Посвящение как передача знания

Алматы - 01 January 1999
Может ли гуру утратить свое положение? Связь между духовным учителем и учеником. Усталость от преданного служения. Суть вайшнавской культуры. «Они посвятят тебя, передадут знание». Мы должны видеть друг друга как гуру. Дикша открывает доступ к духовному знанию. Увидеть гуру как представителя Кришны. Освобожденные и неосвобожденные гуру. Дикша и карма. Какие проблемы ученика видит гуру? Может ли гуру отказаться от ученика? Чему учит духовный учитель. Личная позиция гуру. Положение основателя-ачарьи. Шакти-авеша аватары. Об исполнении обетов и карме. Может ли брахмачари жениться? Четыре сампрадаи и их основатели-ачарьи. О Гаудия Матхе, ИСККОН и GBC. Верность ученика своему дикша-гуру.
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:29:44 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 390 | скачано: 929 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Может ли гуру утратить своё положение?

00:00:00 Даже с Вайкунтхи можно уйти. Он привел в пример Махараджа Бхарату, который был Махараджи Маха Бхагавата. Это уровень, с которого никогда никто не падает обычно. И он привел пример, что падение все-таки может быть с любого уровня. Поэтому любой человек может пасть. Любой. Даже с Вайкунтхи могут придти в материальный мир.

00:00:23 Но, когда мы говорим о гуру, здесь мы читали, что гуру – это Кришна. Ачьюта, никогда не падает. Только Кришна никогда не падает. Все остальные могут, есть такой шанс упасть, у любого человека.

00:00:44 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Они могут уйти с этого уровня, у них есть свобода выбора.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет, не пытайтесь сразу играть в эти вещи. Пытайтесь понять простые вещи пока, хорошо? Не переходите сразу на уровень лил. Это трудно понять, уровень лил. Поймите пока принцип. Здесь уже объяснялось, что, как только человек перестает давать шикшу, он утрачивает положение гуру. Попытайтесь понять этот момент, пока этого достаточно. Сейчас мы не говорим ничего о лилах. Когда вы станете трансцендентными, тогда можно поговорить о лилах. Сейчас нужно понять гуру-таттву. Семинар посвящен этому.

00:01:27 – [Вопрос, неразборчиво.]
– То, что мы читали вчера, по-моему. Если человек перестает давать шикшу, он утрачивает положение гуру. Почему он гуру? Поскольку он дает шикшу Кришны. Он дает Кришну. Гуру – это тот, кто дает Кришну. А Кришна тот, кто дает гуру. Значит, шикша является основой. Здесь об этом говорится. Пока человек дает шикшу, он гуру. Но, если он перестает давать шикшу, либо он это делает не так, как это делал ади-гуру, тогда он утрачивает положение гуру. Это принцип.

00:02:06 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет, это просто философски. Философское будет определение. Почему это непонятно?
– Как понять, что он перестает давать шикшу? [Неразборчиво.].
– Нет, безусловно, если речь идет о новых людях, да, о новых преданных, или не преданных. Как, например, было в новом Вриндаване. Новый Вриндаван, он отошел от ИСККОН. Он объявил себя вне ИСККОН. Но проповедовал философию, похожую на философию Шрилы Прабхупады. Там были те же книги, сначала были те же одежды, та же культура. И новые люди, они не могли определить. Вот вы говорите: «Как это определить?» Они не могли определить, поскольку у них не было знания. Именно поэтому такие семинары необходимы, чтобы мы могли определять. Именно поэтому необходимо обсуждать эти темы.

00:03:07 – [Вопрос, неразборчиво]
– Да, поскольку там их объявили вне ИСККОН, GBC. А они объявили GBC вне ИСККОН, вот так сделали. И люди вообще полностью запутались, никто не мог понять – где ИСККОН, где Прабхупада, для новых людей это было просто непонятно. Они смотрели на внешние вещи, думали: «Очень похоже все». Иногда к нам люди приходят и говорят: «Вы знаете, там, у Ауробиндо все то же самое». Им кажется так, что это очень похожие вещи. Они ещё не могут различать. Они не понимают Кришну. Они не понимают гуру-таттву.

00:03:36 Поэтому давайте разберемся в основных вещах сначала. Пока достаточно просто понять, что тот, кто дает шикшу – это гуру. Тут, кто перестал давать шикшу – это не гуру. Пока нужно усвоить вот этот момент, просто усвоить. Не думайте, что мы уже усвоили это.

00:04:31 – Он перестает давать шикшу по той причине, что много учеников не выполняют его наставления. Нет смысла брать новых, и он прекращает давать шикшу? Почему тогда надо считать его [неразборчиво]?
– Нужно обратиться к шастрам в этом случае, да? Когда гуру может прекратить давать шикшу. Нужно к шастрам обратиться, когда он это может сделать, когда не может сделать. Мы не должны решать это за него или за Кришну. Тогда мы должны обратиться к шастрам и найти то место: когда же он может, а когда не может.

00:04:22 Поведение вайшнавов контролируется шастрами. Никто из вайшнавов не может действовать по собственной прихоти. Еще один момент, который мы забываем: есть шастры. Почему мы забываем об этом? Почему мы забываем, что шастры контролируют наш разум? В этом их функция. Почему мы забыли об этом? Поэтому недостаточно просто слушать, необходимо усвоить материал. Это простые вещи, но их нужно усваивать. Их нужно принимать научиться, это шастры, это священные писания, мы обсуждаем сейчас. Это то, что говорят авторитеты, это подтверждается авторитетами, подтверждается шастрами. Имеются примеры в истории. Мы должны просто понять эти факты правильным образом. Применить свой разум. Иначе как же мы будем под контролем шастр? Тогда мы останемся под контролем своего ума, ложного эго.

Связь между духовным учителем и учеником

00:05:29 – Есть утверждение о том, что духовный учитель, он несет ответственность за своих учеников. Если даже ученик, он остался в материальном мире, то духовный учитель, он возвращается, чтобы вызволить ученика из материального мира. Это же не означает, что он в буквальном смысле должен получить тело, в это время, в этом месте, чтобы вызволить ученика. Или это означает, что учитель посылает своего представителя. Как это будет выглядеть, если этот представитель приходит? Или каким-то это третьим способом или четвертым?

00:06:05 – Поскольку говорится, общий принцип, что гуру несет ответственность за ученика, пока тот не вернется обратно к Богу, он может сам придти за учеником, может послать какого-то представителя, и то и другое, я думаю, возможно. И то, и другое.
– А если он возвращается в Духовный мир, как это он может?
– Духовный учитель?
– Да.

00:06:23 – Если он возвращается в Духовный мир, то, тем более, он не ограничивается никакими возможностями. В Духовном мире нет никаких ограничений. Даже полубоги могут выделять экспансии в материальном мире. Что же может делать духовное существо в Духовном мире рядом с Кришной, мы не знаем просто. Это не укладывается в нашем понимании. Но он обретает огромное могущество, практически безграничное могущество рядом с Кришной. Он может находиться на Вайкунтхе и одновременно помогать ученику.

00:06:49 – [Вопрос, неразборчиво.] Духовный учитель поддерживает связь с учеником, пока не вернет его в Духовный мир. Но до каких пор ученик остается учеником? До тех пор, пока он принимает духовного учителя. Если он отказывается от духовного учителя, то [неразборчиво]?
– Нет, не все связи, нет. Когда ученик отказывается от гуру, там есть… там могут быть разные мотивы. Можно видеть факты, допустим, кто-то, может быть, отказался от своего гуру, перестал выполнять наставления, не хочет больше повторять на четках духовного учителя, например, такие факты мы видим, да? Если такие присутствуют, то, это мы видим внешние вещи. Однако мы не знаем, что происходит в сердце. Это знает Сверхдуша. Сверхдуша знает всё это в тонкостях, что происходит. Поэтому, если ученик действительно отказался от гуру, действительно это так, в сердце это так, то связь может разрываться. Безусловно, может. Но, если это не совсем так, с точки зрения Сверхдуши, гуру ждет.

00:08:16 А, духовный учитель, допустим, [неразборчиво] и он в Духовном мире, или где-то в другом месте, так вот, возвращение ученика в Духовный мир может ли взять на Себя Сам Кришна или [неразборчиво]?
– О, это Кришна.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Есть много личностей, которые являются гуру, говорится. Но связь осуществляет с Богом дикша-гуру. Связь ученика с Богом осуществляет дикша-гуру. Поэтому мы имеем доступ к гуру-таттве через процесс вот этого посвящения в трансцендентное знание, через дикшу. Шикша помогает приобрести дикшу. Дикша снова помогает приобрести шикшу. Это начало шикши как таковой, трансцендентной шикши. Поэтому все связано. Гуру-таттва – это очень связное, это как одно целое. Фактически мы можем слышать Кришну и своего гуру откуда угодно, говорится. Об этом речь идет. Откуда угодно. Кришну можно слышать. И духовного учителя можно слышать.

00:09:44 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Это трудно понять.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Ачинтья. Это трудно понять, да, и, тем не менее, это так, да. И, когда мы усвоим эти непонятные вещи, мы сможем пользоваться ими, сможем видеть таким образом. Тогда это будет естественно для нас. Сейчас непонятно для ума, но мы должны научиться действовать таким образом. Тогда это будет естественно для нас: слышать гуру и Кришну отовсюду: изнутри сердца, от других преданных, из священных писаний, от старших вайшнавов – отовсюду. Даже из природы. Здесь будет всё это описываться, в семинаре. То есть мы можем подготовить свой разум вот к таким вещам.

Усталость от преданного служения

00:10:30 Мы должны закончить.
– А есть такое понятие: «устал».
– Устал? Есть.
– Например, ученик устал, или ученик не спал. А потом отдохнул – и снова.
– [Смех.] Усталость означает, что он сохраняет все принципы. Все остается по-прежнему. Просто он не может активно действовать как-то, это имеется в виду?
– Я просто слышал от Говинды Махараджа, просто я его спросил про тех учеников, которые ушли из ИСККОН. Он сказал, «они, – говорит, – устали».
– Я слышал это от него, да. Это интересно, да. [Смех.]

00:11:17 – Я не стал спрашивать, устали – что это значит?
– Устали от преданного служения. От любви к Богу. [Смех.] Утомились, Теперь отдыхают. Это факт, такое может быть, правда. Любить Бога – это не так просто, когда есть чувства материальные. Когда мы хотим любить себя, любить Бога очень трудно. Поэтому нужен отдых иногда. Полюбить себя чуть-чуть еще. Отвлечься от Кришны. Потому что служить, любовь к Богу, она выжимает из нас все, до конца, до капли. И на начальном этапе мы не можем так интенсивно служить Кришне. Хотя это любовное служение, трансцендентное, но не факт, что начинающие преданные должны отдыхать. Быть в майе какое-то время. [Смех.] Приходить в себя в майе именно. Это их нормальное, как бы, положение еще: быть какое-то время в майе. Это называется отдых.

00:12:10 А быть в Сознании Кришны означает, что он устал уже. Ну, на этом уровне это так пока. Но постепенно будет все наоборот. Человек устает от соприкосновения с майей, постепенно все именно так переворачивается. Он, даже когда смотрит на этот мир, видит, насколько он ядовит. Насколько ядовит, насколько он отравляет сознание. Он сильно устает. Полезно ли пройти такую школу? Я не думаю, что нужно проходить всем такую школу. Отдыхать в Майя Деви.

Суть вайшнавской культуры

00:12:43 – [Вопрос, неразборчиво.]
– На четырех столпах. Мы записывали это в самом начале. Что за столпы такие? Четыре столпа. Вайшнавская культура держится на них? Вера, уважение, любовь и доверие. Вот эти четыре вещи. Для чего они нужны? И по отношению к кому необходимо это проявлять? Как правило, мы думаем, что вот эти четыре вещи предназначены для дикша-гуру. Мы стремимся в первую очередь проявить это по отношению к дикша-гуру. Это правильно.

00:13:19 Но здесь говорится, что вайшнавская культура – это когда мы видим вокруг себя так много гуру. Это означает, что мы также должны находиться в атмосфере любви, доверия, уважения. Это будет понимание гуру-таттвы. Таким образом, вера, она увеличивается. И цель гуру, любой формы гуру – увеличить веру, трансцендентную веру в ученике. То есть вера является главным фактором, движущим. Прабхупада это упоминает. Есть такое упоминание в Чайтанья Чаритамрите, есть упоминание в Бхагаватам, 9-я глава, 3-й стих, по-моему, да. ашраддадханах пуруша… Он говорит, что неверующие, они не имеют шансов, не могут продвигаться. Вера – важный фактор в прогрессе. Итак, в этой атмосфере – вера, уважение, любовь, доверие – развивается наша вера. То есть мы учимся верить преданным.

00:14:20 Итак, вайшнав – это гуру. Поскольку он передает знание о Кришне, он гуру. Он может передавать знание о Кришне, потому что он следует, сам является учеником, да? Это принцип парампары. Тот, кто услышал шикшу, может передавать её в таком же виде. Передача знания. И какие есть формы гуру? Три формы гуру? Есть вартмана прадакшика гуру, есть шикша-гуру, есть дикша-гуру. Каковы их функции? Мы уже обсуждали это, функции гуру, да? Обсуждали?

00:14:56 Вартмана прадакшика гуру, он дает просто направление. Это тоже форма шикши, но он не стремится давать какие-то глубокие наставления. Не следует думать, что это какой-то преданный, который не имеет квалификации вайшнавской еще. Не обязательно – это может быть квалифицированный преданный. Но он просто не углубляется в наставления, он, занят чем-то, может быть, другим. Может быть, он книги распространяет. Ему некогда давать какие-то подробные наставления людям. Он дает книгу, узнай, что в книге есть – полная шикша. Он просто указывает коротко: вот, эта книга – это пусть к совершенству. Вот, зайдите в храм, вот, там программа, и та далее. Это вартмана прадакшика гуру. Он может ходить и миллионам людей показывать, просто путь указывать: куда, в какую сторону идти. Это форма гуру.

00:15:43 Другая форма гуру – когда человек нуждается в каких-то более подробных наставлениях. Он встречает трудности, естественно, на духовном пути, и ему нужны более подробные наставления – это называется шикша-гуру. Шикша-гуру может играть роль, скажем, президент храма, лидер санкиртаны. Любой авторитет любой, старший преданный, он чему-то учит нас. Практическим навыкам. Даже если, скажем, о бхакта програм, обучение молодых бхакт. Это функция шикша-гуру – когда мы просто их учим, как одевать [ганчу], как одевать дхоти, как ставить тилаку, как брить голову, как оставлять шикху, как её завязывать в узелок. Всему вайшнавскому этикету: как принимать прасад, и прочее, прочее, всё это важные моменты на самом деле. В вайшнавской культуре всё это очень важно. И кто-то должен этому учить. Как правило, мы не видим, что этому обучают дикша-гуру. Или вартмана прадакшика гуру. Это функция шикша-гуру.

00:16:37 Хотя Прабхупада, когда проповедовал на западе, он эти функции брал на себя полностью. Потому что он был единственный, кто вообще представлял вайшнавскую культуру в Америке. Поэтому он лично сам всё это представлял. Все детали узнавали непосредственно от Шрилы Прабхупады. Но уже как только его первые ученики были обучены, они уже обучали других. Обязательно так происходило. Прабхупада установил такой порядок. То есть каждый также принимал наставления и передавал эти наставления.

00:17:06 И в принятии духовного учителя есть четыре вещи очень важные. Мы отмечали. Это основано на стихе тад виддхи пранипатена из 4-й главы. Четыре слова здесь выделяются особенно. Пранипат, парипраш, сева и упадекша. Мы отмечали? Что такое пранипат? Дандават. Это то же самое, что дандават, да? Это смиренное положение. То есть человек подходит к гуру, и он ложится. Вниз головой лежит, проявляет своё смирение.

00:17:39 Или иногда еще, как это делали спутники Господа Чайтаньи, брали пучок соломы в рот. Мы не делаем обычно это. Хотя это также относится к вайшнавской культуре, это можно делать. Но, видимо, на западе не привыкли люди к этому. Но все те преданные, которые приходили к Господу Чайтанье впервые, они брали пучок соломы. Санатана Госвами, Рупа Госвами, про других также, они выказывали особое такое смирение таким вот образом. То есть пранипат – это дантават, просто человек проявляет своё смиренное положение. Он говорит: «Я человек номер два, я вообще тут последний. Я вот лежу, как палка, я ничто». Вот в таком состоянии ума.

00:18:16 Парипраш, это означает. что он задает вопросы, он должен. Иначе это означает, что он не готов принять знание, если у него нет вопросов. Он должен затем принимать духовного учителя, чтобы слушать шикшу, наставления, значит, у него должны быть вопросы.

«Они посвятят тебя, передадут знание»

00:18:34 Сева. Сева означает следовать наставлениям, служение. И упадекша. Что это такое? Дикша. Дикша, вот это слово есть такое. Дикша, инициация. Но Прабхупада смотрите, как переводит. Он не переводит это слово как посвящение или инициация. Хотя это дикша, означает. Он дает другой смысл. Он говорит: «Они посвятят тебя, передадут знание». Это дикша. Дикша – это способ передачи знания также.

00:19:10 Дикша это не просто обряд и обещание во время обряда, во время инициации. Дикша – это способ передачи знания особый. Что означает: когда ученик готов посвятить себя гуру, духовному учителю, отдает себя гуру, гуру отдает себя ученику. Это называется дикша. То есть гуру проявляет себя в сердце ученика таким образом. Итак, «они посвятят тебя, передадут знание». Дикша означает процесс получения знания, с помощью которого мы уничтожаем в себе последствия своих грехов. основа дикши – что? Шикша. Отсюда такой перевод Прабхупады. Между дикшей и шикшей нет никакой разницы. Просто дикша – это более глубокий способ передачи знания. Когда получает знание через дикшу, человек разрушает все последствия греховных поступков в прошлом.

00:20:15 Например, если мы просто говорили человеку философию Сознания Кришны, хорошо. Разрушает ли эта передача знания его прошлую карму, как вы думаете? Нет, конечно нет. Еще не разрушает. Необходима дикша. Необходима особая передача знания. Например, человек может услышать и не согласиться. Верно же? Он может остаться при своем мнении. Он может и не собираться быть преданным, он может не собираться следовать всем этим наставлениям. Дикша означает, что ученик собирается следовать всем наставлениям духовного учителя. Тогда духовный учитель дает дикшу и передает знание в сердце ученика. Начало – передача знания дикшей. То есть это особая шикша. Поэтому роль дикша-гуру также особая.

Мы должны видеть друг друга как гуру

00:21:06 То есть любой человек может подойти к нам, любой. И, если он дает наставления, основанные на священных писаниях, то мы должны понимать, что это говорит Кришна через него. И он играет в этот момент функцию гуру. Смотрите, как интересно. Вот в этот момент. Он, может, неквалифицирован как вайшнав, может быть даже. Как мать Дхрувы Махараджа.

00:21:23 Я расскажу одну историю, которая случилась с Прабхупадой однажды, во время инициации. Одна из первых инициаций, когда преданные ещё не знали, как эти обряды проводить. И Прабхупада рассадил учеников. Пришли гости. Сделали огненную арену. Еще не зажигали, Прабхупада вел лекцию просто. И он объяснил, как важно воспевать Харе Кришна мантру, Святое Имя. И что сейчас будет обряд инициации, и он посвятит несколько человек в воспевание Святого Имени, он объяснял это.

00:21:52 И там было много гостей, новых людей. Родственники этих преданных, и прочее. И Прабхупада сказал им: «Просто, если вы даже имеете какие-то беспокойства в уме, возьмите, повторяйте Харе Кришна мантру – и беспокойства уйдут». Он объяснял, рассказал о мантре. Он дал лекцию, всем понравилось, все похлопали, замечательно, поняли смысл этого обряда.

00:22:13 Затем Прабхупада сказал: «Ну, теперь мы начнем, принесите все параферналии необходимые. И выяснилось, что нет необходимых параферналиев, преданные не знали, как всё это сделать. Арена даже была не украшена: были просто кирпичи. Прабхупада стал ругать: « Где [пушба], – он сказал, – цветы? Где фрукты? Почему вы не спросили меня? Вы совершенно не готовы оказались! Тут много гостей, мы срываем весь обряд». Он стал ругать их. И все гости видели, что он ругает учеников, ученики бегают. Они подумали, ученики: «О! Прабхупада хочет фруктов!» Побежали на кухню и сделали фруктовый салат, с йогуртом, с сахаром, принесли Прабхупаде: «Вот фрукты!»

00:22:49 Прабхупада ещё больше стал их ругать. Больше, уже громко, во весь голос стал ругать. И какой-то молодой человек там присутствовал, он был первый раз – пришел, ушел, и больше его тут не было никогда. Какой-то хиппи. Он послушал лекцию Прабхупады и он понял, что нужно повторять Харе Кришна мантру, когда беспокойства. И он подошел к Прабхупаде и сказал: «Прабхупада, повторяйте Харе Кришна. Сейчас у вас беспокойства – повторяйте Харе Кришна». И что сделал Прабхупада? Он взял четки и стал повторять «Харе Кришна». [Общий смех.]

00:23:20 Это шикша. Шикша. Это Кришна говорил через него. Прабхупада услышал это, смотрите. Полное смирение, полное знание. Об этом здесь речь идет. Гуру означает Кришна. Любой, кто дает наставления, основанные на священных писаниях – гуру, говорится. Значит, Кришна говорит через него. Вот это очень важный момент. Как мы можем относиться друг к другу как к вайшнаву? Вот таким именно путем.

00:23:45 Если мы всегда говорим то, что основано на священных писаниях, и имеет духовную цену и смысл, мы должны видеть друг друга как гуру. Это необходимо. Мы все нуждаемся в духовных наставлениях. Часто мы кого-то спрашиваем и слушаем. Часто говорим сами. В этот момент, когда мы говорим, нас должны слушать. В этот момент, когда нам говорят, мы должны слушать. То есть, это делает нас внимательными. Мы сможем различать Кришну от не Кришны, от майи. Если мы разберемся с гуру-таттвой, это очень важный момент. И, как говорится, Кришна повсюду, Он всегда [неразборчиво]. Но очень редкий человек видит это. Это заключается в [неразборчиво] гуру-таттвы.

Дикша открывает доступ к духовному знанию

00:24:34 И здесь говорится, что есть два аспекта шикши, Шиварама Махарадж говорит. Первое – это сама шикша, один аспект, и второй аспект – дикша. Понимаете, дикша описывается как аспект шикши. Это тоже шикша.

00:24:52 Какие-то вопросы?
– Вот, имея дикшу [неразборчиво]?
– Дикша означает, что мы получаем посвящение в духовное знание. Что это означает? Как вы понимаете посвящение в духовное знание? Вы же не получаете все духовное знание в момент инициации, в момент самого посвящения. А что означает вот эта фраза: «Получаем посвящение в духовное знание»? Что это означает? Да, мы получаем доступ слушать шикшу, вот и все. А шикшу мы должны слушать из разных источников. Дикша – это просто получаем доступ, посвящение в духовное знание. Теперь мы можем принимать духовное знание. Поэтому инициация означает «начало».

00:25:50 А предыдущая шикша, до этого, она нас просто приводила к дикше, к подлинному получению знания. Предварительное знание.

00:26:03 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Громче.
– [Чем отличается духовное знание до дикши и после?]
– Арджуна был кшатрием, был воином, и остался воином. Но что изменилось? После Бхагавад-Гиты? Сознание. То же самое происходит и здесь.

00:26:31 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Безусловно, есть разница между положением вайшнавов и обычными людьми, верно же, да? И, видя эту разницу, мы можем видеть, что лучше, что хуже, да. Есть обычные люди, карми, а есть чистые преданные. Понятно, разница есть, и понятно, какая это разница. Но не забывайте, что есть ещё Третье Лицо. Вот этим-то и сложна гуру-таттва. Кто этот Третий? Это Кришна. А Кришна – в сердце каждого живого существа. В сердце чистого преданного, в сердце обычного человека. В сердце животного, где угодно.

00:27:37 Поэтому чистый преданный может получать Кришну откуда угодно. Понимаете, как? Вот в этом-то вся и сложность. Что Кришна не ограничен ничем. Мы можем думать: «Вот, это чистый преданный, а это просто хиппи. Что за оскорбление такое?» И ученики могут так думать в принципе, да? Но сам Прабхупада не думал таким образом. Он видел Кришну.

00:27:57 Он приводил в пример своего духовного учителя. Когда к нему один ученик пришел и сказал: «Бхактисиддханта Сарасвати, у меня есть одно выгодное дело – у вас же есть деньги? Давайте закупим, а потом продадим, и будет больше денег». Вот такую вещь предложил ему ученик. Просто какой-то бизнес предложил ему. И многие ученики, которые узнали об этом, они были очень недовольны таким отношением к гуру. «Как он так понимает гуру, как он с ним такие отношения, почему он…» Но Бхактисиддханта Сарасвати что подумал? «Этот человек хочет занять меня преданным служением». Он так думал. Он вот так это понимал. «Этот человек пришел занять меня преданным служением». Вот таким вот образом. То есть, он видел Кришну.

00:28:40 И как раз здесь мы что-то зачитаем. Давайте примеры вспомним, шикша-гуру, из шастр. Какие примеры шикша-гуру? Шукадева Госвами, еще? Сута Госвами. Шестеро Госвами. Майтрея Муни, Видура, да? Все, кругом там – шикша-гуру, кругом шикша-гуру. Говорится, что Шукадева Госвами – это не дикша-гуру, никого не инициировал. Майтрея то же самое. Но мы принимаем их наставления. Это смысл шикши, ценность шикши. Шикша очень ценна.

00:29:32 И, если мы думаем, что Кришна говорит со мной только через одного человека, то есть дикша-гуру, и не хотим слышать, что говорят другие, то это неправильно. Мы не можем Кришне сказать: «Кришна, Ты можешь со мной общаться только через дикша-гуру, а через других Ты не можешь». Нет, неправильно, мы не можем так сказать Кришне. Кришна неограничен. Он может дать наставления через многих людей, откуда угодно. То есть, мы должны узнать, когда Кришна разговаривает с нами.

Увидеть гуру как представителя Кришны

00:30:06 Какой был вопрос?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет. Нет, они просто получают шикшу и следуют. Учатся следовать. Мы учимся следовать шикше, для того чтобы получить дикшу. Да, пока ученик не пообещает, что он будет следовать, дикша не дается. Поэтому сначала мы получаем шикшу и готовимся к дикше, таким образом. Каким образом? Следуя этим наставлениям. Слушая и следуя, применяя на практике. Потом приходит дикша, после этого. Степень ответственности гуру.

00:31:06 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Он не выбирает дикша-гуру. Не выбирает. Это означает, что он не развил веру ещё в дикша-гуру. Не развил веру. Это хорошо, что он следует. Но это следование должно привести его к развитию веры.

00:31:29 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Кришна никогда не падает, не надо сомневаться. Любой может упасть, но Кришна никогда не падает. Почему мы сомневаемся в этом? Зачем сомневаться в этом. Кришна – ачьюта, Он не падает. Мы должны верить не только в гуру; мы должны верить в гуру как представителя Кришны. Проблема в том, что они верят в гуру, но они не верят в Кришну. Не развили веру в Кришну. Поэтому они будут бояться чего угодно.

00:32:01 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Этого недостаточно. Нет, недостаточно этого. Он должен увидеть гуру как представителя Кришны. Он не должен видеть его независимо от Кришны. Если они рассматривают гуру независимо от Кришны, то, безусловно, они могут сомневаться во многих вещах. Они кажутся обычными людьми, хотя, конечно, они квалифицированы в чем-то. Если я не вижу связи с Кришной, безусловно, будет много сомнений. Я буду видеть обычных людей, так или иначе.

Освобожденные и неосвобожденные гуру

00:32:36 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Зависит ли прогресс ученика от прогресса духовного учителя? Да, есть разные уровни духовных учителей. Говорится, что духовный учитель, он может сразу ученика поднять до своего уровня, сразу же. Дать ему почувствовать тот уровень, на котором он находится. Присутствие духовного учителя дает Кришну. Преданный может это сделать. Это не означает, что мы сразу утверждаемся, конечно, на этом уровне. Как только он уходит, мы сразу спускаемся на свой уровень, безусловно. Но он может поднять, показать этот уровень.

00:33:18 И в этом случае, говорится, что очень хорошо принять гуру освобожденную душу. Из вечных спутников Кришны. Самое лучшее. Но есть два типа, два вида гуру: освобожденные и неосвобожденные. Прабхупада говорит: «Гуру – это вечно освобожденная душа». Вообще-то гуру. Но тот, кто следует наставлениям этой освобожденной души – пока он следует – он принимается как освобожденный. Он может быть неосвобожденный. Но тогда почему он гуру? Потому что он следует наставлениям освобожденной души. Вот, пока он следует, он принимается как освобожденный.

00:34:00 Очень постой пример здесь давался на семинаре. Электромонтер, какой-нибудь да? Он имеет подмастерье и говорит: «Вот этот провод соедини с этим, этот с этим». Он просто говорит: «Это делай так». Пока он просто делает то, что говорит ему мастер, результат получится. Он сам может не являться квалифицированным в этом. Он просто следует, строго следует тому, что говорит ему мастер. И результат будет тот же самый, как если бы это делал мастер. То есть, пока он следует. Но, как только он перестает следовать – неосвобожденный. Он утратит квалификацию гуру. Тогда он уже теряет функцию гуру, все, он уже не может быть гуру.

00:34:43 И говорится, что есть разные уровни гуру, и все мы думаем, что нужно принять гуру наивысшего уровня. Это неплохо. У того, у кого есть уже есть любовь, может быть, к Богу, это хорошо. А какой смысл, мы спросим, принимать того, у кого ещё нет любви к Богу? Можно задать такой вопрос: «Он ещё неосвобожденный, он, конечно, следует, но у него нет любви к Богу – какой смысл принимать его?» Но это гуру, тем не менее, сакшад-хари. Почему? Поскольку есть огромная разница между уровнем гуру и ученика, дистанция существует. Поэтому он уже может поднять ученика до своего уровня. Понимаете, уже может. И обеспечить ему духовный прогресс он уже может. При этом он сам продвигается, его положение – не застывшее. Он очень быстро также продвигается сам в этом направлении. Поэтому он также может быть гуру.

00:35:47 – Да?
– Скажите, пожалуйста, [неразборчиво, помехи].
– Нет, нет. Мы сегодня будем как раз говорить о степени ответственности. Это наша тема сегодня. Поэтому прояснится этот вопрос. Мы ещё просто сейчас материал повторяем, прошедший. Многие преданные не присутствовали потому что на семинаре даже.

Дикша и карма

00:38:12 – А вот вы сказали, что дикша – это меняется сознание. А вот в чем причина изменения сознания? Это вот ученик исполняет обеты? Почему [неразборчиво]?
– Дикша – это не только обряд, это целый процесс. Процесс передачи знания. Но, если вы рассматриваете дикшу как обряд, то также можно рассмотреть – обряд дикша, он освобождает ученика от кармы. Это известно. От большого количества кармы, поэтому процесс получения знания облегчается, вот и все. Ученики знают об этом. Процесс передачи знания облегчается.

00:38:50 Поскольку мы вовлечены в борьбу за существование. Из-за прошлой греховной деятельности нам трудно выйти из этой борьбы. Чувства и ум вовлекают нас снова и снова. Даже получая шикшу, мы не можем отвлечься от этой борьбы за существование, чувствуем, правда? Поэтому нужна дикша. Дикша, она как бы вырывает человека на другой уровень. Это обряд дикша.

00:39:13 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Это и есть самая важная составляющая дикши, иначе всё это теряет смысл. Какой смысл? Если мы не даем обеты, мы снова приобретем карму. И снова вовлечемся в борьбу за существование. И так происходит с теми учениками, кто забывают об обетах. Тогда дикша, она как бы теряет смысл, на какое-то время. На какое-то время теряет смысл, пока ученик снова не вернется к наставлениям, к обетам.

00:39:45 То есть, прежде чем мы достигнем совершенства, представьте, нам нужно научиться владеть своими чувствами, контролировать ум, понять, что «я не есть это тело», осознать философию, понимаете, да? Поэтому гуру, даже если он находится не на очень высоком уровне, он уже нас ведет этим путем, может вести, поскольку он обуздал чувства. Минимум уровень для духовного учителя – свобода от гун материальной природы, от низших гун природы. Если он просто свободен от низших гун природы – это тот минимум, который необходим. Это уже квалификация духовного учителя. И он понимает Бхагавад-Гиту, смысл, – все, он может проповедовать по всему миру. Принимать учеников, говорится, такой человек.

00:40:29 И между шикша и дикша гуру, Прабхупада говорил, что не нужно делать глупое разграничение. Что такое «глупое разграничение»? Как вы это поняли из семинара? [Ответы с места.] Да, то есть, когда шикша говорит, мы думаем: «Ну, это шикша-гуру. Его можно не слушать. Вот, когда дикша скажет…» Это глупое разграничение. А какое нужно разграничение провести? Есть разница между ними, все же она существует, да? В чем? В степени ответственности. Шикша несет ответственность только за свои слова, а дикша гуру несет ответственность за то, как ученик применяет его слова также.

Степень ответственности гуру

00:41:07 Итак, мы почитаем дальше. Когда будут появляться вопросы, можно задавать. Степень ответственности, которую принимает на себя учитель. Вартмана прадакшика гуру указывает путь, просто знакомит нас. Как распространители книг, например. Он не продолжает воспитывать человека, не принимает ответственности за него. Это его роль. Кто-то может брать ответственность за человека на некоторое время. На год, на два, на три. Например, в течение бхакта-програм. Лидер санкиртаны берет ответственность за свою группу, и так далее. Очень редко можно встретить человека, который принимает ответственность за всю нашу жизнь.

00:41:53 Степень преданности будет разная по отношению к разным формам гуру, в соответствии с их степенью ответственности. Дикша гуру остается с нами, пока мы не достигнем высшей цели жизни. И, если ученик отдает всего себя своему гуру, то гуру в ответ отдает себя. Духовные учителя, которые дают посвящение и дают наставления, являются равными представителями Бога, хотя их функции различны. Их цель – привести обусловленную душу к Богу. Смотрите, у них одна и та же цель. Но функции разные немного будут.

00:42:35 Таким образом, гуру принимает на себя очень большую ответственность. Он руководит своим учеником, помогает стать ему подходящим кандидатом для того чтобы тот мог обрести бессмертие. Неважно, сколько нам лет: один год, семь или шестьдесят, родители к нам одинаково относятся. Так же и гуру, принявший ответственность за всю нашу жизнь, сравнивается с родителем. Мы остаемся для них всегда детьми. Если ребенок не получает достаточно внимания от родителей, то он не может повзрослеть. Так же и ученик, не получающий достаточной заботы от своего духовного учителя, не сможет достичь уровня духовного служения.

00:43:21 Может ли быть разная степень ответственности у дикша гуру? Это ваш вопрос. Может ли такое быть, что он имеет разную степень ответственности перед своими учениками? Да?

Какие проблемы ученика видит гуру

00:43:38 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Главная функция гуру, да. Он должен сделать человека преданным. Есть проблемы изначальные. Есть проблемы поверхностные, второстепенные. Дикша гуру видит основные проблемы. Конечно, он также видит второстепенные проблемы. Например, у ученика нет денег, или семейные проблемы. Или у него что-то не ладится с профессией, с устройством жизни. Это поверхностные проблемы. Не обязательно идти с такими проблемами к дикша гуру. Но можно; поскольку это гуру, он может дать такие наставления.

00:44:23 Но это не самые важные вещи. Самые важные проблемы, которые видит дикша гуру – это то, как человек, причину, почему он находится вообще в материальном мире. Вот, что видит дикша гуру. Все его наставления направлены вот на этот корень. На главный корень, откуда исходят все остальные проблемы. Семейные, профессиональные, денежные, экономические, политические, социальные – любые, букет. Корень один и тот же. Корень – материальные привязанности, к телу. Значит, это ложное эго, другие недостатки, и прочее. Вот гуру видит вот эту причину.

00:45:01 Ученик часто забывает от этой причине, по своё природе, забывчивое живое существо. Он думает, что у него проблемы, много внешних проблем – вот это главный момент. Себя же он чувствует как бы невинным при этом. А гуру видит совершенно иначе. Он видит, что причина этих страданий – в самом ученике, в самом человеке, в его сердце. Поэтому главная функция дикша гуру – давать именно эти наставления: как освободить ученика, не от временных проблем, а от вечных. Это функция дикша гуру. Дикша гуру не должен заниматься какими-то социальными вопросами, не обязан. Он может, если хочет, но это не его главная обязанность, дикша гуру, нет.

00:45:47 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Почему отказаться? Он будет учить его. Он берет ответственность за него. Вот мы читаем, смотрите, вопрос: «Может ли быть разная степень ответственности у дикша гуру?» Человек, который регулярнее всех дает шикшу, становится дикша гуру. Человек, который регулярнее всех дает шикшу, становится дикша гуру. Иначе говоря, он уже принял на себя самую большую ответственность как шикша гуру, так? Он уже принял, он уже сделал это фактически. Поэтому ученик чувствует взаимность и хочет получить дикшу именно у него. Так что здесь какой будет ответ? Какой ответ будет? Он несет полную ответственность за ученика. Полную.

Может ли гуру отказаться от ученика?

00:46:40 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Дикша гуру? Ну, мы таких случаев не знали в ИССКОН. Ни разу.
– [Вопрос, неразборчиво.]
Было много случаев? Не знаю. Пока не знаю.

00:46:57 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Не знаю, да, это нужно ещё проверить, так ли это на самом деле, я не уверен, не знаю. У Прабхупады не было такого, у Прабхупады в практике. Мы не слышали таких примеров ни разу. Я помню, как один преданный зада вопрос духовному учителю, публично, что: «Иногда ученик отказывается от гуру. А бывает такое, чтобы гуру отказался от ученика?» Это был вопрос. Он был логичным довольно, этот вопрос, но гуру сказал, что «я не хочу отвечать на этот вопрос». Так он отреагировал. Очевидно, бывают такие случаи.

00:47:33 Я помню один такой случай. В России, когда несколько преданных хотели напечатать независимо книги [BBT], Прабхупады, независимо от [BBT]. Свое, свой [BBT]. По каким-то причинам. И они практически начали это уже делать. И тогда их духовный учитель написал им письмо, что это оскорбление Шрилы Прабхупады. Вы дали ему пощечину. И я откажусь от вас как от учеников, если вы это сделаете. Настолько это серьезно было. Я откажусь от вас как от учеников, если вы это сделаете. Был один случай такой, который я мог видеть. Но этого не произошло. Это было просто предупреждение. Несомненно, это повлияло на них очень сильно.

00:48:23 – [Вопрос, неразборчиво.] Я слышал, такой случай был просто, [неразборчиво] публично отказался от [неразборчиво].
– Да, что-то в этом было. Что-то в этом было. Но также ученик может вернуться, и гуру может принять его снова. Гуру это гуру. Отец может иногда отказаться от своего сына, как бы, там, на основании его плохого поведения, но на самом деле он ждет его. Такова психология. Поэтому это вопрос такой, непростой.

00:48:55 – [Вопрос, неразборчиво.] А гуру сказал: «Ты не должна». Она сказала: «Я всё равно поеду». [Неразборчиво] А он сказал: «Если ты туда поедешь, то я не несу ответственности за то, что там случится». Я хотела [неразборчиво], вот, если, например, ученик, например, нарушает какой-то принцип и не выполняет наставления духовного учителя, он полностью, получается, не то чтобы отказывается от ученика, а только вот именно за этот определённый принцип [неразборчиво], он не несет ответственности.

00:49:46 – Это очень просто понять. Это так же, как если мы едем на машине, и на дороге всегда есть какие-то знаки дорожные, правда? Иначе как бы мы ориентировались? И там, например, знак, траншею роют, ведутся работы на дороге. И рекомендация сбросить скорость. А вы говорите: «Я всё равно хочу ехать на своей скорости». «Хорошо, езжайте, но мы ответственности не несем за это». Это просто предупреждение. То есть гуру, он видит, каким путем идет ученик, он знает, что там яма. И он просто дает предупреждение: «Вот этого лучше не делай». А ученик говорит: «Нет, я хочу это». «Но тогда я ответственности не несу за это, я знаю, что ты попадешь в яму. Меня не обвиняй, то есть, в этом. Я тебе этого не советовал и не говорил». Да, именно в этом отношении.

00:50:29 Или, как один преданный написал духовному учителю письмо и сказал: «Я хочу жениться, и у меня жена в два с половиной раза старше меня. Что делать?» Ну, он говорит: «Ну, если ты очень хочешь… Но я не даю никаких тебе благословений на этот счет. Но ты можешь сделать как хочешь. Но я не благословляю – у тебя будут проблемы в будущем». Но он не запретил это сделать, в то же время.

00:50:57 [Вопрос, неразборчиво.]
– Сначала они должны звучать внешне, довольно долгое время. Прежде чем он услышит, как внутри сердца, те же самые наставления. Конечно, должен быть звук, живой звук, безусловно. Гуру, он дает наставления, он говорит, повторяет послания, передает послания. Гуру, также действует собственным примером, усиливая таким образом наставления. Придает им силу духовную. Необходимо слушать.

Чему учит духовный учитель?

00:51:53 Как правило, дикша гуру принимает полную ответственность за ученика. Но бывают исключения. Шримад Бхагаватам, 5-я песнь: «Тот, кто не может освободить своих подопечных из океана рождений и смертей, не должен становиться духовным учителем, отцом, мужем, матерью или полубогом, принимающим поклонение». Видите, значит, такое бывает, что человек не может, да? Освободить своих подопечных. Поэтому дается предостережение. Не должен становиться таким человеком.

00:52:27 Комментарий Прабхупады: «Каждый человек должен чувствовать ответственность и отвечать за своих подопечных. Точно так же, как духовный учитель принимает ответственность за своих учеников или отец принимает ответственность за сына. Мы не можем нести эту ответственность честно, если мы не способны избавить нашего подопечного от повторяющихся рождений и смертей». То есть, на гуру накладываются определённые обязанности также, довольно серьезные.

00:52:54 Шестая песня Шримад Бхагаватам: «Духовный учитель учит ученика, каким образом избавиться от материалистического образа жизни и, в конце концов, стать на путь, ведущий к Богу». Вот, здесь определяется уже его функция, духовного учителя. Видите, чему он учит? Больше ничему.

Личная позиция гуру

00:53:11 – [Вопрос, неразборчиво.] В одной [неразборчиво] сказал, что духовному учителю все равно, что делает его ученик. Но самое главное для духовного учителя – его привязанность к нему, духовная. Это можно во всех случаях применить [неразборчиво]?
– Привязанность к духовному учителю?
– Ему все равно, духовному учителю, что чувствует его ученик по отношению к нему?
– Я не знаю, что это была за беседа, контекст непонятен. Непонятен контекст. Видимо, он отвечал на что-то конкретное. Не знаю, может быть, это была личная позиция духовного учителя.

00:54:01 Однажды он сказал Харинамананде, он спросил его: «Хочешь знать мою философию?», как-то И Харинамананда сказал: «Конечно». «Я позволю делать каждому то, что он хочет, а сам вернусь обратно к Богу». Это была его также личная позиция. У [неразборчиво] Свами спросили: «А вы, наверное, будете проповедовать дальше, в других воплощениях, во всей Вселенной?» А он говорит: «Никогда. Я вернусь к Богу. Я вернусь к Богу в конце этой жизни и никогда я больше не буду проповедовать». Это личная позиция гуру, она может быть. Она также имеет место, личная позиция гуру. [Общий смех.]

00:54:46 Письмо Бхакти Тиртхе Махараджу: «Сейчас здесь, я принимаю тебя как своего ученика, – Прабхупада пишет, – ты должен согласиться неукоснительно следовать всем правилам и ограничениям. А также согласиться исполнять наставления моих представителей, членов GBC по твоей зоне и президентов храмов. Если ты будешь неукоснительно следовать этому, то твоя жизнь увенчается успехом, и ты вернешься обратно к Богу. Это я тебе обещаю, гарантирую». Прабхупада говорит.

00:55:19 Роль дикша гуру отличается от других степенью ответственности. Но в этом наставлении Шрила Прабхупада также хочет, чтобы ученик оставался под руководством шикша-гуру.

Положение основателя-ачарьи

00:55:34 И третий критерий гуру, это ади-гуру, основатель-ачарья. Смотрите, что Прабхупада сам писал об этом положении, о своем положении. Несколько выдержек. Шрила Прабхупада подчеркивал свою роль основателя-ачарьи, в 76-м году. Цитата: «Как ачарья-основатель, и высший авторитет в вопросах, касающихся ИСККОН, пожалуйста, учти: пока ты не получишь разрешения от меня, ты должен ждать и не брать [займов]». Одна цитата.

00:56:02 Другая: «Я, нижеподписавшийся, являюсь основателем-ачарьей ИСККОН и лидером всех отделений ИСККОН». Еще цитата: «Будет руководящий совет. И его цель – исполнять волю основателя-ачарьи». Это писал Прабхупада. Этот сохраняется принцип и сейчас. Нужно помнить об этом, что весь ИСККОН принадлежит Прабхупаде. Это он построил этот дом, никто другой. Он основатель-ачарья, и останется всегда таким. Это позиция ади-гуру. Значит, все остальные духовные учителя следуют за ним.

00:56:42 Вывод: основатель-ачарья – это такой великий преданный, чьи наставления являются всегда высшими, последним словом для всех преданных. Для всех преданных. И обязанность всех его последователей – исполнять его волю. На каком уровне находится основатель-ачарья, как вы думаете? А? Какой уровень? Да, уровень, какой уровень духовный? Бхактивинод Тхакур, Бхактисиддханта Сарасвати? Освобожденные души, это известно нам, да? Шрила Прабхупада находится на том [прерывание записи].

00:57:17 Практически, все преданные, – я не знаю, он так сказал, мы сейчас проверим – практически, все преданные до инициации, когда они пришли в ИСККОН, они видели во сне Шрилу Прабхупаду. получали какие-то от него указания. У кого это было, поднимите руки? Не у всех, да? У меня было много раз, на самом деле. Были очень интересные сны, я потом как-нибудь расскажу. Потом поделимся снами еще. [Смех.]

00:57:48 Ади-гуру берет за нас гигантскую ответственность. Мы должны быть очень прилежными садхана бхакти, но, тем не менее, мы очень падшие. Однако на нас всех распространяется милость Шрилы Прабхупады. Появляются вопросы? Это довольно ясный предмет, да? Основатели-ачарьи.

00:58:10 – Вот, вы сказали, что Прабхупада был на освобожденном уровне, он пожертвовал всем ради нас. «Пожертвовал всем» – как это понять?
– Мы видим, что люди приходят в материальный мир, для того чтобы исполнять свои материальные желания, воплощаются, да? То есть, меняют тела и прочее. Поскольку остаются материальные желания. Но вопрос: зачем приходит освобожденная душа? Нет материальных желаний. Бхактивинод Тхакур, Бхактисиддханта Сарасвати, Шрила Прабхупада. Зачем они приходят? Распространять Cознание Кришны.

00:58:47 И, поскольку у них нет материальных желаний, они жертвуют целиком всей своей жизнью ради нас. Целиком. По этому признаку можно понять, отличить освобожденную душу от неосвобожденной души. По этому, один из признаков. Он всем жертвует, полностью, сто процентов. Ради служения Господу. Это освобожденная душа. Поэтому это подтверждение того, что Прабхупада освобожденный. Он всем пожертвовал ради нас, говорится.

Шакти-авеша аватары

00:59:18 У меня два вопроса. Один – я слышал, что Прабхупаду, в соответствии с писаниями, его признали шакти-авеша аватаром. Так ли это? И второй вопрос: в каком положении человек, у которого есть материальные желания, но он, в то же время, пожертвовал всей своей жизнью ради [неразборчиво]?
– Это противоречие. Так не может быть. Можно пожертвовать телом – этого недостаточно. Недостаточно пожертвовать телом. Тело, речь и ум – вот это означает все. Поэтому это противоречие.

01:00:05 – А в чем первый вопрос был?
– Прабхупаду признали шакти-авеша аватаром?
– Да. Да, это так. Шакти-авеша аватар. Шакти-авеша аватар означает, что обычный человек не может сделать таких вещей. Он получает полномочия свыше ради исполнения миссии. Это шакти-авеша аватар означает. То, что сделал Прабхупада, не может повторить обычный человек никакой, это невозможно сделать. Нужно быть уполномоченным.

01:00:33 – Можно сказать, что Бхактисиддханта Сарасвати [неразборчиво]?
– Шакти-авеша аватар тоже, да. Да, то же самое. Вот видите, как много их приходит, один за другим буквально. В кали-югу, говорится, даже у них проблемы есть, у такого уровня.
– Это признано на основании их деятельности, или где-то есть подтверждения в шастрах?
– Подтверждения чего?
– Вот, допустим, когда Господь Чайтанья Махапрабху пришел, в шастрах это описывается [золотой аватар]. Шакти-авеша аватар Шрила Прабхупада – это какое-то упоминание есть? Предсказание либо подтверждение?
– Шакти-авеша аватары разные бывают. Это может быть Вишну-таттва или джива-таттва. Например, Махараджа Притху? Говорится, что это вишну-таттва. Шакти-авеша аватар, но Вишну-таттва. Будда – шакти-авеша аватар, говорится, но Вишну-таттва. Сам Верховный, Вишну-таттва. А есть джива-таттва шакти-авеша аватар, как Иисус Христос, например. Джива-таттва, но он шакти-авеша аватар.

01:01:53 Поэтому, когда приходит Вишну-таттва шакти-авеша аватар, безусловно, есть в писаниях прямое упоминание об этом. Когда приходит джива-таттва, есть косвенные упоминания, например, о Прабхупаде говорил косвенно Господь Чайтанья Сам. Есть такое, это, по-моему, я не могу точно сказать, откуда это, это может быть Чайтанья Бхагавата, я не помню. В Гауранге написано? В Гауранге написано, но источник может быть Чайтанья Бхагавата. Где Господь Чайтанья говорит, что «через 500 лет придёт Мой генерал, который всё это сделает».

01:02:24 – [Реплика, неразборчиво.]
– Сенапати бхакта, да, это указание на Прабхупаду, конечно же. Он сказал, что это будет распространено, Россия, Пруссия и так далее. Но Господь Чайтанья указал именно, косвенно, на Прабхупаду. «Мой генерал придет». Так что похоже, что Прабхупада из этого окружения. Раз Господь Чайтанья так сказал.

01:03:00 – [Вопрос, неразборчиво.]
– [Смеется] Это неважно. Неважно. Мы не знаем, что он делал в прошлой жизни и почему. Неизвестно.

Об исполнении обетов и карме

01:03:17 – Я слышала, что [неразборчиво]. И я слышала ещё такое, что когда человек начинает опять грешить и не исполнять то, что [неразборчиво], эта карма опять на него сваливается [неразборчиво] как бы и он как бы страдает. И потом, когда он опять возвращается к исполнению обетов, он опять нормально себя чувствует. Это правда?

01:03:47 – Что-то в этом есть, но, кажется, здесь какие-то спекуляции. Потому что не то, что вдвойне карма сваливается на него. Не совсем так точно будет сказать. А после инициации, после посвящения, когда ученик дал обеты следовать наставлениям, ответственность за греховную деятельность повышается. Во много раз, не в два раза – во много раз повышается. Прабхупада говорит: «Есть разница – человек не знает, в невежестве делает плохо, это… он несет ответственность за это, невежество не оправдание. Но есть разница, если он это делает сознательно, зная, что это плохо». Во много раз это отягощает его поступки. Вот это имеется в виду. После инициации человек должен быть очень-очень осторожен.

01:04:32 – [Вопрос, неразборчиво, о карме.]
– Не думайте, что он возвращает её тут же. Нет-нет. Гуру не такой. Эта карма сжигается, её уже нет. Все, её уже нет, этой кармы. Остались просто дурные привычки, в неправильном состоянии. Они в принципе нам и не мешают в каком-то смысле, поскольку карма исчерпана та, большая часть кармы. Они остались, и мы легко их контролируем. Но, если мы нарушаем обеты данные, эти привычки усиливаются, вот что происходит. Не карма возвращается, а просто привычки, которые сохранились. Последствия как бы этой кармы ещё есть. Привычки, они сохраняются долго еще.

01:05:19 – Например, человек инициировался, а через какое-то время он почувствовал, что он не может соблюдать какие-то принципы, не один даже. И время от времени он нарушает эти принципы [неразборчиво], и гуру разрешил, разрешает ему. Это говорит о том, что духовный учитель, он, как сказать? Из-за того, что ученик не может соблюдать, он разрешает? В данное время, ну, год, два, или все равно, что он будет нарушать, или какой-то другой случай?
– Гуру не разрешает.
– Но…

01:06:16 – Это его обязанность. Нет, тут другая сторона. Это, знаете, как анекдот есть такой. Как лев вызывает к себе животных и говорит: «Завтра в час приходи, я тебя съем на обед, записываю. В час на обед, понял?» «Да, понял, приду, все». Вызывает другого, третьего, и всех записывает: на ужин, кого на завтрак. Позвал зайца и говорит: «Ты придешь через три дня». И у всех спрашивает: «Вопросы есть?» в конце. И все говорят: «Нет вопросов», они боятся. «Ты придешь через три дня на обед, понял?». «Понял», – сказал заяц. «Вопросы есть?» «Есть». «Какие?» «Можно не приходить?» «Можно, заяц, вычеркиваю». [Общий смех.]

01:07:01 Не думайте, что так относится к инициации гуру. «Я обещал соблюдать принципы, но у меня есть вопрос, после инициации: могу я их не соблюдать?» «Можно, я вычеркиваю, так». Нет. Уступка может быть какая-то. Но это лишь потому, что гуру видит, что ученик не способен, давить бесполезно на него. Он просто все бросит и уйдет, скажет: «Я не способен» и все. Поэтому гуру пытается его сохранить для преданного служения. Он найдет способ, как научить его этому. Не так, что он теперь ему разрешает, дал ему санкцию – пожалуйста. Нельзя так понимать, нет.

01:07:38 – [Вопрос, неразборчиво, о прарабдха-карме.]
– А прарабдха? Прарабдха – это наше тело. [Смех.]
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Это то, что связано с телом непосредственно. У дерева не только ствол, ещё и ветки есть. Нельзя ветки отесать, сказать: все, остался ствол только.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Ну, это да, есть тонкости в этом. Есть очень много тонкостей в этом, потому что… Это называется уже Кришна-кармой, то, что остается. Кришна-карма – это… Кришна знает, как использовать для нашего же блага эту карму.

01:08:23 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Что сделать? Вы думаете, Кришна именно такой? Что Он только хочет нам по голове надавать? Это Его единственная цель? Нет. Кришна очень милостив. Учить будет карма вот эта вот самая. Да, эта карма будет учить, материальная природа. Потому что Кришна руководит материальной природой. Материальная природа будет учить нас искренности. Материальная природа, её функция – задерживать здесь неискренних людей, держать.

Может ли брахмачари жениться?

01:09:03 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Если духовный учитель был брахмачари, потом стал грихастхой?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Это нормально. Никак не влияет. Есть такой пример? Нет, нормально. [Неразборчиво] говорил однажды на лекции: «Я, говорит, брахмачари, я могу жениться. Я не санньяси. Не думайте, что я не могу», – говорит, – «Я могу, потому что я не санньяси». И это не будет чем-то неправильным. Он остается духовным учителем. А в чем проблема?

01:09:51 [Реплика, неразборчиво]
– Он просто однажды сказал, чтобы ученики не думали какие-то вещи, не выдумывали какие-то вещи.
– Духовный учитель, он же показывает пример отречения [неразборчиво].
– Необязательно. Необязательно. Необязательно в этом причина. Бхактивинод Тхакур всегда был женат, всю свою жизнь. Всегда его пример приводится.

01:10:21 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Смысл в том, что семейная жизнь не препятствовала духовной жизни Бхактивинода Тхакура. В случае с Прабхупадой было по-другому. Но Прабхупада сам написал в одном месте, я знаю цитату эту, привожу часто, что «если семья не является препятствием для духовной жизни, необязательно принимать санньясу».

01:10:39 – [Если на данный момент он не женат, духовный учитель, то, как бы, женитьба выглядит… Ну, я не понимаю.]
– Нет, это не так.
– Если он счастлив в сознании Кришны, то зачем ему женитьба?
– Это не уменьшит его счастья в сознании Кришны. [Общий смех.] Не совсем, не совсем материальный в этом случае. Не совсем материальный. Кардама Муни, очень высокий уровень, мы читаем это из Бхагаватам. Это очень высокий уровень Cознания Кришны. Женится. У всех на глазах, в Бхагаватам описывается. При этом не теряет духовной квалификации.

01:11:28 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Почему?
– Да время такое было. И потом, он не был духовным учителем.
– А сейчас такое время, что нельзя жениться? Сейчас время ничем не хуже того времени. На этот счет нет никаких ограничений, видите.

01:11:48 – Я как-то слышал, что иногда учитель, преданный может жениться, для того чтобы зачинать [неразборчиво]. Или же он хочет спасти жену, поднять её на свой уровень.
– Да, сейчас от нас не требуется такого детального понимания этого вопроса. Не требуется. Мы должны просто знать шастры. Брахмачари может жениться. Это не проблема для него. Вот и все. Нельзя выдумывать какие-то вещи на основании своих представлений.

01:12:20 Мы дочитаем эту главу все же. Тут осталась страница.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Ничего не понял совершенно, из вопроса. Он не был брахмачари и женился. А кем же он был до этого? Не прошел школу брахмачари, но стал санньяси.
– Нет, он прошел, но как бы [неразборчиво.]

01:13:05 – Раз человек принял санньясу, значит, у него был определённый уровень, и авторитеты подтвердили это. Или вы думаете, он был ненастоящим санньяси, если он не прошел подготовку брахмачари? Очевидно, он как-то прошел эту подготовку, каким-то образом. Санньяса – это уже высший уровень духовного развития. Вопрос сознания здесь играет роль. Брахмачари, он не имеет, может быть, ещё развитого сознания. Но санньяси имеет развитое сознание. Здесь большая разница. С неразвитым сознанием человек не принимает санньясу. Если он принял санньясу, значит, сознание у него было достаточно развито. Достаточно развито.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Да. Всегда, когда после санньясы человек женится – это падение. Шастры говорят так.

Четыре сампрадаи и их основатели-ачарьи

01:13:54 Бхактивинод Тхакур, цитата: «Учение, которое оставили основатели-ачарьи сампрадаи, им нужно оказывать особое почтение. Шри Рамануджа Ачарья, Нимбарка, Вишнусвами являются основателями-ачарьями четырех сампрадай. И мы должны принимать только их наставления и выводы, к которым они приходят, а не выводы, к которым приходят другие. Мы должны получать посвящение в одной из этих четырех сампрадай, а не в другом месте. Преданный должен понять, что ади-гуру – первый духовный учитель сампрадаи является шикша-гуру, и мы должны принимать только его учение, а не то, чему учат другие учителя и ученые. Только преданный, который до конца понял, чему учит шикша-гуру, способен играть роль дикша-гуру для других. Духовный учитель, который дает посвящение ученику, называется дикша-гуру. И тот, и другой, являются Моими представителями». Погодите, что это такое? Все правильно, это цитата. Почему в такой форме? Читаю.

01:15:07 – [Реплика, неразборчиво.]
– [Неразборчиво.] По-моему, вот здесь. Повторить что нужно? «Только преданный, который до конца понял, чему учит шикша-гуру, способен играть роль дикша-гуру для других». Три пункта из этого, что мы прочитали. Первое: ади-гуру – это шикша-гуру для каждого. Его наставления обязательны для всех. Второй пункт: мы не должны принимать то, чему учат другие учителя или ученые. Не выходить за пределы ИСККОН. Третье: тот, кто понял наставления ади-гуру, может стать дикша-гуру. Или: тот, кто следует наставлениям ади-гуру, тот может быть дикша-гуру. Если нет, то он утрачивает право давать шикшу, и лишается авторитета, и не является больше гуру.

О Гаудия Матхе, ИСККОН и GBC

01:16:07 Так, на сегодня достаточно. Последний вопрос?
– Так получается, Шрила Прабхупада, он был ади-гуру, и, в соответствии с этим примером, Гурудев [неразборчиво], и значит, мы должны следовать наставлениям Шрилы Прабхупады. Но мы также [неразборчиво, о Гаудия матхе]?
– Очень хороший вопрос. Очень хороший вопрос. Скажите, откуда, как вы думаете, откуда (может быть, кто-то знает) откуда эта идея у Прабхупады – ИСККОН – появилась? Прабхупада организовал ИСККОН и GBC. Откуда эта появилась идея?

01:16:48 – [Реплика с места.]
– Бхактисиддханта Сарасвати. Он хотел сделать управляющий орган. Да? Орган из возвышенных преданных, который бы управлял развитием проповеди по всему миру. Он сделал Гаудия Матх это называлось в то время. Сейчас вы не сможете объяснить, что такое Гаудия Матх. Вот, скажем, вы говорите Гаудия Матх, да? Я недавно спросил у одного преданного, который живёт в Индии: «Как там в Гаудия Матхе дела», – я спросил. Он говорит: «Нет такого понятия цельного – Гаудия Матх. Матхи совершенно отдельны». Это просто множество храмов, где есть свой руководитель у них. Совершенно разные могут быть принципы, разные. Разные функции. Нет такого – Гаудия Матх – одно, целое. Они раздроблены на части. Гаудия Матх не существует, каким он был при Бхактисиддханте Сарасвати.

01:17:35 И, когда Прабхупада говорил, что там будет пожар, и нужно печатать книги, да, и вот он говорил эти вещи Прабхупаде. Так и случилось. Гаудия Матх распался, потому что они не последовали наставлениям Бхакисиддханты Сарасвати. Знаете, они что стали думать? Они стали думать: кто возглавит Гаудия Матх? Хотя Бхактисиддханта Сарасвати сказал, орган должен быть, коллективный орган управления. Они же стали думать: кто лично возглавит Гаудия Матх? Бхактисиддханта Сарасвати ничего не сказал, ни про какую личность конкретно. Поскольку они не последовали этому наставлению, так ничего и не произошло там. С точки зрения проповеди они потеряли всю силу и они стали бесполезными, говорится.

01:18:15 Но Прабхупада воплотил эту идею именно на западе. Из своих учеников он создал, из наиболее продвинутых, самых лучших, он создал коллектив. Это были первые одиннадцать. Они стали GBC. Он сказал: они должны стать идеальными, и они могут дополнять этот коллектив, но они не должны выходить из GBC. Они должны стать идеальными, он требовал это. И они будут управлять всем движением по всему миру. Это идея Бхактисиддханты Сарасвати. Это то, что сделал Прабхупада. Это ответ, в этом уже есть ответ на все эти вопросы. Гаудия Матх не последовал наставлениям Бхактисиддханты Сарасвати. Поэтому они отпали в этом отношении, в проповеди. Прабхупада один последовал, смотрите, и результат получился. Поэтому это парампара, это факт. Это очевидный факт.

01:19:08 Мы продолжим когда, семинар? А? Завтра можно продолжить, да? Завтра в это же время. Хорошо. Шрила Прабхупада, ки джай!

01:19:35 Джай Шри [неразборчиво]!
Это первое. И второе – они могут быть освобожденными или неосвобожденными. Минимальный уровень духовного учителя – свобода от гун природы. Строго следующие наставлениям считаются освобожденными. Третий пункт: духовные учителя имеют разный уровень продвинутости и степени ответственности. Это относится к шикша-гуру, так как дикша-гуру всегда берет полную ответственность.

01:20:13 И четвертый пункт: ади-гуру – самый возвышенный вайшнав. Он принимает ответственность не только за своих учеников, но и за всех его последователей. Такие, как Рамануджа Ачарья, например, или Шрила Прабхупада.

Верность ученика своему дикша-гуру

01:20:32 Теперь следующая тема начинается: что такое принимать шикша-гуру. Как это приложимо на практике? Будем так же продолжать: мы будем читать и попутно, если появляются вопросы, можно задавать. Итак, что такое принимать шикша-гуру, и как это приложимо на практике?

01:20:54 Из всех вайшнавов дикша-гуру и шикша-гуру занимают особое положение. Имеется в виду тот шикша-гуру, который дает регулярные, систематические наставления. Это человек, которому ученик так же предан, как своему дикша-гуру. Из всех прочих духовных учителей мы должны, прежде всего, следовать указаниям этих двух гуру. Если человек, который дал нам посвящение, не обладает большой духовной силой, то можно слушать других духовных учителей. Но нельзя отвергать за это своего духовного учителя, пока он следует процессам. Так как за это отвержение ученик падет.

01:21:43 Мы должны получать шикшу от других с позволения своего дикша-гуру. И, получив наставления, ученик должен передать их своему гуру и выслушать от него их снова, с его наставлениями. И если ученик не сделает так, то он плохой ученик, и он грешник. Он должен сохранять верность своему гуру.

01:22:16 Основные характеристики дикша и шикша-гуру. Гуру – это тот, кто знает науку о Кришне. Он не просто умеет говорить. Он знает Бхагавад-Гиту, это минимум, поэтому он может проповедовать по всему миру. Дикша и шикша-гуру находятся на равном уровне, хотя исполняют разные функции и по-разному относятся к ученику. Преданный встречается с гуру по милости Кришны. Шикша-гуру дает наставления, чтобы возвысить ученика, дать ему абхидею, практическое выполнение служения. Он дает наставления в соответствии с природой ученика.

01:23:03 Есть два типа шикша-гуру – освобожденные и не освобожденные. От уровня ништхи вверх – освобожденные. И от уровня ништхи вниз – не освобожденные. Наставления освобожденного гуру – объективные, неосвобожденного – субъективные. Освобожденный видит вещи в истинном свете, так как он свободен от гун материальной природы. Поэтому он видит проблему и видит её решение. Полное понимание. Не освобожденный на все смотрит субъективно, он дает наставления в соответствии с уровнем, на котором находится сам.

01:23:47 Например, здесь дается пример: если человек читает 15-ю главу Бхагавад-Гиты, и если к нему кто-то приходит за наставлениями, он проповедует ему 15-главу, поскольку он её читает. Например. Поскольку он находится на этом уровне обучения просто. Человек ограничен своим видением, это влияет на его наставления: он субъективен. Самая большая ответственность – это обещание вернуть ученика обратно к Богу. Шикша-гуру также может это делать, так как он может быть достаточно продвинут, но не хочет брать полную ответственность. В этом случае шикша-гуру и дикша-гуру действуют вместе.

01:24:30 В случае, если дикша-гуру оказывается неспособным вести ученика, шикша-гуру берет полную ответственность. Божество шикша-гуру – Говинда Дев. Кришна учит Арджуну. Так как шикша-гуру учит нас, как вернуться обратно к Богу, его называют функциональным проявлением Господа. Шикша-гуру, который дает наставления наиболее регулярно ученику, становится его дикша-гуру.

01:25:00 Какие-то вопросы есть?
– Независимо от того, дал инициацию или нет, да?
– Шикша-гуру?
– Нет, вот шикша становится дикшей. Независимо от того, получил он инициацию или нет, да? Посвящение.
– Нет, если он получил инициацию и посвящение, значит, это кто-то другой дал ему дикшу.
– Вы сказали, что шикша-гуру, давая постоянные наставления, может становиться дикша-гуру. То есть, не давая инициацию, он становится дикша гуру?
– Нет, он дает инициацию, значит. Дает инициацию. Дикша означает инициация.

01:25:27 – Расскажите, пожалуйста, подробнее этот момент. Когда шикшу дает какой-то духовный учитель, который приезжает, допустим, он дает наставления, дает шикшу. Должен ли ученик, который получил дикшу от другого духовного учителя, как-то отчитываться за получение наставлений? И как это выглядит? То есть, как он должен получить обратно шикшу от своего дикша-гуру [неразборчиво]?
– Здесь имеется в виду, что… Этот пример, мы прочитали в начале, означает, что дикша-гуру не является слишком квалифицированным. И в этом случае ученик получает наставления от кого-то другого. Такие наставления, которые не может дать ему дикша-гуру его. В этом случае он может получить эти наставления от кого-то другого, которые ему необходимы. Но по этикету он должен снова вернуть эти наставления своему гуру. Придти и сказать, что он услышал. И получить от него, с его наставлениями, снова, обратно. Вот это имеется в виду

01:26:43 – Вот, вы говорили, что субъективно [неразборчиво]. А может ли, тот, кто субъективно смотрит, быть дикша-гуру?
– Дикша-гуру? Как правило, нет. Как правило, такой человек не становится дикша-гуру. Это может быть как исключение лишь только в том случае, если вообще нет больше никого из квалифицированных дикша-гуру. В этом случае кто-то может стать дикша-гуру, говорится, находясь на своем обычном уровне. Это как исключение расценивается. Но, в присутствии квалифицированных дикша-гуру, никто не будет становиться дикша-гуру, давая субъективные наставления. Нет причин для этого.

01:27:35 – Что значит, вы сказали, не способен дать [неразборчиво]?
– Да, тогда шикша-гуру дает наставления.
– А что значит «не может», по каким причинам [неразборчиво]?
– По тем или иным причинам. По разным причинам. Может быть, гуру, духовный учитель, уходит из этого мира. Он больше не может присутствовать, лично давать наставления, да? В этом случае шикша-гуру берут на себя эту обязанность, давать наставления. Например, когда Шрила Прабхупада ушел из этого мира, очень много оставалось его учеников, неофитов, недавно инициированных, имеющих первую инициацию. И в этом случае заботу о них брали старшие ученики Прабхупады. Они были их шикша-гуру. Это один из примеров.

01:28:31 – Шикша-гуру, он обычно, как-то… Вот, например, ученики Прабхупады, они шикша-гуру были для следующего поколения учеников. А вот преданные, которые уже могут быть, да [неразборчиво]?
– Ученики Прабхупады, они являются шикша-гуру для нас. Могут ли ученики нашего поколения быть шикша-гуру? Могут быть, поскольку шикша означает просто уровень знания какой-то. И в этом смысле мы также можем играть роль шикша-гуру, наставляющих. Давать наставления друг другу. В зависимости от нашего уровня духовного развития, они будут разными: субъективными или более объективными. Но функцию шикши выполняет практически любой преданный.

01:29:25 – Если дикша гуру, он субъективен, и вы получаем наставления шикша-гуру, и передаете их дикша-гуру, и он субъективен, какие наставления можно услышать от него?
– Такого не бывает, поскольку, ну, как правило, не должно быть такого, да? Потому что здесь как раз говорится о том, что у дикша-гуру и шикша-гуру одна и та же цель: вернуть ученика обратно к Богу. Если дикша-гуру не знает, какие давать сейчас наставления точно ученику, он может послать его к шикша-гуру, тому, кто знает. Либо ученик сам может найти кого-то случайно или по воле Кришны, кто даст ему наставления.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 10 October 2013