Письма Рукмини (продолжение)
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Отношения в материальном мире – отражение отношений в духовном мире
00:00:00 Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
00:00:23 нарайанам намаскртйа
нарам чаива нароттамам
девим сарасватим вйасам
тато джайам удирайет
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики
00:00:59 Михаил Юрьевич]: Я немного напомню вам, о чём шла речь. Мы разбирали лилу Кришны. Кришна похищает Рукмини. Сначала мы разбирали, что Рукмини посылает брахмана с посланием, с письмом к Господу Кришне. И нам очень важен тот аспект, что, когда мы делаем сравнительные характеристики, это значит что-то лучше чего-то. Или, кто-то лучше кого-то.
00:01:41 Понятно, что любовные взаимоотношения, которые есть в материальном мире, они как тень, некое отражение истинных духовных любовных отношений в духовном мире. И Кришна их явил. И изучая их, мы можем понять эталон отношений. И когда мы слушаем о чём-то более возвышенном, чем мы сами, мы очищаемся, и вектор нашего сознания направляется вверх. Тогда как если мы постоянно слушаем о том, что хуже нас, то, соответственно, стандарты жизни понижаются. Это один аспект.
Любовь — это наука
00:02:25 Слушая о взаимоотношениях Кришны и Рукмини, как например, мы можем подправить наши отношения в среде преданных, в отношениях с мужем, детьми, и так далее. Усвоить некие принципы любви, позволяющие нам потом стать достойными отношений с Верховной Личностью Бога. Как бы потренируемся на окружении.
00:02:52 И второй аспектв том, что любовь — это наука. Об этом часто говорил Шрила Прабхупада. И я взял кусочек интервью со Шрилой Прабхупадой, где он объясняет, что такое Любовь к Богу.
[Михаил Юрьевич зачитывает отрывок из интервью]: Вопрос к Шриле Прабхупаде: «Часто бывает так, что наше восприятие работает, как бы, со стороны, через сердце, через чувства и ощущения».
[Михаил Юрьевич поясняет]: Вопрошающий (один из начинающих преданных) говорит Шриле Прабхупаде, о том, что трудно передать, что такое чувство любви, ведь оно возникает в сердце, в чувствах, в ощущениях. И выражать это какими-то словами формальными, какой-то логикой – это как-то неудачно, неприемлемо. И вот каким был ответ Шрилы Прабхупады: «Научное знание о Боге не нуждается в чувствах». Такое БАХ! Удар! Как это, не нуждается в чувствах? Любой из нас не может согласиться с этим.
00:03:57 Мы принимаем это со слов Шрилы Прабхупады, что-то сейчас тут будет! Но в первый момент нам довольно трудно это понять. [Михаил Юрьевич Читает текст]: «Здесь чувства не нужны, даже бесполезны. Знание о Боге должно опираться на факты. Нет никакой пользы от ваших эмоций. Эмоции имеют смысл только на высших стадиях экстатической любви к Богу.[Михаил Юрьевич]: Ага, эмоции всё-таки существуют, они нужны, но применять мы их должны, когда мы будем квалифицированы.
00:04:31 Очень важный момент. «Нет никакой пользы от ваших эмоций». То есть, он имеет в виду «Нет никакой пользы от эмоций людей, обладающих материальным сознанием». Скорее всего, это будет некое возбуждение ума, не имеющее под собой никакой серьёзной основы для развития отношений. И мы сталкиваемся с этим материальным миром, охаем, ахаем. А потом дерёмся, ругаемся и разводимся. А охаем, ахаем конкретно – первый этап. Ну, у кого какой ум.
00:05:04 Итак: «Без предварительного изучения науки о Боге, нет нужды в ваших чувствах». Вот эти первые проявления чувств в «Сознании Кришны» называются отражёнными, косвенными, иллюзорными. Понятно, что любое соприкосновение с духовным знанием очень сильно вдохновляет и очищает, и даёт неимоверный стимул к духовной практике, желание делиться знанием со всеми окружающими нас друзьями, людьми, родственниками.
00:05:42 Но мы видим, что это чувство свежести, вдохновения очень неустойчиво. Потому что оно вызвано некой эмоцией на уровне ума. Наша шраддха слаба, построена на каких-то сантиментах, то есть на выделениях ума. У нас есть наши некие иллюзорные представления. Итак, как один из жителей Вриндавана сказал, (я у Бхакти Вигьяна Госвами эту цитату посмотрел), он интересно махараджу сказал, что: «Мы достаточно религиозны, чтобы разделять и ненавидеть людей в других религиях, но недостаточно религиозны, чтобы объединиться в любви к Богу». Вот, что с нами происходит. Мы получаем некую религиозность и будучи атеистами, по своей природе, больными людьми, моральными такими, не хочется говорить, «уродами», но вы понимаете. То есть, наша начальная религиозность не является религиозностью.
00:06:46 Иногда нам атеисты «предъявляют счёт», что вот из-за вашей религии столько войн! Из-за Бога столько войн! Да не из-за Бога войны. А из-за того, что есть некая подмена. Это ещё не та религиозность, которая ведёт к любви к Богу. Это та религиозность, которая как раз разделяет. То есть, каким ты был, таким ты и остался. Это является всё равно лишь атеизмом. И когда мы с ненавистью говорим что-то, оскорбляем других людей, их религиозные чувства, другую национальность, мы говорим: «Во имя любви!» Угу, кому только эта любовь нужна? По крайней мере, Богу не нужна.
00:07:26 Есть естественная вещь, когда мы влюбляемся, например, в женщину, то мы можем влюбиться и в чужих её детей. То есть в её детей, которые не наши. И так естественно возникает это чувство, которое говорит, как раз о том, что как только мы поймём, что Бог един, все его сыновья и дочери, то, соответственно, автоматически возникает чувство равенства, чувство сострадания, единства со всеми живыми существами. Это следующая стадия истинной религиозности. Об этом говорит Шрила Прабхупада. Поэтому на предварительной стадии, на начальной нет нужды в этих чувствах. Они будут выражаться очень странно, атеистично.
00:08:16 [Михаил Юрьевич читает текст]: Керл: «И всё же, в процессе бхакти эти чувства и любовь должны присутствовать, не так ли?» Прабхупада: «Да! Но это уже на самом возвышенном уровне!»
[Михаил Юрьевич]: Видите, вот любой начинающий, в том числе и мы, хотим удешевить отношения, мы хотим их как бы принизить. Очень часто, видя духовного учителя, у нас слезы на глазах, там ути-мути-пути, пока он не даст хорошего наставления. Как дал хорошее наставление, так мы говорим: «Есть тут кто-нибудь ещё?» Или, наоборот, не дал наставления, не ответил на письмо, нет, всё как-то не вдохновляет. Наша любовь очень потребительская. Материальная любовь направлена на то, чтобы добиться условия, позволяющего нам получить временное облегчение от страданий. Как мы сегодня утром на «Бхагаватам» говорили: «Истинная духовная любовь — это делиться определёнными отношениями с другими живыми существами».
00:09:14 Таким образом, само это деление, то есть общение, позволяет нам испытывать, в процессе служения друг другу, счастье. Что является этой позитивной, непрерывной деятельностью, направленной на объект любви. Мы помним, что объект любви бхакти относится только к Богу. Только Бог понимает наше сердце и соответственно, он может дать нам возможность понять Его, и соответственно через Него – другие живые существа. Он, как та связующая нить, на которой все жемчужины, всё бытие нанизано.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Итак, вначале преданности означает, вы готовы предаться Богу разумом, понимая необходимость этого. Сначала вы должны понять, что Бог стоит того, чтобы ему предаться!
00:10:04 [Михаил Юрьевич]: То есть некая корысть, почему? Потому что мы на этом уровне находимся, мы – недостаточные, ограниченные живые существа. А ограниченное живое существо не может полюбить безграничное. Любовь возможна между равными. Пометьте себе, везде, на лбу, в сердце выжечь эту идею. — любить можно только равного. Поэтому, никакого подавления, или посягательства на свободу выбора другого живого существа и так далее, это абсурдно само по себе. Ревность, высказывание претензий, оно абсолютно бессмысленно. Всё это связано с тем, что мы не понимаем основные принципы любви, и поэтому нужно сначала понять, что Бог стоит того, чтобы ему предаться. И потом, предаваясь, как мишра бхакти, с некоей выгодой для себя, Господь, будучи абсолютным живым существом, вытеснит эти материальные, корыстные желания из отношения с Ним. И таким образом, наша любовь будет очищаться, несмотря на её корыстный привкус.
00:11:30 Но пока вы не поймёте, почему Кришна достоин того, чтобы вы ему предались, зачем вы это будете делать? Два варианта: или из сантиментов, некого возбуждения ума или из шраддхи, из настоящей веры. Если сразу же, как вы приехали сюда, я потребовал, чтобы вы мне предались, разве вы бы подчинились? Почему вы должны мне подчиняться, если вы не знаете ни моих качеств, ни моих особенностей? Поэтому, прежде чем предаться, вы должны знать ту личность, которой вы собираетесь предаться. Это разрушает вообще концепцию в современном обществе любви. Люди думают, что сначала они любят, а потом выражают эту любовь. И на этом построена современная семья. И поэтому так много разрушений, крахов, трагедий. Люди на некоем позыве сантиментов привлекаются друг к другу, а потом, когда узнают, к чему они привлеклись, там оказывается особо ничего не вдохновляет. И вот тут-то трагедия! Тогда подразумевается, что люди должны начать служить друг другу по определённым принципам, и потом эта любовь появится, на основании взаимного служения. Вдохновляясь взаимным обменом в виде служения.
00:12:58 [Михаил Юрьевич читает]: Вы должны узнать ту личность, которой вы собираетесь предаться, только после этого вы предаётесь, и эта преданность будет настоящей! А слепая преданность не может долго продолжаться.
[Михаил Юрьевич]: Вот она! Мы видим, что так и происходит счастье. Что материальное счастье – это некая попытка временно, ещё раз повторяю, создать некое ощущение комфорта, уюта, гармонии. Так как она не строится на постоянной основе определённым образом.
[Михаил Юрьевич цитирует текст писания]: «Сваим пум сарм пармо ити бахти ратху хайту хе притихе тае ятма супра судате». Такая деятельность, направленная на удовлетворение Бога, должна быть постоянной. Только тогда будет счастье. Итак, истинное счастье не должно омрачаться какими-то временными условиями, соответственно, это определённая наука, как добиться такого положения, которое было бы стабильно в счастье. Эта преданность настоящая, а слепая преданность Богу не может длиться долго. А так как смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы предаться Богу, мы должны знать, кто Он такой. И что Он из Себя представляет. Когда это основано на прочных знаниях, ваши чувства тогда уместны. Есть фундамент. Это значит, что вы уже достигли чего-то. Если вы понимаете, что Бог даёт вам всё, то эмоции, основанные на этом знании, вполне уместны.
00:14:43 [Михаил Юрьевич читает текст]: Однако, если кто-то с самого начала осознает это и потому эмоционален: «О Господь, Ты так милостив, я должен служить Тебе!», то его чувства настоящие – это очень хорошо. Но у обычных людей таких эмоций не возникает, поэтому они должны изучать науку о Боге. И уже потом, когда они полностью осознают величие Бога, чувство любви к Нему проявится в их сердцах. Это истинное чувство. А иначе их преданность Богу всего лишь сантименты. Оно пройдёт, оно не может длиться долго, ибо это преходящее чувство.
[Михаил Юрьевич]: Это такая настройка на катху. И есть знаменитый текст ШБ. 3.25.25, такой классический текст о садху санге, о принципах санги так называемого первого типа. Мы помним, что есть различные виды санги: функциональная раса, там про:
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрт-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
Общаясь с чистыми преданными, слушая о деяниях Господа, об играх в кругу чистых преданных, наш слух, наше сердце услаждается, радуется, насыщается. И тогда возникает истинная вера, шраддха ратир. Из неё возникает привязанность, а из привязанности возникает бхакти – любовь.
Этапы возникновения любви. Кому можно открывать сердце
00:16:22 Вот весь процесс, и поэтому я взял лилу Рукмини. У нас это третья по ней лекция. Идея в том, что [Рукмини] полюбила Кришну благодаря садху санге. Она его не видела, она слышала [о нём]. И так как она слушала правильно и из правильного источника, то у неё выросла естественным образом вера, а из веры привязанность и, соответственно, любовь. Дальше мы вспоминаем основные уроки этой лилы. Мы понимаем, что теперь ей нужно как-то об этом сообщить, и она опять пользуется принципами садху санги.
Она выбирает достойную личность для того, чтобы это послание было доставлено. Тоже очень важный момент, ибо мы должны понимать, что мы не должны открывать сердце каждому. Личность должна быть достойна откровения. Мы не должны это делать на сантиментах, на возбуждении ума, поэтому определённые вещи, особенно состояние своего сердца, мы не открываем всем подряд. Это не значит, что мы не уважаем живых существ. Мы понимаем, что в момент, когда мы открываем сердце, мы находимся в опасности. Если эта личность не способна нести груз наших эмоций, понимать наши ощущения – они будут осквернены.
00:17:54 Чем-то плохим о себе мы можем делиться со всеми подряд. Допустим, если вы реально завидуете и поделитесь этим в обществе вайшнавов или даже в обществе карми, то людям будет неприятно. Вы их глазами увидите ситуацию. «Фу на тебя», – они скажут. И ты думаешь: «Фу на меня. Правда, как нехорошо». Но какие-то истинные чувства или какие-то серьёзные ощущения лучше не открывать всем подряд. Они могут быть осквернены и тогда покинут наше сердце. Да, очень важный аспект.
Мы видим хороший урок: [Рукмини] открывает сердце вайшнаву, брахману. Она пишет послание и доверяет ему. Мы видим, что она не открывает его шудре, вайшье, кшатрию. [Рукмини] открывает это брахману, более того, вайшнаву. Это очень важный аспект! Потому что Кришна очень дорог вайшнаву, и вайшнав, как говорит Шрила Прабхупада, это тот, кто никому не завидует.
00:19:06 Если мы открываем какие-то чувства другому живому существу, то другое живое существо обязательно, никуда вы от этого не денетесь, сравнивает свои чувства с чувством того, кто ему открывает сердце. Заметили?! Человек говорит: «Я такое испытываю…». А человек думает: «А я нет! Я на его фоне урод. Нет! На самом деле он урод, и ничего такого он не чувствует». И начинаются всякие мысли нехорошие, что говорит о том, что мы пока не вайшнавы. Но она [Рукмини] играет роль. Есть внешний урок этой лилы, и есть внутренний. Понятно, что это внутренняя энергия Господа, сама Шримати Радхарани, воплощённая Богиня процветания Рукмини Деви.
00:19:56 Но, тем не менее, если смотреть на урок с нашей точки зрения, все эти внешние вещи для нас очень важны. Мы понимаем, что даже для того, чтобы наладить диалог с Богом, нужен посредник. И посредник нужен квалифицированный. Этот посредник не подавляет нашу волю, но оптимизирует. Как мы уже говорили, гуру не подавляет чувства, не ограничивает какую-то нашу свободу, но оптимизирует и направляет нас в том направлении, где быстрей проявятся наши искренние духовные желания. В этом принцип! Если мы боимся духовного учителя, боимся открывать ему сердце, это говорит о том, что мы не понимаем положение духовного учителя, сравнивая его действия с обычным человеком, который обладает завистью.
Качества духовного роста
Умиротворение — плод нашей духовной деятельности
00:20:48 Итак, письмо попадает Кришне! Брахман приходит во дворец, и там есть одно качество, которое Кришна говорит этому брахману, оно называется умиротворение. Одно из самых главных качеств, можно сказать. Наличие других качеств проверяется присутствием этого качества. Истинное знание должно приводить к умиротворению! Мне письмо одно пришло интересное, и там матушка, женщина своему человеку, с которым она хочет построить отношения, говорит: «Вот для него ценность – некое развитие себя, как личности». Ну, неплохо! Каждый мужчина должен развиться как личность. Она говорит: «Я посмотрела на него: он хочет развиться интеллектуально. А мне предстоит родить ребёнка. Это сюсюканье, пелёнки, распашонки! Что-то я не хочу теперь рожать, ибо я буду на его фоне проигрывать». Вот эта лила с брахманом как раз говорит о том, что развитие себя, как личности, подразумевает обретение неких качеств. Человек может развиваться интеллектуально, менеджерально, административно расти, делать карьеру, а в сердце будет расти ззависть, гордыня, эгоизм, и толку от этого интеллектуального развития будет никакого. Тогда как женщина-мать будет развивать качества жертвенности, нежности, сострадания, терпимости. И, может быть, этому интеллектуалу потом годами нужно омывать ей стопы, чтобы хоть одно качество из тех, которые у его жены появятся благодаря ребёнку, в нём проснулось.
00:22:50 В конечном счёте, развитие на уровне интеллекта не имеет никакой ценности, если нет качеств. Почему? Потому, что качества позволяют вступить в качественные отношения, а качественные отношения есть источник счастья. Счастье невозможно вне отношений, оно и проявляется через отношения. И умиротворение, которое она наблюдала, и о котором Кришна сразу говорит брахману: «Удовлетворён ли ты, занимаясь своей деятельностью духовной?» Он его спрашивает, показывая ему, что наиболее ценно, и каков должен быть плод деятельности. Итак, плод нашей духовной деятельности – это умиротворение. Это означает, что независимо от ситуации, в какую мы попадаем, мы способны продолжать духовную практику.
Страх — это Божий дар
00:23:48 Может ли у нас быть стресс? Может! Да, как я уже говорил, вначале всё кажется очень противоречивым, кажется, что я куда-то не туда веду. Что страх – это Божий дар. Очень часто говорят, что, если вайшнав испытывает страх, значит, он атеист и ещё не вайшнав. Но когда мы зажигаем плиту, то отводим руки под действием страха. Мы же это понимаем. Страх – это как нож, некий инструмент для деятельности, некое качество, которое позволяет нам, например, защищать себя. Вы знаете, что есть люди, которые не испытывают боль. Что-то там нарушается, человек может порезаться – идёт кровь, а он не видит, не чувствует. Для чего сделаны вот эти нервные окончания? Мы испытываем боль для того, чтобы мы могли узнать о ране и остановить кровь. Если боль проявляется, и мы не бежим сразу пенталгин пить, как ненормальные, то, скорее всего, надо задуматься: «А почему у меня болит?» – это хороший сигнал для того, чтобы пройти обследование, и так далее.
00:24:58 Страх — это тоже своего рода защитная реакция на определённые вещи. Например, страх ещё одного рождения. Отлично! Божий дар! Поэтому, если мы имитируем, находясь на начальной стадии: «Я ничего не боюсь. Кришна всегда со мной!» Ну, и Кришна проверит обязательно, как мы не боимся. Когда чистый преданный ощущает Кришну постоянно, и то у чистого преданного есть страх. Страх потерять возможность преданного служения. Это единственное, о чём чистый преданный молит Кришну. Итак, видите, страх – не такая плохая штука, если правильно используется. Божий дар, в конечном счёте. А умиротворение означает шраддха, основанная на шастрах, так или иначе.
00:25:53 бхоктарам йаджнна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухр̣дамм сарва-бхутанам
джнатва мам шантим р̣ччхати
БГ.5.29
Шанти приходит благодаря знанию о том, что Бог сухр̣дамм сарва-бхутанам – лучший друг живых существ. Никуда не денешься! Если мы это понимаем, то в момент испытания может быть стресс. Ум может возбудиться, забеспокоиться, вата доша выбьется, но человек способен продолжать действовать на уровне разума. В этом смысле – умиротворение! А не то, что, когда пилят руку, а живое существо испытывает экстаз. Нет! Но оно не испытывает адской паники, которое испытывает обычное живое существо, которое не способно понять зачем, как и что с ним происходит. От этого жуткий стресс! Этот стресс очень сильно опасен.
00:26:47 Когда вдруг узнаём о какой-то ситуации, которую мы явно не ожидали, мы попадаем в некую такую тяжёлую ситуацию, где нам надо обязательно иметь кого-то рядом с нами. Кого-то хладнокровного, кто скажет: «Нормально, не ты первый, не ты последний, так случается. Давай посмотрим, какой план Кришны. Кришна – лучший друг, он тебя не забудет». И это позволяет нам, как раз, увидеть план Кришны. И, естественно, Рукмини доверяет той личности, кто умиротворён, кто сможет без искажений донести то послание, которое она хотела. Мы встречаемся иногда с непониманием поведения духовного учителя: «А зачем он так сказал, а почему он так сказал, разве он так считает? Вот я не понимаю! Мне одно говорит, другим другое». Потому что у нас есть некая корысть в отношении с детьми, мы привязаны, и нам сразу хочется, чтобы нашу правду приняли. И [поскольку] мы не удовлетворены и не умиротворены, мы только, наломаем дров. Поэтому очень трудно воспитывать нам детей из-за нашей привязанности, трудно налаживать отношения в семье из-за привязанности. Урок этой лилы в том, чтобы подобно Рукмини, в таких случаях, обращаться к умиротворённой личности, которая сможет объективно помочь, с точки зрения абсолютной истины решить конфликт.
Принципы вдохновения мужчин
00:28:29 И следующим уроком был разбор письма. Наиболее важное, на что я хотел бы обратить внимание, это на форму написания этого письма, и на то, как Рукмини излагает своё послание. Признаётся в любви Кришне, и в первый момент нам становится немножко непонятно. [В письме] такое конкретное требование выставляется, и в первый момент создаётся впечатление, что Рукмини нарушает три главных принципа, которые не приемлет ни один мужчина.
Первый принцип: мужчина по природе хочет, чтобы его любили, какой он есть
00:29:11 Мужчины меня в Москве очень поддержали на эту тему. Женщины расстроились. Спасли Рукмини деви и Кришна потому, что не от себя говорю. Мужчина по природе хочет, чтобы его любили, какой он есть. Объясню в чём разница между женщиной и мужчиной. Мужчина тоже должен выбирать партнёра по функционалу, но женщина всегда выбирает по функционалу. Редкая, глупая женщина выберет мужчину за ресницы. Ну может, но, если она видит, что он сильный – это функционал. Он сильный! Если он умный – это функционал, если он высокий – коробки высоко сможет положить, полку повесить, всё равно функционал. Деньги зарабатывает – функционал. И поэтому у мужчины такая сложная дилемма: он понимает, что его выбирают за функционал, а ему хочется, чтобы его любили. Поэтому женщина, понимая, что она выбирает на функционале, должна всё равно ему показать: «Я тебя приму и таким, какой ты есть, даже без функционала».
00:30:19 Это, конечно, не совсем так. Никто, дорогие прабху, вас не примет без функционала. Но все равно приятно. Хотя бы скажут: «Так мне твоя походка нравится! Как же ты идёшь, как на тебе рубашка сидит, как же ты лекцию дал--! Просто гордилась сегодня тобой. Коробки, конечно, убери, лакшми положи, кран почини или найди [того], кто починит. Но как же я тобой горжусь». Это «горжусь» мужчине очень важно. Рукмини прославляет Кришну и дальше показывает, что она не на сантиментах его любит. А она, как Шрила Прабхупада здесь говорит, прошла предварительное изучение и поняла, что Он достоин любви. Она об этом Кришне говорит: «Моё чувство к Тебе не имеет никаких охов-ахов. Оно конкретно построено на фактах Твоей Личности, Ты – Бхагаван, Ты лучший из всех. И извини, я не такая дура, чтобы какому-то шакалу достаться. То, что должно достаться льву, не должно достаться шакалу». Здесь намёк на Шишупалу. И эта вера вдохновляет любого мужчину. Это первый принцип.
Второй принцип: он нужен
00:31:56 Второй принцип излагает Рукмини в письме, когда говорит Кришне, что Он ей очень нужен. Так устроен мир, такова природа мужчины, что помимо своих желаний он вдохновляется, если его принимают таким, каков он есть. Второй принцип: он нужен. И об этом женщина должна объявлять, говорить, но ничего не требовать. Есть один очень важный аспект. Два способа женщины получить от мужчины то, что ей надо. Два способа пытаться получить, а положительный результат только в одном. Но пытаются двумя способами. Первый, который никогда не использует Рукмини и все приближенные к Кришне в этой расе: Рукмини никогда не считает, что она имеет право. Она рассчитывает на милость. Что происходит, если женщина становится в позу и принимает форму вазы, когда мужчина приходит домой, и говорит ему: «И что? И где? Ты же обещал, ты должен. И когда это прекратится?» Эта форма вазы запоминается мужчиной, она убивает в нём эмоцию. Мужчина переходит на разум, эмоция у мужчины погибает. У мужчины может работать только одно полушарие. Или он видит женщину эмоционально, или он видит её рационально, вторым полушарием. Убив эмоцию, она как бы раздевается перед ним.
00:33:36 И он смотрит на неё трезвым взглядом: «Ну, и нос у тебя! Господи, а что-чёлку-то подстригла?» Всё, поехали! «Ой, а ноги-то, оказывается, кривые». И понеслось. «Это я кого, вообще, выбрал? А ты, вообще, когда мылась в последний раз? Что за духи у тебя?» Начинается куча вещей, которые мужчина... Да, а как иначе? Рационально он функционал в этот момент. Эту форму вазы он видит во всей красе: с перекошенным лицом, с громким визгливым голосом. Бедные женщины! Они обязательно проигрывают в этой ситуации, и последствия будут тяжёлыми. Второй способ — это понять, что ты нуждаешься в нем. Но так как ты нуждаешься, нужна милость: «Ну, может, ты всё-таки мне поможешь, мне так трудно. Пойми меня, мне так трудно».
00:34:31 «Я понимаю, что тебе ещё трудней. Ещё и мои проблемы решать, но, может, как-то найдёшь для меня пять секунд из двадцати четырёх часов?» Вдохновляет в первую очередь на нужность, а не на право. «Право! Это ты имеешь право? Я твоя жена! Где деньги? Ты почему поздно пришёл? Я тебе уже шесть раз говорила: делай это». Это право: «Вот идиот! Влип на обязанности». Другое дело, когда женщина не претендует, но очень просит. Потому что она отдалась этой личности: «Я же тебе доверилась, я не знаю, как быть без тебя! Ты мне очень нужен, я не справлюсь. Ой, что ж мне делать-то? Чем я могу тебе помочь послужить? Как сделать? Прости, надо поговорить». Делается естественно, и когда покушал уже, и за ушком поцеловала, когда мужчина расслаблен и спокоен.
00:35:50 Рукмини показывает Кришне, что он ей нужен. А дальше уже идёт третий пункт, о котором я сейчас скажу, и, кажется, что Рукмини его нарушает, когда брахман не приезжает. Потому что она говорит: «Ты можешь меня украсть так-то таким-то способом, чтобы моих родственников не убить». Она буквально им командует, диктует, как ему поступить. Она такая кшатрийка, дипломат, политик. Она сразу предлагает хорошее решение, чтобы другие не сильно пострадали. У неё вот это есть: и её видение, и логика, и понятие, как что сделать. Ей ведомо, как она будет вести и куда она пойдёт: «Когда я пойду в этот храм, там будет лучшее место. Там лучше, потому что в покоях несколько ступеней охраны. Если ты пойдёшь за мной в покои, то тебе придётся убивать этих людей. Они же будут исполнять свой долг, охранять меня. Они же не виноваты, они невинные души, слуги хорошие, нормальные. Как-то нехорошо, Кришна…»
00:36:55 «А там все обалдеют от твоей наглости. И пока они замрут в шоке, ты красиво возьмёшь меня за талию, пересадишь в свою колесницу, и все, в том числе мой брат Рукми, поймут, что бесполезно было козни строить с родной сестрой. Я кшатрийка, и я знаю, что мне делать. Вот тебе!» Это тоже одна из лил. Задали вопрос: «Как это так? Она просит Кришну совершить обряд, положенный для ракшасов. Что это такое? Эта благородная царевна просит Кришну поступить как ракшасы поступают — украсть её. И здесь как раз задействуется кшатрийская бхава: несмотря на то, что она подчиняется брату, но с кшатрийскими женщинами лучше не связываться. Вообще с женщинами лучше не связываться. Каплю дерьма выльешь — жди бочку обратно. Бочку. Тебя зальют им и утопят. И она это доказывает. Она строит план, чтобы Рукми, брату её старшему, мало не показалась: «Ах, ты самый умный, тут решаешь! Великий контролёр, даже отца контролируешь? Ну, посмотрим». У неё есть план. Этот план, очевидно, унижает всех этих завистников. Она не просто не хочет за Шишупалу: её унижает, ей не нравится, что брат подавляет её свободу, и она выбирает такой способ. И как мы видим дальше, у них будет конкретный шок от наглости Кришны.
00:38:37 Так и описывается в Бхагаватам, что Кришна, не торопясь, всё это сделал. Это максимальное унижение, которое можно дать. На глазах у всех как лев просто вошёл и взял. Они там все обалдели со всеми своими армиями, со всем просто. Такая наглость! Я вам скажу, что понимаю, о чём идёт речь. Однажды я продавал свою квартиру и покупал другую, в которой все программы были. Мы ехали с покупателями в машине, и я проповедовал, проповедовал, проповедовал, проповедовал. И на Садовом кольце есть место, где сбоку шесть рядов в обе стороны на подъезде к Лермонтовской/ Красные ворота. Подъезжая к площади трёх вокзалов, есть выезд. И загорается красный свет — все машины должны остановиться, и весь этот огромный поток выезжает сбоку. А я запроповедовался и как ехал, так и еду, красный не вижу. Я поехал, и в это время, когда я поехал, на огромной скорости шесть рядов машин мне в бок несутся. Можете себе представить, что со мной было? Все, кто был в машине, закричали кто чего, а я: «Кришна!!!» — И руль в сторону на девяносто градусов.
00:40:05 Они все тормозят и поворачивают. Я вижу, что я еду в огромный белый форд Виктория, милицейский, просто еду ему в бочину. На глазах у меня эти толстые гаишники — кто куда из этой машины. Такие шустрые прыткие ребята удалились ползком на четвереньках, как тараканы, из этой машины. Я остановился в сантиметрах от дверей. Они все повылезали, и, как эти Шишупалы, Рукми, просто замерли от наглости: «Что вытворяет человек на дороге?!" Меня так клинонуло со страху, что я сдал назад, развернулся и поехал. В машине у всех столбняк. И у меня тоже столбняк, я еду. Я не понимаю, что будет. Надо было видеть такое унижение: они вылезали из машины на четвереньках бегом с гласом «Атас!» и с матом. И вот там дальше к площади трёх вокзалов будочка была. И из этой будки охранник слезает с автоматом. Меня взяли, скрутили руки под русский жаргон: «Ты попал».
00:41:32 А меня заклинило, я говорю: «А что случилось-то?» Слава Богу, это девяностые были, а не двухтысячные, тогда всё полегче было. Мне просто объяснили крепким русским языком, что случилось. А меня как заклинило, я говорю: «Так всё ж нормально, никого не помяли». А он говорит: «Никого не помяли? Иди туда, беги сам, я даже туда с тобой не пойду». И так берет на рации и нажимает кнопку приёма. А оттуда: «Скрутить, убить!» Там такой крик из машины. И он докладывает: «Поймали, он к вам идёт». Я только подхожу, и там совершенно нереальный мат в мою сторону. Люди были реально унижены. Я же никого не задавил. Слава Богу, обошлось. Но сам факт, что они ползали перед этой машиной по асфальту на глазах у всех на четвереньках, они не могли принять. Все стоят, просто за автоматы свои, пистолеты держатся. А один кричит: «Ты понимаешь, что ты сделал? Тебя убить мало, мы тебя будем медленно убивать, постепенно, всю оставшуюся жизнь. Ты не будешь ездить на машине, машину твою взорвём, тебя покалечим, детей расстреляем, жену повесим». Всё в таком духе.
00:42:53 И тут они видят у меня тилаку. Он говорит: «Ах, ты ещё и кришнаит». Такое унижение для людей очень тяжело. Я сейчас очень хорошо понимаю, что Рукмини сделала. Вместо того, чтобы нападать на Кришну, они от наглости, от шока просто оторопели, и в этом был её план. И Кришна как Бхагаван, находясь в её сердце, понял её экстаз. Он понял, что она хочет. В этом и сила любви Кришны. Он сделал именно так, как она хотела, удовлетворил её. Удовлетворил её чувства. Честь Ему и хвала. Вот мы до того дошли на той лекции. Пойдём дальше.
Третий принцип: мужчина хочет оставаться свободным
00:43:50 А третий принцип заключается в том, что мужчина хочет оставаться свободным. Мир устроен так, что женщина в семье наслаждающаяся, а не мужчина. В этом наша беда, прабхуджи. Иллюзорная энергия делает вид, что мы наслаждающиеся, но нормальная женщина понимает, что шастры не ошибаются. По шастрам женщина — наслаждающаяся. Чтобы мужчина нёс бремя ишачества, удовлетворения женщины, она всё время должна ему говорить: «Ну, ты ж свободен, я от тебя завишу». И тогда хотя бы это греет эго: «Мы свободны». Такая морковка перед носом. Но если ещё эту морковку отнимают, тогда уже шансов нет. Мужчина буквально цепенеет, у него уходит милосердие, и он может быть очень жёстким. И тогда уже женщина натыкается на то, с чем она никогда не сталкивалась: с грубостью, с резкостью, с нетерпимостью со стороны мужчины. И самое главное, что она теряет эмоционально-позитивное отношение к себе. Как угодно, но на свободу не посягайте. «Я сказала, ты так сделаешь!» — вот это смертельная фраза, — «По-другому не будет. Всё!».
00:45:33 Мужчина-то и не хотел ничего делать, но, когда по-другому не будет: «Ах, не будет?! Теперь будет». До этого даже плана такого не было. До этого переживал, что у неё не получается послужить: «А теперь и служить не буду. Говоришь, никогда тебе не помогал? Всё! Записано!» Смотрите, в письме она на это не указывает. Но дальше Кришна проверяет. Чем сильна лила, что она совершенна? Значит, что происходит? Рукмини покидает дворец. Она идёт со всем этим свадебным эскортам в этот храм. Я не помню, как эту звали. Только не Дургу, как-то её по-другому. Это Дурга, но только у неё другое имя на «К» как-то там. Катияни, да! Всё правильно. И, соответственно, она уже и помылась, и оделась, уже всё, её украсили. Она всё ждёт: «Ну где же Кришна?!». Она выходит. Идёт целая процессия. Она никак не может увидеть. Она же не знает, что всё-таки Кришна выполнит эту её просьбу и украдёт её именно там.
00:46:59 Поэтому она всё ждёт известия: где брахман, в первую очередь, где брахман. Он должен прийти и рассказать, каков план. И вот здесь Кришна даёт ей шанс проявить это совершенство, понимание Кришны.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Царевна Рукмини думала: «Увы, когда закончится ночь, состоится моя свадьба! Удача отвернулась от меня. Лотосоокий Кришна не приехал, и я не знаю почему. И мой посланник брахман до сих пор не вернулся. Быть может безупречный Господь, который вначале намеревался прибыть сюда, нашёл во мне нечто, достойное презрения и потому не приехал взять меня в жёны».
Качества женщины, которая будет брошена
00:47:52 [Михаил Юрьевич]: Она говорит, что Он безупречен. Она продолжает считать Его безупречным и не выставляет ему претензий, как обычно делают обычные мирские женщины. Только после серьёзного общения с прабху женщине объясняют, что она не безупречна. А до этого мужчина плохой, а она безупречна. Есть три качества у женщины, которая обязательно будет брошена: внешне, формально или внутренне. Всё время плохо всё, всё плохо. Такая скряга, зануда. Всё у неё не так, весь мир плохой, все плохие. Второе: муж плохой, не такой, всегда плохой, не такой. И третье: когда она не любит саму себя. Когда она: «Я не могу, у меня ничего не получается, я лентяйка, я старая, я никакая». Всё, все три — это нытьё. Первое — это она ноет на весь мир. Второе — она ноет на мужа, но она не ноет, а требует. Она такая всё время им недовольна, недовольна всё время — его с кем-то сравнивает. И третье, по большому счёту она недовольна собой. Наличие одного из этих трёх качеств сводит на нет.
Похищение Рукмини Кришной
00:49:11 Мужчина может и останется из-за детей, из-за ситуации. По-разному же может быть, но внутри он уже не с ней. Внутри он начнёт искать некое другое прибежище. И здесь опять, смотрите.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Может быть безупречный Господь, который вначале намеревался прибыть сюда, нашёл во мне нечто, недостойное презрения.
[Михаил Юрьевич]: Если она обвиняет, то только себя. Его свобода непоколебима.
[Михаил Юрьевич читает текст]: «Я очень неудачлива, — она говорит, — ибо ни Творец, ни Великий Господь Шива не проявляют ко мне благосклонности. Или же от меня отвернулась супруга Шивы, Деви, которую также называют Гаури, Рудрани, Гириджа и Сати». Размышляя так, юная девушка, умом которой завладел Кришна, закрыла свои глаза, поняв, что время всё-таки ещё есть.
Размышления Рукмини
00:50:03 [Михаил Юрьевич]: И дальше, я сейчас не буду искать этот текст, она скажет, что даже если я не достойна Кришны, я готова из жизни в жизнь совершать суровые епитимии. Она даже это в письме, по-моему, напишет. Здесь Кришна её проверяет — бла-бла-бла было или реально. Она в письме напишет, что Кришна не напрягайся, если я не подхожу, я буду совершать суровые [епитимии]. Я не откажусь от тебя. Мой выбор окончательный, обжалованию не подлежит. Но я готова совершать епитимьи, пока не достигну, не разовью таких качеств, когда отношения со мной начнут тебя вдохновлять. Вдохновлять! Не больше, не меньше. Очень серьёзно. Серьёзная тема.
00:51:00 Дальше, как раз в этот самый момент, когда она так думала, у неё начало подёргиваться левое бедро, левая часть тела. Когда у женщины подёргивается, а у мужчины правое — говорит о благоприятных знаках.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Как раз в этот самый момент, когда у неё начались эти подёргивания, чистый из учёных брахманов, исполняя волю Шри Кришны, появился во внутренних покоях, чтобы встретиться с божественной царевной Рукмини. Увидев светящееся от радости лицо брахмана и его спокойные движения, целомудренная Рукмини, которая отлично разбиралась в людях, с невинной улыбкой стала расспрашивать его.
[Михаил Юрьевич]: «С невинной улыбкой», то есть она всё равно скрывает свою привязанность. Невинная улыбка: «Ну скажи, я так, ну просто». Она волнение скрывает, то, что это уже совсем интимное, и она не хочет это выдавать.
Въезд Кришны в город
00:52:09 [Михаил Юрьевич читает текст]: Узнав, что Кришна уже в городе, царевна Вайдарбхи возликовала. Не найдя под рукой ничего, чем можно было бы отблагодарить брахмана, она просто поклонилась ему.
[Михаил Юрьевич]: Мы знаем, что в эту же провинцию сначала поехал Кришна на четвёрке потрясающих лошадей: один зелёной масти, другой иссиня-чёрный, по-моему, одна белая. Я не помню уже, я тоже читал это. Один золотой, да! Он усадил брахмана с собой, и они с огромной скоростью нереальной, непонятно как, но с точки зрения мирской логики они достигли окрестности там, где эта свадьба должна была проходить. Но ещё более не понятно, что на утро Баларамаджи узнал, что Кришна стартовал и со всем войском вышел в том же направлении. А вот как они достигли с небольшим опозданием пешими, и воины, и вся эта огромная армия, я думаю, трансцендентным образом. И потом Вишванатха Чакраварти Тхакур позднее в истории с Бухулашвы открывает секрет, каким образом перемещалось войско Кришны и весь кортеж, что обычное живое существо даже бы не увидело это. С такой скоростью перемещалось всё войско Кришны.
00:53:52 И только милостью Кришны, его преданные, горожане, кто встречал Кришну по пути, были способны увидеть. Это была особая милость Кришны. Он проливал так, что эти живые существа, остальные, могли видеть весь этот кортеж, всю эту армию, всех 16108 жён, всю грандиозную процессию, они могли её наблюдать. Потому что обычные, если бы мы, у нас было бы так: «Вшик! Что-то тут шикнуло?» Больше бы мы ничего не увидели. С такой скоростью всё это перемещалось.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Щедрый царь Бхишмака разместил Кришну и Балараму со всеми удобствами, а также позаботился об их армии и свите, проявив надлежащее гостеприимство.
[Михаил Юрьевич]: Мы помним, что отец Бхишмака был бхакта Кришны, но был сакама-бхакта, не чистый преданный. И, таким образом, привязанность к сыну пересилила любовь к Кришне, и он попал под влияние Рукми, старшего брата Рукмини. Не смог отказать брату и поэтому несмотря на то, что он относился к Кришне и Балараме возвышенно, согласно Чайтанье-чаритамрите, Ади-Лила, глава восьмая, проявил демонические качества.
00:55:26 Мы знаем, что и Джарасандха и Шишупала и все эти великие цари совершали ведические ритуалы, но они не признавали Кришну. И, соответственно, несмотря на следование Ведам, если не следуют принципам бхакти, то есть не признают Кришну Верховной Личностью Бога, то это всего лишь демоническое умонастроение. Необходимо это помнить. В основе любой нашей деятельности должно быть бхакти — принцип поклонения Кришне.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Бхишмака представил царям, собравшимся на свадьбу всё, что они желали, выразив им почтение, которое соответствовало их могуществу, возрасту, физической силе и богатству.
[Михаил Юрьевич]: Мы видим пример высочайшей культуры. Опросить всех царей не было возможным. У него были соответствующие подчинённые. Менеджмент был построен определённым образом, сводящих информации к определённым функциональным лидерам. Для царя было достаточно сказать: «Всё сделать, ты понимаешь, как», — своему главному ответственному за приём гостей. «Ты понимаешь, как!» И пошёл. Десятерым другим собрание: «Вы поняли, да? Вы за этот уровень! А вы за этот уровень! Всё понятно! Сделать, как надо!» Те, соответственно, своим двумстам человекам побежали туда, эти туда. Всё, бах, трах-тибидох!
00:57:04 Двести тысяч людей там одновременно действуют: выносят из казны, заносят, дают, раздают всё, чтобы там вплоть до вайшьи, до шудр, всё. Менеджмент колоссального масштаба, невозможно представить! Просто в принципе невозможно представить, как это всё осуществлялось. Хотя мы понимаем, что это как ИСККОН развивается, тоже невозможно представить. Так что немножко нам можно представить: «Как?» — «А вот так!» — «А неувязка!» — «А нам по барабану». Примерно так преданные видят всё деяние Шрилы Прабхупады: «А как это?» — «А вот так!»
Есть важные по бхаве моменты.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Рукмини молча шла поклониться лотосным стопам богини Бхавани, сопровождаемая своими матерями и подругами, а также отважными воинами царя, которые охраняли её, держа наготове оружие. Она была полностью погружена в размышление о лотосных стопах Кришны. Всё это время звучали мриданги, раковины, панавы, рожки, литавры. За невестой следовали тысячи придворных с богатыми подношениями и подарками, а также наряженные жёны брахманов, которые пели и возносили молитвы.
[Михаил Юрьевич]: Это совершенно непонятно, если не быть в Джаганнатха Пури на Ратха Ятре. Там одновременно происходит такое количество действий!
00:58:47 Прямо буквально на площади одни группы поют одни мантры, тут же рядом преданные танцуют киртан, тут же рядом гаудия-матх ещё киртан, тут ещё кто-то. А перед Божествами циркачи кидаются этим огнём, кувшинами с огнём, вообще, нереально! При этом, когда я был, Анурадха Паудвал стояла на подиуме и цитировала ведические гимны из такой огромной книги. И это всё одновременно. И одновременно вдруг колесница тронулась. И как она могла тронуться? Как это в таком шуме? Как вообще сигнал подали? Но она тронулась. И всё это вовремя выносилось. И тут царь Пури пришёл, и куда-то все заходят, какие-то подарки заносят и всё это параллельно делается. Менеджмент нереальный! И двести этих Пандавов бьют такими палками в такие железные штуки: дан-дун-дун-дан! И все вместе попадают. И при этом в этом грохоте кто-то что-то понимает, чего делать. И полиция взаимодействует. И смотришь на это и понимаешь: «Ду-хов-ный мир!».
Молитва Рукмини
00:59:46 Поэтому я каждого преданного просто благословляю и умоляю вас, просто съездите на настоящую Ратха Ятру. Это надо видеть! Ничего подобного в мире вы не увидите никогда нигде! Такой уровень организации. Все олимпиады отдыхают. Только так мы можем понять, что жёны браманов идут, поют.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Они несли богине гирлянды, ароматические масла, ткани, драгоценности. Следом шли профессиональные певцы, музыканты, сказители, летописцы, глашатаи.
[Михаил Юрьевич]: И все одновременно глашатали, вещали, пели, и всё это каким-то образом управлялось, все куда-то шли и не забыли, куда идут.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Прибыв к храму богини, Рукмини омыла свои стопы и ладони, а затем отпила воды для очищения. Освещённая и умиротворённая, она предстала перед Амбикой. Пожилые жены брахманов, искушённые в ритуалах, направляли юную Рукмини в поклонении Бхавани, [Шри Шри Гауранга Нитьянанда ки Джай!] рядом с которой был её супруг, Господь Бхава. Царевна Рукмини молилась: «О мать Амбика, супруга Господа Шивы, я вновь и вновь склоняюсь перед тобой и твоими детьми. Пусть же Господь Кришна станет моим мужем. Умоляю тебя, устрой это!» Рукмини поклонялась богине, предлагая ей воду, ароматические масла, цельные зерна, благовония, ткани, гирлянды, ожерелья, драгоценности, светильники со множеством фитилей и другие предписанные подношения и подарки.
01:01:29 [Михаил Юрьевич]: Невозможно представить размеры храма. Я думаю, размер храма больше ледового дворца по ширине внутреннего помещения. Размеры ведических храмов невозможно представить. Как арки были сделаны, как колоны поддержания, освещение. Масштаб цивилизации безграничный. Мы не можем близко своим мышиным опытом – мы в норках живём, в ульях – представить такие масштабы. Почему я так говорю? «Жёны брахманов одновременно…». Одновременно! Одно подношение Рукмини было не счесть: какое количество жрецов должны были принимать, предлагать, подносить. Какой поток шёл всего. Одновременно жёны брахманов. Какое их количество? Должны были быть ворота и сколько различных ворот. И как всё менеджериально было устроено. Одновременно.
01:02:41 [Михаил Юрьевич читает текст]: Жены брахманов подносили богине такие же дары, а также солёные блюда, пирожки, приготовленные орехи бетеля, священные шнуры, фрукты и сок сахарного тростника. Женщины отдали невесте остатки подношений и благословили её.
[Михаил Юрьевич]: Обмен, тут же это предлагалось, махапрасад подносился.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Она же в ответ поклонилась им и богине Амбике, а затем приняла эти остатки как прасад. Затем царевна прервала свой обет молчания и вышла из храма Амбики, держась рукой, на которой красовалось драгоценное кольцо, за руку своей служанки.
[Михаил Юрьевич]: Теперь самый нектар.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Рукмини была обворожительна, словно иллюзорная энергия Господа, которая пленяет даже самых стойких и неприступных.
Очарование Рукмини
01:03:39 [Михаил Юрьевич]: Очень точное сравнение. Есть связь тонких элементов и грубых элементов. Тонкое вожделение сравнивается с огнём, и оно имеет отношение к огню. Мы знаем, когда нас жжёт вожделение, мы испытываем огонь внутри. Даже печень определённым образом начинает функционировать, сердце очень сильно биться, и мы начинаем задыхаться, потоки воздуха в теле нарушаются. Видя необычную красоту, испытывая вожделение, мы горим, буквально тело горит. Так действует иллюзорная энергия, и мы не можем отвести взгляд, нас парализует. Не знаю, как у женщин, но в мужских телах, меня понимают прабху. Просто смотришь и говоришь: «Что ты смотришь? Это же майя, майя, майя!» Как будто глаза привязаны за нитки к объекту вожделения. За нитки привязаны, и тело не способно повернуться. Жуткая, неприятная история. Есть некое ощущение, что ты болен, ощущение болезненности. Оно сравнивается с горьким и сладким вкусом одновременно.
01:05:12 Сладко смотреть и горько ощущать свою беспомощность. Эта беспомощность, которая возникает у мужчины от вожделения, она горька. Мужчина в этот момент теряет самообладание, теряет свободу. Ему очень горько и при этом сладко. Горькое и сладкое одновременно в переводе, если мужчина вырывается из этого состояния: «Харе Кришна!!!», — то он чувствует себя идиотом. Когда человек выходит из этого состояния, мужчина, я могу только за мужчин говорить, то ощущение собственного идиотизма очень сильное. Думаешь: «Вот идиот. Господи, когда же кончится весь этот кошмар?».
[Михаил Юрьевич читает текст]: Рукмини была обворожительна, словно иллюзорная энергия Господа, которая пленяет даже самых стойких и неприступных.
[Михаил Юрьевич]: Вот иллюзорная энергия.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Цари не могли оторвать глаз от её девичьей красоты.
[Михаил Юрьевич]: Вот это состояние.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Её тонкой талии и очаровательного лица, украшенного серьгами. Бедра её были перехвачены поясом, усыпанным драгоценными камнями, груди напоминали нежные бутоны, а глаза, казалось, были напуганы её непослушными локонами. Она нежно улыбалась, и её зубы, похожие на бутоны жасмина, отражали сияние её алых, как плод бимба, губ. Она шла плавно, как лебедь, и блеск звонких ножных колокольчиков, ложась на её стопы, делал её ещё красивее.
01:06:59 [Михаил Юрьевич]:Ну здесь секрет – это целая наука. Походка: её учили, и она была от природы. Походка шудрани-женщины отличается от походки вайши, кшатрийки и брамана. Есть разная походка: природная, которую корректировали в зависимости от варны. По походке можно определить, если бы мы владели этой культурой, насколько груба женщина или мягка. Просто по походке, не надо даже с ней говорить. Иногда противники ведической культуры говорят: «Как можно выдать женщину за мужчину или мужчину за женщину, если они близко не пообщались интимно? Как?» Зачем, по походке всё видно, по глазам. Сразу понятно, что будет, когда твои волосы будут теребить на голове. Просто по походке, не надо, совсем не обязательно вступать в близкие отношения. Можно её голос послушать, немножко спровоцировать на какую-то тему. По вибрациям всё понятно, и можно успеть убежать.
Влияние звука на сознание
01:08:31 [Михаил Юрьевич читает текст]: Она шла плавно, как лебедь, и блеск звонких ножных колокольчиков, ложась на её стопы, делал её ещё красивее.
[Михаил Юрьевич]: Этот звон — это определённый ритм. В танце раса музыкальные ритмические колокольчики на теле не просто хаотично звучали. Каждая Гопи исполняла определённый рисунок ногами, руками, и это целая полифония ритмическая. Ритм, он завораживает. От звука мы цепенеем. Звук нас привлекает обратить внимание, но ритм создаёт базу для звука. Если мы поём киртан, и киртан валится ритмически, вы не сможете войти в экстаз. Нужна база, база — это ритм. Поэтому на киртане Аиндры бабы, если кто-то на караталах, типа меня, начинал играть, караталы летели прямо в лоб. Потому что, разрушив базу, невозможно слышать мелодию. В джазовой музыке, джазовая самая тонкая по ритму, серьёзная джазовая музыка тоньше даже классики.
01:09:59 Если говорить о российской классической музыке, особенно советской, там ритм в принципе отсутствовал. Самая большая, как профессионал говорю, симфоническая музыка. Оперная музыка грешила отсутствием настоящего ритма. На профессиональном языке это называется грув — состояние чувства ритма. Вы можете заметить на киртанах, если киртания ритм сердца грувит, то это придаёт всем силы, всем кто рядом попадает в это состояние. Там можно находиться, если грув, этот ритм, катится, то мы просто не можем выйти из этого состояния. Мы в нём находимся, и отсюда, так как мы легко находимся в этом состоянии, идёт перетекание, очень легко петь, всё способствует.
Когда приезжал Ананта, так как мы с ним никогда не занимались этим в киртанах, то пару раз мы с ним выезжали, и валилось всё. Киртан валился, люди не привлекались, так как мы хотели, тогда мы решили порепетировать. Когда кросс был, мы на кроссе на Харинаму уходили, пели там четыре или пять часов, но мы с Анантой порепетировали. Как мы репетировали? Мы искали и определяли виды грувов, виды ритмических… я не знаю никакого другого…
01:11:32 [Из зала]: Рисунок.
[Михаил Юрьевич]: Рисунок? Это не рисунок, это некое состояние, оттяжки в ритме. Если вы запустите механический метроном, там никакого грува нет, бесполезная история. Грув — это определённое отставание, ускорение, определённая поддача определённого рисунка. Серьёзная вещь.
Ананта оказался очень талантливым человеком. Очень. У меня было впечатление, что он вообще этим не владеет, потому что он всё время «вылетал», не тот грув играл, на Гаурины мелодии. Мы ему сказали: «Не то». — «Как не то?». Я ему на гитаре это показывал, он поймал, и мы отрепетировали. В результате, люди, которые спортсмены, бежали мимо нас под киртан, в этом году попросили нас ещё петь киртан, потому что этот киртан давал им силы бежать. Вот что такое грув. Там мы «качали» так, просто пять часов. Главное, играть можно. Свело все руки-ноги, чисто профессионально у меня порваны связки от инструмента, и они начинают через два часа ныть. Я понял, что я умер. Через пять часов мы остановились, я понял: «А-а-а-а!!!». Но пока был грув, было это состояние, я даже и не знал, что оказывается плечо забыло, что оно есть. Вот что такое грув.
01:12:48 Рукмини шла определённым образом. Это песня. Она шла, как песня. Определённое движение. Шансов не было у этих всех царей. И это была некая подготовка. На самом деле, это было определённое шоу с её стороны. Сейчас мы это увидим, Шукадева Госвами об этом будет говорить.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Увидев её, собравшиеся герои были потрясены. Их сердца разрывало вожделение. Она широко улыбалась и застенчиво глядела по сторонам. Цари, оцепенев, выронили оружие и попадали со своих слонов, колесниц и лошадей на землю.
[Михаил Юрьевич]: Они может, и не упали впрямую, но их начало шатать, они начали держаться. Сидеть надо достойно, и вдруг ты теряешься, падаешь, сваливаешься, куда-то проваливаешься, запинаешься. Другие смотрят, что происходит – и сами туда же. Очень была красивая картина.
[Из зала]: Сногсшибательная.
Кришна похищает Рукмини
01:14:08 [Михаил Юрьевич]: Цари, оцепенев!
[Михаил Юрьевич читает текст]: Пользуясь удобным случаем, который предоставляло ей шествие, Рукмини демонстрировала свою красоту только ради Кришны. Она медленно переставляла лотосные венчики своих стоп, ожидая появления Верховного Господа. Кончиками пальцев левой руки, она убрала с лица несколько прядей волос, и краем глаза взглянула на царей, стоявших перед ней. В этот момент она увидела Кришну. И Господь на глазах у своих врагов схватил царевну, которой не терпелось оказаться на Его колеснице.
[Михаил Юрьевич]: Есть комментарий, прочтём. Ух, тут хороший комментарий.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Как пишет Шрила Джива Госвами, Рукмини боялась, что локоны, ниспадавшие на её лицо, могут помешать ей увидеть Кришну, которого она так ждала. Непреданные, или демоны, видя богатства Господа, впадают в заблуждение и решают, что Его энергии предназначены для удовлетворения их чувств. Однако Рукмини, воплощение внутренней энергии наслаждения Господа, предназначалась одному Господу. Чтобы разъяснить, какую женщину можно назвать шйама, Шила Вишванатха Чакраварти приводит следующий стих: «Если груди женщины очень упругие, а мужчины в её присутствии чувствуют тепло зимой и прохладу летом, такую женщину называют шйама».
01:15:56 [Михаил Юрьевич]: Итак, тепло зимой и прохладу летом. Есть женщины летом потные, то это не шьяма. И если она дрожит от холода зимой, а не излучает тепло, то это вата-конституция. Это говорит об очень интересной особенности, что все три доши у женщины уравновешены. Простым языком — обмен веществ правильно построен. Вот этот глянец кожи, ощущение этой кожи глянцевой, он способен, если прохлада есть на коже. А для этого должно быть определённое состояние сознания. Это определённое состояние сознания, которое, с одной стороны, вызвано высокими гунами с точки зрения сознания, но также и вызвано высокими гунами с точки зрения конституции. Понятно, что Рукмини обладала всем этим. Она просто была выше гун и выше всех этих дош. Но тем не менее, я даю некую ассоциацию. Женщина вата-конституции — это основная конституция для шудр. Женщина-шудра — она обычно худая, с торчащими рёбрами и, соответственно, всё будет наоборот: зимой она будет холодная, а летом она будет горячая. Вот оно, интересный момент. И, соответственно, поэтому мы видим, весь шоу-бизнес, вот эта история вся с показом мод — это женщины самой низкой [варны]. Они не могут привлекать.
01:17:58 Это такая чрезмерная худоба, торчащие рёбра, ноги с руку — это для вешалки нормально. А для шьямы, для того чтобы ощущать то, о чём здесь говорится — это не пройдёт. Мы видели на Пурушоттаму на Говардхане, там просто поток идёт, как на Красной площади. На Пурушоттаму вокруг Говардхана идёт просто непрерывный поток. Иногда такой лимузинчик как подъедет, и оттуда выйдет такая арийская семья. Под метр девяносто прабху с плечами, золотого цвета кожи, локоны. И за ним такая матаджи под метр семьдесят пять. И просто так опустишь глаза, берёшь чётки и пошёл. Думаешь: «Господи! О! Уф!». Оказывается, такие династии сохраняют ещё некую породистость. Правда, красота! Просто эстетически очень красиво. И дети такие красивые, благородные. И эта бархатная кожа, вот это всё — жарко, лето, но ты понимаешь, что от тела идёт прохлада, можно догадаться. Красота!
01:19:26 Далее Шрила Вишванатха Чакраварти отмечает, что прекрасная Рукмини — это проявление внутренней энергии. Потому непреданным не дано увидеть её. На самом деле доблестные цари, которые собрались в тот день в Видарбхе, увидели и возжелали иллюзорную энергию Господа, представляющую особую экспансию Рукмини. Тут очень важный философский момент. Преданные видели внутреннюю энергию Господа. Они восхищались красотой, но они не испытывали вожделения. Преданные восхищались красотой Рукмини, вайшнавы которые были, но у них и в мыслях не было вожделения. Поэтому, так как они не завидовали Господу, они могли созерцать именно внутреннюю энергию и восхищаться. И это их очищало. Тогда как демоны не способны видеть духовную природу. И, соответственно, они видели некую иллюзорную майу, иллюзию, покрывающую всю эту картину.
01:20:35 [Михаил Юрьевич читает текст]: Другими словами, никто не может испытывать вожделения к вечной супруге Господа, потому что как только ум живого существа оскверняется вожделением, майя тут же скрывает от его взора непорочную красоту духовного мира и всех его обитателей.
[Михаил Юрьевич]: Вот почему нам нужно следовать регулирующим принципам. Потому что, в противном случае, мы просто не способны перейти на высший вкус. А не перейдя на высший вкус, так и не появится энтузиазм к серьёзной духовной практике.
[Михаил Юрьевич читает текст]: В завершение следует отметить, что, глядя краем глаза на собравшихся царей, Шримати Рукмини деви чувствовала смущение, так как не хотела встречаться взглядом с недостойными её мужчинами. Возведя царевну на Свою колесницу, на флаге которой был изображён Гаруда, Господь Мадхава проехал сквозь круг царей. Следуя за Баларамой, Он стал медленно удаляться, словно лев, уносящий свою добычу от стаи шакалов. Враги Господа во главе с Джарасандхой не могли стерпеть такого позорного положения.
[Михаил Юрьевич]: Как эти мифные.
01:21:58 [Михаил Юрьевич читает текст]: Они восклицали: «О, проклятье! Мы великие лучники. Однако простые пастухи украли нашу славу, подобно ничтожным зверушкам, похитившим славу львов!»
[Михаил Юрьевич]: Вот такая история. Кришна достиг этого апогея. Дальше целая история. Мы заканчиваем. Таня, давай вопрос свой.
[Таня]: Но вот вы сказали, что плохо жаловаться на других, там себя унижать. То есть я так понимаю, не занимать позицию жертвы, а при этом нужно просить защиту. Ну вот как Рукмини сказала, что я такая-сякая, не заслуживаю, и всё такое.
[Михаил Юрьевич]: Она говорит: «Если я не заслуживаю, то в этом нет твоей вины. Я готова совершать епитимьи, тапасьи. То есть не бери меня, если я не заслуживаю». Вот она о чём говорила. Даже не беспокойся!
Отношения мужа и жены
01:22:54 [Таня]: То есть позиция не жертвы — это прилагать усилия. Это я так поняла?
[Михаил Юрьевич]: Да!
[Таня]: Жертва — она просто скажет: «Я вот такая, и всё».
[Михаил Юрьевич]: Жертва рассчитывает только на милость. А, вообще, полная жертва не рассчитывает даже и на милость. Она просто жертва. Мы помним, в одной стороне — милость, и нам надо максимальной милости, а в другую сторону — усилие. И наш вектор — вот тут, наша точка на пересечении милости — усилия. Максимальная милость нам нужна. Кому-то нужна не максимальная милость? Да, но мы должны проявлять максимальное усилие, тогда будет максимальный успех. А это слово «брюзжать» или по-английски «lament» — сокрушаться, сетовать. Это жуткое качество, поверьте мне. Это просто мрак. Хочется из дома убежать — всё не так и всё время всё не так! Это ужасно. А мужчина, попав в такую ситуацию, он вообще не способен уют видеть. Он не способен переварить обед. Он не способен расслабиться, отдохнуть. У него пропадает стимул работать, потому что это тапасья — работать, что-то делать. Всё так плохо кругом, а он начинает ощущать, что он не способен. Он подходит такой к жене и говорит: «Ну я ж тебя люблю, но всё же хорошо». А она всё ноет, ноет, ноет. И всё.
01:24:28 И чтобы выжить, чтобы просто выжить, мужчина выключает эмоцию. Мужчине надо выжить, ему надо продолжать существовать, кормить детей, там что-то делать. «А! Всё!» И в уши бананы вечные такие, крепкие. В ушах бананы, пока их не вынут. Если она их пытается вынуть, тогда уже Нрисимхадев такой появляется. Очень серьёзная, кстати, тема. Всё-таки я, наверное, сделаю какой-то женский ретрит, чтобы всё-таки разобраться с этими темами подробно.
Мы начинаем, дорогие преданные, две новые миссии. Нет, одну новую, одну старую мы начинаем. Сейчас приезжает киносъёмочная группа, начинаем снимать сценки. Это такие ситуативные небольшие видеоролики о всяких неправильных ситуациях: о неправильном разговоре мужа с женой, о неправильном разговоре наставника с подопечным, о неправильном общении вайшнавов между собой. Потому что это позволяет вам посмотреть на ситуации со стороны.
Киносценки с примерами неправильного поведения мужчин и женщин в семье
01:25:56 Например, однажды одна матаджи очень хорошо манипулировала мужем. И у неё это классно получалось, и мы ей сказали: «Ну давай сценку снимем, потому что это же не хорошо. Ты же понимаешь. Давай снимем сценку, как ты манипулируешь, и вот пустим, будет как нельзя делать. Просто фамилии же не будет, имён не будет». Начали снимать. Она такой хорошей стала. Мы говорим: «Да, не надо хорошую играть-то. Ты расслабься, это ж не про тебя. Это просто сценка. Просто у тебя есть некие навыки». Но вот милостью Ранчора, он как-то вытащил из неё, вдохновил, она сыграла саму себя. И очень хорошая сценка получилась. И потом многие у нас здесь в ашраме, они играли сценки. Чайтанья Чандра Чаран, когда смотрел их, он давал комментарии к ним. Он говорит: «Ты мне одну вещь объясни — вот я смотрю кино. Голливуд! Просто Голливуд! Вот они как так играют? Я верю им сто процентов». Я говорю: «Они себя играют».
01:26:56 Поэтому сейчас у нас пойдёт распределение этих сценок по ролям. Уже мы начинаем репетировать, вкладываться. Это очень помогает. У меня был конфликт с одним лидером. Этому конфликту было, с 1997 года, в седьмом 10 лет, а сняли мы сценки в четырнадцатом, да? Девятый, четырнадцатый год? Девятый?
[Из зала]: Нет.
[Михаил Юрьевич]: Раньше? Тринадцатый?
[Из зала]: Да, тринадцатый.
[Михаил Юрьевич]: Да, вот! Представляете, сколько лет конфликт был. Он посмотрел одну сценку. Он её просто посмотрел, позвонил мне, говорит: «Я всё понял. Я не прав». Вот так действует кино, потому что я просто его сыграл, потому что это наболело, и мне было легко его играть. Я понимал всё, все его доводы. Я просто его играл. А, соответственно, меня играл Ранчор или ты, или Андрей, кто-то меня играл там в этой сценке. И всё так хорошо получилось. Всё так сыграли. Почему важно смотреть фильмы, серьёзные фильмы? Потому что мы иногда можем увидеть в фильме себя и со стороны разочароваться в таком поведении. И начинаем меняться. Тогда, когда нам говорят про нас, мы не видим этого со стороны, и нам больно. Мы не хотим меняться, мы хотим, чтобы все остальные поменялись и вошли в наше положение.
01:28:18 Эти сценки мы будем снимать, и в ближайшее время, я имею ввиду где-то через полгода, если здоровье будет у меня, мы начинаем короткометражные фильмы делать. И я понял, что короткометражные фильмы будут, в первую очередь, о грихастха ашраме. Прямо серьёзные ситуации, которые просто уже достали. Их повторяют массово все подряд с самого начала о неправильном поведении мужчин в семье, женщин. Такие короткие фильмы, очень драматичные, знаете, прямо ситуативные. Они будут по семь-десять минут фильм, пятнадцать, но на ситуацию. Очень хочется наснимать побольше. Будет канал на YouTube, где это будет всё выкладываться. Дальше эти же сценки будут использоваться всеми лидерами в общественных проповедях. Почему я хочу это сделать?
01:29:15 Представьте, я сейчас давал общественные лекции, объяснял о некоторых принципах, что счастье — в отношениях. И некоторые люди говорят эту интересную, жуткую фразу: «А я это всё знаю». А я знаю его жену и знаю, что там полный крах. И когда ты говоришь этому человеку: «Ну, если вы всё знаете, может вы сейчас лекцию дадите на эту тему?» И человек не может повторить ни одной фразы из лекции. На самом деле, человек настолько ничего не знает, что он даже не может понять, что он ничего не знает. Потому что, если ты знаешь, дай такую же лекцию, просто повтори. Пятнадцать пунктов я дал, пятнадцать философских, основных положений. Я говорю: «Я дал пятнадцать основных положений. Повторяйте, вы же всё знаете». — «Нет, ну я так не могу сейчас конкретно сказать». Я про себя думаю: «Ты вообще ничего не можешь сказать — ни конкретно, никак!»
01:30:05 И, допустим, даёте вы лекцию такую общественную. Она пригодиться любым лидерам, на любом предприятии. И вы рассказываете: «Счастье — в отношениях». Я там приводил пример с северодвинским бизнесменом, которому не сделали справку. Он меня спрашивает: «Почему же такие все сволочи вокруг?» Я говорю: «Потому что тебя никто не любит». И кто-то там мне потом говорит: «Медини-пати, почему так примитивно? Очевидно! Понятно, что его никто не любит». Этот человек вот именно так и действует с подчинёнными, что его никто не любит. Но он говорит: «Это очевидно!» Но если бы эта сценка была снята определённым образом, доведена [до ума]: как он орёт, как на предприятии все сачкуют, не делают ему эту справку, как он попадает на эти десять тысяч. Стоит такой довольный, звонит по телефону, приказывает, а ничего не происходит. В конце концов он попадает на десять тысяч долларов, просто потому что ему справку не поставили на самолёт.
01:31:03 Такие сценки помогают. Вы проговорили какую- то ситуацию: «Давайте посмотрим небольшое кино и давайте с вами обсудим ситуацию». И люди начинают обсуждать так же, как мы делали сценки, обсуждали здесь. Людям даёшь теорию: чем этика от этикета отличается, правила поведения, правила общения. Потом ставишь сценку, они ровно наоборот судят, что происходит в сценке. Ровно, как будто они ничего не слышали. Ничего вообще. Пятидневный ретрит говоришь: «Сначала выслушай, повтори человеку, что он говорит, не суди, не выслушав вторую сторону». — «Да, понятно, Медини-пати, хватит говорить, давайте смотреть, давайте смотреть. Да это плохой, этот вообще, наказать, уничтожить, забить, убить!» Начинаешь говорить: «Подождите, мы же вчера говорили?» — «А, ну да, вообще-то, ну да, да, да, да». — «А вот это вы говорите. Мы же вчера». — «А, ну да!»
01:31:56 Я говорю: «Ребята, стоп! Вы хоть одно правило какое-то перед сценкой вспомните вообще?» Полезли по тетрадям, полезли. Мы слушаем некую теорию об этих трёх принципах общения мужчины и женщины: не посягать на свободу; давать знать, что этот человек нам нужен и третье — любить и принимать человека, какой он есть. Вот они три принципа. И тут же я вижу, чуть ли не через день, проявление полного нарушения этих всех трёх принципов. До нас как-то не доходит. Поэтому у нас есть Наташа Казаченко. Наташа, подними руку. Или Джана Мохини. Джана Мохини, подними руку, пожалуйста. Если у вас есть какие-то ситуации, которые вы хотите, чтобы были сняты, вы даёте им заявки. Можно сделать на вотсапе аудиофайл о ситуации. А я созвонюсь с вами, разработаю, сделаю маленький сценарий. И по этим ситуациям будут сняты сценки.
01:33:05 Может быть не сейчас. Но чем больше мы наберём материала, тем вы не можете сейчас даже понять, насколько это методологически правильный приём. Он реально помогает людям преодолеть анартхи. Увидеть вещи, которые может быть годами мы не способны [были понять]. Дело в том, что люди иногда даже не знают, что у них плохо. Им нужно создать ситуацию. И ситуации желательно снимать реальные, не выдуманные. Чем сильны все эти вещи, которые мы будем снимать? Там ситуации не выдуманные. Вспомните, кто участвовал, все ситуации были взяты из жизни.
Вопросы — ответы
О привязанности
01:34:15 [Из зала]: Мы говорили про умиротворение, и вы сказали такую фразу, что трудно строить отношения из-за привязанности. Правильно ли я понимаю, что мы не можем испытывать умиротворение из-за того, что у нас есть привязанность? И мы может даже не получаем какие-то качества и не можем построить качественные отношения?
[Михаил Юрьевич]: Да, привязанность означает: я и моё! Это форма ложного эго. С одной стороны, ложные привязанности, а с другой стороны, это проявление сознания. От привязанности невозможно избавиться, её можно только перенаправить, мы это помним. Привязанность — абсолютно естественная вещь. Но привязанность, если она построена на основе «я — моё», она блокирует объективность, тогда правда для нас становиться существенной. Для нас становиться существенной правда и справедливость, а мы же не видим всю эту кармическую цепочку.
01:35:13 Поэтому с вселенской точки зрения это справедливо, а с нашей непосредственно сейчас: вдруг мы идём по улице, нас избивают. Мы привязаны к красивому носу, а нам его разносят в хлам. Несправедливо, да? Из- за ложного эго несправедливо. Мы не можем посмотреть философски, мы переходим на так называемое эмоциональное восприятие мира. А эмоциональное восприятие мира не даёт причинно-следственных связей. Оно даёт хорошо или плохо, больно или приятно. Матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах. Счастье и горе возникают от соприкосновения чувств с объектами чувств, там нет объективности. Поэтому там нужно научиться терпеть. А как терпеть-то, если «я, мне, моё»?
01:36:00 Поэтому, когда мы отказываемся хотя бы теоретически, мы представляем, что нам от мужа надо что- то добиться или от жены. Мы только представляем, что мы не имеем право на право. Сразу легче, это хотя бы легче, хотя бы это дисциплинирует. В принципе мне ничего не должны. Вся религия, вся религиозность построена, знаете, да вот эти принципы у классиков описаны, я забыл кто это из писателей. Но он видел там у какого- то мусульманского дворца женщину со снятой кожей, она медленно умирала. Потому что этот царь, двадцать пятая там его наложница, она ему должна. Она его собственность и доходит до таких изуверств, просто до изуверств. Страшные совершенно вещи. И религия на начальном этапе, если она неправильно подаётся, без бахкти, она поощряет эту жестокость. Теперь у нас сам Бог разрешает!
01:37:07 Понимаете, вот эта концепция «я — моё» может благодаря религии быть увеличена, но только ложной религии. Когда вот эти принципы нарушаются: «Ты должен! Ты должна готовить! Ты должна подчиняться мужу!» — «Ой, ой, ой! Должна, должна, должна!» Все начинают крыть друг друга шастрами, религиозными обязанностями, забывая человечность. Просто о человеке. А человек устал. Просто устал. Он просто живой. Он просто больше не может. Да и сколько же ненависти сразу. Вот это страшная вещь. Поэтому вот такая псевдо религиозность очень опасна и разрушительна.
Да, всё? Всё хорошо, нет вопросов? Хорошо.
Шри Шри Гауранга Нитьянанда ки Джай!
Шрила Прабхупада ки Джай!
Гоура Преманада! Харибол!