Интенсивность, Сравнение, Темп

Аюрведа-радио - 14 марта 2007
Модальность; Участие; Три фильтра восприятия эмоций; Интенсивность; Любопытство; Страсть-раджас основная причина наших проблем; Сравнение; Два этапа сравнения; Луна связана с женским началом; Эмоция беспокойства, тревоги, паники; Эмоция терпения и нетерпения;
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:50:45 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 11 | скачано: 33 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер. Продолжаем чтение курса лекции на аюрведическом интернет-радио Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович. Я читаю лекции по психологии. И, продолжаем цикл, связанный с эмоциями, с управлением эмоциями. И, в частности, мы рассматриваем структуру эмоций. Из этих лекций полезно будет вам извлечь, понять, увидеть и услышать именно то, что связано со структурой, что эмоции - это не что-то, что нами управляет, а что-то, что может быть откорректировано вами. Это переводит вас из ранга следствия в ранг причины, из состояния пассивного в состояние активное и, изменение вашего состояния в ту сторону, в которую вы хотите это сделать.

00:00:59 Обычно эмоции, когда человек их испытывает, являются одновременно и следствием его поведения, а также неким оправданием его состояния, которое он не может изменить, думая, что от него это не зависит. То есть, некоторые эмоции, например, негативные эмоции, ну или иногда, достаточно редко, и позитивные эмоции могут быть как не странно причиной. Допустим, такая позитивная эмоция, как веселость, в некоторых контекстах, в некоторых обстоятельствах может не быть полезной. И, если мы думаем, что, ну вот, я испытываю веселость, что вам от меня надо? То есть, мне хорошо и, грубо говоря, я не буду ничего с этим делать и не могу ничего с этим делать, но весело мне, что я могу сделать. Я хочу, чтобы вы поняли, что можно сделать. И, основание того, что мы можем что-то сделать лежит как раз в структуре.

00:01:59 Согласно современной психологии, мы чаще всего обращаем внимание на содержание или на семантику, если говорить умным словом. То есть, содержание, смысл некого переживания, некой эмоции, некой ситуации, некой информации, которая приходит к нам. Но, кроме содержания или семантики есть еще и синтаксис или форма. То есть, есть содержание, есть форма. И, вот форма – это то, что мы с вами и изучаем. То есть, у каждой эмоции есть своя форма, есть свой некий каркас, некое сочетание ингредиентов, если хотите, составных частей, кубиков, из которых все это составляется. И, это называется структурой или формой. И, вот эта структура, она может меняться. Но, чаще всего мы это не осознаем.

00:02:54 Чаще всего внимание наше отвлекается полностью на содержание, например, эмоции или какой-то информации, которая идет от другого человека, от самого себя, от внешнего мира и, мы не обращаем внимание, ну, честно говоря, нас даже никто и не учит обращать внимание на структуру. И, этот материал, который вы слушаете, сейчас является новым еще и потому, что мы как раз здесь изучаем структуру или синтаксис или форму. Чтобы, ее изменив, мы изменили свое отношение. То есть, содержание может остаться тем же, но, что, самое интересное, содержание тоже может измениться, а точнее будет меняться наша реакция на, например, на эмоцию, если мы имеем ввиду, эмоцию или какое-то переживание, восприятие.

00:03:45 И, мы продолжаем изучать структуру эмоции и их компоненты и, мы прошли временные рамки, мы прошли модальность, мы прошли участие. Мы изучили, рассмотрели, вы прослушали о временных рамках, модальности и участии. Вкратце, напомню, временные рамки – это рассмотрение эмоций, в перспективе, в течение времени, то есть, в какую точку времени ориентирована эта эмоция или переживания, связано ли оно с настоящим или с будущим, или с прошлым. И, если мы хотим изменить, если она, эта эмоция имеет связь со временем, потому что, как вы уже поняли, не все эмоции, можно, допустим, рассмотреть опять же с позиции временных рамок, например.

00:04:44 Но, опять же, есть много эмоций, которые описываются несколькими компонентами, несколькими критериями, несколькими структурами, то есть, они имеют разные составные части. И, опять же, их можно менять, как бы, то есть, у них есть разные ручки, кнопочки, рычажки. То есть, мы можем только одним рычажком менять, допустим, временными рамками, вот у нас это хорошо будет получаться и, все эмоции, которые связаны с будущим, с прошлым или с настоящим, допустим, негативные мы можем менять, а позитивные можем усиливать, ну или кто как захочет, в принципе. Следующее, то есть, по временным рамкам, думаю, вы это помните, следующее- это модальность.

Модальность

00:05:33 Модальность – это то, что связано с такими словами, как возможно- невозможно, хочу- не хочу, могу – не могу, надо – не надо. Изменение формулировки и отношения к чему-либо, пересмотр своих возможностей, своих желаний одновременно влияет на эту эмоцию, которая связана с модальностью. То есть, опять же, не все эмоции связаны с модальностью, допустим, мы рассматривали эмоцию ответственности, которая очень сильно определяется как раз, именно, модальностью. И, следующее, это участие.

Участие

00:06:14 Участие - это активное или пассивное восприятие ситуации. Активное ли это изменение, активное влияние на окружающий мир либо пассивное, пассивное наблюдение и, ну как восприятие уже следствий. И, многие эмоции также можно рассмотреть, опять же не все, но многие, именно, через позицию активным мы находимся в этой ситуации или в пассивным. То есть, опять же пример предвкушения и надежды, то есть, надежда- это некая пассивная эмоция ожидания того, что что-то может произойти, оно приближается к нам, а может не приближается, то есть, мы просто ждем. И, предвкушение и активная деятельность по достижению какой-либо цели – это активная позиция, активное участие.

Три фильтра восприятия эмоций

00:07:14 И, сегодня мы рассмотрим, если успеем, то следующие три компонента эмоций или три способа разбора эмоций на составные части или три новых фильтра восприятия этих эмоций, три новых точек зрения. Первое– это интенсивность, второе- сравнение, третье – темп.

Интенсивность.

00:07:42 Интенсивность. Начнем с этого. Наверняка, особенно те, у кого есть дети, особенно, если они сейчас или в прошлом проходили стадию взросления, то есть переходный возраст, половое созревание, когда меняется круг общения и качество общения и, наверняка, были периоды, когда ваш ребенок, ну или даже вы сами, ну, я сейчас говорю именно о родителях, не приходил вовремя. Ну, не обязательно, это связано, опять же с этим возрастом, в принципе, жена может также беспокоиться и о муже, который не приходит вовремя или не пришел в этот момент. То есть, вы ожидаете, что вот, допустим, в семь часов вечера, ну или в девять должен прийти некто, ну, допустим, ваш сын или дочь.

00:08:38 И, вот он опаздывает на пятнадцать минут и, вы начинаете беспокоиться. Вы начинаете думать о возможностях, почему он задержался, вы начинаете видеть некие образы, слышать некие звуки и чувствовать себя, как следствие, не очень хорошо. И, чем дальше задерживается ваш ребенок, тем меняется интенсивность этих переживаний, тем чаще сменяются картины и становятся более яркими, более быстро сменяющимися друг другу, звуки могут, то есть, они сопровождающие это. Эти внутренние представления могут становиться громче. Те слова, которые вы говорите себе, тоже могут становится громче и, соответственно, вы чувствовать себя будет еще хуже. То есть, из беспокойств, вы уже переходите к панике, ну и так далее.

00:09:38 И, в конце концов, вы можете испытать крайнюю степень, то есть, можно ее назвать опять же паникой, любым другим словом. И, здесь на лицо, вот этот механизм увеличения интенсивности. И, по такому же принципу, эмоции могут меняться и в другую сторону, но самый наглядный пример, это как раз увеличение интенсивности, когда, ну опять же, как бы, повторяя уже пройденное, я напомню вам, что любая эмоция, любое переживание, оно связано с неким представлением его, этой эмоции во внутреннем мире. И, оно происходит в трех, так называемых модальностях или в трех фильтрах восприятия или просто в трех каналах восприятия. То есть, это некие образы, некие звуки и ощущения. Еще параллельно добавляют те слова, которые мы себе сами говорим. Это считается, четвертый. Ну и, условно, можно отнести к слуховой.

00:10:38 Любая эмоция она представляет, она является неким следствием или это параллельно идущий процесс к неким внутренним процессам. То есть, испытывая какую-то эмоцию, вы можете внутри видеть соответствующие образы этой эмоции, эти образы будут иметь некую интенсивность света, это может быть подвижная картина или это может быть типа фотографии, то есть, неподвижная. Она может быть больше, меньше. То есть, те параметры, которые можно изменять путем увеличения, уменьшения. То же самое относится и к звуку, то есть, любая картинка, как бы, грубо говоря, когда смотрим телевизор, есть еще и звук. Когда смотрим на мир, мы видим и слышим, и чувствуем. Соответственно, звучание тоже может быть громче, объемнее, со всех сторон или, грубо говоря, только внутри нас или мы можем представлять как это звучание окружает нас, становится громче или, наоборот, тише. Интенсивность тоже может меняться.

00:11:38 И, ощущения. То есть, в нашей культуре в западной, чаще всего ощущения не доступны непосредственному изменению, допустим, в противоположной культуре индейцев или тех же африканских народностей. То есть, западному человеку проще изменить внутренний образ звучания, чем изменить свои ощущения. То есть, чаще всего ощущения западного человека являются уже следствием и не меняются. Но, хоть это все можно менять, тут вопрос только в тренировке. И, соответственно, сами эти ощущения могут быть более интенсивными или менее интенсивными. И, те слова, которые мы себе говорим, могут быть громче или тише, их может быть много и, соответственно, качество их тоже может меняться.

00:12:30 И, соответственно, в зависимости от интенсивности вот этих трех внутренних представлений, то есть, яркости образов, их количества и их подвижности, чаще всего, именно, движение образов увеличивает эмоцию. Но, хотя, все зависит, конечно, от эмоций. Громкость и количество звуков, и громкость и качество и количество тех слов, которые вы говорите сами себе, комментируя, то есть, я провожу разницу между звуками, которые сопровождают некие внутренние образы. Ну, то есть, вы смотрите в окно и слышите пение птиц, как ступает по мостовой человек, как едет машина, а есть слова, которые вы говорите по поводу этого. То есть, некий комментатор, это условно называется внутренним диалогом. Так вот этот внутренний диалог, он тоже имеет, то есть, его тоже можно менять, его интенсивность можно менять.

00:13:29 Вы можете говорить больше слов, меньше слов, громче сами себе, тише и, менять само качество этих слов. И, многие эмоции, я бы даже сказал, практически все они меняются по вот этому признаку интенсивности. Как в ту сторону, так и в иную. То есть, они, в процессе изменения меняются сами по себе. Но, скорее не качественно, а именно, количественно. Ну, то есть, суть может остаться такой же. Например, неприятие чего- либо, которое связано, допустим, ну не знаю, вы видите, как некто нарушает какие-то важные ценности, которые для вас важны, а он их не уважает и вы, если вам до этого человека нет дела или этот человек находится где-то далеко, ну или по многим другим причинам, не столь важным сейчас, вы можете испытать просто неодобрение.

00:14:32 То есть, неодобрение поведения другого человека. Но, если взять гнев, то суть гнева и неодобрения одна и та же. То есть, непринятие другого человека, его поведение, стиль общения, может быть даже мышление, одежда, внешнее проявление. И, неодобрение и гнев являются по структуре или даже нет, по смыслу, одними и теми же. А, по структуре они отличаются, именно, интенсивностью. То есть, интенсивность, если мы будем увеличивать интенсивность неодобрения и неприятия, мы придем к гневу. Понимаете, да? И, если мы будем дальше увеличивать интенсивность гнева, можем прийти, ну, например, к бешенству, можем назвать это таким словом.

00:15:28 И, наоборот, уменьшая интенсивность, мы можем от бешенства перейти к гневу, условно говоря, от гнева к неодобрению. Приведу следующую цепочку. Например, мы испытывает некое горе, то есть, я в другую сторону. Есть некое горе, достаточно интенсивная эмоция, связанная, ну скажем, с неполучением желаемого. Если мы уменьшим ее интенсивность, то есть, уменьшим количество образов, уменьшим интенсивность окраски, количество звуков и, соответственно, те слова, которые мы сами себе говорим, уменьшим либо их количество, либо будем говорить другие слова, то горе может превратиться в грусть. И, если мы дальше будем продолжать, грусть может превратиться просто в разочарование.

00:16:24 И, наоборот, если мы будем муссировать, сами того не понимая, наверняка, вы замечали, что есть такие люди, которые делают это очень успешно. То есть, начиная с маленького пустяка, то есть, принцип из мухи делать слона, это как раз принцип увеличения интенсивности переживаний по этому механизму. Берется какая-то простая ситуация, при чем, муха не обязательно должна быть плохая, то есть, муха может быть как раз и хорошая и, мы из хорошей эмоции можем сделать замечательную эмоцию. То есть, допустим, простое удовлетворение можем взять, ну то есть, мы что-то сделали или нам кто-то что-то сделал или наоборот, чего-то не произошло, не важно, мы испытываем некое удовлетворение.

00:17:12 И, если мы обратимся, опять же, к структуре наших переживаний, тех образам, которые мы видим, к звукам, которые слышим, словам, которые мы сами себе говорим и к ощущениям и, начнем их просто увеличивать, интенсифицировать – увеличивать их интенсивность, то удовлетворение может перейти в радость, если будем продолжать в восторг и, если дальше продолжать, то в экстаз, но, назовите любым другим словом, суть, я думаю, вам понятна, очень ясно. То есть, это относится к любой, я думаю, к практически любой эмоции, изменение интенсивности путем изменения внутренних переживаний.

Любопытство

00:17:55 Следующую цепочку можно привести, например, возьмем такое, для меня достаточно позитивное переживание, как любопытство. На одной из лекций по психологии наша учительница, замечательный человек Карловская Наталья Николаевна говорила, что, она нас все спрашивала, какая эмоция является признаком здоровой психики, ну вообще психического здоровья, эмоционального здоровья? Мы много очень говорили разных вариантов, кто-то говорил радость, кто-то говорил счастье и, я уж не помню, это было ее личное мнение или мнение какого-то исследователя, ну она сказала, что любопытство является признаком здоровой психики, то есть, когда нам что-то интересно в этой жизни.

00:18:46 Так вот, если взять это достаточно позитивное ощущение, эту эмоцию, как любопытство и, начинать увеличивать количество образов, их интенсивность и так далее и тому подобное, со звуковым каналом и с каналом тех слов, которые мы сами себе говорим, опять же осознанно, то это может перерасти в заинтересованность, в возбуждение, именно связанное с заинтересованностью, затем страсть и, если будем продолжать, то одержимость. То есть, казалось бы, суть остается той же самой, привязывание себя к чему-то, то есть, некое любопытство, то есть, нам что-то интересно, нам интересно что-то там вовне. Мы хотим этим ну, не обладать, а по крайней мере, быть рядом, чтобы исследовать.

Страсть-раджас основная причина наших проблем

00:19:43 И, если характеристики этой эмоции мы будем увеличивать, увеличивать их интенсивность, она, в конце концов, может перерасти в эту одержимость. Что, согласно, допустим, одной из, согласно ведической философии, это страсть или раджас, является, ну скажем так, основной причиной наших проблем. То есть, любопытство, это как раз, скажем так, характеристика благости. Но, если мы изменим интенсивность этого любопытства, оно превратиться, в конце концов, возможно, в одержимость, в страсть, в желание обладать, возможно, ну, не знаю, можно фантазировать по-разному. И, таким образом, любую эмоцию, в принципе, можно взять и разложить на некоторую цепочку последовательных изменений, которые мы можем сделать с помощью изменений интенсивности.

00:20:43 Хотя, если посмотреть на этот процесс, можно понять, что увеличить интенсивность достаточно проще, чем ее уменьшить. Это сродни тому, что нам проще добавить некие специи в блюдо, чем изъять их, после того как, они были туда положены. То есть, этот процесс, он сравнивает, то есть, процесс добавления интенсивности является более простым, более доступным, чем процесс ее уменьшения, но, он тоже остается возможным и, при достаточной тренировке, можно это делать. Итак, мы поговорили про интенсивность. И, следующее, это сравнение.

Сравнение

00:21:34 Сравнение – это следующий фильтр, следующая точка зрения, следующий способ сортировки эмоций, с помощью которых мы можем менять их. Наверняка, в вашей жизни или, может быть, на своем собственном примере вы встречали таких людей, которые, скажем так, достаточно сильно не уверенны в себе, и, ограничивают свою активность, считая себя не достойными той или иной деятельности. И, один из механизмов формирования такого отношения к себе, является постоянное сравнивание себя с окружающими.

00:22:27 Само сравнение не всегда является, скажем так, абсолютным злом, хотя не рекомендуется в психологии воспитывать ребенка путем сравнения. Немножко отвлекусь и скажу, что постоянное сравнение себя с другими, вырабатывает у нас такую стратегию, в которой мы вынуждены быть, вынуждены стремиться быть самыми лучшими, самыми лучшими в любой среде, куда бы мы не приходили. И, мы постоянно ходим с этой линейкой виртуальной, которая находится в нашей голове и сравниваем свои качества с качествами других людей.

Два этапа сравнения

00:23:11 И, опять же, результаты этих исследований могут быть различными, то есть, само сравнение может делиться на два этапа, то есть, мы сравниваем и ищем сходства, что мы делаем, допустим, также или чего мы достигли из того, что мы хотели, или, наоборот, мы ищем расхождения. То есть, того, чего мы хотели, мы не достигли или то, что есть у нас- нет у других или, наоборот, то, что есть у других, нет у нас. То есть, само сравнение, опять же вернусь к воспитанию, оно порождает, встраивает в человека вот эту вот необходимость опосредовать себя через других. Полезно иметь некое основание убеждения в том, что у меня все хорошо.

00:24:11 Если взять воспитание ребенка и воспитание, допустим, отцовское и материнское, как это говорится в психологии, то, материнская любовь, она безусловна. То есть, если мы возьмем, все-таки, сравнение, как возможный способ воспитания, то он больше применим, именно, к отцовскому воспитанию. Мать любит ребенка просто, потому что он есть. То есть, можно назвать это инстинктом, можно назвать это любовью, или состоянием матери, потому что она, как бы, выносила и родила его, то есть, непосредственное отношение, хотя отец тоже. Не важно, как это объясняется, но, замечено, что женщинам свойственней любить безусловно и, скажем так, материнская любовь – это есть некое основание, к которому человек может всегда вернуться.

Луна связана с женским началом

00:25:07 Не случайно, за дом в астрологии, ведической астрологии отвечает, именно, Луна. И, именно, Луна связана с женским началом. То есть, то место, куда мы всегда можем вернуться, это есть место женщины. Ну, или грубо говоря, матка – это тот наш первый дом, в котором мы жили. Но, потом нам хотелось чего-то достичь, ну, метафорически и мы вышли в этот мир и достигаем чего-то. То есть, это уже такой мужской аспект. И, если мать любит ребенка просто, в идеале, опять же повторюсь, за то, что он есть, то отец любит его за то, что ребенок достигает чего-то. Ребенок имея такую любовь, воспринимает ее, как некий вектор стремления, то есть, желание получить еще больше любви. Это понятно, то есть, если мы имеем что-то, оно нам дает почувствовать вкус еще чего-то большего.

00:26:06 Мы понимаем, что мы можем рискнуть, но, при этом, даже если у нас ничего не получится, мы возвращаемся обратно, грубо говоря, к матери и имеем ее любовь постоянно. Неважно, что мы там вовне сделаем что-то не так или совсем не то, что хотели, получили, но, возвращаясь вот к этому женскому началу, к материнской любви, мы чувствуем любовь всегда. Отцовская любовь – любовь стимулирующая. Она как раз основана на неком сравнении. И, опять же, сравнение может делиться на сравнивание соответствия, или несоответствия или расхождения. То есть, вы можете, допустим, купить машину и, допустим, вечером вы купили машину, следующим утром вы едите счастливый, определенной марки и, вы начинаете замечать, что вокруг этих машин вашей марки очень много. И, вы начинаете думать, ну вот же, какая досада, как будто, все сговорились и вчера вечером купили одну и ту же машину.

00:27:07 То есть, в этот момент, ваша, ну назовем это, неудовлетворенность, она была связана со сравнением, так, то есть, элемент сравнения уже был. И, вы были настроены, ну вот этот человек, который ехал за машиной, он был настроен на поиск сходства с другими людьми. Это было неосознанно. Если же он бы, ну, допустим, был настроен на сравнение и поиск различения, то есть, он бы видел, что машин, отличающихся от его, намного больше, чем похожих на его. Такой вариант.

00:27:46 Допустим, вы поручаете своему ребенку сделать некое дело. Ну, допустим, вытереть пыль в доме. И, он это делает, приходит к вам, чтобы вы приняли работу или вы замечаете, что он уже бездельничает. Он говорит: «А я уже все сделал». И, вы идете и начинаете проверять и, замечаете только недостатки. То есть, ага, вот ты вот тут не то сделал, вот тут не то сделал. То есть, и ваша неудовлетворенность, опять же, связана с тем, что вы искали расхождение. То есть, кому как, кому, может быть, нравится испытывать это чувство и вызывать соответствующее чувство у ребенка, когда он видит, что он делал, он сделал, сделал, может быть не так, как хотела мама до конца, но он же что-то сделал.

00:28:43 Если бы вы, допустим, в этот момент, родитель мог сконцентрироваться на том, что ребенок сделал успешно, тогда его эмоция была совсем бы другой. То есть, он сделал это, это и это и, это является основой того, что человек сделал, за что его можно похвалить, основой его дальнейшего радостного исполнения ваших просьб. Но, если вы игнорируете его достижения, то есть, видите только несоответствие того, что вы хотите, то, соответственно будет испытывать определенные эмоции. То есть, вы можете сравнивать свои качества с качествами других людей и, видеть, как они делают что-то лучше, чем вы. И, из этого делать вывод, что вы не способны не на что, что вы не можете достичь чего-то, что вы неспособный человек в принципе.

00:29:45 То есть, вы пришли, допустим, на танцы, как вариант, и смотрите, что вокруг все танцуют достаточно красиво. Ну, то есть, допустим, вы не знали, что это собрались профессионалы, как вариант, и видите, что ваш уровень танцев намного уступает окружающим и, при этом, вы можете, исходя из этого, больше никогда не ходить на танцы. Ну, если вы, сосредоточитесь на том, что у вас все-таки, получается что-то, это может являться основой для, допустим, желания, научиться чему-то еще. Как и кстати, понимания своего несоответствия какому-то навыку у другого человека, может в свою очередь, тоже быть и являться стимулом для усовершенствования себя. То есть, все это зависит, конечно, от каждого человека. И, каждый из этих способов изменения эмоций, она достаточно индивидуальна, в любом случае, в случае каждого человека.

00:30:49 То есть, можно спрашивать себя в чем я не соответствую, то есть, чего я не достиг, где есть различения между тем, чего я хотел и чего я достиг. И, смотрим сравнения, то есть, у кого есть эта стратегия все время сравнивать себя, можно, может быть не сразу от нее избавляться, проще ее использовать. Поэтому, искать такие качества себя, то есть, в чем я стал лучше, например, не в чем я стал хуже или в чем я остановился в своем развитии, а в чем все-таки я стал лучше, чтобы это явилось неким основанием для дальнейшей деятельности, дальнейшего движения.

00:31:42 Допустим, неудовлетворенность, или опять же, фрустрация – это эмоция, которая возникает при возникновении преграды на достижение желаемого, то же связана со сравнением и с несоответствием. То есть, опять же, вы можете фиксировать свое внимание на несоответствии, а можете на соответствии. То есть, элемент сравнения – это неизбежный элемент в достижении цели. То есть, вы начинаете какую-то деятельность, то есть, делаете какие-то шаги, то есть, изначально даже до того, как вы делаете некие шаги, вы ставите цель. Вы ставите цель и хотите ее достичь. И, вы даже не знаете, сколько, именно, вам надо шагов, чтобы ее сделать, ну, примерно, может быть вы знаете, точно не знаете. Может быть, даже не знаете точно какие шаги. Но, как говорится, война план покажет и, мы начинаем действовать.

00:32:42 То есть, у нас есть желаемое и, мы знаем, когда мы закончим. То есть, когда действительное совпадет с нашим желаемым. И, мы постоянно начинаем сравнивать достигли мы или не достигли. И, если мы будем фиксироваться только на различии, у нас, возможно, будет развиваться, возможно, опять же, будет развиваться негативное состояние, которое, с одной стороны, может стимулировать нас на поиск других путей, а с другой стороны, может тормозить и вызывать некое состояние, которое не будет нам помогать в дальнейшем движении, то есть, мы хотим чего-то, не получаем, расстраиваемся. А можно заметить, как же мы, все-таки, продвинулись? На сколько мы продвинулись вперед? То есть, за восемь месяцев человек захотел похудеть. То есть, худеют не за два дня, может даже не за неделю, чтобы там не говорили различные чудесные программы.

00:33:46 Такой нормальный гармоничный способ похудения, он все-таки, занимает некоторое время. Ну, грубо говоря, за месяц там, ну десять килограмм, к примеру. И, мы должны смириться с тем, что вот эта разница, она будет не большой. Но, если мы через три дня, когда мы там следуем некой диете, там, выполняем какие-то психологические упражнения, еще что-то, еще что-то, принимаем таблетки и, через три дня мы не видим, что мы не похудели на пять килограмм или на десять, мы впадаем в неприятные переживания и начинаем поносить и доктора и того, кто нам это все посоветовал. То есть, опять же, мы должны замечать, полезно в этой ситуации замечать как раз то, а продвинулись ли мы настолько, насколько мы продвинулись? Ага, мы на столько продвинулись. Мы, все-таки, продвинулись! Мы не набрали вес, а продвинулись.

00:34:51 Эмоции, связанные со сравнением, относятся также и к зависти, к высокомерию. Такие эмоции, которые, допустим, связаны с социальными какими-то качествами. То есть, вокруг хочется купить какую-то вещь, а чувствуешь, что не можешь это сделать и, начинаешь сравнивать себя с теми людьми, у которых это уже есть и, как вариант, ты можешь испытать зависть к этим людям. Хотя, с другой стороны, ты можешь понять, а что у тебя уже есть, то есть, допустим, у тебя есть какая-то квартира, но ты хочешь больше. То есть, и ты думаешь, вот у других есть больше, допустим, вы живете в однокомнатной квартире и думаете, вот же там у Ивановых, Петровых, Сидоровых трехкомнатная, живут себе, поживают, а мы ютимся в этой квартире. Мы сравниваем себя вот с этими людьми и испытываем определенные эмоции. То есть, эти эмоции могут вас, опять же, стимулировать к чему-то, а могут просто вызывать неприятные состояния.

00:35:49 То есть, один из вариантов, это сравнить, использовав сравнения, сравнить, а что же нас объединяет. Ну, во- первых, нас объединяет то, что у нас, у этих обеих семей есть квартиры, это уже очень большой плюс. То есть, квартира уже у меня есть. Или, допустим, есть крыша над головой, если вы снимаете эту квартиру. Она уже есть. Вопрос другой, вы думаете, что, если у вас есть квартира вашей собственности, она не куда не денется, а вот квартира, когда вы ее снимаете, она куда-то денется. Тоже вопрос вероятности. То есть, если вы заметили, что вы сравниваете, испытывая какую-то эмоцию, попробуйте ее сравнивать с другой точки, то есть, если вы сравниваете, используя различения, то есть, у меня этого нет, у другого это есть и, чувствуете себя не комфортно и не продуктивно не комфортно, потому что опять же, не ресурсное состояние может нас подталкивать к чему-то.

00:36:49 То есть, нет ничего плохого, опять же в тех не ресурсных эмоциях. Ну, например, страх. Если полностью убрать из нашей жизни страх, будет очень много неразумных поступков, которые могут заканчиваться, допустим, смертью. Да и тоже самое, к любой не ресурсной эмоции, негативной эмоции, слово не ресурсные не совсем подходит, потому что, именно, она становится не ресурсной, когда замыкается сама на себе и, не приводит к изменению жизни человека.

00:37:25 И, если вы испытываете, опять же, не ресурсную эмоцию и, нашли в этой эмоции элемент сравнения и, допустим сравнения и различения, поменяйте различения на схожесть. То есть, с помощью сравнений ищите то, что вас объединяет. Ну, допустим, вашу семью, которой вы завидуете, допустим, или другого человека, ну или это может быть не зависть, не важно, разочарование или любая другая эмоция. Итак, мы рассмотрели сравнение.

00:38:03 И, следующее – это темп. Следующий структурный элемент или следующий кубик, из которого состоят эмоции, часть эмоций, может быть, ну, хотя вот с темпом, тоже наверняка связаны все эмоции. Это одна из таких универсальных структур эмоций – это темп. Вспоминая свою жизнь, можете заметить, осознать такие моменты, когда вы действовали быстро или медленно, при чем, было ощущение, что жизнь движется быстрее или медленнее.

00:38:54 Когда мы говорим о том, что время летит или наоборот, время стоит, годы летят, минуты тянутся - это говорит о том, что наши эмоции это делают, наш внутренний мир, его характеристика. То есть, время внешнее, оно как текло, так и течет с той же самой скоростью. Я, конечно, сейчас не углубляюсь в Эйнштейновские теории, но, сама идея о том, что есть внешнее время и есть субъективное время. То есть, условно говоря, есть объективное время, согласно ведической концепции, есть целое Божество, которое отвечает за время и, в материальном мире считается это одна из основных сил Господа, с помощью которой он регулирует все в нашей жизни. В некоторых традициях это называется смертью, например.

00:39:51 То есть, ну, может быть, не совсем подходит к нашей теме, но мы сейчас говорим, именно, о течении времени. То есть, оно субъективно для нас, наше внутреннее эмоциональное время. И, тем самым, зная это, мы можем менять скорость наших эмоций. Вы можете вспомнить какой-то эпизод в своей жизни, когда вам надо было сделать что-то, ну, чаще всего, удачнее вспомнить какой-то спортивный, допустим, навык, который вы разучивали, допустим, подачу в теннисе или в любой другой игре, когда вы начинали торопится. Поспешишь- людей насмешишь. Есть известная пословица, как раз относящаяся к этой теме. Поспешность, она как раз начинается во внутреннем мире, в тонком теле ума, в эмоциях, некий темп.

00:40:51 Темп смены картинок, темп слов, которые мы себе говорим. То есть, это немножко похоже на интенсивность, но, а тут акцент как раз ставится, именно, на скорость. То есть, если я по ошибке говорю в интенсивности и в скорость, то, прошу вас разделить это в своем понимании, и увидеть, что темп относится, ну, удобно его рассматривать отдельно. Потому что, с помощью одного темпа можно достаточно сильно изменить и достаточно видимо и ощутимо изменить эмоцию, некоторые переживания. То есть, когда мы хотим что-то сделать и, особенно, нам, как мы думаем, ограничены в некотором времени, мы начинаем торопиться. И, при этом, внешнее быстрое поведение является всегда следствием скорости наших ментальных эмоциональных процессов.

00:41:54 Наших мыслей и смены образов, ощущений, звуков. И, это все меняет наши переживания и, опять же, меняет нашу эффективность. То есть, если у вас не получается подача и, вы начинаете, назовем это словом нервничать, а если посмотреть по сторонам, вы становитесь более, ну как, назовем это словом дерганным, то есть, ваши движения становятся быстрее, жестче, неуклюжее и, это отражает ваши внутренние процессы. Опять же, скорость очень большая и, эта скорость не позволяет вам адекватно реагировать на ситуацию. То есть, вы начинаете промазывать, если вы, допустим, занимаетесь спортом.

00:42:46 Или вы ведете машину не очень аккуратно, если внутри вас бушует очень быстрая смена различных вариантов, что может произойти. Но, если вы расслабляетесь, уменьшаете интенсивность, иногда это достаточно сделать, замедлив дыхание. Потому что, дыхание, оно напрямую связано с нашим мыслительным процессом, с течением праны космической, ну или просто энергии всеобщей. Движение праны, как раз и объясняется движением праны, скорость течения мысли и вообще мыслительные процессы, процессы осознавания и так далее. Прана, опять же, связана с дыханием. И, просто, изменив темп дыхания, вы уже можете изменить скорость, темп своих эмоций, соответственно, изменить их качество.

00:43:48 Это, повторюсь, это проще сделать, потому что, нам проще работать со своей физиологией, ну, например, с дыханием или, по крайней мере, привычнее, то есть, подышать спокойно и успокоился. Если мы обратимся напрямую к эмоциональным переживаниям, мы тоже можем заметить, что во внутреннем мире есть некий темп, то есть, темп, опять же, смены этих образов, темп смены слов или скорость, с которой мы сами себе говорим, скорость звуков, которые мы внутри себя видим, скорость смены ощущений внутри тела и, замедлив или, допустим, убыстрив, то есть, не обязательно же нам только надо уменьшать скорость.

00:44:31 Если мы возьмем состояние скуки, это будет наоборот, состояние, которое характеризуется очень медленным течением, очень медленным темпом, очень медленным течением смены эмоций, смены картин, смены звуков. То есть, из прошлых рассуждений мы знаем, что скука связана с настоящим временем, с фиксацией на настоящем и, также, исходя из сегодняшней темы, она связана со сравнением, то есть, фиксацией на том, чего сейчас нет. То, если мы будет увеличивать темп этих переживаний внутренних, темп картин, темп слов, которые мы сами себе говорим, темп звуков, которые мы слышим, темп ощущений, скука может перерасти в беспокойство и фрустрацию. Повторяюсь, что фрустрация означает некое препятствие на пути желаемого.

00:45:32 То есть, как скука, так и фрустрация связаны с настоящим моментов и, в основе лежит, одной из основ является сравнение, при чем, сравнение, что не совпадает с тем, что я хочу сейчас, то, просто изменив темп скуки, мы можем прийти, возможно к более позитивному состоянию, под названием фрустрация, что приведет нас к активной деятельности, если нам, опять же, это нужно. То есть, если вас устраивает скука, пожалуйста, вы продолжаете скучать, ну, например, отдыхаете в этот момент, если, допустим, вам не нравится фрустрация.

Эмоция беспокойства, тревоги, паники

00:46:05 Беспокойство. То есть, опять же, если вы возьмете беспокойство и уменьшите скорость его переживания и, чаще всего, темп как раз связан с интенсивностью. Как раз через темп вы и можете менять интенсивность чаще всего, один из вариантов. Даже, я бы сказал, даже уменьшать. Потому что, с уменьшением интенсивности бывает сложнее, а вот через темп ее можно уменьшить проще. Ну, опять же, кому как, потому что я говорю только о себе. Итак, то есть, уменьшая интенсивность беспокойства, тревоги, например, паники, мы можем, уменьшать темп, извиняюсь, мы можем опять же прийти по той же цепочке, что и привела нас интенсивность. То есть, это еще один из ключей, с помощью которых мы можем менять свою эмоцию.

Эмоция терпения и нетерпения

00:47:21 Например, эмоция терпения и нетерпения. По сути своей, они являются по смыслу может даже схожими понятиями, потому что, когда мы терпим что-то, мы, именно, что-то терпим. Наш внутренний мир позволяет этому меняться не так быстро. То есть, ну, например, если у нас есть выбор пойти лечь под хирургический нож и удалить избыток жира вместо того, чтобы терпеть и заниматься телом самостоятельно более экологичным способом, более щадящим. То есть, и в том, и в том случае меняется темп. То есть, в случае терпения, темп достаточно медленный, в случае нетерпения- темп достаточно быстрый. Тоже самое, меняя темп в более медленную сторону, возможно, нетерпение превратится в терпение.

00:48:23 Или, просто в неприятие, которое является, может быть, в данном случае более приемлемым для вас. То есть, тут опять же встает вопрос об вашем эксперименте и, то, что называется: время, место, обстоятельства. То есть, тот контекст, в котором вы находитесь, как раз даст вам понимание и ясный взгляд на то, что же вам предстоит делать, именно, сейчас.

00:48:53 Итак, сегодня мы говорили о следующих трех частях или структурах эмоции. Это интенсивность, сравнение и темп. То есть, интенсивность показывает нам насколько интенсивны ваши внутренние переживания, ваши внутренние образы, ваши внутренние звуки и ваши слова в тот или иной момент и, что вы можете изменить и, это приведет к изменению эмоции. Сравнение показывает ту стратегию, с помощью которой вы вычленяете информацию из внешнего мира, либо вы ищете сходство, либо вы ищете отличие того, что у вас есть, того, что вы хотели раньше.

00:49:52 И, вообще, сама идея сравнения, это тоже достаточно интересная. То есть, нужна ли она вам эта идея сравнения именно в этой ситуации? И, следующее, это темп, который несколько похож на интенсивность тем, что так же обладает своей эффективностью путем уменьшения или увеличения скорости смены внутренних образов, внутренних звуков, ощущений и слов к самому себе, комментирующих происходящее. Я желаю вам применять это знание на практике и, пусть оно позволяет вам быть более эмоционально свободным в плане общения, отношения к себе и к этому замечательному миру, в котором мы с вами все живем. На этом я заканчиваю. Всего вам самого наилучшего. До свиданья.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 30 марта 2022