Критерии влияющие на эмоции

Аюрведа-радио - 21 марта 2007
Что такое критерии? Как изменение критерия меняет эмоцию; Пример использования разных критериев; Притча о трех работниках, занятых строительством Храма; Размер чанка; Эмоции ступора и любопытства; Временные рамки. Модальность. Участие. Темп; Эмоция любопытство в ступоре; Модальность любопытства. Отличие ступора от любопытства. ; Элемент сравнения в любопытстве. ; Главное отличие ступора от любопытства; Эмоция – мотивация и решимость; Перегруженность и мотивация; Модальный оператор; Стратегия «от» и «к». Состояние перегруженности; Отличие чувства мотивации от чувства перегруженности;
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:50:00 | качество: mp3 24kB/s 22 Mb | прослушано: 14 | скачано: 35 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер. Аюрведическое интернет-радио продолжает свое вещание, меня зовут Мошкин Юрий Владимирович. И, я продолжаю серию лекций про аюрведическую психологию. Мы продолжаем цикл семинаров по управлением эмоциями и, сегодня завершающая лекция по структуре эмоций. Мы разбирали из чего состоят эмоции и как влияя на эти составляющие можно менять наши эмоции. Сегодня мы заканчиваем двумя последними составляющими, это критерии или размер чанка, либо количество осознаваемых деталей или объем информации. Ну, для простоты будем говорить, размер чанка.

Что такое критерии?

00:00:54 Итак, начнем с критериев. То есть, повторимся, что такое критерии. Критерии – это некие важные моменты, ценности, некие фильтры восприятия через который мы воспринимаем этот мир, оцениваем ситуацию, оцениваем исход ситуации будущего для нас, для нашего окружения, для всего того, что для нас важно. И, как критерии могут влиять на формирование тех или иных эмоций? Ну, представим такую ситуацию: какой-то начальник отдела получает задание от главы фирмы предоставить отчет о проделанной работе на завтрашнем заседании. И, этот начальник отдела, назовем его, допустим, Василий. Этот Василий начинает очень сильно беспокоиться.

00:01:51 Потому что, времени достаточно мало и, обычно эту информацию он подготавливал за, ну, скажем, за неделю, за несколько дней, но не за один вечер, не за ночь, скажем так. И, он начинает очень сильно беспокоиться, внутри него начинает нарастать ощущение паники и, он понимает, что очень много ему надо сделать сейчас, чтобы доложить правильно своему начальнику то, что он от него обычно требует. Он входит не в лучшее состояние эмоциональное и тут, через некоторое время, повторный звонок и, начальник говорит, что его не будет завтра, то есть, заседание будет, но его не будет и, он просит Василия все-равно провести, сделать отчет, но без него.

00:02:51 И, состояние этого начальника отдела Василия резко улучшается, он расслабляется, откидывается в своем кресле и, говорит: «Ну, слава Богу» То есть, если раньше ему надо было сделать детальный отчет для начальника, как он обычно у него спрашивал, то, так как там не будет уже этого уровня ответственности и спроса, то ему придется отметить какие-то основополагающие детали, основные вешки наметить и, это совершенно другой критерий, совершенно другая степень важности и, соответственно, другая эмоция, которую он испытывает. То есть, просто изменение самого критерия или того, что для нас важно в этой ситуации, может изменить саму эмоцию.

Как изменение критерия меняет эмоцию

00:03:53 Другой вариант рассмотрим, чтобы было еще более понятнее и нагляднее. Например, возьмем двух людей, двух мужей, которые ожидают рождение ребенка. То есть, нечто должно произойти в будущем, то есть, временные рамки определены будущим. То есть, рождение будет, оно не сейчас, оно не в прошлом, оно, именно, в будущем. Модальность, то есть, это должно произойти, это неизбежно. Участие пассивно, то есть, мы ничего уже не можем сделать, то есть, это произойдет уже без нашего участия. И, интенсивность, достаточно высокая эмоциональная.

00:04:47 И, эти два человека с одинаковыми предыдущими составляющими, то есть, временные рамки – будущее, модальность — это должно произойти, пассивное участие, высокая интенсивность, но, различные критерии используют. Один из них используют критерий получить, получить что-либо, получить некую пользу, некое удовлетворение, а второй использует критерий- потерять, то есть, страх потерять что-то. И, просто, изменив критерий, на этом примере, мы можем понять, что в случае, если человек используем помимо всего прочего одинаковые критерии получить, он будет испытывать приятные предвкушения. То есть, он уже может мечтать и представлять, что они будут вместе делать с этим сыном, гулять, ходить, он будет помогать ему развиваться и так далее и тому подобное.

00:05:49 В отличии от другого человека, который будет перечислять в своем уме то, что он потеряет, какую свободу он потеряет, какие возможности он упустит в связи с рождением сына, хотя все остальное будет одинаково и модальность, и временные рамки, и активность, и интенсивность. Просто, изменив, тот критерий и тот фильтр восприятия, который мы применяем к той или иной ситуации.

Пример использования разных критериев

00:06:20 Другой вариант, человек идет на встречу, на какую-то встречу, которая может послужить ему отправной точкой для развития будущего. То есть, он встречается, например, с будущим начальником на некий бизнес- ланч. То есть, этот человек сосредоточен на настоящем, здесь и сейчас, его модальность характеризуется возможностью чего-либо, то есть, он что-то может сделать, то есть, возможно что-то произойдет, может быть. Участие его активное, интенсивность- высокая и критерий, вот тут, если будет различный критерий, будет совершенно разные эмоции.

00:07:13 Если он просто будет использовать критерий принятия, то есть, он будет относиться, что его приняли, к нему отнеслись благосклонно и, тогда он будет испытывать эмоцию признательности, например, к другому человеку, который снизошел до его уровня и явил себя ему в данном случае. Но, если критерий будет другим, например, что я могу из этого вынести? То есть, поиск возможностей, поиск каких-то возможных результатов и последствий, благоприятных для себя, то, при тех же временных рамках, модальности, интенсивности и том же участии, критерий просто, меняем критерий с принятия на возможность извлечения пользы, то эмоция будет совершенно другая. Будем эмоция амбициозности, деятельности.

Притча о трех работниках, занятых строительством Храма

00:08:17 То есть, таким образом, критерий – это то, с помощью чего мы обозначаем для себя, что для нас важно в данный момент. То есть, есть известная притча: шел человек и подходит к группе людей, которые заняты, как ему показалось строительством. И, он подходит к одному человеку и спрашивает: «Что вы делаете?» И, он говорит: «Ты, что, разве не видишь? Я ношу камни. Ношу отсюда и складываю их вон там». «Хорошо»- сказал человек и подошел к другому, который делал тоже самое и спросил: «А, что ты делаешь?» Он говорит: «Ну, как? Ты не видишь? Я работаю, чтобы прокормить свою семью».

00:09:15 «У»- подумал путешественник: «Спасибо» Подошел к третьему человеку, который делал то же самое, тоже носил камни из одного места в другое и спросил: «А, что делаешь ты?» Он сказал: «Ну, разве ты не видишь? Я строю храм для Господа моего». Эти три человека, они исходили из совершенно разных критериев. Если один исходил из критерия выполнения работы, другой – из выполнения долга перед своей семьей, третий исходил из долга перед Творцом, перед Богом. И, подразумевается, что эти люди испытывали совершенно разные умонастроения, совершенно разные эмоции в первом, во втором и в третьем случае. И, соответственно, эффективность их работы и чувства внутреннего удовлетворения было у них совершенно разным.

00:10:12 То есть, в первом случае, человек, я так думаю, испытывал желание поскорее прекратить эту работу, чтобы отдохнуть, расслабиться. Другой человек видел цель и к ней стремился, то есть, заработать какое-то количество денег, чтобы как-то оплатить нужды своей семьи, то третий, он в этом простом действии выражал свое служение, свою любовь и, каждое его действие оно отзывалось в его сердце, возможно, очень приятными ощущениями, переживаниями. Может быть, он внутри все время восхвалял Бога. Вот что делают критерии, вот что делают те важные вещи, из которых мы исходим, оценивая ту или иную ситуацию, общаясь с тем или иным человеком, общаясь с этим окружающим миром.

Размер чанка

00:11:17 Следующая деталь, это размер чанка. Если мы возьмем тот самый первый случай про подготовление отчета, то, человек, Василий, мы его называли, испытывал беспокойство и нервозность внутреннюю из-за того, что он видел: сразу необходимо сделать все вещи, то есть, сделать и первое, и второе, и пятое, и десятое. И, вот этот чанк или единица информации или там единица осознания она была очень большой. То есть, он увидел все, что необходимо сделать и, это все надо было сделать сейчас.

00:12:11 Но, если бы этот Василий, допустим, представил из чего это все состоит, как можно разукрупнить, уменьшить, воспринять детали, ему было бы проще понять, как можно сделать каждый вот этот маленький шажок, что нужно сделать сейчас, что нужно сделать потом, составить некую иерархию. Самая длинная дорога, какая бы она не была, начинается с одного шага, с одного маленького шага. И, тоже самое, с любой ситуацией, с любой эмоцией. Переживая некую эмоцию, мы можем обратить внимание, насколько крупно мы воспринимаем или, наоборот, насколько мелко. Потому что, некоторые эмоции, например, эмоции раздражения и гнева, наоборот, они сосредоточены, то есть, их чанк этих эмоций или единица осознания достаточна мелкая.

00:13:13 То есть, мы можем вычленять черту характера какого-то человека и, не принимать эту черту и на основании именно изолированного восприятия какой-то черты этого характера, мы можем, допустим, раздражаться на этого человека. То есть, мы от целого, перешли к частности и, из-за этого мы переходим, допустим, к состоянию гнева или раздражения, раздражительности. И, наоборот, когда мы воспринимаем что-то, как нечто единое целое, например, когда мы смотрим на большую гряду скал или большой красивый лес во всей своей массивности и единства или на все небо, мы воспринимаем это, исходя из большого чанка, из большой единицы информации.

00:14:04 Мы испытываем чувство благоговения. То есть, это одна из эмоций, которая связана именно с большим чанком. Тот же страх, например, перед стихией. Воспринимая это, как неизбежность и невозможность изменить, происходит именно из-за того, что мы видим все вместе сразу, не видя какие-то части, из которых это все состоит, на которые мы, собственно, и можем влиять. Возьмем те же самые эмоции.

00:14:51 Когда мы думаем об эмоциях вообще, об эмоциональной жизни, к нам на ум приходят, вспоминая воспоминания о интенсивности переживаний, которые были у нас раньше, о примерах поведения других людей и, мы приходим к выводу, что эмоция – это темный лес и дебри и, в них не разобраться. Само понятие, которое используется темный лес и дебри, это значит, что нечто такое большое и темное и, в которых не видно деталей. Понятие детали, это как раз относится к понятию разукрупнения, переход от большего чанка или большего объемы информации к каким-то составляющим, из чего же это все состоит.

00:15:38 То есть, допустим, ну, грубо говоря, вы можете бояться всего паука, вам будет менее страшно, если вы будете думать, допустим, о каком-то волоске на его задней правой ножке. Это будут совершенно разные эмоции. И, наоборот, вы, допустим, спокойно относитесь к стакану воды, но, когда на вас несется тонны воды, в виде девятого вала, вы можете испытать совершенно другую эмоцию. Или другой пример, когда, допустим, из прошлых лекций, его можно привести еще и сюда.

00:16:24 Когда ребенок, допустим, очень часто задает вам вопрос, на который вы, как вам кажется, уже десять раз ответили, но он продолжает и продолжает их задавать, при чем все более громче и нетерпимее, вы можете раздражиться, если будете фиксировать свое внимание именно на этом аспекте его поведения, то есть, на задавании вопросов, может быть, не в той интонации, которая вам нравится. Но, если вы увеличите размер информации, чанка, вы зададите себе вопрос: а что нужно этому ребенку, за что нужно вашему ребенку, что ему нужно от вас? То есть, не то, что вы обращаете его внимание на его интонацию голоса, на то, как он резко говорит, на то, как он, допустим, постоянно дергает вас за край одежды. Если вы укрупните и увидите в целом, что в этой ситуации, ему что-то, допустим, не понятно, но вы это пока еще не поняли.

00:17:26 Это тоже может изменить вашу эмоцию в ту сторону, в которую вам нужно. Для некоторых людей, то есть, размер чанка, как и все остальные характеристики, которые мы до этого проходили, они, конечно же, индивидуальны. Для кого-то, наоборот, воспринимать ситуацию в целом будет проще и позитивнее и, будет более мотивирующим состоянием, для кого-то, наоборот, видеть детали и понимать, какие шаги он может сделать детально и, к чему это может его привести. Поэтому, определитесь сами самостоятельно, анализируя, сравнивая свои эмоциональные состояния, в зависимости от, скажем так, от того осознания, от размеров вашего сознания то есть, насколько помогает вам осознавать ситуацию в целом или наоборот, осознавание деталей этой ситуации помогают вам.

00:18:37 Итак, мы закончили разбирать структуру эмоций. Сегодня мы разобрали критерии и размер чанка. И, сейчас я вам на примере двух пар эмоций, мы попробуем разобрать их более глубоко, глубоко их проанализировать. В будущем вы будете этот анализ делать также успешно самостоятельно и важно понять, увидеть какой элемент той или иной эмоции является значимым. То есть, в каком месте вам надо нанести точечное воздействие, чтобы это изменило всю систему.

00:19:24 Есть известная история: сломался какой-то большой агрегат, очень-очень большой, никто не понимал, что с ним делать, вызвали специалиста. Специалист ходил какое-то время вокруг него, смотрел с разных сторон, ничего не трогал, а просто смотрел. А потом достал из большого своего чемодана, из которого он принес маленький молоточек и, сделал один удар в одну точку и, агрегат заработал. Все обрадовались. Когда дошло дело о расплате, спросили: «Сколько». Он сказал: «Тысячу». Ну, не знаю, рублей или долларов, пусть будет долларов, тысячу долларов. Его спросили: «Ну, как же, тысячу долларов за один удар молоточком?» «Хм»- сказал он, слесарь, так назовем его. «Один удар молоточком стоит один доллар, а вот знать где ударить – все остальные, то есть, девятьсот девяносто девять»

00:20:26 Поэтому, в любой эмоции есть та структурная единица, изменяя которую вы будете получать большую эффективность. То есть, методом перебора, методом проб, вы можете понять, что меняет состояние вас, может быть, других людей, если вы советуете им, в лучшую сторону, в сторону желательной эмоции. То есть, вы можете, допустим, изменить темп, это изменит эмоцию, но не в ту сторону, как вам, может быть, хотелось. Вы можете начать менять свое участие, менять интенсивность, менять временные рамки и все остальное, что мы проходили и, смотреть, что же влияет на данную эмоцию самым сильным образом, самым эффективным и самым заметным.

Эмоции ступора и любопытства

00:21:33 Итак, мы будем по парам их разбирать. И, первая пара, это эмоция ступора и любопытства. Достаточно противоположные эмоции. Ступор и любопытство. То есть, иногда вы замечали, наверное, даже за собой, что бывают ситуации, когда вы очень активны, амбициозны, действуете исходя из своих желаний, достигаете какой-то цели. А, в другой ситуации, вы же, тот же самый человек являетесь очень расслабленным, ленивым, без инициативным, в общем, находитесь в неком ступоре. То есть, чаще всего, ступор возникает, когда необходимо заняться так называемой рутинной работой, то есть, работой, которая, казалось бы, не требует каких-то творческих подходов, хотя это как раз, может быть, и является тем заблуждением, который нас ограничивает.

00:22:29 Убраться за рабочим столом, прибраться в квартире, убраться в чулане, даже на какой-то книжной полке, разобраться в своем компьютере, рассортировать файлы по каталогам, разобрать фотографии, все, что угодно, что требует, может быть, однообразной деятельности, чаще всего, как раз вызывает это состояние ступора. И, вы понимаете, что это надо сделать, то есть, что это надо сделать, что вы должны, грубо говоря, это сделать. Итак, мы начнем разбирать этот ступор, эту эмоцию по тем характеристикам, которые мы уже знаем. То есть, начнем с временных рамок.

Временные рамки. Модальность. Участие. Темп.

00:23:20 Временные рамки. Вы сосредоточены в этот момент на настоящем, то есть, вы видите нечто, что вам надо сделать здесь и сейчас. Сейчас – это настоящее. Следующее – модальность. То есть, то, что характеризуется словами: должен, хочу, могу, не могу, надо. И, вот когда испытывает человек ступор, чаще всего, он говорит, что я должен что-то сделать, мне нужно это сделать, но, я не хочу этого делать. То есть, нужно, должен, плюс не хочу. Это модальность. Следующее – участие. Участие, как мы помним, это активное или пассивное участие в какой-либо деятельности. И, как вы уже понимаете, в ступоре мы пассивны. В ступоре мы пассивны. Следующее- темп. Ну, то же достаточно просто понять, что в ступоре, темп он медленный. Темп очень медленный, ленивый.

Эмоция любопытство в ступоре

00:24:27 С другой стороны, возьмем эмоцию любопытство. Любопытство – это такая эмоция, которую испытывают люди, когда им нужно получить ответ на какую-то загадку, на загадку, которая им интересна. То есть, любопытство, очень сильно связана с интересом и некой необходимостью. Соответственно, темп, достаточно, очень быстрый. Если в случае ступора, тело очень тяжелое, налито свинцом, то, в любопытстве мы его практически не ощущаем. Темп мысли, темп движения рук он очень быстрый, слова очень быстро говорятся человеком. И, обычно внутренний диалог он наполнен вопросами: как, что, почему, получится и что же будет, очень интересно и разными, другими словами. Когда же в состоянии ступора обычно очень медленная внутренняя речь, либо практически отсутствует.

Модальность любопытства. Отличие ступора от любопытства.

00:25:32 И, соответственно, участие в любопытстве, естественно, будет активным, в отличие от ступора и его пассивностью. И, модальность, в отличие от ступора, где мне нужно, я должен, но я не хочу. Модальность любопытства – это хочу, могу. Хочу и могу, в этом одно из основных отличий ступора от любопытства. То есть, отличие это темп, быстрый, медленный. Это участие активное, пассивное. Это модальности – могу и хочу, и должен и не хочу.

Элемент сравнения в любопытстве.

00:26:36 В любопытстве еще есть элемент сравнения. То есть, в момент любопытства мы чувствуем, видим, ощущаем некую рассогласованность, то есть, у нас нет ответа. То есть, у нас нет ответа, мы чувствуем его отсутствие, поэтому мы испытываем эмоцию любопытства. Мы хотим это найти, достичь. И, соответственно, критерии. В любопытстве есть критерии: желание понять, узнать, оценить.

Главное отличие ступора от любопытства

00:27:14 И, самое главное, отличие между ступором и любопытством, это, именно модальность, могу и хочу и должен и не хочу, это участие – активное и пассивное, и темп – быстрый, медленный. То есть, если вы испытываете ступор и, хотите изменить это состояние, в первую очередь, вы должны изменить, ну, как вариант, начать с активности. То есть, понять, что же вы сейчас можете сделать сами самостоятельно. Например, если вы хотите испытывать, именно, любопытство, вы можете понять, а что же вы не знаете, например, об этой ситуации. Что же вы можете узнать нового, постепенно переходя к любопытству.

Эмоция – мотивация и решимость

00:28:09 Повышая ваш темп внутренний, то есть, те слова, которые вы говорите, те движения, которые вы используете, которые вы делаете, вы также будете переходить от ступора к любопытству. То есть, для примера можно сравнить также любопытство с другой позитивной эмоцией, как мотивация. По модальности они очень схожи.

00:29:01 Это также, то есть в любопытстве это хочу и могу, а в мотивации и решимости – это мне нужно и, я должен. Участие также активно и там, и там, но темп в любопытстве более быстрый, а в мотивации и решимости – он умеренный. То есть, это некая степень любопытства – это мотивация. И, еще одно отличие — это различие в критериях. То есть, если в любопытстве нам важно просто понять что-то, узнать что-то новое, то для мотивации скорее всего это будет личная значимость. То есть, я исхожу из своей личной значимости. И, мне это нужно, я должен это сделать, я активно это делаю и, делаю это со стойким умеренным ритмом. Тогда, как в любопытстве мы иногда бываем очень порывисты, активны, очень сильно привязаны к узнаванию чего-то нового и все время сравниваем, что у нас этого нет, а мы этого хотим.

Перегруженность и мотивация.

00:30:14 Следующая пара эмоций, на примере которых можно понять использование этих структур, это перегруженность и та же самая мотивация. Но, наверняка, каждый из нас испытывал эту перегруженность, когда мы делаем одновременно, несколько дел. Вы готовите на праздничный стол, блюда еще не сделаны, гости уже пришли, а надо им уделять внимание, продолжать готовить на тех людей, которые пришли, отвечать на телефонные звонки и, это все надо делать сейчас, все и сразу. Или, допустим, вы думали, что надо сделать один объем работы, но вам постоянно звонят и меняют этот объем работы в увеличивающемся порядке. И, постепенно, этот объем становится таким большим, что вы не знаете, что с этим делать.

00:31:17 Короче говоря, вы чувствуете себя перегруженным. Чаще всего, перегруженность является следствием двух факторов, того, что вы держите в уме все, что надо сделать, все дела, подлежащие выполнению, то есть, размер чанка очень большой. То есть, в любой момент нашей жизни можно вспомнить все дела, которые, в принципе, надо сделать и, начать думать о них сразу. То есть, в принципе, у нас найдется, большой достаточно список дел, которые мы должны сделать. Если мы сейчас их все будем вспоминать, записывать и, одновременно, думать о них, мы будем испытывать чувство перегруженности. Допустим, человек является руководителем и, он думает, что надо сделать это, надо сделать то, надо подготовится к выступлению, подготовится к докладу, сделать какие-то заказы, какие-то внести изменения.

Модальный оператор

00:32:18 И, он, как только начинает думать одновременно об этом всем, он начинает испытывать чувство перегруженности. Следующий элемент, который необходим для возникновения этого чувства, является модальный оператор, так называемый или некая модальность необходимости, жесткой необходимости, безотлагательного выполнения. То есть, это следует, это должно, это нужно. И, это сделать надо во избежание неких негативных последствий. То есть, в будущем человек видит некие негативные последствия, от того, что он это не сделает и, поэтому это надо сделать, чтобы избежать негативных последствий. То есть, используемая стратегия «от» взамен стратегии «к».

Стратегия «от» и «к». Состояние перегруженности

00:33:13 Стратегия «от» характеризуется избеганием негативного. Стратегия «к» - стремлением к позитивному. И, в состоянии перегруженности, человеком чаще используется, именно, стратегия «от». То есть, он беспокоится, он боится того, что может произойти, если он это не сделает. И, он, чувствуя свою ответственность за это, чувствует, что он должен, что это надо сделать, необходимо сделать, испытывает перегруженность. Плюс, естественное ощущение всех дел, то есть, размер чанка очень большой. Все дела, они, вот они передо мной, как на чистом листе, я их вижу.

00:33:57 Это состояние перегруженности, оно не дает человеку возможности сделать что-либо достаточно эффективно, оно ограничивает его своей эмоциональной насыщенностью, отвлекает его от четкости, вводит в его исполнение напряжение, нечуткость к деталям, потому что его внимание постоянно скачет как от одного дела внешнего так и памятование о всех остальных делах. То есть, достаточно хаотичное состояние. То есть, вы одновременно думаете о всех делах, которые вы должны сделать. Просто, вспомните такое состояние и, вы вспомните что такое перегруженность. То есть, все задания свалены в кучу, приоритетов нет. Это такое бесформенное месиво того, что вы должны сделать. То есть, критерии практически отсутствуют.

Отличие чувства мотивации от чувства перегруженности

00:35:00 То есть, есть один критерий, избежать негативных последствий. То есть, нет разделения на более важные и менее важные. В отличии от перегруженности, чувство мотивации отличается, в первую очередь, по модальности. Если в перегруженности, вы говорите, вы думаете, что вы должны и необходимо это сделать, то в чувстве мотивации, вы, в первую очередь, говорите, что вы хотите что-то сделать. То есть, я хочу. Я хочу и, вы видите, что я, что вы хотите. То есть, у вас есть некий образ. То есть, уже мотивация «от», то есть, избегание меняется в мотивацию «к», к достижению чего-то. Вы меняете это состояние простым изменением, простым поиском того, что же вы получите хорошего, если вы это сделаете.

00:36:05 Обычно также воспринимается и модальность возможности, то, что я могу это сделать. То есть, в состоянии перегруженности часто бывает состояние, что я не могу это сделать. Ну, и не мудрено, сделать все и сразу невозможно, ну, кроме, одного Бога, наверное. То есть, он может сделать все и сразу. Но, так мы не Боги по определению, мы не можем это сделать, поэтому мы и испытываем состояние перегруженности – это, что мы не можем что-то сделать. Но, мотивация тем и отличается, что нам хочется что-то сделать и, мы можем это сделать. Мы это ощущаем, мы это понимаем, мы это видим.

00:36:50 При перегруженности темп достаточно быстр, достаточно неистов, в отличие от мотивации, где он умерен и спокоен равномерно. Когда мы мотивированы, мы ориентированы на то будущее чего мы хотим достичь. То есть, у нас есть некий образ, некие ощущения, некое звучание того, что мы хотим сделать и что нам нравится, и что мы можем сделать. В отличии от перегруженности, когда мы сфокусированы на настоящем, на всех тех делах, которые мы должны сделать сейчас. Это еще одно из отличий.

00:37:43 И, следующим элементом будет сравнение. Если в перегруженности этого элемента нет, то в мотивации он есть. То есть, мы понимаем, что то, к чему мы стремимся, оно даст нам некое изменение, некое более лучшее состояние. То есть, то, чего у нас нет сейчас, мы это получим потом. И, это нас мотивирует. В перегруженности этого нет. Сравнивая настоящий момент с будущим, которое вы хотите достичь и, вы осознаете, понимаете, чувствуете, что это вам даст и, то вы начинаете двигаться туда и видеть это будущее, слышать, как оно к вам приближается. Это дает вам состояние мотивации в отличии от перегруженности, когда вы сфокусированы на настоящем моменте и на всех тех делах, которые вы сейчас должны сделать.

00:38:53 Итак, подведем итоги. Сравнение мотивации и перегруженности. У мотивации — это будущие временные рамки, у перегруженности- настоящие. Модальность мотивации- мне нужно, я хочу, и я могу, нужно, могу и хочу. При перегруженности- нужно, должен, не могу. Участие и там и там активное. Критерии. Критерии при мотивации: что я могу получить, что я получу, то есть, какой у меня будет, как бы, выигрыш. А в перегруженности – это просто переделать все дела, то есть, единственный критерий – это переделать все дела.

00:39:58 И, сравнение. У мотивации – это понимание того, что будущее улучшит положение дел, то есть, будущее будет лучше сейчас. Завтра будет лучше, чем вчера. Таким же образом, вы можете проанализировать свою собственную мотивацию, как вы это делаете самостоятельно. То есть, вы можете вспомнить те дела, которые вы делаете без напряжения, расслабленно, с интересом, с желанием и проанализировать из чего-же они состоят, какие особенности есть.

00:40:53 Полезно сравнивать с теми делами, которые вы делаете не мотивировано, заставляете себя или вас заставляют. И, просто сравнить, то, что вы делаете с удовольствием, с любопытством и, то, что вы не делаете, но вам надо делать. Например, когда вы делаете что-то легко, вы это делаете по собственной воле или по воле других людей? То есть, ваше активное состояние учитывается. Когда вы замотивированы, то, обычно эти дела вам по плечу или это какие-то сверхусилия, которые, как бы, мотивируют вас на совершения подвига, к примеру?

00:41:46 То есть, полезны ли те дела, которые вас мотивируют? То есть, делаете ли вы это в одиночку или с другими людьми, например? Всегда ли вы определяете какие-то рамки временные? То есть, вы должны сделать это за такой период времени или, наоборот, эти рамки открыты и, когда вы их сделаете, тогда вы их и сделаете? То есть, всегда ли вы получаете некое вознаграждение, когда вы достигаете чего-то? Что вы будете чувствовать, в конце концов, когда вы это сделаете? И, много других разных вопросов, которые вы можете задавать сами себе и анализировать, что объединяет все эти дела, которые вас, например, мотивируют. И, найдя эти признаки, найдя эти компоненты, вы можете перенести их на то контекст, на ту ситуацию, где вам необходимо.

00:42:46 То есть, грубо говоря, вы должны, но не хотите. Но, вы чувствуете, что вам надо захотеть. Вам надо захотеть и, изменив подход, понимание, восприятие этой ситуации, используя эту информацию, вы измените саму эмоцию, то есть, вы увеличите чувство мотивации, количество этой мотивации.

00:43:27 То есть, знание структуры, знание из чего может состоять эмоция дает вам удивительное орудие, удивительный инструмент о манипуляции этой эмоции, изменении ее в ту сторону, которая вам необходима в данный конкретный момент. Допустим, чаще всего, возникающая эмоция фрустрации, как следствие ощущения преграды перед достижением чего-то желаемого в данный момент может вызывать различные негативные эмоции. Но, если вы, допустим, возьмете и перенесете, то есть, измените временные рамки этой самой фрустрации и, перенесете в будущее, в недалекое будущее, в какое-то конкретное будущее достижение этого результата и, скажете сами себе, что я могу это сделать, применив модальность. Я могу это сделать, сделав такие-то, такие-то шаги.

00:44:26 Уже ваше состояние изменится. Бывают времена, когда вы, например, ложитесь спать, ну или кто-то из ваших знакомых и, вдруг он вспоминает все то, что ему надо было сделать, что надо сделать сейчас и, это мешает ему заснуть, потому что возбуждающее требование, что вы должны, должны что-то сделать, должны сделать все это сразу. Вы можете перейти к более успокаивающим модальностям, желаниям и, то, чего вы хотите сделать и, что вы можете сделать и, эта модальность, она является более успокаивающей и, приводит к более спокойным эмоциям, что, допустим, позволит вам уснуть в данный момент. Очень часто внешний мир не соответствует нашим ожиданиям.

00:45:22 И, в ресторане, вам могут дать, допустим, не то, что вы хотели или не так быстро, как вы хотели. Кто-то на улице может вас как-то оскорбить. Или, допустим, в химчистке вам вернули вещь, а она, допустим, испорченная. Или, машину, которую с ремонта вам вернули, тоже не достает каких-то деталей. И, а этот момент вы можете испытать гнев. Этот гнев может быть достаточно сильным и разрушительным, хотя вы можете считать в этот момент, что он справедлив. Но, вы можете превратить это в обычную досаду, допустим, путем изменения временных рамок, сказав самому себе и, самому себе представить, что, а как я вообще буду вспоминать этот момент, спустя, допустим, десять лет или двадцать, ну, кому сколько нравится.

00:46:20 Или, вы должны сделать очень много дел и, от этого чувствуете опустошение и, допустим, ваши близкие ждут, когда вы, наконец, подадите на стол и, вы чувствуете, что этот внутренний темп в необходимости делать все и сразу, он вас опустошает и вы превращаетесь в какую-то бездумную машину, которая теряет связь с окружающим, но, стоит вам просто уменьшить ваш темп, внутренний темп, как вы уже будете более внимательным человеком и, уже ваша опустошенность сменится заботой и внимательностью к окружающим, просто из-за того, что вы просто сменили темп, уменьшили темп ваших внутренних переживаний.

00:47:05 Или, например, другой человек, который говорит вам, какие-то, достаточно, обидные слова и, вы можете превратить эту эмоцию и изменить эту эмоцию, просто изменив ваш критерий с критерия, что я чувствую сейчас, то есть, допустим, это тот критерий, который позволяет вам обижаться. То есть, вам кто-то что-то говорит или что-то делает и, это вызывает у вас некие чувства. То есть, кто-то вас стесняет в чем-то или говорит какие-то вещи, неподходящие для вас. Но, если вы перейдете от критерия, что я чувствую сейчас, который акцентирован, допустим, на вашей персоне к критерию, а что происходит с ним, с другим человеком, как моментально ваша обида превратится в что-то иное, например, в любопытство, сострадание, эмпатия.

00:48:00 То есть, простое изменение, простая смена критериев, темпа и всего того, что мы с вами проходили, может очень быстро и достаточно эффективно изменить ваше состояние, ваше эмоциональное положение. И, я вам всем желаю использовать те знания, которые мы с вами проходим и, в первую очередь, вспоминать эти лекции в моменты эмоциональных каких-то всплесков, которые вам не совсем по душе или, наоборот. То есть, не всегда негативные эмоции являются чем-то очень интенсивным. В любой момент, когда вы чем-то не довольны внутри или снаружи, вспоминайте. Вспоминайте эту информацию, это знание, которое вы получаете и, применяйте его, начинайте анализировать.

00:48:50 Сам процесс анализа, он позволяет вам отстраниться и, тем самым, уже это уменьшает интенсивность эмоций. А там, где есть отстранение, там, где есть третья позиция, наблюдение за самим собой, есть возможность управления. Управление, в первую очередь, конечно же, самим собой. То есть, тот, кто победил весь мир - он великий человек, но, тот, который победил самого себя, является самым великим.

00:49:26 Итак, я вам всем желаю быть главой самих себя, прислушиваться очень внимательно к себе, к вашим желаниям и, менять свое внутреннее состояние в ту сторону, в которую вам необходимо. Итак, всего вам самого хорошего. До свиданья.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 03 апреля 2022