Несовершенство отношений в наше время

Веда Радио - 24 July 2020
Многоплановость вед. Правритти-марг. Нивритти-марг. Каждый сам ответственен за свой путь. Семейная жизнь - средство достижения высшей цели. Ответы на вопросы: у кого следует учиться? Как избежать ментальных спекуляций на духовном пути? Мужу нравится мой темперамент, а не “ведическая жена”. Можно ориентироваться на свои ощущения в отношениях? Разбор конкретной ситуации. Замуж за “готового мужчину” или какими принципами руководствоваться? Как разглядеть за внешним духовным лоском реальным качества человека?
запись эфира для начинающих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:08:11 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 120 | скачано: 142 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 [Ведущая] Доброго пятничного вечера! Приветствую вас, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И мы продолжаем наполняться вдохновением на гармоничные и счастливые отношения с самим собой, окружающими на прямых эфирах с психологом, автором книг и нашим дорогим лектором Гуна Манджари. Сегодня говорим на тему «Несовершенные отношения нашего времени». Тема важная, как и всегда. И очень, мне кажется, волнительная. Поэтому присылайте, пожалуйста, свои вопросы к нам на сайт vedaradio.fm или оставляйте в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А сейчас я приветствую нашего лектора и передаю ей слово. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:49 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:53 [Ведущая] Казалось бы, тема так звучит, мне кажется, за рамками розовых очков. «Несовершенные отношения». Но я знаю, что за каждым таким названием кроется какой-то уникальный секрет. Как найти счастье и как это счастье чувствовать даже в таких несовершенных отношениях? Хочется узнать от Вас этот секрет.

00:01:15 [Гуна Манджари] Да, бесспорно, очень правильное наблюдение. Действительно так, что за каждым недостатком, несовершенством кроется определённый путь, кроется определённая дорога к счастью. Поэтому не всё так однозначно мрачно. И это так, что, к сожалению, в наше время, которое очень дисгармонично к природе человека, что надежда на счастье в семейных отношениях, конечно, присутствует, но не совсем в идеалистичном ключе, в котором, может быть, мы себе представляем. Но тем не менее, за всем этим кроется определённый позитивный и глубинный смысл.

00:02:18 [Ведущая] Очень здорово, что Вы такой настрой даёте. Спасибо большое. Это важно сейчас настроиться, как правильно воспринять это. И всегда мы ценим Ваши эфиры за разумный подход без обожествления, без какого-то ухода в негатив. Вот за такой баланс спасибо Вам большое!

00:02:34 [Гуна Манджари] Спасибо Вам так же, что поднимаете такие темы. Я базируюсь на вопросах, которые ко мне приходят. И не только в рамках эфира. И вместе с этим я хочу сказать, что я всегда стимулирую вас задавать вопросы, писать свои вопросы. И как получается, что я не всегда на всё отвечаю. Тем не менее, я продолжаю так же вас призывать к тому, чтобы писать свои вопросы. И может быть, если я не отвечаю на все ваши вопросы, то я так подразумеваю, что какие-то вопросы будут отвечены в рамках наших эфиров. Может быть они уже отвечены.

00:03:28 Но тем не менее, если вы чувствуете, что ваш личный вопрос, который вы задавали, ответ на него не прозвучал, вы его не услышали, пожалуйста, можете дублировать свои вопросы, которые вы уже посылали, но не получили ответ. Не стесняйтесь их дублировать и посылать опять. Потому что тогда я начинаю понимать и видеть, что вам это действительно важно. И потом это напоминает о том, что, да, действительно нужно ответить ещё на эти вопросы. Потому что в определённой динамике, в которой мы сейчас находимся, очень легко упустить что-то, и забывается. Я реально забываю о некоторых моментах, о многих вещах. Поэтому если вам это действительно важно, то можете напоминать. Это нормально.

00:04:33 Это такое предисловие. И что касается нашей темы несовершенных отношений в наше несовершенное время, то мне хотелось бы рассмотреть это в контексте ведического знания, так как я в большей степени позиционирую себя как лектора, опирающегося на веды. И поэтому очень важно во всяком случае какие-то такие связки найти в этой сфере.

Многоплановость вед

00:05:19 И если говорить о ведах, сами по себе веды достаточно неоднородные. Они многоплановые. И это знание в предыдущие эпохи не давалось так широко, как сейчас оно даётся. Потому что получать веды могли только люди, которые относились к более высоким сословиям. Сейчас это извратилось в кастовую систему, которая существует в настоящее время. Но раньше, в другие эпохи эта система была прежде всего связана с качествами человека. Сейчас эта система стала связана с их телесным обозначением. По праву рождения люди принадлежат к той или иной касте, когда на самом деле идея была в том, что такому делению люди относились согласно качествам, с которыми они пришли в этот мир.

00:06:30 И в соответствии с этим веды давались, они преподавались именно людям, которые относились к более высокой природе. И это было связано с тем, что люди, относящиеся к более высокой природе обладают более чистым разумом. Они могли понимать веды, они могли их правильно толковать. И это не запутывало. Это давало более ясную картину понимания.

00:07:13 Но в наше время эти законы не работают. То есть люди рождаются совершенно смешанной природы. Невозможно провести такого чёткого деления в большинстве своём. И более менее люди уравнялись в этом внешне. Хотя, конечно, существует всё равно разность природы. Но сейчас невозможно это всё определить таким образом. И поэтому веды даются всем. Они доступны и в этом есть большой плюс. Это большой бонус нашего времени. Но как все плюсы в этом мире имеют свою обратную сторону. К сожалению, даётся не всегда, скажем так, адекватные интерпретации вед.

00:08:13 И вместе с этим возникло такое не совсем верное понимание и стало уже таким нарицательным термином в своём роде как «ведическая женщина». Это что-то такое как нечто бессловесное, безличное. Просто как прислуга своего мужа. И это пытаются преподнести как ведическая женщина. Или понимают как ведическая женщина. Это один из тех примеров, когда веды не совсем чётко и чисто отражаются и интерпретируются. Это один из этих моментов.

Правритти-марг

00:09:04 И опять же, возвращаясь к ведам, то здесь стоить отметить, что веды многоплановые. И вместе с этим веды, вместе с тем, о чём мы говорили, веды представляют собой несколько таких планов и несколько путей, о которых говорят веды. На санскрите эти два пути называются Правритти-марг и Нивритти-марг. Марг — это путь. Это термины, которые их обозначают. И Правритти-марг — это путь, который связан с каким-то чувственным аспектом. И в ведах он тоже представлен. Он представлен в форме того, что женщина такая украшенная. И ей нужно дом, дети, золото. То есть много всякой роскоши. Это вы тоже найдёте в ведах. Это там представлено.

00:10:24 И путь такого чувственного удовольствия, чувственного пути тоже представлен в ведах. Потому что он представляет один из путей такого развития в социуме, который называется Кама. Такое чувственное удовлетворение. И этот уровень приходит после того, как люди правильно следуют ведическим законам. Дхарма — это ведический космический закон. После того, как человек следует правильно этому закону, соблюдает, к нему приходит артха. Артха переводится как экономическое и финансовое процветание. И после этого идёт кама. Кама, как путь, когда есть много возможностей, естественно, человек позволяет себе роскошную жизнь.

00:11:30 И это тоже ведический путь. Экономическое развитие и процветание относится к Праврити-маргу. Но вместе с тем, и я опять же вернусь к тому, что веды очень важно правильно интерпретировать, правильно толковать, потому что веды представляют разные пути и очень важно уметь эти пути синтезировать. То есть если просто остановиться на этом процветании, и это всё оставить, то это не будет тем, что хотят до нас донести веды. Потому что после камы идёт последняя ступень — это мокша. Она переводится как освобождение от этого всего.

Нивритти-марг

00:12:26 Но так или иначе, в ведах даётся ещё другой путь. Он называется Нивритти-марг. И Нивритти-марг переводится как определённого рода отречение, непривязанность к материальным вещам, а полная концентрация на духовном аспекте. Потому что, в соответствии с теми же ведами, они дают это знание о том, что мы не являемся этим материальным телом. Это просто оболочка, скафандр, в который мы помещены для того, чтобы находиться здесь, в условиях. Как водолаз находится на глубине, в неестественных для себя условиях. И ему нужен скафандр. То же самое душа, находясь в таком неестественном для себя положении, ей нужно это тело, своего рода скафандр.

00:13:27 И идея в том, чтобы сконцентрироваться на нашей истинной сути. Так же как водолаз, аквалангист может побывать какое-то время на дне морском, но не может там полноценно существовать, жить, потому что это не его стихия. То же самое в отношении ведического знания. То есть да, это материальный мир, мы здесь находимся, мы здесь каким-то образом проходим свои уроки, мы должны как-то прожить эту жизнь. Но в то же время, основное направление нашего разума не здесь. Он находится в сфере нашей вечной природы. И об этом говорит Нивритти-марг.

00:14:24 Но тем не менее мы находимся здесь. И у каждого есть свои обязанности. Поэтому, людям, которые находятся в исполнении своих обязанностей, в общем-то, Нивритти-марг больше подходил для аскетов, для мудрецов, для людей, которые отходят от дел каких-то или для высшего сословия, брахманов, духовных искателей. И в обществе тогда всё было чётко. Эти люди были учителями всего человечества. И все остальные прислушивались к ним, шли за ними. Так это было. Сейчас это всё нарушено, нет такого в обществе, чтобы было сословие духовных учителей, чтобы нас вели, чтобы государство было построено таким образом. Поэтому нам транслируются совершенно другие вещи на уровне общественного сознания.

Каждый сам ответственен за свой путь

00:15:40 Поэтому каждому даётся возможность, что называется, самому стать такого рода наставником для себя, контактируя с духовным учителем, со своим наставником. Но тем не менее, у каждого человека есть в наше время ответственность за свою духовную жизнь. Это не то время, когда общество было построено таким образом, что социум отвечал за вас, за ваше развитие. Сейчас всё скорее наоборот. То есть если вы просто отдадите себя социуму, плыть по течению, то вы верным способом придёте к своей деградации. Потому что социум транслирует совершенно другие вещи, совершенно другие ценности, всё больше и больше погружая человека в невежество, запутанность, именно противоречащей его истинной природе.

00:16:45 Но есть больше плюсы в том плане, что каждому даётся возможность самому для себя решать, самому выбирать свой путь. И это связано с тем, что в наше время люди должны правильно совмещать эти два пути — Праврити-марга и Ниврити-марга. То есть такое правильное вовлечение в эту жизнь и в то же время развитие правильного отречения в этом ключе. И поэтому с этим связано то, что мы часто видим такие перекосы, которые возникают даже у людей идущих по духовному пути развития, когда начинается чрезмерное погружение.

00:17:41 Мы уже разобрались с этим понятиями, с Праврити-маргом, что самое главное — это счастливая семейная жизнь, женщина в украшениях, со сладкой пищей, и вся такая исполняющая свои желания. Но идея не в этом. Это не приведёт к успеху. Это ещё больше нас запутывает в этом материальном мире и делает нас его рабами. Поэтому идея в том, чтобы уметь правильно сочетать эти два пути. И идея в том, что с ними нужно разобраться. В ведах говорится, что человек должен искать простой и счастливой жизни. Это не означает, что семейные люди, женщины начнут практиковать суровый аскетизм и подвергать себя каким-то совершенно деструктивным вещам, которые предписаны аскетам и людям, которые находятся в отречении.

Семейная жизнь - средство достижения высшей цели

00:18:59 Нет. Идея в том, чтобы уметь совместить эти два пути. Потому что семейная жизнь не является целью сама по себе. Опять же, опираясь не те же веды, на которые в принципе я опираюсь в этих лекциях, то семейная жизнь не является самоцелью сама по себе. Она просто является средством для достижения высшей цели. Потому что когда мы правильно зафиксированы, когда мы находимся в определённой гармонии, наш ум спокоен и мы можем практиковать более высшие пути развития. В этом смысл, в этом цель гармоничной семейной жизни. Потому что если этого не происходит, то очень много энергии нашего сознания мы растрачиваем на то, чтобы как-то зафиксироваться, придти к внутреннему балансу.

00:20:12 Скажем так, если мы не достаточно развиты, если мы не умеем, как говориться, превращать негатив в позитив, а это очень высокий уровень, большинству из нас это достаточно сложно, то подавляющему большинству людей рекомендуются все понимания этих законов взаимоотношений, гармонии в семейной жизни. Всё, что им нужно, - это нужно для нашего тонкого тела. Особенно для женского тонкого тела, чтобы зафиксироваться в этом мире правильным образом, придти к определённой гармонии, и чтобы тебя ничто не выбивало из пути твоего высшего развития.

00:21:14 И просто мне очень хотелось, чтобы мы на этом эфире разобрались с этими понятиями и было правильное представление того, к чему же ведут веды. И поэтому в ведических писаниях, в самой же «Бхагавад-Гите» говорится о том, что цветистый язык вед или противоречивый язык вед. И он может показаться таковым потому что, когда люди не в состоянии разобраться с различными путями и направлениями вед, которые имеют смысл определённый для чего-то, то это может ещё больше запутывать. И поэтому я чувствую, что есть такая необходимость поговорить в таком контексте.

00:22:13 И в связи с этим, то есть что какая-то иллюзия, что цель нашей жизни — это счастливая семейная жизнь, то в любом случае такое представление заранее обречено на провал. И поэтому для того, чтобы быть счастливым в своей жизни и в том числе семейной, очень важно зафиксировать свой разум на чём-то более высшем, чем сама же семейная жизнь. И когда наш разум зафиксирован на чём-то более высшем, то это будет во всяком случае гарантией того, что если в нашей семейной жизни сложиться что-то не так и как-то не совсем это будет близко к идеалам, то мы не придём к краху. То есть нас как личность это не разрушит.

00:23:24 И мы тем не менее сможем оставаться гармоничными и в какой-то степени счастливыми, несмотря ни на что. И вот это наше состояние наиболее ресурсно. И оно в наиболее вероятной степени к тому, что мы сможем быть успешны в нашей семейной жизни, несмотря на то, что может быть это не совсем будет изначально те идеальные позиции, которые предписываются или предполагаются самими ведами для того, чтобы было счастье в нашей жизни семейное. Мужчина должен быть таким-то, женщина должна быть такой-то. Но в реальности и в своей семейной жизни мы можем видеть, что всё очень далеко от идеала.

00:24:33 Но тем не менее, если мы зафиксируемся на чём-то более высшем, при этом понимая наши обязанности и так далее, но разум тем не менее будет зафиксирован на более высшей ступени, то все наиболее низшие ступени будут включаться. То есть они будут присутствовать в нашей жизни. Может быть не совсем так, как нам видится. И опять же, тут я сделаю сноску, что веды нужно ещё уметь правильно толковать. И поэтому, то, что нам не совсем так видится в соответствии с тем, что мы услышали в ведах может быть связано с тем, что мы не совсем умеем всё правильно толковать. И не совсем нам известны сами веды, их цели, к чему они ведут и так далее во всём этом комплексе.

00:25:31 Но тем не менее мы сможем оставаться счастливыми, гармоничными и прогрессировать. И это может и в нашей семейной жизни привести к определённому развитию, прогрессу, который мы может быть даже не ожидаем. То есть всё связано с нашей более высокой целью, именно с настройкой нашего разума на более высокую цель развития. Об этом я хотела сказать. И если есть какие-то замечания, комментарии, дополнения от Вас, Анна, Вы можете сейчас это всё проговорить. И если нет, то у нас есть ещё одна ситуация, которую я бы хотела рассмотреть в этом контексте.

У кого следует учиться?

00:26:30 [Ведущая] Спасибо большое, дорогая Гуна Манджари! Очень важную тему Вы подняли. Хотела узнать, часто говорится, что у Священных Писаниях или у духовно развитых людей нужно учиться духовности, а каким-то вопросам воспитания детей, семейной жизни, бизнесу и почему нужно учиться у профессионалов этого дела. Не обязательно, чтобы они были какими-то особо высоко духовными людьми. Просто, что у них хорошо это получается. Крепкая семья, например, или счастливые дети. Как это правильно понять, чтобы не ошибиться, и чтобы всё-таки не уйти самому в эту крайность — слишком ведической одухотворённой жизни?

00:27:15 [Гуна Манджари] Да. Спасибо за такой вопрос. Но на самом деле это целая тема разговора. Так, чтобы более коротко сказать, что здесь есть несколько моментов. Для того, чтобы учиться у, скажем так, профессионалов, и в этом есть свой определённый резон, нужно уметь правильно фильтровать, нужно уметь брать то, что нужно. Отделять зёрна от плевел, образно выражаясь. Я имею в виду если профессионалы не представляют собой духовно развитых людей, а просто профессионалы. Да, мы можем учиться, но для этого нужно иметь этот фильтр.

00:28:07 И другой момент, чтобы этому учиться нужно самому обладать достаточно высоким уровнем развития, чтобы уметь фильтровать. Иначе что происходит? Очень часто происходит то, что если мы заявляем о себе и решаем для себя, что мы идём по духовному пути, то в какой-то степени это прерогатива. Тут нужно уметь определять первостепенное от второстепенного. И всё зависит от того, какую цель мы для себя избрали. Если для нас эта цель первостепенна, тогда нам очень важно сформировать свой духовный стержень, чтобы очень хорошо понимать философию, чтобы очень хорошо понимать тот путь, по которому мы идём. И когда у нас сформируется этот костяк, скелет что называется, мы можем уже как-то быть более спонтанными. Мы можем уже правильно уметь фильтровать.

00:29:30 Но если мы недостаточно сформированы, если мы недостаточно заточены в том пути, по которому мы хотим идти, а речь идёт о духовном пути. То есть если мы недостаточно знаем, понимаем философию, все заключения вед, если мы недостаточно на этом акцентированы, то есть определённая опасность, что профессионалы, люди достигшие высот в своей деятельности какой-то, мы можем заразиться от них различными и другими их идеями, их образом жизни, их целями быть успешными, “достигаторством” определённым. И незаметно мы можем оказаться в несколько другой плоскости.

00:30:30 Для того, чтобы проиллюстрировать этот пример, я возьму наиболее понятный нам, то есть возьмём музыканта. Музыкант определяется насколько он хороший музыкант по тому, насколько он может классику исполнить. И после того, как он выучил и овладел классикой, он может дальше уже заниматься интерпретацией. Или спонтанной какой-то музыкой. Но если он не достиг классики, и он пытается интерпретировать, исполняет различные музыкальные произведения не обладая классикой, то музыкант он никакой. То же самое и относительно людей, которые идут по духовному пути.

00:31:34 Я не говорю о всех остальных, но так как вопрос был задан о них. То есть они должны освоить классику прежде всего и быть хороши в классике своей, по которой они хотят идти. И хорошо её понимать и хорошо зафиксироваться. После этого они могут заниматься различного рода интерпретацией и применять всё такого плана. Умеют уже фильтровать. Поэтому вначале должна быть определённого рода дисциплина пройдена. Я думаю, что это понятно.

00:32:21 Я могу привести свой пример. Я достаточно долгое время, начиная со своего детства, занималась балетом. И там ты себя просто принуждаешь, пока ты сформируешь какой-то определённый корсет. На теле он должен быть сформирован прежде, чем ты можешь всё что угодно. Ты своим телом потом пользуешься как инструментом. Ты можешь всё что угодно изображать и так далее. Но если ты не прошёл классику, если не сформирован твой корсет телесный, то ты не профессионал ни в чём, что называется. Такие, может быть, аналогии будут более понятны.

00:33:17 Поэтому ещё раз резюмирую, что для того чтобы пользоваться советами профессионалов из других сфер, областей, то, пожалуйста, нужно быть очень уверенным в том, что ты не запутаешься со своей сферой, что ты сможешь это всё применить должным образом и ты профессионал в том, что ты делаешь в своей жизни. И если это духовный путь, то в этом плане человек должен пройти определённого рода дисциплину, выучить всё хорошо, усвоить всё, что относится к его духовному пути прежде, чем он может импровизировать дальше.

Как избежать ментальных спекуляций на духовном пути?

00:34:09 [Ведущая] Спасибо большое! Очень важную вещь вы подметили. У меня ещё одна тенденция есть в голове. Я сейчас очень часто наблюдаю за разными парами и девушками на выданье и в принципе в этой теме, общаюсь же с подругами. Есть такая тенденция, что, в принципе, веды это очень хорошо и эти знания очень хорошо и стремиться к более высокому уровню в том числе в отношениях это очень хорошо. Но мы все не святые. Мы должны быть в первую очередь искренними, понимать свой уровень. И в принципе, принимая его, не насиловать себя какими-то более высокими стандартами. Я хочу у Вас услышать правильное какое-то видение этой ситуации. Потому что иногда бывает так, что мы так принимаем себя и застреваем на этом уровне. Как правильно работает этот процесс искренности, чтобы он продвигал нас всё-таки вперёд.

00:35:03 [Гуна Манджари] Бесспорно, важна искренность. Бесспорно, не нужно чрезмерное насилие к себе применять. Но это не означает присутствие спекуляции. Это то, что Вы говорите, там подразумевает также и другое явление, как спекуляции ментальные. Когда мы просто интерпретируем это знание в соответствии с нашими слабостями, в соответствии с нашими недостатками. Анартхи они называются в ведической философии. Вот это уже неправильно. Поэтому для всего нужен разум, как говорится. Без разума вообще беда.

00:36:06 Поэтому ведические писания не давались людям неразумным. Иначе будут своего рода интерпретации различные. А интерпретировать можно как угодно веды и религию. И мы знаем немало печальных случаев в истории, когда это происходило. Я сейчас не буду в это всё вдаваться. Поэтому ко всему нужен разум. И как говорится, в своём деле человек должен стать профессионалом. То есть если мы идём по духовному пути, то мы должны быть профессионалами. И мы не должны быть в таком дилетантском подходе. То есть мы должны изучить философию вед, изучить заключения, быть в контакте с этим. И тогда мы можем уже более спонтанно подходить ко всему этому. Не просто вольное такое обращение.

00:37:02 И понятно, что если нам не хватает понимания, мы должны обращаться к более мудрым, к более опытным людям в этой сфере, если нашего разума не хватает. Но просто так заявлять с полной уверенностью в своих заключениях, что я понял веды, я считаю, что я просто делаю всё, что я хочу и это будет ведическим путём — это дилетантство. Поэтому да, бесспорно, не нужно насиловать свою природу. Это неправильно. Нужно её учитывать. Но тем не менее нельзя находиться на уровне спекуляций, и считать ведическим путём, духовным путём то, что им не является. Это не просто капризный подход к этому: я сам себе всё определяю, что есть веды, что не есть веды. Это совершенно доморощенная практика, которая никуда не ведёт.

00:38:15 И поэтому любой человек, который становится на этот путь, ему очень важно научиться разбираться во всех этих нюансах, в заключениях вед. И быть в этом плане своего рода профессионалом. Если вы себя обозначили, как человека, который идёт по ведическому пути, по духовному пути, тут нужно определиться с этими понятиями, тогда нужно обладать соответствующим разумом, соответствующими критериями и понятиями, которые этому присущи. А дальше вы уже можете где-то решать, какой уровень стандарта вы можете взять, какому следовать. Но вы не можете стаскивать стандарт до своего уровня и говорить, что я так понимаю веды.

00:39:32 И чтобы избежать спекуляций, которые очень и очень распространены в связи с ведами в наше время, и всегда веды были окутаны большим-большим слоем и облаком разных неправильных пониманий и спекуляций. Об этом говорится и в самих ведах так же. И ещё один момент, который также отвечает на ваш вопрос. Здесь очень важно, чтобы человек, который идёт по этому пути, мы говорим в большей степени о женщинах, тут очень важно найти определённый баланс, когда это не будет насилие над собой, но в то же время это не будет попустительство полное, когда мы отпускаем все тормоза и поводья и как-то считаем себя ещё ведическими при этом. Нет. Мы должны, и каждый находит этот баланс индивидуальный, когда мы где-то не применяем над собой насилие, но в то же время мы находим тот тонус определённый, в котором мы должны себя всё-таки держать.

Мужу нравится мой темперамент, а не “ведическая жена”

00:41:05 [Ведущая] Благодарю за такое глубокое объяснение этой важной темы. И вот вопрос есть такой, иллюстрация, раз мы сегодня говорим о неправильном понимании и интерпретации понятия «ведическая жена». «Старалась вести себя как ведическая жена — служить, соглашаться, быть мягкой и покладистой. Но оказалось, что мужу как раз нравился мой темперамент и мексиканские страсти и эмоции у нас дома. Ему нравилась я яркая и настоящая. Чуть не развелись. Вот сейчас восстанавливаюсь». Как можно прокомментировать такое сообщение?

00:41:40 [Гуна Манджари] Да-да. Спасибо, что вы поделились. За такое наблюдение из своей жизни, которым вы поделились. Это как раз именно связано с тем, о чём мы говорили в начале передачи, когда есть такие интерпретации того, что якобы ведическая женщина это что-то такое безличное, какая-то молчаливая тень своего супруга. И это уже стало именем нарицательным. Вот это и есть «ведическая женщина». Совершенно неправильно. Потому что ведическая женщина, как вся природа, может быть совершенно разной. Она может быть темпераментной, эмоциональной. И это тоже ведическая женщина. То есть да, это то, с чем столкнулась наша слушательница в своей жизни. Ведическая женщина вовсе не означает, что нужно как-то свою природу нивелировать и стать чем-то надуманным, что в общем-то ничего общего не имеет с ведической культурой. Да, это такая иллюстрация.

00:43:06 [Ведущая] Спасибо Вам. Получается, ведические принципы должны изнутри идти, а не становится какой-то маской?

00:43:13 [Гуна Манджари] Бесспорно. Всё опирается на разум, на природу человека, а не слепое копирование. Поэтому, опять же, в ведические времена знание вед открывалось людям, у которых был разум, чтобы уметь это правильно понять, применить. А не просто слепо чему-то подражать, не понимая, не пропустив это через разум. Мы приходим к тому, о чём мы говорили в начале передачи.

Можно ориентироваться на свои ощущения в отношениях?

00:43:49 [Ведущая] Вот ещё один есть вопрос. Тоже, мне кажется, продолжение этой темы, как понять, как пропустить через разум. Или может быть можно через чувства. «Можно ли ориентироваться на своё внутреннее ощущение в этом вопросе?» Видимо в вопросе отношений. «Вот к примеру определённый пример счастливых, и ну очень духовных отношений в семье мне не близок. Понимаю, что так не хочу или не готова жить. Так вот, можно ли прислушаться к своему ощущению, что это не моё? Или такое чувство отторжения просто из-за моего недостаточного уровня культуры?»

00:44:26 [Гуна Манджари] Мне сложно сказать. Единственное, что могу сказать, я не знаю человека, я не знаю о чём идёт речь и что принимается за “очень духовные и счастливые отношения”. Может быть они не очень духовные? Я не знаю. Поэтому с этими определениями мне как-то сложно сказать так это или нет. Но в любом случае, могу сказать, что если человек духовный на самом деле, то это априори означает, что он счастливый. Потому что душа наша находится в энергии ананды, счастья, блаженства. Иногда люди называют духовным что-то такое религиозное. Какие-то определения. Духовное и религиозное это не одно и то же.

00:45:25 И поэтому может быть вам что-то не совсем импонирует в плане каких-то религиозных стандартов, то да, можете на свои опираться ощущения. Это другой момент. И это не одно и то же. Но тем не менее стандарты какие-то нужны для того, чтобы мы очищались, приближались к своей природе. Но со всеми этими стандартами можно варьировать. То есть тут всё индивидуально.

00:46:08 [Ведущая] Спасибо. У нас ещё осталось немного времени. Вы хотели разобрать, я помню, какую-то ещё ситуацию одну?

Разбор конкретной ситуации

00:46:15 [Гуна Манджари] Да, совершенно верно. Я хотела разобрать определённую ситуацию, запрос, который ко мне пришёл. И эта ситуация тоже будет иллюстрировать то, о чём мы говорили на нашем этом эфире. То есть как Нивритти и Правритти-марг, эти пути могут не совсем корректно сочетаться и интерпретироваться. Мне написала одна молодая женщина, я так подозреваю, что достаточно молодая, такой длинный вопрос прислала, где она описала свою ситуацию. Я не буду все подробности и детали зачитывать.

00:47:13 Идея в том, что эта женщина следует по духовному пути. Она вдова, у неё муж оставил тело, как мы говорим. Потому что человек не умирает. И она осталась одна со своими детьми. И через какое-то время на её горизонте появился молодой человек, который занимается духовным развитием так же как и она. Практикует духовную жизнь, духовную практику. И я зачитаю кое-какие фрагменты из её письма. «Он приезжал с другом несколько раз. И на четвёртый раз он предложил жениться. Он человек хороший, наверное. Я так и сказала, что мы совершенно не знакомы. Как он так быстро всё предлагает?».

00:48:30 И он ей помог несколько раз. У этой женщины есть дом, земля. Он ей помог в этом плане, огород вскопать. «И после того, как он предложил жениться, он предложил либо жить у меня дома, либо даже продать мой дом и вложить в постройку нашего дома. Работать стабильно он начал только сейчас. Жилья своего нет. Я сказала “нет”. Дом продавать я не могу. И он сказал “хорошо”. Тогда он будет строить как-то. Я ждала его реакции на мою позицию, что если он захочет жениться, то пусть для этого что-то делает.

00:49:29 Мы даже общались какое-то время и оказалось, он продолжал надеяться на то, что всё же будет вклад с моей стороны в строительство жилья. И я вновь повторила, что продать не могу и что не представляю пока, чтобы другой мужчина называл себя здесь мужем. И потом он сказал, что так плотно общаться пока не может, и работы хорошей нет. То есть дал понять, что ему сложно». В общем эта картина её удивила. И так же поступают советы со стороны, что это нормально и он может жить у неё дома, и всё в таком плане. И эта женщина чувствует внутренний диссонанс. Это никак не вяжется с её представлениями о роли мужчины в семейной жизни.

00:50:59 И в принципе с ней можно согласиться. То есть все её ощущения совершенно правильны. Потому что тут есть некие моменты, которые смущают. Что человек жил духовной жизнью, он не накопил ничего материального, и это нормально, что если он будет жить в твоём доме, и вы будете что-то делать вместе. Как бы да, это может быть и нормально, но дело в том, как мы говорили, что есть такой путь Нивритти-марг, по которому идут аскеты, брахманы, люди, которые практикуют духовную жизнь. И если человек идёт по такому пути, если он настроен, нацелен только на духовное развитие, то обычно он проявляет себя несколько в другом плане.

00:52:04 То есть тогда, если он хочет жениться и заботиться о жене и детях, то его проявления будут носить другой характер. И люди этой природы обычно настроены на жизнь не стяжательского плана. То есть они настроены на служение, они довольствуются малым. Они себя немножко по-другому проявляют. Они настроены на определённого рода самоотдачу, помощь, выполнение своих обязанностей, выполнение дхармы. И это было бы сразу заметно. И да, есть такое развитие событий. Гипотетически это возможно.

00:53:02 Да, женщина, у которой есть дети, у которой есть материальный аспект в плане дома, земли и какая-то собственность, может взять мужчину в свой дом и он может заботиться обо всём. Но если это человек такой высокой природы. То есть он уже себя проявил как человек бескорыстный, как тот, кто желает заботиться о близких. Он проявляет себя с этой стороны. Он проявляет себя не стяжательски. И он направлен на развитие, то есть на духовные достижения, и это видно. Такой человек проявлен.

00:53:57 И он следует дхарме. Дхарма — это ответственность за тех, кто от нас зависит. Такой человек, даже не обладая определёнными материальными ресурсами, если он ничего не накопил, посвящал себя духовному развитию, то у него есть такие ценные вещи как качества. То есть такой человек будет очень самоотверженным. Он будет заботиться об окружающих, он будет бескорыстно служить и вкладывать. И за его качества, за его природу можно пойти на этот шаг.

00:54:50 И в ведах есть такое предписание, что женщина может выходить замуж за мужчину, который выше её по природе, по качествам. То есть брахман. Брахманы обычно были бедными. Но они не были направлены на какое-то сильное материальное процветание. Но у них были качества. И женщина, скажем так, более низшего сословия — кшатрии, вайшьи и так далее, у которых были какие-то материальные возможности, она могла выйти замуж за такого мужчину. Это считалось нормальным. Но идея в том, что в наше время достаточно сложно найти реально такого человека с качествами.

00:55:53 То есть гипотетически это возможно. Но в соответствии с местом, временем, обстоятельствами мы должны действовать и смотреть, обладает ли человек определёнными качествами. И здесь мы видим, что смешаны эти два пути. То есть с одной стороны человек заявляет о том, что он занимался духовным развитием, он был отречён, то есть шёл по пути не Нивритти-марга, но в то же время он претендует на уровень Правритти-марга в том плане, что он рассчитывает на процветание материальное, но со стороны женщины. Что она должна внести в его жизнь это процветание. Это неправильно.

00:56:54 Это неправильное применение этих двух путей. Если ты идёшь по пути Нивритти-марга и заявляешь о том, что ты был занят духовным, то нужно продолжать идти дальше. И даже в своей семейной жизни, если ты позиционируешь себя с этой стороны, то тут должна быть целостность определённая. И здесь женщина, которая написала это письмо, внутренне чувствует, что что-то с этим не так. Что есть определённая двойственность. Поэтому идея в том, что да, действительно есть эта двойственность.

00:57:45 Либо человек сразу приходит уже находящийся на пути Правритти-марга. То есть у него есть какой-то свой уровень, он культивировал. Я имею в виду уровень развития экономического. И тогда это будет равноценный брак. То есть две стороны будут на приблизительно одинаковом уровне. Либо, если он позиционирует себя духовным человеком, то тогда он должен проявлять духовные качества. Тогда такой брак, союз тоже может быть в этом плане уместен. Но когда человек позиционирует себя духовным, но ищет возможности выгоды и продвинутости материального плана со стороны женщины, то, естественно, это не совсем уместный вариант.

Замуж за “готового мужчину” или какими принципами руководствоваться?

00:59:02 [Ведущая] Такая интересная, конечно, история. И много интересных моментов за счёт неё раскрывается. Спасибо большое, что поделились и пониманием и самой историей. Действительно, такой мир сейчас, когда женщины остаются иногда без защиты. И самим приходиться разбираться что к чему. Вот тоже пришёл к нам вопрос как разобраться: «Помогите, пожалуйста, разобраться. Наши бабушки говорят, что не нужно ждать готового мужчину. Что в отношениях он развивается. Поэтому на момент свадьбы не нужно ждать от мужчины многого. С другой стороны, достойная женщина не выйдет замуж за того, кто хотя бы по минимальным параметрам не соответствует её представлениям. То есть она не надеется, что он когда-то там уже кем-то станет, а смотрит на реальное и финансовое, и духовное состояние. И на качества реальные и поступки. Как понять каким принципам лучше руководствоваться?»

00:59:57 [Гуна Манджари] Как всегда лучше руководствоваться определённым синтезом. Потому что тут могут быть две крайности. Девушка может либо просто выйти замуж за кого попало в надежде, что он когда-то разовьётся и станет кем-то. Что “возьмём так, а там уже всё остальное по ходу дела приделаем, доделаем, подработаем”. Тут тоже ошибочная точка зрения. И другая крайность — это когда девушка ожидает вообще полностью ведического героя, совершенно готовый вариант. Это тоже такая ситуация, что она может ждать очень долго. Всю жизнь может ждать и пропустить какие-то реальные возможности.

01:00:53 Поэтому истина, как всегда, посередине. И очень важно понимать, и я об этом упоминала в своей книге «Я бы на ней женился!» которая называется, очень важно понимать, что мужчина это потенциал. То есть смотреть на его потенциал, который может быть, чтобы было чему развиваться. И очень важно смотреть по критериям того, есть ли у вас общность вектора развития. Потому что если вы хотите развиваться духовно и как-то работать над собой, совершенствоваться, а у него главное, чтобы дом был крепкий, чтобы была тарелка борща, много детей и хозяйство, то может быть вам не совсем по пути. То есть какой-то вектор развития вы всё-таки отследите, если он у вас совпадает.

01:01:56 И какой-то потенциал в мужчине должен тоже присутствовать. Конечно, многие вещи развиваются в браке, в отношениях. Особенно в наше время ожидать какой-то готовый ведический идеал — это совершенно утопично в какой-то степени. Это утопия. Поэтому здоровый компромисс уместен между этими двумя мнениями.

Как разглядеть за внешним духовным лоском реальные качества человека?

01:02:39 [Ведущая] Спасибо большое, что объединяете, это действительно, это разум. Хочется ещё раз напомнить, что у Вас есть замечательная книга «Я бы на ней женился!». Вот слушателям нашим напоминаю, что можно её прочитать. И там в принципе эти важные вопросы рассматриваются. И по времени хотела ещё последний вопрос задать. Как раз в тему той истории, которую Вы рассказали. «Как разглядеть за внешним духовным лоском реальные качества человека? Потому что часто среди знакомых встречаю подобные ситуации, как та, которую вы описали. И мужчины потом ещё обвиняют в меркантильности, если женщина не идёт им навстречу и ждёт более стабильного варианта».

01:03:19 [Гуна Манджари] Опять же, это всё очень конкретно. Я понимаю, что каждый случай конкретен и очень сложно давать какие-то общие рекомендации. Во-первых, женщина в наше время сама должна быть достаточно хорошо зафиксирована в своей духовной практике, в той философии, которой она хочет следовать и по которой она хочет идти, чтобы ей не было возможности втирать что-то «левое», я извиняюсь за выражение, про ведическую женщину, что женщина должна быть какой-то тенью своего супруга и так далее. Для этого она должна сама хорошо знать ведические писания, духовный путь, чему следовать, что мы являемся душой и так далее, и тому, чему учили нас духовные учителя, ачарьи и так далее.

01:04:15 То есть она хорошо сама должна знать и понимать эту философию, чтобы кто-то другой не пытался спекулировать этой философией с ней. Чтобы она сама смогла увидеть и разобраться в том, является ли этот человек действительно духовным, развитым. Для этого она сама должна понимать, что есть это развитие. Сама должна быть этого уровня. Это один момент. Другой момент, конечно, нужно наблюдать, нужно проговаривать какие-то вещи. И очень часто человек открывается в каких-то мелочах. То есть не где-нибудь на трибуне, где он выступает как лектор перед другими людьми, а в каких-то жизненных простых ситуациях очень хорошо виден человек. В каком-то взаимодействии. Если это люди духовные это может быть общее служение или поездки на какие-то фестивали.

01:05:28 То есть нужно смотреть как ведёт себя человек, когда он себя не контролирует и не пытается произвести на других впечатление. Вот эти мелкие, какие-то простые поступки бывают очень и очень отражающими реальность. Это один такой момент. И другой момент так же смотреть как человек ведёт себя с окружающими. Просто наблюдать, просто смотреть непредвзято. И может быть советоваться, если есть рядом мудрые, также непредвзятые и хорошо к тебе относящиеся люди опытные в семейной жизни, которые понимают эти все нюансы, зрелые. Может быть этот взгляд со стороны тоже будет полезен. То есть где-то так в этих сферах, плоскостях так нужно себя расположить для того, чтобы иметь более или менее объективную картину.

01:06:41 [Ведущая] Благодарю Вас, Гуна Манджари за ответ! Действительно, у нас вроде бы появилось больше возможностей в современном мире, но в том числе и появилось больше обязанностей быть разумнее, может быть иногда самой о себе заботиться и быть более как-то ориентирующейся в этом мире. Поэтому спасибо, что напоминаете об этом. О том, что мы никогда не должны забывать о собственном развитии, развитии собственных качеств и собственного разума. Это очень важная тема и спасибо Вам за то, что развеиваете мифы о ведической женщине, о том, какой она не является. Будем с интересом ждать продолжение наших бесед потому что они всегда актуальны, очень помогающие и очень вдохновляющие.

01:07:22 [Гуна Манджари] Спасибо вам опять же за ваши глубокие вопросы! За то, что так глубоко раскрываете тему Вам, Анна, лично, и нашим радиослушателям. И опять же, я вас призываю к тому, чтобы вы задавали вопросы. Если я не ответила на какой-то вопрос из прошлых и вы не получили ответ в наших передачах, пожалуйста, продублируйте. Мы будем рассматривать это. И до следующих встреч! Я желаю всем нам просветлённого разума и высшего счастья. До свидания! До следующих встреч!

01:08:05 [Ведущая] Спасибо большое за ценное пожелание! До свидания! До встречи через неделю!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 18 August 2020