Время - представитель Бога

Садху санга - 01 January 2011
Связь времени с материальными желаниями: чем больше материальных желаний, тем больше на нас давит время. Чтобы выйти из игры, нужно понимать, что ничего скрыть не получится. Не надо оправдываться как внешне так и внутренне. Один из способов выйти из игры в духовность – это все время искать причину, за которую можно поблагодарить Бога и всех тех, кто Им послан нам для решения наших проблем. Другой способ выйти из игры – это перестать себя уничижать. Игры Господа и игра в духовность. Как быть честным с собой, если ум нас все время оправдывает. Сентиментальность, значит видеть только одни плюсы. Как не оправдываться.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:23:13 | качество: mp3 32kB/s 19 Mb | прослушано: 947 | скачано: 888 | избрано: 32
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:18 ом агьяна-тимирандхасья гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва паданти-кам
ванчха-калпатарубхьяш ча крипа синдхупьйа ева ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намаха
джайа шри-кришна-чаитанийа прабху нитйананда
шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

00:00:46 Вопросики, пожалуйста, по прошлым лекциям.
Вопрос из зала:«Вы на прошлом занятии говорили о тех событиях, когда человек должен зарабатывать деньги для семейной жизни, но как быть cтрадициями когда…][Звучит не разборчиво].
Ответ: «А в чем?»
Из зала: [Неслышно].
Ответ: «А в чем обман художников?»
Из зала: [Звучит неразборчиво].
Ответ: «Так в чем обман?»
Из зала: [Звучит неразборчиво].

00:01:50 Ответ: «Ну, это же неподдельные деньги. Они же не доллары рисуют, а рисуют произведения искусства. Здесь не очень большой обман. Искусство само по себе - это вызывание эмоций, это натья. Искусство натья – это некоторое вызывание эмоций, тут, конечно, есть вопрос какая эмоция вызывается. Но это не обман, т.е. вызывается низкая эмоция. Все понимают, что если они идут на низкопробное представление, где, так сказать, пьяные люди бегают в голом виде, то в результате они получают низкую эмоцию. Т.е. тут, в принципе, не большой обман-то. И в искусстве есть это некоторая тонкая составляющая. Искусство как раз должно перенести нас в некоторую другую реальность, поэтому похоже на обман. Весь вопрос в какую реальность это все нас переносит. Поэтому мы должны быть избирательны. Веды говорят, что, наблюдая что-то, мы должны быть избирательны что мы наблюдаем. Т.е. это нельзя назвать обманом. Это так и называется искусством. Человек, который прикасается к искусству, он должен понимать, что сейчас его сознание будут вводить в другое состояние, и он должен быть избирательным, т.е. он изучить то, что это будет за спектакль, что за актеры, о чем это все, к чему это все. Т.е. он должен подготовить себя. Нельзя просто прийти на то же театральное представление. Что здесь будет? О чем здесь?Т.е. необходимо подготовить своё сознание.

00:03:28 В общем-то в искусстве участвуют всегда двое. Говорят, что только одно искусство где только один человек участвует, это в общем-то музыка. Можно для самого себя играть и быть абсолютно счастливым, сидеть у себя дома и самому себе наяривать, играть. Но влюбом другом искусстве всегда двое участвуют, т.е. это для кого-то. Тот, кто получает искусство, он должен сам быть избирательным. Если он не избирательный, то у него проблемы большие. Т.е. даже когда вам деньги дают, нужно посмотреть что вам дали. Может они только с одной стороны нарисованы, а с другой не нарисованы. Тоже самое и искусство. Т.е. это то, что мы осознано получаем. Никто нас не затаскивает особенно никуда. Мы сами добровольно покупаем билет, сами добровольно приходим. Можем в любую секунду добровольно уйти, никто нас не задерживает. Т.е. это некоторая проверка нашей свободы воли.

00:04:25 Но если это очень качественное произведение, то мы можем реально попасть в тело героя. Что такое искусство? Это попытка реинкарнации. Если герой действительно нужный, если герой позитивный, если герой дает нам возможность попасть в другой мир, в мир с более высокими принципами, в мир какого-то поступка великого, то мы можем ощутить на себе вот этот результат, мы можем реинкарнировать на какое-то время. Наверняка вы чувствовали во время спектакля или ещё чего-то, что вы реинкарнируете, вы реально попадаете в тело этого героя. После кино можно увидеть, как люди выходят и их шатает, они ещё не реинкарнировали назад, они ещё не могут прийти обратно в своё тело и есть эта реинкарнация. Поэтому есть вопрос в кого реинкарнировать, каков герой. Поэтому суть ведической культуры то, что герой всегда несет в себе какое-то перерождение, несет в себе какую-то красоту: Рама, Кришна. [Cмеется]. Но не каждый герой позитивный. Не каждый герой дает действительно возвышение. Какие-то герои дают просто свои материальные переживания и может это, конечно, и интересно, но не всем. Мне не очень интересно материальные переживания. На каком-то году жизни материальные переживания становятся не интересными. Уже мы их все пережили по тысячу раз и не очень-то это интересно. То, что кто-то как-то любил неудачно и потом себя убил, не очень интересно. Ну, это в молодости интересно, потом уже не очень интересно. (Мы пересекаемся звуками, да? А где секретарь мой? Ушел уже? Может быть закрыть вот эти вот, а то мы не будем слышать друг друга. Мы будем там мешать.) Еще вопросики. (Можно в эту сторону открыть,если что, чтобы звук не пересекался.) Да.

00:07:00 Вопрос из зала:[Звучит неразборчиво].
Ответ: [Эталоны?]
Из зала:«Талант».
Ответ: «Кришна говорит: «Я – талант». У человека это некоторая возможность, как мы говорили, перенести другую личность, в другую реальность. Т.е., когда мы действительно в общем-тов своей точке видим какую-то другую область. Хорошая картина – мы видим другую область. Это некоторая способность, которая дается от Бога, и эта способность нам может помочь в действительности пережить какие-то другие полезные для нас ощущения, полезные для нас эмоции, философию полезную.»
Из зала: «А назовите тогда, пожалуйста, [звучит не разборчиво].
Ответ: «Не обязательно. Это как угодно может быть. Ну, да, т.е. человек сразу не рождается музыкантом. Ему нужно позаниматься какое-то время. Можно без слуха быть музыкантом, никакой проблемы нет. Абсолютно без ничего. Таких много. Сейчас таких целые эстрады. Без слуха и без [этого], да и ничего. Если человек старается, вВедах есть это понимание «приложение усилий». Очень многое зависит от приложения усилий. Если человек действительно старается и прикладывает усилия, то так как искусство требует многого, многодесятилетних усилий. Человек 2, 3, 4 десятилетия работает над чем-то, у него будет получаться. Т.е. это материя, материей можно овладеть.

00:08:46 Он просто. Есть, конечно, какие то более врожденные вещи, но сам по себе артист - это шудра. Т.е. он должен очень хорошо работать. Он должен очень тяжело и хорошо работать. Если он будет по 8 по 10 часов очень хорошо работать, у него будет получаться. Как пианист, он по 8 по 10 часов сидит, одну и ту же гамму играет, всю свою жизнь и у него получается, однажды у него получается. Прошлое тоже может оказывать какое-то влияние, но это уже такие в общем-то аспекты прарабха-кармы. В Ведах рассказывается, что по-настоящему искусством на все 100% можно только за три жизни овладеть. В первую жизнь мы просто привыкаем к этому, работаем изо всех сил. На вторую жизнь у нас уже есть слух, есть чувство ритма, есть какое-то видение и перспективы. Мы уже с самого детства уже какими-то качествами обладаем, но их нужно развивать всю жизнь. На третью жизнь мы просто рождаемся уже в семье музыкантов в семье художников прямо на сцене и уже с самого детства в нас есть какие-то заложенные способности. Но опять-таки, если мы не прикладываем усилий, то всё это просто теряется и ничего не остается. Поэтому в любом случае усилия, они в принципе на первом месте стоят.

00:10:22 Если бы усилия не стояли на первом месте, то мы бы были очень грустными, зависимыми, ничего бы у нас, никаких бы перспектив не было. Но мы можем менять свою жизнь. Мы можем реально менять свою жизнь, причём серьезно менять свою жизнь просто, прикладывая усилия. Приложите усилия, и вы увидите, как все изменится.
Из зала: [Звучит неразборчиво].
Ответ: «Ну, я тоже не очень понимаю. Я видел много квадратов, и так и не понял, что в них особенного. Суть в том, что должно быть перерождение качественное, т.е. должно быть изменение сознания. Если человек не выдавливает из себя изменение сознания, то это значит, нет искусства. Искусство - это когда я изменяю своё сознание на более высокое, потом ещё долго не могу выйти из этого впечатления. Думаю: «Как здорово быть героем. Как жалко, что я, вот, не могу в своей жизни вот этот героизм проявить.» Где этот героизм в квадрате Малевича? Да простит меня Малевич. Где эта роль? А, квадрат герой и в чем его героизм? В том, что он черный? Ну, может он нам как-то Кришну напомнил, но Кришна не черный, у него оттенок черного. Он имеет форму.

00:11:44 Поэтому нет этого перерождения. Поэтому попытка современного искусства искусственно переродиться во что не понятно. Т.е. должен быть герой, с реальной философией, с реальным поступком, с объяснением этого поступка. Если мы возьмем Рамаяну или Махабхарату. Т.е. это не просто какое-то поведение людей, а это философское объяснение - почему они так поступают, какова философия, каковы правила, т.е. есть этот философский сюжет. И мы, понимая это, перерастаем в какой-то другой образ, мы выходим обновленными, т.е. мы можем попасть на место этого героя. Этот принцип героя [Звучит не разборчиво] – важная вещь. Сейчас его нет, сейчас герой очень подозрительный, очень странный герой. Хотя, конечно, сам принцип остается, что нужно кому-то помогать. Такие в общем-то герои всё равно они, хоть как-то помогающие, но условия подозрительные внешней этой философии, т.е. никакой философии они не несут. Поэтому даже если человек и поступает героически, то его поступок не подкреплен теорией. Т.е. у него только практика. Ну, а практика без теории, мы также знаем, толк никакой не дает. Поэтому в чем сила величественного произведения? В том, что есть и теория и практика. Т.е. мыможем не только поступок посмотреть, а мы можем ещё увидеть эту теорию, понять её, т.е. почему именно так поступают, почему именно они так поступают. Иногда волосы от этого дыбом встают. Т.е. волосы дыбом встают не от того что кто-то так поступил, а почему он так поступил? Когда мы понимаем философию этого поступка. По лекциям, собственно говоря, вопросы? Нет вопросов.

Материальная жизнь пронизана временем

00:13:51 Сегодня мы немного поговорим о времени,т.к. в духовном развитии достаточно много аспектов, связанных именно со временем, да и материальная жизнь пронизана временем по всем направлениям. Мы зависим от времени, у нас часы на руках, у нас все ровно по минутам по секундам. В начале жизни время нам кажется вечным, нам кажется, что жизнь бесконечно длина. В середине жизни оно начинает на нас давить. Наверняка многие это заметили. Время давит, мы начинаем не успевать, мы начинаем торопиться, чувствуем, что не успеваем за жизнью, что жизнь идет, а мы за ней не успеваем. В конце жизни мы начинаем всем телом ощущать время. Каждую секунду ощущаем, каждую минуту. Потерю времени ощущаем всем телом, т.е. время начинает быть таким ярким, начинает быть осязаемым, плотным, натуральным. Начинаем чувствовать это бешенное течение.

Связь времени с материальными желаниями

00:15:21 Но если понимать с чем связано время, то можно изменить его влияние. Время связано с материальными желаниями – это первое, что сегодня нужно понять. Время напрямую связано с материальными желаниями. Именно поэтому в детстве не так сильно чувствуется его влияние, просто не так много материальных желаний. Фактически для нас время – это и есть материальные желания, ведь время присутствует только в материальном мире, а материя - это результат проявления наших желаний. Поэтому чем больше материальных желаний, тем больше мы ощущаем время, чем меньше материальных желаний, тем меньше на нас давит время. К середине жизни материальных желаний становится больше и начинает сильнее на нас давить, мы начинаем беспокоится, всё время спрашивать: «Сколько время?» «Сколько время?»

00:16:29 И это время, оно пытается выдавить из нас все глупости, давление времени, оно также милосердно. Время давит и пытается выдавить из нас глупости. Подумай о важном, делай только важное, видишь, всё равно всё не успеваешь. Что нам время говорит? Всё не успеешь. Всё успеть невозможно. Как бы ты не торопился, всё равно всё не успеешь. На фестивале мы это все заметили, да? Всё равно всё не успеешь, поэтому оно давит, давит, давит, давит, подумай, подумай, выбери что-то важное. Выбери что-то ценное, сосредоточься на чем-то ценном. Давит, давит, поэтому мы время благодарим в общем-то. Мы его не боимся, мы его благодарим.

00:17:14 И соответственно, как мы выяснили, чем больше материальных желаний, тем быстрее летит время и вывод становится очень прост: нет материальных желаний значит и больше нет времени. Так происходит переход в мир вечности. Когда у нас уходят материальные желания, мы естественным образом попадаем в мир вечности. Это естественный процесс. Именно поэтому духовную практикой называют системой обретения вечности. У нас просто уходят материальные желания и мы начинаем реально ощущать вечность.

00:17:48 Кто такой Кришна? Кришна – это и есть вечность. Состоит из вечности, знания и блаженства. Когда у нас только желания в сознании Кришны, мы ощущаем эту вечность, время перестает на нас давить, поэтому иногда с преданными трудно работать. Когда преданных берут на работу, то их сразу же увольняют, потому что они от времени перестают зависеть. Работа. «Какая работа? Я ещё джапу не прочитал.» [Смех в зале.] «До свидания, я поехал на фестиваль!» [Смех в зале.] Кто-то так уехал? Нет? [Отвечают в зале:«Да»] Не надо так делать! Мы позорим всю нашу культуру. Люди думают: «Ну, все. Взяли на работу преданного. Он так проповедовал хорошо всё это время, даже не работал, чтобы проповедовать [смех в зале], объяснял всю правду жизни, потом как-то собрался и уехал от сюда.

Освобождение от материальных желаний дает свободу

00:18:54 Но теперь, как мы понимаем, чтобы духовная практика действительно дала свой результат и время нас отпустило, надо реально уменьшить влияние материальных желаний, а не прятать их в глубь своего сердца. Здесь нужно перестать играть. Если я просто их спрячу свои материальные желания, а не избавлюсь от них, то время не перестанет на меня давить. Время-то видит мои материальные желания. Это я их могу от других спрятать, т.е. я могу играть роль преданного, но время не будет со мной играть. Время не играет, время – очень серьезно. В этом проблема игры в духовность. Если мы просто играем, то намконечно же внешне удастся выглядеть как преданные, но так как внутри мы останемся теми же самыми, то и время не изменит на нас своё влияние, а значит мы так и будем страдать, страдать под давлением времени, страдать как все материалисты вокруг нас. И однажды мы задумаемся - в чем вообще разница, в чем разница между мной и материалистами, чем я отличаюсь от своих друзей материалистов и могу дать себе страшный ответ: «Игрой. Я просто играю в преданных.» Это иногда такой страшный вывод, который мы делаем.

00:20:22 Как мы сегодня говорили про артистов. Артист на сцене может играть богача, ему дают роль «Богач», но сойдя со сцены оказывается, что он как был бедняком, так и остался. Как бы он ни играл роль богача, это не делает его богаче. По сцене он может носить толстые кошельки и перекладывать слитки золота, (якобы золота – бутафорского), и даже пересыпать бриллианты, но когда он сходит со сцены, что оказывается? Он такой же человек, как и был. Как в современном искусстве есть проблема алкоголизма тяжелая: музыканты сильно пьют, актеры сильно пьют, такое закулисье. Кто знает закулисье, тот меня поймет. Достаточно грустное явление происходит. На сцене играется какая-то великая драма, все великие герои могут говорить умные слова. Но если вы потом зайдете после спектакля за сцену, там уже такие герои нашего времени, ничего не изменилось. Хотя они сыграли эту роль, но в их сердце ничего не изменилось, ничего не произошло. Они хорошо играют. Ведь хорошо играли! Но всё равно ничего не изменилось. Вот в этом и проблема. Т.е. ни в коем случае нельзя втянуться в эту игру святости, нельзя. Т.е. мы можем научится хорошо играть, но если мы научимся хорошо играть, ничего не произойдет – об этом наш семинар, ничего не изменится, ничего не поменяется.

Как избавить мужа от просмотра порно?

00:22:08 Я может быть одну грустную вещь расскажу, но что делать? У нас семинар про игры. Я часто провожу консультации преданных по семейной жизни. Это такие темы закрытые, темы закрытые, достаточно такие личные. Но за последние пару лет я проанализировал какой вопрос чаще всего мне задают. Оказалось, когда я провел анализ, что чаще всего вопросы задают жены преданных, и вопрос они задают примерно такой: «Как избавить мужа от просмотра порно?» Это вот наиболее частый вопрос. Может я кого-то немножко огорчу, но обычно об этом прямо не говорится, но это один из самых частых вопросов, если взять мою практику за последние 2-3 года.

00:23:02 Т.е. есть эта некоторая игра, и она достаточно часто идет, и никто об этом не говорит, потому что это все не красиво. Никто так на лекции не спросит: «У меня проблема: я порно смотрю. Не можете ли дать мне ответ, что мне делать?» Это вот всё всегда вот как-то так вот закулисье по секрету. Это есть, т.е. мы иногда играем. Иногда эта игра затягивается, но когда мы остаемся наедине с самим собой, играть долго невозможно. Долго не поиграешь. Нужно либо реально меняться, либо придется однажды опозорится. Либо мы реально меняемся, либо начинаем позориться. У меня даже есть на эту тему отдельная лекция. Можете её найти, называется «Интернет-грех». Есть у нас тут? «Интернет-грех» есть у меня такая лекция специальная на эту тему, поэтому потихонечку, чтобы никто не увидел, купите. [Смеется]. Это происходит.

00:24:04 У кого есть дома интернет, тот находится в этой опасности, потому что это открытая дверь с мир греха. Грех стал общедоступен. Не нужно никуда ходить, нужно просто дверь закрыть на ключ и грех уже прямо с нами. Грех стал настолько доступен - это Кали-юга. Кали-юга делает грех доступным. Я помню в моё время на моей улице пьяный человек стеснялся по улице пройти, а когда кто-то шел с работы пьяный он шел и прятался за деревья. Я помню эту картину. Он шел и прятался. Все говорили: «У-у-у. Опять напился.» А сейчас кто прячется? Сейчас наоборот все выходят на сцену, чтобы все увидели - я пьян сегодня, как никогда. Т.е. на Кали-югу прогрессируют, есть этот прогресс и грех становится очень доступен. Вы это заметили.

00:25:00 Грех – под рукой. Если в нас есть эта игра, то мы не сможем противостоять доступности этого греха. Нам будет очень трудно противостоять. Если есть хоть капля материальных желаний, вечернее время заставит прийти к греху. В темное время суток грех прогрессирует. Мы знаем - ночь – это время Кали, время Железного века, поэтому та же самая компьютерная техника, она ночью становится очень сильной, потому что Кали в железе проявляется. Поэтому человек не может от экрана монитора оторваться. Кто-то всю ночь может за компьютером просидеть. Замечали, наверняка, это происходит. Только стоит вечером компьютер включить и всё можно просидеть много часов, потом просто упасть замертво.

00:25:55 Один мой хороший совет - вечером вообще не включайте компьютер. Утром, днем, но вечером не нужно. Он очень сильный становится, он обретает силу. Кто-то замечал? Это факт. Это факт. Так Кали действует. Он очень сильным становится: «Смотри меня, там есть новость, там новость есть!»
Из зала:«А телевизор не хуже?»
Ответ: «Не хуже. В телевизоре нет такого скажем разнообразия греха, поэтому, а грех нужно искать. Поэтому человек затаптывает клавиши пульта [смех в зале] в поисках интересного какого-то... Интернет изощрен, т.е. вы точно набираете слово, которое вам надо, и он выдает нам тысячи вариантов как вы можете наслаждать свои чувства. Я не буду вас учить. Вы и так все умеете. [Смеется.] Это факт. Это присутствует.

00:27:00 Даже если вы не стараетесь это делать, грех всё равно вас найдет сам, он всё равно вас найдет. У меня в общем-то есть некоторая такая даже мечта сделать точку входа в мир интернета для преданных на большую страницу, где были бы только ресурсы преданных, чтобы он не выходил с этого мира в какую-то реальность. Если есть хорошие программисты, пожалуйста, обращайтесь, обсудим этот вопрос. Есть у меня такая мысль, что нам нужно своё пространство отведенное. Пусть это будет Голока Вриндавана какая-то, и там будут только наши информационные какие-то моменты. Это нужно будет сделать. Может быть не я это сделаю, кто-то другой.

Запоздалый контроль чувств

00:27:50 Но сам принцип, что, вы это всё знаете, что Кали-юга, она все время подсовывает нам что-то, подсовывает, это её игра. Прямо перед нашими глазами поставить что-то нехорошее, и мы постоянно в это утыкаемся. Как мы вчера обсуждали, наши чувства, они как присоски сразу же во всё это цепляются их нужно уже отрывать, т.е. контроль чувств всегда немножко запоздалый. Чувства сначала вцепляются, и потом их нужно со всей силы отрывать, отрывать, отрывать. Преданный часто устает - так целый день поотрываешь чувства и последнее можно не оторвать, можно устать. Не так уж много сил у нас в действительности.

00:28:35 Мы должны быть очень аккуратны. Мы не должны думать, что у нас так много сил, что я справлюсь со всем. Да не факт, что мы со всем справимся. У каждого есть в умесвоя слабость, и Кали эту слабость придерживает напоследок. Т.е. сначала Кали по нашим таким простым каким-то привлечением проходит: на это посмотри, это послушай, об этом подумай. Но как только мы стали гордится собой и стали думать, что мы очень сильные, что мы со всем справимся, у Кали есть всегда козырь в рукаве. И он знает точно от чего мы не сможем отказаться, просто он сейчас не применяет это козырь, он ждет. Он ждет нашей гордости. Поэтому так опасно гордится и ачарьи нас предупреждают: не гордитесь, потому что против вас есть козырь. Просто он сейчас не применяется.

00:29:32 Эти испытания приходят даже не в начале духовного пути, они приходят в конце духовного пути. Кришна тоже милосерден, он не позволяет эти козыри в самом начале применять Кали, потому что если в самом начале против нас козыри применить, мы тут же все сдадимся и пойдем домой заниматься преданным служением своим чувствам. Поэтому нам дается возможность очиститься.

00:30:00 Но если мы продолжаем играть, то в ход пойдут козыри, и от козырей мы не сможем ничего сделать. Это будет очень серьезное влияние Кали, потому что у нас есть очень слабые места в сердце, очень слабые места. У каждого присутствуют то, о чем мы даже себе не хотим говорить. Даже иногда перед самим собой мы это скрываем, не то что перед другими. Но слабости у нас есть, мы их накопили, такие тонкие слабые места, место напряжения, место разрыва.

00:30:34 Поэтому игра в духовность, как мы выяснили, это самое разрушительное, что только может быть, ведь рано или поздно все узнают о нашей игре. Представьте себе рано или поздно все узнают о нашей игре и будет понятно, что мы были не в храме, мы были в декорациях храма. Все узнают, что они общались не с преданным, а с актером, играющим преданного, и будет так стыдно, что мы себе даже представить не можем. Это будет тем самым давлением временем, которое находится в нашем сердце в виде Параматмы.

Ничего скрыть не получится

00:31:14 Этим отличается человек мудрый от человека глупого. Глупый надеется, что если хорошо сыграть, то все в это поверят – вот это глупый человек. А умный точно знает: никто до конца в зале не поверит, что то, что происходит на сцене, это и есть настоящая жизнь. Всё равно, хотя все и громко хлопают после спектакля, но прекрасно понимают, что, хотя это и хорошая игра, ничего скрыть не получится – это первая заповедь культуры, первая заповедь ведической культуры. Ничего скрыть не получится.

00:32:00 Если мы просто принимаем этот аспект культуры - что ничего скрыть не получится, мы тут же становимся защищенными от всего греха, от всей глупости, от всех этих игр, от всей опасности. Ничего скрыть не получится. Вот, если я так думаю, я стал культурным человеком. Пока я не культурен, я думаю: «Ну, вот это получится. Это никто не узнает. Это всё равно никто не видел.» Нет, ничего скрыть не получится.

00:32:27 В Ведах объясняется: Луна, Солнце, полубоги, пять [махабхат] все они являются свидетелями, все они видят то, что мы делаем, поэтому спрятаться некуда. Везде есть воздух,прана, огонь, земля, вода все они являются свидетелями, все они видят то, что происходит, а значит видит и Господь, а значит и видят все остальные, все остальные догадываются. Наверняка, вы видели человека, который лжет и догадываетесь, что-то он лжет. «Сердцем чувствую». Как ребенок домой приходит, его спрашивают: «Ну, как? Хорошие оценки получил?» «Хорошие.» «Двойки были?» «Нет.» И Мама сразу догадывается: «Ну-ка давай дневник.» Да? И начинает его очень внимательно изучать. Тройки на пятерки исправляли, нет? [Отвечают в зале:«Да»]. Очень удобно тройку на пятерку исправлять. Я исправлял. Грешил, каюсь, но мама всегда догадывалась. Она видела эту тройку исправленную на пятерку и говорит:«Что-то странная тройка [смех в зале.] с хвостиком.» Так не пойдет. Меня наказывали, спасибо за это.

00:33:44 Не получится играть. Культурный человек знает – не получится ничего скрыть. Все тайное станет явным – это закон культуры, это дает нам возможность выйти из игры. Как только я точно утверждаюсь в том, что ничего скрыть не получится, я выхожу из игры. Легко выйти, несложный принцип. Что такого сложно? Напишите себе на лбу: Я больше ничего скрыть не смогу. И станет страшно, некоторый страх.

00:34:19 Всё, что с нами происходило, будет известно. Хотя бы в момент смерти будет просматриваться эта книга, книга жизни, она просматривается в момент смерти. Страницы перелистываются, и самое доброе, что было в этой книге – это наши тройки, исправленные на пятерки. А что потом? «А вот это помнишь?» «Ой-ой-ой» и как стыдно! «А вот это помнишь? А вот это помнишь?» Оно всё будет просмотрено, всё это известно, это никуда не делось, это временем не стерто.

00:34:57 Не возможно стереть временем то, что мы совершили, это в принципе не возможно. Поэтому как бы мы не играли, какая бы это ни была хорошая игра, ничего не изменится. Если играть можно достаточно долго, то вот наблюдать за чужой игрой, даже очень хорошей игрой, долго не возможно. Как часто вы ходите в театр? Человек ходит какое-то время раз в год, два раза в год, но актер там проводит целый день. Можно играть всю жизнь, но смотреть на чужую игру долго не возможно, поэтому как бы хорошо мы не играли, наша игра всё равно всем надоест, долго играть мы не сможем для других, они всё равно устанут от нашей игры.

История одного актёра

00:35:52 В Ведах есть одна очень интересная притча на эту историю. Жил однажды один актер. Этот актер умел устраивать хорошие представления, он достаточно хорошо играл. У одного богатого домохозяина он попросил корову, вола. И тот хозяин сказал этому актеру: «Если ты сможешь продолжать своё представление днем и ночью без отдыха в течении целого года, я тебе дам домашних животных, подарю тебе.» Актёр ответил: «Хорошо. Договорились, но я тебя тоже прошу: ты должен без перерыва смотреть это представление, также без отдыха.» Домохозяин подумал: «Почему бы и нет. Интересно же смотреть. Буду смотреть.» Когда актер всё это услышал, его сердце возликовало, и три дня и три ночи он играл этот спектакль, не чувствовал никакой усталости. Это была его работа, это была его жизнь, но через три дня домохозяин просто сошел с ума.

00:37:30 Долго игру смотреть не возможнокакая бы интересная она не была. Одну серию, вторую серию, третью серию. Смотрели какие-то телесериалы? Махабхарата – такой интересный телесериал. Но попробуйте слишком много серий посмотреть. Устаешь от игры все равно, устаешь от игры. Он устал через 3 дня, он сказал: «Да, я проиграл».

00:37:57 Играть можно бесконечно долго, но смотреть на игру не возможно. Поэтому как бы нам не казалось, что мы хорошо играем, в нашу игру не будут верить. Окружающие перестанут верить в нашу игру, и мы начнем позориться, придёт время позора. Чувствуя это, преданный сам уходит, он чувствует, что скоро опозорится, думает: «Зачем так позорится? Лучше пойду-ка я попрячусь потихонечку». И начинает прятаться, больше дома уже сидеть, не появляется. Вы замечали? Был, был преданный, ходил, ходил, хорошо играл, раз и нет его. Где? Дома сидит. Вроде бы ничего не изменилось, но он уже боится. Появляется этот страх – опозорится.

00:38:42 Если мы не перестаем играть, нам будет очень трудно в обществе преданных, потому что общество преданных очень требовательно. Вы заметили? Все на тебя внимательно смотрят: как ты выглядишь, что ты сказал, сколько у тебя кантимал на шее висит, сколько ты кругов прочитал и почему так поздно их прочитал, почему ты не был на воскресной программе и т.д. Все очень требовательные, потому что Кришна заботится, чтобы мы не играли. Это такая требовательность, она специально проявлена, чтобы мы поняли, что это не место игры, тут не получится играть, несентиментальное место.

00:39:26 Мы даже так иногда этого боимся, что-то давит, давит на меня. Есть такое. Наверняка вы замечали. Президент храма всё время спрашивает, деньги просят на всякий случай. Почему у нас всё время все деньги просят? Замечали? Тут у всех деньги просят? На то на се. В обществе преданных все всёвремя деньги просят, чтобы мы поняли, что это не игра, потому что там, где играют, там деньги не просят. Там они такие – отдали, потом вернули. Всё, что мы сегодня отдали, вам больше не вернут. Это не игра. Это все по-настоящему. Даже если вы будете просить, всё равно не вернут. Скажут, всё долги не возвращаются… пожертвования не возвращаются в ад пойдете, все больше не вернут. Вы даже не сможете их проконтролировать, куда они ушли, зачем, т.е. это не игра. Всё очень серьёзно. Отдали, значит отдали. Забудьте о них сразу же. Все это нам пытается вот такую вот вещь показать. Игры нет, всё по-настоящему, всё очень серьезно.

Играя в духовность мы теряем веру

00:40:26 С другой стороны, играя в духовность, мы сами теряем в нее свою веру, свою собственную веру. Если мы все время играем, то все тоже самое мы будем видеть в других преданных, нам будет казаться, что все вокруг такие же лицемеры как и я. Мы часто слышим такие утверждения. Когда человек все время играет, он вокруг себя видит только одну игру. Он перестает видеть, что есть серьезные преданные, что есть те, кто вышли из игры, что есть действительно фактор продвинутости, что он присутствует. Мы слышим эти утверждения. Они происходят именно из-за неспособности самому выйти из игры, от неспособности перестать играть. Видите, реальность, реальность требует приложения огромного количества усилий. Реальность требует усилия. В первую очередь надо отказаться от своих материальных желаний. Это реальный процесс.

00:41:32 Мы помним эту старую индийскую притчу, где рассказано, что у дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью мимо этого засохшего дерева прошел вор. Он испугался, подумал,что это полицейский. Мимо этого же дерева прошел возлюбленный юноша и его сердце радостно забилось. Он подумал, что это его возлюбленная. Ребенок, увидев это дерево, испугался, подумал, что это какое-то сказочное живое существо, и оно на него хочет напасть. Но во всех этих случаях дерево было просто деревом.

00:42:12 Мы видим мир таким, какие мы есть сами. Если мы свою игру не останавливаем, мы очень хорошо играем, то вся духовность нам тоже начинает казаться спектаклем. Мы начинаем думать - пионерлагерь такой. Так, похоже, иногда: все играют, все как-то переоделись правильно, все себя правильно ведут. Нам кажется, что всё это одна большая игра, но это не игра, не игра, не все играют. Это место, где нужно выйти из игры, место, где нужно выйти из игры. Если мы вышли, то началось Cознание Кришны. Если мы не вышли, то Cознание Кришны не началось. Мы так и остались под влиянием материальной энергии.

Как стать честным с самим собой и перестать играть?

00:42:56 Т.е. нужно стать честным, нужно стать честным, замечать в себе эту игру. Так, например, большие успехи в преданном служении могут при внутреннем анализе оказаться обыкновенным материальным соревнованием. Кажется, что это большой успех – на самом деле это материальное соревнование. Мы стараемся как-то выделиться. Такое вот внутреннее тонкое материальное желание – кажется, что духовный успех, но если мы сами в себе внутри проведем анализ, оказывается нет - опять материальный. Да, что ж такое! И никто кроме нас не может сказать точно играем мы или живем реальной жизнью. Это наш внутренний мир, наша внутренняя цель.

1 способ - перестать оправдываться

00:43:48 Как попасть в мир реальности? Как перестать играть? В первую очередь в Ведах говорится, надо дать себе обет не оправдываться. Вспомним маленькие обеты, да, опять-таки. Один маленький обет – он не такой сложный. Он не такой сложный, потому что он не физический, но он сложный, потому что он внутренний - это обет не оправдываться. Причем не надо оправдываться как внешне так и внутренне. Оправдание – это первый признак игрока. Первый признак, первый признак игры.

00:44:26 С самого детства мы знаем это правило, помните? Оправдывается, значит виноват Помните такое? Оправдываюсь, значит виноват. Вся культура эти пронизана. Есть это вот, элемент игры. Мы должны увидеть желание оправдываться в своем сердце. Если мы увидим это желание оправдывать, то мы увидим свою игру. Через желание оправдываться мы увидим игру в сознании Кришны. Это может быть не очень приятно, но это начало избавления от игры в духовность, эта игра уже явно затянулась. Как когда бы мы ни начали думать о своей игре, она уже закончилась, нет такого, что она только началась, она уже явно затянулась.

00:45:16 Ведь именно наша игра влияет на привлекательность нашей духовной традиции. От того играем мы или нет зависит привлекательность нашей традиции. Чем меньше мы играем, тем более привлекательней выглядит Сознание Кришны, тем оно более и более привлекательней. Чем больше мы играем, тем все больше похоже на хороший спектакль. Сходить на премьеру надо обязательно, а вот остаться в театре не имеет никакого значения. Так и преданный, он посещает программы, приходит на праздники, ещё куда-то, но он не остаётся в Сознании Кришны. Он приходит на премьеру, святой приехал, праздник, абхишека, ещё что-то. Он приходит на все эти театральные события, да, отмечается: «Я был на премьере», но он не остается в общем-то в самой этой атмосфере, не остается в сознании Кришны. Есть разница между жизнью и теми премьерами, на которые он ходит.

00:46:26 К сожалению это происходит иногда в нашей жизни. Мы приезжаем, как мы говорили, на фестиваль, потом уезжаем, видим свою грустную жизнь и нас разбирает большая депрессия. Да что ж такое? На фестивале мы себе даем обет: «Я сохраню эту атмосферу. Я дома так буду жить! Я в своей комнате поставлю самый большой в мире алтарь. Я буду поклоняться божествам. Я всю комнату завешу фотографиями махараджей. Я буду есть только маха-прасад. Я буду кастрюлями предлагать Кришне, чтобы все было маха-прасадом».

00:47:02 Но что происходит, пока мы доезжаем до дома? Мы выходим из игры. Вышли из игры, потому что никого нет, никто за мной больше не наблюдает, вот он честный-я со своей честной жизнью, никто больше ничего не видит, я сижу дома и грущу. Думаю: «Что ж такое?» Опять сыграл в фестиваль и потом на следующий год я думаю: «Может уже и не ехать? Может не ехать? Может потом видео посмотреть да и все. Благо есть, кто старается. Потом просто посмотрю... как-нибудь».

00:47:41 Мы даже тут себе даем обет потом всё переслушать, все пересмотреть, но мало, кто это делает, потом теряются все эти диски. Где-то дома лежат фестиваль за каждый год наборы и некогда к ним уже притронуться и уже настроение пропало.

00:48:01 Нужно быть в реальной жизни. Лучше попасть один раз в реальность, ощутить эту реальность, чем годами быть в этой игре. Мы чувствуем эту реальность. Почему мы пришли в Сознание Кришны? Потому что однажды мы вышли из игры на какую-то секунду, почувствовали эту правду, духовность, ощутили этот реальный вкус Сознания Кришны. Наша проблема в том, что мы не может удержать, он пропадает. Наш духовный поиск должен перестать быть спектаклем и должен превратиться в реальность. Наше настроение все решает в нашей жизни. Играем мы в духовность или занимаемся ей на самом деле, никакие материальные проблемы не могут нам помешать любить Бога, ни какие материальные проблемы не могут нам помешать служить Богу, не могут нам помешать благодарить Бога. И вот с этим связан другой способ как выйти из игры. Сейчас ещё один способ расскажу, в сегодняшней лекции много способов.

2 способ - искать причины благодарить бога и преданных

00:49:14 Другой способ выйти из игры в духовность – это все время искать причину, за которую можно поблагодарить Бога и всех тех, кто Им послан нам для решения наших проблем. Если я ищу способ поблагодарить Бога и поблагодарить тех, кто вокруг меня, это способ перестать играть. Потому что что мы делаем, когда мы играем? Мы все время ищем виноватых. Мы все время ищем кого бы обвинить. Находим сначала виноватыми преданных вокруг меня, а потом в конце концов Бог оказывается виноватым.

00:49:54 В конце концов мы обижаемся на Бога. Когда мы обижаемся на Бога, всё, больше находится в обществе преданных не возможно. Пока мы ещё на преданных обижены, ещё можно в обществе преданных находится. Я такой весь революционер, ищу правду, пытаюсь очистить как-то ситуацию. Но, когда я на Бога обижаюсь, уже всё! Мне уже приходится покидать это общество, я ухожу.

00:50:20 Поэтому самый лучший способ, один из самых приятных способов выхода из игры – это постоянно искать за что поблагодарить Бога и преданных. Когда я вижу преданного, я пытаюсь понять за что я ему благодарен. Хотя бы за то, что я его вижу. Мы знаем, что видя преданного, я вспоминаю о Кришне. Я так рад, что я вижу преданного. Я все время пытаюсь находить, я ищу это. Если я целый день это ищу, я нахожусь в этом настроении, я выхожу из игры. Тот, кто постоянно благодарен, тот вышел из игры. Поэтому преданный – это благодарный. Как говорится, преданный всем друг. Он всегда находится в благодарном настроении.

00:51:04 Теперь мы можем оценить насколько мы благодарны в течении дня, насколько проявлена наша благодарность, насколько она естественна. Мы забываем о поклонах. Поклоны, превращаются в рутину. Но что такое поклон? Почему поклон присутствует в нашей традиции? Он уже уходит, уходит из культуры. Поклон – это высшая степень благодарности. Высшая степень благодарности! Это значит, что я признаю, что от этого человека зависит вся моя жизнь. Если я кому-то поклонился, то я это признаю: от него вся моя жизнь зависит. А если нам кто-то поклонился, то мы в ужасе вдруг понимаем, что ничего себе он думает, что от меня вся его жизнь зависит. Что мы делаем в ответ? Мы так же кланяемся: «Нет, нет, нет. Это от тебя вся моя жизнь зависит.» «Нет. Это от тебя вся моя жизнь зависит.» «Нет, от тебя.» Но мы забыли это внутреннее значение поклона и мы: «Здрасте!» Поклоны, поклоны, поклоны. «Мои поклоны!» Мои поклоны превратились в «Окей»: «Хай, мои поклоны!» И мы перестаем быть благодарными, мы перестаем быть благодарными. Все это улетучивается, благодарность исчезает.

00:52:31 Некоторые вайшнавы брали на себя обязанность кланяться каждому вайшнаву без исключения. Мы живем в хорошее время – очень много вайшнавов. Поэтому это очень серьёзный обет – кланяться каждому вайшнаву. Мы, конечно же, не сможем так сделать – надорвем себе спину. Но надо наблюдать, что происходит в нашем сердце во время встречи. Кланяется ли моё сердце? Испытываю ли я эту благодарность? Понимаю ли я, что в действительности моя жизнь зависит это этого преданного. Ведь все что с нами происходит – это результат благословения преданного. Все хорошее, что с нами происходит – это результат благословения преданного. Просто они хорошо обо мне думают.

3 способ - перестать себя уничижать

00:53:24 Другой способ выйти из игры – это перестать себя уничижать. Это также тонкая вещь, её нужно понять. Ведь заниженная самооценка – это ещё один способ поиграть в Бога. Игра заключается в том, что мы так сосредотачиваемся на себе, что в конечном итоге не можем думать ни о чем другом. Если я думаю только о своих проблемах, о своей ничтожности, я не могу больше думать ни о чем другом. «Вот, у меня того не хватает, сего не хватает, любви не хватает, отношений не хватает, денег не хватает, здоровья не хватает.»

00:54:03 Все наши мысли начинают вертеться только вокруг нас. Крутятся вокруг меня, и я нахожусь в этой игре. Надо просто признать, что я лишен чувства благодарности. Когда я думаю о своих проблемах, я лишаюсь чувства благодарности. Я не могу благодарить. Препятствие это просто наш настрой. Мы не можем настроится на верный лад, на праведную волну.

00:54:29 Господь, как мы знаем, отвечает нам в зависимости от нашей преданности. Если мы посмотрим глубже, то мы увидим, что процесс предания происходит в нашем сознании. Наша преданность лишь от части зависит от второстепенных факторов таких, как наши аскезы, воздержания - всё это в общем-то может только помочь нашему сознанию войти в Сознание Кришны. Любые аспекты духовной культуры: ритуалы, атрибутика предназначены, чтобы воспитать наше внутреннее настроение, чтобы ввести нас в это правильное настроение благодарности Богу и преданному.

00:55:16 Если я в сознании Кришне, то я благодарен Богу и преданному, если нет, то значит, ничего не помогло. Все мои дхоти кантхи-малы, гирлянды, четки не ввели меня в это правильное состояние. Что я делал всё это время? Просто был ряженым. Есть вайшнавы, есть ряженные. В Ведах называется каличела, т.е. человек ряженый, переодевается. Но что внутри? Переодеваю ли я своё сердце? Когда я одеваю вайшнавскую одежду, одеваю ли я на себя одежду благодарности? Благодарен ли я вайшнам, что только благодаря им я сюда приехал? Понимаем ли мы, что на этот семинар только благодаря вот этим вайшнавам, которые, вот, вокруг нас находятся? Это не просто я собрался и сюда приехал, это милость вайшнава то, что я здесь. Это прямая милость вайшнава. Поэтому я приехал и всех благодарю. «Большое спасибо, что я сюда приехал!» - вот это настроение вайшнава то, что я приехал. Радуйтесь, что я сюда приехал.

00:56:30 Это очень важная, важнаявнутренняя составляющая – мы не должны ставить себя в центр. В Ведах говорится: духовная наука никогда не давалась и не будет даваться тому, кто ставит себя в центр или увлекается внешними ритуалами. Это внутренняя вещь, внутренние процессы. Мы должны внутри работать над собой.

00:56:53 Как только мы перестаем играть, есть признак – Господь дает нам миссию. Как только мы перестаем играть, Господь дает нам миссию. Иногда нам кажется, что между старшими есть какие-то противоречия, но это происходит просто потому, что у всех есть своя какая-то миссия, у каждого есть какая-то своя миссия, что, собственно говоря, является исключительным таким отличительным признаком того, кто перестал играть. В соответствии с миссией преданному даются какие-то полномочия, даются какие-то способности, выдаются все инструменты. Когда Кришна дает миссию, он дает все инструменты, что эту миссию выполнить. Поэтому преданный всегда удивляется, когда его миссия удается, потому что он всю жизнь думал, что он ничего не может. Но когда ему миссия выдается, а вместе с миссией выдается волшебный чемоданчик. В этом чемоданчике всё, что нужно для выполнения этой миссии.

00:57:55 Так как миссии разные, то со стороны кажется, что миссии противоречивы. Нет. Разные миссии это не значит, что противоречивые миссии. В Господе все противоречия разрешаются. Господь снимает все противоречия. Т.к. все эти миссии направлены на Господа, между ними нет противоречий, но нам со стороны кажется, что это противоречивые миссии. Нет, противоречий нет. Это в общем-то… противоречия видит тот, кто играет в духовность, это также признак игры. Духовность – это видеть единство, а игра в духовность, значит я единства не вижу. Что я вижу? Противоречия, противостояния вижу, непонимание вижу. Поэтому, если я перестаю играть, я вижу единство, играя – вижу противоречие. Легко понять. Самоанализ. Можно себя увидеть.

Духовная жизнь – это приключения любящей души

00:58:54 Духовная жизнь – это не скучное время препровождение, это радостное путешествие, это интересный мир. Духовная жизнь полна восторга. Она глубока и интересна. Это приключения любящей души. Духовная жизнь – это приключение любящей души, это нескучная поездка. Это приключение любящей души. Все остальное – это, конечно, очень грустно и неинтересно. Игра – очень грустна, потому что это постоянное напряжение. Когда кто-то играет, он напряжен. Даже чтобы что-то по-настоящему играть, нужно расслабится. Если актер не может расслабиться, он не может сыграть. Если музыкант не может расслабится, он не может сыграть, он напряжен.

00:59:43 Итак, пока мы играем в духовную жизнь, мы даже не играем, а просто находимся в иллюзии. На самом деле слово игра изначально подразумевает участие в играх Господа. Извращая смысл этого слова, мы думаем, что хитрое исполнение наших материальных обязанностей, наших материальных желаний – это тоже игра. Что если я буду свои материальные желания исполнять в Сознании Кришны, то это тоже будет какой-то духовной игрой. Не факт. Это жалкая попытка сравнить своё положение с трансцендентными играми Господа.

01:00:25 Философы майавади, они говорят, что, даже рождаясь в теле свиньи, живое существо, оно наслаждается своими «играми», что это приносит ему наслаждение, что это так же путь живого существа – попробовать все виды наслаждений. Не надо все пробовать! Не надо пробовать все. Разум – это умение различать. Разум – это умение видеть отличие духовного от материального. Разум – это умение видеть путь вверх и отличать его от пути вниз.

01:01:04 Страдания, которые навязываются живому существу и которое маскируется под наслаждение, – это величайшее заблуждение. Это нельзя назвать развлечением. Это величайшая боль. Господь развлекается, а живое существо расплачивается за те поступки, которые он совершал в прошлом. Их нельзя приравнивать к играм Господа ни в коем случае. Живое существо, ведущее эту материальную жизнь, является пленником, поэтому даже сыграть по-настоящему не получится. Как актер, он пленник вот этого спекакля, он пленник своей роли – наша прарабха карма.

01:01:50 Мы пленники своей сцены. Мы не можем выйти за стену. Режиссер очень зорко следит, чтобы мы шага влево вправо не сделали, чтобы мы не нарушили свою роль. Всё это махамайя. Это очень грустная игра, неинтересная игра. У нас появился шанс из неё выйти, получить настоящую свободу, полную свободу. В Сознании Кришны можно делать всё, что угодно, выйти за пределы своей обусловленности, начать действовать под влиянием настоящей духовной энергии. Это уникальное явление, уникальное явление для материального мира. Только здесь это возможно. Поэтому даже ради интереса стоит это попробовать. Хотя бы ради интереса.

Ответы на вопросы

Как быть честным с самим собой если ум меня всё время оправдывает?

01:02:46Вопрос из зала: «Мы каждый день говорим о том, что нужно быть честным самим с собой, но ум – лучший адвокат. На что ориентироваться в этом процессе? Как быть честным с самим собой?»
Ответ: «Как быть честным с собой, если ум нас все время оправдывает. Мы говорили об этом, да, что в сознании есть оправдательная функция, поэтому я могу только заподозрить в себе обман. Если я начну сам с собой разбираться, это не факт, что я сам себя выведу на чистую воду. Поэтому духовная практика основана на вопросах и ответах. Т.е. я чувствую в себе подвох, я чувствую, что где-то начинаю играть,я задаю вопрос: «Вот, я знаю одного парня, у него есть одна проблема. Вот я хочу про него спросить. Он просил меня спросить.» Т.е. это нормально. Все понимают, что он про себя говорит. [Смеется.] Вот, ну, это нормально. Т.е. мы должны вытащить, вытащить из себя эту иллюзию и отдать её тому, кто сильнее. Т.к. эта иллюзия она во мне, то в общем-то она может победить меня, это часть меня, она знает меня, она знает все мои приемчики, она знает все мои слабые стороны, она знает все уголки моего сердца, знает, где спрятаться, она умеет оправдываться, и в конце концов она не хочет опозорится, поэтому мы должны её вытаскивать на свет Божий. Это есть просветление.

01:04:21 Что такое просветление? Это не то, что синий луч мне ударился мне сахасрару чакру, и я стал видеть всех на сквозь, у кого сколько денег. Нет. Просветление – это когда я открываю своё сердце, когда я пускаю свет в своё сердце, когда я ему задаю вопросы, постепенно выходя из игры, обсуждая разные варианты своей игры. Я развенчиваю одну игру и могу начинать вторую игру играть. У моего ума много спектаклей. У моего ума много игр.

01:04:58 Сколько игр придумали люди. Посмотрите. Одна колода карт – сколько игр существует. Также наш ум. Один ум, но сколько игр ум придумывает. Это такая большая колода карт, поэтому там есть мухлеж какой-то. Поэтому мы должны всё это вытаскивать на свет Божий, говорить об этом. Ничего ещё не придумано кроме разговоров. Но если мы говорим об актуальном, это значит, что можно выйти из игры. Если мы говорим не об актуальном, то иногда толку никакого нет. Да, это конечно все здорово, философски правильно, верно, замечательно, но я должен стараться решить какую-то реальную проблему, должно быть практично.

01:05:41 Практичный вопрос это всегда очень интересный вопрос, потому что мы видим как чья-то игра реально разрушается, как кто-то реально выходит из игры, и это всегда радостно, поэтому хороший вопрос – это всегда счастье, потому что мы можем все вместе выйти из игры. Т.к. у ума в общем-то игры стандартные, поэтому когда кто-то задает вопрос, многие в себе резонанс чувствуют. Думают: «Вот, это мой вопрос. Уже успели вперёд меня задать вопрос». И мы так все получаем ответ, потому что мир не настолько разнообразен, как нам бы хотелось.

01:06:30 Т.е. в этом плане нужно быть честным, т.е. не обязательно рассказывать всю игру, потому что…а культура – это также не раскрывать, да, все аспекты нашей игры, не нужно все аспекты раскрывать. Но, вот, саму идею игры можно обсудить. Если игра обсуждается. Знаете, как приходят искусствоведы и портят все искусство? Есть искусствоведы, нет? Не обижайтесь, но искусствоведы всегда портят всё. Ты так смотрел, тебе так все нравилось, потом пришел искусствовед и сказал: «Всё, игра была плохая. Актеры были плохие. Все это мы видели 1000 раз. Не интересно, не ново!»

01:07:13 Также истина, она приходит и портит нашу игру. Это всё уже было. Что говорят Веды? «Жевать пережёванное.» И сразу все настроение портится. «Я влюбился!» - «Жевать пережёванное.» «У меня появилась надежда!» - «Жевать пережёванное.» «Она такая красивая!» - «Жевать пережёванное.» «Она меня моложе!» «Жевать пережёванное.» «У нее богатый папа!» - «Жевать пережёванное.» Иллюзия так как-то рассеивается. «Ну, что жевать? Ты не порть нам настроение.» «А мы не портим настроение! Мы просто искусствоведы.» [Смеется.]

01:08:02 Выйти из игры – это стать игроведом – искусствоведом, понимать, что за всем этим стоит режиссер, что всё это давно известно, что все ниточки видны на самом деле и со стороны это все смешно. Видели как смешно со стороны выглядит влюбленный человек? Он сам полностью на вершине счастья и думает, что никто не замечает. Изо всех сил,при чем напрягается, чтобы никто не заметил. Все вокруг ходят и пальцем показывают: «О-о-о-о! Размяк...» В игру начал играть, он играет в свою игру, но все видят вокруг, все видят. Поэтому есть помоловка, есть такая вещь. Что такое помоловка? Значит,что мы всем говорим: «Мы тут игру затеяли. Простите нас.» И есть какая-то надежда, что даже эта игра как-то раньше времени закончится. Может, конечно, не закончится, но это уже как-то более менее честно. Без помоловки совсем как-то грустно. Не красиво, да, уже так. Попахивает грехом. Не хорошо.

01:09:10 Поэтому мы выходим честно из игры. Говорим: «Вот, у нас помоловка.» И все уже не интересно: «А, помоловка!» Уже так, как я говорил, уже нет, уже все как-то по- серьезному. Уже они обсуждают где деньги взять, где будут жить, уже игра заканчивается. Но сама игра, она – вот, кажется, что её никто не видит, на самом деле те, кто знают эту игру, они скептически смотрят на все это. Также и мы должны скептически посмотреть на материальные игры.

01:09:45 В общем-то то, что вы пришли в Сознание Кришны, это значит, что нам надоела материальная игра. Мы первые 50 % сделали. Теперь вторые 50 % - надо разочароваться в духовной игре, надо перестать играть в Сознание Кришны, нужно стать по-настоящему преданным, по-настоящему заняться Cознанием Кришны. Ачарьи говорят - один раз по-настоящему повторенное Cвятое Имя тут же нас перенесет духовную реальность. Мы ещё ни разу по-настоящему не повторили святого имени, мы пока только играем в святое имя.

Как отличить сентиментальность от настоящих чувств?

01:10:28 Вопрос из зала:«Скажите, по каким признакам можно отличить сентиментальность от настоящих чувств?»
Ответ: «Сентиментальность – это, когда я вижу только одни плюсы. Мы обсуждали по-моему на прошлой лекции, что мир – это мир двойственности. Так как это мир двойственности, это значит, что нет никакой неожиданности в том, что во всём есть минусы. И, вот, сентиментальность – это, когда я не вижу минусов, это когда у меня только одни плюсы. Но человек, который перестал быть сентиментальным, он понимает, что плюс – это два соединенных минуса. Минусы в минус. Поэтому до тех пор, пока мы видим только одни плюсы, мы сентиментальны.И что нас ожидает? Разочарование.

01:11:25 Но это разочарование опять-таки иллюзорно. Почему? Потому что в минусах нет никакой новости. Это мир двойственности. Здесь нет чистой энергии, здесь она всегда смешанная, здесь нет чистой гуны, здесь все гуны смешаны. Поэтому к каждому набору плюсов, прилагается свой набор минусов. Поэтому к чему бы мы сентиментально не относились, нас ждет потом разочарование. К чему бы мы сентиментально не относились. Это значит, что у нас нетрезвое видение, нетрезвое, поэтому мы сначала ругаемся на тех, кто нас пытается успокоить, нам кажется, что они какие-то критиканы. Они не всегда критиканы. Сентиментальность также видна, поэтому нам иногда пытаются помочь. Любая сентиментальность, она заканчивается депрессией, потому что мы теряем своего кумира, поэтому не верьте тем, кто вас носит на руках - чем выше они вас поднимут, тем сильнее они вас потом о землю…. [Смеется].

01:12:36 Это некоторый принцип. Мы говорили, да, что в Ведах объясняется, что не нужно ни критиковать, ни прославлять. Здесь нужно трезво воспринимать реальность, т.е. есть и то и другое, нужно постараться выйти из игры. Вот это в общем-то и сентиментальность и фанатизм – это признаки игры. И тот, кто сентиментально воспринимает мир воспринимает – он играет и тот, кто фанатично воспринимает мир – он играет. Т.е. нужно вот найти эту золотую середину и видеть реальность такой, какая она есть, продумывать плюсы и минусы. Мы должны понять, что как бы нам не нравился плюс, нужно заранее подумать о минусах. Оставьте денег на обратную дорогу. Как бы не здорово было на фестивале, но всем нужно будет поехать домой, и не надо занимать друг у друга на обратную дорогу. Это очень неприятно для всех окружающих. Это значит, что мы были весь фестиваль с сентиментальным настроением. Оставьте с запасом на обратную дорогу, чтобы вернуться и у вас ещё деньги остались. Потому что это очень неприятно, когда все ходят все время и просят: «Остались деньги? Дайте, а то я что-то всё потратил.» «Ну, молодец! Что ж ты всё потратил-то?»

01:13:53 Поэтому сразу отложите себе и положите в такое место, чтобы не украли. Потому что хоть и кажется, что все вокруг преданные, кошелек может пропасть. Такое происходит время от времени - опять-таки минус. Мы должны просчитывать. Поэтому когда преданные едут в святую Дхаму, они специально такие крестики покупают, знаете? Да, такие на живот. Да, специально. Святая Дхама – святое место. И воры знают, что приезжают сентиментальные люди, которые думают, что все вокруг святое, все святые люди, и в первый же день пропадают кошельки, все деньги. Т.е. будьте действительно трезвыми, т.е. видьте плюсы, но и просчитывайте минусы

Когда необходимо оправдываться?

01:14:50 Вопрос из зала:«Подтвердите, пожалуйста, ещё раз: нигде ни с кем никогда не надо оправдываться -это правда или есть исключения из этого правила?»
Ответ: «Исключения есть всегда, но они должны быть очень редко, они должны быть очень редко. Оправдания – это в общем-тонекоторый сразу признак своей слабости. Сразу признак того, что я защищаю свою идеальность. Я не идеальный, у меня есть проблемы. И даже если вы сейчас увидели не основную часть моих проблем, то они всё равно есть. Поэтому, ну, мне ещё раз показали на мои проблемы. Огромное спасибо. Я пойду в них разбираться. Мы должны, в Ведах говорится, что мы должны защищать философию, мы должны защищать ачарьев, мы должны защищать свои принципы, если на них публично нападают. Т.е. если есть публичное нападение, то вы должны встать, вырвать микрофон и философски разбить все нападения на нашу традицию и ещё бежать им вслед и разбивать дальше до конца, пока они не скрылись из виду.

00:16:06 Но это уже редкий случай, такое редко происходит. В основном наша жизнь – это уровень быта, т.е. нам что-то говорят, мы должны понимать, но мы несовершенны. Раз я кого-то сделал несчастным, раз я кого-то задел, то во мне есть это. Пока у меня есть тело, я буду кого-то задевать. Понимаете? Телом мы всё время кого-то задеваем. В этом теле есть эго. Пока у меня есть эго, я буду кого-то задевать. Поэтому если я не телом задел, то я своим эгом задел. Человек, он волнуется, переживает, начинает нам что-то говорить. Мы должны это признать, но мы его эго задели или повели себя как-то не культурно, нужно было мягче может быть. Ну, так, вот, если коротко.

01:16:53 Поэтому если это реально такие, вот какие-то защитные функции, тогда да, но если это быт, но тогда нужно признать это и извинится, отдать, отдать своё эго. Только благо мы от этого получим, только благо, потому что в нас есть минусы. Если я пытаюсь защищаться и говорить, что во мне минусов нет, тоя сам себя обманываю. Есть у меня минусы, есть. Их много.»

00:17:26 Вопрос из зала:«Но если просто несправедливое обвинение, то как же?»
Ответ: «Нет несправедливых обвинений. Нам кажется, что они несправедливые. Все происходит по плану Господа. Когда мне кажется, что у меня несправедливое обвинение, то если оно действительно несправедливое, меня будут защищать другие. Если я себя защищаю сам, а все остальные стоят и улыбаются вокруг, значит оно справедливое. Очень трудно себе признаться в своих минусах, мы к ним привыкли, они стали нашей частью. Но вот это внешнее воздействие – это милость преданных, оно позволяет вскрыть вот эти наши гнойники, которые мы не хотим замечать. Они под кожей, они может быть глубоко. Если я начинаю об этом реально думать, то я могу очень многие проблемы решить в своей жизни, очень многие проблемы. Поэтому наша первая реакция должна быть - благодарность: «Спасибо!» Вот, мы сегодня говорили – это выход из игры. Т.е. что ждет этот человек, ну, когда он нас обвиняет? Чего он ждет?» Ответ из зала:«Признание. Раскаяние.»

01:18:46Ответ: «Нет. На самом деле он ждет, что мы будем оправдываться. Он ждет эту игру и вступает в эту игру. Мы начинаем оправдываться, а он что начинает делать? Еще больше радоваться и настаивать на своем, и мы ещё больше оправдываемся и начинается склока, драка, визг, вой. Мы вступили в эту игру. А тут он приходит и говорит: «Ты – негодяй». Мы говорим: «Большое спасибо.» [Смех в зале]. И на этом игра закончена. Он уходит вшоке, и мы уходим в шоке, и игры нет никакой, игра закончена.

01:19:20 Благодарность – это выход из игры. Вам плюют в лицо, вы говорите: «Большое спасибо. А можно ещё сюда?» [Смех в зале]. Ударили по одному, по одной щеке, подставь другую. Это трудно понять, потому что, чтобы это понять, нужно выйти из игры. Поэтому не всё это понимают, это сложный аспект. Все так волнуются – это очень сложная часть духовных трактатов. Но если вы будете тренироваться это делать, вы увидите насколько увлекательно выходить из игры. Это выход в другую реальность, это выход в другой мир, вы там увидите других живых существ, это другое видение. Вы вдруг увидите, что есть такие же, которые тоже не играют, и вы узнаете друг друга.

01:20:06 Говорится, что мистические йоги на одной ступени медитации начинают видеть других таких же мистических йогов. На определённом моменте увидят, вот, в Гималаях сидит мой брат, и он ему говорит: «Привет, брат» И тот ему: «О! Привет, брат. Ты тоже уже, да, достиг этого уровня?» «Да. А что ещё делать?» «Вон, посмотри ещё наш брат сидит на Алтае, общину создает.» И мы смотрим туда: «О, и там мой брат.» Т.е. они видят друг друга, они начинают видеть, что у них этот уровень.»

01:20:45 Также и мы, когда мы поднимаемся по этим уровням преданного служения, мы начинаем видеть, что уровни есть, есть этот выход из игры, есть эта серьёзность, мы начинаем узнавать друг друга и хочется дальше развиваться. А когда все играют, когда есть эта игра, то кажется, что это общая масса, имперсонализм и нам это становится неинтересным.

01:29:09 Должна быть лестница, лестница йоги. Мы должны по ней идти, видеть эти ступеньки, вставать на эти ступеньки, а не играть в эту лестницу. Это не эскалатор – не встанешь и не поедешь, нужно реально пройти все эти ступени и будет очень интересно. Вас ждут великие открытия. Будет очень интересно, будет очень интересно. Это тот опыт, который надо получить. Это то, ради чего мы все собрались в сознании Кришны - получить реальный духовный опыт, выйти из игры. Последний вопрос. Давайте.»

01:21:56 Вопрос из зала:«Есть ли связь между чувством вины и самобичеванием?»
Ответ: «Самобичевание и увство вины. Мы говорили, что чувство вины, оно должно переходить в какое-то решение. Оно должно заканчивается каким-то маленьким обетом. Если чувство вины слишком долго продолжается, то это игра опять-таки в Бога, т.е. я вокруг себя кручусь. Мы об этом сегодня говорили, как я вокруг своих проблем кручусь и кручусь и кручусь -я в центре. Если я вижу только свои проблемы, то я себя ставлю в центр и нет этого выхода. Я в центре – я Бог. «Все меня пожалейте. Как у меня все плохо.» Поэтому чувство вины, оно должно заканчиваться огромным энтузиазмом. Это значит, что это было позитивное чувство вины. Поэтому, да, мы должны немножечко повиниться, немножечко так посамобичеваться чуть-чуть, но тут же получить великое вдохновение и перейти на следующую ступень. Поэтому какое-то время можно, но не долго, чуть-чуть. Есть это время раскаяния, но оно должно закончиться великим вдохновением, великим энтузиазмом. Тогда будет всехорошо.

01:23:22 Шрила Прабхупада джай!
Нитай Гоур Премананде Харибол!
Спасибо большое!

транскрибирование: Мария Папулова | Пермь | Россия | 24 May 2014
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 18 July 2014