Ответы на вопросы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 ом агьяна-тимирандхасья гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва паданти-кам
ванчха-калпатарубхьяш ча крипа синдхупьйа ева ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намаха
джайа шри-кришна-чаитанийа прабху нитйананда
шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
00:00:54 Сегодня у нас вечер вопросов и ответов по всем лекциям, которые мы услышали. Можно сейчас окончательно навести порядок в голове, разъяснить противоречия, сомнения, подозрения, беспокойства. Пожалуйста, какие вопросики возникли?
Вопрос из зала: «Вы говорили о том, что необходимо понять логику шастр. Какова роль живого духовного учителя в этом?»
Ответ: Логика шастр–особое явление. Фактически живая личность, духовный учитель, наставник – он является олицетворенной логикой шастр. Мы можем увидеть на поведении реального представителя Кришны, что материальная логика не действует, что по всей материальной логике все должно было бы разваливаться, что в общем-то по всем законам артхи. По всем законам материального процветания, все должно было привести к деградации, но мы видим, что миссия процветает, миссия продолжается, миссия развивается в полную противоположность влиянию Кали, в полную противоположность влиянию гун материально природы. Более того, как раз наталкиваясь на волны гун, наталкиваясь на волны противостояния, наталкиваясь на волны каких-то трудностей, миссия становится ещё сильнее, миссия закаляется, миссия развивается. Она отталкивается от волн. От волн можно оттолкнуться. Можно использовать волну. Одних волна накрывает – они тонут, а другие используют волну, берут вдох и катаются по волне.
00:03:25 То есть вроде бы противоречие. Кажется, что волна должна накрыть, у нас такой опыт, но вдруг что-то происходит, и человек, он берет, он просто встаёт на эту волну и едет на ней с огромной скоростью причем, едет и весело хохочет, радуется, ещё какие-то круги в воздухе совершает – такое удивительное зрелище, удивительное зрелище. Тот, кто умеет управлять волной, кто понимает логику волны, он может ей воспользоваться. Также и логика шастр. Если мы понимаем эту логику, если мы находимся в этом настроении священных трактатов, если мы видим этот пример, духовный учитель, он учит нас пользоваться этими трудностями, учит нас использовать все эти волны, которые возникают. Мир состоит из волн. Этот мир полностью наполнен всевозможными волнами маленькими, большим, грубыми, мягкими, жесткими – огромное количество волн всевозможных. Но, когда мы становимся специалистами, когда мы понимаем логику шастр, то начинаем всё это использовать. Эта логика шастр – это и есть [вультареге] – умение оттолкнуться от материальной волны, перепрыгнуть. Поэтому, возвращаясь к семинару, мы можем увидеть, как это происходит.
00:04:56 Фактически жизнь человека в развитии состоит и трех периодов, такие три основных концептуальных периода. Сначала человеку очень нравится материальная жизнь. Он радостный, довольный, счастливый, пытается все из нее выжить, пытается построить планы, пытается поступать, так сказать максимально эффективно. Мы думаем, что все будет замечательно, все будет здорово, все только впереди, все только начинается. Так продолжается какое-то время, пока сама эта жизнь, добрая жизнь не разочаровывает его, не забирает все его перспективы, не разрушает все его планы. Это достаточно частое явление – депрессии. У каждого в жизни приходит депрессия. Тут, наоборот,он начинает отрицательно относится к жизни. Тут, наоборот, он начинает беспокоится: «Что теперь делать? Кому это все нужно? Как я буду жить? Как я проведу старость? Я вообще скоро умру и все умрут. Денег нет, здоровья нет.» Если ему везет, то в общем то вот в такой начинающей депрессии он приступает к духовному развитию. Это такой хороший стимул, хороший стимул.
00:06:31 В начале духовного развития он опять-таки испытывает ненависть к этому материальному миру: «Мир – это сплошная иллюзия, майя. Гуны – все враги, демоны». Атеисты, материалисты, млечхи, шудры, яваны. Он боится этого мира, беспокоится, т.е. он находится в этой депрессии и использует духовную жизнь, чтобы от сюда как можно быстрее исчезнуть. Это для него способ испариться из материального мира, потому что он тут испытывает страдания, испытывает беспокойства, испытывает боль. Но когда он развивается и обретает миссию, когда он обретает логику шастр, то вдруг оказывается, что это прекрасное место.Вдруг оказывается, что это самое лучшее место, которое только может быть во всех творениях, потому что только здесь можно проповедовать, только здесь можно спасать обусловленные души. Тут есть эта возможность. В духовном мире так не получится. Здесь есть этот удивительный вкус, и он начинает ценить эту удивительную возможность, что нигде больше этого нет. Он в такое счастье впадает, что каким-то образом так получилось, что ему доверили эту возможность делиться духовным счастьем, делиться духовным знанием, что ему больше ничего не надо, ему уже все равно, где он находится. Ему уже абсолютно все равно. Он полностью счастлив, полностью в экстазе находится: «Так здорово, что я оказался в материальном мире! Тут такая хорошая возможность, нигде больше такой нет!» Такие три этапа.
00:08:23 Вот этот средний этап - ненависть к материальному миру, т.к. это негативный этап, то это и есть признак игры. Вот это вот конец материальной жизни начало духовной жизни – это игровой период, когда человеку хочется как можно быстрее поменять место, спрятаться: «Прячься, кто может!» Как будто кто-то досчитает до ста, и мы должны спрятаться. Все прячутся в разные стороны. Мы пытаемся спрятаться. Даже Арджуна пытался спрятаться: «Может в лес пойти помедитировать?» Но нет. Кришна его тут же вывел из игры: «Не надо прятаться. Не надо прятаться. Нужно служить. Нужно выйти из игры и начать служить.»Поэтому мы все время прибываем в этих разных состояниях. К сожалению, они в нас ещё меняются время от времени, это волны на нас действуют, и поэтому мы должны увидеть, как духовный учитель, духовный наставник, он наслаждается теми возможностями, которые предоставляет ШрилаПрабхупада, предоставляет Кришна. Раз они предоставлены здесь, то мы абсолютно счастливы, пользуемся этими возможностями. Действительно несет на своих плечах миссию и все довольны. Шрила Прабхупада доволен и Кришна доволен. Еще вопросики?»
00:09:58 Вопрос из зала: «Про миссию. Можно более подробно как подойти к пониманию, что это твоя миссия?»
Ответ: «Миссия. Миссия – это некоторая ответственность, в которой я готов к позору. Мы говорили, что в основном человек пытается избежать позора, играя в какую-то игру. Это также некоторый признак – он боится позора. Боится того, что его поймают. Он боится того, что его выведут на чистую воду. Он боится того, что у него не получится что-то, потому что он не специалист в этом деле, а просто играет. Поэтому игра – это признак того, что человек не боится позора, что он боится позора. Извините. А Когда мы берем на себя миссию, т.е. выходим из игры, то мы готовы на все. Мы готовы на все. Мы понимаем, что это наш выбор. Мы понимаем, что это нужно вести до самого конца, и мы понимаем, что это у нас может быть не будет получаться, и может быть нам придется даже опозориться, но нас это не останавливает. Я внутри точно уверен, что если даже я опозорюсь, я всё равно буду идти вперед, потому что это уже не игра, потому что это никакого отношения к игре не имеет, это очень даже серьезно: «Ну, позор, так позор. Такова воля Кришны. Пусть будет позор. Хорошо». Это будет меня только ещё дальше подстегивать, это будет той самой волной, от которой я могу оттолкнуться и сделать ещё больше. Могу использовать силу этой волны. Пусть все смеются. На этом смехе я стану ещё более профессиональным, не все должно получаться.
00:11:53 Мир так устроен, что он не дает нам возгордиться. В мире есть такие страховочные функции, поэтому даже профессионал ошибается время от времени. Что-то время от времени неудачно, что-то время от времени проваливается, что-то время от времени какой-то позор происходит, просто позорище. Позоришься и все. Если это твоя миссия, то ты только ещё более эффективно начинаешь действовать, ещё более активно начинаешь действовать, ещё более серьезно. Если это игра, то тут же все бросаешь и убегаешь. Как мы говорили, начинаешь оправдываться, прятаться. Все только боль причиняют. Нет. А когда мы находимся в миссии, то нас все удивляет: «Ничего себе как я в миссии опозорился! Так удивительно. Вот это лила. Вот это Кришна испытание мне посылает! Ничего себе.» Если это игра, то всё это очень больно, больно. В этом разница – в игре все больно, а в миссии все удивительно. Понимать, что Кришна удивительный - это логика шастр, да? Мы говорили.
00:13:10 Логика шастр – это когда что бы ни происходило, я вижу только какой Кришна удивительный. Я вижу вот эту удивительную способность Кришны все делать так, чтобы моё сердце очистилось. Кажется – как может позор очистить? Но он очищает, и я вижу - играю я или нет. Я вижу - это истина или это хитрость. Поэтому какой-то выбор сначала есть. Нельзя сразу точно сказать, что вот это моё дело. Я должен увидеть это, проходя через разные виды испытаний, через разные виды трудностей, проходя через разные виды позора. Я должен видеть, в чем я в действительности готов продолжать, что я готов нести на своих плечах. Как мы вчера говорили, что тут нет ничего идеального, все несет в себе какие-то минусы. Каждая миссия несет в себе какую-то проблему. Эту проблему нужно будет решать. Если я готов её решать, если я готов идти до конца, если я готов вынести все, даже то, что сама миссия от меня отвернется, значит это моя миссия, значит я на верном пути. Поэтому это некоторый вариант предания, это предание.
00:14:41 Как мы повторяем мантру. Мантра иногда не хочет повторяться. Мантра – это личность. Она почему-то иногда не хочет повторяться, говорит: «Не хочу я! У меня свои дела, у тебя – свои». [Смеется]. Ну, а мы просто продолжаем. Мы понимаем, что это моя обязанность, моя миссия. Мне её дал духовный учитель. Нравится мне - не нравится, чувствую я вкус - не чувствую вкус, я должен это продолжать. Я должен пройти этот путь. Я должен испытать все на этом пути. Миссия – это тот путь, на котором я должен все почувствовать и горечь побед, и горечь поражений, и несколько раз заново родиться. Почему нет? Может быть с этой миссией в ад сходить, в рай сходить, испытать её на своей собственной шкуре. Если даже все от меня отвернутся, но я всё равно буду готов продолжать свою миссию. Это значит, что действительно что-то в моем сердце возникло, какая-то правда возникла.
00:15:47 Посмотрите, как было нелегко Шриле Прабхупаде в начале, как мало было поддержки, фактически никакой. Как тяжело было в Америке, как это трудно. Какие испытания пришлось проходить, сколько боли, сколько споров, сколько объяснений. Сколько ушло времени на становление этой миссии. Сколько времени ушло! Сколько она рождалась. Вся его жизнь, вся его жизнь ушла. Он все пережил, все пережил. Такие трудности. Нам даже не снились трудности, которые Шрила Прабхупада пережил. Нам ещё не доверили такие трудности. У нас трудность – прасад весь съесть [смех в зале], киртан до конца дотанцевать. Ой. Даже не снились, поэтому путь к миссии – это путь через всю жизнь. Путь через всю жизнь. Когда я проясняю это для себя, когда я это вижу в наставлениях своего духовного учителя, когда утверждаюсь, утверждаюсь и утверждаюсь, потому что миссия - это совершить не возможное.
00:17:06 Миссия – это подвиг, когда один человек меняет мир. Пусть чуть-чуть, но меняет. Материя так просто не согласна меняться, иллюзия так просто не согласна отступать. Кали такой простой, что каждому позволит отнять у себя часть территории. Посмотрите, мы каждый год на новом месте фестивали проводим. Не так-то просто отвоевать кусочек территории. Может нам повезет, мы тут как-то закрепимся. Господь так сделал, что нет много местного населения, поэтому мы ничего не смогли испортить. Может быть нам повезет, и мы сможем хотя бы тут закрепиться. Мы видим, что материя так просто не отдает свою территорию. У нее очень много прекрасных мест. Где мы только не были уже. Прекрасные места, все здорово, но она не отдает. Мы попадаем, тихонечко договариваемся, но она отбивается, отбивается. Мы заново снова с разных сторон - это сложные вещи. Кто-то несет на себе эту миссию. Организаторы фестиваля – они несут на себе эту миссию, они вновь и вновь организовывают все это, вновь и вновь все просчитывают – очень серьезная вещь. Есть потери, есть поражения, есть победы, но это должно продолжаться. Миссия должна продолжаться.
00:18:43 Есть такое выражение: «Вышел на сцену, танцуй до конца». Это принцип миссии, принцип миссии, поэтому раз уж мы взялись за что-то – все, уже все, уже поздно оглядываться, поздно обижаться, поздно проявлять слабость, стеснятся, уже нужно просто пройти до конца. Какзнаете первый выход на Харинаму?Все наверняка это ощущали. До конца человек боится, думает: «Ну как же так? Меня же все увидят в простыне.» [Смеется.] Это не просто так для сознания выйти на Харинаму в своем городе. В другом, пожалуйста, хоть заходись – никакой проблемы нет. Но в своем, по своей улице, мимо своей работы: «Меня же увидят». И он прав, все придут посмотреть.[Смех в зале]. Как-то почему-то их Кришна всех созывает именно на первый выход. Можно идти и прятаться где-то там сзади там в хвостеХаринамы между всех и стеснятся, и закрываться платком, думать: «Как я так опозорился?» А можно встать в самой голове и просто идти вперед. «Все! Я такой! Все, я в простыне. Понятно вам?» [Смех в зале]. «И буду ходить в простыне и зимой буду ходить так. Не остановите меня ни чем.» Все сразу же проходит. Все сразу же проходит. Все сразу же понимают: «Да, человек в простыне. Бывает.» Сразу же легко становится. Все это чувствовали, нет?
00:20:44 Был такой момент пока я ждал. Мы берем на себя эту ответственность: «Все, я не буду больше скрываться. Я в открытую иду, и будет не легко, да? И будет не легко, но никто не говорил, что это легко, потому что в легкости нет наслаждения. Легкость это некоторый такой расслабляющий фактор. Кришна хочет, чтобы мы были счастливыми, поэтому он дает нам милость в виде трудностей, потому что, преодолевая трудности, мы становимся счастливыми. А когда еда особенно сладка? Когда даже хлеб становится сладким,вкусным, ароматным? После поста. Попоститесь немножко и вы будете чувствовать хлеб за километр, как он вкусно пахнет. Тут же обостряется наше восприятие, тут же мы понимаем ценность того, что у нас есть. Т.к. в нас мало этого в общем-то понимания той ценности, которой мы обладаем, поэтому Кришна дает нам милость в виде трудностей, и мы начинаем понимать ценность в сознании Кришны, мы начинаем понимать ценность преданных, ценность Шрилы Прабхупады, ценность святого имени.
00:22:09 Если бы к нам сразу же пришел вкус к святому имени, мы бы этого не оценили, но вкус пришел и ушел. Как нам хочется его вернуть! Почему мы все здесь? Потому что у нас был вкус, был вкус, и он пропал, и мы опять хотим его вернуть изо всех сил. Мы видим того, кто его себе вернул. Мы пытаемся также его себе вернуть. Он возвращается, потом опять пропадает. Он дает нам эти волны, от которых мы должны оттолкнуться и развить в себе это миссионерство в сознании Кришны, перестать бояться волны. Да вода глубокая, мокрая, холодная, но нужно сделать этот шаг и поплыть, начать плавать. Также материя. Да, она, конечно же, грустная, трудная, в ней много сложностей, но Cознание Кришны – это умение плавать. Мы можем плавать сверху этой материи. В этом парадокс духовной жизни. Мы находимся в материальном мире, но голова у нас над этим материальным миром, голова у нас в сознании Кришны. Тело в воде, мы плывем в этой воде, а голова над поверхностью воды. Главное просто не прекращать плыть. Мы должны просто прикладывать усилия, чтобы голова была над водой. Тело пусть будет под водой, оно в тамасе, ему как-то тяжеловато. Его так просто от гун не избавишь, оно просто умрет. Если гуны уйдут, все тело тут же умрет, поэтому какие-то гуны там есть, пусть они будут. Но если мы держимся, если мы несем свою миссию, мы стараемся, если мы прикладываем усилия, чтобы хотя бы голова была над поверхностью, то тогда мы находимся в этом удивительном состоянии, в этом промежуточном состоянии и видим перед собой вот эту реальность, бесконечность. Видим берег. А раз мы видим берег, можем до берега доплыть. До этого уже не долго осталось, чуть-чуть. Да.»
00:24:34 Вопрос из зала: «По какому общению [не слышно] молодые люди? Со стороны, кажется, что они играют вот в эту игру. Имеет ли смысл им каким-то образом подсказывать, помогать? Как быть с этим? Т.е. что приходят они, они приходят, они думают, что они полны энтузиазма. Они думают, что они смогут долго в эту игру играть. Проходит год, они истекают и уходят.»
Ответ:«Задача того, кто вышел из игры, помогать другим выйти из игры. Поэтому сначала все играют, мы это выясняли. Сначала есть игра, но на то оно и духовное знание, чтобы говорить о том, что это игра. Мне все время приходится это делать. Я все время вот с этой ситуацией сталкиваюсь, о которой вы говорите. Кто-то все время готов горы сворачивать. Я его предупреждаю: «Давай, как-то горы поменьше сворачивать. Зачем сразу Гималаи сворачивать? Давай, как-то поменьше будем выбирать. Рассчитать силы так: пусть это будут маленькие горы, но мы их будем сворачивать всю жизнь.» А то так, что мы один год часть глины какую-то свернем и потом так всё это бросим и оставим, потому что гора-то не сворачивается в результате. Человеку кажется, что он горы сворачивает. Он не горы сворачивает, он играет в сворачивание гор, поэтому он бросает то, что он сделал никому это уже не нужно. Т.е. его служение разваливается, и все вокруг разочаровываются.
00:26:22 Поэтому задача тех, кто вышел из игры, остужать. Это не благодарно немножко. Тут проблема в том, что если старший неквалифицированный и он сам не вышел из игры, то он попадает в соблазн использовать энтузиазм молодого преданного, потому что он очень активный. - Будешь это делать?
- Буду!
- А это будешь?
- Буду!
- А это будешь?
- Буду! Буду! Буду! Буду!
Буддизм такой. [Смех в зале]. Он берется за все, но потом он понимает только в конце, что не буддист не какой, что не вытягивает всю эту ношу. На кого он обижается? На того же самого старшего преданного обижается, который просто повелся на этот ложный мотив сердца, эксплуатировать этот энтузиазм. Он очень удачно себя оправдывает то, что я не задействую энергию служения Кришне. Но искусство-то в том, чтобы эта энергия не прекращалась, чтобы это задействование было всю жизнь.
00:27:39 Помните в самом начале на семинаре о чем мы говорили? Самая первая фраза, помните? Кто дожил с первой лекции? Есть кто-нибудь? Кто-то даже был на первой лекции. Помните, о чем мы говорили в самом начале? Самые первые слова? Очень интересно. О Прабхупаде, помните лекцию, что памяти нет никакой. [Говорят в зале.] Да. Так вот, на первой лекции в самом начале я говорил, что весь тот семинар, он посвящен моему размышлению о том, что если мы не поймем, как оставлять преданных в сознании Кришны, то все наши усилия по привлечению новых преданных не имеют никакого смысла, потому что дыра в дне кастрюли. Сколько бы мы туда молоко ни наливали, чтобы кипятить, оно все выливается, у нас дыра снизу. Т.е. это и есть проблемы эксплуатации. Фактически мы совершаем жертву, мы жертвуем преданным ради совершения какой-то своей миссии. Мы не должны совершать людские жертвоприношения.[Смеется]. Не нужно жертвовать людьми, нужно пожертвовать скоростью миссии, может быть каким-то финансовым аспектом, ещё чем-то, но не нужно жертвовать живыми людьми, потому что энтузиазм этот ложный. Все это знают.Это первый игровой энтузиазм – это ложный энтузиазм.
00:29:11 Как в игре, да? Когда ребенок устает играть, он просто игру бросает и все. Весь семинар мы об этом говорим. Также видя, явно видя, что он играет, используя весь этот энтузиазм для того, чтобы просто осуществить свою цель, (пусть она некорыстная, мы не говорим, что она корыстная), но в результате появляется вот этот депрессивный синдром, когда преданный начинает критиковать, потому что он понимает, что его вот это непонимание последовательности проявления эффектов Cознания Кришны, оно было эксплуатировано, использовано. Т.е. эта вот вспышка, она ещё не естественная, эта вспышка энтузиазма она ещё нестабильная, это ещё не гуна благости, это страсть. В страсти все очень хорошо начинается и очень грустно заканчивается. В благости немножко другая – все очень грустно начинается и только потом хорошо заканчивается. Поэтому старший преданный, он всегда охлаждающий, он всегда успокаивающий, он находит преданное служение, он его уравновешивает, он его успокаивает, он пытается навести баланс, он учит отдыху в сознании Кришны.Помните мы говорили? Мы не умеем отдыхать в сознании Кришны. Мы либо не отдыхаем в сознании Кришны, либо идем отдыхать в майю, но отдых ума, это не отдых, это самоубийство. «Пойду-ка я поколочусь головой об стену, выпью яду.» [Смеется].
00:30:55 Нет, мы должны уметь регулировать своё преданное служение. Значит, я должен браться за столько преданного служения, сколько не убивает мой энтузиазм, сколько не убивает мой вкус, сколько не убивает моё Cознание Кришны. Я раньше читал по 4-5 лекций в день. У меня был такой энтузиазм огромный и потом [Бха́кти Ти́ртха ]Махарадж начал мне говорить мне что: «Одну лекцию в день читай. Не корчи из себя великого, не корчи из себя супермена. Не надо корчить из себя супермена.» Я запомнил эти слова. Не надо корчить из себя супермена. Мы не супермены. Мы простые средненькие люди, с грустным прошлым, со средненькими возможностями. Мы не должны из себя корчить супермена. Я заставляю себя читать одну лекцию в день. Когда меня просят две, я долго спорю, ругаюсь, отстаиваю своё право оставаться в сознании Кришны, отстаиваю своё право быть вдохновленным, быть счастливым, быть в энтузиазме. Но иногда не понимают. Иногда начинающий преданный думает, что человек, у которого есть миссия, он жаждет все больше и больше, его нужно завалить преданным служением. Раз он проповедник, то ему нужно 24 часа дать проповедовать: с лекции на радио, с радио на телевидение с телевидения на лекцию [не слышно.] Тогда нужно сразу носилки вызывать и нести его на носилках, чтобы [не слышно] и он счастливым будет себя чувствовать.
00:32:41 Нужно быть, как мы говорили, чтобы выйти из игры нужно быть честным перед самим собой. Нужно очень четко ощутить свои возможности[не слышно] переигрываем. Мы всегда немножко переигрываем, мы всегда немножко больше думаем, что можем. Поэтому взять чуть-чуть меньше и строго следить за тем, чтобы энтузиазм не истекал, потому что не факт, что если энтузиазм иссякнет, его можно будет легко восстановить, потому что наше прошлое очень сильное. У нас большой опыт в материальной жизни, у нас есть проверенные способы выхода из депрессии, отработанные тысячелетиями. Мы уже во многих из них являемся хорошими специалистами. [Смеется].Они проверены. Поэтому когда у нас уходит духовный вкус, то какой у нас вкус остается? Материальный вкус остается. Не факт, что получится просто вырваться из под его влияния, не факт, что получится противостоять, потому что мы были в этом атеистическом состоянии, в нас была даже ненависть к Кришне, и она может к нему вернуться. Это не так, что преданный не может к этому вернуться. Может. Если он полностью убьет в себе вкус, будет в полной депрессии, на него может даже ненависть к Кришне вернуться. Он будет обижен на Кришну. Такое происходит.
00:34:18 Поэтому это наша обязанность. Это также наша миссия, миссия сохранить себя для Кришны. Так тот же Бха́кти Ти́ртха Сва́миговорил, что любой может умереть ради Кришны, но нужно научиться жить ради Кришны - это наша задача. Подвиг одноразовый может совершить любой. Броситься на амбразуру дзота под танк может любой. Ну, это одноразовый подвиг. Нам не нужны одноразовые герои. Нам нужно каждый день совершать свой маленький подвиг: маленький подвиг баланса, маленький подвиг духовной силы, умения, как помните, мы говорили, совершать аскезу, отказываясь от одного служения ради другого. Вот это все великое искусство. Этоможет не получатся, за это могут даже критиковать, это могут не понимать, но если мы сохраним себя в сознании Кришны, это будет лучший подарок для нашего духовного учителя, это будет лучший подарок для Шрилы Прабхупады, это будет лучший подарок для Кришны – просто сохранить себе вкус, Потому что вкус мы уже получили, теперь задача - его сохранить. Это будет наш маленький подарок. Что ещё мы можем Кришне подарить? Только свою любовь к нему. Поэтому наша задача эту любовь просто не потерять, просто оставить её в своем сердце.»
00:35:51 Вопрос из зала: «Когда читаешь мантру и настроение негодяя, оно легче переносится. Ты понимаешь, что мантру надо читать в радостном настроении, да? Но есть такая практика, когда ты должен представить себе, что ты негодяй. Вот негодяя у меня получается представлять легко, а вот радость почему-то не проявляется.»
Ответ:«Представлять себе, что я негодяй не так то и сложно, потому что нам всем об этом все время напоминают. [Смеется]. Но быть радостным от того, что я такой негодяй, всё равно могу повторять мантру, и Кришна мне дал эту возможность, Шрила Прабхупада мне дал эту возможность, это действительно радость, что я такой негодяй – это факт, каким-то образом приписался к сознанию Кришны. Никто ещё меня не узнал, что я вот такой окончательный негодяй, никто не догадывается о моих диких материальных желаниях, о моих странных мыслях, о моих дурных снах, о моем прошлом. Я как-то могу вместе со всеми потихонечку приходить заниматься духовным развитием. Это великая радость, это великий повод для радости. Это настоящее смирение. А если я просто хожу и сам себе говорю: «Негодяй. Негодяй.Негодяй. Негодяй.» - это значит, я сам в это не верю. Ну, зачем я сам себя в этом убеждаю? Не надо себя в этом убеждать. Окружающие будут в этом убеждать.[Смеется]. А нам не нужно, нужно быть счастливыми, от того что со всеми своими недостатками, мы можем усвоить Кришну.Мы можем видеть какой Кришна милосердный. Он берет нас со всем нашим прошлым, настоящим и будущим, выдергивает из трясины, дает нам возможность заниматься самым возвышенным, самым возвышенным.
00:37:52 Пусть у нас это не получается, пусть все как-то неловко, неумело, но Кришна – милосердый, Он принимает все это.Просто мы должны стараться и мы стараемся. Поэтому это не должно быть негативным настроением, это должно быть позитивным настроением. Т.е. вроде бы негативное: «Вот, я такой негодяй!», но так здорово, что я могу служить Кришне. Это должно быть позитивным настроением. Всегда есть, как мы говорили, какая-то смесь плюсов и минусов. Всегда есть какой-то позитив и негатив, который идут вместе, и мы не должны никогда просто на негативе останавливаться, потому что это также некоторый отход от Cознания Кришны. Сознание Кришны – это все-таки позитивное настроение. Хотя это и настроение плача, да, мы говорили, но это счастливый плач, потому что все плачут по деньгам, по здоровью, а мы плачем по Кришне. Нет ничего лучше, чем плакать по Кришне. Это самый лучший плач, это самый позитивный плач. Хотя разлука – это тяжелое чувство, но это разлука с Кришной, это позитивная разлука, это самая лучшая разлука в мире. Поэтому духовность – это парадоксальное явление, но этот парадокс, он в Кришне растворяется, и это нас поражаем. Мы говорили – Кришна - поразительный, Он удивительный. Каждый раз мы с удивлением всё это осознаем, и удивляемся:«Как я могу такой вот повторять святые имена? Как Шрила Прабхупада нашел меня? Как он дал мне это все? Как он смог меня поймать? Насколько он опытный, Шрила Прабхупада, что он даже меня поймал, хотя я увертывался изо всех сил». [Смеется]. Еще вопросики, пожалуйста.»
00:39:55 Вопрос из зала: «Где найти разницу тонкого различия может быть между оправданием и объяснением своей позиции?»
Ответ:«Конструктивизм, да вы имеете в виду? Т.е. как быть конструктивным, т.е. оправдания Т.е. обычно это какие-то административные явления. Т.е. если это человеку не знакомо, он просто нам что-то говорит, ну, какая нам разница? Когда человек говорит: «Что ты вырядился как индус?» Зачем нам оправдываться? Мы говорим: «Да, сегодня у нас день Индии. Какая проблема? Пойдемте, тоже с нами порадуетесь. Так здорово, так интересно.» Россия- Индия[не понятно]. Все замечательно. Тут нет смысла оправдываться, тут можно просто попроповедовать. Когда к нам кто-то пристает, у нас есть возможность проповеди. Мы не оправдываемся, мы просто рассказываем нашу философию, объясняем как это здорово, как это весело, фестиваль – как замечательно – это повод для проповеди. Тут не нужно оправдываться. Зачем оправдываться? Т.к. невежество человека не подразумевает наше оправдание, невежество человека подразумевает, что мы должны ему это невежество рассеять. Мы не оправдываемся, а просто рассказываем, как истинно обстоят дела.
00:41:27 В основном этот момент возникает в каких-то административных ситуациях, когда кто-то нам что-то доверил, мы сделали это, как мы говорили, положившись на свой опыт, не будучи способным отказаться от своего опыта ради опыта другого, и у нас есть такое право - иметь свой опыт, то, потом возникает неприятная ситуация, да? Т.е., как мы говорили, самые опытные менеджеры – это те, кто говорят, как все должно закончится, но как это, каким способом это должно произойти, он не говорит, дает возможность выбора. «Сделай, это как хочешь, но результат должен быть такой» – это опытный менеджер. Не все менеджеры такие опытные и не все ситуации такие идеальные, поэтому иногда нас контролируют, да? Процесс выполнения контролируется. Вы делаете, как-то положившись на свой опыт, а он вам говорит: «Ух ты! Не делай так, ты все испортишь.» и тогда вам приходится делиться своим опытом. Но опять таки не оправдываться. Если мы оправдываемся, то мы не делимся опытом. Мы должны делиться, мы должны показать: «Вот, смотрите, если так делать, то получится вот так-то. Я могу взять на себя ответственность за это. Если что-то пойдет не так, я готов оплатить расходы» и т.д.
00:42:52 Т.е. мы должны нести ответственность за свой опыт. Поэтому, если мы поделимся опытом, то этот опыт будет принят. Если мы будем просто тупо оправдываться, то это будет противостояние с руководством, никакого толка не будет. Лучше всего все-таки этот опыт заранее как-то, лучше опытом делиться заранее, потому что если мы сказали, что будем делать так-то и делаем по-своему, это уже немножко нехорошо, поэтому это всегда вызывает гнев. Господь находится в сердце руководителей, поэтому руководители обо всем догадываются. Руководителей трудно обмануть, поэтому они все видят и знают, поэтому лучше сразу это все обсуждать, чтобы не было нужны вообще оправдываться. Т.е. сам признак оправданий, если есть оправдания – это значит, где-то я изначально схитрил. Т.е. я изначально как-то понадеялся, что не заметят, не обнаружат. Это опять-таки всё равно признак того, что я поступил неверно, поэтому нужно нести всю ответственность. Вот и все, вот так коротко. Да.»
00:44:08 Вопрос из зала: «Почему бывают такие ситуации, когда случайно слушаешь лекции и хочется тоже послушать[не понятно].»
Ответ:«Пресыщение – очень опасноеявление. Эффект несварения. Наше тело, оно очень просто устроено, оно имеет свои границы. Материя имеет границы. Желудок имеет границы – много не съешь. «Сегодня я посвящу себя прасаду. Буду целый день есть, и есть, и есть, и есть» - прасадо ягья, но реальные физические границы желудка не дадут быть счастливым, не получится. Придет пресыщение, отравление, будет подташнивать, поэтому принцип Вед – это все должно быть в меру. Знание меры. Поэтому тоже самое и со слушанием. Конечно же, наверняка уже многие заметили, что есть некоторое пресыщение. Есть некоторое пресыщение, когда мозги перестают работать и уже просто становишься таким пропускателем звука через себя. Он так хорошо проходит, не за что не задевает. Мне хорошо. Ему хорошо. [Смех в зале]Все хорошо. Только когда это все закончится? Говорится - если слушатель смотрит на часы – это плохой знак, а если он стучит по часам, это очень плохой знак. [Смеется].
00:46:08 Поэтому все очень просто устроено: получить и отдать. Мы должны быть такими пропускающими через себя. Это так мир устроен – нужно уметь пропускать через себя. Поэтому получаем какое-то время, но в нас должна быть, как мы в начале лекции говорили, в нас должна быть миссия. Если я не играю, то я это слушаю, в общем-то,принимая это как решение тех проблем, которые когда-то стоят. Я слушаю как профессионал, я все беру на ручку, я все беру на ум, потому что у меня есть проблема. У каждого профессионала есть проблемы, которые он не может решить. У каждого миссионера есть проблема, перед которой он бьется. У каждого миссионера есть стена, которая перед ним стоит. Миссия, миссия всегда немножко невыполнима, поэтому он во всём ловит это решение. Он ищет во всём это решение, поэтому ему все интересно. Он может слушать, потому что он ищет это решение, он ищет эти формулы, он ищет эти подсказки. Наверняка вы это замечали, что когда вы реально медитируете на какую-то проблему, то вам все подсказывает. Бабушка даже в автобусе может подсказать, и в песне можно услышать решение. Все. Кришна во всём подсказывает, т.е. мы настроены на слушание.
00:47:32 Но если я просто как просто потребитель, такой тунеядец в сознании Кришны, если я просто такой слушающий, но не отдающий потом, если у меня нет потом миссии отдать, то всё это опять-таки в пресыщение переходит. Потом я долго не могу слушать, потом уже даже такая антипатия появится, отвращение к слушанию, потом потянет что-нибудь другое послушать. Потом я думаю: «Ну, надоело. Все одно и тоже рассказывают про одного и того же Кришну. Одни и те же истории». Нет, нужно действительно быть в этом миссионерстве, мы должны перестать играть. Т.е. у нас должна быть неразрешимая проблема, духовная неразрешимая миссионерская проблема. Это значит, что я нахожусь в сознании Кришны. Если передо мной нет неразрешимой духовной проблемы, то я ещё не в сознании Кришны, значит, я ещё играю в нее. «Все хорошо, все радостно, доживем до следующего фестиваля. Сейчас поеду в [Катихус], с [Катихуса], на зимний фестиваль, с зимнего на Гаура Пурниму, с Гаура Пурнимы на летний фестиваль. Так жизнь мягко и радостно будет идти, главное денег где-то найти: Ну, по дороге буду что-нибудь продавать. Навоз.Нормально! Замечательно! Кто-нибудь да купит.» Все просто.
00:49:03 Ну, это значит, что я играю, что я в этой игре, я в этой карусели. Я сел в эту карусель, мы говорили про неё, да, что самая простая, самая веселая игра – это карусель. Просто сел и ничего делать не надо, просто весело. Да? [ Смех в зале]. Просто по кругу меня носит, а довольный вообще. У-у-у-у-у. До сих пор от карусели так и не смогли избавиться. Ничего другого в общем-то кроме карусели и не придумали. Все виды развлечений какие-то просто новые виды каруселей, там американская карусель. Просто разные виды каруселей. Мы также в сознании Кришны в такую карусель превращается. Туда-сюда. Есть ещё такой профессиональный термин – вездеход. Вездеход – это человек, который не может остановиться на чем-то одном. Все ходит везде, посещает везде на все. Да. Вездеход. Но в результате он просто выматывается. Выматывается, у него начинается несварение, и всё, что он имеет, это противоречие. Если он только слушает, то он начинает видеть только противоречия. «Тот так сказал. Этот так сказал. Третий так сказал. Четвертый так сказал. Пятый так сказал. Шестой - так». Все, он думает: «Тут какой-то бардак вообще.» Т.е. он не может понять, что у каждого свой духовный опыт, что каждый несет какую-то идею.
00:50:37 Т.е. мы должны реально решать какую-то проблему, должна быть настоящая проблема, такая нерешимая проблема, миссионерская проблема, тогда все будет интересно, тогда все будет в меру. Даже если мы будем много слушать в этом случае, то это не пойдет на вред, потому что мы всё равно даже слушая, будем решать эту проблему, будем продолжать свою миссию. Миссионер, чем бы он ни занимался, он продолжает свою миссию. Он есть ради того, чтобы миссию продолжать, он спит ради того, чтобы миссию продолжать, он слушает ради того, чтобы миссию продолжать, он говорит о своей миссии, т.е. он живёт этим, он пропитан этим. Если это игра, то нет ничего, нет этого стержня, нет этого настоящего, нет этой глубины жизни. Поэтому старайтесь всегда найти что-то, над чем бы мы жили, то,над чем бы мы думали. У нас такое философское движение достаточно, поэтому должна быть какая-то философская проблема, над которой я думаю, которую я пытаюсь решить, которую я пытаюсь понять, разобраться. «Над какой главой Бхагават Гиты я думаю сейчас? Над каким томом Бхагаватам я думаю сейчас? Какие слова Кришны меня задели, и я не могу понять, как мне теперь с этим жить? Есть ли во мне этот духовный рос? Или у меня все как на карусели?» Все время новая картинка, ничего там не остается. Карусель, карусель.
00:52:18 Должно что-то остаться и начать там жить. Я должен над этим размышлять и тогда это значит, что во мне эти семена бхакти начали во мне прорастать. А не то, что я каждый день там новое семя бхакти сажу, а на следующей остановке вырываю. Приехал на фестиваль, семя бхакти посадил, уезжаю[не понятно] .. тут оставил. Нет, нужно посадить и лелеять его, развивать его, стараться, чтобы нечто получилось, нечто настоящее, нечто удивительное, нечто серьезное такое, вкусное. Это даст нам вот этот стиль жизни, т.е. наш стиль жизни – это вкусная жизнь. Ни у кого нет такогостиля жизни, у всех пресная жизнь, грустная, скучная. Люди из дома стараются побыстрее убежать на работу, потому что дома ужасно, жить не возможно, но побыв на работе, онис работы стараются быстрее убежать домой, потому что на работе просто кошмар. Только дорога между домом и работой хоть какое-то облегчение приносит. Всех счастливей только в автобусе: «Фух. Я ни дома не работе.» Никто в этом ужасе не был? Нет? Не были никогда? Ну, вам повезло. Много людей в этом ужасе находятся, им и дома ужасно и на работе ужасно, только между ними как-то ещё нормально. Некоторые даже ещё пару кругов проезжают дополнительно. Еще пару кругов на троллейбусе[смеется], чтобы побыть одному. Немножко расслабится.
00:54:06 Нет, должно быть все время вкусно. Это нам подарок от Кришны - постоянный вкус. Мы все делаем со вкусом, у нас еда вкусная, киртан вкусный, лекции вкусные, общение вкусное, даже нас ругают как-то вкусно так философски, так даже интересно. «Ничего себе как вы меня поругали мы меня тогда. Вкусно все, вкусно. Все вкусно. Если мы за этот вкус держимся, значит, мы перестали играть. Но вкусно появляется от того, что мы действительно решаем какую-то проблему. Мы эту проблему решаем ради Кришны. Кришну беспокоит то, что его живые существа здесь страдают, и мы должны взять какую-то часть этой проблемы на себя и решить. Надо стать миссионером, решать что-то. Люди страдают, люди страдают. Не должно быть пира во время чумы. Если мы, находясь здесь, не напитываемся ради того, чтобы помогать другим, то это пир во время чумы. Они там все страдают, а мы тут отрываемся. Киртаны, баджаны. У нас тут свой мир – это пир во время чумы, это очень негативное настроение. Мы сюда пришли, чтобы набраться сил, это передышка между битвой. Это передышка, чтобы набраться сил и пойти помогать. Это мы в блиндаже немножечко набираемся сил, пока канонада стихла. Мы просто приходим в себя, набираемся опять сил, чтобы пойти дальше помогать другим.
00:55:48 Это должно быть внутри продуманное настроение. Мы должны его видеть, а не то что просто веселиться и все. Это будет очень негативное настроение, и рано или поздно оно закончится. Нам все время будут оклики: «Что вы такие веселые?» Поэтому наша веселость должна быть серьезной и наша серьезность должна быть веселой. Вот эти два качества, они соединяются. С одной стороны мы счастливы от того, что Кришна нам дал Cознание Кришны, а с другой стороны мы очень серьезны, потому что Кришна нам дал это Cознание Кришны, чтобы мы передали другим, а не оставили себе. Я все время замечаю, что я его оставляю себе. Это не хорошо. Нужно передавать его дальше. Это наша задача, в этом миссия этого фестиваля. В этом миссия слушания.»
00:56:51 Вопрос из зала: «Вы говорили, что очень важно для человека, если у него в жизни есть один, там, два друга на всю жизнь. Кто такой настоящий друг? [не понятно]
Ответ:«Дружба – это возможность поговорить о сокровенном, раскрыть некультурные проблемы. Культура такова, что некоторые проблемы нельзя раскрывать, все тут же разбегутся. Есть некоторые проблемы, о которых знаем только я и Бог. Дружба – это ещё кто-то, кто может меня успокоить, может меня поддержать, может меня понять. Это очень редкое явление. Это редкое явление, поэтому друзей всегда мало, настоящих друзей мало. В основном мы имеем какие-то такие поверхностные отношения на уровне культуры. Как бы мы ни старались, их не получится перевести на уровень настоящей духовной дружбы, потому что такая настоящая глубокая дружба с открытием сердца, она дается Богом, это божественное явление. Кришна так Бхагават Гиту раскрыл Арджуне, потому что тот думал – тот друг. Мы каким-то образом тоже Бхагават Гиту изучаем, поэтому мы должны понять какое нам доверие, поэтому это редкое явление. В этом плане дружба действительно редкое явление, поэтому один два. Вы можете реально посмотреть таких не много, таких не много. Это действительно чудо.
00:58:39 Все остальное – это некоторая тоже дружба, конечно же, но это уже другой уровень. Это дружба культурная, на уровне культуры, ну уровне каких-то ограничений, на уровне каких-то тайн. Нельзя рассчитывать, что вся она приведет вот к этому открытию сердца. Нужно быть аккуратным. Потому что если мы сердце открываем не другу, то этот человек легко становится нашим врагом. От любви до ненависти один шаг. Никто не является таким страшным врагом, как бывший друг. На самом деле он не был другом. Просто мы слишком рано открыли ему своё сердце. Это некоторая культурная сложность. С одной стороны говорится, что нужно открывать сердце друг другу, а с другой стороны нужно очень точно и избирательно понимать что кому можно открыть, и понимать что дружба проверяется десятилетиями, а не днями. То, что мы полгода знакомы – это ещё не дружба. Дружба – это жизненное явление, дружба – это семья. Семья становится стабильной через 20 лет. Так же и дружба – это также пару десятилетий взаимоотношений – огонь, вода, медные трубы. Когда ты действительно понимаешь, что мы готовы открывать сердце. Это как Бог, как представитель Бога. Мы можем ему все открыть.
01:00:10 Это серьезное явление, поэтому с этим не шутят. Нужно из самого себя не строить друга, потому что мы не сможем выдержать этого, мы не сможем потом адекватно воспринимать человека, который нам все о себе расскажет. Не нужно ожидать, что каждый может нам быть другом – это сентиментальность. Так же не получится. Каждый раз нужно поддерживать какой-то баланс, какую-то золотую середину во взаимоотношениях находить, чтобы не полностью открывать своё сердце, но и не быть холодным, находить какой-то уровень теплоты, который возможен именно с этим человеком. Поэтому есть такие круги общения: ближний круг, дальний круг, а настоящие друзья – их совсем мало, единицы. Кришна, да, один из настоящих друзей, он находится в сердце. Ему можно все рассказать. Вот за ним может быть ещё пару человек могут находится, которым мы также все можем рассказать, которые также где-то рядышком к нашему сердцу. Это большая редкость, поэтому такие отношения, они на вес золота, их нужно ценить. Нельзя думать.что у меня со всеми будут такие отношения, это только меня разочарует. Все узнают мои тайны и будут надо мной смеяться, это будет не культурно.»
01:01:37 Вопрос из зала: «А вот по поводу игры. Чем опасны игры в семью? К чему они могут привести?»
Ответ:«Любая игра – это непонимание ответственности. Игра в семью – это влюбленность. Когда мы влюбляемся и нам всё равно до ответственности, я не оцениваю ответственность. У меня эйфория, эйфория, любовный токсикоз. Я вижу объект своей любви, светящийся на фоне темного неба, не касающийся земли, с бездонными глазами. Я готов на все, и он тоже готов на все, и все на все готовы, но только на одно не готовы – на ответственность. Готовы на все, кроме ответственности – называется влюбленность – опаснейшее состояние.Влюблённость, эйфория, т.е. нет реальности, нет чувства реальности, поэтому, как мы знаем, ведическая культура, она всячески старалась влюбленности избежать, поэтому подключались родители, бабушки, дедушки, родственники все, т.е. фактически решение родственники принимали. Родственники не были влюблёнными в друг друга, они очень скептически друг на друга смотрели, считали сколько у кого денег, магазинов, лошадей, коров, зачем это им все нужно. Только потом позволяли своим детям влюбиться, потом позволяли.
01:03:18 Вот эта влюбленность, так как это игра, мы говорили, она проходит. Если вы на влюбленности создали семью, то потом ожидает большое разочарование. Потому что когда влюбленность уходит, оказывается ни ответственности, ни влюбленности, просто не готовы и все разваливается, все уничтожается. Поэтому нужно быть крайне серьезным в этом, крайне серьезным. Нужно прислушиваться к мнению разумных людей. Нужно стараться самому выходить из этого состояния, принимая решения, хотя это, конечно же, крайне сложно, практически не возможно. Если уже возникло это опьянение. Как из него так просто выйдешь? Так просто не выйдешь. Но время есть, поэтому время лечит, время дает возможность выйти из иллюзии. Поэтому насколько это возможно, нужно в серьезном состоянии сознания принимать решение, иначе потом буду большие трагедии. Именно сейчас так и происходит -–все женятся по любви, на самом деле не по любви, а по влюбленности. Любви мало кто женится, потому что любовь – это чувство, которое возникает при принятии на себя ответственности ради любимого человека. Любовь – это когда я несу ответственность за кого-то, умение нести ответственность.
01:04:47 Если я этой ответственности ещё не нес и не знаю как буду нести, никогда об этом не думал, это ещё не любовь, это влюбленность или опьянение, интоксикация - нарушение регулирующего принципа. [Смеется]. Поэтому потом такие неприятности нас ожидают, поэтому должно быть какое-то планирование, хотя бы чуть-чуть. Если планирования нет, то происходит сначала посмешище, а потом позорище. Две стадии современной семейной жизни – долгое посмешище, плавно переходящее в позорище. Ну, что в этом интересного? Не интересно. Нет, все должно быть культурно, красиво, интеллигентно, чтобы все этим гордились, были рады, что всё это разумно, продумано, логично. Сейчас мы это редко видим, поэтому, ну, вот. Что делать? Никуда от этого не деться. Игры, слишком много игр. Но есть одна проблема – из этой игры трудно выйти, потому что дети рождаются. Дети не дают выйти из игры. Ты хочешь выйти, а за тобой твои дети бегут: «Папа, ты куда?» «А я выхожу из игры!» [Смех в зале]. «Папа, папа». Ты вроде вышел из игры, а он везде тебя встречает и говорит: «Папа, папа». Уже так просто не выйдешь из игры, уже алименты, уже все. Очень трудно выходить из игры, потому что ответственность сразу же начинается, поэтому потом приходится всю жизнь расплачиваться.
01:06:42 Конечно же, не очень это все интеллигентно, не очень красиво, и именно поэтому мы проводим обучение в нашей школе «Наша семья». Стараемся выработать вот эти принципы культуры, принцип понимания создания семьи, поддержания семьи, развития семьи. Т.е. мы культурная организация, поэтому должны учиться культуре. Так как большая часть людей живёт семейной жизнью, мы должны очень хорошо понимать ведические принципы культуры.»
01:07:26 Вопрос из зала: «Я хотела бы поднять эту тему – чувство вины. У нас в обществе это поддерживается в человеке с рождения: родители, школа, православная церковь вообще на каждом шагу не делай так-то, так, сяк. У человека уже комплекс вины [не слышно] Не хочется играть роль жертвы и постоянно понимаешь[не слышно] и уже привычной становится ситуация, не понятная ситуация. Не хочется в нее попадать.»
Ответ: «Я играю роль жертвы, когда я не вижу инструментов, как решать свои проблемы, тогда я жертва. Если я думаю, что инструментов нет, тогда я жертва. Но если мне даны инструменты, я их вижу, я учусь ими пользоваться, какая же я жертва? Я уже не жертва. Я может быть ещё не правильно ими пользуюсь, у меня может быть ещё не все получается и может быть совершаю ошибки, но я уже вижу, что инструменты работают, я уже не жертва, я уже начинающий профессионал, я уже тот, кто может помогать другим. Начинающий профессионал, он тоже ещё немножечко неумелый, у него что-то не получается, что-то смешно выглядит, но он видит что инструменты-то есть, инструменты-то работают. Инструменты настоящие, поэтому в сознании Кришны здесь нет жертв. Здесь все наоборот, здесь все профессионалы. Всем выдаются инструменты, сколько хочешь инструментов: разные виды преданного служения, разные виды практик, разнообразнейшая духовность, садана – всё, что хотите. Знание, философия – всё это инструменты. Огромное количество инструментов, хороших инструментов, заточенных инструментов, поэтому как раз именно здесь можно перестать быть жертвой.
01:09:26 У нас есть духовное решение материальных проблем, т.е мы реально можем решать проблемы. Т.е. каждый день мы можем решать какие-то проблемы и свои и чужие. Но я должен этим заниматься. Если я не решаю ни свои проблемы, ни чужие проблемы, то тогда я буду чувствовать вот эту жертву, что я приношу свою жизнь в жертву: «Я принес свою жизнь в жертву Кришне. Я бы мог так здорово жить. Столько сортов пива сейчас стали выпускать, а я тут сабжи да сабжи.» [Смеется]. Мы не жертва, нет. Мы должны стать профессионалами. Если что-то не нравится, пожалуйста, будь поваром, готовь каждый день новые блюда. Шримати Махарани каждый день новые 108 блюд готовит, каждый день, вечно, не повторяясь – вот это желание служить Кришне. Мы можем это делать, мы можем этому учиться. Мы не жертвы. Какие же мы жертвы? Наоборот – это великое счастье иметь такие инструменты, просто мы ими не пользуемся, мы их так немножко… они ржавеют в наших руках. Они у нас есть, но они ржавеют. Нужно их применять каждый день. Нужно каждый день самому становиться счастливым в результате своей духовной практики и каждый день помогать кому-то еще, поделившись своей практикой, стать ему немного счастливее.
01:11:01 Нужно точить свой инструмент, а затачиваются они естественно, когда мы их применяем. Поэтому мы не жертва – наоборот мы счастливчики, настоящие счастливчики. Ни у кого нет такой глубокой духовной практики, никто так глубоко не уходит во взаимоотношения с Богом. Попробуйте в любой другой духовной традиции рассказать наши тонкости взаимоотношений с Богом - все эти расы, вкусы. Глаза повылазят на лоб от ужаса Ничего себе на что мы замахнулись. Это очень тонкий инструмент, очень глубокий, очень интересный. Мы точно не жертвы, мы не жертвы.»
01:11:51 Вопрос из зала: «Можно вопрос? Вопрос такой немножко уже профессиональный. Почему все гуру-махараджи и Вы, в том числе открываете во время своей лекции ноутбуки?»
Ответ: «Мой ноутбук записывает мою лекцию. Я покажу. Тут ничего кроме записи нет. [Смех в зале] Там нет изображения московского Кремля или ещё что-то. Просто мы записываем свою лекцию. Это удобно. Мне так удобно. Ради того, чтобы вы потом все её послушали. Практичность – наш принцип, поэтому каждый пользуется тем, что ему практично. Мне это практично и вам так же большая польза от этого. Я так же пользуюсь, о, ужас, микрофоном и он даже ведет куда-то своим проводком, к какому-то ужас усилителю и даже камера стоит передо мной. Так как мы все практичны – это значит, что мы используем материю для распространения Cознания Кришны. Если мы не используем материю для распространения Cознания Кришны, то материя будет на нас давить. Мы будем завидовать другим, будем думать, что мы чем-то обделены, нам чего-то не хватает. Мы можем все использовать в служении Кришне.
01:13:39 Если это эффективно, мы обязаны это использовать в служении Кришне. Например, мы могли пойти на этот фестиваль пешком – это полезно для здоровья. Посмотрите, это очень естественно, это натурально, это эффективно в какой-то мере, но мы все сели на какой-то вид транспорта, да, и приехали сюда на самолетах, на пароходах, на, потому что это эффективно. Это дает нам возможность эффективно использовать свою жизнь. Эффективность материи меняется время от времени, она меняется также по законам Кришны. Это также есть закон Кришны. Кришна также применяет какие-то технологии, чтобы мы могли ими воспользоваться для распространения Cознания Кришны. Кришна находит ключ к их умам, к умам находит ключ. Мы также должны эти ключики находить и использовать их. Почему нет? Это очень эффективно. Я помню, раньше мы возили с собой кассеты. Помните? Кассеты были плеера, это все так было не удобно. Эта пленка все время зажевывалась. Потом на карандаш её наматывали. Помните эту технологию? Кришна посмотрел, как преданные мучаются с этими кассетами, и дал более тонкие технологии. Теперь на один маленький жёсткий диск влазят труды всех госвами. Все это очень удобно. Самое главное - о использовать это в служении Кришне и тогда материя счастлива, Кришна счастлив, единички и нолики счастливы, которые там бегают туда – сюда – это счастливые единички, нолики - все довольны, все радостные, потому что это настоящие единички и нолики, это одухотворенные единички и нолики.
01:16:01 Наша практичность делает нас эффективными, нужно соответствовать времени, потому что есть скорость времени, есть скорость времени, есть актуальность времени. Даже в лекциях есть некоторая актуальность. Почему нам так нравится слушать свежие лекции, новые лекции? Потому что в них есть некоторая актуальность времени, и мы чувствуем, что это как-то решает наши проблемы, потому что Кришна через Параматмувсем дает одну и ту же идею в сердце. Вы может быть даже замечали, что разные люди начинаю на одни и те же темы говорить, не сговариваясь, потому что есть Параматма, есть сверхдуша в сердце каждого. Все начинают одни и те же темы поднимать, говорить об этом, потому что нас сейчас всех волнует эта тема, и мы так же находим себе решение в этом. Поэтому это большое благо, когда мы можем использовать материю в служении Кришне. В этом наша задача, потому что мы живем в мире материи, мы живем в этом мире, мире материи, поэтому если мы не научимся использовать материю, мы опять-таки будем играть. Мы будем думать, что мыматерии не касаемся. Мы касаемся, мы все в материи, мы в оболочке из материи находимся. Мы даже не можем её не касаться, потому что она уже к нам приросла эта материя, поэтому нужно её использовать. Просто использовать.
01:17:37 Чем более эффективно мы её используем, тем более позитивный результат, потому что т.к. время течет быстро, срок жизнь человека сокращается, становится все меньше и меньше, а мозги работают и того меньше, поэтому реальная ясность сознания это примерно маленький промежуток времени. Во сколько человек становится серьезным в наше время? В 35 лет? Во сколько он становится действительно серьезным? В 35 лет. А во сколько у него уже перестают мозги работать? [Ответ из зала: «в 45»] Т.е. у него 15 лет есть, 15-20 лет. Поэтому мы должны быть очень эффективны, постараться как можно активней использовать все наши ресурсы, которые у нас есть, чтобы передавать Cознание Кришны. В то же время понимаешь, что материя есть материя, и с ней лучше не заигрываться. Мы должны быть сильнее материи, а не материя сильнее нас. Нужно с помощью материи передавать Cознание Кришны, а не играть в материю, якобы передавая Cознание Кришны.»
01:18:57 Вопрос из зала: «Занимаясь общим делом, мы постоянно сталкивались с представителями других конфессий. Скажите, как себя вести с ними? Сложные взаимоотношения»
Ответ: «Лучше всего вести межконфессиональный диалог, т.е. не спорить ни о чем, не доказывать, потому что любой спор, если он связан с разными философиями, требует определённых правил. Например, нужно проводить сведение терминов, т.е. вы должны сесть и на доске написать все термины, которые вы будете использовать: «Бог», «душа», «дух», «духовная жизнь», «йога» и т.д. Нужно свести эти термины, чтобы вы одинаково их все представляли, и вы и они. Если вы этого не сделаете, то, как бы вы ни говорили друг с другом, пользуясь этими терминами, это будет абсолютно бесполезная вещь, потому что каждый будет говорить свои слова абсолютно, каждый будет своё подразумевать. Вы можете годами говорить о Боге, это будут абсолютно разные вещи. «Бог», «душа», «душа»,«Бог», «душа»,«Бог», - толк будет нулевой. Поэтому либо вы действительно проводите очень серьезный диалог, т.е. термины сводите, пытаетесь потихонечку двигаться, т.е. проходя все эти профессиональные этапы, либо лучше вообще этого не касаться и говорить на практичные темы, которые не включают в себя каких-то таких глубоких философских диспутов. Просто примем сразу же, что у нас всех есть душа и Бог один и все. Этого достаточно.»
01:20:56 Из зала:«Они не принимают даже этого.»
Ответ: «Ну, значит и не надо. Какая проблема? Т.е. если вы хотите говорить об этом, значит нужно брать и эти термины записывать. «Душа». Допустим своё определение души напишут. Вы уже можете от этого отталкиваться: «Погодите, оказывается, что это и не душа вовсе.» В современных традициях очень часто путаются «душа» и «дух». Все их по-своему представляют. Поэтому те люди, с которыми вы говорите, пусть эти три термина напишут, чтобы вы видели, с кем вы говорите. «Бог», «душа» и «дух». Пусть они их напишут на доске.
Из зала:«Я не пытаюсь проповедовать. Просто из-за этого общего дела приходится постоянно сталкиваться, чтобы донести его до широких масс. Скажем так скажем, да. Постоянно , в частности православные, постоянно какие-то палки в колеса вставляют.»
Ответ: «Да, т.е. не нужно проповедовать верующим людям вот и все. Не проповедуйте. Верующие люди уже в вере, поэтому наша проповедь только сбивает их веру. И нам за одним веру разбивают, мы сами начинаем во всём сомневаться. Т.е. их уже Господь спас. Это тот же самый Господь. Он их уже спас. Поэтому не со всеми можно эффективно сотрудничать. Если получается, если люди не фанатичны, очень хорошо, пользуйтесь. Но если к вам все время придираются, что вы можете сделать? Ничего.
01:22:30 Не со всеми получается наладить сотрудничество, не во всёми. Это мир такой. Даже атеисты друг с другом не могут наладить сотрудничество, а у них философии-то нет никакой, просто - давай деньги да давай. А тут люди с философией, да ещё с какой! Понимаете? Т.е. один не понимает, что у него за философия, и другой не понимает, что у него за философия, и они ещё друг другу доказывают, что противоположная философия неправильная. Понимаете? Т.е. это вот наша такая ситуация классическая. Поэтому не сильно волнуйтесь по этому поводу. Т.е. лучше всего не вести вот эти диалоги, потому что, как правило, толку от них нет. А если и вести, то дай ему профессионально научится. Т.е. как это делать – это не очень благодарная вещь, не очень благодарная, потому что, как правило, мы имеем дело с начинающими верующими, а начинающий верующий, как мы сегодня выясняли, он такой включённый, он в розетку где-то подключился, и у него вместо глаз фонари горят, а пятки током бьют, и он во всех видит противника. Он как кипятильник, а вы для него как стакан с водой – тут же вас кипятит. Поэтому нужно чувствовать этот жар. Ну и сами будьте аккуратны. Мы тоже такие кипятильнички ходим. Поаккуратнее нужно быть, помилосерднее, потому что если перекипятить, то потом этот кипяток может обжечь. Человек начинает раздражаться, поэтому аккуратнее, умейте находить людей, с которыми можно сотрудничать. Это и есть в общем-то смысл практичности – найти того, с кем можно сотрудничать. Ну, примерно, с каждым десятым можно, т.е. не будьте в идеализации, что можно с каждым договориться, и каждый будет хороший партнер. Просто перебирайте. Перебирайте. Это не обидно. Каждый десятый точно будет подходить. Пробуйте. Все будет нормально.»
01:24:55 Вопрос из зала: «Мы говорили о семейных проблемах и там вот такой вопрос. Выбор партнера. Какие-то вопросы. Какие-то критерии выбора партнера.»
Ответ: «Есть основные вопросы, которые задают перед помолвкой, но их нужно хорошо изучать. Мы не сможем их сейчас пройти никак. Это отдельная лекция. Она у нас есть в обучающей программе, поэтому к тем, кто у нас учится, обратитесь, они Вам помогут, расскажут, проведут Вам консультацию. Кто-то здесь учится? Есть? Вот учатся люди сидят. Спросите, они Вам подскажут и помогут. Вот, поднимите руку. Вот, смотрите, прямо сидит. Подойдите Вам подскажут, помогут. Есть вопросы. Которые нужно обсуждать. Любое создание, любая организация, будь то семья или что-то – это обсуждение проблемных вопросов - как мы будем жить. Это и есть некоторый выход из иллюзии. «Давай жить вместе!» «Давай! А где? А на какие деньги?» и пошло и поехало. Да? Пятое, десятое. Кто будет работать, кто не будет. Начался прекрасный увлекательный быт, прекрасный, увлекательный быт. Изучите эту тему. Те, кто создают семью, они должны знать, о чем нужно поговорить. Если эти вопросы не проговариваются, в принципе толку никакого нет, потому что потом они, когда уже проговариваются после создания семьи, уже слишком много открытий, слишком много удивления возникает, потому что любая организация – это очень тесный контакт с материей, тесный контакт с деньгами, с жильем, там ещё с чем-то, с родителями. Т.е. материя начинает очень сильно давить. Давить, поэтому мы говорили сегодня об игре в семью, да? Т.е. семья – это очень серьезный ашрам. Это ашрам, который достаточно сильно давит на нас своими материальными обязанностями, материальными заботами, очень много проблем возникает, причём они такие, от которых не возможно отвернуться от таких проблем. Нужно просто их решать и решать, и решать, и решать, и решать. Это некоторая наша задача выйти из иллюзии и ранние разговоры, они позволяют выйти из иллюзии, поэтому изучите эту тему. Это важная отдельная тема, но сейчас точно времени не хватит, потому что это 2 часа надо всё это разбирать.»
01:27:53 Вопрос из зала:«Неоднократно говорили в лекциях, что нужно во всём подвижном и неподвижном видеть Кришну. Как и что нужно делать, чтобы выйти на этот уровень, чтобы реально видеть Его?»
Ответ: «Как видеть во всём подвижном и неподвижном Кришну. Это шастра[чачью] – видение трактатов. Когда мы изучаем священные трактаты, мы начинаем видеть это. Это реальный результат погружения в священные трактаты, потому что священные трактаты, они описывают все энергии Господа. Очень подробно описывают проявление этих энергий, описывают проявление гун разные варианты. Очень подробное описание – какая энергия, из которой появляется, в какую переходит. Очень подробное описание. Очень подробное описание деятельности живых существ. Как Кришна находится в сердце каждого и как действует через каждое живое существо, поэтому так просто не увидишь. Нужно видеть через священный трактат. Поэтому это реально происходит. Даже если мы немного погрузились, даже если мы всего лишь часик внимательно почитали священный трактат, но мы всё равно потом на мир сморим другими глазами. Уже реально начинаем видеть за этим миром Кришну, потому что это творение Кришны, потому что это Его план, его план, и мы начинаем в этом плане находиться. Если я вижу этот мир - план Кришны, то я начинаю в этом плане находиться. Если я не вижу, что этот мир – план Кришны, творение Кришны, то я отделен от Кришны, т.е. я не создание Кришны. Это только через погружение священных трактатов.Так просто не возможно. «Где тут Кришна? Где?» на зуб не попробовать. Нет. Нужно погружаться и погружаться в священный трактаты, потому что он дает, он раскрывает эти энергии, он раскрывает их, он дает эту возможность увидеть Кришну во всём. Именно об этом Шрила Прабхупада дал свои трактаты, именно через них мы можем увидеть Кришну. Не нужно этого забывать. Шрила Прабхупада дал задачу видеть Кришну во всём подвижном и неподвижном, и он дал метод в своих книгах, поэтому внимательно изучая книги Шрилы Прабхупады, мы приходим к этому решению, мы способны увидеть Кришну.»
01:30:27 Вопрос из зала:«Старшие преданные проливают много милости [не слышно].Нет чувства благодарности, даже с детства самого нет чувства благодарности. Всё, что для тебя делаю близкие, друзья, ты воспринимаешь это как само собой разумеющееся. Что с этим делать?»
Ответ: «Благодарность – это стадия продвинутости. Это то, что приходит в самом конце. Сначала мы не благодарны, потому что это опять-таки признак игры. Мы не благодарны, мы все воспринимаем как должное, т.е. нам легко все радостно, нам кажется, что нам должны. Только когда мы взрослеем, мы понимаем, что никто нам ничего не должен был. Нет. Это была абсолютная милость, стопроцентная милость духовного учителя, стопроцентная милость Шрилы Прабхупады. Он просто взял и спас, просто взял,протянул руку и вытянул меня, абсолютно не задумываясь. А не то, что был какой-то долг, что он был мне должен из какой-то прошлой жизни. Нет. Это абсолютно не мотивировано, абсолютно бескорыстно спонтанно, естественно. Духовный учитель спасает обусловленные души. Когда мы это понимаем, у нас дух захватывает. Когда мы становимся благодарными, у нас дух захватывает. Это признак выхода из игры – благодарность. Мы настолько благодарны, что мы в сознании Кришны, настолько благодарны, что мы можем быть с преданными, мы настолько преданным благодарны, что мы можем быть с преданными. Мы понимаем их милость. Что духовный учитель проявляется через преданных.
01:32:25 Благодарность – это очень хороший признак. Благодарность – это признак взросления, это признак продвинутости, это признак понимания священных трактатов. Это признак очищения сердца. Кали-юга – это мир неблагодарности. Атеизм – это сознание неблагодарности, это такое сознание, что все, все до одного мне должны,я - в центре. Это и есть атеизм - я – в центре - эгоцентричная позиция, а духовность – это как раз благодарность. Почему-то все проливают на меня милость, а я никак этого не заслуживаю и это просто чудо. Это действительно прорыв, это действительно просветление, это действительно такой концептуальный шаг вперёд – ощущение благодарности. Это похоже на то, чтобы во всём подвижном и неподвижном видеть Кришну. Они тут где-то рядышком идут. Эта благодарность Кришне, благодарность духовному учителю, благодарность преданным – это примерно тот же этап, что и видеть Кришну во всём подвижном и неподвижном. Я по-настоящему благодарен. Поэтому процесс тот же, процесс тот же – идти к этому понимаю, да.»
01:33:50 Вопрос из зала:«Скажите, пожалуйста, что делать, когда тянут назад старые привычки и каждый раз возвращаешься в точку отсчета, о которой Вы говорили. Не лицемерие ли это, если ты поддерживаешь общение с преданными, читаешь Харе Кришна-мантру, но с другой стороны тебя все время уносит назад. Ни это ли игра?»
Ответ: «Конечно же, это игра! Это игра в перетягивание каната. Мы посередине, к нашим рукам привязаны два каната. С одной стороны преданное служение, преданные, духовный учитель, а с другой стороны наши дурные привычки, наше прошлое. Мы так туда-сюда, нас перетягивают. Проблема-то в том, что мы не можем понять одну простую вещь, мы позволяем себя перетянуть. Мы пограничная энергия, мы позволяем себя перетянуть. Я просто не хочу себе в этом признаться. Я позволяю себя перетянуть либо в сознании Кришны, либо я позволяю себя перетянуть в майю. Я позволяю этому произойти. Вот как только я понимаю, что я позволяю этому произойти, у меня появляются силы, чтобы больше это не происходило – это и есть выход из игры, это и есть честность. Сознание Кришны, духовное развитие начинается в честности. Это не то, что какие-то подлые дурные привычки меня поймали за углом. Я шел домой из храма и пачка сигарет меня поймала, раздвинула мне рот, зажглась и вдыхалась, вдыхалась, вдыхалась.[Смех в зале]. Я позволил всему этому произойти. Я позволил, а потом всё это свалил на свои дурные привычки. Они действительно верны нам. У дурных привычек есть верность. Это наши верные друзья, они ждут нас до конца смерти. Пока мы не умрем, они ждут нас: «Вернись, дружище! Нам было так хорошо вместе. Мы любили друг друга. Наша любовь ничем не закончилась ни раком, ни опухолью – ни чем. Нет, нет какого-то плода нашей любви. Даже язвы желудка нет. Что такое? Вернись, давай продолжим!» Мы разрешаем себе этому произойти. Это наше решение. Мы пограничная энергия, у нас есть свобода воли. Поэтому если мы понимаем это, то начинаем тоже вместе тянуть в сторону преданного служения. Наши дурные привычки не могут нас перетянуть назад, не получится, но всё равно будут нас ждать до конца. Они верные друзья, [смеется]верные.»
01:37:15 Вопрос из зала:«Если жена не преданная, как найти вот эту грань служить семье и ответственность нести какую-то, но это потихоньку наоборот оттягивает от преданного служения?»
Ответ: «Служение не может осквернять. Выполнение обязанностей всегда очищает, поэтому не все наши обязанности в прямом сознании Кришны, но любое выполнение обязанностей, оно очистительное. Это нас очищает, потому что нам Богом даны эти обязанности, Богом даны, поэтому мы должны их смиренно продолжать выполнять, используя своё свободное время на прямые обязанности, на прямое служение Кришне. Но нельзя отказываться от обязанностей – это проблема Бхагават Гиты. Чтобы решать эту проблему, нужно скорее Бхагават Гиту перечитывать, потому что это проблема Арджуны. Арджуна пытался уклониться от своих обязанностей: «Может не надо как-то? Может не войной? Может каким-то другим образом?» Это была его обязанность – воевать. Вся Бхагават Гита состоит из того, что Кришна ему объясняет, как выполнять свои обязанности и Арджуна продолжает их выполнять с полным пониманием того, что происходит. Не все обязанности приятны, потому они и обязанности, это не развлечения. Но то, что они не приятны, ещё не значит, что от них можно отказаться. Поэтому Cознание Кришны – это не повод отказываться от своих обязанностей, это повод научится их выполнять ещё лучше. Посмотрите на пример Шрилы Прабхупады. Всю свою жизни он выполнял семейные обязанности, всю свою жизнь. Провел всю жизнь с исполнении своих обязанностей. Они не были простыми, они не были легкими. Это также и наш путь – не все обязанности приятные. Нам хочется, чтобы были удобные обязанности, но это уже игра. На то они и обязанности, что в них есть доля неудобства, но это и очищает. Если я продолжаю это делать для Кришны, если я вижу в этих обязанностях план Кришны, это меня очищает. Поэтому продолжайте. Все будут счастливы. Последний вопросик.»
01:39:58 Вопрос из зала:«Говорили, что Вы не любите рассказывать истории, но все же может быть расскажите почему у божеств такие странные формы? Как это объясните?»
Ответ: «Я думаю, что все знают эту историю. [Говорят из зала:«Я не знаю».] Ну, Вам её расскажут. Прочитайте эту историю, она очень интересная, увлекательная. По лекциям все мы разобрали вопросы? Все было понятно? Все довольны. Все счастливы. Нет обиженных. Никто на меня не обиделся? Шрила Прабхупада киджай! Нитай Гоур премананде. Харибол! Спасибо большое.