Контакт

Кисельный - 26 сентября 2021
Шрила Шридхар Махарадж говорит: Служение означает войти в связь с предложением, приходящим с высшего уровня, советом Ваишнава, и сохранять эту связь; речь не идет о каком-либо объеме деятельности на физическом уровне... «Войти в связь с предложением, приходящим с высшего уровня, советом Ваишнава...», значит, как я это понимаю, покориться этому предложению. Понять, что то, что нам говорят вайшнавы превосходит все наши стремления, наше понимание о жизни и вообще всё. Благодаря этой покорности мы можем впустить в сердце то, о чем они говорят. Тогда наше сердце естественным образом устремиться к служению. Всё, что нам говорят вайшнавы и всё, что приходит от них, пробуждает сердце, побуждая живое существо к самозабвенному служению. Если этого не происходит значит нет покорности, нет контакта.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:42:21 | качество: mp3 128kB/s 38 Mb | прослушано: 4 | скачано: 15 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 - Ну, вот мы, когда читаем песни [непонятно], где он описывает настроение, ну, как это сказать…
- Чистых преданных.
- Но, в реальности, когда мы начинаем испытывать что-то отдаленное, когда мы осознаем свое какое-то там, ну, хотя бы, в какой-то степени нижайшее положение, что-то там вдруг мы осознаем, мы впадаем в ступор и, обычно хочется просто спрятаться куда-нибудь, в пещеру, как бы обездвиживает это состояние. Как можно дальше продолжать?

00:00:55 - Про пещеры мне близко. Но, в пещере я не был обездвижен. Когда я приехал в Новомосковск после Абхазии, думал, буду наслаждаться уединением и одиночеством. Но, получилось у меня несколько дней и, меня позвали сюда. И, я понял, что одиночество — это прекрасно, но служение еще в миллиарды раз прекрасней. Поэтому моя великая удача в том, что я могу находится в вашей освобождающем обществе просто не могу еще оценить этого, но со временем…Что касается ступора, то я не думаю, что если подлинные чувства какие-то нисходят, то ступор какой-то будет на какое-то короткое время и, это время, это, когда ты остаешься один на один с этим миром, со своим отношением с ним. Но, если это подлинные чувства, то оно приведет тебя к пониманию того, что есть Господь.

00:01:46 Если что-то подлинное, оно всегда приведет тебя к пониманию, что есть Господь. И, когда ты только понимаешь, что есть Господь, все, одиночество оно куда-то уходит и ступор сразу уходит.
- Но, первое, что люди думают, первое.
- Так можно говорить только со стороны. Тот, кто не чувствовал и не испытывал ничего подобного, он может подумать, как бы, на расстоянии о том, что подобные чувства они могут внести в некий ступор.
- Впервые, когда человек, допустим, такое что-то ощущает некое, некоторые вообще думают, что они испортились, то есть, они вдруг думают, что они стали хуже, практикуя, они стали хуже и, думают, что мне надо сейчас все бросить и тогда я стану лучше.
- Стать лучше. Это у Гребенщикова есть такая строчка в песне: «Как на черном, так чистый, как на белом- рябой». Нечто в этом роде. Пока мы не соприкасаемся с чем-то более высшим, чем мы, глубже, чем мы, лучше, чем мы, мы так и думаем, что мы себя что-то представляем.

00:02:43 Это естественное состояние. Живое существо впадает в ступор от всего, что превосходит его. Ну, это нормальное чувство, это же процесс такой, просто не надо зацикливаться на этом, продолжать находится в этом обществе и углубляться в это, в это чувство, именно. Теперь, может, не совсем понимаю.
- Ну, я [не слышно] не в таком ключе, [не слышно]. Я, когда вижу свои недостатки, я думаю так: окружающие люди отражают мои недостатки. Если у меня такие же недостатки, как у них, я жить не хочу, реально. Я не хочу быть диким уродом, просто.
- Ну, тем не менее, вы обе живы и чувствуете себя прекрасно. Так, и как поступим?

00:03:31 - Ну, да, я [не слышно] я реально [не слышно], то есть, я когда у меня какой-то проект начинается, тогда я начинаю [ценить] свой внутренний мир, как бы, независимо от себя. И, пока я его ярко вижу, я не могу ничего делать, порой. Потому что, это, как бы, слишком, плохой. Ну, как будто все такие дорожки [не слышно], и я начинаю типа многоканальный разворот внутреннего мира. Думаю, как это слишком плохо, как бы, слишком, ты понимаешь, горки. Пока это не заканчивается, я не могу как-то быть активной.
- А заканчивается почему? Ты понимаешь, что ты не плохая?
- Нет, просто Божественное… Просто, как бы, переключается. Как бы специально не включается, специально не выключается, такое, типа, как бы, разворот. Ну, правда. И, у меня это может быть там, ну, не знаю, шесть месяцев, девять месяцев, долго.

00:04:25 - Почти всегда, судя по количеству времени названному. Ну, я не знаю, как бы, это ты же понимаешь, что это само по себе происходит и само по себе прекращается. Просто надо терпение в этот момент определенного рода, понимать, что с нами вещи происходят, практически мы ничто не можем контролировать в своей жизни, вот ничто мы не можем контролировать. С этим надо смириться и, учиться жить с этим.
- Как это преодолеть или может быть какие-то, что-то надо понять, чтобы продолжать двигаться.
- Ну, вот вы же продолжаете как-то двигаться?
- Ну да, к себе вопрос.
- В каком бы настроении и состоянии я не находился, я просто делаю свое дело и все.

00:05:12 Я стал в ступор. Надо сначала пережить это и потом уже говорить что-то. Просто я не мастер речей, поэтому мне сложно начать говорить, сложно продолжать и сложно заканчивать, нет заканчивать легко. Поэтому, прошу прощения, если какие-то длительные паузы возникают. Я вот понял, что надо просто, чтобы было что-то регулярное некое служение, чтобы ты его делал в любом настроении, в любом состоянии своем. Это единственное, что может помочь. Потому что, служение, если оно непрерывное, то оно тебя вытаскивает из всех твоих состояний. Вот это, что я могу по своему опыту понять.

00:05:58 - Ну вот, как вы скажите, например, приготовление пищи, ее же нельзя делать в плохом настроении и в плохом состоянии?
- Покупайте. Можно делать в плохом настроении Анжеле пищу?
- А что делать, если пищу надо делать, а настроение плохое?
- Ну, вот просто делать и все.
- Просто делать и все.
- Если мы понимаем, что мы просто руки, у рук нет настроения. Когда мы делаем для Божеств, для Господа, для преданных, то мы просто руки в этом процессе.

00:06:40 - Разговор опять не клеится.
-Можно вопрос? Я на [не слышно] видела, где [непонятно] Махарадж отвечал на подобные вопросы, но я ничего не поняла.
- На какой?
- И, вопрос был такой: какова роль аскез в духовной жизни и вот вообще, соблюдение экадашей можно считать такой аскезой? Это только второй вопрос, а первый вопрос: вообще какова роль аскез, когда ты себя пытаешься сознательно в чем-то ограничивать, потому что понимаешь, что что-то тебе мешает твоей духовной практике, какие-то аскезы берешь осознанно, сознательно. Вот такой вопрос.
- Роль аскез. На сколько они нужны?
- Ну да, вообще какие- нибудь практики?
- Ну, аскезы, как говорил Бхактиведа́нта Сва́ми Прабхупа́да, аскезы – это добровольные самоограничения. Ограничиваешь себя ради духовного достижения.

00:07:38 Поэтому, если ты стремишься к каким-то субъективным внутренним достижениям духовным, то надо, необходимо ограничивать себя от внешнего, от взаимодействия с внешним, потому что внешнее, оно вытаскивает из тебя наружу. А внешнее имеется ввиду, потребление. Все время, как бы, смотришь на мир, что ты хочешь, а ты это хочешь, чувствуешь, что все время хочешь – это взаимодействие с объектами чувств. Потому что, это неизбежный будет акт. Но, аскеза должна быть разумной. То есть, не надо перегибать палку, слишком уходить в какие-то посты частые. Как говорит Кришна в Бхагавадгите: «Не будет йогом тот, кто не доедает и тот, кто переедает, тот, кто спит слишком много и тот, кто спит слишком мало, тоже не будет йогом. Нужно искать золотую середину.

00:08:24 Воздержание всегда необходимо от чего-то. Вот даже когда просто в материальной жизни ты чего-то хочешь добиться, ты все равно на аскезах, то есть, ты себя чем-то ограничиваешь. Вот на учебу ты ходил, ты же ограничивал себя? Правильно? Вставал рано, учил, хотя ты не хотел, но ты добровольно на это шла, ради достижения некой цели. Аскезы – это естественное состояние человека, стремящегося к чему-то, потому что необходимо ограничивать себя. Служение – аскеза естественным образом. То есть, это все естественно, когда необходимо тебе служение делать, то аскеза — это что-то вторичное уже, твоя цель выполнить служение. Все, аскезы они автоматически достигаются. Поэтому служение оно вытаскивает нас из всех состояний. И, иногда втягивает нас в эти состояния преодоления. Служение – это корабль, на котором мы пытаемся плыть в неизведанные края.

00:09:22 - Ну, вообще, на самом-то деле, киртан очень хорошо помогает. Когда поешь киртан, совместно воспеваешь святые имена, то вообще, так все время какие-то вопросы и ответов нет, а когда поется киртан, когда святые имена звучат, тогда ответ находится всегда. Просто можно взять и попеть киртан. Это очень благоприятно в наше время. И, все сразу проходит. Киртан – это вообще просто невероятная мощь. Давайте попоем.
- Нет организатора этого мероприятия, Алладине, вы поймите. Мы не можем приходить куда-то и устраивать свои какие-то посиделки, пения.
- Киртан- не посиделки. Киртан – это не посиделки.
- Мы пели только что киртан час.
- Мы пели бхаджаны.
- Я не знаю, что тут делать. Администратор.

00:10:16 - - Давайте попоем просто.
- Алладине, мы поем три раза в день, если хотите, вы можете приходить три раза в день на программу.
- Если вы хотите петь для своего удовольствия, то это в другом месте надо делать. Здесь вам надо принять аскезу и попытаться послушать молчание мое, хотя бы, оказать мне милость.
- Я приняла аскезу, видите, сижу.
- Вам зачтется.
- [не слышно]
- Вы вообще не сомневайтесь, что не зачтется.
— Это вы так думаете.
- Вы слишком уверены в себе.
- Все-все, пожалуйста, ребятушки, я вас прошу, дайте мне собраться. А то я сейчас в ступор впаду. Помилосердствуйте надо мной. Я же понимаю, я же неуч, неграмотный, дворовый парень, которого посадили и, в качестве служения ему надо что-то говорить. А я вот сижу и не понимаю, что мне делать сейчас в данной ситуации.

00:11:16 - [не слышно] что-то почитать.
- Можно, можно что-нибудь и почитать, но мне сказали говорить, вы понимаете, нет? Почитать-то можно, мы и читаем три раза в день. Алладини, вы поймите, программы установлены не нами, надо понимать. И нам пытаться надо следовать этому, я бы сейчас сидел и уткнулся в книгу бы с удовольствием и прятался бы в этой книге. Вы бы сейчас с удовольствием пели бы, потому что вам от этого было бы экстатичное состояние, вы получали бы какие-то ответы. Другой бы еще что-то делал. Но, у нас регламент есть некий храмовой жизни, сегодня воскресная программа, пришли преданные.
- И, вы впали в ступор.
- И, я впал в ступор, потому что это жизнь в практике.
- Харе Кришна
- Вы думаете, мне тут уютно сидеть, что- ли? Поэтому, я вас прошу, пролейте на меня свою милость.
- Харе Кришна.
- Пожалуйста, не перебивайте и не вставляйте, не требуйте, чтобы кто-то пел здесь что-то, не просите. Просто дайте мне хотя бы немножечко сосредоточится. Для меня это всегда бой с самим собой. Я не знаю, почему так происходит. Высший мир знает, что я, как бы, не способен ни на что. Но, почему меня все время в такие ситуации ставит, я не знаю. Поэтому, мне надо тоже над этим работать.

00:12:16 Это не просто же так. Я бы с удовольствием сейчас где-нибудь спрятался бы и сидел бы. Сидел бы один сейчас и наслаждался. Но, служение, в первую очередь. Поэтому, как бы нам хорошо бы или плохо бы не было, я обязан просто это делать, мой долг. Сидеть даже, молчать здесь. Даже, если оно будет плохо выполнено, но я стараюсь его выполнить так, как я его могу. Если вам не нравится, то я прошу у вас прощения. Я учусь, но…Вчера вот [не слышно] поставили алтарь, она первый раз была на алтаре. Но, тоже надо понимать. Также и я вот тут сижу, я не знаю порой, что и говорить, и что делать, но нужно. А чтобы мне это сказать, мне нужно прийти в состояние определенного смирения, покорности, я не оратор. Я просто хочу выполнить, как могу свое служение. Для этого мне нужны ваши вопросы непрерывные, чтобы вопросов было больше, чем ответов.

00:13:15 - Можно такой вопрос? Как ощущать себя душой? Осознавать себя душой?
- У нас нет цели ощутить себя душой, у нас есть цель осознать себя слугой, прийти в свое естественное состояние слуги, потому что душа без понимания того, что она служанка, она низшая Шакти. Но, когда низшая девушка, когда она выходит за принца, то она обретает все его богатства. Когда Душа осознает себя служанкой Радхи, Кришна, тогда она обретает свое подлинное внутреннее богатство, богатство самозабвенного любовного служения. Когда мы чувствуем себя слугой, тогда мы можем жить здесь и делать свое служение. И, это будет относится к миру вечности, к непрерывности и это гораздо ценнее.

00:14:00 - А можно спросить тогда, а что [не слышно] называется служением? Просто иногда, общаясь немного с представителями других религий, им тоже говорят про служение. То есть, второй вопрос такой: я когда пришла в Харе Кришна, я много не ходила и, когда я услышала слова [непонятно] Махараджа, что это религия души, религия сердца, я поняла наконец-то, что это не секта. Наконец-то, что-то, где не религиозные какие-то догматичные [не слышно], где говорят только: мы правильные, а все остальные [не слышно]. Но, если с другими общаться, там тоже во всех, в принципе, религиях, в других ветвях, проскальзывает тема служения Господу. И, что тогда такое служение? И, в чем отличие, находишься ли ты в секте или ты правда на пути Души к Богу? Извините, если расплывчато очень.

00:14:53 - Нет, очень понятно. Я не знаю, насколько я смогу ответить. Про служение не только же в религиях говорят. И Родине служение и семье служение и больным служение и собакам служение. Даже анонимные наркоманы и то они говорят о служении. Все говорят о служении, потому что все понимают. Об этом говорит Кришна в Бхагавад- Гите, о бескорыстном деятельности. В мире понимается под служением бескорыстная деятельность. Но, в нашей линии это служение, оно превосходит все материальные отношения. Вот я сейчас попробую найти у [непонятно] Махараджа, он описывает, что такое служение. Служение означает войти в связь с предложением, приходящим с высшего уровня, советам вайшнаву и сохранить эту связь. Речь не идет о каком-либо объеме деятельности на физическом уровне. Поэтому нам всегда рекомендуют садху-сангу и, на этом основании будет протекать жизнь нашего бхаджана. Это безопасное и плодотворное основание для нас.

00:15:45 Вот что такое служение по определению [непонятно] Махараджа. Войти в связь с предложением, приходящим с высшего уровня, советам вайшнава. И, сохранять эту связь. Речь не идет о каком-либо объеме деятельности на физическом плане.
- А если это о вайшнавах идет речь, о личных наставлениях? Или просто слушаешь лекции все подряд? То есть, о чем здесь речь?
- Иногда о личных наставлениях, а иногда прослушивание, о том, что читаешь в книгах. То есть, покорно принять те советы того измерения. А, если ты следуешь тем советам, то они тебя меняют.
- А по совести ты делаешь то, что тебе говорит духовный учитель, медитируешь на это и, тем самым, сохраняется твоя связь. [не слышно] А в случае, когда получают четки и, в силу обстоятельств, [не слышно].
- Связь и сохраняется, благодарю тому, что ты делаешь какое-то служение.
- Да. Все упирается в служение, с чего мы и начали сегодня.

00:16:43 На любом уровне. Ты можешь даже дома просто жить вдали от преданных, но, если у тебя есть, какое-то понимание, что надо делать регулярное служение, будь то повторять четки, проводить домашние программы, читать писания, это же тоже служение, готовить прасад, кормить прасадом, приглашать гостей. Это уже более широко. Если ты не можешь этого делать, то ты можешь делать то, что ты можешь делать. И, это также служение. И вот, благодаря этому каждодневному, ежедневному служению, у тебя сохранится связь. Ты приходишь в соприкосновение с предложением, предложение осознать себя слугой, преобразовывать самого себя посредством наставлений свыше. То есть, мы самого себя не можем изменить, но, если мы принимаем наставления свыше, тогда они нас меняют. То есть, мы просто следуем им и, они нас меняют. Не мы сами меняемся, а нас меняют именно те наставления. То есть, пытаться надо следовать этим наставлениям.

00:17:33 И, необходима вера. Сознание Кришны начинается с уровня веры, поэтому говорят, шраддха тато садху-санга. Сначала у тебя пробуждается шраддха- вера. Потом ты ищешь общество преданных, слушаешь о Кришне уже и, у тебя образуется некий образ в сердце. Потому что образ Кришны он, исключительно, в сердце у тебя образуется, в зависимости от того, какого вайшнава ты слушаешь, потому что в сердце вайшнава также живет этот Кришна. И, слушая этого вайшнава, его образ Кришны переходит в твое сердце, чувство к этому. Но, это очень постепенный и длительный процесс. Слушание, служение [непонятно]. То есть, ты предаешься, говоришь: «Я все, я начинаю тебя слушать, с верой, с полной верой, задаю вопросы, интересуюсь, как я могу удовлетворить тебя и служу». То есть, вопросы не из любопытства должны быть в этом, а из того, как удовлетворить того, кто отвечает тебе на вопросы.

00:18:23 - Вопрос такой у меня такой возник: [непонятно] Махарадж говорит, что прогресс — это отвержение старого и принятие нового. И, в этом смысле у меня вопрос возник. Если правильная какая-то последовательность сначала оставить старое, потом принять новое или это по-другому должно быть или и так, и так можно? То есть, сначала типа принимаешь новое, отвергаешь старое? Ну, то есть, [не слышно] получается.
- Ну, в этом конкретном случае, [не слышно] Махарадж сказал: прогресс- это отвержение старого и принятие нового. Но, также он говорит, что зафиксируйся на том положении, на котором ты есть, зафиксируйся, плотно на нем стой. Но, если будет возможность прогрессировать, то рискуй и делай шаг в ту сторону. Но, сначала, платформа у тебя должна быть очень плотная. Иначе, если ты рискнешь…
- А потом свалишься.
- Да, то есть, ты должен от чего-то оттолкнуться. А это он определяет уже как [непонятно]. Оставь все виды религии. Но, чтобы это сказать Арджуне, он Арджуна должен был следовать всем этим формам религии.

00:19:26 Понимаешь, Арджуна исполнял свой долг, свою дхарму, он, следовательно, был дхармичным человеком, поэтому он не мог убивать своих учителей и дедов. Так вот. Я сейчас слушал [непонятно] Махараджа, он сказал: «Иллюзия так сработала, специально, чтобы Арджуна стал на роль непонимающего, что ему делать. Но, для этого ему надо было выполнять все эти дхармы идеально, чтобы Кришна ему потом сказал: оставь все это». Сначала надо зафиксироваться и потом делать шаг, если будет возможность. Потому что, возможности также может не быть, если мы сами себе выдумываем какой-то прогресс и, куда-то оставляем свое старое, то мы нигде не оказываемся.

00:20:03 - Но, мне кажется, иногда такое вот возникает сомнение, а вдруг мне надо, как бы, побольше пояс типа затянуть, вот в этом случае у меня появится некий ресурс, как бы, для следующего рывка или как сказать, продвижения?
- Надо понять, что рывок приходит с той стороны. Возможность для рывка приходит исключительно с той стороны, а не из того, что ты затягиваешь пояс, это не из-за того приходит. Аскеза — это не причина появления чего-то большего, аскеза — это следствие того, что ты погружаешься глубже во внутреннее измерение, а внутреннее измерение тебе открывается, исключительно, по изъявлению с той стороны. Поэтому, мы всегда ищем знаков с той стороны, а он может прийти, может не прийти, но мы всегда уповаем на него. Может прийти- преданные могут позвать тебя, а ты такая: а это зовут простые преданные, я не пойду, они же не возвышенные вайшнавы.

00:20:57 А Господь он так будет, [не слышно] готов последовать за зовом преданных больше, чем за своим умом, тогда, возможно, у тебя будет перспектив больше, возможностей.
- Тогда вопрос, что такое молитва? То есть, надо ли в молитве что-то просить? Или, исключительно, просто ждать, вот эта позиция, как [не слышно] питона, что приползет, то и приползет. То есть, что тогда? Надо ли что-то просить у того мира?
- Я не могу молиться, на самом деле. Я не знаю, что это такое, поэтому, я не могу сказать. У меня внутри есть какое-то чувство, которое Господь отвечает, так или иначе, но, я также не понимаю, когда мне Господь отвечает. Я смотрю только на преданных, как они со мной. Я пытаюсь делать так, чтобы я, как бы, мог для них что-то сделать на любом своем уровне. Я надеюсь, что мной движет, исключительно, желание сделать что-то для преданных. Получается или нет, это я уже не могу судить. Это все, что у меня есть в моих руках.

00:21:56 А молитв я не знаю. Для меня молитвы — это запредельный уровень вообще, я даже не знаю, как это делать, если честно. Один раз я взмолился, упал, когда заплакал и сказал: «Господь, забери у меня это чувство одиночества, я не могу больше с ним. Все. Пускай у меня что-то физически болит, но вот эту дыру у меня, пожалуйста, закрой». И, в тот момент я понял, что Господь даже может находится на дне моей черной дыры, так как он всюду. И, тогда все, я перестал чувствовать это безвозвратное одиночество. Но, это постепенный процесс был, все равно начало происходить эта потеря чувства одиночества, оно постепенно начало происходить. Сейчас, я не чувствую. Я могу месяцами быть один, я не чувствую, что я один, для меня это тоже удивительно. То есть, я один, но я не одинок, можно так сказать.

00:22:48 Я чувствую большую радость, когда я вижу радостных преданных. Не когда мне хорошо, а когда у преданных какую-то радость я смог. Да, даже просто не я, а, как бы, а просто смотрю на их счастливые лица и уже испытываю глубочайшее удовлетворение. А раньше я даже и не думал, мне было все равно, какие-то люди, какие-то преданные. Вот есть я и мое нутро. Это самое важное.
- [не слышно]
- Да, да. На каком-то этапе, это правильно. Но, сейчас настолько происходит, что мое нутро, оно вот оно, то есть, моя пещера она вывернулась наизнанку.
- А [отречение], то есть, когда уходишь вовнутрь пещеры?
— Это имеет место быть. Но, ты пойми, что в обществе преданных, ты так или иначе будешь отречен. В обществе преданных в процессе служения всегда находишься, потому что с преданными ты не можешь просто так тусоваться, дружить с ними. Потому что, если просто с ними дружишь, тусишь, проводишь хорошо время, это не значит, что ты в обществе преданных находишься.

00:23:45 Преданных связывает только исключительно служение. Все, они завязаны все на служении. Если элемент служения уходит, все это уже просто хорошая компания, друзья и, со временем, если нет служения к центру, то все, эти отношения будут остывать, остывать, остывать. Это было не раз. Если нет связующего звена такого, как служение. Поэтому, служение это все и вся.

00:24:08 - Аджита, можешь рассказать про повторение мантр? То есть, я, как бы, исходя из того, [не слышно] в принципе, только такое понял, что надо концентрироваться на звуке мантр и повторять, и слушать. И, также точка зрения, рекомендация, что надо помнить учителя и, может, изображение поставить и, таким образом, будет некая большая связь. Как -то так можно сказать. Я пробовал так делал, скажу да, оно, как бы, имеет место быть, если присутствует некое памятование о каком-то святом человеке. Мог бы ты как-то прокомментировать?
- Я большинство, я не слышал, ни первое то, что ты сказал, концентрировать и слушать звук, ни устанавливать фотографию. Я не слышал ни от гуру Дева, ни от [непонятно] Махараджа, ни от Госвами Махараджа такого никогда не слышал.

00:25:06 - [не слышно] надо просто повторять и слушать.
- Я же говорю, что я не слышал ни от Гура Дева, ни от [непонятно] Махараджа, ни от Шрилы Госвами Махараджа, я такого не слышал, понимаешь? Шрила Госвами Махарадж говорит: «Когда мы слушаем о Кришне от вайшнавов, о чем мы сегодня уже говорили, в нашем сердце образуется впечатление об этом. Это впечатление растет и растет, у нас усиливается чувство некое пробуждается. Вот это чувство, когда оно полностью созревает, тогда оно вырывается через рот, как святое имя. И никак иначе. Вначале идет зов сердца, потому что святое имя вызывает сердце, поэтому и говорится, что Харибол. Бол — это повелительный глагол. То есть, сердце настолько очаровано Господом, что оно просто взрывается и начинает петь святое имя. И, через рот это выходит. Это и есть киртан, а не никак не наоборот. А Сарасвати Тхакур он запрещал своим ученикам смотреть на изображение Кришны во время повторения маха-мантры, потому что это все игры ума, это все для чувств. Святое имя – это взывание, поиск возлюбленного.

00:26:04 Как вот рассказывал один духовный брат [непонятно]Махараджа, который жил рядом с Бхактивинодом Тхакуром. Бхактивинод Тхакур ложился спать в восемь вечера. Просыпался в двенадцать, писал свои книги, в четыре утра он выходил на крышу, повторял святое имя. И, однажды, говорит, я слышу, этот ученик говорит, как Бхактивинод Тхакур повторяет святое имя. Он говорит, как он плакал и кричал, как будто потерял своего любимого, горячо любимого. Я вот повторяю из чувства долга исключительно, потому что я пообещал и я стараюсь выполнять это.
- Ну ты же какое-то удовлетворение все равно чувствуешь?
- Я удовлетворение испытываю просто из-за того, что я следую. У меня нет цели получить какой-то экстаз выжить. У меня есть цель, просто пытаться следовать тому, что мне сказал Гурудев и то, что я слышу от вайшнавов. И, тогда у меня более все реально становится, меньше самообмана какого-то. Я не хочу никакого экстаза, по сути дела. Экстазов в моей жизни было достаточно.

00:27:00 Хочется просто следовать тому, что говорит Гурудев, служить преданным, как минимум не раздражать их, что тоже порой очень сложно. Вот это чувство долга оно для меня более реально, чем все остальное, потому что оно связано с реальностью, то, что я обещал это Гурудеву. Он мне сказал: «Повторяй», хотя я даже не помню этого. Я даже не помню ни инициации, ничего, в какой-то прострации, по сути дела. Есть некие обязанности, некие чувства. Опять же, все это настолько туманно и настолько неосязаемо, но это все, что у меня есть. Я не могу по-другому. И, со временем это приобретает какие-то более ясные очертания благодаря тому, что я пытаюсь из своего какого-то непонятного положения следовать тому, как я понимаю, честно пытаться следовать этому, без ожидания каких-то там наград, чувств каких-то.

00:27:57 Гурудев говорил, что Харинаму воспевает [непонятно] Махарадж. Вот мой гуру он воспевает харинаму, повторяет святое имя. А я просто пытаюсь ему служить. Сам Гурудев. Гурудева, вы практически никогда не увидите с четками. Но, также к [непонятно] Махараджу на каком-то фестивале подошел какой-то преданный и спросил: «Почему ваш Гурудев не повторяет маха-мантру?» То есть, я никогда его не видел с четками. А ты видел скольким он людям дал посвящение за сегодня? Двадцати людям. И, каждый раз он читал маха-мантру. То есть, мало того, что он для себя как-то повторял, он еще, благодаря своему воспеванию, он пробудил любовь к Богу еще в других живых существах. А ты там бубнишь что-то, сидишь и, думаешь, что все так должны делать.

00:28:35 - Надо ли что-то просить во время чтения мантры у Кришны или не надо? Аджита, какое ваше мнение?
— Вот у Госвами Махарадж тоже как-то спросили: «Вот в христианстве молятся спаси и сохрани и, преданные молятся спаси и сохрани. В чем, говорит, разница?» Госвами Махарадж тоже дал гениальный ответ: «Ну, они молятся: спаси и сохрани мою семью, мое здоровье. А преданные молятся: спаси меня и сохрани от всего этого». Вот и вся разница. Гениально.

00:29:10 Оптимисты думают, что этот мир все и вся, что этот мир самый лучший. А пессимист боится, что это так. Не знаю, это надо у [непонятно] такое спросить, надо ли что-нибудь просить у Кришны, когда он повторял Маха мантру со слезами на глазах.
- Зато [не слышно] аргумент [не слышно]
- Мы не слышим аргументы таких же практикующих, как мы. Потому что у нас голова просто забита. Нам надо смотреть на нашу линию учителей. Это и все, что нам необходимо, если мы хотим быть духовно здоровыми, более-менее. Если мы будем слушать, и этого послушали и этого послушали, то все, мы все будем в оцепенении, мы не будем знать, что делать. Поэтому, я сторонник слушать только одного вообще. И, в этом одном я нахожу, обретаю все. Если это подлинная линия, то в одном все есть. Это на каком-то этапе ты можешь с кем-то обсуждать что-то, но, опять же, на каком-то только. Какова ценность этого всего?

00:30:09 - А как поступать в таких случаях, когда тебе советуют.
- Нужно улыбаться, кивать.
- Ну, знаете, говорят, будто отреченный человек [не слышно]
- Да, да, я отреченный да. На самом деле, зачем еще это объяснять? Никто, потому что никого не слушает. Кали Юга такова, что никто никого не слушает. Даже если пытается, он не может пробраться через кокон. Кали Юга просто погружает живые существа в такой кокон, что ему сложно очень выбраться. И, живые существа пробуждаются только единственным образом, когда трогают и задевают его сердце. Все, больше невозможно. Через ум никак невозможно пробудить живое существо. Поэтому можно, как бы, делать программу по Бхакти -йоге, по Бхакти Шастры, все это в ум входит, но, сердце не трогается и все, никуда никто не идет. Они могут знать писания, шлоки цитировать, но все это не пробуждает сердце, надо понимать. Но, когда трогается сердце, тогда живое существо начинает пробуждаться и быть активным.

00:31:08 Мне понравилось, как Мамонов сказал, говорит, когда вам говорят что-то и, с чем вы не согласны, но и не хотите спорить или то, что вам не нравится, просто делайте печальное лицо.
- Какое лицо?
- Печальное. Не хочется спорить, ну просто. И, он будет говорить, говорить, потом бабах. Потому что, чем больше будешь спорить, доказывать что-то, тем он больше будет разжигаться, он будет, наоборот, входить в азарт, вот он…

00:31:40 - Правильный вывод из этого, что количество повторяемых кругов не имеет значение? Исходя из качества, что это есть вибрация, исходящая изнутри сердца. Или же, все-таки, надо, чем больше, тем лучше? То есть, вот этот качественный, количественный, или это совершенно разные реалии?
- Глава в «Поиске Шри Кришны» Прекрасная реальность. [непонятно] Махарадж говорит, у него спрашивают: сколько кругов надо повторять. Он сказал: «Надо качество». А что мы будем шуметь, мы будем бубнить, что-то повторять, но, мысли все-равно будут улетать, мы не сможем их никуда приструнить. Надо понять, что мысли не под нашим контролем, они все равно будут улетать. Мы можем, как бы, возвращать пытаться, но они будут улетать. Когда мысли наши успокаиваются? Только тогда, когда они пленены тем, что превосходит их. Когда мы, грубо говоря, такой банальный пример, когда мы влюблены, то все, наши мысли, они естественным образом, думают об объекте, правильно?

00:32:36 И нам не надо себя заставлять, мы просыпаемся с мыслями об этом, засыпаем, готовим, убираемся с мыслями об этом. Это естественно происходит. Какую сумму не повторяй, мы все время думаем о нем.
- А что делать, когда [не слышно] момент [не слышно], пока ты не определен, я не могу понять, что делать.
- Из чувства долга. Я спасаюсь только чувством долга. Слушаю лекции и делаю то, что могу из чувства долга. Но, это чувство долга оно также очень сладостное. Это добровольное, поэтому оно сладостное. Это не то, что мне кто-то сказал: «Ты должен» Кто-то должен, но выросло из того, что я хочу. Я хочу посвятить свою жизнь тому измерению, поэтому я должен. Но, это добровольное уже. Как ты хочешь быть великим диджеем, ты должен каждый день сидеть за пультом.

00:33:26 - Вопрос.
- Да. Когда это все закончится?
- Как быть с материальными желаниями и, как их реализовать или их забыть?
- Если вы можете сделать что-то одно из двух, то сделайте. Можете реализовать- реализуйте, не можете – забудьте, если можете забыть. Все же просто. Но, надо понять, что все материальные желания, реализация их исключительно, по карме к нам приходит. Мы можем ничего не делать, но, все, что нам суждено, мы получим, как плохое, так и хорошее. Об этом говорит Джива Госвами: «Все по карме к нам приходит, как удовольствие, так и страдание». Поэтому, не надо тратить время на добывание удовольствий и не надо тратить время на решение своих проблем. Потому что, они приходят в свое время и уходят в свое время. Поэтому, говорит, посвятите все свое время служению Гуру и Кришне. Все остальное будет автоматически происходить.

00:34:21 Нет цели, как бы, решать материальные, не решать, добывать, они все, вы поймите, вы можете лежать просто на диване и все к вам будет приходить, все, что вы заслужили в прошлой жизни, все к вам придет. Яндекс доставка сейчас уже работает, как хорошо.
— Вот, иногда, просто такие вещи, разговариваю с людьми, они начинают со всяких вздыханий, ну как же тогда жить? Ведь надо что-то делать в этом мире? То есть, не все же ваши последователи уходят жить в храм? Как живут обычные домохозяева?
- Так и живут, как обычные домохозяева.
- Не на диване же сидеть надо и ждать? Или как?
- Нет, все зависит от человека, от его личных качеств каких-то. Просто сейчас пропагандируется такая деятельность активная чрезмерно. По шестнадцать часов работать в день, потом люди просто выгорают и, они не знают, что дальше делать.

00:35:14 Молодежь то вся помешана сейчас на этой деятельности. Все зависит от индивидуального. Я, например, бездельник.
- [не слышно] лекции
- Но, это ж не дело, это служение. Так- то я бездельник, но для служения мне надо это делать. Я это делаю. Так вот я зарос бы мхом и, мне было бы нормально. Никто с голода не умирает. Из твоих близких, я думаю, вряд ли кто-то может что-то сказать, что он плохо живет, ему чего-то не хватает. Просто людям надо оправдывать свою склонность к деятельности. Живые существа они не могут не действовать, у них в природе это заложено. Просто, если есть возможность, то эту деятельность направлять на служение. Если, как Бхакти Веданта Свами Прабхупада в комментариях к Чайтанья- Чаритамрите, он говорит: «Ты [Мукунда], иди зарабатывай деньги для преданных, ты [не слышно] служи Божеству, кому-то еще сказал: а ты просто общайся с преданными и проповедуй. Три рода разной деятельности и все они абсолютные.

00:36:14 Одни зарабатывают деньги для преданных, работают, то есть, живут семейной жизнью и работают, зарабатывают деньги для преданных, живет как семьянин. И это также абсолютное служение. Поэтому, если он заработает хлеб на себя, то это уже другое отношение. Если ты хочешь зарабатывать на хлеб, ради Бога, но ты пойми, что за этот хлеб ты будешь расплачиваться долго и мучительно.
— Это просто вопрос был задан раньше, я только сейчас увидела его, когда вы про служение читали. Служение — это связь, по сравнению с радостью?
- Служение означает войти в связь с предложением, приходящим с высшего уровня, советам вайшнавов и сохранять эту связь. Речь не идет о каком-либо объеме деятельности на физическом уровне. На каком-то уровне я понимаю, войти в связь с предложением, приходящем с высшего уровня, то есть, покорится этому предложению, понять, что, то, что нам говорят вайшнавы, оно превосходит все наши стремления и все наши понимания о жизни и вообще все.

00:37:15 И, благодаря этой покорности, можно впустить в сердце то, о чем они говорят. И, тогда наше сердце будет устремлено, оно естественным образом будет устремлено в служение. Конечно, все, что говорят нам вайшнавы, оно пробуждает в сердце желание служить. Если этого нет, значит нет покорности, нет контакта. Все, что происходит у вайшнав, оно все побуждает живое существо к служению, к самозабвенному служению. Потому что, это естественный принцип. Так как мы поняли, что живые существа не могут не действовать, просто надо деятельность эту будет наполнить и направить в правильное русло. И то, что говорят вайшнавы, они перенаправляют эту деятельность в правильное русло. Эту склонность к деятельности, они наполняют ее любовью своими наставлениями. Живое существо начинает самозабвенно служить постепенно, потому что это естественное состояние живого существа служить. Потому что шакти- энергия, она создана для этого. Поэтому, когда мы отдаем, мы больше чувствуем удовлетворение, чем когда сами что-то принимаем.

00:38:11 Гурудев сказал однажды очень просто, говорит, можно есть самому, можно кормить других. И в том и другом случае ты испытываешь удовлетворение. Это два разных вида удовлетворения.
- А можно еще вопрос или предложение, что [не слышно], а то ощущение одиночества оно больше пока [не ощущалось]?
- Нет, я пытался его насильно вернуть, никак.
- Интересно?
- Ну, я не знаю, интересно, нет, но я пытался. Как есть такое понятие триггеры — это тогда, когда вызывают у тебя. Вот я пытался всеми возможными способами. Вообще, как только я понял, что Господь находится на дне моего дна, то есть, на дне моей черной дыры даже Господь находится, какого бы глубокого у тебя одиночества не было, все, он везде. Все одиночество, оно куда-то исчезает постепенно. Потому что, вот [непонятно] Махараджа спросили: «Откуда у тебя чувство одиночества?» Он сказал: «Это следствие нашего желания обособленной жизни»
- Желания?
- Да, мы же желаем обособленной жизни?

00:39:10 Домик в деревне, свой, в своей деревне. Вот, отсюда. И, потом мы чувствуем одиночество. Это последствие этого. Мы отделяемся, то есть, от общего потока универсальной волны служения Господу и живем для себя. Вначале это, как бы, нам кажется, о, я хоть отдохну от этих людей, ото всех. А потом все, ты остаешься один. Одиночество тебя начинает есть, то есть, оно растет из тебя и тебя же поглощает, тоже удивительное чувство.
- Мне, как бы, говорили, что [не слышно]
— Это слишком запредельно. Есть чувство одиночества, а есть чувство разлуки. Не надо их путать. Обычно у живого существа, это, как правило, одиночество. Разлука — это высочайший уровень любви. И нам до этой разлуки просто миллиарды, миллиарды творений. Потому что, если у тебя подлинная разлука, ты не можешь просто ни секунды жить с ней. Просто не можешь с ней жить. Потому что как десятая стадия разлуки — это смерть.

00:40:10 У чувства разлуки есть также некие этапы. Десятая стадия – это смерть. Но, преданные не принимают эту смерть, потому что в смерти они не могут служить Господу. Поэтому, они просто погружаются в рассказы о Кришне. Гопи собираются и говорят: «Мне что-то так тоскливо. Давай поговорим о Кришне. – Давай». И, они начинают рассказывать об играх Кришны друг с другом говорят о Кришне: вот Кришна это, Кришна то. Кто-то говорит: «Я Кришна». О, ну теперь мне полегче. И все. И, они идут свои дела дальше делать. Поэтому и говорится, что источник всех страданий – это разлука с Кришной. Как на низших уровнях сознания, как в нашем случае, это забвение Кришны, а на высшем уровне – это разлука с Кришной. Мы страдаем от отсутствия Кришны и, они страдают от отсутствия Кришны. Но, это совершенно разные уровни страданий. Мы страдаем от того, что мы забыли его, а они страдают из-за того, что они не могут его забыть. Но, говорит, лекарство одно. Вот удивительно, то, что лекарство одно – это разговоры о Кришне и в том и другом случае. Поэтому мы всегда ищем того, кто может нам поведать о Кришне всегда.

00:41:14 Не просто рассказать нам истории из книг. Нас, как таковые истории, не интересуют. Нас интересуют, именно, авторитетный источник чтобы этого потока был. Потому что, об одной и той же семье можно рассказать одну и ту же историю, но, в зависимости от того, кто это рассказывает, ты будешь чувствовать разные чувства к этой семье. Правильно? Одну и ту же историю будут рассказывать разные люди, одни ненавидят, другие завидуют, третьи еще что-то, а четвертые просто любят их. И, они будут одни и те же слова даже говорить, но, все равно совершенно будет разное восприятие этих слов. Правильно, нет? Как говорил [непонятно] Махарадж, одно и то же блюдо, приготовленное по одному и тому же рецепту, все один в один, но приготовленное другом, матушкой, женой имеют совершенно разные вкусы. Одно и тоже блюдо. Вот это нас интересует.

00:42:02 Тот, кто приготавливает блюда с неземным вкусом. Спасибо вам большое мои хорошие. Вы спасли меня. [непонятно], благодарю вас за смирение и терпение.
- [не слышно] Спасибо вам большое, на самом деле, очень интересно.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 30 ноября 2022