Отдаление и ограничение
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Пожалуйста, вопросы. Можно начать задавать вопросы. [вопрос из зала не слышно]. Да, раздражают как-то. Вы знаете, преподаватели нашего института (смех в зале). Поэтому, конечно же, отношения с преподавателями других институтов как-то легко строятся. Добрые, прекрасные люди. Учился бы у них и учился всю жизнь. Но пока они не стали вашими преподавателями, они всегда будут добрыми. Поэтому задача идет в том, чтобы выстраивать отношения с преподавателями своего института. С ними всегда некоторая проблема, на то они и преподаватели. [вопрос из зала не слышно]
00:01:39 Чтобы мы не делали, в любом случае это не будет нам доставлять великого счастья. В любой деятельности сейчас есть эффект некоторого наказания. И мы не должны рассчитывать, что мы находимся в каком-то увеселительном заведении. Мы должны понимать, что жизнь или карма, как мы говорим, это вообще-то система, которая должна нас вылечить. Это не увеселительная система. Понимаете, мы не в цирк попали. Жизнь это излечивающая система, это больница. И в больнице никогда не будет очень весело. Это не цирк. Поэтому любая ситуация, которая создается вокруг нас, она всегда немножко грустная. Даже если начинается она весело, то потом мы начинаем подозревать, что всё равно она немножко грустная. Просто знаете, врачи, так сказать, уже научены тем, что пациент, находясь в этом состоянии, видя вокруг себя постоянно эту болезнь и проблему, начинает бояться, переживать. Поэтому врачи обычно создают некоторую эйфорию такую, расслабленность. Все нормально, все хорошо, это мы делали тысячу раз. Это просто очередная операция, никакой проблемы. Все просто, ладно, что ты. Раз и все. Создается такое.
00:03:33 Поэтому, конечно, всё это не является увеселительным заведением. Это явно не увеселительное заведение этот мир. В увеселительных заведениях не болеют, не стареют, не умирают. Представьте себе, что вы приходит в цирк на 2-часовую программу, и за эти 2 часа вы заболели, состарились, умерли. Это явно не похоже на цирк. Т.е. мы ожидаем чего-то другого. Да? Поэтому, конечно же, экзамены в этом мире достаточно серьезные. Достаточно серьезные. У них есть сила излечения. И сила лечения всегда довлеющая. Она всегда немножко неприятна. Конечно же, изо всех сил.. Что такое культура? Культура это умение лекарства завернуть в сладкую оболочку. Да, в сахаре обмакиваем, так сказать, наше горькое лекарство. Поэтому мы должны понимать, что насколько бы оболочка ни была сладкая, в любом случае суть любого процесса в этой жизни это вылечить нас. Вылечить нас. Поэтому, конечно же, будет некоторый привкус горечи. Он будет все равно. Может быть, не на языке раствориться это лекарство. Но в желудке раствориться.
00:05:02 Поэтому, конечно же, ожидания, что все должно быть весело, что все должно быть лучше и лучше, только радостно, и конечно же, без всяких минусов. Все это абсолютная идеализация. Это все равно, что ожидать, что при тяжелой болезни нас будут лечить нашей любимой едой. Мы приходим в больницу, нам говорят: так, значит, на ночь жареная картошка. Целый день – апельсины и мандарины. А в перерывах обязательно мороженое, как можно больше мороженого. Вряд ли будет так. А скорее всего, скажут: есть больше ничего нельзя, только диета. Только кашку манную без масла по утрам. Назначат номер стола какой-нибудь грустный (смеется). Скажут: лежать, не вставать, с родными не видеться. Видеться только с 7 до 8 и т.д. 3 раза в день процедуры. Это делать, это не делать.
00:06:20 Поэтому мы видим, с этого и начинается наша жизнь. Жизнь начинается с того, что нас приучают к какому-то порядку, к какому-то расписанию, к какой-то культуре. Культуре жизни, культуре взаимодействия. Сразу же, с самого детства нас учат заправлять постель, вовремя вставать, чистить зубы, то, се. Т.е. учат каким-то регуляциям с самого рождения. Почему? Потому что если ребенка сразу этому не учить, все. Он не начнет лечиться. Потому что ребенок с самого рождения ничего не хочет делать. Ничего! И чем дальше, тем хуже. Только сначала он ещё не имеет философских идей по этому поводу (смех в зале). Сначала просто нет философских оправданий. Поэтому чем раньше ему прививается эта лекарственная система вообщем-то регуляции, жизненной регуляции. Эта ежедневная регулируемая деятельность, эта радость от некоторой аскетичности в своей жизни. Когда человек не привыкает к регулярному лечению, если он не привыкает, ему все хуже и хуже становится.
00:07:40 Поэтому с течением жизни человек должен углублять свою аскетичность, не уменьшать, а углублять. Углублять. Т.е. он должен больше делать, качественнее это делать. Активнее это делать. Т.е. его активность в следовании правилам, в следовании ограничениям должно увеличиваться, не уменьшаться. Да. Должны возрастать. Например, в детстве мы видим, что у нас нет ограничений, например, по общению с противоположным полом. По тому, что мы едим, особо нет ограничений. Наоборот ребенку говорят: кушай больше, ешь до дна! Наоборот. Но с возрастом мы видим, что все меняется. Кушать уже надо меньше (смеется). Да. Общение надо ограничивать стараться. Да. Уже рано спать не укладывают в постель. Да. Полдника нет, тихого часа нет. Уже на работу, оказывается, надо ходить.
00:09:04 Если раньше ребенок играл в работу. Пойдем, поиграем в того. Тот тут уже не поиграешь. Уже все серьезно. Т.е. ограничения увеличиваются. Это признак разума – увеличивать свои ограничения. И когда ограничения уменьшаются, это глупость. Потому что любое уменьшение ограничений это, в конце концов, опасно. Т.е. вся жизнь построена по одному единому принципу. Посмотрите, в любой системе это проявлено. Например, дорога. Мы видим, дорога очень ограничивающая по своей природе. Очень узкое место. Иногда 2 машины еле разъедутся, все ограничено. Множество знаков всевозможных, правил, люди какие-то стоят, все контролируют. Знаете, права отнимают время от времени. Все. Даже там, где нет ограничений, там что-нибудь нарисовано, через что нельзя переезжать, какая-нибудь двойная линия. Т.е. множество ограничений. Но для чего это все? Для чего? Чтобы мы могли двигаться по этой дороге. Чтобы мы могли по ней двигаться. Вопрос из зала: мне кажется, что я когда еду по дороге, то там множество знаков, так же, как и ограничений жизни. Я понимаю, да. Знаки могут не нравиться. [вопрос из зала неразборчиво]
00:10:51 Да, знаки могут не нравится. Но лучше им следовать. Не понимаю! Я понимаю. Давайте следовать маленькому правилу. Правило у нас на лекции такое. Я отвечаю только на вопросы. Это очень важно. Я пытаюсь донести какую-то тему. Если вы прислушаетесь, то вы поймете, о чем я говорю. Я понимаю, что у каждого своё мнение. И каждый может говорить примерно часов 6 на наболевшее. Да? Но попытайтесь послушать меня. Я как раз именно об этом и говорю. Это очень важно. Если вы сосредоточитесь, то, может быть, за лекций 80 вы поймете, о чем я говорю. Поэтому мы не ставим своей целью сейчас что-то понять. Потому что, поверьте мне, на это уходят десятилетия, чтобы что-то понять. Мы ставим своей целью задать некоторые идеи для размышления.
00:12:00 Идея для размышления у нас очень проста – жизнь дает нам знаки очень серьезными. И мы можем быть циничные и говорить, что знаки повесили ошибочно. Мы можем говорить, что это придумали ограничения межполовых отношений. Мы можем говорить, что это придумали, что нужно соблюдать режим еды, питания, отдыха. Мы можем говорить, что эти ограничения в одежде, можно и голым ходить, никакой проблемы нет. Мы можем говорить, что это придумали – стрижки какие-то, можно и лохматым ходить, никакой проблемы нет. Можем говорить, что это придумали – вовремя на работу приходить и вовремя с нее уходить. Мы можем говорить, что всё это придумали, что детей надо воспитывать, что они итак сами вырастут. Мы можем говорить, что культура это ненадежная система знаков. Однако это единственная возможность в действительность чувствовать себя спокойными, что во всяком случае мы сделали всё, что от нас зависит, следуя этим знакам, чтобы ситуация закончилась благоприятно. Если же мы берем на себя ответственность не оценивать знаки, то, соответственно, в случае того, что произойдет какая-то неприятность, мы будем нести за эту полную ответственность. Полную 100-процентную ответственность.
00:13:26 Поэтому принцип этой жизни это система знаком, система ограничений. Поэтому в любом обществе есть культура. Что такое культура? Это система знаков. Система правил дорожного движения, только расписанная для культуры. И мы можем говорить, что какие-то принципы культуры непрактичны. Мы просто не понимаем еще, насколько они практичны. Мы ещё не попали в эту ситуацию. Мы ещё не попали в эту ситуацию, может, этот знак остался от ситуации, которая была раньше. Но всё равно лучше ему следовать.
00:14:03 Да, в культуре кое-что меняется. Также некоторые знаки иногда остаются какое-то время, их не снимают. Но это вовсе не говорит о том, что это глупый знак. Например, мы вчера обсуждали или когда, уже не помню, то ограничение, что должно быть раздельное образование. Мужчины и женщины должны учиться отдельно. Этот уже знак снятый, его нет. Но это не значит, что он не работает! Он всё равно работает. Хотя уже кажется, что давно нет этой ситуации, давно нет этой идеи или ещё чего-то. Однако знак рабочий. Поэтому если нам кажется, что знак старый, устаревший, это ещё не значит, что он не работающий. Да? Поэтому даже если мы проезжаем мимо неработающего знака, лучше хотя бы вспомнить, о чем он, что он значит, освежить память. Понять, что раньше да, здесь было грустно, на этом повороте. Меняется ситуация.
00:15:08 Поэтому разум это желание слушать об ограничениях. Глупость это желание слушать о чем? О вседозволенности. Этим определяется – развивается человек в сторону разумности или развивается он в сторону глупости. Чем более разумным становится человек, тем больше ему нравится слушать об ограничениях. И он постоянно хочет узнать о новых ограничениях. Скажите, а что ещё можно сделать, чтобы было лучше? Чего ещё можно ограничить? Что ещё можно отрегулировать? Что еще, что еще? Какой ещё есть знак? А вдруг я не знаю какого-то знака. Как же я буду себя вести без знания знаков? Как быть? Поэтому человеку необходима какая-то система координат. Человеку необходима. Жизнь очень разнообразна. Множество поворотов, перипетии, ответвления. И только знаки нам говорят, где мы - на главной дороге или не на главной. Это очень важно знать. Это важно знать? На главной мы или нет? Опасность откуда, откуда помеха, мы должны знать, где мы, кто мы. Где с развилки свернуть, где, что.
00:16:30 Поэтому что делает человек, который за рулем едет? Постоянно смотрит знаки, постоянно. Особенно если незнакомая дорога. Все, уже куда вообще денешься. У каждого человека нужно будет у каждой развилки останавливаться и спрашивать: куда поворачивать, куда? Но если мы хорошо разбираемся в знаках, их достаточное количество, даже если часть из них неработающих, мы как-нибудь выберемся. Поэтому кроме знаков ещё необходим личный инструктор. Сейчас люди не хотят принимать личных инструкторов, гуру, учителей. Поэтому им нужна система навигации, GPS. Чтобы постоянно видеть, где они находятся. Такая очень удобная вещь. Человек постоянно видит, где он находится. Т.е. нужно постоянно знать, где мы находимся. Настолько быстро человек движется, что ему нужно знать, где он находится. Вот это раньше называлось учитель. Тот, кто мог сразу человеку объяснить, где он находится. Какова его ситуация, как он мыслит, куда дальше ехать. [вопрос из зала]
00:17:40 По руке, мы договорились по руке. У меня в Москве штраф 500 рублей, если человек не по руке задает вопрос. На первый раз я прощаю, но очень важно по руке задавать вопрос, ибо это культура лекции. В этом принцип, что нам постоянно нужно знать, где мы находимся и какова система движения. И только ограничения позволяют нам в действительности избегать проблем. Например, яма на улице глубокая, вырыли яму. Что разумные люди делают в первую очередь, которые вырыли эту яму? Они ограничивают её, т.е. ставят ограничитель. Веревочку натягивают, заборчик ставят. Желательно лампочки включить. Если в наше время лампочки не включить, человек пойдет напролом. Ему все равно. Т.е. в наше время нужно какие-то лампочки повесить, чтобы ограничить что-то.
00:18:41 Ограничения, мы тут же можем понять, это благо или вред? Благо! Потому что - что ограничивает от нас? Ограничивает опасность. Факт. Конечно же! Балкон, например. Вы попробуйте сделать балкон без перил (смеется). Вы заметили, все балконы в этом мире с перилами? Никто ещё не сделал балкона без перил. Видели хотя бы один? Да. Вот это очень интересно. Балкон без перил очень интересен. Здесь, слава богу, балконы с перилами, насколько я заметил. Это очень важно. Должен быть ограничитель обязательно. Иначе начинаются проблемы.
00:19:24 Чтобы мы ни делали, должно быть какое-то ограничение. Если нет ограничителя, будет проблема. Т.е. мы просто выломаем дверь, если не будет ограничителя. Т.е. все должно быть очень аккуратно, гладко. Поэтому разумный человек всегда сначала проверяет – есть ли ограничения в какой-то системе. Если ограничения есть, то система более-менее безопасна. Предохранитель должен быть. Нет предохранителя, очень опасно. Факт. Ружье, не поставленное на предохранитель, очень опасно ружье. Лучше поставить. Должен быть! Нет ружья без предохранителя. Не бывает ружья без предохранителя, это очень опасно. Потому что если уже взвели курки, все. Рука может дрогнуть.
00:20:14 Поэтому разумный человек, приступая к какой-то деятельности, вступая в какую-то организацию, строя какой-то план, в первую очередь пытается понять ограничения данной системы. Потому что если он поймет ограничения данной системы, он сможет безболезненно в этой системе развиваться. Он сможет безболезненно идти в этой системе. Вообщем-то сможет достичь цели с наименьшими потерями. Например, то же лечение, с чего мы начали. Не бывает лечения без ограничения. Поэтому доктор нам дает 2 вида деятельности. Он нам дает рекомендации, что нужно делать. И дает рекомендации, что нужно ограничивать обязательно. Если что-то одно из двух не дается, это уже не лечение. Должны быть даны рекомендации, что делать и что не делать. Если это дано, эта система работают. Поэтому, например, мы создаем семью. Должно быть 2 вида рекомендаций. Что в семье человек обязан делать и что он не имеет права делать. Если мы это четко понимаем, если четко расписаны, мы в семье будем счастливы.
00:21:26 Почему человек в семье не счастлив? Потому что он или нарушает какие-то ограничения, делает то, что нельзя делать. Или не исполняет свои обязанности, которые он обязан исполнять. Все, дело вообще, наша совместимость никакого отношения не имеет к счастью в семье. Современная философия привыкла сваливать проблемы в семье на несовместимость. Люди приходят на бракоразводный процесс. Их спрашивают: почему вы разводитесь? Они говорят: мы не подошли друг к другу, мы не подходим друг к другу. Как это не подходите? Очень даже подходили нормально. Да, подходили, даже бежали друг к другу навстречу. Прекрасно все подходило. Как же не подходите? Все подходило прекрасно. Поэтому всё это просто нежелание следовать ограничениям и выполнять обязанности. Т.е. любая система это следование ограничениям и выполнение… Так же, как лекция, например. Лекция это тоже система, которая построена на обязанностях и следовании ограничениям. Поэтому пока мы этому следуем, мы можем присутствовать на лекциях. Перестали этому следовать, вас просто выгонят.
00:22:42 И любой из нас! Если я перестану следовать правилам и ограничениям, меня тоже выгонят. Скажут: достаточно, Вячеслав Олегович, можешь идти домой (смеется). Т.е., например, у меня есть правило, что я должен сидеть лицом к зрителям. Это хорошее правило? Какое-то хорошее, позитивное. Если я буду к вам боком сидеть, вы уже удивитесь. Мы должны сидеть лицом друг к другу. Да. Факт.
00:23:13 поэтому жизнь построена на умении видеть ограничения, знать ограничения, любить ограничения. Любить и увеличивать свои ограничения. Вот это признак разума. Это разумный человек. За него можно быть спокойными. За этого человека можно быть спокойным. Он будет развиваться, все будет хорошо. Будет идти все по плану. Т.е. можно не беспокоиться за человека, который знает правила движения. Во всяком случае, свою ошибку он не совершит. Все будет нормально. Но если у нас нет желания слушать об ограничениях. Люди делятся на 2 категории. И соответственно с этим движение делится на развитие и деградацию. Это желание слушать о правах или желание слушать об обязанностях. Соответственно, как вы думаете, какое сейчас время? О чем хотят слушать люди? О своих правах. Поэтому когда человек любит слушать о правах, любит об этом говорить, любит даже требовать свои права, это значит, что он деградирует.
00:24:27 К сожалению, происходит деградация. Т.к. человек не понимает, что суть движения вперёд это понимание своих обязанностей. Суть движения вперёд это понимание и углубление понимания своих обязанностей. Поэтому, к сожалению, как мы говорили, не может быть правового государства. Не может быть. Потому что правовое государство это деградирующее государство, оно просто развалится очень быстро. Может быть государство, где все понимают свои обязанности. Такое государство может быть. Не может быть организации, где соблюдаются права всех. Может быть только организация, где все следуют своим обязанностям. Потому что если все думают только о своих правах, то все. Никаких ресурсов в этой организации не хватит, чтобы осуществить все желания всех членов этой организации. Нет. Но когда мы в действительности исполняем свои обязанности, это наши права, как мы говорили раньше, естественным образом осуществляются. Мы приводили примеры, что если, например, врач исполняет свои обязанности лечить человека не только на приеме, но и если он на улице увидел упавшего человека, он должен ему помочь. Тогда у нас появляется право получить медицинскую помощь, а не дожидаться на «скорой помощи» 4 часа. Вряд ли она вообще приедет. Вообще приезжает "скорая помощь"? Да? Нет. Сразу всех предупреждаю – "скорая помощь" туда не приезжает (смеется).
00:26:01 Поэтому вся надежда на кого? На тех, у кого есть…На бога, да. Да, но вряд ли он возьмет медицинскую аптечку и придёт к вам. Поэтому надежда на близких. Например, у меня жена, она медсестра. Она в хирургии работала. Он сможет что-то сделать. Она сможет вам кровь остановить, что-то перевязать. Т.е. если у человека хотя бы чуть-чуть есть опыт и он знает, что это его обязанность, то мы получаем право на какую-то защиту. И каждый из окружающих нас людей имеет какой-то опыт. Если мы тоже знаем свои обязанности и стараемся их применять в случае необходимости, все получают право на какую-то защиту. Поэтому вот эта система взаимоотношений, она делает нас достаточно защищенными в какой-то мере. Достаточно защищенными. Потому что фактически сначала мы должны увидеть, как нас защищает культура. Только потом мы сможем увидеть, как нас защищает бог. Сначала мы должны понять это на культуре.
00:27:20 В этом последовательность. Поэтому чтобы получить эту защиту от культуры, нужно самому исполнять свои обязанности. Поэтому мир построен на этих ограничениях. Например, культуру можно понять на примере стакана, очень простой пример. В чем задача стакана? Ограничить рамки для воды. Тогда у нас появляется какое право? Какая возможность? Попить эту воды. Давайте выльем воду сейчас. Мы сможем её попить? Это будет очень странно и неудобно, да? Но простой стакан ограничивает что-то, и воду уже можно пить. Я могу её легко попить. Точно так же и культура. Культура ограничивает для нас рамки этого счастья, этого вкуса. Поэтому если мы принимаем эти ограничения культуры, у нас появляется возможность напиться. Чувствовать себя удовлетворенным, да? В этой даже достаточно плотной ситуации, в тех условиях, в которые мы попали. Но мы заслуживаем того лечения, которое нам дано. Вот тут ошибки точно нет.
00:28:35 Человек постоянно ругается на свою жизнь. Почему у меня такие условия, такие? Если я начну ругаться, что в нашем отделении такое лечение, а вот в отделении на следующем этаже – там другое лечение. Но мы попали в эту палату. У нас такой диагноз. Т.е. нам прописано определённое лечение. И не нужно завидовать больным из другой палаты. У них тоже бледное лицо. Поэтому наша задача всё это делать культурно. Когда мы это делаем культурно, то всё это терпимо, радостно. И даже в какой-то мере становится интересно. Ограничение – оно делает всё это достаточно приятным. Вводит всё это в какую-то терпимость. Потому что факт, в этом мире есть разные места. Когда человек менее культурен, у него появляется возможность попасть в менее культурное. И тогда все грустнее.
00:29:44 Поэтому наше положение в этом мире зависит от того, насколько мы культурны. Поэтому даже достичь какого-то уровня процветания, какого-то уровня здоровья, достичь какого-то уровня благочестия в этом мире можно только соблюдая принципы культуры. Уже как мы этим будем пользоваться – другой вопрос. Но что бы мы не делали, результат придет, только если мы принимаем какие-то ограничения. Нет деятельности, которая бы давала позитивный результат без ограничений. Т.е. ограничения ограничивают от нас горе. Ограничения ограничивают от нас несчастье и страдания. Поэтому человек принимает ограничения.
00:30:34 Если же мы отказываемся от ограничений, то мы добровольно стираем границы между хорошим и плохим, позитивным и неблагоприятным. И будем нести за это соответствующие последствия. Они не замедлят прийти, не замедлят! Поэтому именно так и поступают какие-нибудь гаишники. Что они делают? Они, стоя за знаком каким-нибудь. И этот знак может показаться несерьезным. Например, какой-нибудь «Стоп» или ещё что-нибудь. Обычно человеку лень останавливаться, никого же нет! Все время я вижу эту борьбу в водителе под знаком стоп. Т.е. нужно остановиться и дальше поехать. Но нету никого! Никакого поезда там нет и не было никогда. Заросла эта дорога уже бурьяном. Но за углом стоит довольный человек. И он знает.
00:31:54 Знаете, у нас однажды в Хабаровске была заброшенная ветка. И никогда там не ходил поезд вообще. Просто заброшенная ветка. И однажды что-то произошло, и сорвался вагон и как-то попал на эту ветку, ехал с дикой скоростью. В это время через эту ветку проезжал «Икарус» полный вечером с работы. Ничего не осталось. Все погибли, все до одного погибли. Водитель даже не подумал остановиться. Никогда поезд там не ходил. Но однажды сорвался вагон и все. 200 человек в лепешку. Вы слышали, наверняка. Я там живу. Я мог быть в этом автобусе. Поэтому даже если у нас есть опыт, что этот знак ни о чем не говорит, и что никогда ничего не происходило. На то знаки и придуманы, чтобы нас защищать. На то эти ограничения и даны. Даже если мы всегда на этом месте разворачивались, и ничего никогда не было, нужно быть аккуратнее. Поэтому береженого бог бережет. Люди знают об этом. Всегда лучше немножечко перестраховаться, конечно же.
00:33:15 Потому что все-таки это мир опасностей. Здесь опасности. Поэтому не грех вообще в этом мире следовать правилам. Это дает нам возможность более-менее рассчитать планы на свою жизнь, хоть как-то мы их можем рассчитать. Какой смысл в наших планах, если мы постоянно рискуем? Это и есть азартная игра. Если мы в жизни не следуем ограничениям, наша жизнь превращается в рулетку. Просто в рулетку. Должны быть ограничения. Когда есть ограничения, более-менее все планируется. Можно ставить планы, достигать каких-то результатов. Более-менее у нас есть такая стабильность. Во всяком случае, мы можем приготовить какое-то блюдо из своей жизни.
00:34:06 В каком случае можем приготовить блюдо? Когда у нас есть кастрюли, сковородки, ложки. То, что ограничивает. Кухня. Что такое кухня? Это набор ограничителей. Набор кастрюль это набор ограничителей. И мы с помощью этого можем приготовить что-то. Так же и жизнь. Если мы принимаем какой-то набор ограничителей, мы можем в этих ограничениях чего-то приготовить, чего-то достичь. Поэтому есть в этом какие-то идеи, о которых стоит думать. Например, даже границы, очень интересно. Страны ограничены какими-то подозрительными границами, но границами. Может быть, в большей части эти границы не особенно охраняются. Нам кажется, что они очень охраняются. Но это там, где много людей ходят. Там, где много людей не ходят, там раз в день патруль пройдет. И не особенно напряженно. Служил я на одной границе. Там можно было пешком ходить всей страной туда - обратно. И никто бы не заметил (смеется).
00:35:37 Суть-то не в этом, а в том, что границы даны для того, чтобы мы понимали, что есть разница в культуре. И переезжая через границу, мы должны принимать правила другой страны. Понимаете? Для чего? Это специально дано, чтобы мы понимали, что есть другие правила. Если мы не учитываем другие правила, будут большие проблемы. Если мы приедем в какой-нибудь Сингапур и радостно плюнем на пол или бросим бумажку, это будет стоить очень дорого. Под 1000 долларов штраф выпишут сразу. и все деньги закончатся на поездку тут же в самый первый день. Мы должны знать какие-то правила, ограничения. И в каждой культуре свои правила, ограничения. Поэтому переходя чью-то границу, мы должны следовать новым правилам и ограничениям.
00:36:15 Например, мы к кому-то пришли домой. Дверь это граница. Мы въехали на территорию этой базы. Есть граница. Да? Там даже бегает собака, стоит дядя на будке. Есть какая-то граница, факт. Чужого человека уже не пустят. Если какой-то человек полезет через забор, придут здоровые люди и будут у него спрашивать: дорогой, незнакомый человек! Это я перевожу (смех в зале). Да. Мы тебе очень рады. Но т.к. ты пришел не в дверь, мы будем очень аккуратно тебе объяснять, что ты не прав, если ты сможешь убежать. Если не сможешь, то уже будем объяснять неаккуратно. Т.е. в этом факт. Есть какие-то ограничения. Если мы сами добровольно приняли какие-то ограничения, въехали на эту территорию, мы должны в первую очередь узнать правила поведения на этой территории. Да. В первую очередь правила. Поэтому обычно они должны лежать на столике. Там лежат правила. Кто-нибудь прочитал правила на столике? А кто уже тут много раз и ещё ни разу не прочитал правила? (смех в зале)
00:37:32 Поэтому обычно, я вам открою секрет, правила вывешиваются с внутренней стороны двери. Потому что если они лежат на столике, их никто никогда не прочитает. Если вы хотите, чтобы правило дошло, их нужно на дверь вешать. Причем там писать что-нибудь страшное красными буквами. Да. Вешают обычно такую красивую рамку на дверь, чтобы человек входя и выходя, все время в это носом утыкался. Интересно. Это я просто. Сам принцип. Т.е. человек должен это делать. Если он это не делает, он становится опасным. Его жизнедеятельность может стать неприятной как для него самого, так и для других. Он может быть неприятным. Т.е. это может мешать. Могут быть какие-то ограничения по времени, ещё по чему-то.
00:38:25 Если человек это не знает, нарушает, все, он страдает. Страдает. Поэтому чтобы ни создавали, какую-то систему общения, коммуникации. Как только мы ступаем на какую-то чужую территорию, мы должны тут же понять, чему мы должны следовать. Сразу же понять, чему мы должны следовать. Иначе будем множество проблем. Мы создаем семью. Нас абсолютно не волнует, каким правилам и ограничениям мы будем следовать. Эти вещи не разбираются, абсолютно не разбираются. Никто не сидит и не думает, чему мы будем следовать в нашей семейной жизни, какие у нас будут ограничения, какие у нас будут обязанности. Это не разбирается. Соответственно, потом начинаются проблемы.
00:39:17 Поэтому создание семьи это обсуждение правил и обязанностей. Все остальное это не создание семьи, нет. Это такое развлечение. Правила, правила, факт. Поэтому как бы нам не хотелось не говорить о правилах и ограничениях, однако именно в этом нам все время придется упираться. Потому что мы ещё испытываем в своей жизни какие-то виды неприятностей, да? Какие-то виды проблем. Почему? Потому что мы нарушаем какие-то эти культурные принципы, правила, ограничения своих обязанностей. Мы не только не следуем правилам, ограничениям. Мы не выполняем свои обязанности. Вот в этом таком наборе, некультурном наборе и проявляется вообщем-то проблематичности жизни.
00:40:17 И примерно человек догадывается, начинает об этом догадываться к среднему возрасту. Начинает догадываться. Поэтому это классическая проблема кризиса средних лет, когда человек начинает догадываться. Нельзя так жить, просто так жить нельзя. Нужно меняться, в конце концов. Должно быть что-то по-другому, по-другому как-то должно быть, по-другому. Т.е. человек начинает чувствовать, что он не движется. Поэтому сейчас очень похоже на карусель, которая из машин состоит. Знаете, дети сели на эти машины, на этих лошадей и поехали. И вроде все вокруг крутится, но карусель стоит на месте. И вот к 40 годам человек догадывается, что все вокруг крутится очень активно. Но жизнь стоит на месте. Вот крутится вокруг все очень здорово. Но в реальности концептуальных изменений нет. Т.е. да, весело, можно быстрее крутиться, можно медленнее крутиться. Человек понимает: надо, в конце концов, выйти из этой карусели и начать двигаться по-настоящему, приступать к настоящим изменениям. Но до этого человеку просто хочется, чтобы жизнь была более разнообразная. Т.е. крутиться быстрее. Человек крутится быстрее, но просто одна и та же карусель, не более того.
00:41:44 И когда он приходит к этой мысли, да, ему сначала становится немножко грустно. Это даже можно активировать. Поэтому разговоры о духовном развитии, о саморазвитии, вообще разговоры о разуме сначала всегда веселые, а потом становятся немножко грустными. Все это замечали? Все это замечали, все проходят через это. Почему? Потому что разговоры о разуме развеивают иллюзию этой карусели. Представьте, что вам говорят, что жизнь это просто карусель на одном месте. Это грустно. Но это дает нам возможность что сделать? Встать с этой карусели и наконец-то пойти. Поэтому развитие, это получение знание – оно несет в себе, как и любое лечение, несет в себе некоторый эффект этого лекарства. Немножко горькое оно. Поэтому как лекарство, мы говорили, сначала сладкое растворяется, нам весело. Потом появляется горечь. Потому что лекарство начинает действовать, и мы лечимся. Но потом приходит отрезвление. Мы начинаем видеть дорогу. Мы понимаем, как по ней идти, по этой дороге. Поэтому помните этот синдром получения знания, эти 3 этапа. Потому что все пройдут через них, или уже на каком-то этапе находятся. Это очень интересно. Это я так отвечал на вопрос. [вопрос из зала]
00:43:56 Да, почему нет? Иногда человеку нужно прийти в себя, постоять в сторонке, оценить ситуацию. Для этого, может быть, не обязательно человека куда-то сразу посылать. Может быть, достаточно просто самому отойти в сторонку и оценить ситуацию. Вот это, как мы говорили, умение отдалиться от ситуации и посмотреть на неё более трезво, это хорошая идея. Вообщем-то для этого и предназначен отдых. Т.е. умение отдалиться. Как мы говорили, эта возможность увидеть со стороны, это трезвая система. Трезвая система. Как водитель едет, опять вернемся к разговору с водителем, и он чувствует, что дорогу не узнает. Что он делает? Берет карту. Отдаляется от дороги, встаёт в сторонку и смотрит на карту, где я, что это. Когда он видит опять себя, где он, он опять дальше ехать нормально. Т.е. отдалиться нужно. Нужно перестать смотреть на дорогу, нужно на карту посмотреть, где больше понятно. Поэтому и в нашей жизни иногда происходят такие явления. Мы перестаем что-то понимать, надо отдаляться. Но это должно быть культурно.
00:45:15 Т.е. если мы уже отдаляемся так весело, с громом, с оскорблениями, то, конечно, это уже не отдаление. Нужно спокойно, аккуратно отходить от ситуации, чтобы на неё грамотно посмотреть. Спокойно и аккуратно. Т.е. не стоит доводить себя до такого состояния. Это уже не даст большого результата, такое отдаление. Уже всё равно будет некоторая иллюзорность. Т.е. мы отдалимся, а сознание воспалено. Поэтому мы не увидим истины в воспаленном сознании. Поэтому нужно, не доводя ситуацию до такой агрессивной, отдалиться и посмотреть. Поэтому это умение отдыхать это заложено в системе гармонии. Поэтому йога нас предупреждает, что человек должен отрегулировать свою систему отдыха.
00:46:09 Если система работы и отдыха не отрегулирована, то работать будет очень трудно и отдыхать будет невозможно. Если работа и отдых не отрегулированы, то работа не работа, отдых не отдых. И то, и другое уже не качественное. Но когда они отрегулированы и работа в радость, и отдых приятный. И они дают пользу, приносят пользу. Поэтому мы должны быть аккуратны и понимать, что если до этого дошло, то просто мы перегрелись. Не вовремя отошли от ситуации, не вовремя отдохнули, не вовремя охладились. Т.е. необходимо уметь вовремя остановиться и подумать, в чем дело, прийти в себя. Вообщем-то так жизнь устроена. С некоторыми перерывами. Вот эта прерывистость, эта последовательность дает возможность извлекать пользу из чего-то. Поэтому если мы что-то делаем, мы должны уметь останавливаться. Факт. Это делает очень эффективными наши занятия. Если мы не останавливаемся, толку никакого не будет. Поэтому, видите, мы останавливаемся на обед. Мы утром прочитали лекцию, потом вечером прочитали. Между этим – перерыв. Для чего? Чтобы отстраниться.
00:47:32 Я могу в принципе до вечера читать. Я могу спокойно читать хоть целый день, никакой проблемы нет. Мне есть, что сказать. Факт. Но мы останавливаемся. Для чего? Чтобы отстраниться. Чтобы я подумал, чтобы вы подумали, чтобы все подумали. И тогда потом интересно ещё одну лекцию. Через 4-5-6 часов слушания станет уже неинтересно. Будет уже непонятно, ничего не ясно. Поэтому нужно остановиться и подумать. Когда человек не умеет отдыхать, он будет придумывать себе какие-то механические методы отдыха. Например, курение. Что такое курение? Это признак перегретости человека. Он уже не знает, как остановиться. Поэтому нужно что-то такое физиологическое. Но он должен знать, что это перед тяжелой болезнью. Курение всегда перед тяжелой болезнью. Потому что курение это себя остановить хотя бы на пару минут. Но т.к. это всё равно не останавливает человека, он всё равно дальше думает об этом, размышляет об этом. Он не останавливается. Он хотя бы своё тело останавливает. Он его доводит до этой курилки. И хотя бы просто физически ничего не делает. Но на самом деле он свою активность всё равно не останавливает. Поэтому это признак того, что будет тяжелая болезнь. Человек просто не может себя останавливать.
00:48:52 Если человек умеет отдыхать, ему не курить не захочется, не пить, ничего. Если человек умеет. Если человек не отдыхает, он будет и пить, и курить, и все остальное делать. Потому что это хоть какая-то возможность себя остановить. Вот это мои 3 минуты. Я имею право их поделать. Вот прийти в себя, все. Но если человек просто умеет отдыхать, ему это не требуется. Поэтому пока не отрегулирована система отдыха, бороться с дурными привычками просто не возможно. Т.е. это единственная система как-то выжить в этом мире. Поэтому это в принципе абсолютно понятно. Это какая-то система выживания определённая. Но, конечно же, если мы понимаем суть происходящего, то можно всё это отрегулировать более спокойно. Еще вопросики? [вопрос из зала]
00:50:09 Отдых должен быть не греховный. Не нужно отдыхать, воруя что-то, матерясь с кем-то, напиваясь насмерть. Знаете, как русский человек отдыхает? Он сначала что-то ворует, потом на это наворованное покупает много водки. Потом эту водку он выпивает. Потом идет бить друзьям лицо, да. После этого они очень рады. И пытаются вспомнить, что было вчера. Это не отдых. Это самонаркоз, очень тяжелый самонаркоз неконтролируемый. Поэтому, конечно же, от него толку никакого нет. Отдых это именно отстранение от ситуации, когда мы посвящаем некоторое время восстановлению функций своего сознания, организма, в это же время, дожидаясь, когда мы сможем увидеть ситуацию целиком в своей жизни. Т.е. отдых это когда мы создаем для себя такую ситуацию, для каждого немножко своя будет такая система отдыха. Кому-то больше нужна интеллектуальная разгрузка, кому-то больше физическая, кому-то – и то, и другое. Но принцип в том, чтобы как можно быстрее привести к этому видению ситуации. Как только видение ситуации появилось, отдых закончен, нужно возвращаться. Поэтому кому-то дня хватит, кому-то, может быть, неделю. В зависимости от того, насколько вы уже в этой ситуации заморочены.
00:51:53 Поэтому иногда людям нужно расставаться, чтобы понять, что происходит. Это очень грустно. Иногда нужно увольняться, чтобы понять, почему так плохо на работе. Иногда нужно из страны уехать, чтобы понять, как я в этой стране жил, почему мне так плохо в ней было жить. Поэтому лучше до этого не доводить, а все-таки чередовать регулярный отдых с регулярной работой. Чередовать. Отдыха должно быть достаточно много, насколько вы можете себе позволить. Но четверть от работы, треть от работы это такое достаточно приемлемое явление. Конечно, если человек год работает, у него там 20 дней отдыха, это подозрительно. Не отдохнешь. Поэтому обычно если отдыха мало, то человек не то, что не отдыхает, он себя только раззадоривает. И потом просто ненавидит ту работу, на которую нужно возвращаться. Смысла никакого нет.
00:52:52 Если говорить о нашем рабочем графике о среднем, если человек целый год работает, ему примерно 2 месяца надо на отдых, это минимум. Это реально. Тогда человек приходит в себя. Например, после 1.5 месяца отдыха человеку хочется опять на работу. Т.е. 2 недели это мало. 1.5 месяца. 2 уже даже, может быть, много иногда. Вот 1.5 месяца примерно, человеку хватает. Т.е. он уже устал отдыхать. Но 2 недели, конечно, нет. Поэтому, конечно, насколько можем это отрегулировать, попробуйте отрегулируйте. Т.е. всегда есть возможность отдыха за свой счет. В конце концов, он имеет какую-то идею, в себе несет. Мы можем добавить к оплачиваемому отдыху неоплачиваемый. Но мы должны платить за своё здоровье. Поэтому очень хорошо, если добавить что-то. Поэтому вы сами это почувствуете. Работа должна приносить радость. Если работа радость перестала приносить, пора отдыхать. А лучше отдыхать не тогда, когда работа перестала приносить радость, а до того, как она перестала приносить радость. Чтобы даже не было этого состояния, что работа надоела до смерти. Интересно.
00:54:26 Мама мне говорила такую вещь: так интересно вы там чем-то занимаетесь, я ничего не могу понять, чем вы там занимаетесь. Но я, говорит, делаю позитивные выводы из твоей деятельности. Я говорю: какие выводы? Она говорит: я ни разу от тебя не слышала, что тебя насмерть замучила твоя работа (смех в зале). Она говорит: все мои друзья, все мои близкие, все на работе, все постоянно говорят: как меня замучила эта работа, не могу больше! От тебя это я ни разу не слышала за последние 20 лет, ни разу. Поэтому я делаю хорошие выводы. Я не знаю, что вы там делаете. Да. Но что-то в этом есть. Потому что обычно все так резко высказываются время от времени о том, как замучила работа. Поэтому если, действительно, действовать разумно, то вас работать насмерть не замучает. Вы будете ей радоваться. Даже если это будет тяжело. Это не факт, что будет тяжело. Вы будете отдыхать. Может, вам вообще придется 24 часа работать. И у вас пропадут субботы и воскресенья, как принцип.
00:55:30 У меня вообще нет такого принципа, как суббота и воскресенья, он пропал. Т.е. в субботу и воскресенье я всегда больше работаю. Если для человека это выходной, то для меня это субботник такой бесконечный. Т.е. вообще такого нет. Поэтому может, конечно, и пропасть сам принцип такой регулярности даже. И работа может быть не нормированной. Но если вы все-таки будете регулировать свой отдых, то все будет правильно. Поэтому чтобы ни происходило, пришло мне время отдыхать, я говорю: до свидания, я поехал. И так же день у меня расписан. Я четко знаю, сколько я должен в день сделать. Тогда я себя нормально чувствую. Сам принцип.
00:56:22 Поэтому насколько вы способны это делать, делайте. Т.е. должно быть состояние, состояние называется в психологии – состояние тихой радости. У человека должна быть тихая радость от того, что он делает. Т.е., может быть, не дикая такая, а тихая радость от того, что он делает. Он просто рад, что он находится на этой работе, на этом месте, он рад. Такая тихая радость, состояние тихой радости. Очень важное состояние. Это значит, что отдых и работа сгармонизированны. Тихая радость у человека, что он находится на своей работе. Не то, что он секунды считает до конца рабочего дня, а он абсолютно рад своей работе, своей деятельности. Т.е. не ждите такого прямо дикого веселья. Как мы говорили, это не цирк все-таки. Поэтому на работе будут неприятности, будут трудности, конечно же. На то она и работа, что нужно решать какие-то планы, которые не обязаны осуществляться. Это же наш план, это не план бога. Поэтому чтобы наш план осуществился, нужно очень сильно постараться. Не так это просто. Это наш план. А мы не боги. Поэтому наш план не обязан осуществляться. Поэтому всё это трудно, тяжело, есть какие-то препятствия.
00:57:44 Но работа очень хорошо человеку показывает, кто он есть на самом деле. Поэтому на Востоке говорится, что человек не должен никогда оставлять свою работу. Он должен продолжать действовать в этом мире, потому что это постоянно напоминает ему, что его планы не осуществляются. Это значит, что он не бог. Это очень такое трезвое понимание, потому что духовных законов всего 2. Таких концептуальных. Первое, мы знаем, это закон, что бог есть. А второй очень простой вывод, что это не я. Если первое человек принимает вообщем-то достаточно легко. То со второй частью у него время от времени проблемы возникают, пока он не работает. Если человек перестает работать, у него со второй частью проблемы начинаются. Начинает думать, что он бог, что это именно он или часть его. Что это очень важная часть. Поэтому вы, конечно, маленькие частички, но далеко не боги. И работа нам очень хорошо это показывает, что наши планы не обязаны осуществляться, даже если мы их очень грамотно строим. Очень все хорошо продумываем, всё равно какие-то допускаем ошибки. Это нам напоминает, что да, нужно к себе более трезво относиться.
00:59:21 Я помню, мы печатали одну книгу. Мы печатали, печатали. Корректор раз 5 её проверила, сверху вниз, справа налево, наоборот. И когда мы уже все проехали, я сам её перечитал, мы её издали. Опечатка оказалась на главной странице прямо в названии. Вот все проверили, как обычно (смеется), а вот именно в названии опечатка оказалась прямо на обложке. Поэтому мы должны понимать, что, в конце концов, дело вообщем-то не в том, чтобы идеально совершать свою деятельность или достигать поставленных планов. Дело не в этом. Дело в том, чтобы, в конце концов, понять, что суть в жизни в том, чтобы улучшать наши отношения. Потому что попали мы сюда в эти неприятные условия только потому что мы испортили отношения. Т.е. мир это некоторая система излечения от испорченных отношений. И попали мы сюда, потому что испортили отношения. Поэтому метод решения здесь проблем не уход из этого мира. Это улучшать отношения.
01:00:41 Поэтому нужно это делать со всеми, во всех направлениях. Тогда все будет улучшаться. Потому что причина попадания сюда это ухудшение отношений. Будем улучшать, все будет хорошо. Да? Разобрались? Какие мы серьезные темы затронули.
01:01:29 Да. Потом можно будет сходить на Задорнова. Боюсь, что он тоже расскажет подобное. В этом принцип, что, как я сказал, разум, развитый разум это умение радоваться, слушая об ограничениях. Поэтому когда наш разум будет развиваться, мы все больше и больше будем испытывать радости, когда слушаем разумные ограничения. Нас будет радовать, мы будем просить ещё больше. Поэтому я думаю, что это быстро происходит, никакой большой проблемы нет. В конце концов, это нам уже нравится. Вы же не кидаете в меня помидорами. Может, хорошо, что зима, их нет (смех в зале). Но поверьте мне, далеко не все могут слушать об ограничениях, далеко не все. Поэтому сначала я рассказываю о приятном всегда. Потом всё равно возвращаюсь к ограничениям. Поэтому таблетка всегда начинается с приятной оболочки, но потом всё равно приводит к ограничениям, нужно чем-то полечить. Т.е. просто собраться и повеселиться это можно и в другом месте. Для этого есть дискотеки, вечеринки. Тут итак всего достаточно. Факт.
01:02:53 Но если мы разговариваем, разговор в любой случае должен строиться по плану вхождения в разговор, потом о серьезном, потом выход из разговора. Поэтому все будет нормально. Разговор приносит удовлетворение, когда за разговор что-то решается. Поэтому все приятности, все увеселения, весь юмор – он стоит на страже того, чтобы потом поговорить о серьезном. Факт. Если мы не поговорим о серьезном, это будет просто пустозвонство. Пустозвонство! А пустозвонство вам неинтересно, ибо время уже итак потеряно. А нам много всего надо решить. Хорошо. [вопрос из зала]
01:04:10 Нужно говорить о том, что приятно человеку. Т.е. сначала то, что приятно, а потом правду, да? Сначала о погоде поговорите. Абсолютно нейтральная, не греховная тема. Есть огромное количество нейтральных и абсолютно не греховных тем. Они нейтральные. О жизни, о том, что человеку интересно. В этом нет ничего страшного. Если человеку интересно, можно об этом поговорить, никакой проблемы нет. То, что ему приятно обсудить. Люди не говорят о греховном. Греховность всегда скрывается. Никто вам не будет рассказывать, как он ограбил банк и где он прячет деньги. Как он кого-то оскорбил, как он что-то ужасное совершил. Никто об этом не рассказывает. Поэтому люди, в основном, говорят о чем-то не греховном. Нормально, никакой проблемы нет. Поэтому, обсуждая эти темы, это и есть этикет. Поговорить сначала о чем-то приятном, понятном, не греховном. Знаете, вот – как дела? И человек рассказывает долго о своих делах с интересом. Потому что очень интересно, конечно, всего такого много, всего замечательного. Много есть приятного, о чем можно поговорить.
01:05:45 Вот эта культура это умение поговорить о приятном. Поэтому сначала мы говорим о приятном, потом говорим о серьезном, потом опять приятно расстаемся. Факт. Поэтому, конечно же, так. Никак иначе. Но если мы сразу устанавливаем какую-то систему, не обязательно этому следовать. Например, если мы установили систему лекций, то я не обязан сейчас на каждой лекции 2/3 говорить о приятном, а одну треть – о серьезном. Я могу сразу говорить о серьезном, с самого начала. Поэтому я сразу говорю: в чем вопрос? Т.е. я спрашиваю: что болит? Как врач входит в палату и сразу спрашивает: что болит? Он не разговаривает, а сразу – у кого что? Все нормально? Или у кого-то что-то болит? Что болит? Потому что мы должны решить конкретные проблемы за это время. Сегодня суббота, да? Поэтому сегодня будет праздничная вечерняя программа. Сегодня будут танцы, концерт. Танцы, песни. Будет интересно. Да, я спою (смех в зале). Станцую не я. Другая моя половина станцует. Поэтому мы так по половинке все сделаем, споем и станцуем. Поэтому сегодня будет выход из серьезного.
01:07:27 Еще мы не дошли (смех в зале). Я продолжу в Нижнем Новгороде. Это большой семинар. И, может быть, ещё буду продолжать долго в Москве. Поэтому мы начали эту тему, и мы будем о ней долго говорить. Думаю, лекций 30 получится на тему уважения. Поэтому просто следите за лекциями. Т.е. есть возможность за ними следить. Т.е. я их выпускаю, они выкладываются на сайт. Они в печатной форме выпускаются. Т.е. я продолжаю эту тему. И когда она оформляется, потом мы диск на заводе заказываем. И человек получает. Быстро никакую тему не разберешь. Поэтому насколько мы сможем, насколько мы разберем, никаким семинаром невозможно никакую тему окончательно разобрать. Сразу вам говорю. Поэтому я, конечно же, к этому подойду, да. Подойду. Но насколько мы плотно будем идти, это не от нас зависит. Т.е. все естественно должно происходить.
01:08:33 Мы должны естественно решать те проблемы, которые возникают по ходу дела. В этом принцип. Т.е. принцип это решать то, что сейчас насущно. Поэтому мы какую-то тему затрагиваем. И по ходу обсуждения этой темы решаем те вопросы, которые возникают, насущные. Т.е. какая-то тема вытаскивает из нашего сознания то, что для нас сейчас актуально. И поэтому мы достигаем максимум пользы. На Востоке говорится: если вспомнить о жене, она тут же придет. Вот этот закон работает. Вспомнил о жене, она тут же пришла. [вопрос из зала]. Институт этот называется семья. Да. Вот с детьми о чем говорить серьезно, пока они маленькие? Утютю – много лет. Т.е. о чем серьезно можно поговорить, пока они маленькие? Нет, чистое, 100-процентное такое веселье. Разговоры ни о чем. Так сказать, достаточно много времени уходит на разговоры ни о чем. Достаточно много времени. И так же в семье мы видим, что невозможно постоянно разговаривать о серьезном. Семья как раз и учит тому, что необходимо соблюдать в этом гармонию. Поэтому, конечно же, семья. Нет никакого другого института. Никто не обязан. Нет какого-то специального органа, министерства культуры. Министерство культуры этим не занимается, к сожалению. И я не знаю, как бы оно этим занималось. Разобрались? Хорошо. Большое спасибо. Это была утренняя лекция.