Письма Рукмини

Москва - 17 сентября 2017
Важность и практичность внутреннего удовлетворения. Внутреннее удовлетворение — критерий духовной практики. Принцип: боль и страдания необязательно идут вместе. Состояние скупца. Если не научимся терпеть, то всё бесполезно. Дети относятся к категории равных: они могут держать удар. Шримад-Бхагаватам 10.52.36-37. Иносказательность любви и прямолинейность дружбы. Урок: выходить замуж надо, найдя прибежище у старших. Характер мужчины: три важных положения: мужчина хочет, чтобы его любили таким, какой он есть; женщина должна показать мужчине, что он ей нужен; мужчине нужна свобода. Дхарма и любовь. Мужчина: может исполнять дхарму и может любить, не исполняя дхарму. Только, когда женщина любит, она может по-настоящему исполнять дхарму. Чем больше искренности, тем больше вдохновения. Женские манипуляции, или сковывание свободы мужчины. Целомудрие не мешает свободе. Наши желания не должны причинять страдания другим. О двух противоположных векторах решения проблем. Сравнение с худшим не возвышает. Принцип ведической культуры – вдохновляют возвышенными примерами. Вы никогда сами качества не разовьёте — мы развиваем вкус к ним. Шримад-Бхагаватам 10.53.3-6. Если дизайн связан с Кришной — это духовный мир. Удовлетворённость и неудовлетворённость. Не можем удовлетворить Кришну — это духовная неудовлетворённость. Принцип «крысы в клетке»: если нет удовлетворения, то нужен стимул. Если человек не удовлетворён — обязательно вылезает извращение. Принцип динамического счастья: удовлетворённость Кришной и неудовлетворённость собой. Смирение, или внутренняя удовлетворённость. Отношения между братом и сестрой — это раса.
семинар для практикующих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:10:23 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 81 | скачано: 63 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая
ом намо бхагавате васудевая
нараянам намаскритья
нарам чайва нароттамам
дэвим сарасватим вьясам
тато джаям удирайет
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики.

Важность и практичность внутреннего удовлетворения

Внутреннее удовлетворение — критерий духовной практики

00:00:57 [Михаил Юрьевич]: Мы читаем Шримад-Бхагаватам , Песнь 10 «Суммум бонум». Глава 52. Рукмини посылает Господу Кришне письмо. Текст тридцать шесть. Продолжаем изучать эту лилу. Мы в прошлый раз уже начали читать это письмо. Итак, Рукмини посылает брахмана, доверенное лицо, брахмана-вайшнава к Верховной Личности Бога, Кришне, с посланием, с просьбой, предложением, чтобы Он на ней женился. В принципе, у нас у всех должна быть такая просьба. Кришна, как царь, принимает этого брахмана, оказывает ему различные почести и, в конце концов, расспрашивает этого брахмана в соответствии с его сознанием, в соответствии с его положением.

00:02:06 И мы помним, там был очень важный момент, когда Он спрашивает его: «Удовлетворён ли ты? Счастлив ли ты?» Это очень важный аспект, мы его в прошлый раз обсуждали, что человек, занимающий положение брахмана, вайшнава, должен быть удовлетворён. Человек, который не удовлетворён в своей духовной практике, в своей жизни — обречён на страдания и болезни. И это очень важный момент. Также это внутреннее удовлетворение, несмотря на какую-то сложную ситуацию в жизни, является хорошим критерием и не является чем-то логическим. Вот эта мирская логика, основанная на частном опыте, не имеет к этому никакого отношения.

Принцип: боль и страдания необязательно идут вместе

00:03:00 Мы помним принцип, что боль и страдания не обязательно идут вместе. Иногда мы не испытываем никакой физической боли, но страдаем. У нас может быть идеальное материальное положение, нас могут любить, то есть мы можем быть любимы, но мы не любим. Допустим, нас так или иначе что-то не утраивает, у нас какие-то другие желания, и мы страдаем, несмотря на кажущееся благополучие. И наоборот, бывает, что при кажущейся трагичности положения, при безнадёжности, преданные остаются умиротворёнными и счастливыми внутри.

Состояние скупца

00:03:47 Эта тема очень серьёзная и мы много о ней говорили. Не зря Рукмини доверяет такое сокровенное послание такому принципу, такой личности, обладающей этим качеством. Потому что мы помним, что в начале битвы на Курукшетре Арджуна входит в состояние скупца, вызванное стрессом и невозможностью решить ситуацию. И скупец, его так называет Кришна, означает то, что неудовлетворённый человек в стрессе не может ничего отдавать. Он как чёрная дыра — только потребляет. Причём это потребление бессмысленное, ибо оно его не удовлетворяет. Сколько туда не вливай, ничего не насыщает неудовлетворённую личность, потому что это определённое состояние сознания.

Если не научимся терпеть, то всё бесполезно

00:04:44 [Михаил Юрьевич читает текст]:
матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
Первое наставление Бхагавад-Гиты, которое Кришна даёт, это то, что счастье, горе и неудовлетворённость — это просто от соприкосновения чувств с объектами чувств. И подобно зиме и лету, к нам приходит счастье, потом приходит горе. Просто нужно научиться терпеть. Без того что мы не научимся это терпеть, дальше всё бесполезно. Мы не сможем никогда сосредоточиться на мантре, на преданном служении, не сможем войти в серьёзную сангу. Человек неудовлетворённый не может находиться в санге. Ложка дёгтя портит бочку мёда. Даже если вокруг прекрасные, возвышенные вайшнавы, а человек не удовлетворён, вечно чем-то недоволен, от него такая энергия идёт, всем хочется от него [уйти]. Даже сострадая к нему, довольно трудно общаться. Мой гуру Махарадж, например, очень следит за теми, кто приезжает в ашрам и в каком они состоянии находятся.

Дети относятся к категории равных: они могут держать удар

00:05:54 И тут же можно это распространить на семью, на детей. Если мы не удовлетворены, мы не может проповедовать своим близким, родственникам. Мы не можем воспитывать детей. Это очень важный аспект. Какие бы мы принципы не давали детям, если мы не удовлетворены, они не примут от нас. Дети относятся к категории равных. Вот интересный аспект. Несмотря на то, что по положению они ниже родителей, обязаны им многим и должны быть благодарны. Тем не менее, они видят своих родителей, отцов, матерей в самых различных ситуациях. И ещё не убежали из дома. Это означает, что они могут держать удар. Иногда друзья, например, приходят и видят нас в каком-то неблаговидном общении и они: «Фу ты, Господи!» — и уходят. Им хочется убежать, когда кто-то ругается. Друг с женой ругается, другой друг приходит и ему как-то нехорошо, хочется смыться и больше не появляться. А дети это выдерживают. Они даже могут принимать чью-то сторону, и как-то в этом всём жить. И при этом естественная привязанность сохраняется.

00:07:14 Поэтому детей не обманешь. Нужно помнить, что обмануть можно или старших, или младших. Равных — нет. Перед старшим можно во что-то рядиться, изображать из себя культурного павлина, что-то выдумывать. Перед младшими — сидеть с пафосным лицом, умные шлоки цитировать: «Вау, продвинутый преданный». Среди равных не прокатит. Поэтому эта удовлетворённость очень важна. Общение с равными тоже очень важно. Эта удовлетворённость позволила брахману объяснить ситуацию, донести письмо. Сейчас мы будем читать о том, что Кришна берёт его с Собой обратно в провинцию, где живёт Рукмини, чтобы прокатиться на собственной колеснице, запряжённой четвёркой совершенно удивительных коней, которые движутся с быстрой скоростью. Они преодолели огромное расстояние за ночь, за двенадцать часов. Дорогого стоит. Не простой явно брахман, явно вайшнав, явно высокого уровня.

Шримад-Бхагаватам 10.52.36-37

00:08:35 [Михаил Юрьевич читает текст]:
эвам сампршта-сампрашта,
брахманах парамештхина
лйла-грхйта-дехена
тасмаи сарвам аварнайат
В ответ на расспросы Верховного Господа, который воплощается в различных телах, чтобы являть миру Свои игры, брахман рассказал Ему всё.
Комментарий.
Рукмини, будучи царской дочерью, действовала храбро и уверенно. Она считала, что лучше умереть, чем потерять Кришну. Обдумав всё, она написала Ему искреннее, откровенное письмо, умоляя Кришну приехать и забрать её.

00:09:24 [Михаил Юрьевич читает текст]: Шри Рукмини сказала [в письме, которое читал брахман]: О красота мироздания, услышав о Твоих удивительных качествах, которые проникают в уши слушающих о них и уничтожают все страдания тела, узнав о Твоей красоте, которая исполняет все желания глаз, созерцающих её, я устремила к Тебе, о Кришна, свой не ведающий стыда ум. [ШБ.10.52.37].
[Михаил Юрьевич]: Как красиво сказано-то!
[Михаил Юрьевич читает текст]: Комментарий: Рукмини, будучи царской дочерью, действовала храбро и уверенно. Она считала, что лучше умереть, чем потерять Кришну. Обдумав всё, она написала Ему искреннее, откровенное письмо, умоляя Кришну приехать и забрать её.

Иносказательность любви и прямолинейность дружбы

00:10:12 [Михаил Юрьевич]: Очень интересный аспект, мы помним, что в любви приветствуется иносказательная форма общения, тогда как в дружбе — прямые отношения. В дружбе тоже можно поддеть, немножко поиздеваться друг над другом, но основа дружбы — это некая прямолинейность. Тогда как в любви прямолинейность делает её странной: «Я тебя люблю». Скорее интересно: «Не знаю, что, тобой болею. Что-то мне как-то всё это не нравится. Не могу вообще час без тебя пробыть, нехорошо мне». Это как-то больше вдохновляет. Не обязательно так, но идея [такая]. Видите, все матаджи заулыбались, экстаз.

00:11:11 И вдруг мы видим интересный аспект, что она говорит очень храбро и уверенно. Прямолинейно. Ачарьи говорят, что в этот момент она как бы говорит Кришне, что она хочет войти с Ним в эту расу. Когда раса наступит, и мы можем читать следующую игру Рукмини, где Кришна однажды приходит и говорит: «Ну что ты в Меня влюбилась, Господи. Я такой ловелас, такой непостоянный, Моё слово ничего не стоит». И там начинается уже любовная игра. Она от этого всего, что Он там ей говорит, теряет сознание, там целая лила. Здесь же она как бы настраивается, она хочет вступить в эти отношения. И таким образом мы видим прямолинейные речи, но пронизанные очень удивительным качеством изложения.
[Михаил Юрьевич читает текст]: О Твоих удивительных качествах, которые проникают в уши слушающих о них и уничтожают все страдания тела, узнав о Твоей красоте, которая исполняет все желания глаз, созерцающих её, я устремила к Тебе, о Кришна, свой не ведающий стыда ум.

00:12:36 [Михаил Юрьевич]: Здесь есть некая откровенность. Она признаёт то, что стыдно о таких вещах говорить. Но она ничего не может поделать: «Не ведающий стыда ум». В принципе нужно сдерживаться, в любви не признаются, не говорят, это не принято, но, тем не менее, она полна решимости.
ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-мано бхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе.

Урок: выходить замуж надо, найдя прибежище у старших

00:13:44 [Михаил Юрьевич]: Ещё важный аспект, что брахман выступает в роли её отца. Этот брахман, который доносит письмо. Очень интересный момент. Мы видим, что отец Рукмини на самом деле попал под привязанность к старшему сыну, который негативно относился к Кришне и пожелал выдать за Шишупалу Рукмини, свою сестру. Обычно такую функцию выполняет отец. У меня были эти общественные лекции, я немножко там эту тему давал, что вот нежность и ласку воспитывает мужчина в дочери, а мать в сыне.. Поэтому девочке, которая не имела этих отношений с отцом, очень трудно общаться потом с противоположным полом. У неё нет критериев, ориентиров системы ценностей. И поэтому она выбирает иногда просто по тому, кто её выбрал. Просто её выбрали.

00:15:00 Это такой [вариант]: лучше это, чем ничего. А что? Она может быть красивой, но она не может оценить себя. Потому что оценивает дочь отец. Я не понимал этого. Я серьёзно понял эту тему, может быть, за пару последних лет. Но интуитивно это в моей семье было. Например, когда Миру спрашивали: «Мира, что ж тебя так родители любят?» — «А я сладенькая! Потому что я сладенькая». Это вот шло, потому что я её всё время, когда купал, заворачивал в полотенце: «Сладенькая ты моя!» И это передалось, она это чувство уловила от отца. И теперь она будет искать такого мужчину. Это совершенно другое чувство.

00:15:49 Поэтому никакие мачо, никакие мужчины с грязным вожделением не вдохновят такую женщину. В то же время, холодные сухари с перекрытыми чакрами, которые только работают и в компьютер смотрят или в телефон, и для них существуют только деньги — она не глянет на таких, они не вдохновят её. Таким образом, осуществляется защита, и мы видим, что здесь её отец, как-то странно поступает. Великий царь, вроде понимает эти вещи, тем не менее, она не может решить с ним эту ситуацию. Но она понимает качество мужчины, она понимает, кто ей нужен. Здесь же внешняя игра и внутренняя мотивация. Внутренняя — это лила Кришны, а вот внешняя – это некий урок нам. Она, несмотря на то, что отец себя так повёл, всё равно находит мужчину, который представит её Кришне. Она всё равно кому-то доверяет. И она не боится, что эта личность прочтёт всё. Он же, брахман, читал Кришне это письмо.

00:17:08 Нам урок, дорогие матаджи, в том, что даже если у вас не было отца, даже если вы выросли в ложной культуре — выходить замуж нужно, сначала найдя прибежище у старшего. Он защитит вас и не даст вам [бурить]. Очень важный момент. И нужно предположить, что этот человек будет о вас знать всё. В противном случае, ничего не получится. Но этот человек должен быть достойный. Это не может быть просто человек, который осквернит ваши чувства или сделает их достоянием всех. Тем не менее, она не послала слугу. Она же могла воина послать и сказать: «Вот пакет, передашь Кришне. Распечатаешь – секир башка!» Она же могла так поступить? Нет, она послала брахмана, как дипломата, как своего представителя. Потому что Кришна мог задать ему вопрос: «Это что там за царь?».

00:18:13 И она знала, что этот брахман представит её должным образом. И читая письмо, он поймёт её чувства. Он может что-то подсказать. И может ответить на те вопросы, которые она хотела, чтобы с будущим женихом обсудил этот брахман, её представитель. Не она с ним, не она напрямую с Кришной, а её представитель. Почему? Потому что ей может быть что-то неудобно. Написала, сказала, а вот как это всё там повернётся, пусть мой представитель обсудит. Такую роль, в основном, играет в семьях отец, если они вайшнавские. Он может с будущим женихом обсудить какие-то вещи, зная природу своей дочери. Правильно же? И совсем по-другому будет.

00:19:06 Жениху с ней выяснять — она может начать стесняться. Жених может прийти к отцу и сказать: «Я не понимаю, что с ней происходит. Я нормальную фразу сказал, а она так-то себя ведёт». И отец прекрасно знает культуру, чувствует жениха лучше, чем дочь. Соответственно, жених проходит испытание. В случае с Кришной, какое испытание? Скорее брахман проходил испытание на садху-сангу с Верховной Личностью Бога. Но, тем не менее, в обычном, это очень важный аспект. Пожалуйста, сделайте соответствующий вывод. Дальше будет тридцать восьмой текст.

Характер мужчины: три важных положения

Первое: мужчина хочет, чтобы его любили таким, какой он есть

00:20:02 [Михаил Юрьевич читает текст]: О Мукунда, Тебе нет равных по происхождению, благонравию, красоте, знанию, молодости, богатству и влиятельности. О лев среди людей, Ты радуешь умы всего человечества. Какая знатная и рассудительная девушка на выданье не захочет в положенный срок выйти за Тебя замуж? [ШБ 10.52.38]. [Михаил Юрьевич]: Рукмини поднимает здесь два аспекта из трёх . Есть три важных положения, которые женщина должна учитывать в характере мужчины. Первое — мужчина хочет, чтобы любили его таким, какой он есть. Тогда он может меняться. Ни изначально входящие данные, ни его деньги, ни его положение, мужчина хочет, чтобы его любили.

00:21:02 И он готов отдать деньги, отдать своё положение, свою фамилию, дом привести, поделить имущество пополам, при условии, что принимают его, таким, какой он есть. А не так: «Господи, как тяжело с тобой. Ладно, деньги хорошие, потерпим». Нет, мужчина это почувствует. Если он подкаблучник, то не почувствует. Вот смотрите, она ему сразу показывает, что она принимает, его таким, какой он есть. Тут не так плохо, но она не просто говорит: «Ты самый-самый». Нет, она описывает, какие качества она в Нём признаёт и принимает: «Тебе нет равных по происхождению, благонравию, красоте, знанию, молодости, богатству и влиятельности». То есть она перечисляет конкретные качества, которые она в Нём принимает.

Второе: женщина должна показать мужчине, что он ей нужен

00:22:02 Второе. Этого, к сожалению, мужчине мало, дорогие матаджи. В ведические времена быть мужчиной, примерно в десять раз тяжелее, чем матаджи. В Кали-югу, женщинам, по-моему, в сто раз тяжелее. Потому что на мужчине огромная ответственность: эмоциональная, духовная, интеллектуальная. Всё это поддержание женщины — есть очень серьёзный аспект. Женщина всё это принимает, и все проблемы решены. И подобно ребёнку, она просто творчески живёт, вдохновлённая, раздаёт любовь, которой же её и насытили. Нигде в шастрах вы не встретите, что женщинам трудно удовлетворить половое желание мужчины. Но встретите в шастрах много раз, что не каждый мужчина способен обладать такой силой, чтобы удовлетворить женщину. Оказывается, даже это для мужчины серьёзный труд.

00:23:16 Поэтому, женщина, зная, что впереди у мужчины аскеза, должна показать, что он ей нужен. Многие современные женщины этого не понимают, потому что они подходят к крану и вода течёт сама. Гаури жила в Москве, а когда мы начали строиться, она переехала в Барановку. Она приехала и ходила не знала, что делать. Мы сами готовили. Жили мы втроём – Ранчор, Ишвара Пури и я. Мы закупали продукты и стройматериалы. Строимся и моемся, и убираемся. Она ходит среди нас и у неё истерика началась. Говорит: «А я тебе, вообще, нужна?» Я говорю: «Ты не о том думаешь. Если я тебе нужен – это и показывай». Вчера был экадаши. Наконец-то у меня была возможность, и я сварил киноа и пожарил картошечки. Самая вкусная картошка! Я скоро дам класс по жарению картошки. Сколько мне приносят картошку — самая вкусная та, которую готовишь сам.

00:24:30 Вот когда я в бхаджан уезжаю один, я сам готовлю. Как это вкусно! Супер матаджи готовят, но я лучше! И лучшие повара-мужчины. Когда матаджи приходят и говорят: «Дорогой муж, ты так нужен. Позволь, очень хочется». — «Ну ладно». Вот такое состояние. Женщина должна понимать, что мужчина самодостаточен. Мужчина, а не мешок с усами. Потому что современные мужчины не умеют ни готовить, ни убираться. Нормальный мужчина всегда себя обслужит. Поэтому, это некая такая тапасья, он думает: «А зачем она это делает? Мне, вообще, это надо?» Женщина должна показать ему то, что ей это нужно.

Третье: мужчине нужна свобода

00:25:26 [Михаил Юрьевич читает текст]: Какая знатная и рассудительная девушка на выданье не захочет в положенный срок выйти за Тебя замуж?
[Михаил Юрьевич]: То есть, иносказательно она говорит: «Ты мне нужен». Но это очевидно, куда она без него. Очень важный аспект. Итак, второй аспект — она ему объявляет. А третий — свобода. Если мужчина по-настоящему любит женщину, если он проявляет к ней нежность, то ей нравится, что её лишают свободы: «Подойди сюда, сядь, пожалуйста». — «Да не пойду». — «Подойди, сядь сейчас сюда, я тебе говорю». Ах, как сладко! Но это, если муж даёт эманацию любви. Он начинает: «Сейчас туда не идём, просто сядь сюда. Садись!» — «А вот у меня…». — «Просто сядь, я тебе сказал». Ах, как же сладко!

00:26:25 Но, если вы будете себя вести с мужчиной так: «Я тебе сказала, будем делать так!» — «Угу». Это очень опасно. Даже если он знает, что надо делать так, он думает: «Надо всё наоборот сделать». — «Когда ты будешь? Когда ты на работу пойдёшь? Когда ты то сделаешь?» Ты уже понимаешь, что на полчаса позже. Всё, выносит, всё! Он понимает, что она права. Но как же хочется объяснить ей, где её место. Таким образом, мужчина сразу переходит с эмоции на разум. Потому что этими словами женщина делает вызов. Она говорит: «Я могу судить, куда ты и как время направляешь, что ты и как делаешь. Я тебе ровня». — «Ах, ровня?» Тогда отключаются эмоции и включается разум. Когда мужчина смотрит на женщину разумом — ему очень грустно становится.

00:27:18 Когда женщина выбирает мужчину, говорят: «Ну что ты этого мужчину выбрала?» Она может сказать, что он высокий, может достать что-то с полки, функционально, рост: «Я могу надеть каблуки, у меня будут длинные ноги, но он не будет у меня под мышкой». Даже чтобы ей хорошо одеться, красиво выглядеть, нужен высокий мужчина. С маленьким надо ходить всё время без каблука. Опять функционально она себя может преподать. Если он сильный, то очень много функций — дома трактор конкретный. Если он умный, если он богатый — опять польза.

00:28:02 Мы видим, что любое качество, которое выбирает женщина, оно функционально. Это природа. Есть глупые матаджи, они выбирают: «Какие ресницы длинные!» Но это редко, когда совсем не поймёшь, кто её воспитывал. Блондинки, их так и называют: «Блондинки». Конечно, брахман, серьёзный вайшнав выберет целомудрие. А что выбирает мужчина? В основном выбирают такие бёдра или такие. Мужчина больше гонится за некой эстетикой. От этого ничего не поменяется. Обычно даже страшные, деловые женщины лучше готовят. Знаете, боевые такие, и как-то не очень там.

00:29:20 Свобода — третий аспект. Здесь ещё о свободе не говорится, но она обязательно, этот аспект Кришне скажет. Очень интересный момент, что она сохраняет за Ним свободу. Я просто предугадываю.
ШБ. 10.52.39.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Поэтому, мой дорогой Господь, я выбрала Тебя своим мужем и теперь вручаю себя Тебе.
[Михаил Юрьевич]: Кстати, здесь косвенно уже выражает, что Он свободен. Она вручает себя, она не говорит: «Теперь ты мой, вручи себя мне». Она вручает себя.

Дхарма и любовь

Мужчина: может исполнять дхарму и может любить, не исполняя дхарму

00:30:00 [Михаил Юрьевич]: Она становится как бы при нём.
[Михаил Юрьевич читает текст]: О Всемогущий, приходи же скорее и возьми меня в жены. Мой дорогой лотосоокий Господь, не позволь Шишупале, словно шакалу, крадущему добычу льва, прикоснуться к собственности героя.
[Михаил Юрьевич]: Здесь целомудренный принцип. Очень часто я встречаю женщин в сознании Кришны, переходящих на функционал. Когда они не могут выйти замуж, они начинают во всякие агентства обращаться, даже в вайшнавские. У них такой списочек. Например, если бы я был молодой, и у меня матаджи выбирала по списочку: «Вот Медини-пати есть. А есть ещё Гамбхира. Так, что мне не поднять. Может Гамбхира? Может Медини-пати? Вы как? А то может я Гамбхиру выберу? К примеру, Сашу или Рому?» — «Сашу и Рому. Иди!» У меня точно будет отторжение, потому что мужчина должен знать, что ему нет равных: только он. И более того, женщина должна развить такое чувство. Потому что у мужчины дхарма и любовь это две коробки в голове: дхарма и любовь. Он может исполнять дхарму, и он может любить, не исполняя дхарму. Потому что два полушария — одно разумное, другое эмоциональное.

Только, когда женщина любит, она может по-настоящему исполнять дхарму

00:31:35 У женщины дхарма и любовь — некая единая субстанция. Когда мне матаджи готовит, приносит продукты, я сразу вижу в каком они состоянии. Просто одну ложку беру в рот, сразу видно, что у неё проблемы. Потому что только, когда женщина любит, она по-настоящему может исполнить дхарму. Когда это всё: «А что делать? А кто тут лучше? А я предамся. Конечно, это тяжело, но аскеза, выдержу». Всё это мужчины через какое-то время чувствуют. Всё-таки изначально должна быть, пусть на материальном уровне, но некоторая вдохновлённость, очарованность мужчиной, она должна на него глядеть, пить его глазами.

Чем больше искренности, тем больше вдохновения

00:32:31 Знаете, как бывает, мы смотрим на тело, а тело не видим, видим энергетику. Люди общаются, они могут не видеть, мужчина может быть некрасивым — это не важно. Есть определённая энергетика, которая сильно вдохновляет. Кришна проверяет Рукмини, когда Он ей говорит: «Ну что ты, могла бы ещё там кого-то». Он проверяет. Она в обморок падает, даже представить не может, теряет сознание. И нормальной женщине, когда она не довольна, мужчина обязательно про это скажет: «Ну а что ты? Я тебе говорил, что я такой, могла бы ещё кого-нибудь найти». А сам смотрит на её реакцию. Если она скажет: «Да, я плохо подумала». Мужчине это сладко. И чем сильнее она обиделась: «Не подходи ко мне! Как ты можешь меня кому-то другому предлагать, я не хочу с тобой говорить». — Тем больше он вдохновлён. И чем дольше она обижается, только искренне, тем больше он вдохновлён: «Да-да-да». Поэтому она здесь то же самое ему говорит. Как это кто-то может прикоснуться к собственности героя, к Твоей собственности.

00:33:43 [Михаил Юрьевич]: «Даже у меня, скромной женщины, не хватает мозгов представить, что Шишупала меня коснётся. Ну, уж ты, великий герой, конечно, не можешь представить».
[Михаил Юрьевич читает текст]: Если я достаточно поклонялась Верховной Личности Бога, совершая праведные поступки, жертвоприношения и всевозможные ритуалы, раздавая милостыню, исполняя обеты и поклоняясь полубогам, брахманам и гуру, тогда пусть Гадаграджа, а не сын Дамагхоши или кто-то ещё, придёт и примет мою руку.
[Михаил Юрьевич]: Итак, она говорит о том, что она признаёт факт превосходства по качествам Кришны над собой: «Если я достаточно поклонялась, если я достаточно чиста, достаточно совершала тапасьи и аскезы, то тогда, безусловно, я Тебя достойна». А дальше она будет писать, что если всё-таки я не достойна, то я готова совершать суровые тапасьи.

Женские манипуляции, или сковывание свободы мужчины

00:34:53 Не то что: «Тогда я обижусь, умру, и ты будешь в этом виноват!» Тем самым сковывая его свободу. Очень часто современные женщины пользуются этим приёмом. Тем самым унижая мужчину, показывая ему, что они готовы им манипулировать. Они это делают. Ещё один у вас есть жуткий [способ] — чем-то себя порежете, пустите кровь. Обещайте, что вы так делать не будете. Не манипулируйте детьми! Когда женщина не может совладать с мужчиной, она идёт к детям и начинает жаловаться на мужа. Возбуждая агрессию детей против мужа. Я так часто это встречаю. А тем самым, мужчина, привязанный к детям, он должен быть привязан к детям: к дочери, к сыну. Он чувствует, что если с ней будет конфликтовать или требовать от неё, то дети будут настроены против него. И он иногда ломается. Это очень плохо. Но то, что вы теряете – вы теряете любовь. Для мужчины это высочайший уровень предательства, когда им манипулируют, используя детей, его привязанность к детям. Мужчина это обязательно запомнит, даже вайшнав, и когда-нибудь мало не покажется. Будьте очень с этим осторожны.

Целомудрие не мешает свободе

00:36:20 Мы здесь видим, что она даёт Ему полную свободу. И говорит, что я готова стать Твоей женой, если я достойна. Если я не достойна, я буду совершать суровые епитимьи, тапасьи, чтобы когда-нибудь, когда Ты решишь. Я-то решила, но Ты свободен, если Ты не примешь, я от Тебя не откажусь, потому что я решила, я целомудренна. Но я буду тогда репетировать, совершенствоваться, но не откажусь. Таким образом, целомудрие не мешает свободе. Очень интересный аспект. Она говорит: «Я приняла только Тебя, и Ты не будешь виноват, если меня не возьмёшь, виновата буду всё равно я. Просто я возьму тапасьи и буду совершенствоваться. Но Ты свободен, когда Ты увидишь, что я достойна, тогда возьмёшь». Никаких претензий: «Но я для себя решила». Очень важный такой аспект. Мы видим, что она не сковывает Его своей любовью. Для матаджи это очень трудно.

Наши желания не должны причинять страдания другим

00:37:32 Как пишет Шрила Прабхупада в книге «Кришна, Верховная Личность Бога»: «Рукмини, происходившая из царского рода, отлично разбиралась в политике. Она посоветовала Шри Кришне пробраться в город в одиночку так, чтобы никто не заметил, а затем, окружив Себя верными полководцами, достичь Своей цели. Шрила Вишванатха Чакраварти сравнивает предстоящее сражение с пахтанием Молочного океана, после которого у Господа появилась спутница — богиня Лакшми. В ходе приближающихся событий прекрасная Рукмини, богиня процветания, будет завоёвана Кришной». Можно представить эту аналогию, как Рукмини в окружении охраны, Кришна вторгается и начинается потасовка. В результате этого сражения, Кришна выносит Рукмини. Вот этот плод из этого пахтания, из этого сражения.
[Михаил Юрьевич читает текст]: О непобедимый, завтра, перед началом свадебной церемонии…
[Михаил Юрьевич]: Политика пошла.
[Михаил Юрьевич читает текст]: …ты должен тайно приехать в Видарбху вместе со всеми Своими полководцами. Разбей армии Чайдьи и Магадхендры и возьми меня в жены по обычаям ракшасов, завоевав меня Своей доблестью.

00:39:24 [Михаил Юрьевич читает текст]: Возможно, Ты спросишь: «Как же Мне похитить тебя, не причинив вреда твоим родственникам».
[Михаил Юрьевич]: Она ещё проявляется, как кшатрийка. Она понимает, что её желание не должно причинить страдания родственникам, которые будут вокруг. Солдатам, которые не виноваты, служанкам, которые будут вокруг неё. Она несёт ответственность и перед младшими, перед своими слугами, она должна их защищать. И перед старшими.
[Михаил Юрьевич читает текст]: возможно, Ты спросишь меня: «Как же Мне похитить тебя, не причинив вреда моим родственникам, если ты всё это время будешь находиться во внутренних покоях дворца?»
[Михаил Юрьевич]: Если Кришна будет похищать её из дворца — это можно только представить. Ему нужно охрану пройти, там доблестные воины, они все погибнут, а они тут ни при чём. Это Шишупала и вся его команда против, завистники, а эти просто исполняют дхарму.

00:40:34 [Михаил Юрьевич читает текст]: Я подскажу Тебе: за день до свадьбы у нас принято совершать шествие в честь божества-покровителя царской семьи. Во время этого шествия новоиспечённая невеста выходит из города и направляется в храм богини Гириджи.
Комментарий: Проницательная Рукмини предугадала возможное возражение со стороны Кришны. Конечно же, Он не станет возражать против того, чтобы наказать негодяев, вроде Шишупалы и Джарасандхи, однако вряд ли Ему захочется убивать или ранить родственников Рукмини, которые попытаются преградить Ему путь во внутренние, женские покои дворца. Шествие из дворца к храму Гириджи, Дурги, давало Кришне идеальную возможность похитить Рукмини, не причинив вреда её родственникам.

00:41:27 [Михаил Юрьевич читает текст]: О лотосоокий, великие души, такие как Господь Шива, мечтают искупаться в пыли с Твоих лотосных стоп и так избавиться от невежества. Если мне не удастся снискать Твою милость, я стану совершать суровую аскезу и, обессилев, расстанусь с жизнью. Предаваясь аскезе в течение сотен последующих жизней, я, быть может, обрету наконец Твою милость. [ШБ.10.52.43].
[Михаил Юрьевич]: Вот оно, выражение свободы.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Столь необычайная преданность Шри Кришне, которую выражает здесь божественная Рукмини, может существовать только на духовном уровне. Зыбкому миру земных привязанностей, неведомы такие чувства.

О двух противоположных векторах решения проблем

Сравнение с худшим не возвышает

00:42:11 [Михаил Юрьевич]: Очень важный аспект, который можно обсудить. На лидерском ретрите мы говорили, как в современное общество решаются проблемы. Допустим, я плохо пою, и вам не нравится. Найдётся, кто поёт ещё хуже, и я вам скажу: «Ну что вы мной недовольны, вон человек вообще воет». И вы скажите: «Ну да, лучше уж как Медини-пати, чем тот, кто воет». Поэтому, когда общество уже на пределе, а тридцать процентов нашего общества в полной нищете [живёт], нам говорят: «Вы посмотрите у европейцев, каждый второй — голубой. В Дании скульптуры гениталий везде стоят по городу, детей меняю». — «А-а-а, лучше уж нищими, но тут». Но это не возвышает народ. В трудный момент, когда надо что-то спереть они думают: «Ну, я же сопру. Там-то ещё больше прут».

Принцип ведической культуры – вдохновляют возвышенными примерами

00:43:18 Мы говорили о том, что ведическая культура, она действует по-другому. Чтобы преодолеть какой-то кризис нравственный, моральный, людей вдохновляют рассказами о великих личностях, которые, несмотря на трудности, проявляли высочайшие духовные качества, моральную устойчивость. Тогда, когда мы говорим о таких личностях, нам не хочется воровать, хотя бы какое-то время. Не хочется быть грубыми. Принцип заключается в том, чтобы нам всё время возвышенные примеры давали. Тогда наш вектор идёт не вниз, а вверх.

00:44:05 Я обращал внимание, что очень часто матаджи, которым прабху делают замечания о каких-то не тех качествах, говорят: «Да ты иди, на карми женись». То есть они сами сравнивают себя с карми. И таким образом, их вектор по развитию хороших качеств у них такой же, как у прабху. Если они сравнивают себя с карми, они говорят: «Да? Я тебе не нравлюсь? Иди туда. Сейчас он закурит, запьёт вон тот сосед, мясо принесёт и подействует». Однажды меня вся семья достала, был такой момент. Нама-хатта плохо, то плохо, всё время плохо всё. И я уже не мог вдохновлять, мне уже это всё надоело, я сказал: «Сейчас всё! Не буду практиковать сознание». Мукунда кричит, маленькие были тогда, но такие уже подростки, лет двенадцать. Шум из-за этого компьютера, стрелялки, малялки в компьютере.

00:45:03 Я говорю: «Всё, буду карми». Пошёл, купил безалкогольное пиво, вошёл, с порога снял обувь. Мне сказали: «Ты куда?» А я «Ряв!» — на них. «Дыщ!» — дверь хлопнул. Там открыл, в кастрюлю Кришны залез, бутылку пива открыл. Через пятнадцать минут они мне сказали: «Лучше программа». Но вот это нехороший способ. Но иногда на чандалов, на нас на всех, это действует. Лучше, конечно, вдохновляться, то есть описывать святых людей, которые отдали последнее, проводят на последние деньги нама-хатту, преданность. Царь, чтобы спасти голубя, орлу, которым Индра прикинулся, отдавал часть своей плоти. Поэтому я это больше для матаджи читаю, для прабху немного другие лилы хороши. Но вас тут больше, мы же в тот раз решили, раз вас больше, то вам все карты в руки.

Вы никогда сами качества не разовьёте — мы развиваем вкус к ним

00:46:05 Итак, мы видим, что медитировать надо, когда дочь матери говорит: «Да я хоть такая, другие вообще!» Нет. Вот Рукмини, вот на неё медитируйте, тогда у вас будут силы хоть не стать хуже, чем вы есть. Потому что, в конечном счёте, мы хотим избавиться от материального мира, хотим стать достойными отношений с Верховной Личностью Бога. Поэтому нужно об этом помнить, держа в голове и в сердце своём идеальные примеры. И не говорить, что мы этого не достойны: «Я же не Рукмини, я же не Его внутренняя энергия. Что уж делать?» Это очень опасные вещи, потому что качества, которые Кришна даёт преданным — даёт Он. Вы никогда сами их не разовьёте. Мы развиваем вкус к ним.

00:47:01 Очевидно, что никто из вас не станет, как Рукмини. Но, совершенно очевидно, что, если Кришна захочет, то любой может стать, как Рукмини. Кришна реагирует на наши желания, Он не привязан. Если у нас есть желание по-настоящему стать возвышенной, настоящей женщиной, то Кришна даст эти качества. Они у Него, а не в каких-то наших усилиях.
Итак, для нас важны же-ла-ни-я такой стать. А желания возникают от соприкосновения с высшим вкусом, то есть, когда мы читаем, изучаем, и, соответственно, в нас эти желания проявляются.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Брахман сказал: «Таково тайное письмо, которое я привёз тебе, о, повелитель рода Ядавов. Обдумай, пожалуйста, как нужно поступить в этих обстоятельствах и немедленно принимайся за дело». [ШБ.10.52.44].
[Михаил Юрьевич]: Видите: «Немедленно принимайся за дело». То есть брахман на стороне Рукмини. Понятно, что Кришна решит Сам, но брахман намекает на то, что времени нет, что очень мало времени, и он как бы протаскивает её линию.

Касание выдаёт то, что у человека внутри

00:48:22 [Михаил Юрьевич читает текст]: Шукадева Госвами сказал: Выслушав тайное послание царевны Вайдарбхи, Господь Ядунандана взял брахмана за руку и, улыбнувшись, сказал. [ШБ.10.53.1].
Верховный Господь сказал: Точно так же как Рукмини всё время думает обо Мне, Я не могу забыть о ней и даже не сплю ночами. Я знаю, что Рукми из-за своего враждебного отношения ко Мне запретил ей выходить за Меня замуж. [ШБ.10.53.2].
[Михаил Юрьевич]: Опять важный аспект. Я о нём как-то рассказывал: «Верховный Господь взял за руку брахмана». Это очень важный аспект, потому что цари — дипломаты, и у них никогда не поймёшь, что они говорят. Они могут сказать: «Да, ты лучший из людей. Да. Иди. Расстрелять».

00:49:28 Как только он выйдет, приговор уже подписан, но они будут улыбаться. Их учат этому, не проявлять чувств. Но касание выдаёт то, что у человека внутри. Как бы тонкое тело вы касаетесь, и вы ощущаете. И поэтому, чтобы брахман поверил, Он касается его. Потому что мало ли что [можно] сказать в царских покоях. Тем более такие сакральные вещи. И этому приёму вы скажете: «Ну что нам с этого?» Очень много. Когда вы приходите к родственникам, мамам, тётям, бабушкам, которые готовят эти вот несъедобные истории, вы не можете их есть. Или можете есть один раз, может быть два. А потом всё время будете есть, потому что осквернитесь мгновенно. Это всё есть нельзя, но отказать невозможно. Мы теряемся, потому что у нас нет культуры общения, дипломатии.

00:50:34 В данном случае коснуться руки, взять за руку, за плечи, какую-нибудь тётушку, маму, просто сказать сладкие речи: «Я помню, как ты мне готовила. Ой, я прямо…. Ой, мама, а помнишь, ты такие штуки делала, оладьи? Да, такие были сладкие, вкусные», — вы передаёте плечам эту любовь. Потому что родственникам мать готовит, чтобы как-то обменяться любовью, а вы есть так не можете. Поэтому если он говорит: «Мам, я не могу это есть», — она ничего не получает и тогда у неё трагедия. Когда вы берете за плечи, обнимаете за руку, они чувствуют это тепло, у них сбивается программа: «Вроде не едят, но любят». А потом находите просто логический повод, почему нет: «Да у меня сегодня понос. А завтра золотуха. А теперь несварение, вспучивание, бичевание, я сейчас на диете, мне надо похудеть». А рукой гладите: «Как же я тебя люблю». Да, потому что она ощутила эту любовь. Родственник какой-то почувствовал: «А, ну не ешь». Неважно, но любовью-то одарили.

00:51:44 Для чего человек готовит? Чтобы любовь почувствовать. И проявите эту любовь, не обязательно есть. Скажите ласковую речь. Но ласковой речи, чтобы поверили, дайте энергию через руку. У меня был случай нарушения всякого этикета, но это произошло даже без моей воли, я не успел даже об этом подумать. Вы видели Ананду, киртан пела. Ей было ещё семь лет, маленькая девочка, с девяностого года, она часто была у нас в семье. Её мама пела у нас в группе «Чинтамани». Поэтому она как бы пионер нама-хатты. И она уже выросла, поступила в институт, сначала в музыкальное училище, она профессиональная певица, а потом училась в МГИМО. У неё были подруги, и она их приводила ко мне на нама-хатту.

00:52:47 У неё была одна подруга, которая походила-походила, а привязанности материальные сильные и подумала: «Не буду преданной». Ну, не будет. Но я не знал. И однажды Ананда её просто привезла: «Давай зайдём, просто мне туда надо на пять минут». — «Ой, не пойду, я же не буду преданной, не пойду». А ходила до этого год, и были личные отношения со мной у этой матаджи. И каким-то образом говорит: «Зайди, они тебя всё равно в окно увидели уже. Не хорошо – сейчас будешь в машине сидеть. Просто зайдём, я обещаю с тобой выйти». Они зашли. И получилось так, что я закончил лекцию и пошёл на кухню брать подносы, раздавать.

00:53:33 И вот я выхожу в свой коридор, в квартире в Москве, а в это время они две заходят. И это вторая подруга этой Ананды, которая уже месяца два не ходила. Я уже переживал, и тут я её увидел и подумал, что она на программу пришла. И у меня такая радость была, я подбежал и обнял её. Это нарушение этикета, я не говорю, чтобы прабху бегали и обнимали чужих женщин, но это было настолько: «Вау, ты пришла, иди сюда!» Я её обнял, и она прямо сползла по мне. Она так рыдать начала и сказала: «Ты сохранил моё сознание Кришны». Это касание её плеч, то, что её мы ждали искренне, и она говорит: «Меня никто так не обнимал, вот никто меня так никогда не обнимал». Всё. Она до сих пор в сознании Кришны, эта женщина.

00:54:26 Цените эти вещи. Это очень серьёзные вещи — тактильные ощущения, это хороший инструмент в руках преданных, потому что внутри преданные очень сострадательные. Даже у самых начинающих преданных есть некая удовлетворённость от Святого Имени. Есть. Какого бы вкуса не было, мы немного этим и отличаемся, этой тонкостью в ощущении мира. Мы как-то его начинаем принимать внутри, и поэтому вы не думайте, что ваше касание — оно обычное, как у всех. Нет. У каждого преданного есть некая энергия, не присущая материалистам. Поэтому вы можете вот это применять, передавая это тактильное ощущение, вы можете вдохновлять людей, чтобы они ощущали вашу любовь, и таким образом поддерживать отношения.

Шримад-Бхагаватам 10.53.3-6

00:55:30 [Михаил Юрьевич читает текст]: Она посвятила себя Мне одному, и красота её безупречна. Сразив в битве этих ничтожных царей, Я привезу её сюда, подобно тому, как человек извлекает из дерева огонь. [ШБ.10.53.3].
Комментарий: Когда пламя, дремлющее в дровах, вырывается наружу, оно пожирает сами дрова. Господь Кришна смело предсказал, что подобно этому, когда Рукмини появится, приняв Его руку и сердце, злодеи-цари сгорят в огне решимости Кришны.
Шукадева Госвами сказал: Господь Мадхусудана знал, что приближается наиболее благоприятный день по лунному календарю, на который назначена свадьба Рукмини. Поэтому Он велел Своему колесничему: «Дарука, немедленно закладывай Мою колесницу!» [ШБ.10.53.4].
Дарука вывел колесницу Господа, запряжённую лошадьми, которых звали Шайбья, Сугрива, Мегхапушпа и Балахака. Затем он встал перед Господом Кришной, сложив в почтении ладони. [ШБ.10.53.5].

Если дизайн связан с Кришной — это духовный мир

00:56:57 Комментарий: Описывая коней Господа Кришны, Шри Вишванатха Чакравати приводит цитату из Падма-пураны. Идёт санскрит. Шайбья был зелёным, как крылья попугая.
[Михаил Юрьевич]: Ух ты, ярко зелёным получается.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Комментарий: Сугрива — золотисто-жёлтым, Мегхапушпа цветом напоминал грозовую тучу, а Балахака был белой масти.
[Михаил Юрьевич]: Какой набор! Знаете, мы кафе в Барановке сделали и вот эти цвета оранжевый, зелёный, думаете, просто так? Нет, я читал мантру и смотрел на изображение Вриндавана Кришны Радха Шьямасундары. И вот в один раз так Их украсили: на них были какие-то оранжевые, зелёные [цвета]. Я эту гамму цветов увидел, сразу дизайнеру переслал фотографию Божеств и говорю: «Сделаем кафе вот под такие цвета, вот все эти сочетания цветов берём».

00:58:04 Соответственно она делала дизайн и присылала мне это. «Так – нет», — говорю, — «Давай колонны попробуем наоборот оранжевым, это зелёным, это синим». Вот такие яркие цвета. И теперь, когда вхожу, я вспоминаю Божества, я не вижу, что это кафе. И вы можете помедитировать на сочетание этих четырёх цветов: зелёный, золотисто-жёлтый, грозовая туча серо-чёрная, такой иссини-серый, и белый. Можно что-то в этом духе забабахать, ванную, например. Будете заходить, и вспоминать о Кришне. Вот это называется сознание Кришны. Ещё какое-нибудь сочетание цветов найдёте, ассоциирующееся с Божествами, с Кришной, сделайте комнату, занавески. И в целом вы будете видеть духовный мир, несмотря на то, что находитесь в обычном, материальном. Потому что нет материального или духовного мира, есть материальный мир — это то, что не связано с Кришной. Если у вас связан дизайн с Кришной, то это духовный мир.

00:59:26 [Михаил Юрьевич читает текст]: Господь Шаури взошёл на Свою колесницу и посадил рядом с Собой брахмана. Быстрые лошади Господа за одну ночь домчали их из Анарты до царства Вайдарбхи. [ШБ.10.53.6].
[Михаил Юрьевич]: Мне придётся остановиться, потому что у меня лекция Гурудева сегодня по скайпу. У меня есть пять-семь минут на один-два вопроса, и я должен уехать. Всё, слушаю вас. Грантха радж Шримад Бхагаватам ки джай! Если есть вопросы, а они должны быть, если нет, значит, вы ничего не услышали. Да, Гамбхир.

Удовлетворённость и неудовлетворённость

«Кришна не оставит. А то, что в тяжёлых условиях, то сам виноват» — это удовлетворённость

01:00:03 [Из зала]: Вы говорили в самом начале об удовлетворённости и о неудовлетворённости. И вот человек должен быть удовлетворён. И дальше мы видим, что то, что вы рассказывали, что Рукмини пишет. С одной стороны, и ваши примеры, что если человек будет удовлетворён, то он не будет прогрессировать дальше. Человеку говорят, вот ты то-то и то-то. А он говорит: «Так я такой, а вот там такие есть вообще негодяи! Я-то хоть такой». Поэтому человек пытается быть удовлетворённым, но это деградация. Неудовлетворённость ведёт к прогрессу. В писаниях говориться, что да, нужно быть удовлетворённым тем, что на столе, женой, тем, что в кошельке, но всегда быть неудовлетворённым своей духовной практикой, джапой и чем-то ещё. Что вы имеете ввиду?

01:01:12 [Михаил Юрьевич]: Я понял. Что имеется ввиду под удовлетворённостью? Прочтём, что Шукадева Госвами говорит. «Всегда ли удовлетворён твой ум?» — Кришна спрашивает. И Шукадева Госвами говорит: «Когда брахман доволен всем, что посылает ему судьба и не пренебрегает своими религиозными обязанностями, сами заповеди дхармы становятся для него коровой, исполняющей все его желания. Однако брахман, не обрётший удовлетворения будет скитаться по разным планетам Вселенной и не находить себе места, даже став владыкой рая. Но тот брахман, который, даже не обладая никакой собственностью, чувствует себя удовлетворённым, всегда спокоен, тело его свободно от страданий». Здесь говорится, что человек должен быть умиротворён, принимать с миром вот эти «подарки» судьбы. Это довольно трудно, но это доступно людям. Это доступно брахманам, если они обладают знанием. И это доступно преданным, если они обладают преданностью и верой в Кришну.

01:02:30 Вот у меня совершенно ни с того ни с сего сейчас начал нижний имплант отторгаться, это какой-то бесконечный кошмар. Но это не мешает. Если, допустим, брахманически говорить, всё-таки эти зубы — это определённые грехи, и карма дальше идёт, ничего не сделаешь. Ну, ничего не сделаешь, но это карма, ну как вот тучи пришли. Но что-то будем делать. И это пройдёт. И успокаиваешься этим. Записался к врачу, предписанные обязанности продолжаешь исполнять сколько можешь. Не сможешь — будешь исполнять то, что можешь. Ничего не сможешь — будешь в уме поклоняться Богу. Будешь лежать, умирать – [будешь] поклоняться Богу в уме. Не сможешь в уме — в следующей жизни продолжишь. Но Кришна не оставит, Он не бросит. А то, что в таких тяжёлых условиях приходится действовать — ну что делать? Сам же и виноват. Вот это удовлетворённость. О ней говорится.

Не можем удовлетворить Кришну — это духовная неудовлетворённость

01:03:26 А мы не удовлетворены тем, что мы не можем удовлетворить Кришну. Это духовная неудовлетворённость должна присутствовать. Она связана с духовным эго. Человек, который уже развивает определённые отношения с Богом, определённую расу, хочет что-то сделать для Господа, и он всё время не удовлетворён. Мы говорили о том, что Кришна говорит: «Лучше исполняй свои предписанные обязанности плохо, чем чужие хорошо». У меня по природе хорошая рука для готовки. От природы. Но по природе я музыкант. И поэтому, когда я занимаюсь музыкой, меня нельзя захвалить. Я музыкант. Я ради музыки музыкой занимался. Поэтому как бы меня ни хвалили, у меня гордыни не было, потому что цель моя была совершенство в музыке. И мне важна не похвала, а то, чтобы я лучше и лучше становился. Так как мотивация другая была, соответственно, мне истина открывалась, что тут я плохо делаю, тут я на инструменте плохо делаю.

Принцип «крысы в клетке»: если нет удовлетворения, то нужен стимул

01:04:28 А когда человек занимается не своим делом, он не может быть удовлетворён. Потому что он готовит, например, но ему это не нравится, как же ему простимулироваться, чтобы продолжать готовить? Взять деньги. Или большие деньги, или чтобы хвалили. Тогда некая слава, как наркотик, позволяет терпеть. Это называется «принцип крысы в клетке». Когда крыса в клетке, и ей ставят героиновую воду и чистую, она принимает героиновую. Передоз — и умирает, за неделю, за две, за месяц. А теперь этот же эксперимент: много крыс, им классно, им целый крысиный сад делают. И ставят так же два источника воды: героиново-кокаиновую и обычную. Они не пьют героиновую [воду], им и так кайф. Они пьют обычную воду.

Если человек не удовлетворён — обязательно вылезает извращение

01:05:23 Подобно этому, когда мы не удовлетворены — потребляем еду, как наркотик. Это же всё – зависимость. Обязательно образуется некая зависимость, или как я её называю, извращение в чувствах. Когда желания не удовлетворены, когда человек не удовлетворён, то обязательно какое-нибудь извращение вылезает или в башке, или в чувствах. Или что-то мы слушать гипер-хотим, или есть, или спать много — это же тоже наркотик. Просто спишь и не хочешь просыпаться, потому что не удовлетворён. Вот тогда человек начинает болеть. Когда человек не удовлетворён в уме, он обязательно будет болеть, потому что что-то у него будет как извращение. Переедать, например. Он будет болеть от переедания. Пересыпать. Он будет болеть. Переговорить. Он и говорит, и говорит, потому что не удовлетворён. Не может он, боится остаться один, ему нужно всё время гипер-общаться.

Принцип динамического счастья: удовлетворённость Кришной и неудовлетворённость собой

01:06:30 Он будет болеть, потому что весь свой жизненный воздух выдувает. Или смеяться. Или спортом заниматься больше двух часов, и так далее. То есть куда-нибудь, что-нибудь там климанёт его. Это обязательно приведёт к болезни. Но если он будет удовлетворён в духовной практике, это означает одно, что он вообще не понимает, чем он занимается. Мы никогда не достигнем совершенства Господа. Он всегда вектор. В чём принцип динамического счастья заключается? Что мы всё время получаем и стараемся сделать больше, чем хотим. Но для этого объект любви должен быть совершенно: «А-а-а! Мы это, а он это. Ух ты какой! Я тогда вот это!» Кришна в отношениях — единственная Личность, с кем никогда не будет духовной удовлетворённости. На любой наш поступок Он будет делать больше. Отчего мы будем удовлетворены Им, но не будем удовлетворены собой. Два вида.

Смирение, или внутренняя удовлетворённость

01:07:28 Когда мы говорим: «Да и нормально, я классно всё делаю». Ага, понятно. Значит, мы не понимаем положения Кришны, не понимаем положения себя. Отсюда что? Нет смирения. Философски смирение означает понимание своего положения. Когда человек понимает своё положение, Радханатха Махараджа говорит: «Когда преданный понимает своё положение, его невозможно оскорбить». Ему скажут: «Ты тупой, грязный». — «Конечно. А, какой я? Спасибо, да, я знаю. Напомнили. Благоприятно». Но внутренняя удовлетворённость есть. Да, Максим?

Отношения между братом и сестрой — это раса

01:08:08 [Из зала]: Медини-пати, Вы говорили, что Рукмини написала письмо Кришне, чтобы Он её забрал замуж по обетам ракшасов. Но это же не очень праведный вид брака. И так как они оба кшатрии, играли роль кшатриев, это тень какую-то не наложило бы на их места?
[Михаил Юрьевич]: Да, это раса. То, что ты спрашиваешь, называется расой. Она — слабая сестра. Я знаю, у меня сын старше Миры, Миры Бхакти моей. И, соответственно, он иногда подавляет её волю, играя из себя роль великого благодетеля для сестры. И она злится. В детстве это выражалось: у нас есть видео, где она ему пинок пытается дать. Он её достал. Мы их одеваем, Мукунда склоняется к ботинку, и она его: «Вот тебе!».

01:09:18 И вот это так у Рукмини. Она говорит: «Укради меня. Этот Шишупала и мой старший брат, чтобы они поняли, кто такой Кришна! Вот оно, вот так им! Вот возьми вот так вот. А то нафуфырились, едут все». Это раса. Она — кшатрийка, она хочет им показать: «Ничего, я слабая. Ты думаешь мою волю не учесть. Тебе сейчас Кришна покажет, мало не покажется». А потом она проявляет милосердие. Когда уже Рукми поймают, она скажет: «Не надо убивать всё-таки, ну он мой брат». Удовлетворилось её кшатрийское качество: «Понял? Иди». Видите, мы улыбаемся, потому что это присуще.
Шри Шри Гауранга Нитьянанда — Ки! Джай!
Гаура-премананди – Харибол!