Якорение эмоций

Аюрведа-радио - 25 апреля 2007
Четыре доступа к эмоциям. Самоякорение и его смысл. Что такое якорь? Важность совпадения якоря с пиком переживания. Самскары. Точный повтор якоря, импульса, сигнала. Виды якорей. Разрыв причинно- следственных связей как способ доступа к эмоциям. Что такое причинно-следственная связь. Наблюдение- универсальный способ изменения своего эмоционального состояния. Душа наблюдатель. Три позиции восприятия. Изменение своего эмоционального настроя из воображаемого будущего. Если сместить внимание. Смещение перспективы. Магия второй позиции. Смещение внимания-второй способы разрыва причинно-следственной связи. Физическое устранение- третий способ разрыва причинно-следственной связи.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:32:33 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 8 | скачано: 15 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 - Здравствуйте, Юрий.
– Да, добрый вечер. Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем тему «Доступ к эмоциям», которая входит в большую тему «Управление эмоциями» и, на прошлой лекции мы разбирали два способа доступа. Напомню, что их всего четыре. Ну, как, не то, что всего, а их формируют в четыре группы. Это поиск эмоций, самоякорение, то, что мы проходили ранее. И, сегодня будем рассматривать разрыв причинно-следственных связей и реконструкцию эмоций.

Самоякорение

Что такое якорь?

00:00:38 Немножко повторю по самоякорению, потому что нам не хватило немножко времени на это. В чем смысл самоякорения? Вы выбираете эмоцию или состояние, которое вам необходимо испытывать по своему собственному желанию, и формируете некий рычаг или некую кнопку. В психологии это называется якорь. Якорь – это некий стимул, он может быть тактильным, визуальным, аудиальным, который запускает по цепочке, как условный рефлекс, свою какую-то следующую реакцию. То есть, внешний стимул вызывает внутреннюю реакцию. Вы можете прикоснуться к своей руке каким-то необычным способом, потому что все обычные якоря уже, скорее всего, заняты. То есть, привычное прикосновение к голове в виде поглаживания или рукопожатия, скорее всего, уже занято.

00:01:36 То есть, туда уже наслоено очень много переживаний, зачастую противоречивых и, повторно вызывать именно такой якорь или такое прикосновение или выражение лица, например, или тон голоса, который уже существует у человека в жизни, не имеет смысла. Лучше выбрать такой раздражитель или такой стимул, чтобы он был необычен, то есть, уникален. Скорее, уникален, больше подходит и повторяем. То есть, вы должны в следующий раз будете повторить его в точности. То есть, если вы таким образом прикоснулись к руке человека, то, в следующий раз, или сами к своей руке, то есть, вы прикоснулись таким образом, допустим, большой палец скрестили с безымянным каким-то таким видом, что вы раньше так не делали. И, это вы сделали на фоне, допустим, нужной вам эмоции.

00:02:31 То есть, сначала, вы вызываете эмоцию и, на пике переживаний, что является тоже очень важным, допустим, соединяете большой и безымянный палец таким вот странным необычным способом. И, следующий раз, когда вы соедините точно так же большой и безымянный палец, естественным образом, эта эмоция, это состояние вернется к вам. То есть, вы получите доступ. Сам процесс якорения, установки якоря необходимо ставить, я повторюсь, на пике переживания, то есть, если вы вспоминаете, какой-то очень важный опыт, который был проявлением того состояния, к которому вы хотите получить доступ. Вы должны представить его во всех деталях, очень ярко, красочно, чтобы вы слышали все то, что слышали тогда и, видели все то, достаточно ярко, интенсивно, что было тогда.

00:03:27 И, тогда естественным образом, вы войдете в состояние или в ощущение, в чувства, которые были тогда. Именно, в этот момент, в пик переживаний, в наиболее интенсивный момент, вы ставите этот якорь сами себе. То есть, вы можете это делать, как сами с собой, так и с другим человеком. То есть, другой человек, допустим, вспоминает нужные ему случаи той или иной эмоции, вы за ним наблюдаете или просто просите его, чтобы он дал вам какой-то молчаливый кивок или просто улыбнулся в тот момент, когда он достиг нужной интенсивности, какую он хотел бы иметь, соединенную с неким стимулом или якорем. В этот момент вы ставите якорь, ну, чаще всего, это кинестетически, то есть, прикосновение к телу. То есть, вы договариваетесь о том месте, где вы будете это делать, ставить якорь, прикасаться, например.

00:04:21 Или, допустим, можете дать понюхать человеку какой-то приятный запах. Но, он должен быть либо приятным, либо нейтральным. То есть, это якоря, допустим, или соединять неприятный запах с неприятной эмоцией, в принципе, можно, но это не рекомендуется делать. Хотя, допустим, из моей практики, когда я путешествовал, ну, в смысле в детстве ездил на курорты, там грязевые всякие лечебницы и там очень сильно пахнет сероводородом. И, вот этот запах сероводорода у меня соединился с детским воспоминанием отдыха, веселья, в принципе. И, вот теперь, допустим, когда я этот чувствую запах, то многие люди, допустим, морщатся, а я переношусь в своей памяти в прошлое. То есть, в принципе, это возможно.

Важность совпадения якоря с пиком переживания.

00:05:09 То есть, любой запах, любое прикосновение, любое слово, интонация даже голоса, в первую очередь скорее, выражение лица может являться якорем, может являться тем стимулом, который запустит реакцию. Но, главное, чтобы этот якорь, этот стимул совпал с пиком переживания, вот, что самое главное. То есть, неудачи, чаще всего, происходят именно в том случае, если человек либо пропускает интенсивность пика, либо ставит позже и прекращает действия якоря до того, как наступил пик. То есть, важно это делать именно в пике переживания. И, затем, когда вам нужен будет доступ к этой эмоции конкретной, вы, если вы сами себе ставили, делаете это себе сами жестом, прикосновением или вспоминаете образ какой-то или слово или подносите, допустим, к носу какой-то аромат.

00:06:06 Ну, допустим, вы можете взять свои любимые духи или дезодорант и, зарядить любыми эмоциями, которые вы захотите. То есть, наверняка, вы в вашей жизни найдете примеры этого, что какой-то запах, ну, самый яркий пример, это запах сирени. То есть, запах сирени, по крайней мере, у меня и у всех людей, которых я спрашивал, ассоциируется именно с такой, смесь волнения перед предстоящими экзаменами и предчувствия каникул, которые после них будут. То есть, такие противоположные чувства, но одновременно отличающиеся очень сильно интенсивностью. И, всякий раз, когда ты этот запах чувствуешь, ты хочешь-не хочешь, вспоминаешь то состояние и, потом ты вспоминаешь, что это, оказывается, было уже в прошлом, и сейчас, нюхая сирень, не факт, что скоро у тебя будут экзамены и скоро у тебя будут каникулы.

Самскары

00:07:01 Ты можешь уже работать на своей работе несколько лет и быть далеким от студенческой жизни, но, тем не менее, сам запах вызывает эти переживания. То есть, я к тому, что якоря и этот процесс якорения – это естественный процесс. Это не значит, что, если вы будете это делать, вы будете заниматься чем-то искусственным. Этот процесс условных рефлексов, открытый еще Павловым и, скорее всего, до него это был известен этот механизм. Допустим, вот в ведической культуре это называется самскарой. То есть, самскары бывают из прошлой жизни, когда они приводят нас, то есть, какие-то действия в прошлой жизни приводят нас к последствиям в этой жизни. И, тоже самое, самскары из нашего биологического прошлого, из этой жизни, в которой мы живем, то есть, также их можно отнести к тому-же разряду, что и якоря. Вот. И, важно повторить этот якорь с точностью.

Точный повтор якоря, импульса, сигнала.

00:07:59 То есть, сила нажатия, скорость нажатия, например, тот же самый запах. То есть, допустим, если вы запомнили запах мандаринов определенного сорта и, именно, этот вид мандаринов вызывает у вас предвкушение новогодних праздников, то, если вам дадут мандарины, допустим, скрещенные с апельсинами, которые будут пахнуть также, но, не совсем, соответственно, и доступ к этому состоянию будет такой же, ну не совсем. То есть, повтор того сигнала, того якоря, того импульса должен быть достаточно точным. Чем точнее, тем точнее вы воспроизведете ту или иную эмоцию, которую вы заякорили.

Виды якорей

00:08:48 Якорь может быть мелодией, может быть тон голоса, в принципе, любой, аудиальный, то есть, слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный, вкусовой, то есть, многие хорошо себя чувствуют, кушая сладкое и, естественным образом, даже если мы не разбираем по вкусовым качествам согласно аюрведической теории, что сладкий вкус вызывает, допустим, расслабление, удовлетворение и чувство любви. То, даже просто по закону якорения со сладким вкусом, чаще всего, связаны положительные эмоции. И, это одно из объяснений, почему люди в трудные времена стараются скушать что-то сладкое. То есть, они пытаются вызвать тем или иным способом изменения своего эмоционального состояния. То есть, если, все время кушать сладкое, конечно, могут быть побочные эффекты, но, тем не менее, это один из примеров.

2. Разрыв причинно-следственных связей как способ доступа к эмоциям

00:09:50 Вот, что касается якорения. Следующий способ доступа к эмоциям или один из аспектов доступа к эмоциям называется «разрыв причинно-следственных связей». Он применяется чаще всего в момент очень интенсивного переживания той или иной эмоции, которая связана с каким-то воздействием или с каким-то стимулом извне. Каждый из вас попадал в такую ситуацию, когда он то, что называется, не контролировал свое эмоциональное состояние. То есть, казалось в тот момент, что то, что происходит вовне, оно очень сильно влияет на вас и, вы не можете уже сами принимать решение, кроме как реагировать эмоционально.

00:10:38 То есть, кто-то сказал обидное слово или обстоятельства складываются таким образом, что вызывает у вас негативное состояние и, это состояние само по себе, как вам кажется, парализует вашу эмоциональную свободу, то есть, у вас не остается выбора эмоционального. То есть, вы приходите к своему знакомому, а он, допустим, очень любит политику и, он начинает давно заезженную пластинку о том, «как всё плохо и как раньше было хорошо» или, наоборот, «как раньше всё было плохо, а сейчас хорошо» и, начинает ругать, допустим, либо настоящий строй, либо предыдущий. И, вас это всегда выводило из себя, например, и, в этот момент вы тоже чувствуете, что вы не можете с собой справиться и начинаете злиться, либо у вас просто раздражение какое-то, какая-то эмоция, с которой вы не можете справиться.

00:11:35 Или, допустим, какой-то человек начинает на вас громко кричать, ну или орать, допустим, ваш начальник или родители ваши, к примеру, или ребенок, или просто незнакомый человек и, сам этот факт вызывает у вас, ну, в принципе, любую эмоцию, но, эта эмоция вам, как вы считаете, не подвластна. То есть, сам факт этого действия он, как вы считаете, вырывает у вас почву из-под ног и, не дает возможности выбора с вами самими своей эмоции, которую вы хотите испытывать. И, это вот и называется, так называемая причинно-следственная связь. То есть, мы все считаем, что наш внутренний мир подвержен влиянию извне или является следствием внешнего мира. Ну, не все, некоторые из нас. И, кто так считает, они чаще всего являются по принципу само забывающегося ожидания или пророчества, они являются жертвами внешнего мира и, это и есть название причинно-следственной связи.

00:12:36 Это причинно- следственная связь находится внутри нашего тонкого тела или внутри нашей головы, или в нашем уме. Это те способы реакции на внешний мир или та степень зависимости от внешнего мира, которая нам дана от рождения и, которую мы либо меняем, либо не меняем. И, часть людей считает, что их состояние является непосредственным продолжением, допустим, действий других людей, каких-то внешних факторов, дорожного движения, погоды, есть солнце на небе или облака, прилетели вовремя птицы с югов или нет, или они всю зиму, допустим, как у нас в Москве, всю зиму пробыли, зима была теплая, в речке все время жили и, нам приходилось их подкармливать, но, в принципе, тоже было достаточно приятно, но вызывало некое беспокойство.

00:13:32 То есть, вроде как, утки не улетели и, я от этого беспокоюсь. То есть, какая-то связь есть, но, не факт, что я, именно это должен испытывать. То есть, я могу испытывать беспокойство, озабоченность, начну звонить в Гринпис и, говорить, что же вы такое делаете, чтобы они сказали тем другим, что же они такое делают, что климат меняется, зимы становятся теплыми, а лето холодное и, вот утки от этого не улетают. Один вариант. Либо я мог испытать в этот момент чувство жалости, ну или лучше сказать, сострадание и просто получить удовольствие от том, что я могу заботиться, допустим, об утках. То есть, в принципе, у меня есть выбор. Но, большинство или некоторая часть людей считает, что его нет, что есть некая причинно- следственная связь, есть внешние причины и внутреннее следствие- эмоция.

00:14:21 Так вот, иногда эти эмоции, которые мы испытываем, в каком-то контексте, в общении с какими-то людьми, допустим, нам не приятными, мы думаем, что вот, как только мы даже подумаем об этих людях, сразу настроение начинает потихоньку падать, падать, а когда мы с ними общаемся, все, уже деваться некуда. Или, допустим, люди, которые очень трепетно относятся, ну, или, грубо говоря, боятся авторитетов, допустим. К авторитетам относится все начальство, милиция, ГАИ, продавцы, в принципе, тоже, учителя естественным образом и, вместо того, чтобы, допустим, конструктивно с ними общаться, то есть, выяснить в чем там они, какие претензии они предъявляют или что они хотят от нас на самом деле, мы погружаемся в не ресурсное состояние, испытываем внутренний страх или, наоборот, агрессию, пытаемся добиться от них своего и, при этом объясняем свое состояние внешним.

00:15:19 То есть, да потому что, он такой, потому что он на меня так посмотрел, потому что он такое сказал, да, потому что он может меня оштрафовать. И, вот, когда мы пребываем в этом состоянии, как раз применим принцип разрыва этой причинно-следственной связи. То есть, мы делаем такой внутренний, внутренние действия, которые позволяют нам выйти из этого порочного круга, в котором мы долгое время, возможно, раньше были. То есть, есть несколько способов.

Наблюдение- универсальный способ изменения своего эмоционального состояния. Душа наблюдатель.

00:15:48 Первый способ, это изменение перспективы. То есть, в принципе, основной и универсальный способ изменения своего эмоционального состояния — это наблюдение. То есть, это первый шаг. Или, как звучит на санскрите Ом Шакши нахам. То есть, согласно ведической концепции, душа, или то, чем мы являемся, является простым наблюдателем нашей жизни. То есть, она даже не действует, она просто наблюдает. То есть, за душу действует прошлые кармы, прошлые самскары или материальный мир, грубо говоря, сам по себе действует, а душа является наблюдателем. Но, так как мы очень сильно ассоциируемся со своим телом, со своими мыслями, эмоциями, нам кажется, что это мы делаем.

00:16:37 И, первый шаг, чтобы уменьшить эмоциональные переживания, которые сами по себе являются следующим якорем, следующей самскарой или импринтом, или впечатлением, что порождает последствия. Первый шаг — это просто разотождествление на уровне наблюдения, то есть, первый шаг – это наблюдение. И, Шакшин, именно, как наблюдатель, то есть, ом шакши нахам переводится как «о, я наблюдатель», то есть, я – наблюдатель.

Три позиции восприятия.

00:17:04 Простое наблюдение иногда, то есть, переход в позицию наблюдателя или в третью позицию, если вы помните, кто слушал мои прошлые лекции, существует три позиции восприятия: первая, вторая и третья. Первая – это я. Я из моих ценностей, из моей системы ценностей, из моих ощущений, из того, что мне нравится, не нравится, как я отношусь к этой ситуации, к этому человеку, что мне хочется – это я. Вторая позиция – это другой человек или ситуация. Как она себя чувствует, глядя на меня, или этот человек как себя чувствует, общаясь со мной – это вторая позиция или войти в шкуру другого человека. И, есть третья позиция или позиция стороннего наблюдателя, как раз того самого, который шакшин, который наблюдает. И, этим наблюдателем, на самом деле, как раз мы сами и являемся, что самое интересное. И, когда мы делаем шаг в эту сторону, мы начинаем совсем по-другому видеть ситуацию.

00:18:04 Первым результатом этого может стать замечание того, что вы раньше не замечали. И, если говорить конкретно, как можно сделать этот шаг в другую сторону, это изменить восприятие во времени, изменить временной промежуток и вектор времени или фильтр, временной фильтр восприятия. То есть, если вы находитесь в какой-то неприятной ситуации, допустим, у вас какой-то конфликт сейчас, вас, допустим, кто-то обидел или вы, допустим, что-то сделали, или собираетесь что-то сделать, но, чувствуете, что что-то не так. Допустим, ваш гнев вас подталкивает к чему-то, просто, изменив точку зрения временную, допустим, перенеся себя в будущее, допустим, несколько десятилетий вперед и, представив себя человеком умудренным опытом, который достиг какого-то духовного просветления или, кому открылись какие-то общечеловеческие ценности.

Изменение своего эмоционального настроя из воображаемого будущего.

00:19:05 Или, он понял тщетность каких-то устремлений, которые сейчас, возможно, существуют в человеке и, которые подталкивают его к каким-то действиям, не нужным по сути. И, посмотрев из будущего, из своего собственного будущего, воображаемого естественно, но, тонкое тело ума настолько сильно, что оно это может принять за правду и изменить свое внутреннее содержание и свой эмоциональный настрой. То есть, просто человек, перенеся себя в будущее, в то желаемое будущее, которое он хочет, то есть, наверняка каждый из вас хочет достигнуть какого-то духовного просветления в конце своей жизни. То есть, это приветствуется всеми религиями. Я думаю, каждого человека можно спросить и, он ответит утвердительно.

00:19:48 Так вот, если вы просто представите, что вы уже это сделали, и, вам уже, допустим, столько-то лет, сколько вам, как вам сейчас кажется потребуется, чтобы достичь этого и, если вы просто представите это, как один мой маленький знакомый говорит «понарошку», если вы понарошку даже это представите и, посмотрите из этого будущего на этот настоящий момент, ваше эмоциональное состояние не замедлит измениться. Оно изменится просто потому, что вы посмотрите совсем с другой колокольни, если так грубо выражаться, совсем с других позиций, с других критериев, с других ценностей. И, тоже самое можно сделать, если вы посмотрите на эту же ситуацию, которая вас сейчас держит в эмоциональных тисках, как вам кажется, она вас и держит в этих эмоциональных тисках, потому что вы сконцентрированы именно в этой точке и, ограничили свое сознание именно вот этими какими-то акцентами информационными.

Если сместить внимание.

00:20:48 Но, если вы сместите свое внимание, вы увидите что-то другое. Если вы просто переместитесь в свое прошлое, совсем-совсем раннее детство, когда вам были доступны такие эмоции, такие переживания, которых вам сейчас не хватает. Допустим, та легкость и та веселость, те озорные качества ребенка, которые позволяют ему просто играть жизнью. Просто, от того, что он ребенок и его этот мир любит из-за того, что он просто пришел в этот мир. И, эти качества, они помогают в настоящем. Перемещаясь в свое прошлое, вспоминая, как это было тогда и, смотря через это в настоящее, естественным образом меняется ваше восприятие этого самого настоящего, которое вам, будучи, воспринимаемым сейчас, казалось раньше каким-то ужасным. Но, вот вы вспомнили как вы к этому относились в прошлом, в детском прошлом. То есть, ребенку много не дано в детстве. Но, многого не дано взрослому, как ему кажется, что было дано ему в детстве.

Смещение перспективы

00:21:49 И, чтобы получить этот доступ к этому самому детству, иногда просто вспомнить. Иногда просто вспомнить. И, один из способов разрыва этой причинно-следственной связи – это как раз смещение перспективы. Или, мы уходим в будущее, допустим, не обязательно уходить на десятилетия, чтобы представить себя мудрым человеком, можно просто подумать о том, а как я буду к этому относиться, когда это все просто закончится. То есть, допустим, вам предстоит сдача какого-то экзамена, например, или просто собеседование, ну, или просто общение с каким-то человеком и, вы волнуетесь. И, вы просто думаете, а что я будут чувствовать, когда это все закончится? Когда это все закончится и, соответственно, интенсивность эмоций будет другая. И, думая об этом, вы уменьшаете интенсивность волнительных ваших своих эмоций, делаете свое восприятие более чистым.

00:22:47 То есть, вы уменьшаете элемент страсти или раджаса, связанного с беспокойством, с первоэлементом воздуха, например, и огня. То есть, это может быть страх или это может быть гнев. Но, так или иначе, это замутняет ваше восприятие. Но, если вы начнете думать об ситуации с точки зрения желательного исхода, вы увидите, что вы можете сделать в этой ситуации.

00:23:14 Изменение перспективы не ограничивается временем, как способа разрыва причинно-следственной связи. Также вы можете изменить перспективу, изменив точку зрения человека, став другим человеком в настоящем. То есть, если вы, изменяя время, остаетесь самим собой, представляя себя в будущем или вспоминая себя в прошлом, то, изменяя, как бы, акцент на личности, то есть, вы представляете себя на месте другого человека. Не обязательно, кстати, человека, вы можете даже представить себя каким-то неодушевленным предметом, растением, клавиатурой, компьютером, допустим, например, на который я сейчас смотрю, или книгой, листком бумаги, сотовым телефоном, кошкой, которая сидит за окном и, совсем по-другому относится к этой ситуации, не так, как я, например.

Магия второй позиции.

00:24:14 Или, человек, который сейчас слушает меня. Он совсем по-другому воспринимает то, что я говорю, хотя мы с ним находимся, казалось бы, в одной ситуации, но, по разную сторону. Этих сторон очень много. Этих сторон много и, мы думаем, что нам доступна только одна. Но, вот именно, в чем магия вот этой второй позиции? Вы входите в состояние другого человека, вы представляете человека или процессы или вещи или любого живого существа и, вы смотрите уже оттуда на то, что вам доступно сейчас. И, это доступно каждому и, это меняет эмоциональное переживание. Это позволяет вам совсем по-другому посмотреть на ситуацию.

00:24:55 Если на вас кричит, допустим, ваш начальник, то вы можете просто представить, а как на эту ситуацию, допустим, смотрит телефон на его столе, или, допустим, дерево, стоящее за окном, или любой другой человек, находящийся в этой комнате или находящийся в совершенно другой комнате. Изменение перспективы дает нам возможность видеть то, чего вы не видели, находясь в первой позиции, в настоящем.

Смещение внимания-второй способы разрыва причинно-следственной связи.

00:25:30 Следующий способ разрыва причинно-следственной связи и ухода из эмоциональных тисков, скажем так, это изменение или смещение внимания на другой стимул. То есть, в принципе, это тоже похоже на изменение перспективы с небольшой разницей в том, что мы начинаем искать то, что мы не замечали ранее. То есть, может быть, мы, пообщаясь с человеком, с которым, допустим, нам сейчас неприятно общаться, все время слушали его голос или, наоборот, всегда смотрели на его искривленный рот, или глаза, налитые гневом, если мы рассматриваем ситуацию, когда вас, допустим, кто-то ругает и, вы из-за этого, допустим, чувствуете себя испуганным, или, наоборот, хотите ответить ему таким же криком, полностью не конструктивным. Вы замечаете, на что вы обращаете внимание.

00:26:28 То есть, если вы все это время раннее реагировали на интонации этого человека или на те слова, которые он использует. Допустим, некоторых людей, именно слова задевают, то есть, пакет или кулек? Кому-то абсолютно не нравится слово кулек, а кто-то вообще его не знает. Или, кто-то знает, что есть, бордюрчик, а есть поребрик. А кто-то считает, что поребрик вообще слова не существует. И, смещая акцент внимания, то есть, допустим, вы раньше не обращали внимание на то, как одет этот человек, на то, какое напряжение в его мышцах спины, например, или как он сутулится, или как он перебирает ручку, когда, допустим, с вами разговаривает, или, как он поправляет галстук или масса других деталей, касаемых, допустим, этого человека или, вообще, не касаемых этого человека. Вы можете смотреть на то, что происходит в телевизоре за этим человеком.

00:27:29 То есть, естественным образом, переключение внимания уменьшит эмоциональное переживание. Или, допустим, вы скучаете очень сильно, вы находитесь, допустим, на не интересном докладе или лекции, вы ее слушаете, то есть, вы не рассказываете ее и, вам хотелось бы изменить это состояние, но вы скучаете, потому что, не находите ничего интересного в словах лектора, то есть, скорее всего, вы сосредоточены на том, что он говорит. И, скорее всего, вы не замечаете то, как он это говорит или то, как он двигается или то, чем занимаются, допустим, люди в аудитории. То есть, стоит просто найти что-то, на что вы не обращали раньше внимание и, как ваша скука улетучивается и, вы получаете доступ, например, к чувству любознательности.

00:28:22 Если вы понаблюдаете за детьми, вы как раз обнаружите именно эту стратегию их постоянного интереса к жизни. Если их что-то перестало интересовать, они тут же находят что-то другое. Но, почему-то удивительно, взрослый человек, забыл, как это можно делать, почему-то он этого не помнит, хотя у него есть этот весь опыт, который был у него в детстве, он до сих пор в нем есть. То есть, просто перемещая свой фокус внимания, вы можете менять свое состояние. Вы будете получать больше информации, потому что раньше вы шли по одной и той же дороге, вы делали одно и тоже дело и получали один и тот же результат. И, если он вам нравится, прекрасно, продолжайте. Но, даже в этом случае, полезно использовать какие-то другие способы. А, если вам ваш прошлый результат не нравился и, не нравится теперь, может быть, стоит изменить что-то?

00:29:21 Например, сместив акцент внимания на что-то другое. Всегда слушали интонации людей и, именно, она вас задевала, заводила, или выражение лица. Или, допустим, вы идете по улице и смотрите, что человек вам не уступает дорогу и, вы замечаете не расстояние между домом и этим человеком, или машиной и этим человеком, которая стоит припаркована, а замечаете, именно, выражение его лица. Именно, это выражение его лица вызывает у вас подъем гнева и желание показать ему, что я тоже чего-то стою и, вы не сворачиваете, вы сталкиваетесь, обмениваетесь «приятными» фразами и, в испорченном настроении идете, допустим, домой или на работу. Но, как только вы смещаете свой акцент внимания не на, допустим, выражение лица этого человека, который, может быть, не доволен, но это не значит, что он не доволен вами. Может быть, его тоже перед этим кто-то задел. Вы смотрите на расстояние между человеком и машиной или человеком и домом и, находите среднюю точку, чтобы пройти между. Все.

Физическое устранение- третий способ разрыва причинно-следственной связи

00:30:22 Ваш акцент внимания сместился, ваши эмоции изменились. Это очень просто. Но, и последний способ разрыва причинно-следственной связи – это физическое устранение, я имею ввиду, какое-то временное покидание кабинета, ситуации какой-то. Вот я приводит пример, когда женщина, находясь, допустим, ее пригласили на ужин с незнакомыми людьми, допустим, по работе и, она не знала, как себя с ними вести, точнее, она знала как с ними вести, но, при этом, она испытывала беспокойство, потому что, ресторан был очень, допустим, дорогой и, в котором она ни разу не была. И, обстановка была не знакомой, как себя повести, детали, она очень сильно разволновалась. И, единственно, что ей пришло на ум, это извиниться и сказать, что мне надо подышать воздухом, сама пошла в уборную и, то есть, она просто устранила себя из этой ситуации.

00:31:20 То есть, если нет доступа к первым двум вариантам, то есть, изменение перспективы и смещение внимания, вам кажется, что вы, допустим, не сможете это сделать, то есть, можно просто сделать таймаут и, сказать, что команда берет перерыв и музыкальную паузу ставите. И, вот этими способами вы можете как раз и сделать выход, выход из этого замкнутого круга и из той комнаты, в которой вы, в принципе, уже все изучили. Из той комнаты, я имею ввиду, вот этого опыта вашего эмоционального и, выходов, на самом деле, больше, чем вы думаете. Как минимум, выход один и он там же, где и вход.

00:32:10 Мы рассказывали о разрыве причинно-следственной связи. Если есть какие-то вопросы, вы можете задавать их по телефону, в прямом эфире. То есть, мы можем разобрать вашу какую-то ситуацию, если вы хотите, то есть, что-то интересует непосредственно по тому материалу, что я сейчас вам рассказал.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 19 апреля 2022