Часть1. Глава 2. Таинственное воплощение

20 апреля 2011
Спор Гопинатха и Сарвабхаумы. Шри Чайтанйа открывает Себя Сарвабхауме.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:20:30 | качество: mp3 192kB/s 28 Mb | прослушано: 218 | скачано: 208 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Спор Гопинатха и Сарвабхаумы

00:00:08 Таинственная ипостась. Приняв саннйасу, Шри Чаитанйа Махапрабху поселился в Джаганнатха Пури, где обратил в Ваишнавизм величайшего ученого того времени Сарвабхауму Бхаттачарйу. После встречи со Шри Чаитанйей, ученый муж Сарвабхаума вопрошал своего тестя Гопинатху Ачарйу об аватаре нынешней эпохи Кали. Раньше Гопинатха жил в Навадвипе и считал себя последователем Шри Чаитанйи. Сарвабхаума, по-своему, хвалил Махапрабху как прекрасного человека и великого ученого.
– Мне Он очень нравится, – говорил Сарвабхаума, – однако я не думаю, что в таком юном возрасте было разумно принимать саннйасу, отреченную жизнь. Впереди у Него еще такая долгая жизнь; как сможет Он сохранить достоинство отречения? Я не хотел бы оставаться безучастным, – мне Он очень нравится. Дабы, привлекшись чарами мирских удовольствий, Он не подмочил Своей репутации, нарушив обеты саннйасы, я буду помогать и покровительствовать Ему.

00:01:25 Гопинатха с трудом терпел эти напыщенные назидания. Он сказал Сарвабхауме: – Этот красивый, очаровательный, ученый юноша привлек твоё внимание и ты хочешь покровительствовать Ему дабы сохранить чистоту Его жизни. Уж не думаешь ли ты помогать Ему? Что означают твои слова? Знаешь ли ты, что, в действительности, Он – Богонисшествие этой эпохи? Он – аватара века Кали; в Навадвипе Он провозвестил йуга-дхарму – нама-санкиртану и Его явление упоминается в Писаниях.

00:02:04 – Нет, нет! – возразил Сарвабхаума, – ты разговариваешь не с доверчивым простолюдином. Не думай, что ты можешь говорить что попало, а я буду тебя слушать. Меня так просто не убедишь – я крепкий орешек. Но что ты говоришь? Не существует никакой кали-йугаватары. Согласно Вишну-сахасра-наме Махабхараты, одно из Имен Вишну – Трийуга, – нисходящий лишь в трех эпохах. Это означает, что, помимо Калки, в Кали-йугу нет инкарнации Господа. Калки же является лилаватарой, – Богонисшествием Игры, но никак не йугаватарой (эпохальным нисшествием).
– Ты считаешь себя большим ученым и очень гордишься этим, – ответил Гопинатха, – но, хотя ты проштудировал все Писания, Махабхарата и Шримад-бхагаватам являются главными шастрами для следующих духу религии, а ты их так и не постиг. Затем Гопинатха Ачарйа процитировал отрывки из Бхагаватам и Махабхараты: кршнa-вaрнaм твишакршнaм, сувaрнa вaрнa хeмангo. Так он подтвердил свою точку зрения. Здесь конкретно говорится об аватаре века Кали. Он явился, чтобы распространить нама-санкиртан. Не человек Он, а Сам Кришна, Верховный Господь.

00:03:43 – Нет, нет, – возразил Сарвабхаума. – Уходи. Занимайся своим делом. Не думай, что ты можешь поучать Меня. Так они спорили. Позднее, Сарвабхаума Бхаттачарйа сказал Шри Чаитанйе Махапрабху: – Я хотел бы научить Тебя философии Веданты, что поможет Тебе поддерживать стандарт отречения. Я научу Тебя, что этот мир – ничто и Ты никогда не почувствуешь желания вернуться к мирской жизни.
– Хорошо, – ответил Махапрабху, – ты Мой покровитель. Я буду делать все, что ты скажешь. В любое, удобное для тебя, время, Я буду приходить к тебе и изучать Веданту.

00:04:34 Потом Гопинатха Ачарйа говорил Шри Чаитанйе: – Сарвабхаума говорит так потому, что он не ведает о Твоей подлинной сущности, о Господь.
– Почему ты наговариваешь на Него? – ответил Махапрабху. – Он Мой покровитель. Он одноклассник Моего отца, поэтому он так добр ко Мне. Лишь по доброте своей Сарвабхаума выставляет себя Моим покровителем и заботится о Моем благополучии. Я не нахожу в нем ничего плохого. В течение нескольких следующих дней, Шри Чаитанйа Махапрабху слушал от Сарвабхаумы Бхаттачарйи Веданту.

Шри Чайтанйа открывает Себя Сарвабхауме

00:05:18 Сарвабхаума говорил, а Махапрабху, как послушный ученик, безмолвно слушал, – выглядел Он очень смиренным. Однако после семи дней обучения, учителя посетили сомнения. Он думал: «В чем дело? Я – большой знаток Веданты и логики, на пределе используя свой интеллект, изо всех сил пытаюсь представить Ему внутренний смысл Веданты, но не наблюдаю в Нем никакого отклика. Он лишь невозмутимо внимает моим словам, прям как глухонемой. Я не могу сказать что Он не понимает меня, ведь ум Его очень проницателен. Несомненно это так; тем не менее, Он не высказал никакой оценки, никакого замечания. Он не задает вопросов и по Нему не видно – уразумел Он что-либо, или нет. Никакой реакции. Чем же я тогда занимаюсь?» Терпение Сарвабхаумы лопнуло. Он спросил Господа напрямик:

00:06:38 – Вот уже более семи дней я объясняю Тебе внутреннее значение Веданты. Многие саннйаси приходят ко мне изучать её, однако у Тебя не возникло пока еще ни одного вопроса касательно моих речей, моего объяснения. Ты хранишь странное, непонятное мне молчание. В чем причина? Тогда Шри Чаитанйа Махапрабху открылся:
– Сарвабхаума, – сказал Он, – все твои объяснения основываются на философии Шанкары, однако Я слышал, что Шанкара, по указанию Господа, скрыл подлинный смысл Веданты. Вйасадева, – автор Веданты, – чистый теист; все же, что говоришь ты, основано на атеистических воззрениях. Сарвабхаума не был глуп. Он понял: «Весьма учтивым образом, Он хочет дать понять, что все мои объяснения – фикция. В поте лица, я объясняю Ему Веданту вот уже семь дней, а теперь Он открывает Свое истинное лицо и говорит, что все, что я растолковываю – ложь. Что Он несет?» Немного поколебавшись, Сарвабхаума все же очень мягко спросил:
– Ты говоришь, что все, что я разъяснял Тебе последние семь дней – безосновательные измышления. Можешь ли Ты тогда дать правильное понимание? Если все это ошибочно, то каков же истинный смысл Веданты?

00:08:21 Смиренно, Шри Чаитанйа Махапрабху отвечал: – Раз уж ты требуешь Моего объяснения Веданты, Я попытаюсь. Сутры, – афоризмы Веданты, – блестящи сами по себе. Правильное прочтение сутр направляет к Парабрахману, к Кришне. Так Шри Чаитанйа Махапрабху начал Свое объяснение. Он сказал, что Шримад-бхагаватам является подлинным толкованием Веданты. Об этом свидетельствует Гаруда Пурана.

00:08:56 aртхо 'йам брахмa сутранам
бхаратартха-винирнaйах
гайатри-бхашйа рупo 'сау
вeдартхах парибримхитах

00:09:06 «Шримад-бхагаватам раскрывает подлинный смысл Веданта-сутры. И, хотя очень сложно выделить истинное значение ста тысячи стихов Махабхараты, – этой великой истории мира, – чтобы прояснить их подлинный смысл, был явлен Шримад-бхагаватам. Матерью всего ведического знания является Гайатри мантра, Шримад-бхагаватам же, дает самую суть Гайатри наиболее полноценно. В Шримад-бхагаватам также можно найти дополнительные истины Вед». Поэтому Веданту следует толковать согласно изложенным в Бхагаватам истинам. Лишь так можно понять её подлинный смысл. Когда Шриман Махапрабху затронул Шримад-бхагаватам, Сарвабхаума, будучи ученым пандитом, не мог отрицать законность этого Писания. – Да, мне также нравится Шримад-бхагаватам, – сказал он. – В особенности, я очень люблю один замечательный стих. И, чтобы восстановить свой пошатнувшийся престиж, Сарвабхаума начал объяснять атмарама-шлоку:

00:10:19атмарамаш чa мунaйo
ниргрантха aпй урукрамe
курвaнтй aхаитуким бхактим
иттхам-бхута гунo харих

00:10:31 «Даже освобожденные души, достигшие полного внутреннего удовлетворения, покоряются наидивнейшими качествами Шри Кришны и посвящают себя Ему в беспримесном самопредании». Сарвабхаума объяснил этот стих девятью различными способами, а Махапрабху, как и ранее, безмолвно внимал. Закончив объяснения, Сарвабхаума посчитал, что теперь его положение, до некоторой степени, восстановлено. Все же, из вежливости, он спросил Шри Чаитанйу: – Доволен ли Ты моим объяснением? Если Ты можешь пролить немного больше света на этот стих, я готов Тебя выслушать.
– Если ты приказываешь Мне, – ответил Шри Чаитанйа, – Я попытаюсь. Затем Он дал одиннадцать различных толкований стиха, не затронув ни одного из девяти приведенных Сарвабхаумой.

00:11:38 Слушая эти объяснения Шри Чаитанйи, Сарвабхаума постепенно стал понимать, что его положению – конец. Гордости – конец. Изумленный, он думал: «Этот юноша – не обыкновенный человек. Посредственный интеллект не в состоянии развенчать мои аргументы. Проигнорировав все мои попытки объяснить этот стих, Он привел одиннадцать удивительных истолкований. Что такое? Он привел такие последовательные, неопровержимые, богоцентричные и красивые объяснения, что все, что я объяснял с большими усилиями и энергией, осталось далеко позади. Ни какое человеческое существо не в состоянии превзойти мои толкования. Никакой человеческий интеллект не пересилит моего. Его объяснения совсем другого рода. Мне нечего сказать. Однако я слышу их от этого юнца? Что такое?» Вся уверенность Сарвабхаумы стала постепенно улетучиваться и он пришел в смятение. Он вспомнил, как Гопинатха Ачарйа убеждал его в божественной природе Шри Чаитанйи. «Так объяснять все человеку не под силу, – думал Сарвабхаума, – Это нечто сверхъестественное». Тут Шри Чаитанйа явил Сарвабхауме Свое духовное положение:

00:13:16 Кришна, объединенный с Нараяной. Сарвабхаума, в трансе, взирал на все это, пал к Господним стопам и полностью лишился чувств. Очнувшись, он увидел, что юноша по-прежнему сидит на том же месте как ученик, в великом смирении.
– Могу я сегодня идти? – спросил его Шри Чаитанйа.
– Да, да... ступай. Господь ушел, а Сарвабхаума продолжал сидеть. Спустя некоторое время, опомнившись, Сарвабхаума подумал: «Что я видел?! Четырехрукого Нарайану, а затем Кришну, играющего на флейте! Я не был побежден человеком – в этом моя отрада». В сознании Сарвабхаумы произошли сильные изменения и он сочинил два стиха:

00:14:24 вaирагйа-видйа-ниджa-бхакти-йoга-
шикшартхам экaх пурушах пуранaх
шри-кршнa-чaитанйа-шарира-дхари
крпамбудхир йас там aхам прападйe

00:14:40 «Я предаюсь лотосным стопам Шри Кришны Чаитанйи Махапрабху, кто подобен океану милости. Он есть изначальная Личность Бога – Кришна и низошел Он, чтобы научить нас истинному смыслу знания, назначению отречения; Он преданности пришел нас научить».

00:15:04калан нaштам бхакти-йoгам ниджaм йах
прадушкaртум кршнa-чaитанйа-нама
авирбхутас тасйа падаравиндe
гадхам гадхам лийатам читта-бхрнгах

00:15:20 «Пусть же шмель ума моего в лотос стоп занырнет глубоко Шри Чаитанйи, кто есть Верховный Господь – Кришна Собственнолично. Явился Он чтобы возродить путь беспримесного самопреданья, который пришел в запущенье подвергнувшись времени влиянью». В этих двух стихах Сарвабхаума Бхаттачарйа выразил, что Шри Чаитанйа Махапрабху есть Сам Верховный Господь.

00:15:55 Ранним утром следующего дня, прихватив немного прасада из храма Джаганнатхи, Махапрабху примчался к еще лежащему в кровати Сарвабхауме. – Сарвабхаума, как прекрасен этот прасад! – гласил Господь. – У него такой неописуемый вкус. Пожалуйста, прими его. Я специально принес его тебе.Чтобы принять из рук Махапрабху прасадам, Сарвабхаума поднялся с кровати и, даже не совершив ритуального ополаскивания рта, почтил его. По традиции, перед принятием утреннего прасада, брахмана пандит очищает рот, омывается и возносит различные молитвы. Однако когда Махапрабху пришел и лично предложил ему прасад – что оставалось делать Сарвабхауме? Ему пришлось его почтить.

00:16:52 – Нам доводилось вкушать так много разностей, – сказал Шри Чаитанйа Махапрабху, – гхи, рис, сласти, пряности – нам знаком их вкус; но уж это – поистине чудесно. Его касались уста Самого Господа Кришны. Это чрезвычайно удивительно и нектарно. Затем Сарвабхаума с огромным воодушевлением съел весь прасад и начал произносить мантры:

00:17:28шушкaм парйушитам вапи
нитам ва дура-дeшaтах
прапти-матрeнa бхоктавйам
натра кала-вичарана

00:17:41 «Прасад Шри Кришны следует принимать сразу, едва получив; не считаясь ни со временем, ни с местом и даже если прасад высохший, несвежий, или привезен из далекой страны».

00:17:56нa дeша-нийамaс татра
нa кала-нийамaс татха
праптам aннaм друтам шиштаир
бхоктавйам харир aбравит

00:18:09 «Воспитанный человек принимает прасад Шри Кришны без малейших колебаний, сразу после получения. Не существует никаких правил относительно времени и места. Таково указание Верховного Господа». Он принял прасад. Господь обнял Своего слугу и, охваченные радостью, они начали танцевать. Они танцевали, а признаки экстаза играли их телами: испарина, дрожь, струение слез... Охваченный экстатической любовью, Шри Чаитанйа Махапрабху говорил: – Сегодня Я покорил весь мир, ведь обращен такой великий ученый – Сарвабхаума Бхаттачарйа. Теперь его вера в маха-прасад настолько сильна, что он принял его не посчитавшись ни с какими ритуалами Вед. Воистину, это успех моего дела!

00:19:17 С того дня Сарвабхаума Бхаттачарйа не признавал ничего, кроме лотосных стоп Шри Чаитанйи, а толковать Писания мог только согласно идеям преданности. Увидев, что Сарвабхаума стал последователем Шри Чаитанйи Махапрабху, Гопинатха Ачарйа восторженно хлопал в ладоши и пустился в пляс.
– Ну, Сарвабхаума, что ты теперь скажешь?
– Гопинатха, ты настоящий друг! Ведь именно благодаря твоему великодушию я принял милость Шри Гауранги. Таким был его ответ.