Глава 1. Родители и ранние годы жизни

Ананда Сангха - 01 January 2020
аудиокнига для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:30:40 | качество: mp3 128kB/s 28 Mb | прослушано: 46 | скачано: 148 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:16 Долгое время характерной чертой индийской культуры были поиски конечных истин и сопутствующие этому взаимоотношения Ученик - Гуру.
Гуру - духовный учитель. От санскритского корня «гур» - взращивать, поднимать. В 17-й главе Гуругиты слово “гуру” трактуется как “рассеивающий мрак” (от гу - мрак, тьма и ру - тот, который разгоняет).

00:00:48 Мой собственный путь привел меня к христоподобному святому, чья замечательная жизнь является памятником на века. Он был одним из тех великих учителей, которые составляют истинное богатство Индии. Являясь в каждом поколении, они служили своей стране надёжной защитой от участи Древнего Египта и Вавилона. Я вижу, как самые ранние мои воспоминания охватывают анахроничные черты предшествующего воплощения. Ясные картины воспоминаний приходили из далекой жизни, когда я был йогом в Гималайских снегах.
(Йог - человек, занимающийся йогой - “единением”, древней индийской наукой медитации на Бога.)

00:01:35 Эти отблески прошлого, благодаря вневременной связи, давали мне возможность видеть и проблески будущего. Из памяти не исчезла унизительная беспомощность детства. Я с обидой осознавал неспособность ходить и свободно проявлять себя. Сознание немощи тела вздымала волны моления во мне. Моя напряженная эмоциональная жизнь внутренне выражалась в словах множества различных языков. Среди этой какофонии я постепенного привыкал ограничивать свой слух окружающими звуками бенгальского языка моего народа. О, заманчивый простор детского ума, со взрослой самоуверенностью считающего Мир ограниченными игрушками и пальцами стоп!

00:02:24 Психическое брожение и беспомощность тела провоцировали приступы крика отчаяния. Своим горем я вызывал в семье общее замешательство. Также во мне теснятся и более счастливые воспоминания: ласки матери и первые попытки проковылять или пролепетать фразу. Эти ранние триумфы, обычно скоро забываемые, тем не менее являются естественной опорой уверенности в себе.

00:02:52 Мои столь глубоко идущие воспоминания не являются чем-то уникальным. Известно, что самосознание многих йогов не прерывается драматическими переходами между “жизнью” и “смертью”. Если человек - это только тело, тогда смерть тела несомненно означает конец его существования. Однако, если пророки тысячелетия назад говорили истину, то человек по сути своей является бестелесной и вездесущей душой. Неизменный оплот человеческого эго - тело лишь временно объединяется с чувственным восприятием.

00:03:34 Хотя это и необычно, ясные воспоминания детства не являются столь уж редкими. Путешествуя по разным странам, я слышал об очень ранних глубоких воспоминаниях от многих людей.

00:03:49 Я родился в четверг, 5 января 1893 года в Горакхпуре, расположенном в северо-восточной Индии близ Гималайских гор. Здесь прошли мои первые восемь лет. Нас было восемь детей: четыре мальчика и четыре девочки. Я, Мукунда Лал Гхош (3) был вторым сыном и четвертым ребенком.
3. Имя моё изменилось на Йогананда в 1915 г., когда я вступил в древнее монашеское братство - Орден Свами. В 1935 г. мой гуру даровал мне следующий религиозный титул - Парамаханса.

00:04:32 Отец и мать были бенгальцы, происходившие из касты кшатриев (4), благословенные природной святостью.
4. Кшатрии, согласно индийской традиции, вторая каста - каста воинов и правителей.

00:04:48 Взаимная любовь родителей, спокойная и достойная, никогда не выражалась фривольно. Их совершенная гармония, являлась центром покоя в окружающей сумятице восьми юных жизней. Отец, Бхагабати Чаран Гхош, был добр, серьёзен, временами суров. Горячо любя его, мы, дети, тем не менее сохраняли почтительное расстояние. Сильный математик и логик, он руководствовался в основном интеллектом. А мать была царицей сердец и учила нас только любовью.

00:05:26 После её смерти отец стал проявлять больше внутренней нежности. Я замечал тогда, что взгляд его часто, казалось, преображался во взгляд матери. Благодаря матери мы, дети, с ранних лет ощутили горько-сладостное чувство от знакомства со священными писаниями. Она умело подбирала самые разные эпизоды из Махабхараты и Рамаяны (5), соответствующие всем случаям воспитания.
5. Эти древние эпические поэмы являются сокровищницами индийской истории, мифологии и философии.

00:06:06 Наказания наши таким образом сочетались с поучениями из древнего эпоса. Повседневным проявлением уважения к отцу со стороны матери был обычай тщательно одевать нас после полудня, чтобы мы приветствовали его по возвращении со службы. Он занимал довольно высокую должность, нечто вроде вице-президента одной из крупных железнодорожных компаний Индии - Бенгал-Нагпур Рэйлуэй. Работа его была связана с переездами, и наша семья в период моего детства жила в нескольких городах.

00:06:41 Мать с готовностью помогала нуждающимся. Отец тоже был склонен к доброте, но его уважение к правилам и порядку распространялось и на семейный бюджет. Однажды за две недели мать истратила на подаяние для бедных больше, чем составлял месячный доход отца.

00:07:00 - Всё, чего я прошу, - это чтобы ты проявляла благотворительность в разумных пределах.
Даже этот мягкий упрек мужа был горек для нее. Ничем не намекнув детям о размолвке, она спокойно вызвала экипаж.
- До свидания, я возвращаюсь домой к маме. - Древний ультиматум!

00:07:21 Мы разразились воплями. Тут вовремя явился дядя матери, он шепнул отцу мудрый совет, припасенный, несомненно, с древних времен, после чего тот сказал несколько слов примирения и она, к общей радости, отпустила извозчика. Так закончилась единственная размолвка между моими родителями.

00:07:45 Но я припоминаю и один типичный диалог.
- Дай мне, пожалуйста, десять рупий для только что пришедшей несчастной, - улыбка матери убеждала лучше слов.

00:07:57 - Почему десять? Одной достаточно. - В оправдание отец добавил: - Когда мой отец, дедушка и бабушка внезапно умерли, я впервые вкусил нищеты. Я завтракал лишь одним маленьким бананом перед тем как отправиться в школу, расположенную в нескольких милях от дома. Позже, в университете, я был в такой нужде, что обратился к богатому судье за помощью в одну рупию в месяц. Он отказал, заметив, что и одна рупия имеет значение!

00:08:29 - Как горько тебе вспоминать отказ в одной рупии! - Сердце матери отличалось мгновенной логикой. - Ты хочешь, чтобы и эта женщина тоже с горечью вспоминала отказ в десяти, которые ей крайне необходимы?

00:08:45 - Ты победила! - Издревле известным жестом побежденных мужей он открыл бумажник. - Вот десять рупий. Передай их с добрыми пожеланиями от меня.

00:08:55 Отец имел склонность на всякое новое предложение сначала говорить “нет”. Его отношение к незнакомой женщине, так быстро завоевавшей симпатию матери, было примером обычной осторожности. Антипатия к мгновенному одобрению - в действительности, лишь дань принципу “адекватного обдумывания”. Я всегда находил, что решения отца были разумные и беспристрастно уравновешены. Если я мог подкрепить свои многочисленные просьбы одним-двумя аргументами, он всегда выполнял их - будь то экскурсия во время каникул или новый мотоцикл.

00:09:33 Отец был сторонником строгой дисциплины для детей в их ранние годы, а его отношение к самому себе было поистине спартанским. Он, например, никогда не посещал театр, а искал отдыха в разных духовных занятиях и в чтении Бхагавадгиты 6. Избегая излишеств, он носил одну пару башмаков, пока не изнашивались окончательно они. Его сыновья купили себе автомобили, когда они стали общедоступными, но отец для ежедневной поездки на службу вполне довольствовался трамваем. Накопление денег ради власти было чуждо его натуре. Однажды после организации им Калькуттского городского банка он отказался от своей доли акций, ибо он просто хотел выполнять в свободное время какой-то гражданский долг.

00:10:28 Несколько лет спустя после того, как отец ушел на пенсию, из Англии прибыл бухгалтер для проверки книг компании Бенгал-Нагпур Рэйлуэй. Изумленный ревизор обнаружил, что отец никогда не брал премий. “Он работал за троих! - заявил бухгалтер. - В компенсацию за не взятые им вовремя деньги ему полагается выплатить 125,000 рупий”. Должностные лица преподнесли отцу чек на означенную сумму. Он придал этому событию столь мало значения, что даже забыл упомянуть о нем дома. Много позже младший брат Бишну, заметивший большой приход на банковский счет, спросил отца о его происхождении.

00:11:16 - К чему окрыляться материальной выгодой? - сказал отец. - Тот, кто ищет гармонии, никогда не будет ликовать от прибыли или горевать из-за потери. Он знает, что человек приходит в этот мир и покидает его, не имея ни гроша.

00:11:32 В начале своей совместной жизни мои родители стали учениками великого учителя Лахири Махасайя из Бенареса. Это общение укрепило от природы аскетичную натуру отца. Мать однажды сделала моей старшей сестре Роме удивительное признание: “Твой отец и я живем как муж с женой лишь раз в год, чтобы иметь детей”.

00:11:56 Отец встретился с Лахири Махасайя благодаря Абинашу Бабу7, служащему филиала компании Бенгал-Нагпур Рэйлуэй.
(Бабу — это господин. Помещается в конце бенгальских имен)

Рассказ Абинаша Бабу о том как отцец Парамахансы Йогананды встретился со своим будущим гуру

00:12:14 В Горакхпуре Абинаш Бабу рассказывал мне захватывающие истории о многих индийских святых, неизменно завершаемые провозглашением высшей славы своему гуру. Однажды знойным летним днем, когда мы сидели во дворе дома моей семьи, Абинаш интригующе спросил меня, слышал ли я когда-нибудь о тех необычных обстоятельствах, в результате которых мой отец стал учеником Лахири Махасайя. Я отрицательно покачал головой, улыбаясь в предвкушении. Он начал рассказ: “Несколько лет назад, еще до твоего рождения, я попросил своего начальника, твоего отца, предоставить мне недельный неоплачиваемый отпуск для того, чтобы я посетил гуру в Бенаресе. Твой отец поднял этот план на смех.

00:13:05 Вы собираетесь стать религиозным фанатиком? - спросил он. - Если вы хотите идти вперёд, сосредоточьтесь на своей службе. В тот же день, уныло плетясь домой по лесной тропе, я встретился с твоим отцом, сидевшим в паланкине. Отпустив слуг и экипаж, он пошел рядом, стараясь утешить меня и раскрывая преимущества борьбы за мирской успех. Но я слушал его безучастно. Моё сердце повторяло: “Лахари Махасайя! Я не могу жить, не видя тебя!” Тропинка привела нас на край тихого поля, где лучи вечернего солнца уже увенчали светящейся короной высокую зыбь дикой травы. Восхищенные, мы молчали. Вдруг там, в поле, всего в нескольких метрах от нас возникла фигура великого гуру!

00:13:58 - Бхагабати, вы слишком суровы к своему служащему! - раздался его голос, поражая слух. Образ учителя исчез столь же таинственно, как и появился.
- Лахари Махасайя! Лахари Махасайя! - восклицал я, упав на колени.
Несколько мгновений твой отец оставался неподвижным от изумления, а затем произнес:
- Абинаш, я не только дам вам отпуск, но и сам беру его, чтобы завтра отправиться в Бенарес! Я должен познакомиться с великим Лахари Махасайя, способным материализоваться по своей воле, чтобы вступиться за вас! Я возьму жену и попрошу этого учителя вести нас по его духовному пути. Вы сопроводите нас к нему?
- Конечно!

00:14:44 От чудесного ответа на молитву и быстрого благоприятного оборота событий радость переполняла меня. Вечером следующего дня твои родители и я сели в поезд. Приехав в Бенарес на следующий день, мы проехали некоторое расстояние на повозке, запряженной лошадьми, а затем прошли узкими улочками к уединенному дому гуру. Войдя в маленькую гостиную, мы остановились перед учителем, сидевшем в обычной позе лотоса. Он сощурил проницательные глаза и посмотрел на твоего отца:
- Бхагабати, вы слишком суровы к своему служащему!

00:15:22 Это были те же слова, что он сказал два дня тому назад на сельском поле. Затем добавил:
- Я рад, тому что вы позволили Абинашу посетить меня и что сами с женой сопровождаете его.
К великой радости твоих родителей он посвятил их в духовную практику крия-йоги.
(Крия-йога - йоговская техника, благодаря которой усмиряется необузданность чувств, что позволяет человеку достигать все возрастающего единства с космическим сознанием.)

00:15:53 С дня того памятного видения твой отец и я, как братья по ученичеству, стали близкими друзьями. Лахири Махасайя проявил определенный интерес к твоему рождению. Несомненно, твоя жизнь будет связана с ним. Благословение учителя не может не сбыться”. – На этом Абинаш Бабу закончил рассказ.

Лахири Махасайя

00:16:15 Лахири Махасайя покинул этот мир вскоре после того, как в нем появился я. Его портрет в изысканной рамке всегда украшал наш семейный алтарь в разных городах, куда отец переезжал по службе. Много раз утром и вечером мы с матерью медитировали перед святыней, поднося цветы, смоченные в ароматной сандаловой пасте. Как ладан и мирра объединялись мы в преданном служении божеству, нашедшему полное выражение в Лахири Махасайя.

00:16:47 Его портрет имел исключительное влияние на мою жизнь. Я рос, и восприятие учителя становилось всё глубже. В медитациях я часто видел, как его образ, запечатлённый на фотографии, выходит из маленькой рамки и, принимая живую форму, сидит передо мной; когда же я пытался коснуться стоп его светящегося тела, он менялся и вновь становился портретом. С моим переходом от детства к отрочеству Лахири Махасайя из маленького образа, заключенного в рамку, преобразился в живое присутствие святости. Я часто молился ему в минуты испытания или смущения, открывая в себе его утешающее руководство.

00:17:31 В начале меня печалило, что он уже оставил физическую жизнь, однако, когда стала открываться его тайная вездесущность, эти переживания меня покинули. Тем из учеников, которым слишком хотелось увидеть его, он часто писал:
«Зачем приходить и смотреть на мои кости и мясо, когда я всегда в сфере вашего Кутастаха?»
(Кутастаха - духовное зрение.)

00:17:59 Мне было около восьми лет, когда я был облагодетельствован чудесным исцелением через фотографию Лахири Махасайя. Этот опыт углубил мою любовь.
В нашем семейном имении Ичапур, в Бенгалии, я заболел азиатской холерой. Состояние было безнадежным: врачи ничего не могли сделать. Мать, находившаяся у моей постели, неистово побуждала меня смотреть на висевший на стене над моей головой портрет Лахири Махасайя.
- Поклонись ему мысленно! - Она знала, что я был слишком слаб даже для того, чтобы поднять руки для приветствия. - Если ты действительно проявишь свое благоволение и внутренне преклонишься перед ним, твоя жизнь будет спасена!

00:18:44 Пристально глядя на его фотографию, я внезапно увидел ослепительный свет, обволакивающий моё тело и всю комнату. Тошнота и другие не поддающиеся контролю симптомы исчезли, мне стало хорошо. Я тут же почувствовал себя настолько сильным, что смог наклониться и коснуться стоп матери в благодарность за её безмерную веру в гуру. Мать несколько раз прижалась головой к маленькому портрету:
- О вездесущий учитель, благодарю тебя, за то, что твой свет исцелил сына!

00:19:19 Мне стало ясно, что она тоже видела свет, благодаря которому я тотчас выздоровел от смертельной болезни. Эта фотография - одна из самых больших моих ценностей. Подаренная отцу самим Лахири Махасайя, она несёт в себе священную вибрацию. История происхождения этой фотографии удивительна. Я слышал её от собрата отца по ученичеству - Кали Кумар Роя. Из неё следует, что учитель был против фотографирования. Несмотря на этот протест, однажды его всё же сфотографировали с группой учеников включая и Кали Кумара Роя. Фотограф поразился, не обнаружив на пластинке лика Лахири Махасайя, хотя там ясно отпечатались изображения всех учеников, в центре её не было ничего, кроме пустоты. Этот феноменальный случай широко обсуждался.

00:20:14 Один из учеников Лахири Махасайя, отличный фотограф Ганга Дхар Бабу, хвастался, что неуловимому образу учителя от него не убежать. На следующее утро, когда гуру сидел в позе лотоса на деревянной скамье у плетня, Ганга Дхар Бабу пришел со своей техникой. Приняв все предосторожности для успеха, он ненасытно отснял двенадцать фотопластинок. На каждой из них он вскоре нашел отпечаток деревянной скамьи и плетня, но лик учителя вновь отсутствовал. Со слезами на глазах от уязвленной гордыни Ганга Дхар Бабу разыскал гуру. Прошло много часов, прежде чем Лахири Махасайя прервал своё молчаливое замечание полным смысла:

00:21:01 - Я - Дух. Может ли твоя камера отразить Вездесущее Незримое?
- Вижу, что нет. Но, святой господин, я от всей души жажду иметь изображение этого телесного храма, единственным обитателем которого является Дух! Раньше я не понимал этого, моё видение было ограниченным!
- Тогда приходи завтра утром. Я буду тебе позировать.

00:21:30 На следующий день фотограф вновь пустил в работу свою камеру. На сей раз святой образ, более не сокрытый незримой завесой, отчетливо проступил на пластинке. Никогда более учитель не позировал для какого-либо другого портрета; по крайней мере, никакого иного портрета я не видел.

00:21:52 Репродукция фотографии демонстрируется в этой книге. Светлая кожа Лахири Махасайя, обычные для множества людей черты едва ли указывают на принадлежность к конкретной расе. Пылкая радость сопричастности с Богом проявляется в несколько загадочной улыбке. Глаза, показывая условную направленность на преходящий внешний мир полуоткрыты и одновременно полузакрыты, указывая на поглощенность внутренним блаженством. Предавая забвению бренные соблазны земли, он каждое мгновение был внимателен к духовным проблемам ищущих, обращавшимся к его щедротам.

00:22:33 Спустя короткое время после исцеления силой портрета гуру, у меня было впечатляющее духовное видение. Однажды утром, сидя на своей кровати, я перенёсся в иное восприятие окружающего.
“Что скрывается за темнотой закрытых глаз?” - этот вопрос всецело овладел мною. Вдруг внутреннему взору явилась сильнейшая вспышка света. Божественные образы святых, медитирующих в горных пещерах, образовали подобие миниатюрных кинокадров на большом сияющем экране внутри моего лба.

00:23:15 - Кто вы? - спросил я вслух.
- Мы - гималайские йоги. – Небесный ответ было трудно описать, сердце мое трепетало.
- О, я жажду отправиться в Гималаи и стать подобным вам!

00:23:28 Видение пропало, но серебристые лучи расходились в расширяющиеся до бесконечности круги.
- Что это за чудное сияние? - спросил я.
- Я - Ишвара10. Я - Свет. - Голос звучал подобно раскату грома.
- Я хочу быть единым с Тобой!
Ишвара (в сноске) - имя Бога на санскрите в значении Правитель Вселенной, от корня иш - управлять. Индийские Священные Писания упоминают тысячу имен Бога. Каждое из них содержит различный оттенок философского значения. Ишвара - это Тот, волей Которого создается и разрушается все сущее.

00:24:12 Из этого медленно гаснущего божественного экстаза я вынес неизменно вдохновляющую идею – идею поиска Бога. “Он - вечная, вечно новая радость!” Это воспоминание надолго пережило день экстаза.
Другое раннее воспоминание оставило неизгладимый след в буквальном смысле этого слова - ибо до ныне у меня остался шрам. Мы со старшей сестрой Умой рано утром сидели под деревом [ним] на нашем участке в Горакхпуре. Она помогала мне изучать бенгальский букварь, в те промежутки времени, когда мне удавалось оторвать свое внимание от попугаев, клюющих поблизости спелый плод маргоза.

00:24:57 У Умы на ноге был нарыв. Жалуясь на него, она достала баночку с лечебной мазью. Я тоже немного намазал этим средством свое предплечье.
- Зачем ты мажешь лекарство на здоровую руку?
- Я проверяю действие мази, ибо чувствую, что завтра в этом месте будет нарыв.
- Ты - маленький врунишка!
- Сестра, не называй меня этим словом, до того пока не увидишь, что случится утром. - Возмущение овладело мной.
На Уму это не подействовало, и она трижды повторила свою насмешку.

00:25:30 Глубокая уверенность звучала в голосе, когда я медленно сказал:
- Силой своей воли я заявляю, что завтра у меня на руке точно в этом месте будет большой нарыв, а твой вздуется вдвое больше теперешнего.
Утро застало меня со здоровенным нарывом на указанном месте, размеры нарыва Умы удвоились. Пронзительно крича, сестра бросилась к матери:
- Мукунда стал колдуном!

00:26:03 Мать серьезно сказала мне, что я никогда более не должен пользоваться силой слова для причинения вреда. Я навсегда запомнил ее совет и следую ему.
Мой нарыв был вылечен хирургом. От надреза доктора остался заметный шрам. На правом предплечье я и по сей день ношу постоянное напоминание о силе одного лишь слова человеческого.

00:26:31 Те простые и, казалось бы, безобидные слова, обращенные к Уме, сказанные с глубокой внутренней концентрации, обладали скрытой силой, достаточной, чтобы, подобно бомбе, взорваться и произвести определенный, хотя и вредный, эффект. Позже я понял, что взрывная вибрация слов может быть мудро направлена на освобождение жизни от проблем и действовать без шрамов или упреков11.

00:27:02 Читаем сноску11. Бесконечные возможности звука берут начало в созидательном слове Аум, космической вибрационной энергии, стоящей надо всей атомной энергии. Любое ясно осознанное слово, произнесенное с глубокой концентрацией, обладает эффектом материализации. Повторение вдохновляющих слов вслух или про себя считается эффективным в некоторых случаях психотерапии; секрет этого кроется в усилении вибрации психических волн.
Наша семья переехала в город Лахор, расположенный в штате Пенджаб. Там я приобрел портрет Божественной Матери в образе богини Кали12.
Богиня Кали - символ Бога в аспекте вечной Матери Природы. [Сноска12]

00:27:58 Он освящал маленькую неофициальную святыню на балконе дома. Ко мне пришла уверенность, что любая молитва, произнесенная мною в этом святом месте, будет исполнена. Однажды, стоя там с Умой, я следил за двумя мальчиками, запускающими воздушных змеев над крышами двух зданий, отделенных от нашего дома очень узким переулком.
- Отчего ты так притих? - Ума игриво ткнула меня.
- Просто я думаю, как чудесно, что божественная Мать дает мне все, чего бы я ни попросил.
- Я думаю, что Она даст тебе тех двух змеев! - сказала сестра, иронически усмехаясь.
- А почему бы и нет? - Я начал призывно молиться об этом.

00:28:46 В Индии разыгрывают состязания с воздушными змеями, нити которых покрыты клеем с толченым стеклом. Каждый игрок своей нитью старается перерезать нить соперника. Сорвавшийся змей несется над крышами, поймать его - большая забава. Ума и я были на балконе, и казалось невероятным, что какой-нибудь упущенный змей попадет нам в руки, ибо его нить, естественно, подняла бы выше крыши. Игроки, стоявшие поперек улочки, начали состязание. Одна из нитей была перерезана, и змей медленно полетел в моем направлении. От внезапного ослабления ветерка на миг он остался неподвижным. Этой паузы было достаточно для того, для чтобы нить зацепилась за кактус, растущий на кровле противоположного дома. Образовалась отличная длинная петля для того, чтобы за нее схватиться. Я вручил трофей Уме.

00:29:48 - Это просто странная случайность, а не ответ на молитву. Если и другой змей попадет к тебе в руки, тогда я поверю. - В темных глазах сестры выражалось гораздо большее изумление, чем в ее словах. Я продолжал молиться с возрастающей интенсивностью. Сильный рывок второго игрока закончился внезапной потерей его змея. Он полетел ко мне, танцуя на ветру. Мой добрый помощник - кактус - опять свернул нить змея в нужную петлю, благодаря которой его стало возможно поймать. Я преподнес Уме второй трофей.
- В самом деле, Божественная Мать слушает тебя! От всего этого мне жутко! - Сестра умчалась прочь, как испуганный олень.

транскрибирование: Максим Ломарев | Москва | Россия | 22 May 2024