Тонкости разумных взаимоотношений
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:06 [Ведущая] Здравствуйте, дорогие слушатели Vedaradio, доброго вечера в пятницу и радостного предвкушения выходных. Меня зовут Анна, и в ближайший час с нами на связи мудрая женщина, психолог, замечательный лектор, наш проводник в мир гармоничных отношений - Гуна Манджари. Сегодня говорим о тонкостях взаимоотношений и также ответим на ваши вопросы, которые вы, как всегда, можете оставлять на сайте Vedaradio.fm, присылать нам в ватсапе и вайбере по номеру телефона +7 90 023 90 963. А сейчас я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:41 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна, здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:48 (Ведущая) У нас накопилось несколько вопросов с прошлого эфира. Я помню по прошлым эфирам, вы сначала давали какую-то настройку. О чём говорить мы будем сегодня? Потому что тема отношений настолько обширна, глубока, хотелось бы у вас узнать, с какой стороны рассмотрим её сегодня.
00:01:06 [Гуна Манджари] Да, у нас накопилось достаточное количество вопросов. Это не только с прошлого, я ещё взяла предыдущий эфир, позапрошлый. Те вопросы, на которые, как мне кажется, мы не успели ответить. Да, тема отношений очень глубокая. Эти отношения не только мужчина-женщина, это и отношения между людьми, а также отношения с самим собой, отношения с нашей судьбой. То есть отношения, как мы можем понять, это всеобъемлющая тема. Поэтому всё, о чем мы можем говорить, так или иначе, будет об отношениях. Сегодня я бы хотела построить наш разговор именно на тех письмах, которые у нас есть, которые мы получили; на тех вопросах, с которыми обратились к нам наши слушатели.
00:02:18 Потому что как-то естественно получается, что у нас существует такой диалог, и задаётся какая-то тема, естественно, возникает эта тема. И поэтому, естественно, приходят ответы на ваши вопросы. И я начну с вопроса, на который я бы хотела обратить ваше внимание и построить тему относительно вот этого вопроса. Хотя, если взять общий срез, то, о чем хотелось бы поговорить и как-то резюмировать, то, наверное, это можно назвать таким словом, как «искренность». Вопросы, которые мы будем сегодня рассматривать, так или иначе это тема будет прослеживаться, то есть вопросы искренности, вопросы культивации разума. О культивации разума мы говорим всё время.
Искренность
00:03:27 Плюс к этому сейчас основной темой будет выделена именно тема искренности. И вопросы, которые будут звучать, так или иначе будут связаны с этим моментом. И также, как всегда, я хотела бы вас, Анна, вдохновить на то, чтобы вы как обычно принимали участие в разговоре. Если вы почувствуете, что вам есть, что сказать или какая-то тема вас всколыхнула, пожалуйста, я надеюсь, вы тоже будете участвовать, то есть по мере того, как вы будете ощущать в ходе разговора.
00:04:27 Также я хочу вдохновить наших слушателей, чтобы они задавали вопросы, если таковые у них возникнут. Потому что даже, если мы не ответим в этом эфире, то в следующем или ещё в каком-то эфире мы обязательно озвучим ваши вопросы. И таким образом я также вдохновляю радиослушателей продолжать слушать vedaradio. Существует такой определенный вселенский закон, что если вопрос был задан в пространство, то обязательно придёт ответ. И такое ещё небольшое отступление. На консультациях, когда я консультирую, обычно какое-то время уходит на то, чтобы человек правильно сформулировал вопрос.
00:05:24 Очень часто на консультацию приходят люди со своими ощущениями беспокойства, что жизнь как-то не удовлетворяет, человек чувствует, что что-то идёт не так, и он приходит, чтобы разобраться с этим. Одна из задач психолога или человека, который помогает, который хочет помочь такому человеку с беспокойствами, это правильно сформулировать вопрос. Потому что очень часто люди не находят ответа на свои вопросы, потому что они не могут сформулировать вопроса. Знаете, когда цель намечена - она достижима. Одна из задач тех, кто помогает людям, это навык того, чтобы учить правильно формулировать вопросы.
00:06:35 И также очень важно нам самим, когда у нас есть какая-та проблема, правильно сформулировать её, правильно сформулировать то состояние, которое с нами происходит, и ту ситуацию, в которую мы попали. Если проводить аналогию с медициной, одной из задач которой является правильная постановка диагноза. Это так же важно, как и назначение лечения. Я сделала такое отступление, потому что хочу обратить ваше внимание на то, что очень важно вообще формулировать вопросы, задавать их. Это очень сильно стимулирует пространство, и ваш ум, и ваше сознание на то, чтобы вы увидели ответ.
00:07:44 Потому что очень часто люди просто предпочитают пребывать в таком постоянном беспокойстве, неудовлетворении вместо того, чтобы разобраться со своей проблемой, то есть навести там определённый порядок, сформулировать конкретные вопросы. И чем это будет лаконичнее, чётче - это называется видеть цель, сузить прицел, тем это будет вести к успеху. Это такое отступление, но это очень важное замечание. на мой взгляд, для того, чтобы мы решали какие-то свои задачи и свои ситуации, то есть в этом есть определенный ключ. Это то, что я хотела заметить.
00:08:47 Теперь я перейду к вопросам. Я хочу начать отвечать на вопросы, которые будут рассматриваться в форме алгоритмов проработки, то есть это будут не односложные ответы. То есть сколько успеем, столько успеем. Пожалуйста, по теме, и присылайте свои какие-то замечания, обратную связь, вопросы также. И вот с чего я хотела бы начать, это вот такой вопрос. «А разум тоже знаниями развивается или как? Потому что я действительно много изучаю, но разума как-то не прибавляется»
Ум и разум – различные категории
00:09:52 На мой взгляд, это важный ключевой вопрос. Вопрос именно для тех, кто развивается, для тех, кто изучает, для тех, кто постигает что-то. Очень важно задаваться такими вопросами. И здесь мы немножко разберём эту тему. То есть разум и ум – это две различные категории. И в соответствии с ведами, ум это категория, которая находится в подчинённом положении по отношению к разуму, ум более низшая категория. И, если сравнивать с нашей реальностью, его можно сравнить с таким компьютером. То есть, ум - это компьютер, при помощи которого мы производим различные операционные процессы в нашей жизни, то есть мы действуем при помощи его.
00:11:00 А разум - это оператор, который работает с этим компьютером, то есть он выбирает информацию, он действует в соответствии с базой данных. У программистов это называется дата. Есть такой термин. Переводя на наш язык, это - информация. То есть мы получаем определённую информацию, именно за это отвечает ум, он получает её. Что будет с этой информацией происходить, что из этого получится – это задача разума. Поэтому это две такие различные категории, то есть это не одно и тоже. Когда говорят там «умный человек», скорее всего подразумевается разумный человек.
00:12:00 Опять же в соответствии с ведической концепцией, в соответствии с гунами, теми же качествами, здоровый ум должен находится под влиянием самой высшей гуны, гуны высшего качества - гуны благости. Гуна благости подразумевает под собой знания, и в тоже время она считается пассивной гуной, то есть это состояние спокойствия, это состояние умиротворения, это состояние медитации. То есть ум силён именно тогда, когда он спокоен, концентрирован.
00:13:03 Другими словами, можно сказать, ум слаб, когда он мечется, когда там бури бушуют. Мы ещё называем такого человека «метальным», когда ум у него сильный, и руководит человеком, как в этой песне «мои мысли, мои скакуны». Это как раз в ведическом пониманием характеризует слабый ум. Как парадоксально бы это не звучало. Сильный ум, который, как ураган, как раз-таки является характеристикой слабого ума. И йоги - те, которые работают с умом. И вообще нет ни одной реальной йоги, духовной практики, в которых не было бы работы с умом.
00:14:00 Поэтому без этой внутренней работы именно по контролю ума, реально нет никакого продвижения, нет ни йоги, ни духовной практики. Поэтому любой реальный прогресс начинается с контроля ума. Что такое контроль ума? Контроль ума означает не то, что я все свои мысли контролирую, что я занимаюсь целый день тем, что контролирую какие мысли пускать, а какие нет. Это может привести к такому ментальному беспокойству. Контроль ума – это когда он у меня находится в состоянии покоя, когда я умиротворяю, успокаиваю свой ум.
00:15:00 На санскрите есть такой термин «шанти». «Шанти» - это покой. Вот это есть сила ума, вот это и есть контроль ума, да, я привожу его в состояние покоя, умиротворения. Это свидетельствует о качествах здорового ума. Покой может быть двух категорий. Он может быть в категории невежественной. Потому что качество невежества - это тоже пассивное состояние. Но пассивность, которую мы практикуем в благости, в высшей категории, в высшем качестве, отличается от невежества в том, что мы не в просто в полусонном состоянии находимся, пассивность в благости – это очень концентрированное состояние. То есть мы очень сконцентрированы.
00:16:07 А вместе с тем мы расслаблены. Вот, пожалуй, эти два качества, которые могут характеризовать состояние ума в благости. И к этому надо стремиться. К этому стремятся йоги, и все, кто практикует, вообще все те, кто хочет достичь успеха в той или иной деятельности. Потому что самое сильное оружие, которое у нас есть, это концентрация. При помощи концентрации мы можем достигать совершенно удивительных чудесных вещей. Но концентрация должна быть в состоянии покоя, в состоянии шанти. Это то, чем занимаются йоги и чем занимаются люди, практикующие духовную практику.
00:17:11 Это настрой, молитвы, медитации, которые им помогают успокоить вот это «озеро ума», как-то остановить вот эту рябь. В ведах говорится, что озеро ума должно быть гладким, как спокойное озеро в штиль. Когда вода спокойная видно дно, видно всё, что происходит в этом озере. Тоже самое, когда ум умиротворяется, спокоен, мы можем очень хорошо видеть ситуацию, мы можем понимать много всего. Йоги, мистики и просто святые люди, которые умиротворяют свой ум с помощью молитв, медитаций, могут видеть очень хорошо, допустим, прошлое человека или его будущее.
Феномен предсказания
00:18:23 Таким образом возникает вот этот феномен предсказания. Это просто умиротворение ума. По аналогии того, как через спокойную гладь воды мы можем созерцать дно, можем созерцать всё, что происходит в озере, тоже самое через спокойный умиротворенный ум можем созерцать различные события, различные ситуации. Поэтому ум – это очень мощный инструмент. Поэтому рекомендуется, чтобы ум находился под влиянием благости, то есть спокойствия и умиротворения. Что же касается разума, то несмотря на то, что разум находится в высшей категории по отношению к уму, веды рекомендуют, чтобы разум находился в гуне страсти.
Разум развивается только в действии
00:19:30 Гуна страсти, мы знаем, - это такое состояние деятельности. То есть при спокойном уме должен быть активный деятельный разум, что характеризует человека успешного. И что это означает именно в контексте вопроса, который был задан? Вот я его ещё раз повторю: «А разум тоже знаниями развивается, или как? Потому что в действительности я много изучаю, но разума что-то не прибавляется» И вот именно в отношении всего, что было сказано, мы можем сделать такой вывод, что разум развивается только в действии. То есть это ум, который получает информацию, мы можем слушать-слушать, и это всё уходит в наш ум.
00:20:32 Но реально реализовать это знание, что называется, переварить его, опять же возьму аналогию, чтобы было понятно – это как аналогия с пищей. Этот очень полезно и здорово, когда мы едим здоровую, хорошую пищу, качественную пищу. Это необходимо, но даже самая хорошая пища нам не принесёт пользы, если слаб огонь пищеварения, если есть проблемы с пищеварением. Разум, кстати, обладает огненной природой, и он помогает. Точно такие же процессы, какие происходят в грубом физическом плане, происходят и на тонком плане. Точно также, как огонь пищеварения переваривает пищу, огонь разума переваривает знания, переваривает информацию, которую мы получаем.
00:21:38 Разум развивается только в действии. И что это означает? Это означает, что мы можем получить огромное количество информации, даже самой полезной, самой питательной, но если мы не используем разум, если мы не применяем на практике эту информацию, то может произойти то, что описала девушка в своем вопросе «много- много изучаю, а разума чего-то не прибавляется», то есть имеется в виду, что «а воз и ныне там», то есть как бы много всего прослушано. Это на фейсбуке гуляет такая юмореска, девушка пишет, что и «тот семинар я прослушала и этот семинар я прослушала, участвовала в семейных расстановках, гештальт, астрологические прогнозы получила, написала всем письма прощения, но я осталось такой, какая я была». Здесь имеется в виду, что если вы получили какую-то информацию, очень важно начинать действовать.
Разум - категория практическая
00:23:21 Разум, как я говорила, это категория практическая. Сейчас я приведу небольшой пример. Очень часто приходится видеть, что есть очень развитые люди, они могут поговорить обо всем, они очень эрудированные, они много всего знают, но в их жизни как бы ничего не происходит. Они могут по многу обо всем рассуждать, у них на всё есть своё мнение, они подкованы в разных вопросах. Но что-то им мешает менять в своей жизни. Они могут говорить, подавать красиво материал.
00:24:18 А есть другая категория людей, которая не столь философски может объяснять какие-то моменты, но они по своей природе действующие. Они что-то узнали, получили какую-то информацию и побежали, они что-то делают, они применяют на практике. Они вот такие деятели. И обычно в их жизни происходит гораздо больше вещей и событий, чем у тех людей, которые просто любят размышлять, вдаваться в какие-то тонкости, любят путешествовать в разных сферах.
00:25:17 То есть существует вот такой феномен. А те, которые больше в действии себя реализуют, в их жизни гораздо больше и меняется. И в связи с этим я хочу привести как подтверждение исследования ученых – нейрофизиологов и тех, кто исследует мозг человека, может быть это будет хорошей иллюстрацией. Опять же, я не обладаю всей этой терминологией, просто я донесу саму идею, что у человека в мозгу есть определенные части, которые отвечают за определённые процессы в жизнедеятельности человека. И вот часть, которая отвечает за информацию, это одна часть мозга. Есть ещё другая часть мозга, которая отвечает за действия.
00:26:25 Интересно, что, когда развивается одна часть мозга, то другая часть мозга она пассивна. То есть о чём это говорит? Когда человек слишком перегружается, погружается в информативность, то та часть мозга, которая отвечает за действия, в это время пассивна. Вопрос не в том, чтобы бездумно делать, делать, делать, как в этом анекдоте «а ты просто прыгай!». Нет, истина, как всегда, посередине. То есть должна быть определенная мера во всём. В той информации, которую мы получили, в какой-то момент мы должны сказать себе «стоп! Я получила достаточно информации, я получила достаточно всего» и включить свою вот эту активную часть и начинать это применять на практике.
00:27:28 Опять же, это всё нюансы, мы сейчас их не обсуждаем. Мы говорим о самом алгоритме. Мы не можем прописать и дать конкретные рекомендации как, где действовать. Именно в процессе действия, когда человек просто начинает применять это знание, как-то действует, то к нему приходит понимание, я бы даже сказала информация как правильно действовать. Есть такое выражение, это обращение к Богу: Человек - Богу: “Ты покажи Себя, и я тогда в Тебя поверю”. На что Бог ему отвечает “Ты поверь, и Я покажу себя”.
00:28:22 «Ты покажи Себя, и я тогда в Тебя поверю». На что Бог ему отвечает: «Ты поверь, и Я покажу себя». О чём это говорит? О том, что нужно начинать действовать, и потом всё проявится. Какая-то база, данные нам нужны для начала - не просто начать действовать. Конечно, нужна какая-то база данных, информация предварительная. Поэтому важно получить полезную информацию, какие-то семинары, что-то прослушать полезное - важно. Но это не должно быть «передозом». Это должно быть дозировано. Мы послушали сколько-то и тут же надо чередовать этот цикл с тем, что мы получили информацию, с другим циклом, что мы начинаем включать своё активное начало.
00:29:32 То есть, вот это пассивное состояние ума, когда он получает информацию, его обязательно нужно реализовывать при помощи активного вот такого разумного начала, то есть активной природы разума. Что-то мы послушали, и тут же это начинаем применять на практике. И обычно вот в этом сочетании, когда есть и то, и другое, когда есть информация и мы её активно реализуем, вот тогда начинается процесс, тогда начинается вот это движение. Опять же, я ушла далеко от того вопроса, который был получен, который я прочла в начале нашей передачи, сейчас я возвращаюсь к этому вопросу, отвечаю на вопрос этой девушки.
Как быть успешным в развитии разума
00:30:33 Почему, почему, а воз и ныне там? Потому что страдает именно активное начало задействования этого знания. Есть некое заблуждение, что, просто слушая, слушая, в моей жизни что-то поменяется. Нет, это не работает. Оно не поменяется, пока ты сам не поменяешь, пока ты сам активно не начнёшь действовать. Всё это фифти-фифти, пятьдесят на пятьдесят. То есть 50 процентов, если даже у вас самый лучший учитель, но 50 процентов это ученик, это его активная позиция, это его активная такая деятельность в применении того, что он получил на практике.
00:31:33 Сейчас мы можем наблюдать такой феномен, что люди получают очень-очень много знаний, они подкованы, но тем не менее это знание их может прибить, и они становятся очень и очень инертными. Это связано с той особенностью нашего головного мозга, о котором я также упоминала. Очень часто люди не понимают вот этой зависимости, что, когда ты получил знание, ты должен включить разум и применять его на практике. Ты должен также включить свою активность.
00:32:27 Люди думают, что их жизнь изменится в силу того, что они услышали какие-то полезные хорошие вещи. Но этого не происходит, и они думают «ну, да, наверное, ещё надо послушать, чтобы что-то изменилось» Они ещё идут слушать, чтобы что-то изменилось. Но, опять же, как мы говорили об этой закономерности, само по себе ничего не меняется. Даже самая хорошая полезная пища всё равно нуждается в том, чтобы её переваривали, то есть нуждается в нашем непосредственном участии, чтобы мы применяли на практике и становились активными. В связи с этим очень важно развивать в себе волевое начало. Как бы это не расходилось с тем, чем является женственность, но женственность не отрицает в себе вот этого волевого начала.
00:33:36 Это тоже определённого рода сила. Есть мужская сила, есть женская сила. И женщина должна развивать в себе вот эту внутреннюю силу, но она просто развивает её в себе по- другому, чем мужчина. Этот развивается немножко другими методами. Этот более органичное, более “вкусно” для неё должно быть. Но тем не менее вот этот элемент силы, элемент воли также должен присутствовать. Это элемент разума. Это то, что нужно развивать. Опять же, как человек, который связан с практикой, я вижу много таких ситуаций, когда ко мне приходят люди, есть уже определённая категория людей, которые любят получать консультации и любят получать какие-то советы.
00:34:48 Благо сейчас есть очень много возможностей. Сейчас открыт огромный-огромный резервуар возможностей: астрологи, астропсихологи, гештальт терапевты, потом можно и регрессию провести, то есть регрессивная терапия -много всего. И люди просто опьянены такой возможностью, они ходят туда, там получают информацию, не понимая, что просто от того, что вы получаете информацию, от того, что мы получаем информацию, ситуация не будет меняться до тех пор, пока ты не начнешь что-то делать.
00:35:27 И маленькое, пусть даже самое маленькое незначительное действие, оно намного дороже и намного эффективнее тонны-тонны информации. Поэтому это очень важно знать. Я вернусь к этой теме, очень часто сталкиваюсь с тем, что люди просто ходят и ходят по кругу, они проходят всех специалистов, считая, что вот там я не услышала чего-то. Сейчас я пойду туда, просто услышу, и моя жизнь поменяется.
Фигура ученика важнее, чем фигура учителя
00:36:06 Я услышу то, что мне надо. И вот само по себе то, что я услышу поменяется. Ну не поменяется, пока не начнешь действовать. На самом деле в соответствии с ведической концепцией, фигура ученика она важнее, чем фигура учителя. Ученик – это тот, кто делает, кто применяет полученное знание на практике. Даже, может быть, не столь совершенное знание, если ученик правильно применяет его на практике, то он получит пользу. Он получит из этого пользу, даже, если учитель будет не столь совершенен, и даже в какой-то степени может вводить его в заблуждение. Но если ученик хороший, то это намного важнее, чем сам учитель.
00:37:06 Хотя, бесспорно, очень важно для того, чтобы развивать разум, быть разборчивым, подходить с пониманием, с чувством разборчивости к тому, откуда я черпаю информацию, откуда я заряжаюсь, как я формирую свою философию жизни. В этом плане человек должен быть очень разборчивым. Потому что сейчас дается очень много сильной, правильной информации. И также очень много профанации, частично что-то даётся правильно, частично что-то дается очень сомнительно, относительно. Какие-то абсолютные вещи путаются с относительными и очень легко заблудиться во всём этом.
Практика-критерий истины
00:38:18 Поэтому практика во многом – это критерий истины, важно практиковать, опять же важно другое качество - важно быть разборчивым. И важно быть последовательным. Да, для человека допустимо искать свой путь, слушать разные семинары, много лекторов, учителей проходить, но это какой-то период жизни, он не может длиться постоянно. Человек в какой-то момент, получив различную информацию, встретившись с различными лекторами, философами, учителями, должен определиться со своим путем.
00:39:15 В этом плане он должен быть последовательным, и он должен очертить для себя линию, по которой он будет следовать. Тогда он уже должен сконцентрироваться на этом, то есть на чём-то одном. Даже, если другие истинные вещи говорят, правильные вещи, но всё равно, путь в какой-то момент должен сузиться. То есть – это не может быть такая широкая дорога, или такое поле безразмерное, бесконечное. Путь должен превратиться в такую тропинку, по которой человек идёт сконцентрировано, не отвлекаясь. Другие, пусть даже очень правильные, полезные вещи, но в какой-то момент нужно идти в глубину, перестать плавать вширь, а уходить в глубину.
Как быть успешным в том, что мы делаем?
00:40:21 Я не знаю, наверное, я много сказала, затронула какие-то философские категории. Это ответ на этот вопрос, и ответ на вопросы «как быть успешным в том, что мы делаем, как быть успешным в развитии разума» То есть, опять же резюмируя – уходить на глубину – это один момент, быть избирательным и сконцентрироваться на каком-то одном пути. И другой момент – это практическое применение. Если свести к какой-то формуле, то вот эта формула, которая будет успешной на мой взгляд.
00:41:19 [Ведущая] Спасибо вам, Гуна Манджари. Такая важная тема, глубокая. Сейчас действительно такой мир, не знаю можно ли его назвать «вкроплением золотого века», где столько информации, где приходят веды в общедоступное информационное поле. И такой пример вспомнился. Шрила Прабхупада, святой, он говорил, что когда-то должно прийти время, чтобы кипятить молоко. То есть, чтобы сделать какую-то сладость, мы должны сначала молоко налить, собрать его откуда-то, но чтобы сладость всё-таки получилась, нужен этап именно кипячения, когда знания проходят через какое-то переосмысление, и они густеют и становятся уже этой самой сладостью.
00:42:03 [Гуна Манджари] Всё верно. Да. Любой процесс должен пройти вот именно этот период кристаллизации, когда в начале всё несколько разбавлено, в начале всё как бы по верхам, а потом, в конце суть должна быть сконцентрирована. Так что, да, в любом процессе нужно “кипятить молоко”. Особенно, если дело касается разума
00:42:30 [Ведущая] Пришел отзыв от слушательницы: “какие важные глубокие практические темы сегодня раскрыла дорогая Гуна Манджари. Спасибо огромное. Изучаю около двадцати лет духовные знания, а о чём-то сегодня услышала впервые”.
00:42:45 [Гуна Манджари] Спасибо вам за такой отклик. Потому что, когда я ушла в эту философию, я подумала, вот у нас как бы эфир, посвященный женщинам, может быть, для женских эфиров нужно немножко более облегчённое, более приятное, то, что приятно для женщин. А я ушла в какие-то философские дебри. Мне очень приятно, что это нашло отклик у наших радиослушательниц. Ну, конечно, если есть радиослушатели, мы рады этому. Потому что разум-это категория общая для всех нас.
00:43:26 [Ведущая] У нас есть ещё один вопрос. Мне кажется, он подходит к этой теме, вот он пришел недавно. «Если вопросов нет и кажется, что все понятно, но на деле постоянно совершаешь ошибки, что с этим делать?»
Почему важно научиться формулировать свои вопросы?
00:43:40 [Гуна Манджари] Это значит, что вам нужно прослушать начало нашей передачи, научиться формулировать вопросы. То есть это может быть некое состояние такого внутреннего бессознательного, то есть нет осознанности внутри. Человек ещё не научился формулировать вопросы, не научился ещё конкретизировать свою реальность. +Это навык, который развивается. Многие психологические практики, именно связанные с тем, что человека учат именно формулировать свои состояния, именно формулировать какие-то внутренние запросы, вопросы, которые возникают у нас в уме, в нашем сознании. Задайтесь такой целью, наблюдайте, если вы правильно расположите своего внутреннего наблюдателя, то вы увидите конкретику, вы сможете конкретизировать свои вопросы, запросы.
00:44:53 Потому что они всегда существуют. Просто такой момент, что мы их не видим. Научитесь наблюдать за собой, вы их увидите. Если вы дадите своему бессознательному своему подсознанию, сформулируете такую задачу «я хочу увидеть! Я хочу конкретно наблюдать за этим», то постепенно оно может вам выдавать вот эту всю конкретику. Это то, с чем нужно научиться работать. Чем более мы конкретны в своих действиях, в своих мыслях, в своих вопросах, тем более мы успешны. Есть даже такое выражение, что «если ты выстрелил в никуда, то ты в никуда и попадёшь». И это относится к любой сфере нашей деятельности: к нашей духовной практике, к нашим отношениям, к любой сфере нашей деятельности.
00:45:57 Очень важно везде видеть вот эту конкретику, цель. Потому что очень часто люди думают, что духовная практика или отношения - это нечто аморфное, как «бог на душу положит», вот что такое. Но это совершенно не так. Там есть свои этапы, свои задачи, опять же конкретные вехи, свои названия всего. Поэтому это то, что в себе надо воспитывать, это вопрос осознанности, это вопрос самосознания конкретно с этими категориями, о которых мы сейчас говорим, о которых только что говорилось. Это имеет место. Это не просто аморфная категория, это как раз вот об этом.
00:46:56 [Ведущая] Благодарю вас за ответы. Мне кажется, что в этом неумении задавать вопросы, лежат как в корне, в основе страхи, нежелания быть честной с самой собой. Как раз искренность, о которой мы сегодня говорим в эфире, и вот есть такой вопрос, мне кажется, он тоже будет неким продолжением «почему женщина впадает в самообман, как быть честной, хотя перед самой собой и в чём секрет?»
Как быть честной перед самой собой?
00:47:22 [Гуна Манджари] Ну, потому что это природа этого мира. То есть здесь, как мы все знаем, те, кто практикует ведический подход в жизни, ведическую философию, существует энергия майи, энергии иллюзии, которые действуют в этом материальном мире. Мы все находимся под её могущественным влиянием. Поэтому мы находимся в определённой иллюзии. И, что касается женщины, она, обладая мощным умом, мощными чувствами, в ведах говорится, что она в девять раз сильнее, чем мужчина, в этом плане, мощной энергией и визуализацией, которая может быть использована в мирных целях, если есть знания, если есть разум.
00:48:28 Но когда этого нет, женщина, то есть её орудие, если оно не используется в мирных целях, именно для каких то благих вещей, то оно вот так действует, что женщина наиболее подвержена, в силу своей природы, в силу того, что она сильна эмоционально, сильна ментально. Поэтому, если это не используется правильно, это не задействуется правильно, то это служит тому, что она сильнее погружается в иллюзию. Недаром одно из основных ведических правил, законов построения общества гласит о том, что женщина должна быть под защитой.
00:49:23 И эта защита связана не только с тем, что женщина физически слабее, и что её нужно защищать. Там не говорится, что женщина должна быть под защитой только потому, что она физически слабее, как там в первобытные времена, когда невозможно было прожить с такой физической силой. Нет. Женщина должна быть под защитой всегда, потому что особенность её сильных чувств, эмоции, её ума, настолько сильна, что женщина легко погружается в иллюзию. Женщину очень легко обмануть на самом деле. Очень легко.
00:50:14 Мы говорили об этом на прошлых передачах, на прошлых эфирах, что вот эта идея с тем, что женщина самодостаточна в социальном плане, что она такая бизнес-леди, и она всего сама достигает. То есть это всё базируется на её внутренней наивности. И вот такие развитые, я имею ввиду не во внутреннем аспекте, а в социальном аспекте, женщины, кстати говоря, наиболее наивные бывают. Очень часто их обманывают, ими пользуются, они страдают, они не находятся под защитой. Потому что они наивны. Любая женщина наивна, потому что у неё есть вот эта внутренняя сила, которая неправильно используется.
00:51:16 Прежде всего она не понимается ею самою, используется таким образом окружающими. И женщина более подвержена обману. Что с этим делать? Нужно знать об этом. Прежде всего нужно знать об этом, нужно изучать свои особенности. Потому что, как говорил Карл Густав Юнг, то, что мы не осознаем, приходит в нашу жизнь, как рок, фатум, как судьба в негативном плане этого аспекта, как мы это называем «грабли». То, что мы не понимаем, приходит в нашу жизнь как “грабли”. То есть то, чего мы не осознаем. Поэтому нужно хорошо осознавать, понимать свою природу. Для этого существует Веда-радио, для этого существует масса-масса лекций и лекторов, которые объясняют это положение.
00:52:23 И действовать в соответствии с этим. Опять же, тут важный момент, что мы являемся продуктами среды, в которой мы находимся, и это тоже важно осознавать, не только слушая какие-то правильные вещи, но важно искать правильную среду, людей, которые культивируют те же ценности, что и мы. И находиться в этом. Благо сейчас много возможностей для этого. Женщина сейчас может свободно путешествовать, она может посещать различные ретриты, фестивали, семинары, общаться с единомышленниками. В этом тоже есть благо нашего времени, в другие времена речь не стояла о том, чтобы женщина могла куда-то поехать без сопровождения, без охраны.
00:53:20 Сейчас, пожалуйста, достаточно безопасно. И достаточно много возможностей для женщины. В этом плане это одно из положительных аспектов нашего времени - вкрапления Золотого Века, что есть такие возможности. Поэтому надо себя помещать в такую среду, где культивируется разум, где культивируются опять же те же ценности, которые нам близки, находиться с единомышленниками.
00:54:03 [Ведущая] Спасибо большое за ответ. Получается, чтобы чувствовать себя, и себя не обманывать нужно развивать разум?
Чтобы чувствовать и не обманывать себя нужно развивать разум
00:54:05 [Гуна Манджари] Абсолютно верно. Во всем нам известной книге “Бхагавад- Гите”, разум характеризуется вот этой возницей, когда на обложке этой книжки изображена колесница, запряженная пятью конями, которые символизируют наши пять чувств. Вожжи - это ум, возница – это разум, который ведёт эту колесницу, и душа – это седок, она сидит в этой колеснице. Колесница - это наше тело. И разум – это тот, кто ведёт нашу колесницу туда, куда мы хотели бы прийти. Поэтому разум должен быть зрячим, должен быть достаточно сильным, чтобы совладеть с этими пятью лошадьми наших чувств. Это неслучайная такая аналогия.
00:55:20 [Ведущая] Сейчас, слушая ваш пример с колесничим, с возницей, вспомнила о том, что, может быть для женщин это не столь свойственно, но обычно люди, начинающие свой путь по пути духовного развития, начинают как-то ограничивать свой ум, аскезами, жёсткими медитациями, постами. И ум, как эта возница, если её бить хлыстом, он начинает взбрыкиваться. Я слышала, что священные писания говорят «не подавить свой ум, а сделай его другом». Вот. А есть ли какие-то практики как-то нежно и с радостью сделать свой ум своим близким хорошим другом, а не просто его как-то подавить и унизить?
Как сделать ум своим хорошим другом
00:56:02 [Гуна Манджари] Анна, это вообще целая тема ещё одного эфира, потому что там есть много всяких моментов, которые помогают именно в работе с умом, то есть на что он реагирует, на что он не реагирует, как конструктивно обращаться с умом, как неконструктивно. Это тоже целая тема. Психология тоже изучает эти моменты именно как взаимодействие с умом. У него есть своя динамика. Но если говорить в алгоритмах, в общем и целом, то есть такая рекомендация, которую дают и духовные учителя, что с умом нужно как и с лошадью. То есть поводья должны быть немножко натянуты, то есть должен быть небольшой-небольшой тонус.
00:57:05 Если они слишком провисли, ослаблены, то, естественно, кони они получают свободу и бредут туда, куда сами хотят - понятно, это нас не устраивает, мы не попадем туда, куда нам надо. А если мы слишком перетянули, то кони взбрыкнутся, тоже понесут нас, у нас не будет контакта с нашим умом. Поэтому тут, как и во всём, хороша золотая середина. Тут важно быть в каком-то определённом тонусе, чтобы не слишком «само по себе» куда-то катилось, но в тоже время нельзя слишком зажимать. Опять же, всё это очень индивидуально. Каждый должен сам для себя найти вот этот баланс. Потому что то, что для кого-то тонус, для кого-то другого это может быть слишком много. Или наоборот.
00:58:09 Для кого-то это будет расслаблено. Поэтому тут нужна работа каждого индивидуальная, чтобы найти свой индивидуальный баланс, вот этот тонус, в котором он/она может двигаться к своей цели. Где-то посередине, то есть не слишком попустительствовать, но и не слишком передавливать. Вот так.
00:58:39 [Ведущая] Золотой принцип вед, золотая середина. Смотрю на часы – как-то неожиданно быстро пролетело время, целый час нашего эфира. Такую важную тему рассмотрели. Кажется, что наши эфиры перестали быть актуальными только для женщин, эти темы актуальны для каждого пола. Спасибо вам, дорогая Гуна Манджари, за эти секреты, которые вы нам раскрываете и за эти важные вещи. Ещё остались у нас вопросы, некоторые не рассмотренные пришли на этот эфир, поэтому будем с радостью ждать продолжения наших бесед и рассматривать все эти уникальные вопросы, общаться с вами и вдохновляться.
00:59:12 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое за ваши вопросы, за то, что вы помогаете вести нам вот такие глубокие беседы. Я вам очень благодарна, пожалуйста, посылайте ваши вопросы, мы их читаем. Мы обязательно будем их рассматривать, будем отвечать на ваши запросы. Я желаю всем вам, всем нам просветленного и сильного разума, чтобы мы шли туда, куда мы хотим прийти, туда, где нас ждет счастье. Надеюсь, до следующих встреч. До свидания.
00:59:57 [Ведущая] Спасибо за такие замечательные пожелания! До скорых встреч!