Маски и искренность
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:04 [Ведущая] Доброго и наполненного вечера пятницы желаю вам, дорогие искатели истины. Меня зовут Анна. И вторя Священным Писаниям, великий Шекспир называл этот мир театром, а людей в нём актёрами. Мы искусно вжились в роль, но настоящее счастье возможно только в жизни реальной личности. И о том, как избавится от масок и быть искренними нам расскажет сегодня замечательный лектор и психолог Гуна Манджари. В последнее время мы посвящаем эфир именно ответам на ваши вопросы поэтому если у вас есть, что спросить, присылайте нам свои сообщения в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963, или оставляйте на сайте vedaradio.fm. А сейчас я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:53 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:57 [Ведущая] Такая важная и необходимая тема: искренность. Наверное, это одно из качеств святости, я слышала. И хочется поскорее у Вас узнать как же её достичь и почему мы надеваем на себя эти маски. Что нам мешает быть искренними?
Искренность - важный аспект самоосознания
00:01:14 [Гуна Манджари] Да, искренность – это очень важный аспект, аспект самоосознания. Потому что святость, что такое святость? Это контакт с собой, со своей душой, контакт с Богом. И искренность как раз и является тем, что помогает нам осуществлять этот контакт. И говорится, что то время, в которое мы живём, а оно называется Кали юга, в соответствии с ведическим взглядом на процессы, на время, которое всё движет на своём пути. И говорится, что в Кали югу очень сложно практиковать какие-то духовные вещи, духовный путь развития, вообще какое-то развитие, прогресс внутреннего плана.
00:02:20 И говорится, что так как в обществе у людей не остаётся никаких позитивных благоприятных качеств. Но единственное, что осталось в это время, ещё существует – это искренность. И поэтому говорится, что для того, чтобы быть успешным и в духовной жизни и в саморазвитии, и вообще успешным как личность, очень важно это качество в себе поддерживать, культивировать. И сегодня мы будем говорить об этом, как его культивировать и что это вообще такое. И это очень важно понимать и знать, потому что то время, в которое мы живём общество, социум как раз диктует нам совершенно противоположные задачи.
00:03:22 Именно искренность не очень поощряется. А чтобы выжить в этом мире нужны совсем другие качества. Так, во всяком случае, кажется на такой именно поверхностный взгляд. И поэтому очень сложно оставаться искренним. И для того чтобы это было, для того чтобы мы как-то соприкасались с этим качеством, его важно культивировать в себе. Во-первых, осознать, что это такое, как оно проявляется и отчего оно зависит, и культивировать. Я хочу сказать, что к этому нужно подойти осознанно. Потому что само общество, сам социум, в котором мы живём, совершенно не передаёт вот этого посыла. То есть мы не сможем это черпать из окружающей нас среды, потому что она живёт немножко по другим законам в наше время.
00:04:29 И поэтому, как вы сказали, действительно важно об этом говорить и важно как-то прояснять для себя, что это такое и откуда это берётся, и куда это девается. И так как тема нашего сегодняшнего эфира это маски и искренность, то как раз это два таких противоположных понятия. И поэтому нам так же важно разобраться с тем, что такое маски. И на самом деле маски – это то, что мы на себя надеваем, какие-то роли, которые мы играем вынужденно, которые требуют от нас обстоятельства, требуют от нас тот же социум.
Маски как некий защитный механизм
00:05:22 И это всё так же имеет место быть. То есть мы не можем жить сейчас, совершенно не используя маски, не надевая их на себя, не следуя законам приличия, то что принято в обществе, то, что не принято. Даже если это не соответствует нашему какому-то внутреннему состоянию, тем не менее мы это вынуждены применять и это имеет место быть, потому что маски это некий такой защитный механизм. И поэтому мы не можем полностью отказаться от масок, мы должны их периодически на себя одевать. Но идея в том, что периодически маски нужно с себя снимать. Иначе всё, что касается таких тонких вещей, тонких аспектов как роли, маски, имеет тенденцию приживаться, врастать.
00:06:26 Это тонкая материя: чем тоньше субстанция, материя, тем она сильнее. И эта тонкая субстанция обладает такой способностью, она начинает очень тонко вписываться в нашу личность и заменять нам нашу природу, нашу сущность. То есть мы начинаем жить вот этой маской, теряя контакт с собой, с каким-то своим источником наполнения и счастья. И получается, что да, маска даёт нам безопасность, но она лишает нас жизни. И поэтому нам очень важно как-то варьировать или балансировать в этих полюсах, когда мы находимся в масках, когда используем какие-то роли и умением разотождествиться, умением снять маску, умением остаться самим собой.
00:07:38 И в связи с этим я хочу зачитать вопрос, который к нам пришёл ещё с позапрошлого эфира и также я хочу ещё раз напомнить, что вы можете присылать свои вопросы. По-любому мы будем на них отвечать. Если не в этом эфире, то в последующем или далее. Поэтому все ваши вопросы обязательно будут услышаны. И к тому же у вас будет стимул слушать Веда-радио, слушать наши передачи, потому что обязательно в какой-то из передач мы будем рассматривать ваш вопрос, будем отвечать на него. Во всяком случае есть вероятность того, что вы услышите ответ на свой вопрос в ответах на вопросы, которые мы будем рассматривать так же.
00:08:41 Так очень часто происходит. Потому что когда мы задаём Вселенной вопрос, когда мы посылаем свой запрос, то к нам приходит ответ. И поэтому, как мы говорили на прошлой передаче, это очень важный навык - умение задавать вопросы. Потому что, если мы не задали вопрос, мы никогда не получим ответ. И ответ может прийти не нам непосредственно, а он может прийти как ответ на чей-то другой вопрос, но он будет именно нам так же адресован. Итак, я перехожу к вопросу: «Здравствуйте, Гуна Манджари и Анна! Привыкла в течение жизни натягивать на себя маски, и вот сейчас, когда так популярно стало говорить о наполненности, приняла на себя и эту маску наполненной женщины. Но как оценить насколько это реальная вещь?»
Я наполненная женщина или я в маске наполненной женщины?
00:09:43 Итак, вот такой вопрос и отвечая на него, я хочу сказать, что наполненность, искренность, контакт с самой собой, с самим собой – это самоочевидная вещь. То есть это вещь, которая не нуждается в подтверждении и в каком-то прояснении, объяснении. И это тоже относится к категории алгоритмов. Все вещи, которые связаны с духовным просветлением, пониманием они самоочевидны. Контакт с собой, искренность относится именно к этой категории, именно к внутреннему такому состоянию света. И этот внутренний свет само очевиден и он не нуждается в том, чтобы кто-то подтверждал, что это так или это не так.
00:10:43 И поэтому, если задаётся такой вопрос как отличить маску наполненности от реальной наполненности, значит вот этой наполненности, самодостаточности ещё нет. Потому что когда она присутствует, то таких вопросов не будет. Человеку это будет очевидно. Так же как когда человек поел, он сыт, ему не нужно, чтобы со стороны кто-то подтверждал этот факт. Потому что это самоочевидный факт. И всё, что касается наполненности, всё, что касается самодостаточности, искренности, контакта с собой – это всё относится к таким достаточно духовным категориям, и они не нуждаются в подтверждении извне. Если это происходит – вам это понятно, вам это очевидно.
00:11:41 Также в Ведах есть такое сравнение, что когда солнце восходит, и солнце сравнивается с Абсолютной Истиной, то в свете этого солнца мы видим его. То есть солнце освещает себя, оно освещает нас, и оно освещает всё пространство вокруг. Нам не нужен фонарик для того, чтобы увидеть солнце. Солнце само по себе осветит и себя и всё пространство вокруг. То же самое и с истиной, и с вещами, которые относятся к истине, к категории, которые относятся к истине, которые мы перечислили - то есть это та же искренность, та же наполненность, внутреннее состояние самодостаточности - они самопроявлены. То есть они относятся к категории света, и поэтому когда это происходит, это очевидно. И в этом свете нам понятны многие другие вещи так же.
Как найти правильный ответ в сложной ситуации?
00:12:50 И поэтому очень часто, когда я отвечаю на вопросы, это такой, в общем-то, общий ответ на все вопросы людей, которые попадают в сложную ситуацию: как найти правильный ответ, куда мне двигаться? Обычно я призываю к такому внутреннему спокойствию, к балансу. И вот это самоочевидная вещь. И когда это происходит, это подобно тому, как солнце взошло. и в его свете нам понятна ситуация. И мы сами начинаем видеть ситуацию, как при свете солнца, то есть у нас есть понимание, куда нам двигаться, как нам взаимодействовать дальше с этой ситуацией. И мы не нуждаемся больше в каких-то советах извне. То есть нам это понятно.
Понятие самодостаточности
00:13:47 И поэтому, отвечая на этот вопрос ещё, хотелось также прояснить, осветить само понятие самодостаточности. Как оценить, насколько это реализованная вещь? То есть реализованность также обладает вот этой энергией света, который так же само очевиден. Это отвечая на этот вопрос. И так как тема у нас маски и искренность, мы немного углубимся в эту тему. И хотела сказать, что мы не можем полностью избавиться от присутствия масок в нашей жизни. Потому что, если мы находимся в каком-то глубоководном пространстве, нам нужны скафандр, нам нужны какие-то защитные устройства.
00:14:51 Как я уже говорила, маска – это то, что нам необходимо для того, чтобы действовать в этом мире, который во многом имеет свои какие-то жёсткие вибрации, энергии. Так устроен этот мир, особенно в наше время, что мы не можем просто без какой-то защиты находиться, особенно в обществе обычных людей. То есть в меньшей степени надевание масок актуально для людей развивающихся, духовных. Хотя тоже там своя степень защиты присутствует. И чем ближе у нас отношения, тем меньше у нас масок, тем меньше у нас этой защиты.
Самая полная защита - в связи с Высшим Источником
00:15:47 И самая полная защита, конечно, у нас когда мы находимся в связи, имеем контакт с Высшим Источником. То есть когда мы практикуем духовный подход, когда мы занимаемся духовной практикой, это как раз то время, как раз та ситуация, когда с нас снимаются все маски, когда мы практикуемся в том, чтобы быть сами с собой. То есть доверять вот этим Высшим Силам, доверять Высшему Источнику. И доверие как раз и проявляется в том, что мы растождествляемся со своими масками. Мы не боимся показаться, есть такое выражение, не окейными. То есть что-то у нас не так. Мы не боимся, мы доверяем.
Аллегорическая ведическая история о вечных духовных взаимоотношениях
00:16:48 И в связи с этим я хотела рассказать такую историю. Она есть в Ведах. Именно в духовных повествованиях, в Ведах, которые повествуют о духовной жизни. Есть такая книга, называется «Источник Вечного Наслаждения», и там именно повествуются разные события, которые происходили, когда Кришна воплощался на Земле и различные-различные истории, которые с этим были связаны. Это было 5000 лет назад. Это было на земле Индии. Там до сих пор сохранились эти места, которые были связаны со всеми событиями того времени. И все эти истории содержат духовный смысл.
00:17:43 То есть это не просто какие-то индийские истории или фольклорные проявления. Нет. Смысл их универсален. И в те времена произошла такая история, что когда Кришна воплощался в то время, у Него были подруги. Его подруги назывались гопи. Они были пастушками. Они пасли коров. Но на самом деле они олицетворяли собой души, которые преданные Богу. И эти юные прекрасные девушки все были в Него влюблены. И там целая история, связанная с этим.
00:18:42 Они все хотели стать Его жёнами. И они совершали определённые обряды, поклонения для того, чтобы получить себе хорошего мужа. То есть они хотели Верховную Личность Бога. То есть это как душа хотела соединиться бы с Богом. То есть вот в этом такой внутренний духовный аспект этой истории. И существовал такой обряд, что девушки погружались в воду. Они принимали омовение в священной реке Ямуне. И они полностью были обнажёнными. Они оставляли одежду на берегу. И там в реке они принимали такое омовение. Это означало, что в священной реке они очищали полностью своё тело, своё тонкое тело - такой ритуал существовал.
00:19:49 И Кришна в то время так же играл роль такого пастушка. Узнав, что гопи принимают омовение на берегу Ямуны, знав их внутренние побуждения, зная их желания и стремления, Он пришёл на берег реки и собрал всю их одежду и спрятал, повесил на дерево. И Сам забрался на дерево. И когда они хотели выйти уже, они увидели, что одежды нет. И они обратились к нему, чтобы Он отдал им одежду. То есть они начали как бы внешне проявлять возмущение. Внутри они были очень рады, что Он пришёл. И тогда Он им сказал, что они должны выходить каждая по одной, и Он будет выдавать одежду каждой из них.
00:20:49 И конечно, внешне если это посмотреть на эту историю с мирской точки зрения, это будет нечто такое… Будет иметь некий эротичный подтекст. Вот как девушки будут выходить без одежды, обнажённые. Но история, которые рассказываются на страницах «Источника Вечного Наслаждения», вот этих Вед, как раз повествует о духовной составляющей, то есть именно о вечных духовных взаимоотношениях. И суть этой истории в том, что душа должна предстать перед Богом без этих масок, то есть обнажённой. Аллегорический смысл этой истории именно в том, что нужно снять с себя все-все вот эти защитные оболочки, то, чем мы защищаемся. Потому что одежда – это наша защита.
00:21:50 Мы защищаемся одеждой. И человек без одежды, голый человек, очень беззащитен на самом деле. Очень легко принести ему вред как и в физическом плане, так и в тонком плане. Поэтому это такое небольшое лирическое отступление, но тем не менее, так как у нас эфир в большей степени женский. С этим связано то, что женщина должна покрывать какие-то части тела, определённые точки на своём теле. То есть она не может практически полностью демонстрировать свою такую обнажённость. Потому что в этот момент она становится очень уязвима, очень беззащитна, ей легко причинить вред.
00:22:47 И, допустим, мы живём в цивилизованном обществе, понятно, что, скорее всего, на неё никто не накинется. Но в тонком плане тонкого воздействия очень много будет агрессии, очень много будет таких негативных влияний. Потому что любой неосторожный взгляд будет очень отзываться в нашем тонком теле. И поэтому, возвращаясь к нашей истории, то, что девушки предстали вот в таком обнажённом виде перед Верховной Личностью Бога, это как раз объясняет каким образом душа должна представать перед Богом. То есть не прячась за какие-то свои маски отождествления, а предстать пред Ним той, какая ты есть.
Практика исповеди в христианстве
00:23:50 То есть не боятся своих, как нам кажется, недостатков, слабых качеств. И поэтому, допустим, в любой религиозной практике, вот эта искренность культивируется и практикуется. Допустим, в христианстве есть практика исповеди, когда человек приходит к исповеднику, то есть к священнику, и он исповедуется, он говорит ему, что называется, снимает с себя маски, снимает с себя вот эти одежды. То есть это учит нас вот этой искренности. И поэтому здесь очень важно понимать, что когда мы предстанем перед Высшим взором, нам очень важно учиться не бояться, учиться растотождествляться со своими недостатками, со своими какими-то страхами.
00:24:52 И для этого и призвана духовная практика. Одно из основных её значений в том, что в этот момент мы учимся быть искренними. Это требует смелости. Потому что быть искренним, признать свою слабость, свои какие-то несовершенства, признать свои маски - это требует определённой внутренней силы. Это следует практиковать. И нам очень боязно. Мы очень боимся расстаться с этим, потому что нам кажется, что мы останемся такими беззащитными, нелепыми, смешными. Что для того чтобы мы как-то так производили впечатления, нам нужно казаться такими и такими.
00:25:49 И мы врастаем в эти маски, мы врастаем в вот этот образ жизни. И мы боимся со всем этим расстаться. Поэтому очень важна практика. Мы должны практиковать. Та же молитва или медитация, или какие-то настрои, которые должны существовать в нашей жизни, когда мы настраиваемся. Обычно это утром. То есть в этот момент мы должны сознательно обнажить своё лицо, свою сущность, снимая одну за другой свои маски. И для этого очень важно признать, что таковые у нас есть. И очень важно также знать, что там, где у нас есть осознанность, там наша сила и сфера нашего воздействия и сфера нашего влияния.
Сила и сфера нашего влияния там, где наша осознанность
00:26:45 Если мы что-то не осознаём, не понимаем в себе, мы не можем это изменить. Мы не можем ничего с этим делать. Эта сфера, где мы как закодированы. То есть мы просто действуем как автоматы какие-то, действуем как заколдованные. И расколдоваться мы можем только посредством осознанности. Поэтому когда мы практикуем духовную практику, какую-то медитацию, то есть когда мы остаёмся сами с собой, мы должны осознанно стараться увидеть свои маски и снять их. Снимем мы их только в тот момент, когда мы увидим их. То есть мы с ними растождествимся. Это такой важный-важный аспект в нашей практике и это очень нужно практиковать.
00:27:49 Потому что, как я говорила в самом начале, что общество нам будет диктовать совершенно другой уровень поведения и навязывать какие-то свои стили поведения. Поэтому мы должны осознанно подходить к этому процессу, когда мы снимаем маски, даже, как нам кажется, самые-самые хорошие или благостные и так далее. Но в этот момент нам просто нужно научиться растождествлять себя с этим. Я не хороший, не плохой, я не такой и не такой. И в этом плане быть искренними.
Ношение масок продиктовано страхами
00:28:40 Также другой момент, который можно ещё посоветовать в этой практике. Дело в том, что эти маски диктуются страхом. И поэтому для того, чтобы противопоставить страху, нужно погружать себя в пространство принятия, пространства любви. Потому что любовь и принятие – это синонимы. А страх – антипод любви. То есть когда у нас много страха, это означает, что в нашей жизни не хватает этой энергии принятия. Это больше, конечно, связано с родительскими фигурами в нашей жизни и во многом вот эта способность быть самим собой, самой собой связана с нашим детством - с тем как нас принимали или не принимали родители.
Как проработать зависимость от мнения окружающих
00:29:48 Если мы получали от них вот эту энергию принятия, то у человека больше шансов потом в жизни, что он будет оставаться самим собой, будет сильной, целостной личностью. Если этого не произошло в нашей жизни, то мы не будем обладать, скорее всего, вот такой целостностью. Мы будем сильно стараться понравиться и наш контакт с собой, наше чувство, что я существую, будет очень сильно зависеть от того, насколько меня принимают или не принимают окружающие. И мы будем склонны танцевать, что называется, под их дудку, лишь бы получить вот эту энергию принятия, энергию любви, которая необходима душе.
00:30:37 И поэтому нам очень важно обеспечить себе вот это пространство принятия. Если у вас есть такой ресурс, если вы получили в детстве энергию принятия от родителей, то вы можете туда возвращаться. Человеческое сознание – это очень такая синтетическая вещь. То есть можно подходить с таким творческим посылом туда, и это будет работать. То есть мы можем погружаться в воспоминания своего детства, когда мы были естественны, когда нас принимали и мы были счастливы. И мы можем запечатлевать эти состояния и поддерживать это в себе. Во всяком случае, когда мы делаем утренний настрой, мы можем в эти состояния обращаться.
Санкалпа
00:31:41 И потом в течение дня, конечно, жизнь будет диктовать свои условия. Но если мы сформировали в себе, мы говорили, этот термин на санскрите называется «санкалпа», а по-русски как намерение или такое внутреннее состояние, особенно это важно с утра, то на весь день у нас есть вот этот какой-то заряд, внутренний стержень. Это будет нас поддерживать. И поэтому мы будем менее зависимы от окружающих, у нас будет вот эта сила внутренняя, присутствовать, как называется, внутренний стержень. И поэтому это будет давать нам силы быть искренним, оставаться самим собой.
00:32:39 Потому что для того чтобы быть искренним и оставаться самим собой, так же нужны силы, чтобы противостоять вот этому течению, потоку, который на нас обрушивает общество с его заказами, с его ожиданиями относительно нас. И достаточно сложно оставаться самим собой в современном мире. И, опять же, отвечая на этот вопрос по поводу принимающего пространства, если в нашей жизни, а к сожалению, в жизни многих, приходится признать, не было такого пространства в детстве или было частично, неполно, то тогда так, как я говорила, что наше сознание – это такая очень синтетическая категория, мы можем это всё в себе организовать. И это будет работать. Организовать такое пространство мы можем именно в общении.
Важность общения со старшими
00:33:38 И поэтому очень важно иметь такое общение с людьми, которые бы нас принимали такими, какими мы есть. Это обычно люди, которые несут некий родительский посыл по отношению к нам. То есть они старше, взрослее. Необязательно они должны быть старше по возрасту, хотя в большинстве своём это так. Но это не факт. То есть тут должен быть уровень сознания. Когда есть такой уровень сознания, когда человек обладает вот этой потенцией отца, матери, я имею в виду в эмоциональном плане для нас, обладает такой мудростью, принятием. Вот обязательно у нас должно быть общество таких людей, или хотя бы одного такого человека.
00:34:35 И поэтому ведическая культура, восточная культура, и вообще культура насколько признаёт и отдаёт такую важную роль почитания старших. Такую роль уделяют именно старшинству. Потому что только старшие несут для нас такой принимающий посыл, вот этот заряд любви - это то, где мы можем эмоционально напитаться. И поэтому такое уважение и почтение к старшим. Я помню, что услышала такой совет одному из людей. Совет не касался меня лично, но так или иначе, для меня он был очень и очень знаковым. И речь шла об определённом обществе, где люди практикуют какую-то духовную жизнь, саморазвитие и занимаются разными практиками.
00:35:43 И один человек, который очень давно практикует, больше трёх десятков лет, он сказал что «...я не могу приходить вот в это общение, в группу этих людей так часто, и вообще, я уже не могу приходить, потому что я не так много делаю. Я вообще не так особо социально полезен, у меня уже нет таких сил, у меня нет такой возможности всё делать». И тогда другой, скажем так, лидер, посоветовал ему, говорит: «А ты просто приходи и улыбайся. Просто давай своё присутствие другим. Просто потому, что ты там будешь присутствовать, это будет давать благословение тем, кто только появился, тем, кто только пришёл туда». Само присутствие старшего уже благословляет остальных людей. Человек, который старше, опытен, который прошёл какой-то путь, мудрость, у него есть опыт развития себя, работы над собой.
00:36:48 И вот просто само его присутствие обеспечивает вот эту энергию принятия. Это очень важно. Я на этом делаю такой акцент, потому что то время, в которое мы живём, очень сильно нивелирует именно позицию старших. Особенно в западных странах это проявлено. Хотя везде есть свои плюсы-минусы. Я не буду говорить, что где-то так всё хорошо, а где-то очень плохо. То есть всё очень взвешенно. Просто где-то есть свои плюсы, где-то есть свои минусы. Но так или иначе, существует тенденция на такое уравнивание. Природа уравнивается, мужчина-женщина уравниваются, дети-взрослые уравниваются, старшие-младшие уравниваются. Вот к такому “однородному бульону” всё стремится.
00:37:53 На востоке ещё есть вот это почтение к старшим, такой пиетет в их сторону. Потому что на самом деле это не просто какое-то там патриархальное общество с его “нафталином”, как сейчас принято говорить. Нет. В этом есть очень тонкие энергетические связи. Если говорить современным языком, энергетическим таким объяснением, что просто в силу разного тонкого строения, тонких особенностей мы получаем поддержку принятия, вот эту энергию любви, которая нам необходима для того, чтобы быть собой, быть искренним. Она идёт свыше.
00:38:46 То есть изначально она идёт от Бога, из Высшего Источника, от Абсолютного Источника. Но её транслирует вот этот старший аспект. Старшие - опытные люди, мудрые. То есть необязательно, что если человек старый – он мудрый и у него можно принять прибежище. То есть однозначно, что его нужно уважать. Уважать хотя бы за возраст. Но тем не менее принимать прибежище и более или менее быть искренним и открытым нужно с тем человеком, у которого есть опыт, и у которого есть качества определённые. И если у нас есть вот эта среда, то у нас есть возможность культивировать искренность, культивировать вот этот контакт с самим собой. То есть мы не боимся снимать маски, потому что есть вот эта энергия принятия. И когда мы не боимся снимать маски, когда мы учимся вот этому навыку, у нас укрепляется этот принцип искренности.
Важность формулировки своей философии
00:39:59 И другой момент, на который я также хочу обратить внимание. Нам очень важно сформулировать свою философию. У каждого человек есть философия. На самом деле, даже если человек неразвитый, он вообще не понимает такого слова философия, у него есть своя определённая философия. Допустим: “человек человеку волк” - это его философия. Пусть он даже не понимает, что это так называется, но это существует. И нам также очень важно сформулировать и сформировать свою философию жизни. И очень часто то, что у нас есть такая тенденция к маскам, и нам не достаёт какой-то искренности, нам недостает силы и решимости на то, чтобы быть самой собой, это также лежит в философском аспекте.
00:41:05 Мы не понимаем, как на самом деле устроен этот мир в плане взаимодействия. То есть это связано с нашим неким таким эгоцентризмом. Потому что чем человек моложе, особенно в детстве, тем он более эгоцентричен в том плане, что ему кажется, что весь мир вращается вокруг него. Для ребёнка, наверное, это нормально. То есть это естественно в силу его возраста. Потом он вырастает. И очень часто происходит так, что человек вырастает, становится взрослым, а вот эта детскость остаётся с ним. Есть детское состояние с позитивным таким уклоном, а есть в негативе - как неразвитость она остаётся с ним. Он продолжает находиться в позиции вот такого ребёнка и ему кажется, что весь мир вращается вокруг него, и что другие люди они только и заняты, что они наблюдают за ним, смотрят на него, как он себя проявляет.
00:42:16 И он должен каким-то образом как-то соответствовать их ожиданиям. Потому что если этого не произойдёт, то там весь их мир рухнет, наверное. Так кажется. Это всё проходит так достаточно бессознательно. Мы не осознаём этот сценарий, но действуем мы так, как будто всё благосостояние других людей зависит от того, как мы себя ведём, как мы выглядим, и как себя проявляем. Это проявлено у детей, у подростков. То есть девочка, допустим, не выйдет на улицу, если она не наведёт полный марафет, если она не будет вся с иголочки. А вот как на меня посмотрят окружающие? То есть сверх важность именно оценки со стороны.
00:43:13 И это связано с неким таким эгоцентризмом, когда нам кажется, что мы в центре, а все остальные вращаются по орбите вокруг нас. И поэтому тут нам в помощь приходит философия, именно понимание того, как вещи работают на самом деле. И на самом деле каждый человек, есть такое выражение, солнце своего ума. То есть он видит себя в центре. И поверьте, что думает он о нас, может быть, какие-то доли секунды. Доли секунды кто-то на нас обратил внимание, как-то подумал о том, кто мы, что мы и так далее. Но это не происходит так глобально, как нам кажется в нашем уме, что все окружающие просто замерли и наблюдают за нами. Нет.
Мы смотрим на окружающих сквозь призму своего эго
00:44:09 Каждый человек наблюдает за собой и думает в большей степени о себе. Он сконцентрирован на себе. Когда мы слишком погружены в мысли о том, что люди о нас подумают, думают, можно себе ответить на этот вопрос, что успокойся, люди думают о себе. О тебе они думают очень и очень мало и практически не думают. И когда мы понимаем то, что мы так видим, что весь просто наблюдает за нами - это чисто наше такое эгоцентричное восприятие мира. Мы смотрим на окружающих сквозь призму своего собственного эго и нам кажется, что всё, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы себя проявляем это так значительно и так глобально, когда объективная картина мира совершенно другая.
00:45:11 То есть всё совершенно по-другому происходит. Может какие-то доли секунды на нас обратили внимание, нас как-то так просканировали, а потом человек погружается в себя, и вы уже не существуете для него вот так. А мы этому такое большое внимание уделяем, тому, чтобы как-то соответствовать окружающим. То есть это совершенно не равный, не пропорциональный обмен. И поэтому когда мы понимаем, а очень часто люди это понимают уже с возрастом, когда они уже начинают стареть, то есть ты понимаешь, что ты не центр мира, и весь мир не занят тем, что он только наблюдает за тобой. То есть время, ситуация обнажает реальную картину мира. И люди могут становиться несколько попроще. С возрастом они уже не так боятся.
00:46:10 Но на самом деле это происходит не только с возрастом. Это происходит всегда. И когда мы понимаем вот эту взаимосвязь, нам становится проще жить, и мы снимаем вот эту важность того, что о нас подумают другие и окружающие. То есть это перестаёт казаться нам такой важной вещью в нашей жизни. И всё становится проще и естественней. И это помогает нам также быть в контакте самой с собой, оставаться искренней. Потому что страх вот этих масок, не страх масок, а именно страх, которых влечёт за собой то, что мы одеваем маски, чтобы как-то соответствовать ожиданиям окружающих, как-то их успокоить или ещё угодить им, во многом фантомный.
Фантомная природа страха
00:47:17 То есть фантом – это то, чего не существует. И природа нашего страха, в большинстве своём, носит такую фантомную природу. Повторяю это слово, но так или иначе. То есть оно имеет характеристику того, чего не существует. Это иллюзия. И поэтому нам очень важно быть в контакте с реальностью - с реальным, с объективным положением вещей. То есть это относится, кстати, к категории гуны благости. Именно когда мы в контакте с реальностью, понимая, как вещи на самом деле происходят, что мы не являемся центром, что каждый человек в большей степени сконцентрирован на себе, что да, мы используем маски в той степени, в какой это необходимо, но мы не вживаемся в них, мы не врастаем.
00:48:12 И мы учимся навыку того, как снимать с себя маски, снимать с себя вот эти излишние “одежды” наших самоотождествлений и быть искренним, учиться быть самим собой. Опять же, это требует навыков. И я, наверное, наговорила уже слишком много. И может быть есть какие-то вопросы, какие-то реализации, какие-то понимания той темы, о которой мы говорим.
00:48:45 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, за эту тему, поднятую сейчас. Я вот пролистала вопросы, которые пришли к нам на прошлый эфир и сейчас. Мне кажется она ещё не закончена, а только начата. Потому что такие важные фундаментальные вещи хочется обсуждать и обсуждать до конца. Я пока слушала, мне вспомнился такой стереотип, что часто женщины в обществе такие красивые, и снимая маску внешнюю, они дома превращаются в таких домашних тётушек в халатах, в бигуди. Я, может быть, хотела поделиться своей реализацией, что снимать маску - это не значит превращаться в такую тётушку в халате. Это всё равно оставаться красивой внутренне и внешне, конечно, принимая себя. Но тем не менее не выпускать, может быть своих демонов. То есть снять маску и стать собой, стать собой настоящей это не про плохое. Это про хорошее, про качества души. Как я понимаю, правильно ли?
Откуда берётся чрезмерное желание произвести впечатление на окружающих
00:49:48 [Гуна Манджари] Да. Спасибо, Анна, за вашу реализацию. Я всегда жду, какие у Вас будут мысли. Потому что это мне тоже помогает в таком диалоге. Да, это так. И то, что вы сказали, тоже совершенно справедливо. И действительно, да, когда женщина слишком направлена на внешнее, слишком сконцентрирована на масках, ей очень хочется произвести впечатление на окружающих, предстать перед ними. И когда она приходит домой и всё это снимает, то, во-первых, чрезмерное желание произвести впечатление на окружающих тоже происходит от какой-то внутренней неуверенности, внутренней слабости, неуверенности в себе.
00:50:42 Конечно, женщина должна украшать себя, она должна быть в форме. Это её природа, даже обязанность. Но мы говорим, когда это слишком чрезмерно, это как раз и свидетельствует об обратном. О том, что она очень не уверена, и о том, что у неё нет контакта с собой - с собой именно истинной. И что на самом деле мы все внутренне гармоничны, красивы, сбалансированы. Просто если есть вот этот контакт с собой, если есть это внутреннее самоуважение, женщина видит свою внутреннюю красоту, и это может проявляться и внешне. Допустим, что она не распускает себя, она держит себя в форме. И дома, снимая всё то, что мы используем в социуме, каблуки или ещё что-то, одевая какую-то удобную одежду, мы не теряем себя, мы не теряем какого-то тонуса, оставаясь также при этом самой собой.
00:52:01 И поэтому очень важна такая сбалансированность. Женщина, которая уважает себя как личность, уважает себя как женщину, она дома, занимаясь какими-то делами домашними в удобной для неё обстановке, в удобной для неё одежде, не будет выглядеть запущено, бесформенно или ещё как-то в неприглядном виде. У неё будет свой шарм, она будет выглядеть в тонусе, будет выглядеть вполне красиво. И внутренне она будет это ощущать.
00:52:48 А также вы сказали по поводу демонов, которых, конечно, не надо выпускать на публике или на своего близкого человека. Конечно, для этого существуют определённые практики, время, место. Потому что у нас есть, допустим, ситуации, когда мы сами с собой приводим себя в порядок. Та же ванна. То есть это происходит без свидетелей, когда мы приводим себя в порядок. То же самое и внутреннего плана, когда у нас происходят такие эмоциональные очищения, настройка тоже это время, когда мы проводим сами с собой. Или если у нас есть в этом плане духовник или какой-то близкий друг, или наставник, где мы можем быть несколько, так сказать, в таком растрёпанном состоянии очень сильно. То есть тоже это время, когда мы настраиваемся, приходим в себя. Необязательно, что мы должны представать перед всеми в таком состоянии.
00:54:05 [Ведущая] Какое интересное сравнение про ванну. Действительно, так всё понятно становится, что есть время, которое нам нужно, чтобы собраться. Хотела у Вас ещё спросить про внутренние причины этого. Ведь часто бывало, может быть не у каждой женщины, что ты чувствовала, что тебя не принимают в этом обществе. И вот даже есть такой у нас вопрос, который пришёл с прошлого эфира. «Доброго вечера, Гуна Манджари! Всегда очень жду эфира с Вами. Очень откликается тема искренности, но в последнее время сталкиваюсь с тем, что никто не готов переваривать твою искренность. Всем удобнее не затрагивать неудобные темы. Для большинства людей из моего окружения вообще не принято по этическим причинам обсуждать что-либо негативного характера о других. В каких случаях и с кем быть искренними?» То есть это, видимо, девушка сталкивалась с тем, что что-то в ней люди не принимают и как правильно ей быть искренней дальше?
Люди не готовы переварить мою искренность
00:55:06 [Гуна Манджари] Вот смотрите, здесь есть несколько ответов на этот вопрос. Потому что очень важно понимать ситуацию, очень важно понимать саму девушку, которая задаёт этот вопрос. То есть тут есть два варианта ответа. Один вариант ответа в том, я думаю, что оба эти варианты работают, в том, что нужно искать общество людей, которые практикуют вот эту искренность. Это есть у Олега Геннадьевича Торсунова, он говорит о том, что люди в гуне страсти, то есть те, которые нацелены на то, чтобы внешне как-то блистать, чтобы произвести впечатление, именно люди, которые нацелены на статус-кво в обществе. То, конечно, они не расположены к тому, что они будут открыты для искренних разговоров.
00:56:08 То есть человек в гуне страсти (гуна страсти это именно человек, направленный на какие-то внешние достижения), то есть нам будет не совсем уместно быть слишком искренним с таким человеком. Он не поймёт. Люди в гуне страсти воспринимают искренность как слабость. Это не будет уместно - говорить с ними именно в этом ключе. И поэтому мы носим какие-то маски для того, чтобы находиться в других ситуациях. Но нужно искать общество людей в гуне благости. Именно тех людей, которые работают над собой, которые заглядывают в вот этот чуланчик нашего сознания, которых интересуют более экзистенциальные вопросы, то есть для чего мы живём, что такое наша жизнь - глубокие вопросы, а не просто как достичь какого-то уровня в этом мире.
00:57:09 То есть люди глубокие. И вот с ними как раз нужно практиковать, с ними нужно быть искренними. Это один такой момент. И также мы уже, естественно, не успеем об этом поговорить, но мы будем говорить об этом в следующих эфирах. То есть также искренность нуждается в том, чтобы уметь её проявлять. То есть она должна быть уместной. Мы не можем просто, как говорится, резать правду-матку направо и налево. То есть искренность нуждается в определённой атмосфере. И она нуждается в определённых качествах наших личных. То есть мы должны быть достаточно зрелыми для того, чтобы с кем-то говорить вот так, как говорится, начистоту. То есть это требует определённой нашей квалификации.
00:58:10 Поэтому это тоже ещё один важный аспект, на который следует обратить внимание. Если в общем говорить, то если мы обладаем вот этой энергией эмпатии, то есть мы можем понять другого человека, мы можем понять его позицию, даже его некоторую ограниченность в том или ином случае, то тогда, взвесив все вот эти составляющие, мы можем увидеть, насколько мы можем быть искренней с тем или иным человеком. Но опять же, ещё скажу такое дополнение, что если человек искренен и зрелый, то люди даже вот такого плана, у которых не принято говорить о таких более глубоких вещах, они будут улавливать. Они будут стремиться, может быть не в обществе таких людей, а вот как-то один на один, тет-а-тет, они будут стремиться всё-таки к таким разговорам с этим человеком.
00:59:14 Поэтому здесь есть несколько таких вариантов ответа. Это во-первых, то, что нужно искать общество искренних людей. И во-вторых, это и самому становится достаточно зрелым в своей искренности, чтобы люди хотели быть также искренни с тобой и снимать свои маски в твоём присутствии.
00:59:35 [Ведущая] Очень интересный ответ, спасибо Вам большое за него. Хотя время подходит к концу, хочется задать ещё один вопрос, который пришёл сегодня. Он такой более философский. И мне кажется хорошая нота завершать эфир на таком полёте для размышлений. Итак: «В последнее время часто слышу призывы не воспринимать эту жизнь слишком серьёзно. Многие психологи говорят, что нужно играть эту жизнь и её роли объясняя, что всё здесь иллюзия. Как это совместить с искренностью и снятием масок?»
Правильно ли не принимать жизнь всерьёз?
01:00:07 [Гуна Манджари] Да, хороший вопрос. И действительно это так. В «Бхагавад-Гите» есть такое объяснение: то, что день для обычных людей - для мудреца ночь, и то, что ночь для обычных людей, для мудреца - день. Поэтому тут нужно разобраться с понятиями что серьёзно, а что несерьёзно, к чему относится серьёзно и к чему относиться несерьёзно. Если говорить о том, к чему относится несерьёзно, то это в большей степени связано с нашим таким ложным эго. Люди очень серьёзно относятся к тому, что о них подумают. О чём мы сегодня говорили достаточно много. Как я выгляжу, какое я впечатление произвожу и так далее. Вот в этом плане мы можем относиться несерьёзно. Чем легче мы относимся, тем нам проще жить и тем мы вернее в своих действиях.
01:01:11 То есть на самом деле, человек с чувством юмора - это беспроигрышное такое положение. То есть когда мы учимся иногда иронизировать над собой, иронизировать над какими-то ситуациями в жизни, относится к ним легко, и это действительно нам очень сильно помогает и мы действительно во многом мы не ошибёмся. Потому что во многом вот эта, как я говорила, природа страха фантомная. Мы себе воображаем. Мы слишком зациклены на себе. И в этом плане быть лёгкими, и такими ироничными, и не зацикливаться – это очень здоровая тенденция. В чём нужно быть серьёзным?
01:02:01 Серьёзным нужно быть именно в тех разговорах, которые мы с вами ведём на Веда-радио. Не только мы, я имею в виду все такого рода разговоры. Именно в вопросах самоосознания, понимания себя, своей истинной природы, своей духовной сути. Вот в этом надо быть серьёзной. А всё остальное, что касается каких-то внешних проявлений, в отношении своего ложного эго, своего ложного самоотождествления - вот тут чем мы легче, тем лучше и здоровее. В общем, если отвечая на этот вопрос.
01:02:48 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари за сегодняшний эфир и за ответ на этот вопрос. Такой маскосврывательный эфир. И честно, меня лично очень вдохновляет на то, чтобы именно разумно подходить к теме искренности. Быть таким открытым человеком, но в том числе применяя разум, чтобы это твоя открытость никого не ударила, никому не сделала больно. Спасибо большое за эти знания, которыми Вы с нами делитесь и будем с нетерпением ждать продолжения нашей беседы.
01:03:18 [Гуна Манджари] Спасибо за ваши вопросы. Мы обязательно ещё уделим им внимания. Спасибо вам за эту беседу. Это помогает нам всем. В первую очередь говорящему. Поэтому я тоже благодарна. И я желаю вам, всем нам желаю вот этой истинной искренности и контакта самим с собой. До свидания!
01:03:46 [Ведущая] Спасибо за такое замечательное пожелание. До свидания!