Текст четвёртый. Начало

18 сентября 2011
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:53:58 | качество: mp3 80kB/s 31 Mb | прослушано: 201 | скачано: 102 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [АтмаТаттва дас] Атма Таттва Прабху. Лекция по Нектару Наставлений. Прочитана в Австралии, лекция 9, стих 4. [Поют все вместе мантру: [дадати пратигрихнати гухйам акхйати приччхати хункте бходжайате чаива шад-видхам прити-лакшанам]

00:00:57 Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом - таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу.

00:01:15 Комментарии Шрилы Прабхупады:
В этом стихе Шрила Рупа Госвами объясняет, какие формы принимает преданное служение в общении преданных между собой. Оно включает в себя шесть видов деятельности: 1) приносить дары преданным; 2) принимать от преданных все, что они дарят в ответ; 3) поверять им свои мысли; 4) спрашивать их о сокровенном в служении Господу; 5) почитать прасад — духовную пищу, которой угощают преданные, и 6) угощать преданных прасадом. Опытный преданный объясняет, а новички, слушая его, учатся. Таков смысл слов гухйам акхйати приччхати. Когда кто-то из преданных, желая поддержать в нас дух преданного служения, раздает прасад — остатки пищи, предложенной Верховной Личности Бога, мы должны принимать этот прасад, видя в нем милость Господа, полученную из рук чистых преданных. Следует также приглашать чистых преданных в свой дом, угощать их прасадом и стараться всячески угодить им. Это называется бхункте бходжайате чаива.

00:02:20 Даже обыкновенные люди делают то же самое, когда хотят проявить к кому-нибудь свою любовь и дружеское расположение. К примеру, бизнесмен, желая завязать отношения с другим бизнесменом, приглашает его в какой-нибудь ресторан на банкет, во время которого он открывает ему свои планы. Затем он советуется с партнером относительно своих собственных действий, и иногда они обмениваются подарками. Таким образом, прити, любовные взаимоотношения близких людей, всегда проявляются в этих шести формах. В предыдущем стихе Шрила Рупа Госвами советовал избегать мирского общения и общаться только с преданными (санга-тйагат сато врттех). Международное общество Сознания Кришны было основано именно для этого, чтобы дать преданным возможность строить своё общение на перечисленных выше принципах. Создавая это общество, я действовал в одиночку, однако благодаря тому, что люди, проявляя инициативу, предлагают свои услуги и получают что-то взамен, наше движение ширится, охватывая своей деятельностью весь мир.

00:03:30 Мы рады тому, что люди дают щедрые пожертвования на развитие общества и с готовностью принимают любой наш скромный дар в виде книг и журналов, рассказывающих только о Сознании Кришны. Иногда мы проводим праздники Харе Кришна, приглашаем туда всех свободных членов и друзей нашего общества и угощаем их прасадом. Несмотря на то, что в большинстве своем эти люди принадлежат к высшим слоям общества, они тем не менее приходят к нам и принимают прасад, каким бы скромным он ни был. Время от времени члены общества и люди, симпатизирующие ему, доверительно спрашивают нас о методах преданного служения, и мы стараемся рассказать им о них. Так наше движение ширится, распространяясь по всему миру, и образованные люди всех стран постепенно начинают понимать значение деятельности общества Сознания Кришны.

00:04:17 Жизнь общества Сознания Кришны питают шесть типов любовных взаимоотношений между преданными, и все люди должны иметь возможность общаться с преданными ИСККОН, поскольку, просто поддерживая с ними шесть видов выше перечисленных любовных отношений, обычный человек может пробудить дремлющее в себе Сознание Кришны.В «Бхагавад-гите» (2.62) говорится: «[Сангат санджайате камах]» - желания и устремления человека определяются кругом его общения. Как говорится, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты, поэтому если обыкновенный человек будет общаться с преданными, он непременно разбудит дремлющее в нем Сознание Кришны. Сознание Кришны заложено в каждом живом существе, и до некоторой степени оно проявляется уже тогда, когда живое существо получает человеческое тело. В Чайтанья Чаритамрите в Мадхйа-лиле, 22.107 говорится: «[нитйа-сиддха кришна-према ‘садхйа' кабху найа шраванади-шуддха-читте карайе удайа]» - «Чистая любовь к Кришне вечно живет в сердцах всех живых существ. Ее не получают извне.

00:05:22 Когда в процессе слушания и повторения святых имен сердце очищается, живое существо сразу пробуждается ото сна». Поскольку Сознание Кришны присуще всем живым существам, и каждый должен иметь возможность услышать о Кришне. Только одного слушания и повторения святых имен - шраванам киртанам - достаточно, чтобы очистить сердце и пробудить в нем изначальное Сознание Кришны. Сознание Кришны не привносится в сердце искусственно, оно уже там. Повторяя святое имя Верховной Личности Бога, человек очищает своё сердце от всей мирской скверны. В первой строфе “Шри Шикшаштаки” Господь Шри Чаитанйа Махапрабху говорит:
[чето-дарпана-марджанам
бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам
видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам пратипадам
пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате
шри-кришна-санкиртанам]
«Слава санкиртане Шри Кришны, которая очищает сердце от пыли, скопившейся в нем за долгие годы, и гасит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Движение санкиртаны — высшее благословение всему человечеству, ибо оно распространяет лучи дарующей благословение луны. В нем — душа трансцендентного знания. Оно увеличивает океан трансцендентного блаженства и дает возможность в полной мере насладиться вкусом нектара, которого мы всегда так жаждем».

00:06:51 Очищается не только тот, кто повторяет маха-мантру, но и сердца всех, кому довелось услышать трансцендентные звуки: [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе]. Даже души, находящиеся в телах низших животных, насекомых, деревьев и так далее., тоже очищаются и, слушая трансцендентные звуки, готовят себя к тому, чтобы когда-нибудь обрести полное Cознание Кришны. Об этом говорил Харидас Тхакур, отвечая на вопрос Чайтаньи Махапрабху о том, как можно освободить из материального плена живые существа, которые находятся на уровне более низком, чем люди. Харидас Тхакур сказал Ему, что повторение святых имен столь могущественно, что произнося их даже в глухих джунглях, можно помочь деревьям и животным, слушающим эти звуки, развить в себе Сознание Кришны. Это продемонстрировал Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Когда Он проходил через лес Джхарикханда, тигры, змеи, олени и другие животные, забыв о своей извечной вражде, принимались петь и танцевать, присоединяясь к санкиртане.

00:07:53 Мы, разумеется, не можем подражать Шри Чайтанье Махапрабху, но должны следовать по Его стопам. Мы недостаточно могущественны, чтобы, заворожив тигров, змей, кошек и собак, заставить их танцевать, но, давая людям возможность услышать святые имена Господа, мы можем обратить в Сознание Кришны многих людей во всем мире. Распространение святого имени Господа — это возвышенная форма пожертвования и дара (принцип дадати). Кроме того, мы должны следовать принципу пратигрхнати: с готовностью и желанием принимать трансцендентные дары. Стремясь постичь материальный мир, мы должны задавать вопросы о движении Сознания Кришны и поверятьсвои мысли преданным. Так мы осуществим на практике принцип гухйам акхйати приччхати.

00:08:54 [Читает мантру Ома Гьян Тимиранда …]. [Джайа Шри Кришна Чайтанья Прабху Нитьянанда Шри Адвайта Гада Дараши Массми Гура Бхакта Вриндавана]. [поют Харе Кришна]

00:09:45 Итак, эти взаимоотношения это очень важный аргумент практики принципов преданности. Как здесь написано, нужно давать, нужно принимать, то есть нужно предлагать прасад и принимать прасад. Всё это удивительные культурные аспекты движения Сознания Кришны. Когда мы видим преданного мы должны быть счастливы. Если мы способны на это, то мы сможем практиковать все эти 6 принципов. Мы не должны думать: «О, ну чего он сюда пришёл?». Или например, мы видим преданного и просто сразу же, сразу кланяемся и в наши дни это просто, конечно, принимает форму и вы смотрите человеку на лицо и потом говорите: «Ванчакальпас современный последний стих современный Ванчас Прабху», чтобы короче. Или таймоу, прими мои скромные поклоны. Или эйджиэспи – вся слава Шри Прабхупаде. Вскоре вы увидите, преданные будут в храме петь: «Хакйа Хакйе Хакйе Хеке Хаха …» [все смеются]. Почему нет? Всё вкратце будем делать.

00:11:20 Тогда Кришна также и даст вам SW. ДМ – не духовный мир, а просто Д и М. За Ха Ке Ка Хе – таков и результат. [Йа этхамам прападенте тхам сечаве беха баджамйаха]. Поскольку мы, ну так себя вести – это великий раджас. Но мы должны продолжать всё делать. Но не важно, можно делать и в страсти, можно делать с состраданием, без страсти. Истинная страсть, которая нам необходима так сказать, это сострадание. В кухне никакой страсти не должно проявляться. На кухне – это единственное сострадание должно проявляться. То же самое касается любого другого места, по крайней мере на кухне не должно быть никакой страсти, иначе то что мы будем принимать как пищу, будет осквернено нашей страстью. Итак, прежде всего, если мы ценим взаимоотношения в Сознании Кришны, то мы будем знать, какие отношения поддерживать друг с другом, поскольку на всей этой планете [Манушйа нам сахатри шум каштитйа тати ситйахи йататамат писит ханам кашчиннам ветитхи таттва таха]. Таттва таха, таттва таха значит – по настоящему, по сути. Мамбе читта тватахам значит – знать меня по настоящему, знать меня как я есть. Таким какой я есть, знать меня таким какой я есть. Ташчит мам – ташчит значит «едва ли одна личность», среди, среди, из тысячи людей, и среди них редко можно встретить такого человека, который даже начнёт думать, что жизнь моя должна стать совершенной. Редко такие люди встречаются. И среди тысяч таких людей, которые думают, что «Жизнь моя должна стать совершенной» едва ли один знает по-настоящему Кришну.

00:13:21 Итак, преданные очень-очень-очень редки. Редкий вид жизни. И поэтому, как например, они так были озабочены, всего лишь 520 панд осталось в зоопарке. Панды, спунзы, ну то есть, как их там зовут. Какие-то смешные животные. И осталось всего несколько животных. И все так возбуждены, и озабочены этим. Но если вы подумаете, на самом деле, мы должны нервничать потому что мало преданных осталось. Другие преданные они так сказать ушли и осталось с нами не так уж много преданных. И мы теперь должны быть очень осторожны. И постараться оставить этих преданных в движении. Те кто оставили движение, они вернутся. Но пока у нас очень мало преданных. Как один пожизненный член мне сказал: «Прабуджи, я видел Радхаятру в Калькутте, потом я отправился на Радхаятра в Мадрас, потом Бангла, потом в Дели поехал на Радхаятру, потом я приехал на Бомбейскую Радхаятру, но ты мне одно скажи: почему я вижу одних и тех же людей?».

00:14:25 Я сказал: «Да, это так и есть, потому что это они и есть одинаковые люди. Когда Калькутская Радхаятра проходила Мадрасские преданные, Бомбейские преданные. Все съехались. Когда проходила в Мадрасе, преданные из Калькутты тоже туда приехали», и он сказал: «Это из-за того, что вы так любите ездить на фестивали или у вас просто мало преданных?». Я сказал: «Это потому что у нас мало преданных вот почему». И он сказал: «Надо что-то с этим сделать, ты должен что-то с этим …», я сказал: «Нет, я уже всё что мог сделал, ты должен что-то сделать, потому что я уже присоединился, а ты ещё нет. Почему бы тебе тоже не присоединиться к нам? Я уже сделал всё что мог, что я ещё могу больше сделать? Я конечно могу ещё лучше обриться, если ты хочешь там, но я уже здесь, так что ты сейчас тоже должен что-то сделать». На самом деле преданные очень редки, очень мало преданных, так что мы должны постараться, усилить эти проявления любви и привязанности между преданными, и эта любовь и привязанность придёт нам если мы будем следовать этим принципам. Прабхупада дал Сознание Кришны в форме книги, в форме пожертвований нам помогают и эти сейчас у нас, есть это небольшое пожертвование, так сказать, лекции по Упадишамрите мы раздаём такие пожертвования.

00:15:42 И все вы должны помочь нашей гурукуле. Таким образом мы должны давать и принимать. Мы дадим какие-то лекции, какие-то курсы проведём, какие-то книги зачитаем, но вы должны благословить гурукулу и послать своих детей и послать свои пожертвования. И сами приезжайте иногда. Открыли эту новую программу в гурукуле для других преданных. Они могут приезжать в гурукулу и учиться. Лекции по Мриданге, по гармонии, воспевание Ведических мантр, возвышенные вещи, приниженные вещи, классы по приготовлению пищи, так много разных классов – это всё открыто для всех преданных. Старшие преданные тоже могут приехать. И вы можете на 3 месяца, на 6 месяцев приехать, когда хотите. Но только по указанию своих авторитетов приезжайте. Это самое важное. Таким образом мы сможем поддерживать наши любовные взаимоотношения. Если этого нет, то если мы, так сказать каждый запираемся в свою пещеру эгоистичного Сознания Кришны запираемся и пытаемся прогрессировать. Вот у нас ничего не получится, потому что Кришна говорит – «Преданные – это моё сердце они очень дороги мне и я очень дорог им». И если мы поддерживаем хорошие взаимоотношения с преданными, то тогда Кришна будет очень доволен и мы будем быстрее прогрессировать. Итак, это всё касается культурного аспекта. То есть мы должны приглашать преданных на прасад. И мы должны и давать им прасад.

00:17:13 Таким вот образом. Очень важно, кто-то может сказать: «Ну у него свой прасад, у меня свой прасад, я ем и он ест. Что за проблемы, ну я пойду туда поем, он пойдёт ко мне поест. Если я туда пойду поесть, то я съем сколько съем, если здесь, то, тоже самое произойдёт, почему бы ему не есть у себя, мне у себя и просто сидеть по своим местам?». Вот что происходит от этого? Вкуса взаимоотношений не приходит. В общении с преданными приходит этот вкус. Но когда вы одиноки, забираетесь на верхушку какой-то вашей городской башни, и там поедаете это глабджамун чудесный, это не очень-то здорово, если один преданный смотрит на вас с другой стороны с вертолёта какого-нибудь там, то вы ему покажете: «О глабджамуны джай». Тогда вы счастливы если это происходит? Но если вы в одиночестве, принимаете эти глабджамуны, что? Что в этом всём? Пока живёте не умрёте, пока вы живёте вы должны что-то есть и жизнь она чудесна, когда можно поделиться этим с кем-то другим. Это очень важно: приглашать преданных на прасад. Это значит каждый должен уметь готовить. Просто приглашайте, а потом давать ему что давать? Если вы не знаете как готовить, так что вы должны знать как готовить. Каждый преданный должен знать, по крайней мере, ну основы приготовления пищи, как что готовить. Вайшнав он поклоняется божеству.

00:18:46 Вайшнав – это тот кто поклоняется Вишну. При поклонении Вишну надо делать подношения. Вот в чём поклонение, так что, если вы вообще не умеете готовить, то что же вы за вайшнав такой? Нужно немножко знать, иначе то есть вы должны взять с собой кого-то кто умеет готовить или брахмачарий какой-то или ваш слуга, или какая-то ваша жена, или то есть кто-то должен уметь готовить. Тогда вайшнавская культура полна. И каждый должен знать. Прабхупада говорил: «Каждый должен уметь общаться, говорить». В храме во Вриндаване, он как-то давал вечером даршан и сказал: «Каждый должен знать, как рассказывать философию Сознания Кришны», он сказал: «Может быть всего лишь несколько человек умеет управлять, это не важно, умеете вы управлять, не умеете, вы должны уметь рассказывать Сознание Кришны, понимать Сознание Кришны». Потом он оглядел всех, и там сидело много преданных. Сидел там один парень – Апрамея – он был поваром, и он был так сказать с рождения повар, его изначальное положение повар – это так сказать его изначальная раса, он всё время готовит и готовит и только готовит. И он только готовил, и никогда не ходил ни на какие лекции, и он особо то и не читает, он с какой-то деревни Мадхья-Прадеши. Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Ну что Апрамей, сегодня будешь ты говорить».

00:20:02 И он немедленно занервничал, запотел: «Что? Говорить? Как говорить?». И он сказал: «Прабхупада я ничего не знаю», «Нет проблем, ты попробуй». Ну он решил попробовать. Затем значит Прабхупада сказал: «Ну что же говори что-нибудь» и с этакими проблемами, он всё таки произнёс на хинди название нашего общества. Тогда Прабхупада сказал: «[Антраштрайа Кришна паванамрита санга]», потом он снова ещё раз повторил это. Потом значит Прабхупада сказал: «[Амара мандир ерахе]», то есть это Прабхупада говорит: «Амара мандир едархе ...». Он сказал, он повторил, то есть «Здесь у нас есть храм, мы поклоняемся здесь Кришне так что все вы должны приходить и принимать участие в этом и мы распространяем прасад, мы проводим воскресные пиры, так что каждый должен приходить, приветствовать божества, принимать прасад и воспевать Харе Кришна». [поют все вместе]. Данева – то есть спасибо большое. Прабхупада сказал: «Данева» и он тоже повторил за ним: «Данева». Так он всё повторил за Прабхупадой. Прабхупада стал хлопать: «Смотрите он смог проповедовать Сознание Кришны». Это было конечно первым и последним классом, который давал Апрамей, но он запомнил эти слова: «Антраштрайа Кришна паванамрита и так далее». Название на хинди Международного общества Сознания Кришны.

00:21:50 Так что каждый должен хорошо знать философию и для этого есть очень много лекций, сейчас идут лекции Бхакти Шастри. И вы должны заглянуть на них. Это не просто слушание, также есть и памятование, памятование приходит, когда мы пишем ответы на эти вопросы. Благодаря этому вы сможете помнить о чём мы говорили на лекции. Иначе мы может быть запишем всё это на кассету и кассета будет где-то стоять себе на полке. Не думайте, что если у вас есть кассеты, магнитофон, то вы будете слушать всё это. Так много кассет, которые мы никогда не слушаем. Они просто стоят себе, хорошая коллекция. Время от времени открываете, пыль стираете с коробочки и обратно ставите, и можете говорить своему соседу: «У меня есть эти записи, ты понимаешь? Я тебе говорю! У тебя такого нет? Да? У тебя должно быть такое», «Да нет-нет, у меня наверное есть, ну конечно есть». Ну какой смысл в такой коллекции? Кассеты стоят также как стоят книги, так что мы должны писать эти ответы, вопросы и так далее. Это очень важный момент. Итак, поскольку этот стих и объяснение здесь, не имеют таких уж философских, так сказать, серьёзных моментов, сегодня я предлагаю вам сейчас уже задавать вопросы. Можете задавать вопросы на всё о чём мы уже говорили в этом курсе. И если ни у кого нет вопросов, то я тогда сам буду задавать вопросы. Кто-то всё-таки должен задавать вопросы. Да?
Вопросы из аудитории.

00:23:18 [Аудитория] Вопрос по поводу утренней лекции можно?
[АтмаТаттва дас] Да
[Аудитория] [Не переведено]
[АтмаТаттва дас] Душа? Душа она в 10 000 раз более могущественна чем солнце, которое мы видим в этой вселенной. Не только в 10 000 раз, на самом деле гораздо более могущественней, ещё более могущественна. Но даётся определённая цифра, чтобы мы могли понять. Почему мы говорим: 10 000 раз? 10 000 – это потому что большая цифра такая. Мы говорим: «В 10 000 раз больше! О такая могущественная». На самом деле не только такая могущественная. Она гораздо ещё более могущественна, потому что одна душа более могущественна чем вся материальная энергия. Любая конкретная душа. [Апарейам этхас тванйам пракрити мбетхаме парам] – «Есть высшая энергия» - описывает Кришна – «Душа – высшая энергия, она выше чем внешняя энергия, так что вся полностью материальная энергия, если вы положите её на одну чашку весов, а на другую сторону, на другую чашку весов положите одну душу, она более могущественная», что уж говорить об одной душе? Душа – это всего лишь часть. Так много разных этих проявлений. Ну это тело, это тело и душа отождествляет себя с этим телом и такая вот ситуация возникает: мы думаем, что «Да, если буду стоять и машина на меня несётся, то я умру». На самом деле погибает тело, вы не погибаете. Вы можете увидеть, какая бы большая машина не проехала по этому телу, душа всё равно не убиваемая.

00:24:57 Может 10-20-колёснаая машина проедет по вам, душа не умрёт. Там ядерное оружие можно использовать, брахмастру, рудастру, варунастру. С душой ничего не произойдёт, разнообразные эфирные оружия, водяные, огненные, душу невозможно изрезать на куски, вы можете планету Солнце скинуть на кого-то: тело сгорит, душа не сгорит. Так что душа более могущественна чем солнце, иначе, как она сможет выдерживать такое? Да?
[Аудитория] [не переведено]
[АтмаТаттва дас] Если вы вернётесь назад домой к Богу, то вы уже не сделаете этого снова. Конечно в Бхагавад Гите говорится: «[Йагдадва нани вартанте таттхамма парамам мама]». Если кто-то приходит, то да он уже никогда не возвращается. Это значит, если вы отсюда туда отправитесь, то уже не будете возвращаться. Кто-то может сказать: «Я был там, как я сюда попал?». Кришна не говорил: «Йамстхи твана невартанте». Он говорит: «Йамге твана нивартанте». Вполне ясно. Он не говорит, если вы там, то вы уже никогда не вернётесь, Он так не говорит. Он говорит: «Если вы отправитесь туда отсюда, то вы уже не вернётесь назад».

00:26:25 То есть вы приходите в материальный мир и затем, когда вы возвращаетесь назад вы уже не придёте в материальный мир, но если вы не были в материальном мире и там, то вы можете иногда прийти сюда – это возможно. И вначале Он сказал бы: «Йастхи твана нивартанте», но Он такого не говорит, Он говорит: «Йамге твана нивартанте йампрапйана нивартанте» - так Он говорит. Йампрапйа – достигнув этого уровня, человек уже не возвращается, то есть тиму значит «не иметь до этого» и потом вы получаете – это называется прапйа. Я не говорю, что я прапйа свой нос, то есть у меня нос уже есть, я могу сказать, что я прапйа очки, потому что это не я, то есть я эти очки получаю, но нос у меня уже есть на месте. Так что эти стихи очень важны. Тут говорится: «Йам прапйа нани вартанте йад гатвани нани вартанте». И однажды ощутив этот материальный вкус и потом вернувшись, вы уже никогда не будете развивать этот материальный вкус. Так это объясняется. Да?
[Аудитория] [не переведено] То есть говорит, значит изначально мы не были освобождены и то есть хочется, что обретя освобождения уже не будет.
[АтмаТаттва дас] Нет, изначально вы тоже освобождены, но вы неотъемлемая часть Кришны и Кришна – высший контролирующий, и у вас есть эта природа контроля и Кришна в высшей степени независимый, так что у вас тоже есть какая-то независимость и вы использовали свою независимость и хотели контролировать, но там не контролируем мы, вы не контролирующий. Кришна даёт вам поэтому место, где можно контролировать.

00:28:02 Как-то мать кормила своего ребёнка, а ей ребёнок сказал: «Если не дашь мне луну в руку, то я молоко не буду пить». Что делают матери? Американцы до сих пор пытаются добраться до луны. Они отправятся дадут потом билеты и так далее, можно будет отправить этого ребёнка на луну. Но этот ребёнок хотел руками потрогать эту луну. Получить её в руки. Дай мне потрогать. Он не хотел просто отправиться на луну. То есть он сказал: «Дайте мне луну в руки, тогда я буду пить молоко». Но что делать? Зеркало, маленькое такое зеркало. Она сказала: «Смотри в зеркало». Он смотрел в него луну: «Ура, я держу луну в руках, держу!». И потом он, он стал пить молоко. [не слышно] Есть независимость. Господь в высшей степени независимый и Он [неразборчиво]. Склонность к контролю. Он также имеет эти возможно,[не слышно] возможности для контроля у нас нет. Вы хотите быть наслаждающимся? [не слышно]. Да вот это… По крайней мере вам будет это казаться. А не душа приходит сюда и думает: «Да я контролирую». Он держит так сказать, руками баранку держит. А потом, ну то есть человек очень великий контроль занимается там и всё, иногда правда они врезаются и приводят себя в кашу. Таким образом майа даёт возможность.

00:29:40 Кришна очень милостив: «Хотите контролировать? Пожалуйста, но здесь контролировать невозможно, там только». Как, например, если мать делает чапати и вы маленький ребёнок, вы приходите и говорите: «Я тоже хочу делать чапати, хочу делать чапати». Что будет делать мать? Она возьмёт кусочек теста и даст вам на отдельном столе и скажет: «Делай чапати». И вы делаете свои чапати, нет проблем. Всё равно никто не будет есть ваши эти чапати. Вы и сами не будете. Но изначальное чапати будет делать мать, а подделки будет делать какой-то гугу где-нибудь в углу. И наделав все эти чапати он превратит всё в большую ерунду, потом он всё это выкинет в мусорку. Мы такие вот чапати лепим здесь, которые никто не сможет съесть потом. Это потому что у нас независимость проявляется. У него независимость уже есть и у нас есть, у него есть возможности, и большие возможности. Наши возможности очень малы. Так что в соответствии с нашими маленькими возможностями, мы должны где-то какие-то чапати и готовить и Он даёт нам этот материальный мир. И все мы здесь гугу – дети. Лепим свои чапати. Никому они всё равно в пищу не пойдут, не годятся. И когда человек более разумен он перестаёт делать эти чапати и идёт к настоящему столу, и ест настоящие чапати.

00:31:00 Когда мы едим все эти поддельные чапати, потом мы приходим в движение Сознание Кришны и едим настоящие чапати. Какие-то ещё вопросы?
[Аудитория] [не переведено]
[АтмаТаттва дас] Брахмаджйоти – это Дживы. Брахмаджйоти – это Брахман, то есть так много брахманов и все они имеют джйоти – излучение исходит. Это называется Брахмджйоти. Как бы Брахмаджйоти – это просто, так сказать, коллекция, множество живых существ. Когда Кришна испускает джйоти из Своего тела, всё это живые существа, это Его джйоти. Живое джйоти. Как говорится, свет солнца – это отражение, отражение Брахмаджйоти. Это молекулы солнца. Но когда из Кришны исходит это всё, то это Брахмаджйоти. Есть один Бог Солнца, который испускает из себя так много света и среди живых существ он очень мало покрытое живое существо и поэтому из него исходит так много света. Из вас тоже исходит свет, но поскольку не занимаете это положение судьи Нараяны, из вас не так уж много света выходит. Если бы вы испускали так много света, то мы бы здесь все не сидели. Нас бы всех тут просто сожгло. Солнце очень не покрытое живое существо. И с теми же возможностями, которые мы имеем он может это проявлять. А просто мы покрыты,

00:32:38 [Аудитория] То есть вы говорите: «Душа более могущественна чем всё материальное творение», но с другой стороны всё материальное творение состоит из духовных душ, то есть весь материальный мир состоит из чего? То есть в каждом атоме есть духовная душа и сверхдуша. И как же так? Материальный мир – он, он тоже состоит из духовных душ?
[АтмаТаттва дас] Материальный мир состоит из 2 вещей. Материя и духа. Материя состоит из 8 элементов: земля, огонь, воздух, эфир, ум, разум, ложное эго. И сочетание этих 8 материальных элементов создаёт разнообразные энергии. И у живого существа больше энергии, чем у всех этих, если сравнивать энергию живого существа, то всеми этими энергиями. Я не знаю насчёт этих тамаса-йогов и так далее, я не знаю о чём вы говорите?
[Аудитория] Это живые существа да?
[АтмаТаттва дас] Да. Это не материальная энергия. Они не материальная энергия – это живые существа, которые находятся в материи. Вы же тоже в этом теле. Ваше тело, немного сильнее так сказать развито и вы можете смотреть, слышать, видеть, но тот кто уходит в камень, они и так открыты. И поэтому они просто сидят там. Очень долго сидят, а потом они переходят на новый уровень тела и они могут двигаться уже. Сначала неподвижны, потом подвижны. И с этой подвижности там восемь ног, четыре ноги, в конце концов две ноги – человеческая форма.

00:34:23 Человеческая форма – это форма очень близкая к духовной форме. Изначальной духовной форме. Так что вы можете совершать множество разных видов действий: слушать, видеть и так далее, но и духовная душа, со своими духовными чувствами, может также слышать, видеть, касаться и так далее, всё это делать. И души может быть есть и в неподвижных объектах, но это всё тоже души. Но они так сильно покрыты, что не смотря на то что душа присутствует в теле, тело неподвижно, наше покрытие менее сильно. А так как, если есть огонь, он покрыт дымом, то просто раздувая этот огонь, огонь начнёт ярче пылать. Если зеркало покрыто пылью, просто протерев вы сможете сделать его чистым и отражение будет хорошим. Но если ребёнок покрыт чревом, то придётся ждать несколько месяцев чтобы он вышел оттуда. Есть разные уровни покрытия. [Теменакрытаю воткрит этха даршо маленачха этолбина витоу гарбхам таттха таненам авритам. Авритам гйанам этханам гйанинам нитйавадинам] – объясняет Кришна. Авритам гйанам этханам – это знание покрыто. Авритам гйанам – авритам значит «покрытие», гйана – значит «понимание». Этхо – значит «оно». Гйанино нитйавадина – знание, гйани – значит «тот кто знает», знание познание людей. Нитйа – значит «постоянно». Евайдина – значит «враг». Нитйа вайдина. Авритам гйанам этханам гйанино нитйавайдина – итак «этот враг, который называется вожделением, который это проявляется в чувствах, в уме, этот враг занял положение на уровне даже разума».

00:36:14 Итак, этот враг покрывает нашу гйану, нашу мудрость. «Похоть и только похоть» - говорит Кришна – «О Арджуна – это твой враг». Так что это находится в индрийах – в чувствах, в уме, в разуме. И по этой причине наша гйана покрыта. И мы думаем: «Да, теперь я обезьяна, я скажем индиец там, или с Цейлона, я хочу освобождения от британской империи, там великая Индия. Прекрасное движение». Да? Какой-то вопрос? Какие-то другие вопросы. Да?
[Аудитория] По поводу развития любовных взаимоотношений между преданными. Как же много нужно времени, чтобы избавиться от этой имперсональной, имперсональной природы, которая у нас есть? Ну то есть …
[АтмаТаттва дас] Божества и преданные – это одна компания. Божество – это место, где божество стоит, там преданный есть, где преданный есть, там есть божества. Как их можно отделить? Служение божеству – это значит служение преданному. Вы готовите прекрасный пир для божеств – это значит, что этот пир должны съесть какие-то преданные, если конечно вы сами всё не съедите, вы можете кому-то дать. Вы делаете какое-то маха и потом даёте другим преданным, хотя бы понемножку. Так что божества и преданные они всегда вместе.

00:37:53 Иначе если вы просто готовите и делаете подношение и после подношения, когда всё кончается, все преданные поют киртан, вы быстро делаете пару подносов, накладываете и выносите этот махапрасад. Если вы всё это уносите куда-то, то божества не очень то довольны. Чтобы удовлетворить божества, вы должны кормить и преданных. Иначе, не так много счастья в конце концов Кришна не голодный. Ну вы можете сказать: «Я тоже преданный, так что Кришна должен быть доволен тем что я это всё почту. И также Кришна знает: я самый жадный в храме, Он сверхдуша и в моём сердце находится». На что жаловаться то? Дело в том, что Кришна находится в сердце каждого живого существа, и в особенности в сердце преданного. В особенности в сердце тех преданных, которые знали, что было наготовлено и что вы всё предложили, в их сердце в особенности, Кришна проявляется и напоминает им: «Ты видел эти пакоры? Ты их не получил». [хихикает]. «Что делать-то? Надо как-то решать проблему». Божества и преданные невозможно отделить, тот кто видит только божества и не видит преданных, его зовут Каништха, его зовут Неофитом. На самом деле преданные очень важны. И ради преданных пришло божество, потому что эти преданные пригласили божество прийти. Так что на самом деле преданные – это очень важно. И мы должны всегда делиться.

00:39:23 И каким бы скромным не был тот прасад, который даётся, любой преданный будет счастлив. Можете со мной проверить это. [все смеются], вы убедитесь. Я с удовольствием оценю ваш прасад. Это называется преданный. Может быть это конечно мелочи, но тем не менее он будет очень счастлив. Ко, я пришёл в этот храм, они мне дали махапрасад. Преданный очень счастлив будет. Итак мы всегда должны давать и принимать – это великий принцип – давать и принимать. [бхункте бходжайате чаива] – очень интересный аспект с этого стиха [бхункте бходжайате чаива]. Вы должны есть еду, раздавать какую-то пищу там.
[Аудитория] Вы говорили, что духовная душа – выше материальной энергии. Значит ли это что духовная душа может как-то контролировать эти гуны природы?
[АтмаТаттва дас] Да может. Но достигнув изначального положения. Поскольку живое существо не в изначальном положении и гуны природы. Гуны природы как раз контролируют живое существо. Всё задом на перёд получается. Как, например, и здесь колесница. Есть здесь 5 лошадей. И затем есть возничий и пассажир. Лошади связаны этими уздами и их держит возничий и человек, сидящий в колеснице, говорит: «Я хочу ехать туда» и в соответствии с этим управляет лошадьми.

00:41:11 И надо крепко держать поводья и управлять лошадьми. Что получается? Если возница теряет контроль над 5 лошадьми, то они будут тянуть в разные стороны и бедный водитель, его будут тянуть эти лошади и заставлять действовать и тогда пассажир в опасности. И он хватается за голову так сказать. Колесница в разные стороны, ну то есть большая скажем аллея и возница пытается контролировать и ничего не получается. Лошади тянут в разные стороны. Что произойдёт с этим пассажиром, сами понимаете. Точно так же эти чувства. Представьте себе, что эти чувства подобны лошадям, а наш разум – это та личность, которая должна контролировать. Так сказать тянуть за вожжи. Контролировать через вожжи. Но что происходит за место этого? Чувства привлекаются объектами чувств, объекты чувств контролируют чувства и тогда лошади бегут туда, бегут сюда. Одна лошадь – это зрение, другая – это обоняние, другая – чувство вкуса, слушание ещё и ощущение касания. И эти лошади они все в разные стороны тянут и ум совершенно сбит с толку, эти вожжи – это ум и они тянут в разные стороны и разум тянут туда куда тянутся чувства. Так что пассажир – душа в опасности. И одна колесница разваливается и он получает новую колесницу, а потом ещё одну колесницу, ещё одну колесницу и таким образом это живое существо всё ездит на этой колеснице и всё куда-то врезается.

00:42:43 Эти гонки никогда не кончаются. И когда человек обретает Сознание Кришны, и когда он имеет святую связь – юкта. «[Юката карма пхатихи шанти мапнати найштикам. А юкта кама каренам але садйони бхадйате]» - Кришна прекрасно всё это объясняет, то о чём вы спрашиваете. Он говорит: «Юкта карма пхатихи». Юкта - значит «связанный», карма пхава – значит «результат на ваши действия», тйага – значит «отказаться». Тот кто связан с Кришной, отказывается от результатов. Он их отдаёт все Кришне. Так что шанти мапнати – он обретает мир. Найштикам – настоящий мир. Но – Аюкта – тот кто не связан с Кришной, кама каренам – из-за огромного вожделения, алоу сатйе палоу сатта – он так привязан к плодам действий. Ине бхадйате – он обуславливается. Прекрасно объясняется. Кришна говорит: «Если вы свяжетесь со Мной, если вы свяжете своё сознание с Богом», именно это мы и называем сознанием Бога, сознанием, то есть Сознание Кришны. Что происходит в данном случае? Вы отказываетесь от всех результатов в пользу Кришны. Но если вы не делаете этого, то что происходит? Вы не имеете связи и у вас проявляется такое вожделение, что вы хотите всё получить для своих чувств. Чувства они всегда обманывают вас. Была ли такая ситуация в жизни, чтобы ваши глаза сказали вам, что: «Вот я уже насмотрелся на всё»? Нет, никто такого не испытывал. В истории, за всю историю ни одно живое существо в этом мире не сказало, что «вот я теперь удовлетворён зрением, теперь я удовлетворён обонянием, теперь я удовлетворён касаниями и вкушениями». Это бесконечный процесс.

00:44:31 Но кто-то может сказать: «Ну теперь я доволен, поскольку я всё отдаю Кришне!» – это нормально! «О как насчёт этого шоу? Того шоу?», «А! У меня своя программа, я занимаюсь своими делами». Такой человек удовлетворяется. Кришна Бхакти Шанта Атхайава Шанта – почему нишкама? Потому что, ну то есть он умиротворён, потому что он нишкама – не имеет никаких желаний отдельно от желания Кришны. И это наша практика, то есть не думайте, что ни у кого тут никакой камы. Все мы нишкама. Это мы учимся это делать. Все мы учимся. Мы учащиеся. Если вы хотите увидеть здесь кого-то совершенного, то я видел у меня неплохо получалось, то есть мы учимся. Учащиеся, тем не менее можно сказать, что мы врачи. Когда вы, например, приходите в университет, вы видите ходят люди там разные все в белых халатах. Может быть они не все являются опытными так сказать хирургами. Некоторые учатся. Тем не менее вы говорите: «Врач правильно? Врач такой-то такой-то». Может быть он на втором на третьем году обучения? Но тем не менее это врач. То же самое и мы. Мы учимся, но мы испытания знаем, что это и есть правильное положение. Так что вся материальная энергия не может контролировать живые существа, но контролирует. Представьте себе например, слон. Огромный слон. Ест 50 кг. утром, 100 кг. днём и ещё килограммов 30 вечером. У нас есть наш гулабкали, сундаркали в Маяпуре.

00:46:04 Огромный толстый сильный слон. Но, какой-то маленький худой человек перед этим слоном Махут. Он говорит: «Веть-веть-веть-веть» и слон садится. Почему? Зачем он это делает? Зачем он это делает? Если он захочет, он дохнёт и этот Махут умрёт, поскольку он так много ганджи курит, что силы у него никакой не осталось. Если слон, так сказать, просто дохнёт на него ему сразу конец придёт сердечный приступ. Но тем не менее, Махут говорит: «Кудат-кудат» и слон что-то берёт. Почему? Кто может мне объяснить почему? Какая причина? Ты можешь сказать Прабхава? Почему? Почему он слушается этого худого человека, имея так много силы? Он его кормит этот, этот человек его кормит. Но многие люди кормят многих людей, и никто никого не слушает. У него есть взаимоотношения определённые. Слон разве он счастлив, когда ему говорят: «Утат»? Он вынужден, его что-то вынуждает. Что же его вынуждает?
[Аудитория] Он боится наказаний?
[АтмаТаттва дас] Как этот худой может его наказать? Нет. Здесь есть некоторая тонкость, есть некоторый момент, есть какой-то клик. Вся суть в том, что слон очень похотлив. Вот и всё. Когда слонов ловят, знаете как ловят слонов?

00:47:48 Вырывают большую яму и наливают туда грязи, и покрывают бамбуком и листьями. В эту сторону садят слониху и слониха ходит туда-сюда ходит. И лесные слоны подходят туда. Большой группой слонов. И там так много слоних в этой группе тоже стоит. Но тем не менее слон смотрит туда и смотрит: «О какая прекрасная слониха» и он потихоньку идёт в ту сторону. И другие слонихи из той группы тянут его: «Эй погоди, не ходи». Нет-нет, идёт. Потом он смотрит, смотрит, смотрит, смотрит идёт, идёт и проваливается в эту яму и застревает там. Так много грязи, что он сдвинуться там не может. И так его оставляют на 3 дня. И в желудке, естественно ничего, он очень голоден. 300 кг. пищи в день значит 3 дня – это 900 кг. пищи. Недостаток такой. Что уж он совсем слаб и очень разгневан. Свобода ушла, не знает что делать? Например, брахмачарий на 3 день после свадьбы. Всё ушло и он не знает: «Почему же я так сделал?», теперь уже слишком поздно думать и он просто и не знает, что и делать? И потом его вытаскивают оттуда. И потом садят его в пещеру. И ещё приводят таких обученных слонов и говорят им: «Садись, вставай, подними то, подними это» и другой слон видит как обученный слон делает это. И он думает: «Зачем ты такое делаешь?». Он нервничает но он заперт, и он ничего не может сделать, и он связан цепями.

00:49:28 Так первая неделя. На вторую неделю он так устал уже, уже и глаза кое-как открывает кое-как. Потом приходит этот человек и говорит: «Садись», слон садится, «Вставай» - он одну ногу вверх, вторую ногу вверх, а потом даёт кичри и что-то ещё. И потихоньку они дверь открывают вверх: «Выходи». «Стоять, сидеть, одну ногу, вторую ногу» всё делает. Так делали другие так и он начинает делать. Так он попадает под контроль. Когда он один раз привык к такому контролю, он уже привыкает, обуславливается этим. Он так обуславливается этим, что этот Махут подходит и говорит: «Ну-ка вставай» и он сразу встаёт. Так он привыкает к этому. Но так или иначе причина того – вожделение. Это из-за вожделения происходит. Так же ловят и оленей в лесу. Как они ловят оленей?

00:50:24 Они цепляют наверх большую сетку развешивают и ложат немного зерна вниз и охотник начинает играть на флейте. Лесные олени прыгают, скачут, очень счастливы, слушают эту музыку: «Ох» и вдруг один олень прыгает в ту сторону. И все они, они прыгают с ним, и говорят: «Нет, не надо, пошли с нами», «Нет-нет-нет я пойду туда посмотрю» и он оставляет всех оленей и прыгает в ту сторону. А потом он смотрит туда, смотрит сюда, смотрит туда. Постепенно подходит к тому месту где играет музыка. В ту сторону – значит он уже под сеткой стоит. И потом охотник дёргает за верёвку и сетка падает и олень пойман. Рыба – она в воде плавает и кто-то там снаружи, у него есть особенная, мейд ин Австралия, так сказать, фирменная австралийская удочка. Он закидывает туда например, кусочек хлеба на крючок намотал и все рыбы подплывают, одна рыба смотрит. И говорит: «Ох хлеб-хлеб», старая рыба говорит: «Ну хлеба под водой не бывает, покопайся в глине, найди червяков», «Нет-нет хлеб-хлеб». Настоящий хлеб, наклейка где у нас сегодня? Свежий хлеб. А все другие рыбы говорят: «Ну, ну, ну не надо, не надо, не ходи – это майа». Он говорит: «Нет, очень вкусно, я быстренько съем и вернусь».

00:51:48 Сначала подплывает, смотрит, смотрит, проверяет, потом уплывает, потом приплывает, потом второй раз она говорит: «Я проверила, всё хорошо, хороший, обычный хлеб, ничего там нет». Другая старая рыба говорит: «Там в хлебе, кое-что есть, и это вытащит тебя из воды», «Ну, проверим». Подплывает и хватает. А потом рыбак начинает подсекать: «О! Ничего не поймалось», потом снова закидывает удочку. И на 3 раз эта рыба снова подплывает, и как хватается, и человек дёргает крючком и вытаскивает эту рыбу. Так что рыба с хлебом, но вылезает из воды. Так привлекает этот вкус, этот звук. Звук привлёк оленя, и чувство касания привлекло слона. То же самое касается нас. Смотря, осязая, обоняя, касаясь мы привлекаемся материальной жизнью. И не смотря на то что мы могущественнее материальной энергии. Мы становимся менее могущественными. Не то чтобы менее могущественными, мы забываем о нашей силе. И оказываемся в этой материальной вселенной, материальной энергии.

00:52:53 Но кто-то должен прийти и сказать: «Зачем же ты негодяй так себя ведёшь? Ты воспевай Харе Кришна Харе Кришна [все поют махамантру] и тогда ты сможешь освободиться, совсем не обязательно слушаться этого Махута. Ты можешь быть свободным слоном, который гуляет в лесу, такой могущественный!». Если человек видит такого слона, он немедленно пугается, слюны уже во рту нет, а рот пересыхает: «Ох, ох», но с другой стороны: «Э, стоять, сидеть». И в цирке этот тигр и лев, там приходит этот дрессировщик: «Открывай рот», он открывает, «И голову», дрессировщик голову засовывает. Может он такое в лесу сделать? Подойди ко льву, засунь голову в пасть? Может быть и засунете, но уже назад не вытащите. Он возьмёт её для себя. Но в цирке такое можно сделать, почему-почему? Только из-за вожделения. Так мы пойманы как животные в материальной энергии. Единственный путь освобождения – воспевание Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 20 марта 2016