Часть1. Глава 3. Друг Падших

20 April 2011
Внутренняя жажда расы. Милость Нитйананды Прабху. Различия навадвипа-лилы и кришна-лилы. Нитйананда Прабху — спаситель падших. Божественная любовь, према. Псевдо-санньяси. Киртана — война против заблуждения, майи.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:37:48 | качество: mp3 192kB/s 52 Mb | прослушано: 1576 | скачано: 466 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Внутренняя жажда расы

00:00:16 Друг падшим. Хотя справедливость обязана выискивать достоинства, милость не имеет подобных ограничений. Божественное милосердие не беспокоится о какой бы то ни было квалификации, но всегда готово возместить слабость и непригодность. Требуется лишь одно – наше искреннее стремление принять милость. В Чаитанйа-чаритамрите говорится:

00:00:53 кршнa-бхакти-раса-бхавита мaтих
крийатам йади кутo 'пи лабхйате
татра лaулйам aпи мулйам экaлам
джaнмa-кoти-сукртаир нa лaбхйате

00:01:08 «Чистое преданное служение Кришне невозможно обрести совершением благочестивой деятельности пусть даже миллионы рождений. Его можно заполучить лишь одной ценой – горячим желанием. Не раздумывая, следует купить его, где бы ни представилась такая возможность.» Достичь Кришна-сознания не помогут ни какие достоинства прошлых рождений; важны лишь стремление и вера. И каково же воздействие Кришна-сознания?

00:01:43 бхидйате хрдайа-грантхиш
чхидйанте сарвa-самшайах
кшийанте часйа кaрмани
мaйи дрштe 'кхилатмaни

00:01:53 «Наша внутренняя жажда расы, блаженства, погребена в сердце, а сердце связано и опечатано. Однако слушание и воспевание славы Кришны срывает печати; сердце пробуждается и раскрывается чтобы принять Кришну – Обитель Надмирного Вкуса, Олицетворенное Блаженство: раса вaи сах, aкхила-расамрта-муртих. Наше сердце ищет благодати, очарования, сладости. И всё это воспринимается сердцем, а не мозгами, поэтому сердцу придается первостепенное значение. Следующей преображается плоскость знания. После соприкосновения сердца с божественной сладостью, все подозрения исчезают: раса-вaрджaм расo 'пй aсйа парам дрштва нивaртате.

00:02:59 Ощутив вкус подлинной благодати (расы), мы избавляемся от сомнений. Вкус Кришна-сознания пленяет сердце, а когда сердце в плену – начинает своё движение према, Поток Восторга Любви. Удовлетворившись, сердце скажет: «Вот то, что я искало!» «Да, – подтвердит мозг, – здесь не может быть никаких сомнений – это высочайшая цель наших исканий. Упразднить все остальное!» И сердце скажет: «Я достигло Божественной Любви, премы – нет ничего выше этого! Прекратить все работы!» Тогда карма закроет свои цеха. Первым результатом соприкосновения с Кришна-сознанием является пробуждение сердца. Сердце очаровано, мозг согласно кивает, а карма, носившаяся по тупиковым дорогам, замирает. Кришна-сознание – это подлинное богатство нашего сердца.

00:04:15 Природа Божественной Милости – распространять себя, не беспокоясь ни о каком законе. Внимание обращается лишь на наше стремление её принять. «Хочешь?» – так предлагают Милость. Мы получим её, если просто согласимся: «Да, это удивительно, это чудесно». Не требуется ничего другого, если наша молитва непритворна. Сделка проста. Если мы хотим – мы получим. Кришна-сознание естественно просто. Не важно: годен кто-то, или нет – его получит любой, кто просто хочет.

Милость Нитйананды Прабху

00:05:02 А как же те, кто не желают принять этот божественный дар? Свою особую милость Шри Чаитанйа Махапрабху раздавал им через Своего самого великодушного посланца – Шрипада Нитйананду Прабху. Нитйананда Прабху не попустит даже тем, кто хотел бы избежать Кришна-сознания. Если кто-то говорит: «Я не хочу этого», – Нитйананда Прабху не попустит. «Нет, – скажет Он, – ты должен хотеть! Очень тебя прошу, прими! Воспользуйся этим, и ты ощутишь ценность Кришна-сознания». Чтобы завоевать рынок, умный торговец может бесплатно раздавать клиентам образцы своего товара со словами: «Берите бесплатно! Не думайте о цене сейчас. Я дарю это. Пользуйтесь, а если почувствуете ценность, пользу моего товара, – покупайте». Тогда впоследствии, каждый придёт купить.

00:06:02 Подобным образом, со смиренным прошением странствовал Нитйананда Прабху по всей Бенгалии. Он стучался в двери Своих покупателей и, взывая, припадал к их стопам: «Пожалуйста, примите это! Не прогоняйте Меня. Пожалуйста, сделайте как я говорю: направьте все своё внимание на Гаурангу – и вы будете несказанно облагодетельствованы. Такова Моя просьба». Со слезами на глазах Он катался в пыли у их дверей: «Вы колеблетесь брать это, но отбросьте сомнения! Умоляю вас: возьмите! Поверьте Мне; пожалуйста, примите Гаурангу!» Так Нитйананда странствовал по обоим берегам Ганги, всюду скитаясь и проповедуя о Шри Чаитанйе Махапрабху. Нитйананда Прабху не желает знать никого, кроме Гауранги. В кришна-лиле Он – Баладева. Внешне, Баладева совершал раса-лилу, однако в сердце – Он лишь устроил раса-лилу Кришны. Знатокам Преданности вся Его натура говорит о полной жертвенности Кришне. А иначе Он не был бы Баладевой. В Нем нет никаких мыслей о Собственном услаждении; каждый атом Его тела стремится устроить наслаждение Кришны. Точно так же, каждый атом тела Нитйананды Прабху есть надмирно-сознательная субстанция и предназначен для служения Шри Чаитанйе Махапрабху.

00:07:48 Однажды Шачидеви, мать Махапрабху, увидела сон: Кришна и Баларама сидят на троне, а Нитйананда убеждает Баладеву: «Ну-ка, слезай! Твои дни прошли! Пришло время занять трон Моему Господу Гауранге!» Баладева возражал: «Ни за что! У Меня Свой Господь – Кришна!» Произошла схватка, однако Нитйананда оказался сильнее, Он стащил Баладеву с трона со словами: «Твои дни прошли. Пришло время Моего Владыки Гауранги. Уходи, узурпатор!» Баладева никак не мог совладать с Нитйанандой, и тот стащил Его с трона. Такова природа взаимоотношений Махапрабху и Нитйананды. Для Нитйананды Прабху не существует ничего Своего, – Махапрабху для Него все и вся. Как Баладева существует ради Кришны, так Нитйананда Прабху существует ради Шри Чаитанйи. Целью нисшествия Шримана Махапрабху было максимально широко распространить Вриндаванское преданное служение. Нитйананда Прабху пел: «бхаджо гауранга, кохо гауранга лохо гаурангер нам / джеи джоно гауранго бхадже сеи амаро пран – поклоняйся Гауранге, повествуй о Гауранге, воспевай Его Имя. Любой, кто поклоняется Гауранге – для Меня дороже жизни». Как только мог, Нитйананда Прабху старался побудить людей принять Шри Чаитанйу. И что же Он говорил? – «Становитесь под знамена Шри Чаитанйи, и вы благополучно достигнете Вриндаваны».

Различия навадвипа-лилы и кришна-лилы

00:09:53 Конечно, Нвадвипа, обитель Шри Чаитанйи Махапрабху, не менее ценна, чем Вриндавана, обитель Шри Кришны. В Навадвипе присутствует та же Вриндаванская раса, просто в ином качестве. Некоторые преданные имеют особое влечение к вриндавана-лиле, некоторые – к навадвипа-лиле; есть также категория преданных, представляющая оба лагеря, однако Навадвипа более великодушна. Во Вриндаване лилы Кришны доступны лишь очень узкому кругу, но в Навадвипе – эти лилы распространяют. Гаура-лила более великодушна, чем кришна-лила. В Чаитанйа-чаритамрите, Кришнадас Кавирадж Госвами так описывает их различие:

00:10:43 кршнa-лила aмрта-сара, тара шата шата дхара
даша-дикe вaхe йаха хаите
сe чaитанйа-лила хайа, сарoвaра-aкшайа
мaнo-хамса чaраха' тахате

00:11:00 «В кришна-лиле мы, вне всяких сомнений, находим высочайшую нектарную расу. Но, какова же гаура-лила? В гаура-лиле нектар кришна-лилы не ограничивается узким кругом, а распространяется повсюду. Она подобна стремящимся во всех направлениях ручьям нектарного потока кришна-лилы.» Наше высшее стремление – достичь служения Шримати Радхарани. Но в начале мы должны обратиться к Нитйананде Прабху через Его явленного представителя, Гуру. Нитйананда Прабху закладывает фундамент, что помогает нам совершать дальнейший прогресс в преданности. Быстрое движение без надежной основы повлечет пагубные последствия, поэтому нашей первейшей потребностью является милость Нитйананды. Такой подход достигает зенита в служении Шримати Радхарани (нитайер коруна хабе брадже радха кршна пабе). Быть восстановленным как нижайший слуга слуги – такова философия Гаудийа Ваишнавизма. Принимать служение, стать единым с Кришной – не наша цель. Мы хотим служить. Подчиненная половина Абсолютной Истины – это негативная энергия, служащая энергия, а господствующая половина – принимает её служение. Наибольшую выгоду мы сможем получить лишь когда, согласно нашей конституциональной природе, мы займем место среди служителей негативной, подчиненной стороны, а никак не считая себя едиными с позитивной, господствующей половиной.

00:12:57 По милости Нитйананды Прабху мы развиваем наше влечение к Шри Гауранге. Если же мы получим милость Шри Гауранги – мы обретем более чем всё. Это наибезопаснейший путь к Радхе-Говинде. А если мы попытаемся достичь Радху-Говинду другой дорогой, все наши усилия неизбежно будут холостыми; если мы обращаемся к Радха-Говинде непосредственно, минуя Шри Гаурангу, мы наткнемся на непреодолимые препятствия. Поэтому, нам следует вложить всю нашу энергию в служение Шри Гауранге, и тогда мы непроизвольно обнаружим себя поднятыми до высочайшего уровня. Прабодхананда Сарасвати Тхакур молится:

00:13:57 йатха йатха гаура-падаравиндe
виндeта бхактим крта пунйа раших
татха татхотсарпати хрдй aкaсмат
радха падамбходжa судхамбхураших

00:14:14 Самозабвенно посвятив себя служению лотосным стопам Шри Гауранги, мы спонтанно достигнем нектарного служения Шримати Радхарани во Вриндаване. Капиталовложение в Навадвипа-дхаму автоматически перенесет человека во Вриндавану. Каким образом он окажется там – не будет известно ему. Но удачливые вкладывают всё в служение Гауранге. И они обнаружат, что всё автоматически поднесено божественным стопам Шримати Радхарани. Она допустит их в Свое сокровенное служение и обеспечит работой. «О, у вас хорошие рекомендации из Навадвипы, – скажет Она. – Немедля Я назначаю вас на это служение». В облике Шри Гауранги, Шримати Радхарани представлена в Своем высшем велокодушии. Но в наши суждения о Играх Шри Гауранги не проникнет ни грана эгоистического сладострастия, поскольку Он явился как саннйаси и как преданный. Конечно, если мы всмотримся в Шри Чаитанйу Махапрабху, мы увидим Кришну в наряде Шримати Радхарани.

Нитйананда Прабху — спаситель падших

00:15:40 Философы имперсоналисты говорят, что когда негативное и позитивное объединяются, они сливаются в нераздельном единстве, однако философия Ваишнавов гласит, что при соединении позитивного и негативного аспектов Бога индивидуальность не исчезает. Скорее, облаченное в негативность позитивное преображается и, в настроении Великого Искателя, начинает искать Себя. По Ваишнавизму, соединение негативного с позитивным не рождает уравновешенность; их динамические черты сохраняются всегда. Объединением Радхи и Говинды является Шри Гауранга, а развить своё влечение к Нему мы можем по милости Прабху Нитйананды. Милость Нитйананды Прабху порой превосходит даже милость Шри Чаитанйи. Чтобы не создавать нежелательного прецедента, иногда Махапрабху не мог принять некоторые падшие души – Ему приходилось считаться с их положением и другими обстоятельствами. Однако милость Нитйананды Прабху не принимает в расчет никаких неблагоприятных факторов, – Его милость щедра и слепа. Он не проводит никакого различия между степенью греховности души. Всеохватна милость Его. И Шри Чаитанйа Махапрабху не может отклонить Его рекомендацию. Нитйананда Прабху укрывал даже отвергнутых Шри Чаитанйей и, постепенно, Махапрабху был вынужден их принять. Поэтому милость Нитйананды превосходяща как щедростью, так и обширностью; она – наше утешение, поскольку Его милостью даже самые падшие души могут достичь той высочайшей цели.

00:17:48 Однажды Шри Чаитанйа Махапрабху сказал Своим последователям: «Даже если вы увидите Шри Нитйананду Прабху с падшей женщиной, пьющим вино в кабаке, знайте: Он выше всего этого. Хотя внешне вы можете видеть Его занятым чем-то низменным – Он никоим образом к этому не причастен. Может казаться, что Он связан со множеством греховных поступков, однако вам следует знать, что Господь Брахма, творец этой вселенной, а также другие возвышенные преданные всегда пред Ним благоговеют. Милость Нитйананды Прабху столь могущественна, что если кто-то просто возьмет кусочек Его каупины и почтительно повяжет на своё тело, он будет спасен от всех беспокойств, причиняемых материальными чувствами». Поэтому мы молим: «Да будет мой ум всегда крепко держаться Твоих святых стоп; Шри Нитйананде Прабху предлагаю я свои поклоны».

00:19:12 Шри Чаитйнйа Махапрабху принял саннйасу ради блага порабощенных майей душ. Он гнался, Он охотился за падшими душами, желая освободить их от иллюзии при помощи святого Имени Кришны, и, как тень, Нитйананда Прабху неотрывно сопровождал Его. Нитйананда полностью отдался делу Махапрабху, Он не мыслил Себя без этого. Поэтому мы должны склониться перед Ним. Шри Чаитанйа Махапрабху был охвачен вкушением сладости радха-говинда-лилы, Он глубоко погрузился в эту реальность, но вместе с этим, Его желанием было освободить все души, чьи сердца изъели навязчивые идеи отречения и стяжательства. Махапрабху наказал Нитйананде: «Ступай в Бенгалию и пытайся спасти их – дай им Божественную любовь к Радхе и Кришне».

00:20:30 Шри Чаитанйа просил Нитйананду распространять Божественную Любовь к Радхе-Говинде, но, не взирая на это, Нитйананда проповедовал о Гауранге. «Для них будет лучше поклоняться Гауранге, – думал Он. – Сначала это поможет им освободиться от оскорблений, а после они непроизвольно получат место в радха-говинда-лиле». Ему было поручено проповедовать Имя Кришны, но Он проповедовал Имя Гауранги. Поэтому, во имя общего блага, мы со всем смирением склоняемся к лотосным стопам Шри Нитйананды: «О Нитйананда Прабху, о Гурудев, милостиво дай мне каплю твердой веры в Шри Гаурангу, кто есть объедененные Радха-Говинда, вкушающие сладость дивного нектара Вриндаванского Блаженнодеяния. Дай же мне каплю веры, чтобы однажды на меня низошла Божественная Любовь и меня допустили в Их обитель».Такова наша мольба. Если мы пренебрегаем Нитйанандой Прабху и Шри Чаитанйей, вся наша надежда на служение Радхе-Говинде будет сплошным вымыслом, абстрактной игрой мысли. Нитйананда Прабху – это луч подлинной надежды для всех падших душ. Он – самая мягкосердная ипостась гуру-таттвы; склоним же пред Ним наши головы, примем в сердца Его святые стопы, и полностью вручим себя Ему.

00:22:15 В духовном царстве Ваикунтхи Нитйананда Прабху присутствует как Санкаршана, Верховный Господь, основа всего сущего. Всё, что только существует, поддерживается Его энергией. Нитйананда Прабху – это изначальный Баладева, Личность Бога. Поэтому рассматривать Блаженнодеяние Нитйананды мы должны с полным сознанием Его Величественного положения, хотя этот Господь странствовал по всей земле, со слезами на глазах катался в пыли и говорил: «Прими Имя Гауранги – и Я буду продан тебе». Несмотря на то, что Нитйананда Прабху ставил Себя в такое низкое положение, о Нем следует судить в свете Его истинного величия. С таким пониманием мы должны предаться Ему.

00:23:03 В различных областях духовного мира Баладева присутствует в различных Своих ипостасях. Сюда же Он пришел со Шри Чаитанйей как Нитйананда Прабху. Истина о Нем исчерпывающе объясняется в Чаитанйа-чаритамрите и Чаитанйа-бхагавате. Его описывают как наслаждающегося Своей жизнью и Играми со Своим младшим братом. Перед этим Нитйанандой мы должны преклонить свои головы. Шри Кришна-према, Божественная Любовь, есть непостижимая сущность, что надмирносладостна и благодатна. Великие святые, отведав её прекрасного нектара, отринули все другие устремления, включая и столь восхваляемое Ведами стремление к освобождению. Поэтому Нитйананда Прабху хоть и не разделим с Баладевой, выше Его. Почему? Он распространяет Божественную Любовь.

Божественная любовь, према

00:24:10 Что же такое Божественная Любовь? Она настолько важна и драгоценна, настолько превосходит все другие достижения, что тот, кто может её дать стоит гораздо выше дающих долг, богатство, наслаждение и даже освобождение (дхарма, артха, кама, мокша). Если мы понимаем, что Кришна подчинен Шри Чаитанйе Махапрабху, тогда конечно же Баларама подчинен Нитйананде Прабху. Во всех остальных отношениях Они сходны, однако когда к Балараме добавляется великодушие, Он становится Нитйанандой. Прежде всего следует понять положение Божественной Любви: великие святые, лишь отдаленно ощутив её аромат, отбрасывают даже освобождение. Определив таким образом положение Божественной Любви, мы поймем, что дающий её стоит гораздо выше даятелей всего остального.

00:25:14 Нитйананда-Баларама выше чем Каранадакашайи Вишну, Сверхдуша совокупных вселенных, выше, чем Гарбходакашайи Вишну, Сверхдуша этой вселенной, и выше, чем Кширодакашайи Вишну, Сверхдуша всех живых существ. И, чтобы распространить Божественную Любовь, этот Баларама пришел сюда как Нитйананда Прабху; пришел не как великий, могущественный и грандиозный, но в человеческом облике. И Он – даятель Гауранги. Вот что свидетельствует о Его величии. Шаг за шагом рассмотрев подробности Его жизни, мы глубже сможем это понять.

00:26:02 Родился Нитйананда Прабху в Экачакре, там же прошло Его детство. Довольные Его чудесными детскими играми, все родители, друзья и односельчане жили в блаженной радости. С самого рождения, Он был благодатью всей Экачакры, и, в такой блаженной атмосфере прошли Его детские годы. Однажды, когда Нитйананда был ещё юношей, к Его дому подошел какой-то саннйаси и стал просить Его у родителей. Этот саннйаси странствовал по различным святым местам, и, в качестве милостыни, просил отдать ему Нитйананду. Саннйаси взял Его с собой, и вместе они посетили практически все святые тиртхи. Говорят, что саннйаси этот был Мадхавендра Пури.

00:27:04 Затем однажды, чувствуя в сердце Своем всепоглощающее блаженство, Нитйананда Прабху понял, что в Навадвипе Гауранга начал Свою санкиртана-лилу. Движимый этим вдохновением, Нитйананда отправился туда. В тот же день Махапрабху сказал Своим последователям:
– Мне приснилось, что необычайно великий человек, восседающий на колеснице под флагом пальмового дерева, – флагом Баларамы, – подъехал к дверям Моего дома и спросил: «Где дом Нимая Пандита?» Два, три, четыре раза, – вновь и вновь попрошал Он: «Где дом Нимая Пандита?»
– Вчера ночью, – продолжал Махапрабху, – этот человек должен был приехать к нам в Навадвипу. Попытайтесь Его найти. Преданные искали и искали, но найти так и не смогли. Тогда Махапрабху сказал: «Что ж, попробую Я».

00:28:24 Сразу же Он направился к дому Нанданачарйи. Когда внезапно Махапрабху, сопровождаемый преданными, появился там, Нитйананда Прабху сидел на веранде. Увидев Шри Чаитанйу, Нитйананда некоторое время пристально смотрел на Него, забыл про всё окружающее и потерял сознание. С той поры Он стал самым близким другом Махапрабху. Когда же Шри Чаитанйа наказал Ему широко распространять Кришна-сознание, Нитйананда начал распросторанять Гауранга-сознание, Божественную Любовь к Шри Чаитанйе. Этот Прабху Нитйананда – спаситель всех падших душ, Он не обращает никакого внимания на степень греховности. Поэтому мы почтительно склоняемся к Его святым стопам.

00:29:22 Однажды, в Джаганнатха Пури между Чаитанйей Махапрабху и Нитйанандой Прабху произошел тайный разговор. Когда же Нитйананда Прабху пошел в Бенгалию и женился, некоторые говорят, что такова была просьба Махапрабху. По нашему мнению, из-за того, что люди так называемых высших классов были проникнуты тщеславием, Махапрабху попросил Нитйананду идти в народ. В целях проповеди Нитйананда был вынужден общаться с людьми очень тесно, поэтому возникла необходимость жениться. В противном случае Его близкое общение с семейными людьми могло повлечь резкую критику чистоты Его отречения. И дабы предотвратить это, Он женился. Он поступил так, поскольку вынужден был идти на хитрость. И это не было Его собственным желанием, скорее всего такова была воля Шри Чаитанйи. Естественно, жениться или нет – для Нитйананды Прабху не имеет никакого значения.

00:30:37 То, как Он познакомился со Своей вечной супругой Джахнави Деви, описывается в Бхакти-ратнакаре. Похоже, что когда Он совершал Свое проповедническое путешествие по Бенгалии, Ему довелось проповедовать в доме Сурйадаса Пандита, отца Джахнави Деви и брата Гауридаса Пандита; в то время Сурйадас уже был последователем Гауры-Нитйананды. Он оказал большую поддержку проповеди Нитйананды Прабху, поскольку его дом был подходящей базой. Сурйадас, отец двоих дочерей, предложил руку своей дочери Нитйананде. В высшем смысле, Шрила Нитйананда Прабху и Шримати Джахнави Деви неразлучны, и, хотя внешне Их брак состоялся по необходимости, в действительности это было частью Их вечной лилы.

Псевдо-санньяси

00:31:35 К сожалению, некоторые так называемые саннйаси пользуются этим примером, чтобы оставить свой обет безбрачия и жениться. В оправдание они ссылаются на женитьбу Нитйананды. Однако, был ли Нитйананда Прабху саннйаси не доказано. В действительности, имя Нитйананда, это имя брахмачари. Суффикс – ананда обычно добавляют к имени брахмачари. Ананда, Сварупа, Пракаша и Чаитанйа – всё это виды брахмачарских имён. Среди саннйаси тоже встречается имя Ананда, однако по отношению к Нитйананде Прабху титул саннйаси не упоминается нигде. Также нигде не упоминается саннйаса-гуру Нитйананды Прабху, хотя мы знаем, что Его дикша-гуру был Мадхавендра Пури, Гуру Адваиты Прабху и Ишвары Пури.

00:32:35 Нитйананда Прабху известен как авадхута. Авадхута не означает саннйаси; так называют личность, не слишком заботящуюся о своих внешних действиях, и порой поступающую вразрез с общепринятыми нормами. Когда возвышенную личность видят занятым чем-то низким, его называют авадхутой. Подразумевается, что он выше всего этого, хотя внешне может делать что-то недостойное. «Ава» означает низость, а «дхута» означает, что он можем либо удалить, либо очистить.

00:33:17 Цельный посох саннйаси (экаданду) Нитйананда Прабху сломал натрое; это означает, что принимая отреченную жизнь, саннйасу, мы должны получать не одну, а три данды, что символизирует посвящение служению Господу тела, ума и речи. И Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада, вдохновленный этим поступком Нитйананды Прабху, посвящал своих последователей в триданда саннйасу, что резко отличалось от традиционной в Бенгалии экаданды. Практика триданда саннйасы бытовала в Южной Индии среди Ваишнавов Рамануджа сампрадаи, а Шрила Бхактисиддханта утвердил её для современной эпохи.

Киртана — война против заблуждения, майи

00:34:09 У Нитйананды Прабху был весьма своеобразный подход. Его стратегией было спасать самых падших. Подобно Наполеону, чьей хитростью было атаковать сильнейшие позиции врага, Нитйананда хотел захватить наиболее греховных. Мы привыкли думать, что святой, как правило, удирает от мира майи и отправляется в уединенное место, где поселяется в пещере и медитирует. Обычно индийские святые проповедуют: «Оставьте всё, идите в уединенное место, идите в джунгли, отыщите себе пещеру и постигайте Бога». Но не таков был наш Гуру Махараджа. Подобно Махапрабху и Нитйананде, он хотел атаковать майу, и, как великий полководец, объявил тотальную войну против майи и даже против всех других существующих религиозных представлений. «Почему существуют эти ошибки и заблуждения? – думал он. – Всё принадлежит Кришне. Это так ясно, просто и сладостно. Как можем мы думать: «Это мне, а это Ему»? Как можем мы допустить существование таких заблуждений? В атаку!

00:35:41 Киртана – значит проповедовать против заблуждений. Как солдаты, вы должны ходить от двери к двери и проповедовать Кришна-сознание, интересы Кришны, концепцию Кришны. Если они поймут, что всё существует ради Кришны, они спасутся. Эта истина проста и ясна. Почему они должны оставаться в неведении? Попытайтесь заинтересовать их, спасите их из мира ошибок и заблуждений, в котором они сейчас так страдают от возмездия». Так что мы ничего не боимся. Ваишнав, любящий уединенную жизнь, однажды спросил у нашего Гуру Махараджа: «Почему вы живете в Калькутте? Это место Сатаны, здесь постоянно идут битвы за эгоистические интересы. Уходите отсюда, отправляйтесь в святую Дхаму». Однако Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур специально выбрал Калькутту: «Я предпочитаю представлять убеждения Махапрабху в максимально оскверненном месте», – отвечал он. По этой же причине он хотел послать людей на Запад. «Восток зачарован блеском западной цивилизации, – говорил он, – поэтому первой нужно сокрушить ее. Тогда её привлекательность исчезнет, и весь мир присоединится к походу Божественной Любви Шри Чаитанйи Махапрабху». Это был тот же дух, с которым Нитйананда Прабху собирал падшие души этого мира, стремясь привести их к лотосным стопам Шри Чаитанйи Махапрабху.