желание Господа и Он предсказал: «[Адбхуто чамадкар мандир хойбе чамадкар мандир]» - то есть «Чудесный храм будет здесь построен» - Нитьянанда Прабху сказал Шри Чайтанье. И Бхактивинод Тхакур также предсказывал, что тут будут воспевать святое имя разные касты, ну разные представители, разные люди. Это всё в наше время происходит, но это не значит, что это так сказать предрешено, что вот это должно произойти, никто не должен интересоваться этим, не заниматься этим.

00:46:25 Просто само по себе появится и всё это просто прилетит откуда-то. Нет, если мы сделаем, то получим так сказать заслуги, за то что мы сделали это служение. И это желание Господа, которое должны исполнить преданные. Это конечно открытие, это просто снятие покрытия, но ответственность за это лежит в руках преданных, на преданных лежит это не просто само по себе как бы откроется. Как Махапрабху сам сказал: «Он – Верховный Господь. Да?». Он сам сказал, что он, он искал-искал Радха-кунду и потом нашёл. Это Верховный Господь. Что уж говорить о нас? Если мы хотим открыть все эти вещи и восстановить, то мы должны тяжело поработать. Молиться Кришне и тогда Он даст нам разум, и мы сможем так сказать восстановить всё это. Конечно это всегда там присутствовало. Махапрабху там и раньше присутствовал, давным-давно присутствовал. И там был большой-большой город в этом месте. Всё это происходило, но и сейчас такое происходит таким образом. Но мы не можем просто, да? Панчарат – но у него есть план, у него план – он тот самый человек. Ну ладно, то есть всё это конечно присутствует, это восстановление – это не просто какая судьба там и так далее? Всё это, потому что люди в таком случае начинают, становятся ленивыми, как, например в этой миссии, они тоже думали: «Да вот Махапрабху предсказал! Махапрабху предсказал! Махапрабху предсказал!». Он предсказал, но этот старый человек сидел и никак не мог получить эту форму, позволяющую въехать в соединённые штаты, он не просто думал: «О да Махапрабху предсказал».

00:47:59 Он всё говорил: «Почему вы мне не даёте эту форму?». Он так разневался на этого человека: «Почему вы мне не даёте эту форму? Я хочу поехать в Америку, почему вы мне не даёте возможность?». Так что всё это нужно было сделать. Но он не думал: «Да, Махапрабху сказал». Много раз люди приходят, часто люди приходят и начинают прославлять нашего основателя ачарью. И они все говорят: «Да вот Махапрабху сказал, поэтому всё произошло!», Махапрабху сказал, но чем же занимались все остальные? Махапрабху сказал, все знали, написано было чёрным по белому в книгах :[Притховите аджйата навараги грам]. Но он, именно он сделал. Он то же самое, то есть Прабхупада он предсказывал, что будет город Варнашрамы и будет храм такой, 500 детей будут учиться в Гурукуле, но преданные, они должны посылать учиться своих детей, сейчас у нас 80, нам нужны ещё 420 человек. 420, так что у кого появляются дети, пожалуйста исполните желание духовного учителя. Всего лишь 420 человек нам ещё необходимо, 420 детей. У нас сейчас 80. Так что надо посылать и тогда мы сможем так сказать исполнить это предсказание. Прабхупада хотел, чтобы 500 детей изучали там Сознание Кришны.

00:49:23 Не думайте, что вот они должны жить в этом мире и должны дать им образование и всё остальное. Нет. Прабхупада ясно объяснил, что почему он хотел образование в гурукуле? И такого образования он хотел для 500 детей. Он говорил, что лучшие пожизненные члены должны посылать своих детей туда и они будут, таким образом почтение выражать этому образованию и должны. Они будут посылать своих детей, чтобы они там учились, и мы должны делать это, сделать это истиной. Мы не боимся зданий. Здания могут стоять, не с этим проблема, но суть в том что эта атмосфера этих хижин соломенных, пол из коровьего навоза смиренного служения там и всех этих выращивания разных растений и так далее. Всё это, это как бы неотъемлемая часть Ведического образования. Кришна имел большие здания в Мадхуре у Гросены. Там были 30-этажные здания, но его отправили в ашрам Сандипани. Они не построили какое-нибудь там шикарное здание, просто потому что там был Кришна. Кришна – царевич. Кто может сказать «нет»? Но не смотря на то что Он был принцем в Мадхуре, в ашраме Сандипани он был просто брахмачари. Он носил дрова, Он был вынужден ходить там стирать что-то в ашраме Сандипани. И это называется – образование в Сознании Кришны.

00:50:45 В Мадхуре не было недостатка всех этих больших зданий. Но почему Кришна учился в ашраме Сандипани? Так что здания могут находиться для возможности людей. Прабхупада как-то один пожизненный член разговаривал с Прабхупадой на берегу Ганги в Маяпуре и он говорил, он на самом деле говорил: «Свамиджи, на самом деле философия Гаудия вайшнавов – это Вайрагья, я не думаю, что очень-то подходит вам строить все эти большие здания». И в то время – это было летом и земля там была неподалёку от Ганги, она вся потрескалась, вся потрескалась. И Прабхупада с тростью шёл. Он ткнул тростью в одну из этих трещин, он был разгневан, поэтому он ткнул эту палку и потом подцепил кусочек грязи и подкинул это вверх. И он сказал: «Если бы Бхактивиданта Свами сидел здесь в какой-нибудь хижине соломенной, то вы бы не пришли со мной поговорить». Он сказал: «Эти здания строю для вас». Ну он сказал. Он конечно сказал: «Грихастхи должны жить в хижинах», это письмо он так конкретно сказал: «Грихастхи должны жить в хижинах» - «это для гостей» - он сказал - «построили».

00:51:58 Как-то в одном письме они спрашивают: «Как нам организовать кондиционеры в Маяпуре?», он сказал: «Если гости приезжают, мы должны организовать им комнату с кондиционерами», с одной стороны, но с другой стороны он хотел, чтобы преданные жили очень скромно, смиренно в Маяпуре. Так что всё это существует. Есть много очень писем по Маяпуру сейчас появляется этот «Ньюслеттер». Планируется печать «Маяпур Ньюслеттер» - журнал и вы там очень много всякой информации сможете получить. Итак, если вы хотите развивать Маяпур, то если вы хотите? Я говорю о гурукуле, я не знаю, очень так уж подробной информации о других разных программах, но для гурукулы нам нужны 420 детей. Это наша, так сказать, программа и мы также даём образование взрослым, юношам, так что они тоже могут приезжать, не только детей учим. О чудесно, смотрите – Бог послал. Деревня Бхактиведанта гурукулы занимается развитием древней системы образования, Ведической системы образования. В наше время – 80 детей со всего мира, учатся в нашей гурукуле и всего лишь несколько могут обеспечивать своё обучение и всех остальных поддерживать пожертвования и плата всего лишь 55 долларов за месяц, пожалуйста протяните руку помощи, пожалуйста протяните руку помощи, руки помощи этому хорошему делу, обеспечив обучение одного ребёнка на год или больше.

00:53:39 Это вот форма, листовка. Мы не бесформенные так сказать. [все смеются]. Мы не отрицаем форму, у нас есть форма которую нужно заполнить. И вот 55 долларов да!
[Аудитория] 55 долларов да?
[АтмаТаттва дас] Да! 55 долларов. Не 1 доллар 55 центов, а 55 долларов.
[Аудитория] Вы сказали доллар 55? Ну то есть я по английски плохо читаю.
[АтмаТаттва дас] Но вы можете помогать присылать детей, собирая жертвующих, спонсоров. Как вы видите, вот знаете образование для подростков, мы тоже даём это, то есть у нас есть и Бхакти Шастры и Бхакти Вайбхава в Маяпуре. Вы можете также принять в этом участие. Это настоящая книга – так сказать для подростков – Бхагавад Гита. Все другие книги – это вот ерунда, это вот, вот Бхагавад Гита – это истинная. Если вы видите какого-то юношу, который будет искать на Кингскросс какие-то книги дайте ему адрес Шри Маяпур Дхам. Пускай отправляется туда учиться. Да, то же самое.
[Аудитория] [не переведено]

00:54:54 [АтмаТаттва дас] Да, если у них родителей нет, которые их поддерживают, то…
[Аудитория] [не переведено]
[АтмаТаттва дас] Да, да, это правильно. Ну спонсоры – это, если у парня некому платить за него, если он умрёт, то некому будет заплатить за похороны, такие бедные дети. И мы, у них нет никаких привязанностей. Они могут стать полными проповедниками, постоянными проповедниками, и если вы даёте эти возможности этому парню, то на самом деле помогаете полному преданному расти. Полностью занятому преданному – это великая помощь. Да! Иногда их оставляют у ворот и просто уходят. У нас один парень семилетний. Его просто оставили у ворот и он лежал там плакал. Потом мы его подобрали, привели в гурукулу, но а теперь дело в том, что мы должны собирать пожертвования на то чтобы продолжать его учить. Итак, кое какие семена уже заложены и какие-то суммы приходят и если мы будем продолжать так брать, брать, именно поэтому мы остановили некоторые программы, потому что если мы будем всё брать и брать деньги, кто будет поддерживать этих детей, парней?

00:56:19 Учителя конечно ходить собирать, поскольку дело в том, что учителя они не очень хорошо собирают пожертвования иначе их бы не поставили на положение учителей. Это уже история другая: если бы я хорошо пожертвования собирал, неужели они оставили бы меня в Маяпур гурукуле? Нет, не оставили конечно. Это так сказать – горькая истина. Так что даже если я буду пытаться, я соберу очень мало и даже если я буду пытаться просто собирать пожертвования в конце концов кто их учить будет? Если я отправлюсь собирать? И если мы не будем учить, то нам всё равно придётся парней поддерживать этих мальчиков, то школа ведь для обучения? И поэтому что делать? Мы перестали учить и отправились? Что нам делать? Собирать пожертвования что ли, кончать обучение? Но что нам делать? Кришна говорит: «Шйанса дхарма» - лучше исполнять своё, делать своё дело. Поэтому мы делаем своё дело. Поскольку наша философия полна разных форм, у нас тоже есть тут определённые формы, которые нужно заполнить, посмотрим что получится. Да?
[Аудитория] [не переведено]

00:57:32 [АтмаТаттва дас] Но они платят, платят, нет проблем. Земля уж там есть. Нужно просто построить пару хижин. Они уже пытаются построить ещё одну хижину, чтобы ещё 80 детей поселить. Земля есть, мы можем так или иначе организовать, но если будут платить. Ну платить значит? Ну то есть постоянно платить. Не то что кто-то там посылает парня и через 6 месяцев вдруг проходит слух, что там в Маяпуре они все имеют рога на голове и потом они передумывают и не хотят уже делать это, это тоже сложно. Так что необходима какая-то постоянная подпитка, тогда мы сможем продолжать. И так сказать серьёзные брахмачарьи также приглашают сюда, чтобы учиться на курсах Бхакти Шастри, Бхакти Вайбхава, Пудже учиться. Чему хотите? Если вы хотите немножко отдохнуть или когда у вас здесь, так сказать, не сезон, или вы так заболели, что вообще ничего не можете делать? Можете приезжать к нам и немножко учиться. Это тоже возможно. Доступно. Джай бол! Харе Кришна!

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 03 мая 2016