Подкаст Wild Yogi Radio выпуск 7

01 March 2016
1. Shruti Sdolikar – Samukh Pratham He Svanam Gayak; 2. Nazakat & Salamat Ali – Raga Gavti; 3. Kishori Amonkar – Ghat Ghat Mein Panchi Bolta – Kabir; 4. Madurai Mani Iyer – Eppo Varuvaaro (Jonpuri); 5. Bombay Jayashri – Shyama Shastri Krithis – Kamakshi; 6. Umakant & Ramakant Gundecha – Shiva Shiva Shiva;
подкаст для начинающих из раздела «Музыка» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:57:15 | качество: mp3 192kB/s 78 Mb | прослушано: 250 | скачано: 219 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:05 Привет друзья, с вами Илья Журавлев и Вы слушаете7-й подкаст Wild Yogi Radio. Сегодня мы будем слушать традиционные бхаджаны, положенные на мелодии раг. Классическая музыка Индии - это древнее утонченное исскуство, так же как и симфоническая музыка на Западе. И обычно певцы и музыканты образуют семейные династии и учатся музыке с раннего детсва много лет.

00:00:33 Индийская классическая музыка делится на два направления: Северо-индийскую хиндустани и южно-индийскую Карнатик. Стиль хиндустани впитал в себя влияние древно-персидской музыки, а Карнатик ещё более древне-аутентичный стиль дравидского населения Южных штатов Индии: Тамил-наду, Карнатака, Керлы и Андхра-Прадеш. Конечно, за много веков эти стили оказывали влияние друг на друга и некоторые музыканты владеют обоими. На Севере поют на санскрите и хинди. На Юге также на санскрите, но и на своих южно-индийских языках: тамил, каннада, телугу, малаялам.

00:01:16 Самые длинные композиции - раги. Рага - это инструментально или вокальная музыка, которая длится от получаса до часа и больше. Раги делятся на много видов и распределены по времени суток. В какие часы какую рагу благоприятно играть. Т.к. мелодии и тональность воздействуют на сознание по-разному. Есть раги: утрвенние, бодрящие, дневные, вечерние и ночные.

00:01:45 Есть и более короткие музыкальные формы: тумри, бандиш - это бхаджаны, положенные на меллодии раг. Вот их-то мы и послушаем сегодня, т.к. одна классическая рага заняла бы весь наш подкаст.

1. Shruti Sdolikar – Samukh Pratham He Svanam Gayak

00:01:58 И начнем, как заведено, помолясь, Ганеше. Певица Шрути Садоликар из Мумбаи. Поет в стиле «джайпур-Кхайран» - это значит, что музыкальная традиция, в которой она выступает, зародилась и развивалась в городе Джайпуру в Раджастане.

00:02:17 (Звучит песня Shruti Sadolikar - Sumukh Pratham He Svanam Gayak)

2. Nazakat & Salamat Ali – Raga Gavti

00:10:11 Следующие наши исполнители - братья Назакат и Саламат Али Кхан из Пакистана. До 47 года Пакистан был частью Индии и там осталось жить много музыкальных династий, т.к. среди музыкантов в стиле хиндустани были как индуистские, так и мусульманские семьи. Если музыкант индуист, то перед его именем часто ставится титул «пандит», что-то по типу профессора, а если мусульманин, то титул «устат».

00:10:41 Есть способы исполнения раг на два голоса, часто это поют братья. И одни из самых впечатляющих - братья Али Кхан. К сожалению, они уже оставили свои земные тела. Эта запись 70-х годов. Братья Назакат и Саламат Али Кхан представляли стиль sham chaurasia gharana (шам чаурасия гхарана), зародившийся в штате Пенджаб в 16 веке. Вечерняя рага «Гаоти».

00:11:07 (Звучит песня Nazakat & Salamat Ali Khan - Raga Gaoti)

3. Kishori Amonkar – Ghat Ghat Mein Panchi Bolta – Kabir

00:23:02 Еще одна знаменитая певица из Мумбаи - Кишори Амонкар - очень популярная, хотя её часто критиковали за отход от строгих традиций индийской классики и слишком вольное пение. Но для передачи экстаза бхагти, что важно в исполнения бхаджанов, и не нужно никаких особых рамок.

00:23:21 Этот бхаджан на стихи знаменитого святого Кабира, жившего в 15-16 веке в Варанаси. Кабир был ткачом-мусульманином, но будучи мистиком искал Бога везде, не признавая ни мусульманского и индуистского ритуализма. Но одинаково ценен чистый духовный опыт обеих религий. За качество святого и духовную поэзию его одинаково почитали и индуисты, и мусульмане. От него остался духовный орден - кабирпантх, который и по сей день существует в Индии. Главный храм Кабира расположен в Варанаси. Его стихи вошли также в священную книгу религии сикхов - «Адигрантх».

00:24:03 "В сердце каждого поет птичка" - говорится в бхаджане. Птичка тут - символ божественной Души. Она поет: "Ты и палочка, на которой сидит птичка, ты и равновесие, которое она сохраняет, чтобы не успасть. Ты и само тело птички. Ты и сад, ты и садовник и ты - тот, кто срывает цветок. Ты пребываешь во всём и в каждом. Ты танцуешь и в смерти, и в жизни." Поет Кишори Амонкар.

00:24:35 (Звучит песня Kishori Amonkar - Ghat Ghat Me Panchi Bolata)

4. Madurai Mani Iyer – Eppo Varuvaaro (Jonpuri)

00:38:41 А теперь послушаем южно-индийский стиль Карнатик. Он отличается быстрым шаманским ритмом и экстатичным исполнением. Голос певца как бы закручивает слушателя, смещая его точку сборки. Знаменитый певец 50-60-х годов Мадурай Мани Айер. Как видно из имени он принадлежит к музыкальной традиции городу Мадурай в Тамил-Наду, фамилия Айер указывает на принадлежность к сословию тамильских шиваитских браминов.

00:39:12 Песня на стихи тамильского поэта 19 века Гопала Кришны Бхарати. "Эпо варуваро" - "когда Он придет". Когда Он придет, чтобы освободить меня от кармы? Знаменитый Господь Чидамбарам - Господь Натараджа. Я искал его и однажды настало время, это было за пределами даже самого дикого воображения - Он явил Себя передо мной. Когда я был погружен в приходящие и эфемерные удовольствия мирской жизни, я забыл о поиске прибежища у стоп Господа - "золотого театра". В Шивапуранах место где Шива танцует свой космический танец описано как "золотой театр". Поэт Балакришна любит своего Господа и склоняется перед Ним. И Господь открыт миру и принимает эту любовь. Послушаем этот экстатичный бхаджан для Шиванатараджи.

00:40:13 (Звучит песня Madurai Mani Iyer - Eppo varuvaro )

5. Bombay Jayashri – Shyama Shastri Krithis – Kamakshi

00:44:03 И ещё один бхаджан в стиле Карнатик, сочиненный автором Шьяма Шастри. Он был брамином, говорившим на языке телугу, сейчас это язык штата Андхра-Прадеш и жил в 18-19 веке. Поёт замечательная певица Бомбей Джаяшри. Бхаджан посвящен богине Камакши, другое её име Лолита Трипурасундари. Это женское божество, объединяющее в себе Дургу, Лакшми и Сарасвати.

00:44:34 (Звучит песня Bombay Jayashri – Kamakshi)

6. Umakant & Ramakant Gundecha – Shiva Shiva Shiva

00:49:39 Ну и в завершение замечательный бхаджан Шиве на два голоса: братья Гундеча из города Уджайи в Центральной Индии. Это город, где установлен первый из двенадцати самых священных шивалингамов Индии. Их ещё называют джотьирлингам. В Уджайе установлен лингам Махакала в переводе - "великое время". Умакант и Рамакант Гундеча поют в стиле dagarvani gharana (дагарвани гхаран) . Бхаджан для Махадева Великого Йога. (Звучит песня Gundecha Brothers Umakant & Ramakant - Maha Deva Shiva)

транскрибирование: Инна Визерская | Киев | Украина | 28 May 2017