Потерянные обеты

Садху санга - 01 января 2011
Разочарования в Сознании Кришны. Игры в духовность. Игры в любовь. Когда однажды игра надоедает... Исполнение маленьких обетов возвращает вкус. Любовная аскеза. Оправдание своих слабостей. Тайные привязанности. Как не возгордиться в аскезе? Большой путь состоит из маленьких шагов. Возвращение вкуса служения. Как отдых может быть служением? Как по-настоящему почуствовать духовный вкус? Ответы на вопросы: Правильный отдых. Джапа медитация не должна быть игрой. Игра в Сознание Кришны. Кому стоит открывать сердце? Культура отношений. Культурное общение внутри семьи.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:24:00 | качество: mp3 32kB/s 19 Mb | прослушано: 1239 | скачано: 742 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:18 ом агьяна-тимирандхасья гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва паданти-кам
ванчха-калпатарубхьяш ча крипа синдхупьйа ева ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намаха
джайа шри-кришна-чаитанийа прабху нитйананда
шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Разочарования в Сознании Кришны

00:01:08 Семинар будет называться «Опасные игры в духовность». И готовясь к этому семинару, я раздумывал о том, что до тех пор, пока мы не поймем, почему Cознание Кришны заканчивается в сознании того или иного человека, почему вкус пропадает, почему в конце концов энтузиазм вдруг исчезает. Почему это все происходит? Почему есть эти потери? Почему есть потеря в сознании Кришны? Мы так много говорим о появлении в сознании Кришны. Фактически все, что мы говорим, мы говорим о появлении в сознании Кришны.

00:01:59 Я думал о том, что до тех пор, пока мы не поймем, почему происходит потеря в сознании Кришны, то эти усилия по проповеди, усилия по нахождению в сознании Кришны в какой то мере нас будут разочаровывать. Мы будем чувствовать, некоторую такую безысходность того, что столько усилий прикладывается, чтобы получить вкус к сознанию Кришны и вдруг вообще непонятно почему, как кажется, оно раз и исчезает у кого-то. Наверняка вы все это замечали. Ходил человек светящийся, не касающийся чуть чуть земли, подпрыгивающий выше всех на киртане, громче всех повторяющий мантру, знаете, так, что спать невозможно в соседней комнате, больше всех кушающий прасада, то есть что-то такое было, мы это видели. И вдруг в какой-то момент что-то происходило, перещелкивалось.

00:03:03 Почему это? Почему это? Мы видим, что это есть, мы видим, что это происходит. Поэтому иногда именно это приводит к некоторым разочарованиям в сознании Кришны. Мы не можем понять, что происходит, почему это происходит, какова причина. Если мы не понимаем какова причина пропадания, исчезания в сознании Кришны, мы сами можем попасть в эту ситуацию. Никто не застрахован. Никто не должен думать, что он застрахован от деградации, от возвращения. Это признак тяжелейшей гордости. Если человек думает, что он застрахован - это тяжелейшая гордость. Мы не должны гордиться, мы должны разобраться, иначе появляется некоторое такое состояние бессмысленности. Все равно, что покупать новые продукты, не обеспечив сохранность старых продуктов. Старые продукты сгнили, ничего, новые купим, вон сколько, целый магазин новых продуктов. Так же иногда у нас создаётся такое впечатление, ну какая проблема, ну, ну пропало у кого-то, пропал у кого-то энтузиазм, пропал у кого-то вкус,пропало у кого-то Cознание Кришны, какая проблема? Вон, выходи на улицу, проповедуй сколько хочешь, столько людей невинных.

00:04:21 Но мы должны понять этот процесс. Мало купить продукты на рынке. Дело сделано, когда блюдо приготовлено. Так и мы можем успокоиться только в тот момент, когда душа, изначально купившая у кого-то из нас книги Шрилы Прабухпады, возвращается домой к Богу. В этот момент мы можем быть удовлетворены. Вот, дело сделано, блюдо приготовлено. Продукты не пропали, усилия не пропали зря, процесс доведён до конца. Это называется практичность. Шрила Прабхупада говорил об этом часто: наш принцип практичность. Что такое практичность? Все надо доводить до конца. Часто меня спрашивают как стать успешным, как стать успешным. Успех это простейшая вещь. Надо просто все доводить до конца. Взялся за что-то, доводи до конца. Не хочешь доводить до конца, сразу не берись за это, простейшая вещь. Больше никаких секретов успеха нет, все остальное просто Господь, Его милость и так далее, это уже высшие материи. От нас зависит только желание доводить до конца. Мы должны тоже стать практичными в конце концов, мы должны научиться доводить наше Cознание Кришны до конца, до самого Кришны, дальше некуда. Кришна причина всех причин. Мы должны дойти до Кришны.

00:05:48 Мы не должны успокаиваться на том, что кто-то просто принял Cознание Кришны. В конце концов мы сами не должны успокаиваться, «всё, я в сознании Кришны, я принял Cознание Кришны, я уже читаю мантру, я уже ем прасад, я уже в обществе преданных, я уже на фестивале, всё хорошо». Мы можем успокоиться только в тот момент, когда Кришна лично обнимет нас или когда Кришна лично обнимет ту душу, о которой мы заботимся. Это в принципе есть забота. Забота - это увидеть, как Кришна обнимает того, о ком мы заботимся. Это наше настроение. Это настроение преданного служения. Это настроение Cознания Кришны. Это очень высокое настроение. В действительности это не простое настроение. Может потому что оно не простое, мы боимся так думать. Нам кажется, ну я сделаю свою маленькую часть заботы, чуть чуть позабочусь. Но потом мы может разочароваться от того, что мы не увидим этот конечный результат.

Игры в духовность

00:06:50 И на этом семинаре мы будем говорить о том, что иногда мы играем в духовность. В принципе в начале это нормальное состояние. Мы все дети, хотя строим из себя взрослых. В действительности мы дети. Мы привыкли играть. Поэтому в духовность мы тоже сначала играем. Это нормальное состояние в начале чего-то. Когда мы что-то начинаем делать, это всегда какая-то игра, так все весело, здорово, замечательно. Чем бы мы не занимались. Если мы пошли учиться, тоже сначала немножко играем до первого проваленного экзамена. В семью тоже мы сначала играем до первого хорошего кухонного скандал с летающими тарелками. Оказывается есть летающие тарелки. Любой семейный человек видел неопознанную летающую тарелку.

00:07:55 Мы играем сначала и пусть. Сначала это нормально. Игра это некоторое познание реальности. Мы пытаемся познать эту новую реальность, которая перед нами, нам не знакома. Но в конце концов нужно перейти на само духовное развитие. Мало играть в духовное развитие. Мало играть в Cознание Кришны, в конце концов нужно перейти на серьёзное исполнение преданного служения, нужно перестать играть. Вот этот переход он не всегда заметен, он не всегда понятен, не всегда понятен. Это одна из причин, по которой практикующие оставляют духовную жизнь и возвращаются к материальной деятельности – они просто не перестают играть. Не замечают, как эта игра затягивается, затягивается все дольше и дольше, из года в год.

00:08:49 Вроде бы все просто. Преданный начинает с того, что действует в соответствии с регулирующими принципами преданного служения, выполняет указания духовного учителя. И когда в процессе этого он очищается от скверны, материальной скверны, в нем развиваeтся привязанность, развиваeтся вкус. И со временем, углубляясь, этот вкус превращается в любовь. Фактически слово «любовь» можно применять, употреблять только обозначая отношения с Личностью Бога. Этим термином «любовь» в общем-то только взаимоотношения с Кришной определяются. И оно неприменимо, это слово любовь неприменимо к отношениям каким-то другим, более низшего порядка, характерным для материального мира.

Игры в любовь

00:09:41 То, что в материальном мире называется любовью, мы знаем, не что иное, как вожделение. И между понятиями любви и вожделения лежит пропасть. Шрила Прабхупада говорит, они также отличаются как золото и железо, есть отличия, видимые отличия. И если мы теряем вкус к духовному развитию, если мы теряем вкус к этому пути, к сознанию Кришны, значит, что мы просто играем в любовь. Игра в любовь. Все любят друг друга. Куда не посмотри все любят друг друга. «Ты меня любишь?» «Люблю. Буду тебе служить до конца жизни.» Все заботятся друг о друге, любят друг друга. В общем этот лозунг он присутствует, вы заметили наверное. Но если потом вдруг этот процесс любви заканчивается, процесс служения заканчивается, это говорит только об одном - это не было любовью. Это была игра в любовь. Мы играли в любовь. На самом деле это было вожделение, оно не перешло в любовь, не трансформировалось в любовь, не трансформировалось, процесс не произошел.

00:10:53 Мы незаметно для самих себя остаемся в этой зоне вожделения и все это время просто играем, играем в эту показную любовь. Конечно все очень здорово звучит, но любовью и служением можно назвать все что угодно, любое действие. Но если оно заканчивается, это признак того, что это не было любовью. Это так и оставалось вожделением, это была игра в любовь, игра в любовь. Хорошая игра. Действительно мы можем хорошо играть, но всё равно игра. Мы не заметили подмены, точнее не захотели её замечать.

00:11:28 Вот это в принципе и есть смирение. То есть смирение - это быть честным перед собой. Это честность, это вот реальная оценка, что у меня внутри - любовь или вожделение. Не играю ли я в любовь? Не заигрался ли я? В начале пусть, мы это сразу оговорили, пусть будет. Но долго играть нельзя. Есть одна проблема - любая игра рано или поздно заканчивается, долго играть невозможно, мы об этом поговорим.

00:11:57 Так, например, дети любят играть. Играют во врачей, в докторов, у них есть игрушечные шприцы, игрушечный стетоскоп, красивые лекарства даже какие-то. Сейчас современные игрушки очень похожи на настоящие, я смотрел, диву давался, все как настоящее. И они лечат друг друга. «Кто сегодня больной?» Так и мы иногда - один читает лекцию, другие ему задают вопросы, потом наоборот меняются. Тот, кто задавал вопросы, он читает лекцию, ему задают вопросы. Кто сегодня больной? Кто сегодня здоровый? Мы так очень красиво во все это играем. И эти дети, так они лечат друг друга, но лечат от ненастоящих болезней, лечат ненастоящими способами, лечат ненастоящими инструментами, ненастоящими лекарствами и получают ненастоящий результат. Все как было так и осталось, поиграли, поиграли во врачей, получили игрушечное излечение.

Когда однажды игра надоедает..

00:13:06 Это очень похоже на наш случай, ведь по какой ещё причине наше вожделение иногда вдруг оказывается никуда не делось? А мы, оказывается, просто играли в больницу. Но как мы выяснили есть одна проблема - в любой игре долго играть невозможно. Нельзя долго играть. Однажды игра надоедает. Это сущность любой игры материальной, она надоедает и её хочется поменять на другую игру. Долго во что-то играть невозможно. Посмотрите, те же дети, они в одно играют, потом тут же бросают игрушки, уже в другое хочу, хочу другую игрушку, хочу. Так дети говорят друг другу: давай во что-нибудь другое поиграем.

00:13:56 Вот этот момент, это момент кризиса в духовном развитии. Когда вдруг внутри себя я замечаю, что мне хочется во что-то другое поиграть. И преданный иногда бывает начинает играть в другую игру, уходит из духовного развития или меняет направление духовного развития. Или есть ещё другая известная игра детей, не знаю, сейчас играют или нет, раньше играли. Куличики. Сейчас играют в такие игры, да? Песок остался в песочницах? Пока в песочницах есть песок, куличики будут вечными! И они их делают из песка, трамбуют в формочки, даже пытаются угощать друг друга. «Попробуете?» Но как не играй в куличики, как правильно их не делай, они так и останутся песком, всё равно песок, а значит безвкусный, нет вкуса. И однажды нам вот эти куличики надоедают, и мы идем домой к маме попробовать настоящие пирожки, потому что вкус к ним ещё остался. В этом наша главная проблема, у нас очень хорошо развит материальный вкус. Мы его отрабатывали миллионами жизней, он отработан. У нас очень хорошо настроены все вкусовые рецепторы, все ощущения, они с нами все остаются. У нас очень хороший опыт материальный.

00:15:26 Если мы не получаем реальный духовной вкус, то этот материальный опыт перевешивает. Он просто перевешивает, его сейчас реально больше. Мы его накопили, он у нас есть, присутствует. И мы возвращаемся к чему-то проверенному, к чему-то отработанному. То есть мы должны очень хорошо чувствовать этот момент - развиваю ли я настоящий вкус или играю во вкус. Иначе этот запах старых пирожков заставит нас вернуться к «понятной для нас» пищи. Она нам понятна, уже опробована. Поэтому фактически мы находимся в этой смертельной опасности, если не чувствуем вкус к Святому Имени, если не чувствуем настоящий вкус к книгам Шрилы Прабхупады, не чувствуем настоящий вкус к общению с преданным. Если мы играем во всё это, значит мы в опасности, я должен быть честным перед самим собой.

00:16:29 И соответственно перед нами простой вопрос возникает: как же начать жить настоящей жизнью, как перестать играть в докторов и поваров? И фактически весь этот семинар мы будем этому учиться, как перестать играть. Обычно мы игры разучиваем какие-то всевозможные. Даже преданные все время во что-то играют. Но на этом семинаре мы будем учиться выходить из игры. Попасть в игру очень легко, надо выйти из игры так же.

Исполнение маленьких обетов возвращает вкус

00:17:02 И один из способов, который сегодня мы разберем, этот способ называется - научиться принимать простые обеты, простые обеты, простая вещь, простые обеты. Обет – это некоторый любовный поступок в реальных отношениях с Богом, в реальных отношениях с какой-то личностью, любовный поступок. Если мы начнём чувствовать вкус к таким маленьким поступкам, ради реальной Высшей Личности, мы начнём пробуждать свою любовь. Реальный, конкретный, пусть маленький. Почему маленький, мы сейчас поговорим, очень важный момент. Обеты имеют способность пробуждать любовь. Наша жизнь состоит из обетов. Это не просто так. Обеты имеют способность пробуждать любовь. Даже когда возникает материальная любовь, то любящие перестают есть, пить, спать, начинают, естественно, садхане следовать, чтобы пробудит в себе любовь, это естественное явление. Правда, так как все- таки оно на основе вожделения замешано, мы видим, оно заканчивается. Но в обетах есть эта способность, если они правильно исполняются, если есть это понимание, что происходит.

00:18:29 Так, например, муж отказывается от встречи с друзьями, чтобы провести время со своей женой. Маленький обет, но этот обет увеличивает любовь. Родители отказываются от отдыха, чтобы провести время с детьми. Дети отказываются от своих планов, чтобы помочь родителям. Такая вот аскеза или маленький обет – это не только способ очиститься, но если эта аскеза, если вот этот маленький мой план выполнен с любовью, он дает духовный вкус, он дает вкус к любви, дает вкус, который способен оставить нас на этом пути, маленький, маленький обет, но выполненный с большой любовью, маленький обет с большой любовью дает настоящий вкус. Очень интересно.

00:19:22 И наша проблема в том, что мы либо вообще отказываемся от аскез, либо делаем аскезу максимальной, такая вот у нас крайности, это наша традиция, идти по крайностям. И соответственно, если аскеза максимальная, мы полностью выматываемся во время её исполнения от перенапряжения. Суть аскезы получить вкус, а не валяться убитым три дня после выполнения этой аскезы. Я часто встречаю преданного, он полностью идет убитый, еле идет, почти что спит, четки вываливаются из рук. И когда я спрашиваю, что с ним такое случилось, чем он заболел, оказывается просто какой-то обет выполнял, очень серьёзный, но в результате только депрессия, только деградация, перегиб.

Любовная аскеза

00:20:19 Любовная аскеза – это высшее блаженство. Например, влюбленный приходит на встречу раньше времени, есть такая традиция прийти пораньше, чтобы совершить эту аскезу, раньше прийти, подождать, ожидание, все это чувствуют, вкус разлуки, это вкус аскезы, высший вкус. И это ожидание может быть слаще самой встречи. Это ожидание очень сладкое, сладчайшее ожидание. Почему нам все время говорят, что проповедь очень вкусная? Потому что проповедь это состояние перед встречей, ожидание перед встречей, когда мы точно знаем, что встреча произойдет, но мы к ней заранее готовы. Мы уже заранее находимся в этом месте, в этом настроении и ожидаем эту встречу.

00:21:07 К сожалению мы подходим к аскезам с материальной точки зрения, а значит, не можем получить от них блаженства любви. Если от аскезы не получается получить любовь, это материальная аскеза, грубая аскеза, жесткая аскеза.

Оправдание своих слабостей

00:21:25 Так все мы понимаем свои слабости. Что такое слабость? Слабость – это тонкая попытка наслаждаться в духовной жизни материальными способами. Вот тут кроется игра, тонкая попытка наслаждаться в духовной жизни материальными способами. Какой-то простой грубый пример можно привести. Например, нам нравятся сладости и мы, прикрывая себя оправданием, что эти сладости освящены, наедаемся их до отвала, чувствуем якобы духовное блаженство.

00:22:06 И здесь секрет состоит в том, что в нашем сознании есть способность к оправданию. Это вот то, что нами развивалось на протяжении всех реинкарнаций, мы учились оправдаться. Мы научились оправдываться. В нас это естественно отработано, мы все специалисты в оправданиях. Наше сознание оно работает в этой функции, оправдательной функции, оно есть, это наша сила. Мы настолько привыкли к этому аспекту сознания, что даже его не замечаем. Мы замечаем только потом, что нас все время кто-то останавливает, говорит нам «Не оправдывайся». «Да не оправдываюсь я!» – тут же оправдываюсь, «я не оправдываюсь». Нам надо даже оправдываться, что мы не оправдываемся.

00:23:04 Но с самого детства и до самой старости наше сознание сосредоточенно и профессионально оправдывает нас. Как только наша совесть начинает подавать голос, мы тут же начинаем оправдываться. «Да ладно, что там, все нормально». У нас всегда есть причина, как себя оправдать. Иногда этот диалог с оправдательной функцией сознания настолько громкий, что мы просто становимся такими рядом присутствующими, и это должно нам дать подсказку, здесь что -то не так, что-то не правильно. Я нахожусь рядом, а мое сознание оправдывается с моей совестью, как то не хорошо это все, не хорошо. Если у меня получилось оправдаться перед самим собой, это вовсе не значит, что проблема решена. Это очень хорошо нужно помнить на пути духовного развития. Потому что если у меня получилось оправдаться перед всеми и самое главное перед самим собой, проблема не решена, это значит, что я просто больше не вижу этой проблемы, я не хочу её видеть, не вижу эту проблему, не хочу видеть, а проблема где была, там и осталась.

00:24:20 Это похоже на то, как мы можем отвернуться от несущейся на нас машины. Идем по перекрестку, на нас несется Камаз. И я отворачиваюсь. Проблема не решена. Да, я не вижу больше Камаза, но Камаз есть и он несется на меня с полной скоростью. Поэтому, чтобы не попадать в игру, не задерживаться в этой игре, в игре в духовность, надо помнить, самооправдание – это одна из наших самых дурных привычек, это одна из самых дурных привычек. Все остальные в принципе мы так как-то бросаем, да как то в общем-то это у нас уже это отработано, курить, пить слава Богу, научились бросать, да? Стараемся. Но вот с этой привычкой, эта привычка к самооправданию, вот она очень долго остается. Если мы сейчас честно ну заглянем в своё сердце, я даже не буду просить поднять руки, потому что функция самооправдания всё равно есть. Но если мы внимательно посмотрим и проанализируем, как мы мыслим, как мы себя ведем, когда нас в чем-то обвиняют, когда у нас что-то не получается, эта функция настолько вот отлажено действует, на самом деле является дурной привычкой. Потому что самооправдание проблему не решает, не решает, самооправдание проблему углубляет, потому что мы уходим от этой проблемы, продолжаем дальше играть, просто дальше играть, не хотим выйти из игры.

Тайные привязанности

00:26:06 Так и мы в общем-то за первые годы игры в духовное развитие, очень умело и грамотно сохраняем свои тайные привязанности, пусть маленькие, но сохраняем, оправдываем себя тем, что они становятся похожими на преданное служение, замаскировались. Привычки тоже наши хорошие друзья и они тоже маскируются, они наши внутренние партизаны. Они маленькие, мы себе оставляем эти маленькие привычки, от грубых вещей мы отказываемся. Но тонкие вещи, тонкие привычки они остаются и маскируются под преданное служение. Если мы вернемся к тем же сладостям. Если я, кушая сладости, наслаждаюсь только сладостью, а не вкусом Cознания Кришны, не вкусом самого Кришны, я всё равно в этом случае продолжаю влачить жалкое материальное существование. Хотя у меня в руке предложенная освящённая пища, но если я ощущаю только сладость, если я не ощущаю Cознания Кришны, значит все меня обмануло, я сам себя обманул, мне не интересно Cознание Кришны, мне интересна материальная сладость. Я просто обманываю себя и других. Все говорят: «Посмотрите, как он любит прасад, наверное, великий преданный, преданный прасада». И даже такое я слышал, да? Так я конечно сейчас утрирую, но сам принцип в этом.

00:27:46 Трудно признаться даже самому себе, он любит не прасад, он любит поесть, но не может признаться самому себе, не тот вкус. Даже находясь на пути духовного развития сознание, наше подлое материальное сознание, всё равно продолжат искать материальный вкус и оправдывает себя, это духовное, это всё духовное. Но находит там материальное. Вроде бы теперь оболочка духовная, а находим мы внутри материальное. Некоторая подмена происходит, подмена. Такая игра, игра в духовность, игра в прасад, игра в киртан. Играть в это очень весело, увлекательно, интересно, но в конце концов игра заканчивается. В конце концов этот материальный вкус он накапливается и начинает подавлять наше сердце. Наше сердце огрубевает.

00:28:47 В сознании, его сознании, сознании такого человека набирается склад доказательств того, что он может продолжать играть эту игру. Есть знаете такая фраза про тот же прасад, что «тот, кто спасет прасад, того прасад потом спасет». Хорошее доказательство для ума, что надо наслаждаться материальным вкусом. Но если мы играем в этот вкус, то материального вкуса нам будет мало, так как это материальный вкус и мы будем начинать искать разнообразия и нам придется отойти от духовного вкуса к разнообразию материального мира. Много может быть причин, почему в нас остались эти какие-то прошлые привычки к тому же прасаду, к какой-то пище восточной. Может нам нравится прасад, потому что мы в прошлой жизни жили где-то на востоке, это наши привычки из прошлого и мы себя оправдываем так.

00:30:01 Как было бы полезно на несколько дней отказаться от сладостей, которые я ел с материальным настроением, вернемся к маленькому обету. Очень маленький обет. Если я стал перед собой честным и почувствовал, что в действительности наслаждаюсь не сознанием Кришны, а материальным вкусом, то я принимаю маленький обет, я отказываюсь от этого на какое-то небольшое время, на один день. И я пытаюсь весь этот день думать о Кришне, который находился в этих сладостях, а я не мог его почувствовать, я думал о чем-то другом. И я весь этот день молился Кришне, чтобы он дал мне возможность почувствовать себя в этих сладостях. И я весь этот день просил прощения ну за то, что просто наслаждал свой язык, а не служил Богу. И пото через день, через несколько дней, не важно, с этим новым настроением, с этим очищенным сознанием, с правильными желаниями и с правильным настроем, я бы вновь попробовал те же самые сладости, но уже постараюсь увидеть разницу между материальным вкусом и духовным. Вот это действительно был бы интересный опыт, вот это действительно была бы попытка выйти из игры. Перестать играть, через маленький обет, попытка выйти из игры через обет производится, маленький обет, небольшой совсем, но честный. Попытка переключиться с материального вкуса на духовный вкус.

00:31:42 Кажется, какой прок от такой маленькой аскезы? Но дело не в величии аскезы, не в величине аскезы, дело в том, какие изменения она дает. И если наша жизнь наполняется такими маленькими аскезами, но если эти аскезы точно направлены на разрушение нашего самообмана, на переход с материального вкуса на духовный вкус, то такие маленькие аскезики делают огромное дело. Они выводят нас из игры. Мы перестаем играть в Cознание Кришны, мы начинаем действительно жить в создании Кришны, мы начинаем наполняться в сознании Кришны. Шрила Прабхупада говорил даже - Cознание Кришны это во всем, в подвижном и неподвижном видеть Кришну. Вижу ли я его в этих сладостях или не вижу. Если не вижу, то что, что я там вижу? Это материальный вкус, вожделение, самообман. Я должен себе в этом признаться и через маленькие обеты выйти из этой игры, стараться вот переключится.

Как не возгордиться в аскезе?

00:32:54 В большой аскезе, конечно же, скрыт большой результат, но так же в ней прячутся и большие ловушки. Тот же самообман позволяет нам получить материальное наслаждение от большой аскезы в виде пратиштхи, гордости. Очень опасная ситуация. А ведь в аскезе самое главное как раз не возгордиться. Если мы говорим о маленьких аскезах, в них самое главное не возгордиться. Чем гордится, если я прочитал всего на 1 круг больше. Вот если бы я прочитал на 64 круга больше, я бы гордился. Я бы ходил очень гордый. Но если этот маленький, один дополнительный круг был прочитан смиренно, если он был прочитан с желанием действительно почувствовать Кришну, действительно послужить Кришне, действительно нащупать этот тонкий духовный вкус, то он принесет больше пользы, чем 64 круга прочитанных в надежде на похвалу, на уважением, на почет. Больше будет пользы.

00:34:05 Любая духовная деятельность дает безграничный результат. Духовный результат это безграничный результат. Его невозможно измерить. Весь вопрос, не обманываю ли я себя, честен ли я перед самим собой, когда я это делаю. И как мы выяснили, одна из задач аскезы – побороть свою гордость. А если в результате гордость только увеличилась, то это была не аскеза вовсе, это был хитрый план нашего ума, опять игра, на то, чтобы нас заметили, чтобы нас прославили. Поэтому, одно из правил аскезы - нельзя никому рассказывать о своих аскезах, так как благо от аскезы тут же заменяется на вред, тут же происходит аннулирование блага. Как часто мы хвалимся друг другу о том, какие аскезы мы совершили, насколько больше кругов прочитали, сколько не ели, сколько не спали. Но как только мы об этом похвастались – можно вычёркивать это время из своей жизни, потому что уже все, гордость пришла и аннулировала наши аскезы. Мы опять, мы опять потеряли духовный вкус, опять выкинули его на помойку, просто возгордившись.

00:35:28 Гордость – это постоянное выкидывание на помойку духовного вкуса. Насобирали, насобирали, насобирали, насобирали, похвастались - выкинули. Насобирали, насобирали, насобирали, насобирали, похвастались - выкинули. Гордость – это огонь, приходящий из ада, сжигающий все наши достижения, вместе с самой человеческой жизнью. Гордость - это огонь ада, почувствуйте его. Мы его часто чувствуем и он сжигает все, сжигает все наши достижения, ничего не остается. Это также будет некоторой игрой. Если я все время делаю что-то полезное, но потом горжусь, все это игра, бесконечная карусель, любимая детская игра, карусель. Очень подозрительная игра. Я всё время смотрю и думаю, то ли самсару мне это напоминает, круговорот рождения и смерти, то ли бесполезность всей материальной деятельности, по кругу крутишься - едешь или нет? То ли попытка извлечения материального счастья оттуда, откуда его и нету в общем-то никакого. Ну какое счастье в карусели? Ну садишься, крутишься, счастье, пробовали? Ну в детстве все пробовали, да? Да, то есть железяка какая-то, просто железяка. Ну садишься, тебя крутят, весело. Попытка извлечь счастья из материи, работает.

Большой путь состоит из маленьких шагов

00:36:56 Большой путь состоит действительно из маленьких шагов. Так развитие вкуса, развитие любви тоже происходит в результате осознанного выполнения маленьких аскез, маленьких, маленьких, но осознанных, направленных на развитие любви, направленных на развитие вкуса. Невыполненная большая аскеза убьет наше желание этим заниматься на много лет, так как большая аскеза может принести большое разочарование. Это ещё одна из проблем больших аскез. А маленькую аскезу всегда выполнить легко, а значит, можно каждый день получать свой маленький духовный вкус, маленький духовный результат. Если что-то такое актуальное взять, например интернет. Если взять и отказаться от интернета на всю жизнь. Кто сегодня готов? Можно запросто с этим не справиться, да? И вместо вкуса и любви получить депрессию и разочарование. Сколько там писем накопилось за три дня? Наверное пару тыщ накопилось? Сколько их там накопилось? Большая аскеза.

00:38:18 А вот если почувствовав, что стали наслаждаться всем этим материальным вкусом и не использовать, не пользоваться этим, например, хотя бы один вечер и этот вечер подумать - а что я делаю? А где мое сознание? А как я к этому отношусь? А не надо ли мне измениться? Почему я перестал все это использовать для служения Кришне? Почему я запутался в этой иллюзии? Подумав о своей ошибке и завтра вернуться к своему любимому почтовому ящику, но уже с другим сознанием, вот это может дать очень сильный вкус! Я совершил маленькую аскезу, я подумал над собой, я подумал над тем, что я делаю. Я вернулся к тому же, но с другим сознанием. Всего день прошел, я могу большой духовный вкус получить. Я мог действительно почувствовать вкус от юкта-вайрагьи, от того,что я могу все использовать в служении Кришне. Но мы используем все в служении Кришне, но иногда мы забываем, что мы это в служении Кришне используем, просто используем и все, а забываем, что в служении Кришне.

Возвращение вкуса служения

00:39:30 Нужно возвращать этот вкус, возвращать вкус служения. Маленькой аскезы достаточно, чтобы вкус вернулся. Как пост. Не обязательно сразу 40 дней поститься. Можно умереть за 40 дней, не каждый выдержит. Если мы сейчас все в 40-дневный пост уйдем, не все вернуться в этот дом. Но сутки можно попоститься. Трое суток даже можно попоститься и опять вернуться в пище, но с другим сознанием вернуться, с другим настроением вернуться, подумать, что я делал, чувствовал ли я в этом служение, чувствовал. Вот это такое наше бытовое Cознание Кришны. Оно это бытовое Cознание Кришны, оно должно стать очень вкусным, оно не должно стать рутинным. Когда я только веселюсь на фестивалях, когда приезжаю. Вот это Cознание Кришны. Нет. Мы должны каждый день чувствовать Cознание Кришны, в этих вот маленьких правильных изменениях, в этой маленькой честности перед самим собой.

00:40:37 Не обязательно прочитать на 16 кругов больше и устать от мантры, как от работы на заводе, дочитывая, побеждая мантру как на Курукшетре. Кришну победить невозможно, он всех победит все равно. Может на 1 круг всего больше прочитать, но пусть это будет настоящий круг, прочитанный с полным осознанием своей зависимости от Кришны. И этот полностью осознанный круг принесет больше блага, чем миллион кругов, которыми захочется похвастаться, так как кроме хвастовства из материи ничего не извлекается. Если это материальный результат, то мы начинаем хвастаться. Хвастовство - это признак материального результата. Почему человек хвастается? Очень просто. Потому что аскеза его не удовлетворила внутри, он не получил внутренний вкус, духовный вкус, вкус Cознания Кришны, и поэтому он хочет хотя бы внешнее наслаждение получить, хотя бы похвастаться, хотя бы кому-то рассказать, хотя бы как-то поделиться. Если внутри пусто, хочется хотя бы внешне что-то получить, хотя бы чтобы похвалили, сказали: «О, молодец».

Как отдых может быть служением?

00:41:59 И даже отдых – это может быть обетом. В общем-то мы сейчас как-то так отдыхаем. Если мы отдыхаем, чтобы служить Кришне – это тоже обет, который нас очищает и возвышает. Я заметил, что преданные не умеют отдыхать, это некоторая проблема преданных. Мы как-то то боимся отдыха, то как-то его сторонимся, то отдыхаем как-то вот так вот страшно на все 100%, что соседи приходят нас успокаивают. И так как мы не умеем отдыхать, мы не умеем через отдых служить Кришне, а жизнь она состоит в общем-то из нагрузки и отдыха, это жизнь, это баланс жизни. И мало уметь работать для Кришны, служить для Кришны, нужно уметь отдыхать для Кришны тоже. Если мы умеем только служить Кришне, только применять свои усилия для Кришны, этого мало, это половина жизни. Другая половина ещё отдых. И так как нет этого умения отдыхать для Кришны, поэтому также преданные часто впадают в духовную депрессию, теряется желание служить. Это тоже отдельный разговор.

00:43:16 А ещё интереснее выглядит аскеза, состоящая в отказе от одного преданного служения ради другого преданного служения. Это ещё более интересная аскеза, это уже утонченная аскеза, это верх совершения аскез. Пробовали так делать? Удивительное ощущение внутри происходит. Когда мы становимся серьёзными преданными, то понимаем, что все невозможно делать одновременно. Кто -то уже это заметил? Что все виды преданного служения одновременно делать невозможно, надо однажды на чем-то остановится, как то разобраться. От чего-то придется отказаться. От желания делать все страдает качество, качество того, что мы делаем, а без качества невозможно ни Кришну удовлетворить, ни самому получить удовлетворение. И тогда ради качества, ради удовлетворения Кришны мы отказываемся от каких-то видов преданного служения, ради того, чтобы хорошо сделать то служение, на котором мы остановились, то служение, которое мы выбрали. Это тоже аскеза, так как мы отказываемся от тех благ, которые могли бы получить, действуя по всем фронтам.

00:44:33 Но в основном мы опять-таки рассчитывали на материальные блага, что нас будут считать незаменимыми, нас будут считать рубаха парнем, всем нужным, дорогим человеком. Мы хотим быть всем полезными и это так же делает наше преданное служение неэффективным. Мы устаем, не можем отдохнуть, не можем отказаться от одного ради другого. Нам даже разговоры об этом кажутся кощунственными. Мы часто пользуемся: «Не могли бы вы пожертвовать на это?» И попробуй откажи. Потому что на тебя так смотрят, что если ты откажешься, это значит, что ты предатель в Сознании Кришны. Как можно отказаться на это пожертвовать? Но я уже решил пожертвовать на что-то другое. У меня есть свобода воли, у меня есть какой-то выбор, я решил, что я хочу сюда пожертвовать. Кто-то решил, что он хочет сюда. Мы иногда не понимаем вот эту вот внутреннюю аскезу человека и пытаемся её сломать. Это не очень хорошо. Надо быть слугой Кришны, а не рубахой парнем. Не надо стараться быть незаменимым, нужно стараться удовлетворить Кришну.

00:45:53 Наш ум может находить тысячи отговорок, чтобы не служить Кришне. Человек готов даже ссылаться на собственные несовершенства, чтобы не погружаться в духовную реальность, чтобы остаться в зоне материального вожделения. Например, можно часто услышать жалобы на память: «Я всё равно ничего не запоминаю. Зачем вообще напрягаться, изучать трактаты, зачем пытаться их запоминать? Все равно на утро они уже вылетают из моего ума.» И получается, что мы не погружаемся в священные слова, мы не погружаемся в шастры, просто проходим мимо.

Как по-настоящему почуствовать духовный вкус?

00:46:38 Духовность – это огромный супермаркет духовных наслаждений, огромное количество духовного вкуса. Но если мы проходим мимо, даже совсем рядом, но не заходим внутрь, ничего не покупаем, то мы конечно же почувствуем запах этих наслаждений, мы почувствуем этот запах духовного вкуса, мы его даже увидим у кого-то другого, но сами ничего не получим. Это и есть неудача провести жизнь рядом с сознанием Кришны, это неудача поиграть всю жизнь в Cознание Кришны. Чем ты занимался всю жизнь? Играл в Cознание Кришны. А духовный вкус-то получил? Нет, но я его все время видел.

00:47:28 Для чего мы приезжаем на фестивали? Чтобы выйти из игры, чтобы посмотреть на другого преданного и ужаснуться - у него есть духовный вкус, а у меня нет. У него реально блестят глаза от того, что он чувствует Кришну. Видели такое вокруг? Нет? Не замечали? И внутри появляется эта обида на самого себя и наша оправдательная функция просыпается, говорит: все нормально, у тебя тоже все есть, у тебя тоже наверное глаза блестят. Подойди к зеркалу, посмотри внимательно. И нас начинают хвалить, мы начинаем хвастаться и забываем об этом. Но как только мы приезжаем на встречу с преданными, видим это первый раз, видим как у кого-то есть Cознание Кришны, в нас просыпается этот обет: я тоже хочу, я тоже хочу совершать аскезы ради этого, я тоже хочу идти по этому пути, я тоже хочу почувствовать Cознание Кришны. Потом мы начинаем все хвалить друг друга, прославлять, носить на руках и забываем об этом. И потом вспоминаем только перед следующим фестивалем. И опять видим кого-то в сознании Кришны и думаем - да что же такое, год прошел, а я как-то что-то опять играл, я опять играл в Cознание Кришны. Это сразу видно, когда кто-то перестал играть, мы сразу это замечаем, это сразу же видно, сразу же видно. Мы должны ухватиться за того, кто перестал играть и тоже выйти из этой игры. Иначе будет неудача.

00:49:04 Однажды один человек спросил мудреца:
– Я часто задаю вопросы о духовной жизни, но что бы святые люди мне ни сказали, я всё равно ничего не помню, забываю. Это про нас история, мы все забываем.
И у мудреца с собой было два пустых кувшина. Он сказал этому человеку:
– Подойди, возьми один из этих кувшинов, налей в него воды, вымой, воду вылей, а сосуд к верху дном поставь на своё место, пусть там стоит.
И тот выполнил человек это поручение, вернулся. Ещё дважды мудрец его просил это сделать. Какое-то такое странное действие: помыл, поставил, помыл, поставил, помыл, поставил. И потом мудрец сказал ему:
– Пойди принеси эти оба сосуда сюда.
Когда человек принёс, мудрец спросил:
– Который из двух сосудов чище? Какой чище, загляни?
Тот ответил:
– Тот, в который я наливал воду и выливал три раза, тот чище.
И мудрец ему стал объяснять:
– Так и та душа, которая часто слышит духовное знание — хотя может быть и не удерживает его в памяти, (вода не осталась в этом сосуде, он её вылил), но всё равно очищается, всё равно это очищение происходит, нежели та, которая не слышит этой мудрости.

00:50:35 Потому и в нас есть, у нас все есть, мы чрезвычайно богаты. Сосуд нашей души очищается помногу сот тысяч раз за день. Мы слышим огромное количество Святых Имен, мы слышим огромное количество мудрости. Но вся проблема ну в том, что мы продолжаем играть, мы не становимся серьёзнее, мы не пытаемся в действительности проконтролировать, что я испытываю - духовный вкус или материальный? И пытаюсь провести между этим границу, не пытаюсь переключиться с материального вкуса на духовный. Не пытаюсь увидеть во всем движимого и неподвижного Кришну. Я должен все время себя контролировать, вижу ли я сейчас Кришну или нет. Не важно - философскими глазами я вижу, логическими, ещё какими-то, но я должен постараться почувствовать в себе этот вкус, найти его в себе. Можно найти, можно сохранить, но самое главное потом в конце концов не потерять. Потому что даже то, что хорошо сохраняется, оно теряется. Но об этом уже мы будем говорить позже. К вопросикам можно перейти по этой вводной теме, какие возникли.

Ответы на вопросы

Правильный отдых

00:52:00 – Вот по поводу отдыха для Кришны. А можно перечислить виды отдыха?
– Все не греховные виды отдыха. Это важный момент. Важный момент отдыха состоит в том, как я засыпаю. Самый главный наш отдых это сон в общем-то. С чего-то простого начнем, со сна. Как я засыпаю. Сон - это маленькая смерть. Мы знаем, все тело полностью отключается, сознание полностью отключается. День - это мини жизнь, а сон - это мини смерть. Время дает нам возможность что почувствовать? Почувствовать мой прогресс. Почувствовать прожил ли я день в сознании Кришны. Ведь если я не прожил день в сознании Кришны, как я могу гарантировать, что я проживу жизнь в сознании Кришны? Поэтому любое развитие состоит из экзаменов и наша жизнь это экзамен. И человеческая жизнь это большой экзамен, экзамен на умение переключить вожделение на любовь.

00:53:07 И вечер это самое важное время в плане самоанализа. День достаточно активный, мы бегаем туда сюда, очень активно бегаем. Пытаемся действовать верно. Что-то получается, что-то не получается. И вечер - это тот момент, когда я должен подвести всему черту, итого. Когда мы пишем какую-то так сказать работу, мы должны сделать вывод. И если я сделаю вывод, то день пройдет не зря. Если я делаю вывод, что день прошел не в сознании Кришны, день засчитывается, как день в сознании Кришны, потому что я сделал правильный вывод. Потому что тройка с минусом, всё равно тройка с минусом. Потому что если я не сделаю вывод, это уже будет двойка, это уже всё.

00:54:02 Но если я сделал правильный вывод - что-то сегодня день не получился, замечали такое? Вот сумасшедший день вообще прошел. Какое там Cознание Кришны кажется? Просто я как-то что-то всё спасал, подкручивал, вывинчивал, с кем-то ругался. Ну вот такой быт, да? Быт затянул! Но если в конце всего этого у меня хватило сил всё это проанализировать и я реально принимаю маленький обетик завтра попробовать все-таки находиться в Сознании Кришны и я засыпаю с этим чувством глубокого неудовлетворения, и я засыпаю раскаявшимся, и я засыпаю с пониманием, что это моя честно заслуженная тройка с минусом, и я вспоминаю всё это и мне стыдно, и я молю Кришну, чтобы он дал мне силы этого избежать завтра, этот день зачитывается в день Сознания Кришны. Это был день Сознания Кришны, пусть не самый успешный, но он засчитывается. Потому что я подвел правильный итог. Вот хороший отдых, вот это действительно хороший отдых, отдых перед следующим днем. И тогда есть шанс, что завтра будет легче, тогда есть шанс, что завтра я смогу вспомнить об этом и шанс, что у меня появятся силы, чтобы переключить своё сознание на духовный вкус.

00:55:31 Поэтому отдых это всегда такое время самоанализа. Не обязательно, так сказать , отдыхать какими-то грубыми способами, нет. Чтобы мы ни делали, если в этом присутствует самоанализ, простейшее размышление о том, как я провел время моей активности, это уже хорошо. То есть мы должны дать своему уму все это переварить, какое-то вот такое простое, простое время размышления. Оно не очень долгое должно быть. Но если я в действительности все это обдумал, переварил, увидел все это со стороны, вот этот момент мы должны ощутить отхода от того, что я сделал, должен немножко отойти, это и есть отдых.

00:56:23 Как отдохнуть? Нужно выйти из того, что происходит, да? Почему мы так здесь отдыхаем? Мы вышли из своей реальности и здесь у нас одни преданные вокруг, отдельная территория, хорошая погода, море, Мы вышли из той реальности, кто-то уже ну забыл о том, что у него где-то там есть работа, квартира, да? Я уже забыл, что там где-то что-то есть. Мы чуть чуть вышли из этой реальности, но мы вышли не в майю, мы вышли в Сознание Кришны, отодвинулись. И мы можем все это осознать, посмотреть на это с другой стороны. Так же и здесь, мы немножечко выходим, отодвигаемся, анализируем это, пытаемся понять. И становимся действительно более серьёзными в сознании Кришны, потому что видим самого себя со стороны, видим то, что происходило, видим, что мы сделали, что не сделали.

00:57:21 Вот это вот умение отойти чуть чуть в сторону это очень важный момент. В йоге есть такое, такая рекомендация, прогулки. Нужно просто пройти и прогуляться, походить где-нибудь час пешком, быстрым шагом, пранаяма, йога. И в этом есть очень глубокий философский смысл. Мы просто уходим из того места, где проявлена наша активность. И мы вроде бы идем, вроде бы ну заботимся о своем здоровье, но я начинаю отдаляться от этого места и я вижу со стороны, что там происходит. Я начинаю ну понимать - неужели эта моя жизнь, неужели я так живу. То есть если я отдыхаю с желанием понять, что происходит в моей жизни это самый лучший отдых, это самый хороший отдых. И обычно вот вечером этого достаточно. Почему Кришна ну дает всего одну ночь? Потому что этой ночи будет достаточно, если я правильно вечер проведу, если я немножечко перед сном подумаю, полежу, почитаю, проанализирую все. Вот это уже будет совсем другой отдых, это уже будет настоящая йога, это будет глубокое погружение в самоанализ, это будет переход на другой уровень Cознания Кришны, это самое простое. Ещё вопросики.

Джапа медитация не должна быть игрой

00:58:42 – Скажите пожалуйста, джапу тоже нужно [не разборчиво] То есть я читаю джапу [не разборчиво].
– Это наше самая любимая игра. Это игра. Определить очень просто. Когда мы в действительности играем, то игра обязательно заканчивается. Мы чувствует, что вот время игры закончилось и нужно менять игру на что-то другое. И я четко понимаю, пришло время джапы, время джапы закончилось, первый круг, шестнадцатый круг, читал, не читал. У меня джапа присутствует как какое-то такое оторванный элемент моей жизни, то есть Святое Имя оно привязано к четкам, четки привязаны к мешочку, мешочек привязан к ручке двери, ручку двери я забыл, уезжая на фестиваль, здесь пришлось покупать новые четки с мешочком, ну в общем такое происходит. Потом я тут ещё их теряю, где-то потерял, стол находок есть здесь, там должно четки все время появляться.

00:59:54 И так все время происходит. Либо я их ищу,то есть они оторваны от моей жизни. Святое Имя оторвано от моей жизни, это ещё не часть меня, я ещё играю в это. Когда действительно Святое Имя становится частью меня, то я просто какое-то время повторяю его на четках и все. Просто какое-то время Святое Имя повторяю на четках. Но оно все время со мной, я ощущаю его, оно со мной, оно часть моей души. Поэтому если есть этот момент - начал читать джапу, закончил читать джапу, если есть этот момент, ну который вырван во времени, значит это ещё игра, то есть я в это играю. Как игра. Пошли поиграем? Пошли, поиграли, все. Теперь давай во что-нибудь другое. Так и мы ещё в это играем, то есть мы вспоминаем о джапе, потом забываем о джапе.

01:00:54 Но к счастью эта игра должна заканчиваться. Мы должны понимать, что так невозможно. Либо мне наскучит все, потому что если я не испытаю вкус к Святому Имени, то ничто мне больше не поможет. Это основной вкус, это главный вкус. Поэтому либо я начну понимать, что я просто в это играю, это моя игра и начну что-то менять в своей жизни, начну стараться быть серьёзным и стараться действительно относится к каждому Святому Имени, которое я произношу. Либо происходит смена игры, я начинаю играть во что-то другое. К сожалению, мы это видим, заигрывание. То есть не то опасность, что мы в это играем. Как мы говорили в начале, это нормально поиграть немного. Опасно то, что мы заигрываемся. Мы так и думаем, что это просто какая-то игра, что надо поиграть. В это поиграть, потом в это поиграть. Пойти в киртан поиграться, в джапу поиграться, в общение с преданными в доверительное поиграться, в лекцию поиграться, поиграться. Нет, это должно быть очень серьёзным.

01:02:05 Серьёзное это значит, что это жизненно необходимо, это мое дыхание, я без этого жить не смогу. Когда я действительно понимаю, что я без этого жить не смогу, что это то, что действительном смысл моей жизни, это мое дыхание, моя кровь, тогда все станете очень серьёзным. Это постепенный приходит. Мы будем ещё пять лекций об этом говорить, об этом постепенном переходе, я буду рассказывать разные способы выхода из игры. Поэтому мы это разберем потихонечку, ну примерно так.

Игра в Сознание Кришны

01:02:47 – Как долго можно играть в Сознание Кришны?
– Ну если говорить грубо, в Cознание Кришны я бы дольше пяти лет не заигрывался. Тот, кто играет 10 лет, я бы уже во все колокола звенел, ну да, 3-5 лет, я думаю не надо больше. Примерно как вот ребёнок взрослеет. Сколько ребёнок, а когда он перестает уже так оголтело совсем уже играть? Ну когда уже в школу пора? То есть нужно взрослеть. Поэтому есть такое сравнение. Когда мы приходим с Cознание Кришны, это второе рождение. Мы как будто второй раз родились, у нас папа, мама- Кришна, это и папа и мама. Духовный учитель нам дает имя, мы получаем новую жизнь, новые какие-то стереотипы, новое поведение, новые принципы, новую идею. И мы сначала вот как дети себя ведем, играемся. Поэтому это нормально первые 3-5 лет как детям поиграться, даже, даже хорошо дать немножко поиграться. Ну ребёнок должен наиграться, наораться должен знаете, набегаться, б-б-б. Пусть побегает, это нормально. Потому что слишком много энергии, это хорошо, пусть поиграется. Но потом пора в школу, потом надо браться за ум, за парту, потом нужно заниматься саморазвитием, под хорошим руководством.

01:04:17 И проблема в том, что если ребёнка это делать заставляют в общем-то, никуда не денешься. Никакой ребёнок не может сказать, что я отказываюсь от школы, у меня есть свобода выбора, поэтому извините, буду продолжать свои игры, так не получится. Но мы то можем, вот в чем проблема. И мы заигрываемся, мы не становимся серьёзными, не переходим этот рубеж, и так и остаемся детьми. Но эта игра уже все, это уже опасная игра. Она затянулась и потом просто Cознание Кришны заканчивается и все. Мы ему не научились, мы не стали серьёзными. Мы играли в докторов, но не пошли учиться на докторов, не стали настоящими докторами. Мы играли в куличики, но не пошли учиться на поваров, не стали настоящими поварами. А поэтому потом чувствуем пустоту, опустошённость. Вот это проблема. Поэтому мы должны сами это понимать, мы должны уметь себя переключать, показывая пример другим. Мы должны учиться помогать окружающим как это делать. То есть должны быть реальные вот эти этапы развития, а не просто все вот такое эйфоричное.

Кому стоит открывать сердце?

01:05:41 – Патита Павана, скажите пожалуйста, вот вы во время лекции сказали, что гордость, если мы о чем-то рассказываем, о своих достижениях, у нас возникает гордость, которая стирает результаты деятельности. У меня вопрос такой. А если я общаюсь с кем-то из преданных и рассказываю о своих достижениях, о том, как я живу, чем я занимаюсь. Мне что тоже молчать на эту тему или все таки как-то, ну делиться?

01:06:11 Я расскажу сейчас. Нам не раздувают гордость наши друзья. Друзья это те, кто гордость не развивают. Они не принимают наши достижения. Говорят: «Да ладно». Это друг! И поэтому, поэтому мало с кем можно поделиться, не нужно со всеми делиться. Это немножко неправильно всем сердце открывать нараспашку. Потом вы удивитесь, сколько всего будет в этом сердце после открытия его нараспашку. Друзья, для этого есть друзья. Друг - это редкое явление. Хорошо, если есть один, это достижение жизни иметь одного друга. Это тот, кто действительно не завидует, тот, кто не раздувает нашей гордости. Ему действительно можно рассказать, потому что не происходит этого эффекта. Вы ему рассказываете, а нет этого ни зависти, ни гордости, ни эго, ничего нет. Он вам рассказывает, вы ему рассказываете, достижения рассказываете, поражения рассказываете, и то, и другое, и действительно это можно. Но это редкое явление.

01:07:20 Поэтому я бы не экспериментировал особенно слишком активным раскрытием сердца. На каком-то из фестивалей у меня была лекция на эту тему. « Травматология духовной жизни», по моему на этом семинаре я читал на эту тему лекцию как раз про раскрытие сердца, отдельно мы эту тему поднимали. Потому что это любовный акт, раскрытие сердца. Так как мы живем в мире двойственности, то у нас не только есть успехи, у нас есть поражения и какие-то неудобные ситуации, и грешки, дурные привычки, там всего много в сердце. Поэтому раскрытие сердца это некоторый акт любовного открытия. Даже не дружбы, это некоторая любовь, даже больше, чем дружба. Поэтому это редкие отношения, редкие отношения.

Культура отношений

01:08:21 И культура - это знать, до какого уровня кому открыть своё сердце, это есть культура. То есть одним нужно совсем чуть-чуть рассказать, другим можно чуть побольше а если это настоящий друг, можно всё полностью рассказать. То есть это в общем-то тот аспект культуры, который утерян. В культуре сейчас многое утеряно. Мы такие немножечко грубоватые. У нас если уж открывать сердце, так открывать. Нужно быть очень аккуратным. Смысл культуры в очень личностном подходе, то есть с каждым человеком своя дистанция должна быть. В принципе дистанция это есть уровень раскрытия сердца. На дистанции основана любая культура. Если мы не умеем держать дистанцию – мы не культурные. То есть если я всех люблю, кто я? Звучит конечно грустно, но я не культурный человек, потому что я всех люблю. Так не получится жить, придут большие разочарования. Если я всех не люблю, кто я? Я опять некультурный человек, так тоже не получится.

01:09:35 Я по разному раскрываю свою любовь с каждым. Поэтому эта дистанция с каждым своя. То есть сначала она максимальная, потом постепенно мы находим точку максимального сближения, даже не максимального сближения, а перед точкой максимального сближения, чтобы не разрушить эти отношения. Потому что если я перехожу точку максимального сближения, то появляется эффект панибратства. Панибратство это оскорбительное отношение к тому, что в сердце у человека. «Ну что там у тебя в сердце, ну ка?» Соответственно мы обижаемся, как часто вот эти дружбы, дружба, любовь переходит в ненависть, гнев, моментально переходит. Почему? Точка, точка сближения нарушена.

01:10:25 Поэтому культура – это очень аккуратно сближаться, находить эту точку, дальше которой нельзя идти и на ней оставаться, может быть навсегда, может быть навсегда. Поэтому это не так, что с каждым нужно достигнуть максимума глубины, нет. Культура – это найти с каждым свои уровни взаимоотношения, с каждым найти свою дистанцию. И с большинством мы держим максимально уважительную дистанцию. А с теми, с кем нужно так сказать, по месту и времени и обстоятельствам нужно находится часто, мы уже начинаем эту точку находить. И нужно всегда перестраховываться, никогда нельзя балансировать на грани, нужно стараться вот чуть- чуть раньше останавливаться, недораскрывать полностью все свои тайны, потому что в общем-то тайна на то она и тайна, чтобы не испортить нам жизнь.

01:11:22 Культура – это не значит, что все нужно рассказать. Культура – это значит точно знать, что надо рассказывать, а что не надо. Представьте себе, что вам все будут рассказывать, можно с ума сойти от таких откровений. Не нужно знать всё, нужно в действительности уметь так поделиться тем, что у нас есть, чтобы стать ближе и к друг другу и к Кришне. И это, это сложное искусство. Там есть свои законы, они в действительности утеряны. Мы потеряли варны, мы потеряли ашрамы, в общем-то все сейчас такое размытое. Потеряли межполовые взаимоотношения, потеряли. Все это потеряно, потому что культура она это четко расписывала. Мы всё это растеряли, поэтому приходится на ощупь действовать. Попробуем тут, что-то ой-ой-ой, попробуем здесь. Поэтому очень много разочарований в отношениях вы это замечали, потому что вот эти четкие правила уже утеряны и приходится заново все на ощупь восстанавливать.

01:12:24 Но есть разум. И если мы аккуратны, разум поможет нам точно устанавливать нужную дистанцию с каждым конкретным человеком. И даже если я не понимаю, кто передо мной, то если я действую аккуратно и уважительно, я смогу найти эту точку на месте. У меня получилось объяснить? Ещё можно один вопросик. Да.

Культурное общение внутри семьи

01:12:53 – Скажите, пожалуйста, между мужем и женой это то же культурное общение общение?
– Пользуясь случаем я расскажу о том, что я сейчас делаю. Мы решили с Вишну Таттвой Прабху и Радхой Дамодаром Прабху создать учебный материал, курсы по подготовке специалистов в семейной жизни. Это будут не простые семейные курсы, это будут учебные курсы по смешанной семейной жизни. Что такое смешанная семья? Это когда в этой семье есть преданный и есть не преданный. Если внимательно посмотреть на наши семьи, фактически у каждого такая ситуация, то есть кто-то всё равно не преданный, а значит с кем-то возникают вот эти вот межкультурные проблемы, непонимание. И у нас мало специалистов в этом вопросе, потому что очень тонкие вопросы.

01:13:55 Это очень тонкие вопросы, потому что у всех у нас скажем так, даже у мужа и жены немножечко разные понимания Кришны, Cознания Кришны, и преданности, и преданного служения, и того, насколько надо предаваться, кому и как, когда и где, все это очень тонкие вещи. Если брать семью ну целиком, то это ещё и какие-то конфликты. И все это очень достаточно сложная схема. Поэтому в этом нужно очень серьёзно разбираться. И мы затеяли очень глобальную такую работу на 4 года по примерно 50-70 лекций на каждом году обучения. И мы хотим подготовить для ятр таких внутренних специалистов именно по смешанной семье, чтобы могли решать эти вопросы, потому что это одно из наших слабых мест. Мы должны в этом навести какую-то ясность, как действовать, понимать все эти моменты. Я сейчас этим занимаюсь этим вопросом очень активно. Мы уже начали обучение, уже первые 11 лекций прочитаны, уже они есть, наверное видели рекламу, раздается всем, «Наша семья» называется проект. Он есть.

01:15:03 Поэтому муж и жена это очень серьёзная ситуация. Это потому, что мы даем обет, муж и жена дают обет друг другу перед Богом, перед всеми вайшнавами, перед миром, перед родителями. Обет, который они в принципе не до конца понимают. В этом проблема этого обета. Обет дается под таким глубоким воздействием чувств, воздействием вожделения. И когда приходит время этому обету следовать, то есть опять таки в семье тот же самый момент, то есть семья это как новорождённый, родилась семья, да, вот как вы говорили. То есть родилась семья, и в ней тоже первые 3 года это игра, игра в семью. Я тебя люблю. И я тебя. Мы все любим друг друга. Все это весело, здорово, увлекательно, игра замечательная. Но через 3 года надо учиться совместной жизни. Нужно понимать, что это личность, что у этой личности свой план на жизнь. И у Кришны план на эту личность какой-то свой. И я не всегда могу вообще что-то поменять. Я в себе то ничего не могу поменять, а тем более в другой личности. И столько сложностей возникает.

01:16:21 И я должен этому просто учиться очень серьёзно. Я должен перестать играть в семью. Потому что опять таки если я не перестану играть в семью, на каком-то моменте что мне захочется? Сменить игру. Я говорю: «Что-то я тут как-то заигрался уже, эта игра уже надоела, белые, красные, пойдёмте играть в зеленых и фиолетовых. Тут я что-то наигрался, пойду играть. Поэтому мы начинаем менять игру, в этом проблема. Мы не стали семьей, мы не стали семьей. Хотя они и дали уже обет, но этот обет не реализован. Этот обет они начинают понимать только через 3 года. В 7 лет семейной жизни только вот рождается семья эта, первое рождение семьи, можно праздновать. Фу!, первые 7 лет прошло, фу! Но это только начало, это только первые. Потом следующие 7 лет. Можно праздновать каждые 7 лет.

01:17:25 И это действительно может быть очень хорошим сознанием Кришны, очень хорошим служением, если я понимаю все эти процессы, в действительности понимаю, что я делаю. Потому что в основном либо происходит разрыв, потому что нужно игру прекращать, либо мы отстраняемся друг от друга, начинаем жить отдельными жизнями. Муж живет своей жизнью, жена живет своей жизнью, родители своей, ребёнок своей. И такая вроде бы квартира, но все живут своей жизнью. У меня была одна знакомая семья. И там муж и жена они даже не встречались друг с другом. Они так умудрялись ходить на кухню и из кухни, у них у каждого своя комната была, что они даже не встречались друг с другом. Так и жили в параллельных мирах. Ну тоже конечно вариант какой-то, но не самый лучший.

01:18:20 Поэтому да, между мужем и женой тоже должны быть доверительные отношения, но до какой-то стадии. Ну когда они об этом спрашивают: «Ну как же так? Муж и жена должны все раскрывать друг другу» Я все время говорю, что ну нет, нет. У каждого в сердце есть какие-то материальные желания. И они сами приходят. То есть это не то, что мой коварный план, а просто приходят. Например, ну есть грубо глаза. И глазам грубо нравится какая-то форма. Например, муж идет и ему нравится какая-то форма женская. И он не должен говорить жене: «Дорогая жена, открываю тебе своё сердце. Вот настоящая красавица» Тут начнется великая отечественная война. Так же жена. Она не должна говорить: «Дорогой муж, я построила планы на все твои деньги на 5 лет вперед. Можешь свои уже не строить, всё равно я уже на несколько лет вперёд их уже потратила» Не надо. Оставьте это в своем сердце на нижней полочке. И так понятно, что это есть, и так мы все об этом потихонечку догадываемся. Но если мы это прямо скажем друг другу, это будет конфликт.

01:19:39 Поэтому даже в семье, даже в семье есть вещи, о которых не нужно прямо говорить. Называется язык любви, это язык намеков. Я буду об этом рассказывать на одной из лекций, это будет 5 лекция. Это также язык Вед. Веды - это трактаты о любви, и они написаны языком любви, это язык намеков. Поэтому Веды их нужно расшифровывать. Видите, комментарии нужны какие-то, расшифровки, ещё что-то. Также и когда мы говорим даже о любви, ну когда это разговоры о любви, это всё равно язык намеков. Сколько денег осталось? Это язык намеков, понимаете, язык намеков. И мы догадываемся, и муж догадывается, когда его спрашивают, сколько денег осталось, жена спрашивает. Три с половиной тысячи, не больше. Хотя у него пятнадцать тысяч, он говорит: «Не больше трех с половиной тысяч» И она понимает, что явно пятнадцать.

01:20:49 Язык намеков. И они должны за это время после 3 лет они должны начать учить этот язык любви, научиться на нем разговаривать, чтобы не разрушать отношения, потому что после 3 лет они перестают говорить на языке намеков, а начинают правду матку по чем свет стоит резать. «Денег дай» И все, и вкус прекращается, развитие останавливается. Поэтому да, те же самые законы. Но это отдельная тема, лучше всего если вас интересует, лучше хорошенько выучиться, потому что у нас сейчас, у нас потерялась эта прослойка, это в общем-то людей, которые могут решать семейные конфликты.

01:21:32 Раньше это были бабушки такие, профессиональные бабушки, которые уже переженили 78 пар и треть из них развелись. И они уже на глаз видят, могут они быть вместе или нет. Видели таких? Бабки. Они на глаз видят, будут они вместе жить или нет. То есть это реальные вот такие конфликтологи. Мы сейчас потеряли эту прослойку, потому что ну никто сейчас этим не занимается, нет больших семей, нету этой ответственности. Поэтому так как мы культурное общество, мы несем культуру в этот мир, мы должны в этих простых аспектах разбираться, хотя бы внутри себя. То есть наша проблема это смешанные семьи. Нам нужно жить в этой ситуации смешанных семей. Кому то нужно ну готовить мясо для не преданных. Кому то нужно ещё что-то делать. Все это очень сложные ситуации, очень сильно волнуются, беспокоятся, как быть, как праздновать вместе 1 мая или не праздновать. Идти на демонстрацию или не идти. Копать картошку или не копать и так далее. Слушать вечерние разговоры на кухне или не слушать.

01:22:45 Все это вот нужно очень хорошо понимать. То есть мы должны быть носителями культуры. Это важно. Мы должны её понимать. То есть в общем то на наше поколение может быть выпала эта задача вернуть все эти принципы культуры. Знаете, дело не в ведической культуре, культура едина, культура едина. Просто в Ведах есть понимание, что культура связана с духовным миром, вот и все. Культура едина. Культура - это понимание, что мы все связаны, И мы должны эту связь сохранять и улучшать. Мы должны все это хорошенько вот собрать, аккумулировать, сохранить, понять и действительно стать носителями этой культуры, стать каким-то таким примером для этого мира. Примерно об этом будет идти речь. Мы будем все следующие 5 лекций говорить о том, как не заиграться, разные способы выхода из этих игр. Я расскажу все методики. Может быть даже будет интересно. Мне было очень приятно. Шрила Прабхупада Ки Джай! Спасибо большое!

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 10 апреля 2014