Быть гуру – значит укреплять веру

Алматы - 01 January 1999
Как принимать наставления других учителей, не совершая оскорблений. Взаимодействие дикша и шикша-гуру. В Кали-югу беспокойства испытывают даже уттама-адхикари. Почему для проповеди нужна организация. Когда возможна реинициация? Что значит действовать как гуру. Истинная инициация происходит в сердце ученика. От послушания к привязанности. О трех исключениях из правила. Что делать в случае разногласий в наставлениях? Когда шикша-гуру может стать главным учителем для ученика. Оказывать почтение в соответствии с уровнем вайшнавов. Следуйте примеру старших и равных, но учитесь у всех. «Последний гуру». Разум и выбор учителя. Спящий разум. Как определить духовный уровень вайшнавов? О привязанности к преданному, который не может дать дикшу. Трудности в выборе духовного учителя.
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:02:04 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 302 | скачано: 853 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как принимать наставления других учителей, не совершая оскорблений

00:00:00 Если дикша-гуру не знает, какие давать сейчас наставления точно ученику, он может послать его к шикша-гуру, тому, кто знает. Либо ученик сам может найти кого-то случайно или по воле Кришны, кто даст ему наставления. Он придёт и вернет эти наставления своему духовному учителю. И, поскольку гуру желает прогресса ученику, он снова вернет ему эти наставления, безусловно, сделает так. Таковы взаимоотношения. Поскольку это их цель, дикша и шикша-гуру – вернуть ученика обратно к Богу. В этом цель.

00:00:38 Шикша-гуру [неразборчиво].
– Я слышал, что это относится также и к дикша-гуру. Но…
– [Реплика, неразборчиво.]
– Да, может быть. Но здесь Прабхупада говорит, что тот, кто строго следует наставлениям своего ади-гуру, который является освобожденной душой, да, считается освобожденным. Он принимается как освобожденный, пока он строго следует наставлениям.

00:01:10 – [Неразборчиво.] [Но почему-то вот такое различие, что человек должен почему-то спрашивать разрешения у своего дикша-гуру о том, чтобы слушать наставления Шрилы Прабхупады. Почему?]
– В этом случае не нужно, в нашем случае не нужно спрашивать разрешения, поскольку это входит в наставления нашего дикша-гуру – изучать книги Шрилы Прабхупады. Все духовные учителя говорят об этом. Поэтому здесь не нужно спрашивать разрешения. Это неуместно. Уже наставление есть.

00:01:50 – [Неразборчиво.] Например, если преданный получает щикшу от какого-то другого преданного, то он должен тогда [неразборчиво].
– А, в этом случае… Я понял. Если, скажем, мы спрашиваем духовного учителя, задаем какой-то вопрос дикша-гуру своему, да? Дикша-гуру дает ответ. Но мы говорим: «Гуру Махарадж, я читал в книгах Прабхупады, что Прабхупада отвечает по-другому на этот вопрос». И мы рассказываем, что Прабхупада говорит. Какие мы наставления читали из книг Прабхупады. Духовный учитель выслушивает и снова возвращает их со своими комментариями, обязательно. И тогда это уже окончательно принимается учеником.

00:02:30 Он не должен думать так: «Гуру Махарадж говорит одно, а Шрила Прабхупада – другое. Поэтому я могу это не слушать. У меня есть книги Прабхупады». Это оскорбление. Он должен выразить это, сказать, что «я слышал, Прабхупада так, я читал Прабхупада так» и выслушать объяснения от духовного учителя, комментарии его. Принять с его комментариями это. Обычно мы так и делаем. Мы всегда говорим, задавая вопрос, что «мы читали у Прабхупады то-то, то-то и то-то, как Вы это объясните?» И мы принимаем это с его объяснениями.

00:02:59 – [Вопрос, неразборчиво.] [Пренебрежение духовным учителем, оно приводит к падению ученика.] [Неразборчиво.]
– Пренебрежение духовным учителем?
– Отвержение.
– Отвержение духовного учителя? Это означает, что я перешагиваю через голову духовного учителя. Я слушаю своего духовного учителя, потом нахожу какого-то другого духовного учителя, слушаю его наставления и думаю: «О, это гораздо лучше. Больший эффект производит, большее впечатление производит. Зачем мне мой духовный учитель?» Это майавада. Это оскорбление серьезное.

00:03:47 – [Неразборчиво] говорил, что если ученик не говорит о своих проблемах духовному учителю, то он грешник. Я правильно понял, нет?
– Получив наставления, ученик должен передать их своему гуру и выслушать от него их снова, с его наставлениями. И, если ученик не сделает так, то он плохой ученик, и он грешник. Безусловно.

Взаимодействие дикша и шикша-гуру

00:04:20 Продолжаем? Как общаются между собой дикша и шикша-гуру? Даже когда взаимодействуют освобожденные души, очень легко могут возникнуть разногласия между ними. Не говоря уже о неосвобожденных. Но ученикам необходима ясность. Цитата из Кришна Бхаванамриты: «В эту Кали-югу преданные всех уровней – уттама, мадхьяма и каништха-адхикари – всегда будут пребывать в тревоге и беспокойстве. И это будет постоянно. Они будут чувствовать неуверенность в своем сердце относительно преданного служения, его исполнения. Так могущественна Кали-юга». Дикша-гуру – изначально основная роль, шикша-гуру – вспомогательная роль».

00:05:17 «Когда человеком руководят двое или большее количество людей, должна быть ясность целей, и кто-то должен обозначить этот путь. И кто-то должен быть лидером. И, по традиции, дикша-гуру принимает роль такого лидера. Он является средоточием того, куда ученик вкладывает свою преданность. Он передает служение ученика Кришне. Шикша-гуру помогает ему. Они помогают друг другу, увеличивая веру друг в друга в глазах ученика». Таков этикет. Это логично. Сейчас мы закончим, да, цитату.

00:06:00 «Дикша-гуру – это тот, кто развил сильную веру в ученике». Это дикша-гуру. «И это сделать очень трудно. Поэтому другие гуру будут поддерживать эту веру ученика в его дикша-гуру. Это основа взаимоотношений между дикша и шикша-гуру для передачи знания». Так они будут действовать.

В Кали-югу беспокойства испытывают даже уттама-адхикари

00:06:27 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Громче, громче.
– [Вопрос, неразборчиво.] Можно ли сказать, что в Кали-югу необязательно [неразборчиво]?
– Нет, здесь говорится, у уттама-адхикари могут быть беспокойства. Относительно выполнения, практики преданного служения. Они не сомневаются в Кришне. У них полная вера и полное знание. Однако, что касается практики: «Как выполнить свой процесс? Как, каким путем вести?» они могут иметь разногласия. Разные мнения, в Кали-югу. И чувствовать в этом неуверенность. Это означает, что они могут пробовать. Если не получается, менять способы. Даже уттама-адхикари.

00:07:28 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, конечно. И вы не понимаете, как это возможно? Из-за Кали-юги. Из-за Кали-юги. Кали-юга – это условия хаоса. Это условия хаоса. Поэтому, в этих условиях такое может быть.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет. Задавали вопрос, какие уттама-адхикари могущественнее? Уттама-адхикари Сатья-юги или уттама-адхикари Кали-юги? Это трансцендентный уровень и не относится к материальным обстоятельствам вообще. Уттама-адхикари. Нельзя это сравнивать.

00:08:07 – Как перекликается полное знание и [неразборчиво]?
– Это тот же самый вопрос, другим языком только заданный. Полное знание не означает, что человек становится Богом, Кришной. Не означает, что он становится повелителем времени. Помните, как сказал пророк Магомет? «Я пророк, – он говорил о будущем, – но я не знаю, что со мной будет завтра». Это тоже уттама-адхикари считается.

00:08:42 То есть, есть разница между Богом и человеком. Наше полное знание не означает, что мы становимся равными Кришне. Нужно учесть, что Кали-юга – это влияние времени. Время – это воля Кришны. Даже уттама-адхикари не могут преодолеть это, в каком-то смысле, на практическом уровне действуя. Они выше влияния материи, но на практическом уровне они не знают, как это преодолеть. Уттама-адхикари. Это невозможно. Беспокойства будут.

00:09:18 То есть, могущество материальной природы безгранично, считается, поскольку это энергия Кришны. Мы поднимаемся до уровня мадхьяма-адхикари. А что происходит с Майей в этом случае? Как вы думаете?
– [Реплика.]
– Майя тоже поднимается вместе с нами. Майя – это уттама-адхикари. Она нас будет сопровождать, пока мы в материальном мире. Мы поднимемся до уттама-адхикари – Майя там же, рядом стоит. Всегда будет выбор. Всегда будет выбор – куда идти? Продолжать путь или вернуться снова в Майю.

00:09:52 Но, конечно, как правило, уттама-адхикари не делает таких выборов. Не меняет направление. Хотя, с Махараджей Бхаратой, говорится, такое возможно. Это не ошибка, это недостаток Кали-юги. Это недостаток Кали-юги. Если кругом глупые люди, и вы говорите: «Пожалуйста, сделайте вот так, придите, принесите мне то-то», но люди ничего не понимают и все путают. Это же не ваша вина.

00:10:21 У Прабхупады однажды, когда один его ученик, очень доверенный, один из доверенных учеников принял санньясу, отвечал за BBT, за печатание книг, случилась такая плохая история. Этот человек скрылся, забрал все деньги и исчез. Все, он пропал, с большими деньгами. Конечно, Прабхупада был расстроен. Но ученики пришли, просили Прабхупаду объяснить, как же это получается так? Он давно в движении, принял санньясу, он для многих был как духовный учитель. Почему же такое происходит? Как же мы доверяем? Почему мы доверяли такому человеку? Прабхупада, почему, вы же видели, наверное?

00:11:07 Что сказал Прабхупада? «А что я могу поделать? – сказал Прабхупада, – Одни мошенники вокруг». Он так и сказал: «кругом одни мошенники». Это Кали-юга. Это не недостаток Прабхупады. Иногда кто-то думает: это недостаток Прабхупады, он не увидел. Нет. Куда бы Прабхупада ни посмотрел, везде недостатки. Он должен был сделать это в целях [неразборчиво]. Это не недостаток Прабхупады. Но в этом смысле и говорится: уттама-адхикари будет испытывать беспокойства. На каждом шагу, это будет постоянно.

00:11:46 В Кали-югу нельзя никому доверять полностью. Уттама-адхикари, однако, приходится доверять миссии, смотрите. Он берет учеников и доверяет им миссию. Там открывайте центры, там проповедуйте, там стройте храм. Но на деле иногда что происходит? Нью Вриндаван был построен – и ушел. Какая-то часть становится майавади, какая-то часть становится [неразборчиво]. Какие-то проблемы есть. И кто-то может сказать: «О! Прабхупада не заметил, не увидел». Нет. У Прабхупады не было другого выбора.

Почему для проповеди нужна организация

00:12:16 – [Вопрос, неразборчиво.]
– А?
– [Неразборчиво.]
– В материальном? Да, поскольку Прабхупада сказал, что проповедь, движение означает организацию, означает деньги, здания, люди. Любая организация означает деньги, здания, люди. Имеется в виду этот момент. Момент выполнения преданного служения. Здесь как раз об этом и сказано. Уттама-адхикари не сомневается, что любой из этих людей Кали-юги, следующий процессу, очистится. Он знает, как это сделать. Но, что касается практического выполнения, он будет сомневаться, поскольку доверять никому нельзя.

00:12:53 – Когда гуру [неразборчиво], то это тоже вот, влияние Кали-юги, да? То есть, в Кали-югу происходит такое, да? [Неразборчиво]?
– Гуру всегда, всегда терпит какие-то проблемы от кармы учеников, не только в Кали-югу. Но в Кали-югу, конечно, больше.

00:13:16 – Не является ли организация сама по себе препятствием для духовного продвижения?
– В Кали-югу мы видим, что другого выхода не существует, потому что зло группируется, и создаются организации. Организация имеет силу в Кали-югу. Индивидуум не имеет силы в Кали-югу. Поэтому они группируются. Вы думаете, почему они группируются? Фашистские организации всевозможные, другие организации. Поскольку так они обретают силу. Они не просто хотят быть убеждены в коммунизме, они хотят всех сделать коммунистами. Они хотят создать группу людей, создать организацию. Тогда они победят. Поэтому это единственный метод, как можно распространять движение в Кали-югу. Создавать духовные организации.

00:14:08 Если мы правильно последуем наставлениям Прабхупады, это возымеет огромное действие. Если же мы привнесем недостатки Кали-юги в нашу организацию – да, это может быть препятствием в этом случае. Совершенно верно. Если разгорится борьба за власть и деньги, тогда нашему движению придёт конец. Но если управлять будут отреченные, бескорыстные люди, этого никогда не случиться.

Когда возможна реинициация?

00:14:39 – [Вопрос, неразборчиво].
– Реинициировалась? Я не слышал об этом.
– [Неразборчиво.]
– Насчет реинициации я не уверен.
– [Неразборчиво.]
– Вот этот конкретный случай мы не будем обсуждать, потому что мы не знаем точно деталей. Нельзя обсуждать сейчас публично это.

00:15:37 Вы имеете в виду, что, если человек отказывается от своего духовного учителя, что происходит с ним дальше?
– Ну, вы объяснили [неразборчиво].
– Он падает.
– Уходит [неразборчиво] или как-то по-другому?
– Падение означает, что он переходит на другую платформу. [Неразборчиво.] Почему? Поскольку сама суть выполнения преданного служения – это преданность духовному учителю, вот в чем. И, когда он отказывается от духовного учителя, это означает, что у него нет преданности. Если у него нет преданности, как он может направить то, чего у него нет, на кого-то другого? Понимаете, это чисто формальная вещь происходит.

00:16:21 Если это происходило так. Например, что, вот есть духовный учитель, и ученик предан ему. Но он встречает какого-то другого духовного учителя, слушает его шикшу, наставления, и развивает большую преданность к нему, например, по какой-то причине. Хотя такого я не встречал случая, никогда. В этом случае учитель видит, что происходит с учеником, безусловно. И тот духовный учитель также понимает, что происходит, понимаете? И они решают этот вопрос. В этом случае, если это так, все-таки предположить, что такое может происходить, тогда дикша-гуру направит его к этому шикша-гуру, сам. Не будет падения никакого. Понимаете, да?

00:17:00 Но в этом случае, когда просто ученик отворачивается от своего духовного учителя, хотя он квалифицированный, и принимает реинициацию у кого-то другого, и тот его реинициирует, несмотря на то, что его гуру квалифицированный, совершаются оскорбления. И тот, кто получает реинициацию, совершает оскорбление, и тот, кто дает реинициацию, совершает также оскорбление. Поэтому ученик падает, с уровня преданного служения.

00:17:24 – [Вопрос, неразборчиво].
– Похоже на это. Шансы очень резко уменьшаются.
– Может ли так получиться, что [неразборчиво]?
– Шрила Прабхупада уже является духовным учителем каждого из нас. Он шикша-гуру каждого из нас. Шрила Прабхупада. Он ади-гуру. Все в ИСККОНе следуют его шикше, он гуру всех. Что имеется в виду «переход к Шриле Прабхупаде»? Мы уже его ученики.

00:18:00 – Если преданный, он уже инициирован, и дикша-гуру его реинициирует, он получает новое духовное имя. Я знаю, что это оскорбление, это является оскорблением. Но проходит какое-то время, и тот, бывший дикша-гуру уходит из ИСККОН. Остаются ли эти реакции? Или они уходят вместе с духовным учителем?
– Только Кришна знает об этом. Видите, жизнь довольно сложна. Мы сейчас обсуждаем принцип, но очень бывает трудно понять вот в таких вот ситуациях, что же будет происходить дальше? Похоже, что реакции всё равно останутся. Поскольку оскорбление было совершено. Неизвестно, по какой причине уходит твой дикша-гуру. Это также может играть свою определённую роль, причина. Тут нужно знать все детали и подробности, чтобы понимать правильно ситуацию.

Что значит действовать как гуру

00:19:00 Шрила Прабхупада, 1971-й год. «Я могу называть своим духовным учителем только того, кто повторяет то, что говорит духовный учитель, давший мне посвящение». Видите, как точно ситуацию определяет. О взаимоотношениях дикша и шикша-гуру. «Я могу называть своим духовным учителем только того, кто повторяет то, что говорит духовный учитель, давший мне посвящение». То есть, если мы проповедуем друг другу, общаемся друг с другом, даем какую-то шикшу друг другу, то результатом этой шикши должен быть укрепляющим веру ученика в своего дикша-гуру. Вот в чем суть. Тогда мы действуем как гуру, говорится. Как духовный учитель.

00:19:52 1974-й год. Прабхупада пишет: «Если Махарадж К повторяет то, что я говорю, его можно считать шикша-гуру». Гуру, садху и шастры – одно, одно. Это факты. Этот К с вами, можно его считать садху, не духовным учителем или наставляющим духовным учителем. Далее: «Шикша гуру не говорит ничего, что противоречит учению дикша-гуру». Это означает шикша-гуру. Он не говорит ничего, что противоречит учению дикша-гуру.

00:20:31 Если он делает это, то он не шикша-гуру, он негодяй. Потому что это оскорбление – гурор авагья. Гурор авагья, он подрывает авторитет гуру. Он не может повторять мантру, и так далее, и ему приходит конец. Прабхупада говорит. В этом случае – падение. Тогда это не гуру, не шикша-гуру – это негодяй. Роль шикша-гуру – поддерживать дикша-гуру, увеличивать веру в него в ученике. Только это поможет развиваться правильно ученику. После ухода своего санньяса-гуру, Прабхупада сказал: «Я принял посвящение от своего санньяса-гуру. Он тоже мой учитель, но не духовный учитель». Выделяется роль дикша-гуру здесь. Он настоящий духовный учитель. Шикша-гуру учит тому, что говорит дикша гуру. Дикша-гуру – экспансия Кришны. Шикша-гуру – это продолжение дикша-гуру. Их функция – подвести ученика к дикша-гуру. Но подчиняться нужно равно тому и другому.

00:21:43 Тут объясняется, как это происходит, формула. Кришна – это А, дикша-гуру – это B, и много-много шикша-гуру – это C, категория. A, B, C – Кришна, дикша-гуру, шикша-гуру. A, B, C. A=B; B=C. Правильно, да? Отсюда что исходит? A=C. Верно? Но, когда есть B. Иначе нет связи между A и C. Вот это исключительная роль дикша-гуру отсюда. Без дикша-гуру нет связи между Кришной и учеником. Шикши недостаточно, нужна дикша. Поэтому ключевая роль отводится именно дикша-гуру. И шикша – это тот, кто повторяет за дикшей, и укрепляет веру в ученике в дикшу.

Истинная инициация происходит в сердце ученика

00:22:43 – [А вот вчера Вы говорили, что, если человек просто следует шикше строго, да? То, как бы, в дикше нет необходимости. То есть это просто закрепляющий, такой, момент, как бы, в борьбе, такой, психологической. Чтобы избавить ученика от падения, как бы, да, получается?]
– Мы просто повторяли идею того, что истинная инициация происходит в сердце ученика. Не во время обряда, а в сердце.

00:23:12 – [Формальная сторона, как бы, не играет роли, да?]
– Она тоже играет роль. Например, Ямуна-ачарья. Рамануджа Ачарья, он хотел получить инициацию у Ямуна Ачарьи. Так мы знаем из истории. Рамануджа ачарья. Но он не успел. То есть фактически это должен быть его дикша-гуру. Он принял его в сердце. Но дикшу он не успел ему дать, он ушел из этого мира. Что же произошло дальше? Дикшу ему дал ученик Ямуна Ачарьи. Он принял эту дикшу как от самого Ямуна Ачарьи. Таков смысл парампары.

00:23:49 Мы принимаем дикшу от своего духовного учителя – это то же самое, как Шрила Прабхупада. То же самое, как Бхактисиддханта Сарасвати. То же самое, как вся парампара. Поэтому в сердце. Это происходит в сердце ученика. Но дикша также необходима. Нельзя сказать, что в ней нет необходимости. Нет, она необходима.

00:24:12 Итак, функция шикша-гуру – усилить веру ученика в своего дикша-гуру. Это не принижает его положения. Дикша-гуру – основной связующий между учеником и Кришной. Поэтому шикша-гуру старается укрепить эту связь, давая наставления, исходящие от дикша-гуру. Но, так как они действуют вместе, их связь неразрывна. Дикша-гуру также стремится укрепить веру ученика в шикша-гуру. Видите, и то, и другое происходит.

От послушания к привязанности

00:24:47 Дикша-гуру может сказать: «Не спрашивай меня об этом, иди спроси своего шикша-гуру». Это означает, что он поддерживает его уровень, его веру, веру ученика в шикша-гуру. И шикша-гуру дает наставления, опираясь на наставления дикша-гуру. Объясняя их смысл, укрепляя веру таким образом в ученике. Они работают вместе. Привязанность, любовь и следование наставлениям гуру – это одно и то же. Привязанность, любовь и следование наставлениям гуру – это одно и то же.

00:25:25 Для освобожденной души достаточно привязанности. Это не обманет его. Но обусловленную душу привязанности вводят в заблуждение и сбивают с толку. Поэтому для нас главным является не привязанность, а послушание. Это функция разума. А затем привязанность; это функция сердца. Вначале наш лучший проводник в духовную жизнь – это разум. Затем сердце очистится.

00:25:56 Как это происходит в ученике? Первое: гуру дает знание Бхагавад-Гиты и Шримад Бхагаватам. Первый этап: он дает шикшу. Второй этап: помогает нам продвигаться, практически. Третий этап: «Когда я следую наставлениям, я замечаю, гуру, я чувствую, что продвигаюсь вперёд и преодолеваю препятствия». Это третий период. На четвертом этапе: «Поэтому у меня появляется вера в него, в его наставления, появляется вера». Пятое: появляется личное доверие к нему. И шестое: это приводит к послушанию. Вот таким образом это происходит.

00:26:38 Еще раз прочитать все это? Да? Сначала гуру дает наставления из Бхагавад-Гиты и Шримад Бхагаватам. Второе: он помогает мне продвигаться, следовать этим наставлениям. Третье: «Я чувствую, что, когда я следую наставлениям, то продвигаюсь вперёд и преодолеваю препятствия». Четвертое: «Поэтому у меня появляется вера в него, в его наставления». И на пятом уровне появляется личное доверие к нему. Не просто в наставления Шримад Бхагаватам и Бхагавад-Гиты, а личное доверие к нему. Я вижу, что именно он помогает мне преодолевать все трудности, как личность. То есть, его личность играет в моей жизни большую роль. И вот это приводит к послушанию, шестой этап.

00:27:38 Вера, уверенность, доверие, послушание – это функции разума. Послушание означает, что я принимаю его наставления, даже не понимая их. Означает послушание. Принимаю, даже не понимая их. На основании доверия. Но позже появится привязанность. Это Рагануга-бхакти. Послушание – это вайдхи-бхакти. Поэтому основной фактор – послушание. Он влияет на выбор духовного учителя. «Кому я хочу подчиняться? Кого я хочу слушаться?» Вот этот фактор.

00:28:19 Бывает так, что ученик больше привязывается к шикша-гуру, но и в этом случае он должен поддерживать отношения с дикша-гуру как основные. Шикша-гуру поможет ему развить послушание своему дикша-гуру. Так же, как река течет в одном направлении, так и поток духовных наставлений направлен в одну сторону. Это очень важный принцип, так как отношения между дикша-гуру и учеником превосходят любую привязанность к кому бы то ни было, они наиболее важны.

О трех исключениях из правила

00:28:56 Есть три исключения из этого правила. Первое: когда по каким-то причинам дикша-гуру не может давать наставления. Да. Здесь говорилось о том, что отношения с дикша-гуру исключительно важны. И вот три исключения. Дикша-гуру по каким-то причинам не может давать наставления. Второе: человек привязался к преданному, который не может дать посвящение, так как его дикша-гуру присутствует на планете. Второй случай. Когда он уже привязался к кому-то, кто не может дать ему посвящение. И третье: человек имеет семейного гуру невысокого уровня. Имеется в виду дикша-гуру.

00:29:44 Но это касается Индии, у нас нет таких проблем, такой традиции. В Индии человек получает инициацию, иногда ещё в детстве. Подобно, как здесь детей крестят в церкви, так и там их инициирует семейный гуру. Но они бывают очень невысокого уровня. В этом случае вот эта инициация не играет большой роли, говорится. И тогда, в этом случае, большую роль будет играть шикша, наставления. В этих случаях человек всегда будет проявлять уважение к своему дикша-гуру, но истинные отношения будут развиваться на основе привязанности к шикша-гуру. Только в этих трех случаях.

00:30:22 С дикша-гуру они будут более или менее формальными, ученик будет смотреть на него как на того, кто осуществляет его связь с Богом. Какие вопросы?

00:30:34 – [Вопрос, неразборчиво.] Вопрос в том, всегда так получается, что, помимо своего духовного учителя, человек принимает шикшу конкретно [неразборчиво]. Или я неправильно понимаю?
– Если ученик говорит: «Вот, у меня есть мой духовный учитель, и больше никого не хочу слушать» – что это означает? Может быть, это означает то, что он видит разницу в их наставлениях? Но какая это в наставлениях дикша-гуру? Такой разницы нет существенной. Тогда почему они это говорят? Почему они подчеркивают эту разницу? Интересно. Может быть, потому что они не видят связи дикша-гуру с Кришной. Поэтому для них дикша-гуру – это что-то отдельное от других дикша-гуру. Все гуру – это вайшнавы. И все гуру… Гуру – это тот, кто дает Кришну. В чем же между ними в этом случае различие? Они не понимают гуру-таттвы. Верно. Таков вывод.

00:32:26 Мы обсуждали это в семинаре о лечении душ. Когда кто-то становится фанатиком своего гуру. Подчеркивать начинает недостатки других гуру. Это идолопоклонство называется. Культ личности. Это не подлинные отношения ученика и гуру.

Что делать в случае разногласий в наставлениях?

00:32:43 – [Некоторые как бы пренебрегают, иногда оскорбительные такие настроения бывают. Очень неприятно. Он же GBC, он должен давать наставления]
– То есть, как GBC, он может дать какое-то наставление, верно? Но кто-то может сказать, что мой гуру-Махарадж сказал мне другие вещи. Разногласия могут быть. Дикша-гуру скажет: «Занимайся этим». А GBC скажет: «Занимайся пока этим», исходя из ситуации. Однако есть этикет. Если появляются такие разногласия, то ученик должен написать своему дикша-гуру об этом. Он не должен спорить с GBC. Пользуясь наставлениями своего духовного учителя, сражаться с GBC. Это неправильно, по этикету. Он не должен этого делать. Он должен смиренно принять то, что говорит GBC. Но должен также написать своему дикша-гуру, что «Вы дали мне наставление заниматься тем, и тем, и тем, но мой GBC хочет от меня вот этого». И они сами решают эти вопросы между собой, вот и все. Таков этикет.

00:34:03 – [Да, Вы говорили, Вы ранее отметили, просто я неправильно вопрос задала. Я хотела знать, вот, например, когда у человека, вот у него есть дикша-гуру, да? И появляется какой-то духовный учитель, которого он слушает также, шикшу. Например, учитель, вот, Вы сказали, говорит: «Иди, спроси у шикша-гуру». То есть получается. То есть конкретные личности, которые как духовный учитель... То есть, определённые личности такие]
– Ничего не понятно. У меня сегодня четвертая программа. Может быть, поэтому я ничего не понимаю? Давайте дочитаем. Семинар остался – полторы страницы. Мы заканчиваем семинар сегодня. Потом я, может быть, вникну в ваш вопрос отдельно, хорошо?

Когда шикша-гуру может стать главным учителем для ученика

00:35:14 Есть два случая, когда традиционные отношения дикша и шикша-гуру неприемлемы, неприменимы. Первый случай – когда дикша-гуру падает. Второй – дикша-гуру отвергает своего ученика. Если дикша-гуру падает, то ученик должен принять прибежище у другого духовного учителя, снова принять дикшу. Но сначала внимание и преданность переключатся на шикша-гуру. Дикша-гуру может приказать ученику принять шикша-гуру как главного гуру, в том случае, если из-за обусловленности ученика их отношения становятся несовместимыми, и гуру не хочет навязывать себя. Вот такие ещё бывают случаи.

00:36:00 – Еще раз можно повторить?
– Последнее? Дикша-гуру может приказать ученику принять шикша-гуру как главного гуру, в том случае, если, из-за обусловленности ученика их отношения становятся несовместимыми, и гуру не хочет навязывать себя.

00:36:21 – [Поясните, пожалуйста.]
– Имеется в виду, что ученик обусловлен таким образом, что он считает, что характеры у них с духовным учителем несовместимы. Вот такая скверна бывает. Он рассматривает телесно так духовного учителя полностью. Он оценивает его просто как обычного человека. «Он [знает себя], он несдержан со мной», – он говорит. «Он гневается на меня часто. Он знает, что мне это неприятно, и делает это». Ну что-то в таком духе происходит. «А тот, шикша-гуру, он дает мне приятные наставления, тактичные, очень уважительно ко мне относится». Что это такое? Это скверна какая-то. В этом случае дикша-гуру может сказать: «Ты должен идти к тому духовному учителю и получать от него наставления». Приказать должен.

00:37:18 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Как главного гуру шикша-гуру.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет, дикша остается прежний.
– Прежний?
– Да, но он наставления получает только от шикша практически. Такое может быть.

00:37:34 – Вы сказали, что есть два случая, когда отношения между шикшей и дикшей невозможны. Когда дикша падает, а второй?
– Дикша-гуру отвергает своего ученика.

Оказывать почтение в соответствии с уровнем вайшнавов

00:37:48 Так, мы приближаемся к финалу уже. Необходимо различать уровни преданных. Есть неофиты-каништха, проповедники мадхьяма, возвышенные преданные, уттама. Как различать и что делать, когда вы различаете? Когда мы различаем, что нужно делать? Тоже вопрос еще. Недостаточно просто различать. Если человек не различает уровни вайшнавов, то он должен оказывать всем равное, максимальное почтение. Как большие и маленькие волны Ганги являются одинаково священными.

00:38:20 Когда человек различает, он должен оказывать почтение в соответствии с духовным количеством огня в теле преданного. Если он понимает эти уровни, и будет всех почитать одинаково, то это оскорбление. Сначала почитается более могущественный вайшнав. Затем менее могущественный. Даже если они не присутствуют вместе, мы должны им оказывать разное почтение. По степени могущества нужно оказывать почтение.

Следуйте примеру старших и равных, но учитесь у всех

00:39:01 О шикша-гуру ещё немножко, последний лист. Освобожденный с уровня ништха и выше, он вне гун материальной природы. Неосвобожденный строго следует наставлениям освобожденной души. Все должны строго следовать наставлениям духовных учителей, тогда они смогут обучать других. Знание первого класса превосходит освобождение. Знание второго класса – попытки освобождения. И знание третьего класса – человек находится в рабстве, как животное.

00:39:33 Мы получаем знание от первого и второго уровней. Есть санньяси, брахманы, отец, мать, и так далее. Все они могут быть шикша-гуру в должной культуре. В вайшнавском обществе практически каждый является гуру. Они могут учить и подавать пример. Можно учиться отовсюду, по милости Кришны. Океан невозмутим, качество терпения. Золото можно взять даже из грязи. При этом не нужно брать с собой грязь. То есть, нужно различать.

00:40:09 Питон лежит без движения и ждет, когда придёт пища. Качества терпения и решимости. Можно научиться этому. Но не подражать питону, понятное дело. Эти объекты не подают примера на самом деле. Нельзя следовать их примеру, лежать как питон нельзя. Поэтому мы учимся у них косвенно, при помощи своего разума это делается.

00:40:34 Следовать примеру нужно старших и равных. Но не подражайте младшим. Чтобы учиться у неодушевленных гуру, неодушевленных гуру, необходима помощь ачарьев. В этом случае можно учиться даже у дурных примеров. То есть то, что мы не должны делать. Важно иметь правильное руководство. Тогда даже Шанкара Ачарья может быть нашим гуру. Но в другом случае это опасно. Под правильным руководством даже Шанкара Ачарья может быть нашим духовным учителем.

«Последний гуру»

00:41:04 И последний гуру – это кто?
– Кришна.
– Как Кришна? Кришна первый, а не последний. [Смех.] А кто такой последний гуру?
– Разум.
– Разум, да. Наш разум. Умение различать, что хорошо и что плохо, и давать себе хорошие наставления. Если мы не можем этого сделать, то мы в плохом положении.

00:41:28 Кришна устроил мир так, что куда мы ни посмотрим, мы можем увидеть Его. Нужно только услышать. Так много гуру вокруг: дикша, шикша, старшие, брахманы, обычные люди, животные, природа – все говорит о Кришне, если применить свой разум. Тогда мы не сможем быть в майе. Харе Кришна!

Разум и выбор учителя

00:41:52 – Я часто слышу, что «мне нравится духовный учитель, но он не в моем регионе, и поэтому» [неразборчиво]. Что это: разум или же [неразборчиво]?
– Разум. Это разум.
– [Еще расскажите, вот почему кто-то сразу выбирает духовного учителя] [неразборчиво]?

00:42:13 – Это может быть разная природа. Не всё, что вы сейчас сказали, находится на духовной платформе. Нельзя ожидать, что отношения гуру и ученика сразу поднимаются на духовный уровень. Что касается позиции гуру, он всегда совершенен. Но ученик не может сразу увидеть гуру на духовном уровне. Поэтому его природа также имеет свою роль определённую. Психологические факторы какие-то, например. Есть люди, которые по своей природе очень преданны. У них есть преданность такого, обычного характера, мирского характера. Есть чисто, такая, обусловленная природа у человека. А есть другие, более независимые по природе.

00:43:14 – [Неразборчиво.] Первое качество помогает?
– Мы говорим о том, что ученик ещё не находится на духовной платформе. Поэтому нужен просто разум. Поэтому он размышляет: «Этот духовный учитель, я бы принял его, но он редко приезжает сюда, я не смогу с ним общаться, а я хотел бы близкого общения». Это просто разум. Привязанность у нас сейчас на втором месте. На первом месте должен быть разум, послушание. То, что мы прочитали. Потом разовьется привязанность, духовная привязанность.

00:43:45 Но есть также материальные привязанности к духовному учителю. Они могут способствовать, помогать. Но затем они также отпадают. Очищаются. Они могут привязать, это может быть неплохо в каком-то отношении. Но иногда это может быть препятствием даже определённым.

00:44:03 – [Вопрос, неразборчиво, о выборе дикша-гуру.]
– Любого, к которому мы развили доверие. Развить доверие можно к любому духовному учителю. Как правило, это так. Прабхупада был одним дикша-гуру для всех, смотрите. Все развивали веру в него и доверие. Все происходило. Это подтверждает этот пример. К любому духовному учителю можно развить, фактически, веру, доверие. Но к кому-то вы развиваете быстрее, говорится. Когда мы выбираем, тогда имеет смысл вот этот ориентир: «Кому же я больше доверяю? Кого же я хочу больше слушать?» Безусловно, это также имеет своё значение.

00:44:48 [Вы рассматриваете это с точки зрения привязанности очень часто.] Если он выбрал дикша-гуру на основании разума, и дикша-гуру помогает ему духовно прогрессировать, то как у него может развиться другая привязанность к кому-то еще? Если его дикша-гуру квалифицирован?
– [Неразборчиво]?
– Если его гуру квалифицирован, не может быть и речи об этом. Нет, какая необходимость? Нравиться могут все духовные учителя, но это большая разница: «нравится» или «мы предаемся» – это разные вещи. Разные вещи.

00:45:25 – [На одной из лекций Вы сказали, что Кришну можно увидеть во сне.] [Неразборчиво.] [Тут же Вы говорите, что Кришну можно понять разумом, да?] [Неразборчиво.] [Ментальный уровень – это не уровень разума?]
– Ментальный это умственный уровень. Умственный уровень – это двойственность. Ум что-то принимает и что-то отвергает. Разум – другая платформа.

Спящий разум

00:45:57 – А, вот, к примеру, Вы сказали, разум – это последний учитель, да? Но, бывают ситуации, что преданный знает, что такое хорошо и что такое плохо. Но, так или иначе, бывает, что он делает какие-то плохие вещи. Он знает, что это плохо. Даже бывает так, что он как бы не то, чтобы неосознанно, как-то оно происходит само собой, и потом только это оборачивается и видит, ну так вот было. Ну, по-разному. Понимаете, да, о чем речь идет? В каком положении [неразборчиво]?
– Это означает, что разум в спящем состоянии находится. Это как во сне человек делает глупости, а потом думает: «Что я делаю?» И продолжает делать. Это разум спит просто его. Он в таком дремотном состоянии. Он как бы понимает, с одной стороны, а с другой стороны, он просто наблюдает и ничего не может поделать с этим. Он спит, это спящий разум.

00:46:52 – А бывает так, что, допустим, он получает первую инициацию, а потом гуру уходит, а потом он получает брахманическую инициацию у другого. То есть, например, случай с санньясой, понятно. Вот, что Прабхупада говорит, что санньяса – это просто санньяса-гуру. А, вот, в случае брахманической инициации как?
– Это означает реинициация. В этом случае реинициация. Если гуру... Это реинициация.
– Но это не оскорбление, то есть, потому что гуру ушел?
– Это реинициация. Здесь говорится, если гуру ушел, оставил учеников, то мы должны принять другого духовного учителя. Мы прочитали сегодня.

Как определить духовный уровень вайшнавов?

00:47:35 – [Как оказывать почтение по уровню духовного могущества?]
– Как проявляется уровень могущества? Пока мы не можем определить, нужно равное всем оказывать уважение и почтение. Здесь написано было.
– [Неразборчиво]
– Как определить этот уровень?
– [Неразборчиво]
– Критерии? Ну, есть косвенные критерии. Если мы не видим количество духовного огня, есть косвенные критерии, внешние проявления. Наблюдайте, как общаются между собой эти духовные учителя. И вы сможете понять, кто выше, кто ниже. По некоторым признакам. По их поведению. Поскольку они видят эти уровни и общаются в соответствии с этим этикетом, можно заметить. Каким образом? Когда возникает какой-то вопрос, все обращаются к наиболее продвинутому. Все. Вот. И он отвечает. И его слово – последнее. Так обычно происходит, таков этикет.

00:48:40 – А вот, если разум в спящем состоянии? [Неразборчиво.]
– Если разум в спящем состоянии, и что?
– Но он считает, что он трансцендентен.
– Но он считает, что он трансцендентен? [Смех.] Именно так и происходит, это правильно. Именно так и происходит. [Смех.] Его разум спит, а он думает: «Я трансцендентен!». То есть, ему все равно, что происходит, это означает. Но это тама-гуна, конечно. Это не освобождение, это так… освобождение в гунне невежества. [Смех.]

О привязанности к преданному, который не может дать дикшу

00:49:22 – [Вы прочитали про три исключения. Третье, это когда он семейный дикша-гуру. Второе – это когда у преданного есть личность, к которой он привязан, по-моему? [Неразборчиво.] Но который не может дать дикша-гуру и при одновременном дикша-гуру на планете. Я не могу понять, это исключение из какого именно правила, и не могли бы Вы подробнее, вот, второй пункт пояснить.]
– Второй пункт? Это исключение из правила, когда … Правило таково, что исключительную роль в жизни ученика играет дикша-гуру. Всегда. Основную и окончательную роль, да? Но вот эти три исключения есть.

00:50:06 Второе исключение означает, что человек привязан к преданному, который не дает дикшу, потому что его духовный учитель присутствует на планете, и он не может дать дикшу. По этикету он не должен этого делать. В этом случае… Но ученик чувствует привязанность именно к этому преданному, потому что он его учил многие годы, он способствовал духовному росту, он развил у него веру и привязанность. И это уже есть. И он не хочет отказываться от этих отношений.

00:50:34 Тем не менее, ему нужна дикша. То в этом случае, как правило – как правило – его шикша, вот этот, гуру, посоветует принять ему его же духовного учителя. Но необязательно это должно быть так. Необязательно, но, как правило, так происходит. То в этом случае дикша-гуру дает инициацию, и действует как просто связующее звено с Богом. Но истинные отношения будут с шикша-гуру. Из-за развившейся уже привязанности.

00:51:04 – А в каком случае шикша-гуру советует принять дикша-гуру, если ученик уже инициирован? Как он посоветует принять дикша-гуру?
– Нет, если он инициирован, то тогда нет. Этого исключения нет. Здесь говорится о другом. Это о том ученике, который не принял дикшу, конечно же, еще.

00:51:34 Если лекции своего духовного учителя больше вдохновляют. Но это же естественно. Это не проблема. Это естественно. Если вы имеете истинные, подлинные отношения с дикша-гуру, то всё, что вы услышите как шикшу, это будет просто продолжением дикши. Вы все будете сравнивать с наставлениями своего духовного учителя. Это естественно, это нормально.

Трудности в выборе духовного учителя

00:52:04 – [Вот, интересно, что Шрила Прабхупада, он, как бы, говорит, что мой первый духовный учитель – это мой отец, а мой духовный учитель – это ][неразборчиво] [Просто так мы не можем же выбрать первого духовного учителя. [неразборчиво] [Ведь это какая-то запланированная связь. И многие преданные очень тяжело, таким служением занимаются серьезным, и не могут выбрать духовного учителя, очень колеблются] [неразборчиво]?
– Похоже, что это ментальная платформа. В уме они преувеличивают какие-то вещи. Они ждут какого-то мистического подтверждения, скорее всего. Что будет какой-то знак Божественный, что-то такое. У них какая-то такая идея в голове. Какой-то Божественный знак должен быть.

00:53:38 Одна матаджи выбирала духовного учителя, не могла никак выбрать. Знаете, как она выбрала духовного учителя? Вы сейчас будете смеяться полчаса. Но она выбрала. Одна матаджи выбирала, не могла никак выбрать. Знаете, как она выбрала духовного учителя? Вы сейчас будете смеяться полчаса. Но она выбрала, у нее сейчас нет никаких проблем. Но как она выбрала? Она пошла к нему на дачу, просто пообщаться с этим санньяси. Она увидела его, привлеклась и решила придти, пообщаться. Ее записали, она пришла в назначенное время. И, когда она вошла в комнату, то гуру сидел в глубине комнаты. И перед ней, между гуру и ней был ковер. Она стояла на пороге, перед ней был ковер, и там дальше сидел гуру с переводчиком. Он сказал: «Что вы стоите, проходите». Она растерялась и быстро рванулась по его приказу. От двери прямо к нему. Потом вспомнила, что нужно было поклониться, на ходу, и упала на ковер. По инерции она поехала вместе с этим ковром, по полу, прямо к его лотосным стопам. и остановилась прямо у лотосных стоп. И поняла: «Это Кришна! [Смех в зале.] Это мой духовный учитель!» Как вам такой дикша-гуру? Инициация. [Смех.]

00:54:55 Ментальная платформа. Но, возможно, в этом Кришна присутствовал. Я думаю, что Он не отсутствовал, конечно. Но мы говорим о том, что происходит в уме ученика. Или ещё одна проблема. Гуру проходит и кому-то улыбается. «Все, это мой дикша-гуру! Никто мне так никогда не улыбался – это мой дикша-гуру!» Потом он проходит мимо и не замечает. «Может, это не дикша-гуру?» [Смех в зале.] Теперь другой улыбнулся. «Наверное, это дикша-гуру. Что же хочет Кришна, интересно?» [Смех в зале.] Как можно так выбирать дикша-гуру?

00:55:39 – [Стоит ли, вот, какое-то представление, что нужно выбрать гуру… Сейчас, вот, идет семинар, такой, квалифицированный семинар. Но, когда выбирается гуру, как правило, у неофита нет таких знаний. И он вынужден действовать вот на этой платформе, которую вы сейчас описали. Не знаю, смеяться или плакать. Разума, наверное, не хватает, чтобы с платформы разума выбрать.]
– Да, это так. Но у Кришны есть разум. Он обхитрит всех, все равно. Понимая сердце ученика, Он что-то сделает, даже вот в этой истории с ковром, Кришна как-то присутствовал, конечно.

00:56:26 – Вот, вы сейчас говорите, и я сейчас смотрю на себя, назад оборачиваюсь и думаю, а, может, я был и так, и так, и так неправ? Много сразу возникает сомнений.
– Нет-нет. Нужно сейчас осознать настоящий момент. Зачем сомневаться? Все в порядке. Зачем сомневаться в прошлом, если в настоящем все хорошо? [Смех.]

00:56:53 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Это мы должны видеть в этом контексте, конечно же, волю Кришны. Раз все хорошо, значит, Кришна все устроил правильным образом. Хотя мы, может быть, не были так разумны в прошлом. Но результат хороший, значит, Кришна просто помог, значит, просто мы были искренни.

00:57:27 – Равные преданные?
– Да.
– По времени в сознании Кришны равные?
– Да.
– Да, можно делать какие-то замечания тоже.
– Независимо от того, что я все-таки принимаю [его шикшу].
– Да. Да. Мы все должны принимать шикшу друг от друга. Все. А тем более равные, они друг друга учат всегда. Мы должны быть готовы принимать шикшу от кого угодно, откуда угодно.

00:57:53 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Как долго?
– [Неразборчиво.]
– Нужно принимать духовного учителя, как долго?
– [Какое время считается] [неразборчиво] [год, два] [неразборчиво]?
– Обычно, правило в ИСККОН, знаем, что происходит. Полгода преданный повторяет пранама-мантру Шриле Прабхупаде, полгода. Это правило, стандарты. Затем он может выбрать духовного учителя и получить пранама-мантру от него. Да? Полгода, так? Я не ошибаюсь?

00:58:34 У нас не было никаких сроков. Сейчас год. Значит, год. Год повторять пранама Шриле Прабхупаде – это лучше. Через год получить пранама-мантру духовному учителю. И ещё через год – инициацию, так? Здесь так? Значит, два года в целом получается.

00:58:52 – [Вопрос, неразборчиво. Какой срок считается длительным, долгим?]
– Почему он не может принять гуру? Может быть, дело не в сроках. Может быть, он вообще не хочет принимать гуру? Надо разобраться в причине. Дело не в сроках. В каждом случае это будет по-разному.

00:59:18 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Это про кого вопрос? [Смех.]
– [Вот я из семинара поняла, что в любом случае, если мы выбираем гуру, мы его правильно выбираем, да? Можно любого выбрать, и как бы будет все в порядке. Я слышала, что есть такое [неразборчиво], что неправильны выбор гуру.]
– Правильно. Есть такое. Неправильный выбор гуру означает, что мы не развили должной… должного доверия, здесь говорится, да? Доверие должно быть личное. И мы не развили этих доверительных отношений, и приняли духовного учителя. Потом выясняется, что мы не доверяем этому человеку, а доверяем кому-то другому больше. Это неправильный выбор гуру. Это наш неправильный выбор. Это не то, что гуру неправильный. Мы неправильный выбор сделали для себя.

01:00:15 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Если она произошла? Это ошибка считается.
– [Вопрос, неразборчиво.][Смех.]
– Красиво уже не удастся выйти, да? Но смысл в том, что мы должны придти к дикша-гуру, открыться ему полностью, извиниться и прочее, и покаяться. Если так. И открыть свой ум. И духовный учитель, он знает, что делать. Он скажет, что нужно делать.

01:00:42 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Четыре года он не мог принять духовного учителя? Это означает, что он не развил веры ни в кого. Означает, что он не верит ни в кого. Это означает, что он и был независимым. И он просто за четыре года убедился окончательно. Что никого выбирать не нужно. Он не квалифицирован как ученик еще.

01:01:04 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Мы же не умираем, да? Мы живем вечно. [Смех.] Так что в этом смысле никакой потери нет. Если мы сменим тело и продолжим. Это не конец жизни, если мы потеряем тело.
– Так Кали-юга же…
– Это только начало следующей. И Кали-юга вам не помешает в этом. Просто чаще будете тела менять, вот и все. [Смех.]

01:01:32 Гуру, садху, шастры. Гуру – это дикша-гуру здесь, в этом смысле. Садху – это шикша-гуру. Шастры – это ади-гуру.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Возможно, если он не имеет какие-то доверительные отношения ещё с кем-то. Полное доверие развивается долго. Полная вера в гуру. Развивается долго, в течение долгого времени. Не ожидается, что до инициации уже это сформируется полностью. Но доверие определённое должно быть, в определённой степени. Платформа должна уже быть какая-то. Затем, после инициации, эти отношения развиваются уже глубоко, основательно, фундаментально. Со временем. Полная вера в гуру и полная вера в Кришну – по сути, это одно и тоже. Это уже освобождение.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 11 November 2013