Часть2. Глава 5. Владыка царства любви. Глава 6. Жажда совершенства. 7. Навеки без Тебя

20 апреля 2011
Концепция бога-Кришны. Родительские отношения с Богом. Молитвенное настроение вайшнава. Спонтанное влечение к Кришне.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:25:49 | качество: mp3 192kB/s 35 Mb | прослушано: 132 | скачано: 196 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Концепция бога-Кришны

00:00:02Текст пятый.

00:00:10aйи нaнда-тануджa кинкaрам
патитам мам вишатe бхавамбудхау
крпайа тавa пада-панкaджa-
стхита-дхули-садршам вичинтайа

00:00:21«O сын Нaнды Махараджa, я — Твой вечный слуга, но из-за собственной кармы я пал в ужасный океан рождений и смертей. Прими же эту падшую душу и считай меня пылинкой у лотосоных стоп Своих».

00:00:45В этом стихе Шри Чаитанйа Махапрабху молит: «О Господь, пожалуйста, заметь меня; я хочу получить доступ в мир Твоего милостивого взора. Я не знаю, что будет благом для меня, поэтому я надеюсь на Твою заботу. Пожалуйста, прими меня; пусти меня к Себе. Ты мой хранитель. Я хочу жить под Твоей защитой».

00:01:14Но кто Он, Господь? Мы наслышаны о разных представлениях о Боге, но здесь мы пришли к прекрасной концепции Бога – концепции Кришны, сына Махараджи Нанды. Ее можно найти только во Вриндаване. Однажды, близ Матхуры, Шри Чаитанйа Махапрабху повстречал великого ученого духовидца Рагхупати Упадхйаю. Произошла беседа и Махапрабху спросил его: «Кого мы хотим видеть своим владыкой? Кто является конечной целью нашей жизни?» Рагхупати ответил:

00:01:58шрутим aпарe смртим итарe
там aнйe бхаджaнту бхавa-бхитах
aхам иха нaндам вaндe
йасйалиндe парам брахмa

00:02:12«Перерождений страшащиеся пусть следуют шрути; кто хочет другого пусть следуют смрити; мой же ориентир – Шри Нанда Махарадж, во дворе чьего дома Верховная Абсолютная Истина в облике малыша Свои Игры являет»

00:02:33В системе варнашрама-дхармы, – системе ведического социального долга, – в большинстве своем люди руководствуются смрити, законами Вед. Так, с небольшим оттенком богоугодности, они заняты выполнением относящихся к телу обязанностей. Те же, кто не потакают телесным потребностям, кто пытаются превзойти жизнь наслаждения и эксплуатации, обычно принимают руководство Упанишад, поскольку высшие советы даются именно в них. Рагхупати Упадхйая говорит: «Мне нет дела до всего этого, но я чувствую нужду следовать зову сердца. Я не слишком обращаю внимание на логику и интеллект; я считаю, что подлинная благодать связана с сердцем. А сердце мое всегда влечет к Нанде Махарадже, отцу Кришны. Авторитеты провозглашают Кришну Высшей Абсолютной Истиной, а Он ползает по двору Нанды Махараджа, поэтому, подлинную Реальность я нахожу там».

00:03:40Как привлек Нанда Махарадж Высшую Абсолютную Истину? В Шримад-бхагаватам, преданный царь Парикшит спрашивает юного святого Шукадеву Госвами:

00:03:53нaндах ким aкaрoд брахмaн
шрeйа эвaм мaходайам
йашoда чa мaха-бхага
папау йасйах станaм харих

Родительские отношения с Богом.

00:04:03 «О постигнувший Брахман! Ты всегда погружен в царство исключительного сознания; в тебе не найти ни следа мирской объективности – ведь ты пребываешь в субъективном мире духа. Твое сознание никогда не влечет к этому объективному миру. И ты говоришь, что Кришна – Высшая Абсолютная Истина. Я вопрошаю тебя, о учитель мой: какому долгу следовал Нанда, какое осознание он имел, что Абсолютный Господь был с ним в таких близких взаимоотношениях, – явился как его сын и ползал по его двору? Кажется, что Он подвластен Нанде. Что это такое? Как замечательно и удивительно всё! Как это возможно?

00:04:55Йоги, риши, великие ученые и подвижники, – все говорят, что видение высшей цели своих надежд и устремлений случается лишь очень редко и кратковременно. Они не в состоянии удерживать своё внимание на том плане в течение долгого временного периода. Как же возможно, что Высшая Субстанция сидит на коленях Яшоды и сосет её грудь? Если все же это реально, если все это возможно, то как же мне не привлечься тем методом, что награждает такой близостью с Высшим Сущим?»

00:05:34В своей молитве Рагхупати Упадхйая выражает подобное настроение. Он говорит: «Не хочу я погрязнуть в искушенных словопрениях и размышленьях над Писаниями; просто хочу я предаться Шри Нанде и его приближенным. Пусть запишут мое имя в отряд, где Нанда – командир».

00:06:02Упражнениями с энергией (карма) мы можем достичь хорошего положения; лишенный веры в плодородие кармы, воздымая своё сознание, может стремиться к освобождению (джняна). Но если мы постигаем разрешение жизни с помощью экспертов того наивысшего духовного царства, с помощью подобных Нанде и его окружению, мы сможем прийти в Страну Беззаветной Любви.

00:06:30Моя вера, мой религиозный здравый смысл говорят, что, если я вижу эту Высшую Абсолютную Истину, кто так труднодоступен, и нахожу Его реальным, конкретнобытным и близким, обращающимся прямо к моему сердцу, – чего ради я должен заниматься чем-то сумасбродным? Я прямо обращусь к цели моего искания. Если кто-то скажет мне, что мое ухо оторвал ястреб, должен ли я объявлять охоту за ястребом, даже не проверив ухо, – вдруг оно невредимо? Коль уж я могу быть близким с Абсолютной Истиной, зачем мне носиться сломя голову то туда то сюда? Если я вижу, что Абсолютная Истина милостиво низошла ко мне со всем Своим очарованием, и, что краса Его – не тайна, – множество великих личностей были очарованы Им, – должен ли я гнаться за фантасмагорией медитационистов, абстракционистов и отрешенцев? Никогда.

Молитвенное настроение вайшнава

00:07:36Это здравый смысл. Прямое понимание открытое авторитетами заключается в том, что Кришна, сын Нанды, – Всевышний. Поэтому, поднявшись до этого эталона, мы можем просить: «О сын Нанды, Кришна, властитель Страны Любви, я взываю к Твоей доброте. Я Твой слуга. В глубине души, я чувствую: между нами есть какая-то связь. Я подчинен Тебе, но, так или иначе, – я в беде. Я чувствую, что во мне живет множество врагов, которые стремятся забрать меня от Тебя, и я не могу отдать Тебе все своё время. Но в то же время, в глубине души я чувствую: Ты – мой владыка; Ты для меня – всё и вся. Без отношений с Тобой мое сердце не познает отрады. Поэтому я взываю к Тебе: я – в беде; я страдаю, и без милости Твоей мне нет выхода из этой темницы».

00:08:44Здесь сказано: «Я чувствую, что моя связь с Тобой не вечна, – иначе не было бы никакой разлуки. В отличие от аватары, я не являюсь Твоей полномочной частью». Все остальные ипостаси Всевышнего суть Его полномочные части (свамша), однако джива – лишь фрагментарная представительница Его энергии (вибхиннамша). В Бхагавад-гите Кришна говорит, что живые существа суть Его вечные неотъемлемые частицы. Душа исходит из пограничной знергии: кршнeра татастха-шакти, бхeдабхeда пракаша

00:09:21Душа есть атомарная фрагментарная частица Господней энергии как то солнечный луч. Но здесь преданный молится: «Никак не являюсь я неотъемлемой частью тела Твоего; я даже не луч, – положение мое скорее походит на гранул песка, на крупицу пыли. И я даже не частичка луча, который исходит из сияния тела Твоего». Таким образом, от нашего имени Шриман Махапрабху показывает, что прошение наше должно быть таким: «Не могу я позволить себе питать мысли об обладанием удачей считаться неотдельной частью Тебя. Я – отделенная часть, но я также хочу Твоей милости. Пожалуйста, будь добр ко мне... я прошу о милости как об особом даре. Прими меня на любых условиях с Твоей стороны – пусть даже мое положение будет нижайшим. Хоть это позволь. Считай меня пылинкой у лотосных стоп Твоих. Такова моя мольба».

00:00:41Текст шестой.

00:10:44нaйанaм галад-aшру-дхарайа
вaданaм гадгада-руддхайа гира
пулакaир ничитам вaпух кaда
тавa намa-граханe бхавишйати

00:10:57«О Господь, когда же слезы ручьями будут течь из глаз моих? Когда голос мой прервется в экстазе? Когда же волоски на теле моем станут дыбом при пении Твоего имени Святого?»

00:11:19Этот стих говорит об уровне, когда молитва преданного услышана, и он получил место в Господней обители. Теперь его запросы не имеют предела. Хотя он – в безопасности, его молитва вновь просит о дальнейшем продвижении. Поначалу он стремился лишь к незначительному положению пыли у подошв лотосных стоп Кришны. Затем пришел дар. Прикосновение святых стоп Кришны низошло на пыль и, теперь она преображена будто силой волшебной палочки. Непроизвольно приходит более великое, высшее требование.

Спонтанное влечение к Кришне

00:12:01Преданный думает: «Что такое? Я молил лишь сделать меня пылью у подошв Твоих стоп, но, что за чувство теперь переполняет меня? Я – земная пыль, ты же – Высшая Абсолютная Истина. Однако самим касанием Твоих лотосных стоп, пыль превратилась в безмерную и непостижимую сущность. Я изумляюсь – как так преобразился я? Теперь я нахожу в себе прошение о большей близости. Сначала я жаждал служения, но сейчас, силой волшебных свойств Твоих лотосных стоп, эта надежда превратилась в спонтанное влечение (рага марга)».

00:12:51Спонтанное влечение может относиться только к Кришне, – никак не к Нараяне или Рамачандре. Кришна означает: «Тот, кому поклоняются привязанностью и Божественной Любовью». Он – повелитель благосклонности, центр привязанности и любви. Всё представление души о преданности вмиг изменилось лишь прикосновением лотосных стоп Кришны, и она облагодетельствованна запросом ещё большей близости; любовь более великая и привязанность более глубокая низошли слугу облагодетельствовать.

00:13:32Слуга возошел до такого уровня самопосвящения, что его молитва изменилась. Он думает: «Что это? Я не в силах удержать слезы. Они текут не переставая, а, когда я воспеваю Твое, о Господь, Имя, я теряю всякое самообладание. Какое-то воздействие иного порядка движет мной, нарушая мое нормальное мышление и устремления. Я ощущаю себя посреди иного плана бытия... Я нигде... Я потерял контроль над собой; я стал марионеткой в руках неведомых сил.

00:14:18Мои устремления влекут меня в какие-то другие места. Теперь я не хочу просто быть Твоим Слугой на расстоянии; соприкоснувшись с волшебной палочкой Твоих лотосных стоп, я ощущаю в себе перемену стремлений. Я вижу, что так много преданных заняты служением Тебе и воспеванием Твоего Имени... увидев это мои надежды возросли.

00:14:48Я хочу быть поднятым до их положения. Я смутно представляю себе его, но сейчас моя горячая молитва о том, чтобы меня допустили туда. Соприкосновение с Тобой вселило в меня зту надежду. Я хочу быть использованным Тобой. Играй мною как Тебе нравится. Сердце мое томится по таким отношениям с Тобой. Когда с этим чувством я воспеваю Твое святое Имя, я обнаруживаю, что мои былые представления изменились, – мое новое устремление – эталон спонтанной любви. Подними, же, меня в тот мир Твоей Божественной Любви и благосклонности!»

00:15:44Текст седьмой.

00:15:50йугайитам нимeшeнa
чaкшуша правршайитам
шунйайитам джaгат сарвaм
гoвинда-вирахeнa мe

00:16:01«О Говинда! Без Тебя весь мир пуст. Слезы из моих глаз льются дождем, а мгновение кажется вечностью».

00:16:16Иногда этот стих переводят следующим образом: «О Говинда, без Тебя, каждое мгновение я переживаю как двенадцать лет или даже более». Слово йуга иногда переводят как «двенадцать лет». Некоторые преданные говорят, что причина этому в том, что Шри Чаитанйа Махапрабху испытывал интенсивное чувство разлуки Радхарани с Кришной в течение двенадцати лет. В словаре санскрита говорится, что йуга означает двенадцать лет. Это одно понимание. Другое значение – эпоха, или век. Йуга также может означать безграничный отрезок времени. Шри Чаитанйа Махапрабху говорит: «Мгновение кажется бесконечностью. Из глаз Моих дождем льются слезы. Сезон дождей влечет за собой большие паводки, и, сейчас Мне кажется, что глаза Мои затопила вода. Видимое стало невидимым для Меня. Я настолько отдален от окружающего, что не в состоянии что-либо видеть. Ум Мой охвачен столь сильным внутренним влечением к Центру Безграничного, что, куда бы Я ни глядел, – не вижу ничего. Все кажется пустым, поскольку Я чувствую: Говинда покинул Меня.

00:17:46Такое странное чувство во Мне; ни что больше Меня не интересует. Все внимание Мое захватил Говинда; захватил до такой степени, что Мне чуждо все окружающее. У Меня нет ничего, никакого сознания. Я ушел в какое-то другое место, – к Безграничному. Во время засухи, все реки и ручьи испаряются. Мир газов поглощает воду. Нигде не найти ни капли воды. Мое состояние похоже на это. Вся привлекательность исчезла настолько, что осталась лишь пустота. Мои чувства, ум, все Мое существо захвачены, притянуты Всепривлекающим, Всечарующим, Всесладким Господом Шри Кришной, кто есть Прекрасная Реальность».

00:18:43Иногда кажется, что промежуток между встречей и разлукой подобен бесконечному ряду эпох. Преданный думает: «Я утратил память обо встрече с Кришной столь давно...» Его воспоминания очень слабы и неотчетливы: «Когда-то я встречался с Кришной, но я чувствую, что это было так давно, – будто неизмеримые века прошли с той поры. Однажды некое смутное воспоминание посетило меня, но сейчас оно ушло, похоже навсегда». Преданный ощущает очень сильное разочарование, безысходность. Таковы стандарты безграничного мира. Расстояние между небесными телами мы измеряем в световых годах, – такой же стандарт используется и в надмирном чувстве. Как дерзки мы, что затрагиваем вещи столь возвышенные – мы не компетентны для этого.

00:19:59Вначале преданный думает: «Если меня возведут до служения такого уровня, мои сердечные чаяния осуществятся. Моя жажда будет утолена и я почувствую некоторое облегчение и довольство». Однако растущая преданность приводит его к совершенно неожиданной жизни. Такова природа Божественной Любви: как только капля этого лекарства нисходит к жаждущему пациенту, больной считает себя выздоровевшим; в действительности же его положение весьма опасно.

00:020:37Он думает: «Увидев непрестанно плачущих преданных, чьи тела покрывают мурашки, а голоса прерываются в пении Имени Кришны, я был зачарован. Их состояние привлекло меня и я подумал, что, достигнув подобного, я почувствую настоящее удовлетворение. Но вот, это произошло, – и что я чувствую? Совсем противоположное». Получив подлинное соприкосновение с Безграничным, он чувствует отчаяние. «Нет пределов совершенствованию, – думает он. – Наоборот, чем ближе подхожу я к Безграничному, тем более чувствую себя безнадежным». Чем более мы продвигаемся, тем более мы будем осознавать беспредельность, и, ощутив это, мы почувствуем отчаяние, однако не сможем повернуть обратно. Дороги назад нет – мы можем идти только вперед. Таков дух истинного преданного.

00:21:46Обнаружив бездонность будущего, мы не сможем оставить путь; в отчаянии мы будем думать: «Передо мной – нектар высочайшей пробы, но не могу я отведать его – ни коснуться, ни зажать в кулак. Несмотря на это, его очарование столь сильно, что я не в силах высвободиться из-под этих чар. Вдали от него даже небольшой промежуток времени кажется миллионами лет».

00:22:17Преданный думает: «Ох... долгие, долгие века прошли – всё равно я в нужде. Я хочу обрести это, но не могу обрести, а время летит! Время также бесконечно. Неисчислимые реки слез рождаются в моих очах; потоки слез бегут из глаз и омывают тело, однако цель моих устремлений по-прежнему недосягаема. Мой ум полностью пуст. Я не вижу своего будущего. Во мне нет никакого влечения к чему бы то ни было еще, что может излечить это больное тело. Я не вижу никакой возможности прибегнуть к чему-то другому. Все альтернативы – прочь! Я безнадежно пленен Кришна-сознанием, любовью к Кришне. Если хоть кто-то может прийти мне на помощь – помогите же! Я потерян. Я безнадежен.Если есть кто-то, кто в состоянии мне помочь, пожалуйста, помогите...»

00:23:36Шри Чаитанйа Махапрабху говорит, что когда мы охвачены любовью к Кришне, мы не способны оставить её – наша жажда возрастает, а удовлетворения нет. Наше положение поистине ужасно. Пробуждающееся в сердце стремление к Кришне движется так. Когда преданный действительно приходит в соприкосновение с Кришной, его положение становится всеотрицающим, но единостремительным. Все его внимание сосредоточено на Кришне.

00:24:10В этом стихе Шри Чаитанйа Махапрабху описывает, как преданный продвигается далее, пробуждает высшую концепцию Кришны, а затем, глядя на столь, казалось бы, близкого, но недоступного Кришну перед собой, переживает такого рода разлуку. Чем дальше преданный преданный продвигается, тем более безнадежным становится его чувство. Этот высочайший совет Шри Чаитанйи Махапрабху помогает нам настроиться на такое сильное чувство разлуки. Он говорит нам: «В Кришна-сознании вы потеряете себя. Что произойдет? Вы – капля, и вас – бросает в океан. В океан Божественной Любви».