Часть2. Глава 4. Чистая преданность
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Ценности вайшнава
00:00:02Текст третий.
00:00:11нa дханaм нa джaнaм нa сундарим кaвитам ва джaгад-иша камaйe мaмa джaнмaни джaнмaнишвaрe бхавaтад бхактир aхаитуки твaйи
00:00:25«О Господь, я не желаю копить богатство, иметь последователей и красивых женщин, не стремлюсь я и к освобождению. Моя единственная мольба о беспречинном преданном служении Тебе из рождения в рождение».
00:00:46Следует стараться двигаться в этом направлении. Шри Чаитанйа Махапрабху говорит: «Я не желаю никаких денег (на дханам), Мне не нужна никакая популярность или последователи (на джанам), не стремлюсь Я и к обществу красивых женщин (на сундарим). Мне не нужно доброго имени и славы поэта (кавитам ва)». Таков общий смысл этого стиха, однако он был глубоко рассмотрен Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати и Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в их комментариях.
00:01:22Наш Гуру Махарадж объяснял, что в этом стихе богатство, последователи, женщины и ученость представляют долг, богатство, чувственное наслаждение и освобождение (дхарма, артха, кама, мокша). Шрила Бхактивинода Тхакура объяснял, что в данном контексте "богатство" означает достояние, приходящее вследствие следования предписанному долгу. Также это может означать артху, экономическое развитие. Он говорит, что ‘последователи’ указывает на удобострастные физические отношения: жена, дети и так далее. Слово сундарим означает кама, общество прекрасных женщин. А кавитам, – поэтичность, – представляет мокшу, освобождение. Казалось бы освобождение очень высокоценно, но на деле, подобно поэзии, это лишь просто цветистые слова. Освобождение мнимо, поскольку его конечный результат – гибель.
00:02:30Шри Чаитанйа Махапрабху говорит: «О Господь вселенной, Я молю лишь о спонтанной преданности Тебе, не мотивированной стремлением к какому бы то ни было воздаянию. Я хочу лишь быть слугой». Према означает привязанность, любовь. Према означает: «Я буду служить Тебе, в ответ же Ты должен наделять меня ещё большим стремлением служить – дать мне больше энергии и жажды. Моя привязанность к Тебе будет возрастать, – поиск станет находкой; как в ремесле ростовщика, зарабатывающего одалживанием денег под проценты». Так преданный молится Кришне: «Я служу Тебе, а если Ты желаешь меня как-то вознаградить, тогда вложи в меня большее стремление служить, пусть возрастет оно. Где бы я ни родился согласно прошлой карме – я жажду лишь служить Тебе, мой Господь, и молитва моя о служении бескорыстном; взамен я не хочу ничего». Соблазны, окружающие нас с четырех сторон, в общем, подразделяются на четыре вида: деньги, последователи, женщины и освобождение, то есть дхарма, артха, кама и мокша. Так научно представляют градацию различных целей человеческой жизни
00:03:59Однако Шри Чаитанйа Махапрабху говорит: «Меня не прельщает ничто из этого, Я стремлюсь лишь к Тебе, Мой Господь. Я не жажду даже освобождения. Я не прошу у Тебя: “Дай мне, Господи, освобождение, ведь тогда я смогу Тебе лучше служить”». Условия такого рода нельзя применять на Божественном. Вот пречистая мольба: «В соответствии со своей кармой я могу быть птицей, или животным, там, или сям, пусть даже в аду – не имеет никакого значения. Всё моё стремление в одном: я молю, чтобы моя привязанность к Тебе никогда не исчезла; да будет она всегда возрастать!»
Бесконечная культивация бхакти
00:04:48Бхакти, преданность – ахаитуки, беспричинна. Она полностью естественна; в ней нет места другим чаяниям. Кто-то может сказать: «Если стремление всегда будет направлено лишь на увеличение этого стремления – я же никогда не наслажусь плодами!» Но нас интересует наслаждение самоотданием. «Пусть другие наслаждаются за мой счет», – такова основа наслаждения высшего уровня. Преданный думает: «Пусть Кришна наслаждается с другими, все беды я приму на себя».
00:05:28Бхактивинода Тхакур говорит, что когда к несмышленному малышу приходят болезни или злодеи, он не может защищаться. Подобным образом, в начале, когда осознание святого Имени находится в младенческой стадии, преступления и имяхульства могут довлеть. Взрослого осознания ничто подобное не коснется, однако так много оскорблений могут прийти и атаковать неофита!
00:05:57«Святое Имя настолько прекрасно, грациозно и чарующе, – говорит Бхактивинода Тхакур, – пусть же погибну я, приняв на себя все оскорбления, дабы другие могли вкушать Его сладостный нектар». Он хочет пожертвовать собой, подобно тому, как на войне группа смертников, обвязавшись гранатами, прыгала в дымовые трубы корабля. Этот отряд был сформирован во время кампании японцев против Британии, и, когда Гитлер услышал о их бесстрашии, он сказал: «Всё же нам есть чему поучиться у японцев». Так, Бхактивинода Тхакур молит: «Я хотел бы погибнуть, приняв на себя все оскорбления Имени, чтобы другие могли наслаждаться Его нектаром».
00:06:49Молитва Васудевы Датты была схожей: «Спиши грехи всех душ на меня, брось меня в вечный ад, но пусть получат они благо. Дай им любовь к Кришне». Но эти в высшей степени великодушные чувства не привели его к погибели. Сказано: «Умри чтобы жить». Когда мы настолько признательны Господу, что в нас просыпается чувство подобного рода, мы обретаем живое дыхание высшего бытия. Такого наслаждения мы хотим.
00:07:29Это чувство опишет последний стих Шикшаштаки Шри Чаитанйи Махапрабху. Другим примером может послужить случай, когда, желая излечить головную боль Кришны, Нарада отправился к гопи и попросил пыли с их лотосных стоп. Здесь мы видим самоотрицание до высочайшей степени, и в этом вся суть преданности. Сама жизнь преданного основана на жертвенности. Сколько жертвенности, столько и блага. А жертвенность означает «умри чтобы жить». Это мой любимый афоризм. Так сказал Гегель: «Умри чтобы жить». Кришна – величайший потребитель, что известен миру. У нас не должно быть колебаний в предании себя Ему.