Жена — богатство мужа

Баларамовка, Сочи - 04 января 2017
Ответы на вопросы. Защитит ли правильное воспевание святого имени от падения? Искренность — я внутри не питаю и не хочу питать иллюзий. Чтобы излучать нежность, нужно культивировать святое имя. Жена — богатство мужа. Самый идиотский повод для женитьбы — «совсем не может терпеть». Брахманическая нежность жены позволяет снять напряжение. Результат эмоциональной неудовлетворённости мужчины — разрушение отношений. Муж ищет эмоцию на стороне. «Пошла отсюда!» Вам дали любовь — теперь делитесь. Сотрудничество: условие — надо думать об интересах Бога. Нужно поощрять инициативу, а не считать, что почём. Парампара. «В конечном счёте, вы получите Прабхупаду». Наши представления — это проявление эго. «Имею право!» — знаменитая фраза людей, ведомых гордыней. Тернистый путь мужа — нести груз женских эмоций. Следует желать здоровой жизни. Обучение — это не осуждение. Не осуждаем, но понимаем причинно-следственные связи. Критическое умонастроение — начинайте повторять мантру. Необходимое условие входа в маха-мантру. Кришна — Самый упрямый. Если правильное направление — появляется разум. Виды дурного общения. Недозволенные связи с женщинами. Атеисты. Майявади. Материалистические преданные-лицемеры. Подлоги. Умение различать, нести ответственность – это большое искусство. Отличие между преданным и преданным-лицемером. Поклонники полубогов. Действовать нужно духовно. У нас две упряжки — знание и практика.
семинар для практикующих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:18:01 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 2 | скачано: 12 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Михаил Юрьевич]: Звучит в голове? Слышите? Нет? А кто-то слышит? Это очень важно.
ом аджнана-тимирандхасйа
джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-бхиштам
стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйаям
дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхйаяш ча
крпа-синдхубхйая эва ча
патитанам паванебхйо
ваишнавебхйо намо намаха
шри-кришна-чаитанйа
прабху нитйананда
шри-адваита гададхара
шривасади гаура-бхакта-врнда
харе кришна харе кришна
кришна кришна харе харе
харе рама харе рама
рама рама харе харе.

Ответы на вопросы

Защитит ли правильное воспевание святого имени от падения?

00:01:53 [Михаил Юрьевич]: Ко мне была просьба ответить на пару вопросов, чтобы вы получали удовлетворение. Давайте, если есть вопросы.
[Из зала]: Медини-пати, я хотела уточнить, правильно ли я поняла, это вопрос со вчерашней лекции по Шримад-Бхагаватам, там история про Аджамилу. Вы сказали, что он изначально был воспитан в благочестивой семье, но из-за асат-санги, которой он…
[Михаил Юрьевич]: Асат-санги, да.
[Из зала]: Он пал.
[Михаил Юрьевич]: Попал под влияние.
[Из зала]: Попал под влияние. Я хотела уточнить, правильно я понимаю, что если мы правильно воспеваем святое имя, то наше сердце будет защищено от влияния асат-санги? Это защитит нас от падения или нет?
[Михаил Юрьевич]: Человек может правильно воспевать святое имя, начать неправильно общаться и постепенно правильное воспевание уйдёт. Когда уйдёт правильное воспевание, асат-санга сделает своё чёрное дело. Понятен принцип? Оно взаимосвязано.

00:03:08 Пока мы внимательно повторяем святое имя, у нас нет желания общаться. С чего мы начнём общаться? Попали в ситуацию, но асат-санги не наступит, потому что мы [оба], будем просто внутри молчать. [Например] Джада Бхарата, он просто не общался ни с кем, не обращал внимания на этот мир. Иногда я описываю [ситуацию], когда мы идём с горы с кем-нибудь из преданных: «Смотрите, вот вокруг деревня, абсолютно убогая. От одной мысли жить в ней, можно двинуться». Но мы здесь живём, я не верю, что я здесь живу. Я здесь не живу, потому что у меня нет санги с ними, нет общения с ними на их темы. Мы, как бы в коконе, вокруг преданные, мы идём по горе, даже не понимаем, по какой горе, мы идём с преданными.

00:03:59 Если вы видели когда-нибудь, я гуляю один, у меня всегда плеер и играет мантра Прабхупады. У меня играет мантра Прабхупады, и я как бы в коконе. Иногда, какой-нибудь деревенский остановит, о чём-то с ним поговоришь. Но мантру я не выключаю, когда с ним говорю о чём-то. Большинство из них даже не слышит, что у меня мантра играет. Если вы не будете осторожны с этим, в какой-то момент какая-нибудь мысль или какой-нибудь взгляд на какую-нибудь вульгарную женщину может цепануть и осквернить сознание. В этот момент вы читаете джапу, а уже думаете о той осквернённой мысли. Пошёл процесс, начинается невнимательная мантра.

Искренность — я внутри не питаю и не хочу питать иллюзий

00:04:58 Что такое искренность? Искренность означает, что я внутри не питаю и не хочу питать иллюзий. Они есть, но я не хочу. Понятна разница? «Ой, не надо это делать!» — «О, не надо? Не буду!». Это искренность. А неискренность: «Ой, не надо это делать!». А я: «Никто и не видит». — «Ой, нет вкуса к святому имени!» — «Разве это шестнадцать кругов, почему я себе их засчитал за шестнадцать? Времени нет!» И теперь уже [чтение мантры] невнимательное. «А, другую [мантру]?» — «На другую времени нет!» Теперь любое другое общение пробивается к нам, ослабла защита. Поэтому любой садху, у них есть такая практика, когда они говорят: «Я недоступен». Они как бы замазывают дыры, которые в них пробили. Если человек не делает этого, он в какой-то момент, может крепость пасть.

Чтобы излучать нежность, нужно культивировать святое имя

00:05:59 [Из зала]: А можно ещё второй маленький вопрос, хочу уточнить правильность понимания. Вы на лекции упоминали, чтобы у мужа не возникало вожделения к жене, она должна обладать определённой чистотой, как Вы назвали, брахманическую нежность излучать. Она этому может научиться, если у неё было правильное воспитание от отца.
[Михаил Юрьевич]: От отца именно.
[Из зала]: Да. Я хочу уточнить. Если женщина понимает, что она этого от отца не получила, то я правильно понимаю, что как бы для неё выход — это культивировать гуну благости просто?
[Михаил Юрьевич]: Культивировать святое имя. Там вся нежность. Культивировать гуну благости опасно. Без любви гуна благости ведёт к высокомерию. Женщина, которая по-настоящему культивирует гуну благости без любви, будет на мужа смотреть, если он ошибся: «Фу, чандал!» Какая нежность? Одним взглядом испепелит всю привязанность к себе.

Жена — богатство мужа

Самый идиотский повод для женитьбы — «совсем не может терпеть»

00:07:15 Это очень тонкая тема. У меня сошлись все пазлы на эту тему. Последняя тема добилась, был ещё один кирпичик мне непонятный. Иногда говорят, что если брахмачарья совсем не может терпеть, то он должен жениться. Это самый идиотский, повод для женитьбы. Что дальше? Один раз тебе разрешили, и ты теперь опять не можешь терпеть. У мужчины интересно тело устроено, что если они сдерживаются, то в какой-то момент функция умирает. После сорока — чётко. А если не сдерживаются — функция, наоборот, нарастает. Поэтому жизнь мужчины превращается в муку. Просто в муку. Он то терпит, то психует, что не может терпеть. И это просто какой-то кошмар, он чувствует, что он уязвим.

Брахманическая нежность жены позволяет снять напряжение

00:08:28 Брахманическая нежность жены позволяет сбавить напряжение. «Иди сюда и сядь рядом». Она подаёт борщ, он ест, она его гладит, берёт его за руку и говорит: «Я с тобой». Он понимает, что, если он сейчас к грубым вещам перейдёт, он испортит всё. Если он не понял на раз, он поймёт это на десятый раз, если он не понял на десятый, он поймёт на двадцатый раз, если не понял на двадцатый, поймёт на сотый. Но он поймёт. Если он практикующий преданный. Если он не практикующий, он ничего не поймёт. А практикующий преданный поймёт, что: «Я на самом деле всё оскверняю».
Мы знаем, есть мужчины, которые невыносимо много едят сладкого. Потому что у них нет сладости, у них одни аскезы. У них нет компенсации этого в семье. Чтобы не убить жену или не изнасиловать и тому подобное, он ест сладкое вёдрами. Это превращается в паранойю. На самом деле это от эмоциональной неудовлетворённости и этой вот петли на шее.

Результат эмоциональной неудовлетворённости мужчины — разрушение отношений

00:09:32 Поэтому контроль языка у мужчины очень связан с эмоциями. Что происходит дальше? Женщины в своё время, не умея давать эту тонкую эмоциональность, будучи грубыми, отвратительно воспитанными живыми существами, разрушают в мужчине, который тоже неправильно воспитан, как мы понимаем, одну интересную вещь. Он думает: «Я ей неприятен». Нет, она просто не умеет, она просто кусок канды. У неё крюк, крюк её руки. Я вас учу качаться в киртане. О какой нежности говорить, если мы просто не можем красиво раскачаться? Мы кондовые. Но мужчина не воспитан, у него нет этой культуры. Я всё время говорю, что оба виноваты, я не говорю, что кто-то один.

00:10:29 Мужчины легко замечают одну вещь: вот она грубая, недовольная, но, если она возбудится — она ласковая. Хоть пять минут. Пять минут вдруг [стала] ласковая! И он готов за это сражаться. И поэтому, он к ней и лезет, и лезет, и лезет. Чтобы вынуть из неё хотя бы пять минут этих горящих глаз в отношении себя. Хотя бы губы даёт, хотя бы что-то! Какой-то процесс начался, вау! И тогда он видит это, как победу. В этот день он может работать или, в этот день, он что-то хочет делать.
Но если он не победил, если всё-таки он не победил, он отрекается. Для него женщина становится — сходить в туалет, в половой. Он отчаялся! Но тело требует. И он говорит: «Да не буду я к тебе с эмоциями приставать, не беспокойся. Ты не можешь потерпеть? Ну, что там терпеть?» У женщин хитро устроено: они могут, когда не могут. Всё. «Я к тебе не пристаю. Расслабься и не привязывайся к плодам».

Муж ищет эмоцию на стороне

00:11:48 Вот это уже последняя стадия разрушения отношений, то есть просто резиновая кукла. Но в основе-то лежит то, что мужчина сдался. Он сдался, потому что никакими эмоциями не пахнет. Более того, достало это вытягивать. А если он видит, что и это причиняет уже эмоциональный минус жене, то тогда он надевает одежды брахмачарьи внешние, и понеслась внешняя жизнь. Он ищет эмоцию на стороне.
Поэтому интересные матаджи, вот эти скрюченные, кондовые матаджи говорят: «Мой муж пропал на два дня! С мужиками куда-то забурил». Слава Богу, что хоть с мужиками забурил, а не на порносайты. Он там хоть расслабится, хоть эмоцию какую-то даст, а она уже психует. А что, сидеть с тобой суховеем? Меня сейчас эмоции переполнят, потому что столько писем, столько вот этой боли! А она, бедная, рыдает, что муж опять слился.

00:13:00 Или он уже понимает, что он не может эту эмоцию получить в семье, и получает лёжа на кровати, в телефоне. Нажрался сладкого и в телефон. А куда ему деваться с этим всем? У неё же нет духовного уровня. Поймите, духовный уровень — это определённый процесс, это годы, а в эти годы надо выжить. И чтобы её не убить, он ест сладкое и лезет кино смотреть, что-то ещё, и главное — не замечать. Потому что, как только он начинает замечать, эмоция… Женщина уже перестала быть богатством. Она стала тапасьей. Она уже не богатство. И как он её видит? У мужчины работает только одно полушарие. Эмоциональное мы выключили. Поэтому, если он её увидит — всё. Это не так, и это не так. И это, потому что всё не так, вы также ошибаетесь, как и мужчины. Мы все ошибаемся. И женщина — слабое живое существо, она часто тупит. Она часто делает неправильно. В общем-то, на восемьдесят процентов, всё, что делает женщина — это обязательно приведёт к страданиям.

«Пошла отсюда!»

00:14:12 А теперь такой он лежит и смотрит в телефон, говорит: «Ничего не вижу, ничего не знаю, ничего никому не скажу». И в это время тут ещё что-то появляется. «А ты это сделал?» — «Пошла отсюда!» Правильно? [изображает возмущённый вздох] «Куда пошла?» — «А потому что, пошла отсюда. Потому что… Хочешь правду, да? Это вот что? И это что?» И он начинает! И она сама нарвалась. А теперь ей же… А у неё то эмоция, то разум, то эмоция, то разум, и она включает эмоцию. А его не развести на эмоцию. Её давно поганой метлой из дома выбили. Красивая картина? Если она продолжает давить, он собирает вещи и уходит. И в это время ему говорят: «А, дхарма? Мы сейчас пойдём, пожалуемся духовному учителю». А у него выключены эмоции. Он говорит: «Иди, флаг тебе в руки». И ушёл. А она говорит: «А ребёнка содержи». А у него настолько всё убито. Настолько всё, что связано с этим человеком, отрицательно, что он даже ребёнку помогать не хочет. Представляете, до чего доходит?

Вам дали любовь — теперь делитесь

00:15:22 Я не защищаю мужчин, я рисую картину жизни, которая есть. Мужчина может на неделю, на две просто свалить из дома, просто свалить. Просто не хочет быть дома от этой пустоты. И мы часто используем религию в этом направлении. Ещё раз говорю, матаджи, вы приехали, вы получили тут любовь, вы не приезжайте и не требуйте. Вот там нам дали любовь, теперь мы пришли домой: «Вот Медини-пати так действует, если я так, он так. Ну-ка, давай ты так». Для мужчины одно слово Медини-пати — судороги. Там есть некий монстр, из-за которого теперь меня в его трафарет загоняют. Вы представляете, какая трагедия у мужчин? Вместо того, чтобы приехать [с теплотой к мужу]. [Муж]: «Что, ты, меня так ласково держишь?» [Жена]: «Вот Медини-пати так делает». — «А это что»? — «Это вот так матушке Гаури делает, а вот мы так». — «О-о». — «Езжай ещё на ретрит на месяц, я пока с мужиками расслаблюсь». Через месяц посмотрим, может человек приедет нормальный. Посмотрите на их лица, сколько в них нектара сразу. Посмотрите на эти лица, посмотрите. Где нектар? Нет. Нет нектара. Ой, ребята. Вот так. Да.

Сотрудничество: условие — надо думать об интересах Бога

00:16:50 [Из зала]: Что делать тогда таким скрюченным матаджи?
[Михаил Юрьевич]: Получать от гуру, получать от святого имени, от наставника. Нет, имитацию мужа ни наставник, ни гуру не даст вам. Но получать духовное счастье. Духовное счастье вмещает материальное.
Мы прописывали тут концепцию управления в Москве, и пошёл вопрос принципа сотрудничества, и там много доводов выдвигалось. Я сформулировал один всего лишь довод, я сказал: «Люди, которые сотрудничают, должны понять, что духовное вмещает материальное». Что такое духовное вмещает материальное? [Это означает], что не надо думать о своих материальных интересах. Надо думать о духовных интересах Бога. Материальное автоматически удовлетворится. Вот тогда возможно настоящее сотрудничество. Потому что, если мы разделяем эти вещи и говорим: «Подождите, я готов служить, и буду с вами сотрудничать, но сначала материальные мои темы закройте». – «А, насколько мы должны закрыть, и сколько ты дашь? Ну, давай бухгалтерию включим». И включают «бухгалтерию».

Нужно поощрять инициативу, а не считать, что почём

00:17:56 И, что? Никто, никогда не посчитает. Я реализовал это через сына. Потому что, в семье вообще трудно «бухгалтерию» вести. Тем более с таким, как у меня, сыном. Это бесполезно. Он может две недели делать забор, а взять денег в два раза больше, чем рабочие бы сделали за два дня. Потому что они ему нужны. И в какой-то момент во мне коммерсант включился. Я думаю, а зачем он мне, я лучше сделаю [с помощью] рабочих. И Кришна интересную вещь показал. Но, сначала меня Махараджи определённые, такие, как Дханурдхара Махараджа, навели на эти мысли, и мой Гурудев. В конечном счёте, я стал развивать это, стал поощрять инициативу и не считать, что почём. Это кончилась тем, что он уехал в Москву. Он искал для меня машину и угрохал на это полтора месяца. Он пересмотрел такое количество машин. Я бы никогда это не сделал. И он нашёл самую лучшую, что может быть, за самые минимальные деньги.

00:18:54 И теперь я думаю, с одной стороны, он делал два месяца забор, и вроде я там больше потерял, чем приобрёл. Но, с другой стороны, зато здесь он [помог]. И потом дальше, так как я давал ему инициативу, так как я прислушался к его желаниям. Я говорю: «Сделай так». Он говорит: «Ты меня попросил. У меня есть свобода выбора, а, если ты говоришь: «Как я [скажу]!», — тогда ты видишь во мне только машину. Тогда сам и езжай. Тогда попроси кого-то ещё. Если ты хочешь, чтоб я принимал участие, то я должен проявлять свою волю, своё видение, своё желание. Я не хочу эту машину для тебя смотреть. Если моя инициатива, тогда дай мне проявить любовь, как я это вижу».

00:19:35 Тяжело, нереально. Нереально, когда неквалифицированная любовь, её тяжело переносить. Хочется отречься от неё сразу, в первый же день. Но, уже понимая этот принцип, я терпел. То есть, я больше не искал машину, а просто принимал его любовь. И Кришна принял. Но, я каждый раз, когда он час у меня отнимал на какие-то, не поймёшь разговоры, и я шёл, и предлагал этот час Кришне. И Кришна принял.
В определённый момент он нашёл машину, которая просто «танк». Более того, дальше, [когда] Он приехал, так как я опытный уже, говорю: «Слушай, что-то в руль отдаёт. Давай-ка, исследуй». Начали исследовать, и на сервисе сказали: «Двадцать тысяч надо, этот кардан на руле заменить». И тут Мукунда встаёт и говорит: «Нет, не надо его менять, они не понимают ничего в этом. За меньшую [цену] идёт».

00:20:29 Короче, кончилось одиннадцатью тысячами вместо двадцати одной, плюс ремонт. Вместо тридцати. Заменили, как надо, и [автослесарь] сказал: «Не надо было эту деталь менять». Мукунда оказался прав. То есть, он ещё двадцать тысяч сэкономил. Да, я ему больше дал за забор.
То же самое в общении. Кто-то скажет: «Тут три человека вкалывает». Ну, давайте бухгалтерию, экономику включим. Стоп. А когда мы уезжаем, как храм существует? Нельзя так считать. Это прямая бухгалтерия и экономика не работает в отношениях. Важно, чтобы человек что-то делал искренне. Мы ценим саму эту тенденцию, желание человека помочь. Он может это убого сделать, куце, не квалифицированно, и мы разжигаем это желание помочь, желание быть вместе. А не реальный плод, что получилось.

00:21:32 Получится Андрею мне помочь или не получится, мне не важно. Для меня нектар, что с мы с ним общаемся. И что ему, когда я вижу, он в киртане, начинает лучше петь, погружаться. Вот моя цель. Вылечит это меня, это Кришна даст, вылечит. То же самое, когда я вижу Галюшка, преданным помогает, как у неё джапа лучше. Вот мне, что важно. Ну, будет вместо зарядки, а может, не будет. А по идее обратно Андрея радует, что я уже два часа сижу, и у меня ничего не болит, сегодня он наконец-то меня прохлопал, всё, сегодня не болит сустав, и его это радует. Он не считает, сколько я ему дал. Он считает, сколько он дал, то есть, я хочу ещё это, могу это. Вот, что лежит в основе.

Парампара. «В конечном счёте, вы получите Прабхупаду»

00:22:18 Поэтому, когда любая матаджи…. Почему мы сделали этот ашрам грихастх? Здесь как раз прабху тяжелее. У нас сейчас нет харинам, нет санкиртан. У нас иногда прабху тут нечего делать, а матаджам всегда есть. Матаджи могут жить или в жутком каком-то брахмачари-ашраме, не буду говорить, а то подумают, что это жуть там. В общем, в тяжёлых условиях. Или они могут здесь, как в семье жить. И вы уже больше там с Таней общаетесь, кто здесь живёт. И я думаю, что я передаю то тепло, тот этикет, который потом, если они это впитают, они смогут давать мужьям.
Пурначандра Махараджа пришёл и наблюдал, такой у него был юмор над нашей семьёй. Там большая итальянская семья была, он такой сидит, а там такое дяу-зяу, между мной и Гаури. Но он себя вёл… И она же и в него зяу-зяу там, хозяйка же лесопилки. А он реагировал не как я, а перетекло в меня.

00:23:25 То есть, я смотрел, думаю, вот классно, она теперь не кричит на него. Как что в позу вазы: «А-та-та-та-та!» Раз всё, думаю: «О, клёво. Может мне так попробовать? Бах, не кричит. Ух ты, новый механизм». Он меня этим воспитал. То, что я не дополучил от отца, я получил от него. И теперь, я вам передаю. Я не себя передаю, я передаю вам Мукунду Госвами, передаю вам Пурначандра Махараджа. Мукунда Госвами получил много личного общения от Прабхупады. Поэтому, в конечном счёте, вы получите Прабхупаду. Потому что Прабхупада себя так вёл. Он вёл так [себя] с гуру, а гуру вёл со мной, а я веду с вами – парампара. Защита работает. И это сработает.

Наши представления — это проявление эго

00:24:13 Но вот на эти слова уже точно нужен муж. Я поясню это психологически, что, Катя, вам мало: «Со мной лично это проведите всё. Сейчас возьмите меня на руки, отнесите, всё сделайте, погладьте меня лично». Нет, не получится, это вожделение. К вожделению я не имею никакого отношения. Учись понимать, учись служить. Принимай, предавайся. Иди, молись. Вызов, да? Выслужилась. «Нет, нет ещё. Я поняла. Ещё не хочу сюда ехать». Это позиция жертвы, психологический трюк, вызванный определённым вожделением. Нет, это не пройдёт. Вот именно эта реакция, что я не пропущу это, это и есть тоже правильная реакция. Многие мужчины психанули. Сказали: «Харе Кришна», короче. А, я не сделал. Я буду терпеть. Но ни шагу назад, и будут испытания. Ментальное жжение там, на расстоянии укладывание. К сожалению, мы это терпим, принимаем это. Потому что это понятно на самом деле. Просто может быть мало, просто оно сталкивается с неким нашим представлением в голове. И это есть вёсла – наши представления. «Я не понимаю, я хочу так. Нет, мне недостаточно объяснили. На самом деле меня не поняли, на самом деле не надо было при мне сейчас это говорить», – это всё проявление эго.

«Имею право!» — знаменитая фраза людей, ведомых гордыней

00:25:45 Вспоминаем историю Сати и Шивы, и жертвоприношение Дакши-отца. Сати — это дочь Дакши. Дакши — прародитель человечества, он совершает определённое жертвоприношение. Полубоги все и Шива естественно. И Дакша, ведомый гордыней из своего положения, оскорбляет Шиву. По форме Шива не выражает ему почтение, и он думает: «Ничего себе, я тут главный, а он, хоть-бы что». По этикету «имею право», знаменитая фраза любых людей, ведомых гордыней. Имею право. И Шива на следующее жертвоприношение не хочет ехать, а дочь хочет к отцу. Ну, как у неё, как у матаджей — и этих жалко, и этим больно, и как ты?

00:26:45 Ты же говоришь: «Я это делать не буду, ну, жалко и этого жалко». Всё вам жалко, всех и себя. Нюня-пуня распапуня, такой кошмар. Вот и Шива ей говорит: «Не надо тебе идти, ты же всё равно женщина, ты не справишься, он начнёт оскорблять, ты начнёшь меня защищать. Но, ты не можешь меня защищать перед отцом. Ну, отец. Что ты, на отца пойдёшь? Ты, просто разорвёшься, ты убьёшь себя. Убьёшь физически. Ты не выдержишь противостоять. Поэтому я не пойду, чтоб тебя спасти. И тебе туда не надо». А она тут швах два «весла», говорит: «Нет, поеду». Он её и так, и так «вёсла», а она шакти, раз и не ломаются. Он, конечно, мог их сломать, но тогда посягательство на личность, они у неё вросли «вёсла». И сломать «весло», значит сломать ей хребет.

00:27:43 Понимаете, так и бывает с женщиной. Она так упирается, что сейчас поддавишь — и труп, нельзя. Это неисправимо в ближайшую пятилетку. Он понимает, что в ближайшие полвека по исчислению полубогов это не исправить. Вообще, я думаю, что он понимал, что впереди смена тела. На самом деле он это понимал, и он ей говорит: «Ну, в конце концов, ты — джива, ты — живое существо. Свободу воли никто не отменял». Он муж, он её отпускает. И по шастрам он имеет право сказать: «Но с этого момента, так, как ты меня ослушалась, последствия грехов я на себя не беру». А он проявляет трансцендентную любовь. Он вызывает своих слуг и говорит: «Идите за этой нерадивой, несчастной, бедной. Идите, идите и смотрите внимательно, чтобы она не пострадала. Потому что, она не ведает, что творит, она не понимает. Но я-то понимаю, поэтому всё-таки моя супруга, я её люблю, поэтому всё равно буду защищать, хоть на расстоянии. Пойти туда не могу, вы идите».

00:28:57 То есть, он не убирает защиту, не снимает с себя ответственность, несмотря на, так скажем, признаки «веслаизма». Ему приходится, несмотря на вызов с вашей стороны, терпеть и включать, у меня это называется разведкой. Ну, ты то ей скажи, а ты то скажи. Так как мне не дают возможность сказать, я запускаю [разведку]. Ну и, как мы помним, в конечном счёте, всё закончилось сначала плачевно. Дакши начал оскорблять, и Сати, не выдержала: она испепелила себя взглядом. Взглядом внутрь, полубог всё-таки, другие тела. Сменила тело: она не могла в этом теле уже терпеть оскорбления мужа. Она поняла, что она осквернена, и она сменила тело. Все слуги Шивы, соответствующие личности, начали [её] защищать. Пошли брахманы, мантры. Они начали осквернять арену, чтобы те мантры не прочли.

00:30:04 Тут уже Господь Шива пришёл. Мало никому не показалось. И Дакша потерял голову. Потом, когда всё остыло немного: «Ну ладно, он же полубог всё-таки, надо какую-нибудь голову приставить». Жертвенного козла голова была. Мантру прочли, Дакша ожил, а голова козла. Очень поучительная история, что гордыня обязательно доводит вот до такой деградации сознания. И, в конечном счёте, мы видим, что так называемая свобода для женщины ведёт к беспокойствам в обществе. Об этом же говорит Арджуна в Бхагавад-гите. Он говорит: «Если мы сейчас уничтожим династию, женщины окажутся без присмотра, и станут объектом вожделения и беспокойства в обществе. Нежелательное потомство». Очень серьёзная тема. Женщина всегда должна быть под защитой.

Тернистый путь мужа — нести груз женских эмоций

00:31:10 Но это тернистый путь. На пути этой защиты вы, дорогие, красивые живые существа, очень сильно отжимаете. Очень тяжело. Мужчина должен иметь большой духовный заряд, мужское общение со старшими, сангу, тогда он способен нести этот груз женских эмоций. Поэтому мужчины должны иметь друзей.
Обратите внимание, что обычно у «подкаблучников»-мужчин нет друзей. У королей-мужчин всегда друзья. Первый признак. Потому, что «подкаблучник» дома сливает эмоции. Становится в подчинённое положение, и он просто эмоции дома все выражает. Ему друзья не нужны. Король не выражает эмоции дома, сдерживается. А куда их девать? Они же есть! Значит, у него есть друзья, где он скажет: «Что-то с работой плохо, здоровье плохо. Что делать мне? И эта каждый день. Та-ня-ня». И вот, посидишь так с равными мужчинами, духовно пообщаешься, шастры почитаешь и как-то отлегло. И пошёл домой нести свой крест. Вот такая вся в целом история.

00:32:38 Поэтому в общении, именно в общении, можно получить эту эмоцию, это образование духовное, это поведение. Единственное, что нужно занять всё равно беззащитную позицию. Вылечить можно только человека, который признаёт, что он болен. Сейчас мы провели исследования. Мы создаём структуру в нама-хатте, и мы стали, например, думать о здоровье преданных. Мы сделали так называемые «красные зоны». У кого-то «красная зона» – например, нет садханы уже много лет. Нет возможности повторять мантру нормально. У кого-то «красная зона» – уже возраст, а нет мужа, не было детей. Это уже ведёт к комплексам. Человек не может уже нормально развиваться духовно – «красная зона».

Следует желать здоровой жизни

00:33:36 Так же мы подумали, что есть «красная зона» по здоровью. И она оказалась по тесту самая открытая. Ни у кого, оказывается, нет проблем со здоровьем. Дальше мы поняли: просто никто не знает, что проблемы со здоровьем есть. Обычно джива определяет, что есть проблемы со здоровьем за три дня до смерти. До этого думает, что всё нормально. Это совсем невежество. Если мы посмотрим по шастрам, здоровье 108 здоровье (арогья ) занимает первое место. Это шестая песнь Шримад-Бхагаватам. С Витрасурой история, в комментариях Шрила Прабхупада пишет, что здоровье стоит на первом месте. Невозможно практиковать без здоровья. Но мы люди Кали-юги. И у нас здоровье стоит на самом последнем месте. У нас нет критериев, что такое здоровье. Тело как-то функционирует, и мы думаем, что всё нормально. Нет!

00:34:35 Нужна серьёзная просветительская работа. Чтобы люди поняли, что здоровье нужно очень тщательно поддерживать, ничем не меньше, чем духовную практику. Следует желать здоровой жизни. Не чувственных удовольствий, а здоровой жизни. И это не дешёвка. Здоровая жизнь подразумевает здоровые эмоции, гармонию. Ещё раз повторяю, если эмоциональные отношения в семье нарушены, вы не сможете держать пост, диету. Вы будете переедать. Никуда не денетесь. Или не доедать. Есть люди, которые не могут есть. Если у них стресс, они не едят. Как-то это связано с нервной системой. А есть наоборот. Холодильник открывается и просто всё, что есть, за час вух! И то, что есть у соседа. Кода-то я тут жил, в храме, у меня была полочка. Я понимал, что кто-то вошёл в стресс, когда моя вся полочка опустошалась. Подходишь, говоришь: «Тут были печенюшечки, а вареньице тут было?».

Обучение — это не осуждение

00:35:56 Бесполезно. А почему? А потом я думаю, обманывает человек или не обманывает. Я-то знаю, кто съел. А потом понял: «Нет, стресс». И всё. Человек в точку смотрит, внутрь взгляд, в своё эго. А остальное просто выметается, всё просто двумя руками. Юмор наше последнее прибежище.
Десять оскорблений святого имени. Первое разобрали. Подводим итог: ни в коим случае нельзя осуждать преданного за его происхождение, прошлые грехи или проступки, непреднамеренный гнев или случайное падение. Имеется в виду осуждать, отождествлять. Слово «осуждать» понятно? Иногда мне такое говорили. Я преданному объясняю, почему он страдает, а мне говорят: «Не совершайте апаратхи в мою сторону. Вот написано. Это непреднамеренный грех или случайное падение, вы не должны осуждать». — «Подождите, а как вас лечить?» Говоришь такому человеку: «Харе Кришна». И больше он наставления не получает. Надо не путать.

00:37:21 Если врач говорит: «У вас больная печень». — «Нет, у меня всё нормально с печенью!» — «Ну, а зачем к врачу пришёл?» Не ходи к врачу тогда. Не путайте наставника [с осуждающим человеком]. Или, когда вы по служению делаете, тут недоразумений миллион. Мы просто нереальные чандалы! Мы делаем вместе служение, и кто-то сделал кривые гирлянды, не так их повесил, или не из тех цветов, не подходят к одежде, или перевёл на букет в три раза больше цветов. И нормально, в процессе преданного служения никто не говорит же: «Зачем ты это сделал? Будь внимателен! Будь аккуратней, лишний раз позвони, спроси». — «Зачем вы меня осуждаете? Я из-за всех сил старался!» — «Как зачем? Чтобы ещё лучше служил!». Но это не осуждение, это разбор ситуации.

00:38:13 Это правильно! Если вы будете неправильно понимать, вы станете «неуловимым Джоном». И этих «неуловимых Джонов» только даси, деви даси неуловимых знаете, сколько в ИСККОН? «Вот эта матаджи пошла, вау, неуловимая!» — «А чего она неуловимая?» — «Да кому она такая нужна?» Это знаменитый анекдот. А никому не нужна, с ней никто никакого служения делать не хочет. Потому что она сразу говорит: «Апаратха! Апаратха! Апаратха! У вас будут последствия! И у вас будут, и у вас! У вас всех будут последствия! А у тебя за то, что слушаешь, будут последствия, будут двойные последствия!» — «Всё! Иди, и не надо ничего делать! Матаджи просто вкушайте, оставьте посуду, всё хорошо. Вы, чистая преданная, мы за вас уберём!» Так её даже Кришна поймать не может, такую матаджи. Она становится правда неуловимой для бхакти.

00:39:09 Безусловно, нужно это понимать, разум включайте. Очевидно. Представляете ещё, ладно, это между нами, а в семье? Жена мужу может говорить: «Апаратхи!» Ну, когда так в семье, это уже точно апаратхи. Или человеку говоришь: «Это из-за того, что ты тогда делал так, теперь пришли плоды». — «Вы неистинный духовный учитель», — я такое слышал — «не про меня!»
Когда мои дети что-то вытворяли, за моим Гурудевом не встанет. Я говорю: «Моя дочь, тарам-тарам-то». — «Ну, правильно, а что ты делал?» Так это он мне не указывает, не осуждает меня за предыдущие грехи, он мне показывает функциональную связь: «Когда я тебе, балбесу, говорил: «На тебе ответственность», — ты не выполнял. Вот они плоды! Терпи!» Это обучение. Это процесс обучения, а не осуждения.

Не осуждаем, но понимаем причинно-следственные связи

00:40:16 Матаджи, которая, дружа с другой матаджи, приходит и говорит: «Опять ничего не получилось, ни один мужчина на меня не смотрит». И вторая, зная её, допустим, они вмести пришли в сознание Кришны, скажет: «Мать, да ты вспомни, что ты делала! Ты же вот так, вот так! Теперь это твоя вторая натура! Ты, где появляешься, все убегают!» — «А! Ты меня осуждаешь!» — «Да не осуждаю, успокойся, перейди на философское виденье. Какое-то время, плоды твоих прошлых поступков будут проявляться». Нормальный разговор. Ненормальный разговор заключается в другом: «О, вот этот человек что делает?» — «Двадцать пять лет практикует». — «И что, он теперь наставник?» — «Да». — «Да какой он наставник, как это может быть? Он на первом году жизни развёлся. А до сознания Кришны пил, курил. Вы что, вы его приняли наставником? Вы с головой не дружите? Вы посмотрите на его прошлое!» Вот оно осуждение.

00:41:18 Понятно, о чём речь идёт? Это осуждение. Потому что, за столько лет человек мог давно поменяться. Так может и хорошо — был таким, а каким стал. А если интеллигентный человек так и остался интеллигентом, так может это не преданное служение, а просто прарабда-карма? Вот был культурным человек и стал культурным человек. Он как был культурным, так и был. «О, вот к нему пойду». Нет вопросов на эту тему? Понятно хоть как-то? Мы не осуждаем, но мы должны понимать причинно-следственные связи. Мы верим, что человек может поменяться. И, понимая прошлое рождение, как раз понимаем, что это быстро он не возьмёт. Когда я теперь приезжаю на панчакарму, если я приезжаю с ребятами, правда, два года я уже не приезжаю с ребятами, я сразу прихожу, говорю: «Этот человек с севера». Врачу говорю.

00:42:13 Он говорит: «Я вижу в пульсе». — «Нет, — говорю, — это человек с севера. Всем семь таблеток веричины, этому двадцать пять. Просто послушайте меня. Человек с севера. Минус тридцать пять [градусов] пять месяцев». А что там человек ел все эти годы? У [врачей] — индийские тела.
Последний раз я с доктором Рамом [общался], он мне говорит: «Спасибо, ты мне такое сказал! Я это стал использовать. Я понимаю, что эти ваши русские тела, они особые». Потому что условия жизни определённые. Мы возьмём, например, человека, который прожил в камере с девятнадцатью курящими людьми. Там и психика убита, и кишечник убит, и печень, и желчный. Очевидно, не надо диагностику ставить. Просто девятнадцать человек в камере. Всё.

Критическое умонастроение — начинайте повторять мантру

00:43:10 [Из зала]: Можно вопрос?
[Михаил Юрьевич]: Можно.
[Из зала]: Если у меня критическое умонастроение в отношении старших вайшнавов, в отношении всех, равных, младших, в уме оскорбление. Это не так…
[Михаил Юрьевич]: Святое Имя. Надо читать, Катя, мантру. Вот сесть и пока не уйдёт критическое умонастроение, не бросать читать мантру. Это то, о чём я вчера говорил. Есть некая эмоция, с которой мы не можем справиться. Это наша слабость, у каждого своя.
Я вам рассказывал, в 2012 году я был в этой же ситуации, я никого не мог видеть, себя в том числе. Не то, что старших, не то, что младших, никого, я себя видеть не хотел. Вы берёте, просто начинаете повторять мантру. И это своё бессилие отдайте Кришне. Зачем думать о том, где вы бессильны. Это буддистское, знаменитое изречение, там хитрые все такие.

00:44:17 Идея такая. «Если есть проблема, есть два варианта: решить её или не решить. Если она решаемая, зачем о ней думать, она решится. Если она не решаема, зачем о ней думать, она не решится». Рациональное зерно. Приложили какие-то усилия, к тому оскорбительны, к тому оскорбительны. Приложили усилия, приложили усилия, приложили усилия. Что? Невозможно. Ну и выключите эту проблему. Сядьте повторять святое имя, пока это не уйдёт. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути. Я разрешаю, я благословляю не приходить на ретриты. А что делает Катя? Катя повторяет святые имена. С четырёх утра несколько дней нон-стопом. Сит, правда работает? Вот. Она даже не хочет говорить громко, потому что знает, как работает. Работает. Вопрос — где Кришна прольёт милость?

Необходимое условие входа в маха-мантру

00:45:18 И в смиренном состоянии ума. Кто был учителем, Сит, Гаура Кишор Дас Бабаджи у Бхактисиддханта Сарасвати? Не помнишь? Кто помнит, кто шастры знает? Да, у Бхактисиддханты. Гаура Кишор Дас Бабаджи. Он же ему, в конечном счёте, дал мантру: тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих. Быть терпеливей дерева, смиренней травы, не ждать почтения ни от кого и быть готовым оказать почтение каждому. Это вход в маха-мантру, необходимое условие входа в маха-мантру. Если вы посмотрите в своё сердце и поймёте, что у вас непреодолимое чувство, что вы не можете взять мантрой какую-то тему, это говорит о том, что один из этих четырёх принципов нарушен.

00:46:16 Или вы не терпеливы, или вы не смиренны, или, соответственно, не можете оказать почтение каждому, или требуете почтения к себе. Это входящие параметры. И для этого нужно повторять святое имя. И что произойдёт? Вы будете повторять, повторять святое имя и наконец-таки ум устанет. И он сдастся. Когда он сдастся, выполнится условие этой входящей мантры и святое имя прольёт милость. А вот когда святое имя позволит пролиться милости — это уже ваши отношения с Богом. Поэтому берём чётки — и вперёд. То есть пятнадцать минут гимнастики, пятнадцать минут, на туалет там, куда-то ещё, на еду и всё остальное время просто святое имя. Кайф. А что делать?
харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха.

Кришна — Самый упрямый

00:47:24 Нет иного пути, нет, поверьте. Кришна всё равно добьёт. Вы поймите, Он Самый упрямый. Причём абсолютно. Но почему Ему удаётся быть самым упрямым? Потому что Он самый непривязанный. Он упёрся и не привязывается. Мы-то привязываемся к плодам, а Он не привязывается. Он упёрся и всё. Да хоть миллион жизней! Он упёрся. И вы ничего не сделаете. И это милость, это и есть любовь Кришны. Вот когда Кришна упирается, это значит, что у Него есть к вам отношение. Если бы не было у Кришны отношений, Он бы не упёрся. Знаете, каждый из нас в жизни сталкивался с ситуацией, которую точно не может взять, заметили? Вот всё, вот брал, всю жизнь так жил. Вдруг в какой-то момент всё, нет, вот так, как ты раньше жил, не получается, ну хоть ты там, я не знаю что. Всё. Это любовь Кришны. Кришна говорит: «Не-а. Без меня не пройдёшь. Не пройдёшь, ничего не получится». И вот мы там придумываем способы решения, а Он упирается. Это значит серьёзная милость. Серьёзная милость.

00:48:36 Так у меня было со здоровьем. Меня Кришна довёл полностью почти до похорон. То есть Он хотел от меня определённых вещей. Он говорил: «Не возьмёшь старым методом. Только так и всё». И начал. Я уже и так и сяк. «Ах, ты юлишь-хитришь? Ну, тогда я тебе здоровье отниму». Это милость! Она заставила пересмотреть меня очень серьёзно многие вопросы. Сейчас упёрлось. Я буквально не мог. Помните, последнее моё было, что я мог отчёты читать. Кришна говорит: «Всё равно ты не понял мой план! Вот тебе тошниловка от отчётов». Я начинаю читать отчёты — у меня голова кружится. Какой-то бред. Ну что, просто прочесть! Только закрыл отчёт — раз, не кружится голова. Кришна говорит: «Не пройдёшь. Я — Хришикеша, я управляю твоими чувствами. Не слышишь моего плана? Тогда поставь ведёрочко».

Если правильное направление — появляется разум

00:49:35 И, в конце концов это привело к серьёзным [последствиям]. И при этом: «Я даю разум тому, кто предался». Ты предаёшься, принимаешь Кришну, и тут же разум. Или ведёрочко, или разум, но по-старому никак! Только в правильном направлении — раз, там же разум появляется. Только в неправильном направлении — тошниловка, потеря здоровья. Только в правильном — раз, сразу всё чунь-чунь-чунь. Знаете, это кто в танке. Поэтому вот этот бунт — одно из проявлений глобальной зависти к Богу. Вот этот внутренний бунт. Когда мы сопротивляемся, такой внутри вызов Богу. Зачем Ему вызов-то делать? Он что, против нас что ли? Он не против нас. Хорошо, пошли дальше.

Виды дурного общения

Недозволенные связи с женщинами

00:50:36 К непреданным, Кришна-абхакта, относятся также…. Шри Чайтанья Махапрабху говорит о двух видах дурного общения. Дурное общение ведёт к оскорблениям преданных. Первое оскорбление стри-санги. Стри-санги, первый вид дурного общения — недозволенные связи с женщинами. Либо отношения с мужчинами, которые привязаны к женщинам. Потому что они становятся носителями вкуса. Интересный момент. Мы с Андреем говорили, что у него с кем-то там из друзей бывших что-то не идёт общение, не о чем говорить. Есть о чём, но только это неинтересно. Потому что скорей всего вот эти темы и начнутся: о власти, об эго там, о женщинах, каких-то вещах. И мы интуитивно чувствуем, что какая-то тема неактуальна на данном уровне для нас. И понимаем, что и наших детей нужно ограждать от этого дурного общения. Или с низкорождёнными шудряни, женщинами низкого происхождения и поведения. В первую очередь поведения, мы тут все низкого происхождения. Либо отношения даже с их последователями — мужчинами, которые, как их называют в шастрах, «ловцы женщин».

Атеисты

00:52:02 И второе, более философски надо понять — Кришна-абхакта. Бхакта — это преданный, абхакта — не преданный Кришны. Кришна-абхакта. Общение с четырьмя типами непреданных. Вот эти непреданные, абхакта, их четыре категории. С атеистами. А кто просто вот материалист. Вульгарный материалист. Это в «Йоге как она есть» мы называли. То есть, человеку просто в лоб говоришь простые элементарные вещи: «Вот это кто создал?» — «Разум». — «Это кто создал?» — «Разум». — «Столб кто создал?» — «Разум». — «Подушку? Вьясасану?» — «Разум». — «Дерево?» — «Само!» — «Хорошо, — говоришь такому атеисту, — в основе твоего видения мира что лежит?» — «Чувственный опыт!» — он говорит. Я говорю: «Отлично. Кто вот это создал?» — «Человек, разум». — «Кто создал столб электрический?» — «Человеческий разум». Рядом стоит столб, дерево живое. «Кто создал?» — «Само». Я говорю: «Подожди, протьякша, чувственный опыт, что говорит? Это кто создал, это кто создал? Где? Почему вдруг логика на сто процентов поменялась?» — «Не знаю, но это так».

00:53:25 Это атеисты, всё. Это безумие. Просто безумие. Сумасшедший дом, палата номер пять там, где Наполеон, всё иди, всё. Вариантов нет. Просто атеист. Это с Богом связано, что Он лишает его знания, просто логики. Раз ты не видел, значит, само произошло. «Ты видел, как радиоволны, сами, телевизор сам горит. Вот сам». Он говорит: «Приборчик можно».— «А? Значит, пока у вас приборчика нет — само?» Значит, у вас приборчика нет замерить у дерева что там. Какой-то абсурд. Есть же некая логика. То есть, понимаете, если бы я аспирантуру мехмата не заканчивал, то я бы не понимал так глубоко, как я глубоко понимаю идиотизм атеистов.

00:54:11 Там нет никаких доводов. То есть, я при научных докладах, при защите кандидатских, докторских присутствовал. Я понимаю, как строится кандидатская, как, что пишется: тема-рема. И вдруг эти же люди, которые нормальные учёные, вдруг несут такую ахинею. Я им на их же языке говорю: «Подождите, у нас научный разговор? Или сейчас мы… я не знаю, бельё стираем и орём друг на друга? Что происходит-то? Вы что, где?» А они на тебя смотрят, и просто никакого научного разговора нет. Вот это атеисты. Зависимые люди, погрязшие в чувственных удовольствиях. Или наратамы, люди, которым нравятся низкие удовольствия. Вот нравятся. Вот склонность есть к грязи.

Майявади

00:5:16 И, соответственно, майявади, имперсоналисты — это тонкая зависть. Есть грубая зависть, есть тонкая зависть. Третье. Майявади – это разряд имперсоналистов, которые не отрицают Брахман, субстанцию, в которой бытие происходит, но отрицают личностный аспект Бога. Шрила Прабхупада объясняет, что, если у человека есть склонность к атеизму — это тонкая зависть к Богу. Он понимает, что чувственное удовольствие — это абсурд, потому что это абсурд. Абсурд заключается не в том, что мы не получим удовольствия, а что мы обязательно за него таким же количеством страданий заплатим. Всё должно обнулиться. Таков материальный мир. Здесь закон сохранения энергии работает. Она всегда приходит в устойчивое, невозбуждённое состояние майявади это понимают, но говорят: «Это само происходит, Бог тут не причём». Есть тонкая зависть к Богу, который лично их ведёт. А они не хотят признать в Нём Личность. В себе признают, в Нём — нет.

00:56:31 Более того, они и в других Её не признают. Они кругом видят всё, как машины. Это своего рода безумие имперсональное. И оно очень тонко может отравить преданного. Очень тонко. Для них Харе Кришна мантра – это вибрация, некая космическая вибрация. Поэтому, если мы повторяем святые имена и общаемся с имперсоналистами, мы не поймём суть того, что святое имя может даровать любовь. А к кому любовь, если Кришна не Личность? Это просто какая-то благоприятная вибрация? То есть я подхожу к этому алтарю и ощущаю совершенно нереальную вот эту вибрацию от алтаря. И что, это оно само вдруг? А они скажут: «Да. Это от всего исходит. Это в голове у тебя, но из-за обусловленности, из-за того, что чувства есть, некий образ создаётся. Когда твоё тело умрёт, ты с Брахманом соединишься — там всё ровно. Никаких вибраций, никакой любви. Вечный покой».

Материалистические преданные-лицемеры

00:57:40 Четвёртый — [общение с] материалистическими преданными-лицемерами, пракрита-бхактами. У Пурначандра Махараджа есть лекция на эту тему. Я её давал. «Искусство различать» лекция называется. Она была в 2011 году, на его уход. Заняла у меня три дня по три часа. Девять часов лекция. Он там разбирается с пракрита-бхактами, лицемерами. Очень опасный вид преданных. [Текст] 9.12, пометьте себе, комментарий Бхагавад-гиты. О них Шрила Прабхупада говорит: «Иногда люди практикуют сознание Кришны», – я уже приводил пример на какой-то лекции на ретрите, – «и они думают, что они практикуют сознание Кришны. На самом деле у них нет сознания Кришны». Так как у них нет сознания Кришны, с точки зрения Кришны. Очень важный аспект: «Что такое сознание Кришны?» Можем ли мы определить, любим мы объект любви или нет? Нет. Определяет Кришна: любим мы Его или нет.

00:58:47 Если женщина говорит: «Я люблю тебя», а муж говорит: «Нет, ты меня не любишь». Значит, не любим. Объект любви определяет. Человек даже может сказать: «Я не люблю тебя». А объект любви говорит: «Нет, любишь, я вижу. Ты просто… Ну, как бы… Да всё хорошо у тебя!» Вот это лучше, это правильно. Преданный всегда думает: «Я не люблю тебя, Господь, я достоин ада». Чем больше вы будете духовно расти, тем больше будете удивляться, что вы можете попасть в духовный мир. Вот эта иллюзия развеивается. Поэтому, чистого преданного невозможно обидеть. Вы ему скажете: «Да, ты просто…» А он скажет: «Конечно, сто процентов». Он-то знает, откуда силы, откуда всё. Он скажет: «Это мой духовный учитель, а я — ничтожное живое существо».

00:59:42 Но мы, нам только что скажи! Вот в чём проблема. Материалистические преданные — это преданные, у которых так сложилось в силу их вожделения, в силу какой-то кармы… Очень трудно. Я до сих пор до конца этого не понимаю, но есть преданные с подлогами. Ничего не сделаешь. Вот у них как-то всё в голове тарам-парам. Согласно шастрам — это невежество. Они вроде и тилак поставят, вроде, как и дхоти одели, а веры в Кришну нет. Кришна как бы виртуальный. Потому что, в конце концов, самое ценное — это, чтобы преданным Кришна был доволен. Этих людей надо очень бояться, потому что они подобны вору, который надел одежды священника, и, обворовал благочестивого человека.

Подлоги

01:00:48 Лучший способ разрушить государство, который у нас применяется. Судьи, которые невинных осуждают. Полиция, которая охраняет воров на самом деле, бандитов. Я знаком с нашим местным следователем по уголовным делам. Он говорит, что воровство практически невозможно доказать. На свадьбе у человека украли камеру. По камерам внешним вычислили, кто украл. Приехали к нему домой с понятыми, брать его за воровство. Только мы зашли, он понял, что за воровство, и говорит: «Да, да я хотел камеру отдать». Ему говорят: «Вы не хотели отдать, вы своровали». Он говорит: «Как своровал? Они пьяные были, я её просто взял, чтоб не потеряли». Я говорю, это бред полный. Он говорит: «Да, но мы не можем его посадить».

01:01:51 Если вы послушаете следователей, то увидите, что посадить теперь можно только за проповедь. Вы смеётесь, но это факт. Если кто-нибудь из вас сейчас напишет жалобу, что приехал тут просто отдохнуть, а мне о Кришне [рассказывают]. Всё, я готов. В частном доме не имею права говорить о Боге, только в отведённых местах, которые никто никогда не отведёт. Отсюда мы видим, что люди из разных сословий в обществе теряют, так называемый, патриотизм. Они понимают, что это безумие. За что тут бороться, жизнь класть? За полицию, милицию? Они кого представляют? Никого. Остались только абсолютно не разумные люди, которые говорят: «Вау, экстаз!» — «Что экстаз-то?» — «Мы политику ведём такую». — «Какую политику? Народ за год раздели в два раза больше». Инфляция в пятьдесят процентов за год.

01:03:09 Подлоги, они самые страшные. Это объясняется в семинаре Бхакти Видья Пурна Свами «Кто такой лидер». Преданный вайшнав — лидер хотя бы своей души. Там объясняется, что ребёнок никогда из всех миллионов «почему» не говорит: «Почему эта мама — моя мама?» Никогда. Нет этого вопроса. Это заложено в подсознании. Это мама, всё. И там приводится определённый список вещей, который живое существо, если его определённым образом не калечить, принимает на веру. Просто, естественно. Это заложено в законах материальной природы. Понятия красоты определённой. Амайявади говорят: «Нет красивых и уродов. Свинья красива». Но, мы понимаем, что свинья не красива. Причём они сейчас это проталкивают.

01:04:20 Например, японцы делают какой-то вид мяса из испражнений человеческих, типа бефстроганов. Они говорят, нет разницы между говном и этим, потому что и там, и там белок. Они химический состав берут, и говорят, что нет разницы. Уберите запах, и это то же самое. Но, в природе человека, как Ранчор, мне очень понравилось, объясняет этикет. Он говорит, почему нельзя есть с тарелки другого [человека]. Многие не понимают. Он элементарно объясняет. Ставим большую тарелку, сажаем бомжа и вас, потом берём пищу, делим на два, на одном подносе. Попробуйте поесть. Он не ест именно вашу пищу. Есть некое пространство между вашей пищей и его. Но теперь разница между вашей чистотой и его настолько сильна, что вы хоть и кондовые, но наконец-таки увидите, что как-то за одним столом с ним есть, не хочется. А разница между вашей чистотой и вашей — маленькая. И вы думаете, а чего такого. Но она есть, и она перетекает. Осквернение происходит, просто не такое грубое. Чтобы некоторые вещи понять, нужно их утрировать, усилить.

01:05:45 Как, например, чтобы определить инфекцию, надо несколько дней не мыться. Тогда эти бактерии оживают, размножаются, вот вам всё и видно. То же самое здесь, нужен некий контраст. Я это говорил к теме «Лидеры». Когда вы утончитесь, когда вы всю этику узнаете, вы увидите, что интуитивно, если б с детства нас не уродовали, не хочется пить вино, бражку. Это испорченный вкус. Интуитивно мой сын, если температура подымалась, постился. Два дня постился. Пока не сделали прививок первых, [когда] в детский сад пошёл, человек выходил из любой болезни сам спокойно иммунитетом, просто постом. Встал, температура, он скорее умрёт, чем съест хоть что-то. Два дня — всё, выздоровел. Просто лежит и пьёт воду, ребёнок. Это интуитивно. Это надо изуродовать, чтобы мы начали есть, когда больные. То есть, сломать иммунитет, сломать организм, ввести туда инородные вещи.

Умение различать, нести ответственность – это большое искусство

01:07:15 Умение различать, умение нести ответственность, видеть эти подлоги — это большое искусство. В противном случае, если начинаем общаться с материалистичными преданными, не различаем, не понимаем, мы воспитываемся подлогами и принимаем сознание Кришны за не сознание Кришны, а не сознание Кришны — за сознание Кришны. Эту революцию в этикете в ближайшее время собираемся сделать, потому что доходит в ИСККОНе до полного лицемерия. Никому ничего нельзя сказать. Это просто кошмар. Позитивно надо видеть желание человека, но сделал он плохо. «Ну, давай ему не будем говорить». — «Ну, давай не будем, а потом что? Он помыл, а я иду тут же за ним мою». Тут йогу делаем, а там, в углу, за колонкой, вот такой слой пыли чёрной. Ну как? Можно позитивно видеть, но кто последний пол мыл, ну вы глаза подымите, что ж тут пыль-то? Тут пыль, там. Этому надо учить. Меня гуру учил.

01:08:29 Это не мешает относиться позитивно к тому, что человек делает. Ты делаешь позитивно, вот тебе ещё позитив. Если ты хочешь, чтобы принял Кришна, тут паутину убери, здесь тряпку прополоскай, не бросай здесь. У нас одна матаджи воду «пшик, пшик, пшик» на Туласи. Я ей говорю: «Матаджи, вспухнет пол». Но у неё всегда два фактора, всю её жизнь: «Нет, ту то, а потом то, ничего не вспухнет». Пшик, пшик, пшик. Через два дня приходим, весь ламинат вздулся. «Но это что?» — «Ну, вспух, ну». Позитивно, но пол вспух. А на деньги кто попал? «Ну, Вы, конечно, Медини-пати. Я тут причём? Я — пшик, а он чего-то вдруг…» В конечном счёте, Кришна смотрит на этот сумасшедший дом и говорит: «Всё, никаких храмов, никаких харинам». Потому что это невозможно. Потому что, если пракрита-бхакти и лицемерие проникнет в само наше поведение, если мы начнём носить это лицемерные ценности, то Кришна скажет: «Причём тут Я?» Это целая наука.

Отличие между преданным и преданным-лицемером

01:10:00 [Из зала]: В стихе говорится, что нужно избегать общения с преданными-лицемерами, но мы по идее все преданные лицемеры.
[Михаил Юрьевич]: Нет, далеко не все. Почему?
[Из зала]: В чём отличие, я не могу понять?
[Михаил Юрьевич]: Во-первых, об искренности. Преданный лицемер — это тот, у которого целью является что угодно, только не Кришна, вот в чём лицемерие.
[Из зала]: А как мы на своём уровне можем…
[Михаил Юрьевич]: Гуру, шастры, садху. Всегда на любом уровне: гуру, шастры, садху. «Вот я общаюсь с гуру Махараджем, с тем-то и с тем-то, так-то, так-то, с наставником. Такие ощущения у меня от этого общения, мне надо общаться?» — «Нет». И всё.

01:10:36 Мы всегда соизмеряем. А то мы сейчас надумаем! Сейчас паранойя начнётся, у нас все лицемерами будут. Он дхоти не одел — лицемер, или наоборот не лицемер. «Ой, я не знаю, но общаться не буду». О себе тоже мы должны писать отчёты не формальные, а внутренние. Помните, у меня в отчётах есть графа «реализации». Вот эта часть отчётов, позволяющая мне увидеть признаки лицемерия. Вы не пытайтесь увидеть, вы пишите, что чувствуете. Иногда я вижу лицемерие в чём: «Что же мне написать? Это будет выглядеть красиво?» Зачем? Пришёл к врачу: «Можно ваш пульс?» — «Нет нельзя». — «А можно анализы?» — «Вот спортсмена анализы, возьмите». — «Так это ж не ваши!» — «Но они лучше. Я вам нравлюсь?».

Поклонники полубогов

01:11:43 [Михаил Юрьевич читает текст]: К непреданным кришна-абхакта относятся также те, кто поклоняется полубогам. В «Бхакти-расамрита-синдху» приводится такой стих из «Катьяяна-самхиты»: «Лучше страдать в клетке, объятой пламенем, чем общаться с людьми, лишёнными сознания Кришны. Ибо подобное общение ведёт к неимоверным мукам».
[Михаил Юрьевич]: К неимоверным мукам. В принципе, да, если сравнить наше положение с духовным миром, то это неимоверные муки. Помните, Господь Чайтанья рвал на Себе волосы в Джаганатха Пури, находясь Один в этой кельи, куда мы поедем в этом году. Поставим Его сандалии себе на голову.

01:12:32 Он доходил до исступления, называл себя мошенником и говорил: «Если б Я любил Бога, Моё б тело не выдержало этого. А раз Я живой, значит, Я не люблю». Масштабы счастья и экстаза от отношения с Богом настолько велики, что человеческое тело не способно это вынести. Поэтому мы в неимоверно ужасных условиях. Это не в сто раз понижения счастья, как то, что мы тут живём и испытываем, не в тысячи, это просто адское существование. Всё наше существование — это адское. Это результат материалистичного общения. Поэтому этот стих имеет, конечно, глубоко верное [значение] .

01:13:22 [Михаил Юрьевич читает текст]: Обнимать змею, тигра или крокодила предпочтительней, чем…
[Михаил Юрьевич]: Это Вишну Рахасья.
[Михаил Юрьевич читает текст]: …чем общаться с теми, кто движимый материальными желаниями поклоняется полубогам. Осознавая смысл этих шлок, Рамануджа Ачарья строго настрого запретил своим ученикам общаться с поклонниками полубогов. Как-то он сказал: «Если вы погибаете посреди пожара, но можете спастись, укрывшись в близлежащем храме, где поклоняются полубогам, лучше сгорите в огне. Умереть от пожара не так страшно, как войти в храм поклонников полубогов. От смерти в огне или в пасти тигра не будет большого вреда, ведь бхакти самскарой, впечатлений от преданности не утрачивается при этом».
[Михаил Юрьевич]: Ещё и Кришну вспомнил.

01:14:21 [Михаил Юрьевич читает текст]: Шри Кришна подтверждает в Бхагавад-гите, 2.40: «На пути преданного служения нет ни потерь, ни поражений. Даже малое служение, которое совершил в своей жизни преданный, способно спасти его от величайшей опасности».
Тигр, дикие звери и лесной пожар не могут подорвать преданность, но общение с похотливыми женщинами и мужчинами, с любителями чувственных услад, с почитателями полубогов — хуже смерти. Так как подобное общение наряду со стремлением к почестям, богатству и мирским приобретениям уничтожают в сердце впечатления от бхакти.
[Михаил Юрьевич]: Сильно, да?

Действовать нужно духовно. У нас две упряжки — знание и практика

01:15:01 [Михаил Юрьевич читает текст]: Вайшнава-апаратхи включает в себя оскорбление действием, словами, а также оскорбление, совершаемое в уме или сердце. Не радоваться при виде вайшнавов — это апаратха, которая возникает в сердце, охваченным завистью. Сканда Пурана описывает шесть видов вайшнава-апаратх.
[Михаил Юрьевич]: Это мы разбираем первое оскорбление. Остановимся. Много опять эмоций было, надеюсь, они не зря. Мы видим, что с одной стороны, святое имя повторять просто. Мы просто повторяем святые имена и внимательно слушаем, и вроде бы тема закрыта. Но душе надо действовать, а чтобы действовать, нужно знать некие принципы духовного бытия. Действовать надо духовно, поэтому необходимо понимать какие-то вещи, чтобы разум позволял нам действовать в нужном направлении.

01:16:01 Соответственно, если мы просто знаем, но не повторяем святые имена, разум не заработает. Гуны не дадут. А если мы просто повторяем святое имя, то мы можем совершать оскорбление не осознанно. Пока мы дойдём до чистого воспевания, мы наделаем кучу всяких неосознанных, непонятных вещей. Поэтому у нас две упряжки: знание и практика. И то, и то, нужно делать достойным образом, в достойной культуре. Понятно, если ребёнок с детства в вайшнавской семье рос, чистых преданных, правильно воспитывался, то он этим вещам автоматически следует. Но мы-то… Хотя, я вот смотрю, про Галю немножко скажу. Она ведёт зарядку для обычных материалистов, людей, которые хотят за счёт здоровья, каких-то вещей стать счастливыми в этом мире.

01:16:55 И в какой-то момент приобщившись, начав получать этот вкус, это знание, она говорит: «Да не хочу я ничего. Они меня не слушают и ничего не хотят. Какой смысл вгрохиваться в это всё? Потому что бессмысленны те способы, какими они хотят стать счастливыми. Так зачем я тогда трачу время?» Мы видим, что какие-то вещи до нас доходят. Не надо общаться с материалистами, бессмысленно. Им можно давать знание. Как? Дал, они не понимают: «До свидания, следующий!» Надо? Давай! Не надо? И не надо, иди дальше, я не знаю, как помочь. Потому что где-то есть человек, который жаждет [знания]. Вот его надо найти, ему дать и помочь. Остальные — Харе Кришна победит, идите. Не метаем бисер, бесполезно, тратим время просто.
Шри Шри Гауранга Нитьянанда ки Джай!
Шрила Прабхупада ки Джай!
Гоура Преманада! Харибол!