Ведический взгляд на боль в отношениях
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:05 [Ведущая] Доброго и радостного вечера пятницы желаю вам, дорогие слушатели Веда-радио. Меня зовут Анна, и я рада приветствовать вас на наших интернет волнах. Природа души — быть счастливой. И мы пытаемся выловить крупицы этого счастья из всего, что нас окружает, и часто из близких людей тоже. Тем самым мы приносим им боль иногда и беспокойство. Поэтому в ближайший час с нашим дорогим лектором Гуна Манджари мы продолжаем тему “Скрытое проявление насилия в отношениях. Ведический взгляд на эту тему”, чтобы этого избежать и понять, где же нам найти счастье то, которое мы так ищем. Также мы продолжим отвечать на вопросы с прошлых эфиров и на вопросы, которые придут к нам на этот эфир. Вы можете сделать это, оставив своё сообщение на сайте vedaradio.fm, или прислать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А сейчас я приветствую нашего лектора. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:01:06 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:01:10 [Ведущая] На прошлом эфире очень много важных тем и проблем мы затронули. Мы говорим о сути. О том, где на черпать счастье и почему мы, неправильно понимая эту тему, мы начинаем применять насилие в наших отношениях, даже иногда не понимая этого. Интересно услышать от вас, о чём мы поговорим сегодня. Потому что некоторые нюансы мы не успели рассмотреть.
Быть счастливым - природа нашей души
00:01:34 [Гуна Манджари] Да. Эта тема, конечно, очень глубокая и во многом бесконечная, в каком-то своём проявлении. Поэтому, скорее всего, мы не сможем всё рассмотреть. Но какие-то такие основные моменты, штрих-пунктир, что называется, мы можем проследить, чтобы понять, как это разворачивается в нас и в чём природа проявления такого аспекта как насилие, внутреннее и внешнее. И как вы справедливо заметили во вступлении, что на самом деле быть счастливыми — это природа нашей души. То есть это наша неотъемлемая составляющая. Это наша природа - быть счастливыми.
00:02:38 И оно действительно так, что если это не происходит естественно по нашей природе, то это проявляется в таком искажённом состоянии именно в определённом таком проявлении насилия. И мы все, кто живёт здесь, в материальном мире, мы проявляем его в той или иной мере. И наши взаимоотношения в той или иной мере как-то этот аспект проявляют. И чем ближе у нас отношения, тем больше у нас есть возможности проявлять такой внутренний скрытый аспект насилия. Но дело в том, что это естественно в какой-то степени. Хотя это и болезнь души.
Невозможно в материальном мире полностью избежать насилия
00:03:35 Но тем не менее это естественно для этой болезни, что мы каким-то образом чего-то ожидаем от близких, пытаемся что-то для себя получить. И тоже самое происходит с ними. Но есть какие-то допустимые дозы, скажем так, радиации, которая всегда присутствует здесь. Есть её допустимые дозы, есть уже опасные. Тоже самое и в этом аспекте, что, находясь здесь, в материальном мире, мы не можем полностью избежать проявления насилия. Если только мы не святой человек. И чем более мы возвышены, тем меньше в нас проявления насилия, в нашей природе, в нашей манере взаимодействовать.
00:04:31 Но чем мы более на низких ступенях, тем больше оно будет проявляться. Потому что, опять же, возвращаемся к нашему вступлению, что для нас естественная неотъемлемая природа — это быть счастливыми. И душа всегда будет это счастье как-то для себя извлекать. Если это не будет в её естественном проявлении, то это будет в таком неестественном проявлении. В таком, скажем извращённом, потому что природа она не истребима. То есть она всегда будет проявляться. Но она будет проявляться по-разному. Так же как энергия. Энергия неуничтожима. И поэтому она может только трансформироваться по-разному.
00:05:25 Тоже самое быть счастливыми, это счастье — это энергия души, и она тоже вечна. Но здесь, в материальном мире, окутываясь энергией ложного эго, эгоизма, то оно проявляется в форме такого элемента насилия. Опять же, я не говорю, что нужно сейчас стать таким идеалистичным и как-то полностью выключить этот аспект из нашей жизни. Это невозможно. Это невозможно, пока мы не стали действительно святыми. Но тем не менее нам важно осознавать, как это всё происходит. Мы здесь вынуждены от кого-то что-то получать и чем-то пользоваться. И поэтому мы должны также относится с пониманием того, что мы тоже должны что-то отдавать. Тоже у нас есть какая-то ответственность, какие-то обязанности.
00:06:30 Где-то мы должны переступать через себя и идти на какие-то условия, компромиссы и так далее, что тоже может рассматриваться как насилие, так как мы говорим о тонком проявлении насилия. Мы не говорим о каких-то грубых, явных криминальных вещах. То есть это понятно. Но мы говорим о природе этого мира, о том, где мы находимся, как мы тут обусловились и какие здесь законы и условия игры. Поэтому об этом идёт речь. И если подойти к такому философскому аспекту, к природе этого явления, то ведическая философия объясняет это таким образом, что изначально душа находится в духовном мире и испытывает духовное счастье, которое лишено этой энергии насилия. То есть оно естественно.
Чистая энергия Любви
00:07:41 Но попадая сюда, в материальный мир, мы покрываемся. Мы более подробно говорили на прошлом эфире. То есть попадая в материальный мир мы покрываемся материальной такой оболочкой нашего ложного эго, которое состоит также из пяти чувств, ума, разума, ложное эго. Это всё покрыто материальной оболочкой. И опять же, исходя из ведической философии, эту чистую энергию любви, энергию радости и счастья олицетворяет женская ипостась Верховной Личности Бога, и Её зовут Радхарани. И Она олицетворяет собой энергию любви, энергию счастья.
00:08:39 И мы все являемся Её частицами в той или иной мере. И мы все эту энергию излучаем. В духовном мире, в изначальном нашем состоянии, мы все находимся в гармонии с Радхарани, с такой воплощённой любовью и олицетворением женского божественного принципа. И как нам, может быть, известно, что в ведической философии и часто её ещё называют индуизмом, люди, которые не в курсе, они это называют многобожием. Что там как бы много богов, много личностей присутствует.
00:09:34 На самом деле это всё, как это сказать, проявление одной и той же Личности. Просто у Неё есть много разных ипостасей. У Неё есть очень много разных энергий, которые исходят из Изначального Источника энергии. И вот когда душа, находясь в духовном мире, испытывая вот эту радость, вот это гармоничное проявление любви и счастья, тем не менее ей нужно получить ещё определённый опыт, опыт того, как быть богом, как почувствовать себя независимым, то для этих целей создаётся материальный мир, куда попадает душа.
Дурга - хозяйка материального мира
00:10:36 И там, в материальном мире, как мы знаем, управляет материальным миром хозяйка материального мира — это Дурга. И Дурга это та же Радхарани, то есть это Её энергия, но здесь, в материальном мире, Она воплощается как Дурга. Для тех душ, которые пришли в этот материальный мир, Она становится Дургой. Почему это происходит? В чём Её такая роль? Дело в том, что, когда душа хочет попробовать себя как бога, то есть в этом аспекте, то её истинная природа, её истинные желания искажаются определённым образом. Потому что это не её истинная природа быть богом. Для души - невозможно, для частицы.
00:11:43 И поэтому здесь она испытывает определённые такие трансформации. Для того, чтобы осуществить это своё желание, ей даётся весь материальный мир. И здесь, в материальном мире, душа стремиться к тому, чтобы повелевать этим материальным миром. И для того, чтобы повелевать этим материальным миром, душе, так как она находится в своём неестественном положении, то Дурга, то есть материальная энергия, которая является матерью по отношению к живым существам здесь, в этом мире, так как она является олицетворением материи, которая даёт все тела, в которые воплощается душа, то здесь Она проявляется в форме такой строгой матери.
00:12:59 И Она наказывает живое существо за неправильные желания, за такие болезненные желания эксплуатировать материальную природу, за болезненное такое желание наслаждаться материальной природой более чем это необходимо для жизни. И поэтому мы можем видеть изображение Дурги, и оно в общем-то достаточно воинственное. Дурга в разных ипостасях изображают, у Неё есть много ликов, то есть разные богини, которые являются экспансиями Дурги, различные Её настроения. Допустим, мы такие обычные личности, у нас может быть какое-то настроение, оно меняется, то есть сегодня мы весёлые, потом мы грустные, потом ещё какое-то, то есть так в нас происходит.
00:14:06 Но так как олицетворение материальной природы — это не обычное живое существо, это сверхживое существо, то когда у Неё разные настроения, это будут проявляться различные Её экспансии. То есть различные личности, которые олицетворяют разные Её настроения. Её изображают с разным количеством рук. Иногда две, но в основном четыре, восемь и больше. И обычно Дургу изображают очень вооружённой. То есть в каждой из Её рук какой-то вид оружия присутствует. И также у Неё такое грозное средство передвижения. Она перемещается на льве или на тигре. И вот Она олицетворяет собой такую ярость.
00:15:17 И почему это так? С чем это связано? И в основном те трактовки, которые сейчас есть, мы их слышим много в последнее время, что Дурга как бы олицетворяет собой какую-то ипостась женственности, что в принципе тоже правильно. И что как-то женщины с Ней связаны, и Она покровительствует априори женщинам, это тоже правда. Но на самом деле, если посмотреть ещё более глубже на Её личность, то Дурга наказывает всех, кто живёт здесь в материальном мире. И женщин также. То есть Она наказывает, Она ограничивает желание души в этом материальном мире эксплуатировать материю, наслаждаться материей.
00:16:17 Потому что это иллюзорно. Это, скажем так, извращённая природа души именно властвовать над материей, быть богом здесь. И поэтому задача Дурги в том, чтобы сдерживать, ограничивать, наказывать определённым образом живые существа в этом материальном мире, когда они слишком далеко заходят в своих желаниях эксплуатировать материальную природу и наслаждаться ею. Тот же сейчас коронавирус — это проявление этой энергии Дурги, когда человечество, будучи её детьми слишком заигралось, слишком начало вести себя по-варварски к Её ресурсам, то вот, пожалуйста. Все сидите в углу. Такие ограничения назначены дайвой или материальной природой.
00:17:26 Поэтому, что касается наших взаимоотношений, то, когда мы слишком начинаем претендовать на другого человека или мы слишком начинаем привязываться, то мы получаем в общем-то определённые удары или как это ещё называют “школа тяжёлых ударов”. И за это всё отвечает Дурга. Её проявление. И поэтому материальный мир называется Дурга Дхама. То есть проявление, царство Дурги. В основном здесь такие достаточно жёсткие материальные законы действуют, которые направлены на ограничения. То есть мы не можем здесь сильно занаслаждаться. Переели, нам плохо, слишком много наслаждения чего-то получили — нам тоже становится плохо.
00:18:29 То есть наркотики также, все одурманивающие вещества, которые дают какое-то наслаждение уму, обязательно придёт реакция за это. То есть этот мир, во всяком случае, особенно средний земной уровень и адские планеты не предназначены для такого уж сильного наслаждения. Поэтому здесь всё контролируется и ограничивается энергией Дурги, Её материальными различными инструментами, которых у Неё огромное множество. То есть есть болезни, есть какие-то страдания, которые мы испытываем, ограничения различного вида.
00:19:30 То есть это всё оружие из арсенала Дурги, проявления материальной природы, которая нас таким образом ограничивает и показывает нам, когда мы заходим куда-то не туда, когда мы претендуем не на своё. В общем, если это всё резюмировать, то это можно в такой фразе заключить, когда мы пытаемся слишком наслаждаться и властвовать над материальной природой, мы получаем обязательно какое-то ограничивающее действие от Дурги, какой-то удар Её оружием. Вот так действуют определённые законы здесь.
00:20:21 И поэтому, когда мы слишком заходим далеко в наших отношениях, когда мы слишком претендуем на то, что мы владеем другим существом, пусть даже нашим близким, особенно нашими близкими: муж, жена, дети, то мы обязательно получим привет от Дурги, который ничего хорошего для нас представлять не будет. Это будет определённым образом какой-то болевой импульс. То есть как животных загоняют в стойло при помощи плётки, так и нас загоняют в определённое состояние. Когда мы идём куда-то не туда при помощи таких болезненных состояний нам объясняют, что не туда пошёл и в правильное для нас положение таким образом нам сигнализируют.
Боль в отношениях как индикатор
00:21:29 Поэтому очень важно быть внимательным к различным ситуациям в нашей жизни, различным индикациям, которые возникают в нашей жизни. Если много боли, если много каких-то сложностей — это говорит о том, что этот путь тебе закрывают, тебя загоняют куда-то в другое место, то есть ты идёшь неправильно. И это то, что касается взаимоотношений. Потому что взаимоотношения это самый большой, самый широкий диапазон боли, который мы можем испытать, - во взаимоотношениях. Потому что там наиболее сильно наши привязанности проявлены. И поэтому можно сделать определённый знак равно. Чем больше привязанностей равно больше боли будет.
00:22:28 Потому что привязанность — это то, что мы хотим привязать к себе и то, где это наиболее проявленная сфера, где мы можем совершать это насилие. Мы хотим человека лишить его свободы, мы хотим его привязать. И поэтому, когда мы проявляем насилие, то тут проявляется энергия Дурги, которая нас при помощи своих средств, от этого насилия, которое нами проявляется, Она нас от этого ограничивает, чтобы мы не были такими насильниками. Вот это если говорить о такой философской подоплёке того, как проявляются с ведической, с философской точки зрения взгляд на насилие в отношениях.
Лакшми - энергия процветания
00:23:36 И в любом случае, чтобы избежать насилия или понять его природу, и понимая его избегать, мы должны усвоить определённые уроки, что всё, что касается Лакшми, Она супруга Вишну, то есть Всевышнего. Так же Она проявляется в высшей изначальной своей ипостаси как Радхарани, супруга Кришны, а Кришна — это изначальное проявление Верховной Личности Бога. И поэтому Лакшми или Радха, Они наиболее целомудренные жёны, проявление своих мужей и Они всегда присутствуют там, где присутствует их Господин.
00:24:33 И поэтому там, где почитаются законы, законы дхармы, вселенские законы, законы Бога, там всегда будет Его супруга богиня процветания Лакшми. И Она приносит с собой удачу, Она приносит с собой процветание. Или Радхарани — это ещё более высшее проявление этой энергии, которая приносит с собой любовь, вечное счастье, все эти аспекты, к которым мы всегда стремимся. То есть это всё, что связано с нашей такой изначальной природой.
00:25:20 И поэтому очень важно изучать законы дхармы, изучать какой-то моральный, духовный кодекс для того, чтобы избегать этого насилия. И вместе с тем избегать плёток Дурги, Её оружия, при помощи которого Она нас лечит от тенденции к эксплуатации материальной природы, от тенденции к эксплуатации ресурсов других людей. И даже от тенденции к эксплуатации своей собственной природы. Когда живое существо забывает о своей вечной духовной природе и пытается как-то растворить себя в материи, то Дурга таким образом хлестает живое существо. Она напоминает ему о том, что там нет счастья, что он идёт не туда.
Боль “за что мне это?” как сигнал к ресурсу
00:26:35 И человек начинает испытывать боль. И он уходит в свои страдания, задаётся вопросом: “Зачем? За что мне это? Почему у меня так наказывают? За что мне эта боль?” Но на самом деле, по большому счёту, это то, как высшие силы сигнализируют ему о том, что он не туда идёт, что он идёт в тупик, что там нет счастья. И если человек действительно глубоко начинает погружаться в понимание нужных правильных вещей, то именно эта боль приведёт его к определённым ресурсам, там, где находится радость, там, где находится выход из тупика.
00:27:28 Поэтому любая боль, которая у нас есть сигнализирует нам о каком-то ресурсе, о каком-то, образно выражаясь, о каком-то кладе, который у нас есть и к которому мы должны приблизиться поняв, для чего нам эта боль. И что мы должны исправить, какой урок мы должны выучить в своей жизни. То есть таким образом нас обучают и в этом есть определённый глубинный смысл. И мы все приходим сюда для того, чтобы учится в эту школу жизни. И всё зависит от того, как мы усваиваем наши уроки, как мы усваиваем тот путь, который мы должны пройти. И в этом смысл человеческой жизни — учиться и усваивать уроки и выходить из таких тупиков, идти к своим вечным дарам, к источнику счастья. Может быть есть какие-то вопросы, уточнения по тому, о чём мы уже поговорили?
Как женщине беречь себя на работе, чтобы не выгорать?
00:28:53 [Ведущая] Спасибо большое вам, дорогая Гуна Манджари! Тема важная. Здесь у меня один вопрос от слушателей. Потому что мы говорили о насилии, но в том числе иногда насилие проявляется по отношению к нам самим, что мы эксплуатируем своё тело, свои ресурсы, свои внутренние силы. Вот вопрос нам прислали: “Как беречь себя на работе, не брать на себя слишком много, чтобы не выгорать?” Это вопрос от девушки.
00:29:23 [Гуна Манджари] Этот вопрос актуален для всех. На самом деле, когда мы забываем в чём суть нашей жизни, когда мы забываем о своей душе, мы забываем о том, что мы не просто пришли где-то что-то немножечко в свою норку добыть и вот этим ограничится. Нет. То тогда, мы уже говорили о том, что это Дурга, материальная энергия, олицетворение её, Она лишает нас определённых ресурсов. И от этого приходит выгорание. То есть таким образом нам сигнализируют, что нет, это не тот путь, это не то, для чего ты пришёл/пришла сюда. Поэтому на неправильный путь нам не даются какие-то ресурсы. И поэтому мы испытываем усталость, мы испытываем такую, возможно, апатию. У нас нет сил. Потому что не туда идём.
00:30:23 И для этого нам нужно быть в контакте именно с какими-то вечными категориями. То есть понять, что мы не родились на этот свет, чтобы зарабатывать себе на жизнь или как-то поддерживать эту материальную оболочку, наше тело. То есть это не смысл нашей жизни. Потому что мы живём бесконечное количество жизней, и мы не просто какие-то хомячки или бурундучки или зайчики, которые просто должны как-то себе норку выкопать и найти там себе какие-то зёрнышки. Человеческая жизнь предназначена для более высоких целей, чем просто самообеспечение.
00:31:14 И поэтому нам очень важно жить не по горизонтали, искать, что лежит какие ресурсы, а жить по вертикали. Человеческая форма жизни, человеческое тело вертикально. И поэтому мы должны ставить себе более высокие цели, задачи и не забывать о них в течение дня. Мы говорили об этом на наших прошлых эфирах, что насколько важна вот эта санкалпа она называется на санскрите. Это настройка определённая, когда перед началом дня мы проводим какие-то медитации, молитвы читаем, мантры для того, чтобы соединиться со своей душой, соединиться с вечностью, соединиться со своей личностью. Понять кто я, зачем я живу. Какие у меня есть внутренние ресурсы.
00:32:15 И то, насколько мы успешны в этом будет также проявляться в течение дня. Насколько мы не будем подвластны, насколько мы не будем растворяться в этой суете будней, где большинство людей заняты обеспечением четырёх принципов этой животной жизни. И если мы не настроились, если мы потеряли себя, свою суть, если у нас нет связи с этим своим внутренним источником, внутренним резервом, то мы себя потерям.
00:33:11 Потому что та энергия, которая сейчас есть, мы говорили об этом много раз, энергия материальная, мы живём в Кали-югу, она очень сильна и очень сильны эти четыре принципа животного существования: еда, сон, оборона и воспроизводство себе подобных, и всё крутится вокруг этих принципов. Если у нас нет контакта с собой реальным, то нас просто накроет эта волна. И конечно душа в борьбе за существование, в борьбе с материей, естественно, она проигрывает. Это не её естественная природа. И естественно, она будет вне ресурса, она будет измождённая, она будет замученная. И поэтому это как индикация, что мы слишком много посвящаем работе свои внутренние ментальные энергии. Нам нужно сконцентрироваться на чём-то более реальном для нас, на чём-то более нам свойственном и более высоком источнике.
Почему аскетизм - важная часть духовности?
00:34:40 [Ведущая] Да, концентрация на реальном, это конечно, очень точно сказано, что нужно концентрироваться на том, что действительно для нас реально. И не всегда это работа. А иногда то, что нам кажется нереальным, то есть отношения с Богом, они более важны для нас, чем какие-то физические вещи. И вот есть интересный вопрос, тоже о ресурсах. “В основном все святые ведут аскетичный образ жизни, отказываясь от большинства материальных благ. Но ведь можно всё занять в служении Богу. Тогда почему аскетизм остаётся важной частью духовности?”
00:35:15 [Гуна Манджари] Да, можно, действительно, всё занять в служении Богу. Но если человек настолько сильный, что он не подвергается такому влиянию энергии материальной, потому что материальная энергия, даже та же энергия денег, энергия каких-то накоплений материальных вещей — это очень сильная энергия. То есть ещё раз повторюсь — это всё энергия. Это не просто такие мёртвые материальные вещи, они все имеют определённый энергетический план. И если мы имеем недостаточно сильный контакт со своей духовной природой, недостаточно сильно мы преданы Богу, то мы должны быть очень осторожны с этой энергией. Потому что она очень сильная. Она может нас смести, что называется, своей силой.
00:36:22 Поэтому обычно люди, которые шли по духовному пути, даже тот же святой Франциск, эти францисканцы, они приносили обет бедности, обет нестяжательства. То есть это было связано с тем, что у человека есть определённая его сила концентрации. И эта материальная энергия, когда её много, она реальна, она забирает нашу концентрацию. Она похищает наше внимание. Она похищает нашу решимость на то, чтобы посвятить себя единой цели, посвятить себя духовному. Вот в этом есть определённый смысл.
00:37:13 Опять же, здесь нельзя претендовать на те роли, которые мы не занимаем, которые мы не играем. Поэтому есть святые отшельники, есть определённая психофизика, что человек может быть таким. Это в большинстве своём относится к мужчинам. Поэтому для них это более естественно. И важно понимать эту динамику, механику того, как происходит закабаление сознания живого существа материей. В этом есть смысл определённый. Но находясь, допустим, в женском теле, мы не можем полностью этот путь имитировать. Потому что тут есть другая психофизика. Женщина больше связана с материей. Она более чувствительна. Она по-другому устроена в тонком плане.
00:38:13 Поэтому ей нужен какой-то комфорт для неё необходимый. Ей необходима защита определённого плана. Потому что если она будет имитировать святых или мужчин подвижников, то это будет непонятно что. Она просто разрушит себя, свою тонкую природу, эмоциональную природу. И она просто станет такой озлобленной, сухой. Таким озлобленным сухим непонятно чем. И понятно, что там о какой-то любви, сострадании, о любви к Богу, - все эти чувства просто в ней будут высушены. Поэтому женщина должна понимать свою индивидуальность и действовать в соответствии с этим.
00:39:10 Нельзя имитировать другого человека. Потому что это обман определённого рода. Поэтому нужно понимать, принять и обеспечить себе, во всяком случае понимать хорошо те условия, которые для тебя оптимальны. И мы много говорили о женской природе, о том, как ей понять, почувствовать себя. Женщина нуждается в этом. Ей это нужно обязательно. И вот в этих условиях она может духовно прогрессировать. Для неё это нормально, и она может служить Богу, служить людям в таких для ней нормальных условиях. Может быть следить за собой также, поддерживать себя в какой-то определённой форме, поддерживать свою привлекательность. И не нужно себя высушивать, быть в неестественном для себя положении. Но в тоже время женщина должна быть мудрой. Она должна понимать всю эту механику, как душа попадет в этом материальный мир, как она попадает в рабство материи, материальной энергии. И не заигрываться с материей.
Как найти баланс духовного и материального
00:40:39 [Ведущая] Очень важный ответ, особенно про принятие своей природы. Это то, что дано нам Богом. И поэтому принимая это, мы в том числе принимаем этот подарок Бога, который Он нам дал в виде нашего такого тонкого и внешнего тела. Есть тоже вопрос про ресурсы, про поиск себя. “Бывает же обратная сторона, когда мы не хотим использовать все те ресурсы, которые нам даёт Бог: наши таланты, и тот уровень достатка, который нам положен. И где тот баланс, чтобы не отвергать подарки Бога, но и не погружаться в это всё слишком сильно?”
00:41:16 [Гуна Манджари] Баланс, конечно, в разуме. То есть человеку очень сложно без разума. Без разума очень тяжело на самом деле. И поэтому очень важно культивировать разум. Он культивируется духовной практикой, он культивируется общением с теми, кто этим разумом обладает. Он культивируется следованием принципам той же гуны благости, всё что с этим связано: правильное питание, чистота, какой-то режим дня, отсутствие каких-то вредных привычек, общение с правильными людьми. То есть всё, чему посвящено Веда-радио и все темы, которые здесь затрагиваются — это всё посвящено тому, как культивируется разум.
00:42:22 И мы при помощи этого инструмента, назовём его так, мы можем определять именно этот правильный баланс. И если у нас ещё недостаточно разума, то тогда нам важно, нам всегда важно общаться с людьми, которые обладают этим разумом, для того, чтобы, может быть, у них заимствовать его немножко. И с ними общаться, и они нам могут помогать, подсказывать в этих вопросах. Поэтому тот вопрос, который вы задали, это как раз из категории разума, культивации разума. Этот правильный баланс. Речь идёт о синтезе, как синтезировать, как это всё совместить. То есть то, от чего мы должны отречься, то, что мы должны применить, что мы должны наоборот развить.
00:43:30 Поэтому тут всё как раз об этом. О том, чтобы нас направили правильно, чтобы мы очистили свой ум при помощи, опять же, практики, при помощи духовной практики, правильного чистого образа жизни. Тогда мы будем видеть в нашей конкретной ситуации что мы должны развить в себе, что мы должны ограничить в себе. Но алгоритм как раз в том, что что-то мы должны развивать, что-то является нашей сильной стороной, что-то нам дано как наш ресурс. И мы должны обязательно его развивать, обязательно быть в контакте со своим ресурсом.
00:44:30 А что-то, наоборот, является нашим ограничителем, и что-то мы должны ограничить. И так в жизни каждого человека. Что-то является его ресурсом, и он должен быть в контакте со своим ресурсом. А что-то, наоборот, является тем, что должно быть ограничено в его жизни. И задача как раз в том, чтобы определить, что есть твой ресурс, а что есть то, от чего ты должен/должна быть на диете. Поэтому, да, мы говорим, что человеческая жизнь — это школа, где мы учимся этим вещам. И этому надо учиться. Это процесс.
00:45:16 [Ведущая] Вспомнился афоризм, что святые или духовно развитые люди или наши духовные учителя, они проложили нам путь, но пройти мы его должны своими ногами. И это как раз в контекст того, что нам нужно применять свой разум, чтобы понимать, как нам идти, как переставлять наши ноги, чтобы дойти конечной цели по тому пути, который мы выбрали.
00:45:39 [Гуна Манджари] Да-да. Это совершенно верно. Потому что всегда есть пятьдесят на пятьдесят (50/50). Пятьдесят процентов — это то, что нас ведёт учитель, то, что нам дают сверху, свыше. И пятьдесят процентов — это наши возможности быть учеником, насколько мы готовы.
Должна ли я пытаться выгораживать мужа перед судом?
00:46:03 [Ведущая] Спасибо за ответ. Ещё вот с сегодняшнего эфира. Он немножечко отходит от темы этих ресурсов, которые мы сейчас обсуждали. Он больше относится к предыдущему эфиру про насилие. Мне кажется этой слушательнице очень важно получить ваш ответ. “Здравствуйте, Гуна! После очередного случая физического насилия от мужа я помолилась Дурге и попросила преподать ему урок на всю жизнь. И на следующий день его забрали в полицию. Теперь будут судить через три месяца. А до тех пор мы не имеем право связываться друг с другом. Вызывала полицию не я. Я понимаю, что то, что он сделал, недопустимо, и наказание необходимо. Но хотела бы не подключать государственные органы. Могу ли я и должна ли пытаться его выгораживать перед судом?”
00:46:53 [Гуна Манджари] Сложный вопрос. Тут, может быть, нужно поговорить с адвокатом, чтобы понять, что ему чем грозит. Потому что это очень такой конкретный специфической вопрос, и я не могу ответить на него односложно да или нет. То есть тут нужно взвесить все реакции, которые придут, все последствия, которые придут. И нужно понять это всё. То есть это детальный разговор. Тут односложным ответом не ограничится. Поэтому я не могу дать такой ответ да/нет. Но в любом случае, на чтобы я обратила внимание: вы должны сделать для себя определённый вывод и однозначно решить, как ваша жизнь будет с ним дальше протекать. Какие санкции вы примените.
00:48:03 Даже если вы его где-то там выгородите, и не будет каких-то тяжёлых последствий, но тем не менее, он всё-таки должен получить от вас какое-то последствие его действий такого насилия. То есть вы должны как-то дистанцироваться, вы должны подумать, как вы себя обезопасите от прецедентов. То есть какие-то такие вещи, над которыми вам нужно подумать, над которыми вам важно задуматься, подключить свой разум, помолиться, попросить высшие силы, попросить их защиту. Потому что тут важно понять, что мы не только просим о своей защите. Мы также защищаем и этого человека от насилия. Потому что его душа получает очень тяжёлые реакции.
00:49:03 Она забывает саму себя, когда она применяет насилие к кому-то. Потому что, когда мы применяем насилие к кому-то, прежде всего мы применяем насилие по отношению к самому себе. То есть мы отдаляемся от нашей реальной природы, от самих себя, от того, кто мы есть на самом деле. Мы просто от себя уходим таким образом. И погружаемся в какие-то неестественные для нас страдания определённого плана. Они нас ожидают. Потому что чем дальше мы от себя, тем больше страданий к нам приходит. Поэтому тут важно больше погрузиться в раздумье, в медитацию, в молитвы на эту тему, как правильно взаимодействовать с этим человеком. Как оградить себя, его от его насилия. Как построить свою жизнь таким образом, как дистанцироваться. В таком плане расположить свой ум, свой разум.
00:50:26 А что касается по поводу правоохранительных органов, как лучше сделать, то тут, как я уже говорила, лучше поговорить с адвокатом. Лучше, опять же, помедитировать на эту тему, помолиться, понять, как будет действительно лучше для всего, для отношений, для каких-то различных нюансов, деталей, которые существуют в вашей жизни. И уже там действовать по ситуации. А в плане внутренних взаимоотношений с этим человеком, то тут важно именно понять, как действовать. Именно то, о чём я только что говорила, вот это будет важно сделать.
Как понять, я жертва или действую из любви?
00:51:18 [Ведущая] Спасибо за ответ. Хотела ещё уточнить. Слышала такую теорию, что фраза “я должна” просто из какого-то чувства долга, из желания взвалить на себя ношу, крест без ощущения любви ни к себе, ни к человеку, для которого мы это делаем, или даже без какой-то реальной любви к Богу, что это проявляется как наша жертвенность в негативном контексте. И в этом нет реального блага. Как оценить, я сейчас как жертва беру на себя этот долг или я действительно делаю это из любви? Есть ли какая-то в этом по ощущениям, чтобы понять?
00:51:57 [Гуна Манджари] По ощущениям это как раз относится к категории насилия. Вот насколько я ощущаю насилие по отношению к самой себе? Вот насколько я несчастна, это делая? Словом насилие всё сказано. Вот насколько я себя насилую, действуя таким образом, настолько мы и поймём, что это и является тем, что приносит нам негатив. Другой момент, когда я иду на какие-то жертвы, но у меня внутри есть любовь, у меня внутри есть радость, у меня внутри есть полёт. Я иду на эту аскезу, я принимаю это всё. У меня нет никаких претензий ни к кому. Тогда да, тогда это подвиг. То есть мы не можем претендовать на роль святых, не будучи ими по определению.
00:52:53 И поэтому, когда мы просто претендуем на эту роль, не испытывая внутри ни контакта с Богом, ни какого-то внутреннего полёта, радости, любви, лёгкости и прощения, то это означает, что мы совершаем насилие по отношению к самому себе. И поэтому мы можем идти на какие-то жертвы, и наверное, где-то мы должны это делать, и из этого состоит человеческая жизнь. Она состоит из жертв. На санскрите называется ягья. И бесспорно, всё, что мы получаем в нашей жизни мы получаем при помощи ягьи. Мы получаем при помощи каких-то жертвоприношений. И мы должны это делать. Но мы должны понять, насколько мы можем пожертвовать. Как много мы можем пожертвовать на эту ягью. Как много мы можем отдать этому жертвоприношению.
00:53:56 Допустим, мать, растит своего ребёнка, то есть она испытывает какие-то аскезы, какое-то неудобство: вставание по ночам и так далее. Но она испытывает любовь. То есть она испытывает, что в ней есть какой-то ресурс и она испытывает от этого какое-то наслаждение определённого рода. То же самое, мы можем, мы должны совершать какие-то аскезы, какие-то жертвы, но мы должны всегда быть в контакте с тем, насколько в душе моей есть эта любовь. Насколько я не иссушила себя. Насколько я могу совершить эту аскезу, эту жертву, не убив там всё в себе внутри. Если мы чувствуем, что это для меня слишком, то мы не должны идти на это.
00:54:53 Или мы чувствуем, что я совершу что-то, но у меня есть такое ожидание от близких, что они мне должны будут за это восполнить. То есть они мне должны будут заплатить, что называется. Вот это уже позиция жертвы. Это уже патология определённого рода. Потому что жертву невозможно насытить. Она будет всегда-всегда неудовлетворена. Всегда ожидать чего-то. Поэтому тут важно этот баланс соблюдать. То есть насколько внутри я не разрушаю себя этим, насколько у меня есть какой-то ресурс, что я могу отдать. И я не буду чувствовать себя обесточенной от этого. Тогда да, тогда мы можем идти на это.
00:55:53 И другой момент, что в отношениях с Богом нет эксплуатации. Если мы правильно, если мы разумно к этому относимся, то те ресурсы, которые мы ему отдаём, Он всегда пополняем нам намного больше, чем мы Ему отдаём. Поэтому такого понятия как раб божий в таком его буквальном понимании не существует. Потому что у Бога нет рабов. Потому Его слуги, которые Ему служат чем больше они Ему отдают, тем больше Он их одаривает. Поэтому там нет такого понятия как рабство, такое понятие как насилие. Это всё категории материального мира. В духовном мире этого нет. Это всё такие критерии.
00:56:48 Поэтому так как мы здесь находимся в таком смешанном, что-то духовное, что-то материальное, мы сами не святые и также окружены зачастую не святыми людьми. Немножко теми, кто, может быть, стремится к чему-то духовному, но в нём есть ещё материальное. И поэтому нам в такой смеси очень важно применять разум, не имитировать того, чего нет, быть искренними и отталкиваться от того ресурса, которым мы в реальности обладаем.
О фанатизме в жертвенности и честности с собой
00:57:25 [Ведущая] Очень важная тема этой честности в своих внутренних мотивов и поступков. Это настолько важно и настолько ценно то, что вы сейчас сказали. Я ещё наблюдала очень часто у людей, которые сначала как-то фанатично жертвуют собой, потом у них естественным образом происходит откат в прямо противоположную сторону. И если лично, например, у меня или у человека был какой-то опыт того, что он пережертвовал собой, перегнул какую-то палку этого насилия над собой, как не откатиться в противоположную сторону, а остаться ровно на середине? Есть ли какие-то способы для этого?
00:58:08 [Гуна Манджари] В большинстве своём откат будет. То есть это как маятник. Он качнулся в одну сторону, с той же амплитудой он пойдёт в другую сторону. Но другой момент, что этот откат можно пережить без каких-то особых разрушительных последствий. Допустим, если у нас уже это знание, мы понимаем всю эту механику-динамику, то мы можем понять, что да, я там, где-то пережертвовала, сейчас, как есть такое выражение, я спалилась, что называется, я сгорела в этом, и сейчас мне надо будет восстанавливаться. И для каждого, для каждой это будет её ресурс, который её восстанавливает.
00:59:00 Для кого-то лежать очень много, ничего не делать, если у меня был такой, скажем, передоз с активностью. Кому-то надо на природу. Кому-то нужно косметические какие-то процедуры. Я о женщинах говорю. Мужчине, может быть, спорт, какая-то разрядка. То есть опять же, это у всех индивидуально. И тут нужно понять, что да, мне нужно восполнить свои ресурсы, я была/был слишком расточительна к этому. Я себя не понимал, не чувствовал. И сейчас я просто буду наполнять свои ресурсы. То есть может быть где-то выключить сильно своего внутреннего критика, который будет сидеть и говорить что-то такое.
00:59:54 И в этот момент, когда мы понимаем, что я был расточителен, в этот момент нам нужно выйти из роли жертвы, когда мы начинаем такой длинный-длинный список претензий предъявлять всем тем, ради кого мы это всё делали. То есть в этот момент очень важно взять ответственность на себя. То есть за то, что с нами произошло взять ответственность на себя без излишнего драматизма, без излишнего какого-то самоедства. Потому что самоедство — это ещё одно проявление насилия. То есть да, мы должны критически трезво оценить всё, скажем так. Но не уходить в это бесконечное саморазрушение в форме самоедства.
01:00:55 И где-то балансировать, быть в каком-то определённом таком внутреннем балансе. То есть не драматизировать, опять же, не входить в роль жертвы с длинным списком того, кто нам что должен. Не есть себя и других в этой ситуации. А просто спокойно дать себе ресурс, который нам необходим, спокойно подождать, пока мы внутренне наполнимся, и извлечь определённые нужные нам уроки и идти дальше.
01:01:39 [Ведущая] Спасибо большое вам, дорогая Гуна Манджари! Удивительный такой у нас эфир получился про насилие. И я поняла, что на предыдущем эфире мы говорили о насилии, которое проявляется во внешнем плане по отношению к окружающим нас людям. Но корень его именно в том насилии, которое мы применяем сами к себе. И разобравшись в этом мы тогда, починив своё внутреннее мироощущение, мы сможем правильно гармонично общаться с людьми, которые вокруг нас. Поэтому спасибо вам большое за эти ценные уроки, за эти мудрые мысли, которые мы сегодня от вас получили.
01:02:15 [Гуна Манджари] Да, насилие, на самом деле, это очень многоплановое понятие. Это не только то, что как обычно это воспринимается, что кто-то там бежит за мной с дубиной и кто-то причиняет кому-то боль. Насилие — это тонкие понятия. И как у нас озаглавленный эфир “Тонкое проявление насилия” и оно действует на всех уровнях. И в первую очередь, оно начинается с самого себя, когда мы проявляем насилие по отношению к себе, по отношению к своей природе, прежде всего, по отношению к своей душе.
01:02:54 [Ведущая] Какие важные слова. Мне кажется ими можно завершить наш эфир, потому что время наше подходит к концу. Спасибо большое за то, чем вы с нами делитесь. Каждая тема раскрывает новые и новые грани отношений с близкими людьми и с самим собой прежде всего. Поэтому с радостью будем ждать продолжение наших бесед и новых тем, новых ответов на наши вопросы.
01:03:17 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое за такую глубокую беседу. За то, что так глубоко помогли раскрыть тему вашими вопросами, вашим вниманием. И мне немножко стыдно, что я опять не ответила на вопросы предыдущей передачи. И поэтому следующую нашу передачу я планирую начать с ответов на те вопросы, на которые я обещала ответить, но так и не ответила. И поэтому всё-таки не отчаивайтесь и присылайте нам вопросы, которые у вас остались, то можете присылать нам. Всегда рады вести с вами такой диалог. И я желаю всем нам как можно меньше проявления насилия в нашей жизни и как можно больше проявления любви, чтобы присутствовала. И чтобы мы развивались и росли именно к настоящей такой изначальной любви.
01:04:21 [Ведущая] Спасибо большое за такое ценное пожелание. Пусть будет так! И до следующей встречи! До свидания!
01:04:27 [Гуна Манджари] До свидания!