Модальность и участие

Аюрведа-радио - 07 марта 2007
Что такое модальность. Разукрупнение целей. Модальные операторы: необходимость, желательность и возможность. Понятие ответственности. Запугивание, мотивация «ОТ», мотивация «К». Понятие конвертации ресурсов. Почему люди отказываются от ответственности? Составляющая эмоции - участие.
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:53:20 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 21 | скачано: 22 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер. Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович. Мы продолжаем чтение лекций по психологии на сайте доктора Торсунова и, я продолжаю тему «Управление эмоциями». Мы проходим такой этап понимания эмоций, как то, что они состоят из образующих их частей. То есть, мы рассматриваем эмоции и их составные элементы, и возможности манипулирования этими составными элементами.

00:00:40 На прошлой лекции мы рассмотрели такой элемент как временные рамки. Отношения к прошлому, настоящему или будущему той или иной эмоции и, как изменения этого акцента, этой точки внимания на прошлом, настоящем или будущем, как это внимание меняет саму эмоцию. Мы рассмотрели пример эмоций, ориентированных на прошлое, на настоящее и на будущее, при чем эмоций как положительных, ресурсных, так и не ресурсных или отрицательных.

00:01:17 То есть, параллельно я буду постоянно напоминать о том, что мы всегда должны понимать, какое намерение стоит за той или иной эмоцией. То есть, наша цель не просто взять под контроль наши эмоции и управлять ими как нам заблагорассудится, а важно еще понять, что сами эмоции по себе – это обратная связь со стороны нашего же внутреннего мира относительно внешних или внутренних происходящих событий. Наша цель не просто в подчинении эмоций, а умелое их использование и понимании их причин возникновения.

00:01:59 Сегодня мы продолжаем рассматривать структуру эмоций и, я повторю: все компоненты эмоций, которые условно выделяются, это 1) временные рамки, которые мы уже прошли, это 2) модальность, 3) участие, 4) интенсивность, 5) сравнение, 6) темп, 7) критерии и 8) размер осознаваемой единицы опыта или размер чанка. Сегодня мы продолжим и будем изучать модальность.

Что такое модальность

00:02:29 Что такое модальность? Модальность — это термин из лингвистики, который обозначает присутствие в нашем опыте таких слов или таких понятий, как необходимость, возможность или невозможность, желательность или нежелательность. То есть, когда мы говорим или думаем, что я хочу то или иное, или не хочу, когда я могу или не могу, когда что-то необходимо сделать или не обязательно. Когда что-то возможно сделать или невозможно. Когда я что-то должен сделать или не должен. Когда мне что-то надо делать или не надо. Все эти понятия относятся к категории модальности.

00:03:17 И, как мы можем разместить и распределить или объединить виды эмоции в зависимости от модальности как организующего принципа? Вы можете вспомнить на одной из первых лекций по эмоциям, мы рассматривали два примера, пример, точнее, из двух эмоций. Это пример предвкушения или уверенность в исходе событий и эмоцию надежды. И, вот как раз, эти две эмоции они, в том числе, отличаются по своей модальности. Если мы возьмем что-то на что мы надеемся, получается, что мы не уверены в том, что это произойдет обязательно. То есть, получается, это может быть. Это не должно быть и это не обязательно будет, а это может быть. То есть, возможны различные варианты.

00:04:18 То, в случае уверенности и предвкушения, мы понимаем, что должно быть так. Должно в том смысле, что это обязательно будет. Не в том смысле, что нам кто-то что-то должен, а в смысле, что это именно так и будет. Это то, что описывает такой компонент эмоции как модальность. То есть, в этом разница надежды и уверенности в будущем, в том, что надежда связана с желанием чего-то, но не уверенностью до конца, мы допускаем разные варианты. И, уверенность и предвкушение как раз и подразумевает, что мы знаем, мы уверенны, мы думаем, что так должно быть. Кроме модальности в надежде и уверенности есть еще различие, которое мы будем рассматривать сегодня, это участие.

00:05:11 То есть, забегая вперед, скажу, что надежда, ну или наоборот, возвращаясь назад, когда мы это рассматривали раньше, я говорил, что надежда и предвкушение отличаются активностью, активной или пассивной позицией человека в момент переживания этих эмоций. Надежда — это пассивное чувство, когда мы надеемся и ничего для этого не делаем что что-то будет так, как мы хотим, но при этом мы допускаем, что может быть и как-то по-другому. И, при этом мы сохраняем пассивное положение. А, уверенность, это наоборот – это активное продвижение к тому, что мы предвкушаем. То есть, мы уверены в том, что это будет и это дает нам силы, чтобы делать так, чтобы это было на самом деле, чтобы прийти к этому.

00:06:00 Другие примеры наличия модальности в различении эмоций, это, например, состояние мотивации и решительности, решимости и беспомощности, как противоположной состоянию, как противоположная эмоция. В состоянии мотивации и решительности мы манипулируем такими словами как я могу, я хочу и мне это надо. То есть, это то, что присутствует у нас внутри в этот момент, когда мы эту эмоцию испытываем. То есть, если у нас нет этого, если мы считаем, что мы не можем или, что мы не хотим, или что нам этого не надо, то есть, если я не могу, но хочу, получается беспомощность или фрустрация, то есть, есть какие-то препятствия на моем пути.

00:06:58 Или, допустим, мне надо, я хочу, но сейчас не могу – это уже фрустрация, невозможность достигнуть того, чего мы хотим. Или, допустим, возьмем перегруженность и компетентность или возможность справится с ситуацией. То есть, когда присутствует эмоция перегруженности в сознании человека есть такие модальные операторы или модальные понятия, что я должен что-то сделать, но я не могу. То есть, нам надо очень много сделать за один момент или мы считаем, что мы должны это сделать за один момент и, мы делаем вывод, что я не могу это сделать, но при этом должен. Получается перегруженность. Компетентность в противовес этому характеризуется понятием не должен или даже и должен, скорее это будет характеристика, что мне надо это сделать, это необходимо.

Разукрупнение целей

00:07:55 Не кому-то я должен, а я должен себе. То есть, мы называем это слово надо. Мне надо это сделать и, при этом, я могу это сделать. И, в психологии есть такой принцип разукрупнение целей, когда очень большая цель, с которой нам надо справиться и, мы думаем, как же нам с ней, с этой гигантской задачей справится, мы ее начинаем разукрупнять. Есть такая поговорка: «Как можно съесть слона?» Ответ: по кусочкам. Или: «Дорога в десять тысяч миль начинается с одного шага. И тоже самое в состоянии перегруженности, почему возникает слово «не могу», потому что мы воспринимаем все, что нам надо сделать здесь и сейчас, в этот конкретно данный момент времени.

00:08:51 Мы все собираем в одну кучу, смотрим на эту большую глыбу непонятных, не связанных друг с другом частей или наоборот переплетенных настолько, что не понятно, с чего начинать и, отсюда возникает вывод: «Не могу». То есть, модальный оператор не могу. То есть, я должен, допустим, я начальник и, при этом, столько много задач, что я не могу это сделать, возникает перегруженность. Или, наоборот, мне это надо сделать, я должен, я начальник и, при этом я понимаю, что я должен делать сейчас, что лично должен делать я, что должен сделать кто-то другой за меня и, я ему это поручаю, то есть, «не могу» переходит в «могу», компетентность. То есть, мы уже проявляем стратегию. Мы из «не могу» делаем «могу» путем разукрупнения целей, как вариант.

00:09:44 Другая эмоция, например, вина и сожаление характеризуется такими понятиями как «следовало бы», «не следовало бы (в прошлом)», то есть, плюс временные рамки прошлого сочетаются с необходимостью сделать по-другому или сделать так, как я не сделал. В этих эмоциях, в эмоциях мотивации, перегруженности, вины или сожаления и других эмоциях, в том числе и ответственности, лежат наши убеждения, наши убеждения в наших возможностях, в нашей компетентности, в необходимости того или иного действия, в причастности к тому или иному делу.

Модальные операторы: необходимость, желательность и возможность

00:10:37 Допустим, если мы возьмем ответственность. На примере ответственности рассмотрим, как можно эту эмоцию сформировать, используя как раз эти модальные операторы, то есть, необходимости, желательности и возможности. То есть, когда мы говорим слово модальность, мы говорим о необходимости, возможности и желательности.

Понятие ответственности

00:11:03 Итак, из чего состоит понятие ответственности? Или как можно сделать, чтобы в нас эта ответственность появилась или появилась в другом человеке? Как её создать в другом человеке или в себе? Ответственность состоит из трех единиц модальных. Первое, это то, что нам что-то надо сделать, то есть, есть необходимость. Мы остро нуждаемся в том, что что-то должно быть сделано. Должны ли мы подготовится к отчету, должны ли мы что-то написать, должны ли мы сделать какую-то работу, должны ли мы выбрать то, чем нам заниматься в жизни, не важно, выберите свое к чему вы хотите относиться ответственно. Или найти работу, которая вас устраивает, тот уровень заработка и тот интерес.

00:11:55 Зачем нам нужна ответственность? Чтобы мы приняли активную точку зрения, активную позицию, собрали силы и действовали. Так вот, если рассмотреть ответственность с точки зрения модальности, первое, это надо понять, что нам необходимо это. То есть, если мы не совсем понимаем, что нам это надо, тогда нам сложно будет эту ответственность создать. То есть, первое, мы должны понять, что нам это надо, нам на самом деле это надо. Потому что, если мы не сделаем это, если мы не выберем то, чем мы будем заниматься в жизни, если мы не найдем работу, которая нас устраивает, если я не подготовлюсь, грубо говоря к экзаменам, то будут последствия негативные. И, тут нужно не скупиться на устрашающие картины того будущего, которое нас ожидает, если мы не сделаем.

00:12:52 Это называется мотивация от, то есть, мы избегаем каких-то отрицательных последствий. Иногда, очень полезно взять просто листок бумаги и записать, если этого не будет, что плохого случится в моей жизни? То есть, если вы хотите себя замотивировать на что-то, отнестись ответственно к какому-то вопросу, я рекомендую вам это всем сделать. То есть, первый элемент формирования ответственности, понять, что нам это надо. А, чтобы понять, что нам это надо, надо рассмотреть два варианта. Первый вариант: у нас этого нет- к чему мы тогда придем? Что мы получим негативного? Именно, негативного. И, второй вариант, это написать, что мы получим позитивного. Что мы получим позитивного, когда у нас это будет, когда мы этого достигнем? И, это называется мотивация к…, то есть приближение к желаемому состоянию. Ну, допустим, в случае с работой, мы получим достойный заработок и любимую работу.

Формирование ответственности

00:13:51 То есть, счастлив тот человек, у которого хобби совпадает с его работой. То есть, мы получаем мотивацию от, то есть, избегание негативных последствий того, что мы не будем это делать и, получаем мотивацию к… Мы знаем, к чему мы стремимся и чего достигнем, если мы это сделаем. Это первый шаг к формированию ответственности - это надо сделать.

00:14:17 Второй шаг: я должен это сделать. Именно, я должен это сделать. Кроме меня в моей жизни это никто не сделает так хорошо, как я. Необходимость заниматься именно мне этим вопросом. Именно, я должен искать ответы, искать варианты, искать возможности. Потому что, другой человек, может быть он сделает это хорошо, но он сделает это для себя, а не для меня. Может быть, он сделает это по какой-то известной схеме, но, лучше, чем я этого никто не сделает, потому что это буду я делать для самого себя. То есть, кроме меня, нет такого человека, именно, я подхожу, чтобы сделать это сейчас, начать это делать. И, третий этап формирования ответственности, это, я могу это сделать.

Запугивание, мотивация «ОТ», мотивация «К»

00:15:32 Тут пришел вопрос: а не запугивание ли это?
То есть, запугивание, я так думаю, этот вопрос относится к первому этапу, что это необходимо сделать. Вы все знаете методы кнута и методы пряника, это очень старая формулировка, которая в психологии называется мотивация «от» и мотивация «к». Некоторым полезно иметь мотивацию «от» - мотивацию запугивания, назовите это так. Некоторым полезнее иметь мотивацию «к».

00:16:11 То есть, если человек расслаблен и думает, что все в жизни у него будет хорошо и, поэтому ничего не делает, скорее всего, он не знает тех негативных последствий, которые могут быть, если он ничего не будет делать. И, запугивание может помочь. Просто слово запугивание мне не совсем нравится, я люблю использовать слово «мотивацию ОТ». То есть, я это делаю, потому что, я хочу избегать этого, этого, этого и этого… И, полезно при этом, еще знать то, чего мы хотим достичь – «мотивацию К». Стоит помнить то, к чему мы стремимся. Наверняка, вы помните ту метафору, когда вы приходите на вокзал, вы просите билет не из Москвы или из того города, из Тель-Авива, не знаю, или из Нью-Йорка, а просите «билет куда-то». Но, иногда вы должны пойти на вокзал, именно, потому что, вам надоело жить в Тель-Авиве, в Нью-Йорке или в Москве. То есть, это «мотивация ОТ». Вы приходите и говорите кассиру: «Мне надоел этот город». Он говорит: «Хорошо. Я вас понимаю. Что вы хотите вместо этого города?»

00:17:11 Если у вас нет мотивации «к», то есть, если вы не приняли решение куда, то, в принципе, как говорится, если вы не знаете куда вы идете, куда вы плывёте, то никакой ветер не будет для вас попутным. То есть, имея мотивацию «от» или запугивания, пожалуйста, можно так говорить, вы должны знать, а куда вы стремитесь. То есть, если вы просто будете избегать чего-то всегда и не знать, к чему стремиться, вы можете прийти никуда. Ну, или прийти туда, куда вы не хотели прийти. Иногда, мотивация запугивания или кнута или мотивация «от» бывает хорошим первым или пусковым фактором для того, чтобы человек начинал шевелиться.

00:17:55 Иногда человек просто в слишком расслабленном состоянии, оторванном от реальности, от момента сейчас, допустим, он находится, допустим, в сожалении прошлого и в мечтаниях о будущем, когда вернуть его в настоящее, можно только с помощью таких жестких достаточно техник, визуализации тех негативных последствий и тех ужасов, которые у него возникнут, если он этого не будет делать. У меня одна знакомая такая есть, которая таким образом себя мотивировала на делание каких-то дел и, это достаточно эффективная стратегия, это не единственная стратегия, я повторю. То есть, вы можете сочетать и лучше всего сочетать, именно, желаемое состояние, куда вы хотите и не желаемое, от чего вы хотите уйти.

00:18:45 Итак, первое, в ответственности, это надо сделать, вы понимаете, что это вам необходимо. Вы, на самом деле, считаете, что вам это необходимо и, вы чувствуете, что без этого вам будет плохо, а с этим вам будет хорошо. Второе, я должен это сделать, именно, я. То есть, это вот то, что мы чаще всего понимаем под ответственностью. Обычно ответственность, она делегируется, то есть, ты должен это сделать и, другой человек: «Ну, хорошо» и, пошел делать. То есть, первое, он может не понимать, что это надо сделать и, второе, что именно он это может делать. «А почему мне вы это сказали? А вон скажите ему. Я, что рыжий, что ли?» И тоже самое с нашей жизнью. То есть, почему именно вы должны брать ответственность за свою жизнь? Да потому что лучше вас это никто не сделает. Это не сделают ваши родители, не сделают ваши духовные учителя, не сделают пришельцы из космоса. Это сделаете только, именно, вы.

Понятие конвертации ресурсов

00:19:45 И, третий этап формирования ответственности, как пример модальности, это: я могу это сделать, у меня есть способности на это. То есть, либо я могу уже сейчас это сделать, либо я смогу это сделать в процессе, в конце концов. Иногда мы не понимаем, ну как же я могу это сделать? И, тут к нам на помощь приходит такое понятие, как конвертация ресурсов или превращение одних полезных вещей, которые у нас уже есть и их достаточно много в другие, которые нам нужны, но их у нас сейчас нет. То есть, к ресурсам у нас условно время, деньги, знакомства, информация, пожалуй, это основные. Это та, что нам помогает, а, ну и навыки, естественно, навыки, то есть, ваши способности.

00:20:44 То есть, время, деньги, способности, знакомства, информация – это то, что помогает вам справляться с задачей, достигать необходимого. Если вы решили, что это вам надо - первый этап вы прошли, второе - что я должен это сделать, никто другой и третий - я могу это сделать. Либо с этим нет проблем, то есть, вы сразу понимаете, что у вас есть все ресурсы, чтобы это сделать, либо вы думаете так, а вот у меня нет вот этого, этого, этого. Тогда вы берёте просто и понимаете, как из того, что у вас сейчас есть, например, у вас есть много времени, свободного времени, как имея свободное время, вы можете получить то, что вам необходимо. Это конвертация ресурсов, то есть, превращение этого времени, допустим, то есть, у вас есть время, а вам, в конце концов, нужны, допустим, деньги. То есть, чтобы начать, допустим, какой-то бизнес, вам нужны деньги. У вас есть пока только деньги. Как превратить время в деньги? Иногда, это можно напрямую, то есть, пойти работать, грубо говоря.

00:21:46 Но, даже, когда вы идете работать, вы используете следующий свой ресурс – это свои способности. Иногда, надо превратить один ресурс, то есть, время в следующий ресурс, допустим, в обретение способности. То есть, вы пошли и пообщались со своими знакомыми и потратили свое время, обрели их навыки. Они вас научили чему-то, чем-то заниматься, что-то делать. Вы обрели новый ресурс, то есть, вы обрели новые способности и, пошли эти способности обменяли на деньги, пошли поработали, заработали деньги. То есть, у вас было время, появились способности, вы это превратили в деньги. Такие цепочки могут быть различной длины и различной последовательности. В каждой ситуации это надо рассматривать индивидуально. Принцип, я думаю, вы поняли.

00:22:35 То есть, если у вас сейчас чего-то нет, но у вас уже что-то есть, вот вы это что-то можете превратить во что угодно. Главное, понимать, что вам это необходимо, на самом деле, необходимо и, именно, вы должны это делать. И, вы можете это сделать. То есть, вы можете собрать информацию от том, как это делают другие, вы можете увеличить количество своих знакомств, чтобы опять же получить информацию или там, грубо говоря, занять деньги у своих знакомых, чтобы потом их отдать. То есть, очень много разных вариантов превращения тех ресурсов, которые у вас уже есть в то, что вам необходимо.

Почему люди отказываются от ответственности?

00:23:19 Вопрос пришел. Большинство людей отказываются от ответственности, причина гены, родители или среда?
Ищите причину внутри. То есть, если вы будете искать причину в генах, в наследственности, в среде, в родителях, в воспитании, вы её найдете, что самое интересное, но, что это вам даст? То есть, у нас есть множество описаний этого мира, какое из них истинное, это вопрос, грубо говоря, философии и вашей личной веры. Но, какое из этих описаний полезно для вас в этой ситуации — это тот вопрос, на который вы должны ответить сами.

00:24:10 То есть, если вы считаете, что вы такой, какой вы есть, из-за того, что… и, тут вставьте, что вы хотите сами вставить, что, там кто-то не так с вами поступил, мама в детстве недолюбила, папа слишком часто, не знаю, не оказывал внимание, или там, то что, вон у меня прадедушка, он то был ого-го, да понятно теперь откуда, да вот я вырос в такой школе или в таком дворе или в таком государстве или на такой планете. Через это можно объяснить, любую вашу неспособность измениться, но что это вам даст? Это вам даст: «Ну, всё понятно», - и дальше продолжаем оставаться такими, какие мы есть. Либо другой вариант, зная причину, допустим, опять же во внешней среде, вы начинаете обращаться к ним, обвинять их, что ах вы вот такие нехорошие, негодяи!

00:25:06 Или, потом, в конце концов, начинаете думать, а почему вот, вроде со мной жил, допустим, не знаю, дружок мой или там подруга, у неё вроде всё было тоже самое, а вот, смотри, она совсем другая! Но, конечно, у неё гены другие. Но, если даже вы возьмете двух однояйцевых близнецов, близняшек, у которых генотип один и тот же, окружение одно и тоже, родители одни и те же, я не знаю, у них все одно и то же, это практически, два одинаковых человека, но всё равно, они отличаются, они отличаются по характеру, они отличаются по темпераменту, они отличаются по своей судьбе. У них есть больше сходств, чем различий, но у них есть это различие. Это значит то, что у нас есть свобода выбора и, полезнее, повторяю, полезнее, то есть, истина она проявляется в процессе практики, то есть, проверяется временем. Теория, которую мы выдвигаем, она проверяется практикой. Полезней верить в то, что от вас это зависит, то, что вы можете это изменить.

00:26:07 То, что у вас этого нет сейчас, допустим, ответственности, значит, зачем-то вам она не нужна, значит, зачем-то вы избегаете её. Значит есть, что-то более важное для вас, ну, например, я не знаю, сохранение статуса КВО, то есть, то, что у вас есть, вы боитесь, допустим, потерять и, используя, допустим, какие-то активные движения, я не знаю, то есть, это вопрос достаточно общий, потому что за ответственностью каждый из нас понимает разные вещи. Может быть для человека принятие ответственности — это означает, как бы, один единственный возможный вариант своего будущего и, он его не принимает, потому что, он хочет разного будущего. И, он думает, что если он вот возьмет ответственность, то всё, у него больше только вот одна дорога и, он по ней уныло будет так до конца идти. Я не знаю... То есть, это надо общаться тет-а-тет и разбираться в каждом конкретном случае.

00:27:00 Но, полезно верить в то, что вы можете изменить самого себя и понять почему вы это не сделали до сих пор. Как только вы поймете это, называется вторичная выгода, то есть, казалось бы, какое-то не совсем позитивное, не совсем принятое в обществе, ну, допустим, болезнь. В любой болезни можно найти вторичную выгоду, то есть, зачем мы болеем. Там, ну, допустим, чтобы отдохнуть. Ну, чаще всего, болезнь возникает тогда, когда мы слишком перегружаемся, либо привлечь внимание, либо отдохнуть, разные варианты. То есть, суть понятна.

00:27:37 Итак, повторим, что ответственность хорошо формировать, если мы сохраняем все три компонента, то есть, необходимость чего-то сделать, необходимость, именно для меня это сделать, то есть, я должен это сделать и возможность это сделать. Если всё это есть, то человек будет очень решителен, уверен и будет контролировать выполнение своих обязанностей. Это достаточно полезное качество, я советую всем его принять на вооружение. Но, если допустим, человек не понимает зачем ему это надо, обычно ответственность передается, да, то есть, начальник или воспитатель, родитель просто говорит: «А ну-ка, сделать вот это, принеси то. Чтобы к этому моменту было сделано то-то, то-то и то-то».

00:28:33 Человек, тот, который исполнитель, может не понимать, а зачем это вообще, в принципе, надо? То есть, он пропускает первый момент, то есть, он не понимает необходимости этого. То есть, лучший коллектив – это, когда ответственность распределяется равномерно и исполнители осознают, что это на самом деле, необходимо. То есть, вы работаете в той среде, допустим, там, где вы работаете, вы, на самом деле, понимаете, что вы занимаетесь нужным делом. То есть, это зависит уже от ваших убеждений, что это действительно нужно вам, это действительно нужно другим людям. То есть, допустим, вы врач, вы помогаете, вы знаете, что вы должны это делать, что ваши действия, они необходимы другим людям. Это надо. Я должен этим заниматься, я должен совершенствоваться, повышать свою квалификацию и так далее, и так далее, и так далее.

00:29:22 Если же нетпонимания, что это надо делать и, нет понимания, что именно я это должен делать, (второй пункт отсутствует), возникнет просто сопротивление: а я не буду этого делать, не хочу. Но, даже если он принял, то есть, да, он понимает, что это надо сделать, годовой отчет близится, я должен это сделать и, что, именно, я это должен делать, я на этой должности нахожусь, но, он не чувствует свою компетентность (третий компонент - я могу), – он будет ощущать обременение ответственностью и чувство непригодности будет у него, вместо чувства компетентности.

00:30:04 Поэтому, как только вы понимаете, что ответственность возникает, но вы не чувствуете компетентность, значит, что вы просто не понимаете, как её сформировать у себя внутри.

Составляющая эмоции - участие

00:30:36 Итак, мы говорили о модальности и то, как модальность или необходимость, возможность и желательность формируют наши эмоции. И, мы рассмотрели это на примере ответственности. Следующая составляющая эмоции — это участие. Участие. Наверняка, в вашем окружении, начнем обсуждать участие, есть такие люди или, может быть, даже вы были такими людьми, которые могут периодически изо дня в день, говорить такие слова: «а вот если бы, хорошо было бы, а вот, когда будет то-то, то тогда-то я вот ого-го, а вот если бы тот человек сделал это, ну тогда, тогда бы я вот…»

00:31:40 И, иногда хочется сказать, ну, вот если ты этого так сильно хочешь, а что ты для этого сделал? Что ты лично сделал для того, чтобы это произошло? Наверняка, вы читали все произведения Обломов и, вот как раз Илья Ильич Обломов таким ярким представителем человека, который является пассивным по своей природе и, это то, о чем мы будем сейчас говорить. То есть, участие, как характеристика эмоции, говорит нам, насколько мы активны или пассивны в переживании, в том эмоциональном выборе в данный момент. То есть, либо мы являемся активным деятелем, либо мы являемся бессильным объектом, над которым совершаются действия.

00:32:37 Опять же, тот же самый пример надежды и предвкушения. Предвкушения или уверенности в том, что это произойдет и активного делания. В случае надежды, мы просто ждем, что что-то произойдет, в случае предвкушения - мы радостно приближаем себя к этому моменту, мы активны. То есть, если бы Германия напала на СССР и, мы надеялись, что она, в конце концов, уйдет, мы бы проиграли. Но, так как мы активно к этому отнеслись, мы выиграли. Такой, достаточно простой пример.

00:33:28 И, участие также можно рассмотреть под двумя углами, это опять же активное или пассивное стремление к чему-то и активное или пассивное удаление от чего-то. То есть, допустим, активно мы можем себя вести, когда мы стремимся и активно движемся к чему-то, когда мы, допустим, амбициозны. Когда же мы будем пассивно стремится к чему-то, мы просто будем в состоянии надежды. То есть, это стремление одно и то же, но участие различное. Решительность, агрессивность – это активное участие человека в эмоциональном переживании.

00:34:25 Ну, например, чувство жалости к себе и одиночество – это пассивное состояние. То есть, что такое одиночество – это желание общаться и, при этом ощущение того, что я не могу этого делать. То есть, это можно еще отнести и к модальностям. То есть, я хочу общаться, но я не могу этого делать и, сочетание этого рождает пассивность. То есть, достаточно просто разобраться, что значит, я не могу это сделать, то есть, я не могу завести отношения, которые меня бы устроили и, поэтому я сижу у телефона и жду пока он зазвонит. Я сам-то и не знаю, как общаться, как заводить знакомства, как время скоротать, грубо говоря.

00:35:17 Как сделать так, чтобы мне позвонили и пригласили меня на веселый вечер или на хорошую беседу, или на чашку чая, все что угодно, или в кино? То есть, я хочу этого, но, я не могу делать, то есть, не знаю, не положено, то есть или не принято, или я стесняюсь, то есть, в конечном счете, я не могу этого сделать. Надо задать вопрос: «Ты это хочешь не мочь дальше? Или ты все-таки хотел бы смочь это сделать? И, уже ведется работа с возможностями. То есть, когда человек активно относится к этому, то есть, я хочу общаться, плюс активность рождает деятельность. Я хочу общаться плюс пассивность- я жду, когда со мной начнут общаться и, я буду очень рад, я буду очень общителен, но вот первый шаг я делать не буду.

00:36:14 Или жалость к себе, то есть, да, вот мне сейчас плохо, а хочется, чтобы хорошо, но прилетит пусть волшебник в голубом вертолете и, подарит мне волшебную палочку плюс пятьсот эскимо и, я тогда ударю или он меня ударит по голове и уж тогда-то я превращусь в того прекрасного принца или принцессу. Пассивное или активное отношение. Активное – это не всегда хорошо тоже. Пассивное – это не всегда плохо. То есть, иногда пассивность, она хороша, допустим, неизбежное событие, когда важно терпение. То есть, терпение — это пассивное состояние в уверенности в хорошем исходе этого какого-то действия.

00:37:13 Но, при этом, может быть сейчас нет подтверждающих факторов или они есть, но не значительные, допустим, вы снижаете свой вес, но вы же не снижаете его по десять килограмм в день. Или, наоборот, вы его наращиваете, вы же не по десять килограмм его наращиваете? Вы отмеряете каждый раз, вы активно участвуете, но ваша эмоциональность, то есть, вы не бросаете все и скажите: «А, надоело», а вы сохраняете, скажем так, эмоциональную пассивность в сохранении этих действий.

00:37:59 Терпение, допустим, в уходе за больным человеком, это тоже, можно сказать, пассивная позиция и вы, в состоянии смирения к тем обстоятельствам, которые вы не можете изменить либо с той скоростью, как вам хочется. То есть, взять и сразу поправится или сразу похудеть. Вы принимаете это, вы знаете, что вам не изменить скорость своего метаболизма на порядок, допустим. И, вы знаете, что это можно делать вот именно такими действиями и ежедневно сохраняете эти действия без изменения. Допустим, чувство страха и чувство отвращения это будет активное избегание чего-то, то есть, активное стремление от чего-то уйти и от чего-то избавится.

00:38:59 Чувство интереса, эмоции интереса будет активное желание к чему-то приблизиться. Чувство агрессивности — это то же желание активного контакта с каким-то человеком, понятно, что с ним хочется сделать. Чувство любви – это тоже активное чувство, хотя скажите, у кого как. Да, я понимаю, что эти эмоции, это некие ярлыки, которые могут для каждого из вас значить что-то особенное, но, если вы их рассмотрите с точки зрения пассивности или активности, вы сможете изменить их составляющую путем изменения подхода, либо с активного перевести на пассивное, либо с пассивного на активное.

00:39:49 Ну, ради примера, возьмите ту сферу деятельности, которой вы сейчас занимаетесь и, которая вас интересует и, ну которую вы настроены амбициозно. Вы что-то делаете, вы активны, вы предпринимаете какие-то действия сами, то есть, вы активны. А теперь представьте, что от вас, ну просто на минуту, от вас это не зависит. От вас это не зависит и, вы в принципе, не можете это сделать до конца, а кто-то другой может. И, вы отпускаете эти действия на самотек. И, чувства амбициозности сразу будет уменьшаться и, возможно, перейдет в чувство надежды, может быть даже некого опасения, что, как же другие люди, как они за место меня то это сделают?

00:40:44 Хотя большинство людей, наверняка, наоборот, они чаще всего присутствуют, находятся в этом состоянии, что за них что-то сделают и, иногда даже им удается найти тех людей, которые готовы делать за других, то есть, когда их активность переходит с их личности на другие, то есть, когда они готовы помогать другим, даже в ущерб другим людям. Ну, грубо говоря, они кормят бедных вместо того, чтобы научить их кормить самих себя. То есть, человек, который просит милостыню, он находится в пассивном состоянии относительно того человека, который идет и работает. И, это его выбор и, скажем так, в обществе присутствуют обе стороны этого процесса: те, которые поддерживают их существование и люди, которые подают милостыню, грубо говоря, и те, которые этим пользуются и из рода в род, из поколения в поколение продолжают делать тоже самое.

00:41:47 То есть, допустим, в той же Индии и в других странах, в восточных и у нас сейчас в России есть профессиональные попрошайки, которые только этим и занимаются и, они всегда занимают свое место, потому что есть те люди, которые позволяют им быть пассивными. Или, есть, допустим, желание людей избавить мир от голода. То есть, допустим, в Африке, в африканских странах и других странах, скажем так, третьего или другого мира, они реально голодают. То есть, их население растет больше, чем возможности ресурсов их продовольствия.

00:42:34 И, тут встает выбор, мы должны быть активны настолько, чтобы продолжать сохранять их пассивность в добывании пищи, поставлять им пищу или, все-таки, мы должны отнестись к той смертности от голода, как вариант, как к способу корректировки количества людей. Потому что, допустим, взять ту же Африку, ну, насколько я это понимаю, там не так достаточно каких-то там мест, где можно достаточно много вырастить продуктов питания там, не знаю, что у них там растет, бананы, кокосы, может быть, они этим даже не занимаются и из-за этого страдают, я не знаю, но, как вариант, если это так, то тогда наша активность будет способствовать продолжению их пассивности и, их количество населения будет расти из-за того, что оно будет получать приток продовольствия извне.

00:43:30 Население будет расти, потребности будут опять расти, то есть, это замкнутый круг, который, простое внесение ресурсов в него, таких вот не информационных, которые переводят сознание людей на другой уровень, а просто по необходимости, хлеб насущный им давать. Это и есть участие. То есть, насколько активно мы в той или иной ситуации, в той или иной эмоции. То есть, если мы рассмотрим ту же самую амбицию, то, она состоит из трех составляющих, которые мы уже на этот день знаем, первое — это активность, это понятно. И, активность, то есть, именно я, я сам это делаю, она рождается из двух других. Это модальность, то есть, я могу и буду это делать. То есть, я могу, допустим, заниматься этой деятельностью, я хочу ей заниматься и, я буду ей заниматься.

00:44:27 И, временными рамками, это то, о чем мы говорили на прошлом занятии. Это понимание, чувствование, видение той цели, того результата, которого я хочу добиться, которого я хочу достичь. То есть, понимание цели и результата, желание этой цели и результата, возможности его достичь порождает активную позицию и, в итоге это порождает амбиции, амбиции, что это можно достичь и я это делаю.

00:45:11 Итак, мы сегодня рассматривали модальность - это необходимость, возможность и желательность в формировании наших эмоций и участие. Мы рассмотрели пример ответственности, как эмоции, формирующиеся с помощью таких критериев, как модальность и амбициозность или амбиции, здоровые амбиции как пример формирования с помощью участия. По поводу участия можно еще сказать, что, есть такое большое деление людей на поле зависимых и поле независимых, ну или просто активных и пассивных людей.

00:46:10 То есть, поле независимые люди, они, допустим, им по-другому их называют с внутренней референцией или, которые выявляют суждения исходя из внутренних ценностей и, людей с внешней референцией, которые берут ценности извне и, внедряют их. То есть, люди независимые или поле независимые или с внутренней референцией, они имеют внутренние ценности и активные к воплощению этих своих ценностей. Люди же, которые называются поле зависимыми, они, чаще всего, занимают пассивные позиции и, ориентируются на ценности, которые предлагает им среда. То есть, те и другие, они обладают своими плюсами и минусами.

00:47:06 Важно знать, что в зависимости от контекста, мы должны гибко пользоваться, как внешней референцией, то есть, возможностью понять ценности, допустим, другого человека, потому что, если бы мы были просто все время активны и не проявлять возможность быть активным другим людям, мы бы были достаточно, может быть агрессивны и жесткими в своих действиях. То есть, так или иначе, все стороны того, что мы рассказываем, мы ищем правильные контексты для употребления, для применения тех или иных качеств. То есть, таже пассивность, она тоже важна. В случае, допустим, принятия, в случае смирения, в случае терпения. Если бы мы были активны, мы бы испытывали бы больше беспокойство, при чем, которое не приносили бы нам реальные выходы из ситуации.

00:48:10 То есть, конечно же, надо рассматривать каждую ситуации конкретно. Но, можно представить такую ситуацию, в которой есть только возможность смириться. И, вот в этих ситуациях полезно смирение. В других ситуациях, наоборот, смирение не полезно. То есть, в ситуациях, когда вам повышают, допустим, заработную плату на сто рублей каждый месяц, для кого-то может являться причиной радости большой и сохранения пассивной позиции, то есть, меня это устраивает, а для кого-то- он ожидал другого и для него эта пассивная позиция будет приводить к накоплению внутреннего дискомфорта.

00:48:57 Или вы ожидали что, не знаю, вы на олимпиаде, допустим, по физике той же, думаете, что вы сделали все правильно, придя домой, вы перерешали все задачи, которые вы сделали, сверили с учебниками и, уверены в том, что вы сделали все правильно. Когда смотрите на результат, вы видите, что, вы где-то там, в самом конце списка, вы можете с этим смириться, и к чему это приведет? Либо вы может задать вопрос: «Дескать, подождите, у меня все ходы записаны» и, выяснить причину и может быть, на этом вы чему-то научитесь. То есть, допустим, научитесь отстаивать свои права.

00:49:49 Или, когда, допустим, ваш близкий человек умер, вы можете продолжать активно делать ему искусственное дыхание, но его уже не вернешь. Может полезнее занять пассивную позицию и смириться с этим. То, о чем мы с вами говорим, можно назвать уместностью или правильным выбором контекста или как говорят в ведической культуре, время, место, обстоятельства. У каждой эмоции есть свое время, свое место и свои обстоятельства, где она уместна. Само слово уместность подразумевает какое-то место, где это должно быть или своевременность. Я вам всем желаю искать те эмоции и воплощать их в своей жизни, которые уместны в той или иной ситуации.

00:50:47 А, чтобы понять, насколько это уместно, достаточно просто анализировать свою жизнь и делать выводы соответствующие.

00:51:00 Еще один вопрос:
- Здравствуйте, Юрий. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: как можно приучать?
- Вопрос, наверное, не совсем в тему, но, хорошо, попробую на него ответить.
- Как можно приучать домашнего кота к тому, чтобы он не требовал еду сутки на пролет, чтобы не требовал внимания громкими мяуканьями и тому подобное, чтобы он не проявлял чрезвычайно сильно свои эмоции мяуканья. При этом, не хочется совершать не обоснованную силу над животным, хочется понять метод воспитания животного. Спасибо.
- Я никогда не специализировался на животных, но, животные они те же самые люди, только сказать ничего не могут. Животным свойственно кричать, мяукать и требовать, потому что, они приучены к тому, что их кормят, за ними ухаживают, понимаете, да, о чем я говорю. Они занимают свою пассивную позицию и из этой пассивной позиции нами манипулируют, потому что мы в них сформировали такое отношение к миру, что мы им должны это делать, мы должны им делать это, это, это.

00:52:08 То есть, если вы просто не будете обращать внимания на кота, но, при этом, предоставите ему свободу выбора, то есть, либо он сам будет искать еду в вашей квартире, если вас это устроит, либо вы будете выпускать его на улицу и, он будет искать ее там. При этом, животные, они как раз понимают обе стратегии: стратегию «от» и стратегию «к» и, при этом, то, что вы называете насилием, вы можете как раз использовать его обоснованно. Это вопрос, конечно, уже такой, скорее практический, чем теоретический. Иногда, достаточно просто напомнить о том насилии, которое было раньше, не повторяя его, чтобы прекратить, ну, на этом основана, в принципе, тренировка животных. При чем, опять же, я говорю, что я не специалист, мне больше с людьми нравится работать. Ну, хорошо. Спасибо даже за такой вопрос. Всего вам хорошего и будьте здоровы. До свиданья.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 25 марта 2022