Что такое эмоции

Аюрведа-радио - 21 February 2007
Что такое эмоция и управление эмоцией? Понятие ложного эго, понятие Ахамкары; Психосоматические заболевания; Что такое выход эмоций? Алекситимия; Умение выражать эмоции; Функциональные атрибуты эмоций; Что такое свобода выбора? Если измениться внутри – изменится мир вокруг; Осознанность своего внутреннего состояния; Что такое обратная связь?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:56:22 | качество: mp3 64kB/s 25 Mb | прослушано: 111 | скачано: 154 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер. Интернет-радио Аюрведа продолжает свою работу Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович и я продолжаю лекции по психологии. Сегодня мы начинаем цикл лекций, посвященный управлению эмоциями. Мы рассмотрели с вами некоторые из не ресурсных неприятных эмоций в процессе предыдущих лекций и, в сегодняшней лекции мы будем с вами размышлять и исследовать возможности управления эмоцией и, вообще, что такое эмоция и что такое управление эмоцией и, как это вообще может быть.

Что такое эмоция и управление эмоцией?

00:00:49 Эмоции являются неотъемлемым атрибутом нашей жизни как живых существ, как людей. Без эмоций наша жизнь была бы пресной, блеклой, не интересной. И, эмоции часто бывают для нас не совсем понятным явлением. Само слово эмоции, если с греческого перевести это слово можно перевести так, как нечто побуждающее к действию. То есть, эмоция — это то, что побуждает к действию. И, чаще всего, эмоция связана с нашей деятельностью, с нашим действием. Хотя, с другой стороны, мы можем жить в этом мире, полагаясь на один рассудок и не использовать эмоции.

00:01:43 Но тогда по мнению многих людей и по моему личному мнению наша жизнь была бы не полноценной, мы бы жили только на половину. То есть, условно, если разделить наш головной мозг на две части, правое и левое полушарие, то, как раз с эмоциями связана именно его правая часть, а с логикой – левая часть или левое полушарие. И, истинная полнота жизни как раз заключается в балансе этих двух полушарий и в балансе разума, то есть, логики и эмоционального восприятия жизни, переживаний. И, вот именно, об этой эмоциональной стороне жизни мы сегодня и продолжаем наш разговор.

00:02:32 Судя из названия лекции- управление эмоцией, эмоции являются чем-то, с чем нам необходимо, можно сказать, совладать. Хотя, это не совсем корректный термин относительно эмоций, потому что, как вы уже наверняка поняли, в психологии любое проявление нашей активности, имеет под собой нечто позитивное. И, скорее тут будет уместен термин не совладание, а конструктивное использование эмоций. Но, так или иначе, это можно назвать именно менеджментом или управлением. То есть, взаимодействие с эмоциями и использование их сильных сторон и корректирование их непродуктивных каких-то действий на нашу жизнь. Чаще всего, мы как раз оказываемся производной или следствием наших эмоций. То есть, именно, нами эти самые эмоции и двигают.

00:03:30 То есть, та же слово мотивация происходит от слова моцион, то есть, двигатель, двигаться. И, чаще всего, эмоции движут нами, а не наоборот. То есть, мы являемся, как сказано в одной известной книге заложниками эмоций или слугами их. То есть, мы не являемся, чаще всего, хозяевами наших эмоций. Ну, просто я так сильно разозлился, или обиделся, или расстроился, или испугался, то есть, вставьте ту эмоцию, которая чаще всего проявляется в вашей жизни и является бесконтрольной. То есть, я так сильно разозлился, что не мог ничего с собой поделать. То есть, чаще всего, мы так говорим или слышим от кого-то. «Ну, да, я тебя понимаю», - соглашаются с нами, например. Или, наоборот: «Зачем ты так? Надо держать себя в руках.

00:04:25 То есть, чаще всего, нам предлагают или мы предлагаем, именно, этих два варианта. То есть, либо: да, то есть, это нормально, в этой ситуации только так и следует поступать, только такую эмоцию и следует переживать и, это тебя оправдывает. То есть, оправдание себя через наличие сильного эмоционального потенциала внутреннего или переживания, оно, с одной стороны позволяет людям оставаться в точке застоя психологического, то есть, не развиваться дальше, не искать других способов. Или, совершенно другой противоположный способ, когда нам предлагают просто не проявлять свои эмоциональные стороны. То есть, тебе плохо - терпи, не хорошо то и то-то испытывать в таких ситуациях, то есть, не хорошо завидовать, не хорошо гневаться и так далее и тому подобное. И, ничего не предлагается взамен, а предлагается просто подавление эмоций.

00:05:25 То есть, известная метафора, когда на плите стоит скороварка, у которой закрыт клапан, который отводит избыток давления через пар и вот-вот должна произойти катастрофа. И, что надо сделать, чтобы этой катастрофы не произошло? То есть, один из вариантов, это открыть клапан, то есть, выражать эти самые эмоции. Да, на каком-то уровне это может быть полезно, если это не приводит к разрушительному воздействию. Чаще всего, именно так происходит. Но, сдерживание клапана тоже, в конце концов, приведет к катастрофе и, эта скороварка взорвется. То есть, что же надо сделать? То есть, лучше всего выключить тот огонь, который является причиной возникновения повышенного давления внутри скороварки или, починить этот клапан и уменьшить огонь, чтобы это давление было приемлемым.

00:06:20 То есть, человек либо позволяет увлекать себя в водоворот деструктивных эмоций, либо вообще подавляет эмоции и избегает любого столкновения с эмоциональной стороны жизни. То есть, люди могут бояться таких эмоциональных переживаний, и они могут быть скованы, например, страхом новых отношений, страхом изменения этих отношений, выяснения этих отношений, допустим, могут опасаться смены места работы или вообще взгляда на свою жизнь, в принципе. Будут себя ограничивать в творческом росте и в саморазвитии, в конце концов.

00:07:12 Для них эмоции будут, то есть, для тех людей, которые сдерживают эмоции, любое переживание эмоциональное будет сродни некой яме или мине противопехотной, которые лежат на дороге их жизни. Поэтому, они вынуждены ступать очень аккуратно, идти на цыпочках и сузить спектр своих переживаний до таких удобных эмоций, которые известны, что это такое и являются безопасными для них. Но, если, допустим, подворачивается ситуация, когда их эмоциональному благополучию грозит опасность, то есть, они должны будут пережить какую-то другую эмоцию, отличающуюся от их постоянной эмоции.

00:08:07 Например, их друг, друг такого человека, находится в депрессии, или знакомый, допустим, болен раком и, им надо пойти на встречу, но они не идут, они ограничивают контакт с такими людьми, потому что бояться, что вдруг они тоже начнут испытывать что-то подобное. Или, наоборот, человек не ограничивает свою активность в профессиональном росте, думая, что он не способен на него и боится признаться себе в том, что ему этот рост необходим, то есть, тот уровень профессиональной компетенции, который у него сейчас есть, он не достаточен и, он боится, что вдруг он встретит трудности на этом пути и его могут не оценить его усилия и так далее и тому подобное. То есть, он тоже будет ограничивать свою активность.

00:09:05 И, за это люди могут платить целыми сферами своей жизни, то есть, своим личностным ростом, возможностью преодолеть себя, расширить свои возможности. В конце концов, им удается оградить себя от многого в своей жизни, чего все-таки, может быть, и стоило испытать. Наоборот, другие люди, которые попадают как раз в поток этих разрушительных эмоций и действий, которые приводят, в конце концов, или, наоборот, к бездействию, допустим, как в случае со страхом и безысходностью.

00:09:53 И, если они следуют за ними, то есть, они могут все дальше, дальше уходить, от, допустим, тех действий, которые необходимо было бы сделать, целесообразно было бы сделать в данной ситуации от тех планов, которые они наметили на свою жизнь, своих желаний, в конце концов. То есть, эмоции в данном случае могут являться такими, как бы, дикими лошадьми, которые мы пытались обуздать, но, при этом у нас нет ни поводьев, чтобы ими управлять, ни седла, чтобы удобнее сидеть и, этот конь он бежит в непонятном направлении, совсем не нужном для нас. Таких людей можно сравнить с кораблем, у которого нет рулевого. То есть, корабль попал в шторм, вокруг бьют волны, дует сильный ветер, а рулевой вместе с командой прыгнул в море. Да, и корабль движется без управления.

00:10:55 То есть, люди, которые поддаются на эмоции, подобные именно таким кораблям, у которых нет управляющих. То есть, как раз сегодня мы начинаем серию лекций об управлениях эмоций. И, при чем, люди могут попадать в один и тот же шторм, то есть, в одну и ту же эмоциональную ситуацию и, она не находит своего развития. То есть, они повторяют одни и те же шаги и, даже не пытаются управлять этим состоянием, оно приходит, ну, что сделаешь. Внешний мир предоставляет мне стимул, я на него реагирую так. Я увидел человека, он сделал вот так вот глазами или скривил вот так вот рот, я испытал, допустим, гнев или, наоборот, страх, ну, что поделать, ну, вот такой я, извините меня.

00:11:51 То есть, люди наступают на одни и те же грабли. То есть, хватит наступать на одни и те же грабли, да, как в одной шутке, надо купить срочно новые. То есть, в итоге люди могут жить также поразительно бедной эмоциональной жизнью, допустим, чередуя разочарования и замкнутость с гневом и агрессией или, допустим, страх и насилие, то есть, черное- белое. То есть, мало-вариантный набор эмоций, который не приводит к удовлетворяющей человека жизни, эмоциональной жизни. Другие люди, например, в случаях неприятных эмоций могут попадать в зависимость не к своим собственным эмоциям, а эмоциям других людей.

Понятие ложного эго, понятие Ахамкары

00:12:48 То есть, часть людей, они настолько сильно связаны со своим окружением эмоционально, то есть, это понятие ложного эго, которое существует в ведической психологии, и, это ложное эго на эмоциональном уровне, на уровне ума, распространяется достаточно далеко, на близких людей и, у человека нет точного понимания кто же я такой на эмоциональном уровне. То есть, его понятие ахамкары, то есть, или собственного ложного эго нестабильно и, оно перенесено вовне. И, такой человек будет связан, будет вынужден испытывать те же самые эмоции, которые испытывают окружающие люди или быть зависимыми от них. То есть, если его близкие чувствуют себя хорошо, он чувствует себя хорошо. Если его близкие чувствуют себя плохо, он чувствует себя плохо. То есть, нет, скажем так, эмоциональной самостоятельности.

00:13:44 С одной стороны, мы можем сказать, ну да, так оно и есть, так вроде бы и должно быть. Но, подумайте сами, с каким человеком вам бы хотелось жить? Который имеет свои собственные ресурсы внутренние и запасы эмоциональной устойчивости либо, который полностью зависит от вашего настроения? Ну, не знаю, как вы, я бы выбрал человека, все- таки, эмоционально самостоятельного, который может выбирать ту эмоцию, которая нужна ему в данный момент. Да, обратная связь необходима, на этом и основана совместная жизнь семейная, общественная. Но, если мы все будем терять свой собственный стержень ради, как бы, ощущения единства с окружающим, не знаю, насколько это эффективно. То есть, мы являемся частями какого-то целого, но, при этом, мы сами являемся целым.

00:14:38 Мы сами являемся эмоционально целыми существами, которые имеют выбор в своих эмоциональных реакциях. Вот, именно, то, что мы все имеем выбор в своих эмоциях, я бы и хотел донести вам. Мы все можем выбирать ту эмоцию, которая необходима в тот или иной момент. То есть, это возможно. И, дальше мы будем говорить об этом, как это можно сделать.

00:15:13 Еще один вариант общения с эмоциями или следствие общения с ними является различные злоупотребления. То есть, когда человек испытывает ту или иную эмоцию длительное время ну, или даже не длительное, просто она ему настолько неприятна, что он не может что-либо с ней сделать, с этим состоянием, а ему хочется испытывать нечто приятное, ну, как и всем нам, то, наряду с рабством эмоциональным, они попадают в химическое рабство. Алкоголь, никотин, марихуана, опиаты, чай, кофе, сахар, стимуляторы, успокоительные, снотворные — это те вещества, которые вызывают те, или иные реакции в нашем организме и, меняют наше состояние, эмоциональное в том числе, и наше настроение.

00:16:12 И, люди, заметив эти реакции, эти качества этих препаратов, этих химических веществ, стали использовать. То есть, вещества такого вида использовались всегда. Во всю историю человечества были пути использования таких веществ. Чаще всего они использовались ограниченным числом людей в строго регламентируемых обстановках и состояниях. То есть, этого не было, не было такого повального употребления и использования этих веществ, какое мы имеем сейчас. То есть, этому можно найти разное объяснение, но, люди, которые испытывают эмоциональные проблемы чаще всего хотят с помощью этих веществ вызвать те реакции, которые им более привлекательны. Но, взамен этого, вместо того желаемого контроля над своим эмоциональным состоянием, которое они хотят вызвать с помощью этих веществ, они попадают в рабство этим самым веществам.

Психосоматические заболевания

00:16:12 То есть, это вещество, встраиваясь биохимически в контуры мозга, уже заставляет принимать тот привычный уровень этих веществ, чтобы сохранить, хотя бы статус- кво, который есть сейчас. И, недостаток этих веществ, вызывает так называемый синдром отдачи и ухудшение состояния даже хуже, чем до начала употребления. То есть, ещё один из аспектов не конструктивного использования взаимодействия с эмоциями — это такой способ, как просто терпеть эти эмоции. То есть, наверняка, вы слышали о так называемых психосоматических заболеваниях – это соматические заболевания или телесные заболевания, которые напрямую, прямо или косвенно связаны с эмоциональным состоянием человека, с его психикой, поэтому они называются психосоматические заболевания.

00:18:14 То есть, человек просто терпит, просто терпит и, даже может не выражать, адекватно не может выражать или предупредить или изменить ту или иную эмоцию. И, эта эмоция, если она присутствует достаточно длительное время приводит к изменениям в биохимическом общем состоянии здоровья человека. Все такие хронические переживания, как страх, беспокойства, унижения, напряжения, злость, несостоятельность, беспомощность и прочие другие неприятные переживания, если они не находят достойного выхода либо они не предупреждаются и присутствуют.

Что такое выход эмоций?

00:18:59 То есть, что такое выход эмоций? Это способ, с помощью которого мы снижаем внутреннее напряжение. Если взять ту же самую метафору со скороваркой, то, выражением было бы как раз выпускание этого самого пара. Но, если пар не выпускается, нам предлагают терпеть, то есть, не хорошо, не хорошо гневаться, не хорошо злиться, будь хорошим мальчиком или девочкой. Нормальные люди так не поступают. Все эти заклинания, которыми нас одаривают в процессе нашего воспитания или общения с обществом, с другими людьми, не позволяют нам либо адекватно выразить эмоции, либо, в принципе выражать эти эмоции. И, когда они накапливаются внутри нас, происходит преодоление какого-то предела гибкости или предел упругости, как в физике есть.

00:19:58 Тот или иной материал имеет коэффициент упругости в пределах в пределах его гибкости. То есть, если десять раз мы с огнем или растянем очень сильно какой-то металл или ту же резину, она порвется. То же самое, с человеком. Если долго-долго терпеть, то, что-то должно будет произойти. Либо человек найдет способ выразить, либо человек уже не будет. То есть, такие хронические эмоции клинически доказано, что они приводят к таким заболеваниям, как язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, сердечное заболевание, астма и так далее, различные кишечные заболевания, аутоиммунные заболевания.

00:20:45 Были проведены интересные исследования американскими учеными. Диспетчер и все, кто обслуживают запуск космических аппаратов на мысе Канаверал обладали повышенной частотой заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями. Хотя видимым причин, то есть, производственных причин для этого не было. То есть, и диета и все остальное было то же самое. Что же отличалось? Там были интересные такие моменты, что после каждого успешного запуска около пятнадцати процентов людей, участвовавших в запуске, просто увольнялось, потому что это было связано с недостаточным со финансированием и, поэтому руководство так справлялось со своими финансовыми делами.

00:21:41 И, поэтому люди, которые находились на работе в этих условиях, испытывали очень интенсивные переживания безысходности и ответственности, то есть, сочетание безысходности и ответственности, что, в конце концов, приводило к повышению и риску сердечно-сосудистых заболеваний. Другое интересное исследование проведено русскими учеными на животных, на обезьянах. Двух обезьян, то есть, самку и самца отнимали друг от друга, самца садили в клетку, а самку помещали в клетку с другим самцом. И, первый самец видел ту клетку, где находилась его прежняя самка.

00:22:34 И, вот это продолжалось, вот этот нечеловеческий эксперимент, можно сказать, продолжался на протяжении нескольких месяцев. И, эта обезьяна находилась не в состоянии что-либо изменить и, при этом, она объект своей привязанности и испытывала, ну, можем, так сказать, различные эмоции. И, в конце концов, у этой обезьяны развились те же сердечно- сосудистые изменения, которые происходят и в человеческом организме в условиях стресса. То есть, это было одно из доказательств того, что, на ряду с нормальным содержанием холестерина и прочих, прочих веществ, которым приписывают, допустим, заболевания сердечно-сосудистой системы, это просто не было, но, при этом, были эмоциональные переживания и психологический фактор, что привело к развитию соматических проблем, телесных недугов.

00:23:27 То есть, я это говорю о том, к тому, что, чтобы вы поняли, насколько важны ваши эмоции и, насколько высока ваша ответственность перед вами самими в том, чтобы начать управлять ими, в том, чтобы начать понимать, что же это такое, что же это за зверь такой эмоции и, что же с ними сделать и, что же с ними можно делать. И, можно ли вообще выбирать эмоции? То есть, психология говорит, что да. Как не странно, как нам не казалось бы, что в этой ситуации, я должен был среагировать именно так и, я поэтому был так агрессивен или так зол или мне было настолько страшно или я испытывал подавленность или уныние, ну, потому что, потому что вот так, так же все сложилось ведь. Смотри, вот со мной это произошло и это произошло, и этого у меня нет и, вот это вот у меня есть. И, все. И, это значит, что я испытываю вот эту эмоцию.

00:24:29 Первым шагом, это осознание того, что эта эмоция есть. Это является первый шаг. Осознание условности этой причинно-следственной связи, если вовне или внутри меня происходит то-то, то есть, я подумал об этом или я увидел кого-то или что-то, то значит, я обязан испытывать ту или иную эмоцию. То есть, это не так. То есть, если вам нагрубили или, не дай Бог, ударили или просто обидели или сделали что-то неприятное, вам не обязательно обижаться, вам не обязательно гневаться, вам не обязательно бояться. Вы можете испытывать любую эмоцию в любой ситуации. То есть, вот эта аксиома, в нее полезно верить и взять, как именно, аксиому, чтобы, исходя из нее, менять свою жизнь.

00:25:24 Потому что, если вы будете верить, что вы являетесь следствием, то есть, внешний мир делает ход конем, да, вы должны уйти. Или, допустим, напасть, то есть, у вас нет выбора. На самом деле, у вас выбор есть. Вы не являетесь следствием, хотя можете в это верить. Генрих Форд, известный автомобилист, основоположник, можно сказать, американского автомобилестроения, говорил, что вы можете верить, что у вас все получится и все будет хорошо. То есть, если вы верите, что у вас все получится и, все будет хорошо, вы правы. Но, если вы верите, что у вас ничего не получится и, все будет плохо, вы тоже правы. То есть, мы правы в любом случае. Верим мы в то, что у нас будет все хорошо или не верим, что у нас все будет плохо. Выбор за вами, во что вы хотите верить. Хотите ли вы верить, что ваши эмоции не являются вашими слугами, пожалуйста, так и будет.

00:26:22 Хотите ли вы верить в то, что вы управляете эмоциями, да, так и будет. Вопрос другой, как это сделать? То есть, первое, вы начинаете исследовать эту среду, вы принимаете аксиоматически, что эмоциями можно управлять, эмоции можно вызывать, эмоции можно изменять, предупреждать. И, вы начинаете исследовать, как это можно сделать. То есть, в первую очередь, вы начинаете замечать, когда эта эмоция начинается. То есть, вы ищите те пусковые механизмы, которые пока вызывают в вас ту или иную эмоциональную реакцию. То есть, если вы заметите это, вы сможете сделать надстройку, сделать апгрейд, сделать изменения своих качеств. Потому что, если вы не знаете на что вы реагируете, вам будет сложно понять, в какой момент вам использовать ту или иную эмоцию. Потому что, у каждой эмоции есть свой контекст, есть свой контекст, в которой она адекватна и, в которой она нужна.

00:27:24 То есть, любое поведение имеет под собой тот контекст, в котором это поведение необходимо и достаточно. То есть, нет поведения, которое бы, в принципе, являлись вредоносными и ненужными. Просто есть контекст, в котором они не нужны. Но, эмоции и поведение, любой вид деятельности человеческой можно найти то место, то время, те обстоятельства, в которых можно это использовать. Для того, чтобы выбирать эмоции, у нас должен быть выбор этих эмоций. Чаще всего у людей не так много этих эмоций, то есть, мало того, люди даже не знают о том, что у них есть эти эмоции. И, есть интересное слово, один из ярлыков, который можно использовать для упрощения понимания, он звучит, как алекситимия.

Алекситимия

00:28:16 Алекситимия, то есть, невозможность говорить о своих эмоциях. То есть, неосознавание своих собственных эмоций. То есть, люди, у которых есть, такая проблема, они могут говорить, что им либо плохо, либо хорошо. То есть, минимум детализации, просто мне сейчас очень плохо, я не знаю почему, но, мне просто плохо. Либо помоги мне, либо отстань от меня. Или, мне хорошо. Ну, когда людям хорошо, обычно проблем не бывает, то есть, хорошо и слава Богу. Хотя и в положительных эмоциях, то есть, тоже есть очень много разных оттенков, интонации, нюансов, так же, как и в негативных. То есть, в чем важность понимания тех же самых эмоций осознавания даже наименования их. Потому что это может дать нам возможность понимать смысл, смысл той или иной эмоции.

00:29:14 То есть, если мы знаем, что эмоция гнева связана, допустим, с ощущением того, что нам угрожают, нам и нашим ценностям угрожает какая-то опасность, это будет давать нам один сигнал и одно какое-то поведение в будущем или в настоящем. Или, если просто у нас, допустим, есть обида. То есть, обиду с гневом можно перепутать, но, в принципе, это разные вещи. Они отличаются по некоторым нюансам, о которых мы говорили на прошлых лекциях.

00:29:55 То есть, эмоции, на самом деле, больше, чем мы имеем на данный момент. До того, как, допустим, я стал изучать восточную медицину, аюрведу, я, в принципе, знал две специи. Это был черный перец и красный перец, ну, горчица, хорошо. Горчица, красный перец, черный перец. Когда же я стал изучать аюрведу, то есть, арсенал специй увеличился в разы. И, то же самое, с эмоциями. Мы можем испытывать гораздо больше переживаний эмоциональных аспектов своей внутренней жизни, давать им названия и, намного шире, чем мы умеем это сейчас. И, также как специи, они обогащают нашу пищу, также и эмоции, они обогащают нашу эмоциональную жизнь.

00:30:55 Если мы вообще не будем использовать специи, то есть, такая пища будет называться пресной, её мы будем есть только по большой необходимости, если у нас нет выбора. Это тоже самое с нашей эмоциональной жизнью. Если мы не используем достаточное количество эмоций, если мы эмоционально бедны, то в принципе, это один из симптомов, которые, допустим, сопутствует такой болезни, как шизофрения. То есть, эмоциональная холодность, это недостаточный критерий, то есть, не значит, что, если вы эмоционально холодны, значит, что у вас есть такой диагноз. Нет, я просто как пример говорю, что, например, одни из видов шизофрении, они как раз и характеризуется, так называемой эмоциональной холодностью.

00:31:47 То есть, человек становится похожим на такой компьютер, который, достаточно умный, разумный, логичный. То есть, допустим, шизофреники достаточно хорошо играют в шахматы, то есть, решают математические задачи, но на эмоциональное сочувствие, допустим, они не способны, на эффективное эмоциональное сочувствие. И, наоборот, то есть, нам может даже не прийти в голову такая идея, что в данной ситуации мы можем использовать какую-то другую эмоцию. То есть, мы, допустим, привыкли, что на несправедливость какую-то всегда отвечать гневом. То есть, мы видим несправедливость, мы всегда гневаемся и, у нас некая связка: видим несправедливость- гневаемся, слышим несправедливость- гневаемся, чувствуем несправедливость- гневаемся. И, мы думаем, что это же несправедливость.

00:32:45 То есть, этот уровень уже связан с так называемым уровнем убеждений и ценностей человека. То есть, если у человека есть такое убеждение, что несправедливость должна быть наказана и, он в это верит, он этим живет, но, у него выбора не остается, кроме как чувствовать гнев всегда, когда он испытывает несправедливость. А так как эта установка уже есть, он эту несправедливость будет достаточно интенсивно искать и находить. То есть, как мы знаем, чувство несправедливости достаточно субъективное понятие, каждый может найти именно свою несправедливость в данном контексте. То есть, для кого-то это будет несправедливо, а другого это будет просто неизбежным способом сохранить себе жизнь или продолжить существование. Мы всегда видим половину картины, может быть даже меньшую её часть. Мы всегда находимся в первой позиции чаще всего и, не понимаем, что движет другими людьми. И, также с эмоциональными реакциями.

00:33:43 То есть, находясь только в жесткой первой позиции, в позиции я и мое, мы не понимаем, что может хотеть другой человек, организация другая, с которой мы общаемся, допустим, ругаемся или вообще, как мы выглядим со стороны, как эта ситуация выглядит со стороны, если мы не можем войти в третью позицию, позицию стороннего наблюдателя. Эти три позиции, первая, вторая, третья, если мы ими умело пользуемся, это уже один из шагов в понимании того, какую нам эмоцию следует выбрать в том или ином контексте, в той или иной ситуации.

00:34:29 Допустим, можем вспомнить, что в данной ситуации, например, ну, не знаю, той же несправедливости, то есть, яркий пример отсутствие гнева в состоянии несправедливости, можно привести Иисуса Христа. То есть, явная несправедливость, явное наказание невиновного, то есть, сравнение Иисуса Христа с агнцем, то есть, с абсолютно беззащитным животным, которого отдали на заклание. То есть, это вопиющая несправедливость, которая, в принципе, после ухода и воскресения Иисуса Христа вызывало к различным даже войнам, то есть, крестовым походам и межрелигиозным конфликтам, до сих пор, к сожаленью. То есть, Христос показал своим действием, что вы на несправедливость можете реагировать вот так и к чему это приведет. То есть, он все показал и причины, и следствия и вторичную выгоду этого всего.

00:35:29 Но, нет, то есть, нам проще реагировать так, как нам хочется, то есть, мы чувствуем несправедливость, пожалуйста, мы гневаемся. Мы гневаемся и изменяем это. То есть, согласен, в некоторых ситуациях гнев можно использовать как обучающий, как дающий обратную связь какому-то человеку. То есть, иногда, то есть, я не говорю, что гнев — это плохо в принципе, но я говорю, что у нас есть выбор. Если вы чувствуете несправедливость, у вас есть выбор, какую эмоцию вам давать реакцию обратную, то есть, что испытывать, какую эмоцию. Это не обязательно должен быть гнев, это не обязательно должна быть обида, допустим, если несправедливость была со стороны близкого человека. То есть, у вас есть выбор. То есть, возьмите в пример тех людей, которые вам нравятся, которые нравятся как они реагируют. Вы увидите, что их эмоциональный выбор намного богаче вашего.

00:36:25 Ну или просто людей, которые более успешны, вы заметите, что они обладают теми эмоциями, которыми вы пока не обладаете в тех ситуациях, когда вы чувствуете, что вы застряли в той или иной эмоции. То есть, вам грубит ваш подчиненный или на вас кричит ваш начальник, не важно и, вы все время испытываете одну и ту же эмоцию, одну и ту же эмоцию. Приходите домой и продолжаете её испытывать, приходите на работу и продолжаете её испытывать. Или в семье, жена делает так-то, или муж делает так-то, вы испытываете эту эмоцию. Она делает тоже самое, вы испытываете эту же эмоцию. Ну, что же, она не меняется, что я должен, пусть она первая меняется. То есть, опять же, когда вы так думаете, когда вы считаете, что именно, начальник причина вашего эмоционального состояния или ваш подчиненный является причиной вашего состояния, вы ставите себя в состояние жертвы, вы являетесь производными этой ситуации, не вы хозяин.

00:37:22 На самом деле, хозяином являетесь вы. То есть, вы являетесь не хозяином ситуации, вы являетесь хозяином своего внутреннего мира, своего эмоционального мира, своего логического мира, мыслительного мира. То, что у вас внутри, это ваше. То есть, нет такой силы, кроме вашего внутреннего мира, которая смогла бы изменить ваше внутреннее состояние. Даже, если вы не понимаете этой связи или, наоборот, даже если вы чувствуете, что вот он на меня так не хорошо влияет, или на моего ребенка кто-то влияет не хорошо. Да, может быть, в каком-то более раннем возрасте мы более чувствительны к внешней среде и впитываем его, как губка, но, когда мы становимся уже более зрелыми личностями или должны стать зрелыми личностями, мы выбираем тот или иной вид эмоций, тот или иной вид реакции, то или иное поведение, которое уместно в данной ситуации.

00:38:22 Вы не являетесь следствием, ваши эмоции – это не следствие внешнего поведения другого человека или ситуации. Ваши эмоции — это следствие вашего выбора. Просто этот выбор вами не осознаваем. Это как безусловный рефлекс, то есть, вы слышите голос любимого человека, вы улыбаетесь или, наоборот, вы слышите звук пенопласта по стеклу или что-то в этом роде и, вас передергивает. Это все можно изменить. То есть, я не призываю вас изменить вашу улыбку на звук, голос любимого человека, но, например, неприятное восприятие этого звука пенопласта по стеклу можно убрать. То есть, это достаточно эффективно и просто делается с помощью психологических техник. Это можно сделать. Просто люди не знают о том, что у них есть выбор.

00:39:13 Они думают, что, если есть такой звук, значит я должен испытывать такую эмоцию, такое или иное переживание. То есть, цель моих лекций в том, чтобы дать людям информацию о том, что это возможно, что вы можете выбирать ту или иную эмоцию по своему усмотрению. Вы можете выбирать то или иное поведение по своему усмотрению. То есть, вам не нравится, допустим, как вы общаетесь со своим подчиненным или со своим начальником, со своей женой или со своим ребенком, со своим мужем, не важно и, вы думаете, что это он такой негодяй или там бесстыдный там, не знаю, любые не хорошие слова выберите, которые вы используете. То есть, это он, ну он так делает, и что я с собой могу поделать, ну он же вон что сделал. То есть, и вы тем самым себя оправдываете, снимаете ответственность с себя.

00:40:05 То есть, первый шаг, это взять на себя ответственность. Давайте представим, что все зависит от меня. Хорошо. Что я могу сделать? И, в этот момент мы начинаем искать инструменты изменения внутренних реакций, внутреннего мира на внешний мир. И, эти инструменты есть. То есть, например, понимание того же смысла этих эмоций, тех же негативных эмоций, не ресурсных эмоций, которые проявляются в вашей жизни, понимать их смысл – это уже восприятие эмоций как некого сообщения, некой информации, которая приходит к нам извне, ну, или даже изнутри, скорее именно, как раз изнутри. То есть, это некое послание, по-другому, не знаю, как сказать, для нас же самих от нас же самих.

00:41:03 То есть, если вы ещё раз прослушаете лекции, которые я читал по не ресурсным эмоциям, вы можете понять, что за каждой эмоцией не ресурсной есть какое-то внутреннее позитивное намерение или функциональный атрибут или, не знаю, некий смысл, некая информационное ядро, которое несет нам просто обратную связь о том, что во внешнем мире или во внутреннем мире не соответствует тем или иным нашим ожиданиям или критериям. И, тот ранг критериев или тот ранг ценностей, которые нарушаются или задействованы в данной ситуации – это и есть тот смысл эмоций. То есть, каждая эмоция несет этот смысл. То есть, в этом случае она говорит нам об этом, в случае обиды – в другом, в случае страха- в третьем, в случае тревоги в четвертом.

00:41:52 Зная это, что эмоции — это не просто энергетическая волна, которая периодически проходит по нашему внутреннему миру и ничто мы с ней не можем сделать. Это как цунами, которое сносит все здания, деревья, машины и так далее. Ну, вот она вот идет и ничто я не могу сделать. Даже, когда проходит цунами, все равно мы можем при достаточной нашей компетентности проследить ту причинно-следственную связь и понять, что же явилось причиной этого цунами в случае модели нашей Земли. В случае эмоций, мы можем понять, а чем она говорит нам. О чем говорит эта эмоция, которую я сейчас переживаю. То есть, чаще всего, в момент переживания эмоций, мы просто переживаем эмоцию и все. То есть, мы, как тот корабль, которого треплет по волнам, вокруг бушует море, дует ветер, а у руля никого нет.

00:42:50 То есть, ну, по воле волн мы так вот по эмоциональному морю движемся и, пока оно не утихнет, ну, Бог его знает когда оно утихнет, но, обычно утихает, только у кого-то дольше, у кого-то меньше. Потом все хорошо, штиль, яркое светит солнце, мы называем это хорошие эмоции в хорошем состоянии. Вот как классно. В следующий момент опять начинается шторм, нас опять носит. Ну, вот хорошо, или там плохо, погода испортилась, ну, скоро должно пройти. У кого-то быстро проходит, у кого -то медленно, у кого-то несколько раз в минуту может начинаться шторм, потом штиль. Мы называем это эмоционально неустойчивой личностью. И, мы никогда не думаем о том, что мы этим можем управлять. Не подавлять, поймите, не подавлять, а управлять. Учиться выражать эмоции – это ещё одна из тем лекций, которую я буду читать. То есть, не просто испытывать эмоцию, но и выражать ее.

00:43:48 То же чувство гнева и несправедливости мы можем выражать разными способами. Мы можем долго терпеть, а потом взять и, что-то нехорошее очень сделать с другим человеком. Мы можем на самом первом этапе подать какой-то сигнал, который одновременно будет выражать чувства гнева, то есть, несогласие с поведением другого человека. И, с другой стороны, оно будет контекстуальным, экологичным, не нарушающим целостность эмоциональную, физическую другого человека. Если вам что-то не нравится, просто скажите об этом. То есть, в этом случае терпение оно как раз может и боком выйти. То есть, может быть, мы испытываем страх выражать эмоции, мы не умеем, как мы думаем их выражать, мы терпим, терпим, терпим и потом нам становится все равно умеем мы или не умеем выражать эмоции, происходит эмоциональный взрыв, потом мы опять сожалеем и замыкаемся ещё сильнее и, не выражаем эмоции ещё дольше.

Умение выражать эмоции

00:44:49 Следующий взрыв происходит в более обширном радиусе. И, его поражающая сила растет с каждым разом. Умение выражать эмоции – это то, чему тоже можно учиться и, этому нужно учиться, если вы хотите жить полноценной эмоциональной жизнью. Понимание какая эмоция уместна в том или ином контексте. То есть, если вы испытываете страх по поводу какой-то презентации или приема на работу, или экзамена, полезен ли страх в этой ситуации? Что он нам говорит? То есть, страх говорит о том, что, ну или тревога, что что-то мы не уверены в том, что все под нашим контролем в данной ситуации, что все мы сделали достаточно хорошо.

00:45:37 То есть, если мы не будем анализировать эту эмоцию, мы придем в неэффективном состоянии на экзамен, на презентацию, на приём на работу, на собеседование и, не проявим все, на что мы способны. Какая эмоция была бы более эффективной? Может бы состояние уверенности, компетенции, интереса? Может бы амбициозности? То есть, каждый выбирает по -своему. Любопытство, наконец, радость. «Экзамен для меня всегда праздник, профессор»- если бы это было так, то ему бы, этому человеку не нужен был бы этот внутренний скрытый передатчик, который ему читал подсказки.

00:46:28 То есть, если мы приходим на собеседование в состоянии праздника и доброжелательности и уверенности, и компетенции, то мы с большей вероятностью сможем показать себя настолько, насколько мы являемся компетентными. Но, если просто игнорировать, допустим, тот же самый страх, ту же самую тревогу, мы не сможем ничему научиться, мы не сможем уберечь себя от тех неизбежных, каких-то неприятных вещей, которые нас, ну, например, если мы не будем бояться, мы можем просто попасть под машину, ну, грубо говоря.

Функциональные атрибуты эмоций

00:47:00 Каждая эмоция имеет под собой какой-то функциональный атрибут, от этом мы уже говорили очень долго, я хочу, чтобы вы это запомнили. И, каждая ситуация она требует для себя той или иной оптимальной эмоции или нескольких эмоций, то есть, это уже на ваш выбор. То есть, в общении с ребенком, допустим, который учится писать или учится кушать ложкой полезно иметь терпение и доброту. Но, с другой стороны, тоже самое терпение может быть не совсем уместной эмоцией, когда вас раз от разу обманывает какой-то человек, которому вы раз от разу доверяете, терпите его. Конечно, если для вас, это имеет смысл искупление и прочее, прочее, может быть, в этом тоже есть какой- то смысл, то есть, вы решаете опять же сами. Есть ли смысл в доверии тому человеку, который несколько раз вас уже обманул?

Что такое свобода выбора?

00:48:02 То есть, решение за вами. Но, осознание того, что вы можете испытывать другую эмоцию, дает вам уже выбор. Точнее, не дает, а возвращает его вам. То есть, он у вас всегда есть. Что такое свобода выбора? То есть, свобода выбора – это не в том, что мы можем изменить предначертанное. Скорее, свобода выбора говорит о том, что мы можем изменить свою реакцию на это предначертанное, что в свою очередь может изменить это предначертанное, что самое интересное.

00:48:42 По концепции, по ведической концепции, нам как раз и даются те испытания, такие испытания, которые должны в нас вызвать ту или иную реакцию. То есть, мы должны испытать страдания. Но, если мы, испытав страдания, будем находится в таком состоянии духа, который нас устраивает, следующий раз это страдание уже не придет. То есть, если мы полностью принимаем, то страдание, которое к нам приходит и, при этом, мы сохраняем внутреннее равновесие, и справляемся с этим страданием, допустим, неизбежное какое-то страдание к нам приходит, то, в следующий раз его просто не будет. То есть, страдание – это внешнее проявление. Страдаем мы или нет, это уже наш выбор, собственно.

Если измениться внутри – изменится мир вокруг

00:49:38 То есть, это даже касается физических страданий, в принципе. То есть, потому что, боль как фактор является в достаточной степени субъективным переживанием. И, при хорошей тренировке, опять же, то есть, везде нужна сноровка, закалка, тренировка. При хорошей тренировке вы можете изменять и свой болевой порог. То есть, в принципе, ничего не возможного нет в вашем внутреннем мире. И, если вы изменитесь внутри, то, соответственно, и мир измениться, ну, точнее, вы его будете просто воспринимать по-другому.

Осознанность своего внутреннего состояния

00:50:21 И, вы также можете научиться вовремя замечать достаточно деструктивные эмоции, которые, в принципе, может быть, и несут какое-то функциональное значение, какой-то смысл, но по своей интенсивности бывают достаточно деструктивными. То есть, это такие переживания, как ярость, какие очень глубокие депрессивные состояния. То есть, осознанность и замечание изменения своего внутреннего состояния – это то, что может вам дать шанс вовремя изменить свой внутренний мир, своё состояние.

00:51:09 На дальнейших лекциях мы будем постепенно изучать то, как мы это будем делать. Мы будем смотреть, что мы можем изменить внутри себя. Пришел вопрос. Если не шуметь от гнева, просто обозначить: я очень рассержен, то это поможет избежать накопления проблем в душе и теле?
- То есть, обозначить, не совсем понятно, что значит обозначить, то есть, показать табличку с надписью «Я очень рассержен» или сказать каким-то голосом, то есть, в принципе, да, это будет реакция. Вопрос, на каком этапе вы её будете использовать. Полезно давать обратную связь. И, гнев, это обратная связь, в том числе и для вас, и для окружающих, что что-то происходит не так, как вы хотите.

00:52:10 То есть, если вы общаетесь вместе, если у вас есть какие-то общие цели, полезно иметь обратную связь и для вас, и для других людей и, полезно её выражать. То есть, если вы, в принципе, не будете выражать, не будете шуметь, ну даже, если не будет шуметь от гнева, все равно это будет нарушать ваше внутреннее состояние. То есть, если уже гнев возник, то лучше его выразить. Вопрос другой: как это выражать? То есть, замечено, что в исследовании с раковыми больными, то есть, были взяты люди, которые болели и выживали после раковых заболеваний. И, было замечено, что выживаемость настолько больше, насколько люди способны выражать свои негативные, именно, негативные эмоции. То есть, рак так или иначе связан с эмоциональной стороной нашей жизни и с негативными эмоциями и, если они выражаются, по крайней мере, выражаются, то тело страдает не так сильно.

00:53:07 Но, если они не выражаются, а они есть внутри, то тело страдает сильнее. Поэтому, выражать важно. Вопрос, как? То есть, вы можете начать выражать свой гнев на самом начале несоответствия поведения, допустим, другого человека. И, не обязательно это должен быть гнев. То есть, вы можете сказать: «Дружище или дорогой, давай подумаем, как мы можем делать это вместе по-другому? Когда ты делаешь это, я чувствую вот это. То есть, не говорите, что ты негодяй, все неправильно делаешь, то есть, без оценок. Давайте просто обратную связь.

Что такое обратная связь

00:53:45 Что такое обратная связь? Вы говорите, что, когда человек делает это, вы чувствуете это. Все. То есть, если вы достаточно близки, другой человек начнет обсуждать с вами как ему в следующий раз поступать, чтобы вы этого не испытывали. И, от вас требуется тоже понимания и терпения, чтобы помочь самому человеку выбрать, помочь человеку выбрать другой способ поведения, а вам выбрать другой способ выражения гнева.

00:54:12 То есть, в одной из ситуаций, женщина очень долго терпела своих близких. Допустим, её сын долгое время разговаривал по телефону и она, чувствуя, что он просто тратит своё время, долгое время терпела, терпела, терпела, а потом обычно взрывалась очень сильно, закатывала скандал, при этом, вспоминала все грехи того или иного человека, выливала всё это вместе на него и тот, соответственно, начиная защищаться, вспоминал её прегрешения и, начинался скандал. Когда же она научилась выражать свой гнев по-другому, она, просто замечая, что что-то происходит не так, например, начинала рычать периодически. То есть, она сказала, что, если это, значит я чувствую что-то не то.

00:55:11 И, окружающие стали с пониманием к этому относиться, потому что ей тоже не нравились её вспышки этого гнева, то есть, эти достаточно разрушительные периоды. То есть, они с пониманием это приняли. И, соответственно, если вы тоже с пониманием отнесетесь к другому человеку и, с готовностью изменить, в том числе и своё выражение гнева, то, скорее всего он тоже пойдет вам на встречу и изменит свою реакцию.

00:55:44 То есть, простое обозначение тоже может дать вам, то есть, это тоже будет обратная связь. Поможет избежать накопления проблем в душе и теле. Думаю, это лучше, чем ничего. То есть, если просто сдерживать негативные эмоции, это лучше, то есть, просто дать обратную связь, проинформировать человека.

00:56:07 Итак, больше вопросов нет. Я на этом заканчиваю. Желаю всем вам всего хорошего. Будьте эмоционально гибки и счастливы. Всего хорошего. До свиданья.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 13 April 2022